<< Пред.           стр. 3 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 ® осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
 Средства фонда используются только на целевое финансирование перечисленных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
 Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗРФ) образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. в редакции Закона от 15 июля 1992 Г; №3307-1 для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования фонда занятости и расходования его средств определяется Положением о государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 г. М 5132-1.
 Средства фонда являются федеральной государственной собственностью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов федеральной государственной службы занятости населения (кроме районных в городах).
 ГФЗРФ представляет собой совокупность федеральной части Фонда занятости, фондов занятости, формируемых в республиках РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах и районах.
 Фонды занятости в городах и районах образуются за счет:
 в обязательных страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйственных субъектов);
 • обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;
 • ассигнований из городских и районных бюджетов;
 • доходов от размещения средств фондов занятости на депозитных счетах в учреждениях ЦБ России, от приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, от учредительской (соучреди-
 53
 тсльской) деятельности организаций и учреждений, непосредственно способствующих деятельности службы занятости;
 • доходов от кредитных вложений: непосредственных товаропроизводителей на договорных началах под гарантии сохранения и создания дополнительных или новых рабочих мест; предприятий и организаций, осуществляющих по договору профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством; в виде процентов по ссудам, предоставленным безработным гражданам для осуществления предпринимательской деятельности;
 • дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящих фондов занятости;
 в добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и граждан;
 • прочих поступлений (внереализационные доходы, штрафы, пени и иные санкции).
 Фонды занятости в республиках в составе РФ, автономной области и автономных округах, краях, областях создаются на основе:
 отчислений из фондов занятости, формируемых в городах и районах, в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан;
 ассигнований из соответствующих бюджетов;
 доходов от размещения средств фондов занятости на депозитных счетах в учреждениях ЦБ РФ, приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, от учредительской деятельности;
 дотаций, субсидий, субвенций из федеральной части Фонда занятости;
 добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и граждан;
 прочих поступлений.
 Федеральная часть Государственного фонда занятости формируется за счет:
 отчислений из фондов занятости, формируемых в республиках, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москва и Санкт-Петербург, в части обязательных страховых взносов работодателей и работающих граждан;
 ассигнований из федерального бюджета РФ;
 доходов от размещения средств на депозитных счетах, от приобретения краткосрочных государственных ценных бумаг, от учредительской деятельности;
 54
 добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан;
 прочих поступлений.
 Тариф взносов в государственный фонд занятости для работодателей - предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйственных субъектов в 2000 г. установлен в размере 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Тариф взносов с заработка работающих не установлен (работающими гражданами не уплачивается).
 Размер ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части Фонда занятости определяется представительными органами власти при утверждении бюджетов на планируемый период.
 От уплаты страховых взносов в ГФЗРФ освобождены религиозные объединения, предприятия, объединения, учреждения, находящиеся в собственности указанных организаций и созданных для осуществления их уставных целей.
 Страховые взносы не начисляются также на доходы: избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, членов избирательных комиссий не на постоянной основе, избирательных объединений; иностранных физических лиц.
 Действующим законодательством не предусмотрена обязательная регистрация плательщиков страховых взносов в территориальных органах ГФЗРФ. Такая регистрация может производиться только в добровольном порядке. В соответствии -с этим не предусмотрено право любых учреждений и организаций требовать справок о регистрации в ГФЗРФ для осуществления каких-либо действий, в частности банков - для открытия расчетных счетов.
 
 Средства ГФЗРФ направляются на:
 мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан, включая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению службы занятости;
 организацию общественных работ;
 выплаты пособий по безработице, компенсаций материальных затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, и также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты; оплату временной нетрудоспособности безработным гражданам;
 55
 
 возмещение затрат Пенсионному фонду России в связи с назначением досрочной пенсии безработным;
 мероприятия по созданию, сохранению дополнительных или новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест (производств) для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию предпринимательской деятельности безработных граждан. Указанные расходы производятся как в порядке прямого инвестирования, так и на условиях кредитования согласно заключаемым договорам,
 расходы по анализу рынка труда в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;
 создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы и разработку их программного обеспечения, включая приобретение технических средств,
 научно-исследовательские работы по вопросам занятости населения;
 организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая вопросы трудовой деятельности граждан РФ за рубежом и иностранных граждан на территории России;
 содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая расходы на социально-бытовое и медицинское обслуживание их работников;
 подготовку и повышение квалификации кадров органов службы занятости и содержание учебно-методических баз;
 проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий.
 
 
 Средства, поступающие в фонд занятости в виде доходов от финансово-хозяйственной деятельности и других поступлений, направляются в полном объеме на социальную защиту населения от безработицы и налогообложению не подлежат.
 
 Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г №1499-1 в редакции Закона РФ от 2 апреля 1993 г. №4741-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
 56
 
 Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
 Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (от 24 февраля 1993 г № 4543-1)
 Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются
 обеспечение реализации Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,
 обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
 достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
 участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
 обеспечение ее финансовой устойчивости.
 Для выполнения этих задач в области финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
 выравнивает условия деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
 проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
 организует разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию вышеупомянутого Закона Российской Федерации;
 совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования,
 вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;
 производит набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
 участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
 57
 
 контролирует рациональное использование финансовых средств системы;
 аккумулирует финансовые средства Федерального фонда и осуществляет финансово-кредитную деятельность для выполнения задач, предусмотренных Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1 .
 
 
 Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования выполняют следующие основные функции:
 
 аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
 финансируют обязательное медицинское страхование, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;
 проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
 выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
 предоставляют кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
 накапливают финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
 совместно с органами государственной налоговой службы РФ контролируют своевременное и полное поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также рациональное использование поступивших финансовых средств;
 согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;
 
 
 
 
 'Утратило силу в соответствии с Указом Президента РФ от 29 июня 1998 г. №729.
 58
 
 предоставляют Федеральному фонду информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции.
 Финансовые средства Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет некоторых общих и ряда собственных источников для каждого фонда. Важнейшие из них:
 часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательным органом РФ;
 взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
 ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
 добровольные взносы юридических и физических лиц;
 доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального и территориальных фондов;
 нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов;
 средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
 финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им соответствующих требований.
 Согласно Положению о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1, страховой тариф взносов, уплачиваемых работодателем и иными плательщиками, определяется Законом Российской Федерации по представлению Правительства страны.
 В соответствии с законодательством в 2000 г. для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности страховой тариф взносов составляет 3,6% к начисленной оплате труда по всем основаниям в следующем соотношении: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3,4%.
 59
 Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются:
 предприятия, организации, учреждения;
 филиалы и представительства иностранных юридических лиц (по выплатам как российским, так и иностранным гражданам);
 крестьянские (фермерские) хозяйства;
 родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными видами хозяйствования;
 граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
 граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой, адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы;
 граждане, использующие труд наемных работников.
 Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных должным образом безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
 Сроки уплаты страховых взносов определены Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
 Страховые взносы уплачивают:
 все плательщики, являющиеся работодателями, - один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц;
 граждане с тех видов доходов и в те сроки, которые установлены для них законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц;
 физические лица, нанимающие граждан по договорам, - ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка этим гражданам;
 крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера,- один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.
 Органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее одной трети квартальной суммы средств,
 
 60
 
 предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации, не позднее 25-го числа текущего месяца.
 Перейдем к рассмотрению основных экономических внебюджетных фондов.
 Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР созданы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. №426. В постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12''апреля 1994 г. №315 установлено, что в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (услуг) (далее НИОКР), действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.
 Внебюджетные фонды образуют:
 Министерство науки РФ - Российский фонд технологического развития;
 федеральные министерства - внебюджетные фонды министерства;
 иные федеральные органы исполнительной власти - внебюджетные фонды ведомств.
 корпорации, концерны и ассоциации (далее - объединения) -внебюджетные фонды объединений.
 Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством науки РФ.
 Внебюджетные фонды не наделяются правами юридических лиц и действуют от имени федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.
 Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций' независимо от форм собственности (далее - предприятия и объединения) в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), а суммы отчисляемых средств включаются предприятиями и органи-
 61
 
 зациями в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней от 22 декабря 1993 г. №2270». Указанные отчисления предприятиями и организациями не производятся, если реализуемая продукция (работы, услуги) изготовлялась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.
 Для осуществления операций по поступлению и расходованию средств внебюджетных фондов в банках открываются счета федеральным министерствам, иным федеральным органам исполнительной власти, а также объединениям.
 Ежеквартально перечисляют средства в следующие внебюджетные фонды предприятия и организации на договорной основе:
 входящие в объединение - во внебюджетный фонд объединения, в которое они входят;
 входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений - во внебюджетный фонд объединения по своему выбору;
 не входящие в объединения, но находящиеся в ведении федерального министерства или иного федерального органа исполнительной власти - во внебюджетный фонд соответствующего министерства или ведомства;
 не входящие в объединения и не находящиеся в ведении федерального министерства или иного федерального органа исполнительной власти - в любой из указанных внебюджетных фондов по своему выбору.
 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также объединения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г. № 426 ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды; для финансирования НИОКР, по которым они являются государственными заказчиками, могут на договорной основе консолидировать в своих внебюджетных фондах, часть средств внебюджетных фондов объединений, находящихся в составе или ведении указанных федеральных органов исполнительной власти. Размер средств, перечисляемых объединениями во внебюджетные фонды министерств и ведомств, устанавливается в договорах, заключаемых федеральными органами исполнительной власти с объединениями,
 62
 
 Министерство науки РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов в порядке, определяемом совместно с Министерством финансов РФ, ведет реестр внебюджетных фондов.
 Положение о Российском фонде технологического развития утверждается Министерством науки РФ с учетом постановления Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. №315.
 Положение о внебюджетном фонде утверждается федеральным министерством, иным федеральным органом исполнительной власти или объединением, в котором образуется внебюджетный фонд, с учетом указанного постановления и по согласованию с Министерством науки РФ.
 Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов; разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, мероприятий по повышению технического уровня продукции; работ по стандартизации, сертификации и лицензированию Продукции, а также в области охраны труда и техники безопасности; разработке нормативных и конструктивных материалов и др. Эти средства могут размещаться на депозитных счетах в банках. В данном случае полученные доходы в виде процентов облагаются налогом на прибыль по установленной ставке, а оставшаяся часть направляется на увеличение средств соответствующих внебюджетных фондов.
 Запрещается направлять средства внебюджетных фондов на проведение коммерческих операций. В случае необходимости федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти или объединения могут объединять по взаимной договоренности средства своих внебюджетных фондов. Выделение средств из внебюджетных фондов осуществляется на договорной основе.
 Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов возлагается на руководителей федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых образованы внебюджетные фонды.
 Информация о финансовом состоянии внебюджетного фонда не составляет коммерческую тайну.
 Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство науки РФ и Министерство финансов РФ. В случае нецелевого расходования средств они имеют право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. После устранения выявленных нарушений и их последствий регистрация может быть возобновлена.
 63
 Фонд инвестирования жилищного строительства.
 Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные (экономические) фонды. На основе Указа Президента Российской Федерации «О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы» от 24 декабря 1993 г. №2281 формируются внебюджетные фонды развития жилищной сферы. Правительство РФ утвердило примерный порядок создания и использования региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства.
 Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения.
 Средства фондов формируются за счет добровольных' взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда,> платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансируются строительство жилья и объекты социальной инфраструктуры, строительство и ремонт объектов ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья.
 
 
 
 2.4 ОРГАНИЗАЦИЯ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ
 
 Страхование - это система экономических отношений, возникающих при образовании специального Фонда средств (за счет предприятий, организаций и населения") и его использовании для возмещения ущерба, причиненного имуществу стихийными бедствиями и другими неблагоприятными Факторами, для оказания помощи гражданам при наступлении страховых событий в их жизни.
 Страхование выражает особые экономические отношения, отличные от кредитных и бюджетных. Страхование граждан и имуще-
 
 64
 
 ства также необходимо отличать от государственного социального страхования. Страховое звено - это особое звено финансово-кредитной системы.
 Отношения страхования возникают между двумя сторонами -страховщиком и страхователем.
 Страховщик - это специальная организация (государственная или не государственная*), ведающая созданием и использованием денежного Фонда.
 Страхователь - юридическое или физическое лицо, вносящее в названный Фонд установленные платежи.
 В личном страховании могут появиться и другие участники страховых отношений. Это - застрахованный и лицо, в пользу которого заключен договор страхования.
 Как правило, договор личного страхования заключается на случай наступления событий в жизни самого страхователя, поэтому понятия «застрахованный» и «страхователь» часто совпадают. Однако в отдельных видах личного страхования страхователем и застрахованным выступают разные лица.
 Например, в страховании от несчастных случаев за счет предприятий и организаций страхователем является организация или предприятие, а застрахованным - ее работник. В страховании детей или страховании к бракосочетанию застрахованными являются дети, а страхователями -родители и другие родственники.
 В отношениях страхования страховщик берет на себй*" ответственность за возмещение убытков ввиду гибели (повреждения) имущества или выплату денежной суммы при определенных событиях, наступающих в жизни человека.
 Страховой фонд - это резерв материальных или денежных средств, предназначенный для обеспечения расширенного общественного воспроизводства, в том числе и воспроизводства рабочей силы, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий, стихийных бедствий и несчастных случаев.
 Фонд денежных средств, создаваемый посредством страхования, выступает одним из видов страхового фонда.
 Основными признаками страхования являются следующие:
 1. Страхование носит целевой характер, Страховые выплаты происходят лишь при наступлении заранее оговоренных условий, связанных с наступлением тех или иных событий.
 2. Страхование носит вероятностный характер. Заранее не известно, когда наступит событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет.
 
 65
 
 3. Страхование характеризуется возвратностью средств. В этом признаке страховые отношения похожи на кредитные. Отличие от кредитных отношений в том, что средства страхового фонда, предназначенные для выплаты, определяются размером ущерба.
 Как и любая экономическая категория, страхование выражает свою сущность через функции, аналогичные функциям финансов:
 распределительную;
 контрольную.
 Однако по своему конкретному содержанию функции страхования имеют специфические особенности.
 
 Распределительная функция как общая финансовая функция проявляется через специфические функции (подфункции) страхования: рисковую, предупредительную и сберегательную.
 
 Рисковая функция непосредственно связана с основным назначением страхования. Она заключается в оказании денежной помощи пострадавшим физическим либо юридическим лицам. Именно в рамках этой функции происходит перераспределение стоимости среди участников страхования в связи с наступлением случайных страховых событий.
 Несмотря на то что страхование сейчас несколько изменилось (наряду с государственными страховыми организациями постоянно образуются коммерческие страховые компании), рисковая функция не утратила своего значения. Основная цель коммерческого страхования - извлечение дохода, максимизация прибыли. Однако главная цель любого страхования - это финансовая помощь при наступлении рискового события. Суть страхования в любой формации остается неизменной.
 Предупредительная функция отражает еще один аспект страховой деятельности: финансирование за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска, Эта функция предполагает заключение страхового договора до наступления события и заблаговременную выплату страхователем суммы, зависящей от величины страхового риска.
 Сберегательная' функция страхования в определенной степени аналогична кредитованию. Здесь с помощью страхования на дожитие накапливаются некоторые суммы. Эти денежные средства позволяют поддержать определенный уровень жизни, достатка в престарелом возрасте.
 В период совершенствования пенсионного обеспечения данная функция становится весьма актуальной. Возможно разделение пен-
 66
 
 сии на составляющие: минимальную, трудовую страховую и дополнительную добровольную. При достаточно отработанном механизме пенсионное страхование в страховой организации позволит присоединить к основной пенсии «рисковые выгоды».
 
 Контрольная функция присуща как всей категории финансов, так и страхованию. Она заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. На практике эта функция проявляется посредством формирования страховщиками страховых резервов, гарантирующих выполнение принятых обязательств; обеспечением платежеспособности путем соблюдения нормативных соотношений между активами и принятыми страховыми обязательствами; открытостью информации по страховым организациям и т.д.
 
 Административный контроль за деятельностью страховщиков осуществляется Департаментом страхового надзора Минфина РФ. Он выдает лицензии компаниям, производит необходимые проверки их деятельности, устанавливает нормативы и правила размещения резервов и т.п.
 
 По данным Департамента страхового надзора Минфина России, в течение 1999 г. отозваны лицензии у 315 страховых организаций. На конец декабря 1999 г. осталось около 1400 страховых организаций1. Общая сумма страховых взносов, собранных за 9 месяцев 1999 г., составила 68072,2 млн руб. Причем на долю личного страхования пришлось около 41,6% объема премии, страхования имущества юридических и физических лиц- 33,1%, страхования ответственности - 3,6%, обязательного страхования - 21,7%. Общий объем выплат за 9 месяцев 1999 г, по всем видам страхования составил 45429,0 млн руб., из них на долю личного страхования пришлось 52,7% общей суммы выплат, страхования имущества юридических и физических лиц - 17,9%, страхования ответственности - 0,28%, по обязательному страхованию - 28,6% .
 
 На сегодняшний день гарантией защиты страхователей от недобросовестных страховщиков является наличие у последних оплаченного уставного капитала и страховых резервов, которые должны обязательно формироваться в соответствии с нормативным законодательством.
 
 'Экономика и жизнь. - 1999. - №52. - С.5.
 Экономика и жизнь. - 1999. - №45. - С.5.
 67
 
 Несмотря на то что механизм страхования постоянно совершенствуется, сама эта категория существует давно и видоизменяется в зависимости от сложившейся ситуации.
 В древности в странах Азии гильдии торговцев заключали между собой договора о коллективном покрытии убытка каждого торговца в случае ограбления каравана с товаром, в торговом мореплавании - при кораблекрушении.
 
 Цехи ремесленников оказывали материальную помощь своим членам или их семьям при наступлении несчастных случаев, болезни, смерти. Первые страховые отношения носили название раскладочной системы страхования. При такой системе взносы участников страхования производились после наступления несчастного (страхового) случая. От величины ущерба одного или нескольких владельцев имущества определялся взнос каждого участника страхования, необходимый для покрытия фактической суммы ущерба.
 В дальнейшем система страхования усовершенствовалась и перешла от раскладочной к существующей.
 Современная система страхования предполагает внесение страхователем твердо установленной суммы, исчисленной заранее и не зависящей от размера фактически возникшего убытка. Возмещение потерь теперь осуществляется за счет заранее созданного фонда.
 
 В России страхование возникло в середине XVIII в., когда в Петербурге и Москве появились первые филиалы иностранных страховых обществ. С тех пор страхование в стране все время совершенствовалось. Вначале страховались преимущественно от пожаров, краж со взломом, битья стекол. Страхование жизни было практически не развито. Современная страховая система несравнима с прошлой. В связи с ее развитием возникло много новых видов и форм страхования. Упорядочена деятельность страховых структур.
 Согласно Закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. М4015-1 в редакции Федерального закона от 20 ноября 1999 г. №204-ФЗ основными видами страхования являются: личное, имущественное и страхование ответственности. Страхование может осуществляться в двух формах — как добровольное и обязательное.
 Добровольное страхование проводится на основе договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Обязательное страхование осуществляется в силу закона. Например, страхование пассажиров при перевозке общественными видами наземного и воздушного транспорта.
 68
 Страхование в России проводится как в отечественной, так и в иностранной валюте.
 В иностранной валюте заключается страхование: жизни и здоровья граждан, выезжающих за границу, их багажа; гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих за рубеж; гражданами приобретенных ими товаров зарубежного производства.
 Система страхования в иностранной валюте в стране практически не развита.
 В настоящее время Российское страховое законодательство постепенно совершенствуется.
 В системе защиты страхователей существует перестрахование. Перестрахование - это страхование одним страховщиком (перестраховщиком *) определенного условиями договора риска исполнения всех или части обязательств перед страхователем. Данные обязательства равны или составляют часть от условий договора страхования, заключенного между страхователем и первым страховщиком (перестраховщиком).
 Страховщики для защиты своих интересов, выработки единых норм поведения образуют союзы, ассоциации и т.п.
 Страховой пул - это добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, создаваемое для обеспечения Финансовой устойчивости страховых операций на основе обшей ответственности участников этого пула за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным -от имени участников страхового пула.
 
 Прежде чем перейти к краткой характеристике отдельных видов страхования, необходимо перечислить основные термины, встречающиеся в этой области финансовых отношений.
 
 Страховой риск - предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование-
 Страховой случай - совершившееся событие. Такое событие предусматривается в договоре страхования. С его наступлением страховщики производят выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
 
 Страховая выплата производится после наступления страхового случая в виде страхового возмещения при имущественном страховании, а также как страховое обеспечение при страховании личности.
 69
 
 Страховая сумма - это денежная сумма, определенная договором страхования Гпри добровольном страховании) или установленная законом (ггои обязательном страховании).
 Страховое возмещение - возмещение какой-либо денежной суммы вследствие наступления страхового случая, касающегося имущества страхователя. Оно не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме.
 Если страховая сумма ниже страховой стоимости имущества, размер возмещения сокращается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости имущества. Условиями договора может быть предусмотрен иной способ возмещения утраченной стоимости.
 Страховое обеспечение - выплата какой-либо денежной суммы при наступлении страхового случая, связанного со страхованием жизни.
 Страховой взнос - это плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с условиями договора.
 Страховой тариф - ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.
 Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании. Страховые тарифы по добровольному страхованию рассчитываются страховщиками самостоятельно, и конкретный размер такого тарифа фиксируется в договоре страхования.
 Сострахование - действие, при котором объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно с несколькими страховщиками.
 В настоящее время выделяют пять отраслей страхования, которые различаются в зависимости от объектов: имущественное, личное, социальное, страхование ответственности и страхование предпринимательских рисков.
 В имущественном страховании объектами являются материальные ценности, в личном - жизнь, здоровье, трудоспособность человека, в социальном - уровень доходов граждан. При страховании ответственности в качестве объекта выступает ответственность перед третьими лицами выполнить некие договорные условия, предусматривающие исполнение в денежной или товарной форме, или обязанность возместить нанесенный материальный или иной ущерб. Объект страхования предпринимательских рисков - неполученные прибыли или образование убытка
 70
 
 Деление страхования на отрасли выявляет только основные направления страховых интересов граждан, предприятий и организаций. Для конкретизации этих интересов отрасли страхования делятся на подотрасли, а те в свою очередь - на конкретные виды страхования. Видами имущественного страхования, например, может быть страхование строений, домашнего имущества, транспорта, грузов, урожая. При страховании ответственности осуществляется страхование: непогашения кредита или другой задолженности, гражданской ответственности владельцев транспортных средств, ответственности на случай нанесения вреда в процессе хозяйственной деятельности и др. Виды страхования учитывают конкретные страховые интересы юридических и физических лиц, позволяют им защищаться от различных неблагоприятных обстоятельств.
 Рассмотрим подробнее каждую отрасль страхования.
 
 Имущественное страхование
 
 Объектами страхования при имущественном страховании являются различные материальные ценности. Их перечень весьма разнообразен. Прежде всего имущественное страхование подразделяется на обязательное и добровольное. Обязательному страхованию в нашей стране подлежит определенное имущество сельскохозяйственных предприятий, граждан, проживающих в сельской местности (строения, некоторые сельскохозяйственные животные).
 Все остальное имущество может быть -застраховано в добровольном порядке. Таким образом страхуют основные и оборотные фонды предприятий, организаций и других юридических лиц, сельскохозяйственные культуры, грузы, суда, авиационную и космическую технику, транспортные средства, животных, произведения искусства, антиквариат, личное движимое и недвижимое имущество граждан.
 Основой имущественного страхования служат: определение стоимости застрахованного имущества, расчет страхового тарифа, определение факта и причин гибели или повреждения имущества, расчет и выплата страхового возмещения.
 Имущественное страхование - наиболее древний вид страхования. Имущество может быть застраховано на случай полной гибели или частичного повреждения при пожаре, наводнении, авариях, взрывах и других обстоятельствах.
 На страховом рынке России определилась тенденция снижения доли страховых платежей по имущественному страхованию1,
 1 Экономика и жизнь. - 1999. - №45. - С.5,
 71
 Важнейшими видами являются страхования: имущества физических лиц и предприятий; транспортных средств; грузов. Это перспективные для России виды страхования, они отличаются огромной величиной страховых сумм и сложностью. В то же время имущественное страхование пока не охватывает всех потенциальных страхователей. Характерна большая динамичность развития, особенно в страховании внутренних грузовых перевозок.
 
 Имеются объективная необходимость и возможность развития нетрадиционного для российского рынка страхования от любого ущерба, наносимого транспортному средству. Условия рыночной экономики открывают новые возможности развития страхования имущества граждан, частных, акционерных и государственных предприятий.
 
 Для дальнейшего развития имущественного страхования надо решить ряд проблем: включение в структуру затрат предприятий страховых взносов, индексация страховых сумм и возмещений в условиях инфляции, предоставление государством льгот по налогообложению при страховании общественно значимых производств. Требуется более гибкий механизм тарифной политики, совершенствование управления рисками.
 
 Личное страхование
 Основу данной отрасли составляет добровольное страхование жизни, виды которого предусматривают выплату страховой суммы страхователям или другим лицам в связи с дожитием до обусловленного срока или события либо до пенсионного возраста с последующей пожизненной выплатой ежемесячной пенсии; с наступлением смерти застрахованного лица; с различными увечьями от несчастного случая, происшедшего в период страхования.
 Наиболее популярно накопительное страхование жизни. Оно имеет сберегательную функцию. К его видам относятся: смешанное страхование, страхование детей, страхование к бракосочетанию и др.
 На российском рынке наблюдается некоторый рост платежей по страхованию жизни. Страхование жизни более других видов страдает от инфляции. Тем не менее оно и сейчас сохраняет за собой почти половину поступлений всего страхового рынка1. Для советского страхования на протяжении многих десятилетий страхование жизни являлось основой всей системы государственного страхования.
 'Экономика и жизнь. - 1999. -№45. - С.5.
 72
 Страхование жизни несет огромную социальную нагрузку в обществе. Анализируя состояние страхового рынка по отраслям, можно прогнозировать в ближайшем будущем по мере стабилизации экономики дальнейшее значительное развитие страхования жизни. Следует учесть, что бесспорными лидерами страхования жизни становятся крупнейшие страховые компании, созданные на базе бывшего Госстраха СССР, поскольку для страхования жизни требуется агентская сеть, содержание которой под силу только крупным компаниям. Относительно низкая доходность, длительный срок формирования резервных фондов, характерные для долгосрочного страхования жизни, приходят в противоречие со стремлением частных компаний накапливать капитал в кратчайшие сроки.
 
 Страхование от несчастных случаев за счет средств предприятия является одной из форм социальной защиты интересов граждан. При этом нужны соответствующие государственные льготы при налогообложении.
 
 В настоящее время возникла необходимость развития новых направлений личного страхования, учитывающих риски, связанные с развитием рыночных отношений.
 
 Социальное страхование
 
 Социальное страхование - объективная необходимость, На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
 
 Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.
 
 К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
 Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной
 73
 защитой население страны. В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами;
 пенсионным;

<< Пред.           стр. 3 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу