<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 а) определить возможности и пути совершенствования техники упражнения;
 б) модифицировать упражнения;
 в) раскрыть индивидуальные возможности спортсмена;
 г) определить допустимую вариативность системы движений.
  Занимающемуся предлагается несколькими разными способами выполнить одни и те же компоненты движения, чтобы углубить представление о ее структуре.
 
 Анализ изображений и мысленно представляемых схем
 1. Учет перспективных и ракурсных искажений на кинограмме.
 2. Различное расположение кинограммы или рисунков, чтобы легче было рассматривать отдельно активную динамику движений.
  Но даже если тренер (преподаватель) будет строить свою работу с учетом предложенных рекомендаций, не может быть гарантии скорейшего исправления ошибок, он должен представлять причины возникновения ошибок типичных при биомеханическом анализе.
 
 Ошибки механике движении
  Здесь наиболее встречаются следующие ошибки анализа:
 1. Тренер при определении ошибки не учитывает инерционные силы. Имеется в виду:
 а) преодоление сопротивления за счет запаса количества движения;
 б) инерционные ("реактивные") силы между движущимися звеньями тела и др.
 2. При определении динамики действий по их кинематике не учитывается действие силы тяжести на уравновешивание, которой расходуется существенная часть внешней активной силы.
 3. Ошибки в определении направления сил реакции и опоры. Наиболее типичные - представление о том, что сила реакции опоры при отталкивании направлена обязательно центрально, то есть по линии соединяющей место опоры с проксимальным суставом конечности (плечо, тазобедренный).
 4. Ошибки, связанные с анализом сохранения устойчивости тела. Часть их связана с тем, что тренер не учитывает реальные и функциональные возможности спортсмена при взаимодействии с опорой.
  Далее при биомеханическом анализе движения тренеры не всегда учитывают локализацию силовых и скоростных возможностей занимающихся, его двигательного аппарата. Это в свою очередь влечет за собой выбор не целесообразного варианта техники упражнения. Другая ошибка: не принимается в расчет зависимость развиваемых суставных моментов от величины угла между ними. Тренер (преподаватель) не уделяет должного внимания закономерностям мышечного напряжения и расслабления, впадает в другую крайность, связанные с ошибками анализа, то есть:
 а) не учитывает, что для напряжение мышц или для их расслабления необходимо время, исчисляемое хотя и десятыми долями секунды, но оказывающее весьма существенное значение на технику исполнения;
 б) не учитывается падение величины предельного напряжения мышцы в связи с увеличением его продолжительности; ошибка это нередка, хотя все прекрасно знают данную зависимость.
  Зачастую встречаются неправильные действия как у спортсмена, так и у тренера, во время осмысливания двигательных ошибок.
  Здесь следует упомянуть хотя бы две:
 1. Когда ошибку - следствие принимают за ошибку - причину и пытаются "вылечить симптом", а не "болезнь".
 2. Когда распознанная ошибка является способом компенсировать другую более значительную, но это не учитывается и поэтому подавление ошибки - компенсатора может привести к другой более серьезной.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Таким образом, можно утверждать, что большая часть работы тренера в области технической подготовки в учебном процессе основана на умении анализировать качество выполнения упражнений ученика, обнаруживать ошибки и по возможности оперативно их устранять. В то же время необходимо отметить, что реальное обучение не бывает процессом безошибочным, занимающиеся допускают ошибки, даже в том случае, если задание доступно, а применяемая методика полноценна. Это объясняется спецификой всякого обучения, но учитывая, что гимнастике присущ метод строгого регламентированного упражнения и четкой организации деятельности занимающихся, создаются оптимальные условия для предупреждения и профилактики ошибок (Шлемин М., ФиС "Тренировка юных гимнастов", 1972 г.)
  Процесс исправления допускаемых ошибок при выполнении гимнастических упражнений и есть процесс научения упражнениям.
  В ходе обучения двигательным навыкам тренер сталкивается с различными трудностями для преодоления ошибок (психологически, методически, физиологически и др.); они чаще всего относительны и выявляются лишь при составлении заданий с учетом возможностей каждого исполнителя. Допуская ошибки, занимающийся получает важную информацию, приобретает двигательный опыт и представление о верном и неверном движении (исполнении). Здесь важно отметить, что тренер не должен бояться возникновения ошибки, он должен избегать ее закрепления, а для этого при обучении новым упражнениям, тренер должен использовать наиболее эффективные методы и приемы обучения, соответствующие требованиям данного упражнения.
  Приемы исправления ошибок весьма разнообразны и не всегда стандартны, каждый тренер может зачастую применять свою методику, сложившуюся на основании опыта работы. Но существуют и общие правила, которыми специалист должен руководствоваться:
 1. Выявить истинную причину ошибки и цепочку нарушений в движении.
 2. Избегать одновременного исправления нескольких разнохарактерных ошибок.
 3. Всегда начинать с исправления главной ошибки.
 4. Ошибки исправлять медленно.
 5. Работать над исправлением ошибок в условиях повышенного "методического комфорта".
  В приведенной структуре наиболее трудной для тренера и ученика задачей является ВЫЯВЛЕНИЕ ИСТИННОЙ ПРИЧИНЫ ОШИБКИ, однако приемы качественного биомеханического анализа облегчают возможности обнаружения и устранения ошибки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 2. План семинарских и практических
  занятий
 Тема 1. Методологические основы теории обучения. Цели и задачи обучения в новой концепции физкультурного образования.
 Цель: научить студентов определять концептуальные различия между советской системой физического воспитания и современной концепцией физкультурного образования.
 План:
 1. Идея Сеченова И.М. о механизме научения.
 2. Сущность обучения, цели и задачи обучения двигательным действиям в НОВОЙ концепции физкультурного образования..
 3. Организация выступлений оппонентов и основных докладчиков.
 4. Организация выступлений с докладами (2 х 10 минут).
 5. Обсуждение докладов, организация выступления оппонентов.
 6. Организованное завершение занятия, подведение итогов.
 Контрольные вопросы
 1. Определите взаимосвязь идеи Сеченова И.М. о механизмах научения и этапностью формирования двигательного навыка.
 2. Какие функции должен выполнять предмет "Физическая культура" в содержании общего образования?
 3. Каковы методологические основы школьного предмета "Физическая культура"?
 4. В чем различие между понятиями "физическое воспитание", "физкультурное образование"?
 
 Тема 2. Урок физической культуры в дидактических основах "Предмета Физическая культура"
 Цель: Сформировать представление о специфике дидактических основ предмета "Физическая культура" как научной и учебной дисциплины в системе общего образования.
 План:
 1. Дидактическая система предмета "Физическая культура", состояние цели в теории и практике физического воспитания.
 2. Общая характеристика структурных компонентов дидактической системы предмета "Физическая культура".
 3. Цель предмета "физическая культура" в системе целей и форм организации физического воспитания учащихся.
 Контрольные вопросы:
 1. Определите понятие "дидактические процессы", "дидактическая система". Каковы взаимосвязи между ними?
 2. Каковы функции ФВ в содержании общего среднего образования?
 3. В чем позитивные и негативные моменты в результатах реализации советской системы физического воспитания?
 
 Тема 3. Возрастные основы школьного физкультурного образования и формирования двигательных качеств, умений и навыков.
 Цель: конкретизировать факторы, определяющие зависимость мотивации к предмету "физическая культура" от возрастных периодов развития, уточнить понятие "физкультурное образование"
 
 План:
 1. Организация студентов к семинарскому занятию.
 2. Восстановление в памяти социальных факторов, мотивирующих школьников к занятиям физической культурой.
 3. Фронтальная работа по определению места предмета "физическая культура" в свете НОВОЙ концепции физкультурного образования.
 4. Организация выступлений докладчиков.
 5. Обсуждение содержания докладов.
 6. Подведение итогов.
 Контрольные вопросы
 1. Определите понятие "физкультурное образование", "физическая культура личности".
 2. Какие факторы, с учетом возрастного онтогенеза, влияют на мотивацию учащегося к физической культуре?
 3. Что должно быть результатом реализации НОВОЙ концепции физического образования?
 4. Обоснуйте, почему, развитие физических качеств происходит неравномерно?
 
 Тема 4. Техника физических упражнений как объект изучения и предмет обучения.
 Цель: сформировать представление о зависимости эффекта освоения двигательного действия от осознания учеником цели и условий его выполнения.
 План:
 1. Определение понятий "форма и фазы физических упражнений", "образцовая (или эталонная) техника".
 2. Теория управления усвоением знаний о двигательном действии.
 3. Организация выступлений, определение оптимальных путей процесса формирования знаний об изучаемом двигательном действии.
 4. Организация выступлений и обсуждения докладов.
 5. Подведение итогов.
 Контрольные вопросы
 1. Какие действия должен реализовывать преподаватель в процессе формирования ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной частей двигательного действия?
 2. Что представляет собой "форма" физического упражнения?
 
 Тема 5. Анализ процесса обучения на уроках физической культуры, его предпосылки и структура
 Цель: конкретизировать сущность дидактических процессов, как компонента дидактической системы предмета "физическая культура" с закреплением знаний о месте и значении процесса обучения, его структуры и движущих сил.
 Контрольные вопросы
 1. Каковы взаимоотношения дидактической системы и дидактических процессов по предмету "физическая культура"?
 2. Назовите основные направления процессов обучения в методике школьного урока физической культуры.
 3. Перечислите основные отличительные особенности процесса обучения на уроках физической культуры.
 4. Назовите этапы процесса обучения на уроках "физической культуры", обоснуйте их.
 5. Дайте объяснение "шага" процесса обучения.
 
 Тема 6. Инновационные технологии обучения двигательным действиям с акцентом на формирование знаний и поисковый характер
 Цель: углубление знаний студентов к технологическим подходам в организации учебно-воспитательного процесса по предмету "физическая культура". Анализ инновационных технологий обучения
 
 Контрольные вопросы
 1. Как вы понимаете педагогическую технологию?
 2. Что отличает новый технологический подход к педагогическим процессам от традиционного?
 3. Назовите основные компоненты педагогической технологии.
 4. Определите понятие "процесс обучения по предмету физическая культура".
 5. Цель, задачи, типичные средства и методы построения урока "физической культуры" на каждом этапе обучения.
 6. Как вы понимаете содержание обучения двигательным действиям с акцентом на формирование знаний?
 Тема 7. Цель, задачи и определяющие черты этапной структуры деятельности учителя в процессе обучения двигательному действию
 Цель: конкретизировать понятие "этапность структуры обучения" и "содержание деятельности учителя". Закрепить знания о значении процесса обучения, его движущих силах
 Контрольные вопросы
 1. Перечислите отличительные особенности процесса обучения по предмету физической культуры.
 2. Обоснуйте содержание этапной структуры и характерные особенности деятельности учителя на каждом из них.
 3. Динамика психологических, физиологических и педагогических изменений, характеризующих структуру обучения, обоснуйте.
 
 Тема 8. Принципы обучения двигательным действиям, как определяющие процесс воспитания и обучения
 Цель: обосновать невозможность достижения цели обучения без дидактического подхода. Конкретизировать понятия "дидактические и специфические" принципы физического воспитания
 Контрольные вопросы
 1. Группировка принципов и методов обучения. Что в них общего и различного?
 2. Какова взаимосвязь между методами и принципами обучения?
 3. Как Вы представляете взаимосвязь возрастных периодов и принципов обучения?
 4. Использование каких принципов обучения на уроках физической культуры повышает эффективность, как познавательной деятельности учащихся, так и самостоятельной творческой?
 5. Как должны реализоваться принципы научности и прочности в ходе уроков физической культуры?
 6. Какова взаимосвязь принципов систематичности и последовательности с планированием учебного материала?
 
 Тема 9. Технология формирования личности школьника на уроках физической культуры
 Цель: конкретизировать представления о единстве умственного и физического воспитания, о взаимосвязи двигательной активности и умственного развития человека.
 
 Контрольные вопросы
 1. Какие факторы оказывают влияние на успех в избранном виде деятельности?
 2. Теория функциональных систем П.К. Анохина и А.Р. Лурия, обоснование принципа единства сознания и деятельности.
 3. Каковы задачи умственного воспитания в процессе физкультурных занятий?
 4. Какие основные методы умственного воспитания используются на уроках физической культуры?
 
 Тема 10. Специфические особенности управления и организации учебного процесса по физической культуре на основе педагогических технологий.
 Цель: сформировать представление об основных технологиях организации учебного процесса.
 План:
 1. Методы оптимального отбора содержания учебной информации.
 2. Способы организации познавательной деятельности учеников.
 3. Познавательная программа передачи ученикам порций учебного материала Б. Скинера, С.И. Лысенковой.
 4. Достоинство программированного обучения.
 5. Организация выступлений и их обсуждений.
 6. Подведение итогов.
 Контрольные вопросы
 1. Как Вы понимаете понятие "технология обучения"?
 2. Что такое обучающие программы, как составлять алгоритм обучения?
 3. Разработайте обучающую программу по одному из элементов техники или тактики по своему виду спорта.
 4. В чем особенность безмашинного и машинного методов программирования?
 
 Тема 11. Технологии развивающего обучения.
 Цель: сформировать представление о методах развивающего обучения Л.В. Занкова.
 План
 1. Роль теоретических знаний и практических умений в развитии личности.
 2. Необходимые условия, обуславливающие мотивацию учеников к освоению двигательного действия.
 3. Сущность педагогической технологии на основе эффективного управления и организации учебного процесса.
 4. Организация обсуждений и выступлений.
 5. Подведение итогов занятий.
 Контрольные вопросы
 1. Какие развивающие влияния могут иметь место в процессе обучения?
 2. Какова роль теоретических знаний и практических умений в развитии личности?
 3. Какие средства, методы и методические приемы способствуют развитию личности учеников и почему?
 4. Каковы особенности развития познавательных процессов у спортсменов?
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу