<< Пред.           стр. 21 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

  3) начисления компенсирующего и стимулирующего характера, связанные с интенсификацией режимов работы и повышенным трудовым напряжением;
  4) стоимость бесплатной фирменной одежды, остающейся в личном пользовании работников;
  5) суммы среднего заработка, подлежащие выплатам работникам при выполнении ими государственных или общественных обязанностей;
  6) стоимость коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством;
  7) суммы оплаты отпусков;
  8) денежные компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении сотрудников;
  9) оплата труда на время учебных отпусков;
  10) вознаграждения за выслугу лет;
  11) оплата рабочего времени при вынужденных прогулах;
  12) доплата работникам при временных утратах ими работоспособности;
  13) суммы взносов в пользу работников на добровольное страхование в пределах 12% от сумм расходов на оплату труда;
  14) доплаты работающим инвалидам;
  15) оплата труда по договорам гражданско-правового характера;
  16) другие виды расходов.
  Оплата труда и связанные с ними отчисления в фонды социального страхования и обеспечения - важнейшие элементы затрат, оказывающих существенное влияние на весь процесс производственной жизни организации и на финансовый результат. Известный американский руководитель Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера" пишет: "В основе хозяйственной деятельности коммерческого предприятия три движущие силы: люди, продукция, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то с помощью двух остальных факторов вам мало что удастся сделать".
 
 8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
 
  Одной из важнейших сторон рыночной экономики является обеспечение социальных гарантий граждан, что требует планирования и осуществления отчислений в специальные фонды, снижающие риски утраты части дохода или вообще возможности его заработать в связи с возрастом, болезнью, несчастным случаем или потерей рабочего места.
  И в историческом прошлом, и в современных условиях человек - представитель биологического вида, борющийся за свое выживание. В наследство от своих животных предков он получил два важных свойства: инстинкт самосохранения и инстинкт сохранения вида, которые проявляются в таких мотивах поведения, как эгоизм и альтруизм соответственно. Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам общественным и интересам других людей. Альтруизм - бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами. Эти качества частично передаются по наследству, а отчасти формируются в процессе воспитания и становления конкретной личности.
  Социальные гарантии позволяют обеспечивать гармонию и равновесие в обществе, которое состоит из представителей, обладающих обоими упомянутыми свойствами, развитыми в той или иной степени.
  В рыночной экономике эта проблема связана с противопоставлением интересов учредителей (собственников) коммерческой фирмы и наемных работников. Так как отчисления в социальные фонды являются весомым элементом затрат, то их увеличение при сохранении спроса на продукцию предприятия, автоматически уменьшает размер прибыли, т.е. дивидендов собственников. Это снижает мотивацию к труду носителей предпринимательского таланта, который тоже является важным компонентом экономического развития государства. Необходимо тонкое и взаимоприемлемое регулирование трех категорий: минимального размера оплаты наемного труда, процентной ставки отчислений в социальные фонды и процентной доли чистой прибыли по отношению к себестоимости продукции, работ и услуг или к их цене.
  Рассмотрим практический пример в двух вариантах:
  N 1 - деятельность предприятия при нулевой ставке отчислений в социальные фонды;
  N 2 - деятельность предприятия при установленной ст.241 НК РФ ставке отчислений в социальные фонды, равной 35,6% от оплаты труда.
  Вариант N 1. Пусть предприятие выпускает товары народного потребления, среди которых цветочные вазы. Себестоимость отдельной вазы с учетом расходов на ее продажу составляет 100 руб., в том числе расходы на оплату труда - 30 руб. Предприниматель планирует получать с каждой проданной вазы 20 руб. прибыли, что соответствует средним мировым показателям рентабельности. Следовательно, чтобы определить цену вазы, необходимо к себестоимости прибавить 20 руб. Действующие нормативные акты требует также с каждой проданной вазы перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 20% от величины себестоимости с прибылью (120 руб.), т.е. 24 руб., которые предприниматель должен заложить в цену. Таким образом, предполагаемая цена продукции - 144 руб., прибыль 20 руб.
  От этой величины прибыли предприятие должно перечислить в бюджет 24% в виде налога на прибыль, т.е. 4,8 руб. В результате чистая прибыль составит 15,2 руб.
  Вариант N 2. Все то же самое, только в состав себестоимости единицы продукции следует добавить 35,6% от 30 руб., т.е. 10,7 руб. Не повторяя рассуждений, аналогичных приведенным в варианте N 1, представим в табл. 8.1. совокупность бухгалтерских проводок, отражающих оба варианта хозяйствования.
 
 Таблица 8.1. Бухгалтерские проводки по определению
 влияния отчислений в социальные фонды
 
  -----------------------------------------------------------------------
 | |Корреспонден- | Сумма | Содержание хозяйственной операции |
 | | ция счетов | | |
 | |--------------|--------------| |
 | |Дебет |Кредит | N 1 | N 2 | |
 |--|------|-------|------|-------|--------------------------------------|
 |1 | 20 | 70 | 30 | 30 |Начислена оплата труда |
 |--|------|-------|------|-------|--------------------------------------|
 |2 | 20 | 69 | 0 | 10,7 |Выделены суммы отчислений в социальные|
 | | | | | |фонды |
 |--|------|-------|------|-------|--------------------------------------|
 |3 | 20 |02, 10,| 70 | 70 |Отражены амортизационные отчисления,|
 | | | 76 | | |материальные и другие расходы |
 |--|------|-------|------|-------|--------------------------------------|
 |4 | 43 | 20 | 100 | 110,7 |Выпущена готовая продукция |
 |--|------|-------|------|-------|--------------------------------------|
 |5 | 90 | 43 | 100 | 110,7 |Продана готовая продукция |
 |--|------|-------|------|-------|--------------------------------------|
 |6 | 62 | 90 | 144 | 144 |Предъявлен счет покупателю |
 |--|------|-------|------|-------|--------------------------------------|
 |7 | 90 | 68 | 24 | 24 |Начислен НДС к уплате в бюджет |
 |--|------|-------|------|-------|--------------------------------------|
 |8 | 90 | 99 | 20 | 9,3 |Определена прибыль от продажи |
 |--|------|-------|------|-------|--------------------------------------|
 |9 | 99 | 68 | 4,8 | 2,2 |Начислен налог на прибыль организации |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  В табл.8.1. следующие обозначения счетов: 02 "Амортизация основных средств", 10 "Материалы", 20 "Основное производство", 43 "Готовая продукция", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 90 "Продажи", 99 "Прибыли и убытки".
  Для удобства анализа дополним табл.8.1 еще одной таблицей (см. табл.8.2), в которой отразим основные сравнительные показатели
 
 Таблица 8.2. Оценка влияния на чистую прибыль
 доли отчислений в социальные фонды
 
  -----------------------------------------------------------------------
 |N |Себестоимость ва-|Зарплата|Прибыль| НДС | Цена |Налог |Чистая |
 | |зы | | | | вазы |на при-|прибыль |
 | | | | | | |быль | |
 |--|-----------------|--------|-------|--------|-------|-------|--------|
 |1 | 100 | 30 | 20 | 24 | 144 | 4,8 | 15,2 |
 |--|-----------------|--------|-------|--------|-------|-------|--------|
 |2 | 110,7 | 30 | 9,3 | 24 | 144 | 2,2 | 7,1 |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  Из представленных материалов видно, что для рассматриваемой фирмы отчисления в социальные фонды в пользу наемных работников уменьшают чистую прибыль на 53% по сравнению с вариантом, в котором они не производятся.
 
 8.6.4. Амортизационные отчисления
 
  К амортизируемому имуществу коммерческих организаций в бухгалтерском учете относят две категории долгосрочных активов: основные средства и нематериальные активы. Они собственность конкретных организаций и используются для извлечения дохода. Их стоимость погашается путем амортизации (см. главу 5). При формировании себестоимости продукции следует учесть, что данное понятие используется для определения финансового результата от реализации продукции (работ и услуг). Итог хозяйствования может быть выражен в виде прибыли или убытка. Сумма налога на прибыль определяется по данным налогового учета, в котором, к сожалению, себестоимость может не совпадать с себестоимостью, вычисленной в бухгалтерском учете. Особенно ярко это отличие проявляется в учете амортизации основных средств и нематериальных активов.
  В настоящее время с введением в действие главы 25 НК РФ их основные характеристики в обоих видах учета во многом отличаются. Поэтому для расчетов базы по налогу на прибыль целесообразно иметь полностью отдельный учет данных активов. В налоговом и бухгалтерском учете будут совпадать только первичные документы по приобретению и их выбытию. Остальные регистры должны быть разделены, иначе неизбежны путаница и неблагоприятные финансовые последствия.
  Первоначальная стоимость основных средств в налоговом учете формируется на основе первичных бухгалтерских документов. Она включает в себя суммы расходов, связанных с их приобретением и созданием, исключая суммы налогов, предъявляемых к оплате покупателям. Поэтому объекты основных средств, созданные собственными силами, а также относящиеся к реализации продукции, не облагаемой НДС, в бухгалтерском и налоговом учете будут иметь различную первоначальную стоимость. Кроме того, существенным образом отличаются налоговые способы начисления амортизации на основные средства.
  Еще больше различий в учете нематериальных активов: даже номенклатура активов, признаваемых в качестве нематериальных, в бухгалтерском и налоговом учете в настоящее время не совпадает. А у однотипных активов могут отличаться первоначальная стоимость и сроки полезного использования.
  Сравнительная номенклатура нематериальных активов коммерческих предприятий, используемых в бухгалтерском и налоговом учете, представлена в табл.8.3.
 
 Таблица 8.3. Нематериальные активы коммерческих организаций
 
  -----------------------------------------------------------------------
 | Бухгалтерский учет | Налоговый учет |
 |-------------------------------|---------------------------------------|
 |Исключительное право патентооб-|Исключительное право патентообладателя|
 |ладателя на изобретение, про-|на изобретение, промышленный образец,|
 |мышленный образец, полезную мо-|полезную модель |
 |дель | |
 |-------------------------------|---------------------------------------|
 |Исключительное авторское право|Исключительное право автора или иного|
 |на программы для ЭВМ, базы дан-|правообладателя на использование прог-|
 |ных |раммы для ЭВМ, базы данных |
 |-------------------------------|---------------------------------------|
 |Исключительное право автора или|Исключительное право автора или иного|
 |иного правообладателя на топо-|правообладателя на использование топо-|
 |логию интегральных микросхем |логии интегральных микросхем |
 |-------------------------------|---------------------------------------|
 |Исключительное право владельца|Исключительное право на товарный знак и|
 |на товарный знак и знак обслу-|знак обслуживания, наименование места|
 |живания, наименование места|происхождения товаров и фирменное наи-|
 |происхождения товара |менование |
 |-------------------------------|---------------------------------------|
 |Исключительное право патентооб-|Исключительное право патентообладателя|
 |ладателя на селекционное дости-|на селекционное достижение |
 |жение | |
 |-------------------------------|---------------------------------------|
 |Деловая репутация организации |Владение "ноу-хау", секретной формулой|
 | |или процессом, информацией в отношении|
 | |промышленного, коммерческого или науч-|
 | |ного опыта |
 |-------------------------------|---------------------------------------|
 |Организационные расходы, приз-| |
 |нанные в соответствии с учреди-| |
 |тельными документами частью| |
 |вклада участника в уставный ка-| |
 |питал | |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется в налоговом учете как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение до рабочего состояния, исключая суммы налогов, учитываемых согласно НК РФ в составе расходов.
  Сроки полезного использования нематериальных активов приведены в главе 5 (см. п.5.7.).
  Если срок полезного использования конкретного нематериального актива установить невозможно, то в бухгалтерском учете он принимается равным 20 лет, а в налоговом учете - 10 лет.
  Процесс амортизации основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском учете подробно описан в главе 5. Но для определения величины прибыли в бухгалтерском учете необходимы аналогичные сведения из налогового учета, в котором данный процесс во многом, и количественно, и качественно, отличается.
  Амортизация основных средств и нематериальных активов в налоговом учете производится двумя способами: линейным и нелинейным. Линейный способ начисления амортизации, практически совпадает с линейным способом, применяемым в бухгалтерском учете. Месячная норма отчислений вычисляется в процентах от первоначальной (восстановительной) стоимости по формуле:
 
  1
  k = --- x 100%,
  n (8.1)
 
  где:
  k - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости актива;
  n - количество месяцев полезного использования.
  Следует обратить внимание на то, что в налоговом учете законодательство оперирует не годовыми, а месячными нормами амортизационных отчислений, что для линейного способа значения не имеет, но для нелинейного способа является существенным.
  Нелинейный способ начисления амортизации в налоговом учете близок к способу уменьшаемого остатка (УО), используемому в бухгалтерском учете. Он состоит в том, что месячная норма амортизационных отчислений вычисляется в удвоенных процентах от остаточной стоимости актива по формуле:
 
  2
  k = --- x 100%,
  n (8.2)
 
  где:
  k - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости актива;
  n - текущее количество месяцев полезного использования.
  Как отмечалось в главе 5, этот метод заимствован из международных стандартов бухгалтерского учета, где определяется как "метод двойной остаточности". Он предполагает по истечении срока полезного использования объекта наличия у него некой остаточной стоимости, по которой тот может быть реализован на сторону. Остаточная стоимость такого актива включает в себя стоимость материальных ценностей, которые могут быть извлечены при разборке объекта. Для ее погашения в налоговом учете используется следующий прием. Как только остаточная стоимость объекта, амортизируемого по нелинейному методу, достигнет величины 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости, то она принимается за базовую стоимость, а величина последующих ежемесячных сумм амортизационных отчислений определяется путем деления базовой стоимости на количество оставшихся месяцев полезного использования:
 
  b <= 0,2 x B
  a = ---------------
  n (8.3)
  0
 
  где:
  a - сумма амортизационных отчислений на последнем этапе полезного
 использования актива;
  B - первоначальная (восстановительная) стоимость актива;
  b - остаточная стоимость актива, достигшая величины, равной или
 меньшей 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости;
  n - количество оставшихся месяцев полезного использования.
  0
  При повышенной сменности работы основных средств коммерческой организации для определения сумм амортизационных отчислений в налоговом учете можно применять повышающий коэффициент, значение которого не должно быть выше 2.
  Для основных средств, относящихся к амортизационным группам 4-10 (см. табл.5.2), и являющихся предметами аренды или лизинга, можно применять повышающих коэффициент в пределах до 3 единиц.
  Для легковых автомобилей, первоначальная стоимость которых превышает сумму 300 тыс. руб., и для пассажирских микроавтобусов первоначальной стоимости более 400 тыс. руб. к основной норме амортизации применяется понижающий коэффициент 0,5. Это относится и к случаям, когда подобные объекты являются предметами аренды или лизинга.
  Сравнение бухгалтерского и налогового подходов для вычисления сумм амортизации основных средств и нематериальных активов показывает, что они существенно отличаются друг от друга, что позволяет утверждать о необходимости ведения раздельного учета. В качестве подтверждения рассмотрим несколько примеров.
 
  Пример N 1. Выполним расчеты ежемесячных норм амортизационных отчислений упомянутого выше персонального компьютера (ПК), находящегося в 3-ей амортизационной группе (код по ОКОФ 14 3010210). Его балансовая стоимость равна 32 тыс. руб., а срок полезного использования составляет 4 года.
  Для этого разделим на 12 месяцев годовые нормы амортизационных отчислений, определенные по бухгалтерскому способу уменьшаемого остатка (УО) (см. табл.5.4) относительно балансовой стоимости ПК. Одновременно произведем вычисления сумм ежемесячных амортизационных отчислений по нелинейному налоговому методу, используя формулы (8.2) и (8.3), и относя данные суммы не к остаточной, а к балансовой стоимости ПК. В результате получим эквивалентные налоговые ежемесячные нормы амортизационных отчислений.
  Сопоставление результатов расчетов приведено на рис.8.2, на котором налоговый учет выделен пунктирной линией и обозначен сокращением "Нал.".
 
  См. графический объект "Рис.8.2. Ежемесячные нормы амортизационных отчислений (Нм) на ПК в бухгалтерском и налоговом учете"
 
  Рис.8.2. Ежемесячные нормы амортизационных отчислений (Нм) на ПК в бухгалтерском и налоговом учете
 
  Пример N 2. По аналогии с примером N 1 осуществим расчеты ежемесячных норм амортизационных отчислений торгового прилавка, находящегося в 4-ой амортизационной группе (код по ОКОФ 16 2929000). Его балансовая стоимость - 60 тыс. руб., а срок полезного использования - 6 лет. При этом в бухгалтерском учете используем способ списания стоимости по сумме чисел (СЧ) лет срока полезного использования (см. формулу 5.11), а в налоговом учете - нелинейный способ, относя суммы амортизационных отчислений (полученных по формулам 8.2 и 8.3) к балансовой стоимости прилавка.
  Результаты расчетов приведены на рис.8.3, на котором налоговый учет выделен пунктирной линией и обозначен сокращением "Нал.".
 
  См. графический объект "Рис.8.3. Ежемесячные нормы амортизационных отчислений (Нм) на торговый прилавок в бухгалтерском и налоговом учете"
 
  Рис.8.3. Ежемесячные нормы амортизационных отчислений (Нм) на торговый прилавок в бухгалтерском и налоговом учете
 
  Сведения, представленные на рис.8.2 и 8.3, показывают, что бухгалтерские и налоговые суммы амортизационных отчислений основных средств близки, однако не идентичны. Поэтому в настоящее время необходим их раздельный бухгалтерский и налоговый учет. Это значительно увеличит время и стоимость учета на коммерческом предприятии.
 
  Пример N 3. В бухгалтерском учете в составе нематериальных активов нет понятия "ноу-хау", а в налоговом учете оно присутствует. Значит, если коммерческая организация приобретает права на секреты профессионального мастерства, то в бухгалтерском учете они будут определены в качестве расходов будущих периодов:
  Д 76 - К 51 - оплачены права на "ноу-хау";
  Д 97 - К 76 - оприходованы права на "ноу-хау" в качестве расходов будущих периодов (без НДС);
  Д 19 - К 76 - учтен НДС по расходам на "ноу-хау";
  Д 68 - К 19 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС;
  Д 20 - К 97 - проведено ежемесячное списание затрат по "ноу-хау" на расходы текущего периода,
  где использованные счета имеют следующее обозначения: 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", 20 "Основное производство", 51 "Расчетные счета", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 97 "Расходы будущих периодов".
  В налоговом учете понятие "ноу-хау" выступает в качестве нематериального актива, срок полезного использования которого определен договором на приобретение права. Балансовая стоимость данного актива в налоговом учете равна сумме расходов будущих периодов на данный актив в бухгалтерском учете.
  При использовании нелинейного метода сумма налоговых издержек обращения, связанных с амортизацией "ноу-хау", заметно отличается от бухгалтерских сумм расходов будущих периодов, включаемых в текущие затраты организации.
  Пусть коммерческая организация приобрела право на секрет профессионального мастерства. В бухгалтерском учете его балансовая стоимость равна 75 тыс. руб., а срок использования по договору составляет 5 лет.
  Если в налоговом учете использовать линейный метод его амортизации, то издержки обращения, связанные с данным активом, в бухгалтерском и налоговом учетах будут одинаковыми. Если в налоговом учете применять нелинейный метод, то они будут разными. Установить это можно, если провести расчеты сумм амортизационных отчислений с применением формул (8.2) и (8.3), а затем эти суммы отнести к балансовой стоимости актива, как это было выполнено выше на двух примерах для основных средств. Если обозначить ежемесячные нормы амортизационных отчислений, пропорциональные балансовой стоимости "ноу-хау", за (Нм), и выполнить соответствующие расчеты, то получится следующая картина, представленная на рис.8.4, где для бухгалтерского учета введено обозначение (Бух.), а для налогового - (Нал.).
  Представленные на рис.8.4 материалы указывают на достаточно большое различие в суммах, связанных с амортизационными отчислениями на нематериальные активы.
 
  См. графический объект "Рис.8.4. Ежемесячные нормы амортизационных отчислений (Нм) на "ноу-хау" в бухгалтерском и налоговом учете"
 
  Рис.8.4. Ежемесячные нормы амортизационных отчислений (Нм) на "ноу-хау" в бухгалтерском и налоговом учете
 
  Таким образом, на примерах сопоставления амортизационных отчислений на долгосрочные активы коммерческих организаций, рассчитанных по нормативам бухгалтерского учета и по НК РФ, видно, что в настоящее время неизбежно разделение двух упомянутых видов учета. Причем налоговый учет является вспомогательным учетом и предназначен только для определения суммы налога на бухгалтерскую прибыль.
  Амортизационные отчисления на основные средства и нематериальные активы включаются в себестоимость продукции (работ и услуг) коммерческих предприятий непосредственно или опосредованно с помощью одной из следующих бухгалтерских проводок:
  Д 20, 23, 25, 26, 44, 97 - К 02, 04, 05,
  где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 04 "Нематериальные активы", счет 05 "Амортизация нематериальных активов", счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 97 "Расходы будущих периодов".
 
 8.6.5. Прочие расходы
 
  Совокупность прочих расходов, относящихся к себестоимости готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг коммерческих организаций включает следующие позиции:
  1) суммы налогов и сборов за исключение тех, которые оплачиваются покупателями (НДС, акцизы, налог с продаж и т.п.);
  2) расходы на сертификацию продукции, работ и услуг;
  3) суммы комиссионных сборов уплачиваемых комиссионерам, осуществляющим продажи готовой продукции предприятия;
  4) суммы портовых и аэродромных сборов;
  5) расходы на обеспечение пожарной безопасности, охраны имущества и затраты по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;
  6) затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;
  7) расходы по набору персонала организации, включая затраты на услуги кадровых агентств;
  8) расходы на оказание услуг по гарантийному обслуживанию и ремонту проданной продукции;
  9) платежи за арендуемое и лизинговое имущество;
  10) затраты по содержанию служебного транспорта и на компенсацию использования личного транспорта для служебных целей по нормам, установленным законодательством;
  11) командировочные расходы в пределах установленных норм;
  12) затраты на консультационные, информационные, юридические и аналогичные услуги;
  13) платежи государственному или частному нотариусу в пределах государственных тарифов;
  14) расходы на оплату аудиторских услуг;
  15) затраты на управление коммерческой организацией и ее отдельными подразделениями и на услуги, оказанные другими предприятиями в этой сфере деятельности;
  16) расходы других организаций и предприятий, участвующих в процессе изготовления и продажи готовой продукции, выполнении работ и оказании услуг;
  17) представительские расходы в пределах 4% от расходов на оплату труда персонала за налоговый период;
  18) затраты на подготовку кадров (исключая учебу в средних и высших учебных заведениях);
  19) канцелярские расходы;
  20) телефонные, телеграфные и информационные затраты;
  21) расходы, связанные с приобретением исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 тыс. руб. и на использование программ для ЭВМ и баз данных и с их обновлением;
  22) затраты на изучение конъюнктуры рынка;
  23) расходы в сумме фактических затрат на рекламу готовой продукции, товарного знака и знака обслуживания, включая затраты на участие в выставках, ярмарках, а также затраты (в размере до 1% выручки от реализации) на призы во время рекламных кампаний и иные виды рекламы;
  24) затраты сторонних организаций по ведению бухгалтерского учета;
  25) расходы на подготовку и освоение новых видов продукции, работ и услуг;
  26) затраты некапитального характера по совершенствованию технологии, организации производства и управления им;
  27) периодические платежи за использование нематериальных активов других организаций;
  28) платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество;
  29) затраты на взаимодействие с индивидуальными предпринимателями по договорам гражданско-правового характера;
  30) взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  31) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендуемых, если договором возмещение арендодателем указанных расходов не предусмотрено) в сумме фактических затрат, приходящихся на соответствующий налоговый период;
  32) затраты по всем видам обязательного страхования в пределах установленных законодательством нормативов;
  33) расходы по добровольным видам страхования основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, незавершенных объектов капитального строительства, транспортных объектов и иного имущества, а также товарно-материальных ценностей (в размерах фактических затрат);
  34) расходы на замену бракованной периодической печатной продукции, потерявшей товарный вид в процессе перевозки, и суммы недостач периодических изданий в упаковках (в размере до 7% стоимости тиража);
  35) потери печатной (в том числе книжной) продукции, утратившей вид или морально устаревшей в пределах до 10% стоимости тиража;
  36) потери от брака;
  37) расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы.
 
 8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
 
  При использовании метода начисления в бухгалтерском учете расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени и формы оплаты. Если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода, и не предусмотрена поэтапная отгрузка готовой продукции (выполнения работ и оказания услуг), расходы коммерческой организацией распределяются самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. При возникновении трудностей отнесения расходов на конкретные виды продукции (работ и услуг), они могут распределяться пропорционально объему доходов.
  Даты признания расходов определяются следующим образом:
  по реализации готовой продукции, работ и услуг - дата передачи прав собственности покупателям;
  по списанию материалов - день их передачи со склада в подразделения, в которых они будут использованы;
  на оплату труда - ежемесячно;
  амортизационные отчисления - ежемесячно;
  на ремонт основных средств - в том периоде, когда он осуществлялся;
  по обязательному и добровольному страхованию - день перечисления средств (при единовременном платеже за несколько периодов - равномерно);
  по налогам и сборам - дата их начисления;
  на командировки, выплату компенсаций за использование личного транспорта, на представительские расходы, на содержание служебного транспорта и т.п. - дата утверждения авансовых отчетов;
  по выплате комиссионных, арендных (лизинговых) и т.п. платежей - дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата принятия документов, необходимых для проведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода;
  для сумм отчислений в резервы - дата начисления;
  по оплате сторонним организациям за выполненные ими работы (оказанные услуги) - дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата принятия документов, необходимых для проведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
  При использовании кассового метода датой признания расходов является срок фактической оплаты, т.е. прекращения встречных обязательств. Материальные расходы и расходы на оплату труда признаются в момент списания денежных средств. Объем материальных расходов включается в себестоимость продукции (работ и услуг) по мере их передачи на производственные и хозяйственные нужды. Амортизационные отчисления признаются только по оплаченному имуществу. Налоги и сборы признаются расходами только после перечисления денежных средств.
 
 8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости
 продукции (работ, услуг)
 
  Не включаются в себестоимость готовой продукции (работ и услуг):
  1) пени и штрафы, начисленные для уплаты в бюджет;
  2) расходы по приобретению и созданию амортизируемого имущества;
  3) взносы на негосударственное пенсионное обеспечение;
  4) стоимость имущества и денежных средств, передаваемых комиссионером, агентом или иным поверенным по соответствующему договору комитенту, принципалу или иному доверителю в связи с исполнением обязательств, а также в счет оплаты понесенных затрат, не подлежащих включению в состав расходов комиссионера, агента или иного поверенного;
  5) убытки по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальных хозяйств и социально-культурной сферы в части, превышающей предельные размеры, установленные законодательством;
  6) стоимость имущества и имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты (при учете по методу начисления);
  7) суммы налогов, предъявленных покупателям;
  8) средства, перечисляемые профсоюзам;
  9) средства поощрений персоналу организации, не связанных с трудовой деятельностью по договору (контракту);
  10) суммы добровольных членских взносов в общественные организации;
  11) суммы материальной помощи сотрудникам на строительство жилья;
  12) суммы на оплату дополнительных отпусков работников сверх установленных законодательством норм;
  13) суммы оплаты проезда работников до места работы, за исключением случаев, предусмотренных трудовым договором (контрактом);
  14) оплата путевок на лечение и отдых, а также подписка сотрудников на научно-техническую литературу;
  15) сумма имущества и имущественных прав, переданных другой организации в виде залога;
  16) компенсации за использование личных автомобилей и мотоциклов в служебных целях сверх установленных норм;
  17) оплата услуг нотариата сверх государственных тарифов;
  18) потери материальных ценностей сверх норм естественной убыли;
  19) затраты на замену бракованной, утратившей товарный вид печатной продукции сверх установленных норм;
  20) суммы представительских расходов, превышающие установленные нормативы;
  21) суммы призов, используемых при рекламных мероприятиях, и расходы на отдельные виды рекламы сверх законодательно установленных норм;
  22) суммы оплаты ценовых разниц при продаже работникам предприятия готовой продукции или выполнении работ;
  23) сверхнормативные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), не давшие положительного результата (норматив - списание 70% фактических затрат в течение трех лет).
 
 8.7. Полная производственная себестоимость продукции (работ, услуг)
 
  Бухгалтерский учет обладает мощным инструментом в виде плана счетов, который позволяет учитывать максимально полно все расходы, связанные с производством и реализацией продукции, проведением работ и оказанием услуг. При этом бухгалтер имеет возможность классифицировать затраты, выделяя ту их часть, которая относится к категории непроизводственных или расходов будущих периодов. Это важно для формирования отпускных цен и выявления резервов повышения рентабельности производства.
  Как указывалось выше, затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в бухгалтерском учете собираются на счетах: 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", счет 28 "Брак в производстве" и 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Расходы на реализацию - на счете 44 "Расходы на продажу". Торговые организации концентрируют все свои расходы на счете 44, называя их издержками обращения. На малых коммерческих предприятиях чаще всего используют счета 20 и 44.
  Общая схема учета типовых затрат на промышленных предприятиях и в торговых организациях выглядит следующим образом:
  Д 20, 44 - К 10, 21 - материальные затраты;
  Д 20, 44 - К 70 - затраты на оплату труда;
  Д 20, 44 - К 69 - отчисления в фонды социального страхования и обеспечения;

<< Пред.           стр. 21 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу