<< Пред.           стр. 2 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 28
 Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств федерального бюджета. На обслуживание государственного долга России в 2000 г. будет выделено 220 млрд руб. бюджетных средств1.
 Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране, В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
 Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
 Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
 До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели,
 В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.
 Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхо-
 
 'Российская газета. - 2000. - 18 янв. - С. 15.
 29
 вания. Например, известное акционерное общество «АСКО» производит более 40 видов страхования.
 При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг,
 Среди звеньев финансовой системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить-в самостоятельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.
 Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
 
 Финансы предприятий различных Форм собственности, являясь основой единой Финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
 
 От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
 В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
 30
 
 2.2 БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
 
 
 
 Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу Формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
 Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
 
 Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
 
 В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на принципах:
 единства бюджетной системы Российской Федерации;
 разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
 самостоятельности бюджетов;
 полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
 сбалансированности бюджетов;
 эффективности и экономности использования бюджетных средств;
 общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
 гласности;
 достоверности бюджетов;
 адресности и целевого назначения бюджетных средств.
 
 Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
 31
 Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
 федерального бюджета РФ;
 бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
 местных бюджетов.
 Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из спроса на них и их предложения. Поэтому государственное финансовое регулирование рыночных отношений должно усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
 В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Это значит, что бюджеты вышестоящих уровней управления перестали включать доходы и расходы бюджетов нижестоящих уровней управления. Для обеспечения самостоятельности бюджетов и автономного функционирования им установлены собственные источники доходов и предоставлено право определять направления их использования и расходования. Одновременно совершенствуется механизм бюджетных взаимоотношений между уровнями власти.
 Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область,
 городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
 Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
 Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
 Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.
 Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась. Дело в том, что роль региональных и местных органов власти в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем значительно возросла, их функции существенно расширились. В условиях перехода к рыночной экономике меняются направления вложений бюджетных средств и методы бюджетного воздействия.
 Федеральный бюджет РФ служит основным Финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание
 33
 
 органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов и резервов и др. (табл. 2.1).
 
 Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Это четко просматривается на перечне расходов федерального бюджета, приведенном в табл. 2.1.
 
 В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
 С целью дополнительной инвестиционной поддержки производства в составе федерального бюджета с 1997 г. образуется бюджет развития. Бюджет развития является специальным инструментом государственного стимулирования привлечения в дополнение к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Средства бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах и формируются из связанных иностранных кредитов под гарантии Правительства РФ, инвестиционных кредитов Мирового банка реконструкции и развития, а также из источников внутреннего заимствования. Общая сумма источников формирования бюджета развития на 2000 г. составляет 26884,8 млн руб.
 
 В соответствии с Федеральным законом «О бюджете развития Российской Федерации» бюджет развития РФ является составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения высокоэффективных инвестиционных проектов.
 Бюджетная классификация представляет собой обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов. С ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Поэтому перечисленные в табл. 2.1 расходы федерального бюджета на 2000 г. конкретизированы по направлениям, получателям средств и целям в приложениях к федеральному бюджету.
 34
 Таблица 2.1
 Расходы федерального бюджета на 2000 г.1
 (по разделам функциональной классификации)
 
 
 Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов. С этой целью Минфин РФ направил финансовым органам, казначействам, мини-
 
 35
 
 стерствам и ведомствам «Указания по применению экономической классификации расходов бюджетов в Российской Федерации», утвержденные письмом от 21.12.94 №03-10-01. Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды, выплату различных субсидий и т.д.).
 Расходы государства в сфере материального производства в новых условиях занимают меньшую, чем раньше, долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Могут выделяться бюджетные расходы на выполнение целевых общегосударственных или региональных программ.
 Состав затрат на социально-культурные мероприятия включает ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики.
 Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства.
 Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов.
 В приложениях к федеральному бюджету на 2000 г. некоторые его разделы конкретизированы по направлениям, получателям средств и целям, приводится перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2000 г. В приложении 5 представлена Федеральная адресная инвестиционная программа на 2000 г. В приложении 1 дается ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2000 г.
 Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий (внутренний государственный долг) или у другого государства, или международных финансовых организаций (внешний государственный долг). Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих
 36
 банков, внебюджетных фондов и т.д.). Так, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. №3877-1* в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения с сентября 1995 г. посгупали в обращение облигации государственного сберегательного займа. Срок обращения каждой серии займа составлял один год.
 В составе доходов и расходов федерального бюджета 2000 г. в соответствии с законом о нем выделены следующие целевые бюджетные фонды:
 Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
 Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
 Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
 Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
 Федеральный экологический фонд РФ;
 Государственный фонд борьбы с преступностью;
 Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
 Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
 Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ.
 Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.
 С переходом на рыночные отношения меняется не только система бюджетного финансирования и расходная часть бюджета, но и его доходная часть (табл. 2.2).
 При переходе к рыночным отношениям доходная часть бюджета формируется в основном из налогов.
 Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.
 Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти. Налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик (например, налог на прибыль с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц), и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг (например, налог на добавленную стоимость и акцизы), поскольку они входят в цену этих товаров и услуг.
 'Утратил силу с 1 января 2000 г. в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. №159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации».
 37
 Таблица 2.2 Налоговые доходы федерального бюджета на 2000 г.
  Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает три четверти налоговых доходов федерального бюджета на 2000 г.
 
 Среди неналоговых доходов федерального бюджета на 2000 г. главными являются доходы от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в государственной собственности. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
 
 Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных расходов.
 Налоги и сборы являются основными источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов.
 На рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект Налогового кодекса, который определяет концепцию налоговой политики государства.
 38
 
 Им предусматривается разделение полномочий в системе налогообложения федеральных, региональных и местных органов власти. Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в которой, в частности, определен перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов, введена в действие с 1 января 1999 г.
 Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они называются регулирующими доходами.
 Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.
 При утверждении федерального бюджета устанавливаются ставки отчислений от соответствующих федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ. Кроме того, формируется Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации.
 На 2000 г. объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации утвержден в сумме 57350,9 млн руб.
 Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.
 В составе расходов федерального бюджета на 2000 г. образованы Фонд регионального развития в сумме 2542,5 млн руб. и Фонд развития региональных финансов в сумме 1920,0 млн руб.
 Средства Фонда регионального развития направляются на финансирование федеральных программ развития регионов (2200,0 млн руб.) и на дополнительную финансовую помощь высокодотационным субъектам Российской Федерации (342,5 млн руб.).
 Источником образования Фонда развития региональных финансов в 2000 г. является кредит Международного банка реконструкции и развития. Согласно Закону «О федеральном бюджете на 2000 г.» средства Фонда развития региональных финансов направляются на активизацию процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, на содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирование экономических реформ.
 39
 Решение проблемы бюджетного федерализма состоит в оптимальном сочетании интересов РФ, регионального и местного уровней. Поэтому принципы формирования межбюджетных отношений между Федерацией и ее субъектами следует распространить и на взаимоотношения между региональными и местными бюджетами.
 Созданию правовых Гарантий финансовой самостоятельности муниципальных образований способствует Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №12б-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации»*. Закон, в частности, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Тем самым местные бюджеты наделяются гарантированной долей от федеральных налогов.
 К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:
 • нормативные отчисления от регулирующих доходов; в дотации и субвенции местным бюджетам;
 • средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
 • средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
 Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается в бюджетах субъектов Российской Федерации и распределяется по формуле, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возрастов в общей численности населения, душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования и др.
 К нормативным отчислениям от регулирующих доходов относятся доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Они наряду с местными налогами и сборами относятся к собственным доходам местных бюджетов.
 Что касается дефицита федерального бюджета на 2000 г., то на его покрытие направляются источники внутреннего и внешнего фи-
 1 Российская газета. - 1997. - 30 сент. - С. 7,
 40
 
 нансирования. Среди них - сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами, доходы от приватизации государственного имущества, сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм1. На покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета используется кредит Центрального банка Российской Федерации.
 
 В управлении бюджетным процессом принимают участие практически все органы государственной власти и управления РФ. Однако центральное место среди них занимает система органов государственного управления финансами: Министерство финансов России, министерства финансов республик, финансовые управления и другие территориальные органы управления финансами, органы федерального казначейства.
 
 Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.
 
 Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации согласно Положению о нем2 являются:
 совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
 разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
 концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
 разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
 разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
 разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;
 
 
 'Российская газета. - 2000, - 5 янв, - С. 14. Российская газета. -1998. -19 марта.
 41
 участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
 разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
 осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля,
 обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством РФ аудитом в РФ (кроме аудита в банковской системе)
 В соответствии с возложенными на него задачами Минфин РФ наряду с другими функциями организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета государства; представляет проект федерального бюджета в Правительство страны. После одобрения Правительством проекта федерального бюджета он рассматривается и принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания.
 Консолидированный бюджет никем не утверждается, Контроль за бюджетами субъектов Федерации со стороны центральных органов ограничивается только общими параметрами их бюджетов.
 Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ контролирует поступление и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года, на который был составлен бюджет, Министерство финансов РФ составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.
 Федеральное казначейство является структурным подразделением Минфина РФ, Оно меняет сложившуюся практику исполнения федерального бюджета, которой ранее занимались Государственный банк СССР и его звенья.
 В условиях создания двухуровневой банковской системы РФ и расширения самостоятельности региональных и местных бюджетов произошло ослабление контроля за исполнением бюджета. В настоящее время органы казначейства отслеживают движение средств на бюджетных счетах в банковской системе, собирают и анализируют информацию о состоянии государственных финансов, обслуживают совместно с Центральным банком РФ государственный долг и т.д., что позволяет восстановить необходимый контроль за исполнением бюджета.
 42
 
 28 августа 1997 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» Ml 082. Этим постановлением предусматривалось Министерству финансов Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и при участии Центрального банка РФ осуществить централизацию доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства Министерства финансов РФ; эти счета открывать в установленном порядке на счетах Центрального банка РФ, а при их отсутствии - в коммерческих банках, привлекаемых для обслуживании этих счетов на конкурсной основе.
 Размер и сроки финансирования расходов федерального бюджета устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Адресное распределение этих средств по получателям производится главным распорядителем бюджетных средств и представляется в органы Федерального казначейства.
 
 2.3 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
 
 На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1 органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
 Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
 
 Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:
 запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
 денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
 
 'Утратил силу с 1 января 2000 г. в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. №159-ФЗ.
 43
 
 формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
 страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
 отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются Бюджетным кодексом РФ (глава 17), принятым Государственной Думой 17 июля 1998 г.
 денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
 из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ (Закон Российской Федерации от 15 июля 1992 г. Из 3303-1).
 Внебюджетные Фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
 Согласно Закону Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 представительный орган власти вправе принимать решение об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели - сумм штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.
 Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению - на экономические и
 44
 социальные. Общее число федеральных внебюджетных фондов - 40, из них основные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды и др.
 Согласно Бюджетному кодексу РФ Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
 При формировании доходной части бюджетов внебюджетных фондов существует ряд льгот.
 От уплаты страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды в 2000 г. освобождаются:
 организации в части выплат в пользу своих работников - инвалидов I, II и III группы и получающих пенсии по инвалидности;
 общероссийские общественные организации, среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и территориальные организации, а также организации, в которых численность инвалидов - не менее 50%, и их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций;
 индивидуальные предприниматели, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами и получающие пенсии по инвалидности, в части доходов от их деятельности.
 В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюд-. жете на 2000 год» освобождаются от уплаты страховых тарифов во все государственные внебюджетные фонды Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ
 45
 
 и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Федеральная служба налоговой полиции РФ.
 Освобождаются от уплаты страховых тарифов также Министерство юстиции РФ и Государственный таможенный комитет с денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ. ,
 Рассмотрим основные социальные и экономические внебюджетные фонды.
 Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.
 ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
 В основные задачи Пенсионного фонда входят:
 • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
 • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
 • капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
 • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
 • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
 46
 
 Средства ПФР формируются за счет:
 страховых взносов работодателей;
 страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; ® страховых взносов иных категорий работающих граждан;
 ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий;
 средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
 средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований;
 добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
 Бюджет Пенсионного фонда образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:
 работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
 крестьянские (фермерские) хозяйства;
 родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
 физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
 физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве (домаишие работницы, личные секретари, водители личного легкового автотранспорта и т.п.);'
 частные детективы и частные охранники, выполняющие свою . деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
 нотариусы, занимающиеся частной практикой.
 Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах.
 47
 Тариф взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в ПФР, определяется ежегодно законодательством РФ по представлению правления Пенсионного фонда. В 2000 г. тариф страховых взносов составляет для:
 работодателей - предприятий, учреждений, организаций - 28% начисленной оплаты труда (вознаграждения за выполненную работу, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения);
 работодателей - колхозов, совхозов и предприятий, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, - 20,6% начисленной оплаты труда по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения. К этой категории плательщиков отнесены с 1 января 1993 г. садоводческие и садово-огороднические товарищества;
 индивидуальных предпринимателей, в том числе для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, частных аудиторов - 20,6%; для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых семейных общин коренных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - 20,6% дохода от их деятельности;
 адвокатов - 20,6% выплат, начисленных в пользу адвоката;
 индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, - 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента;
 работающих граждан - 1% их заработка;
 граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - 28 % начисленной оплаты труда по всем основаниям.
 
 В 2000 г. от уплаты в Пенсионный фонд страховых взносов освобождены, кроме указанных выше льгот, федеральные суды и органы прокуратуры с денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания.
 
 Учитывая, что в состав заработка при исчислении пенсий включаются все виды вознаграждений за работу (службу), страховые взносы в ПФР начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источников их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.
 
 Страховые взносы в ПФР не начисляются на выплаты единовременного характера. Так, законодательством к выплатам единовре-
 
 
 48
 
 менного характера отнесены в основном компенсационные выплаты: компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие, сохраненный на определенное время средний заработок после увольнения по сокращению штатов, денежные пособия в виде материальной помощи, командировочные (и их заменяющие) выплаты, дотации на обеды и др.
 Не начисляются страховые взносы в ПФР также на следующие выплаты: оплата отпусков молодым специалистам по окончании учебного заведения; стипендии, выплачиваемые учебными заведениями; компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; выходные пособия по увольнению; материальная помощь; студенческие стипендии, выплачиваемые предприятиями; беспроцентные ссуды на улучшение условий и обзаведение домашним хозяйством; пенсии; пособия по социальной защите; стоимость путевок на санаторно-курортное лечение; оплата проезда к месту отдыха и обратно.
 Законом Российской Федерации от 11 ноября 1994 г. отменены начисления страховых взносов на фонд оплаты труда иностранных фирм и физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ, проектов строительства, создания и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи,. предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.
 Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов (гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, - по безналичному расчету либо наличными деньгами) на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщика взносов.
 Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены страховые взносы.
 Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, уплачивают исчисленные страховые взносы до 10-го
 
 49
 
 числа месяца, следующего за месяцем, за который исчислены страховые взносы. По истечении установленных сроков на неуплаченную сумму начисляется пеня за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. За несвоевременное перечисление взносов по вине банка соответствующий орган взыскивает с банка пеню в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования, но не более 0,2% этих сумм.
 К плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания:
 всех сокрытых или заниженных при начислений страховых взносов в Пенсионный фонд сумм выплат в пользу работников по всем основаниям - штраф в размере той же суммы, при повторном нарушении - штраф в двойном размере;
 10% причитающихся со дня государственной регистрации к уплате страховых взносов за несвоевременную регистрацию в качестве плательщика страховых взносов в органах Пенсионного фонда;
 10% начисленных за отчетный период страховых взносов, исходя из фактического дохода плательщика за непредставление в установленные сроки, либо неполных сведений, необходимых для исчисления авансовых платежей;
 10% причитающихся за отчетный квартал к уплате страховых взносов за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости.
 Бесспорное взыскание, недоимки, пеней, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций производится отделением ПФР путем списания на счет ПФР средств, имеющихся на расчетном, валютном, текущем и иных счетах недоимщика в банке, а также на особых счетах и аккредитивах, открытых за счет недоимщика, на оснований инкассового поручения (распоряжения), составляемого отделением ПФР.
 Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки, пени, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет три года. Бесспорный порядок взыскания этих сумм с юридического лица может быть применен в течение шести лет с даты образования указанной недоимки.
 Пенсионный фонд используется на выплату: пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;
 50
 
 пострадавшим на Чернобыльской АЭС; материальной помощи престарелым и инвалидам. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.
 Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССР) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента Российской Федерации «О фонде социального страхования Российской Федерации" от 7 августа 1991 г. №822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.
 
 Положение о ФССР утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда. Средства фонда образуются за счет:
 • страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
 • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
 • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
 в добровольных взносов физических и юридических лиц;
 • ассигнований из федерального бюджета РФ;
 • прочих доходов.
 Норматив отчислений юридических лиц в ФССР на 2000 г. установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, независимо от источников финансирования.
 
 51
 
 Страховые взносы не начисляются на:
 средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний;
 доходы, полученные от избирательных комиссий;
 фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, создания, строительства и содержания'центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;
 выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.).
 Страховые взносы в ФССР регулируются постановлением Правительства Российской Федерации и уплачиваются:
 бюджетными учреждениями - один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;
 всеми предприятиями и внебюджетными организациями - два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца;
 лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам, -ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;
 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и родовыми (семейными) общинами малочисленных народов Севера, с 1 января
 1995 г. - один раз в год не позднее 1 апреля следующего года. Средства фонда направляются на:
 • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;
 • санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту лечения, отдыха и др.);
 52
 
 • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
 в обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
 • проведение научно-исследовательских'работ по вопросам социального страхования и охраны труда;

<< Пред.           стр. 2 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу