<< Пред. стр. 9 (из 17) След. >>
К перечню статей актива и пассива баланса предприятия, используемых для расчета налогооблагаемой базы налога на имущество предприятий, относятся:Статьи актива
Основные средства (01)
Доходные вложения в материальные ценности (03)
Нематериальные активы (04)
Материалы (10)
Животные на выращивании и откорме (11)
МБП (12)
Заготовление и приобретение материалов (15)
Основное производство (20)
Полуфабрикаты собственного производства (21)
Вспомогательное производство (23)
Обслуживающие производства и хозяйства (29)
Некапитальные работы (30)
Расходы будущих периодов (31)
Выполненные этапы по незавершенным работам (36)
Готовая продукция (40)
Товары (покупная цена) (41)
Издержки обращения (44) "
Товары отгруженные (45)
192
В налогооблагаемой базе учитываются также остаток по сч. 16 «Отклонения в стоимости материалов» и «Прочие запасы и затраты» раздела II актива баланса.
Сумма налога исчисляется и вносится исходя из среднегодовой стоимости имущества,
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется следующим образом: (1/2 стоимости имущества на 1 января отчетного года + сумма стоимости имущества на каждое первое число всех кварталов внутри отчетного периода + 1/2 стоимости имущества на первое число следующего за отчетным периодом месяца): 4,
Рассмотрим условный пример.
Предположим, стоимость имущества предприятия составляет:
На 1 января 1999 г. - 320 тыс. руб.
На 1 апреля 1999 г. - 310 тыс. руб,
На 1 июля 1999 г. - 390 тыс. руб.
На 1 октября 1999 г. - 430 тыс. руб.
На 1 января 2000 г-470 тыс. руб,
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за первый квартал 1999 г, составит:
(1/2 стоимости имущества на 1 января 1999 г. + 1/2 стоимости имущества на 1 апреля 1999 года): 4,
(1/2 ¦ 320 тыс. руб. + 1/2 • 310 тыс. руб.): 4 = 78,75 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за первое полугодие 1999 г. составит:
(1/2 стоимости имущества на 1 января 1999 г, + стоимость имущества на 1 апреля 1999 г. + 1/2 стоимости имущества на 1 июля 1999 г.): 4,
(1/2 • 320 тыс. руб. + 310 тыс. руб. +1/2 • 390 тыс. руб.) : 4 = = 166,25 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за 9 месяцев 1999 г. составит:
(1/2 стоимости имущества на 1 января 1999 г. + стоимость имущества на 1 апреля 1999 г. + стоимость имущества на 1 июля 1999 г. + 1/2 стоимости имущества на 1 октября 1999 г.) : 4,
(1/2 ¦ 320 тыс. руб. + 310 тыс. руб. + 390 тыс. руб. + 1/2 х X 430 тыс. руб.): 4 = 268,75 тыс. руб.
193
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за 1999 г. составит:
(1/2 стоимости имущества на 1 января 1999 г. + стоимость имущества на 1 апреля 1999 г. + стоимость имущества на 1 июля 1999 г. + стоимость имущества на 1 октября 1999 г. + 1/2 стоимости имущества на 1 января 2000 г.): 4,
(1/2 • 320 тыс, руб. + 310 тыс. руб. + 390 тыс. руб. + 430 тыс. руб. + + 1/2 • 470 тыс. руб.) : 4 = 381,25 тыс. руб.
Конкретные ставки по налогу на имущество предприятий устанавливаются высшими законодательными органами республик в составе РФ, краев и областей. При этом предельный размер налоговой ставки не должен превышать 2% налогооблагаемой базы.
Предположим, необходимо рассчитать суммы налога, подлежащие уплате в бюджет за первый квартал, за первое полугодие, за девять месяцев 1999 г. и за весь 1999 г. с учетом ранее начисленных платежей.
Данные о среднегодовой стоимости имущества предприятия возьмем из предыдущего примера. Ставка налога на имущество - 2%.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за I квартал 1999 г. - 78,75 тыс. руб. Таким образом, сумма налога на имущество, подлежащая уплате за первый квартал 1999 г., составит:
78,75 тыс. руб. • 2% : 100% = 1,575 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за первое полугодие 1999 г. - 166,25 тыс. руб. Сумма налога на имущество за первое полугодие 1999 г. составит: 166,25 тыс. руб. • 2% : 100% = = 3,325 тыс. руб.
Сумма налога на имущество, подлежащая уплате за первое полугодие 1999 г. с учетом ранее начисленных платежей за первый квартал, составит: ¦ 3,325 тыс. руб. - 1,575 тыс. руб. = 1,75 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за девять месяцев 1999 г. - 268,75 тыс. руб.
Сумма налога на имущество за девять месяцев 1999 г. составит: 268,75 тыс. руб. ¦ 2% : 100% = 5,375 тыс. руб.
Сумма налога на имущество, подлежащая уплате за девять месяцев 1999 г. с учетом ранее начисленных платежей за первое полугодие, составит:
5,375 тыс. руб. - 3,325 тыс. руб. = 2,05 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за 1999 г. -381,25 тыс. руб.
194
Сумма налога на имущество за 1999 г. составит: 381,25 тыс. руб. х X 2% : 100% = 7,625 тыс. руб.
Сумма налога на имущество, подлежащая уплате за 1999 г. с учетом ранее начисленных платежей за девять месяцев 1999 г., составит:
7,625 тыс. руб. - 5,375 тыс. руб. = 2,25 тыс. руб.
Законом запрещено устанавливать индивидуальные ставки налога для отдельных предприятий.
В настоящее время действуют льготы по налогу на имущество предприятий. Не облагается налогом имущество:
• бюджетных учреждений и организаций, органов государственной власти и управления, Коллегии адвокатов, Федеральной и других нотариальных палат;
• предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы;
в специализированных протезно-ортопедических предприятий;
в используемое только для нужд образования и культуры; религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;
• предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства (кроме гостиниц);
® вновь созданных предприятий - в течение одного года после регистрации и др.
В соответствии с Законом города Москвы «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий» от 2, марта 1994 г. №2—17 освобождаются от уплаты налога:
предприятия городского пассажирского транспорта и метрополитена, получающие дотацию из бюджета Москвы;
предприятия, в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) которых оказание бытовых услуг бюджетным учреждениям составляет не менее 50%;
предприятия, оказывающие ритуальные услуги населению, если в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) эти услуги составляют не менее 70%;
предприятия, осуществляющие автотранспортные перевозки по городскому заказу.
К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий, относятся:
ведомственное жилье;
объекты пожарной безопасности и охраны природы;
195
земля;
спутники связи;
оборудование для производства, обработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
Авансовые платежи по налогу на имущество не производятся. Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года вносит платежи в бюджеты своих регионов. В конце года производится окончательный перерасчет с бюджетом по данному налогу по годовому бухгалтерскому балансу.
Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности предприятия.
Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок.
6.7 ПРОЧИЕ НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"» от 31 июля 1998 г. №150-ФЗ дополнил налоговую систему России налогом с продаж.
Налог с продаж устанавливается и вводится в действие региональными законодательными (представительными) органами государственной власти, которые определяют ставку налога (в пределах, установленных законодательством Российской Федерации), порядок и сроки его уплаты, льготы и форму отчетности по налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
Плательщиками налога с продаж являются:
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения;
иностранные юридические лица, созданные на территории Российской Федерации;
196
индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации за наличный расчет.
Не являются плательщиками налога с продаж малые предприятия, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, а также перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. При этом к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
В перечень товаров и услуг, облагаемых налогом с продаж при их реализации за наличный расчет, включены;
подакцизные товары (алкогольные напитки, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин и т.д.), деликатесные продукты питания, видеопродукция и компакт-диски, автомобили;
услуги туристских фирм, связанные с поездками за пределы России (за исключением стран СНГ), услуги по рекламе, услуги гостиниц, услуги по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов «люкс» и «СВ».
Не может являться объектом налогообложения стоимость:
реализуемого недвижимого имущества, ценных бумаг, хлебобулочных изделий, молокопродуктов, маргарина, крупы, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания, детской одежды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических изделий;
жилищно-коммунальных услуг, услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными учреждениями культуры, ритуальных услуг и т.д.
Ставка налога с продаж Федеральным законом установлена в размере до 5%. Конкретная ставка в пределах этого размера устанавливается законодательным органом субъекта Российской Федерации при введении налога на его территории.
При определении налоговой базы стоимость товаров включает налог на добавленную стоимость, а при подакцизных товарах - и акцизы.
197
При реализации товаров налогоплательщик включает сумму налога в цену товара, предъявляемого к оплате покупателю (заказчику). Эта сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого отчетного периода умножением облагаемого оборота на ставку налога.
С / апреля 1994 г. действует принятый в соответствии с постановлением Московской городской Думы от 16 марта 1994 г. М25 налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Государственная налоговая инспекция по г. Москве выпустила инструкцию от 31 марта 1994 г. №4, которая разъясняет порядок исчисления и уплаты этого налога.
К плательщикам налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относятся расположенные на территории Москвы предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами на основании законодательства РФ, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также иностранные юридические лица,
Объект налогообложения - объем реализации продукции (работ, услуг). Под объемом реализации продукции (работ, услуг') понимается выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг), определяемая исходя из отпускных цен без налога с продаж, без НДС, без налога на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизов.
Ставка налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы устанавливается в размере 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг).
От уплаты налога освобождаются:
государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также негосударственные образовательные учреждения, получившие в установленном порядке лицензии на право осуществления образовательной деятельности, в части расходов на оплату труда, связанных с уставной образовательной деятельностью:
предприятия и организации любых организационно-правовых форм в сфере материального производства и бытового обслуживания, в общей численности которых инвалиды составляют более 50%;
198
предприятия, оказывающие ритуальные услуги населению, при условии, что объем данных услуг в общем объеме реализации продукции (работ, услуг) составляет не менее 70%.
Сумма налога исчисляется исходя из установленной ставки налога и фактического объема реализации продукции (р.абот, услуг).
6.8 УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В настоящее время предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, и индивидуальные предприниматели платят налоги либо в общеустановленном налоговом законодательном порядке, либо имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. №222~ФЗ.
Однако не все малые предприятия, относящиеся согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства, могут перейти на упрощенную систему, а только организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек, при условии, что за отчетный год совокупный размер валовой выручки не превысил стотысячекратного минимального размера оплаты труда.
Рассмотрим основные положения действующего Федерального закона Российской Федерации «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Данная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных государством налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, хотя для организаций, применяющих эту систему, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Таким образом, нельзя сказать, что упрощенная система налогообложения действительно является упрощением.
199
Объектом обложения единым налогом устанавливается либо совокупный доход предприятия, либо валовая выручка (на усмотрение органов государственной власти субъекта Российской Федерации),
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
В стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) включается: стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на оплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков, оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, госпошлин и лицензионных сборов. Ставки единого налога: не более 20% с совокупного дохода (10% в федеральный бюджет) либо не более 10% суммы валовой выручки (3,33% в федеральный бюджет). Конкретные ставки налога, а также пропорции распределения зачисления налоговых платежей между бюджетами устанавливаются решениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, выступает патент, выдаваемый сроком на один год налоговыми органами. Стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога решениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности. Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально. Уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Федерации в отношении один к двум.
Для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты подоходного налога уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Большинство предприятий малого бизнеса используют обычную систему налогообложения, а значит, облагаются налогами, представленными в табл. 6.1.
202
Как видно из табл. 6.1, велико количество налогов и налоговое бремя.
К основным чертам действующей (не упрощенной) системы налогообложения малого предпринимательства можно отнести следующие факторы:
высокий уровень налогового бремени;
громоздкую и сложную систему бухгалтерского учета и отчетности;
фактическое бесправие налогоплательщиков перед налоговыми органами;
постоянное изменение налоговых ставок и правил ведения отчетности, что делает практически невозможным прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, необходимость радикального изменения налоговой политики в области малого предпринимательства очевидна.
Контрольные вопросы
1. Каковы принципы построения налоговой системы РФ?
2. Как распределяются федеральные налоги с предприятий между бюджетами разных уровней?
3. Какие элементы содержит каждый налог и какими способами они взимаются?
4. Каковы основные направления совершенствования налогообложения предприятий?
5. Что понимается под налогом?
6. Кто устанавливает ставки налогов в РФ?
7. Какие функции выполняют налоги?
8. Что является объектом обложения НДС?
9. Какая система льгот применяется при исчислении НДС?
10. Что такое акцизы?
11. Реализация каких товаров облагается акцизами и что выступает объектом обложения?
12. В какие сроки уплачиваются акцизы в бюджет?
13. Кто является плательщиком налога на прибыль?
14. Что является объектом обложения налогом на прибыль?
15. Каковы ставки и сроки уплаты налога на прибыль?
16. Какие льготы предоставляются по налогу на прибыль?
17. Какими льготами пользуются малые предприятия?
18. Кто является плательщиком налога на имущество?
19. Что является объектом обложения налогом на имущество?
203
20. Какие предприятия освобождены от уплаты налога на имущество?
21. Перечислите основные налоги, уплачиваемые малыми предприятиями на территории России.
22. Какие предприятия могут перейти на упрощенную систему налогообложения?
23. Что является объектом и каковы ставки единого налога при использовании предприятием упрощенной системы налогообложения?
24. Какой документ удостоверяет право предприятия на использование упрощенной системы налогообложения?
25. Кто является плательщиком налога с продаж?
26. Что является объектом обложения налогом с продаж?
7. ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ
7.1 экономическая сущность оборотных средств предприятий
Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из главных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.
Одним из условий непрерывности производства является постоянное возобновление его материальной основы - средств производства. В свою очередь, это предопределяет непрерывность движения самих средств производства, происходящего в виде их кругооборота.
В своем обороте оборотные фонды последовательно принимают денежную, производительную «товарную формы, что соответствует их делению на производственные фонды и фонды обращения.
Материальным носителем производственных Фондов являются средства производства, которые подразделяются на предметы труда и орудия труда. Готовая продукция вместе с денежными средствами и средствами в расчетах образуют фонды обращения.
Кругооборот фондов предприятий начинается с авансирования стоимости в денежной форме на приобретение сырья, материалов, топлива и других средств производства - первая стадия кругообо-
205
рота. В результате денежные средства принимают форму производственных запасов, выражая переход из сферы обращения в сферу производства. Стоимость при этом не расходуется, а авансируется, так как после завершения кругооборота она возвращается. Завершением первой стадии прерывается товарное обращение, но не кругооборот.
Вторая стадия кругооборота совершается в процессе производства, где рабочая сила осуществляет производительное потребление средств производства, создавая новый продукт, несущий в себе перенесенную и вновь созданную стоимость. Авансированная стоимость снова меняет свою форму - из производительной она переходит в товарную.
Третья стадия кругооборота заключается в реализации произведенной готовой продукции (работ, услуг) и получении денежных средств. На этой стадии оборотные средства вновь переходят из сферы производства в сферу обращения. Прерванное товарное обращение возобновляется, и стоимость из товарной формы переходит в денежную. Разница между суммой денежных средств, затраченных на изготовление и реализацию продукции (работ, услуг) и полученных от реализации произведенной продукции (работ, услуг), составляет денежные накопления предприятия
Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, тем самым осуществляется их непрерывный оборот. Именно постоянное движение оборотных средств является основой бесперебойного процесса производства и обращения.
Анализ кругооборота фондов предприятий показывает, что авансируемая стоимость не только последовательно принимает различные формы, но и постоянно в определенных размерах пребывает в этих формах. Иными словами, авансируемая стоимость на каждый данный момент кругооборота различными частями одновременно находится в денежной, производительной, товарной формах.
Кругооборот фондов предприятий может совершаться только при наличии определенной авансируемой стоимости в денежной форме. Вступая в кругооборот, она уже не покидает его, последовательно меняя свои функциональные формы. Указанная стоимость в денежной форме представляет собой оборотные средства предприятия.
Оборотные средства выступают прежде всего как стоимостная категория. Они в буквальном смысле не являются материальными ценностями, так как из них нельзя производить готовую продукцию. Являясь же стоимостью в денежной форме, оборотные средства уже в процессе кругооборота принимают форму производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции. В отличие от то-
206
варно-материальных ценностей оборотные средства не расходуются, не затрачиваются, не потребляются, а авансируются, возвращаясь после окончания одного кругооборота и вступая в следующий.
Момент авансирования представляет собой одну из существенных и отличительных черт оборотных средств, так как он играет важную роль в установлении их экономических границ. Временным критерием для авансирования оборотных средств должен являться не квартальный или годовой объем фондов, а один кругооборот, после которого они возмещаются и вступают в следующий.
Изучение сущности оборотных средств предполагает рассмотрение оборотных фондов и фондов обращения. Оборотные средства, оборотные фонды и фонды обращения существуют в единстве и взаимосвязи, но между ними имеются существенные различия, которые сводятся к следующему.
Оборотные средства постоянно находятся во всех стадиях деятельности предприятия, в то время как оборотные фонды проходят производственный процесс, заменяясь все новыми партиями сырья, топлива, основных и вспомогательных материалов. Производственные запасы, являясь частью оборотных фондов, переходят в процесс производства, превращаются в готовую продукцию и покидают предприятие. Оборотные фонды полностью потребляются в процессе производства, перенося свою стоимость на готовый продукт. Их сумма за год может в десятки раз превышать сумму оборотных средств, обеспечивающих при совершении каждого кругооборота переработку либо потребление новой партии предметов труда и остающихся в хозяйстве, совершая замкнутый кругооборот.
Оборотные фонды непосредственно участвуют в создании новой стоимости, а оборотные средства - косвенно, через оборотные фонды.
В процессе кругооборота оборотные средства воплощают свою стоимость в оборотных фондах и поэтому посредством последних функционируют в процессе производства, участвуют в формировании издержек производства.
Если бы оборотные средства прямо и непосредственно участвовали в создании нового продукта, то они постепенно уменьшались бы и к моменту окончания кругооборота должны были бы исчезнуть.
Оборотные фонды, представляя собой потребительную стоимость, выступают в единой форме - производительной. Оборотные средства, как отмечалось, не только последовательно принимают различные формы, но и постоянно в определенных частях пребывают в этих формах.
207
Приведенные обстоятельства создают объективную необходимость для разграничения оборачиваемости оборотных фондов и оборотных средств.
Сравнение оборотных средств с фондами обращения, являющимися функциональной формой оборотных средств на стадии обращения, приводит к следующим результатам. Кругооборот фондов предприятий завершается процессом реализации продукции (работ, услуг). Для нормального осуществления данного процесса они наряду с основными и оборотными фондами должны располагать и фондами обращения.
Оборот фондов обращения неразрывно связан с оборотом оборотных производственных фондов и является его продолжением и завершением. Совершая кругооборот, эти фонды переплетаются, образуя общий оборот, в процессе которого стоимость оборотных фондов, перенесенная на продукт труда, переходит из сферы производства в сферу обращения, а стоимость фондов обращения в размере авансированной стоимости - из сферы обращения в сферу производства. Так осуществляется единый оборот авансированных средств, проходящих через разные функциональные формы и возвращающихся в исходную денежную форму. Оборотные средства, совершая кругооборот, из сферы производства, где они функционируют как оборотные фонды, переходят в сферу обращения, где они функционируют как фонды обращения,
Определение оборотных средств как авансированных денежных средств в создаваемые запасы оборотных производственных фондов и фондов обращения не раскрывает полного экономического содержания этой категории. Оно не учитывает того, что наряду с авансированием определенной суммы денежных средств происходит процесс авансирования в эти запасы стоимости прибавочного продукта, создаваемого в процессе производства. Поэтому у рентабельных предприятий после завершения кругооборота фондов сумма авансированных оборотных средств возрастает на определенную сумму полученной прибыли. У нерентабельных предприятий сумма авансированных оборотных средств при завершении кругооборота фондов уменьшается в связи с понесенными убытками.
Оборотные средства часто отождествляются с денежными средствами. Между тем нельзя в прямом смысле называть их денежными средствами. Средства, занятые в производстве и в обращении, не следует отождествлять с деньгами. Совокупная стоимость авансируется в форме денег и, пройдя процесс производства и обращения,
208
снова принимает эту форму. Денежные средства являются посредником в движении средств. Совокупная стоимость, выраженная в деньгах, превращается в реальные деньги только временами и по
частям.
Итак, оборотные средства представляют собой авансируемую в денежной форме стоимость для планомерного образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих выполнение предприятием производственной программы и своевременность осуществления расчетов.
Оборотные средства предприятия выполняют две функции: производственную и расчетную. Выполняя производственную функцию, оборотные средства, авансируясь в оборотные производственные фонды, поддерживают непрерывность процесса производства и переносят свою стоимость на произведенный продукт. По завершении производства оборотные средства переходят в сферу обращения в виде фондов обращения, где выполняют вторую функцию, состоящую в завершении кругооборота и превращении оборотных средств из товарной формы в денежную.
Ритмичность, слаженность и высокая результативность работы предприятия во многом зависят от его обеспеченности оборотными средствами. Недостаток средств, авансируемых на приобретение материальных запасов, может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы. Излишнее отвлечение средств в запасы, превышающие действительную потребность, приводит к омертвлению ресурсов, неэффективному их использованию.
Поскольку оборотные средства включают как материальные, так и денежные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит не только процесс материального производства, но и финансовая устойчивость предприятия,
7.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ
Организация оборотных средств является основополагающей в общем комплексе проблем повышения их эффективности. Организация оборотных средств включает:
209
определение состава и структуры оборотных средств;
установление потребности предприятия в оборотных средствах;
определение источников формирования оборотных средств;
распоряжение и маневрирование оборотными средствами;
ответственность за сохранность и эффективное использование оборотных средств.
Под составом оборотных средств понимается совокупность элементов, образующих оборотные производственные фонды и фонды обращения, т.е. их размещение по отдельным элементам.
Структура оборотных средств представляет собой соотношение отдельных элементов оборотных производственных фондов и фондов обращения, т.е. показывает долю каждого элемента в общей сумме оборотных средств.