<< Пред.           стр. 10 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  анализ рынка труда;
  отбор, прием и адаптацию работников;
  планирование карьеры кадров, их профессионального и административного роста;
  анализ затрат и результатов труда;
  обеспечение необходимых условий труда, создание хорошего социально-психологического климата;
  разработку системы мотивации труда; участие в переговорах с профсоюзами;
  разработку социальной и пенсионной политики организации;
  разрешение конфликтов.
  При планировании кадровой политики основные цели и задачи организации получают конкретное выражение в целях, разработанных для каждого направления кадрового менеджмента. Затем строят прогнозы относительно внутреннего и внешнего спроса и предложения трудовых ресурсов, составляют схему обеспечения кадрами и определяют приоритетные направления. Далее производят калькуляцию расходов (отбор кадров, руководство ими, обучение, переподготовка и т. д.).
  При анализе имеющихся трудовых ресурсов должны быть получены ответы на следующие вопросы:
  Достаточно ли компетентны сотрудники организации;
  заинтересованы ли кадры в успехе организации (отождествляют ли они себя с ней);
  достаточно ли сотрудники психологически готовы к восприятию изменений (смогут ли осознать их пользу);
  достаточно ли хорошо работники "вписываются" в существующую культуру производства;
  какие внешние факторы влияют на качество и число персонала?
  Цикл реализации планов в сфере трудовых ресурсов обычно начинается с отбора кадров - процесса, при котором на рынке труда подбирают сотрудников для выполнения определенных функций на предприятии. При отборе и принятии на работу новых сотрудников важно обеспечить, чтобы штат на предприятии всегда был укомплектован людьми, компетентными в своей области. Основная задача - привлечь на замещение каждой вакантной должности перспективных претендентов. Следующий этап - отобрать среди них наиболее подходящих.
  При отборе сотрудников необходимо:
  четко определить требования к данной работе путем тщательного анализа задач и предполагаемой ответственности;
  составить описание функций и список требуемых качеств кандидата;
  принять решение о внутреннем или внешнем отборе кадров (то есть внутри организации или на рынке труда);
  выбрать из полученных заявок и договориться о встречах и собеседованиях;
  сделать выбор кандидата на основе результатов собеседований, тестов и рекомендаций.
  Оценка профессиональной деятельности дается в процессе регулярных совещаний менеджеров с сотрудниками, обсуждения и
  оценки предстоящей профессиональной деятельности, а также их планов и возможностей. Этот процесс важен, так как внимание к каждому сотруднику в конкретной рабочей ситуации позволяет активизировать персонал, а также помогает осуществлять кадровое планирование. Такой подход можно использовать как сам по себе, так и в сочетании с материальным стимулированием. Результат работы сотрудника оценивается либо как заслуживающий вознаграждения, либо как требующий принятия мер по обучению и повышению квалификации работника.
  В стратегическом плане задачи оценки профессиональной деятельности следующие:
  повысить эффективность производства путем оптимального использования имеющихся трудовых ресурсов;
  выявить сотрудников, способных выполнять ответственную работу, дать им возможность реализовать свой потенциал;
  помогать совершенствованию сотрудников, обращая внимание на их потребности, трудовую мотивацию, дарования, поощряя стремление к профессиональному росту;
  способствовать повышению заработной платы в соответствии с возросшим профессиональным уровнем.
  В тактическом плане задачи оценки профессиональной деятельности таковы:
  повысить заинтересованность в труде;
  слушая, вникая, обсуждая, добиваться лучшего взаимопонимания руководителей и подчиненных;
  повысить уровень удовлетворенности кадров, выясняя помехи и препятствия, возникающие в процессе работы, и изыскивая пути их
  ликвидации;
  четко доводить до сведения подчиненных оценку их деятельности;
  ставить реальные и достижимые цели на ближайшее будущее;
  рассматривать все возможные варианты кадровых перестановок
  внутри предприятия.
  Вознаграждением называют то, как руководитель может поощрить подчиненного за работу, которую тот выполняет. Обычно это материальное вознаграждение: все выплаты, полученные сотрудником за время работы. Самая распространенная форма выплат - заработная плата. Премии - форма материального вознаграждения, непосредственно связанная с качеством работы сотрудника или финансовыми успехами предприятия. Существуют также нематериальные формы поощрения, которые может использовать менеджер: продвижение по службе, предоставление возможности для дальнейшего обучения, поручение более ответственных заданий. Все эти формы основаны на принципе мотивации, повышения заинтересованности работника в своем труде.
  Необходимость в обучении и повышении квалификации определяется, исходя из пожеланий и потребностей фирмы. Крупные
  компании стремятся осуществлять программы подготовки менеджеров, сочетая обучение с практическим опытом, чтобы молодые профессионалы через 5-10 лет могли занять руководящую должность.
  Фирмы вкладывают капитал в обучение и повышение квалификации кадров, хотя не все затраты окупаются, так как часть сотрудников может перейти в другие организации. Но благодаря тому, что фирмы поступают подобным образом, общий уровень подготовки кадров постоянно растет.
 
  § 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАДРАМИ
 
  Известно, что уровень и результаты работы предприятия могут быть разными. Это легко объяснить уровнем технической оснащенности, числом машин и объемами сырья, психологическими причинами. Так часто и бывает. Но бывает и так, что два подразделения работают в равных условиях, а результаты получают разные. Еще удивительнее ситуация, когда одно и то же подразделение в различные периоды времени работает по-разному с теми же рабочими, той же техникой, тем же сырьем. Если присмотреться, легко установить, что объясняется это различием уровня и качества управления.
  Управление способствует повышению эффективности, производительности труда. Однако создание эффективной системы управления требует определенных затрат. Тем не менее эффект от рационального управления при правильной организации дела всегда перекрывает затраты.
  Управление повышает производительность труда, хотя само основано на непроизводительном труде. Поэтому иногда делают выводы о необходимости любой ценой сокращать затраты на управление и численность управленческого персонала. Такой подход ограничивает возможности управления. Затраты на него, конечно, должны сокращаться, но только, как и любые затраты на производство, в силу общих экономических законов.
  Эффект, который дает управление, позволяет говорить о созидательной его роли в производственном процессе. Можно сказать, что управление создает дополнительную производительность, дополнительный эффект. Поэтому одной из главных проблем кадрового менеджмента является работа с управленческим штатом.
  К кадрам управления относят ту часть работников, которая выполняет какие-либо функции в системе управления организацией. Это работники, занятые преимущественно умственным трудом, обеспечивающие необходимую направленность, согласованность и эффективность деятельности всего персонала. Кадры управления способны в силу профессиональных знаний, навыков и опыта руководить действиями всех работников предприятия.
  В современных условиях роль кадров управления существенно
  возрастает. Обостряющаяся конкуренция и необходимость освоения нововведений увеличивают число вариантов хозяйственных решений и усложняют проблему выбора и пути реализации. Длительность хозяйственных процессов, отдаленность последствий принимаемых решений, возрастание значения неэкономических аспектов управления (социальные факторы, проблема охраны окружающей среды и т. д.) усиливают ответственность управленческих кадров за качество, обоснованность и эффективность решений.
  Вместе с тем расширяются возможности кадров управления. Новые методы хозяйствования, информационные технологии позволяют им эффективно решать проблемы. Без соответствующих кадров невозможно реализовать нововведения в управлении, поэтому меры по его совершенствованию должны дополняться, закрепляться и развиваться в формах и методах определенной кадровой политики. Необходимо добиваться соответствия кадров управления задачам развития предприятия.
  Категории кадров и система работы с ними. По мере разделения труда в сфере управления и его специализации происходит относительное обособление конкретных видов управленческой деятельности. В соответствии со структурой организации выделяют работников тех или иных органов и подразделений.
  В зависимости от функциональной роли в процессе принятия и реализации решений выделяют руководителей, специалистов, вспомогательный персонал.
  Руководители решают вопросы развития производства и деятельности аппарата управления, руководят принятием и реализацией
  решений.
  Специалисты участвуют в подготовке решений, а затем в их реализации.
  Вспомогательный (технический) персонал осуществляет информационное обслуживание аппарата управления.
  Работа с кадрами состоит из статической и динамической систем: к статической системе относят проблемы кадровой политики, подбора кадров и т. д; к динамической - организацию труда работников управления, стиль и методы их работы, систему мотивации деятельности, воспитание и т. д.
  Кадровая политика - это генеральное направление работы с кадрами, совокупность наиболее важных, принципиальных ее основ. Она рассчитана на длительный срок. Ее суть - в четком определении целей работы с кадрами управления на данном этапе и в перспективе. Ориентация на длительные сроки хозяйствования вызывает необходимость в долгосрочной кадровой политике.
  Кадровая политика не только определяет новые задачи, но и указывает на то, что устарело, тормозит развитие, что должно быть устранено.
  Элементы системы работы с кадрами. Первый элемент - формирование штатной структуры, определяемой структурой управления. Штатная структура выражается в системе должностей, управленческих профессий и штатном расписании.
  Другим основным элементом системы работы с кадрами является их подбор. В состав этого блока входят: набор работников, их выдвижение, ротация, резерв, расстановка и уход. Важнейшее звено подбора кадров - формирование управленческого коллектива.
  Еще один важный элемент - оценка работников. Она пронизывает всю систему работы с кадрами - набор, учебу, мотивацию деятельности.
  Кадровая система - динамичная, развивающаяся область. Нетрудно заметить, что в управлении кадрами в общем виде выделяются те же блоки, что и в управлении всеми ресурсами.
  Говоря о системе работы с кадрами, необходимо учитывать специфику деятельности в государственном и негосударственном (акционерные, частные, общественные организации) секторах.
  Государственная система работы с кадрами юридически регламентирована. В негосударственных организациях порой вообще нет оформившихся систем работы с кадрами, господствуют эмпиризм и случайность. В некоторых негосударственных системах применяют то же, что рекомендовано и для государственных. Однако стандарты государственного управления зачастую не учитывают особенности негосударственных организаций и не реализуют всех их преимуществ.
 
  § 3. ПОДБОР И ОЦЕНКА КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ
 
  Подбор кадров - это, прежде всего изучение кандидатов и выбор среди них работника для назначения на ту или иную должность.
  Необходимо выделить три наиболее характерных вида назначения: набор, выдвижение, ротация,
  Набор - это назначение, связанное с вовлечением в сферу управления работников, ранее в ней не работавших. Именно здесь наиболее полно реализуются демократические основы управления: при наборе нет ограничений по полу, национальности, расовым признакам. С другой стороны, набор предполагает, что работник до перехода в сферу управления обязательно где-то уже работал. Сейчас при наборе большое внимание уделяют наличию у работника специальной подготовки. При наборе происходит оценка общей пригодности кандидата к деятельности в системе управления.
  Выдвижение - назначение работника, уже работающего в системе управления, на новый, более высокий пост. Исключительно важное значение имеют назначение на руководящие посты, переход из категории специалистов в категорию руководителей.
  Ротация - это назначение, при котором либо название должности остается прежним, но меняется место работы, либо изменяется и должность, но уровень поста остается тем же. Это перемещение по горизонтали в отличие от выдвижения, которое происходит по вертикали.
  Выдвижение и ротация - перемещения работников внутри системы управления. Предшествует им пребывание работника в резерве. Резерв - один из участков подбора кадров. Конечно, иногда приходится привлекать работников со стороны, но все же именно резерв должен стать основным источником для выдвижения и ротации.
  Работник не только может приходить в систему управления, но и уходить из нее. Уход - обязательный компонент работы с кадрами, даже если он связан с выходом из системы управления. В любом случае он создает вакансию, то есть завершает данный цикл подбора кадров и вызывает начало нового.
  Подбор, как и другие звенья работы с кадрами, требует планового подхода. Планирование - заключительный блок кадрового подбора. В системе планирования должны реализовываться принципы, которым подчинен процесс в целом и все его компоненты. Принципы набора кадров следующие.
  1. Принцип ситуации: необходимо учитывать не только соответствие кандидата должности, но и конкретную ситуацию.
  2. Принцип сочетания работников из своей организации и со стороны. "Свои" работники знают организацию, привыкли к ней, в том числе и к ее недостаткам. "Чужие" трудно вписываются в коллектив, особенно в системе неформальных связей. Но они приносят свежий взгляд, новый опыт, новые идеи. Поэтому только сочетание тех и других определяет успех. Если надо круто изменить ситуацию или если возникли новые, ранее неизвестные проблемы, или просто затянулся межличностный конфликт, без внешних кадров не обойтись. И все же основа подбора - свои, воспитанные в резерве работники.
  3. Принцип сочетания "старых" и "молодых" кадров. Первые - носители опыта, традиций, они обеспечивают преемственность и устойчивость руководства. Молодые, как правило, более активны, охотнее идут на эксперименты, в ряде случаев лучше вооружены современными знаниями. Сочетание обеих групп работников обеспечивает необходимую эффективность управленческого коллектива.
  4. Принцип компенсации. Рекомендуется так подбирать кадры, чтобы отрицательные качества одного работника компенсировались соответствующими положительными качествами другого. В результате возникнет работоспособный коллектив.
  5. Принцип динамизма, сочетание стабильности и мобильности. Стабильность позволяет проводить долгосрочные мероприятия, эффект от которых наступает не сразу, но по своим масштабам он очень значителен. Она ориентирует работника на устойчивые, перспективные результаты, уменьшает потери, неизбежные при смене должности. Но стабильность чревата опасностью привыкания к сложившейся ситуации, в ряде случаев рождает самоуспокоенность. Стремясь не трогать заслуженных работников, руководитель при появлении проблем начинает добывать новые штатные единицы, чтобы привлечь специалистов. Мобильность - это планомерно организованное движение кадров, включающее и выдвижение, и ротацию.
  Система оценки кадров. Оценка работника - это оценка итогов его работы. Но в силу особенностей деятельности кадров управления результаты эти выявить непросто. Поэтому в оценку управленческих кадров включают два компонента: оценку труда данного работника и оценку личных качеств работника.
  На практике существует два основных подхода к оценке кадров. В соответствии с одним ее смысл состоит в контроле за деятельностью работника, результатом которого являются поощрение, наказание или продвижение по службе. При другом подходе делают акцент на поиске путей совершенствования работы и самореализации сотрудника.
  В первом случае оценка осуществляется в форме аттестации членами экспертной комиссии, в сущности наделенными судейскими функциями, которые ограничиваются заслушиванием отчета и вынесением "приговора". Во втором случае работу оценивает непосредственный руководитель, выступающий прежде всего как советник, пытающийся вместе с подчиненным найти ошибки, пути их преодоления и решения задач.
  Успех аттестации предопределяется объективным, доброжелательным отношением к аттестуемым, хорошим знанием их, ясностью целей, четкостью критериев и показателей оценки, которые сегодня часто определяются совместно руководителем и подчиненными на основе перечня служебных обязанностей и личных целей.
  Показатели, с помощью которых осуществляется оценка, могут быть количественными и качественными, причем последние выражаются как в реальных величинах, так и в условных (баллах). К показателям предъявляются требования полноты и достоверности отражения результатов, индивидуальности, обеспечения сопоставимости как с предыдущим периодом, так и с достижениями других лиц.
  Результатами оценки являются либо присвоение определенной квалификации, либо признание работника соответствующим или несоответствующим должности с определенными рекомендациями на будущее о сохранении в ней, повышении, понижении, увольнении.
 
  § 4. АДАПТАЦИЯ КАДРОВ
 
  После зачисления на должность сотрудник направляется на вакантное место в соответствии с потребностями предприятия и интересами его самого. Там непосредственный руководитель вводит его в должность, что представляет собой совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими. Затем начинается непосредственно процесс адаптации, то есть приспособление нового сотрудника к содержанию и условиям труда, социальной среде.
  Выделяют три вида адаптации: профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую.
  Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, обусловленных техникой и технологией деятельности, способов принятия решений, для начала в стандартных ситуациях.
  Профессиональная адаптация начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например направляют на курсы или прикрепляют наставника. Поскольку обычно достаточный запас теоретических знаний получен в учебном заведении, второй вариант часто оказывается более предпочтительным.
  Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и прочим особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций.
  Социально-психологическая адаптация, напротив, может быть связана с немалыми трудностями, и особенно трудна она бывает для руководителей. Прежде всего может иметь место несоответствие уровней руководителя и новых подчиненных. Если менеджер оказывается на голову выше коллектива, последний не будет воспринимать его требования. Руководитель, в сущности, окажется в положении генерала без войска. В противном случае коллектив будет на положении "стада без пастуха".
  Другой проблемой является нахождение общего языка, ибо поначалу у обеих сторон отношение друг к другу может быть настороженным. Новые сотрудники охотно демонстрируют положительные качества и тщательно скрывают отрицательные, поэтому должно пройти немало времени, прежде чем удастся составить о них правильное представление. Качества уже работавших на данном предприятии хорошо известны, но выдвижение таких сотрудников на руководящую должность может вызвать отчуждение и зависть бывших коллег, что порой бывает очень трудно преодолеть.
  Характер приема коллективом нового человека нередко зависит и от того, кто был его предшественником. Легче адаптация происходит в том случае, если предшественник ничем не выделялся, тяжелее - если тот был "суперзвездой". Поскольку последних немного, такая ситуация возникает не так уж часто. Однако уходящие руководители, желая, чтобы о них помнили как о сильных менеджерах, обычно стремятся рекомендовать на свое место лиц, обладающих меньшими, чем у них, способностями, что для организации весьма опасно.
  Облегчить вхождение в коллектив можно, предварительно изучив будущих подчиненных, их достоинства, недостатки, потенциальные возможности; утвердив себя с первого дня человеком решительным, но осмотрительным, осторожным, не меняющим всего сразу, однако немедленно устраняющим серьезные помехи в работе, мешающие коллективу; тщательно учитывая мнения и предложения подчиненных, особенно не нашедшие понимания у прежнего руководства; не поддаваясь влиянию нечистоплотных людей, пытающихся использовать его слабую ориентацию в обстановке и свести его руками счеты с соперниками.
  В период социально-психологической адаптации любого новичка могут подстерегать разочарования. Это, например, обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой многочисленных объективных и субъективных препятствий на пути его достижения. Далее речь может идти о переоценке значения научных рекомендаций и инструкций для работы и недооценке возможностей человеческого общения, практического опыта. Разочарование может быть также связано с отсутствием должного уважения к личности и знаниям нового сотрудника у членов коллектива. Виновником этого может быть и он сам, если без соблюдения дистанции с подчиненными сразу же включается в работу и коллектив.
  Наибольшую опасность для карьеры молодого специалиста представляет некомпетентный первый руководитель, безразличный к подчиненным, их нуждам и потребностям, чинящий препятствия в продвижении вперед.
 
  § 5. СУДЬБА "НЕПЕРСПЕКТИВНЫХ" СОТРУДНИКОВ
 
  Результаты оценки деятельности сотрудников напрямую связаны с их последующей карьерой в данной организации. В частности, на основе заполняемых руководителями "листов замены", в которых перечисляются фамилии подчиненных, достойных сменить руководителя при его переводе на другую должность, определяется так называемый "потенциал повышения". Если в подразделении нет работников, обладающих необходимым потенциалом, продвижение самого руководителя по служебной лестнице может быть приостановлено, какими бы достоинствами он не обладал.
  Для руководителей и специалистов, чей потенциал исчерпан, но которые могут принести пользу организации, на западных фирмах все большее распространение получает практика горизонтальной
  карьеры, обеспечивающей возможность освоения новых сфер деятельности и постоянного поддержания интереса к работе.
  Формой горизонтальной карьеры является так называемая "карусель", то есть временный переход работника в другое подразделение, где ему приходится выполнять функции, значительно отличающиеся от прежних. Несмотря на связанные с этим экономические потери, такая практика позволяет человеку встряхнуться, получить новые знания и навыки, более широко взглянуть на вещи, укрепить уверенность в себе и впоследствии работать более эффективно. В результате работник может найти себя, получить толчок к новому вертикальному взлету.
  В европейских и американских фирмах участие в "карусели" добровольное. В Японии "карусель" обязательна для молодых сотрудников. Только пройдя ее и познав особенности работы в различных подразделениях, они могут рассчитывать на продвижение вверх.
  Другой разновидностью горизонтальной карьеры является обогащение труда, существующее во многих формах. Одной из них является участие специалиста в работе различных комитетов и специальных творческих групп. К обогащению труда можно отнести также чередование видов работы, выполняемых на одном месте; временное назначение на более высокую должность; присвоение нового разряда или квалификации; предоставление возможности заниматься смежной работой и делать соответствующую карьеру (параллельная служебная лестница); участие в обучении других лиц, наставничество, передача опыта.
  Перечисленные меры, а также обучение на курсах, семинарах, стажировка и пр. являются формами повышения квалификации и переподготовки работников и объединяются понятием развития персонала, цель которого - обеспечение максимального использования всех возможностей человека на благо организации.
  Лица, не прошедшие аттестацию, систематически нарушающие дисциплину или не "вписывающиеся" в организацию, подлежат увольнению независимо от заслуг. В условиях рынка каждый человек должен быть готов к такому изменению судьбы и иметь на примете новое место работы. В этом случае увольнение не становится трагедией. Психологи считают увольнение второй по тяжести жизненной травмой после потери близких родственников, поэтому в современных западных фирмах стараются делать все, чтобы оно было связано с наименьшими потерями для обеих сторон. Если причина увольнения не в нарушении дисциплины, оно происходит только в том случае, если человеку нельзя подобрать новое место внутри организации, переквалифицировать или перевести на другой режим работы.
  На Западе получила распространение новая форма расторжения Трудового договора - аутплейсмент. Суть ее состоит в совокупности методов, с помощью которых кадровые службы оказывают заинтересованным лицам из числа увольняемых помощь в трудоустройстве за счет фирмы в оптимальные сроки и на благоприятных условиях. На основе анализа трудовой деятельности увольняемого, образования, опыта, личных характеристик, ограничивающих факторов, положения на рынке труда и т. д. разрабатываются различные варианты трудоустройства, определяются стратегия и тактика поиска новой работы. Одновременно кандидатов на увольнение обучают методам самостоятельного поиска работы, анализируя, контролируя и направляя их действия в течение года, то есть срока, считающегося достаточным для решения этой проблемы.
  Контрольные вопросы и задания
  1. В чем сущность кадрового менеджмента?
  2. Каковы принципы кадрового менеджмента?
  3. Как формируются кадры управления?
 4. Какие существуют категории кадров и какова система работы с ними? 5. Расскажите о кадровой политике.
  6. Как осуществляется подбор кадров управления?
  7. Каковы принципы подбора кадров?
  8. В чем суть системы оценки кадров?
  9. Как происходит адаптация кадров?
  10. Что такое горизонтальная карьера? Какую помощь руководитель может оказать увольняемому?
 
 
  Г л а в а 25 КОЛЛЕКТИВ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  § 1. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВА
 
  Люди, как правило, работают не в одиночку, а в составе групп, то есть совокупности лиц, объединенных по какому-то принципу: общности территории, профессии, социальных условий, из-за случайных обстоятельств, в которых они оказались. Это, разумеется, не означает, что члены групп должны постоянно находиться рядом и совместно выполнять свои функции - делать это можно самостоятельно, но работник в любом случае оказывается включенным в систему управленческих отношений. В рамках этой системы группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Именно коллектив составляет основу любой организации.
  Коллектив состоит из работников, обладающих определенными личными чертами и особенностями. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, первым и главным из которых можно считать наличие общей цели. Цель может формироваться в результате взаимного влияния индивидуальных целей членов коллектива или задаваться извне в соответствии с
  миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.
  Вторым признаком коллектива являются психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т. д, хотя переоценивать эти моменты не следует.
  Психологическое признание делает возможным личное практическое взаимодействие людей в процессе достижения совместной цели, что составляет третий признак коллектива. В результате такого взаимодействия потенциал коллектива оказывается существенно больше суммы потенциалов каждого из его членов. Это объясняется тем, что в результате взаимодействия становится возможным то, что в принципе недоступно одному человеку. Во-первых, преодолевается ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого - без коллективного труда невозможна была бы и современная цивилизация; во-вторых, на основе совместной деятельности удается выполнить гораздо больший объем работ. Это возможно вследствие разделения труда, специализации, обусловливающих рост его эффективности, а также возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и повышающего интенсивность деятельности.
  Четвертый признак коллектива состоит в постоянстве взаимодействия на протяжении всего времени существования группы, но необязательно всех ее членов со всеми. В результате становится возможным их влияние друг на друга, ведущее к формированию общих целей и интересов, реальному осознанию общности и единству практических действий.
  Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность человека в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в коллективе он находит признание своих успехов и достижений.
  Воздействуя на поведение человека, коллектив во многом способствует его изменению. В коллективе человек имеет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе; ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы; коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, первенству в соревновании.
  Однако нужно иметь в виду, что в зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным. Так, сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив может разлагающе влиять на человека, вынуждать его к антисоциальному поведению.
  В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив. Результативность воздействия зависит от сил сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, напротив, сама подчиняется коллективу, растворяется в нем, а последний взамен берет на себя заботу об ее благополучии.
  Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располагается где-то посередине и характеризуется доверительными партнерскими отношениями коллектива и его членов, не отказывающихся от собственных позиций, но уважительно относящихся к целям и нуждам коллектива.
 
  § 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОЛЛЕКТИВОВ
 
  Коллектив - это сложное социальное явление, классификацию которого можно осуществлять по множеству признаков. По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые являются юридически оформленными образованиями, действующими в рамках правового пространства, как, например, персонал предприятия и его подразделений. Вторые базируются на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.
  По характеру внутренних связей различают формальные и неформальные коллективы. Официально созданные коллективы предполагают наличие обоих типов связей, причем формальные несут основную нагрузку, а неформальные их дополняют. В неофициальных коллективах связи исключительно неформальные.
  Формальные связи представляют собой отношения между должностями, им свойственна иерархичность; неформальные существуют между личностями независимо оттого, какое место они занимают на официальной служебной лестнице.
  Границы формального и неформального коллективов чаще всего не совпадают, так как некоторые сотрудники в них могут не приниматься или по собственной инициативе придерживаться нейтралитета.
  По механизму формирования можно выделить стихийно сложившиеся и сознательно организованные коллективы. К первым относится, например, студенческий, а ко вторым - преподавательский. В то же время стихийно сложившиеся коллективы могут в дальнейшем структурироваться сознательно (таким образом в зависимости от изучаемого иностранного языка комплектуются учебные группы), а сознательно организованные - по воле случая, например по алфавиту.
  Исходя из сроков существования, коллективы подразделяются на временные и постоянные. Временный коллектив обычно предназначен для решения какой-то разовой задачи.
  Важным признаком, в соответствии с которым могут классифицироваться коллективы, является степень свободы, предоставляемая их членам. Во-первых, это свобода вхождения в коллектив, которая варьирует в довольно значительном диапазоне - от безусловной обязательности для призывников служить в армии до полной добровольности вступления в тот или иной клуб. Во-вторых, можно говорить о свободе активного участия в деятельности коллектива. В одном случае она требуется постоянно, во втором - может быть эпизодической или даже формальной.
  В соответствии с функциями выделяют коллективы, ориентированные на достижение определенной цели, как официальной, так и неофициальной (политическая партия, персонал фирмы); реализацию совместного интереса (различные общества); общение (клубы по интересам). В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.
  Реализация тех или иных функций предполагает определенную степень внутриколлективного разделения труда; которое на деле может быть самым разнообразным. В одних коллективах оно существует только как количественное, создавая возможность полной взаимозаменяемости работников. В других имеет место специфика отдельных видов труда в пределах одного и того же качества, что уже ограничивает взаимозаменяемость. В-третьих имеет место глубокое качественное разделение труда, делающее какую бы то ни было взаимозаменяемость в принципе невозможной.
  По размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем в данном случае исходя не из числа участников, а из возможности или невозможности непосредственно поддерживать постоянные связи между членами. В больших коллективах это осуществлять практически невозможно, а в малых - реально.
  Малые коллективы, сформировавшиеся в рамках больших и объединяющие наиболее активных членов, вершащих значительную часть дел, получили название первичных. Обычно они включают от двух до пяти человек, объединенных личными интересами, связи между которыми имеют преимущественно неформальный характер.
  Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке и каждый действует независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется также и то, кто чем будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива оказывают друг другу помощь лишь в необходимых случаях. При максимальной степени развития коллективности происходит не только координация работы каждого, но и ее оценка.
  Каждый коллектив вырабатывает свою систему социального контроля - совокупность способов воздействия на своих членов через убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг и прочее, с помощью которых их поведение приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами.
  Система социального контроля опирается, во-первых, на привычки, то есть укоренившиеся способы поведения в определенных ситуациях; во-вторых, обычаи - виды поведения, которые коллектив с моральной точки зрения высоко оценивает и принуждает своих членов признавать и поддерживать; в-третьих, на санкции, бывающие формальными и неформальными и представляющие собой реакцию групп на поведение индивида в социально значимых ситуациях; в-четвертых, на формальные и неформальные способы надзора за поведением и поступками людей.
 
  § 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВА
 
  Коллективы различаются между собой микроклиматом, психологическим состоянием работников, степенью их сплоченности.
  Психологический климат коллектива формируется совокупностью обстоятельств, в рамках которых происходит деятельность людей. Эти обстоятельства порождают определенные установки членов коллектива, проявляющиеся в их отношении к окружающим и содержанию работы. О важности благоприятного, психологического климата можно судить, например, по тому обстоятельству, что плохое настроение снижает эффективность работы коллектива примерно в полтора раза. Поскольку обстоятельства во многом поддаются целенаправленному воздействию, психологический климат в определенной степени можно корректировать.
  Психологическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности своей деятельностью и ее результатами. На степень удовлетворенности влияют такие обстоятельства, как характер и содержание деятельности, отношение к ней людей (любовь или нелюбовь), престижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, сопутствующие возможности (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми и т. д.).
  Определенную роль играют специфические особенности коллектива, например место его деятельности. Удовлетворенность во многом зависит и от умения членов коллектива сознательно жить по его законам, подчиняться установленным требованиям и порядкам.
  Сплоченность коллектива проявляется в силе притяжения к нему его членов, возможности их совместно воздействовать на отдельного человека, побуждать сохранять активность в группе и препятствовать выходу из нее. Сплоченность обусловлена тяготением людей друг к другу в поисках помощи или поддержки в достижении тех или иных целей, взаимными эмоциональными предпочтениями, пониманием роли коллективного начала в обеспечении тех или иных целей, тех или иных гарантий.
  Сплоченность коллектива, удовлетворенность людей своим пребыванием в нем зависят также от их психологической и социально-психологической совместимости. Основу первой составляет соответствие темпераментов членов коллектива; в основе второй - соответствие профессиональных и моральных качеств.
  Условиями, обеспечивающими социально-психологическую совместимость, считаются:
  соответствие личных возможностей каждого работника структуре и содержанию его деятельности, что обеспечивает ее нормальный ход, отсутствие зависти по отношению к успехам других;
  близость или совпадение моральных позиций, создающих основу для взаимного доверия между людьми;
  однородность основных мотивов деятельности и индивидуальных устремлений членов коллектива, способствующая их лучшему
  взаимопониманию;
  возможность реального взаимодополнения и органичного соединения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе;
  рациональное распределение функций между членами коллектива, при котором никто не может добиться успеха за счет другого.
  Сплоченность коллектива позволяет улучшить индивидуальную адаптацию, более активно вовлекать людей в деятельность, дает ощущение личной безопасности.
  Помимо совместимости в основе сплоченности коллектива лежит восприятие его членами друг друга, заключающееся в получении и обработке соответствующей информации и формировании субъективного образа каждого и группы в целом.
  На восприятие окружающих оказывают влияние следующие основные обстоятельства как объективного, так и субъективного характера.
  Во-первых, это ситуация, в которой поступает информация или происходит знакомство с людьми: если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем объект этого заслуживает, если негативна - все представляется гораздо хуже, чем есть на самом деле.
  Во-вторых, на восприятие влияет умение видеть реальную ситуацию. Многознающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к другим людям, происходящим событиям, не склонен драматизировать или, наоборот, превозносить что-либо и в целом более трезво оценивает события.
  В-третьих, восприятие во многом зависит от личностных и социальных свойств данного субъекта. К личностным свойствам относятся доброжелательность, терпимость, отсутствие комплексов, манера поведения, разговора, внешний вид. Близки к личностным свойствам и "анкетные" характеристики, такие, как пол, возраст, образование, профессия, национальность, вероисповедание и др. Те, у кого эти характеристики не совпадают, обычно относятся друг к другу настороженно.
  В-четвертых, на адекватность восприятия окружающих во многом влияют стереотипы, то есть наборы упрощенных представлений о сложных явлениях окружающей действительности. Стереотипы дают предварительное представление, хотя и основанное на чужом мнении, о том, с чем человеку сталкиваться еще не приходилось, и этим в определенной степени облегчают ориентацию в окружающей действительности. В то же время, снимая неопределенность существующей ситуации, стереотипы в значительной мере искажают реальность, развивают консерватизм в сознании и мышлении. Часто старые стереотипы служат основой формирования новых, поскольку в соответствии с психологическим законом предшествования существующая информация определяет усвоение последующей.
  Восприятие действительности осложняется труднопредсказуемостью поведения человека, которое зависит от слишком многих, порой самых неожиданных обстоятельств, в том числе сознательных действий, направленных на защиту своего статуса, достоинства, внутренней жизни, сокрытие или искажение информации о себе и т. д. В результате человек или группа людей воспринимаются не такими, каковы они на самом деле, а такими, какими хотят себя показать или какими их хотят видеть. В то же время именно адекватное восприятие людьми друг друга является важнейшим условием формирования сплоченного, работоспособного коллектива.
 
  § 4. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА
 
  Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу - этому предшествует длительный процесс становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется сознательно и целенаправленно.
  Прежде всего речь идет о ясных и понятных целях предстоящей деятельности коллектива, соответствующих внутренним стремлениям людей, ради достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчиниться групповой власти.
  Другим важным условием успешного формирования коллектива является наличие определенных, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной. Если речь идет о неформальном коллективе, эти достижения сами по себе будут достаточным вознаграждением его участникам. В формальном коллективе, участие в котором обязательно, любые достижения необходимо поощрять.
  Сплоченный коллектив не может существовать без совместимости образующих его людей и правильного распределения между ними обязанностей в соответствии со способностями и желаниями каждого, что позволяет им сотрудничать и успешно решать возникающие проблемы.
  Для успеха официальному коллективу необходим сильный руководитель, а неофициальному - лидер, которым люди готовы подчиняться и за которым готовы идти к поставленной цели, несмотря на трудности и невзгоды.
  Наконец, каждый коллектив должен найти свое место, свою "нишу" в формальной или неформальной структуре предприятия, где бы он мог полностью реализовать свои цели и потенциал, не препятствуя другим.
  Началом формирования официального коллектива является решение об этом, надлежащим образом оформленное юридически. У неофициального коллектива "днем рождения" становятся обычно какое-то чрезвычайное событие или достижение некоего предела в развитии ситуации, которые порождают всплеск эмоций, толкают людей на объединение и установление определенных отношений. После возникновения неформального коллектива идет длительный процесс его организации и самоорганизации, состоящий из нескольких этапов. На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся друг с другом, наблюдая окружающих и демонстрируя им собственные возможности. В тех коллективах которые дальнейшему изменению не подлежат, определяется руководитель. На втором этапе происходит сближение людей, между ними устанавливаются необходимые для работы контакты и складываются общие нормы поведения. На третьем этапе коллектив стабилизируется, формируются цели, налаживается надежное сотрудничество между людьми, позволяющее получать гарантированные результаты.
  С ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание друг друга в ряде случаев позволяют функционировать на принципах самоуправления.
  В то же время любой коллектив подстерегают две серьезные опасности: возникновение раскольнических группировок, преследующих узкокорыстные цели и стремящихся захватить власть, и бюрократизация и сопровождающий ее застой. Это проявляется в так называемой групповщине, характеризующейся тем, что члены коллектива замыкаются в основном на собственных интересах, не обращая внимания на нужды и потребности других, некритически относятся к себе и к своей роли в коллективе, считают себя непогрешимыми, неуязвимыми, непобедимыми. Для такого коллектива характерны единомыслие и конформизм.
  Эффективность работы коллектива зависит от ряда факторов. Рассмотрим основные факторы.
  1. Размер коллектива. Исследованиями установлено, что коллективы, насчитывающие от 5 до 11 человек, обычно принимают более точные решения, чем те, которые выходят за пределы этого числа. В коллективах меньшего размера работники могут быть обеспокоены тем, что их персональная ответственность за принимаемые решения слишком очевидна. По мере увеличения размера коллектива общение между его членами усложняется, становится более трудным достижение согласия по вопросам деятельности и выполнения задач. Увеличение размера коллектива также усиливает тенденцию к неформальному разделению его на группы, что может привести к появлению несогласующихся целей.
  2. Состав коллектива. Под составом понимают степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые работники применяют при решении проблем. Рекомендуется использование различных позиций для нахождения оптимального решения, поэтому хорошо, когда коллектив состоит из непохожих личностей. Одни обращают внимание на важные детали, проблемы, другие хотят взглянуть на картину в целом, некоторые подходят к проблеме с системных позиций и рассматривают взаимосвязь различных аспектов. Множество точек зрения принесет свои плоды.
  3. Групповые нормы. В трудовых коллективах существующие нормы оказывают сильное влияние на поведение личности и то, в каком направлении будет работать коллектив: на достижение целей организации или противодействие им. Нормы призваны подсказать членам коллектива, какое поведение и какая работа ожидаются от них. Они оказывают такое сильное влияние потому, что только при условии соотнесения своих действий с нормами личность может рассчитывать на признание коллектива, его поддержку. Это относится как к формальным, так и к неформальным коллективам.
  4. Групповое единомыслие - это тенденция подавления личностью своих взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию коллектива. В таком случае считается, что несогласие подрывает чувство принадлежности к коллективу, поэтому его следует избегать. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для личности - держаться общей линии в обсуждении проблемы, даже если имеются иная информация или убеждения. Эта тенденция может самоукрепиться. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную точку зрения, каждый полагает, что все остальные думают одинаково. В результате проблема решается менее эффективно, так как необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.
  5. Конфликтностъ. Как отмечалось выше, различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе коллектива, но оно также повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями полезен, он может привести к внутригрупповым спорам, проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны.
  6. Статус членов коллектива. Статус той или иной личности в организации или коллективе может определяться рядом факторов, включая такие, как старшинство в должностной иерархии, название должности, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Обычно члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения коллектива, чем члены группы с низким статусом. Однако это далеко не всегда ведет к повышению эффективности.
  Человек, поработавший на предприятии непродолжительное время, может иметь более ценные идеи и опыт в отношении какой-либо проблемы, чем человек с высоким статусом. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к данному вопросу, и объективно взвешивать все идеи. Для эффективного функционирования коллектива, возможно, придется прилагать усилия, чтобы мнения членов, имеющих более высокий статус, не доминировали.
  7. Роли членов коллектива. Критическим фактором, определяющим эффективность работы коллектива, является поведение каждого из его членов. Коллектив функционирует эффективно, когда работники стараются способствовать достижению его целей и социальному взаимодействию. Существует два основных направления ролей для создания нормально работающего коллектива. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать коллективные задачи и выполнять их (инициирование деятельности, поиск информации, сбор мнений, проработка, координирование, обобщение). Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности коллектива (поощрение, обеспечение участия, установление критериев, исполнительность, выражение чувств коллектива).
  Контрольные вопросы и задания
  1. Что представляет собой коллектив? 2. Каковы признаки коллектива?
  3. Назовите основные виды коллективов.
  4. Как сказывается на результатах деятельности психологический климат в коллективе?
  5. Каковы условия достижения сплоченности и совместимости в коллективе?
  6. Каковы особенности восприятия действительности членами коллектива?
  7. Каковы пути формирования коллектива?
  8. От чего зависит возможность повышения эффективности работы коллектива?
 
  Г л а в а 26
  ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
  § 1.ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
 
  Личность - это субъект активной сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт. Черты личности формируются, с одной стороны, под воздействием природных свойств человека, с другой - социальных моментов: роли, статуса, опыта, привычек и т. д.
  Личности присуща определенная совокупность элементов, тесная взаимосвязь и взаимообусловленность которых составляет ее первое свойство. Второе свойство заключается в активной деятельности направленной на познание и преобразование окружающего мира. Третьим свойством является устойчивость поведения, позволяющая достаточно надежно его прогнозировать и на основе этого управлять им.
  Первым элементом, образующим личность, можно считать ее направленность, которая создает устойчивую ориентацию человека независимо от ситуации, обусловливает цели и мотивы его поведения. Направленность определяется интересами, стремлением, склонностями, идеалами.
  Выделяют три типа направленности: на взаимодействие, на задачу и на себя, одновременно присутствующие в той или иной степени у большинства людей.
  Направленность на взаимодействие или общение означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорощие отношения, совместно решать проблемы независимо от цели деятельности и собственной роли, то есть работать в компании.
  Направленность личности на задачу, или деловая направленность, предполагает, что делается упор на достижение цели, например успешное решение проблемы, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками. В данном случае более важным оказывается то, что делает человек, а не как он это делает.
  Направленность на себя, или личная направленность, состоит в стремлении человека в первую очередь решать собственные проблемы, добиваться личного благополучия, повышать престиж.
  Знание направленности личности помогает найти правильный подход к ней и значительно облегчает процесс управления.
  Вторым элементом структуры личности являются способности, то есть задатки, склонности к какому-либо виду деятельности. Они бывают общими и специальными.
  Общие способности отражают тип мышления человека, который может быть художественным, логическим или смешанным. Художественному мышлению свойственны образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непосредственность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, имеющие склонность к искусству и литературе. Логическое мышление характеризуется критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретизированностью, уходом в абстракции. Наконец, смешанному типу мышления присущи черты обоих типов, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и возможность быстро принимать решения, что способствует успешной управленческой деятельности.
  Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы. По своему характеру они могут быть двух типов: интерсоциальными и конструктивными. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям и работникам, связанным с рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широко контактирующим с людьми. Конструктивные способности реализуются прежде всего в тех сферах деятельности, где такие контакты имеют ограниченное значение, - в естественно-научной, технической, художественной, через создание новой техники, методов лечения, компьютерных программ, произведений литературы, искусства, музыки. В большей мере они присущи исполнителям.
  Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать конфликты. Разрыв в способностях руководителей и непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.
  Третьим элементом личности является характер, то есть устойчивый индивидуальный склад душевной жизни, составляющий основу поведения человека и проявляющийся в его манерах. Принято выделять три основных фактора, формирующие характер: эмоциональность, активность и так называемые первичность и вторичность.
  Эмоциональность представляет собой субъективную чувственную реакцию человека на различные внешние и внутренние раздражители, протекающую в форме непосредственного переживания ситуации, ее значимости и смысла. Внешне эмоциональность выражается через эмоции, которые могут быть положительными или отрицательными.
  Активность - это потребность в деятельности. Активность, проявляющаяся в динамичности поведения, может быть высокой или низкой. Высокая активность членов коллектива полезна, поскольку способствует росту результативности его деятельности, однако она требует постоянного контроля, ибо, перейдя некий предел, становится разрушительной.
  В основе свойства первичности или вторичности лежат такие особенности нервной деятельности человека, как сила, уравновешенность и подвижность. Сила проявляется в возможности субъекта сохранять нормальную работоспособность при значительных колебаниях нервных и эмоциональных нагрузок, уравновешенность - в неизменности поведения при этом (в случае неуравновешенности будет преобладать нервное возбуждение или, наоборот, заторможенность). Подвижность выражается в быстроте и легкости перехода от одного вида деятельности к другому, умении легко приспосабливаться к смене ситуаций.
  Лица со свойствами первичности легко меняют виды деятельности быстро приспосабливаются к новой обстановке, хорошо в ней ориентируются, склонны к авантюрам и приключениям, но в то же время не уверены в себе, не способны к длительной рутинной работе. Люди, обладающие свойствами вторичности, отличаются терпением, стабильным поведением, верностью принципам и привычкам. Они уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию, работоспособны, но с трудом приспосабливаются к новому.
 
 
  § 2. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
 
  Каждый человек несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, то есть обладающим индивидуальностью. Человек как индивидуальность входит в коллектив, выполняет определенную работу и играет определенную роль, им нужно управлять, помогая раскрыться и задействовать свой потенциал, создавая необходимые условия для успешной работы, взаимодействия с окружающими и решения собственных жизненных проблем.
  Индивидуальность человека имеет три начала. Во-первых, каждый в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность конкретного человека.
  Индивидуальность человека формируется также под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека, но может и передавать некоторые поведенческие черты. Физиология человека свидетельствует о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.
  Вторую группу составляют факторы, проистекающие из окружения человека. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность оказывает культура, в которой он формируется. Человек в обществе усваивает нормы поведения, определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность в значительной степени определяется семьей, воспитанием. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям. В-третьих, на индивидуальность человека сильное влияние оказывает принадлежность к определенным группам и организациям. У личности вырабатываются идентификация, задающая некий тип, с которым она себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения, в частности реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, обстоятельств, случайных событий. Иногда именно эта группа факторов может привести к существенному изменению личности.
  Третью группу факторов составляют черты и особенности характера человека: индивидуальность оказывает влияние на собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в своем развитии, а не является только продуктом наследственности и окружения.
  При всей глубине и разнообразии индивидуальностей можно выделить некоторые направления их характеристик.
  Есть люди, предпочитающие держаться на расстоянии от других, и это сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различия в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений, использованию силовых методов в принятии решений и управлении. Любовь и вера в людей оказывают сильное влияние на взаимодействие индивида с окружающими. Это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки.
  Чувствительность к другим людям проявляется в способности сочувствовать, принимать близко к сердцу чужие проблемы, в умении поставить себя на место другого. Люди, обладающие такими чертами, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми.
  Стабильность в поведении играет большую роль в установлении взаимоотношений индивида с окружением. Если человек стабилен, ответствен, в целом предсказуем, окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен, склонен делать непредсказуемые шаги, у коллектива возникает негативная реакция.
  Самооценка, то есть то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т. д., оказывает сильное влияние на их поведение. Индивиды с высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи.
  Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать их при меньшем количестве информации. При этом результат решения необязательно будет хуже, чем у тех, кто скрупулезно его готовит.
  Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченными взглядами. Догматики воспринимают окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты и оценивают людей по тому, как они относятся к догмам и авторитетам. Они не склонны к сбору большого количества информации, достаточно быстро принимают решения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в их правильности. Догматики предпочитают работать в хорошо структурированных коллективах независимо о того, какую ступень они занимают.
  Комплексность осознания явлений отражает способность человека разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения о нем. Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие способности к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают комплексные решения.
  Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то он обладает внешней сферой-контроля (экстраверты). Интроверты лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, удовлетворены своей работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не любят воздействовать на себя, с удовольствием занимают руководящие посты. Экстраверты же, напротив, предпочитают формальные структуры, работу под руководством кого-либо. Если же они занимают руководящие должности, то широко используют методы силового воздействия.
  В современном менеджменте индивидуальности человека уделяется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех коллектива напрямую зависит оттого, насколько успешно он может задействовать весь имеющийся в его распоряжении человеческий потенциал.
  Необходимость изучения индивидуальности вызвана также тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях. Связано это с тем, что часто при оценке других мы опираемся на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Неверные выводы создают основу для конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в общении. Это наносит ущерб отдельным людям и коллективу в целом.
  Однако, признавая значимость и полезность управления индивидуальным поведением, следует помнить, что оно зависит не только от персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются действия. Поэтому изучение человека должно вестись в совокупности с изучением ситуации.
  § 3. ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ
 
  Взаимодействие личности и коллектива носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению коллективных задач, но и коллектив оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять свои потребности в безопасности, любви, уважении, самовыражении, формировать личность и т. д. Отмечено, что в коллективах с хорошими взаимоотношениями, активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье, лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают эффективнее, чем в тех, где существуют неразрешимые конфликты и нестабильность. Коллектив защищает личность, поддерживает ее и обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения.
  Но коллектив не только помогает человеку выживать и совершенствовать свои профессиональные качества. Он меняет его поведение, внося в него зачастую существенные изменения. Отметим некоторые существенные изменения в поведении человека, происходящие под влиянием коллектива.
  Во-первых, под влиянием коллектива происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т. д. Он расширяет сферу своего внимания за счет усиления интереса к другим членам коллектива. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, и это существенно меняет взгляд индивида на себя, свое место в окружении и на окружающих.
  Во-вторых, в коллективе человек имеет определенный "вес". Коллектив не только распределяет задания и роли, но и определяет позицию каждого. Члены коллектива могут делать совершенно одинаковую работу, но при этом иметь разный "вес". И это будет дополнительной существенной характеристикой для личности, которой она не обладала и не могла обладать, находясь вне коллектива; Для многих членов коллектива эта характеристика может быть не менее важной, чем формальная позиция.
  В-третьих, коллектив помогает личности обрести новое видение своего "я". Человек начинает идентифицировать себя с коллективом, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места и предназначения.
  В-четвертых, находясь в коллективе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать такие предложения и идеи, которые он никогда бы не выдал, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект "мозговой атаки" существенно повышает творческий потенциал личности.
  В-пятых, отмечено, что в коллективе человек в гораздо большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность является источником более действенного и активного поведения людей в группе, чем если они действуют в одиночку.
  Часто личность долго сопротивляется воздействиям со стороны коллектива, многие воздействия она воспринимает только частично, некоторые полностью отрицает. Входя в коллектив, вступая во взаимодействие (групповым окружением, человек не только изменяется сам, но и оказывает воздействие на коллектив, других его членов.
  Взаимодействие личности с коллективом может носить характер кооперации, либо слияния, либо конфликта. Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться различная степень проявления.
  В случае кооперации между личностью и коллективом устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели коллектива как не противоречащие его собственным, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслением собственных позиций, воспринимает решения коллектива.
  При слиянии наблюдается установление таких отношений между работником и остальной частью коллектива, когда каждая из сторон рассматривает другую как органическую составляющую единого целого. Человек строит свои цели, исходя из целей коллектива, в значительной мере подчиняет свои интересы коллективу и идентифицирует себя с ним. Коллектив, в свою очередь, также старается смотреть на личность не как на исполнителя определенной роли, а как на преданного делу человека. В этом случае коллектив берет на себя заботу о работнике, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказать ему содействие в решении не только производственных задач, но и личных проблем.
  В случае конфликта наблюдаются противопоставление интересов личности и коллектива, борьба между ними за разрешение этого противоречия. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов:
  организационные - связаны с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в коллективе и т.д.;
  эмоциональные - недоверие к человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т. д.
  Оценка конфликта зависит от того, к каким последствиям для личности и коллектива он приводит. Если конфликт превращается в антагонистическое противоречие, разрешение которого носит разрушительный характер для личности и коллектива, он должен быть отнесен к разряду нежелательных и отрицательных форм взаимоотношений личности и коллектива.
  Но нередко конфликт внутри коллектива носит позитивный характер и может привести к благоприятным последствиям. Во-первых, он может повысить мотивацию к достижению целей, вызвать дополнительную энергию к действию, вывести коллектив из устойчивого пассивного состояния. Во-вторых, конфликт может привести к лучшему пониманию отношений и позиций в коллективе, уяснению членами их роли и места в нем, к более четкому пониманию задач и характера деятельности коллектива. В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в поиске новых путей функционирования коллектива, новых подходов к решению задач, генерировании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между его членами, что, в свою очередь, может предотвратить обострение отношений в будущем.
  Контрольные вопросы и задания
  1. Расскажите об особенностях психологии личности.
  2. Как характеризуется индивидуальность человека?
  3: Какие существуют формы взаимодействия личности и коллектива?
 
  Г л а в а 27 ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  §1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ
 
  Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно, только воздействуя на них определенным образом, влияя на них.
  Способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
  власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя, то есть она существует не только тогда, когда применяется;
  между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
  тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
  Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, у руководителя нет необходимости применять к нему власть. Это функция зависимости, а точнее - взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью - это возможность влиять на удовлетворение потребностей.
  Власть - это социальный по сути термин. Ее имеет один индивид в отношении другого, один коллектив в отношении другого и т. д; Концепция власти строится на взаимодействии людей и коллективов в организации. Власть используют и руководители, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Она пронизывает жизнь организации, поддерживает ее структуру. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются ее пониманием, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и неизменяющейся. Это отношения в динамике; отношения, меняющие и ситуацию, и людей; отношения, меняющиеся во времени. Известно, как меняются рейтинги руководителей, проведенные в разное время. Поэтому понимание отношений власти требует изучения конкретной ситуации и тех, кто в нее вовлечен.
  Слово "власть" часто используют как синоним слова "авторитет". Авторитет - это власть, возникающая на формальной основе, данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и что считают правильным. В первом случае власть дается сверху, а в другом - она должна быть получена снизу. Авторитет как понятие не исчерпывает всех вариантов проявления власти. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подчинен. Объем власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно, наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношения зависят от ситуации и индивидуальностей.
  Личная власть - это уважительное, хорошее и преданное отношение к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя в результате его неправильных действий. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Однако в большинстве случаев достичь этого очень сложно.
  Власть бывает формальной и реальной.
  Формальная власть -это власть должности. Она обусловлена официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с другими распоряжаться.
  Реальная власть - это власть как по должности, так и по авторитету. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы подчиняться данному лицу, либо степенью зависимости его от окружающих.
  Границы формальной и реальной власти совпадают не всегда. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти. Это положительный момент, ибо чем большая власть сосредоточена в руках одного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений.
 
  § 2. ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ ВЛАСТИ
 
  Специалисты разработали несколько подходов к классификации источников власти. Согласно одному из них выделяют пять базовых источников: принуждение, экспертная власть, закон или право принятия решений, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник - информация, а потом и седьмой -связь. В нашей классификации - десять источников власти. При этом все источники разделены на две большие группы. К первой группе отнесены имеющие личностную основу, ко второй -организационную, которую называют также структурно-ситуационной (рис. 22).
  Под экспертной властью понимают способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умения и навыков, а также наличия специальных знаний. Экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Ее уровень определяется уровнем, на котором руководитель демонстрирует свою компетентность в анализе, оценке и контроле работы подчиненных. Специализация
 

<< Пред.           стр. 10 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу