<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 Тема 1.1. Корпоративная финансовая политика как форма реализации финансовой стратегии предприятия
 
 1. Сущность, принципы разработки и виды финансовой стратегии.
 2. Этапы разработки финансовой стратегии.
 3. Определение и механизм разработки финансовой политики.
 4. Оценка финансовой стратегии и управление ее реализацией.
 
 1.1.1.Сущность, принципы разработки и виды финансовой стратегии
 
  Финансовая стратегия компании - это генеральное направление финансового развития, касающееся всех важнейших аспектов финансовой деятельности и финансовых отношений, реализуемое путем разработки долгосрочных финансовых целей, определения наиболее эффективных способов их достижения, адаптивной корректировки направлений образования и использования финансовых ресурсов в условиях изменения внутренней и внешней среды.
  Финансовая стратегия является одной из функциональных стратегий, которая, наряду с производственной, маркетинговой, экологической, инновационной стратегиями, обеспечивает реализацию общей стратегии развития компании. Эта стратегия предоставляет возможность менеджменту сформировать необходимые денежные ресурсы для реализации базовой стратегии и оптимально их распределить для достижения стратегических целей.
  Разработка финансовой стратегии - процесс формализованный, т.к. иначе будут нарушены основы сбалансированности, синхронности и поступательной реализации стратегических намерений. Эта формализация, в частности, выражается в формировании принципов разработки финансовой стратегии. Основные из них отражены на рисунке 1.1.1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1.1.1. Основные принципы разработки финансовой стратегии
 
 1. Представление компании в качестве открытой производственно-хозяйственной и социально-экономической системы, способной к саморазвитию. Данный принцип позволяет предприятию, функционирующему в рыночной экономике, адаптироваться к изменениям внешней среды, иначе организация не могла бы не только эффективно саморазвиваться и стремиться к самосовершенствованию, но и просто выжить. То, что любое предприятие является производственно-хозяйственной и социально-экономической системой означает экономические основы любой компании, социальную направленность как внутри организации, так и во внешнюю среду, а также производственный вид деятельности, касалось бы это товаров, работ или услуг.
 2. Определение стратегии развития предприятия в качестве исходного пункта разработки финансовой стратегии. Как уже отмечалось, финансовая стратегия является производной от стратегии развития предприятия. Она предоставляет финансовое обеспечение планируемых мероприятий по совершенствованию деятельности компании. Но эти две стратегические категории является в обоюдном подчинении, так как в случае отсутствия в организации необходимых средств и невозможности их привлечь в необходимом объеме или по приемлемой цене с рынка капитала компания будет вынуждена корректировать и базовую стратегию фирмы. Современные стратеги зачастую выделяют три вида базовых стратегий фирмы: ускоренного роста, ограниченного роста и сокращения (подробнее в курсе "Стратегический менеджмент").
 3. Положение базовых аспектов стратегического менеджмента в основу формирования финансовой стратегии. Основой финансовой стратегии выступает подход, ориентированный на разработку стратегических направлений финансовой деятельности, гарантирующий компании достижение желаемого состояния без учета прошлых тенденций и настоящего уровня развития компании. Приоритет отдается только будущим изменениям. В процессе финансового менеджмента происходит разработка стратегических финансовых целей и их реализация с необходимой корректировкой в случае внешних или внутренних изменений.
 4. Выделение приоритетных зон финансового стратегического развития. Выделение в финансовой системе предприятия отдельных зон, которые в стратегической перспективе необходимо дифференцированно развивать, совершенствовать, позволяет эффективно распределить силы и дефицитные ресурсы компании. В качестве таких зон можно выделить:
 * Стратегию формирования структуры и цены капитала. Основное направление этой зоны финансового развития ориентировано на поиск и создание оптимальной структуры капитала компании в соответствии с ценовым спектром привлечения ресурсов,
 * Стратегию сбалансированного размещения средств в активы компании. Параметры стратегического набора этой зоны должны быть направлены на определение целесообразного и эффективного пути размещения ресурсов компании в развитие производственной, маркетинговой и финансовой деятельности и реализацию намеченного пути. Эта зона должна рассматриваться в двух разрезах - текущем и стратегическом.
 * Стратегию финансового равновесия компании. Цели этой зоны направлены на поддержание приемлемого уровня финансовых коэффициентов, обеспечивающих финансовую устойчивость компании.
 * Стратегию инвестиционных вложений. В основе этой зоны лежит поиск оптимального размещения инвестиционных ресурсов компании, предполагающий долгосрочные вложения с целью развития бизнеса.
 * Стратегию задолженности предприятия. Задачи и стратегические решения в этой зоне направлены на анализ и повышение эффективности использования дебиторской и кредиторской задолженности компании.
 Возможно и иное выделение приоритетных зон стратегического развития в зависимости от целей исследования.
 5. Адаптивность финансовой стратегии. Предполагает возможность маневренности капитала при наступлении как благоприятных, так и опасных изменений во внешней среде. При этом компании необходимо найти компромиссное решение между ликвидностью и доходностью вложений, так как высокая маневренность капитала влечет понижение прибыльности.
 6. Наличие многовариантности стратегического финансового поведения. Предполагает поиск большого числа возможных вариантов финансовой стратегии, финансовой политики, стратегических финансовых целей, финансовых решений. В дальнейшем производится критериальный отбор наиболее подходящих вариантов, взаимоувязка их в единую стратегию, которая принимается к реализации. Наличие значительного количества вариантов обеспечивает нахождение оптимального пути стратегического поведения.
 7. Согласование финансовой стратегии и целей технологического развития продукции. В основах финансовой стратегии должны быть заложены принципы постоянного совершенствования продукции, изготавливаемой на предприятии, что обретает жизненную важность в условиях конкурентной борьбы на рынке.
 8. Использование параметра риска в процессе оценки эффективности принятия финансовых решений. В процессе выбора приемлемого варианта решения среди альтернатив менеджеры должны обязательно сопоставить доход с риском, который организация примет на себя в результате реализации этого решения, т.к. высокий риск может непоправимо отразиться на финансовой безопасности компании. В результате этого возникнет ситуация, когда от некоторых очень прибыльных альтернатив придется отказаться для сохранения финансовой устойчивости.
 9. Наличие необходимого трудового потенциала (финансовых менеджеров) и организационной культуры для реализации разработанной финансовой стратегии. Если финансовые менеджеры не владеют необходимыми теоретическими и практическими знаниями, методическим инструментарием, механизмами управления отдельными стратегическими финансовыми зонами и в компании отсутствует соответствующий уровень организационной культуры, то реализация стратегии, насколько бы она не была высокопрофессионально разработана, ставится под угрозу.
  На основе представленных принципов в теории стратегического менеджмента выделяют три вида финансовой стратегии, согласно трем базовым корпоративным стратегиям. Это агрессивная, умеренная и консервативная стратегии. Их характеристику можно представить в табличной форме (Таблица 1.1.1).
 Таблица 1.1.1.
 Характеристика финансовых стратегий
 Виды корпоративных стратегий развития Виды финансовых стратегий Характеристика финансовых стратегий Приоритетные зоны финансового стратегического развития
 
 
 Ускоренный рост
 
 
 Агрессивная Призвана поддержать высокие темпы роста производственной деятельности. Возникает потребность в значительном объеме средств для обеспечения увеличения основных и оборотных средств Зона формирования структуры и цены капитала, зона формирования дебиторской задолженности предприятия, зона инвестиционных вложений
 
 Ограничен-ный рост
 
 
 Умеренная Ориентирована на уровновешивание двух приоритетов - ограниченного роста производственной деятельности и требуемой финансовой устойчивости компании. Возникает необходимость во взвешенном подходе к распределению средств компании на текущие и стратегические нужды Зона сбалансированного размещения средств в активы компании, зона формирования кредиторской задолженности предприятия
 
 
 Сокращение
 
 
 Оборонительная Направлена на поддержание финансовой безопасности компании при выходе ее из кризисного состояния, обуславливающего сокращение объемов производства и продаж. Целью становится приобретение устойчивого положения в процессе формирования и использования денежных фондов Зона финансового равновесия компании, зона формирования кредиторской и дебиторской задолженности предприятия
 1.1.2. Этапы разработки финансовой стратегии
 
 Разработка финансовой стратегии это сложный процесс, который состоит из нескольких этапов:
 
 1. Оценка внутренней и внешней среды. Оценка стратегической финансовой позиции предприятия.
 2. Разработка стратегических целей компании.
 3. Определение контрольных нормативов финансовой деятельности.
 4. Выбор финансовой стратегии.
 5. Выбор финансовой политики.
 6. Анализ и оценка эффективности принятой финансовой стратегии.
 7. Обеспечение реализации финансовой стратегии.
 8. Проведение контроля за реализацией стратегии.
 
  Первый этап. Оценка внутренней и внешней среды. Оценка стратегической финансовой позиции предприятия. Разработка финансовой стратегии начинается с анализа внутренней и внешней среды компании, которые проводятся с помощью SWOT-, PEST-, SNW-, SPASE-анализов, экспертного, сценарного анализа, профиля среды, метода 5х5, а также анализа финансовой отчетности. Все вышеперечисленные методы были рассмотрены ранее в курсах "Основы менеджмента", "Стратегический менеджмент", поэтому большого внимания им уделять не будем. Но следует отметить особенность применения этих методов в нашем случае. Эти методы касаются внутренней и внешней среды не всего предприятия, а финансовой сферы деятельности. Так в качестве внутренней среды выступает внутренняя финансовая среда компании, а в качестве внешней среды - внешняя финансовая среда прямого (микросреда) и косвенного (макросреда) влияния. Представим для примера применение модели PEST-анализа в оценке влияния на компанию финансовой макросреды (Таблица 1.1.2).
  Таблица 1.1.2.
 Модель PEST-анализа влияния на компанию финансовой макросреды
 Политика Р Экономика Е Государственная финансовая политика Темпы экономического развития в стране Формы и методы государственного регулирования финансового рынка, финансовой деятельности предприятия, денежного обращения в стране Соотношение параметров накопления и потребления используемого национального дохода Политика привлечения и защиты иностранных инвестиций Темпы инфляции Стандарты финансовой отчетности предприятий Система налогообложения Политика государственной поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности Скорость денежного обращения ................ .................... Сценарий №1: политика Сценарий №1: экономика Сценарий №2: политика Сценарий №2: экономика Социум S Технология Т Образовательный и культурный уровень трудоспособного населения Инновации в сфере технических средств управления Уровень подготовки специалистов в области финансовой деятельности Финансовые технологии, методология и инструменты Отношение населения к проводимым рыночным реформам Программное обеспечение финансовой деятельности в производственных и финансовых организациях ................... ................... Сценарий №1: социум Сценарий №1: технология Сценарий №2: социум Сценарий №2: технология
  Следует несколько остановиться на заключительном этапе проведения SWOT-анализа, т.к. здесь проявляются некоторые особенности. Необходимо отметить, что внутренняя среда здесь оценивается по основным элементам, составляющим зоны финансового стратегического развития. Особенность SWOT-анализа же заключается в составлении итоговой матрицы взаимосвязей между факторами внутренней и внешней среды (Таблица 1.1.3).
 Таблица 1.1.3.
 Матрица взаимосвязей между факторами внутренней и внешней среды компании
  Позиция внутренней финансовой среды Сильная Нейтральная Слабая Влияние внешней финансовой среды Возможно-сти Квадрант "Сила и возможности" Квадрант "Стабильность и возможности" Квадрант "Слабость и возможности" Угрозы Квадрант "Сила и угрозы" Квадрант "Стабильность и угрозы" Квадрант "Слабость и угрозы"
  В зависимости от того, в каком квадранте сосредоточены основные стратегически важные комбинации, производится выбор наиболее приемлемой финансовой стратегии.
  Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия соединяет воедино результаты всех названных методов анализа внутренней и внешней среды и предоставляет возможность увидеть истинное финансовое состояние компании, определить перспективы финансового развития, поставить стратегические финансовые цели и произвести выбор оптимальной финансовой стратегии.
 Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия позволяет:
 > выявить особенности, нетрадиционные черты финансовой деятельности в компании,
 > провести анализ итоговых результатов деятельности компании,
 > выявить сильные и слабые стороны управления финансовой деятельностью компании,
 > установить возможности и угрозы перспективного развития фирмы,
 > объективно оценить финансовое положение компании в настоящий момент,
 > собрать информационный материал для разработки стратегических финансовых целей.
 
  Здесь происходит переход ко второму этапу разработки финансовой стратегии - Разработке стратегических финансовых целей компании.
  Стратегические цели финансовой деятельности компании - это желаемая конечная стратегическая финансовая позиция компании, позволяющая направлять финансовую деятельность в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты.
  Стратегические цели финансовой деятельности можно классифицировать по многим признакам. Основные из них мы представим в таблице 1.1.4.
  Таблица 1.1.4.
 Классификации стратегических целей финансовой деятельности компании
  Критерий Виды целей Содержание Экономические и неэкономические Измеримость Количественные, качественные Повторяемость Постоянные, разовые Период установления Стратегические, тактические, оперативные Иерархия Цели организации, структурных подразделений, цели отдельных функциональных направлений По приоритетным зонам финансового стратегического развития Цели роста потенциала формирования структуры капитала и минимизации его цены, цели достижения сбалансированного размещения средств в активы, цели достижения финансового равновесия, цели повышения эффективности инвестиционных вложений, цели оптимизации задолженности компании Конкретизация Неоперациональные, операциональные Среда Внутренние, внешние Приоритетность Главная стратегическая цель, основные стратегические цели, вспомогательные стратегические цели По направленности действия Цели, поддерживающие тенденции развития; цели, направленные на преодоление внешних угроз; цели, направленные на преодоление слабых внутренних позиций Уровень Общие, специфические Стадия жизненного цикла Проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение
  Первоначально при разработке стратегических финансовых целей в компании происходит формирование финансовой философии - основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности, ценностей и убеждений, в соответствии с которыми организуется процесс финансового развития. В дальнейшем необходимо определить объективные ограничения для разрабатываемых целей - объем имеющихся финансовых ресурсов и средств, которые может привлечь компания; размер фирмы и т.п. Далее происходит постановка главной финансовой цели компании, такой как рост рыночной стоимости предприятия, рост курса акций и т.д. Проводится формирование набора стратегических целей, выполнение которых позволит достичь главной финансовой цели. Все разработанные цели должны взаимоувязаться в "дерево целей" с соблюдением принципов развертываемости, сопоставимости и соотносительной важности. Также следует проверить синхронность целей по времени и их взаимную согласованность. "Дерево целей" может быть составлено в разрезе приоритетных зон финансового стратегического развития.
  В дальнейшем проводится третий этап разработки финансовой стратегии: определение контрольных нормативов финансовой деятельности. На данном этапе все цели, входящие в дерево целей, должны быть выражены в количественных параметрах - объеме, сумме, темпах изменения, структурных пропорциях, сроках реализации и т.д. Иначе цели можно будет назвать недостижимыми. Следует дополнительно проверить взаимосогласованность и не противоречивость целей после такого уточнения. Этот этап позволяет в дальнейшем легко определить уровень достижения поставленных целей и установить в зависимости от этого размер премиального вознаграждения сотрудников, выполняющих соответствующие работы.
  Четвертый этап - Выбор финансовой стратегии.
  Выбор финансовой стратегии основывается на:
 * виде корпоративной стратегии (рассматривалось выше),
 * оценке стратегической финансовой позиции предприятия
 * других факторах (стадия жизненного цикла компании, уровень организационной культуры финансового менеджмента и т.п.).
  Модель стратегической финансовой позиции предприятия учитывается при выборе финансовой стратегии, т.к. не каждая такая модель может поддерживать выбранную корпоративную стратегию развития и, следовательно, финансовую стратегию. Например, финансовая позиция компании в квадранте "Стабильность и угрозы" вступает в противоречие с выбранной стратегией ускоренного роста и агрессивной финансовой стратегией. Может наблюдаться и обратное, когда внутренние возможности компании могут быть не в полной мере реализованы, если, например, компания находится в квадранте "Стабильность и возможности" и выбрана стратегия сокращения и оборонительная финансовая стратегия.
  Механизм выбора финансовой стратегии в зависимости от оценки стратегической финансовой позиции предприятия представлен в таблице 1.1.5.
 Таблица 1.1.5.
 Механизм выбора финансовой стратегии в зависимости от оценки стратегической финансовой позиции предприятия
 Квадрант Приемлемая финансовая стратегия Приемлемая корпоративная стратегия "Сила и возможности" Агрессивная Ускоренный рост "Стабильность и возможности" Агрессивная или умеренная в зависимости от степени возможностей Ускоренный рост или ограниченный рост "Слабость и возможности" Оборонительная Сокращение "Сила и угрозы" Агрессивная или умеренная стратегия в зависимости от степени угроз Ускоренный рост или ограниченный рост "Стабильность и угрозы" Умеренная стратегия Ограниченный рост "Слабость и угрозы" Оборонительная Сокращение
 1.1.3. Определение и механизм разработки финансовой политики.
 
  В качестве пятого этапа процесса разработки финансовой стратегии выступает выбор финансовой политики.
  Финансовая политика - это форма реализации финансовой философии и финансовой стратегии компании в разрезе приоритетных зон финансового стратегического развития.
  Главной целью финансовой политики является построение эффективной системы управления финансами. Разработка финансовой политики компании должна быть подчинена как стратегическим, так и тактическим целям. Стратегическими целями финансовой политики являются:
 * максимизация прибыли,
 * оптимизация структуры и минимизация цены источников финансирования,
 * максимизация доходов от размещения средств в активы,
 * повышение инвестиционной привлекательности компании,
 * повышение эффективности управления кредиторской и дебиторской задолженностью компании,
 * обеспечение финансовой безопасности,
 * оптимизация инвестиционных вложений.
  Финансовая политика содержит в себе путь реализации финансовой стратегии, выбранный из альтернативных способов действий, с целью достижения главной финансовой цели. Направления финансовой политики выстраиваются в рамках каждой приоритетной зоны финансового стратегического развития и отдельных ее областей. Выделяют три вида финансовой политики, их характеристика приведена в таблице 1.1.6.
 Таблица 1.1.6.
 Характеристика видов финансовой политики
 Вид финансовой политики Характеристика вида финансовой политики Вид финансовой стратегии Модель стратегической финансовой позиции Политика активных действий Ориентирована на достижение высоких финансовых показателей вне зависимости от риска Агрессивная "Сила и возможности" "Сила
 и угрозы" "Стабильность и возможности" Уравновешенная политика Ориентирована на достижение среднеотраслевых результатов при среднем значении риска Умеренная "Сила и угрозы" "Стабильность и возможности" "Стабильность и угрозы" Ограничительная политика Ориентирована на минимизацию риска, что влечет снижение финансовых показателей Оборонительная "Слабость и угрозы" "Слабость и возможности"
  Далее происходит набор всевозможных альтернативных действий по достижению стратегических целей, исходя из модели стратегической финансовой позиции компании и избранного вида финансовой политики. Чем больше будет таких альтернатив, в том числе и нестандартных, тем больше вероятности нахождения оптимального способа реализации намеченных направлений.
  После формирования расширенного набора альтернатив происходит их оценка с помощью теорий игр, управления запасами, линейного программирования, имитационного моделирования, платежной матрицы, экспертных оценок, построения дерева решений, анализа чувствительности или анализа сценариев. В качестве критериев могут выступать уровень прибыльности активов, уровень снижения себестоимости производственной продукции, темп увеличения финансовых ресурсов компании, темп увеличения отдачи инвестиционных вложений и т.д. Далее альтернативы ранжируются и выбираются оптимальные варианты. Данные вопросы рассматриваются в темах 3-8.
  Основные результаты стратегического финансового выбора компании - цели, контрольные нормативы финансовой деятельности, финансовая политика, направления реализации финансовой политики - фиксируются в программе финансового развития в разрезе приоритетных зон и составляющих их областей стратегического развития компании. В программе устанавливаются сроки реализации намеченных мероприятий и лица, ответственные за их выполнение.
 
 1.1.4.Оценка финансовой стратегии и управление ее реализацией
 
  Шестой этап разработки финансовой стратегии - Анализ и оценка эффективности принятой финансовой стратегии. Оценка эффективности принятой финансовой стратегии проводится с помощью нескольких критериев, основные из них представлены в таблице 1.1.7.
 Таблица 1.1.7.
 Критерии оценки эффективности финансовой стратегии
 Критерий Характеристика оценки Согласованность финансовой стратегии с прогнозируемыми изменениями внешней среды компании Оценивается, насколько сформированная стратегия отвечает прогнозируемым изменениям различных областей экономики, насколько прогнозируемые возможности и угрозы внешней среды учтены в предлагаемой стратегии, а также уровень гибкости стратегии Согласованность стратегии с возможностями компании Определяется, насколько выбранная финансовая стратегия и намеченные планы реальны в зависимости от внутреннего потенциала компании (финансового, инвестиционного, трудового, инновационного и т.д.) Согласованность финансовой стратегии с корпоративной стратегией развития предприятия Выясняется, насколько избранная финансовая стратегия обеспечивает реализацию общей стратегии развития компании. Присутствует ли в них согласованность по характеру, срокам, отдельным объектам Реализуемость финансовой стратегии Оценивается, может ли предприятие мобилизовать необходимый объем финансовых ресурсов внутри компании и с рынка капиталов, будет ли компания обладать необходимыми техническими и трудовыми ресурсами для реализации намеченной стратегии, присутствует ли на финансовом рынке необходимые финансовые инструменты для реализации планов Уравновешенность отдельных объектов финансовой стратегии Определяется, насколько согласуют отдельные целевые установки между собой и с контрольными нормативами разработанной финансовой стратегии, насколько избранная финансовая политика соответствует содержанию стратегии и целевых ориентиров Эффективность реализации финансовой стратегии Определяется путем сопоставления финансовых показателей за прошлый период и контрольных нормативов финансовой деятельности, которые планируется достигнуть в результате реализации стратегии. Также оценивается прирост рыночной стоимости акций компании, изменение имиджа фирмы, рост мотивации сотрудников к труду и т.п. Допустимость уровня риска стратегии Выясняется, насколько приемлима и допустима опасность, вызванная реализацией финансовой стратегии, связанная с нарушением баланса финансового развития и финансовой устойчивости компании
  В Западной Европе и США для оценки эффективности стратегии активно применяется метод бенчмаркинга, заключающийся в сопоставлении контрольных нормативов разработанной финансовой стратегии и аналогичных параметров фирм, успешно осуществляющих финансовую деятельность в данной сфере экономики (отрасли, подотрасли и т.д.). В случае обладания необходимой информацией этот метод применим и в российских условиях.
  При приемлимости уровня эффективности сформированной финансовой стратегии фирма начинает ее применять на практике.
 
  Далее проводится седьмой этап процесса разработки финансовой стратегии - Обеспечение реализации финансовой стратегии.
  Целью процесса реализации финансовой стратегии компании выступает создание необходимых условий для осуществления финансовой поддержки ее общей стратегии развития и реализации финансовых стратегических целей.
  В процессе реализации финансовой стратегии в современных рыночных условиях очень часто возникают изменения как во внешней, так и во внутренней среде организации. Финансовый менеджмент должен ориентировать организацию на своевременную ответную реакцию на подобные изменения и обеспечить реализацию выбранной финансовой стратегии в новых условиях.
  Мониторинг условий окружающей среды, в которой реализуется принятая финансовая стратегия, предоставляет возможность компании вовремя предложить и реализовать систему важных наступательных или оборонительных управленческих решений, обуславливающих достижение ее финансовых целей. Одним из главных способов отслеживания изменений во внешней среде является диагностика состояния финансового рынка, который четко отражает изменение факторов, оказывающих стратегически важное влияние на успех реализуемой финансовой стратегии. В качестве таких факторов могут выступать изменение курсов иностранных валют, ставки рефинансирования Центрального Банка, доходность государственных ценных бумаг, новые финансовые технологии и инструменты.
  В теории стратегического менеджмента выделяют четыре метода управления реализацией финансовой стратегии в зависимости от характера изменений условий внешней финансовой среды.
  1. В относительно стабильных условиях внешней финансовой среды, когда окружающая компанию обстановка устойчива и характер всех изменений есть продолжение предшествующих темпов развития, применяются методы долгосрочного финансового планирования и основной из них - метод экстраполяции.
  2. В условиях предсказуемости изменений внешней среды, которые характеризуются некоторыми не существенными отклонениями от заранее установленного плана, тренда, появление новых проблем предсказуемо, и их решения заранее моделируются компанией. В данных ситуациях в качестве методов управления реализацией финансовой стратегией зачастую применяются методы стратегического финансового планирования.
  Эти две группы методов носят название "методы управления стратегическими возможностями компании", которые заранее спрогнозированы фирмой и ответные реакции на которые заложены в финансовой стратегии и финансовой политике.
  Далее будут рассмотрена "система методов управления реализацией стратегии в условиях реального времени", которая наиболее приемлима в современных нестабильных рыночных условиях.
  3. В ситуации непредсказуемых изменений внешней среды, определяемых на ранних стадиях их возникновения возможно появление непредвиденных событий, которые можно быстро определить по "слабым сигналам", возвещающим об отклонениях. В этом случае применяются такие методы управления реализацией финансовой стратегией как "метод управления стратегическими позициями" и "метод управления по слабым сигналам". "Метод управления стратегическими позициями" предполагает сохранение и реализацию направлений стратегий, касающихся тех приоритетных зон стратегического финансового развития, в которых не наблюдается изменений или создаются наилучшие возможности развития. В тех приоритетных зонах, в которых возможности развития снижаются или возникают даже опасные ситуации, желательно сохранение стратегических финансовых позиций на достигнутом уровне. "Метод управления по слабым сигналам" отличается применением предупредительных мероприятий по сохранению существующей финансовой позиции при выявлении проблемы на ранних стадиях ее возникновения. Если проблема перерастает в более значимую, то будут осуществлены конкретные действия по усилению финансовой безопасности компании и сохранению достигнутой стратегической финансовой позиции. Для использования данного метода компания должна обладать эффективной системой отслеживания изменений во внешней среде и приема и интерпретации "слабых сигналов".
  4. Непредсказуемые неожиданные изменения в окружающей среде характеризуются возникновением непредвиденных явлений, которые предприятие не сумело уловить на ранних стадиях его развития. Данное явление, проблема требует быстрого решения, чрезвычайных мер. В данном случае целесообразно применять "метод управления задачами", который заключается в:
 o формировании стратегических задач, призванных решать возникающие проблемы по мере их появления,
 o ранжировании по значимости всех поставленных задач, наряду с задачами, связанными с реализацией финансовой стратегии,
 o передаче наиболее значимых задач для исследования и выработки быстрого управленческого решения в специальные управленческие созвездия, концентрирующие наиболее квалифицированных специалистов,
 o заключительном контроле топ-менеджментом принимаемых решений относительно реализации финансовой стратегии и ответных реакций на неожиданные возмущения внешней среды.
 
  При изменении внутренней среды (намеренном или незапланированном) зачастую трансформации подлежат все ключевые области финансового менеджмента: финансовый инструментарий, традиции осуществления финансовой деятельности, методика проведения финансовых операций, информационная база, трудовой потенциал финансовой системы, организационные структура управления и культура. Характер трансформации ключевых финансовых областей определяется уровнем и степенью конкретного изменения внутренней среды организации, вызвавшего эти преобразования.
  Восьмой заключительный этап - проведение контроля хода реализации стратегии. По мере реализации финансовой стратегии ее необходимо контролировать, иначе будет сложно отследить верность хода финансовых изменений в организации и уровень достижения поставленных стратегических целей.
  При формировании комплексного финансового контроля следует помнить, что контролю подвергается не степень реализации отдельных стратегических мероприятий, составляющих программу стратегического финансового развития, а уровень реализации стратегических целей этого развития, количественные стандарты которых выражены посредством контрольных нормативов финансовой деятельности.
  Если в итоге финансовой деятельности все основные стратегические цели по каждой приоритетной зоне стратегического финансового развития достигнуты, финансовую стратегию компании можно считать успешно реализованной.
 Тема 1.2. Анализ финансового состояния предприятия
 
 1. Финансовый анализ: понятие, механизм проведения, назначение.
 2. Методы проведения финансового анализа предприятия.
 3. Анализ ликвидности.
 4. Коэффициенты управления активами и источниками средств.
 5. Коэффициенты рентабельности и рыночной активности предприятия.
 6. Показатели финансовой устойчивости и потенциального банкротства.
 7. Проблемы анализа финансовой отчетности.
 
  1.2.1. Финансовый анализ: понятие, механизм проведения, назначение
 
  Финансовый анализ - это наука, направленная на изучение, теоретическую систематизацию, объяснение и прогнозирование процессов, которые происходят с финансовыми ресурсами и их потоками через оценку финансового состояния и выявленных возможностей совершенствования функционирования и эффективного управления финансовыми ресурсами на предприятии.
  Финансовый анализ предоставляет возможность выявить взаимосвязь и взаимозависимость различных процессов его финансово-хозяйственной деятельности. Анализ помогает принять эффективные управленческие решения, предсказать ответную реакцию субъектов рынка на планируемые действия, предвидеть будущие опасности и угрозы фирмы.
  Информационной базой финансовой отчетности являются:
 1) бухгалтерский баланс,
 2) отчет о прибылях и убытках,
 3) отчет о движении денежных средств.
  Финансовая отчетность содержит данные о финансовом положении фирмы на определенную дату и результатах деятельности за отчетный период. Но вместе с тем, отчетность может быть использована как:
 1) способ предсказания будущего положения фирмы,
 2) инструмент прогнозирования будущих доходов и дивидендов,
 3) исходное положение для планирования действий, которые повлияют на ход событий в будущем.
  Раскроем механизм проведения анализа коэффициентов финансового состояния предприятия (Рисунок 1.2.1.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 1.2.1. Механизм проведения финансового анализа
 
  Приводимые в дальнейшем показатели предлагается сравнивать со среднеотраслевыми значениями. Но так как здесь нет возможности приводить значения коэффициентов по всем отраслям, то будет приводиться усредненное значение для экономики в целом. Тем не менее, в конкретных расчетах рекомендуется прибегать к среднеотраслевым показателям.
 
 1.2.2. Методы проведения финансового анализа предприятия
 
  Финансовый анализ можно провести с помощью различных методов, классификация которых приведена в таблице 1.2.1.
  Таблица 1.2.1.
  Классификация методов финансового анализа предприятия
  Критерий Группы методов Виды методов Характеристика методов Применяемый инструментарий Экономические методы Метод абсолютных величин Применяется для оценки объемов денежных потоков. Абсолютные величины служат основой для расчета относительных и средних показателей Метод относительных величин Применяется в горизонтальном анализе - для выявления тенденций изменения состояния, в вертикальном анализе - для выявления соотношений между различными показателями, в анализе коэффициентов Балансовый метод Служит для построения сравнительного аналитического баланса-нетто Метод дисконтирования Применяется для приведения показателей к единому моменту времени Статистические методы Метод арифметических разниц Используется при оценке достаточности наличия источников средств для формирования каких-либо запасов Метод выделения изолированного влияния факторов Позволяет выявить причины, влияющие на полученный финансовый результат Индексный метод Основывается на сопоставлении соизмеряемой (отчетной) величины с базисной Метод сравнения Выявление соотношения явлений между собой, выделяя в них общее и различное Метод группировки Выявляет взаимосвязи и взаимозависимости показателей, показывает влияние на показатели различных факторов Математико-статистические методы Корреляционный анализ Используется для обнаружения зависимости между двумя случайными признаками или факторами Регрессионный анализ Отражает зависимость среднего значения какой-либо величины от некоторой другой величины или от нескольких величин Факторный анализ Применяется для определения влияния каких-либо явлений (факторов) на конкретный показатель Методы оптимального программирования Системный анализ Изучение разных показателей во взаимосвязи, с использованием различных методов Линейное и нелинейное программирование Исследование с помощью линейной и нелинейной зависимости показателей друг от друга Степень формализации Формализованные Носят объективный характер. В их основе лежат строгие аналитические зависимости Неформализованные Основаны на логическом описании аналитических приемов, субъективны, на результат влияют интуиция, опыт и знания аналитика Применяемые модели Предикативные модели Модели-прогнозы финансового отчета, построенные на данных динамического анализа или исходя из экспертных прогнозных оценок будущего развития фирмы Нормативные модели Модели, позволяющие сравнивать фактические результаты деятельности с законодательно установленными, средними по отрасли или внутренними нормативами Дескриптивные модели Вертикальный анализ Представление статей баланса в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих показателей Горизонтальный анализ Определение динамики балансовых статей, выявление тенденций, изменений Трендовый анализ Изучение динамики относительных показателей за период, анализ тенденций развития и построения тренда развития в перспективе
  В 1919 г. Du Pont Company впервые применила оригинальный вариант методики анализа финансовых коэффициентов для оценки эффективности деятельности фирмы. В ее основе лежит факторный анализ рентабельности собственного капитала, как это представлено на рис. 1.2.2.
 
  Рентабельность
  собственного
  капитала ROE
 
 
  Рентабельность Активы : собственный капитал
  активов ROA
 
 Рентабельность продукции Ресурсоотдача
 
 Чистая Выручка Выручка от Сумма
 Прибыль : от реализации реализации активов
 
 
 Выручка от Общие затраты Основные Оборотные
 реализации - Амортизация средства средства
  Проценты Денежные
  Налоги средства
  Прочие Ликвидные
  операционные ценные
  затраты бумаги
  Запасы
  Дебиторская
  задолженность
 
 Рис. 1.2.2. Методика финансового анализа фирмы Du Pont
 
 
 ROE = Рентабельность Ресурсоотдача Мультипликатор
  продукции * * собственного =
  капитала
  Чистая прибыль Выручка от реализации Сумма активов Чистая прибыль
 Выручка от реализации * Сумма активов * Собственный = Собственный
  капитал капитал
 
  С помощью расширенной формулы фирмы "Du Pont" можно выявить, как влияют показатели рентабельности продукции, оборачиваемости и финансового левериджа на рентабельность собственного капитала.
  С помощью описанных методов можно проводить как финансовый анализ всего предприятия, так и отдельных подразделений, филиалов, так называемых профит-центров. Результаты данного анализа центров ответственности затем объединяются для вынесения выводов по всей организации, так же выявляется влияние отдельных показателей профит-центров на обобщающие коэффициенты.
 
 1.2.3. Анализ ликвидности
 
  Анализ ликвидности показывает возможность фирмы погасить свои обязательства в срок. В связи с этим результаты данного вида аналитической деятельности интересуют многих субъектов: кредиторов, финансовых менеджеров, собственников.
  Ликвидность - это способность ценностей легко превращаться в денежные средства.
  Ликвидность фирмы - это способность фирмы превращать свои активы в денежные средства для погашения всех необходимых платежей по срокам.
  Категория "ликвидность" имеет две стороны:
  1) время, требуемое для реализации актива;
  2) сумма денежных средств, полученная от реализации актива. Эти две стороны тесно взаимосвязаны.
  Возможна ситуация, когда активы можно продать за короткое время, но со значительной скидкой.
  Наиболее ликвидными активами считаются ресурсы компании, которые могут быть использованы для выполнения текущих обязательств немедленно. Это денежные средства в российской и иностранной валюте, хранящиеся на расчетных счетах и в кассе компании, ликвидные ценные бумаги, а также краткосрочные финансовые вложения.
  Быстрореализуемыми активами считаются активы, для превращения которых в денежные средства необходимо определенное время: дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение ближайших 12 мес., прочие оборотные активы.
  Медленнореализуемые активы - это вложения, для перевода которых в наличные средства необходимо относительно продолжительное время. Это товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность, погашение которой ожидается более чем через 12 мес., НДС по приобретенным ценностям.
  Труднореализуемые активы - это активы, реализация которых требует значительного времени. Это все внеоборотные активы, т.е. основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, здания и сооружения и т.д.
  Наиболее значимы в этой группе показателей два коэффициента - коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) и коэффициент быстрой ликвидности (коэффициент мгновенной ликвидности).
 
 Коэффициент Оборотные средства
  текущей = Краткосрочные пассивы
  ликвидности
 
  Норматив ? 2
  Оборотные средства включают в себя наиболее ликвидные, быстрореализуемые и медленнореализуемые активы (оборотные активы). Краткосрочные пассивы составляют счета к оплате, краткосрочные векселя компании, текущая часть кредиторской задолженности, налоги, задолженность по заработной плате.
  Данный коэффициент показывает в какой степени текущие кредитные обязательства обеспечены текущими активами, которые можно обратить в денежные средства в течение определенного периода, примерно совпадающего со сроками погашения этих пассивов. Высокое значение этого показателя может быть связано с замедлением оборачиваемости оборотных средств и неоправданным ростом дебиторской задолженности. А снижение означает, что краткосрочные обязательства растут быстрее, чем оборотные средства, присутствует рост риска неплатежеспособности.
  Для составления выводов следует дополнительно изучить структуру оборотных средств, состояние дебиторской задолженности. Необходимо определить имеет ли предприятия излишние материальные оборотные средства. Достаточно ли они ликвидны. Важно определить, нет ли у предприятия безнадежной дебиторской задолженности и каков ее размер.
 
 Коэффициент Оборотные средства - Запасы
  быстрой = Краткосрочные пассивы
 ликвидности

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу