<< Пред.           стр. 23 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

  12. Чем различаются метод начисления и кассовый метод признания расходов?
  13. На какие основные типы подразделяются расходы по экономическому признаку?
  14. Какой экономический смысл имеет понятие отчислений на социальное страхование и обеспечение?
  15. Укажите отличительные качества эгоистической и альтруистической личности.
  16. Дайте определение расходов будущих периодов. Напишите проводку их включения в себестоимость продукции (работ и услуг).
  17. В производстве обнаружена бракованная продукция. Куда и как ее списать?
  18. Чем отличается бухгалтерский учет исправимого и неисправимого брака?
  19. Какой брак хуже (внутренний или внешний) и почему?
  20. Определите понятие незавершенного производства. Укажите самый простой способ его оценки.
  21. Сформулируйте понятие рентабельности производства. Чем она характеризуется?
  22. Из чего складывается цена продукции?
  23. Как определить сумму НДС, если известна себестоимость продукции?
  24. Как определить сумму НДС, если известна цена продукции?
  25. Известна цена продукции, включающая налог с продаж. Как определить сумму этого налога?
  26. Дайте определение акциза. Приведите примеры подакцизной продукции.
  27. Какие виды акцизных ставок вы знаете?
  28. Напишите общую формулу отпускной цены со всеми входящими в нее налогами.
  29. Определите понятие маржинального дохода (маржинальной прибыли).
 
 Глава 9. Учет готовой продукции и ее реализации
 
 9.1. Исходные представления
 
  Готовая продукция - это результат законченного производственного процесса предприятия, материализованный в виде выработанных изделий, выполненных работ и оказанных услуг силами основного или вспомогательного производства. Она предназначена для продажи юридическим и физическим лицам, поэтому должна удовлетворять следующим требованиям:
  1) быть полностью законченной и укомплектованной;
  2) соответствовать стандартам и техническим условиям;
  3) быть принятой службой технического контроля;
  4) иметь необходимую документацию, удостоверяющую ее качество, комплектность, а также безопасность использования, потребления и эксплуатации.
  Часть готовой продукции может быть израсходована на нужды собственного производства.
  В состав готовой продукции включают:
  изделия и полуфабрикаты собственного изготовления;
  работы и услуги производственного характера;
  работы и услуги социального назначения;
  строительно-монтажные, проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы;
  выработка, очистка и отпуск воды, пара, электроэнергии и сжатого воздуха;
  транспортные услуги;
  услуги торговли и общественного питания;
  информационно-консультационные услуги;
  жилищно-коммунальные и гостиничные услуги;
  прочие работы и услуг.
  При передаче готовой продукции в качестве изделий, прошедших все стадии обработки и контроля, на склад или при сдаче ее покупателю непосредственно из производства должен составляться акт приемки или другой аналогичный документ.
  Приемка по акту готовой продукции, проступившей из производства на склад, в бухгалтерском учете оформляется проводкой:
  Д 43 - К 20, 23 - принята на склад готовая продукция основного или вспомогательного производства предприятия,
  где: счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 43 "Готовая продукция".
  Продукция, не прошедшая все стадии производственного цикла и не принятая по акту, числится в составе незавершенного производства (см. п.8.9).
  Готовая продукция является конечным результатом производственного цикла. Ее последующая реализация завершает оборот хозяйственных средств и определяет эффективность производства. Если выручка от продажи готовой продукции превышает ее полную фактическую себестоимость и суммы налогов, включаемых в цену, возникает прибыль. Прибыль - главный источник развития коммерческого предприятия, поэтому она подсчитывается бухгалтерией больших и средних предприятий ежемесячно, а малых ежеквартально.
  Согласно "Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (в редакции от 24.03.2000 г. N 31н), готовая продукция отражается в бухгалтерском учете одним из двух способов:
  по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие производственные затраты;
  по прямым статьям затрат.
  Как отмечено в главе 8, в производственную себестоимость готовой продукции должны включаться материальные и трудовые производственные затраты, амортизация основных средств, отчисления в социальные фонды и другие расходы, непосредственно связанные с производством. Прочие расходы, в частности общехозяйственные (собираемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы"), могут включаться или не включаться в состав производственной себестоимости.
  Главный бухгалтер обязан следить за учетом готовой продукции и темпами ее реализации, за своевременным и правильным оформлением документов на отгруженную продукцию и за расчетами с покупателями. Он должен контролировать также оперативное и полное выполнение договоров на поставку продукции покупателям.
  Учет отгруженной продукции (сданных заказчику работ и оказанных потребителю услуг), в соответствии с упомянутым выше Положением по ведению бухгалтерского учета, осуществляется по полной фактической себестоимости, т.е. кроме производственных расходов в нем должны быть отражены остальные затраты, в том числе связанные с реализацией продукции. В рыночных условиях большое значение имеют формы договорных отношений между поставщиками и покупателями. Например, часть расходов по реализации продукции покупатель может взять на себя, равно как и часть рисков, связанных с транспортировкой и хранением на промежуточных складах. Поэтому бухгалтерский учет отгруженной продукции имеет несколько дополнительных тонкостей, обусловленных применением счета 45 "Товары отгруженные". В зависимости от условий договора в настоящее время указанный счет может включать или не включать в себя те или иные коммерческие расходы. Так например, если покупатель обязался компенсировать поставщику затраты на транспортировку, то они могут быть непосредственно включены в состав счета 45 "Товары отгруженные":
  Д 45 - К 43 - списана производственная себестоимость продукции;
  Д 45 - К 44 - учтены коммерческие расходы, оплачиваемые покупателем,
  где: счет 44 "Расходы на продажу".
  Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией и ее реализацией, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства, плодотворное функционирование подразделения рекламы и маркетинга, своевременное оформление хозяйственных операций.
  Кроме того, в настоящее время у бухгалтерской службы появилась реальная возможность формировать на базе первичных учетных документов модель хозяйственной деятельности предприятия, что вывело ее в разряд подразделений, способных осуществлять прогнозирование финансового результата (см. главу 20). Обработав журналы хозяйственных операций, составленные в течение нескольких прошедших периодов, бухгалтерия может с определенной степенью точности предугадать величину будущей прибыли и повлиять на нее.
  Одним из важных правил бухгалтерского учета является принцип действующего предприятия, который заключается в том, что хозяйствующий субъект предполагается функционирующим в течение неопределенно большого промежутка времени 336.
  В этой связи бухгалтерия обязана регулярно проводить анализ объемов выпуска отдельных образцов продукции, размера нераспределенной (чистой) прибыли, полученной от их продажи, а также суммы нераспределенной прибыли на единицу продукции. Это позволит вырабатывать рекомендации по снятию с производства устаревших образцов изделий и переходу на новые виды продукции.
  Известно, что каждый товар имеет определенный жизненный цикл, состоящий из следующих основных этапов 338:
  1) разработки;
  2) выведения на рынок;
  3) роста продаж;
  4) зрелости;
  5) насыщения рынка;
  6) упадка.
  Основные финансовые цели на каждом из этих этапов, заключаются в следующем. На этапе разработки анализируется возможность безубыточности продаж. Сам по себе этот этап носит характер подготовки документации, технических средств, отработки технологии и оснащения производства. Непосредственных продаж и положительного финансового результата он не предусматривает. На втором этапе начинается выпуск продукции, появляется прибыль за счет продаж. Третий этап знаменуется бурным освоением рынка, значительным ростом количества продаж и наращиванием объема прибыли. На четвертом этапе (этапе зрелости товара) число продаж стабилизируется, производство и реализация максимально отлажены, и высокий объем прибыли достигается, кроме всего прочего, четкой организацией всех процессов хозяйствования и управления, а также за счет сокращения издержек производства и обращения. Пятый этап жизни товара, связанный с насыщением рынка и с моральным старением товара, характеризуется уменьшением количества продаж. Поддержание высокого или среднего объема прибыли достигается на данном этапе за счет дополнительного снижения издержек. Последний, шестой этап товара обусловлен устойчивым сокращением выпуска и продаж и переходом к товару нового свойства или качества.
  С помощью логической или статистической модели деятельности предприятия, построенной на базе журналов хозяйственных операций, можно выполнить анализ уровней прибыльности продукции на каждом их этих этапов.
  В качестве примера на рис.9.1-9.3 приведены результаты бухгалтерских исследований, связанных с созданием на промышленном предприятии специального участка для разработки и выпуска одного из новых видов товаров народного потребления 110. Расчеты проводились с помощью стандартной бухгалтерской программы "1С: Бухгалтерия" в период подготовки опытных образцов изделия к запуску в серийное производство.
  На рис.9.1 приведена зависимость объема выпуска изделия по годам. Цена единицы продукции планировалась в пределах 40 руб. По оценкам технических специалистов и профессионалов в сфере маркетинга срок подготовки производства и продолжительность продаж оценивались в 10 лет.
 
  См. графический объект "Рис.9.1. Объем выпуска продукции по годам"
 
  Рис.9.1. Объем выпуска продукции по годам.
 
  Из материалов рис.9.1 следует, что выход с новым изделием на рынок планировался на второй год подготовки производства, чтобы к его концу приступить к освоению рынка. По известному составу затрат на производство и реализацию продукции, а также по параметрам налогового поля предприятия была составлена бухгалтерская схема его работы. Используя график наращивания объемов производства (предполагаемых продаж) и предварительно установленную цену одного изделия, были выполнены расчеты годовых балансов сегмента предприятия, который должен будет заниматься выпуском данной продукции. Результаты расчетов изменения величины нераспределенной прибыли по годам выпуска изделия представлены на рис.9.2.
  Анализ этого рисунка показывает, что, несмотря на существенный рост объемов производства к концу второго года выпуска изделия, заметного увеличения суммы нераспределенной прибыли на этом производственном участке до конца третьего года ожидать не приходится. Поэтому ему должны будут оказывать определенную финансовую помощь другие участки. В период с четвертого по девятый год включительно предприятие может рассчитывать на успешное функционирование данного подразделения. В дальнейшем возникнет необходимость перехода на другой вид продукции.
 
 
  См. графический объект "Рис.9.2. Сумма нераспределенной прибыли (НП) по годам (тыс.руб.)"
 
  Рис.9.2. Сумма нераспределенной прибыли (НП) по годам (тыс.руб.).
 
  Важный показатель эффективности работы нового производственного участка предприятия представлен на графике рис.9.3. Он характеризует величину нераспределенной прибыли, приносимой каждой единицей новой продукции. В конце третьего года выпуска эта величина станет равной 2 руб. и постепенно будет наращиваться к шестому-седьмому году до значения порядка 8 руб.
  Если соотнести эти цифры с отпускной ценой единицы изделия (40 руб.), то можно судить о рентабельности данной продукции, которая будет в этот период нарастать от 5% до 20%. Затем она начнет снижаться и к десятому году выпуска станет равной нулю.
  Примечание. В данном случае под коэффициентом рентабельности понимается отношение нераспределенной прибыли к отпускной цене продукции. Этот коэффициент по величине отличается от коэффициента рентабельности, определенного формулой (8.5). Там коэффициент рентабельности вычисляется как отношение прибыли (из которой еще не уплачен налог на прибыль) к себестоимости продукции. Очевидно, что данные коэффициенты взаимозависимы и легко пересчитываются один в другой. (Рассматриваемый здесь коэффициент меньше.)
 
 
  См. графический объект "Рис.9.3. Нераспределенная прибыль (НП в руб.) на единицу продукции по годам выпуска изделия"
 
  Рис.9.3. Нераспределенная прибыль (НП в руб.) на единицу продукции по годам выпуска изделия.
 
  Надежный и эффективный бухгалтерский учет готовой продукции и операций по ее реализации возможен только при условии грамотной организации документооборота, который охватывает большой перечень разнообразных бланков, ведомостей, карточек и других документов. В настоящее время на практике при учете готовой продукции и процесса ее продаж используется совокупность унифицированных и некоторых других традиционных документов, таких как:
  сертификат соответствия;
  гигиеническое заключение;
  качественное удостоверение на продукцию;
  упаковочный ярлык (форма N ТОРГ-9);
  приемо-сдаточный акт;
  приемо-сдаточная накладная;
  приходный ордер (форма N М-4);
  требование - накладная (форма N М-11);
  накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13);
  журнал учета товаров на складе (форма N ТОРГ-17);
  накладная на передачу готовой продукции в места хранения (форма N МХ-18);
  накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15);
  приказ-накладная;
  накладная (форма N 19);
  счет фактура;
  счет (форма N 868);
  товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т);
  путевой лист грузового автомобиля (формы N 4-П и 4-С);
  акт инвентаризации продукции отгруженной (форма N ИНВ-4);
  акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (форма N ИНВ-6).
  Основными документами, без которых предприятие не может вывести свою продукцию на рынок товаров, являются: сертификат соответствия, гигиеническое заключение, качественное удостоверение на продукцию, упаковочный ярлык.
  Сертификат соответствия подтверждает безопасность продукции предприятия для жизни и здоровья потребителей, а также невозможность нанесения вреда их имуществу и окружающей среде.
  Гигиеническое заключение свидетельствует о безопасности данной продукции для здоровья граждан в период всего жизненного цикла товара: при его производстве, эксплуатации и утилизации.
  Качественное удостоверение на продукцию характеризует важные качественные показатели партии отгруженной продукции и содержит сведения о количестве товара в партии, весе, таре и упаковке.
  Упаковочный ярлык описывает существенные свойства и параметры товара, связанные с его изготовлением, использованием и стоимостью. Выписывается в трех экземплярах на каждое отдельное место (ящик, тюк и др. тару). Один экземпляр вкладывается вместе с товаром в упаковку, второй прилагается к счету-фактуре, третий остается на складе.
  Приемо-сдаточный акт, приемо-сдаточная накладная, накладная на передачу готовой продукции в место хранения (форма N МХ-18) и приходный ордер (форма N М-4) - это документы, применяемые для учета движения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениями организации. Они используются для оформления выпуска и приемки готовой продукции на соответствующий склад. Этой же цели служат: требование-накладная (форма N М-11) и накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13).
  Журнал учета товаров на складе (форма N ТОРГ-17) предназначается для учета сохранности и движения готовой продукции в пределах отведенных мест их хранения.
  Накладная (форма N 19), накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15) и приказ-накладная предназначены для выдачи поставщиком готовой продукции покупателю. Они относятся к категории товарных документов и содержат сравнительно подробные характеристики отгружаемой (или отправляемой) продукции. Иногда в них приводятся данные о стоимости (но они не являются обязательными). Эти документы должны быть дополнены соответствующими расчетно-платежными свидетельствами, к которым принадлежат: счет фактура и счет (форма N 868). В счетах содержатся денежные требования к покупателям или подтверждения ранее проведенных ими платежей. Кроме того, в этих документах указываются некоторые характеристики товара. Особую роль играет счет-фактура: она является не только комбинированным товарным и расчетно-платежным документом, но и налоговым свидетельством. В ней помещаются требования по учету следующих налогов: НДС, акциза и налога с продаж. Скрупулезное заполнение, хранение и контроль исполнения данного документа - актуальная практическая задача бухгалтерского учета.
  При ведении счетов-фактур необходимо фиксировать их в специальных журналах (выставленных и поступивших счетов-фактур), а операции по купле продаже отражать соответственно в книге покупок и книге продаж. Постоянное и пристальное внимание к счету-фактуре проявляют налоговые и финансовые органы. Правила оформления счетов-фактур, ведения журналов их учета, книг покупок и продаж изложены в постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 г. N 914 (с изменениями от 15.03.2001 г. N 189).
  Товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) и путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-П) принадлежат к категории документов, оформляющих процесс перемещения продукции от поставщика к покупателю. Они содержат достаточно полные сведения о грузе и условиях его транспортировки.
  Акт инвентаризации продукции отгруженной (форма N ИНВ-4) и акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути (форма N ИНВ-6), используются для учета объемов продукции, отправленной покупателям, сохранности о пути следования, сроков перемещения и оперативности осуществления расчетных операций.
  Реализация готовой продукции оформляется в бухгалтерском учете в зависимости от способа реализации (по предоплате или по отгрузке) совокупностью проводок, которые приведены ниже. После предоплаты продукция отгружается вместе с товаросопроводительными документами (или же они высылаются отдельно). Во втором случае после отгрузки продукции поставщик сдает расчетные документы в свой банк вместе с платежным требованием на получение акцепта и востребование платежа.
 
 9.2. Способы реализации продукции
 
  В настоящее время в России используются два основных способа реализации продукции (работ, услуг): по принципу предоплаты и по принципу отгрузки продукции (выполнения работ и оказания услуг). В бухгалтерском и налоговом учете эти принципы соответственно трансформируются в "кассовый метод" и "метод начисления", используемые для определения сроков и дат признания расходов (см. главу 8).
  Первый способ заключается в том, что предприятие сначала получает деньги, которые ему перечисляет покупатель платежным поручением, а затем оно отгружает продукцию, выполняет работы или оказывает услуги. В этом случае предприятие находится в выгодном положении. После отгрузки продукции, выполнения работ и оказания услуг бухгалтерия подсчитывает финансовый результат в виде прибыли, а затем выплачивает налоги из полученных денег.
  Рассмотрим механизм реализации в упрощенном виде, когда общехозяйственные расходы переведены в состав производственной себестоимости продукции. В этом случае в бухгалтерском учете эти операции фиксируются следующими проводками:
  Д 51 - К 62 - получена на расчетный счет предоплата (на сумму договорной цена товара);
  Д 90 - К 43 - отгружена продукция (на величину производственной себестоимости);
  Д 90 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;
  Д 90 - К 68 - начислен НДС (налог на добавленную стоимость);
  Д 62 - К 90 - осуществлен зачет предоплаты;
  Д 90 - К 99 - определен ежемесячный финансовый результат (прибыль) от продаж,
  где: счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", 99 "Прибыли и убытки".
  Второй способ заключается в том, что предприятие сначала отгружает продукцию, а затем сдает в банк товаросопроводительные документы вместе с платежным требованием на востребование платежа. В этом случае предприятие находится в менее выгодном положении. По закону его бухгалтерия обязана сразу после отгрузки (точнее после передачи права собственности на товар покупателю) подсчитывать финансовый результат и платить налоги, не зависимо от поступления денег на расчетный счет.
  В бухгалтерском учете эти операции при том же принятом упрощении фиксируются следующими проводками:
  Д 90 - К 43 - списана на реализацию производственная себестоимость продукции;
  Д 90 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;
  Д 90 - К 68 - начислен НДС;
  Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю (на сумму договорной цены);
  Д 90 - К 99 - определен финансовый результат (прибыль);
  Д 51 - К 62 - поступила на расчетный счет выручка от продаж.
  Если покупатель не оплатит полученную продукцию (товар) в сроки, указанные в договоре на поставку, то предприятие может подать документы в арбитражный суд на востребование платежа.
  В настоящее время законодательство России требует ведения бухгалтерского учета только по принципу отгрузки (или методом начисления) продукции. Налоговый учет по налогу на прибыль (и некоторым другим налогам) для предприятий с небольшим объемом квартальной выручки может осуществляться по выбору: либо по моменту отгрузки продукции (методом начисления), либо по моменту получения денег (кассовым методом).
  Как уже упоминалось, современный отечественный налоговый учет плохо стыкуется с экономическими принципами развития общества, он мало ориентирован на гражданский кодекс и опирается, в основном, на нормы административного и уголовного права, поэтому современный отечественный бухгалтер должен быть юридически высоко образован и постоянно заниматься проблемами налогового планирования и управления прибылью.
  В главе 8 определено, что сумма производственной себестоимости продукции и коммерческих расходов носит название полной фактической себестоимости готовой продукции.
  На счете 90 "Продажи" выявляется финансовый результат от ее реализации. Определение финансового результата происходит путем закрытия данного счета, т.е. обнуления конечного сальдо. Сопоставление выручки с расходами на изготовление и на реализацию продукции даст ответ: получена прибыль или убыток.
  Ниже на схеме показан способ выявления вида и величины финансового результата.
 
 90 "Продажи"
 
  ---------------------------------------------------
  Дебет | Кредит
  ------------------------|--------------------------
  |
  ------------------------|
  Производственная себе-| Выручка от реализации
  стоимость |
  ------------------------|
  Коммерческие расходы |
  ------------------------|
  НДС |
  ------------------------|
  Прибыль? | Убыток?
  ------------------------|
  |
 
  Рассмотрим два варианта практической задачи. В первом случае предприятие реализует продукцию, производственная себестоимость которой составляет 12 тыс. руб. по договорной цене 18 тыс. руб. Коммерческие расходы при этом составляют 1 тыс. руб.
  Во втором случае условия реализации те же, только договорная цена 15 тыс. руб. Напишем проводки и определим в обоих случаях финансовый результат от сделки, обнуляя счет 90.
  Д 90 - К 43 Д 90 - К 43
  12 000 12 000
  Д 90 - К 44 Д 90 - К 44
  1 000 1 000
  Д 62 - К 90 Д 62 - К 90
  18 000 15 000
  Д 90 - К 68 Д 90 - К 68
  3 000 2 500
  Д 90 - К 99 Д 99 - К 90
  2 000 500
  Д 51 - К 62 Д 51 - К 62
  18 000 15 000.
  В первом случае получена прибыль в размере 2 тыс. руб., сумма НДС - 3 тыс. руб. А во втором случае - убыток в размере 0,5 тыс. руб., сумма НДС - 2,5 тыс. руб.
  На данном примере легко убедиться в том, что проблема управления прибылью должна иметь приоритет перед задачей налогового планирования. Действительно, в первом варианте налоговые платежи выше (больше начисленная сумма НДС, к которой еще плюсуется налог на прибыль в размере 24% от величины прибыли), но он предпочтительнее, так как после уплаты налога на прибыль у предприятия на расчетном счете еще останется сумма 1,52 тыс. руб.
  Во втором варианте предприятию необходимо взять из резерва 0,5 тыс. руб., чтобы погасить полученный убыток.
  Если исходить из формулы цены продукции (см. п.8.10), то в блоке проводок по реализации продукции следует учесть, кроме НДС, сумму акциза и (в случае наличной выручки) налога с продаж. В этом случае в бухгалтерском учете по реализации подакцизной продукции за наличный расчет должны быть следующие записи:
  Д 90 - К 43 - списана на реализацию производственная себестоимость продукции;
  Д 90 - К 44 - погашены коммерческие расходы;
  Д 90 - К 68-1 - определена сумма акциза;
  Д 90 - К 68-2 - начислен НДС;
  Д 90 - К 68-3 - вычислен для уплаты в бюджет налог с продаж;
  Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю (на сумму договорной цены);
  Д 90 - К 99 - определен ежемесячный финансовый результат (прибыль);
  Д 99 - К 90 - определен ежемесячный финансовый результат (убыток);
  Д 50 - К 62 - поступила наличная денежная выручка,
  где: счет 50 "Касса", субсчет 68-1 "Расчеты с бюджетом по акцизам", субсчет 68-2 "Расчеты с бюджетом по НДС", субсчет 68-3 "Расчеты с бюджетом по налогу с продаж", а из двух проводок помеченных курсивным шрифтом на практике реализуется одна.
  Способ подведения финансового итога в данном случае выглядит следующим образом:
 
 90 "Продажи"
 
  ---------------------------------------------------
  Дебет | Кредит
  ------------------------|--------------------------
  |
  ------------------------|
  Производственная себе-|Наличная выручка от
  стоимость |реализации
  ------------------------|
  Коммерческие расходы |
  ------------------------|
  Сумма акциза |
  ------------------------|
  Величина НДС |
  ------------------------|
  Сумма налога с продаж |
  ------------------------|
  Прибыль? | Убыток?
  ------------------------|
  |
 
  В ряде случаев административно-хозяйственные расходы, учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы", могут списываться непосредственно на реализацию продукции (метод direct-costing). Отказ от непосредственного списания этих расходов на реализацию продукции заключается не столько в том, что имеются сложности в их распределении по различным видам продукции, сколько в том, что нет смысла омертвлять их в стоимости не проданной продукции, томящейся на складах. Правда, этот прием находится в некотором противоречии с принципом прямого сопоставления доходов и расходов текущего периода.
  Прямое списание общехозяйственных расходов на реализацию дополнит общую схему реализации продукции, которая будет выглядеть следующим образом:
  Д 90 - К 43 - списаны на реализацию прямые производственные расходы;
  Д 90 - К 44 - погашены коммерческие расходы;
  Д 90 - К 26 - списаны на реализацию косвенные затраты;
  Д 90 - К 68-1 - начислена сумма акциза;
  Д 90 - К 68-2 - определена величина НДС;
  Д 90 - К 68-3 - начислен налог с продаж;
  Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю (на сумму договорной цены);
  Д 90 - К 99 - определен ежемесячный финансовый результат (прибыль);
  Д 90 - К 99 - определен ежемесячный финансовый результат (убыток);
  Д 50 - К 62 - поступила в кассу наличная денежная выручка.
  Процесс подведения итогов от реализации продукции при прямом списании общехозяйственных расходов выглядит следующим образом:
 
 90 "Продажи"
 
  ---------------------------------------------------
  Дебет | Кредит
  ------------------------|--------------------------
  |
  ------------------------|
  Прямые производственные|Наличная выручка от
  расходы |реализации
  ------------------------|
  Коммерческие расходы |
  ------------------------|
  Косвенные расходы |
  ------------------------|
  Сумма акциза |
  ------------------------|
  Величина НДС |
  ------------------------|
  Сумма налога с продаж |
  ------------------------|
  Прибыль? | Убыток?
  ------------------------|
  |
 
  Счет 90 "Продажи" предназначен для подведения ежемесячных итогов основной деятельности предприятия, заключающейся в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и их реализации. Он также исполняет важную функцию накопления сведений, необходимых для заполнения отчетов о прибыли и убытков за текущий период (см. главу 18). С этой целью следует открыть соответствующие субсчета: 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы", 90-5 "Налог с продаж", и т.д., 90-9 "Прибыль/убыток от продаж". В этом случае совокупность проводок при прибыльной работе предприятия, реализующего свою продукцию за наличный расчет, будет выглядеть следующим образом:
  Д 90-2 - К 43 - списана на реализацию производственная себестоимость продукции;
  Д 90-2 - К 44 - погашены коммерческие расходы;
  Д 90-4 - К 68-1 - определена сумма акциза;
  Д 90-3 - К 68-2 - начислен НДС;
  Д 90-5 - К 68-3 - вычислен для уплаты в бюджет налог с продаж;
  Д 50 - К 90-1 - получена в кассу выручка от покупателя (на сумму договорной цены);
  Д 90-9 - К 99 - определена ежемесячная прибыль.
  Примечание. В представленной схеме проводок не используется счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", так как при продаже за наличный расчет выписка счета и его оплата происходят практически одновременно или с небольшим интервалом по времени.
  При таком написании проводок синтетический счет 90 "Продажи" закрывается ежемесячно, а суммы на соответствующих субсчетах накапливаются. В конце года они закрываются внутренними проводками типа:
  Д 90-1 - К 90-2, 90-3, 90-4, 90-5, 90-9.
  Бухгалтерский учет реализации продукции на ряде предприятий проводится без использования счета 43 "Готовая продукция". Это касается, например фирм, производящих строительные, геологоразведочные, научно-исследовательские работы, а также организаций, оказывающих транспортные услуги, услуги связи и бытовые услуги населению. У таких организаций коммерческие затраты минимальны, их чаще всего учитывают в составе накладных расходов, которые собираются на счете 26 "Общехозяйственные расходы". Если работы, проводимые упомянутыми организациями, осуществляются в соответствии со сметами (что наиболее характерно для строительных и строительно-монтажных организаций), то накладные расходы учитываются в составе себестоимости продукции (работ), т.е. включаются в счет 20 "Основное производство" пропорционально их сметной стоимости. Для строительных организаций, которые сдают свои работы заказчику поэтапно, разрешено списывать накладные расходы на реализацию отдельных этапов.
  Состав накладных расходов строительных организаций включает в себя следующие группы затрат:
  административно-хозяйственные;
  на обслуживание работников строительства;
  на организацию работ на строительных площадках;
  прочие.
  В строительстве в настоящее время используют два способа учета выпуска готовой продукции (работ): в целом по окончании работ и по отдельным частям.
  1. Способ приемки в целом по окончании работ:
  Д 51 - К 62 - получен аванс от заказчика на выполнение работ по смете;
  Д 62 - К 68 - начислен НДС с полученного аванса;
  Д 68 - К 51 - перечислена в бюджет сумма НДС с полученного аванса;
  Д 90 - К 20 - списана на реализацию себестоимость готовой строительной продукции;
  Д 90 - К 68 - начислен НДС от продажи строительной продукции;
  Д 62 - К 90 - подписан акт приемки выполненных работ на сумму сметной стоимости;
 
  -------------
  | Д 62 - К 68 |- сторнирована сумма НДС, уплаченная с полученного
  -------------
 ранее аванса;
 
  Д 90 - К 99 - определена прибыль, обусловленная разницей между сметной стоимостью и фактическими затратами на выполнение работ;
  Д 62 - К 62 - произведен зачет полученного ранее аванса;
  Д 51 - К 62 - получена доплата за весь объем выполненных работ.
  2. Способ приемки по отдельным частям (с использованием счета 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам"):
  Д 51 - К 62 - получен аванс от заказчика на выполнение этапа работ;
  Д 62 - К 68 - начислена к уплате в бюджет сумма НДС с полученного аванса;
  Д 68 - К 51 - перечислена в бюджет сумма НДС с полученного аванса;
  Д 46 - К 90 - отражена договорная стоимость выполненного этапа работ;

<< Пред.           стр. 23 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу