<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Рис. 2.1.4. Модель преактивного планирования
 
  Интерактивное планирование предполагает максимально возможное использование потенциала трудовых ресурсов в разработке и постановке целей, планов компании. Это несет много преимуществ для фирмы. Одно из которых - наибольшая отдача работников в процессе достижения целей, в постановке которых они совместно принимали участие. Будущее представляется прогнозируемым с высокой степенью точности и зависит оно от поведения, действий сотрудников фирмы. Предполагается, что работники владеют информацией о прошлом и настоящем состоянии финансовой сферы компании и окружающей среды и проектируют будущее. Но при этом создается один вариант развития. Что является основным недостатком данного подхода. По этой причине руководители фирм считают интерактивное планирование излишне теоретизированным, и отдают предпочтение инактивному планированию. Приемлимым решением для более инновационного подхода к планированию - интерактивного планирования - является его совершенствование и представление будущего в виде нескольких альтернативных вариантов развития окружающей среды, а также разработка соответствующих финансовых стратегий для каждого из них. По мере наступления одного из сценариев развития внешней среды, компания выбирает соответствующую стратегию финансовой политики, которая в дальнейшем будет реализовываться. Модель интерактивного планирования можно представить в виде рисунка 2.1.5, она называется ш-образной моделью.
 
 
 
 
 
 
  Рис. 2.1.5. Модель интерактивного планирования
 
 2.1.2. Методы финансового планирования
 
  В современном методическом инструментарии финансового планирования существует множество различных методов. Рассмотрим основные из них.
  Метод баланса денежных расходов и поступлений. Данный метод предполагает формирование баланса денежных поступлений и расходов в течение определенного времени, т.е. их согласование, уравновешивание в отношении временного параметра (Таблица 2.1.1). Основное назначение такого баланса - финансовое обеспечение всех предстоящих в этом периоде платежей предприятия, т.к. несвоевременные платежи могут повлечь потерю платежеспособности, нарушение деловых связей, ухудшение репутации компании.
  Таблица 2.1.1.
  Баланс денежных расходов и поступлений
 Статьи денежных поступлений и расходов Денежные средства на 01.04.04. Поступление денежных средств за II кв. Расходование денежных средств за II кв. Денежные средства на 01.07.04 Остаток на 01.04.04 * Выручка от реализации готовой продукции
 * Проценты по векселям к получению
 * Затраты на приобретение сырья
 * Заработная плата * Управленческие расходы * Проценты по векселям к уплате * Налоговые отчисления * Остаток на 01.07.04 * * Клетки должны быть заполнены цифровыми значениями
 
  Метод бюджета дополнительных инвестиций. Этот метод основан на дополнении и корректировке основного бюджета компании, в основе которых лежат добавочные инвестиции в приобретение новых зданий, модернизацию оборудования, усовершенствование технологии.
  Метод регрессионного анализа. Базой данного метода является выявление зависимости между объемом необходимых инвестиций и объемом продаж. Зависимость может быть линейной (Рисунок 2.1.6а) и криволинейной (Рисунок 2.1.6б).
 Потребность в инвестициях а) Потребность в инвестициях б)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Объем продаж Объем продаж
 
 Рис. 2.1.6. Взаимосвязь показателей объема продаж и потребности в инвестициях
 а) линейная зависимость, б) криволинейная зависимость
 
  Используя эти графики, можно определить потребность в капитальных вложениях при планируемом объеме продаж в будущем. Метод регрессионного анализа является одним из более точных методов оценки величины будущих капитальных вложений.
  Метод прогнозируемого баланса активов и пассивов компании. Прогнозируемый баланс активов и пассивов имеет вид обычного баланса - одного из документов финансовой отчетности, но данный баланс составляется на будущее и, естественно, носит некоторую степень вероятностного характера. Основная цель такого документа - обеспечение источниками финансирования всех запланированных вложений компании. В случае недостачи средств ресурсы могут быть получены с помощью нераспределенной прибыли, торговых и банковских кредитов, эмиссии векселей, облигаций, акций.
  Метод процента от продаж. Метод процента от продаж заключается в формировании планового баланса и отчета о прибылях и убытках, показатели которых рассчитываются как процент от планируемого объема реализованной продукции. При установлении процентного соотношения играют роль подобные соотношения в прошлом, настоящем и прогнозируемые или планируемые изменения в будущем.
  Метод определения потребности во внешнем финансировании. Данный способ планирования используется в том случае, если собственные средства не обеспечивают в полном объеме потребность в капитале, и необходимо изыскивать дополнительные ресурсы во внешней среде. Прежде чем обращаться к внешнему финансированию, следует проверить, полностью ли использованы внутренние резервы дополнительных средств. Внутренними резервами может быть неполная загрузка основных средств, снижение ресурсоемкости (ресурсоемкость - это стоимость активов, приходящихся на 1 руб. продаж, снизить ее можно, например, путем перехода на закупку полуфабрикатов вместо собственного их производства в случае нехватки средств), повышение уровня рентабельности, сокращение объемов выплачиваемых дивидендов и т.д.
  Если потребность во внешнем финансировании тем не менее назрела, то ее размер можно рассчитать как разницу между требуемым ростом чистых активов плюс дивиденды и чистой прибылью. При этом требуемый рост чистых активов определяется как разница между плановым ростом общих активов и плановым ростом текущих пассивов.
  Метод прогноза объемов реализации. Этот метод планирования заключается в разработке плана величины реализуемой продукции. Акцент сделан именно на объеме реализации потому, что он представляет собой базу для загруженности оборудования, производственного цикла, размеров затрат на производство, определения дополнительных финансовых ресурсов и т.д. Прогноз объема продаж служит базой для разработки производственного, маркетингового плана, дальнейшего расчета всех показателей деятельности предприятия. Объем продаж может иметь материальное или денежное выражение. Построение прогноза может быть осуществлено с помощью анализа сезонности, временных рядов, эконометрических моделей, учитывающих зависимость объемов реализации от экономических показателей макроуровня (изменение национального дохода, уровень инфляции) и мезоуровня (средняя норма доходности в отрасли, уровень конкурентной борьбы). Сведения для этой модели можно получить с помощью методов оценки внешней среды SWOT-, PEST-, SPACE-анализа, профиля среды и т.д.
  Метод прогноза объемов реализации реализуется в несколько этапов:
 1. Перспективный прогноз спроса и объемов производства по каждой группе продукции.
 2. Анализ будущих тенденций развития сегментов рынка, в которых работает компания. На основе этого уточняется первоначальный прогноз объема продаж.
 3. Оценка предполагаемой доли компании в общем объеме продукции, реализуемой на каждом сегменте рынка, где присутствует фирма. Анализ производственной мощности, ценовой стратегии, способности к инновациям, система стимулирования продаж компании и ее конкурентов. Это может существенно изменить планируемый объем реализации.
 4. Рассмотрение имеющихся и новых договоров на поставку продукции.
 5. Формирование планов объемов реализации в отдельности по группам продукции и общего консолидированного плана.
 
 2.1.3. Метод расчета точки безубыточности и метод прогноза потока денежных средств в системе финансового планирования
 
  Современные системы управления основываются на сопоставлении и выяснении взаимосвязи между выручкой от реализации, производственными затратами, величиной выпуска продукции и уровнем прибыли. Этот подход называется операционным анализом или как он именуется в финансовом анализе - метод расчета точки безубыточности или анализ точки разрыва. Метод расчета точки безубыточности предоставляет возможность определить величину выручки, при которой организация еще не имеет прибыли, но уже и не несет убытков. Этот объем выручки называют критической точкой равновесия или точкой безубыточности или порогом рентабельности (Рисунок 2.1.7).
 
  с
 
  Критическая точка
  равновесия
 
  б
 
  а
  Убытки
 
 
 
  Объем реализации
 Рис 2.1.7. Взаимозависимость объема производства, чистой прибыли и производственных затрат
 а) постоянные расходы, б) полная себестоимость, с) выручка от реализации продукции
 
  Поле, расположенное под критической точкой - это поле убытков, поле, расположенное выше точки равновесия - поле прибыли. С точки безубыточности организация начинает приносить прибыль. Механизм операционного рычага представляет собой то, что изменение объема выручки от реализации обязательно вызывает более значимое изменение валовой прибыли. Сила зависимости валовой прибыли от выручки называется силой операционного рычага, который в свою очередь формируется уровнем соотношения постоянных и переменных затрат. Чем ниже доля постоянных затрат в общих затратах, тем ниже уровень операционного рычага, и наоборот, чем выше удельный вес постоянных затрат - тем выше уровень рычага. Это означает, что предприятия, имеющие менее современное оборудование, чем у фирм в данной отрасли, обладает низким уровнем операционного рычага, а компании, обладающие высокотехнологичным и занимающим высокую долю во внеоборотных активах, оборудованием, имеет высокий уровень операционного рычага. Чем выше уровень операционного рычага, тем сильнее чувствительность прибыли к выручке от реализации. При высоком уровне рычага даже незначительное снижение выручки может привести к значительному снижению прибыли.
  В условиях благоприятной конъюнктуры компания, обладающая высокой степенью операционного рычага, получит дополнительные финансовые преимущества. В это время компания может себе позволить увеличение инвестиций и обновление основных средств - это усилит эффект операционного рычага. Но в данном случае теряется гибкость управления постоянными затратами. В условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка и на ранних стадиях жизненного цикла организации следует жестко отслеживать уровень постоянных затрат и стараться ослабить эффект операционного рычага. В данных различных условиях управление и нацелено на изменение силы операционного рычага, чтобы в конечном итоге максимизировать доходность компании.
  Итак, сложившийся в компании уровень производственного левериджа - это характеристика потенциальной возможности влиять на прибыль до вычета процентов и налогов путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.
  Силу (эффект) операционного рычага можно определить как
 
  О = (R- К)/ (R - К- F), где
  О - сила (эффект) операционного рычага,
  R- объем продаж в ден. ед.,
  К - переменные производственные расходы,
  F - постоянные производственные расходы.
 
  При изменении объема реализации в натуральных единицах с Q0 на Q1 соответствующее изменение валовой прибыли составит:
 
  ?S = (Р- V)* ?Q, где
  ? S - изменение валовой прибыли,
  P - цена единицы продукции,
  V - переменные производственные расходы на единицу продукции
  ?Q - изменение объема реализации в натуральных единицах.
 
  Объем реализации в натуральном выражении, при котором прибыли хватает только на то, чтобы возместить расходы (критический объем продаж) рассчитывается по следующей формуле:
 
  Q =F/(P-V), где
  Q - критический объем реализации в натуральном выражении,
  F - постоянные производственные расходы,
  P - цена единицы продукции,
  V - переменные производственные расходы на единицу продукции.
 
  Объем реализации в натуральных единицах, обеспечивающий заданное значение прибыли до вычета процентов и налогов (Q1), можно определить следующим образом:
  Q1 =(F+О)/(P-V), где
  О - прибыль до вычета процентов и налогов.
 
  Запас финансовой прочности - это возможность дополнительного снижения выручки до того момента, пока предприятие не будет получать нулевую прибыль, это разница между выручкой и порогом рентабельности.
  Метод прогноза потока денежных средств. Управление денежными потоками состоит из определения периода обращения денежных средств, оценки поступлений и расходования денежных ресурсов и их прогнозирования, расчет оптимальной величины денежных ресурсов, необходимых для деятельности предприятия, формирования бюджетов денежных ресурсов.
  Период обращения денежных средств рассчитывается как период обращения запасов плюс период обращения дебиторской задолженности за вычетом периода обращения кредиторской задолженности (Рисунок 2.1.8).
  1 2
 
  3 4
 
 
 
 Покупка сырья Оплата за сырье Продажа готовой Получение
 и материалов и материалы продукции платежа за продукцию
  Рис. 2.1.8. Период обращения денежных средств
  1 - период обращения запасов, 2 - период обращения дебиторской задолженности, 3 - период обращения кредиторской задолженности, 4 - период обращения денежных средств
 
  Увеличение периода обращения денежных средств требует увеличения величины оборотного капитала на сумму, равную произведению ежедневной потребности в оборотном капитале и периода обращения денежных средств.
  Оценка поступлений и расходования денежных ресурсов проводится на основе анализа информации, содержащейся в отчете о движении денежных средств - в форме №4 финансовой отчетности. Данная оценка позволяет менеджерам провести анализ текущих объемов и структуры денежных ресурсов, спрогнозировать их движение в будущем, и возможность компании рассчитаться по своим обязательствам и выплатить дивиденды по акциям, рассчитать потребность в дополнительном финансировании.
  Прогноз движения денежных средств можно представить в табличной форме (Таблица 2.1.2).
  Таблица 2.1.2.
  Прогноз движения денежных средств
 Показатели Изменения Движение денежных средств в результате текущей деятельности Денежные средства, полученные от покупателей Денежные средства, выплаченные поставщикам и персоналу Изменение чистых денежных средств в результате текущей деятельности Движение денежных средств в результате инвестиционной деятельности Долгосрочные финансовые вложения Капиталовложения Изменение чистых денежных средств в результате инвестиционной деятельности Движение денежных средств в результате финансовой деятельности Кредиты, займы Дивиденды, проценты по финансовым вложениям Краткосрочные финансовые вложения Изменение чистых денежных средств в результате финансовой деятельности Чистый прирост (уменьшение) денежных средств
  Данный прогноз позволяет определить количественное выражение избытка или недостатка денежных средств в предстоящем периоде и, на основе этого, планировать источники привлечения дополнительных ресурсов.
  В данной теме следует остановиться и на стратегиях формирования и финансирования оборотных средств. Выделяют три альтернативные стратегии в области объема и структуры оборотного капитала: осторожная, умеренная, ограничительная. Осторожная (расслабленная) стратегия предполагает высокий уровень остатков денежных ресурсов, запасов и быстрореализуемых ценных бумаг, а также задолженности покупателей, которая формируется в результате лояльной кредитной политики организации. Ограничительная стратегия влечет минимизацию значений всех обозначенных выше параметров. А умеренная стратегия - это поиск оптимального решения между этими двумя стратегиями - экстремумами.
  Аналогично выделяют три стратегии в области источников финансирования оборотных средств: агрессивная, умеренная и консервативная. Агрессивная стратегия влечет финансирование всего объема основных и постоянной части оборотных средств посредством краткосрочных кредитов. Умеренная стратегия предполагает увязку активов и обязательств компании по срокам. Консервативная стратегия - это финансирование постоянной части и некоторой доли переменной величины оборотных средств с помощью долгосрочных кредитов и спонтанной кредиторской задолженности, краткосрочные кредиты привлекаются только в условиях острой необходимости.
 
  4. Модели финансового планирования. Бюджет как основная модель финансового планирования
 
  Все вышеизложенные методы финансового анализа используются в различном сочетании в моделях финансового планирования. Выделяют три базовых модели финансового планирования: модель разработки финансового раздела бизнес-плана, модель составления прогнозных финансовых документов и модель бюджетирования.
  Модель разработки финансового раздела бизнес-плана представляет собой обоснование финансовых потоков, которые влечет планируемое мероприятие, оценку эффективности его проведения и расчет размера прибыли в результате его реализации. Целью разработки бизнес-плана может быть эмиссия ценных бумаг, получение кредита, привлечение зарубежных вложений. В этой модели могут быть использованы такие методы как метод прогноза объемов реализации, метод баланса денежных расходов и поступлений, метод прогнозируемого баланса активов и пассивов, метод расчета точки безубыточности.
  Модель составления прогнозных финансовых документов. Эта модель зачастую применяется в долгосрочном планировании, здесь формируются прогнозные баланс и отчет о прибылях и убытках, базируясь на которых составляются оперативные бюджеты. Прогноз прибыли и убытков начинают с прогнозирования объема продаж, а уже исходя из этого, рассчитываются другие показатели. Достоверен он будет только тогда, когда достоверны данные о перспективах роста основных производственных показателей. Модель составления прогнозных финансовых документов позволяет увидеть, как отразится на финансовой устойчивости планируемые мероприятия по модернизации основных средств или увеличению объемов реализации, освоению нового продукта или вложению свободных ресурсов в ценные бумаги, активизации маркетинговой деятельности или выходу на новые рынки. В результате можно сделать вывод о целесообразности проведения намеченных действий. В этой модели используются такие методы как метод прогноза объемов реализации, метод прогнозируемого баланса активов и пассивов, метод расчета точки безубыточности, метод определения потребности во внешнем финансировании, метод регрессионного анализа, метод процента от продаж.
  Модель бюджетирования. Модель бюджетирования большей частью применяется в текущем и оперативном финансовом планировании, в результате чего формируется их взаимопроникновение и согласованное подчинение финансовой стратегии.
  Профессор Г.П. Кузина определяет бюджет как количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода времени, показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения определенной цели.
  Бюджет, основываясь на стратегических приоритетах компании, позволяет решить проблему распределения дефицитных ресурсов. С помощью бюджетов стратегию и цели компании можно количественно выразить, определить их эффективность, обоснованность и целесообразность.
  Процесс бюджетирования состоит из нескольких этапов:
 1) разработка стратегии и основных целей компании верхним уровнем менеджмента,
 2) детализация общих целей и постановка задач для конкретных служб компании,
 3) разработка службами фирмы оперативных бюджетов,
 4) оценка топ-менеджментом бюджетов служб, анализ их эффективности и соответствующее редактирование,
 5) формирование консолидированного бюджета компании,
 6) назначение ответственных лиц за исполнение бюджетов,
 7) исполнение бюджетов,
 8) контроль исполнения бюджетов.
  В современных условия бюджеты зачастую составляются сроком на один год.
  При составлении бюджетов экономисты придерживаются определенных принципов, без которых формируемые бюджеты теряют свою обоснованность и оптимальность. Это принцип согласования целей бюджетов отдельных подразделений и общего бюджета компании, принцип персональной ответственности за выполнение планов, а также принцип гибкости (адаптивности) бюджетов.
  В процессе бюджетирования могут выделяться центры финансовой ответственности - это службы компании, от которых в действительности зависит результат функционирования всей организации. В качестве примеров можно назвать центры ответственности продаж, инвестиций, производственных и коммерческих затрат, прибыли.
  Зачастую на предприятии составляется несколько бюджетов, необходимо обеспечить их взаимосвязь и не конфликтность. Выделяют:
 > основные бюджеты (прогнозный баланс, прогнозы прибылей и убытков и движения денежных средств, инвестиционный бюджет),
 > операционные бюджеты (бюджеты объемов реализации продукции, товарно-материальных запасов, производства, затрат на сырье и полуфабрикаты, постоянных расходов, переменных расходов и т.д.) и
 > вспомогательные бюджеты (бюджет дополнительного финансирования, формирования внутренних фондов, рекламный бюджет и т.п.).
  Направления расходной части бюджета формируются исходя из стратегии организации, целей, в которых она конкретизируется и конкретных оперативных задач. При этом в доходах необходимо учесть все поступления, которые ожидает компания в полном объеме - выручка от реализации продукции, доходы по акциям, облигациям, векселям, оплата за сданные в аренду площади, прибыль от инвестиционных вложений и т.д.
  Подход к постадийному процессу бюджетирования на современном этапе развития рыночной экономики несколько изменился. Если раньше составление планов начиналось с планирования объемов производства, затем разрабатывался план финансовых результатов и план движения денежных средств и только в конце стоял план объема продаж, то сегодня бюджет продаж вышел на первое место. С исследования спроса на продукцию и возможности его удовлетворения начинается любой бюджет. И лишь затем разрабатывается производственный бюджет и бюджет финансового обеспечения целей компании.
  Таким образом, процесс бюджетирования начинается с составления прогноза продаж с помощью аналитического метода путем перемножения планируемого объема продаж и соответствующих цен в разрезе отдельных групп и видов продукции. Прогноз продаж необходим для расчета выручки от реализованной продукции, дебиторской задолженности и для составления прогноза движения денежных потоков. Затем формируется бюджет производства посредством редактирования объема продаж на величину непроданной продукции. На основе производственного бюджета разрабатываются затратные бюджеты. И на конечном этапе составляется бюджет прибылей и убытков и бюджет движения денежных потоков.
  Процесс бюджетирования обуславливает формирование системы жесткого контроля за доходами и расходами компании.
 
 Тема 2.2. Управление структурой капитала
 
 1. Модель структуры капитала. Эффект финансового левериджа.
 2. Теории структуры капитала.
 3. Определение оптимальной структуры капитала.
 
 2.2.1. Модель структуры капитала. Эффект финансового левериджа
 
  Структура капитала - это соотношение собственных и заемных средств, используемых компанией в процессе финансового обеспечения своей хозяйственной деятельности.
  Управление структурой капитала представляет собой поиск оптимального соотношения собственных и заемных ресурсов, при котором достигается минимальная цена капитала и максимальная рыночная стоимость предприятия. Из этого следует определение оптимальной структуры капитала как соотношения собственных и заемных ресурсов, обеспечивающего наиболее эффективную пропорциональность между уровнем чистой прибыли и уровнем финансовой устойчивости компании, что гарантирует наименьшую стоимость капитала и наибольшую стоимость фирмы.
  Структуру капитала корпорации можно представить в виде рисунка 2.2.1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 2.2.1. Структура капитала корпорации
 
  Вопрос о привлечении заемного капитала связан с возникновением двух видов риска: производственного и финансового. Производственный риск представляет собой риск изменения выручки, цены, величины издержек, структуры затрат, операционного рычага, рентабельности активов предприятия и т.д. Финансовый риск - это риск не возврата полученных компанией кредитов и займов, а также процентов за их использование. К финансовому риску также относится риск снижения выплачиваемых дивидендов и рыночной стоимости акций в случае получения фирмой займов. Уровень финансового риска определяет эффект финансового рычага (левериджа).
  Финансовый рычаг отражает эффективность установленной предприятием доли заемных ресурсов. Финансовый леверидж позволяет изменять чистую прибыль, рентабельность собственного капитала, дивиденды компании посредством изменения величины привлеченных (заемных) ресурсов. Если фирма не использует заемные средства, то она лишается такой возможности.
  Финансовый рычаг показывает как изменилась рентабельность собственного капитала предприятия в случае использования им заемных средств.
  Финансовый леверидж - это механизм, с помощью которого дополнительная прибыль, получаемая с помощью привлеченных ресурсов, перераспределяется и на собственный капитал, таким образом, рентабельность собственного капитала возрастает.
  Параметр, показывающий уровень дополнительно формируемой прибыли на собственный капитал в случае разного удельного веса заемных средств в структуре капитала, называется эффектом финансового левериджа. Эффект финансового левериджа рассчитывается по формуле:
 
 
 
  Графически формулу расчета можно представить в следующем виде:
 
 
 
 
 
  Как видно, данная формула состоит из трех блоков:
 * налогового корректора финансового рычага (1-n), показывающего зависимость эффекта финансового рычага от ставки налога на прибыль;
 * дифференциала финансового левериджа (Ra-Р), отражающего насколько коэффициент валовой рентабельности активов превышает / ниже цены кредита;
 * коэффициента финансового левериджа (Z/C), характеризующего величину заемного капитала, приходящегося на 1 рубль собственного капитала.
 Блок "налогового корректора финансового левериджа" находится в не зоны воздействия компании, он устанавливается нормативно и фиксируемо. Но возможно использование инструментов снижения налогового бремени, т.е. усиления эффекта финансового левериджа:
 * применение различных налоговых ставок для разных направлений деятельности компании (в случае предусмотрения этого подхода в действующем налоговом режиме),
 * попадание некоторых направлений деятельности компании под налоговые льготы,
 * ведение хозяйственной деятельности некоторых дочерних компаний в свободных экономических зонах внутри страны или за границей или в странах, придерживающихся более мягкой налоговой политики.
  Блок "дифференциал финансового левериджа" - это важнейшая составляющая эффекта финансового левериджа, создающая его положительное значение. Положительный эффект формируется только в том случае, когда валовая прибыль компании выше цены привлеченного капитала. Более высокое значение дифференциала влечет повышение его эффекта.
  В процессе управления дифференциалом финансового левериджа следует отслеживать изменение многих факторов, оказывающих прямое влияние на общий эффект финансового рычага:
 > объема реализации готовой продукции,
 > цены реализуемой продукции,
 > качества выпускаемой продукции,
 > финансового состояния компании, которое может ухудшиться при чрезмерном использовании заемного капитала,
 > цены привлечения ресурсов с рынка капитала и
 > других.
 Отрицательное значение дифференциала влечет отрицательный эффект финансового рычага и нецелесообразность использования заемных средств.
  Блок "коэффициент финансового левериджа" является той частью формулы, которая мультиплицирует положительное или отрицательное значение эффекта, формируемое с помощью дифференциала. Увеличение коэффициента финансового рычага мультиплицирует еще больший темп прироста его эффекта (положительного или отрицательного в зависимости от положительного или отрицательного значения дифференциала финансового левериджа).
  При неизменном значении дифференциала коэффициент финансового левериджа - это главный стимулятор как роста, так и падения уровня рентабельности собственного капитала. Коэффициент финансового рычага одновременно с генерацией роста уровня прибыли на собственный капитал вызывает рост финансового риска ее потери. Действенно и обратное. При постоянстве коэффициента финансового рычага увеличение или снижение дифференциала генерирует возрастание или падение уровня чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал.
  Данный механизм расчета эффекта финансового рычага предоставляет возможность рассчитать оптимальную для компании величину заемного капитала, наиболее эффективные условия кредитования, в т.ч. норму ссудного процента.
  Финансовый леверидж позволяет предприятию, пользующемуся заемным капиталом, при увеличении валовой прибыли (до вычета налогов и процентов) увеличивать чистую прибыль еще более быстрыми темпами. Эффект рычага заключается в росте нелинейной взаимосвязи между валовой и чистой прибылью в связи с увеличением значения эффекта.
  Взаимосвязь операционного и финансового рычага объясняется следующим образом. Работа операционного рычага вызывает действие финансового рычага. Согласно механизму операционного рычага, рост выручки вызывает еще более высокие темпы роста валовой прибыли. При этом, чем выше доля постоянных затрат в структуре себестоимости, тем выше эффект (сила, действие) операционного рычага. А в соответствии с действием финансового рычага увеличение валовой прибыли влечет еще больший рост чистой прибыли, при условии, что компания использует заемный капитал. Таким образом, если на предприятии увеличивается выручка, то действие двух рычагов влечет значительно большее увеличение чистой прибыли. Следует отметить, что эта связь носит нелинейный характер. Верно и обратное, при снижении объема выручки чистая прибыль снижается в еще большей степени. Изменение производственного и финансового рычагов однонаправлены и находятся во взаимосвязи.
  Таким образом, чем выше доля заемных средств в структуре капитала, тем выше норма рентабельности собственного капитала и сила воздействия финансового рычага.
  Знание механизма влияния финансового рычага на рентабельность собственного капитала и уровень финансового риска предоставляет возможность эффективно контролировать и управлять стоимостью и структурой капитала корпорации. Более высокое значение финансового рычага влечет более высокую цену капитала и финансовый риск, что объясняется ростом величины процентов по привлеченным ресурсам.
 
 2.2.2. Теории структуры капитала
 
  Вопросы нахождения оптимальной структуры капитала и как эта модель структуры влияет на цену акций и стоимость фирмы интересовали как теоретиков, так и практиков достаточно давно. Но решения задачи поиска оптимальной структуры капитала пока современная экономическая теория не нашла. Хотя основные теории структуры капитала, объясняющие взаимосвязь пропорционального соотношения элементов капитала и цены ресурсов и стоимости фирмы, позволяют понять многие преимущества заемного капитала перед привлечением ресурсов за счет увеличения акционерного капитала. Знание теорий структуры капитала предоставит возможность менеджеру определить оптимальную структуру капитала его компании. Рассмотрим основные моменты этих теорий, хронологию развития которых можно проследить на рисунке 2.2.2.
 
 1958 г. Теория Ф. Модильяни
 и М. Миллера
 
 Нач. 60-х гг. Исследования Г. Дональдсона
 
 1963 г. Усовершенствованная теория Ф. Модильяни
 и М. Миллера
 
 1976 г. Модель М. Миллера
 
 Кон. 70-х, нач. 80-х гг. Компромиссные модели
 
 
 1984 г. Теория ассимитричной информации структуры капитала - Теория С. Майерса
 
  Рис. 2.2.2. Хронология развития теорий структуры капитала
 
  До 1958 г. теория структуры капитала состояла скорее из расплывчатых утверждений относительно поведения инвестора, чем из тщательно построенных моделей, которые можно было бы проверить формальными статистическими исследованиями. Франко Модильяни и Мертон Миллер первые ученые, которые в 1958 г. предали этой теории формализованный научный вид и были удостоены за это Нобелевской премии.
  Эти два американских экономиста в основу своих исследований положили рассмотрение деятельности двух компаний, одна из которых имела заемный капитал, а вторая пользовалась только собственными ресурсами.
  Для начала Модильяни и Миллер сделали следующие допущения:
 * наличие идеального типа рынка (единые процентные ставки для всех групп инвесторов, отсутствие брокерских комиссионных, одинаковый доступ к информации для всех желающих и ее бесплатность)
 * отсутствие налогообложения,
 * единый уровень производственного риска для всех компаний,
 * процентная ставка по займам является безрисковой,
 * одинаковое ожидание величины и уровня риска будущих доходов для всех инвесторов,
 * весь объем прибыли компании распределяется между акционерами в форме дивидендных выплат,
 * отсутствие срочных ограничений для всех денежных потоков (доходы постоянны, темпы прироста денежных потоков равны нулю).
  При этих допущениях Модильяни и Миллер провели исследования по структуре капитала и пришли к выводу, что в условиях отсутствия налогообложения структура капитала не влияет на цену капитала и стоимость компании.
 Рост заемных ресурсов в структуре капитала не приводит к возрастанию стоимости компании, потому что выгода от использования более дешевого источника заемного капитала уравновешивается увеличением степени риска и, следовательно, цены ее акционерного капитала.
  Исходя из этого подхода, заемный капитал можно увеличивать до бесконечности, это будет обеспечивать постоянный рост рентабельности собственного капитала. Но не учтено объективное ограничение - кредиторы не будут готовы постоянно непрерывно финансировать одну и ту же компанию. В этом случае значительно возрастает финансовый риск.
  Эта теория подверглась большой критики, т.к. она имела много изначально нереальных допущений, что и приводило к спорным выводам.
  Профессор Гарвардского университета Гордон Дональдсон в течении нескольких лет наблюдал за структурой многих предприятий и сделал весьма важные выводы:
 * Компании предпочитают финансироваться за счет нераспределенной прибыли и амортизации, чем с помощью выпуска дополнительного транша обыкновенных акций.
 * Компании устанавливают дивиденды, основываясь на будущих инвестиционных возможностях и ожидаемых денежных потоках.
 * Дивиденды стабильны в краткосрочном плане, фирмы с неохотой урезают их величину.
 * Фирмы для достижения своих инвестиционных целей будут сначала привлекать заемный капитал и конвертируемые долговые обязательства и лишь в самом крайнем случае - выпускать дополнительные акции.
  Таким образом, Г. Дональдсон разделил источники собственного капитала на две неравноправные части: нераспределенная прибыль и новые обыкновенные акции, что в дальнейшем будет противоречить компромиссным моделям.
  Серьезный характер критики теории Модильяни и Миллера заставила этих двух ученых вернуться к рассмотрению вопроса структуры капитала, в результате чего в 1963 г. появилась новая уточненная модель, в которой уже учитывался корпоративный налог на прибыль. Исследования привели к следующему выводу: привлечение средств из внешних источников приводит к росту стоимости фирмы по причине того, что проценты по займам выплачиваются из прибыли еще до налогообложения, это снижает налоговые изъятия и увеличивает чистую прибыль.
 Исходя из этого стоимость фирмы, привлекающей заемные средства, рассчитывается по формуле:
 
 
  Стоимость компании, использующей только собственные ресурсы, исчисляется следующим образом:
 
 
 При использовании компанией только собственных средств ее стоимость - это совокупная рыночная цена всех корпоративных акций.
 Цена собственных средств финансово зависимой компании определяется по формуле:
 
 
 Далее вычисляем средневзвешенную цену капитала (WACC):

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу