<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. ценовая (прибыль за счёт снижения издержек)
 2. неценовые (за степени воздействия на условия реализации)
 а) реклама и послепродажное техническое обслуживание.
 б) высокий технический уровень, новизна и качество товара.
 в) создание товаров-субститутов (заменителей).
 г) комфортность.
  В результате соперничества на рынке возникают различные ситуации, которые можно классифицировать в различные типы конкурентных рынков (рыночные структуры).
 
  7.2. Рыночные структуры
 
  Основные рыночные структуры: совершенная (чистая), несовершенная (монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия).
  Степень близости различных видов несовершенной конкуренции к совершенной:
 
 Совершенная Монополистическая Олигополия Чистая монополия
  конкуренция
  (чистая)
  Несовершенная конкуренция
  Следует выделять два основных типа конкурентного рынка: совершенная и несовершенная конкуренция. В совершенной конкуренции нет ограничений и товар стандартизированный. При монополистической - удовлетворяются одни потребности, но товар дифференцированный (отличающийся особенностями). При олигополии несколько крупных производителей и покупателей привлекает низкая цена (есть выбор). Худшее положения для покупателя при чистой монополии, когда один продавец и монопольная цена.
  Совершенная (чистая) конкуренция
  Черты:
 1. Много продавцов и покупателей.
 2. Товар однороден (стандартизирован).
 3. Отсутствуют барьеры для вхождения в рынок.
 4. Полная информация участников рынка.
 5. Рациональное поведение всех участников рынка
  При совершенной конкуренции кривая спроса горизонтальна - продаётся любое количество товара при определённой цене, при более низкой цене количество покупателей увеличивается.
  При совершенной конкуренции фирма принимает цены, т.е. является ценополучателем.
  Положительное влияние совершенной конкуренции: ускоряет НТП, расширяет ассортимент, эффективное использование ресурсов.
  Используется: в сельском хозяйстве, рыбной промышленности, подотрасли текстильной, фондовые биржи, мелкий бизнес, подотрасли металлообработки и т.д.
  Спрос на продукцию фирмы характеризует ее предельный доход (MR). Он постоянен в условиях совершенной конкуренции, т.к. дополнительная единица может быть продана по постоянной цене. График MR совпадает с графиком спроса D (а). Для отрасли объем продаж может быть увеличен через понижение цен (б).
 
 
 
 
 
 
 
  а) спрос на продукцию фирмы;
  б) рыночный спрос.
  Предельный доход - приращение дохода, возникающий за счет увеличения выпуска продукции на единицу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Правило MR=MC - максимизация прибыли при объеме производства, соответствующему равновесию MR и MC. Если выпуск не больше Q*, MC ниже MR - каждая добавочная единица продукции увеличивает прибыль.
 
  Несовершенная конкуренция
  Это рыночная структура, характеризующая возможность продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену.
  Нисходящая кривая спроса D объясняется тем, что по закону спроса монополист может поднимать цену без потери всех своих покупателей.
  Фирмы, которые действуют в условиях несовершенной конкуренции, являются "ценопроизводителями".
  Конкурентные преимущества связаны с позицированием и сегментацией рынка (через большие блага, дешевую продукцию, дополнительные услуги и т.д.), снижением издержек, оптимальностью продукции и т.д. Бывают преимущества у государства, фирмы, товара. Преимущества высокого порядка у тех, кто сохраняет его длительное время (и наоборот).
  Преимущества конкурентной стратегии через анализ деятельности конкурентов (специалисты по маркетингу): выявление товаров-конкурентов, определение силы конкурентов и их слабых сторон, разработка стратегии. Виды стратегий: сдержанная реакция (монополия, олигополия), избирательная (разные направления, "игра" с ценой), случайная (малопредсказуемая). Особая роль разных участников (по доле в рынке - лидер и т.д.)
  Типы стратегий (от конкурентоспособности): по товару, сегментация рынка, рыночная ниша и т.д. Особое внимание на ценовые и неценовые методы борьбы. В России особенности использования стратегий связаны с естественной монополией, налогами, инфляцией.
  Участники рынка:
 1. Лидер (до 40 % рынка) - в ценах, новых товарах.
 2. Претендент на лидерство (около 30%) - атакует первым.
 3. Ведомые или последователи (до 20%) - следует за лидером.
 4. Окопавшиеся в рыночных нишах (до 10%) - рыночная ниша, специализация.
  Чистая монополия
  Чистая монополия - это рынок одного продавца с уникальной продукцией. Рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара и услуги путем уменьшения объема выпуска.
  Контроль над ценой: лидерство в ценах, тайные соглашения, традиционное существование на рынке.
  Черты чистой монополии:
 1. Единственный продавец или производитель.
 2. Отсутствие заменителей продукции (товар уникален).
 3. Ценовой диктат.
 4.Наличие вступительных барьеров.
  Конкурировать с чистой монополией сложно, так как высокая стоимость товара, патенты, нечестная конкуренция, права от правительства. Легальные монополии: общественные коммуникации, патенты, авторские права и товарные знаки.
  Монополия - рынок с множеством продавцов и одним покупателем (на рынке ресурсов).
  Классификация монополий:
 1. Естественная - базируется на уникальных природных ресурсах или создаётся с целью экономии (транспорт, связь). Государство, как правило, естественный монополист.
 2. Искусственная - возникает на основе сговора с целью удаления конкурентов.
 3. Случайная - временное превышение спроса над предложением (часто перерастает в искусственную).
  Причина появления монополии - концентрация производства и капитала, централизация.
 Объединение предприятий происходит по следующим направлениям :
 1. Горизонтальная интеграция - слияние предприятий одной отрасли для производства одного товара.
 2. Вертикальная интеграция - предприятия разных отраслей, связанные единой технологией производства (последовательные ступени переработки).
 3. Диверсификация - комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой (учитывается исходное сырье, технология, сбыт, управление).
  Организационные формы монополий:
 1. Картель - соглашение одноотраслевых компаний об объёме производства, ценах на товар, найме рабочей силы, обмене патентами, рынке сбыта; фирмы административно и финансово самостоятельны.
 2. Синдикат - теряется коммерческая самостоятельность, сбыт продукции и закупка сырья совместные, сохраняется юридическая и производственная самостоятельность.
 3. Трест - монополистическое объединение, при котором предприятия полностью теряют самостоятельность - общая собственность, управление и сбыт.
 4. Концерн - предприятия разных отраслей (промышленники, торговцы, транспортники, банкиры, финансисты) объединяются под контролем единой головной фирмы.
 5. Конгломерат (консорциум) - участники соглашения абсолютно свободны и самостоятельны, но осуществляется временное соглашение их представителями (например, между промышленниками и банками) с целью научных исследований, строительства крупных промышленных объектов, размещения ценных бумаг.
  Цель монополии - максимальный доход через контроль цены и объема производства. Средство ее достижения - монопольная цена, обеспечивает прибыль сверх нормальной.
  Монополист один - кривая спроса фирмы (D) совпадает с кривой спроса для отрасли. Отрицательный наклон, монополист "искатель цены", т.е. речь идет о монопольной власти. Выбирается комбинация "цена - количество" на кривой спроса продукта. Воздействие на цену товара, меняет количество. Монополия, предающая свою продукцию по одной цене всем покупателям - простая монополия.
  Экономические последствия монополии
  Вмешательство монополии ведёт к перераспределению общественного богатства в её пользу. При этом высокие цены, ограниченный объём производства, нет снижения издержек, социальное неравенство.
  Достоинства монополии: эффективна в отдельных отраслях, стимул НТП.
 
 кривая
 спроса
 предельного а)
 дохода
 
 
 кривая
 совокупного б)
 дохода
  Спрос на продукцию при монополии: кривая спроса убывающая, объём растёт за счёт снижения цены. MR (предельный доход) меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого (кривая MR лежит ниже кривой D).
  Разрыв между Р и MR - продукция продается по одинаковой цене. Если фирма хочет добиться увеличения объема продаж, цена должна быть ниже на все единицы продукции. Если фирма продает на единицу больше, то получит прирост в размере цены этой единицы, но понесет потери (весь первоначальный объем вынуждена продавать по более низкой цене).
 1. Когда D эластичен, снижение Р ведет к росту совокупной выручки.
 2. Когда D не эластичен, то снижение цены ведёт к падению совокупной выручки. Поэтому монополист старается избежать неэластичного участка (2 единицы по 12 дол., но продавая 3 - цена снижается до 10 дол. за штуку. Совокупный доход прирос на 6 (30-24). Прирост на 2 части: 1) 10 дол. за 3 ед. 2) потери равны 4 дол., т.к. каждая из первых двух единиц приносит по 10 дол., а не по 12 дол.).
  Кривая MR пересекает горизонтальную ось в точке, в которой TR максимален. Когда MR>0 - TR можно увеличивать за счёт увеличения объёма продаж. Когда MR<0 - TR увеличивается при снижении продаж. TR - максимален, когда MR=0.
  Оптимальный выпуск в краткосрочном периоде (MR=MC)
 
 
  Убытки
  Кривая D (спроса) ниже кривой AC (средних совокупных издержек) -> спрос недостаточный, чтобы фирма имела прибыль.
 
 
  MC Прибыль
 
 
 
 
 
 
 
  Сравнение MR и MC показывает величину прибыли монополии. Пока MR>MC, рост выпуска продукции увеличивает TR ,больше чем TC, увеличивается прибыль до Q*. Когда выпуск больше Q*, MR   Ценовая дискриминация - установление различных цен на одинаковые товары при несовершенной конкуренции:
 1. Нет возможности перепродажи покупателю (дополнительная прибыль, выгода монополиста).
 2. Возможность разделить покупателей исходя из эластичности спроса на товар (производится больше продукции, выгода покупателя. Пример п. 1 - различные цены на авиабилеты в зависимости дня недели).
  Последствия ценовой дискриминации: увеличение цены и производство больше продукции. Значение антимонополистического регулирования.
  Оптимальный выпуск в долгосрочном периоде
 MR = LMC -> предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.
  Олигополия
  Олигополия - отрасль, в которой большая часть сделок совершается несколькими фирмами, любая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
  Черты:
 1. Число фирм невелико (2 - 25).
 2. Товар и стандартизирован и дифференцирован (стандартизированы товары промышленного спроса, дифференцированы товары потребительского спроса).
 3. Очень высокая степень контроля над ценой. Методы контроля над ценами: тайный сговор (скрытое соглашение о распределении рынка или фиксации цен), лидерство в ценах (фирма диктует цену), отсутствие сговора ("следование", "игнорирование", конкуренция цен).
 4. Преобладают ценовые методы борьбы (+ неценовые).
 5. Возможность вступления в рынок ограничена, взаимозависимость продавцов.
  Ценообразование: цены негибкие (редко изменяются, а если меняются - то у всех предприятий (согласованные действия или тайный сговор)).
  Модели поведения фирмы
  Дуополия (модель А. Курно). Реакция фирмы А на поведение В: если В снижает цену, то А - тоже (боязнь потерять клиентов); если В повышает цену, А игнорирует (захват потребителей фирмы В).
 Сговор (картель) фиксация цен (предотвратить продажу другими, установить квоты).
  Лидерство в ценах (молчаливое тайное соглашение) - крупное предприятие меняет цены, а другие следуют за ним (корректировка редко).
  Реакция "следования" (D?D?) (понижение цены 1 фирмы приводит к понижению цены 2 фирмы).
  Реакция "игнорирования" (D?D?) - когда спрос более эластичен. При понижении цены конкурент будут следовать, не давая увеличивать объём продаж за свой счёт другими. При повышении цены - игнорировать (кривая спроса олигополиста ломается в точке P).
  Поведение олигополиста: максимальная прибыль от реакции конкурентов (учёт при цене и объёме), фирма: соперничество (ценовая война -> cнижение цен), отрасль: соглашение (явное и молчаливое).
  Значение олигополии неоднозначное. Она близка к монополии (по структуре). Особая роль в развитии НТП. В регулировании этой рыночной структуры отводится государству и правовой базе.
  Монополистическая конкуренция - это тип рынка, на котором продукция представлена большим числом товаропроизводителей, товар на котором дифференцирован (похожие, но не схожие товары).
  Отличительные черты монополистической конкуренции:
 1. Число фирм достаточно большое (более 25).
 2. Невозможен тайный сговор.
 3. Дифференциация продукта.
 4. Ограничен контроль над ценой.
 5. Лёгкий вход и выход на рынок.
 6. Неценовая конкуренция преобладает.
  Эта конкуренция формирует "неценовые предпочтения" у потребителей. Продукция даёт прибыль при учёте: цены, рекламы и конкурентоспособности. Формы дифференциации продукта (качество, услуги и условие продаж, размещение и доступность, стимулирование сбыта и упаковки).
  Спрос на продукцию - суммарный объём продукции, поставляемый фирмой при каждом значении цены.
 * P - убывающая;
 * большое число конкурентов, слабая дифференциация продукта;
 * степень эластичности кривой спроса зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта.
  В результате - рост эластичности кривой спроса. MR (предельный доход) будет составлять половину угла наклона линии спроса.
 
 Оптимальный выпуск в краткосроч- ном периоде: при MR=MC.
 
  В краткосрочном периоде - снижение цен, когда кто-то выпускает подобный товар, до того как потребитель разберётся в преимуществах.
 
  Типы рыночных структур
 Характеристики
 Рыночной структуры Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Количество производителей Много независимых Достаточно много Несколько крупных Единствен-ный Тип продукта Стандартизи-рованный Дифференци-рованный Стандартизированный + дифференци-рованный Уникальный, нет заменителей Контроль над ценой Контроль рынком Влияние ограничено Контроль лидера полный контроль Вхождения в отрасль Свободное Относитель-но лёгкое Трудное Очень трудное В долгосрочном периоде - тенденция снижения прибыли от максимальной до нормальной (новые качественные товары) и сокращается спрос.
  Последствие монополистической конкуренции: нет максимальной эффективности, избыток мощностей, приспособление к спросу, нет продукта по наименьшей цене. Использование в розничной торговле, лёгкой промышленности.
 
  7.3. Антимонополистическое регулирование: цели и методы.
 
  Цели: использование преимуществ естественной монополии (контроль государства), недопущение искусственной монополии.
  Методы:
 I. Экономические (самого рынка): появление товаров-субститутов, частая смена приоритетных для потребителей товаров как результат НТП, интернационализация рынка.
 II. Административные (правительство): антитрестовские законодательства (против сговоров о цене и объёме), принудительная демонополизация (размонополирование, разукрупнение), налоги.
  В России особенности - это монополизация государственных структур, всеохватывающий характер в советское время (гигантские заводы, цены, ресурсы, сверхмонопольная прибыль). В 90-е годы антимонопольная политика направлена часто не против злоупотребления монополистов (электро-газо-водоснабжение, транспорт) в завышении цен, а на то, чтобы заставить их делиться с государством сверхприбылью, поэтому многие меры антимонопольной политики не достигают нужного результата: по-прежнему перераспределение общественного богатства в сторону монополий.
 
  Тема 8. Рынки факторов производства
 
  8.1. Особенность функционирования рынка факторов производства. Спрос на факторы производства.
 
  Экономическая функция фирмы описана через производственную функцию Q=f(L, K, T...), где Q - максимальный объем производства при заданных затратах; L, K, T - ресурсы.
  На рынке факторов производства, в результате спроса и предложения, формируются цены на труд(L), капитал(К) и аграрные ресурсы(Т) в форме зарплаты(W), процентного дохода(i) и ренты(rт).
  Особенности рынка факторов производства:
  1. Спрос на ресурсы вторичен, зависит от спроса на продукцию, производимую с помощью ресурсов. Роль идет о производном спросе. Явление производного спроса относительно к L, K, T и любому продукту приобретаемому на стороне фирмой (информация, технология, средства коммуникации и т.д.). Но оно не относится к предпринимательским способностям, так как субъектом спроса и предложения выступает предприниматель. А у L, K, T, к примеру, субъект предложения - домохозяйство.
  2. Прямая зависимость спроса на продукцию и ресурс. Чем выше спрос на продукцию, тем больше спрос на производственные ресурсы.
  Подход к спросу на ресурсы пригоден для всех факторных рынков: цена каждого ресурса отражает его предельную производительность. Оно выражается через равенство
  P*MPx=MRPx=MRCx=Px, где
  L L L W - зарплата
  K K K i - процент
  T T T rт - рента
  MRP - предельная отдача (предельный продукт), прирост дохода фирмы, полученный в результате продажи продукта, созданного одной дополнительной единицей переменного фактора; MRP=MP*MR, где: MP - предельный продукт фактора производства, MR - предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции; MRC - предельные издержки (прирост издержек за счет введения в производство дополнительных единиц переменного ресурса); P - цена продукта, Px - цена ресурса.
 Равенство можно переписать в виде , где отношение - это реальная цена фактора производства, выраженная в единицах произведенной продукции ( - реальная цена труда, - земли, - капитала), а не в деньгах.
 Фирма покупает фактор до тех пор, пока реальная цена фактора () не станет равной MPx. График MPx является кривой спроса фирмы на фактор.
  Правило минимизации издержек: издержки на приобретение факторов производства будут минимальными, если рубль, потраченный на любой фактор, дает одинаковую отдачу.
  ,
  где MPL, MPT, MPK - предельный продукты труда, земли и капитала, w - норма заработной платы, rT - рента, i - ставка банковского процента.
  Правило максимизации прибыли: фирма будет приобретать дополнительно каждый фактор производства до тех пор, пока доход от предельного продукта (то есть цена единицы фактора Px) не уравновесится с ценой каждого из применяемых факторов, то есть пока не будет выполнятся равенство:
 
  Совместное использование факторов производства можно проанализировать через закон взаимозамещения ресурсов. Критерий отбора ресурсов - минимальные издержки производства (Px = MP), то есть сравнивающие рыночные цены ресурса (Px) и предельный продукт, полученный с помощью этого ресурса (MP). MP и P ресурса должны быть одинаковые. При использовании двух ресурсов, более дорогой замещают более дешевым.
  Вывод: равновесие на рынке факторов производства достигается, если на один рубль любого производства получается равный предельный продукт. Максимальная прибыль реализуется, если каждый вводимый фактор производства используется до точки, в которой его цена равна предельному продукту (выручке) в денежном выражении.
  За счет перелива ресурсов достигается минимизация издержек: дорогостоящие ресурсы "вытесняются" на более дешевые (альтернативные).
  Формирование цен на ресурсы зависит от: денежных доходов, редкости ресурсов, минимизации издержек, экономической политики.
  Спрос на факторы производства изучаются в общих категориях для всех факторных рынков. Обстоятельства, влияющие на предложение, различные для разных экономических ресурсов.
 
 
  8.2. Рынок труда и заработная плата.
 
  Рынок труда - это рынок несовершенной конкуренции.
  Труд - сознательная деятельность человека, посредством которой он борется с редкостью благ и стремится увеличить их количество.
  Рабочая сила является специфическим товаром: субъектами спроса являются бизнес и государство. Особенность рынка - собственником фактора труда выступает практически все население (кроме нетрудоспособных).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Спрос на труд определяется: зарплатой и предельной производительностью труда. Кривая спроса на труд DL со стороны фирмы есть кривая предельной производительности труда по его цене w. Эта убывающая линия отражает убывающую предельную производительность труда (при низкой зарплате большой спрос на труд).
  Спрос на труд зависит от: инноваций; от уровня цен на ресурсы - субституты; от спроса на продукт, произведенного с помощью труда.
  Предложение рабочей силы происходит тогда, когда реальная плата извне больше, чем отдача последнего часа работы в своем хозяйстве. Оно зависит от: числа фирм, квалификации, динамики воспроизводства, миграции, трудоспособности, качества труда, конверсии и т.д.
  Кривая рыночного предложения обычно имеет положительное направление (кривая загибается в обратном направлении, когда при определенном уровне зарплаты положительное направление смещается к отрицательному). Существует два фактора, действующих на рынке труда в противоположных направлениях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Эффект замещения: при высокой зарплате свободное время рассматривается как потенциальный убыток и предложения труда увеличивается. Досуг замещается набором товаров и услуг, приобретаемых на возросшую зарплату.
  Эффект дохода: когда высокая зарплата рассматривается как источник увеличения свободного времени и предложение (SL) труда уменьшается. Высокий доход стимулирует досуг, а не труд (как низший товар в этом случае)
  Для экономики в целом SL всегда имеет положительное направление и в экономическом смысле кривая SL есть кривая предельных издержек труда MCL. С ростом зарплаты возрастает SL.
  Заработная плата - это цена труда, выплачиваемая за труда наемного работника. Уровень зарплаты определяется стоимостью (минимумом средств существования, с учетом роскоши) и потребительной стоимостью (полезностью и нужностью). Зарплата бывает: а) номинальная (W) - сумма денег, получаемая за время труда; б) реальная (W/P) - количество товаров и услуг, которые можно приобрести на нее (размер (W), налоги, уровень цен).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ставка заработной платы на рынке труда - результат взаимодействия спроса на труд (DL=MCL) и его предложения (SL=MCL). Таким образом, равновесная ставка заработной платы WE отражает равенство предельной производительности труда и предельных издержек труда:
  MPL=MCL.
 
 
 
 
 
 
 
  Зарплату следует рассматривать по следующим признакам:
  1. Уровень зарплаты: общий и средний.
  При совершенной конкуренции средний уровень зарплаты близок к цене любого другого товара, при несовершенной - она повышается (найм сокращается). При этом, минимальная оплата труда нормирована. Общий уровень зарплаты является пересечением кривой спроса и предложения (при росте спроса на труд повышается зарплата, устанавливается новая точка равновесия при более высокой кривой спроса).
  2. Формы зарплаты (зависят от метода оценки трудовых затрат)
  а) повременная (от количества отработанного времени) = почасовая ставка ? отработанные часы.
  б) сдельная (от количества произведенной продукции) =количество продукции ? поштучные расценки.
  Каждая из форм имеет разновидности, т.е. речь идет о системах зарплаты. Повременная: простая повременная и повременно-премиальная. Сдельная: прямая, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная (соглашение).
  Современные системы оплаты труда: деление на основную и дополнительную (бонус, тантьемы), индивидуализация, "система участия", аккордно-премиальная.
  3. Дифференциация зарплаты (рынок несовершенной конкуренции). Это порождает неравенство в распределении личных доходов. Причины: способности, образование, профподготовка, опыт, квалификация, уровень привлекательности, неконкурентные группы, спрос и предложение. Следует говорить о человеческом капитале, т.е. когда рыночная стоимость трудовых ресурсов зависит от инвестирования в образование.
  Предельная доходность труда:
  MRPL= MR?MPL, где MPL= W/P, W - номинальная зарплата, P - цена единицы блага, W/P - реальная зарплата. Максимизация прибыли от ресурса, когда MPL=W/P.
  Для рынка труда характерно явление конкуренции - монопсонии- наличие единственного покупателя трудовых ресурсов (определенный вид труда на одной фирме, отсутствие мобильности при продаже труда, контроль над ценой труда). Профсоюзы пытаются ограничивать монопсонию (законодательство, рост зарплаты, борьба с монополизацией). Под влиянием профсоюзов складывается несовершенная конкуренция, находящихся на стороне предложение труда и, с другой стороны, предпринимателей, воздействующих на ставки зарплат через спрос на труд.
 
 8.3. Рынок капитала. Дисконтирование.
 
  В широком смысле капитал - это ценность, приносящая доход. На рынке капитала фирма представляет спрос не на физический капитал, а на временно свободные денежные средства, которые можно потратить на эти капитальные блага.
  Ценность капитала сегодня зависит от того, какие блага приносит его использование (отдается на время с целью приращения).
  Спрос на капитал - это спрос на денежные средства.
  Под процентом понимается плата предпринимателем (заемщиком) любым физическим и юридическим лицам (кредиторам), которые предоставляет в долг капитал (за будущий доход). Цена, уплачиваемая собственнику капитала, за использование средств в течение определенного времени, называется ссудным процентом.
  Ссудный процент бывает номинальный (в денежных единицах по текущему курсу), реальный (с поправкой на инфляцию). Именно реальная ставка определяет принятие решений о целесообразности (или нецелесообразности) инвестиций Факторы, определяющие уровень ставки ссудного процента: степень риска (выше при больших рисках), срок (выше для долгосрочного периода), размер (выше не небольшой заем), налогообложение. Ставка ссудного процента определяет уровень инвестиционной активности (низкие процентные ставки увеличивают инвестирование, что расширяет производство). Ставка ссудного процента как цена капитала-фактора зависит от спроса и предложения заемных средств. Спрос на заемные средства зависит от выгодности предпринимательских инвестиций, размеров потребительского спроса на кредит и спроса со стороны государства, организаций и учреждений.
  Инвестирование - процесс создания или пополнения капитала. Валовые инвестиции (Ig) - общее увеличение капитала (включается амортизация (A)). Чистые инвестиции (In), In=Ig -A. Если In имеет положительное значение, то производство расширяется. Если In < A - производство сокращается. Если In=0 - простое воспроизводство.
  Активизация инвестирования: норма дохода должна превышать норму ссудного процента. Процентная ставка является минимумом рентабельности инвестиционных проектов. Следует сравнивать ожидаемый уровень дохода на капитал с текущей рыночной ставкой процента по ссудам. Если ожидаемый уровень дохода не превышает ставки процента, такой процент инвестиций не признается обоснованным (рентабельным).
  Норма ссудного процента - отношение дохода на капитал, предоставленного в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала, выраженные в процентах.
  "Чистая производительность капитала" - это ежегодный процент дохода инвестора при использовании денег на капиталовложение. Обоснование эффективности инвестиционных проектов:
 1. Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой:
 - если средства со стороны - проценты являются внешними издержками (чем выше ставка процента, тем меньше окупаемых инвестиционных проектов);
 - если собственные средства - процент является внутренними издержками (упущенная выгода).
 Чем выше ставка процента, тем больше соблазн положить деньги в банк и отказаться от инвестиций.
 2. Метод дисконтирования:
  Дисконтирование (как и процент) показывает эффективность инвестирования. Это метод приведения будущих расходов к текущему времени, т.е. определение величины чистой производительности капитала. Это вычисление сегодняшнего аналога суммы денег, которая выплачивается через определенный срок (и) или при существующей ставки ссудного кредита.
  Текущая дисконтированная (приведенная) стоимость (Present Value - Vp) - это нынешняя стоимость 1 рубля, выплаченного через определенный период времени.
  Если этот период равен одному году, Vp=1/(1+i). Для n лет Vp=1/(1+i)n.
  Пример: сегодня инвестируем X долл., чтобы получить в будущем через год 100 долл., при 10% процентной ставке или 0,1 в год.
  Х долл. = 100долл./(1+0,1), и в итоге X=91 долл. При ставке 10%, стоимость инвестиций в будущем году будет равна сегодняшней величине инвестиций плюс процент.
  Оценка будущих доходов играет важную роль при принятии решений по инвестициям. Для этого используют понятие чистой дисконтированной стоимости (Net Present Value - NVp):
 
 где I - инвестиции, pn - прибыль, получаемая в n-м году, i - норма дисконта (норма приведения затрат к единому моменту времени).
  Норма дисконта (i) может быть ставкой процента или какой-либо другой ставкой. Иногда целесообразно рассматривать норму дисконта как альтернативные издержки вложений в основной капитал.
  Величина чистой дисконтированной стоимости должна быть больше нуля: NVp > 0. С экономической точки зрения это означает, что приведенная стоимость, ожидаемая от инвестиций, больше, чем величина произведенных инвестиций.
  Следовательно, необходимо инвестировать тогда и только тогда, когда ожидаемые доходы будут выше, чем издержки, связанные с инвестициями.
  "Предельная эффективность капитала" - это отношение между ожидаемым доходом от дополнительной единицы данного вида капитального имущества и ценой производства этой единицы. По мере увеличения инвестиций их предельная эффективность уменьшается (ожидаемый доход падает с ростом предложения или из-за роста цены предлагаемых ресурсов).
  Пример: строительство моста с предельной эффективностью 10% не будет начато, пока рыночная норма процента составляет 11%.
  Если кривая спроса на капитал имеет нисходящий характер (закон убывающей доходности), то кривая предложения - восходящий (закон возрастания альтернативных издержек). Совмещение DK и SK есть процент (ie) как своеобразная равновесная цена.

<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу