<< Пред.           стр. 4 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 обязательного медицинского страхования;
 социального страхования;
 занятости.
 В формировании и_ использовании этих фондов есть свои особенности (см. 2.3). Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
 Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.
 
 Страхование ответственности
 Объектом страхования этой отрасли страхования выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Сущность такого страхования - защита экономических интересов возможных причинителей вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен вред (ущерб). В настоящее время для этой чрезвычайно важной, но совершенно недостаточно развитой отрасли страхования созданы законодательные предпосылки,
 Началом развития этого вида страхования в России послужило страхование ответственности заемщиков. Доля премий, полученных от страхования кредитов, в общем объеме страховых взносов значительно выросла. Быстрый рост страхования ответственности представляет собой одну из специфических черт сегодняшнего российского страхового рынка, Это - результат формирования и роста кредитного рынка, огромного размера взаимной задолженности.
 Страхование кредита является одновременно и рискованным и достаточно прибыльным. Большинство вновь образуемых страховых компаний предпочитают именно этот вид страхования. В условиях недостаточной методологической проработки страхования ответст-
 74
 венности весьма вероятны срывы в сроках и размерах выплаты страхового возмещения, что несет серьезную угрозу развитию цивилизованного страхового рынка.
 Объекты страхования кредитных рисков - коммерческие кредиты, обязательства и поручительства по кредиту, банковские ссуды, долгосрочные инвестиции и др. Существуют две формы страхования кредитных рисков; страхование риска непогашения кредита и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.
 
 Страхование кредитных рисков защищает интересы и заемщика, и кредитора.
 По правилам добровольного страхования риска непогашения кредитов объектом страхования выступает ответственность заемщиков (физических и юридических лиц) перед банком за своевременное и полное погашение кредитов и процентов за их использование. Страхователем является банк.
 Ответственность страховщика возникает через определенное количество дней после наступления срока платежа, если страхователь не получил обусловленную кредитным договором сумму. Конкретный предел ответственности страховщика, а он может составлять от 50 до 90% суммы задолженности (размер страхового возмещения), и срок наступления его ответственности устанавливаются договором страхования.
 По правилам добровольного страхования ответственности заемщика за непогашение кредитов объектом страхования служит ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит. Основные условия этого вида аналогичны страхованию риска непогашения кредитов.
 
 В настоящее время наибольшую остроту представляет проблема введения в России страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Население и общество страны не защищено от возможных последствий и несут большие потери из-за роста дорожно-транспортных происшествий: получения различных травм, гибели людей, уничтожения материальных ценностей. Действующая система защиты через судебные органы не решает этих проблем.
 Добровольное страхование личного транспорта от несчастных случаев, а также жизни не решает всего комплекса проблем при наступлении дорожно-транспортных происшествий. Во многих странах этот вид страхования обязателен. Здесь объект страхования - гражданская ответственность владельца транспортного средства за возможное нанесение вреда другим лицам при совершении дорожно-
 75
 транспортного происшествия. Материальный ущерб и другие затраты, связанные с нанесением увечья пострадавшим гражданам, подлежат возмещению страховой организацией. По данному страхованию оплачивается материальный ущерб, связанный с восстановлением пострадавших транспортных средств и другого имущества, производится оплата расходов на лечение пострадавших граждан, протезирование, питание, переквалификацию, возмещение потери семейного дохода в связи с увечьем или смертью пострадавших, включая выплату пожизненной пенсии детям или другим родственникам.
 
 Страховой фонд по данному виду страхования формируется за счет обязательных платежей всеми владельцами транспортных средств данной страны. Выплаченное страховое возмещение может быть впоследствии взыскано с лиц, виновных в совершении транспортной аварии. Данное страхование позволяет обеспечивать возмещение последствий нанесения вреда даже в тех случаях, когда виновное лицо не имеет реальных материальных возможностей для этого. Кроме того, за счет средств соответствующего страхового фонда становится возможным финансирование предупредительных мероприятий по уменьшению числа и последствий дорожно-транспортных происшествий.
 
 Отсутствие этого вида страхования в России объясняется низким уровнем страховой культуры, неосознанием возможностей страховой защиты в условиях развитого страхового рынка.
 Во многих странах проводится страхование гражданской ответственности на случай нанесения вреда другим лицам в процессе хозяйственной и профессиональной деятельности, а также на случай загрязнения окружающей среды.
 
 Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления претензий к лицам и предприятиям, занятым выполнением своих профессиональных обязанностей или оказанием соответствующих услуг. Основанием для предъявления претензий могут быть небрежность (халатность), ошибки и упущения страхователя.
 По страхованию профессиональной ответственности могут быть застрахованы две группы рисков. Во-первых, риски, связанные с возможностью нанесения третьим лицам телесных повреждений и причинения вреда здоровью. Такие случаи встречаются в практике врачей, дантистов, фармацевтов, водителей и т.п. Во-вторых, риски, связанные с возможностью причинения материального или эконо-
 76
 мического ущерба. К этому ряду относят деятельность архитекторов, инженеров-строителей, консультантов, адвокатов,
 Чрезвычайно актуально страхование ответственности предприятий на случай загрязнения окружающей среды.
 
 Ежегодный ущерб, причиняемый природе, оценивается многими миллиардами рублей. По утверждению медиков, загрязнение окружающей среды является причиной многих тяжелых заболеваний. Прямые убытки - телесные повреждения, болезни и психические расстройства, ущерб сельскохозяйственным культурам, загрязнение воды, лесов, ущерб собственности. Но есть и косвенные убытки -это потери доходов от простоя производства из-за загрязнения, расходы на очистку, удаление отходов.
 
 Специалисты приходят к выводу, что необходимо введение страхования ответственности товаропроизводителей на случай загрязнения окружающей среды. Очевидно, что страхование не может быть единственным методом формирования экономических фондов. Здесь очень важен системный подход и участие бюджета, внебюджетных и благотворительных фондов, создание действенных налоговых льгот. Вместе с тем внедрение экологического страхования как разновидности страхования ответственности дало бы возможность возложить на страховщиков выплату положенной по закону компенсации пострадавшим в результате загрязнения окружающей среды. Через страхование может проводиться и контроль за природоохранными мероприятиями на уровнях заключения договора страхования.
 Развитие страхования ответственности в нашей стране - новое, перспективное направление деятельности.
 
 Страхование предпринимательских рисков
 
 Поскольку главным стимулом предпринимательской деятельности служит стремление к получению прибыли (дохода), то риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков и является объектом данного страхования.
 
 При страховании предпринимательских рисков объект страхования - деятельность, включающая инвестирование денежных и других ресурсов в какой-либо вид производства, работ и услуг, получение через определенный период дохода.
 
 77
 
 В современных условиях значение этого вида страхования очень велико. Рынок полон риска и соответственно потерь. Однако наивно было бы полагать, что все предпринимательские риски могут быть сведены к минимуму. На самом деле существуют риски, которые не берется страховать ни одна серьезная страховая компания.
 Данное страхование представляется одним из самых сложных.
 Ответственность страховой организации по этому виду страхования заключается в возмещении страхователю потерь, возникших в процессе его предпринимательской деятельности.
 Страховая сумма как предел ответственности по договору определяется по заявлению страхователя, но, конечно, с согласия страховой организации.
 Возможны два варианта ее установления. Страховая сумма:
 определяется в пределах капитальных вложений страхователя;
 включает не только капитальные затраты, но и определенную нормативную прибыль, которая ожидается от затрат.
 При первом варианте возмещаются затраты страхователя, его можно назвать страхованием инвестиций. При втором - возмещается и нормативная прибыль, т.е. происходит страхование прибыли (дохода).
 Назначение страхования состоит в том, чтобы возместить страхователю возможные потери, если через определенный период застрахованные операции не дадут предусмотренного экономического эффекта. Страховое возмещение рассчитывается в виде разницы между страховой суммой и фактическими финансовыми результатами от застрахованной деятельности.
 Сроки договоров индивидуальны, они зависят от сроков окупаемости капитальных вложений.
 Этот вид страхования требует большой подготовительной работы и прежде всего экспертизы проекта.
 
 Одним из конкретных видов страхования предпринимательских рисков является страхование от убытков вследствие перерывов в производстве. Остановка производства влечет за собой неизбежные финансовые потери. Страхуют, как правило, вынужденный простой, возникший не по вине страхователя. Простой может быть вызван гибелью или повреждением оборудования, непоставками электроэнергии, воды, топлива, другими причинами. Размер ущерба зависит от срока простоя.
 Подлежащий возмещению ущерб от простоя складывается из трех составных частей: расходов, произведенных за время остановки
 78
 
 производства; неполученной прибыли; дополнительных затрат, осуществленных с целью сокращения ущерба, Преобладает вторая часть, поэтому говорят о страховании упущенной прибыли.
 При страховании предпринимательских рисков учитывают еще риск новой техники и технологии, а также биржевые и валютные риски.
 
 Страхование новой техники и технологии имеет общие черты с имущественным страхованием, но, кроме того, здесь добавляется страхование повышенной прибыли от внедрения новой техники. В целом расчет страховых сумм и тарифов аналогичен страхованию в связи с перерывами в производстве.
 В биржевых и валютных рисках применяют, как правило, не страхование в чистом виде, а такую операцию, как хеджирование, т.е. заключение срочных контрактов с установлением фиксированной цены на валюту или товар. Для снижения рисков исполнения контрактов их, в свою очередь, подкрепляют заключением договоров по страхованию ответственности, Такой комплексный подход позволяет снизить потери.
 
 В заключение отметим, что рыночные отношения предполагают высокий риск предпринимательской деятельности, как и высокую ее доходность, Абсолютно застраховаться от рыночных рисков нельзя, можно лишь свести их к разумному минимуму.
 
 
 2.5 ФОНДОВЫЙ РЫНОК КАК ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
 
 Рынок, где обращается капитал, называется финансовым рынком. Обычно выделяют различные секторы финансового рынка: рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты, рынок прямых инвестиций. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из видов Финансового рынка. Здесь капиталы накапливаются, концентрируются, централизуются и вкладываются в конечном счете в производство или становятся источником покрытия государственного долга.
 
 Однако происхождение не всех ценных бумаг обусловлено денежными капиталами, В той части, в которой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым
 
 79
 рынком, образующим большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть сравнительно мала, поэтому часто понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг» используются как синонимы.
 Рынок ценных бумаг - это рынок, где производятся операции с ценными бумагами. Кроме купли-продажи используются и другие виды операций, например, такие, как выпуск в обращение, погашение, залог, траст и т.п.
 Фондовый рынок по сути мало чем отличается от других видов рынков. Здесь тоже действуют продавцы, покупатели и посредники, проводятся реклама и маркетинговые исследования.
 Специфика заключается в самом товаре.
 Ценные бумаги представляют собой форму фиксации определенных экономических отношений: собственности, займа, купли-продажи. Причем такая форма фиксации позволяет легко менять одну из сторон, участвующих в этих отношениях, путем смены владельца ценной бумаги. Во всех тех случаях, когда две стороны экономических отношений не стремятся менять участников, они оформляют эти отношения при помощи других видов договоров, например кредитного договора, договора залога и др.
 Ценные бумаги - это форма существования капитала Она отличается от производительной, товарной и денежной форм. Капитал в виде ценной бумаги может передаваться, обращаться на рынке как товар, заменять деньги в расчетах и, что самое важное, приносить доход. У владельца ценной бумаги самого капитала как бы нет, а есть все права на него, зафиксированные в форме ценной бумаги.
 Итак, фондовый рынок похож на рынок любого другого товара. Обычные товары производятся, а ценные бумаги выпускаются в обращение. Для всех рынков необходимо продвижение товара к покупателю, а для фондового рынка - продвижение ценных бумаг к инвестору. Основой этого рынка являются товарный рынок, деньги и капитал.
 Для того чтобы владелец капитала смог принять участие в инвестировании, нужно иметь достаточный объем капитала. Такой объем капитала редко можно получить сразу. Обычно этому предшествует процесс накопления. Последний может выражаться в объединении небольших капиталов в один большой или в приумножении, приросте капитала. Еще одним вариантом накопления достаточного объема капитала может быть приобретение его взаймы на некоторое время с условием возвратности. Накопить капитал или получить его можно в финансовой сфере деятельности, на финансовых рынках.
 80
 
 Фондовый рынок - одна из составляющих централизованной части финансовой системы страны. Как известно, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на фондовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.
 Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Государство участвует в фондовых отношениях в качестве инвестора, сохраняя за собой контроль над отдельными отраслями или предприятиями путем приобретения пакетов акций акционерных предприятий или банков.
 Страховые организации, как правило, образуются в форме акционерных обществ. В таком случае в фондовых операциях они участвуют в качестве эмитентов. Основную часть резервных фондов страховые организации используют для вложения в надежные ценные бумаги, например государственные, выполняя при этом роль инвестора. Прибыль страховых организаций зависит от эффективности управления портфелем ценных бумаг.
 На фондовом рынке обращаются временно свободные капиталы. Однако они могут быть использованы и в других направлениях, например для вложений в банковские депозиты. Поэтому фондовому рынку приходится конкурировать с другими секторами финансового рынка за их привлечение. Ряд факторов определяет наиболее эффективное направление вложения капитала. Важнейшие из этих факторов включают: уровень доходности рынка ценных бумаг, уровень банковских ставок, условия налогообложения, уровень риска, норму резервирования для банков, условия организации различных секторов рынка и удобства для инвестора, ликвидность ценных бумаг и т.п.
 Рынок ценных бумаг имеет как общерыночные, так и специфические, присущие только ему, функции. Общерыночными функциями принято считать коммерческую, ценовую, информационную и регулирующую функции. Коммерческая функция состоит в том, что операции на рынке ценных бумаг являются источником прибыли для тех, кто их проводит. Ценовая функция выражается в том, что на рынке ценных бумаг образуются цены, отражающие важнейшие макро- и микроэкономические закономерности. Уровень рыночных цен на ценные бумаги влияет на рынок капиталов в целом. Инфор-
 
 81
 мационная функция отражает тот факт, что, как и любой другой рынок, рынок ценных бумаг производит информацию об объектах и участниках торговли, доводит эту информацию до заинтересованных лиц, обновляет и следит за ее объективностью. Регулирующая функция выражается в том, что рынок создает правила торговли, управляет процессом торговли в соответствии с правилами, устанавливает порядок решения спорных вопросов, организует контроль.
 К специфическим функциям рынка ценных бумаг относят перераспределительную функцию и функцию страхования ценовых и финансовых рисков. Перераспределительная функция осуществляется в трех направлениях. Во-первых, обеспечивает перераспределение капитала между отраслями и сферами национального хозяйства страны, а также между территориями. Причем в последнее время перераспределение капитала между территориями имеет и международный характер. Во-вторых, выполняет перераспределение накоплений, носящих непроизводственный характер, в производственную сферу. Это относится прежде всего к сбережениям населения. Подобное перераспределение имеет важное значение для эффективного использования в интересах народного хозяйства таких долгосрочных накоплений, как пенсионные сбережения. В-третьих, дает возможность путем перераспределения временно свободных денежных средств профинансировать дефицит государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без увеличения денежной массы.
 Функция страхования ценовых и финансовых рисков имеет и другое название - хеджирование. Эта функция возникла с появлением класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.
 Цель выпуска и обращения производных ценных бумаг - извлечение прибыли из колебания цен соответствующего биржевого актива. Производные ценные бумаги относятся к соглашениям о будущей покупке, при этом цена на покупку фиксируется в день заключения контракта. Производные ценные бумаги дают возможность их владельцу избежать потерь, связанных с неблагоприятным изменением цен.
 
 Для финансовой системы Российской Федерации фондовый рынок является сравнительно новым типом финансовых отношений, поэтому еще не все экономисты выделяют его в самостоятельное звено финансовой системы.
 
 В связи с тем что фондовый рынок, выражая финансово-экономические отношения, выполняет функции, присущие катего-
 82
 рии финансов в целом (распределительную и контрольную), он может рассматриваться как финансовая категория.
 Задачи и функции фондового рынка носят специфический характер, и он охватывает прежде всего отношения перераспределения, поэтому правомерно выделять его в самостоятельное звено централизованной части финансовой системы.
 Контрольные вопросы
 Как определяется финансовая система?
 Каковы названия и характеристики звеньев финансовой системы?
 Каковы принципы бюджетного устройства РФ?
 Как определяется структура бюджетной системы РФ?
 Какова структура расходов федерального бюджета?
 В чем заключаются роль и сущность бюджетной классификации?
 Какова структура доходов федерального бюджета?
 В чем различие между закрепленными и регулирующими дохо дами ?
 В чем заключаются особенности внебюджетных фондов как составной части финансовой системы?
 Какие задачи стоят перед Пенсионным фондом и каковы источники его формирования?
 Каковы направления использования средств фонда социального страхования?
 В чем состоит назначение государственного фонда занятости?
 Каковы источники и направления средств фонда обязательного медицинского страхования?
 14. Как определить необходимость экономических внебюджетных фондов и их содержание?
 Каковы организация, функции и виды страхования?
 Каковы объекты и пути развития имущественного страхования?
 Каково социальное значение страхования жизни?
 В чем состоит сущность страхования ответственности?
 В чем состоят особенности экологического страхования?
 Какие конкретные виды включает страхование предпринимательских рисков?
 Какую роль выполняют операции хеджирования?
 В чем заключается отличие фондового рынка от других видов рынков?
 Какие показатели фондового рынка характеризуют макроэкономическую ситуацию?
 Каковы общерыночные функции рынка ценных бумаг?
 Каковы специфические функции рынка ценных бумаг?
 
 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
 
 
 3.1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
 
 
 Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников, Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.
 
 Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в липе его органов, а кредиторами - физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком.
 Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на началах возвратности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.
 Во-первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.
 
 Банковский кредит - это движение ссудного капитала, предоставляемого банками предприятиям и организациям для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Целью предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита га-
 84
 рантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер.
 Во-вторых, при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности - товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности.
 Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг - это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
 В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний. В июле 1996 г. его величина составляла 1001,0 трлн руб, и к 2000 г. увеличилась почти в 4 раза.
 Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.
 Так, на обслуживание государственного долга в федеральном бюджете на 1999 г, было предусмотрено 166,84 млрд руб., что составляло 29% от общего объема расходов1. В 2000 г, на эти цели выделено 220,0 млрд руб., что составляет 25,7% от общего объема расходов.
 
 'Российская газета.-1999.-4 марта.-С. 13.
 85
 
 Такие масштабы государственного долга требуют и соответствующего управления им. Одним из методов регулирования является утверждение законодательной властью его верхних пределов. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2001 г.: по долговым обязательствам - в сумме 593,2 млрд руб., по целевым долговым обязательствам - в сумме 30 млрд руб. Этим же законом установлен и предельный размер государственных внешних заимствований РФ (несвязанных финансовых кредитов) на 2000 г. в сумме до 9,0 млрд долл. США .
 Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ.
 
 В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.
 
 Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
 
 Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях, когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.
 Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.
 
 Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.
 
 'Российская газета.-2000.-5 янв.-С. 18; 18янв.-С. 15.
 86
 
 Наиболее целесообразным является выпуск государственных ценных бумаг, но в этом случае перед государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поисками оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии - среднесрочным. Доля краткосрочных ценных бумаг в этих странах незначительна.
 
 В России начиная с 1993 г. федеральное правительство решение важных макроэкономических задач (прежде всего сокращение инфляционного финансирования бюджетного дефицита) видело, главным образом, в создании широкого рынка краткосрочных государственных ценных бумаг. Для повышения заинтересованности физических и юридических лиц государственные ценные бумаги выпускались под довольно высокие проценты, что в свою очередь привело к росту объема государственного долга. Кроме того, за счет своей серхдоходности государственные облигации выкачивали свободные финансовые ресурсы из экономики, вздувая ставки банковских кредитов.
 Внешний долг Российской Федерации, включая долг бывшего СССР, составляет 150 млрд руб.1
 
 По российскому законодательству долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
 кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу указанных кредиторов;
 государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
 договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
 переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
 
 хСаркисянц А.Г. Система международных долгов. - М.: ИздательскО' консалтинговая компания «ДеКА», 1999. -С. 81.
 87
 
 соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
 В связи с этим внешний долг России по долговым инструментам можно разделить на следующие группы: кредиты бывшего СССР и процентные облигации по ним; кредиты на многосторонней основе (МВФ, МБРР, ЕБРР, МИБ, МВЭС, Nordic Jnvest Bank); кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм; еврооблигации; облигации внутреннего государственного валютного займа (нерезиденты).
 Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. В частности, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности кредитов.
 Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза.
 При сравнении отношения процентных платежей к экспорту границей опасности считается 15-20%, границей повышенной опасности - 25-30%.
 В России отношение общей суммы внешнего долга к экспорту в 1995 г. составляло 137,5%, а к 2000 г. оно достигло 200%, т.е. границы опасности.
 Наиболее всеобъемлющим является показатель внешнего долга в процентах к ВВП. Самые низкие показатели - во Франции (около 1%), в США (9%), Германии (13,5%). До 1996 г. Россия находилась на одном уровне с такими странами, как Швеция и Бельгия (30-40%), но к 2000 г. ее внешний долг составил 85% от ВВП, т.е. по данному показателю Россия приближается к таким странам, как Эквадор (91,2%), Панама (97,8%)'.
 В настоящее время полное обслуживание внешнего долга стране не по силам. Отказ от платежей означал бы неплатежеспособность государства, что парализовало бы импорт, нанеся большой урон внутреннему рынку. Вместе с тем значительная часть отечественной промышленности и социальная сфера нуждаются в закупках по импорту оборудования и медикаментов, не производимых в России и других странах СНГ.
 Создавшееся положение требует, во-первых, организации практической работы по возврату межгосударственных долгов, так как Россия продолжает оставаться крупнейшим в мире кредитором. По
 
 хСаркисянцА.Г. Система международных долгов. - С. 87.
 88
 
 имеющимся оценкам, различные страны должны России 140 млрд долл.1
 Во-вторых, необходимо в ближайшем будущем отказаться от международных финансовых кредитов, идущих на покрытие текущих потребностей бюджета, а направлять их на реализацию целевых федеральных программ, связанных с оживлением производства.
 Таким образом, под управлением государственным долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений государственного Долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации займов.
 
 
 3.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
 
 Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
 Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
 В нормативных документах Российской Федерации под государственными ценными бумагами понимаются такие, которые выпускаются или гарантируются Правительством Российской Федерации.
 Видов государственных ценных бумаг очень много. Особенным разнообразием отличается, например, рынок ценных бумаг в США. Это казначейские векселя, краткосрочные обязательства, среднесрочные ноты, долгосрочные облигации (боны), сберегательные облигации. Эмитентом перечисленных ценных бумаг выступает центральное правительство. Еще большим разнообразием отличаются ценные бумаги, эмитентом которых являются органы власти штатов, муниципалитетов.
 
 'Экономика и жизнь. - 1997. - №39. - С. 3,
 89
 В Германии, как было указано выше, предпочтение отдается среднесрочным ценным бумагам. Например, федеральные облигации выпускаются сериями несколько раз в год на 5 лет с фиксированной процентной ставкой; облигации казначейства - со сроком обращения от 3 до б лет; федеральные сберегательные облигации -со сроком обращения 6-7 лет; казначейские векселя выпускаются сроком от 30 дней до 2 лет. В России (СССР) до 1990 г. использовались только государственные облигации внутреннего выигрышного займа, либо размещаемые по подписке среди населения (это означало практически принудительное их размещение), либо свободно обращающиеся за наличный расчет со сроком до 20 лет. С 1990 г. среди населения СССР распространялись государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года. Погашение таких облигаций осуществлялось дефицитными товарами длительного пользования. Поступления от реализации таких облигаций были учтены в доходах бюджета в сумме 5 млрд руб.
 Для покрытия дефицита бюджета 1990 г, был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг - государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем доходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сделана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятий, организаций). Данный опыт не принес желаемого результата по ряду причин.
 Целевой товарный заем принес бюджету 4,1 млрд руб., но государство практически до сих пор не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Такой тип займа не имеет места в странах с развитой рыночной экономикой. С переходом России на новые экономические отношения он не имеет перспективы и в нашей стране,
 В условиях высокой инфляции не нашли широкого распространения и два других типа ценных бумаг, так как там предусматривалась 5%-ная доходность. Такая же участь постигла и такие ценные бумаги России, как облигации Государственного Российского республиканского внутреннего 5%-ного займа 1990 г. со сроком действия 16 лет и облигации Государственного республиканского внутреннего займа 1991 г. со сроком обращения 30 лет.
 Экономические условия России диктовали необходимость включения в механизм финансирования дефицита государственного бюджета другого инструмента, а именно - ценных бумаг краткосрочного характера. Так на рынке-ценных бумаг появились государ-
 90
 ственные краткосрочные бескупонные облигации РФ, облигации федерального займа с переменным купоном, облигации государственного сберегательного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
 Высокая доходность краткосрочных облигаций была очень привлекательной для инвесторов как резидентов, так и нерезидентов, поэтому рынок ГКО-ОФЗ стал крупным сегментом финансового рынка. Но нерациональная политика государства в области заимствований привела к кризису 17 августа 1998 г., когда государство оказалось не способным выполнить свои обязательства перед кредиторами, В составе государственного внутреннего долга РФ задолженность по государственным краткосрочным обязательствам составила 480,0 млрд руб., или 63,95% к общей государственной задолженности1. После 17 августа выпуск краткосрочных облигаций и выплаты по ним были приостановлены.
 
 Начиная с IV квартала 1998 г. Министерством финансов и Центральным банком РФ проводится работа по разработке механизма реструктуризации государственных ценных бумаг, выпущенных до кризиса. Согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р, начиная с 1999 г. проводится новация государственных ценных бумаг. Эта операция включает переоформление ценных бумаг со значительной отсрочкой платежа, обмен краткосрочных государственных ценных бумаг на долгосрочные. Так, например, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2000 год» предусмотрено продолжить работу по переоформлению принадлежащих по состоянию на 1 января 1999 г. Центральному банку РФ векселей Министерства финансов РФ со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. и причитающихся к оплате по ним процентов, исчисленных на 1 января 1999 г., в государственные ценные бумаги со сроком погашения с 2013 по 2018 г. с выплатой дохода в размере 2% годовых. Векселя Министерства финансов РФ, принадлежащие по состоянию на 1 января 2000 г. Центральному банку РФ, должны быть переоформлены в государственные ценные бумаги со сроком погашения с 2019 по 2023 г. с выплатой дохода один раз в год, начиная с 2001 г., в размере 2% годовых. Облигации федерального займа с постоянным купоном и доходом 5% годовых обмениваются на государственные ценные бумаги со сроком погашения с 2018 по 2029 г. с выплатой ежегодного дохода в размере 2%.
 
 'Центральный банк РФ. Годовой отчет за 1998 г, - С. 42.
 91
 
 Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их классификации по определенным признакам,
 В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумага подразделяются на рыночные и нерыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке.
 Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.
 
 В зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
 Ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Выпущенные центральным правительством, они называются федеральными или, как в России, - государственными. От имени государства их выпускает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Министерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами.
 Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.
 
 Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по Государственным ценным бумагам. В их числе:
 • установление фиксированного процентного платежа;
 • применение ступенчатой процентной ставки;
 • использование плавающей ставки процентного дохода;
 • индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;
 • реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены;
 • проведение выигрышных займов.
 
 В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой инфляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции, как уже было отмечено, такие ценные бумаги не пользуются спросом, В этом случае используются более сложные механизмы выплаты процентов. Так, доход по купонам государственного сберегательного займа опреде-
 92
 
 лялся Министерством финансов на каждый купонный период и равнялся последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа (ОФЗ). В свою очередь, ставка ОФЗ была привязана к доходности на рынке ГКО.
 
 Таким образом, очевидно, что доходность государственных ценных бумаг для инвестора имеет решающее значение. Методики определения доходности различных видов ценных бумаг отличаются друг от друга и будут рассмотрены далее, но в основе каждой лежит концепция современной величины потока платежей, получаемых владельцем облигации.
 
 В мировой практике чаще всего используются следующие показатели доходности: текущая доходность, полная доходность. Введем некоторые понятия.
 
 Рыночная стоимость облигации - это средневзвешенная цена аукциона (на первичном рынке) или цена последней сделки на вторичных торгах за соответствующий день. В момент эмиссии она может быть ниже номинала, равна ему или превышать номинал.
 Поскольку номиналы у разных облигаций различаются между собой, то возникает необходимость в сопоставимом измерителе рыночных цен облигаций. Таким показателем является курс. Под курсом понимают покупную цену одной облигации в расчете на 100 денежных единиц номинала:
  93
 
 Если курс примем 95,3, ежегодный купон - 8,75%, то текущая доходность будет:
  Недостаток этого показателя в том, что он не учитывает начисление сложных процентов.
 Эффективная доходность к погашению учитывает сложные проценты. Расчет осуществляется методом итерационного подбора. В данном случае на доходность влияют следующие факторы:
 • первоначальная цена, уплаченная за облигацию;
 • частота выплат дохода по купону;
 • дата погашения облигации;
 94
 
 основная сумма, которая должна быть выплачена на дату погашения;
 реализуемость на рынке (спрос и предложение);
 кредитный риск.
 
 Данная доходность легко рассчитывается на специальных калькуляторах или компьютерах.
 
 За рубежом для быстрой ориентации инвесторов в отношении эффективности облигаций с различными рыночными курсами и процентными платежами разрабатываются специальные таблицы, которые публикуются в специальной литературе.
 Используются и кривые доходности, наглядно показывающие отношение между доходностью облигаций и сроками их погашения.
 
 Отношение между доходностью и сроками до погашения называется временной структурой процентных ставок, а его графическим изображением является кривая доходности. Такие графики составляются специалистами на базе анализа рынка ценных бумаг, прогноза поведения процентных ставок, знания рыночных, экономических и политических факторов.
 Перед государством же стоит важнейшая задача: с одной стороны, заинтересовать потенциальных инвесторов высокой доходностью и ликвидностью государственных ценных бумаг; с другой стороны, снижать затраты, связанные с обслуживанием государственного долга, так как затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств осуществляются за счет государственного бюджета.
 
 3.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
 
 Неудачный опыт России в сфере использования государственных ценных бумаг в качестве основного источника покрытия бюджетного дефицита не умаляет достоинств данного финансового инструмента. Дело в правильной организации размещения государственных займов среди юридических и физических лиц.
 
 Богатый опыт организации выпуска и обращения государственных ценных бумаг в экономически развитых странах мира свидетельствует о том, что успех их размещения связан с абсолютной на-
 95
 дежностью и высокой ликвидностью, льготами. Так, во многих странах доход по государственным ценным бумагам либо освобожден от налогообложения, либо облагается налогом по льготным ставкам. Кроме того, государственные ценные бумаги предпочтительнее в качестве залога при получении ссуды. Их можно в любой момент продать и таким образом быстро превратить в деньги, а разнообразие видов по срокам, доходности, механизмам размещения и погашения дает возможность инвесторам формировать свой портфель в соответствии с выбранной инвестиционной политикой.
 В связи с этим целесообразно более подробно рассмотреть характеристики отдельных видов государственных ценных бумаг, порядок их выпуска и обращения.
 
 Государственные краткосрочные облигации
 
 Общие принципы функционирования российского рынка ГКО были разработаны в рамках российско-американского банковского форума.
 
 ГКО - именная бескупонная (дисконтная) государственная ценная бумага, выпускается в бездокументарной форме, Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России. Право собственности на ГКО учитывается в депозитарии или субдепозитариях. Эмитент - Министерство финансов РФ, генеральный агент по обслуживанию выпуска ГКО - Банк России.
 Создание и поддержание технологической части рынка ГКО -торговой, расчетной и депозитарной систем - было поручено Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Наряду с ММВБ к общероссийской сети торговли ГКО подключились Новосибирская Межбанковская валютная биржа и Санкт-Петербургская валютная биржа.
 
 Участники рынка ГКО подразделялись на две категории: дилеры и инвесторы. Дилерами могли быть только инвестиционные институты и банки, заключившие договор с Банком России на выполнение функций по обслуживанию операций с ГКО. Их количество ограничено. Дилер совершал сделки от своего имени и за свой счет, а мог выполнять функции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению инвесторов, Под инвесторами подразумеваются любые юридические и физические лица, приобретающие облигации и имеющие право на владение ими.
 Методика расчета доходности ГКО была разработана Управлением ценных бумаг Центрального банка РФ.
 96
 Государственные краткосрочные облигации представляли собой дисконтную ценную бумагу, которая размещалась на аукционах и обращалась на вторичном рынке с дисконтом (по цене ниже номинала). Погашение облигаций осуществлялось по их номинальной стоимости, и разница между ценой погашения (номиналом) и ценой приобретения на аукционе или вторичных торгах и представляла собой доход инвестора.
 
 Важное значение имел тот факт, что доходы инвесторов, полученные от операций с ГКО, до 1997 г. освобождались от налогов, позднее данный доход стал объектом налогообложения по ставке 15%.

<< Пред.           стр. 4 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу