<< Пред.           стр. 5 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 8.4. Рынок природных ресурсов. Рентные отношения.
 
  Рентные отношения - это отношения по поводу ценообразования и распределения доходов от использования земли, ее ископаемых ресурсов и недвижимости.
  Ограниченность земли вызывает рентные отношения, порождающие особый доход (ренту). Рента - денежная сумма, выплачиваемая за пользование ресурсами в течение определенного времени.
  Под земельной рентой подразумевается цена, которую платит арендатор земельного участка его собственнику за возможность производительного использования и получения прибыли.
  Земля приносит ее собственнику ренту потому, что ее предложение неэластично. Графически кривая предложения земли изображается вертикальной линией.
  Экономическая рента определяется соотношением спроса и предложения на рынке землепользования. Земельный собственник, заинтересованный в максимизации дохода, будет предоставлять землю фирмам практически за любую плату. Даже если эта плата мала, ему выгоднее отдать в аренду всю имеющуюся площадь, так как в противном случае с невостребованных участков он вообще не будет получать дохода.
 
 
 
 
 
 
 
 
  Конкретный размер земельной ренты определяется только спросом на землю, а, следовательно, уровнем цен тех товаров, которые производятся с использованием земельных ресурсов.
  Рента бывает:
  1. Чистая экономическая (доход, в зависимости от ограниченности природных ресурсов). Земельная рента - частный случай.
  2. Дифференциальная (доход, в зависимости от качества природных ресурсов)
  Дифференциальная рента - это доход, получаемый в результате использования ресурсов с неэластичным предложением и с высокий производительностью.
  Если землевладелец продает землю, то ее цена определяется на рынке товара "земля". В самом простом случае при банковской ставке процента i цена земли PT будет определяться по формуле PT=(r/i)?100%, где r - рента.
  Экономически это означает, что, продав единицу земельной площади за цену PT, землевладелец будет иметь доход с полученной суммы в виде банковского процента такой же, как он имел бы с земли в виде ренты.
  На рисунке представлены результаты использования трех земельных участков различного плодородия в условиях совершенной конкуренции (линии спроса на продукцию каждого производителя сельскохозяйственной продукции абсолютно эластичны).
 
 
 
 
 
 
 
  а) б) в)
 
  Как следует из данного рисунка, на участке a, характеризующемся самыми низкими средними издержками (ATC), будет получена максимальная дифференциальная рента, соответствующая площади заштрихованного прямоугольника. Несколько меньшая дифференциальная рента будет получена на участке б, где ATC выше, сем на участке a. И, наконец, на участке в дифференциальная рента будет нулевой; производителю удастся лишь возместить свои издержки, в том числе и нормальную прибыль.
  Причины появления: ограниченное предложение земли (неэластичность), качественная неоднородность, географической положение и т.д. Цены на сельхозпродукцию удерживаются на уровне прибыльности на худших по качеству участках. А доход получается на лучших - это форма дифференциальной земельной ренты (анализ ATC и MC, если они равны, дифрента нулевая). Рента для арендатора - плата за землю, для землевладельца - доход на капитал, вложенный в землю, для общества - дань, выплачиваемая земельными собственниками.
  Цена земли - суммарная величина всех будущих арендных платежей, которые, как ожидается, может принести конкретный земельный участок. Поэтому цена земли - дисконтированная стоимость будущей земельной ренты.
  PT=?R?(1+i)t, где R - годовая рента с участка, i - рыночная ставка процента.
 
  Цена на землю определяется спросом на нее: сельскохозяйственным (зависит от спроса на продовольствие) и несельскохозяйственным (для строительства, инфраструктуры и т. д.). Совокупный спрос на землю состоит из суммы общих спросов. Кривые имеют отрицательный наклон (закон убывающей отдачи, но кривая сельскохозяйственного спроса будет более эластичной).
  Арендная плата определяет рыночную цену земли. Она состоит из ренты, амортизации на содержание и процента на вложенный капитал. Арендная плата растет, т.к. улучшается инфраструктура.
  Государственная политика в аграрной сфере:
  1. Поддержание цен сельхозпроизводителей через субсидии, госзаймы.
  2. Борьба с излишками сельхозпродукции.
 
 Тема 9. Государство в рыночной экономике
 
 9.1. Соотношение рыночного саморегулирования и государственного регулирования.
 
  В современной развитой экономике рыночное саморегулирование дополняется регулированием государства общественного производства. Причины вмешательства: не решаются социальные вопросы, не обеспечивается стратегический прогресс в науке и технологиях, проблемы производства общественных товаров, необходимость преодоления нищеты и сокращения доходов.
  Государственное регулирование экономики - это целенаправленный координирующий процесс управления государством отдельных сегментов рынка посредством изменения микро- и макропоказателей с целью сбалансированности экономики. Государство является рыночным агентом и политической организацией общества во главе с правительством и его органами (госорганы).
  На разных этапах развития общества роль государства была различной. Однако, всегда шла борьба между сторонниками свободного рынка и защитниками государственного вмешательства в экономику. В период становления рыночного хозяйства преобладала либеральная (классическая) традиция о роли государства. Физиократы отражали экономическую роль государства как "охранника" частной собственности. Особая роль отводилась "невидимой руке рынка" (Адам Смит).
  После 30-х годов ХХ века ("великая депрессия") появляется модель государственного вмешательства в экономику Дж. М. Кейнса (1883-1946), в ней подчеркивалась роль государства в стабилизации экономики, регулировании занятости, смягчении циклических колебаний через финансово-бюджетные инструменты и денежную политику.
  Феномен социального "трансфертного" государства связан с приходом к власти соцпартий в Европе. Государство должно проводить активную социальную политику через перераспределение общественного продукта.
  С середины 70-х годов ХХ века в большинстве стран произошел сдвиг в сторону неоконсервативной политики ("минимального государства").
  Однозначно к роли государства в рынке подходить нельзя. "Государственники" исходят из "фиаско рынка", неоконсерваторы делают упор на "фиаско государства".
  Существует отличие государственного управления (директивы - как обязательное исполнение для руководства) от государственного регулирования рынка. При централизованной экономике управление предприятиями и хозяйственными связями осуществлялось административно и напрямую повсеместно. Государственное регулирование отличается целями и средствами (государственный патернализм - опека государства).
  Цели государственного регулирования:
  I. Главная цель - экономическая и социальная стабильность (через адаптацию к меняющимся условиям). В результате устанавливается экономическое равновесие:
 1. Стабильные цены и валюта (индикатор - индекс цен);
 2. Высокая занятость (индикатор - уровень безработицы);
 3. Внешнеэкономическое равновесие (роль внешних факторов в ВНП);
 4. Экономический рост (реальный ВНП) - это процесс расширения производственных возможностей.
  II. Опосредующие или конкретные цели: экономический рост (благосостояние), полная занятость (доход, обеспеченность работой), экономическая эффективность (разумное использование ресурсов), экономическая свобода (в рамках закона выбор формы предпринимательства и потребительских предпочтений), обеспечение нетрудоспособных (достойный образ жизни), стабильный уровень цен, баланс внешнеэкономических связей (ввоз - вывоз). Все цели достичь одновременно - невозможно.
  В основе целей лежит правовое обеспечение, т.е. создание общих правовых условий экономической деятельности (меры запрета, разрешения, принуждения). Важно учитывать социальную ориентацию государственного регулирования, действие в интересах всех участников хозяйствования (социальное обеспечение и государственное попечительство через налогообложение и государственную собственность).
  Причины усиления государственной собственности: войны и национальная оборона, инфраструктура, рост народонаселения, урбанизация, экология, социальные вопросы и т.д.
  Границы госсектора (невмешательство): частная собственность, свободное ценообразование (кроме монополий), многообразие форм собственности.
  Сферы деятельности госсектора (хозяйственные субъекты, целиком или частично принадлежащие центральным или местным государственным органам): сырьевая и энергетическая отрасли, инновационные процессы, охрана окружающей среды, милитаризация и конверсия, социальные и производственные инфраструктуры. Формы образования: национализация, госстроительство из госбюджета, госприобретение.
 
 9.2. Экономические функции государства.
 
  Экономические функции государства - это сознательное регулирование процессов общественного воспроизводства.
 I. Обеспечение правовой и общественной атмосферы (административное и правовое регулирование)
 II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования)
 III. Корректирующая функция (ее вообще не решает рынок)
 IV. Регулирование распределительных процессов
 V. Роль государства в достижении и сохранении национальных и конкурентных преимуществ в мировой экономике
 VI. Общая координация экономического процесса посредством разработки долгосрочной экономической стратегии
 
 1. Обеспечение правовой и общественной атмосферы (административное и правовое регулирование). Правовое регулирование функционирования рыночного механизма. Защита прав собственности. Поддержка конкуренции и антимонопольная политика. Защита прав потребителей.
 II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования).
 III. Корректирующая функция (ее вообще не решает рынок):
 а) Регулирование государством внешних эффектов.
  Во время рыночных сделок возникает ситуация, когда лицо, не участвующее в сделке несет убыток или получает выгоду - это внешние эффекты ( внешние экстерналии). Внешние эффекты не отражаются в рыночной цене, т.к. направлены на "третье" лицо и регулируются государством.
  Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности. Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности.
  1. Отрицательные внешние эффекты - это издержки третьих лиц, не включенные в цену товара. Следовательно, цена, по которой производитель будет продавать свой товар, окажется ниже, чем цена, учитывающая все издержки: как издержки производителя, так и издержки лиц, не участвующих в купле - продаже данного товара.
  Пример: целлюлозно-бумажный комбинат стоит на реке. Сбрасывает отходы в реку. Ущерб включает потерю выгод, связанных с использованием реки в других целях (рыболовы, отдых). Если заставить предприятие возместить ущерб, то цена бумаги увеличится. Рыболовы несут издержки, связанные с деятельностью комбината.
 ТЕС MEC
 
  ТЕС(q) MEC(q)
 
 
 
 
  Q Q
 ТЕС - совокупные внешние издержки или ущерб, наносимый третьим лицам (рыболовам). Чем больше Q (объем выпуска), тем больше ТЕС и вред реке. МЕС - предельные внешние издержки - это дополнительные ТЕС с дополнительной Q. Они не оплачиваются, перекладываются на третьи лица : МЕС = ? ТЕС/ ? Q. Чем больше сбросов в водоем, тем больше вред.
  Цена Р (в ден. ед)
 
  D(спрос) MSC=MC+MEC
 Р2
  S(MC)
 Р1
 
  MEC
 
 
  Количество продукции Q(вт.)
  Q2 Q1
  Предположим, что целлюлозно-бумажные предприятия действуют в условиях совершенной конкуренции на рынке бумаги. Тогда кривая предложения (S) на рынке бумаги отражает суммарные предельные издержки производства индивидуальных производителей - МС.
  Индивидуальное предложение фирмы - это ее предельные издержки, а рыночное предложение - суммарное предложение всех фирм в отрасли.
  Предельные частные издержки всех фирм отрасли (МС) отражают только стоимость тех факторов производства, которые используются в производственном процессе, но они не включают в себя предельные внешние издержки в случае существования отрицательных внешних эффектов.
  Параметры равновесия рынка бумаги: Q1 и P1 .
  Предельные общественные издержки (MSC) - это все предельные издержки производства: как частные, так и внешние.
 MSC = MC + MEC.
  Фирмы принимают свои решения об объемах выпуска на основе слишком низких МС, не учитывая МЕС, следовательно, цена оказывается слишком низкой , а объем выпуска слишком большим.
  Интернализация отрицательных внешних эффектов - это перевод внешних эффектов во внутренние, что достигается путем корректирования предельных частных издержек таким образом, чтобы они отражали действительные предельные общественные издержки.
  Чтобы интернализировать отрицательный внешний эффект, необходимо сложить предельные внешние издержки и предельные частные издержки, т.е. получить предельные общественные издержки. Интернализация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и, следовательно, к снижению величины спроса на этот товар.
  Для этого на практике может использоваться корректирующий налог, т.е. налог на выпуск каждой единицы товара, поднимающий МС до уровня MSC. Значит, это - налог, который интернализирует отрицательный внешний эффект. На графике показано новое рыночное равновесие при объеме выпуска отраслью бумаги в количестве Q2 и продаваемой по цене Р2.
  При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, которое вызывает слишком большой сброс сточных вод в реку. Причина подобной неэффективности заключается в неправильном ценообразовании. Рыночная цена Р1 слишком низка - она отражает предельные частные издержки производства фирм, но не предельные общественные издержки. Только при более высокой цене Р2 объем производства на целлюлозно-бумажных предприятиях будет эффективным и значительно меньшим по сравнению с тем объемом выпуска, который имел место при отсутствии механизма интернализации внешнего эффекта.
  Выход: 1) плата за выбросы (прямой корректирующий налог). Государство заставляет предприятие выплачивать внешние издержки. В государственных фондах аккумулируется денежная сумма для финансирования природных мероприятий (очистка водоемов);
  2) определение стандарта на выбросы (специальные очистительные сооружения).
  В России это корректирующее воздействие через субсидии и налоги (пример: закон об охране окружающей среды - нормативы шумов, выбросов; технический контроль). Невозможно пока введение "бабл-принципа", когда предприниматели договариваются друг с другом о внедрении очистных технологий без государств.
  Пример: отрицательные внешние эффекты - загрязнение окружающей среды - увеличивают издержки общества, но не влияют на затраты производителя, кривая S не отражает истинных издержек, продукт производится в излишке (издержки перелива).
  Государство может: а) принять закон, запрещающий загрязнение окружающей среды; б) ввести специальный налог, равный издержкам, вызванным загрязнением среды (т.е. фирма платит налог на единицу продукции пока есть загрязнение).
 
  P S1
  D
  P1 E1
 
  E0 S0
  P0
 
 
 
  Q
  Q1 Q0
  На графике рост налогов или затрат на приобретение аппаратуры экологического контроля смещает S0 к S1 вверх, объем производства уменьшается с Q0 до Q1. Государство должно трансформировать внешние для фирмы издержки во внутренние и больше не оценивать ресурсы по заниженной стоимости.
  2. Положительные внешние эффекты - это выгода некоторых третьих лиц, не отраженная в цене, по которой совершается рыночная сделка.
 Пример: вы разбили фруктовый сад (радость соседям). Третьи лица (соседи) получают выгоду бесплатно, она не учтена при цене услуг садовника. Здесь общественная выгода будет больше, чем частная выгода лица, оплачивающего данную услугу, так как общественная выгода включает в себя как частную выгоду, так и положительный внешний эффект, т.е. выгоду третьих лиц.
  Государство регулирует положительные внешние эффекты.
  P S0
  D
  P0 E0 Субсидия
 
  E1 S1
  P1
 
 
 
  Q
  Q0 Q1
 
 1. Субсидирование со стороны государства - предоставление блага. На графике, она S0 смещает к S1 (вниз) => издержки производителя снижаются => рост Q благ.
 2. Возможно через государство увеличить спрос на блага, т.е. обеспечить покупательную способность потребителя (льготные талоны, абонементы).
  При интернационализации положительного внешнего эффекта происходит более эффективное распределение благ (пример: соседи доплачивают садовнику за труд коллективно - больше сад, доход садовника, снижение оплаты для каждого участника. Однако, маловероятно, что соседи будут это делать добровольно.исходит более эффективное распределение благ()ффекта ага, т.е. плачивающего данную услугу, так как общественная выгода включа). Поэтому речь идет о вмешательстве государства в экономическую сферу и производства ряда благ, называемых общественными благами.
 б) Производство общественных благ
  Потребляемые товары и услуги делятся на частные (большая часть) и общественные. Частное благо потребляется одним лицом и не может одновременно быть потребленным другим. Общественное благо потребляется всеми одновременно, причем потребление кого-либо одного не уменьшает потребление другого. Черты: включенность (всеобщность); нулевые предельные издержки (свет маяка); неделимость (национальная оборона).
  Квазиобщественное благо появляется, когда люди могут быть исключены из процесса их потребления (музей, автострады, пожарная охрана, система канализации). Реальное распределение ресурсов осуществляется в рамках системы налогообложения - налоговые поступления идут на приобретение общественных благ.
  Принимая на себя содержание общественных благ, государство тем самым решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Трансакционные издержки - расходы, связанные не с производством как таковым, а с его организационной стороной: поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, расходы на заключение контрактов, контроль над их исполнением, защита прав собственности и т.д. Есть товары, которые по определению не относятся к общественным, но из-за высоких трансакционных издержек государству бывает выгодно взять на себя их финансирование.
  Классический пример - некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Затраты государства в данной области значительно ниже, чем если бы это делали частные страховые компании.
  Проблема теневой экономики
 Причины:
 1. нелегальные формы разрешения конфликтов по защите прав собственности, когда в рамках закона невозможно решить вопросы или высокие трансакционные издержки, т.к. они растут в развитой экономике при расширении специализации и разделении труда;
 2. высокая "цена" подчинении закону (налоги);
 3. криминальный бизнес (запрещен законом).
 Последствия (влияние на макроразвитие): уход от налогов, низкая соцзащита работников, хищение, организованная преступность и т.д.
  Общественное благо обладает свойствами:
  а) неконкурентоспособность (неизбирательность) - используется многими, но не вызывает дополнительных изменений (маяк). Неконкурентные блага, когда предельные издержки равны нулю, т.е. дополнительные потребители не увеличивают издержки производства общественных благ.
  б) неисключимость - люди не могут быть исключены из сферы потребления, даже если не платят (освещение улиц, национальная оборона).
  Проблема: сложно проконтролировать расходы государства и качество общественного блага. Общественное благо создается политикой внешних эффектов. Пример: проблема "зайца" в транспорте. Трудно учесть потребителей общественного блага - если финансирование через "добровольный взнос" - число "зайцев" растет. Поэтому государство производит общественные блага за счет обязательных платежей (налогов), независимо от полученной индивидуальной пользы.
  IV. Регулирование распределительных процессов:
  1. Трансферты - соцвыплаты (мин. зарплата, пенсии, пособия). Индексация фиксирования доходов с ростом цен;
  2. Расходы (через динамику ВНП);
  3. Налоги (инвестиционные решения, финансовая база);
  4. Кредит (увеличение или уменьшение объема производства);
  5. Госпредпринимательство (предприятия, кредитные учреждения, центральный эмиссионный банк). Тендер - торги с целью выявления эффективного подрядчика. Госзаймы через конкурс.
  Проблема перераспределения доходов и богатства: существует естественная тенденция к тому, что богатые становятся еще богаче. Поэтому существует необходимость в перемещении дохода от одной группы населения к другой.
  Типичные способы перераспределения дохода государством: прогрессивный подоходный налог (при котором с ростом дохода его доля, изымаемая в госбюджет в форме, возрастает), государственные программы помощи и социального обеспечения, пособия по безработице, всеобщее медицинское обслуживание населения, вмешательство в рыночный механизм (правительство модифицирует цены, установленные под воздействием рыночных факторов, различными способами.; для гарантии определенного уровня доходов конкретных групп обеспечивается ценовая поддержка).
 V. Роль государства в достижении и сохранении национальных и конкурентных преимуществ в мировой экономике.
  Главной его задачей становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Приоритетные цели социально-экономического развития - финансовая поддержка мелкого и среднего предпринимательства, реструктуризация традиционных базовых отраслей промышленности.
 VI. Общая координация экономического процесса посредством разработки долгосрочной экономической стратегии.
  На первый план все больше выходит реализация качественных особенностей экономического развития. К ним относятся нацеленные на улучшение качества жизни меры по созданию условий для повышения образовательного уровня и квалификации работников, установлению контроля над качеством и безопасностью потребительских товаров и защите прав потребителей, улучшению условий и охраны труда.
  Теория общественного выбора (выбор осуществляется посредством политики) объясняет, каким образом в рамках политической системы завершается процесс распределения ресурсов, т.е. отдается предпочтение каким-либо представителям власти, которые проводят в жизнь законы.
 
 9.3. Методы государственного экономического регулирования.
 
  Методы регулирования: прямые и косвенные.
 I. Прямые методы базируются на властнораспорядительных отношениях:
 1. правовое регулирование (система законодательных норм и правил);
 2. административное регулирование (регулирование, лицензирование, квотирование и т.д.; разрешение, принуждение, закрепление);
 3. целевое финансирование секторов экономики, регионов, фирм - преобладающий метод (субвенции, субсидии).
  Финансирование через инвестиции:
 а) государственное предпринимательство (капиталоемкое и малорентабельное производство), позволяет решать общенациональные и социальные вопросы;
 б) субсидирование предприятий негосударственного сектора (экспорт, госзаказ и т.д.)
 II. Косвенные методы - основные направления макроэкономики.
  Денежно-кредитная (монетарная) политика - это совокупность мероприятий государства по регулированию хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние денежного обращения и кредита.
  Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: нормирование банковских резервов, варьирование учетной ставки банковского процента, проведение операций на валютном рынке.
  Налогово-бюджетная (фискальная) политика - это система мероприятий государства в области правительственных расходов и налогов.
  Основные инструменты налогово-бюджетной политики:
 * регулирование налогового обложения имущества граждан;
 * введение муниципальных налогов;
 * регулирование государственных налогов;
 * осуществление государственных закупок;
 * выпуск государственных внутренних займов;
 * поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
  Социальная политика - это система мероприятий государства по регулированию положения, отношений и взаимодействия основных элементов социальной структуры общества. Она включает в себя формирование доходов населения, обеспечение занятости и качества жизни населения.
  Основными инструментами социальной политики являются:
 * регулирование минимальных ставок оплаты труда;
 * регулирование размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
  Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий государства по регулированию отношений национальной экономики с экономикой внешнего мира.
  Основными инструментами внешнеэкономической политики являются:
 * законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;
 * использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
 Все перечисленные методы и инструментарии госрегулирования требуют комплексного использования, что образует макромаркетинг национальной экономики. Этот метод динамичен, охватывает все фазы воспроизводства и экономического роста, территории и региональные подсистемы. При изменении в экономической конъюнктуре меняется маркетинговая деятельность.
 Тема 10. Основные макроэкономические показатели.
 
 10.1. Цели национального производства
 
 Особенности национальной экономики определяет система макроэкономических целей:
 1. Стабильность роста национального производства.
 2. Стабильность цен.
 3. Экономическая обеспеченность.
 4. Занятость.
 5. Справедливое распределение доходов.
 6. Экономическая эффективность.
 7. Экономическая свобода.
 8. Оптимальный платежный баланс.
 9. Качество жизни.
 10. Равновесие с природной средой
 Цели вступают в противоречие, т. к. у каждой экономической системы свои приоритеты. Важно обосновывать цели. Некоторые из целей взаимодополняемые (полная занятость, ликвидация безработицы, рост доходов и качества жизни). Делая выбор приоритетных целей следует использовать метод постоянного и мягкого маневрирование (реакции на факторы с разных сторон).
 Результаты деятельности национального производства:
 1. Материально - вещественные (сфера материального производства)
 ? Совокупный общественный продукт (продукт материального производства за определенное время).
 ? Конечный общественный продукт (совокупность продуктов, окончотельно завершенных в обработке).
 ? Чистый общественный продукт (это вновь созданная стоимость или национальный доход).
 ? Фонд потребления (предметы потребления, созданные за определенное время).
 2. Интегральные результаты (агрегированные параметры):
 ВНП, ВВП, ЧНП, НД, "чистое" экономическое благосостояние (к ВНП добавляют товары теневой экономики, созданные на дому, увеличение досуга и отнимают загрязнение окружающей среды).
 3. Годовые (номинальный и реальный ВНП).
 4. Многолетние (национальное богатство) - это результат многолетнего функционирования экономики (блага и природные ресурсы ). Бывают: материальные и нематериальные.
 Источники пополнения: рост национального богатства за счет превышения производимого общественного продукта над текущим потреблением.
 Макроучет через СНС (Система Национальных Счетов) - в России с 1988 года. СНС помогает сопоставить показатели на международном уровне.
 
 10.2.Макроэкономические показатели системы национальных счетов
  В большинстве стран используются система национальных счетов (СНС). Она разработана статистической комиссией ООН и применяется с 1953 г. (более чем в 100 странах). СНС- представляет собой свод балансовых экономических таблиц, отражающих с одной сторон расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров, с другой- их доходы от результатов хозяйственной деятельности. Основу составляют сводные счета ВВП, капиталовложений, доходов и расходов домохозяйств и госучреждений, внешнеэкономических операций. СНС включает балансовые таблицы сводных показателей, либо имеющих самостоятельное значение. СНС позволяет упорядочить информацию о хозяйственной деятельности.
  Макроучет в России с помощью СНС ведется с 1988 года. До этого использовали баланс народного хозяйства (БНХ), где отсутствовала важная информация, была неадекватность многих показателей. На основе СНС не проводятся разичие между материальным и нематериальным производством.
 Источники макроинформации: госкомстат, средства массовой информации, макропоказатели.Приемы и методы макроанализа: балансирование доходов и расходов по методу двойной записи, стоимость оценки товаров и услуг и т.д. Качество управления зависит от степени достоверности информации: статистические данные не всегда надежные и взаимодополняемые.
 ?. ВНП (Валовой Национальный Продукт) - суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год, независимо от местонахождения национальных предприятий. ВНП подсчитывается 3-я методами:
 1. Метод потока расходов ВНП.
 2. Метод потока доходов ВНП.
 3. Метод подсчета по отраслям (производствам).
 Основные макропоказатели:
 
 
 ВНП
 (GNP) Xn 1 2 G
 
 ВВП
 (GJP)
 
 ЧНП
 (NNP) 3 Iq
 НД
  Процент Зарплата
 C Рента Прибыль Где:
 1. Сальдо экспорта и импорта (чистые поступления из-за границы).
 2. Амортизация.
 3. Косвенные налоги на бизнес.
  Методы потоков доходов и расходов
 1.Метод потока расходов ВНП
 (на конечное потребление)
  C+Iq+G+Xn 2.Метод потока доходов ВНП
  (поставщики ресурсов)
  W+R+r+P+A+NБ 1. Потребительские расходы населения (С).
 2. Инвестиционные расходы предпринимательства (I).
 3. Госрасходы на товары, услуги, ресурсы (G).
 4. Чистый экспорт (X).
  1.Амортизационные отчисления.
 2. Косвенные налоги на бизнес.
 3.Процент.
 4. Зарплата.
 5. Рента.
 6. Прибыль. Оба метода - две стороны одного явления - "производства" (потоки доходов и расходов или кругооборот)
 Метод расчета по производству(отрасляи).
 Если суммировать общую стоимость (объем продаж), то возникает повторный счет, т. е. завышение объема продукции в многоступенчатом прцессе ее производства и реализации. Когда стоимость одних и тех же частей продуктов учитывается не один раз.
 Вводится понятие промежуточного продукта (для дополнительной обработки) и конечного продукта (для конечного потребления). ВНП нужно считать без "повторного счета" (в СССР использовался повторный счет в валовом общественном продукте), т. е. не по общей, а по добавленной стоимости той части продукта, которая произведена именно данным предприятием, а не его поставщиками.
 Стадии производства костюма Цена продаж Добавленная стоимость ( расчет) ( сумма) 1.Овцеводческая ферма 60
 Промежуточный продукт
 60 - 0
 60 2.Фирма по переработке шерсти. 100
 Промежуточный продукт
 100 - 60
 40 3.Швейная фабрика.

<< Пред.           стр. 5 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу