<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Норматив = 0,8-1. В розничной торговле = 0,4-0,5.
  Этот коэффициент показывает, какая часть наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов покрывается текущими обязательствами. Этот показатель помогает оценить возможность погашения фирмой краткосрочных обязательств в случае ее критического положения, когда не будет возможности продать запасы. Запасы, как правило, являются наименее ликвидными оборотными средствами, вынужденная продажа этих активов не редко связана с убытками. Поэтому так важно определение способности фирмы расплатиться по краткосрочным обязательствам, не прибегая к продаже товарно-материальных запасов.
 
 1.2.4. Коэффициенты управления активами и источниками средств
 
 Коэффициенты управления активами
  Коэффициенты управления активами предназначены для оценки эффективности использования ресурсов фирмы. Данная группа коэффициентов позволяет оценить достаточность активов для выполнения текущей производственной программы. Если величина активов неоправданно завышена, компании придется нести дополнительные расходы на их поддержание (например, проценты по займам), если занижена - то активов может быть недостаточно для поддержания необходимого темпа текущей деятельности, могут быть утрачены выгодные коммерческие сделки.
  Коэффициент Выручка от реализации
  оборачиваемости = Средние остатки оборотных средств
 оборотных средств
 
  Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный отрезок времени.
 
 Длительность одного оборота = 360 / Коэффициент оборачиваемости обор. средств
 
  Длительность одного оборота показывает количество дней нахождения оборотных средств в одном обороте.
  Ускорение оборачиваемости капитала способствует снижению потребности в оборотном капитале, приросту объема реализуемой продукции, увеличению получаемой прибыли, укреплению платежеспособности фирмы. Замедление оборачиваемости требует привлечения дополнительных средств для поддержки хозяйственной деятельности. В случае избытка оборотных средств часть капитала бездействует, капитал "омертвляется" и не приносит дохода, а недостаток оборотных средств тормозит хозяйственную деятельность.
  Для данной группы коэффициентов особо важно становиться сравнивать значения коэффициентов со среднеотраслевыми, т.к. данные показатели в различных отраслях весьма разнятся.
  Оборачиваемость оборотных средств является обобщающим показателем для таких показателей как оборачиваемость запасов, незавершенного производства и готовой продукции.
 
  Коэффициент Себестоимость продукции
  оборачиваемости = Средние остатки запасов
  запасов
 
  В числителе указывается себестоимость продукции вместо выручки, так как запасы оцениваются по фактической себестоимости. И если их соотносить с выручкой, то оборачиваемость окажется завышенной.
  Оборачиваемость дебиторской задолженности - это тоже один из важных моментов в анализе деятельности предприятия. Анализ дебиторской задолженности имеет особое значение в период инфляции, когда такая иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Рост дебиторской задолженности может быть вызван несколькими факторами, такими как неэффективная кредитная политика предприятия по отношению к покупателям, неразборчивый выбор партнеров, наступление неплатежеспособности или банкротства некоторых из них. Высокие темпы наращивания объема продаж, трудности в реализации продукции. Резкое снижение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами.
  Также полезным является сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской говорит о том, что мы используем чужие средства. Стоит отметить, что средства эти для нашего предприятия бесплатные. Многое показывает анализ дебиторской задолженности по срокам образования, так как продолжительные неплатежи надолго отвлекают средства из хозяйственного оборота. Возможен анализ дебиторской задолженности по причинам образования (срочная, просроченная), по географии, по группам должников.
  Для оценки дебиторской задолженности можно воспользоваться следующим коэффициентом:
 
 Оборачиваемость Дебиторская задолженность
 дебиторской задолженности = Однодневная выручка от реализации
 в днях (DSO)
 
  DSO показывает средний промежуток времени, в течение которого фирма, продав свою продукцию, ожидает поступления денег. При этом необходимо обратить внимание на кредитную политику и условия оплаты, возможно используется аванс, либо отсрочка платежа и, уже исходя из этого, делать выводы о своевременности оплаты счетов.
  Чем выше этот показатель, тем больше риск непогашения дебиторской задолженности. Целесообразно сопоставлять скорость оборота оборотных средств и дебиторской задолженности. Если дебиторская задолженность оборачивается быстрее оборотных средств, следовательно, достаточно высока интенсивность поступления денежных средств на счета предприятия. Следует отдельно оценить сомнительную задолженность, а также долю данного показателя в общей дебиторской задолженности.
  Оборачиваемость средств, вложенных в основные средства можно рассчитать с помощью коэффициента фондоотдачи.
 
 Коэффициент Выручка от реализации
 фондоотдачи = Остаточная стоимость
  основных средств
 
  Показывает эффективность использования ресурсов, вложенных в основные средства.
  Но здесь существует проблема. Основные средства отражаются в балансе по себестоимости. Инфляция может исказить сложившееся положение. Может оказаться, что эффективность использования основных средств, приобретенных много лет назад или оборудования, стоимость которого в большей части списана в виде амортизации на себестоимость, намного эффективнее оборудования, приобретенного недавно.
  Еще одним показателем в данном разделе является оборачиваемость активов или коэффициент ресурсоотдачи.
 
 Коэффициент Выручка от реализации
 ресурсоотдачи = Сумма активов
 
 
 Коэффициенты управления источниками средств
  Коэффициенты управления источниками средств показывают:
  * в какой мере фирма финансируется за счет заемных средств,
  * достаточен ли денежный поток для покрытия расходов по обслуживанию долговых обязательств и других постоянных затрат.
  Намерения компании в отношении предельно допустимой доли заемных средств в общей сумме источников или финансового левериджа определяются следующими положениями:
 * Увеличивая заемные средства собственники сохраняют возможность управлять крупной компанией, имея незначительную долю собственного капитала.
 * При значительной доле заемных средств в структуре капитала риск деятельности компании в основном несут кредиторы.
 * Доходные инвестиционные проекты, реализуемые за счет привлеченных ресурсов, повышают рентабельность и собственного капитала.
  Наиболее значимый показатель в этом разделе - финансовый леверидж или доля заемных средств.
 
  Доля заемных Заемные средства
  средств = Сумма активов
 
  Норматив = 0,5
  Кредиторам выгодно, чтобы значение этого коэффициента было наиболее низким, так как чем этот показатель ниже, тем выше вероятность возмещения компанией долгов. В интересах собственников максимизировать долю заемных средств. Это влечет увеличение доходности компании без увеличения числа владельцев.
 
 Коэффициент обеспеченности Доходы до вычета процентов по ссудам и налогам
 процентов к уплате (TIE) = Проценты к уплате
 
  Этот коэффициент помогает установить предел, ниже которого значение прибыли до вычета процентов и налогов не должно опускаться. Если значение показателя приближается к 1, то кредиторы могут потребовать немедленного исполнения обязательств, что отразиться на финансовой устойчивости компании. Так как налоги исчисляются после выплаты процентов по займам, то налоговые платежи не отражаются на способности компании выполнить свои обязательства по выплате процентов по кредитам.
  Существует расширенный коэффициент обеспеченности процентов к уплате, который именуется коэффициентом покрытия постоянных финансовых расходов. Данный показатель включает дополнительные обязательные расходы, такие как расходы по долгосрочной аренде, и по долговым контрактам.
 
 Коэффициент покрытия Доходы до вычета процентов по ссудам и налогам +
 постоянных финансовых = _________+_Расходы по долгосрочной аренде___________
 расходов (FCC) Проценты к уплате + Расходы по долгосрочной аренде +
  + Отчисления по долговым контрактам * (1-Т)-1
 
  Отчисления по долговым контрактам осуществляются из чистой прибыли, для приведения в единую размерность происходит деление данной части формулы на 1-Т, Т - ставка налога. Этот показатель может быть дополнительно расширен и за счет других факторов, например, дивидендов по привилегированным акциям.
 
 1.2.5. Коэффициенты рентабельности и рыночной активности предприятия
 
  Коэффициенты рентабельности
  Данная группа показателей включает коэффициенты прибыльности и рентабельности. В первом случае соотносятся прибыль до вычета налогов и затрат с соответствующим параметром (объем продаж, основные производственные фонды, имущество, инвестиции). Во втором случае в числителе присутствует уже чистая прибыль. Одним из наиболее известных является показатель рентабельности продаж.
 
  Коэффициент Чистая прибыль после уплаты налогов
  рентабельности = Объем продаж
  продаж
 
  Этот коэффициент отражает эффективность текущей деятельности предприятия, обоснованность ценовой политики, уровень затрат на производство и ставки налога на прибыль.
  Рентабельность инвестиций в активы рассчитывается как:
 
  Рентабельность Чистая прибыль после уплаты налогов
  активов (ROA) = Сумма активов
 
  Рентабельность активов отражает деловую активность предприятия (оборачиваемость активов), чистую прибыль, приходящуюся на 1 руб. активов, уровень затрат на производство и цен. Низкое значение коэффициента может быть обусловлено высокой долей заемных средств, что влечет значительные выплаты процентов по ссудам и невысокую чистую прибыль.
  Рентабельность Чистая прибыль
  собственного = Обыкновенный акционерный капитал
  капитала
 
  Показывает прибыль, приходящуюся на 1 руб. собственного капитала. Данный коэффициент не связан с привилегированными акциями, т.к. они подобны заемным средствам и проценты по ним необходимо платить в обязательном порядке.
 
  Коэффициенты рыночной активности предприятия
 
  Эта группа коэффициентов показывает положение акций на рынке ценных бумаг, отношение владельцев капиталов к данной компании и ее будущему. В случае если показатели ликвидности, управления активами, источниками средств, прибыльности будут высокими, то и коэффициенты доходности акций, выплаты дивидендов тоже будут высоки.
 
 Чистая прибыль Чистая прибыль - Сумма дивидендов по привилег. акциям
 в расчете = Общее число выпущенных обыкновенных акций
 на обыкновенную акцию
 
  Величина чистой прибыли в расчете на обыкновенную акцию влияет на рыночную стоимость акций.
 
  Показатель выплаты Сумма дивидендов
  дивидендов = Чистая прибыль
 
  Показывает какую долю чистой прибыли предприятие направляет на выплату дивидендов, а какую имеет намерения реинвестировать в производство.
 
  Рыночная ценность Рыночная стоимость акции
  акции = Прибыль на одну акцию
 
  Характеризует интерес инвесторов к акциям предприятия и рост этого показателя в динамике может означать ожидание роста прибыли.
 
  Рентабельность Дивиденд по акции
  акции = Рыночная цена акции
 
  Отражает уровень прибыли, выплачиваемой на 1 акцию, оцененную по рыночной цене. Чем выше значение показателя, тем устойчивее положение компании на рынке, тем интереснее для инвесторов и игроков рынка ценных бумаг. Но в случае низкого значения следует получить дополнительно информацию о вложениях прибыли в модернизацию оборудования, расширение рынков сбыта, развитие предприятия.
 
 1.2.6. Показатели финансовой устойчивости и потенциального банкротства
 
  Финансовая устойчивость - это комплексное понятие, показывающее состояние финансовых ресурсов предприятия, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.
 Можно сказать, что финансовая устойчивость - это стабильное превышение доходов над расходами. Недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности и отсутствию средств для развития производства. А избыточная финансовая устойчивость будет препятствовать совершенствованию и говорить о неэффективном развитии организации.
  Для характеристики финансовой ситуации на предприятии существует множество абсолютных и относительных показателей, методик. Один из методов анализа финансовой устойчивости рассмотрим.
  В данном случае используют трехмерный показатель : S = S (x1), S (x2), S (x3).
  1, если х>0
  S (x) 0, если х<0
  Существует четыре типа финансовой устойчивости компании:
 1)абсолютная устойчивость:
 ? Собственных оборотных средств (СОС) (Собственные средства - Внеоборотные активы) ? 0,
 ? Собственных и долгосрочных источников формирования запасов
 (Собственные оборотные средства + долгосрочные заемные средства) (СД) > 0,
 ? Общая величина основных источников формирования запасов (Собственные оборотные средства + долгосрочные и краткосрочные заемные средства) (ОИ) > 0.
 S = (1;1;1)
 2) нормальная устойчивость:
 ? СОС < 0,
 ? СД ? 0,
 ? ОИ > 0.
 S = (0;1;1)
  3) неустойчивая (предкризисная):
 ? СОС < 0,
 ? СД < 0,
 ? ОИ > 0.
 S = (0;0;1)
  4) кризисная:
 ? СОС < 0,
 ? СД < 0,
 ? ОИ < 0.
 S = (0;0;0)
 
  Несостоятельность (банкротство) предприятия - это неспособность своевременно удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет, внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
  Структура баланса считается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если выполняется хотя бы одно из условий:
 > коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода меньше 2;
 > коэффициент обеспеченности собственными средствами ((Собственный капитал - Внеоборотные активы) / Оборотные активы) меньше 0,1.
  В этом случае дополнительно рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности, на основе которого можно судить сможет ли предприятие восстановить платежеспособность в течение 6 месяцев, следующих за отчетным.
 
 Коэффициент Ктек. ликв. на кон. периода + 6/Т (Ктек. ликв. на кон. периода - Ктек. ликв. на нач. периода),
 восстановления = 2
 
 где 6 - 6 месяцев,
 Т - время отчетного периода в месяцах,
 2 - коэффициент текущей ликвидности.
 
  Если коэффициент восстановления больше 1, следовательно, есть реальная возможность предприятия восстановить платежеспособность, если коэффициент меньше 1, следовательно, предприятие не может восстановить свою платежеспособность в ближайшие 6 месяцев.
  Так как этот коэффициент не вполне совершенен, то разработан добавочный коэффициент - коэффициент утраты.
 
 Коэффициент Ктек. ликв. на кон. периода + 3/Т (Ктек. ликв. на кон. периода - Ктек. ликв. на нач. периода),
 утраты = 2
 
  Если значение коэффициента больше 1, то предприятие не утратит свою платежеспособность в течение трех месяцев после отчетной даты. Если меньше 1, то предприятие в течение 3 месяцев может утратить платежеспособность и Федеральное Управление по делам несостоятельности должно поставить предприятие на учет.
  В качестве одного из самых известных методов прогнозирования возможного банкротства предприятия является модель американского ученого Эдварда И. Альтмана. С помощью корреляции он получил сначала двухфакторную формулу, затем в 1968г. пятифакторную модель.
 
 ZАльтмана = 1.2*Kw +1,4*Кнераспред. прибыли +3,3*К рентабельности + 0,6*Кпокрытия + Котдачи, где
 
 Kw - доля оборотных средств в активах (Оборотные средства / Валюта баланса без убытков),
 Кнераспред. прибыли - рентабельность активов, исчисленная по нераспределенной прибыли (Нераспределенная прибыль / Сумма активов),
 К рентабельности - рентабельность активов (Прибыль балансовая / Сумма активов)
 Кпокрытия - покрытие по рыночной стоимости собственного капитала (Сумма активов/Заемные средства; Сумма уставного и добавочного капитала / Краткосрочные обязательства),
 Котдачи - финансовая отдача всех активов (Выручка от реализации / Сумма активов).
 
 В зависимости от ZАльтмана прогнозируется вероятность банкротства.
 Если ZАльтмана ? 1,8, то очень высока вероятность банкротства предприятия,
 Если ZАльтмана =1,81 - 2,7, то вероятность банкротства высокая,
 Если ZАльтмана = 2,71-2,9, то вероятность банкротства возможная,
 Если ZАльтмана ? 3, то вероятность банкротства очень низкая.
 
  Так как модель базируется на пяти факторах, то прогноз является достаточно точным. В расчете на 1 год точность расчета составляет 99%, на 2 года - 83%.
  В 1977 году Эдвард И. Альтман расширил модель до семи факторов.
  Для предотвращения банкротства необходимо:
  o избавиться от убыточной продукции, подразделений;
  o разработать и осуществить программы снижения затрат;
  o повысить эффективность управления активами;
  o постоянно проводить финансовый анализ состояния предприятия.
  В итоге результаты всех исследований, проведенных с помощью различных методов, объединяются в анализ общего финансового состояния, выявляются тенденции развития предприятия и проблемы в его функционировании, разрабатываются способы финансового оздоровления.
 
  1.2.7. Проблемы финансового анализа
  Не смотря на весьма значимую роль финансового анализа компании в процессе разработки и принятия управленческих решений, этот процесс имеет свои недостатки. Грамотный менеджер должен знать их и учитывать при выборе альтернативы поведения фирмы.
  В качестве основных недостатков финансового анализа можно назвать:
  * Условность данных для сравнительного анализа (инфляция, влияющая на амортизационные отчисления, оценку запасов; возраст основных средств, разные методы учета, сезонность).
  * Интерпретация результатов (одновременное положительное и отрицательное значение какого-либо коэффициента, высокое значение одних показателей и низкое значение других говорят о том, что финансовый анализ нужно использовать лишь как одно из доказательств выбора управленческого решения.
  * Методы учета (Например, метод Fifo неоправданно занижает затраты и себестоимость и завышает запасы и прибыль. Метод Lifo приводит к обратным результатам. Использование аренды занижает стоимость имущества компании и приводит к завышению рентабельности основных производственных фондов).
  * Бухгалтерская отчетность дается на конкретную дату, что может отразить минутное состояние предприятия, не затрагивая истинное положение дел.
  * Вуалирование отчетности. Используя предыдущий недостаток бухгалтерской отчетности, некоторые фирмы намеренно совершают определенный сделки на отчетную дату, чтобы изменить фактическое состояние баланса и компании.
  * Инфляционное влияние. Инфляция может снизить стоимость приобретенного несколько лет назад оборудования, запасов, оборотных средств, величину дебиторской и кредиторской задолженности.
 
 Раздел 2. Методический инструментарий разработки и реализации корпоративной финансовой политики
 
 Тема 2.1. Системы и методы планирования в финансовом управлении предприятием
 
 1. Взаимосвязь стратегического, оперативного и финансового планирования. Экономическая сущность, классификации финансового планирования.
 2. Методы финансового планирования.
 3. Метод расчета точки безубыточности и метод прогноза потока денежных средств в системе финансового планирования.
 4. Модели финансового планирования. Бюджет как основная модель финансового планирования.
 
  2.1.1. Взаимосвязь стратегического, оперативного и финансового планирования. Экономическая сущность, классификации финансового планирования
 
  Стратегическое планирование - это постановка желаемых целей и удобных способов их достижения и объективная реакция на внешние и внутренние обстоятельства деятельности компании. Это планирование роста и развития предприятия в долгосрочной перспективе, совокупность глобальных идей совершенствования компании. Реализация выбранной стратегии достигается путем разработки тактических планов, реализуемых через оперативное планирование.
  Оперативное планирование раскрывает и детализирует стратегические цели в конкретные тактические задачи, определенные для отдельных подразделений предприятия, которые должны быть достигнуты в более короткие сроки. Оперативное планирование помогает осуществлять текущее регулирование процесса производства в целях равномерности и ритмичности работы, позволяет быстро и вовремя практически исправить или направить ход дел, координировать отдельные действия различных служб, объединенных единой целью, - обеспечением стабильности состояния предприятия через выполнение стратегии развития компании.
  В процессе оперативного планирования заняты очень многие подразделения компании. Вначале плановый отдел проводит анализ внутренней и внешней среды с помощью различных методов (SWOT-, PEST-, SPACE-, STEP-анализов, профиля среды и т.д.), а отдел маркетинга разрабатывает нормативы объемов продаж по каждой группе товаров. Производственная часть оценивает возможность полного удовлетворения спроса на продукцию компании. Затем проектно-конструкторское бюро калькулирует затраты на новое оборудование и систему модернизации производственной базы. Финансовый отдел консолидирует бюджеты отдельных подразделений в единый генеральный бюджет компании, оценивает эффективность источников привлечения средств и целесообразность отдельных направлений их размещения. Плановый отдел формирует окончательный вариант плана, в который вносятся последние корректировки от руководителей служб, и представляет его верхнему уровню управления для рассмотрения, оценки, необходимого редактирования и утверждения. План одобряется руководителями предприятия и передается для окончательного утверждения совету директоров.
  Таким образом, финансовый план только тогда приобретает практическую ценность, когда связан с производственными и маркетинговыми решениями фирмы.
  Финансовый план формулирует цели и критерии оценки деятельности предприятия, дает обоснование выбранной стратегии и показывает каким путем достичь поставленных оперативных целей. С помощью финансового планирования осуществляется процесс эффективного распределения и использования финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей компании и реализации оперативных задач.
  Совмещение интересов развития предприятия, наличие достаточного уровня денежных средств для этих целей и сохранение его платежеспособности возможно только при согласованности стратегического, оперативного и финансового планирования, которые являются взаимосвязанными частями общей системы планирования деятельности компании.
  Финансовое планирование - это планирование всех поступлений и расходов денежных ресурсов для обеспечения развития предприятия. Сущность финансового планирования заключается в разработке финансовых планов, а назначение - в грамотном управлении финансами через их разработку и выполнение.
 Основными составляющими частями финансового плана являются:
 * Анализ хозяйственной деятельности предприятия за несколько последних отчетных периодов,
 * Прогноз продаж,
 * Инвестиционный бюджет,
 * Бюджет внешнего финансирования,
 * Прогноз движения денежных потоков,
 * Прогнозы документов финансовой отчетности.
 Процесс финансового планирования проводится в несколько этапов:
 a. разработка прогнозных вариантов финансовой отчетности для оценки воздействия изменения оперативного плана на планируемую величину прибыли и другие финансовые показатели,
 b. оценка финансовых средств, необходимых для обеспечения стратегического и оперативного планов,
 c. планирование источников финансирования намеченных вложений,
 d. формирование и обеспечение эффективной деятельности системы управления, ответственной за выполнение финансового плана,
 e. корректировка плана в соответствии с изменениями во внутренней или внешней среде.
 Следует отметить, что если компания имеет несколько филиалов, то эти структурные подразделения также составляют свои планы, которые затем предоставляются в головное учреждение и консолидируются в общий финансовый план.
 Финансовое планирование также бывает стратегическим, тактическим и оперативным в зависимости от уровня составляемых планов.
  Как показано, финансовое планирование является весьма сложным и многоступенчатым процессом, который охватывает различные стороны развития и совершенствования организации. Этот аспект обусловил формирование большого количества классификаций финансового планирования. Основные из них представлены на рисунке 2.1.1. Классификация, в основе которой лежит параметр - период времени общеизвестна и в дополнительном ее освещении нет необходимости. Классификация на основе такого параметра как широта установленной цели, представлена выше. Характеристику остальных трех классификаций дадим в этом и следующем параграфе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  При рассмотрении финансового планирования с точки зрения приоритетов руководства в выборе базовой информации о прошлом, настоящем или будущем состоянии предприятия выделяют реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное направление планирования деятельности.
  Содержательно об этих направлениях говорит американский ученый-стратег А. Акофф: "Инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке; реактивисты пытаются плыть против него; преактивисты стараются оседлать его первую волну; интерактивисты намерены поменять течение реки".
  В процессе реактивного планирования используется информация о прошлом. В основе этого вида планирования лежат сведения о тенденциях, ситуациях, проблемах, которые имели место в прошлом. Происходит исследование условий их возникновения, течения и разрешения.
  Финансовый механизм компании при данном подходе видится как стабильный и хорошо отрегулированный. Все изменения, которые возникнут в фирме, заранее известны и предсказуемы. Руководство фирмой осуществляется в авторитарном стиле. При планировании учитывается только прошлое состояние без оценки современных условий и грядущих изменений в будущем. Процесс планирования проводится, начиная с нижнего уровня. Вначале формируются планы отдельных служб, подразделений, отделов предприятия. Затем планы переходят на вышестоящий уровень фирмы, где они дорабатываются, корректируются и передаются на более вышерасположенный уровень и т.д. Когда планы доходят до топ-менеджмента, все они формируются в консолидированный план, который уже не представляется нижним уровням для редактирования. Таким образом, план формируется снизу вверх.
  Реактивное планирование можно представить в виде рисунка 2.1.2, где можно увидеть, что модель имеет г-образную форму.
 
 
 
 
 
  Рис. 2.1.2. Модель реактивного планирования
 
  Инактивное планирование означает учет в планировании только настоящего состояния компании, прошлые тенденции и будущие перспективы развития компании абсолютно не интересуют менеджеров. Менеджмент старается плыть по течению, не стремясь что-либо изменить, не прикладывая стараний к трансформации и совершенствованию сложившегося существования. Современное состояние инактивистом считается достаточно удовлетворительным и приемлимым. Считается, что состояние равновесия фирма приобретает естественным путем. Показатели финансового плана в основном повторяют показатели современного состояния и нацелены на не нарушение сложившихся позиций компании. Такой вид планирования приемлим только для компаний, существующих в условиях, характеризующихся стабильной внешней средой.
  Инактивное планирование можно представить в виде рисунка 2.1.3, где модель имеет т-образную форму.
 
 
 
 
 
 
  Рис. 2.1.3. Модель инактивного планирования
 
  Преактивное планирование ориентировано на предугадывание будущих тенденций развития внешней среды и на построение траектории своего развития, согласно этим тенденциям. Преактивное планирование направлено на то, чтобы быстрее всех уловить новое веяние и идти "в ногу с ним", моментально освоить его. Преактивисты зачастую наиболее активные люди, которые стремятся "оседлать первую волну" инновационных изменений и на основе этого реализовать свою стратегию и достичь целей. В качестве целей преактивистов зачастую выступает не максимизация рыночной цены акции предприятия и его рентабельности, а развитие организации и сохранение и усиление ее конкурентных позиций на рынке. Данный подход в большей степени подходит к науке, технике и другим сферам, где инновации жизненно важны для организации. Преактивисты стремятся найти оптимальное решение вставшей проблемы. При преактивной модели планирование берет свое начало в верхнем уровне менеджмента, который прогнозирует развитие окружающей среды и разрабатывает стратегию и основные цели компании. Средний уровень менеджмента детализирует основные цели в подцели тактического характера. В дальнейшем низший уровень ставит оперативные задачи для конкретных исполнителей. Так процесс планирования построен по принципу "сверху вниз".
  Модель преактивного планирования представлена в виде рисунка 2.1.4 и имеет 1-образную форму.
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу