<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  4. Перечислите показатели эффективности менеджмента.
 
  Глава 22 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
  § 1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 
  Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства фирмой. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
  Основное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и внедрение новых видов продукции становятся приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяют все остальные направления ее развития.
  Инновационный менеджмент предполагает:
  разработку планов и программ инновационной деятельности;
  наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
  рассмотрение проектов создания новых продуктов;
  проведение единой инновационной политики;
  обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
  обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
  создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.
  На характер и направленность инновационного процесса влияют четыре основные группы факторов.
  1. Информированность о нововведениях. Вероятность "проникновения" новшества в организацию и его внедрение зависят от числа новшеств, о которых известно организации, а также от оценки их эффективности. Информированность частично зависит от качеств работников предприятия, отчасти от наличия процедуры поиска новшеств.
  Будет ли конкретное новшество внедрено, зависит от правильности постановки проблемы и оценки эффективности предложенного новшества. Чтобы новшество было одобрено, оно должно восприниматься как способ устранения отклонения от намеченного или ожидаемого результата.
  2. Внешняя подконтрольностъ - это степень, в которой фирма зависит от внешней среды или несет ответственность перед внешними системами. Известной формой такой зависимости является потребность в заемных средствах, кадрах, клиентуре, которые организация получает из внешней среды.
  3. Резервные ресурсы - те, которые еще не задействованы на другие цели. Наличие у фирмы резервов играет важную роль в увязке нововведения и проблемы. Все новшества требуют затрат на внедрение, некоторых ресурсов. Резерв может быть в наличии либо специально создаваться.
  4. Организационная структура. Такие переменные, как централизация, формализация, сложность, интегрированность, открытость, оказывают влияние на восприятие и осознание организацией проблем, поиск средств их решения и само принятие решений.
  Нововведение часто выступает как необходимость, и в том случае, если признано, что без нововведений не решить возникших перед предприятием проблем, его осуществление неизбежно. Но в то же время к нововведениям надо подходить с достаточной осторожностью. Следует понимать, что всякое нововведение ведет к нарушению устойчивости системы, вызывает в ней внутреннее напряжение. Специалисты в области инноватики отмечают наличие определенного противоречия между функционированием организации и ее изменением. Функционирование предполагает циклическое воспроизводство каких-то действий, результатов. Оно может быть эффективным только в том случае, когда оно регулярно и стабильно. Стабильность целей, состава, структуры, системы организации есть важное условие ее функционирования. Всякое же нововведение хоть на какое-то время "сбивает" функционирование, изменяет его параметры и таким образом нарушает равновесие в системе. Противоречие между целью и стабильностью системы и ее изменениями называют инновационным. Разрешение его, сохранение стабильности системы возможно через искусное, поэтапное осуществление инноваций, так, чтобы система, меняясь в одних своих элементах, сохранялась как устойчивое образование в других.
 
  § 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ИННОВАЦИИ
 
  Процесс внедрения нового продукта состоит из нескольких этапов. Охарактеризуем их.
  1. Систематизация имеющихся идей:
  сбор информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающей от подразделений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, служб маркетинга, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);
  сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, определения степени и размеров риска;
  сбор информации о целевых рынках, долгосрочных тенденциях их развития.
  2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта, определение возможностей практической их реализации:
  выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий;
  соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития;
  определение патентной чистоты будущего изделия.
  3. Анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга:
  техническая разработка продукта, в процессе которой идея приобретает вид конкретного проекта;
  определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества и потребительских свойств;
  оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж, определение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции, сроки окупаемости новой продукции;
  наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции: технологических, машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового персонала, финансовых; сроки освоения новой продукции и выхода с ней на рынок; анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой продукции, разработка программы маркетинга по продукту.
  4. Создание нового продукта:
  разработка конкретной программы создания нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям организации;
  создание образца и проведение технических испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.);
  определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.
  5. Тестирование на рынке:
  тестирование на ограниченном рынке в течение трех месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и др.);
  выбор оптимальных каналов реализации;
  выбор средств и методов рекламы;
  организация технического обслуживания.
  6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:
  коммерческое обоснование нововведения - объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров; известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;
  производственные возможности фирмы - использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;
  финансовые возможности - общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты на расчетный период;
  соответствие нормативным показателям - стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции;
  обеспечение патентной защиты нововведения.
 
  § 3. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
 
  Инновационная политика выступает, во-первых, как средство реализации общей хозяйственной политики предприятия и, во-вторых, как средство решения его оперативно-хозяйственных задач. Она ориентирует деятельность фирмы на те направления, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укрепление экономического потенциала фирмы.
  Разработка инновационной политики предполагает решение следующих вопросов.
  1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и активным воздействием на потребителя. Реализация ее требует больших затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных, прикладных наук и опытно-конструкторских работ, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. Характерной особенностью современного этапа такой политики является то, что конкуренция фактически начинается на этапе НИОКР и разработки новой продукции.
  2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. Предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо на следование за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов-аналогов с более высокими технико-экономическими показателями либо имитации продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае фирма не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять сливки, пока рынок не насыщен. Вместе с тем предприятие должно быть ориентировано на изыскание новых возможностей применяемых новинок.
  3. Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемых конкурирующими фирмами.
  Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности деятельности с учетом необходимости снижения издержек и совершенствования технологии производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на относительно невысокие издержки производства благодаря использованию стандартизированных частей и деталей при выпуске модификации изделий.
  Инновационная политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик уже освоенной продукции и реализовываться на основе составления программ освоения новых изделий и технологических процессов. Она может предусматривать выпуск усовершенствованной продукции, созданной на основе собственных разработок товаров - аналогов новинок, появившихся на рынке, или заимствования научно-технических достижений других фирм путем приобретения лицензий, "ноу-хау", а также выпуск продукции на основе межфирменного кооперирования, получения компонентов и деталей новой конструкции, обеспечивающих модернизацию изделий, улучшение их технико-экономических характеристик.
  Ориентация производства на выпуск изделий с улучшенными свойствами, отличающихся новизной благодаря модернизации конструкции, не требует крупных ассигнований на НИОКР, а предполагает непрерывное совершенствование конструкторской базы, работы дизайнеров и инженеров.
  Модификация изделий может происходить за счет внесения незначительных изменений, повышающих удобство пользования, внедрения в заранее определенные сегменты рынка, где они не будут иметь аналогов (модификация применительно к конкретным рынкам).
  4. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках, требует решения вопроса о целесообразности сохранения (и на какой срок) налаженного производства продукции по традиционной технологии или перехода на новую технологию. При этом важное значение имеет определение степени морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же товара на различных рынках.
  Правильная инновационная политика имеет для предприятия важное значение, поскольку позволяет сконцентрировать ресурсы на наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятельности. Политика должна обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление выпускаемой фирмой продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения НИОКР, освоения продукции, внедрения ее в массовое производство. Речь идет как о затратах на такую деятельность, так и о сроках реализации намечаемых работ. Реализация инновационной политики осуществляется путем разработки программы НИОКР, в которой формулируются конкретные цели и пути их достижения. Такие программы способствуют наращиванию научно-технического потенциала фирмы для последующих нововведений.
 
 
  § 4. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИННОВАЦИИ
 
  Управление процессом инновации представляет собой сочетание различных функций (маркетинг, планирование, организация, контроль), каждая из которых направлена на решение специфических и разнообразных вопросов. Оно охватывает не только производство, но и НИОКР, сбыт, финансы, коммуникации, то есть все стороны деятельности предприятия.
  Приведем перечень наиболее актуальных проблем и задач, которые Обычно рассматриваются и решаются менеджментом продуктовых инноваций при выходе на рынок с новым продуктом.
  1. Исследование рынка нового продукта (потребители, емкость рынка, эластичность желаемого спроса по цене продукта, предпочтения потребителей в отношении качественных параметров продукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, дополняемость и заменяемость нового продукта по отношению к другим продуктам и услугам и т. д.). Выбирают целевые сегменты рынка для нового продукта и его модификации, а также стратегию продвижения продукта к потребителям (методы ознакомления покупателей с продуктом, сертификация, реклама, работа с Клиентами).
  2. Прогнозирование длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта. На основе прогноза принимают решения о размере и характере создаваемых производственных мощностей, оптимальном объеме капиталовложений, методах амортизации специального технологического оборудования, выборе между покупкой и арендой оборудования, типах и сроках трудовых контактов с привлекаемыми работниками, степени их переквалификации и т. д.
  3. Определение способов продажи нового продукта - выбор посредников того или иного типа, организация фирменной торговли, продажа через оптовые торговые предприятия.
  4. Исследование конъюнктуры рынков ресурсов (материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов), необходимых для производства и продажи нового продукта, с целью выяснения их доступности, прогнозирования стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудшения, удорожания ресурсов.
  5. Подбор субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для нового продукта комплектующих изделий, оборудования, оснастки (при необходимости - изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание совместных предприятий, вхождение с ними в партнерство и т. д.).
  6. Проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного и (или) рискового продукта.
  7. Комплексный анализ затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования (краткосрочного и долгосрочного) объемов выпуска, цен и контрольных цифр по ценам закупки ресурсов и операционным расходам.
  8. Оценка эффективности и планирование инновации как инвестиционного проекта с использованием критериев ее ценности, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений.
  9. Анализрисков, определение методов их минимизации и страхования.
  10. Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта - планирование, финансирование и мониторинг инновационного проекта, внутренний и внешний венчур.
  11. Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта - лицензии, трансферты дочерним фирмам, командировки специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследование и разработки, научно-техническое сотрудничество и прочее.
  Если новым является не продукт, а процесс (технология, организация производства и управленческого процесса), менеджмент инноваций решает аналогичные проблемы и задачи с той лишь разницей, что определяющим является не создание нового рынка для новых продуктов, а возможность с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта. Таким образом, основным в менеджменте инноваций выступает подход к инновациям с позицией перспективности на рынке.
  В современных условиях резко повысилась роль инновационных стратегий, поскольку именно нововведения определяют все остальные направления развития фирмы. Это вызывает необходимость освоения специфических инструментов управления нововведениями, стимулирования новаторских усилий, поддержания коммуникаций, создания партнерства в сфере нововведений, а также в системе "наука - производство - сбыт - послепродажное обслуживание". На первый план выходит необходимость кардинального изменения подходов к использованию кадров, что предусматривает организационную культуру, построенную на мотивации, поддержание и совершенствование творческой атмосферы, создание дееспособных команд, поиск и стимулирование творческих людей.
 
  § 5. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
 
  Общество регулирует ход инновационного процесса в целом и по отдельным отраслям путем разработки и проведения в жизнь соответствующей инновационной политики, целью которой является прежде всего доведение научно-технических разработок до практического использования.
  Применительно к АПК в инновационном процессе участвуют сельскохозяйственные научные и учебные учреждения, органы управления производством, обслуживающие и внедренческие формирования различных типов, непосредственно сами сельскохозяйственные товаропроизводители.
  Существуют различные методы и направления проникновения в производство научных достижений и передового опыта. Базовыми направлениями являются подготовка кадров специалистов, руководителей и работников массовых профессий в вузах, техникумах, школах.
  Не менее важные направления - деятельность органов управления на всех уровнях с соответствующей системой информации, рекламы, пропаганды научных разработок, а также инициатива самих производителей научной продукции, то есть научно-исследовательских организаций.
  Все эти направления очень важны, но они относятся к категории пассивных.
  Активным направлением развития инновационного процесса в современных условиях является организация внедрения научных достижений в производство.
  Внедренческая деятельность - ответственная часть научно-технической деятельности в любой отрасли, а в АПК особенно. Рыночные отношения настоятельно требуют существенного развития внедренческой сферы, которая представляет собой связующее звено между наукой и производством.
  В результате инновационной политики в АПК происходит существенная модернизация производства на основе научных достижений. Этот процесс объективный и постоянный. Он своими корнями уходит в те времена, когда сельское хозяйство было примитивным и основывалось на природном факторе.
  Интенсификация сельского хозяйства немыслима без научно-технического прогресса. Примитивное ведение отрасли, основанное на ручном труде и живой тягловой силе, постепенно заменялось более совершенными методами как технически, так и технологически. Работникам сельского хозяйства, родившимся в начале века, суждено было видеть, как постепенно, но принципиально меняется производство - от сохи к плугу, от лошади к трактору, от серпа к комбайну, от канцелярских счетов к компьютеру. Эти преобразования - результат инновационного процесса.
  Объективный характер инновационного процесса проявляется в том, что в нормальных условиях он не может быть остановлен и даже заторможен. При этом должна быть сформирована соответствующая инновационная политика государства, заинтересованного в интенсификации и индустриализации производства, повышении его экономической эффективности.
  Однако с переходом к экономическим реформам и коренному изменению общей политики государства по отношению к АПК положение резко изменилось. Аграрная реформа, поставившая сельскохозяйственных товаропроизводителей в тяжелейшее экономическое положение, не только затормозила инновационный процесс, но и привела в катастрофическое состояние всю научно-инновационную сферу АПК. Спад уровня производства, связанный с падением продуктивности в растениеводстве и животноводстве в течение последних лет, значительно превысил темпы его подъема, которые наблюдались в 70-80-х предреформенных годах. Причем это падение характерно для всех регионов и абсолютного большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от форм собственности и хозяйствования.
  В научно-инновационной сфере наблюдается катастрофическое падение инновационной активности на всех уровнях. И это закономерно, так как связано с комплексом причин социально-психологического, экономического и организационного характера.
  Социально-психологические причины падения инновационной активности в АПК включают "шок" всех непосредственных исполнителей, имеющих отношение к инновационному процессу. Реформирование производства, шоковая терапия в финансово-экономической сфере, неподготовленный и обвальный передел собственности, политическая нестабильность, угроза распада предприятий создали у работников на всех уровнях неуверенность в завтрашнем дне, что, естественно, и создало серьезное препятствие для планомерной инновационной деятельности.
  Не менее важны экономические причины снижения инновационной активности. Сельскохозяйственные товаропроизводители, которые и ранее не отличались высокой активностью по отношению к нововведениям, в связи с диспаритетом цен на реализуемую сельскохозяйственную и закупаемую промышленную продукцию оказались в таком экономическом положении, что практически не имеют возможности вести даже расширенное воспроизводство. Проблема выживания и спасения производства в этих условиях заслонила проблему научно-технического прогресса.
  Организационные проблемы на всех уровнях управления, возникающие в ходе реформ, привели к потере функциональной четкости в управлении.
  Положение не может оставаться таким и далее. Необходимо осознать тот факт, что только через научно-технический прогресс, активное проведение инновационной политики можно выйти из
  затянувшегося аграрного кризиса, стабилизировать ситуацию и начать двигаться вперед. Однако одного осознания недостаточно. Оно должно быть подкреплено комплексом организационных, экономических и социальных условий, которые способствовали бы повышению инновационной активности в АПК. К ним относятся:
  заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в получении дополнительного эффекта от внедрения научных разработок;
  ускорение разработок нововведений, отвечающих запросам производства;
  информированность товаропроизводителей всех сфер АПК о научных разработках, рекомендуемых к освоению в производстве;
  научная и организационная подготовленность кадров на всех уровнях инновационного процесса;
  выбор приоритетных направлений при освоении научных достижении в производстве;
  экономическое стимулирование работников инновационной сферы за результативность деятельности.
  В то же время опыт стран с развитым сельскохозяйственным производством свидетельствует о том, что за научно-технический прогресс в этой отрасли несет ответственность все общество, потребляющее ее продукцию. Сельское хозяйство в силу специфических особенностей и ограниченных организационно-экономических и технических возможностей не может обойтись без помощи, поэтому государство должно не только иметь собственную инновационную политику, но и непосредственно регулировать инновационный процесс.
  В связи с этим основные направления повышения инновационной активности в АПК заключаются не только в активизации деятельности непосредственных исполнителей, но и в системе определенных государственных мер по активизации самого процесса.
  К таким мерам относятся:
  государственная поддержка научно-инновационной сферы;
  постепенная переориентация органов управления с административно-управленческих функций на инновационную деятельность;
  приближение деятельности научных учреждении к запросам производства;
  более активное оказание помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по внедрению достижений науки;
  развитие специализированной информационной службы АПК для организации многоканальной информации о научных достижениях, рекомендациях по их освоению путем привлечения всех средств массовой информации;
  организация массовой переподготовки кадров по всем уровням обучения;
  разработка и внедрение системы экономического стимулирования дальнейшего развития инновационного процесса в АПК;
  реализация целевых научно-технических государственных, отраслевых, региональных программ;
  дальнейшее совершенствование организационных форм развития инновационного процесса, распространение таких интегрированных формирований, как научно-производственные системы, инновационные и инновационно-консультационные центры и т. д.
  Только при осуществлении всего комплекса указанных мероприятий на всех уровнях может быть повышена инновационная активность в АПК.
  Контрольные вопросы и задания
  1. В чем сущность инновационного менеджмента?
  2. Какие факторы влияют на инновационный процесс?
  3. На какие этапы делится процесс инноваций?
  4. Расскажите об инновационной политике.
  5. Как осуществляется управление процессом инновации?
  6. Каковы особенности инновационного процесса в сельском хозяйстве?
 
  Г л а в а 23
  УПРАВЛЕНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ (БАНКРОТСТВОМ) ПРЕДПРИЯТИЯ
  § 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ БАНКРОТСТВА
 
  Под несостоятельностью (банкротством) понимают признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
  Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (1998 г.) распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительских кооперативов, благотворительного или иного фонда, и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
  Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства, обязанности не исполнены им в течение 3 мес с момента наступления даты исполнения и если сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
  Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам, исполнить обязанность платежей, если соответствующие обязательства, обязанности не исполнены им в течение 3 мес с момента даты их исполнения.
  Внешним признаком банкротства предприятия является приостановление текущих платежей. Во внимание принимается размер денежных обязательств, в том числе задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должникам, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающих из такого участия.
  Подлежащие уплате за неисполнение и ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) при определении размера денежных обязательств не учитываются.
  Механизм банкротства может быть применен, если требования к должнику - юридическому лицу - в совокупности составляют не менее 500, а к должнику-гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор, а в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей - налоговые или иные уполномоченные органы.
  Основными внутренними причинами банкротства в современных условиях становятся:
  отсутствие маркетинговой стратегии на рынке, слабая адаптация процессов производства и реализации продукции к требованиям рынка;
  износ материально-технических ресурсов и невыполнение технических операций, слабая организация производства, падение технологической и производственной дисциплины;
  отсутствие диверсификации производства.
 
  § 2. МЕХАНИЗМ БАНКРОТСТВА
 
  Законодательством Российской Федерации предусмотрено применение к предприятию-должнику следующих процедур: реорганизационнных, ликвидационных, заключения мирового соглашения. Эти процедуры, кроме добровольной ликвидации, осуществляются через арбитражный суд. Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности является заявление должника, его кредиторов или органов, наделенных соответствующей компетенцией (рис. 21).
  С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не в праве обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
 
  Для обеспечения сохранности имущества должника вводится процедура наблюдения. Арбитражным судом назначается временный управляющий. Им может быть только физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и получившее лицензию арбитражного управляющего.
  Одной из важнейших обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. Он изучает динамику денежного потока, получаемого должником, дает оценку показателей платежеспособности, ликвидности баланса, Кредитоспособности и рентабельности. Проводится рыночная оценка стоимости имущества должника.
  Выбор конкретных методов, круга анализируемой информации производится с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности должника. Изучению и анализу подлежат не только документы бухгалтерского учета и отчетности, но и финансовые документы, документы статистической отчетности, информация, характеризующая местоположение должника, его производственно-технологическую и социальную инфраструктуру, место на товарных рынках, положение основных конкурентов.
  Одним из элементов анализа является проведение прогнозных разработок, позволяющих подтвердить или опровергнуть реальную возможность и предполагаемые сроки восстановления платежеспособности должника.
  Для проведения финансового анализа временному управляющему отводится 3 мес. Временный управляющий в целях исполнения наилучшим образом возложенных на него обязанностей имеет право привлекать в качестве консультантов или исполнителей аудиторов, бухгалтеров, финансовых аналитиков, специалистов в области маркетинга, иных специалистов.
  При выполнении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с назначившим его арбитражным судом.
  По окончании наблюдения наряду с отчетом о своей деятельности временный управляющий представляет в арбитражный суд сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности.
  По инициативе временного управляющего созывается собрание кредиторов. Большинством голосов принимается решение о введении и продлении внешнего управления, либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо о заключении мирового соглашения:
  Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.
  Процедура наблюдения прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего.
  Внешнее управление вводится на срок не более 12 мес. Срок может быть продлен не более чем на 6 мес. Руководитель организации-должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей. Вводится мораторий на удовлетворение кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.
  Внешний управляющий вправе:
  самостоятельно распоряжаться имуществом должника;
  заключать от имени должника мировое соглашение;
  заявить отказ от исполнения договоров должника.
  Внешний управляющий обязан:
  принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию;
  открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
  разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;
  вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
  рассматривать требования кредиторов;
  вести реестр требований кредиторов;
  представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления.
  Не позднее 1 мес с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов. Этот план должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника.
  План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через 2 мес с момента введения внешнего управления. Внешний управляющий письменно уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения указанного собрания и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за 2 нед до проведения собрания.
  Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть:
  перепрофилирование производства;
  закрытие нерентабельных производств;
  ликвидация дебиторской задолженности;
  продажа части имущества должника;
  продажа предприятия (бизнеса) должника;
  иные способы восстановления платежеспособности.
  Не позднее чем за 15 дней до истечения срока внешнего управления, а также при наличии оснований для его досрочного прекращения внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет.
  Отчет должен содержать:
  баланс должника на последнюю отчетную дату;
  счет прибылей и убытков предприятия;
  сведения о наличии свободных денежных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам
  должника;
  расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника;
  иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.
  К отчету должен быть приложен реестр требований кредиторов.
  По результатам рассмотрения отчета собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
  о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением
  платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления;
  об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
  о заключении мирового соглашения.
  Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитражный суд. Утверждение отчета является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Устанавливается срок расчета с кредиторами, который не может превышать 6 мес. Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований.
  С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим. Конкурсный управляющий публикует сведения об открытии конкурсного производства в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
  Конкурсный управляющий осуществляет следующие функции:
  принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и оценку имущества, принимает меры по его сохранности;
  анализирует финансовое состояние должника;
  уведомляет работников организации -должника о предстоящем увольнении;
  заявляет отказ от исполнения договоров должника;
  принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.
  Все имущество должника, выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, которая подлежит продаже на Открытых торгах. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
  в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
  во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору;
  в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
  в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
  Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и ходе конкурсного производства. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить отчет о результатах проведения конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
  На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
  Мировое соглашение должно содержать положение о размерах, порядке, сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами. Мировое соглашение может содержать условия:
  об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;
  об уступке прав требования должника;
  об исполнении обязательств должника третьими лицами;
  о скидке с долга;
  об обмене требований на акции;
  об удовлетворении требований кредиторов иными способами.
  С момента утверждения мирового соглашения прекращаются полномочия временного, внешнего, конкурсного управляющих. Гражданин-должник или руководитель должника приступают к погашению задолженности перед кредиторами.
  В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить свои требования в объеме, предусмотренном мировым соглашением.
  Механизм банкротства применительно к сельскохозяйственному предприятию должен учитывать следующие специфические особенности:
  выбытие земли из хозяйственного оборота недопустимо, она должна передаваться более эффективным собственникам без нарушения последовательности проведения технологического комплекса работ;
  необходимо восстановление системы организации почвозащитного земледелия;
  следует сохранить, а в перспективе и увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции;
  нужны мероприятия, направленные на социальную защиту населения, сохранение общего числа рабочих мест;
  передача собственности земли, основных и оборотных средств должна осуществляться по завершении сбора сельскохозяйственных культур, до начала очередного технологического цикла работ.
 
 
  § 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКРОТСТВА
 
  Прогнозирование вероятности банкротства производится с помощью двух- или пятифакторной модели комплексного коэффициентного анализа.
  Двухфакторная модель выглядит следующим образом:
  Z= -0,3877 + (-1,0736)х1+ 0,579х2)
  где Z- вероятность банкротства (Z> 0 - вероятность банкротства велика, Z< 0 - мала); х1 - коэффициент текущей ликвидности; х2 - доля заемных средств в пассивах.
  Пятифакторная модель Э. Альтмана:
  Z=1,2х1 +1,4х2 + 3,3х3 + 0,6х4 + 0,999х 5,
  где х1 - отношение разности текущих активов и пассивов к объему актива; хг - отношение нераспределённой прибыли к объему актива; х3 - отношение нетто результата эксплуатации инвестиций к объему актива; х4 - отношение курсовой стоимости акций к заемным средствам; х5 - отношение чистой выручки от реализации к объему актива.
  Если Z< 1,8, вероятность банкротства высока; 1,8 < Z< 2,99 - вероятность банкротства средняя; 2,7 < Z< 2,99 - вероятность банкротства невелика.
  Первым стратегическим направлением предотвращения банкротства является обеспечение быстрой оборачиваемости капитала. Для этого наиболее ликвидные активы должны покрывать наиболее срочные обязательства или превышать их. Быстрореализуемые активы должны покрывать долгосрочные пассивы или превышать их. Медленно реализуемые активы должны покрывать долгосрочные пассивы, труднореализуемые постоянные активы (здания, сооружения, земля, оборудование) должны быть покрыты постоянными пассивами и не превышать их.
  Вторым стратегическим направлением является проведение эффективной маркетинговой политики.
  Конверсионный маркетинг используется в тех случаях, когда большинство потенциальных покупателей отвергает товар вне зависимости от его качества. Основной операцией конверсионного маркетинга является разработка такого плана рекламной работы и продвижения товара, который сформировал бы спрос и противодействовал негативным тенденциям.
  Стимулирующий маркетинг используется в тех случаях, когда отношение потенциальных покупателей к предлагаемому товару безразличное. Предприятию необходимы дополнительные инвестиции в мероприятия по пропаганде товаров.
  Развивающий маркетинг используется в тех случаях, когда имеется потенциальный спрос, который необходимо сделать реальным. При этом должны быть выработаны стратегические решения по внесению изменений в материально-техническую базу и кадровый потенциал всех функциональных блоков производственной системы. Это направление маркетинга наиболее ресурсоемкое, требует анализа и оценки структуры капитала.
  Ремаркетинг используется, если необходимо восстановить спрос. Его основным содержанием являются поиск новых возможностей оживления спроса на основе придания товару элементов рыночной новизны, переориентация на другие рынки.
  Синхромаркетинг используется в тех случаях, когда необходимо стабилизировать колеблющийся спрос. Маркетинговые решения должны быть направлены на повышение гибкости материально-технической базы и управления производством.
  Контрольные вопросы и задания
  I. Сформулируйте понятие и признаки банкротства.
  1. В чем основные причины банкротства?
  3. Когда вводится процедура наблюдения, в чем ее смысл?
  4. Как временный управляющий анализирует финансовое состояние должника?
  5. Что такое внешнее управление?
  6. Каковы права и обязанности внешнего управляющего?
  7. Какие принимаются меры по восстановлению платежеспособности должника?
  8. Каковы функции конкурсного управляющего?
  9. Какова очередность удовлетворения требований кредиторов?
  10. В чем суть мирового соглашения?
  11. В чем специфика механизма банкротства применительно к сельскохозяйственному предприятию?
  12. Какие существуют стратегические направления по предотвращению банкротства?
 
  РАЗДЕЛ V
  УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
  Г лава 24 ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  § 1. СУЩНОСТЬ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 
  Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать комплекс вопросов менеджмента. Изменяются и требования к работнику. Главным становятся признание высокой социальной ответственности сотрудников организации и в первую очередь управляющих. Современный подход в менеджменте - это адекватная реакция на перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды с учетом человеческих ценностей. Человеческий потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться трудовыми ресурсами превращаются в главный фактор успеха предприятия. Трудовые ресурсы - это все работники предприятия, в том числе производственный и управленческий персонал (руководители и специалисты).
  Кадровый менеджмент рассматривает людей как достояние производственной организации, ресурс, который, как и другие ресурсы, надо эффективно использовать для достижения целей.
  Наиболее часто кадровый менеджмент трактуют как мобилизацию сотрудников посредством активной работы менеджеров. Для этого применяются такие подходы:
  отношение к труду как источнику доходов предприятия;
  Создание каждому сотруднику простора для деятельности, чтобы он мог внести личный вклад в общее дело;
  активная социальная политика.
  Цель кадрового менеджмента - подбор компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, совершенствование профессиональной подготовки работников.
  Управление кадрами - более широкое понятие, включающее в себя следующие составляющие:
  подход к работнику как главному фактору реализации целей предприятия;
  отношение к человеку как к источнику доходов и статье инвестиций;
  анализ потребностей предприятия в человеческих ресурсах;
  анализ ситуации с трудовыми ресурсами во внешней среде;
  формирование трудовых ресурсов предприятия;
  создание системы взаимодействия работников, их взаимоотношения.
  В философии менеджмента кадров сотрудники - это активы предприятия, человеческий капитал. Он предполагает меньший контроль за работниками, но большую мотивацию и стимуляцию труда.
  При кадровом менеджменте требуется активная позиция и от самого сотрудника. Он больше не является объектом каких-то применяемых к нему мер или лицом, которому спускают циркуляры. Он лично ответствен за результаты труда, успехи и достижения. Это предъявляет особые требования к структуре предприятия, его политике в области организации производства и создания определенных условий труда. И то и другое должно оставлять место для личной инициативы.
  Кадровая политика из "реагирующей" превращается в активную, стратегическую, часть общей политики предприятия.
  Кадровый менеджмент, то есть работа с персоналом, вышел на первый план и превратился в одну из основных обязанностей руководителей всех уровней и направлений. К его основным принципам относятся:
  безусловная ориентация на требования законодательства о труучет не только текущих, но и перспективных потребностей предприятия в персонале, исходящих из задач его развития, прогноза рыночной конъюнктуры и тенденции естественного движения рабочей силы;
  соблюдение баланса интересов предприятия и его работников;
  создание условий для сокращения числа увольнений и уровня занятости;
  широкое сотрудничество с профсоюзами;
  максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства.
  Управление кадрами включает ряд взаимосвязанных ключевых элементов, которые образуют цикл менеджмента трудовых ресурсов:
  отбор работников;
  оценка профессиональной деятельности;
  система вознаграждения;
  возможность обучения и повышения квалификации.
  Управление трудовыми ресурсами включает также:

<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу