<< Пред.           стр. 2 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

  Глава 22. Стандартизация бухгалтерского учета
  22.1. Понятие бухгалтерских стандартов
  22.2. Российские стандарты бухгалтерского учета
  22.3. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)
  22.3.1. Общие международные требования к качеству бухгалтерской
  информации
  22.3.2. Международные принципы представления статической
  бухгалтерской отчетности
  22.3.3. Международные принципы представления динамической
  бухгалтерской отчетности
  22.4. Сравнительный анализ российских и международных стандартов
  бухгалтерского учета и финансовой отчетности
  22.5. Практический способ сопряжения российской и международной
  бухгалтерской отчетности
  22.6. Международные стандарты финансовой отчетности: мифы
  и реальность
  Контрольные вопросы по теме
  Глава 23. Понятие аудита
  23.1. Основы аудита
  23.2. Статистические бухгалтерские модели в аудите
  23.3. Прогнозирование финансового результата работы хладокомбината
  Контрольные вопросы по теме
  Литература
  Приложения
 
 Введение
 
  Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
  звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
  специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
  В целом, бухгалтерский учет выполняет функции особой информационно-технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, а также предсказуемость ее финансового результата. С этой точки зрения его нельзя заменить никаким другим равнозначным экономическим элементом или однотипной финансовой структурой.
  Бухгалтерский учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. Российские мастера всегда занимали в ней передовые позиции.
  Профессия бухгалтера в условиях рыночной экономики является одной из самых важных, трудных и престижных. Классные специалисты в этой области получают за свой труд высокую заработную плату.
  Все, кто начнет изучать бухгалтерский учет, прикоснутся к фундаментальному источнику человеческих знаний и опыта, почувствуют себя причастными к этой интересной области деятельности, проникнутся уважением к бухгалтерскому учету и, может быть, останутся в нем на всю жизнь. Овладев специальностью бухгалтера, они достигнут в ней заветных высот, и сами внесут свой вклад в развитие бухгалтерского учета.
  В добрый путь, дорогие друзья и будущие коллеги. Дерзайте. От ваших усилий, настойчивости, целеустремленности и воли будут зависеть и успехи нашего общества, и ваше личное благополучие. Ставьте себе планку повыше и преодолевайте ее. Помните, что профессия бухгалтера требует большого искусства, чистоты помыслов, твердости духа, терпения, гордости и неиссякаемой энергии. Пусть нормой вашей жизни станут следующие строки стихотворения поэта Н. Ушакова "Мастерство":
 
  Пока владеют формой
  руки,
  Пока твой опыт не иссяк,
  На яростном гончарном
  круге
  Верти вселенной так и
  сяк.
  Мир незакончен и
  неточен,
  Поставь его на пьедестал
  И надавай ему пощечин,
  Чтоб он из глины мыслью
  стал.
 
  Современная Россия - большой корабль, находящийся в трудном рыночном плавании, ее экономика - это система управления судном, а бухгалтерский учет - мозг данной системы.
 
 Глава 1. История бухгалтерского учета
 
  Зарождение бухгалтерского учета относится к началу экономической деятельности человеческого общества. В борьбе за выживание люди постепенно стали понимать, что для удовлетворения насущных потребностей им необходимо научиться считать. Территория, на которой обитал их род (племя), могла прокормить ограниченное количество индивидуумов. Поэтому надо было знать возможную наибольшую величину сообщества. Место проживания постоянно подвергалось нашествию соседей, и его надо было защищать или бросать и переселяться. Поэтому необходимо было определять возможную наименьшую величину сообщества, способную отстоять свою территорию.
  По мере развития человечества и совершенствования экономических отношений потребность в счете постоянно увеличивалась. Для более правильного (с точки зрения тогдашнего общества) распределения благ стал необходим количественный учет бытовых вещей и рабочей силы. (А в период рабовладельческого строя - также числа рабов.)
  Развитие трудовых, охотничьих и земледельческих навыков привело к увеличению экономических возможностей сообщества и отдельных особей. Стали появляться излишки продуктов питания, орудий труда и предметов обихода. Возникла необходимость их хранения в определенном месте. Появился складской учет.
  Начальный этап бухгалтерского учета состоял в качественном определении вещей и их подсчете. Это был этап так называемого инвентарного счета. На практике он проявлялся в том, что в определенные периоды времени производился пересчет всех видов имущества, и делались соответствующие пометки (записи).
  Записи осуществлялись в виде зарубок на отдельных предметах-бирках или в виде шнуровых плетений. Разные бирки или разные цвета шнуров соответствовали определенным категориям вещей. Позднее появились записи в виде специальных символов на глиняных табличках или на папирусе. Это были прообразы первичных бухгалтерских документов.
  Периодичность инвентарного счета была различной. Например, в древнем Египте в XXX в. до н.э. учет был ежедневным, и каждый день выявлялись остатки по всем видам материальных ценностей.
  Однако через некоторое время простая фиксация качественного и количественного состава имеющихся предметов, вещей и рабочей силы перестала удовлетворять общество. Требовалась информация о темпах их поступления и расхода. Появился приходно-расходный учет, в котором довольно скоро сложились определенные правила записей. Так, в Месопотамии еще в XX в. до н.э. записи по приходу материальных ценностей содержали следующие необходимые сведения:
  количество и вид поступивших предметов;
  имя лица, от которого они поступили;
  имя получателя;
  дата поступления.
  Эти сведения лежат в основе приходных документов и в современной бухгалтерии.
  После того, как был отлажен приходно-расходный учет, человечество стало решать следующую, весьма сложную для него задачу, а именно, проблему учета расчетов между отдельными субъектами. Трудность заключалась в том, что при взаимозачетах требовалось устанавливать степень эквивалентности отдельных вещей и предметов. С появлением денег эта трудность была преодолена. Правда, тут же возникла задача обмена разных денег ("пересчета валют" - в современном понимании). Поначалу эта задача решалась путем взвешивания денег; позднее весовой эквивалент уступил место счетному равнозначию.
  Через некоторое время появилась необходимость подводить итоги экономической деятельности хозяйствующего субъекта к определенным датам. Стали выделять остатки материальных ценностей и долговых обязательств к этим датам. Возникли зачатки кассовой и Главной книги.
  Примерно в VI в. до н.э. появились банки. Первоначально они только хранили и обменивали металлические деньги, а также выдавали ссуды. Записи в банках велись в приходно-расходных книгах и книгах расчетов с отдельными клиентами. Постепенно круг банковских операций расширился: они стали участвовать в сделках как посредники, свидетели, поручители и хранители документов.
  Развитие торгово-экономической и банковской деятельности сопровождалось появлением большого количества долговых обязательств и требований по ним. Сложности их учета и трудности по обеспечению выполнения обязательств приводили к многочисленным тяжбам и судебным разбирательствам. Это потребовало интенсивного включения в бухгалтерский учет юридических норм и правил. Особое влияние на данный процесс оказало римское право, расцвет которого пришелся на II-I вв. до н.э. Основополагающие постулаты римского права сохранили свою значимость в бухгалтерском учете до настоящего времени. Они провозглашали следующее:
  за все надо платить;
  закон обратной силы не имеет;
  при взаимоисключающих законах нельзя применять ни один из них.
  В римской империи II в. н.э. учет вплотную подошел к понятию бухгалтерских проводок; появились термины "дебет" и "кредит". Но было много насущных нерешенных проблем. В частности, отсутствовали приемы подсчета расходов на изготовление продукции, не было представления о том, как учитывать в производственной деятельности предметы и устройства длительного действия (т.е., по современным понятиям, не было понимания калькуляции себестоимости продукции и амортизации основных средств).
  В средние века, по мере дальнейшего наращивания темпов экономической жизни, в бухгалтерском учете появилась необходимость группировать однотипные предметы и хозяйственные действия. Возникли понятия счетов и регистров. Счета использовались для обозначения (кодирования) материальных ценностей и хозяйственных операций, а регистры для их специальных записей.
  С XIII в. факты совершения хозяйственных операций стали заносить в специальный регистр - журнал хозяйственных операций, который вели как отдельно, так и в комбинации с записями по счетам. (Последнее привело затем к появлению специализированной формы бухгалтерского учета, которая носит ныне название Журнал-Главная.)
  Сформировались особые требования для составления журнала хозяйственных операций, сохранившие свою актуальность и сегодня, а именно:
  производить записи в порядке возрастания дат;
  не допускать пропусков хозяйственных операций;
  делать ссылки на первичные документы;
  записывать цифры прописью, чтобы избежать подделок.
  XV в. был отмечен важным достижением в бухгалтерском учете: появлением двойной записи, смысл которой заключается в том, что при оформлении хозяйственной операции происходит перевод материальных ценностей или долговых обязательств с одного счета на другой. Однако эта простая мысль долго не приходила в голову бухгалтерам. Реализация данной идеи на практике стала одним из важнейших приемов бухгалтерского учета, приблизившего его к науке, а также существенно облегчившего проведение расчетов. Авторство двойной записи принадлежит итальянскому монаху-математику Л. Пачоли (1494 г.).
  С момента появления двойной записи бухгалтерский учет приобрел вид стройной и логичной системы, включающей в себя:
  инвентарный счет;
  приходно-расходные операции;
  расчеты между должниками и их кредиторами.
  Объемы учета существенно выросли, поэтому возникла необходимость вести его в двух видах: более общем (синтетическом) и более подробном (аналитическом). Потребовался специальный учет валютных операций. Появилось большое количество специфических терминов. Сведений в регистрах и книгах уже было недостаточно для подведения итогов хозяйственной деятельности, поэтому они стали дополняться всевозможными описаниями.
  В XVI в. определился юридический статус профессии бухгалтера. Данная специальность была признана официально, и к ее носителям сформулированы следующие требования:
  уметь быть умным;
  иметь хороший характер;
  владеть четким почерком;
  иметь профессиональные знания;
  быть властолюбивым и честолюбивым;
  быть честным.
  Тогда же было введено понятие амортизации средств труда, и появились представления о разных формах счетоводства.
  В XVII в. бухгалтерский учет был дополнен понятием баланса и приобрел законченный вид. Балансом назвали форму отчета о хозяйственной деятельности субъекта правоотношений, содержащую в себе описание материальных ценностей, денежных средств, имущественных и иных прав с описанием источников их поступления или возникновения. Синтетический и аналитический учеты стали нормальным явлением.
  С этого времени бухгалтерская профессия распространяется повсеместно. Однако ее престиж был еще не слишком высок. Сами же профессионалы оценивали ее достаточно высоко и предсказывали ей достойное будущее. Так, испанский специалист Б. Солозано пишет в 1603 г.: "Бухгалтерский учет стоит выше всех наук и искусств, ибо все нуждаются в нем, а он ни в ком не нуждается; без бухгалтерского учета мир был бы неуправляем, и люди не смогли бы понимать друг друга".
  В последующие XVIII-XIX века бухгалтерский учет превратился в научную дисциплину. Австрийский специалист Ф. Скубиц в 1889 г. дал ей следующее определение: "Бухгалтерия - это деятельность, направленная к тому, чтобы изобразить в числах весь ход и все состояние предприятия согласно предложенным целям".
  Затем появилась еще одна специфическая наука - балансоведение, в которой были сформулированы следующие основные требования к бухгалтерскому балансу предприятия:
  точность;
  полнота;
  ясность;
  правильность;
  преемственность;
  единство для всех подразделений.
  Таким образом, история бухгалтерского учета насчитывает много веков. За это время практически каждая страна внесла в него свою достойную лепту. Кроме общих принципов и положений, используемых повсеместно, в бухгалтерском учете возникли и развились национальные научные школы и направления, отражающие экономические и геополитические особенности отдельных стран.
  В российской бухгалтерии тоже было много своих ценных находок и разработок. А ее представители всегда занимали достойное место среди мировых звезд бухгалтерского учета.
  Особенности русской бухгалтерской школы выявлялись и развивались вместе с совершенствованием российского государства. Главные признаки отечественного бухгалтерского учета состоят в следующем:
  1) централизованный и государственный подходы к учету;
  2) сильная социальная политика с уравнительными тенденциями и круговой порукой;
  3) максимально полный охват в учете каждого индивидуума как субъекта трудовых отношений и как налогоплательщика;
  4) высокая точность взаиморасчетов между отдельными хозяйствующими субъектами и объектами;
  5) приоритет обязательств перед вышестоящими хозяйствующими субъектами и объектами;
  6) максимальная экономия затрат;
  7) скрупулезность при оформлении отчетных документов.
  Специфика русского восприятия экономических отношений отражена в многочисленных народных пословицах и поговорках.
  "Торгуй правдою, больше барыша будет".
  "Без ума торговать, только деньги терять".
  "На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит".
  "Продал на рубль, пропил полтину, прогулял другую - только и барыша, что болит голова".
  "У заемщика сокольи очи, у плательщика и вороньих нет".
  "У корысти всегда рожа бескорыстна".
  "Старый долг собрать, что клад найти".
  "Чужие денежки хлеб едят. Чужие денежки зубасты".
  "На рубль долгу, три полтины росту".
  "Займы, что путина: знаешь, когда поехал, не знаешь, когда приехал".
  "Больше верь своим очам, нежели чужим речам".
  "Из чужой мошны платить не тяга".
  "Пошлины взяты, а товар утонул".
  "Не доходом наживаются, а расходом".
  "Заемщик на коне ездит, а плательщик на свинье".
  "Цыган сказал: "Краденый конь не в пример дешевле купленного обойдется".
  "Давай жить сообща: ты купишь, а мы есть станем".
  "Хоть овин гори, а молотильщиков корми".
 
 Контрольные вопросы по теме
 
  1. С чем связано зарождение бухгалтерского учета
  2. В чем заключался начальный этап бухгалтерского учета, как он проявлялся на практике
  3. Какие требования предъявлялись к записям по приходу материальных ценностей в бухгалтерии Месопотамии
  4. Когда появились первые банки
  5. Назовите основополагающие постулаты римского права, сохранившие свою значимость и для сегодняшней бухгалтерии.
  6. Перечислите требования, которые предъявлялись в XIII в. для оформления сведений, вносимых в журнал хозяйственных операций.
  7. Кому принадлежит авторство двойной записи хозяйственной операции
  8. Когда определился юридический статус бухгалтера, какие требования предъявлялись к данной профессии
  9. Назовите особенности русской бухгалтерской школы.
  10. Как истолковать с экономической и правовой точек зрения русскую поговорку: "Хоть овин гори, а молотильщиков корми"
  11. В чем заключается смысл народного изречения: "Не доходом наживаются, а расходом"?
 
 Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
 системы коммерческого предприятия
 
 2.1. Сущность коммерческого предприятия
 
  Коммерческое предприятие предназначено для удовлетворения потребностей граждан страны в товарах, работах и услугах. Целью его создания является получение прибыли, необходимой для дальнейшего развития коммерческого предприятия, повышения благосостояния его работников и его собственников - учредителей.
  Учредители коммерческого предприятия после его формирования или сами управляют предприятием, или нанимают для этой цели руководителей. И в том, и в другом случае они осуществляют предпринимательскую деятельность.
  В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) под предпринимательской деятельностью понимают самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
  Для государственной регистрации фирмы, в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ, ее официальные представители обязаны обратиться в территориальный орган Министерства по налогам и сборам (МНС) РФ (т.е. в налоговую инспекцию по месту нахождения учредителей). При этом они должны предоставить следующие документы, исполненные по установленной форме:
  1) заявление от собственников предприятия, учредителей-руководителей или доверенных лиц;
  2) решение о создании предприятия в виде протокола, договора или иного аналогичного документа;
  3) учредительные документы - подлинники или нотариально заверенные копии;
  4) доказательство юридического статуса (для учредителей, являющихся иностранными юридическими лицами);
  5) документ об уплате государственной пошлины.
  Требования к документам оговариваются специальным постановлением правительства. Обязательными являются сведения об организационно-правовой форме предприятия, его наименовании, величине уставного капитала, данные об учредителях и условиях их взаимодействия между собой.
  Размер государственной пошлины, уплачиваемой перед подачей документов, установлен Федеральным законом от 21.03.2002 г. N 31-ФЗ и составляет сумму 2000 руб.
  Регистрация проводится в срок не более 5-ти рабочих дней со дня предоставления документов. Отказ допускается лишь в случае неполного предоставления комплекта документов или их представления не в тот территориальный орган.
  При регистрации предприятию присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН), под которым оно заносится в Единый государственный реестр юридических лиц. Сведения о регистрации в срок не более чем 5 рабочих дней направляются в следующие организации, обладающие властными полномочиями:
  1) территориальные органы федерального казначейства;
  2) таможенные органы;
  3) территориальные органы Пенсионного фонда;
  4) региональные отделения Фонда социального страхования;
  5) территориальные органы Государственного комитета по статистике;
  6) территориальные органы Федеральной службы налоговой полиции;
  7) территориальные органы Комитета по финансовому мониторингу;
  8) территориальные органы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
  9) федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;
  10) органы власти субъектов РФ.
  Территориальный орган Государственного комитета по статистике, в свою очередь, присваивает и сообщает предприятию в недельный срок коды, характеризующие его хозяйственную деятельность в соответствии со следующими классификаторами:
  ОКПО - общероссийский классификатор предприятий и организаций;
  ОКОГУ - общероссийский классификатор органа государственного управления;
  ОКАТО - общероссийский классификатор административно-территориального образования;
  ОКВЭД - общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
  ОКФС - общероссийский классификатор форм собственности;
  ОКОПФ - общероссийский классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов;
  ОКСМ - общероссийский классификатор стран мира.
  После этого предприятие может открыть счета в банках, а его учредители вносить вклады в уставный капитал. Сведения об открытых счетах банки обязаны предоставлять в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия, что существенно облегчает ей контроль этого процесса. В целях обеспечения гарантий кредиторов законодательство устанавливает для предприятий некоторых организационных форм определенную нижнюю границу величины уставного капитала. Например, сумма уставного капитала предприятий, имеющих вид акционерных обществ закрытого типа, не может быть меньше 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных законодательством на момент регистрации предприятия. (Для акционерных обществ открытого типа размер уставного капитала не может быть меньше 1000 МРОТ.) В настоящее время для целей формирования уставного капитала применяется величина МРОТ = 100 руб., о чем подробнее будет сказано позже.
  Если нарушены сроки оплаты суммы уставного капитала, установленные ГК РФ, то налоговая инспекция может ходатайствовать в судебном порядке о ликвидации предприятия как юридического лица.
  МНС РФ имеет право бесплатно предоставлять сведения, содержащиеся в Едином регистре юридических лиц, различным государственным органам власти и самому юридическому лицу (о нем). А также за плату (в размере двух МРОТ за документ) - всем заинтересованным гражданам и юридическим лицам (исключая паспортные данные физических лиц и идентификационные номера налогоплательщиков - ИНН).
  Коммерческие предприятия составляют главный экономический потенциал страны. Благодаря прибыльной работе, они постоянно приумножают свои богатства. Вместе с тем, в государстве действует немалое количество некоммерческих организаций, которые в силу своей специфики не могут приносить прибыль, и являются принципиально некоммерческими. Они представляют такие важные государственные сферы, как оборона, здравоохранение, образование, культура и т.п. Их функционирование обеспечивается за счет обоснованного изъятия у коммерческих организаций определенной части заработанных ими средств.
  Осуществляя свою деятельность, коммерческое предприятие потребляет разного рода ресурсы и часто оказывает при этом неблагоприятное воздействие на окружающую среду: природу и общество. Это воздействие должно быть определенным образом компенсировано. Кроме того, успешно работающее предприятие имеет дополнительные обязательства перед государством и его гражданами в сфере социального страхования и обеспечения. Поэтому все коммерческие предприятия обязаны делать отчисления в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти. Они должны осуществлять платежи также в некоторые внебюджетные фонды. Такие отчисления служат финансовыми рычагами экономической и социальной политики государства и называются налогами, сборами, пошлинами.
  Той частью доходов, которая остается у собственников после уплаты налогов (сборов, пошлин), они могут распоряжаться по своему усмотрению. Она, как правило, делится на две доли. Одна - служит непосредственным источником доходов, а другая вкладывается (инвестируется) в собственное предприятие или в другие предприятия и организации, либо в материальные ценности, приносящие доход. Цель инвестирования в собственное или другое предприятие заключается в получении дополнительной прибыли.
  Деятельность коммерческих предприятий может происходить в следующих четырех направлениях, специфика которых накладывает отпечаток на вид и характер предпринимательства, а также на форму и методы бухгалтерского учета:
  1) добыча полезных ископаемых и сырья;
  2) переработка сырья и полезных ископаемых;
  3) купля-продажа товаров;
  4) производство и реализация работ и услуг.
  Первые три направления относятся к сфере материального производства, а четвертое - к сфере обслуживания.
  К фирмам, добывающим полезные ископаемые и сырье, относятся те предприятия, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции, ведут заготовку леса, рыбную ловлю, добычу угля, нефти и газа и т.п. Их продукция носит название сырья. Сырье - это сырая продукция, подлежащая дальнейшей переработке с целью получения готовых к употреблению изделий.
  К фирмам, осуществляющим переработку, относятся те предприятия, которые используют сырье и полезные ископаемые, превращая их в промышленные и продовольственные товары. Они прядут шерсть, строят дома, шьют одежду, изготавливают обувь. Эти фирмы вырабатывают ткани, собирают телевизоры, пекут хлеб, делают мороженое, строят самолеты и производят автомобили. Перерабатывающие предприятия являются основным звеном экономики государства, определяющим его мощь, независимость и безопасность.
  К фирмам, ведущим куплю-продажу товаров, относятся те предприятия, которые занимаются посреднической деятельностью по реализации сырья, полезных ископаемых и готовой продукции. Они покупают продукцию других фирм и физических лиц и перепродают ее юридическим лицам и отдельным гражданам. Купля-продажа предприятиями или частными предпринимателями партий товаров, предназначенных для производственных целей, носит название оптовой торговли. Купля-продажа товаров, предназначенных непосредственно для потребления граждан, носит называние розничной торговли.
  К фирмам, обслуживающим предприятия и отдельных граждан, относятся те организации, которые выполняют различные работы и оказывают разного рода материальные и нематериальные услуги. Они занимаются банковской и страховой деятельностью, производят гарантийный и другие виды ремонта бытовой техники, предоставляют туристические и юридические услуги, обеспечивают граждан общественным питанием, делают рекламу и т.п.
  Коммерческое предприятие - основное звено рыночной экономики, а предприниматель является его ключевой фигурой, так как организация фирмы, контроль и управление ее функциями без привлечения бюджетных средств - дело сложное и рискованное. По оценкам специалистов, предпринимательский талант обнаруживается и раскрывается только у 5-10 процентов граждан страны.
  Главные качества, которыми должен обладать предприниматель - это:
  умение организовать и вести собственное дело;
  способность брать на себя ответственность и риски за результат дела;
  решительность при осуществлении властных полномочий.
  Как было отмечено выше, часть своих полномочий предприниматель может делегировать другим лицам, но это порой не облегчает, а отчасти даже усугубляет его участь.
  При создании предприятия учредитель (или учредители) обязан правильно оценить экономическую ситуацию, выработать план действий, сформировать управление по реализации данного плана и осуществлять жесткий контроль его выполнения. Прогнозируя развитие ситуации в условиях противоречивых тенденций, предприниматель часто вынужден идти на определенные риски. Избежать их не удастся. Как показывает отечественная и зарубежная практика предпринимательства, без риска невозможно добиться высоких финансово-экономических результатов. Известно, что самым малорискованным делом является получение процентов по сберегательным (депозитным) вкладам в банке. Но этот бизнес самый малодоходный.
  Организуя предприятие, учредитель (учредители) часто выступает и в качестве его хозяина, и в качестве руководителя, поэтому он отличается от других работников фирмы мерой ответственности. Сформировав коллектив, предприниматель направляет его на выполнение поставленных целей, используя метод разумного принуждения, действуя при этом в рамках общечеловеческой морали и гражданских прав. С профессиональной точки зрения, предприниматель должен сочетать в себе три важных свойства 338:
  быть специалистом того дела, ради которого организовано производство;
  знать конъюнктуру рынка своей продукции (работ, услуг), изучать ее, уметь рекламировать свою продукцию и реализовывать ее;
  уметь извлекать прибыль, составлять капитал и инвестировать его.
  Если у предприятия несколько собственников, они могут сочетать и дополнять друг друга в области предпринимательских, организаторских и профессиональных качеств. Если оно сформировано по акционерному типу с большим количеством участников, доля ответственности каждого существенным образом уменьшается. Однако это не значит, что такому предприятию легче осуществлять деятельность. Напротив, для успеха дела большинство его членов должны делегировать свои полномочия (обычно так это и происходит) наиболее сильным лидерам, которые могут представлять соответствующий орган в виде правления.
 
 2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
 
  В экономической жизни государства происходит постоянное взаимодействие отдельных граждан (физических лиц), а также различных коллективных образований, создаваемых ими. Основное место в нем занимают имущественные отношения, т.е. отношения, выступающие в товарно-денежной форме и связанные с обладанием и распоряжением вещами, деньгами, ценными бумагами и имущественными правами. Поэтому участниками экономического взаимодействия могут быть только самостоятельные и независимые собственники имущества. Коллективные образования могут быть признаны субъектами хозяйственных отношений лишь в том случае, если они имеют законное право на независимое от отдельных участников имущество. Такое коллективное образование носит название "юридического лица".
  Согласно ГК РФ юридическим лицом считается организация, имеющая в собственности, в хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество. Эта организация отвечает данным имуществом по своим обязательствам перед различными физическими и юридическими лицами. Кроме того, она имеет фирменное наименование; может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; выступать, как единое целое и защищать свои интересы в суде или предстать перед ним в качестве ответчика.
  Уставный капитал коммерческого предприятия - это то обособленное имущество, в рамках которого оно обычно начинает свою рисковую деятельность. В дальнейшем данное имущество наращивается за счет прибыльной работы. Учредители, как правило, не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (если иное не предусмотрено учредительными документами). Исключения составляют случаи, оговоренные ГК РФ для разных типов юридических лиц. Например, если банкротство юридического лица вызвано ошибками учредителей, имеющих право отдавать обязательные распоряжения, то на них в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена ответственность по его обязательствам.
  Как известно, конкретной целью любой коммерческой фирмы является получение максимальной прибыли при изготовлении товаров, проведении работ и оказании услуг. Но способы ее достижения могут быть разными. Им соответствуют и разные формы организации экономической деятельности. Это могут быть:
  хозяйственные товарищества и общества;
  производственные кооперативы;
  государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  Кроме того, некоторые виды предпринимательской деятельности возможны и в некоммерческих организациях, например, в потребительских кооперативах. Там эта деятельность в соответствии с ГК РФ имеет определенные рамки.
  Коммерческие предприятия могут заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом. Однако на практике существуют определенные ограничения, обусловленные тем, что целый ряд видов работ, услуг и типов производств требует специальных навыков, квалификации и условий. Несоблюдение их может привести к неоправданным потерям материального, морального и социального характера, как для отдельных граждан, так и для общества в целом. Поэтому на некоторые виды деятельности, например на ведение строительных работ, на изготовление и продажу пищевых продуктов, на валютные операции, на образовательную деятельность и т.п., требуется получить специальную лицензию.
  Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие предприятия, уставный капитал которых разделен на определенные доли. Каждая доля - это вклад учредителя. Пропорционально этим вкладам делятся и доходы участников. Имущество на сумму уставного капитала, а также приобретенное за время хозяйствования, принадлежит данному виду предприятия на правах собственности. Товарищества подразделяются на полные и товарищества на вере. Общества подразделяются на общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также на акционерные общества. Последние бывают открытого и закрытого типов.
  Часть хозяйственных товариществ и обществ, согласно ГК РФ, несет ответственность перед своими кредиторами не только в размере имущества предприятия, но и отвечает личным имуществом учредителей в размерах, пропорциональных вкладам в уставный капитал. Это относится ко всем членам полного товарищества, к полным товарищам в товариществах на вере и ко всем учредителям обществ с дополнительной ответственностью. Собственники обществ с ограниченной ответственностью и учредители акционерных обществ исполняют обязательства по своим долгам только в размерах своих вкладов в уставный капитал.
  Общества и акционерные общества имеют важное отличие. Участники общества вносят свои паи и получают доходы (дивиденды), пропорциональные этим паям. Участники акционерного общества приобретают на свои паи ценные бумаги предприятия - акции. Они получают свои дивиденды пропорционально количеству акций. Акционерное общество может быть открытого и закрытого типа. Акционерное общество открытого типа предполагает в своем уставе, что его участники могут отчуждать свои акции и продавать их независимо от других членов, поэтому оно обязано публиковать свой годовой бухгалтерский баланс и отчетность в открытой печати. В акционерном обществе закрытого типа акции распространяются только между его членами.
  Производственные кооперативы - это коммерческие предприятия в виде добровольных объединений граждан, созданные для совместной производственной и хозяйственной деятельности. Пай члена кооператива состоит из паевого взноса и части накопленного в ходе деятельности имущества, исключая неделимый фонд, который необходим для полноценной производственной деятельности. Кооператив отвечает по своим обязательствам перед кредиторами всем принадлежащим имуществом. Ответственность членов носит субсидиарный характер, т.е. если один или несколько членов не являются платежеспособными, их долги должны погасить остальные члены в порядке, предусмотренном уставом кооператива. На неделимый фонд кооператива нельзя обращать взыскание по личным долгам членов кооператива.
  Государственные и муниципальные унитарные предприятия - это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество данных предприятий неделимо и не может распределяться по вкладам (долям, паям). Оно находится в государственной или муниципальной собственности. Распоряжаться им (или его частью) предприятия могут только с согласия собственников.
  Некоммерческие организации - это организации, не имеющие целью своей деятельности извлечение прибыли и предназначенные для удовлетворения социальных, благотворительных, образовательных, научных, оздоровительных, духовных и иных материальных потребностей своих членов. Они включают: потребительские кооперативы и общества; общественные и религиозные организации (объединения); фонды и прочие подобные объединения граждан. Данные организации могут заниматься коммерческой деятельностью в рамках тех целей, во имя которых они созданы. В соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ (в редакции от 21.03.2002 г.) их прибыль не может распределяться между участниками. Исключение составляют потребительские кооперативы и общества, на которых данный закон не распространяется.
 
 2.3. Внешняя среда предпринимательства
 
  Любое коммерческое предприятие функционирует в двух состояниях: как замкнутая внутренняя система и как элемент общей экономической системы государства. В этом смысле можно говорить о внутренней и внешней среде предпринимательства.
  Внешняя предпринимательская среда характеризуется следующими элементами, существенно влияющими на деятельность предприятия:
  экономическое состояние и обстановка в обществе;
  политическая ситуация;
  правовая система государства;
  социально-культурная среда;
  технологическая сфера;
  физическая и географическая среда;
  партнерская финансово-техническая сфера.
  Экономическое состояние определяет общее положение доходов и расходов граждан, вид и характер их потребностей, а также их возможности как покупателей. Она характеризуется определенным уровнем заработной платы и безработицы в стране и в конкретном регионе; оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов, которые можно получить на вложенный капитал; определяет цены на сырье, материалы и другие элементы производства.
  Политическая ситуация оказывает существенное воздействие на предприятие через экономическую обстановку. Как известно, политика - это концентрированное выражение экономики. Правительство при помощи экономических мероприятий проводит свои политические цели и задачи. Развитие экономики и степень ее управляемости также находятся в сильной зависимости от степени политизации всего общества и наличия конструктивной оппозиции власти.
  Правовая система государства теснейшим образом связана с двумя вышеназванными сферами воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему экономическому подъему государства.
  Среди совокупности трех рассмотренных выше факторов предпринимательской среды правовая система в России до настоящего времени остается чрезвычайно слабым звеном, оказывающим негативное влияние на развитие коммерческих предприятий, в частности на организацию бухгалтерского учета. Нынешняя правовая база финансово-экономической деятельности предприятий характеризуется:
  нестабильностью действия нормативных актов;
  чрезмерной жесткостью налоговой политикой.
  В такой обстановке бухгалтер должен тщательно следить за выходящими законодательными актами, постоянно переделывать или существенно корректировать бухгалтерскую документацию и расчеты, изыскивать малейшие возможности для уменьшения налоговых платежей. Последние, по мнению авторитетных специалистов, превосходят реальные возможности предприятий. В результате законопослушная часть общества вынуждена искать пути к уклонению от части платежей, чтобы снизить налоговое бремя.
  Социально-культурная среда определяет вид и цену товаров, потребляемых в обществе и в отдельных группах покупателей. Элементы этой среды (образование, культура, нравственные нормы и религиозные традиции) оказывают непосредственное влияние на потребительский спрос и отношение отдельных работников к своим трудовым обязанностям. Социально-культурная среда - чрезвычайно тонкая сфера человеческих отношений. Общество через государственные институты должно оказывать на нее регулирующее воздействие. В противном случае стихия рынка с ее конкуренцией и достаточно жесткой борьбой может сместить нравственные ориентиры в область борьбы за выживание и деформировать общественное сознание.
  Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития и воздействует на коммерческие предприятия в двух направлениях. Так, повышение автоматизации производства, контроля и управления, внедрение информационных технологий улучшает характеристики и уменьшает сроки изготовления продукции, снижает потребность в рабочей силе и переориентирует общество на качественное изменение профессионального мастерства. Например, в России в настоящее время, в связи с массовым внедрением персональных компьютеров в практику бухгалтерского учета, требования к бухгалтерам существенно повысились с одновременным повышением и уровня оплаты их труда.
  Физическая или географическая среда характеризует возможности коммерческой фирмы, функционирующей в конкретном регионе, определяет, какое сырье, какие энергоресурсы, какой вид транспорта выгоднее использовать, в каких условиях хранить и перерабатывать сырье, где и как набирать рабочую силу, как ее доставлять к месту производства, с какими поставщиками иметь дело.
  Партнерская финансово-техническая сфера определяет финансовые, оперативные и деловые возможности предприятий. Она включает:
  предприятия-поставщики;
  предприятия-покупатели;
  банки;
  страховые компании;
  аудиторские и нотариальные конторы;
  транспортные фирмы;
  рекламные бюро;
  организации средств связи и коммунальных услуг;
  информационные службы;
  другие субъекты хозяйственных отношений.
  Все участники данной сферы могут оказывать существенное влияние на конечный финансовый результат работы предприятия. По этой причине на ряде предприятий в бухгалтерии созданы специальные отделы, отвечающие за работу с ними. Эти подразделения часто носят название "отделы расчетов с дебиторами и кредиторами".
  Выбору партнеров в бизнесе со стороны руководителя и главного бухгалтера всегда уделяется особое внимание. Договор с ненадежным поставщиком или партнером - один из серьезнейших промахов, за который нередко жестоко расплачивается предприятие. За границей данную проблему стараются решать тремя способами:
  всегда иметь дело только с постоянными и проверенными клиентами;
  большинство договоров заключать с дополнительной подстраховкой в виде оговорок и специальных форм оплаты. При этом для защиты от возможных рисков привлекать страховые компании;
  пользоваться платными услугами банков по предоставлению информации о финансовом состоянии предполагаемого партнера.
  В России эта проблема в настоящее время стоит очень остро. Количество коммерческих мошенничеств и преступлений из года в год нарастает. Так, по данным МВД РФ, 217, наиболее распространенными способами коммерческих мошенничеств являются действия, связанные с получением и не возвратом кредитов. Эти данные за 1993-96 гг. представлены ниже на рис.2.1.
  Осуществляются эти мошенничества чаще всего одним из двух традиционных способов: путем создания фиктивных предприятий или путем фальсификации документов.
 
  См. графический объект "Рис.2.1. Рост количества коммерческих мошенничеств (КМ) в России в 1993-1996 гг."
 
  Рис.2.1. Рост количества коммерческих мошенничеств (КМ) в России в 1993-1996 гг.
 
  К сожалению, в России коммерческие банки практически не оказывают предприятиям информационной помощи о финансовом состоянии партнеров по бизнесу. При этом они и сами нередко становятся жертвами коммерческих мошенничеств. Поэтому руководителю и главному бухгалтеру предприятия приходится в настоящее время вести себя осторожно не только с коммерческими предприятиями, но и с банками, страховыми компаниями и другими финансовыми институтами. Приходится полагаться, чаще всего, на свой опыт, свои знания и принимать решения исходя из неполной информации. Правда, государство обязывает банки и страховые компании проходить аудиторскую проверку и регулярно публиковать свои балансы и отчеты по доходам и расходам в открытой печати. Кроме того, в средствах информации нередко публикуются также разного рода оценки (рейтинги) этих финансовых организаций. Однако на практике часто встречаются случаи, когда предприятие попадает в чрезвычайно затруднительное положение из-за приостановления банками платежей с их расчетного счета вследствие собственной неплатежеспособности. Бухгалтеру целесообразно научиться разбираться в публикуемых оценках и использовать их для своей ориентации.
  Для практического применения предложим простую методику выбора надежного партнера по бизнесу на основе публикуемых рейтингов.
 
 2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
 
  В бухгалтерском учете, как и во многих областях человеческой деятельности, можно добиться реального уменьшения сроков и стоимости проведения работ за счет применения различных упрощенных методик, подходов и приемов, которые иногда бывают даже более эффективными и точными, нежели сложные и многодельные методы. В данном параграфе демонстрируется одна из таких методик. Она предназначена для рейтинговой оценки организации при принятии решения о заключении договора сотрудничества с ней.
  Пусть опубликована рейтинговая таблица по показателям для организаций. По каждому из этих показателей конкретной организации присвоено определенное место . Поскольку у каждой организации по каждому конкретному показателю места могут быть совершенно разными, то выбрать оптимальный вариант не представляется возможным.
  В оценке деятельности организации мы будем исходить не из конкретных показателей, а из цифр их ранжирования (расстановки) по каждому из показателей таблицы. Считая конкретное место каждой организации (среди организаций) по тому или иному показателю объективным значением, будем определять ее расстановку по всей совокупности показателей исходя из среднего значения мест, по формуле:
 
  N
  сумма M
  i=1 i
  КМО = ---------- (2.1)
  N
 
  где:
  КМО - коэффициент места (объективный);
  М - место организации в ранжировании по i-тому показателю.
  i
  Если по какому-либо (i-тому) показателю для конкретной организации в
 таблице стоит прочерк (нет данных), то принимаем, М = T что (последнее место).
  i
  Очевидно, что чем меньше полученный по формуле (2.1) усредненный коэффициент места, тем партнер предпочтительнее для сотрудничества.
  Для руководителей и главных бухгалтеров предприятий, которые разбираются в особенностях и тонкостях бизнеса того или иного типа финансовых организаций и имеющих свое субъективное суждение о степени важности того или иного показателя, можно предложить другой вариант расчета по следующей формуле:

<< Пред.           стр. 2 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу