<< Пред. стр. 3 (из 66) След. >>
N
сумма M х K
i=1 i i (2.2)
KMC = -----------------
N
сумма K
i=1 i
где:
KMC - коэффициент места (субъективный);
K - коэффициент важности для субъекта того или иного показателя,
i
оцениваемый им в пределах значений 0 1,0.
Рассмотрим практический пример.
Пусть предприятию необходимо выбрать обслуживающий банк для открытия в нем расчетного счета. После просмотра рейтинговой таблицы, приведенной в средствах массовой информации для 100 крупнейших банков, оно наметило для анализа 8 следующих: Сбербанк России, Внешторгбанк, Газпромбанк, Альфа-банк, Башкредитбанк, НРБ, Гута-банк, АКБ "Ак барс". Каждому банку по каждому из 9-ти показателей (см. табл.2.1) присвоено соответствующее место. По формулам (2.1) и/или (2.2) определяются коэффициенты места данных банков, и предпочтение отдается тому, у которого этот коэффициент наименьший (см. табл.2.2).
Таблица. 2.1. Показатели коммерческого банка
-----------------------------------------------------------------------
| N | Наименование показателя |Обозначение|
|---|-------------------------------------------------------|-----------|
| 1 |Активы баланса-нетто | М1 |
|---|-------------------------------------------------------|-----------|
| 2 |Капитал (собственные средства банка) | М2 |
|---|-------------------------------------------------------|-----------|
| 3 |Прибыль | М3 |
|---|-------------------------------------------------------|-----------|
| 4 |Общая сумма выданных кредитов | М4 |
|---|-------------------------------------------------------|-----------|
| 5 |Вложения в государственные ценные бумаги | М5 |
|---|-------------------------------------------------------|-----------|
| 6 |Среднемесячный объем привлеченных средств и выданных| М6 |
| |долговых обязательств | |
|---|-------------------------------------------------------|-----------|
| 7 |Доходы | М7 |
|---|-------------------------------------------------------|-----------|
| 8 |Количество филиалов и отделений банков | М8 |
|---|-------------------------------------------------------|-----------|
| 9 |Число сотрудников банка, включая филиалы и отделения | М9 |
-----------------------------------------------------------------------
Примечание. Коэффициенты важности для субъекта выбраны произвольно.
Таблица 2.2. Результаты расчетов коэффициентов места банков
-----------------------------------------------------------------------
| N| Название | Место банка в рейтинге средств | КМО | КМС |
| | банка | информации | | |
| | |------------------------------------| | |
| | | М1| М2| М3| М4| М5 | М6| М7| М8| М9| | |
|--|-------------------|---|---|---|---|----|---|---|---|---|-----|-----|
|1 |Сбербанк России | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |100| 1 | 1 | 1 |12,0 | 1,0 |
|--|-------------------|---|---|---|---|----|---|---|---|---|-----|-----|
|2 |Внешторгбанк | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 |38 |10 | 7,2 | 5,6 |
|--|-------------------|---|---|---|---|----|---|---|---|---|-----|-----|
|3 |Газпромбанк | 3 | 3 |18 | 3 | 45 | 1 | 7 |73 |33 |20,7 |18,5 |
|--|-------------------|---|---|---|---|----|---|---|---|---|-----|-----|
|4 |Альфа-банк | 4 | 6 | 4 | 4 | 5 | 2 | 3 |11 | 9 | 5,3 | 5,1 |
|--|-------------------|---|---|---|---|----|---|---|---|---|-----|-----|
|5 |Башкредитбанк |13 | 8 | 7 |11 | 26 | 7 | 9 |35 |24 |15,6 |14,5 |
|--|-------------------|---|---|---|---|----|---|---|---|---|-----|-----|
|6 |НРБ |14 |25 |35 | 8 | 48 |18 |14 |20 |22 |22,7 |25,2 |
|--|-------------------|---|---|---|---|----|---|---|---|---|-----|-----|
|7 |Гута-банк |23 |22 |20 |20 | 23 |11 |22 |26 |20 |20,8 |22,0 |
|--|-------------------|---|---|---|---|----|---|---|---|---|-----|-----|
|8 |АКБ "Ак барс" |27 |18 |10 |27 | 10 |41 |49 |100|100|42,4 |32,6 |
|----------------------|------------------------------------|-----------|
| | Коэффициенты важности для субъекта | |
|----------------------|------------------------------------|-----------|
| |К1 |К2 |К3 |К4 | К5 |К6 |К7 |К8 |К9 | |
|----------------------|---|---|---|---|----|---|---|---|---|-----------|
| |1,0|1,0|1,0|1,0|0,9 | 0 |1,0|0,6|0,2| |
-----------------------------------------------------------------------
Как следует из табл.2.2, в первом варианте предпочтение может быть отдано Альфа-банку, а во втором - Сбербанку России.
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
Устойчивая работа коммерческого предприятия во внешней среде должна быть подкреплена его четким функционированием в области внутренней среды, которую можно охарактеризовать как производственно-хозяйственную и управленческую деятельность.
Важнейшие составляющие этой среды:
управление предприятием (менеджмент);
материально-техническое обеспечение производства;
организация собственно производственного процесса и контроля качества производимой продукции, выполнимых работ и оказываемых услуг;
кадровая политика;
ценообразование;
изучение рыночного спроса и организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг;
организация бухгалтерского учета на предприятии.
Финансовый директор и (или) главный бухгалтер предприятия должны владеть в той или иной степени всеми вопросами, связанными с внутренней средой предприятия и оказывать на нее регулирующее и управляющее влияние. Некоторые задачи, например управление предприятием, организация сбыта, ценообразование и кадровая политика заслуживают отдельного рассмотрения. Другие проблемы органически вписываются в систему организации бухгалтерского учета и освещаются при ее описании.
2.6. Управление предприятием - менеджмент
Предприятие способно выполнять свои функции при условии, если оно грамотно управляется. Эта работа возлагается на специалистов по управлению - менеджеров.
Задачи менеджеров состоят в следующем:
подбор и наем кадров;
координация действий с внешними организациями;
поиск, сбор и анализ внешней информации;
организация производственного процесса и управление распределением ресурсов;
сбор, анализ и передача по управленческой сети внутренней информации;
управление персоналом.
Каждый конкретный менеджер в своей работе обязан руководствоваться следующими правилами:
направлять усилия на реализацию конечных целей и задач предприятия;
предусматривать рациональное использование структуры предприятия;
принимать решения в рамках использования имеющихся кадров, наличия основных и оборотных средств, а также информационных ресурсов;
проводить работы в рамках комплексной организации технологического процесса производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
осуществлять производственную деятельность одновременно с подбором, расстановкой и воспитанием кадров;
руководствоваться принципом принятия оптимальных решений.
Решение этих задач требует высокой профессиональной подготовки и значительного опыта работы. Поэтому назначение на данную должность - ответственное право учредителей и высших руководителей предприятия, в том числе главного бухгалтера.
Чтобы коммерческое предприятие прибыльно работало на протяжении целого ряда лет, в сфере его управления целесообразно придерживаться нескольких основополагающих принципов. Эти принципы, заложенные в основу функционирования крупных государственных предприятий еще до начала рыночных преобразований в России, приводятся ниже.
Единство управления. Независимо от формы организации и стиля управления, полную и абсолютную ответственность за деятельность предприятия должен нести один человек.
Единство подчинения. Любой работник предприятия должен подчиняться только одному непосредственному начальнику.
Соответствие полномочий уровню ответственности. При возложении на подчиненного дополнительных обязанностей, ему должны быть приданы и дополнительные права. Следует помнить, что ответственности без прав не бывает.
Ограниченность масштабов управления. В непосредственном подчинении у менеджера может находиться ограниченное число работников. По оценкам специалистов, это число не должно превышать семи.
Ориентация управления на цели предприятия. Процесс управления следует направлять только на решение главных задач предприятия. Личностные факторы должны быть существенно ограничены или полностью исключены.
Избирательность информации. В целях экономии времени руководство предприятия должно получать только ту информацию, которая выходит за рамки коммерческого плана в положительную или отрицательную сторону.
Доступность любого уровня управления. Любой сотрудник предприятия должен иметь право и возможность обратиться с производственным или личным вопросом и предложением к руководителю любого ранга.
Приоритет планирования. Любая работа должна быть предварительно спланирована.
Дифференцированный подход к организации труда. Труд разной квалификации требует разных условий.
Разбиение сложных процессов на простые операции. В целях экономии средств управленческие и хозяйственные функции целесообразно разбивать на ряд простых операций, используя при этом стандартные приемы и методы.
Непрерывность контроля. Часть управленческого аппарата должна быть задействована на ежедневном контроле хода выполнения коммерческого плана.
Гибкость структуры управления. С изменением масштабов, задач и целей предприятия, его система управления должна подвергаться соответствующим корректировкам.
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
Поскольку любое коммерческое предприятие преследует в качестве одной из главных целей получение максимально возможной прибыли, то оно должно планировать и управлять процессом сбыта продукции, выполнения работ и оказания услуг. Этот процесс носит название маркетинга. Маркетинг - специфический элемент системы управления коммерческим предприятием. Его главные задачи:
получение необходимой информации о рынке и его участниках;
планирование выпуска и реализации продукции (работ, услуг);
разработка системы ценообразования;
организация поставок и распределения готовой продукции (работ, услуг);
составление прогноза расширения сбыта и увеличения сферы охвата рынка.
Суть маркетинга заключается в том, чтобы собрать информацию о потребностях покупателей в необходимых им товарах (работах, услугах), провести соответствующие исследования по возможностям предприятия организовать в оптимальные сроки выпуск требуемой продукции и определить примерную ее цену. После этого рекомендовать ее к производству.
Готовую продукцию система маркетинга продвигает на рынок, организуя каналы ее распространения, хранения и сбыта. При этом она обеспечивает рекламу и комплекс сопутствующих мероприятий по доведению продукции до потребителя. Одновременно служба маркетинга изучает реакцию покупателя на качество и потребительские свойства товара.
В дальнейшем при определенном насыщении рынка данным товаром служба маркетинга изучает возможности продолжения его выпуска путем модернизации, повышения качества, оказания дополнительных услуг покупателям при его приобретении и использовании.
Определив момент заметного снижения объема сбыта товара, служба маркетинга анализирует возможности существенной его переделки или замены новой продукцией. Так заканчивается жизненный цикл товара.
Главным принципом современной маркетинговой политики предприятия является девиз: "Производить то, в чем испытывает потребность покупатель, а не пытаться, во что бы то ни стало, сбыть ему то, что выпустило производство". Только следование данному принципу может обеспечить коммерческий успех.
2.8. Ценообразование
Важнейшим элементом маркетинговой политики коммерческого предприятия является ценообразование. Цена - это денежный показатель стоимости продукции (работ, услуг), по которой она предлагается покупателю. Формирование цены зависит от многих факторов, главными из которых являются: издержки (расходы) производства, спрос на данный вид продукции, степень конкуренции на рынке в области аналогичной продукции.
Для принятия решения о цене конкретного товара, необходимо установить:
величину спроса на данный товар (работу, услугу) и степень его продолжительности;
границы рынка товара по объему и времени действия;
наличие и характер конкурентов на рынке;
перспективы роста продаж;
уровень цен на рынке аналогичной продукции;
связь между ценой и объемами продаж;
степень влияния на рынок и рамки вмешательства государства;
суммы издержек производства;
возможности быстрого запуска товара в производство;
реальность наращивания объема производства товара.
Все перечисленные выше факторы являются существенными. Рассматривать их целесообразно именно в той последовательности, в которой они перечислены. При этом издержки производства желательно оценить заранее. Очевидно, что если расходы на изготовление товара, планируемого к выпуску, значительно превышают установившуюся на рынке цену, то такой товар заведомо неконкурентоспособен. Поэтому исследования лучше проводить методом последовательных приближений: от себестоимости продукции (работ, услуг) к потребительскому спросу и обратно.
В настоящее время в международной практике наиболее распространенными являются следующие методы установления цен на продукцию предприятия 37, 207, 218, 259, 341, 343:
исходя из себестоимости;
на основе анализа безубыточности продаж и обеспечения целевой прибыли;
с ориентацией на спрос;
по уровню текущих цен;
на базе закрытых торгов.
Каждому конкретному предприятию необходимо выбрать свой подход при ценообразовании, увязывая рекомендации со своей конкретной практикой.
Так как Россия по своему климатическому и географическому положению находится в трудных экономических условиях, которые характеризуются низкими среднегодовыми температурами, большой протяженностью территории и наличием обширных зон рискованного земледелия, то в нашей стране преимущественным всегда было ценообразование на базе себестоимости.
В процессе ценообразования самая активная роль отводится бухгалтерскому учету.
Бухгалтерия, имея большой опыт расчетов и анализа расходов на изготовление различных видов продукции, хорошую вычислительную базу и программное обеспечение, достаточно оперативно и точно может выполнить подобные исследования. Кроме того, в рамках бухгалтерского учета при определении стоимости продукции возможен анализ различных параметров, в том числе будущих налоговых платежей. Приведем результаты конкретных расчетных примеров.
Пример 1. Бухгалтерия малого предприятия по производству кондитерских изделий, проведя серию расчетов по программе "1С: Бухгалтерия", установила следующую зависимость средней отпускной цены изготовляемых тортов (Ц) от величины расходов на рекламу (Р) (см. рис.2.2).
См. графический объект "Рис.2.2. Зависимость цены торта от величины затрат на рекламу в сравнении с рыночной ценой"
Рис.2.2. Зависимость цены торта от величины затрат на рекламу в сравнении с рыночной ценой
Примечание. Величина расходов на рекламу (на рис.2.2) представлена в процентах от суммы предполагаемой выручки от продажи тортов.
Для принятия правильного решение о затратах на рекламу эта зависимость была сопоставлена со средней рыночной ценой (Цр) на аналогичную продукцию, путем нанесения этой цены на график в виде горизонтальной линии. По точке пресечения легко выявить зону прибыльности продукции и установить соотношение объемов ее выпуска и затрат на рекламу.
Как видно из представленных материалов, данное предприятие может тратить на рекламу своей продукции до 7% выручки.
Пример 2. Рассматриваемое малое предприятие по производству кондитерских изделий решило организовать у себя участок по выпечке хлеба. В ходе подготовки процесса производства возникла проблема определения соотношения средней цены батона и средней заработной платы сотрудников участка - ЗП. Бухгалтерия, проведя серию расчетов по программе "1С: Бухгалтерия", установила следующую зависимость отпускной цены изготовляемых батонов (Ц) от величины средней заработной платы (см. рис. 2.3).
Для принятия решения о величине предполагаемой заработной платы и объемах производства эта зависимость была сопоставлена со средними рыночными ценами (Цр) на аналогичную продукцию. После этого было принято решение.
См. графический объект "Рис.2.3. Зависимость средней цены хлебного батона от средней заработной платы работников (в сравнении с рыночной ценой)"
Рис.2.3. Зависимость средней цены хлебного батона от средней заработной платы работников (в сравнении с рыночной ценой)
Как следует из рис.2.3, данное предприятие может обеспечить среднюю заработную плату сотрудникам участка по выпечке хлеба в пределах 3500 руб.
2.9. Кадровая политика предприятия
Наем кадров, организация их успешной работы на предприятии, социальная защита, обучение и переподготовка, продвижение по службе, создание нормального психологического климата - вот круг проблем, которые входят в понятие кадровой политики предприятия.
Кадровая политика должна соответствовать целям коммерческого предприятия, т.е. она должна включать меры по повышению производительности труда и снижению оборота рабочей силы.
Система управления кадрами предприятия решает следующие основные задачи:
обеспечение эффективной занятости персонала;
создание привлекательных и безопасных условий труда;
организация предпосылок для повышения квалификации и профессионального роста работников;
разработка мер и критериев справедливой оценки профессиональных качеств персонала для установления достойной оплаты труда в соответствии с отдачей каждого конкретного работника;
организация оптимальных производственных отношений для простого и эффективного решения трудовых проблем;
формирование социальной среды для работы и отдыха персонала.
Важнейшая проблема кадровой политики коммерческого предприятия - установление среднего уровня заработной платы работников, которая зависит от степени прибыльности предприятия, уровня безработицы и стоимости жизни в регионе, а также от величины заработной платы на конкурирующих фирмах. Установление сравнительно высокого уровня оплаты труда на предприятии способствует дополнительному притоку кадров, обеспечивает более широкий выбор работников, сокращает текучесть кадров. Однако высокая заработная плата не всегда гарантирует высокую производительность труда.
В экономике эта задача носит название задачи об определении цены рабочей силы.
Заработная плата составляет главную часть доходов наемных работников среди материальных благ, обеспечивающих воспроизводство их способностей к производительному труду. Рассмотрим, как обстоит дело со средней заработной платой россиян за последние восемь лет.
Воспользуемся статистическими данными, приведенными в работах 261, 290, 291, 368, и дополним их сведениями из постановлений Правительства РФ за 1997-2002 гг.
Использование материалов в упомянутых первоисточниках с учетом коэффициента отрасли "Финансы и страхование" позволяет получить динамику средней заработной платы - ЗП обыкновенных и финансовых работников за 1994-2002 гг. Эта динамика представлена на графике рис.2.4.
См. графический объект "Рис.2.4. Изменение средней заработной платы финансовых работников (ФР) и обыкновенных работников (ОР) по годам (руб.)"
Рис.2.4. Изменение средней заработной платы финансовых работников (ФР) и обыкновенных работников (ОР) по годам (руб.)
При этом необходимо учесть также еще два важных обстоятельства, оказывающие существенное влияние на уровень жизни людей:
1) хронические невыплаты заработной платы;
2) наличие у россиян других доходов помимо заработной платы.
Эти обстоятельства имеют противоположный характер воздействия на уровень доходов граждан.
В целом следует признать среднюю заработную плату в России весьма низкой.
Если перейти к понятию среднего дохода, то его можно вычислить, исходя из графика рис.2.4, по следующей формуле:
Д = ЗП х К х К (2.3)
н д
где:
Д - средний доход;
К - коэффициент невыплаты заработной платы;
н
К - коэффициент дополнительных доходов.
д
Согласно статистике с вероятностью 99% величины коэффициентов невыплаты заработной платы и дополнительных доходов граждан России определяются следующими цифрами:
К = 0,60 + - 0,11 (2.4)
н
К = 1,55 + - 0,17
д
Использование формулы (2.3) с учетом значений коэффициентов в соотношениях (2.4) дает следующее приближенное выражение для расчета среднего дохода россиянина:
Д = 0,93 х ЗП (2.5)
Из выражения (2.5) следует, что, несмотря на наличие дополнительных доходов граждан, вследствие хронических задержек с выплатами, реальный доход в России ниже номинальной заработной платы приблизительно на 7%.
Чтобы получить уточненную картину динамики средней заработной платы за последние годы, следует учесть инфляцию. Для этого можно перевести среднюю заработную плату работников в доллары по официальному курсу, тогда зависимости будут несколько другими: более худшими (см. рис.2.5).
См. графический объект "Рис.2.5. Изменение по годам средней заработной платы граждан России в долларах"
Рис.2.5. Изменение по годам средней заработной платы граждан России в долларах
По статистическим оценкам, на октябрь 2002 г. средняя заработная плата россиян составляла 1983 руб. или 63 долл. США.
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии
и роль главного бухгалтера
Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии - существенное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.
На основе бухгалтерского анализа может быть определена тенденция развития предприятия.
Бухгалтерский учет позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли.
Важнейшие функции бухгалтерского учета как информационно-аналитической подсистемы контура управления коммерческим предприятием:
1) контроль процесса производства и реализации продукции (работ, услуг);
2) обеспечение сохранности ценностей;
3) снабжение руководства и менеджеров различных уровней необходимой информацией;
4) поддержание обратной связи между производством и административно-хозяйственным аппаратом;
5) анализ хозяйственной деятельности.
1. Функция контроля процесса производства и реализации продукции осуществляется в трех видах.
Предварительный контроль производится до начала хозяйственной операции, чтобы прогнозировать ее конечный результат.
Текущий контроль осуществляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом.
Последующий контроль проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат и предвидеть дальнейший ход событий.
2. Функция обеспечения сохранности ценностей достигается использованием развернутого плана счетов и системы бухгалтерских проводок, охватывающих все аспекты движения и хранения материальных ценностей и денежных средств. Эта функция усиливается развитым механизмом учета и инвентаризации.
3. Информационная функция достигается непрерывностью и документированностью бухгалтерского учета, в котором в любой момент может быть представлена полная информация о состоянии дел на предприятии.
4. Функция обратной связи реализуется налаженным сбором и анализом сведений о хозяйственных средствах и хозяйственных процессах. Результаты этого анализа оперативно передаются в необходимые инстанции для принятия ответственных решений.
5. Аналитическая функция проявляется через профессионализм кадров, хорошее программное обеспечение и большой практический опыт руководства бухгалтерии. Она позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики. С ее помощью выявляются основные рычаги рентабельности предприятия, находятся узкие места в хозяйственной деятельности, обобщается материал для прогноза и принятия решений в области долгосрочной финансовой политики предприятия.
Все перечисленные выше функции достаточно легко программируются на персональном компьютере, поскольку бухгалтерский учет имеет свой специфический язык кодирования хозяйственной деятельности и хозяйственных средств. Словарем этого языка служит план счетов бухгалтерского учета.
Структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать выполнение учетных задач в минимальные сроки и с высоким качеством.
Главные задачи бухгалтерского учета на коммерческом предприятии:
1) предоставлять полную и точную информацию руководству предприятия о финансово-экономическом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и в области материальных поставок, о нарастающем дефиците денежных средств;
2) осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, сотрудниками предприятия по оплате труда и по средствам, выданным в подотчет;
3) контролировать работу материально-ответственных лиц предприятия;
4) отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение предприятием своих обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
5) нести ответственность за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту предприятия;
6) выполнять в срок и предоставлять в государственные контролирующие органы исчерпывающий и точный баланс, другую финансовую отчетность предприятия.
Абсолютную ответственность перед руководством коммерческого предприятия за выполнение указанных задач несет главный бухгалтер - ключевая финансовая персона на предприятии. Главная его обязанность по важности и профессиональной принадлежности - это организация, управление и контроль повседневной, подчас рутинной, учетной работы.
Бухгалтерский учет должен быть скрупулезным и идеальным. На первый взгляд, прозрачность бухгалтерского учета находится в некотором противоречии с соблюдением коммерческих тайн предприятия. Но это не так. Четкость учета, его абсолютная ясность и легкая читаемость необходимы, в первую очередь, самому бухгалтеру, чтобы иметь возможность принимать важные решения в предельно сжатые сроки. Коммерческие тайны целесообразно выделять отдельно. Лучше, чтобы их было немного, тогда оберегать их будет легче.
Для успешного решения финансово-экономических проблем предприятия в современных условиях необходимо планировать положительный финансовый результат, обозначать его реальные границы, намечать пути достижения и затем воплощать принятое решение в виде первичных документов. Но для этого необходимы дополнительные условия и полномочия.
Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная часть общей экономической стратегии предприятия, и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и не зависящими от личности бухгалтера обстоятельствами.
Дополнительные условия, которые необходимы для достижения прогнозируемого финансового результата:
1) ведущая роль бухгалтера на предприятии и его признанный авторитет в глазах руководителя;
2) четкие и отлаженные договорные отношения предприятия с дебиторами, кредиторами и финансовыми институтами;
3) деловые, партнерские и согласованные взаимодействия предприятия (через главного бухгалтера) с налоговой службой и другими контролирующими государственными органами;
4) выверенный, точный и оперативный механизм бухгалтерского учета на предприятии.
Первый (ключевой) фактор, способствующий развитию планирования финансового результата и налоговых платежей, - это ведущая роль бухгалтера на предприятии и его партнерские взаимоотношения с руководителем. Правовой основой этих взаимоотношений является Федеральный закон РФ "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (с изменениями от 23.07.1998 г.), где в ст.7 регламентируются права и обязанности главного бухгалтера на предприятии. Однако речь идет о более высокой форме сотрудничества. Критериями ее наличия могут служить, например, возможности главного бухгалтера участвовать в заключениях договоров со смежными организациями, а также оперативно и самостоятельно принимать важные финансово-экономические решения в отсутствие руководителя.
Как будет показано в главе 20, на сегодняшний день в руках у главного бухгалтера есть превосходный инструмент для решения данной проблемы.
Второй важнейший элемент общей экономической стратегии предприятия - это его взаимоотношения с дебиторами и кредиторами. Их тоже надо планировать и формировать. Участие главного бухгалтера в данном процессе совершенно необходимо, поскольку договорные отношения во многом предопределяют ритмичность работы, а также сроки и прогнозируемую величину финансового результата. Сложность формирования отношений с поставщиками, покупателями, кредитными и страховыми организациями часто возникает из-за отсутствия достоверной информации об их финансовой устойчивости. К сожалению, получить ее весьма сложно.
В п.2.4. рассмотрена простая рейтинговая методика выбора соучастника по бизнесу. В дополнение к ней можно использовать статистические показатели надежности 179, 182.
Как отмечалось выше, в странах с развитой рыночной экономикой коммерческие банки по договорам со своими клиентами предоставляют им подобные сведения, полученные по своим информационным сетям. В России это пока не принято: такую информацию относят к категории коммерческой тайны. Вспоминается один любопытный случай. Однажды автору пришлось обратиться за такими сведениями в один известный московский банк. Управляющий очень удивился такой просьбе и отказал, мотивируя отказ святостью коммерческих секретов. А через несколько месяцев этот же управляющий обратился к автору с личной просьбой помочь банку реализовать китайский ширпотреб. Оказалось, что банк опрометчиво выдал кредит торговой фирме под залог ширпотреба, видимо не обладая достаточной полнотой сведений ни о финансовом состоянии клиента, ни о степени ликвидности залога.
Проблема установления объектов коммерческой тайны предприятия и их сохранения не очень проста. Чтобы ориентироваться в данном вопросе, следует знать, какую информацию российское законодательство относит (не относит) к коммерческим секретам. Согласно постановлению Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. N 35, не могут составлять коммерческую тайну предприятий и предпринимателей:
1) учредительные документы и Устав;
2) документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
3) сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и другую информацию, необходимую для проверки правильности исчисления и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
4) документы о платежеспособности;
5) информация о численности, составе работающих, их заработной плате, а также о наличии свободных рабочих мест;
6) данные об уплате налогов и обязательных платежей;
7) сведения о загрязнении окружающей среды, о нарушении антимонопольного законодательства, о несоблюдении безопасных условий труда, о реализации продукции, вредной для здоровья и размерах причиненного при этом ущерба;
8) данные об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах и других коммерческих предприятиях.
Третий существенный компонент общей экономической стратегии предприятия - это взаимодействие с налоговой инспекцией и другими контролирующими государственными органами. Здесь роль главного бухгалтера чрезвычайно велика. Нормативных документов, регламентирующих это взаимодействие, достаточно много. Не перечисляя их, отметим, что любые инструкции и предписания могут трактоваться по-разному, поэтому очень важно с самого начала найти взвешенный, уважительный и профессиональный стиль общения с представителями проверяющих организаций. В тех случаях, когда стороны не могут прийти к согласию, на наш взгляд, следует проявлять определенную гибкость. В непринципиальных вопросах и в случаях незначительных сумм платежей целесообразно отдавать приоритет контролирующим органам, т.е. придерживаться правила: "налоговый инспектор всегда прав". Это вовсе не исключает использования в решающих ситуациях третьей стороны, например арбитражного суда. По имеющейся информации около 50% дел по налоговым спорам в арбитражных судах выигрывают предприятия.
Одной из удачных форм договорных отношений с налоговой инспекцией в настоящее время является учетная политика предприятия. Если представители МНС РФ приняли ее у предприятия без замечаний, то она (учетная политика) становится своего рода разрешительным документом. Поэтому рекомендуем бухгалтеру спорные, сомнительные и не очень ясные вопросы включать в учетную политику в трактовке предприятия. Отсутствие возражений будет означать согласие с данной трактовкой. Кроме того, в настоящее время у организаций появилась возможность официальных письменных запросов, направляемых в территориальные органы МНС РФ по интересующим их конкретным проблемам налогообложения.
Самый главный момент, подводящий определенную черту во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, фондами социального страхования и обеспечения, а также органами статистики - это сдача баланса и отчетности. На этой стадии от бухгалтера требуется максимальное внимание, сдержанность, терпение и оптимизм. Неоднократно приходилось видеть, как коллеги-бухгалтеры на этом этапе допускали элементарные просчеты.
На наш взгляд, в любой ситуации бухгалтеру следует сохранять свою профессиональную гордость и чувство достоинства.
Четвертый важный элемент, способствующий проведению эффективной экономической политики предприятия - это организация бухгалтерского учета, а именно: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. В большинстве случаев решение подобных вопросов в руках бухгалтера и полностью от него зависит. О них разговор будет вестись во многих последующих главах.
Современный бухгалтерский учет опирается на фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков; является важнейшим разделом экономики и включает в себя все используемые сегодня виды учета: бухгалтерский, налоговый, управленческий, финансовый и инвестиционный.
Конечно, бухгалтерский учет не единственный источник информации, необходимой руководству коммерческого предприятия для принятия ответственных решений. Однако сущность бухгалтерской работы и ее исторический опыт показывают, что она с наибольшей полнотой и точностью отражает все аспекты деятельности фирм с учетом экономических законов, юридических норм и правил.
Появившаяся в ряде современных публикаций тенденция толкования бухгалтерского учета, как отрасли гуманитарной науки, в основе которой лежат некие субъективные финансово-производственные идеи, первичные по отношению к хозяйственной материальной деятельности организации, и поэтому не дающие оснований для точного количественного измерения ее результатов - это проявление очевидных недостатков системы образования в современной России.
Утверждения ряда теоретиков о том, что бухгалтерская прибыль некое формальное определение, и по этой причине ее нельзя считать реальной движущей силой экономического развития, опровергнуто многовековой человеческой практикой. Предприниматели и бухгалтеры коммерческих предприятий это хорошо знают, и вводить их в заблуждение псевдонаучной риторикой не следует.