<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 Описание опыта работы
 
 ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Котовская Чукотский автономный округ
 Марина
 Викторовна
 
 
 Как писать сочинение
 
 1. Обдумай формулировку темы, выяви ее идейный смысл.
 2. Определи главные вопросы, отвечающие теме.
 3. Сформулируй ведущие пункты плана.
 4. Подбери черновой материал к сочинению.
 5. Составь устное сочинение.
 6. Составь черновик сочинения (или частей его).
 7. Тщательно переработай написанное (под руководством учителя).
 
 
 
 Сочинения в старших классах.
 Понятие о системе
 
  Обязательным условием успешного обучения написанию сочинений является планомерная, систематическая, целенаправленная работа учителя на протяжении всего учебного года. Проблема создания системы работы по обучению сочинениям все чаще и чаще поднимается в периодической печати и специальных исследованиях. Что же такое система?
  Вот суждение М. А. Рыбниковой: "Систему создает понимание необходимости каждого из типов работ, расположение их в порядке нарастающей трудности; систему выдержит тот учитель, который будет понимать специфику каждого типа сочинений... "
  В связи с этим остановимся на характеристике основного типа письменных работ.
  Словарно-стилистические упражнения помогают осмыслению слова, правильному введению его в устную и письменную речь, способствуют закреплению умения словесно оформлять свои мысли.
  Цитирование помогает более полному усвоению содержания произведений, обогащению устной и письменной речи, развитию логического мышления и памяти у учащихся.
  Составление характеристики дает представление о том, как надо собирать и систематизировать материал, продумывать и составлять связанный текст.
  Изложения, проводимые в определенной системе, содействуют более глубокому и сознательному усвоению содержания и языка данного произведения. Изложение творческого характера (сжатое, с изменением лица рассказчика, с элементами сочинения) развивает навык работы с книгой, учит логически мыслить, активизирует словарь учащихся.
  Составление плана (литературно-критической статьи или литературного произведения), с одной стороны, позволяет видеть, как писатель (критик) располагал материал, чтобы донести свою идею до читателя, а с другой - учит выполнять другие виды письменных работ в строгой композиционной форме.
  Составление плана сочинений дисциплинирует мышление пишущего, способствует формированию умения логически и целенаправленно рассуждать и организует связную речь.
  Письменные ответы на вопросы предусматривают неоднократное обращение к тексту произведения, приучают высказывать самостоятельные суждения и давать точные ответы на поставленные вопросы, т. е. способствуют формированию ряда умений, необходимых для выполнения творческих письменных работ.
  Планируя письменные работы по теме, уместно включать их в процесс изучения творчества того или иного писателя, подчинять раскрытию главных вопросов, поднятых в изучаемых произведениях. В связи с этим необходимо перспективное планирование (по теме или на весь учебный год), т. е. создание системы письменных работ. Говоря о системе, мы имеем в виду не последовательность работы над одним сочинением, а такую организацию деятельности учащихся на уроках литературы (и дома), которая направлена на развитие у школьников умений и навыков, необходимых для создания текста.
  Планирование письменных работ на весь учебный год в связке с изучением курса литературы способствует активизации творческого процесса, исключает перегрузку учащихся письменными работами в конце учебной четверти (года), дает возможность привлекать к выполнению сложных заданий (докладов, рефератов) в течение учебного года всех учащихся, дифференцировать задания с учетом реальных способностей школьников. Появляется возможность координировать проведение письменных работ с уроками русского языка. Главной идеей построения системы письменных работ является идея развития знаний, умений и навыков, мотивов деятельности. А главными условиями, обеспечивающими различные способы развития, следует назвать преемственность и усложнение, которые рассматриваются как дидактические условия эффективности формирования понятий и их систем.
  Отметим также, что психологи средствами развития называют преобразующую и оценивающую деятельность школьников. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний (составление конспектов, тезисов, аннотаций, словарно-фразеологические упражнения и др.) Под оценивающей деятельностью понимается умение дать оценку художественному произведению, литературному герою, его поступку, суждению и т. д.
 
 Последовательность работы над сочинением
 Схематически эта последовательность может быть изложена таким образом:
 1. Вдуматься в тему, осмыслить ее границы, с тем, чтобы раскрыть ее в сочинении.
 2. Собрать и систематизировать материал.
 3. Построить сочинение в определенной композиционной форме, правильно и своеобразно выразить свои мысли.
 4. Внести исправления, улучшить написанное.
 
 Тема сочинения
 
  Называя типичные ошибки в сочинениях, можно отметить, что зачастую они связаны с неправильным раскрытием темы. Следовательно, успех работы над сочинением во многом зависит от понимания темы. Тема определяет границы организации материала к сочинению. Предусмотренные программой темы письменных работ различны по своему характеру (общие и конкретные), но одинаковы по степени трудности.
 
 Есть темы, которые:
  а) предполагают анализ творчества поэта (писателя) с определенной целевой установкой ("Н.А. Некрасов - поэт крестьянской демократии", "Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней" (по рассказам А.П. Чехова), "Горе от ума" - социально-политическая комедия");
  б) предполагают анализ произведения в целом ("Горе от ума" - социально-политическая комедия", "В чем смысл названия романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"?);
  в) посвящаются литературному герою ("Базаров - нигилист", "Является ли Печорин героем своего времени?");
  г) требуют сопоставления на основе общих критериев оценки фактов, событий, явлений ("Тип русского человека в русской литературе XIX века (по роману "Евгений Онегин" А.С. Пушкина и "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова")) или сопоставления взаимоисключающих взглядов, социальных и нравственных позиций ("Стихотворения А С. Пушкина "Послание в Сибирь" и Ф. И. Тютчева "14-е декабря 1825"), ("Отражение "декабризма" в русской литературе первой четверти XIX века (по произведениям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина"));
  д) предлагают характеристику группы персонажей, социальных явлений, нравственных качеств ("Горе от ума" - социально-политическая комедия");
  е) требуют раскрытия социально- и идейно-нравственной проблематики художественного произведения ("Герой и эпоха в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Отражение общественной борьбы 60-х гг. XIX века в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети");
  ж) предполагают анализ художественной формы произведения ("Даль свободного романа", композиция романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", композиция романа "Герой нашего времени").
  Важно уметь видеть общее и различное в темах по одному произведению и близких по звучанию, выделять круг вопросов, которые следует осветить в каждой из них. В сочинении на тему "Изображение войны 1812 года" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" следует показать героизм русской армии, размах партизанского движения, действия французских войск. В близкой по характеру теме "Патриотизм русского народа в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" совершенно нет надобности говорить о действиях французских войск.
  Или темы: "Мысль народная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" и "Народ как главный герой романа "Война и мир".
  Первая тема шире второй, предполагает разговор не только о народе, но помогает осмыслению философской концепции романа. Рассмотрите основные положения обеих тем.
  I. "Мысль народная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
  1. Изображение героических событий из истории народа ("В "Войне и мире" я любил мысль народную вследствие войны 1812 года").
  2. Признание народа единственной силой, способной решать исторические судьбы нации.
  3. Отношение Толстого к своим героям. Основной критерий оценки героев автором - степень близости их к народу: а) осуждение аристократического общества - людей, далеких от народа (Курагины, Друбецкие, Шерер и т. д.); высокая оценка Кутузова как народного полководца, носителя "народного чувства". Наполеон как его антипод; б) нравственные искания Болконского и Пьера Безухова. Пути их сближения с народом; в) органичное, непосредственное постижение русского народного духа Наташей Ростовой.
  4. Горячий призыв Толстого к сближению народов, преодолению вражды и разобщенности между ними.
  П. Народ как главный герой романа Толстого "Война и мир"
  1. Признание народа единственной силой, способной решать исторические судьбы нации.
  2. Народ как герой - победитель в Отечественной войне 1812 года: а) поведение жителей Смоленска и Москвы; б) героизм и бесстрашие русских солдат в Бородинском сражении; в) партизанское движение как выражение могучего отечественного протеста против захватчиков.
  3. Изображение у Толстого двух типов русского крестьянства (Тихон Щербатый и Платон Каратаев, различие в их отношении к жизни, к собственной судьбе).
  4. Особый характер народного героизма у Толстого: простота, скромность ("скрытая теплота патриотизма"), естественность наличия. Отражение этих черт в поведении отдельных представителей дворянского сословия.
 
 План
 
  Хорошо продуманный план определяет содержание сочинения в целом, облегчает работу над ним. Разумеется, не может быть и речи о некоем "универсальном", образцовом плане. Он зависит от темы, содержания и структуры сочинения.
  Правильно понятая тема гарантирует правильность плана, который определяет и содержание, и логику рассуждений автора. Отметим, что писать план необязательно. Однако, если он есть, то должен не ухудшать, а улучшать сочинение.
  Первые наброски плана (ведущие пункты, которые составляют объем и содержание сочинения), появляются в процессе анализа темы.
  Формулировки пунктов плана должны быть стилистически однотипными. Чаще всего это назывные предложения: (Политические взгляды Пушкина), но возможны и двусоставные конструкции (За что я люблю Наташу Ростову). План может быть цитатным (частично или полностью).
  Различают два вида планов: простой (без подпунктов), сложный (с подпунктами). Сложный план состоит из вступления, основной части, заключения, которые обозначаются римскими цифрами, подразделы выделяются арабскими цифрами, цифрами со скобкой, буквами со скобкой.
 
 Эпиграф
 
  Сочинению может быть предпослан эпиграф. Это отрывок из художественного произведения, публицистической или критической статьи, пословица, поговорка, цитата, точно характеризующий главную мысль сочинения.
  Написав эпиграф, назовите автора и произведение, из которого приведены данные строки.
 
 Структура сочинения
 
  Следующий этап - написание сочинения.
  Как в любом тексте, в сочинении выделяются три части (вступление, главная часть, заключение). Необходимо помнить, что все части сочинения должны быть соразмеримы: вступление и заключение значительно меньше по объему, чем изложение основной части.
  Вступление должно включать в себя те вопросы, которых следует коснуться перед раскрытием темы. Вступление должно вызвать у учителя интерес к предмету рассуждения. Во вступлении объясняется понимание названия темы (например, "Базаров - нигилист" предполагает объяснение слова "нигилист") или акцентируется внимание на аспекте темы (если формулировка слишком емкая). Например, тема сочинения заявлена: "Формы комизма у Гоголя" - во вступлении важно отметить, что речь пойдет только о средствах комического - сатире, иронии, гротеске.
  В главной части раскрывается основная мысль сочинения на основе анализа текста художественного произведения. Анализируя, надо раскрывать связь произведения с ведущими идеями эпохи, объяснять взаимосвязь событий, мотивы и характеры поведения героев, выявлять, какими художественными средствами пользуется писатель при раскрытии идейно-нравственного содержания произведения.
  Характеризуя героя (произведение), важно показать общепринятые точки зрения на него. Если они не совпадают с точкой зрения пишущего, следует мотивировать свое мнение, спорить, но не уходить от текста, говорить о произведении, не ограничиваясь общими фразами. Наиболее важные мысли подтверждают цитатами, так как они помогают раскрыть идейное содержание произведения, придают сочинению эмоционально-красочный характер. Однако важно помнить, что цитирование не должно быть самоцелью. Обойтись без цитат вообще нельзя, особенно когда речь идет об анализе художественного текста, но и перегружать сочинение цитатами не следует. Важно правильно оформить цитату (см.: Д.Э.Розенталь. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. -М., 1989, с.162-163). Большую цитату лучше заменить косвенной речью, сохранив ее суть, так как ее искажение - ошибка.
  В заключительной части сочинения подводится итог по всей теме, выдвигается новый тезис, расширяющий тезис главной части, делается общий вывод, подчеркивается общественная роль произведения, формулируется отношение к произведению. Можно привести отзывы о писателе (произведении) выдающихся мастеров искусства.
  В заключении необязательно говорить о значении поэта, писателя, книги... в наши дни. Важно обобщить, сделать выводы по теме; можно проследить традицию писателя, поэта, произведения в дальнейшем развитии литературы. Например, тему "А. С. Пушкин о поэте и поэзии" можно завершить размышлениями о традициях и новаторстве в творчестве М.Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова. "Гражданственность поэзии Н. А. Некрасова" может завершить рассуждение о новом подходе к теме "маленького человека", отношении к нему наших современников.
  В заключении сочинения "Бессмертный Пушкин, верный сын народа" (М. Дудин) можно показать роль поэта в развитии русской, мировой литературы.
  Помните, что во вступлении и заключении не должно быть информации (пусть очень хорошей), но не имеющей отношения к теме сочинения. Избегайте штампов. Не начинайте каждое сочинение с изложения биографии писателя...
 
 Сбор чернового материала. Расширение впечатлений по теме.
 
  Значительное место на подготовительном этапе следует отвести сбору чернового материала. Эта работа предполагает привитие учащимся ряда умений.
  Школьники, как указывает Т. А. Ладыженская, должны научиться, "во-первых, умению определять в изучаемом или наблюдаемом материале то, что относится к теме, что может быть использовано в будущем сочинении; во-вторых, умению фиксировать свои наблюдения и мысли; в-третьих, умению пользоваться собранным материалом в устных и письменных высказываниях". (Ладыженская Т.А. Собирание материала к сочинению.- В кн.: Система обучения сочинению в 4-8 кл.-М., 1973)
  На одном из обучающих уроков полезно познакомить учащихся с высказыванием А.М. Горького: "Не пишите на чистых страницах вашего сердца чужими словами ничего, никогда!", с заповедью Р. Роллана: "Если тебе нечего сказать - молчи. Если тебе есть что сказать - скажи и не лги", с творческой лабораторией одного из писателей - классиков (к примеру, Л.Н. Толстого), т.е. на ярких свидетельствах показать, что литературный труд - дело сложное, требующее напряженных усилий
  .
 
 
 
 Устные сочинения и совершенствование написанного
 
  Проведение устных сочинений - необходимое условие работы по развитию устной и письменной речи, поскольку они помогают учителю еще раз сосредоточить учащихся на конкретной теме, улучшить композицию будущей письменной работы, обогатить ее смысловую и образную стороны и т.д.
  После соответствующей работы над устным сочинением дается задание написать сочинение или часть его дома, а на уроке анализируется глубина и правильность освещения темы, стиль изложения, меткость, выразительность и точность языка, т.е. происходит переработка и шлифовка написанного.
  Это сложный и важный этап подготовительной работы при написании сочинения любого типа, поскольку в результате у школьников воспитывается требовательность к своим письменным работам, а также к работам своих товарищей, приобретаются навыки литературного редактирования.
  Как же учить ребят совершенствовать написанное? Ю. И. Раневский рекомендует эту работу проводить так: "Прежде всего, надо выработать у учащихся привычку внимательно читать свою (или чужую) работу с карандашом или с пером в руках. При первом чтении (про себя) главная задача - проверить сочинение с точки зрения его содержания, раскрытия основной мысли и построения. Читая работу, ученик ставит себе мысленно примерно такие вопросы: соответствует ли сочинение теме? Раскрыта ли основная мысль? Соответствует ли сочинение составленному плану? Связаны ли между собой части?". Для учащихся, которые не справились с работой самостоятельно, назначается индивидуальная консультация. На консультации учитель помогает доработать или переработать сочинение: исключить лишнее, перенести части, внести нужные дополнения. Затем происходит совершенствование языка, перестройка неудачных фраз, поиск нужного слова и т.д. Полезно в классе прочитать сочинение вслух, чтобы выявить недочеты текста. Это чтение завершает работу над "совершенствованием" сочинения. Только после тщательной шлифовки каждой части сочинения можно предложить написать это сочинение в классе или дома.
 
 
 
 
 
 Анализ сочинений
 
  Анализ сочинений и работу над ошибками можно проводить по-разному: здесь возможны и рецензии учителя, и взаимное рецензирование учащимися письменных работ друг друга, и разбор сочинений на уроке. Повышению интереса к самостоятельной литературной творческой работе способствуют рукописные сборники лучших сочинений учащихся, их коллективное обсуждение.
  Проверив все сочинения на одну тему, следует отметить их достоинства и недостатки, обратив особое внимание на те сочинения или их части, где наиболее проявилась самостоятельность мышления, наблюдательность авторов, их умение обобщать, делать выводы. Следует отмечать образность языка, умение цитировать и т.д. Об этих удачах и находках учитель прежде всего и должен говорить на уроке, посвященном анализу сочинений.
  В качестве примера полезно прочитать одну-две работы - рецензии, затем раздать сочинения и предложить дома отредактировать подчеркнутые предложения - обычно это предложения, в которых допущены стилистические ошибки, - затем сделать работу над ошибками. Сочинения, получившие неудовлетворительные оценки, анализируются на индивидуальной консультации и перерабатываются под руководством учителя. При анализе сочинений он указывает и учит исправлять фактические, логические, стилистические, пунктуационные и орфографические ошибки.
  Следует практиковать взаимное рецензирование работ. Для руководства учитель может предложить -
 
 Примерный план рецензии:
 1. Соответствует ли сочинение теме?
 2. Достаточно ли глубоко раскрыта основная мысль сочинения?
 3. Соблюдено ли соответствие плану?
 4. Не нарушена ли соразмерность частей, логическая связь между ними?
 5. Язык и стиль сочинения.
 6. Уместно ли использованы цитаты?
 7. Что, на ваш взгляд, получилось наиболее удачно (неудачно)?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Практическое занятие №1.
 
 Методика работы над сочинением, анализ научно-методической литературы
 
 1. Проанализируйте методику подготовки к сочинению одного из авторов (см. список литературы) и охарактеризуйте ее особенности, исходные положения.
 2. Ознакомьтесь с одной из классификаций видов сочинений Т.А. Ладыженской, Ю.А Озерова, Т. А. Калгановой (или других авторов по выбору); определите, какой принцип (тематический, жанровый) положен в ее основу.
 3. Обсудите эти материалы на практическом занятии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Практическое задание № 2.
 
 Сочинение сопоставительного характера
 
 1. Прочитайте предложенный материал. Проанализируйте его. Дополните своими материалами.
 2. Обсудите на практическом занятии.
 3. Разработайте план урока по обучению сочинению сопоставительного характера.
 
  Сочинения сопоставительного характера бывают очень разнообразны и различны по степени сложности. Как правило, они предлагаются ученикам, начиная с 8-го класса, когда проводится сопоставительный анализ образов повести "Капитанская дочка": Гринева и Швабрина, Пугачева и Екатерины и др. Чаще всего учитель предлагает школьникам готовый план сочинения, в котором перечислены основные признаки, по которым сопоставляются эти герои, например: наличие и отсутствие чувства собственного достоинства, смелость и трусость, прямота и хитрость Гринева и Швабрина. Ученики пишут сочинение по предложенному им плану, но составлять свой, находить эти признаки по-прежнему не умеют. И если они не научатся сопоставлять разных героев одного произведения, то не смогут в дальнейшем писать более сложные сочинения, требующие сравнительного анализа. В дальнейшем темы таких сочинений усложняются.
 
 Примерная тематика сочинений сопоставительного характера:
 
 1. Сравнительный анализ образов литературных героев одного произведения ("Образы Гринева и Швабрина" в повести "Капитанская дочка", "Татьяна и Ольга Ларины как два типа женщины" по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин", "Женские образы" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Эпизодические и внесценические персонажи" комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" и т. д.).
 2. Сравнительная характеристика образов из разных произведений одного автора ("Татьяна Ларина и Маша Миронова как "милый идеал" Пушкина", "Образ Незнакомки в поэзии А.А. Блока", "Профессор Преображенский и Мастер: общее и различное" и т. д.).
 3. Сравнительная характеристика образов литературных героев разных авторов ("Образ "маленького человека" в литературе XIX в., "Онегин и Печорин как "лишние люди", "Образы интеллигентов" в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия" и А. А. Фадеева "Разгром" и т. д.).
 4. Сопоставление произведений по тематическому принципу ("Тема "дворянского гнезда" в творчестве И. С. Тургенева", "Тема революции и гражданской войны в произведениях писателей начала XX века", "Изображение Петербурга в творчестве А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Н.А. Некрасова" и т.д.).
 
  Как видим, в каждой группе существуют темы менее и более сложные, каждая из них требует сопоставительного анализа. Различен материал, на котором производится сопоставление, но принцип един: для того, чтобы написать любое из вышеперечисленных и подобных им сочинений, школьник должен обладать навыками проведения сравнительного анализа.
  Обучение этому может и должно вестись на всех этапах обучения написанию сочинений на литературную тему. Как правило, какие-то обучающие задания такого плана учитель предлагает ученикам в 10-11 классах, когда они все чаще сталкиваются с сочинениями третьей и четвертой группы. Но желательно, чтобы эти задания школьники получали начиная с 8-9 классов, вместе с первыми темами сочинений сопоставительного характера.
  Переходом к обучению написанию сочинений, требующих сравнительного анализа, может послужить обращение к знакомым по урокам развития речи понятиям описания, повествования и рассуждения. Ведь сочинения на литературную тему тоже относятся к этим трем типам речи.
  Сочинение-описание построено как упорядоченное всестороннее перечисление наиболее существенных признаков предмета, явления, образа.
  Сочинение-повествование рассказывает о событиях, сохраняя последовательность их развития, опирается на пересказ литературного текста.
  Сочинение-рассуждение содержит утверждение или отрицание определенной мысли, ее развитие, суждение и подтверждение его.
 
  Если рассматривать сочинение сопоставительного характера как один из таких типов, то видно, что оно является либо сочинением-рассуждением, либо сочетает в себе различные типы, в первую очередь описание и рассуждение. Рассуждение требует утверждения, которое будет затем доказано, т.е. сочинение должно состоять не просто из перечисления определенных признаков героев произведений, но должна быть мысль, их объединяющая. Для сопоставляемых героев или произведений характерны признаки, выявленные в большей или меньшей степени. Даже если герои сопоставляются по принципу антитезы, в основе лежит ярко выраженное наличие или отсутствие какого-либо признака. Например, Гринев и Швабрин могут быть сопоставлены с точки зрения наличия или отсутствия у них чувства чести и собственного достоинства. Героев "Грозы" А.Н. Островского можно сравнивать по принципу принадлежности их к "темному царству", анализируя, как в каждом из героев проявляются его основные черты. Можно сравнить Кутузова и Наполеона, героев "Войны и мира", как полководцев. Но нельзя анализировать героев и произведения, общих признаков не имеющих, или же выделять все подряд черты героев, хотя не все из них нужны для сопоставительного анализа. Так, например, невозможно сравнивать героев одного произведения - Наташу Ростову и Наполеона ("Война и мир"), Швабрина и Екатерину II ("Капитанская дочка"). Здесь нет почвы для сопоставления, нет общего и не просто различного, а антонимичного, что можно было бы сравнить. Поэтому первая задача при осмыслении темы сочинения - найти точки соприкосновения различных героев, произведений или авторов. Отправным пунктом сопоставления могут являться черты сходства или черты различия героев, если эти различия антагонистичны.
  Для этого школьникам можно предложить различные типы заданий, например:
 Обучающие задания.
 1. Выделите из общего перечня героев различных произведений пары (или больше), которые могли бы быть сопоставлены, и сформулируйте, почему, по вашему мнению, такое сопоставление возможно.
 - Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание": Сонечка Мармеладова, Раскольников, Лужин, Свидригайлов, Дунечка Раскольникова;
 - М. А. Шолохов "Тихий Дон": Аксинья, Григорий Мелехов, Наталья, Петр Мелехов, Дарья;
 - А. П. Чехов "Вишневый сад": Раневская, Гаев, Лопахин, Яша, Фирс, Варя, Аня, Петя Трофимов.
 2. Далее перечислены признаки, которые ученик выделил как основу для сопоставительного анализа Базарова и Павла Петровича (И.С. Тургенев, "Отцы и дети") при раскрытия темы сочинения "Базаров и Павел Петрович как герои-антагонисты". Какие из них, на Ваш взгляд, являются излишними, не помогающими раскрыть тему и произвести сравнительный анализ?
 - Базаров как сын.
 - Базаров - нигилист, а Павел Петрович - либерал.
 - Отношение их к любви.
 - Внешность героев.
 - Отношение обоих к Феничке.
 
  Обучению выделению черт сходства и различия в соответствии с темой сочинения может помочь работа с отрывком из сочинения на тему "Судьба героев-антагонистов Базарова и Павла Петровича в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети".
  "Базаров и Павел Петрович - люди очень разные, противоположные не только по взглядам, но и по темпераменту. Однако, несмотря на все различие суждений, кажущуюся диаметральную противоположность взглядов, они сходятся в одном, и в результате это трагическое сходство сводит на нет все их различия. Жизнь каждого из них погубили женщины, причем не очень и достойные той любви, которую они возбуждали, во всяком случае, не способные ответить на нее".
  Важно понять, что основой сопоставления роль женщины в судьбах героев стала потому, что это предполагает формулировка темы. На материале этого отрывка можно проследить, что является отправным пунктом сопоставления: даже у героев-антагонистов выделена черта сходства, объединяющая их. Но перечислены и черты различия. Это отрывок из начала сочинения. В дальнейшем требуется развить высказанные мысли, доказать свое суждение, но основа для сравнения уже есть.

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу