<< Пред. стр. 2 (из 3) След. >>
Если ученик овладеет навыком выделения черт сходства и различия, могущих служить основой сравнительного анализа, то он сумеет выделить такие черты и в различных произведениях. Сопоставление произведений, объединенных тематикой или проблематикой, ведется чаще всего по единой схеме:- характеристика периода (периодов), в который(ые) были написаны данные произведения, с целью выявления причин различия или сходства;
- сопоставление авторских позиций по данной проблеме;
- выявление черт сходства в данных произведениях;
- выявление черт различия.
Цифры, обозначающие последовательность действий, не расставлены сознательно. Дело в том, что логика построения сочинения может быть различной: от частного к общему или от общего к частному. Многим проще начинать анализ с выявления черт сходства и различия, а уж затем сопоставлять, делать выводы. В таком случае два последних пункта окажутся первыми. Если же автору сочинения проще сначала выявить проблему, а затем найти подтверждение своей мысли в конкретных примерах, порядок будет иным. Причем хочется обратить внимание на то, что данная схема не является универсальным планом сочинения, она требует дополнения в каждом конкретном случае.
Прежде, чем составлять план сочинения, его автор должен решить для себя несколько вопросов:
1. Логика построения работы (от общего к частному или от частного к общему).
2. Принцип, на котором базируется сопоставление раскрытия темы разными авторами (общее или различное время создания; единство или различие авторских позиций; различное художественное решение и т. д.).
3. Возможный эпиграф, отражающий основную мысль работы (эпиграф не обязателен, а вот четкая формулировка основной мысли очень важна).
Вот как может выглядеть план сопоставительного сочинения "Тема революции и гражданской войны" в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия" и М.А. Шолохова "Тихий Дон":
I. Характеристика общественного и литературного периода, в котором создавались эти романы.
II. Тема революции и гражданской войны в данных произведениях
1. М. А. Булгаков и М. А. Шолохов как писатели, стоящие на разных идеологических позициях:
а) М. А. Булгаков - позиция "над схваткой", явная симпатия к белогвардейцам;
б) М. А. Шолохов - позиция красных, но максимально объективное изображение эпохи.
2. Изображение М. А. Булгаковым гражданской войны:
а) поединок между "белыми" и петлюровцами, но не между "белыми" и "красными";
б) уважение к белогвардейцам как носителям чести, лучших традиций русского офицерства;
в) изображение "штабной сволочи";
г) ситуация в Городе;
д) "... все вы для меня одинаковые - на войне убиенные...".
3. Изображение М. А. Шолоховым гражданской войны:
а) поиски Григорием Мелеховым себя в этой войне как поиски народа;
б) "белые придут - грабят, красные придут - грабят" (жестокость обеих сторон);
в) итог гражданской войны для хутора Татарского.
4. Гражданская война как величайшее зло в оценке обоих авторов.
III. Актуальность темы.
Возможные обучающие задания для школьников:
1. Выделите черты сходства и различия, обозначенные в данном плане. Определите логику построения работы (от частного к общему или наоборот).
2. Напишите свой вариант плана сочинения на данную тему, используя выше приведенный план. Возможно, Вы лишь поменяете какие-то пункты местами, следуя собственной логике, возможно, что-то добавите или уберете, а может быть, напишете свой план.
3. На основе этого плана напишите тезисный план.
4. Подберите к нему цитаты.
Таков примерный алгоритм работы над сочинением сопоставительного характера.
Практическое занятие №3.
Сочинение - интерпретация стихотворения
А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов?
М.И. Цветаева
Эссе "Поэт о критике"
В качестве выпускного сочинения истолкование стихотворения впервые было предложено в 1997-98учебном году. Рассмотрим этот новый для школы жанр. Вот как трактует понятие "интерпретация" Литературный энциклопедический словарь: интерпретация (от лат. interpretatio - истолкование, объяснение), истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции. Интерпретация осуществляется как переоформление художественного содержания, т. е. посредством его перевода на понятийно-логический (литературоведение и основные жанры критики литературной), лирико-публицистический (эссе) или на иной художественный язык (графика, театр, кино и другие искусства).
Интерпретация существовала уже в античности, теоретические основы интерпретации сложились у толкователей священного писания; существует традиция и в европейской и англо-американской школах (последняя рассматривает тексты имманентно и утверждает интуитивное постижение их смыслов).
В русском литературоведении термин "интерпретация" появился в 20-е годы, но обрел актуальность лишь в 70-х годах. Современные ученые, рассматривая произведение в широком и многоплановом - социально-историческом и культурно-художественном - контексте, тяготеют к мысли (последовательно развернутой М. М. Бахтиным) о диалогически-личностных моментах освоения литературы и признают неизбежное присутствие в интерпретации, наряду с понятийно-логическими операциями, "инонаучного" начала, несовместимого с формализацией, свойственной точным наукам. Толкование художественного произведения неминуемо зависит от личности исследователя, постижению содержания сопутствует "духовное общение" читателя с автором, при этом активно участвует интуиция и присутствует оценочное отношение к искусству.
Цель интерпретации - достигнуть, опираясь на определенные достоверные данные, адекватного, хотя всегда лишь относительно полного понимания первоосновы текста. В идеале истолкование литературы - познание не тенденциозное: интерпретатор как бы переселяется душою "вовнутрь" стихотворения и отдает себя в его власть.
Можно предложить школьникам два вида истолкования.
Литературоведческое истолкование - это аналитически-доказующее рассмотрение произведения. Каждый учитель знаком с таким видом литературоведческой работы на уроке, как анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение), исследовательское прочтение художественного текста. Соотношение между анализом как специфическим звеном литературоведческого исследования (собственно познание) и интерпретацией, предполагающей моменты избирательности, самовыражения и оценки, остается дискуссионной проблемой. Несомненно, что анализ - необходимое условие научности интерпретации литературно-художественного произведения.
Полагаем, что анализ в том виде, в каком он существует в школьной методологии, безусловно стоит ближе к интерпретации, так как требует от школьника такого рассмотрения текста, где отражалось бы личностное восприятие пишущего.
Попробуем рассмотреть один из вариантов плана, включающий общепринятые на сегодня требования к анализу лирического произведения.
Схема анализа лирического произведения
I Выходные данные.
1. Автор, название, время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено.
2. Сведения о литературной ситуации, как приняли стихотворение, какие существовали в то время литературные течения и направления, к какому принадлежал автор.
П. Структура образов и развитие конфликта
1. Тема и идея.
2. Композиция.
3. Движение мысли и чувства в художественном тексте, развитие конфликта и сюжета (если есть).
4. Система художественных образов, прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека, его чувствами.
5. Черты лирического героя.
Ш. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, инвектива, баллада и т. д.)
IV. Основные особенности поэтического языка.
1. Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения...).
2. Аллюзия, реминисценция (если есть).
3. Языковой поуровневый анализ:
- поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);
- поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы...);
- использование явлений морфологии и синтаксиса.
V. Ритм, стихотворный размер, рифма.
VI. Особенности интонации.
VII. Личное восприятие стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.
Совершенно очевидно, что пытаясь вникнуть в содержание, выдвинуть какую-либо гипотезу относительно художественного смысла, ученик будет исходить из опыта собственного эстетического восприятия, которое должно будет корректироваться и достраиваться в процессе и итоге анализа произведения. Идеальный вариант - "духовная встреча" автора и читателя "во времени", их "взаимопонимание", благодаря которому искусство обновляет и обогащает свой смысл в истории...".
"Неизменен и вечен - поэта неведомый друг", - так говорит о читателе Анна Ахматова. Пункт VII схемы четко указывает - от юного литературоведа ждут собственной позиции в оценке произведения, причем понятно, что раздумья и ассоциации могут возникнуть и в самом начале чтения, и по ходу работы, и при ее завершении. В некоторые школьные планы анализа стихотворения прямо включают такие вопросы:
- внешние впечатления и внутренняя реакция на стихотворение;
- какие чувства вызвало у меня прочитанное стихотворение, на какие размышления натолкнуло и т. п.
Второй вид сочинения-истолкования - эссеистская интерпретация, т. е. сочинение со свободной композицией, воссоздание интерпретатором прежде всего его собственных субъективных впечатлений и раздумий, вызванных художественным произведением. Примером может служить критика - эссеистика рубежа Х1Х-ХХ вв., в том числе В.В. Розанова. Можно посоветовать учащимся прочесть ставший хрестоматийным текст М. Цветаевой "Мой Пушкин" и не столь широко известную работу Д. Мережковского "М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества" или эссе А. Ахматовой "Листки из дневника (о Мандельштаме)". Знакомство будет более чем благотворным, ибо уже сам подход к предмету, неординарность суждений и яркость языка заставят школьников отойти от серых шаблонов "золотых сочинений" и попытаться найти что-то свежее, незахватанное, в том числе в собственном "я".
И все-таки самих по себе планов или примеров, даже идеальных, недостаточно. Попробуем найти алгоритм работы над сочинением-интерпретацией. Предлагаем возможный вариант. Начинать лучше с известного, чтобы тем очевиднее проявились необходимость кропотливого, дотошного исследования с одной стороны, и понимание неисчерпаемости глубины подлинного искусства - с другой.
Учащимся предлагается выполнить небольшую письменную работу - сочинение-экспромт о стихотворениях, написанных на одну тему и даже повторяющих друг друга, "Я знак бессмертия себе воздвигнул..." Горация в переводе М.В. Ломоносова, "Памятник" Г.Р. Державина и "Я памятник воздвиг себе нерукотворный..." А.С. Пушкина.
Затем можно прочесть вслух несколько работ и сделать вывод о том, что очень часто свежее суждение, непосредственный взгляд помогают в оценке произведения, вносят в сочинение ту индивидуальность, которая выгодно отличит работу от других. Но одного этого явно недостаточно, работа должна быть более глубокой.
Вернувшись к схеме анализа лирического произведения (если класс уже знаком с ним) или предложив таковую заново, следует уточнить значение терминов, которые ребята забыли или не знали.
Мы остановимся более подробно на двух, безусловно важных именно с точки зрения исследования текста и чаще всего не употребляемых школьниками.
Аллюзия (от латинского allusio) - в художественной литературе, ораторской и разговорной речи - одна из стилистических фигур: намек на реальный политический, исторический или литературный факт, который полагается общеизвестным. Цель - вызвать в памяти читателя определенные ассоциации, навести на размышления.
Например, "Пророк" М.Ю. Лермонтова - полемический ответ на одноименное стихотворение А.С. Пушкина.
Е. Онегин в романе "попал, как Чацкий, с корабля на бал".
Реминисценция (от позднелатинского reminiscentia - воспоминание), в художественном тексте (преим. поэтическом) черты, наводящие на воспоминание о другом произведении... Как сознательный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя.
Определение поэта как "невольника чести" в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Смерть поэта" является знаменательной пушкинской реминисценцией. Оно заимствовано из посвящения к поэме "Кавказский пленник": "Невольник чести беспощадной..."
Термин "реминисценция" можно заменить. Скажем, спросить, с какой целью в романе "Евгений Онегин" автор использует прямую цитату из "Горе от ума" А.С. Грибоедова: И вот общественное мненье!
Реминисценция может выразиться в вольном или невольном воспроизведении автором ритмико-синтаксических ходов.
В "Элегии" Н. А. Некрасов намеренно адресует читателя к пушкинской "Деревне", когда приводит почти точную цитату:
... Увы! пока народы ... покорствуя бичам,
Влачатся в нищете, покорствуя бичам.. Здесь рабство тощее влачится по браздам...
Но кроме этого, поэт использует тот же шестистопный ямб, такие же сложные многосоставные, охватывающие несколько строк предложения, как и в стихотворении
А. С. Пушкина.
В зависимости от уровня и подготовленности класса учитель выберет из перечисленного в схеме, на его взгляд, наиболее приемлемое и доступное. Можно расширить круг: скажем, в пункте IV. 1. перечислены только 4 вида тропов, известных школьникам еще с 5-го класса, и вовсе не названы поэтические фигуры (кроме обозначенной в пункте 1V.2 аллюзии). Но обратим внимание на многоточие (!) и внесем в схему по своему желанию оксюморон, метонимию или анафору и рефрен, согласитесь - список почти неисчерпаем.
Следующий этап работы - чтение комментария, примечаний, где даются пояснения к упомянутым именам собственным, географическим названиям и т.д. Иногда сохраняются черновые варианты, ранние редакции стихотворения, помогающие читателю увидеть путь, по которому шел поэт, глубже постичь его замысел.
Предлагаем ответить на вопрос:
Подумайте, что и с какой целью изменил поэт в первоначальном тексте четвертой строфы своего стихотворения, сравните с окончательным вариантом:
И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрел,
Что вслед Радищеву восславил я свободу
И милосердие воспел.
При ответе на этот вопрос ребята сразу отмечают: если поэт хотел увидеть текст напечатанным, то по цензурным соображениям должен был убрать имя Радищева из текста. Становится очевидным и другое: связь его стихотворения с одой "Вольность", а отсюда мысль о цельности натуры поэта, о его верности идеалам свободолюбивой юности. Поэт ни в чем не изменил себе. Но с другой стороны, окончательный вариант строки глубже, он одновременно через авторскую реминисценцию ("хочу воспеть свободу" - "восславил свободу") возвращает нас к пушкинской "Вольности" и к оде "Вольность" Радищева. Местоимение "мой" перед оценочным эпитетом "жестокий век" подчеркивает: за истекшие годы жизнь русского человека не стала легче, а свобода выбора, творчества, духа - по-прежнему недостижима.
Звуки новые для песен обрел - чувства добрые лирой пробуждал
"Звуки новые" (как "стихи эольски") - Горация - это новое слово в эстетике стиха, "чувства добрые" - философское осмысление Добра и Зла, завершение пушкинского цикла о назначении поэта и поэзии.
Одним из основных выразительных средств стихотворения является его звучание. Следует отметить особенности интонации, которая может быть торжественной, интимной, насмешливой, грустной, гневной и т. д. Русская поэзия, наши стихи совершенны с точки зрения музыкальности, мелодики речи. Выбор автором ритма, размера не случаен, поэтому полезны такого рода упражнения, как составление словаря эстетических эмоций, передающих характер интонационного звучания стихотворения. Предлагаем ребятам подумать, какие чувства пробуждает поэт, и составить такой словарь, вернувшись к трем исходным стихотворениям, которые объединяет не только тема, но и интонационное решение.
торжественно сдержанно уверенно
величественно спокойно твердо
Пора переходить к анализу содержания, размышлению над ним. Вот ряд заданий в этом плане:
1. Найдите и подчеркните в текстах стихотворений те слова, строки, которые повторяются буквально, являются близкими по смыслу и объединяют то двух, а то и всех трех поэтов. Выпишите самые, на ваш взгляд, главные.
2. Подумайте и ответьте на вопрос: что общего в замысле поэтов, повторяющих буквально друг друга?
3. Заполните таблицу. Отвечая на вопрос, подберите цитаты из стихотворений трех авторов, расположите их рядом и вы поймете, зачем Державин, а следом Пушкин "воздвигли" свои "памятники".
Вопрос Гораций-Ломоносов Державин Пушкин 1 . Каким представляет "знак бессмертия" каждый из поэтов? 2. В чем видят они залог своего бессмертия? 3 .Что считают своей главной задачей? 4. Кто главный адресат и хранитель творчества? 5. Найдите строки говорящие о социальном происхождении поэта. 6. Каких пушкинских слов не было у его предшественников, а какие, имея общий корень, несут иную смысловую нагрузку в контексте стихотворения?
Важно показать, что история стихотворения не заканчивается датой, поставленной под ним. Познакомим ребят со следующим фактом из "жизни" пушкинского стихотворения и определим их задачу:
Прочтите строки, "украшавшие" памятник А.С. Пушкину в Москве до 1884 года, и гневную отповедь по этому поводу М. Цветаевой. Подумайте, что особенно возмутило поэта XX века в редакции пушкинского текста В. А. Жуковским:
И долго буду тем народу я любезен
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что прелестью живой стихов я был полезен...
"...человечески-постыдная и поэтически-бездарная подмена Жуковского с таким не пушкинским, антипушкинским введением пользы в поэзию - подмена, позорившая Жуковского и Николая I без малого век и имеющая их позорить во веки веков".
Возмущение М. Цветаевой, конечно, имеет прямую связь с пушкинскими стихами конца 20-х годов "Поэт" (1827), "Поэт и толпа" (1828) и "Поэту" (1830). Все они были откликом на грубые статьи в столичных журналах "Московский телеграф", "Северная пчела" на требование от поэта "преподавать уроки нравственности", на стремление "направить" перо Пушкина для служения практическим целям, т.е. для извлечения той самой "пользы", которой требовала от поэта "чернь", "на вес" ценившая "кумир Бельведерский". Шла прямая травля поэта Ф. Булгариным с поощрения Бенкендорфа. Значит, по Цветаевой, Жуковский включился в эту недостойную игру и оскорбил уже посмертно А.С. Пушкина. Это тем более постыдно, что сам поэт ни протестовать, ни оспорить уже ничего не мог.
Далее можно обратиться к классу примерно так. Судя по первым заданиям, вам могло показаться, что речь пойдет о сравнительном анализе трех стихотворений. Нет, все это была только подготовка к основной работе. Теперь вы понимаете, что редкое стихотворение живет в поэзии обособленно, что "времен возвышенная связь" существует и явно и подчас незримо для читателя, а попытка истолкования текста может привести нас к неожиданным размышлениям.
Но на содержание стихотворения оказывают влияние и личные обстоятельства жизни поэта. Пушкинское стихотворение с эпиграфом из Горация было написано в 1836 году и так же, как и весь философский цикл (в том числе "Вновь я посетил...", "Мирская власть", "Из Пиндемонти"), при жизни поэта не печаталось. Мы сегодня и не помним, и представить не можем, что нашего всенародно признанного гения в 1830 году "большинство встречало весьма или совершенно "холодно", пишет в своей статье "Об одной из великих книг Пушкина" В. Кожинов. И далее приводит высказывание 23-летнего тогда В. Белинского, поддавшегося общему настроению и высказавшего всего только господствовавшее тогда мнение о поэте: "Пушкин царствовал десять лет,- писал критик, имея в виду 1820-е годы. Теперь мы не узнаем Пушкина: он умер или, может быть, только обмер на время... тридцатым годом кончился, или, лучше сказать, внезапно оборвался период Пушкинский, так как кончился и сам Пушкин".
Сопоставив прочитанное с текстом стихотворения А. С. Пушкина "Я памятник воздвиг себе нерукотворный...", учащиеся осознают, какой мудростью надо было обладать поэту, какой неисчерпаемый запас духовной мощи нужен был ему, чтобы, презрев суету и тщеславие современников, написать величаво-спокойные вещие строки
Нет, весь я не умру...
Это помнит каждый, но далеко не каждый знает, что есть у поэта и другие стихи, пронзительно щемящие, тревожные, передающие почти осязаемое присутствие поэта среди нас:
Я скоро весь умру. Но
тень мою любя.
Храните рукопись,
о други, для себя!
Когда гроза пройдет,
толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать
мой свиток верный
И, долго слушая,
скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв
могильный сон,
Взойду невидимо, и сяду
между вами,
И сам заслушаюсь,
и вашими слезами
Упьюсь...
Далее рад заданий вновь через опыт направят ум и руку ученика к пониманию того, что написанный вначале экспромт - это только первая ступенька, с которой начинается их путь к мастерству.
Иногда стоит говорить с ребятами не в "лоб", а вести их к пониманию текста опосредованно. Например, предложить вот такой нехитрый тест из журнала "Репетитор":
Проверьте себя. Один из 5 вариантов правильный.
А. С. Пушкин жил в царствование:
а. Екатерины II, Павла I и Александра I;
б. Павла I, Александра I и Николая I;
в. Александра I, Николая I и Александра П;
г. Николая I и Александра II;
д. Александра II и Александра III.
А потом задать еще несколько вопросов:
- Кто был императором в Риме при Горации?
- Какой Людовик жил во времена Мольера?
- Вернемся к пушкинской строке. Как вы теперь понимаете слова поэта:
"Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа"?
Размышления ребят всякий раз удивляют, понимаешь, насколько свежа и благодатна почва, на которой ты сеешь "разумное, доброе..."
И Гораций и Державин утверждали, что их слава будет "возрастать",
"Пока великий Рим владеет светом" или
"Доколь славянов род вселенна будет чтить".
Они уповали на величие империй, а оказалось, что власть земная, власть царей призрачна. Давно нет Римской империи, нет и нашей, а хрупкая бабочка поэзии живет, и мы с трудом вспоминаем, кто же был императором при Горации и какой Людовик правил во времена Мольера. Поэзия живет, пока жив "хоть один пиит". Власть, перед которой трепещет подданный, подавляет и разрушает, а поэзия созидает. Власть корыстна, а искусство бескорыстно. Власть временна - искусство вечно. Разве не об этом говорят 3 и 4 строки стихотворения и обращение поэта к музе в заключительном четверостишии:
"Веленью Божию, о муза, будь послушна..."
Думается, будет совсем не лишним вспомнить слова А. Блока: "И Пушкина убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха".
Предложите школьникам прочесть эссе А. А. Ахматовой "Слово о Пушкине" и подвести черту под размышлениями о "нерукотворном памятнике", ответив на вопрос, как вы поняли мысль автора о том, что поэт "победил и время и пространство"?
А теперь, вернувшись к первому опыту-экспромту и соединив в одно монолитное целое весь наработанный материал, подведем итог.
Итак, истолкование стихотворения - это взгляд и в прошлое, на предшественников, и в будущее; жизнь стихотворения в обозримом историко-культурном пространстве; ваши ассоциации, размышления, эстетические впечатления, ваша попытка понять послание поэта вам. Сочинение-истолкование - это и включение элементов анализа (система художественных образов, особенностей поэтического языка и т.д.). Однако в отличие от такого вида работы, как анализ, интерпретация (истолкование) это более свободный жанр и не имеет строгого плана, четких рамок. Здесь уместно говорить и о такой форме интерпретации, как эссе, т.е. сочинения со свободной композицией, выражающего индивидуальные впечатления, личностный подход к теме. Но и эссе невозможно без того, что мы называем интеллектуальной отзывчивостью.
Итоговым самостоятельным заданием может стать сочинение-истолкование литературоведческого характера по стихотворению В. Высоцкого "Памятник". Удачным, на наш взгляд, будет обращение к циклам "Творчество" А. Ахматовой или "Стихи к Пушкину" М. Цветаевой.
Практическое занятие №4.
Школьные сочинения различных жанров
1. Изучите предложенную литературу.
2. Составьте аннотацию на один из источников.
3. Подготовьте доклад на одну из тем: "Школьные сочинения различных жанров", "Школьное сочинение в жанре литературно-критической статьи". "Школьное сочинение в жанре рецензии", "Школьное сочинение в жанре очерка" и др.
4. Прочитайте доклады на практическом занятии. Обсудите их.