<< Пред.           стр. 24 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

  Д 90 - К 20 - списана на реализацию фактическая себестоимость выполненного этапа работ;
  Д 90 - К 26 - списаны на реализацию накладные расходы, относящиеся к выполненному этапу работ;
  Д 90 - К 68 - начислен НДС по выполненному этапу работ;
  Д 68 - К 62 - зачтена сумма НДС уплаченная с аванса;
  Д 90 - К 99 - определена прибыль от выполненного этапа работ.
  После окончания всех этапов работ:
  Д 62 - К 46 - отражена договорная стоимость всего объекта;
  Д 62 - К 62 - произведен зачет авансов;
  Д 51 - К 62 - учтена поступившая доплата от заказчика (в случае необходимости).
  У предприятия сферы услуг реализация произведенных ими работ и услуг может оформляться следующим образом:
  Д 90 - К 20 - списана производственная себестоимость работ (услуг);
  Д 90 - К 26 - погашены накладные расходы (общехозяйственные и коммерческие);
  Д 50 - К 90 - отражена наличная выручка от реализации работ (услуг);
  Д 90 - К 68 - начислена сумма НДС;
  Д 90 - К 68 - определена величина налога с продаж;
  Д 90 - К 99 - подведен ежемесячный итог работы (прибыль).
  При использовании на предприятии нормативного метода калькуляции себестоимости продукции учет выпуска готовой продукции может осуществляться с применением счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)". Как отмечалось выше, смысл нормативного метода в том, чтобы проводить учет хозяйственных операций по отработанным нормативам, финансовые результаты корректировать по возникающим отклонениям от разработанных норм. Для учета готовой продукции используются следующие проводки:
  Д 43 - К 40 - отражен выпуск продукции основного или вспомогательного производства по плановой (нормативной) производственной себестоимости;
  Д 40 - К 20, 23 - списана сумма фактической производственной себестоимости.
  В случае если фактическая себестоимость выше нормативной себестоимости, то при реализации продукции делаются следующие проводки:
  Д 90 - К 43 - списана на реализацию плановая (нормативная) производственная себестоимость продукции;
  Д 90 - К 40 - списана на реализацию сумма превышения фактической себестоимости над плановой;
  Д 90 - К 44 - списаны на реализацию продукции коммерческие расходы;
  Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю;
  Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации продукции;
  Д 90 - К 99 - определена ежемесячная прибыль от реализации продукции.
  В случае если фактическая себестоимость ниже нормативной себестоимости, то при реализации продукции делаются следующие проводки:
  Д 90 - К 43 - списана на реализацию плановая (нормативная) производственная себестоимость;
 
  ---------------
  | Д 90 - К 40 | - сторнирована сумма экономии;
  ---------------
 
  Д 90 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;
  Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю;
  Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации продукции;
  Д 90 - К 99 - определена сумма ежемесячной прибыли от реализации продукции.
 
 9.3. Учет полуфабрикатов
 
  Полуфабрикатом называют продукцию, прошедшую предварительную обработку в одном или нескольких цехах (подразделениях) предприятия, и нуждающуюся в дальнейшей окончательной доработке.
  К полуфабрикатам относятся:
  материалы, изделия и детали промышленных предприятий;
  чугун передельный в черной металлургии;
  сырая резина и клей в резиновой промышленности;
  фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты в мебельной промышленности;
  пряжа в текстильной промышленности;
  серная кислота на азотно-туковых комбинатах химической промышленности;
  виноматериалы в винодельческой промышленности;
  сокоматериалы, томатная паста, крахмал, патока, солод, овощные и фруктовые пюре в пищевой промышленности;
  кулинарные изделия на предприятиях общественного питания;
  прочие материалы и изделия.
  Их учет обычно проводится с использованием счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства". Однако предприятия могут также отражать полуфабрикаты в составе незавершенного производства на счете 20 "Основное производство".
  Выпущенные полуфабрикаты приходуются на склад основного и вспомогательного производства, в их себестоимость включаются также соответствующие суммы общепроизводственных и общехозяйственных расходов:
  Д 21 - К 20, 23, 25, 26 - приняты на учет полуфабрикаты собственного производства,
  где: счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы".
  В дальнейшем судьба полуфабрикатов может складываться в зависимости от обстоятельств: они либо используются в собственном производстве, либо дорабатываются до степени готовой продукции, либо реализуются на сторону. При принятии решения о продаже другим организациям полуфабрикаты могут быть переведены в категорию готовой продукции (но это не обязательно):
  Д 43 - К 21 - полуфабрикаты, предназначенные для продажи, учтены в составе готовой продукции, где: счет 43 "Готовая продукция".
  Продажа полуфабрикатов оформляется в бухгалтерском учете проводками, аналогичными тем, которые используются для отражения реализации готовой продукции:
  Д 90 - К 21 (43) - списана на реализацию производственная себестоимость полуфабрикатов;
  Д 90 - К 44 - списаны на продажу полуфабрикатов коммерческие расходы;
  Д 90 - К 68 - начислен НДС с реализации полуфабрикатов;
  Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю полуфабрикатов;
  Д 90 - К 99 - подведен ежемесячный результат продаж полуфабрикатов (прибыль),
  где: счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства", счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".
 
 9.4. Учет продукции (работ, услуг) обслуживающих
 производств и хозяйств
 
  Исторически сложилось так, что многие отечественные коммерческие предприятия имеют в своем составе различные вспомогательные подразделения и хозяйства, среди которых подсобные сельскохозяйственные производства, ведомственные гостиницы, детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря, жилищно-коммунальные хозяйства, фабрики-кухни, столовые и прочие обслуживающие производства и хозяйства. Все эти подразделения имеют социальную направленность, не приносят прибыли предприятию и содержатся за счет средств основного производства или целевого (полного или частичного) финансирования со стороны государства.
  Переход на рыночные условия хозяйствования потребовал существенного изменения ситуации. Поставлена задача сделать эти подразделения рентабельными. В настоящее время, согласно главе 25 Налогового кодекса РФ, убытки обслуживающих производств и хозяйств, включая жилищно-коммунальную и социально-культурную сферу, признаются только в том случае если:
  стоимость их продукции (работ и услуг);
  качество продукции (работ и услуг);
  расходы на их содержание;
  - не отличаются существенно от тех, которые реализуются у специализированных организаций, у которых эта деятельность является основной. При этом возможны минимальные целевые поступления из бюджетов различных уровней.
  Убытки, возникшие в ходе деятельности обслуживающих производств и хозяйств, не выполняющих любое из трех упомянутых условий, разрешено переносить на срок, не превышающий 10 лет и погашать их только за счет прибыли от деятельности этих производств и хозяйств.
  Таким образом, бухгалтерский учет хозяйственных операций в обслуживающих производствах и хозяйствах должен вестись обособленно от основной деятельности на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
  На практике могут реализоваться два случая: когда обособленное подразделение выделено или не выделено на отдельный баланс. При наличии отдельного баланса калькуляция затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг полностью осуществляется на счете 29, а затем с него реализуется собственным сотрудникам, а также сторонним физическим и юридическим лицам с отражением на счете 90 "Продажи". Если обслуживающие производства и хозяйства не выделены на собственный баланс, то при калькуляции затрат в дополнение к счету 29 может использоваться счет 26 "Общехозяйственные расходы", на котором выделяется доля административно-хозяйственных расходов, обусловленных нуждами этих производств и хозяйств. Функционирование таких структурных подразделений относится к категории внереализационной деятельности, итоги которой подводятся с применением счета 91 "Прочие доходы и расходы".
  Рассмотрим несколько примеров.
 
  Пример N 1. Предприятие имеет подсобное сельское хозяйство, выделенное на отдельный баланс. Все расходы оно собирает на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Выпускаемую продукцию реализует работникам предприятия и сторонним организациям с использованием счета 90 "Продажи". Совокупность хозяйственных операций подсобного хозяйства может выглядеть следующим образом:
  Д 29 - К 01, 10, 11 - учтены материальные затраты подсобного хозяйства, включая забой животных;
  Д 29 - К 70 - начислена оплата труда работников подсобного хозяйства;
  Д 29 - К 69 - отражены взносы в социальные фонды от оплаты труда работников подсобного хозяйства;
  Д 29 - К 02 - выделены амортизационные отчисления на основные средства подсобного хозяйства;
  Д 29 - К 04, 05, 68, 76 - учтены прочие расходы подсобного хозяйства (в том числе услуги сторонних организаций без НДС);
  Д 19 - К 76 - учтена сумма НДС по приобретенным услугам;
  Д 76 - К 51 - оплачены услуги сторонних организаций;
  Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом оплаченная сумма НДС;
  Д 43 - К 29 - принята на склад товарная продукция подсобного хозяйства;
  Д 10 - К 29 - оприходована продукция, предназначенная для внутреннего пользования;
  Д 11 - К 29 - учтен приплод животных, находящихся на откорме, и прирост их массы;
  Д 90 - К 43 - списана на реализацию плановая себестоимость продукции подсобного хозяйства;
  Д 90 - К 44 - списаны коммерческие расходы;
  Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации продукции;
  Д 90 - К 68 - начислен налог с продаж;
  Д 50 - К 90 - отражена наличная выручка от продаж;
  Д 62 - К 90 - предъявлен счет оптовому покупателю продукции;
  Д 90 - К 99 - подведен ежемесячный итог от продаж (прибыль),
  где: счет 01 "Основные средства", счет 02 "Амортизация основных средств", счет 04 "Нематериальные активы", счет 05 "Амортизация нематериальных активов", счет 10 "Материалы", счет 11 "Животные на выращивании и откорме", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".
  Примечания:
  1. В материальные затраты включены основные средства, стоимостью до 10 тыс. руб., которые списываются одномоментно без применения счета 02.
  2. В сельскохозяйственных подразделениях калькуляция затрат осуществляется по нормативной (плановой) себестоимости. В конце текущего года производится корректировка данных в соответствии с фактическими затратами.
 
  Пример N 2. Предприятие имеет структурное подразделение в виде жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которое не выделено на отдельный баланс. Все затраты собираются на счете 29. Источниками поступления денежных средств являются плата за проживание. (Согласно ст.149 НК РФ, услуги ЖКХ НДС не облагаются.) В бухгалтерском учете будут выполнены следующие проводки:
  Д 29 - К 02, 10, 26, 60, 68, 69, 70, 76 - отражены расходы предприятия на ЖКХ;
  Д 76 - К 91 - начислена плата за проживание;
  Д 91 - К 29 - списана фактическая себестоимость расходов на ЖКХ;
  Д 51 - К 76 - отражено поступление платы за проживание;
  Д 91 - К 99 - подведен ежемесячный итог деятельности ЖКХ (прибыль),
  где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 10 "Материалы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".
 
  Пример N 3. Предприятие имеет на своем балансе детское дошкольное учреждение. Часть средств на его содержание поступает в виде платы родителей, а часть из местного бюджета. В бухгалтерском учете операции по содержанию данного учреждения будут выглядеть следующим образом:
  Д 29 - К 02, 10, 26, 60, 68, 69, 70, 76 - отражены расходы предприятия на детское дошкольное учреждение;
  Д 76 - К 86-Р - начислена сумма оплаты, которая должна поступить от родителей;
  Д 76 - К 86-Б - отражен бюджетный источник денежных средств;
  Д 86-Р - К 29 - списана часть фактической себестоимости расходов на содержание детского дошкольного учреждения за счет платы родителей;
  Д 86-Б - К 29 - списана часть фактической себестоимости расходов на содержание детского дошкольного учреждения за счет бюджетных средств;
  Д 55 - К 76 - отражена сумма поступившей платы от родителей и дотации из местного бюджета,
  где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 10 "Материалы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", счет 55 "Специальные счета в банках", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 86-Б "Целевое бюджетное финансирование" субсчет 86-Р "Целевые поступления от родителей".
 
 9.5. Расходы по отгрузке продукции
 
  При заключении договора между покупателем и поставщиком обязательно делается оговорка о том месте, где передается право собственности на товар и до которого расходы по отгрузке и транспортировке несет поставщик.
  В бухгалтерском учете это место называется "франко-место". Слово "франко" (по-итальянски franco) обозначает понятие "свободен", т.е. с какого места поставщик свободен от обязательств и не несет ответственность за пропажу и порчу товара, а также не оплачивает расходы по страховке и транспортировке груза.
  Наиболее распространенными в России являются поставки железнодорожным транспортом. Для этих поставок типичными являются следующие франко-места.
  1. Франко-склад поставщика: поставщик свободен от обязательств по страховке и транспортировке товара уже на своем складе.
  2. Франко-вагон - станция отправления: поставщик несет ответственность за доставку товара в вагон на станцию отправления.
  3. Франко-вагон - станция назначения: поставщик несет ответственность за доставку товара на станцию назначения покупателя. Он эту ответственность частично может переложить на железную дорогу, заключив с нею договор на перевозку.
  4. Франко-склад покупателя: поставщик несет ответственность за доставку и разгрузку товара на складе покупателя.
  Чаще всего в России используют способ "франко-вагон - станция отправления" с дополнительным договором с железной дорогой на перевозку груза. В этом случае получение товара на железнодорожной станции назначения осуществляется материально-ответственным лицом предприятия-покупателя по доверенности, удостоверяющей его право на это.
  Магазины чаще всего заключают договоры на поставку им продукции по способу "франко-склад покупателя": у них обычно возникают проблемы с организацией транспортных перевозок.
  Для точного указания места передачи права собственности на отгруженную продукцию в бухгалтерском учете часто используют счет 45 "Товары отгруженные". После отгрузки товара, который еще не стал собственностью покупателя, и при условии, что коммерческие расходы оплачивает поставщик, делается следующая бухгалтерская проводка:
  Д 45 - К 43 - учтена отгрузка продукции покупателю (себестоимость),
  где: счет 43 "Готовая продукция".
  Продукция на счете 45 является собственностью (активом) поставщика и учитывается им при расчетах налога на имущество. После перехода права собственности к покупателю в бухгалтерском учете поставщика оформляются следующие записи:
  Д 90 - К 45 - списана на реализацию себестоимость отгруженной продукции;
  Д 90 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;
  Д 90 - К 68 - начислен НДС;
  Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю (договорная цена);
  Д 90 - К 99 - определен финансовый результат (прибыль),
  где: счет 44 "Расходы на продажу", счет 90 "Продажи", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 99 "Прибыли и убытки".
 
 9.6. Особенности учета реализации продукции
 на торговых предприятиях
 
  Особое место в бухгалтерском учете реализации продукции (работ, услуг) занимает учет в торговых организациях.
  Главное отличие состоит в том, что производственный процесс на данных предприятиях заключается в реализации продукции, изготовленной другими предприятиями. Поэтому счет 20 "Основное производство" в торговых организациях не применяется.
  Основной счет, используемый для учета собственных затрат торговой фирмы, - это счет 44 "Расходы на продажу". Он аналогичен счету 20 предприятий производственной сферы. Учет затрат таков же:
  Д 44 - К 10, 02, 04, 05, 50, 60, 68, 69, 70, 71, 76.
  Другой важной особенностью является постоянное использование счета 41 "Товары". Роль данного счета в торговых организациях очень похожа на роль счетов учета материальных ценностей, приобретаемых предприятиями производственной сферы и используемых для изготовления продукции. Но есть особенности, которые связаны с формами организации торговли.
  В настоящее время существуют две главные формы организации торговли: оптовая и розничная. Оптовая торговля предназначена для реализации товаров покупателям (юридическим и физическим лицам) партиями и, в основном, по безналичному расчету. Оптовые покупатели обычно используют приобретенные товары для переработки в собственном производстве или для перепродажи.
  Розничная торговля предназначена для реализации единичных товаров населению за наличный расчет, по кредитным карточкам, расчетным чекам и по перечислению со счетов вкладчиков. Эти отличия и предопределяют разницу в бухгалтерском учете.
  Учет на предприятии оптовой торговли очень напоминает учет в производственных предприятиях. Оптовики приобретают товары так же, как предприятия производственной сферы покупают материальные ценности с аналогичным выделением НДС:
  Д 60 - К 51 - произведена оплата поставщику товаров;
  Д 41 - К 60 - учтены товары по покупной цене без НДС;
  Д 19-3 - К 60 - отражен НДС по приобретенным товарам,
  где: субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
  По оплаченным товарам предприятия оптовой торговли могут производить зачет с бюджетом по НДС, независимо от того, реализованы данные товары или нет:
  Д 68-2 - К 19-3 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС, где: субсчет 68-2 "Расчеты с бюджетом по НДС".
  При реализации товаров НДС начисляется с выручки (продажной цены) без НДС. В бухгалтерском учете схема оптовой торговли оформляется с помощью проводок:
  Д 90 - К 41 - списаны на реализацию товары по покупной цене без НДС;
  Д 90 - К 44 - списаны расходы торгового предприятия (издержки обращения);
  Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю (продажная цена с НДС);
  Д 90 - К 68-2 - начислен НДС (от выручки без НДС);
  Д 90 - К 99 - финансовый результат (прибыль);
  Д 99 - К 90 - финансовый результат (убыток);
  Д 51 - К 62 - получена выручка (продажная цена с НДС).
  Схема учета реализации товаров и определения финансового результата на предприятиях оптовой торговли выглядит следующим образом.
 
 90 "Продажи"
 
  ---------------------------------------------------
  Дебет | Кредит
  ------------------------|--------------------------
  |
  |--------------------------
  Стоимость товаров по|Выручка от реализации по
  покупной цене (без НДС)|продажной цене товаров (с
  |НДС)
  |--------------------------
  Издержки торгового|
  предприятия |
  |--------------------------
  НДС |
  |--------------------------
  Прибыль? |Убыток?
  |--------------------------
  |
 
  Учет на предприятиях розничной торговли отличается от учета на предприятиях оптовой торговли двумя главными моментами. Первый заключается в том, что реализация товаров осуществляется за наличный расчет, поэтому в продажную цену товара закладывается налог с продаж. Второй момент состоит в применении (но не обязательном) счета 42 "Торговая наценка". Если счет 42 не используется, то механизм учета розничной торговли будет равнозначен механизму учет оптовой торговли за наличный расчет.
  При использовании счета 42 бухгалтерский учет по закупке товаров выглядит следующим образом:
  Д 60 - К 51 - осуществлена оплата поставщикам товаров;
  Д 41 - К 60 - отражена покупная стоимость товаров без НДС;
  Д 19-3 - К 60 - учтен НДС по приобретенным товарам;
  Д 41 - К 42 - отражена торговая наценка на товары;
  Д 68-2 - К 19-3 - оплаченный НДС предъявлен к зачету с бюджетом.
  После того, как сделана торговая наценка, товары в бухгалтерском учете числятся по продажным ценам, а величина наценки на них фиксируется на счете 42. При реализации товаров используется видоизмененный механизм определения финансового результата на счете 90 "Продажи", так как и товары, и выручка учитываются по продажным ценам. Вводится технический прием, называемый сторнированием (вычитанием) торговой наценки. (Понятие "сторно" дано нами выше - см. п.6.2). Этот прием обеспечивает изменение учетной цены товаров с продажной на покупную цену для определения финансового результата и одновременное списание суммы торговой наценки на объем реализованных товаров. В бухгалтерском учете совокупность проводок будет выглядеть следующим образом:
  Д 90 - К 41 - списана на реализацию продажная стоимость товаров без НДС;
  Д 90 - К 44 - списаны расходы торгового предприятия (издержки обращения);
  Д 50 - К 90 - получена в кассу выручка в сумме продажной цены товаров;
  Д 90 - К 68-1 - начислен налог с продаж от выручки (без налога с продаж);
  Д 90 - К 68-2 - начислен НДС от продажной цены (без налога с продаж и НДС);
 
  ---------------
  | Д 90 - К 42 | - сторнирована сумма торговой наценки;
  ---------------
 
  Д 90 - К 99 - финансовый результат (прибыль);
  Д 99 - К 90 - финансовый результат (убыток).
  Схема реализации товаров в розничной торговле (на счете 90) представлена ниже.
 
 90 "Продажи"
 
  ---------------------------------------------------
  Дебет | Кредит
  ------------------------|--------------------------
  Стоимость товаров по|Наличная выручка от
  продажной цене (без|реализации по продажной
  НДС) |цене товаров с НДС
  -----------------------|--------------------------
  Издержки торгового|
  предприятия |
  -----------------------|--------------------------
  Налог с продаж |
  -----------------------|--------------------------
  НДС |
  -----------------------|
  |Торговая наценка -|
  |сторно |
  -----------------------|--------------------------
  Прибыль? |Убыток?
  |--------------------------
  |
 
  Для составления отчета о прибылях и убытках на счете 90 "Продажи" открываются следующие субсчета: 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы", 90-5 "Налог с продаж", и т.д., 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".
 
 Контрольные вопросы по теме
 
  1. Дайте определение готовой продукции и перечислите требования, которым она должна удовлетворять.
  2. Каковы преимущества реализации продукции по способу предоплаты (кассовый метод)?
  3. Какие меры должен принять главный бухгалтер, если покупатель в договорные сроки не оплатил счет за поставленный товар (при способе реализации по отгрузке товара - метод начисления)?
  4. Напишите проводку по приемке готовой продукции на склад.
  5. Назовите основные товаросопроводительные документы на реализуемую продукцию.
  6. В чем состоит отличие следующих документов: накладная и счет?
  7. Какое дополнительное требование предъявляется к счету-фактуре?
  8. Чем отличается учет готовой продукции в строительных организациях?
  9. В чем состоит специфика учета реализации продукции, калькуляция себестоимости которой осуществляется нормативным методом?
  10. Что такое полуфабрикаты, на каком счете ведется их учет, как оформляется их реализация?
  11. Определите в общих чертах особенности учета затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах, реализацию их продукции (работ, услуг) или компенсацию понесенных расходов.
  12. Дайте понятие "франко-место".
  13. Назовите наиболее распространенный метод передачи права собственности на товар в России.
  14. Установите, кто отвечает за пропажу или хищение отгруженной продукции.
  15. Напишите проводки по реализации продукции по способу предоплаты (кассовый метод учета).
  16. Напишите проводки по реализации продукции по способу отгрузки (учет методом начисления).
  17. Перечислите особенности бухгалтерского учета оптовой и розничной торговли.
  18. Для чего необходимо сторнирование торговой наценки?
 
 Глава 10. Учет денежных средств
 
 10.1. Денежные средства и их функции
 
  В рыночной экономике денежные средства образуют основу расчетов всех хозяйственных операций и действий.
  Деньги - особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира для осуществления роли всеобщего эквивалента. Они являются самостоятельной формой меновой стоимости всех других товаров, обеспечивающей связь товаропроизводителей в условиях общественного разделения труда.
  В соответствии с экономической теорией денежные средства выполняют 5 следующих функций:
  1) являются мерой стоимости товаров;
  2) используются для обмена товарной продукции;
  3) предназначены для накопления капитала;
  4) служат для образования сокровищ;
  5) являются мировым эквивалентом.
  Денежные средства предприятия могут находиться в кассе (счет 50 "Касса"), на расчетных счетах в банках (счет 51 "Расчетные счета"), на валютных счетах в банках (счет 52 "Валютные счета"), на специальных счетах в банках (счет 55 "Специальные счета в банках"). Они могут быть зафиксированы в денежных документах (счет 50 "Касса"), находиться в пути (счет 57 "Переводы в пути") или быть в виде финансовых вложений (счет 58 "Финансовые вложения"). Кроме того, они могут числиться в составе резервов под обесценение вложений в ценные бумаги (счет 59 "Резервы под обесценение ценных бумаг").
  Денежные средства - это средства, которые быстро и легко преобразуются в любые другие материальные ценности, и потому служат показателем их ликвидности.
  Под ликвидностью активов в бухгалтерском учете понимают скорость их превращения в денежные средства. Это понятие особенно важно при ликвидации предприятия (иногда в связи с банкротством). Если рассматривать денежные средства с позиции ликвидности, то они являются абсолютно ликвидным активом. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств требует повышенного внимания: своевременного и надлежащего оформления операций по их движению, повседневному контролю их сохранности и целевого использования.
  Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 28.03.2002 г.) документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на то лицами. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства предприятия считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
  В современных денежных системах различают три формы денежных средств:
  металлические деньги;
  казначейские и банковские билеты;
  безналичные деньги.
 
 10.2. Кассовые операции
 
  Для приема, хранения и расходования наличных денежных средств предприятие должно иметь кассу. В понятиях современного бухгалтерского учета касса - это обобщенное подразделение, осуществляющее и оформляющее все операции по наличному денежному обороту. На практике касса чаще всего включает в себя главную кассу и ряд оперативных касс. Главная касса выполняет функции приема, выдачи и хранения всех денежных средств и является держателем основополагающих первичных и отчетных документов по их учету. Оперативные кассы служат для приема наличных денежных средств у населения за реализуемые товары (работы и услуги) с применением контрольно-кассовых машин и/или документов строгой отчетности, а в исключительных случаях без того и другого.
  Главная касса должна иметь изолированное специальное помещение, удовлетворяющее требованиям безопасности и надежности в сохранении денежных средств и документов. Она должна быть оснащена техническим оборудованием для работы с денежными купюрами.
  Порядок ведения кассовых операций регламентируется Центральным Банком Российской Федерации (ЦБ РФ). Он же устанавливает требования к помещению главной кассы (в дальнейшем просто кассы).
  Расчеты наличными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений широко распространены, что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют оперативное и точное исполнение товарных и/или платежных обязательств. Действительно, покупатель получает товар и тут же за него расплачивается. Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системе неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот. В этой связи ЦБ РФ регулярно устанавливает лимит (ограничение) наличных расчетов между юридическими лицами по одной операции в день. В настоящее время, согласно указанию "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" от 14.11.2001 г. N 1050-У, лимит составляет 60 тыс. руб.
  Кроме этого, проведение кассовых операций контролируют конкретные коммерческие банки, которые обслуживают данное предприятие. Каждый обслуживающий коммерческий банк и предприятие заключают между собой договор. По этому договору банк устанавливает для своего клиента-предприятия еще один лимит, а именно ограничение на остаток денег, который может находиться в кассе на конец дня. Сверх этого лимита деньги в кассе могут находиться только в дни выплаты зарплаты, пенсий, пособий, командировочных сумм и т.п. в течение 3-х рабочих дней, включая день получения денег в банке.
  Предприятия не имеют право накапливать в своих кассах наличные деньги для выдачи заработной платы и выплат социального характера до наступления сроков, установленных и согласованных с обслуживающими банками.
  Следует иметь в виду, что, кроме всего прочего, банки заинтересованы в том, чтобы денежные средства организаций хранились бы на расчетных счетах, что позволяет им использовать их для проведения собственных коммерческих операций.
  Еще одним важным элементом контроля движения наличных денежных средств в государстве является обязательное применение специальных контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением по торговым операциям или по оказанию бытовых услуг. Эти сферы деятельности связаны с массовым наличным денежным оборотом. Исключение составляют только предприятия, которые в силу специфики своей работы используют документы строгой отчетности, заменяющие чеки контрольно-кассовых машин. А также некоторые другие организации в связи с особенностями их местонахождения.
  Документы строгой отчетности используют предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в следующих областях:
  связь;
  общественные организации;
  гостиничное хозяйство;
  бытовое обслуживание;
  общественное питание;
  сбыт;
  страхование;
  транспорт;
  отдых и туризм;
  ветеринарные учреждения;

<< Пред.           стр. 24 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу