<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Практическое занятие №5.
 
 Эссе как жанр школьного сочинения
 
 1. Проанализируйте одну из методических публикаций об эссе как жанре школьного сочинения и выявите те исходные принципы, на которые опираются авторы при подготовке учащихся к созданию жанра эссе (см. список литературы).
 2. Обсудите проблему целесообразности введения в программы сочинений разных жанров. Каковы достоинства и сложности эссе как школьного жанра?
 3. Найдите образцы текстов эссе и проанализируйте их с точки зрения жанровых признаков.
 4. Подберите образец детского творчества, который можно отнести к жанру эссе. Напишите рецензию на такой вид работы.
 5. Ознакомьтесь с материалом, который предлагается. Обсудите его на практическом занятии.
 
  Анализируя современные концепции литературного образования школьников, представленные в различных программах по литературе, обращаешь внимание на то, что объединяет их все - задача воспитания грамотного и вдумчивого читателя, способного оценить прочитанное, высказать свое самостоятельное суждение. Это заставляет по-иному посмотреть на многие вопросы изучения литературы в школе, в том числе и на систему письменных работ.
  Программы, наряду с традиционными жанрами школьного сочинения, предлагают такие виды творческих работ, как рецензия, путешествие, очерк, воспоминание, эссе и др. В методическом багаже словесников накоплен достаточно большой опыт обучения написанию сочинений на литературную тему, хотя и здесь у учителей возникают определенные трудности. Обращение же к указанным жанрам - во многом нерешенная проблема как для учителей, так, естественно, и для учащихся. Да и среди методистов нет еще устоявшейся точки зрения на специфику таких жанров, как, например, эссе.
 Между тем эссе как вид творческой работы, с нашей точки зрения, в большей степени, чем привычные школьные сочинения, раскрывает индивидуальные особенности учащихся: показывает уровень их интеллектуального развития, способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Новые общественные условия, лишенные привычного для многих единообразия, также благоприятны для развития жанра, в котором автор среди многочисленных жизненных дорог ищет прежде всего путь к себе. Эссе - тот жанр, который в максимальной степени нацелен на творческое самовыражение, а ученик и учитель в данных условиях - партнёры в читательском диалоге: думают, спорят, пытаются разобраться, понять точку зрения ещё одной личности - писателя.
  Что же такое эссе как жанр литературного произведения?
 В данном контексте "вид" употребляется как синоним к слову "жанр".
  С франц. essai -попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание, exigo - взвешиваю, прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо... Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
  А что представляет эссе как вид школьного сочинения?
  Так, в программе по литературе 1994г. (5-11кл.) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой эссе определяется как оригинальная творческая работа. Однако в чём её оригинальность, программа не расшифровывает. Эссе занимает достойное место в программе и учебниках по литературе авторского коллектива под редакцией А.Г. Кутузова; выдвигается как ведущий жанр в программе, которую разработали петербургские методисты под руководством В.Г. Маранцмана и где литература рассматривается в сопоставлении с другими видами искусства, но авторы ограничиваются только предложением тем для создания эссе.
  Среди методистов, признающих за эссе право на существование в школе, - Т.А. Калганова, С.А. Котельникова, Е.С. Романичева, Е.И. Никитина, они, опираясь на вышеуказанное определение эссе как литературного произведения, предлагают небольшие комментарии, литературные и школьные образцы для анализа, отмечают сложности в оценке такого вида творческой работы. Обращаясь к учащимся, избравшим для себя в качестве сочинения жанр эссе, Е.С. Романичева предупреждает, что в силу не традиционности "отношение к такой работе может быть неоднозначным. Если вы решились на неё на экзамене, особенно вступительном, будьте готовы к защите её на апелляционной комиссии". Какой же вывод - не писать?
  Е.И. Никитина разрабатывает методику подготовки учащихся к одному из разновидностей жанра эссе - воспоминанию.
  Между тем эссе активно вторгается в школьную жизнь. Во время проведения олимпиад, туров интеллектуального марафона этот жанр предлагается участникам в качестве конкурсной работы, причём не только там, где предметная область - литература и русский язык, но и история, иностранные языки. Это ещё раз говорит о том, что необходимо обучение подобному виду творческой работы.
  В процессе подготовки учащихся к созданию эссе мы определили следующие этапы:
 • знакомство с эссе как жанром литературного произведения и разъяснение основных жанрообразующих признаков:
 • узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других жанров (на конкретных примерах):
 • анализ ученических образцов и творческие задания для учащихся.
 
  На первых вводных уроках мы знакомим с определением жанра эссе как литературного произведения (см. словарную статью) и просим выделить его основные признаки: небольшой объём, конкретную тему, открыто личностное её осмысление, свободную композицию, парадоксальность и афористичность, разговорную интонацию и лексику.
  Обращаем внимание учеников на основную цель эссе - "...Главное - заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении" (О. Ванштейн).
  Останавливаемся на истории создания жанра: родоначальник эссе - французский философ Мишель Монтень (1533 -1592), с издания его "Опытов" в словесной европейской культуре бытует этот жанр. Затем предлагаем ответить на вопросы:
  Случайно ли эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека? О чем свидетельствует тот факт, что у эссе есть индивидуальный творец? Каково существенное свойство этого жанра?
  Итак, с тех пор как эссе утвердилось в виде специфического жанра, его отличает подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор эссе. Это первое свойство жанра.
  Однако наличие конкретной темы, вопроса в эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Это следующий признак жанра. Писатель характеризует явление с разных сторон, не охватывая при этом его полностью. В эссе предмет или явление служит побуждающей силой для мыслей пишущего. Или автор "ходит кругами" вокруг конкретной темы, словно "плетёт кружево" или "паутину" повествования. Это качество эссе определяется как свободное владение темой.
  Его можно наблюдать, анализируя названия. Часто в них появляется предлог "о", так как заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы (как соотношение части и целого), или является первоначальной точкой рассуждения автора, или вообще не связано напрямую с тематикой эссе. Не случайно и наличие союзов "как" и "или".
  Учащимся предлагается прочитать названия эссе и проследить указанное свойство:
 "О совести", "О добродетели", "Об именах", "О предсказаниях", "О книгах", "О дружбе", "О воспитании" Мишеля Монтеня;
  "Книга, как врата мира", "О стихотворениях Гёте" Стефана Цвейга;
  "Беспощадная Европа, или путешествие с пятого на десятое", "Литератор как наиболее общее явление" Роберта Музиля - одного из ведущих писателей западноевропейской литературы XX века;
  "Поэзия, или Неисповедимые законы", "О Гёте", "О Шатобриане" Марселя Пруста;
  "О собеседнике", "О природе слова", "Разговор о Данте" замечательного русского поэта Осипа Мандельштама;
  "Пушкин, или Правда и правдоподобие" Владимира Набокова - выдающегося писателя русского зарубежья;
  "Как читать книгу" Иосифа Бродского, лауреата Нобелевской премии;
  "Восхождение на Эверест, или исповедь переводчика" современного поэта и переводчика Владимира Саришвили.
  Спросим учащихся, характеризуют ли данные заголовки особенности мыслительного процесса эссеиста? Могут ли они, опираясь только на названия, заранее судить о содержании работ?
  Далее сообщаем, что эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому, то есть выделяются разновидности эссе.
  Следует учитывать и ещё одну особенность этого жанра - соединение различных способов освоения мира: и художественного, и научного, и религиозного. Например, философское эссе может содержать литературные и критические оценки, а литературно-критическое - философские проблемы.
  Следующей особенностью эссе является то, что оно может воплощаться в различные литературные формы: это и моральная проповедь, и статья, и дневник, и рассказ, и исповедь, и речь, и очерк, и др. Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе сохраняет свою специфику и жанровую самостоятельность.
  Предлагаем ребятам прочитать названия следующих работ и определить, какие литературные формы используют авторы. Выясняем, встречали ли они эссе, написанные в других формах? Предлагаем подобрать свои примеры.
  "Философские диалоги" Э. Ренара;
  "Политическая исповедь молодого человека", "Эскиз познания поэта" Роберта Музиля;
  "Заметки о поэзии" Осипа Мандельштама;
  "Похвала скуке" Речь, которая была произнесена перед выпускниками Дарт-мутского колледжа в июне 1989года и "Письмо президенту" Иосифа Бродского;
  "Слово о Пушкине" Фазиля Искандера.
  Ещё раз обратим внимание учащихся на то, что для автора эссе главное (как уже отмечалось) - личное постижение мира и отношение к нему. В качестве же способов такого освоения он привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации, уподобления. Из многочисленного арсенала художественных средств автор выбирает метафоры, аллегорические образы, символы, сравнения.
  Выявляем специфику эссе как жанра и уточняем жанровые признаки: подчёркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора (как существенный жанрообразующий фактор); свободное владение темой; открытость жанра, его "пограничность" и интегративность (включение различных способов освоения действительности, воплощение в разных литературных формах).
  Указали разновидности эссе (философские, литературно-критические, исторические, художественные и др.), обратили внимание на средства художественной выразительности, используемые авторами.
  И всё - таки зададимся вопросом, какой из признаков станет ведущим?
  Определяющей для эссе, по словам Роберта Музиля, будет та "решающая мысль", для которой каждый эссеист найдёт только ей присущий "облик" - выражение. Вот на поиск такой оригинальной идеи даже на довольно традиционном материале должен быть нацелен каждый, кто хочет раскрыть для себя этот жанр. Эссе всегда таит загадку, при всей кажущейся простоте и логичности в нем полно непредсказуемых выводов, неожиданных поворотов. Это непременно диалог, полемика, и прежде всего - с самим собой.
  Следующий этап подготовки учащихся - анализ образцов эссе. В качестве примеров могут быть подобраны тексты русских и зарубежных авторов: М. Цветаевой,
 О. Мандельштама, В. Набокова, В. Гроссмана, И. Эренбурга, Н. Рериха, И. Бродского,
 С. Залыгина, А. Солженицына, В. Ерофеева, Ф. Искандера, Е. Чернова, Т. Толстой,
 И. Клеха, М. Харитонова, С. Цвейга, Э. По, М. Пруста, Г. Гессе, У-Х. Одена, О. Паса и мн. других.
  Цель учителя - на конкретных примерах научить определять признаки жанра, выявлять способы постижения действительности и средства художественной выразительности, характерные для эссе. Видеть оригинальность замысла автора.
  Интересным будет сравнение эссе двух современных писателей - Виктора Ерофеева "Don?t complain значит "Не жалуйся" и Евгения Чернова "Березка", где объект внимания эссеистов (образ берёзы) совпадает, а вывод у каждого из авторов - свой. Предлагаем следующие вопросы и задания:
 Определите тему каждой из представленных миниатюр.
 Каковы объекты внимания писателей?
 Каково резюме каждого из авторов? С чьей точкой зрения вы бы согласились и почему?
 Отражают ли заголовки в полной мере содержание прочитанного?
 Найдите образы, аналогии, ассоциации, к которым прибегают авторы.
 Какие типы речи сочетаются в каждом из текстов?
 Определите их стилистические особенности. Обоснуйте свой ответ.
 Какие другие литературные и внехудожественные формы включают данные миниатюры? Нужные варианты подчеркните (или добавьте свои): факты науки, события, ситуации, встречи, свидетельства, документы, признания., бытовые зарисовки, описания, вымышленные сценки, философские умозрения, наблюдения, нравоучения, комментарий, воспоминание, афористические обращения и многое другое.
 Можно ли говорить о преобладании одной из них?
 К какому виду эссе (философскому, литературно-критическому, историческому, художественному, публицистическому или др.) вы бы отнесли каждую из прочитанных работ? Почему?
  Обратимся к эссе писателя 19 века, классика австрийской литературы Стефана Цвейга "Благодарность книгам" и проанализируем его следующим образом:
 Можно ли отнести этот текст к одному из известных вам типов речи: повествованию, описанию, рассуждению?
 Подберите в данном контексте синоним к слову "благодарность".
 Каковы особенности стиля и манеры изложения автора?
 Какие средства художественной выразительности он использует?
 Как бы вы определили жанр этого произведения? Какие возможности других жанровых форм он использует?
 
  Стефан Цвейг "Благодарность книгам".
  Они здесь - ожидающие, молчаливые. Они не толпятся, не требуют, не напоминают. Будто погруженные в сон, безмолвно стоят они вдоль стены, но имя каждой смотрит на тебя подобно отверстому оку. Когда ты пробегаешь по ним взглядом, касаешься руками, они не кричат тебе умоляюще вслед, не рвутся вперед. Они не просят. Они ждут, когда ты откроешься им сам, и лишь тогда они открываются тебе. Сначала тишина: вокруг нас, внутри нас. И, наконец, ты готов принять их - вечером, отринув заботы, днём, устав от людей, утром, очнувшись от сновидений. Под их музыку хочется помечтать. Предвкушая блаженство, подходишь к шкафу, и сто глаз, сто имен молча и терпеливо встречают твой ищущий взгляд, как рабыни в серале взор своего повелителя - покорно, но втайне надеясь, что выбор падет на нее, что наслаждаться будут только ею. И когда твои пальцы, как бы подбирая на клавиатуре звуки трепещущей в тебе мелодии, останавливаются на одной из книг, она ласково приникает к тебе - это немое, белое создание, волшебная скрипка, таящая в себе все голоса неба. И вот ты раскрыл ее. читаешь строчку, стих... и разочарованно кладешь обратно: она не созвучна настроению. Движешься дальше, пока не приблизишься к нужной, желанной, и внезапно замираешь: твое дыхание сливается с чужим, будто рядом с тобой любимая женщина.
  И когда ты подносишь к лампе эту счастливую избранницу, она словно озаряется внутренним светом. Колдовство свершилось, из нежного облака грез возникает фантасмагория, и твои чувства поглощает беспредельная даль.
  Где-то слышится тиканье часов. Но не часами измеряется это ускользнувшее от самого себя время, здесь ему иная мера; вот книги, которые странствовали многие века прежде, чем наши губы произнесли их имя, вот - совсем юные, лишь вчера увидевшие свет, лишь вчера порожденные смятением и нуждой безусого отрока, но все они говорят на магическом языке, все заставляют сильнее вздыматься нашу грудь. Они волнуют, но они и успокаивают, они обольщают, но они и унимают боль доверившегося сердца. И незаметно для себя ты погружаешься в них, наступает покой и созерцание, тихое парение в их мелодии, мир по ту сторону мира.
  О вы, чистые мгновения, уносящие нас из дневной суеты, о вы, книги, самые верные, самые молчаливые спутники, как благодарить вас за постоянную готовность, за неизменно ободряющее и окрыляющее участие!
  В мрачные дни душевного одиночества, в госпиталях и казармах, в тюрьмах и на одре мучений - повсюду вы, всегда на посту, дарили людям мечты, были целебной каплей покоя для их утомленных суетой и страданиями сердец! Кроткие магниты небес, вы всегда могли увлечь в свою возвышенную стихию погрязшую в повседневности душу и развеять любые тучи с ее небосклона.
  Крупицы бесконечности, молча выстроившиеся вдоль стены, скромно стоите вы в нашем доме. Но едва лишь рука освободит вас, сердце прикоснется к вам, как вы отворяете нашу земную обитель, и ваше слово, как огненная колесница, возносит нас из тесноты будней в простор вечности.
  Целесообразно привлекать учащихся к анализу образцов литературно-критических эссе, например, рижских исследователей П. Вайля и А. Гениса, ныне живущих в Америке, литературоведа В. Непомнящего и других авторов. Именно к этому виду эссе чаще всего будут обращаться учащиеся, если тема школьного сочинения полемически заострена и предлагает в качестве рассмотрения литературный материал, например: "Устарел ли Горький?", "Всё может статься с человеком", "Спасительна или гибельна ложь?" и др.
  Предлагаем учащимся прочитать любое эссе из книги "Родная речь" и подумать над вопросами:
 Что показалось неожиданным в восприятии художественной литературы авторами? Что в их размышлениях особенно интересно, может быть, спорно?
 Согласились бы вы с мнением Андрея Донатовича Синявского, что "Родная речь" Вайля и Гениса -это обновление речи, побуждающее читателя, да будь он семи пядей во лбу, заново перечесть всю школьную литературу. Прием этот, известный издревле, называется - отстранением. Как если бы вы их читали впервые. Чтобы им воспользоваться, нужно не так уж много, всего лишь одно усилие: посмотреть на действительность и на произведение искусства непредвзятым взглядом. И вы увидите, за каждым классиком бьется живая, только что открытая мысль. В нее хочется играть".
 Какие возможности открывает авторам жанр эссе? Случайно ли они избирают этот жанр для своих литературно - критических работ?
 
  Следующий этап обучения написанию эссе - анализ ученических сочинений. Приведём пример сочинения Дарии С. "Грамматика любви в произведениях И. А. Бунина" и попросим учащихся рассмотреть эту работу с точки зрения требований, предъявляемых к школьному сочинению:
 Доказательно ли и убедительно автор раскрывает тему, подробно ли анализирует избранные произведения, удалось ли ему выявить позицию писателя, продемонстрировано ли напрямую знание биографических и критических работ о Бунине?
 
 
 Грамматика любви в произведениях И. А. Бунина
 
 ... Что такое любовь?
 -Любовь, любовь- гласит преданье-
 Союз души с душой родной,
  Их съединенье, сочетанье
 ..............................
 И... поединок роковой.
 
  Любовь многолика. Она нежна и жестока, эгоистична и самоотверженна, возвышенна и чувственна одновременно. Любовь, как мир, стара и молода, как каждая новая весна. Она ничуть не изменилась за тысячи лет человеческой истории. Какой она была во времена Древней Греции, во времена Ромео и Джульетты, такой и остаётся и сейчас. Вечно юная, прекрасная и трагичная, она и в произведениях последнего русского классика, любимого моего писателя - И.А. Бунина, в особенности в сборнике рассказов "Тёмные аллеи".
  Они чудесны эти "Тёмные аллеи", ароматные, яркие, свежие. Они словно оставляют после себя чуть уловимый запах цветущих лип, полевого дождевого ветра, свежего сена, сосновой хвои...
  Чудные, обворожительные, и вместе с тем близкие и понятные женщины живут в этих рассказах. Галя Ганская, Таня, Руся, Антигона, Натали - какое великолепие красок, какая точность линий! Настоящая портретная галерея. На фоне этих пленительных женщин статичными и невыразительными выглядят мужчины, которые все кажутся на одно лицо. Но и в них есть скрытая нравственная сила, есть мощь духа и высокая мораль. Бунинские герои умеют быть чуткими и благородными, нежными и поэтичными, поэтому любовь не проходит для них бесследно, а оставляет глубокие шрамы в их душах. Влюблённые в женщину, они готовы "встать перед ней на колени и поцеловать её ноги за все, что она дала им на земле". Похожи ли они на своего создателя? Наверное, да. И даже если у самого Бунина ничего в жизни подобного не было (а это, конечно, маловероятно), он, должно быть, много личного дал своим героям...
  Любовь поражает действующих лиц внезапно, как "солнечный удар", "мелькает и с бешеной быстротой несётся", так что "голова сразу оледеневает и стягивается, сердце рвётся и замирает". Полное тоски и невыразимой муки, оно становится похоже на "тяжкую чашу", и этот груз несёт в себе вместе с героем и автор...
  Бунин также чувственен, как и его герои, и в прозу свою, наверное, первым из русских писателей он вносит эротику. Он не уклоняется от подробных натуралистических описаний, но целомудрие поэта не даёт его книгам превратиться в пособие по любовной науке. Они поют и бурную любовь, и ласковую тишину её, и огонь страсти, и братскую нежность. Но он знает, что любовь в самом счастье своём страшна, жутка и требовательна. И "в жизни каждого из нас найдётся ... какой-нибудь особенно тяжкий грех", когда "с едкой гримасой" герой стреляет в возлюбленную или становится причиной её самоубийства. Большая любовь - это всегда большая трагедия:
 - А зачем он себя застрелил?
 - Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя...
  Но "в синем небе стоят кое-где белые прекрасные облака", и только воспоминания тревожат старого поэта.
 Какая сладость всё, что прежде
 Ценил так мало, вспоминать!
  К сожалению, "ту звезду, что качалась в тёмной воде, я теперь в небесах никогда не найду" и "молодого былого нет давно и меня".
  Заново прожив в своих историях жизнь, воскресив цвета и запахи, поэт вернулся в современную ему действительность, в изгнание, в абсурдную и жестокую войну, и прорвавшиеся боль и тоска выразились в трагедиях, к которым писатель мстительно приводит своих героев. Как просто - "Он искал её в Гаграх, Геленджике, в Сочи ... позавтракал в гостинице ... пил кофе ... лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов". Или: "Понёсся под уклон, навстречу ... грохочущему и слепящему огнями паровозу". Или: "...в декабре она умерла на Женевском озере".
 О, как убийственно мы любим!
 Как в буйной слепоте страстей
 Мы то всего вернее губим,
 Что сердцу нашему милей! -
 повторяю я слова Ф.И. Тютчева. Как же больно и тяжело приходится всем влюблённым в этом мире! Почему трагедия сопровождает всякое большое чувство, а смерть, как в насмешку, уносит у нас самое дорогое, бесценное? Наверное, петь радостную песню со счастливым концом было пожилому и больному писателю не под силу, не в радость, да и не ко времени. А может быть, такое уж у любви свойство - оставлять шрамы в сердцах и незаживающие раны в душах...
 
  Учащиеся делают вывод, что это сочинение требует нетрадиционного подхода в рассмотрении и размышляют над следующими вопросами: каким представляется взгляд автора сочинения, несмотря на традиционность темы; сформулируйте "решающую мысль" этой работы; какие сопоставления показались неожиданными; интересен ли тот поток лирических ассоциаций, к которым прибегает ученица; как бы вы оценили язык и стиль сочинения, его интонацию; в какой степени раскрывается личность пишущего?
  Когда школьники уже хорошо представляют особенности жанра и неоднократно анализировали примеры эссе, в том числе и пробы пера своих сверстников, можно предложить написать эссе, обратившись, например, к одной из современных проблем: "Пушкин для меня...", "О чём задумывается мой сверстник сегодня", "Мир виртуальной реальности. По лабиринтам компьютерного мира", "Телевидение сегодня". "Наш опасный мир", "Книги в твоей жизни", "Мир рекламы. Каков он?".
  Предупреждаем, что заявленная проблема может стать или темой сочинения, или поводом для размышлений - в этом случае тему следует уточнить.
  Спрашиваем, предполагает ли заданная проблематика, на их взгляд, жанр сочинения-эссе?
  Итак, предложенный материал может стать основой для проведения уроков словесности в старших классах гуманитарной направленности, факультативных занятий по теме: "Особенности жанра эссе". Но и уроки литературы готовят учащихся к созданию подобного жанра.
  Исследователи и методисты отмечают, что авторы эссе - люди с особым ассоциативным мышлением. Формирует ли учебный процесс эссеистическое мышление? Задача урока литературы - развитие личности учащихся. Решая её, мы стремимся развивать творческую активность учащихся и среди разнообразных вопросов и заданий выбираем те, которые носят сравнительно-сопоставительный характер, тем самым образуя в сознании школьников многочисленные "внутрипредметные" ассоциации, расширяя ассоциативные ряды, которые в первую очередь участвуют в развитии интеллекта. А рассмотрение произведений художественной литературы в сопоставлении с другими видами искусства: музыкой, живописью, кинодраматургией, театром - обеспечит развитие "межпредметных" ассоциаций.
  Важен в этом случае и выбор учебных пособий, широко предлагаемых школе. Мы отдаем предпочтение тем из них, которые написаны в жанре учебника-практикума, рабочей книги (см. пособия под ред. Г.И. Беленького, Б. А. Ланина, Ю.И. Лыссого), т.к. в них учащимся предлагаются фрагменты из литературно - критических материалов, выдержки из дневников писателей, воспоминаний и другой мемуарной литературы. Работа с подобными книгами позволит погрузиться в атмосферу читательского диалога, прислушаться к разным суждениям и определить свою точку зрения. А эссе - самый удачный жанр для её выражения. Не случайно в России в начале века к нему обратились философы и писатели для сближения позиций различных писательских кругов.
  Конечно, мы должны быть готовы к тому, что не всегда работа над эссе приведёт к созданию собственно жанра эссе, но, обучая этому виду сочинения, мы погружаем учащихся в жанровое многообразие мемуарной и эпистолярной литературы. И если не возобладает эссе, то в качестве творческой работы мы можем получить один из уже упоминавшихся жанров - страничку из дневника, воспоминание, фрагмент духовной биографии, возможно - этюд, эскиз, зарисовку, заметку, быть может, очерк или путевые заметки, в любом случае - речь идёт о творческом поиске учащихся в присущей каждому форме самовыражения. А школа, на наш взгляд, должна предоставлять учащимся свободу выбора, что отвечает главной цели литературного образования школьников - становлению их читательской и творческой самостоятельности.
  Эссе - жанр, свободный от иных пристрастия, кроме личных, и устоявшихся критических оценок, прежде всего позволит ребятам выражать своё личное восприятие литературы (если речь пойдёт о литературно - критическом эссе). В других случаях, наоборот, даст возможность обратиться к разным точкам зрения и вступить в литературную полемику. Но каждый раз разговор о художественном произведении не будет самоцелью, это скорее, повод для того, чтобы определить своё место в жизни и по-своему открыть окружающий мир. А книги тогда станут советчиками и друзьями, литературоведческие и критические работы - чьим-то интересным опытом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу