<< Пред.           стр. 4 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

  В последнее время по инициативе различных министерств и ведомств усиливается тенденция выделения в самостоятельные направления различных видов учета, в частности бухгалтерского, налогового и управленческого. Это противоречит интересам коммерческих предприятий, а также экономике страны в целом.
  Как определено в ГК РФ, в рыночной экономике коммерческая деятельность ведется без привлечения бюджетных средств и при полной ответственности за ее конечный результат руководства и собственников (учредителей) организации. Поэтому право выбора количества и видов учета должно принадлежать только им. А требования государственных органов по предоставлению им определенной отчетности о деятельности организации должны быть сформулированы максимально четко, конкретно и экономически обоснованно. Отчетность не должна быть самоцелью коммерческой организации и ее основной обязанностью.
  Более того, дело не только в налоговой отчетности. Одной из самой острых и мучительных проблем, препятствующих успешной деятельности коммерческих предприятий является чрезмерно жесткая и запутанная система налогообложения. Если исполнять все предъявляемые ею требования, то можно в кратчайшие сроки разорить любую, даже крепкую компанию. Многолетняя чехарда в принятии и отмене законов и инструкций, написании и переписывании статей Налогового кодекса приносят экономические дивиденды только их авторам.
  Нужно изменить принцип налогообложения в России. В странах с развитой рыночной экономикой платят налоги только прибыльные предприятия. Вот, например, какую рекомендацию дают предпринимателям ведущие специалисты по торговому бизнесу в Англии:
  "Никогда не ставьте налоговые соображения во главу угла при принятии деловых решений. Гораздо целесообразнее получать большую прибыль и платить большие налоги, чем не платить никаких налогов из-за отсутствия прибыли!". (Подробнее см. главы 16 и 20.)
  Что же касается учета и отчетности, по мнению многих бухгалтеров-профессионалов, есть настоятельная необходимость формирования всех категорий учета на базе первичных бухгалтерских документов, важными свойствами которых являются их юридический статус, взаимосвязанность и контролируемость.
  Сегодня не существует принципиальных трудностей выделения того или иного вида учета. Все они в той или иной степени отражают различные аспекты реальной экономики предприятия. Специалисты служб бухгалтерского учета на большинстве коммерческих предприятий обладают высокими профессиональными качествами, обеспечивающими большую эффективность работы. Их, как правило, характеризуют:
  энергичные и быстрые действия;
  постоянный контакт с поставщиками товарно-материальных ценностей и покупателями готовой продукции и товаров;
  разумная самостоятельность поведения и предприимчивость;
  отношение к персоналу коммерческого предприятия как главному источнику повышения производительности труда;
  отличное знание реальной экономической обстановки и уверенная ориентация, как во внутренней, так и внешней предпринимательской среде;
  сосредоточение своих усилий в направлениях деятельности, которые каждый конкретный работник бухгалтерии понимает, знает и умеет исполнять лучше всего;
  простота форм сбора, обработки и передачи управляющей информации;
  гибкое сочетание в работе инициативы и исполнительской дисциплины.
  На коммерческих предприятиях бухгалтерия на базе первичных документов обычно составляет журнал хозяйственных операций. Он достаточно легко преобразуется в логическую или статистическую бухгалтерскую модель, которая пригодна для определения зависимостей чистой прибыли от различных экономических характеристик при разных условиях хозяйствования. Это дает возможность предвидеть финансовый результат деятельности фирмы.
  Накопленный опыт свидетельствует: на базе современного бухгалтерского учета можно и нужно решать любые практически значимые экономические проблемы коммерческих предприятий, вне зависимости о того, к какой конкретной сфере они относятся: управленческой, финансовой или налоговой.
 
 Контрольные вопросы по теме
 
  1. Определите главную цель, для достижения которой создается коммерческое предприятие.
  2. Конспективно изложите процесс регистрации коммерческого предприятия.
  3. В каких направлениях осуществляется деятельность коммерческих предприятий?
  4. Кратко охарактеризуйте организационные формы коммерческих и некоммерческих организаций.
  5. Чем отличаются акционерные общества открытого и закрытого типа?
  6. Чем отличаются общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью?
  7. Что входит в понятия внешней и внутренней среды предпринимательства?
  8. Охарактеризуйте главные принципы менеджмента.
  9. Дайте определение маркетингу и кратко опишите его главный принцип.
  10. Из чего складывается понятие ценообразования?
  11. Какова, на ваш взгляд, взаимосвязь между себестоимостью производимой предприятием продукции и рыночной ценой?
  12. Как вы понимаете кадровую политику предприятия?
  13. Назовите величину средней заработной платы россиянина в рублях и долларах.
  14. Перечислите основные функции бухгалтерского учета на предприятии.
  15. Какие сведения о предприятии не представляют государственной тайны?
  16. Какова роль главного бухгалтера на предприятии?
  17. В чем заключаются дополнительные требования к главному бухгалтеру, как к ключевой финансовой фигуре на коммерческом предприятии?
  18. Зависят ли результаты деятельности предприятия от деловых качеств руководителей, в том числе главного бухгалтера?
  19. Целесообразно ли формировать различные виды учета на предприятии (управленческий, бухгалтерский, налоговый), используя разные терминологические, правовые и экономические базы?
 
 Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
 
 3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
 
  В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.) бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления, обработки и анализа финансово-экономической информации о деятельности предприятия или физического лица.
  Он проводится исходя из непрерывного, сплошного и документированного отражения хозяйственных операций.
  Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. (В дальнейшем речь будет вестись только применительно к предприятиям.) Высокую и длительную плодотворность этой деятельности обеспечивают следующие хозяйственные средства:
  основные средства;
  нематериальные активы;
  оборотные средства;
  денежные средства;
  средства в расчетах;
  отвлеченные средства.
  Основные средства - это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, исчерпывая срок своего полезного использования и изнашиваясь постепенно. Их стоимость включается в себестоимость производимой с их участием продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) частями, путем начисления амортизации по установленным способам и нормам. Основные средства обладают существенным признаком, отличающим их от остальных хозяйственных элементов и факторов: они значительно увеличивают производственные возможности человека. К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства, скот (рабочий, продуктивный и племенной), библиотечные фонды, многолетние насаждения, произведения живописи и скульптуры и т.п.
  Кроме того, в настоящее время в состав основных средств переведены также следующие активы, которые ранее относились к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (при условии, что срок их полезного использования превышает 12 месяцев):
  1) инструменты и приспособления общего назначения, имеющие универсальное применение;
  2) специальные инструменты и приспособления, используемые для индивидуальных заказов;
  3) сменное оборудование, многократно используемое в производстве;
  4) технологическая тара, т.е. тара, применяемая многократно;
  5) производственный инвентарь, для осуществления и облегчения технологических операций;
  6) хозяйственный инвентарь;
  7) специальная одежда и специальная обувь, а также предохранительные приспособления;
  8) постельные принадлежности;
  9) временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых включаются в себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
  10) прочие аналогичные предметы.
  Если малоценные предметы в составе основных средств имеют стоимость до 10 тыс. руб., то при передаче в эксплуатацию их стоимость одномоментно включается в себестоимость продукции (работ и услуг). Но так как они продолжают эксплуатироваться еще достаточно длительное время, то в бухгалтерском учете должен быть налажен четкий контроль их сохранности, использования и последующего списания.
  Нематериальные активы - это объекты прав и интеллектуальной собственности длительного пользования, не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку, обусловленную спросом на них и расходами, понесенными при их создании. Они, подобно основным средствам, участвуют в хозяйственной деятельности длительное время и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) постепенно. Этот процесс тоже носит название амортизации.
  К нематериальным активам относятся исключительные (единственные) права:
  патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель или селекционное достижение;
  автора на программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральных микросхем;
  владельца на товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения товара.
  Кроме того, в состав нематериальных активов включаются: деловая репутация фирмы, завоеванная в процессе деятельности, и организационные расходы, которые понесли ее участники при создании и регистрации.
  Оборотные средства - это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно (или в течение производственного цикла) переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п. К оборотным средствам принадлежат и малоценные предметы (перечень которых приведен в составе основных средств) при условии, если они имеют срок полезного использования менее 12-ти месяцев. Так как эти предметы относятся к категории инвентаря многократного использования, то в течение срока их эксплуатации должен осуществляться действенный контроль их сохранности, использования и выбытия.
  Примечание. Малоценные предметы в составе основных и оборотных средств занимают значительную долю. Например, у строительно-монтажных организаций они составляют до 40% объема материально-производственных запасов и до 15% стоимости готовой продукции (или выполненных работ). Поэтому их учет требует особого внимания.
  Денежные средства - это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, а также находящихся в пути.
  Средства в расчетах - это средства, которые еще не получены предприятием, и числятся в качестве обязательств других организаций и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги (в том числе по полученным в счет оплаты векселям), задолженности поставщиков по выданным им авансам, а также задолженности подотчетных лиц.
  Отвлеченные средства - это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде различных кредиторских задолженностей, в том числе по налогам и сборам, а также сосредоточенные в различных резервах.
  Основные средства, нематериальные активы и оборотные средства приобретаются предприятием за счет собственных или заемных источников.
  Собственные источники включают в себя: уставный капитал, текущую прибыль, прибыль прошлых лет и отчисления в резервный капитал от прибыли прошлых лет.
  Уставный капитал - это сумма вкладов учредителей предприятия в денежном выражении.
  Прибыль - это превышение доходов предприятия над расходами. Она может быть получена в результате реализации продукции, работ и услуг, продажи основных средств, нематериальных и прочих активов, а также в результате проведения других хозяйственных операций, не связанных с продажами.
  Так как целью деятельности любого коммерческого предприятия является прибыль, скрупулезный учет доходов и расходов имеет принципиальное значение. В настоящее время действуют следующие нормативные документы, определяющие виды доходов и расходов предприятия и условия их признания:
  Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 32н (в редакции от 30.03.2001 г.);
  Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 33н (в редакции от 30.03.2001 г.).
  Согласно данным нормативным документам доходы и расходы предприятий и организаций подразделяются на:
  1) доходы и расходы от обычных видов деятельности;
  2) операционные доходы и расходы;
  3) внереализационные доходы и расходы;
  4) доходы и расходы, обусловленные чрезвычайными обстоятельствами.
  Доходами от обычных видов деятельности считается выручка, полученная от реализации продукции, работ и услуг, для производства и исполнения которых создавалась организация. Операционными доходами считаются средства, поступающие от арендных и лизинговых операций, от передачи прав на нематериальные активы, от участия в совместной деятельности и вкладов в уставные капиталы других предприятий, от операций с ценными бумагами. А также поступления в виде выручки от продажи основных средств и других активов предприятия.
  Внереализационными доходами считаются пени и штрафы, полученные предприятием от других организаций за нарушенные теми условия договоров. К ним относятся также суммы безвозмездно полученных активов, прибыль прошлых лет, выявленная в текущем году, и положительные курсовые разницы. Кроме того, в состав внереализационных доходов включаются суммы увеличения стоимости основных средств при их переоценке, суммы депонентских и других кредиторских задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности.
  Доходами, связанными с чрезвычайными ситуациями, считаются средства, поступившие в качестве помощи для ликвидации последствий стихийных бедствий, суммы страховых возмещений, полученные от страховых компаний, или стоимость активов, которые удалось извлечь из пострадавших или разрушенных объектов.
  Расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Операционными расходами являются расходы, связанные с арендными и лизинговыми операциями и передачей прав на нематериальные активы. К ним относятся также затраты, обусловленные участием в уставных капиталах других предприятий, реализацией основных средств и других активов предприятия, необходимостью оплаты процентов и услуг кредитных организаций.
  Внереализационными расходами считаются расходы, связанные с уплатой предприятием пеней и штрафов по нарушенным условиям хозяйственных договоров, возмещением причиненных другим организациям убытков, и убытки прошлых лет, выявленные в текущем году. К ним относятся также отрицательные курсовые разницы, суммы уценок основных средств, суммы дебиторских задолженностей, по которым истекли сроки исковой давности.
  Чрезвычайными расходами являются затраты, обусловленные потерями в результате стихийных бедствий, пожаров и других непредвиденных обстоятельств, предугадать и предотвратить которые практически невозможно, а также затраты по ликвидации последствий, возникших в результате упомянутых воздействий. (Подробнее о доходах и расходах см. главы 8, 13 и 22.)
  Резервный капитал - это средства, отчисляемые за счет прибыли прошлых лет, и предназначенные для погашения убытков и задолженностей по кредитам и займам.
  До 01.01.2002 г. в российском бухгалтерском учете в составе резервных средств существовали фонды, имеющие социальную направленность. Перевод учета на международные стандарты потребовал их ликвидации. В экономиках зарубежных стран, развивавшихся на основе жесткой рыночной конкуренции, не было и нет условий и традиций формирования социальной сферы за счет государственных резервов и средств частных предприятий. Ее создают сами наемные работники и отдельные предприниматели-меценаты. Поэтому потенциальные инвесторы не спешат вкладывать средства в те российские организации, на балансе которых находятся мощные социальные структуры. К тому же в России в настоящее время еще много организаций, имеющих статус градообразующих предприятий, единолично решающих все экономические, финансовые и социальные вопросы своих территорий.
  В международных стандартах ведения бухгалтерского учета приоритет отдается заботе об административно-хозяйственном аппарате, как более продуктивном звене фирмы. Так, например, материальную помощь, предоставляемую членам руководства предприятия, разрешено включать в себестоимость продукции (работ и услуг), т.е. списывать за счет потребителей, а помощь рядовым сотрудникам можно начислять только за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, т.е. погашать за счет собственников.
  Заемные источники включают в себя: кредиты банков, займы предприятий и физических лиц, отсрочки платежей (коммерческие кредиты) и кредиторские задолженности.
  Кредиты банков - это краткосрочные и долгосрочные ссуды банков.
  Кредиторская задолженность - это общая сумма долгов предприятия. В ее состав включаются: задолженности поставщикам за полученные от них материальные ценности, долги по выданным векселям и по полученным от покупателей авансам, задолженности государственным органам по налогам и сборам, а также задолженности перед своими сотрудниками по оплате труда.
  Следует уточнить различие между дебиторскими и кредиторскими задолженностями. Дебиторы - это должники предприятия, которым оно перечислило аванс за поставку материальных ценностей или оказание услуг, отправило продукцию или предоставило услуги без предварительной оплаты с их стороны. Кредиторы - это поставщики товаров и услуг предприятию или покупатели, выдавшие авансы. Этим субъектам предприятие должно заплатить за поставки и предоставленные услуги или направить готовую продукцию (оказать услуги) в счет полученного аванса. Дебиторская задолженность - это актив: неполученные в настоящий момент деньги или материальные ценности. Кредиторская задолженность - это пассив: источники полученных и неоплаченных в настоящий момент материальных ценностей, денежных средств и услуг. (Понятия актива и пассива даны ниже.)
  Хозяйственная деятельность предприятия, изготовляющего продукцию, выполняющего работы и оказывающего услуги, условно делится на 3 процесса: заготовление, производство и реализация. Заготовление - это приобретение материальных ценностей для производства и его обслуживания. Производство - это изготовление продукции (товаров), выполнение работ и оказание услуг. Реализация - это их продажа.
  Набор приемов, с помощью которых ведется бухгалтерский учет, называется методом. В составе метода бухгалтерского учета присутствуют следующие основные элементы:
  документация;
  счета;
  двойная запись;
  инвентаризация;
  оценка и калькуляция;
  баланс;
  отчетность.
  Документация - это комплект документов, обеспечивающий сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. Каждый отдельный документ является письменным свидетельством факта совершения хозяйственной операции. Юридическую силу ему придают следующие обязательные реквизиты, без которых он не является действительным:
  1) наименование документа;
  2) дата составления;
  3) наименование организации, от имени которой составлен документ;
  4) содержание хозяйственной операции;
  5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  7) личные подписи указанных лиц.
  Счета - это специальный бухгалтерский инструмент кодирования, учета и группировки однородных хозяйственных средств и операций.
  По форме каждый счет представляет двухстороннюю таблицу. Левая сторона счета называется дебетом ("он должен"), правая - кредитом ("он верит"). В зависимости от отношения к стороне баланса дебет или кредит означает либо "приход", либо "расход" соответственно. (Подробнее об этом см. ниже.)
  Двойная запись - это запись хозяйственной операции по дебету одного и по кредиту другого счета 272. Она обеспечивает взаимосвязанное и контролируемое отражение операции. Кодирование хозяйственной операции с помощью двойной записи носит название бухгалтерской проводки.
  Например, сдача наличной выручки предприятия из кассы на расчетный счет оформляется следующей проводкой:
  Д 51 - К 50,
  где: счет 51 "Расчетные счета", счет 50 "Касса", Д - дебет счета, а К - кредит счета.
  Инвентаризация - это проверка наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств.
  Оценка и калькуляция - это способы определения стоимости хозяйственных средств, затрат на их приобретение и сооружение, издержек производства, затрат на реализацию продукции, работ и услуг и т.п.
  Баланс ("двухчашечные весы") - это способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату. Он представляет собой двухстороннюю таблицу, включающую в себя отдельные разделы и статьи. Левая сторона таблицы, называемая "активом", содержит сведения о составе и размещении хозяйственных средств. Правая сторона, называемая "пассивом", содержит сведения об источниках этих средств и их целевом назначении. Поскольку актив и пассив баланса описывают одни и те же хозяйственные средства (только с разных сторон), то сумма всех статей актива совпадает с суммой всех статей пассива. Эта сумма называется "валютой баланса".
  Бухгалтерская отчетность - это общая картина имущественного и финансового состояния предприятия, а также отражение его хозяйственной деятельности за отчетный период.
 
 3.2. Принципы бухгалтерского учета
 
  Бухгалтерский учет ведется на основе правил, сформулированных и закрепленных на практике в ходе многовековой экономической деятельности. Они включают 5 основных принципов:
  1) принцип сохранения информации;
  2) принцип взаимосвязи событий и явлений;
  3) принцип сопоставления ценностей и операций;
  4) принцип остановки;
  5) принцип минимальности.
  1. Принцип сохранения информации гласит: если в документах была сделана определенная запись, то она обязательно окажет свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс предприятия.
  Например, одному из сотрудников была авансом выдана некая сумма денег на приобретение материальных ценностей для административно-хозяйственных нужд предприятия. (Забегая вперед, скажем, что выдача подобных сумм может осуществляться только лицам, включенным в соответствующий приказ руководителя предприятия и носящим название подотчетных лиц.) При выдаче денежных средств письменно указан срок приобретения ценности. По истечении 3-х дней после указанного срока сотрудник не представил отчета об использовании авансовой суммы.
  Выдача денежной суммы была осуществлена по приказу руководителя и оформлена расходным кассовым ордером. На основании указанных документов бухгалтером сделана следующая проводка:
  Д 71 - К 50,
  где: по дебету - счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", по кредиту - счет 50 "Касса".
  Поскольку авансовый отчет от сотрудника не поступил, то в балансе появилась дебиторская задолженность этого сотрудника перед предприятием. В данной ситуации, согласно налоговому законодательству, указанная сумма денег должна быть представлена в бухгалтерском учете как доход сотрудника с обязательным начислением подоходного налога.
  2. Принцип взаимосвязи событий и явлений гласит: бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает две статьи. Если какая-то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в другой статье, записанной в этой проводке.
  Например, оплачено поставщику за материальные ценности. Операция оформляется проводкой:
  Д 60 - К 51.
  Сумма со счета 51 "Расчетные счета" уходит поставщику и одновременно уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиком, которая отражена ранее по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
  3. Принцип сопоставления ценностей и явлений гласит: все записи производятся с использованием общепринятых единиц измерения: натуральных, трудовых, денежных.
  Натуральные единицы: штуки, метры, килограммы, тонны, литры и т.п.
  Трудовые единицы: часы, дни, сутки и т.п.
  Денежные единицы: рубли, доллары, марки, фунты и т.п.
  4. Принцип остановки гласит: в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде баланса и отчетности, которые бухгалтерия обязана предоставить руководству, а также контролирующим органам. Отчетные периоды делятся на внутренние и внешние. Внутренние определяются административно-хозяйственным аппаратом и собственниками предприятия, а внешние устанавливаются государством. Внутренние отчетные периоды могут быть произвольными. Внешние отчетные периоды строго регламентированы законодательством - это: 1-й квартал финансового года, 1-е полугодие, 9 месяцев года и год. Финансовый год в России устанавливается в соответствии с календарным годом. Внешняя отчетность предоставляется следующим контролирующим органам:
  налоговой инспекции;
  органам статистики;
  внебюджетным фондам;
  банкам и другим кредитным организациям;
  налоговой полиции (по требованию).
  5. Принцип минимальности гласит: предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете, например количество счетов, регистров, типовых бланков, единиц измерения и т.п. Единственное условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы провести проверку финансовой деятельности предприятия.
  Примечание. Представленный перечень основных принципов бухгалтерского учета будет расширен и дополнен в дальнейшем при рассмотрении российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности (см. главу 22). К этому времени будет усвоен важный материал и накоплен определенный объем знаний.
 
 3.3. Счета и двойная запись
 
  Счета - это важный инструмент бухгалтерского учета. Они являются элементами азбуки специфического языка бухгалтерского учета, предназначенного для кодирования близких по виду хозяйственных средств и отражения смысла хозяйственных типовых операций и действий с ними. В этой азбуке каждому счету присвоен индивидуальный номер, которому поставлено в соответствие название определенных финансово-экономических понятий в виде имущества, денежных средств, обязательств и т.п. Для удобства составления бухгалтерских фраз (проводок) и определения результатов экономических действий каждый счет исполнен в виде таблицы, левая сторона которой называется "дебетом", а правая - "кредитом".
  Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Их тип определяется предназначением. Активные счета используются для описания хозяйственных средств по составу и размещению. У них дебет означает приход, а кредит - расход. Пассивные счета применяются для описания источников и целевого назначения хозяйственных средств. У них дебет означает расход, а кредит - приход. Активно-пассивные счета выступают в одних случаях как активные, в других - как пассивные. Они предназначены в основном для расчетов и показывают либо долги поставщиков (подрядчиков), либо долги покупателей (заказчиков).
  Активные счета подразделяются на следующие:
  инвентарные, описывающие имущество предприятия;
  денежные, учитывающие деньги в кассе, на расчетных, валютных и других счетах;
  затратные (калькуляционные), отображающие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  собирательно-распределительные, регистрирующие накладные расходы;
  отдельно регулирующие (контрарные), характеризующие использование собственных и заемных средств;
  расчетные, фиксирующие расчеты, в том числе по авансам и претензиям.
 
 Схема активного счета
 
  ------------------------------------
  Дебет | Кредит
  -----------------|------------------
  1. Сальдо (оста-|
  ток) на начало|
  периода (Сн) |
  -----------------|
  2. Увеличение |3. Уменьшение
  объема за отчет-|объема за отчет-
  ный период (при-|ный период (рас-
  ход). Оборот по|ход). Оборот по
  дебету (Од) |кредиту (Ок)
  -----------------|
  4. Сальдо (оста-|
  ток) на конец|
  периода (Ск) |
  -----------------|
  Ск = Сн + Од - Ок|
 
  Пассивные счета подразделяются на следующие:
  фондовые, описывающие источники средств;
  отдельно регулирующие, отражающие амортизацию активов;
  ссудные, учитывающие кредиты и заемные средства.
 
 Схема пассивного счета
 
  ------------------------------------
  Дебет | Кредит
  ------------------|-----------------
  |1. Сальдо (остаток)
  |на начало периода
  |(Сн)
  ------------------|
  2. Уменьшение |3. Увеличение
  объема за отчет-|объема за отчет-
  ный период (рас-|ный период (при-
  ход). Оборот по |ход). Оборот по
  по дебету (Од) |по кредиту (Ок)
  ------------------|
  |4. Сальдо (оста-
  |ток) на конец
  |периода (Ск)
  ------------------|
  |Ск = Сн + Ок - Од
  |
 
  Выявление вида счета (активного или пассивного) по его отношению к балансу во многом облегчает проведение бухгалтерского учета и потому является важным. Однако у опытных бухгалтеров это деление не считается существенным.
  По степени обобщения счета делятся на синтетические счета, субсчета и аналитические. Синтетические счета предназначены для укрупненной группировки активов и пассивов, например: 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 68 "Расчеты по налогам и сборам" и т.п.
  Субсчета (счета второго порядка) предназначены для обобщения однотипных средств и обязательств. Например, у синтетического счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" имеются следующие субсчета:
  69-1 "Расчеты по социальному страхованию";
  69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";
  69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".
  Аналитические счета (иногда называемые "субконто") предназначены для учета по единичным объектам и субъектам. Например: 71 "Иванов", 71 "Семенов", 71 "Гришин" и т.п. (счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами").
  Рассмотрим пример определения сальдо (остатков) по счетам. Пусть на начало отчетного периода в учете по счетам были следующие остатки:
 
  10 "Материалы" 20 "Основное 50 "Касса"
  производство"
 
 ------------------ -------------------- --------------------
  Дебет | Кредит Дебет | Кредит Дебет | Кредит
 --------|--------- ----------|--------- ----------|---------
  Сн =600| Сн = 1600| Сн = 2000|
  | | |
 
  51 "Расчетные 60 "Расчеты с 71 "Расчеты с
  счета" поставщиками и подотчетными
  подрядчиками" лицами"
 
 ----------------- ------------------ ------------------
  Дебет | Кредит Дебет | Кредит Дебет | Кредит
 -------|--------- --------|--------- --------|---------
  Сн = | |Сн = 1000 Сн = 0 |Сн = 300
  53 000| | |
  | | |
 
  (Первые четыре счета активные, пятый - пассивный, а шестой - активно-пассивный.)
  Предположим, что мы уже владеем техникой кодирования хозяйственных операций и в процессе деятельности сделали следующие бухгалтерские проводки:
  1. Д 50 - К 51 1 700 руб. - получено по чеку из банка в кассу на хозяйственные расходы;
  2. Д 10 - К 60 2 500 руб. - получены материалы от поставщика;
  3. Д 20 - К 10 1 400 руб. - материалы направлены в производство;
  4. Д 60 - К 51 2 500 руб. - оплачено поставщику материалов с расчетного счета;
  5. Д 60 - К 50 1 200 руб. - оплачено поставщику материалов из кассы;
  6. Д 10 - К 60 1 000 руб. - получены материалы от поставщика;
  7. Д 50 - К 51 3 000 руб. - получено по чеку из банка в кассу на заработную плату;
  8. Д 71 - К 50 1 600 руб. - выдано подотчетному лицу на хозяйственные расходы;
  9. Д 10 - К 71 600 руб. - получены материалы от подотчетного лица;
  10. Д 50 - К 71 500 руб. - возвращено в кассу подотчетным лицом;
  11. Д 51 - К 50 400 руб. - сдана наличная выручка в банк из кассы.
  Разнесем эти проводки по соответствующим счетам.
  Примечание. При разнесении бухгалтерских проводок по счетам, целесообразно записывать также номер хозяйственной операции. Это обеспечит эффективный контроль и обезопасит от ошибок и неточностей.
 
  10 "Материалы" 20 "Основное 50 "Касса"
  производство"
 
 -------------------- -------------------- --------------------
  Дебет | Кредит Дебет |Кредит Дебет |Кредит
 ----------|--------- ----------|--------- ----------|---------
  Сн = 600 | Сн = 1600| Сн = 2000|
  |--------- |--------- ----------|
  2) 2500 |3) 1 400 3) 1400 | 1) 1700 |5) 1 200
  |--------- ----------|--------- ----------|
  6) 1000 | Од = 1400|Ок = 0 7) 3000 |8) 1 600
  |--------- ----------|--------- ----------|
  9) 600 | Ск = 3000| 10) 500 |11) 400
 ----------|--------- | ----------|---------
  Од = 4100|Ок = 1400 Од = 5200 |Ок = 3200
 ----------|--------- ----------|---------
  Ск = 3300| Ск = 4000 |
  | |
 
  51 "Расчетные 60 "Расчеты с 71 "Расчеты с
  счета" поставщиками и подотчетными
  подрядчиками" лицами"
 
 --------------------- -------------------- --------------------
  Дебет |Кредит Дебет |Кредит Дебет |Кредит
 -----------|--------- ----------|--------- ----------|---------
  Сн = 53000| |Сн = 1000 Сн = 0 |Сн = 300
 -----------| ----------| ----------|
  11) 400 |4) 2 500 4) 2500 |2) 2 500 8) 1600 |9) 600
 -----------| ----------| ----------|---------
  |1) 1 700 5) 1200 |6) 1 000 |10) 500
 -----------|--------- ----------|--------- ----------|---------
  |7) 3 000 Од = 3700|Ок = 3500 Од = 1600|Ок = 1100
 -----------|--------- ----------|--------- ----------|---------

<< Пред.           стр. 4 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу