<< Пред.           стр. 7 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

 На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора - изменения объема сравнимой товарной продукции.
 Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.
 Пример расчета прибыли аналитическим методом. Как отмечалось ранее, расчет осуществляется в три этапа.
 Этап I. По табл. 5.2 определяется базовая рентабельность (отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости сравнимой товарной продукции).
 
 
 Прибыль на несравнимую товарную продукцию исчисляется прямым счетом. В данном примере несравнимая товарная продукция планируемого года принята по плановой полной себестоимости в сумме 272 000 руб., а в действующих ценах (за минусом НДС, акцизов и налога с продаж) - 320045,7 руб. Следовательно, прибыль на несравнимую товарную продукцию в предстоящем году составит 48045,7 руб. (320045,7 - 272 000).
 Этап III. На третьем этапе расчетов учитывается влияние отдельных факторов на сумму плановой прибыли.
 Влияние изменения себестоимости определяется следующим образом, Выпуск сравнимой товарной продукции в плановом году по себестоимости отчетного года исчислен в сумме 903 553 руб. Та же сравнимая продукция, но по полной себестоимости планового года определена в сумме 1 406 340 руб. (см. табл. 5.1,"гр. 5).
 
 145
 
 
 
 Таблица 5.2 Расчет базовой рентабельности
  Отсюда повышение себестоимости сравнимой товарной продукции равно 502 787 руб. (1 406 340 - 903 553), что повлечет снижение плановой прибыли.
 Планируемое изменение ассортимента продукции вызывает увеличение или уменьшение плановой прибыли. Для того чтобы определить влияние ассортиментных сдвигов на прибыль, исчисляется удельный вес каждого изделия в общем объеме сравнимой продукции по полной себестоимости в отчетном и лред стоящем году. Затем удельный вес каждого изделия в отчетном и планируемом году умножается на отчетную рентабельность этого изделия (исчисленную как отношение прибыли к полной себестоимости изделия), принятую на уровне ожидаемого исполнения, Суммы полученных коэффициентов отражают средний уровень рентабельности в отчетном и плановом году.
 146
 
 
 
 начительный рост прибыли (на 361512,4 руб.) планируется в связи с предполагаемым увеличением цен на реализуемую продукцию, что также обусловлено инфляционными процессами. В связи с этим, несмотря на возрастание прибыли вследствие роста цен, нельзя рассматривать этот фактор как положительный.
 Кроме перечисленных причин, влияющих на плановую прибыль, в ее составе учтены суммы прибыли по сравнимой товарной продущии исходя из базовой рентабельности, а также по несравнимой товарной продукции, поставленной на производство в планируемом году. Учитывается также прибыль в остатках готовой продукции на складе и в товарах отгруженных на начало и конец планируемого года.
 Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли, как отмечено ранее, учитываются прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
 Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера - для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета, Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в предстоящем году и рентабельности отчетного года,
 Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным. Допустим, в нашем примере прибыль от прочей реализации планируется в сумме 30 руб., а убытки •- в сумме 288 руб.
 Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, то они планируются в зависимости от прогнозов в развитии предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта.
 Например, доходы от внереализационных операций планируются в сумме 2798 руб., а расходы от этих операций - в сумме 9000 руб.
 Итак, в рассмотренном примере общая сумма прибыли составит 394866,7 руб. (392038,7 + 30 + 2798), а убытков - 9288 руб. Следовательно, валовая прибыль предприятия определяется в сумме 385578,7 руб. (394866,7 - 9288).
 149
 Кроме изложенных выше способов планирования прибыли - методом прямого счета и аналитическим - существует МЕТОД СОВМЕЩЕННОГО РАСЧЕТА.
  В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах предстоящего года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
 Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли в планируемом году целесообразно, исходя из опыта западного предпринимательства, сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные
 
 К переменным затратам относятся расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и др. Эти затраты изменяются пропорционально изменению объема производства.
 Постоянные затраты - это затраты, не изменяющиеся в зависимости от роста или сокращения объема производства. К ним относятся амортизационные отчисления, уплата процентов за кредит, арендная плата, оплата труда управленческого персонала, административные расходы и др.
 Смешанные затраты включают переменные и постоянные расходы. Таковыми, например, являются почтово-телеграфные расходы, затраты на проведение текущего ремонта оборудования и др,
 В связи с небольшим удельным весом смешанных затрат сосредоточим внимание на переменных и постоянных расходах и попытаемся выявить влияние их изменения на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного уменьшения переменных или постоянных затрат.
 
 Приведенные ниже расчеты позволяют определить так называемый «эффект производственного рычага» (термин, взятый из западной практики предпринимательства). «Эффектом производственного рычага» называют такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.
 
 150
 
 
 Исходя из силы воздействия производственного рычага, можно сделать вывод: чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации продукции, тем сильнее воздействие производственного рычага. Однако это не значит, что можно бесконтрольно увеличивать постоянные расходы, так как если при этом сократится выручка от реализации продукции, то предприятие понесет большие потери в прибыли.
 Итак, приведенные примеры максимизации прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат открывают возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат. Ориентировочные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий, производящих и
 
 152
 
 реализующих продукцию (услуги), но и для акционеров, инвесторов, поставщиков, кредиторов, банков, связанных с деятельностью данного предпринимателя, участвующих своими средствами в формировании его уставного капитала. Поэтому планирование оптимального размера прибыли в современных экономических условиях является важнейшим фактором успешной предпринимательской деятельности.
 
 
 5.5 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
 
 
 Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимателей и формирование доходов государства.
 Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
 В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
 С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
 Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
 Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед
 
 153
 
 государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.
 Отметим, как корректируется валовая прибыль в процессе распределения, после чего раскроем подробнее отдельные направления прибыли.
 Прежде всего валовая прибыль уменьшается на сумму: доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределах России; дивидендов и процентов, полученных по акциям, принадлежащим данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления; доходов от сдачи в аренду и других видов использования имущества.
 Затем валовая прибыль уменьшается на сумму прибыли: от проведения массовых концерта о-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах, вмещающих более 2000 человек; от работы казино, видеосалонов и использования игровых автоматов; от посреднических операций и сделок.
 Из валовой прибыли исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы.
 
 С 1994 г. из валовой прибыли исключаются также доходы юри- ' дических лиц по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг и резервов Федерального казначейства РФ, не подлежащие обложению налогом на прибыль. Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налого о бложения.
 С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль. После уплаты налога остается ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ. Эта прибыль находится в полном распоряжении предприятия и используется им самостоятельно. На рис. 5.2 представлена схема образования и распределения валовой прибыли предприятия.
 Поясним причины исключения из валовой прибыли некоторых видов доходов, платежей и отчислений,
 
 Из валовой прибыли начиная с 1991 г, вычитались платежи за пользование природными ресурсами (землю, воду, полезные ископаемые). Эти платежи называются рентными, так как обусловлены наличием дифференциальной ренты, возникающей при более благоприятных природных условиях. В связи с этим у предприятий образуется дополнительный доход, не заработанный усилиями трудового коллектива, который и подлежит перечислению в бюджет на общегосударственные нужды.
 154
 
 
 С 1997 г, рентные платежи не исключаются из валовой прибыли, принимаемой для налогообложения.
 В процессе распределения валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли): от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты, полученные по акциям, принадлежащим данному предприятию, а также с доходов по государственным ценным бумагам РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления; от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах; от работы видеосалонов Гот видеопоказов), от проката видео- и аудиокассет и записи на них. Эти виды доходов (прибыли) выступают объектом самостоятельного обложения налогом, а потому во избежание двойного обложения исключаются из состава валовой прибыли.
 Что касается доходов юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также от оказания услуг по их размещению, то они исключаются из валовой прибыли, поскольку вообще не подлежат обложению налогом.
 Из валовой прибыли исключаются доходы от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также прибыль от посреднических операций и сделок, расчет налога по которой осуществляется в ином порядке. При этом следует учесть, что к посреднической деятельности не относится работа заготовительных, снабженческо-сбытовых, торговых организаций (кроме комиссионной деятельности), а также страховая деятельность, банковские операции и сделки, производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
 В процессе дальнейшего распределения часть валовой прибыли до 1997 г. отчислялась в резервный или другие аналогичные ему Фонды. В 1997 г. отменено уменьшение прибыли на суммы отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, образуемые в соответствии с законом. Лишь за банками сохранено право уменьшать валовую прибыль на создаваемые резервы под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.
 Из валовой прибыли исключаются суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы. Действующие льготы по налогу на прибыль стимулируют развитие предпринимательства, расширение инвестиционной деятельности, рост научно-технического потенциала предприятий, обеспечение социальных нужд рабочих и служащих и т.д.
 
 156
 
 После всех перечисленных выше корректировок остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль. Уплатив в бюджет соответствующий налог с прибыли, предприятие получает в свое распоряжение оставшуюся ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ.
 
 
 5.6 значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
 
 Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
 
 В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.
 За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и др.
 Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия
 157
 уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, осуществляются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам (исключая специальное питание отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим законодательством).
 Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
 Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
 В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.
 
 В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.
 Размер этого резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социаль-
 
 158
 
 ному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.
 С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.
 Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.
 
 Контрольные вопросы
 Каково значение прибыли в деятельности организации?
 Для чего необходим комплексный анализ прибыли?
 Как определить понятие «рентабельность», ее связь с прибылью?
 По каким формулам исчисляется рентабельность?
 Каковы факторы роста рентабельности в современных экономических условиях ?
 Какова структура затрат на производство и реализацию продукции?
 Что включается в состав материальных затрат ?
 Каков состав затрат на оплату труда ?
 Какие затраты включаются в группу «Отчисления на социальные нужды»?
 Каково содержание группы затрат «Амортизация основных фондов»?
 Поясните состав прочих затрат на производство и реализацию продукции.
 Как влияют цены на объем выручки от реализации и прибыль предприятия?
 Какова структура розничных и оптовых цен?
 Определите состав валовой прибыли предприятия.
 Что включается в состав внереализационных доходов и расходов?
 Каковы способы расчета плановой прибыли?
 Как рассчитывается прибыль методом прямого счета?
 В чем преимущества и недостатки аналитического метода?
 Как определяется «эффект производственного рычага»?
 Поясните механизм распределения прибыли в условиях современной системы налогообложения.
 Определите понятие «чистая прибыль». Каково ее значение для предприятия?
 
 
 
 
 6. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
 
 
 6.1 СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЯМ
 
 
 
 Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.
 
 В процессе формирования системы налогообложения предприятий и организаций в России была осуществлена замена налога с оборота на налог с продаж, НДС и акцизы. Был модернизирован действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды, Расширился круг обязательных платежей предприятий. С 1 января 1992 г. в России стала действовать новая система налогообложения, общие принципы построения которой определяют Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. №2118-1' и Налоговый кодекс РФ (часть I). Это стержневые
 
 Утратил силу с 1 января 1999 г. за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20, 21 на основании Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ.
 
 160
 законы в системе законодательных актов по налогам, разработанные в соответствии с налоговой реформой в России. Они устанавливают перечень идущих в бюджетную систему страны налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяют права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
 Объектами налогообложения стали прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др.
 Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в налоговом кодексе:
 федеральные (на уровне России);
 региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
 местные (на уровне органа местного самоуправления).
 
 Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
 Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачисления
 Налог на прибыль (ФБ, РБ, МБ).
 Акцизы на отдельные группы и виды товаров (ФБ, РБ, МБ),
 Налог на добавленную стоимость (ФБ, РБ, МБ).
 Таможенная пошлина (ФБ).
 Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ФБ, РБ, МБ).
 Акцизы на минеральное сырье (ФБ).
 Налог на пользование недрами (ФБ, РБ, МБ).
 Государственная пошлина (ФБ, РБ, МБ),
 Налог на доходы от капитала (ФБ).
 Подоходный налог (РБ, МБ).
 Социальный налог (ВБФ РФ).
 
 1 ФБ - федеральный бюджет;
 РБ - региональные бюджеты;
 МБ - местные бюджеты;
 ВБФ РФ - специальный внебюджетный фонд Российской Федерации.
 
 161
 
 Налог на пользование объектами животного мира (ФБ, РБ, МБ).
 Водный налог (ФБ, РБ, МБ).
 Экологический налог (ФБ, РБ, МБ).
 Налог на приобретение иностранных денежных знаков (ФБ, РБ, МБ).
 Налог на использование государственной символики РФ (ФБ, РБ, МБ).
 Федеральные лицензионные сборы (ФБ).
 
 Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.
 
 Перечень региональных налогов, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачислений
 Налог на имущество предприятий (РБ, МБ).
 Лесной налог (РБ).
 Налог с продаж (РБ).
 Региональные лицензионные сборы (РБ).
 Налог на использование региональной символики (РБ).
 Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязательны только два - земельный налог, налог на рекламу.
 Они устанавливаются законодательными актами РФ. В частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю».
 
 Перечень местных налогов, взимаемых с предприятий
 Земельный налог (ФБ, РБ, МБ).
 Налог на рекламу (МБ).
 Гостиничный налог (МБ).
 Курортный сбор (МБ).
 Местные лицензионные сборы (МБ).
 Налог на использование местной символики (МБ),
 Наибольший налоговый пресс на деятельность предприятий оказывают налоги, составляющие по прогнозным доходам федерального бюджета в 2000 г.:
 
 162
 
 НДС -31,1% всех налоговых поступлений в бюджет; акцизы -17,8%;
 подоходный налог с физических лиц - 3,5%;
 налог на прибыль - 9,4%;
 экспортно-импортные пошлины - 25,5%;
 платежи за пользование природными ресурсами - 1,6%.
 При этом все налоговые доходы федерального бюджета достигают 84,7%1.
 Кроме налогов, направляемых в бюджет, предприятия должны начислять и перечислять страховые взносы и платежи во внебюджетные фонды,
 
 Все перечисленные налоги и взносы еще не реализовали в достаточной степени свои потенциальные возможности как основные инструменты формирования рыночной экономики. При наличии в налоговой системе страны практически всех видов налогов, используемых зарубежными странами, налоговая система не в состоянии обеспечить достаточный уровень доходов государства, о чем свидетельствует значительный бюджетный дефицит. Кроме того, система налогообложения предприятий не создает у последних заинтересованности в повышении эффективности производства, качества продукции, решении производственных задач на более высокой технической основе. Наконец, существующий уровень налогообложения крайне отрицательно влияет на развитие экономики страны, способствует спаду производства, усилению инфляции и снижению уровня жизни населения.
 В настоящее время происходит переосмысление налоговой политики, Наряду с локальными поправками в налоговом законодательстве, вызванными необходимостью срочного решения вопросов, в Министерстве по налогам и сборам РФ и в Минфине РФ подготавливаются и стратегические решения, рассчитанные на длительную перспективу.
 Новый подход к налоговой политике предполагает продолжение налоговой реформы, начатой в 1992 г. Речь идет не о полной замене или кардинальной ломке существующей системы. Предполагается процесс эволюционный, но быстротечный,
 Девиз, под которым продолжается налоговая реформа, в Минфине РФ сформулировали так: «Государство готово пойти на снижение налогов в обмен на ужесточение налоговой дисциплины».
 
 Российская газета, - 2000. - 5 янв, - № 1. - С. 10,
 
 163
 
 Все параметры нового налогового режима уже обоснованы и заложены в Налоговый кодекс РФ, подготовленный и вступивший в действие с 1 января 1999 г. (I часть). Остановимся на некоторых его положениях.
 Налоговый кодекс РФ предусматривает снижение совокупной налоговой нагрузки в целом на экономику (в % к ВВП) и на ее субъектов за счет сокращения общего числа налогов, снижения отдельных ставок и сокращения объема льгот. При этом пересматриваются подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, порядок уплаты налогов и отношения между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений.
 Число налогов должно быть сокращено (после вступления в действие II части Налогового кодекса) в 5-6 раз по сравнению с действующей по состоянию на 1 января 2000 г. налоговой системой (с учетом налогов, введенных на региональном и местном уровнях).
 Предлагается запретить налоги, уплачиваемые с выручки, отменить «неэффективные налоги», которые либо невозможно контролировать, либо затраты на их сбор сравнимы с суммами поступлений.
 Предполагается объединить сходные по налоговой базе и по налогоплательщикам налог на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизы на моторное топливо, платежи за право пользования природными ресурсами и акцизы на минеральное сырье.
 Значительно упростит налоговую отчетность предприятий консолидация внебюджетных фондов в бюджеты с объединением отчислений в эти фонды в единый социальный налог, контролируемый налоговыми органами.
 Намечены изменения исчисления налоговой базы по сохраняющимся налогам, прежде всего по налогу на прибыль, где предполагается пересмотреть систему принимаемых к вычету затрат («себестоимость»), порядок амортизации и систему льгот.
 Предлагается также:
 упростить правила амортизации, разрешить нелинейную и ускоренную амортизацию основных средств и нематериальных активов;
 разрешить более либеральный перенос убытков на будущее;
 разрешить капитализацию с последующей амортизацией отдельных видов затрат (на НИОКР, разведку и подготовку к разработке месторождений полезных ископаемых, на экологические цели);
 заменить уплату авансовых налоговых платежей уплатой налогов «по факту».
 В Налоговом кодексе РФ предусматривается существенное сокращение налоговых льгот. Это не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности и возведет барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налоговую базу.
 Сохранятся отдельные льготы (в соответствии с продекларированными государством приоритетами) при условии жесткого контроля за результатами и «ценой» таких льгот. Налоговые льготы должны иметь временный и направленный характер и предоставляться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам или территориям. Недопустимо, например, устанавливать специальные налоговые режимы для отдельных территорий внутри единого государства, выводить из-под налогообложения доходы военнослужащих, работников Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета и Департамента налоговой полиции. Снижение налогов с юридических лиц означает перенос налоговой тяжести с них на физические лица.
 Налоговый кодекс РФ систематизирует законодательство и унифицирует его понятийный аппарат, что во многом снижает конфликтность налоговых отношений и обеспечивает дополнительные удобства для налогоплательщиков благодаря отмене сотен нормативных актов. Налоговый кодекс устанавливает процедурные и процессуальные нормы, без которых любые декларации прав и обязанностей остаются всего лишь декларациями. Процедуры нужны прежде всего для того, чтобы определить правила проведения проверок, выставления требований об уплате налогов, приостановления сроков исполнения требований на период обжалования, применения1 репрессивных мер (списание средств с банковских счетов, обращение взыскания на имущество, арест имущества, изъятие документов). Кодекс устанавливает также порядок обжалования действий налоговых органов и рассмотрения дел о нарушениях..
 Пересмотрены составы налоговых нарушений, штрафы за эти нарушения. По-новому решаются вопросы предоставления отсрочек по уплате налогов, а также возврата излишне уплаченных или неправомерно взысканных налогов.
 Для налогообложения следует четко определить такие важнейшие понятия, как экономическая деятельность, товары (работы, услуги) и их реализация, место реализации и рыночная цена, доходы и их источники, правила, в соответствии с которыми доходы признаются российскими или полученными за пределами страны, и др.
 165
 С принятием II части Налогового кодекса можно реально связать надежды на изменение налогового климата в сторону «потепления», снять многие препятствия по развитию производства, что сегодня выражается в отношении российских и иностранных инвесторов к оценкам возможностей и рисков нормально работать и получать прибыль в России.
 
 
 6.2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ
 
 
 Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц. взимаемые государством. Исторически они возникли с разделением общества на антагонистические классы и появлением государства.
 Учение о налогах - составная часть Финансовой науки, изучающей производственные отношения людей в их единстве и взаимодействии с производительными силами и надстройкой, Налоги, участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
 В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории,
 Фискальная функция - основная функция, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция подготавливает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обусловливает экономическую функцию.
 Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
 166
 Налоговая система - совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными о'рганами, а также методы и принципы построения налогов.
 
 Налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки, Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства.
 Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.
 
 
 Элементы налога. Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.
 Субъект налога, или налогоплательщик, - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.
 Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество,, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог,
 Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.
 Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны; по земельному налогу -гектар, акр).
 Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.
 Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
 Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.
 167
 
 В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.
 Способы взимания налога. В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:
 кадастровый;
 изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника);
 изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации).
 Первый способ предполагает использование кадастра.
 Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.
 Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимаетч ся подоходный налог с заработной платы.
 Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
 
 
 6.3 НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
 
 
 Налог на добавленную стоимость (НДС) в России был введен 1 января 1992 г. Он представляет собой Форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
 
 НДС выступает косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем.
 
 168
 
 Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогом, взимаемым при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, вся тяжесть налога ложится на конечного потребителя.
 Если товар ввозится на территорию РФ, то его обложение НДС производится в соответствии с таможенным законодательством России и инструкцией Государственного таможенного комитета РФ и Министерства по налогам и сборам РФ.
 В соответствии с Законом Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 199 J г. №1992-1 в редакции последующих изменений и дополнений плательщиками НДС являются:
 предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
 полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени;
 индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
 филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории России, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за штату товары (работы, услуги);
 международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.

<< Пред.           стр. 7 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу