<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Из анализа полученных данных можно сделать вывод, что наиболее коррумпированными являются сотрудники ГАИ. Но хотелось бы отметить, что в Кабардино-Балкарской Республике граждане чаще сталкиваются с проявлением коррупции в органах внутренних дел, чем граждане г. Саратова.
  92% (184) граждан КБР считают, что с коррупцией в милиции необходимо бороться, однако есть и такие (6 %-12), которые считают, что нет никакой необходимости бороться с этим явлением, 2%(4) - не ответили на вопрос (см. Диаграмму 27).
 
 
  96% (191) респондентов не пытались самостоятельно бороться с коррупцией в милиции, 1 %(3) не ответили на вопрос, а все-таки 3 (6) % сделали такую попытку (см. Диаграмму 28). Из них 2 респондента обращались в вышестоящие органы, 1 - обращался в прокуратуру, 1 - оказывали содействие органам государственной власти при проведении антикоррупционных мероприятий, 2 респондента - другими способами.
 
 
 
  67% (128) из числа опрошенных, не пытались бороться с коррупцией в милиции, так как считают, что бесполезно противостоять этому. 19% (36) считают, что так сложилось, 2% (4) - выгодно, 9% (17) - не ответили на вопрос, 3% (6) - иное (см. Диаграмму 29).
 
 
  97% (194) граждан Саратова считают, что с коррупцией в милиции необходимо бороться, 3% (6) считают, что нет никакой необходимости бороться с этим явлением (см. Диаграмму 30).
 
 
  94% (189) респондентов не пытались самостоятельно бороться с коррупцией в милиции, а 6% (11) также сделали такую попытку (см. Диаграмму 31). Из них 4 респондента обращались в вышестоящие органы, 6 - обращались в прокуратуру, 1 - оказывал содействие органам государственной власти при проведении антикоррупционных мероприятий.
 
 
 
  61 % (14) из числа опрошенных, также не пытались бороться с коррупцией в милиции, так как считают, что бесполезно противостоять этому. 22 % (44) считают, что так сложилось и с этим ничего не поделаешь уже, 3 % (6)- выгодно, 8% (15) - не ответили на вопрос, 6 %(11) - иное (см. Диаграмму 32).
 
 
  Из результатов данного анкетирования видно, что граждане Кабардино-Балкарской Республики и г. Саратова уверены в неискоренимости коррупции в милиции и потеряли какую-либо веру. Некоторые считают, что это нормальное явление в повседневной жизни и складывается такое мнение, что население смирилось с этим. Однако хотелось бы отметить, что были попытки борьбы с коррупцией в ОВД, тем самым, обращаясь в вышестоящие органы и органы прокуратуры.
  Из числа опрошенных сотрудников ОВД КБР довольными своей зарплатой оказался всего 1%. Остальные 99 % - не довольны своей зарплатой (см. Диаграмму 37).
 
 
  Почти аналогично ответили на данный вопрос и сотрудники органов внутренних дел г. Саратова. 94% не довольны своей зарплатой, только 2% довольны зарплатой, 4 % - иное (см. Диаграмму 38).
 
 
  В среднем зарплата сотрудников органов внутренних дел КБР в месяц составляет около 100 долларов США. То есть, можно сказать, что, платя сотруднику милиции 100 долларов в месяц, государство говорит ему: "Остальное ты должен заработать сам". Что и соответственно делают наши милиционеры, зарабатывают себе на жизнь, используя свое служебное положение, вымогая взятки.
  В результате обработки результатов анкетирования было установлено, какую зарплату сотрудники милиции считают достойной их работе для содержания себя и членов семьи. Так, 61% сотрудников милиции КБР считают достойно зарплату на сумму от 12 до 15 тысяч рублей в месяц. 27% - от 9 до 12 тысяч рублей. 12 % - от 6 до 9 тысяч рублей (см. Диаграмма 39).
 
 
  48% респондентов г. Саратова считают достойной зарплату на сумму от 9 до 12 тысяч рублей. 35 % - от 12 до 15 тысяч. 16 % - от 6 до 9 тыс. и всего лишь 1 % - от 3 до 6 тысяч рублей в месяц (см. Диаграмма 40).
 
 
  Большинство сотрудников ОВД КБР достойной своей работе считают зарплату от 12000 до 15000 тысяч рублей в месяц. Сотрудники милиции г. Саратова достойной считают зарплату на сумму от 9000 до 12 тысяч рублей.
  85 % респондентов ответили, что им заработная плата выплачивается вовремя, без задержки (см. Диаграмму 41). 15 % - ответили, что задерживают на определенный срок. Из них срок задержки превышает 10 дней у 4 сотрудников, на 30 дней - 5 сотрудников милиции, а более 2-х месяцев - у 6 сотрудников милиции (см. Диаграмму 42).
 
 
  67 % сотрудникам милиции г. Саратова не выплачивается заплата вовремя, 33 % - наоборот, выплачивается (см. Диаграмму 43).
 
 
  Из числа тех, кому не выплачивается зарплата вовремя - 95% (64) она задерживается на 10 дней. На 20 дней задерживается 5% (3) респондентам (см. Диаграмму 44).
 
 
  Сотрудникам ОВД КБР зарплату выплачивают вовремя, за исключением нескольких сотрудников. В г. Саратове большей части опрошенных сотрудников зарплата задерживается на 10 дней. Государство, выплачивая такую зарплату, еще умудряется ее задерживать на несколько дней. Неудивительно, что сотрудники милиции будут вымогать и брать взятки или зарабатывать, запрещенными законом способами.
  Материальное положение сотрудников милиции КБР оставляет желать лучшего. Так, жилье имеется только у 35 % респондентов, имеется только автомобиль у 15 %, дача - 2 %, только жилье и автомобиль - 2 %, все имеется у 6 % респондентов, а остальные сотрудники милиции (32 %), кроме одного, который указал, что у него имеется только сотовый телефон, выбрали вариант ответа "иное", указав, что у них ничего из перечисленного нет. Хотя, конечно, ничего из перечисленного в анкете по этому вопросу купить на зарплату сотрудников милиции невозможно, кроме сотового телефона среднего класса, а уж прокормить себя и семью в течение 30 дней - об этом и речь идти не может (см. Диаграмму 45).
 
 
  У 28% сотрудников милиции г. Саратова имеется жилье, у 20 % - ничего не имеется. 13% - жилье и автомобиль, 8% - имеется только автомобиль, 7% не ответили на вопрос, 23 % - иное. 1% - все имеется (см. Диаграмму 46)
 
  61 % сотрудников милиции КБР считают, что уровень жизни руководителей РОВД и ГОВД не соответствует их зарплате, 25 % считают, что соответствует. 2 % - думают, что так и должно быть, 9 % - иное (см. Диаграмму 47).
 
 
 
  71 % сотрудников милиции г. Саратова считают, что уровень жизни руководителей РОВД и ГОВД их зарплате не соответствует. 15% - считают, что соответствует. 3 % - не ответили. 8 % - иное. 3%- считают, что так и должно быть (см. Диаграмму 48).
 
  65 % сотрудников ОВД КБР считают, что им созданы не все условия для выполнения их работы, 31 % - довольны условиями, 4 % - иное (см. Диаграмму 49).
 
  Из числа тех, кто не доволен своими рабочими условиями, 60% выражают это нехваткой высокой зарплаты, 10% - техники, 10% - честных руководителей, 3 % - всего не хватает, 9% - высокой зарплаты и техники, 3 % - иное, 4 % - высокой зарплаты и честных руководителей (см. Диаграмму 50).
 
  86% сотрудников милиции г. Саратова не довольны условиями, в которых они работают. 4 % - довольны. 10 % - иное (см. Диаграмму 51).
 
 
  17% не хватает высокой зарплаты. 12% - технического оснащения. 7 % - честных руководителей. 4% высокой зарплаты и честных руководителей. 29 % - всего не хватает. 23% - высокой зарплаты и техники. 8% - иное (см. Диаграмму 52).
 
 
 
 
  С проявлением коррупции среди сотрудников милиции КБР сталкивались большинство сотрудников ОВД, из них 16 % сталкивались очень часто, 36 % - часто, 27 % - редко, 16 % - вообще не сталкивались, 45 % - не ответили на вопрос. Данные этого опроса подтверждают, что коррупция в милиции существует (см. Диаграмму 53).
 
 
  В г. Саратове 52% сталкивались с проявлением коррупции среди сотрудников милиции редко. 26 % - никогда не сталкивались. 18% - часто. 4% - очень часто (см. Диаграмму 54).
 
  60 % сотрудников КБР ответили, что им не предлагали взятку, однако 35 % ответили, что был такой случай, 4% - иное, 1% - не ответил на вопрос (см. Диаграмму 55).
 
 
 
  Из числа тех, кому предлагали взятку 80 % (28) ответили, что это бывало редко, 12 % (4) - часто, 98 % (3) - очень часто, иное - 0 % (см. Диаграмму 56).
 
 
 
 
  У 48% сотрудников г. Саратова - не было такого случая, когда им предлагали взятку. 44% - был такой случай. 7% - иное. 1% не ответили на вопрос (см. Диаграмму 57).
 
 
  У 59 % редко предлагали взятку, 2% очень часто. 21% - часто. 18 % - иное (см. Диаграмму 58).
 
 
 
  По мнению 42 % сотрудников милиции КБР, чаще всего предлагают взятки предприниматели. Скорее всего, это связано с тем, что предприниматели чаще всего сталкиваются с сотрудниками милиции и им приходится решать проблемы, возникающие в процессе предпринимательской деятельности. 17 % считают, сами сотрудники органов внутренних дел. Не секрет, что сотрудники ОВД вовлечены в предпринимательскую сферу и сами же занимаются предпринимательской деятельностью. 32 % - граждане, не входящие в число предпринимателей (см. Диаграмму 59).
 
 
 
  По мнению 40% сотрудников г. Саратова, чаще всего предлагает взятки предприниматели. 32% - граждане, не входящие в число предпринимателей. 12%- граждане и предприниматели. И лишь 7 % - сами сотрудники ОВД (см. Диаграмму 60).
 
 
 
 
 Выводы и рекомендации
 
  Обработка и анализ результатов исследования дают основания полагать, что граждане Кабардино-Балкарской Республики и Саратовской области постоянно сталкиваются с проявлениями коррупции в милиции, то есть с действиями сотрудников милиции из подразделений, наиболее часто контактирующих с населением, направленными на извлечение личной выгоды в ходе несения службы, при этом нарушаются права и интересы лиц, находящихся в прямой и непосредственной зависимости от милиционера. Как правило, это проявляется в вымогательстве взяток. Чаще всего сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД, но не редки случаи взяточничества или иных должностных преступлений в других подразделениях МВД. Из проведенного исследования в КБР и Саратовской области можно сделать вывод, что наиболее коррумпированными являются сотрудники младшего начальствующего состава.
  Подавляющее большинство считает, что с коррупцией в милиции нужно
  Бороться (см. Диаграмму 27). Хотя, по мнению многих, мероприятия, направленные на борьбу с коррупцией, не принесут положительных результатов, то есть борьба с коррупцией бесполезна (см. Диаграмму 32).
  Среди методов борьбы с коррупцией граждане в основном называют повышение заработной платы и усиление контроля, а также увольнение. Но я думаю, что, ограничиваясь этими методами, нельзя надеяться на полное исчезновение коррупции в ОВД.
  Точку зрения граждан на эту проблему можно объяснить тем, что общественное мнение в Кабардино-Балкарской Республике и Саратовской области формируется средствами массовой информации, где постоянно подчеркивается низкий уровень заработной платы сотрудников милиции и плохое материально-техническое оснащение органов внутренних дел. Хотелось бы также отметить крайнюю ограниченность источников для получения информации по мониторингу в Кабардино-Балкарской Республике, отсутствие независимых СМИ, практическую закрытость деятельности судов (бюллетени не издаются, доступ в суды для целей мониторинга закрыт), отсутствие информации о нарушениях прав человека в общественных организациях, отказы органов власти и управления КБР в предоставлении информации по запросам НПО для целей мониторинга.
  В ходе исследования были выявлены следующие причины возникновения и существования бытовой коррупции в органах внутренних дел:
  1. Низкий уровень заработной платы.
 
  Из результатов проведенного в 2004 году исследования видно, что милиционеры очень не довольны размерами своей заработной платы. На момент проведения исследования она составляла 3-4 тысячи рублей в зависимости от должности, звания и стажа работы сотрудника милиции. Этого явно не достаточно для того, чтобы содержать себя и членов семьи.
  Низкий уровень зарплаты, как одну из причин существования коррупции, видит и один из прокуроров Кабардино-Балкарской Республики. По его мнению, труд сотрудников милиции оплачивается неадекватно. Подбор и расстановка кадров, а также воспитание самих сотрудников милиции, принятие самых жестких санкций, по его мнению, является одним из реальных методов борьбы против коррупции. Также, он считает, что законов у нас достаточно, для решения этой проблемы. Специальные службы по борьбе с коррупцией работают недостаточно эффективно. Службы собственной безопасности не используют весь комплекс мероприятий для борьбы с коррупцией.
  2. Отсутствие должного контроля со стороны органов, надзирающих за деятельностью милиции и органов собственной безопасности МВД.
  Как правило, применяют соответствующие методы реагирования только в том случае, когда факт коррупции уже выявлен и сотрудник милиции привлекается к уголовной ответственности, хотя очевидна необходимость проведения определенных профилактических мероприятий. Такая функция возложена на Управление собственной безопасности МВД. К тому же немногочисленные сотрудники УСБ также должны заниматься проведением проверок выявленных случаев нарушений законности сотрудниками милиции, проводить другие оперативно-розыскные мероприятия, заниматься проверкой кандидатов, поступающих на работу в органы внутренних дел и кандидатов на допуск к материалам, содержащим государственную тайну.
  3. Отсутствие необходимого уровня правового сознания у большой части граждан.
  Для некоторых категорий респондентов дача взятки - это, прежде всего, выгодно и экономит время. Причем некоторые из граждан (правда, очень низкий процент) считают это не просто выгодным, но и положительным фактором, и некоторые считают, что с коррупцией в милиции бороться не надо. Зачастую граждане сами способны спровоцировать дачу взятки, а милиционеры, которых государство не способно обеспечить, берут. При этом они не сильно задумываются над морально-этической стороной, оправдывая себя отношением со стороны государства.
  2. Низкий уровень материально-технического обеспечения.
 
  Из результатов опроса сотрудников милиции КБР и Саратовской области видно, что больше половины сотрудников ОВД не довольны условиями, в которых они работают. В основном им не хватает высокой зарплаты и техники для выполнения их работы. Например, с компьютерами у них большие проблемы. Преступность растет. Грамотность преступников тоже идет вверх. Милиция не успевает. Хорошо обеспечен компьютерной техникой только центральный аппарат МВД. В районных отделах и управлениях стоят компьютеры старых моделей, постоянно возникают проблемы с техническим состоянием принтеров и с их заправкой. У работников милиции нет доступа в Интернет. Факсы есть только у начальника отдела и в дежурной части. Доступ к пользованию ими сильно ограничен. Многие компьютеры по своим техническим характеристикам могут быть использованы только для печатания документов. Хотя большинству сотрудников милиции по-прежнему приходится пользоваться печатными машинками, что требует гораздо больше времени. А в случае утери документов, либо допущении опечаток и ошибок, приходится перепечатывать документ, чего не нужно делать при наличии персонального компьютера. К тому же сотрудникам не доступны такие возможности, как создание баз данных и других компьютерных программ, облегчающих работу правоохранительных органов.
  В Республике, где нет никакой информации по вопросам коррупции, где СМИ полностью находятся под цензурой местной власти, неудивительно, что начальником ГАИ назначен человек, в отношении которого вынесен приговор за совершение ДТП со смертельным исходом.
  Заместителем начальника отдела собственной безопасности МВД КБР продолжительное время работал человек, имеющий судимость по ст. 130 УК РСФСР (за клевету). В данном случае он уволен.
  В правоохранительных органах, где имеются такие факты, нельзя надеяться на хорошо-слаженную организованную борьбу против коррупции.
 
 Рекомендации по снижению вреда от коррупции в органах внутренних дел
 
  1. Для того чтобы предотвратить поступление на службу в органы внутренних дел лиц с коррупционным потенциалом, необходимо усовершенствовать порядок проверки кандидатов на службу. Для чего требуется сбор более полной информации, индивидуальная работа психолога. Если кандидат на службу в ОВД имеет стаж работы в какой-либо гражданской организации, инспектор отдела кадров должен осуществлять сбор характеризующего материала лично. При этом требуется ввести административную либо дисциплинарную ответственность за дачу заведомо ложной характеристики на кандидата, в том числе при переводах внутри МВД. В личном деле стажера, по окончании срока стажировки, должна быть характеристика от наставника. Ответственность за дачу заведомо ложной характеристики сократит возможность принятия на службу либо перевод сотрудника, зарекомендовавшего себя с отрицательной стороны.
  2. Для участковых уполномоченных милиции необходимо проведение переаттестаций по итогам работы в течение года, где должна учитываться характеристика от населения участка.
  3. Ввести в качестве показателя работы органов внутренних дел общественное мнение. Особенно этот показатель важен в оценке работы служб милиции общественной безопасности, таких как патрульно-постовая служба милиции, служба участковых уполномоченных милиции, ГИБДД. Сотрудники этих служб по роду своей деятельности постоянно контактируют с населением. Соответственно имеет смысл в качестве критерия оценки деятельности указанных подразделений ввести сбор информации у граждан, проживающих и работающих на обслуживаемом участке. Такое мероприятие, проводимое регулярно - 1 раз в квартал, позволит выявить уровень коррупции в милиции на данной территории. Анкетирование населения могут проводить сотрудники центрального аппарата МВД либо представители общественных организаций по поручению МВД. Анкета адресуется территориальному сектору, обслуживаемому постоянно закрепленным участковым уполномоченным и нарядом ППСМ. Кроме того, в анкете должна быть графа о том, где граждане, кроме этого сектора, сталкивались с коррупцией в ОВД. Полученная информация должна передаваться в центр сбора информации Управления кадров МВД КБР и Саратовской области. Информация должна быть только по личным контактам с милицией. В наихудших секторах в обязательном порядке должна проводиться проверка со стороны УСБ и Управления кадров. Результаты анализа проведенного анкетирования должны публиковаться, со сравнительным анализом результатов предыдущего опроса.
  4. Такой же общественный опрос может проводиться и в отношении сотрудников ГИБДД МВД КБР и Саратовской области среди владельцев автотранспортных средств по месту проведения технического осмотра автомашин. В анкету включаются вопросы: где вы в последний раз сталкивались с коррупционными действиями сотрудников ГИБДД (только с указанием места); дата и время происшествия; сотрудник ГИБДД был один? Это был патрульный экипаж или сотрудники на стационарном посту?
  5. У каждого сотрудника ГИБДД должна быть ламинированная постоянно обновляемая таблица штрафов, по которой он обязан остановленному водителю указать размер взимаемого за соответствующее нарушение штрафа.
  6. Система получения водительских удостоверений в ГИБДД должна быть упрощена. Для чего необходимо отменить обязательное обучение и упростить сдачу теста, ограничив его минимальным количеством вопросов по знанию правил дорожного движения.
  7. Чтобы свести к минимуму проявления коррупции при прохождении технического осмотра автотранспорта, можно вывести данную функцию из сферы ГИБДД. Если ввести обязательное страхование автогражданской ответственности, то в технически исправном состоянии автотранспортных средств будут заинтересованы страховые компании. А за допустимым уровнем выделения выхлопных газов должна следить экологическая милиция.
  8. Коррупция среди сотрудников служб криминальной милиции чаще всего проявляется в вынесении незаконных или необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Первым шагом должно быть усиление контроля со стороны непосредственных руководителей. Категорически запретить утверждение постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела без предоставления сотрудником всего материала. Проверять обязательную регистрацию материала.
  9. В дальнейшем необходимо возложить обязанность принятия решений (в том числе при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) по жалобам и заявлениям граждан только на сотрудников следствия и дознания. Службы криминальной милиции и милиции общественной безопасности ограничить только сбором проверочного материала, проведением оперативно-розыскных мероприятий.
  10. Государственной Думе необходимо в кратчайшие сроки принять Закон о противодействии коррупции.
  11. Работниками прокуратуры расследуются уголовные дела по обвинению гражданских лиц, поддерживается обвинение в суде по уголовным делам, расследовавшимся в органах внутренних дел, и в то же время, прокуратура должна осуществлять надзор за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел, расследовать уголовные дела по обвинению сотрудников милиции. Возникает коллизия, требующая разрешения. Расследование уголовных дел в отношении работников милиции и поддержание в суде обвинения в отношении сотрудника милиции - должно быть выведено из функции территориальной прокуратуры и передано в специальное подразделение прокуратуры Республики.
  12. Общественными правозащитными организациями должна активно вестись пропаганда социально-полезного поведения, должны выявляться факты коррупции в милиции, оказываться содействие компетентным органам в проведении антикоррупционных мероприятий.
  13. В средствах массовой информации должны публиковаться только объективные проверенные факты. Необходимо направить усилия на пропаганду честного, законопослушного сотрудника милиции, которому можно и нужно доверять. А также пропагандировать, что и давать, и брать взятки в равной степени плохо, что недопустимо нарушать закон, а в случае нарушения закона необходимо нести наказание, а не стремиться уклониться или избежать этого.
  Нельзя сводить борьбу с взяточничеством к созданию специальных комиссий, подразделений или иных государственных органов. Так как в этом случае мы рискуем не снять проблему с взяточничеством, а наоборот, усугубить ее. И это очевидно, поскольку создание специальных государственных органов - это создание новых должностных лиц, которые не чужды тем же слабостям, что и те, с кем они призваны бороться. Именно поэтому правильным является образное сравнение взяточничества с инфекционной болезнью, так как оно быстро распространяется на тех, кто входит с ним в непосредственный контакт, пусть даже с целью борьбы.
  Необходимы иные методы борьбы с данным негативным явлением. С этой целью основную ее тяжесть следует переложить на институты гражданского общества, т. е. независимую прессу, на многочисленные правозащитные организации, общественные движения и т. п. Эффективность противодействия взяточничеству гражданского общества во много раз выше, чем государственных органов. Это подтверждается опытом целого ряда стран.
  К сожалению, приходится признать, что гражданское общество у нас находится только в зачаточном состоянии, а потому опора на него в настоящий период времени не даст ожидаемого эффекта. Для этого нужно предпринять комплекс мер по развитию институтов гражданского общества. Государственные органы должны быть "прозрачны" для гражданского общества, т.е. чтобы любой гражданин мог видеть всю деятельность конкретного государственного органа или должностного лица и благодаря этому контролировать их деятельность средствами демократии.
  Хотелось бы отметить, что борьба с коррупцией и взяточничеством не должна сводиться к ужесточению наказаний за совершение названных преступлений. Необходимо помнить, что не строгость наказания имеет наибольшее практическое значение, а его неотвратимость: взяточник должен знать, что за совершенное им преступление обязательно последует наказание. Говоря иными словами, взяточничество и коррупция лишь тогда получат ощутимый отпор, когда станут нетерпимыми для каждого гражданина, выражающего отношение к данным негативным явления своей активной позицией.
 1 См.: Интернет сайт - www.indem.ru
 2 Подробно об этимологии термина "коррупция" см.: Темное Е.И. Коррупция. Происхождение современного понятия // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. - М., 1994. С. 14-15; Основы противодействия коррупции (система общегосударственной этики поведения) / Науч. ред. С.В. Максимов. -,М., 1999. С. 15-18; Толковый словарь иностранных слов / Сост. Н.Л. Шестернина.-М., 1998. С. 157.
 3 См., например: Седов П.В. На посуле как на стуле: Из истории российского чиновничества XVII в. // Звезда. 1998. № 4; Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI-XX вв. Криминологическое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. С. 15 и др.
 4 См., например: Перри М. Судебник 1550 г., народный монархизм и борьба с коррупцией в России в XVI-XVII столети-ях//Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI-XIX вв.: Сб. статей. - М., 2000. С. 211.
 5 См.: Малиновский И.Б. Коррупция в государственном аппарате и проблемы уголовной ответственности // Правовые и организационные проблемы борьбы с коррупцией: Материалы научно-практической конференции. - М., 1993. С. 117- 118.
 6 См.: Организованная преступность - 4. / Под ред. проф. А. И. Долговой. - М., 1998. - С. 232-244.
 7 См.: Там же. С. 244 - 257.
 8 См.: Лопашенко Н. Коррупция: содержание, проблемы правовой регламентации. // Уголовное право. 2001, № 2.
 9 См.: Экономические и социальные проблемы России. Социально-экономические аспекты коррупции: Проблемно тематический сборник II. - М., 1998. С. 11-13.
 10 См.: Загсе ВЛ. Социокультурные предпосылки коррупции // Государство и право. 2001. № 4. С. 54.
 11 См.: Романов В.Л. Коррупция как системная социальная патология // Научные доклады РАГС при Президенте России. - М., 1999. С.39.
 12 См. ссылку: Куракин А. В. //Современное право. - 2002. №3.- С. 33-38 - Эстрин А.Я. Взяточничество // Труды кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете. - СПб., 1913.
 13 См.: Астанин В.В. Указ. соч. С. 10.
 14 См.: Указ Президента РФ от 04.04.92 г. № 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы (в ред. от 16.11.92 г.)"
 15 См.: Указ Президента РФ от 08.04.97 г. № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".
 16См.: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г.)
 
 17 Криминология / Под ред. А.И. Долговой. - М., 1997. С. 501.
 18 См.: Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник Московского университета. Серия 11 (Право). - М., 1993. № 1. С. 21.
 19 См.: Шабалин В.А. Бизнес и государственная коррупция // Экономическая преступность: Тезисы и материалы выступлений. - М., 1994. С. 27.
 20 См.: Лопашенко Н.А. Коррупция: содержание, проблемы правовой регламентации. // Уголовное право. 2001, № 2.
 21 См.: Криминология / Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой, проф. Г. М. Миньковского. - М., 1998. - С. 328. Автор главы - В.В. Лунеев; Лунеев В. В. Преступность ХХ века. С. 267.
 22 Максимов С.В. Коррупция в России. Уфа. 2002.
 23 Б.В. Волженкин. Служебные преступления. М., 2000.
 24 См.: Криминология. / Под. ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 1994.
 25 Гараев P. Ф., Селихов Н. В. Понятие коррупции // Следователь. 2001. -№ 2. С.43-50.
 26 См.: Криминальная ситуация в России и ее изменения/ Под ред. А. И. Долговой. М., 1996. С. 33.
 27 См.: Интернет сайт - www.sartaccc.sgap.ru. Общие сведения о состоянии преступности январь-декабрь 2004.
 28 См.: Национальная идея: суды - без коррупции. // Чистые руки. № 5, 2002 г.
 
 29 См.: Сухарев А.Я. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.
 30 Алтухов С.А. Преступление сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). Ростов-на-Дону. 2001. С. 43-44.
 31 Преступность и реформы России. / Под ред. А.И Долговой. М: Криминологическая Ассоциация, 1998. С. 249.
 32 Долгова А.И., Ванюшкин С.В., Ильин С.О., Романова А.Г. Преступность сотрудников правоохранительных органов. В сб. Преступность, статистика, закон. М.,1997. С. 45-47.
 33 Отчет Генеральной Прокуратуры РФ о состоянии законности в органах внутренних дел за 2000 г.
 34 Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 1998 год. МВД Российской Федерации. Главное управление кадров и кадровой политики. М., 1999. С. 50.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу