<< Пред. стр. 26 (из 66) След. >>
Д 41 - К 60-1 - отражена сумма поступившего от поставщика товара без НДС;Д 19 - К 60-1 - учтена величина НДС по поступившему товару;
Д 60-1 - К 60-2 - отражен факт выдачи товарного векселя,
где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 41 "Товары", субсчет 60-1 "Денежные обязательства перед поставщиками", субсчет 60-2 "Векселя выданные".
Поставщик передает своему банку данный вексель для инкассирования (4). Банк поставщика извещает банк покупателя повесткой о наличии у него векселя (5).
2
-----------------------<-----------------------------------------------
| Покупатель | 3 | Поставщик |
----------------------------------------------->-----------------------
^ | ^ | ^
|9 |1 |12 |4 |7
| | | | |
---------------------- 5 ----------------------
| |<------------------------| |
| Банк покупателя | 8 | Банк поставщика |
| |<------------------------| |
---------------------- ----------------------
------ 6 ------ |10 ^11
| Р/с |--------------------------------->| Р/с | | |
------ ------ -------------
|Нотариальная |
|контора |
-------------
Рис.10.5. Схема расчета векселями.
При наличии суммы на расчетном счете покупателя, обслуживающий банк может сразу перечислить деньги на расчетный счет поставщика (6). После этого банк поставщика извещает своего клиента о зачислении на его счет суммы уплаты по векселю и возвращает последний в банк покупателя (8). Банк покупателя отправляет своему клиенту вексель с выпиской об окончании операции по векселю (9), что оформляется проводкой:
Д 60-2 - К 51 - произведена уплата по товарному векселю.
Если денег на расчетном счете покупателя нет, а наступает срок уплаты по векселю, то банк покупателя не несет ответственность за неуплату, если между ним и клиентом нет специального договора о кредите в счет оплаты векселя.
В случае просрочки банк поставщика предъявляет неоплаченный вексель в нотариальную контору (10) для совершения протеста (11). ( Совершение протеста по закону не может быть осуществлено ранее 12-ти часов дня, следующего за днем наступления срока оплаты по векселю). Затем неоплаченный вексель с протестом возвращается поставщику для принятия решения (12).
10.10. Расчеты с использованием банковских карт
В последние годы в практике безналичных расчетов появилась новая форма, связанная с применением расчетно-корпоративных и кредитно-корпоративных карт, о которых упоминалось в параграфе 10.1. Эти карты предоставляют возможность, как наличных, так и безналичных расчетов.
Юридические лица с помощью банковских корпоративных карт могут осуществлять безналичные операции на предприятиях торговли и сферы услуг, а также операции по обналичиванию денежных средств. Подробности проведения всего спектра хозяйственных действий держателями банковских корпоративных карт изложены в "Положении о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием", утвержденным ЦБ РФ от 09.04.1998 г. N 23-П (в редакции от 29.11.2000 г.).
Перечень операций, которые могут осуществляться с использованием этих карт, включает:
получение наличных денежных средств в рублях для расчетов по хозяйственной деятельности и оплаты командировочных расходов в пределах России;
безналичную оплату в рублях командировочных расходов;
безналичную оплату в рублях расходов, связанных с основной деятельностью предприятия;
безналичные платежи в рублях, обусловленные хозяйственной деятельностью организации;
безналичные расчеты в рублях представительского характера внутри России;
безналичную оплату расходов в иностранной валюте, связанных с командировками в иностранные государства;
безналичные расходы представительского характера в иностранной валюте за пределами России;
получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами страны для оплаты командировочных расходов работников предприятия.
Все операции, кроме тех, которые относятся к основной деятельности организации, в бухгалтерском учете признаются в качестве расходов подотчетных лиц, которым выдана соответствующая банковская корпоративная карта. Запрещено использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и осуществления платежей социального характера.
Ниже на рис.10.6 представлена упрощенная схема расчетов, связанных с основной деятельностью предприятия, когда покупатель оплачивает в торговой организации товары, используя имеющиеся в ней электронные устройства, включающие импринтер или электронный терминал (эл. терминал). Для удобства понимания банк, являющийся эмитентом банковской карты, определен в качестве банка покупателя, а эквайрер (кредитная организация, осуществляющая расчеты с предприятиями торговли и сферы услуг посредством банковских карт) определен в качестве банка поставщика.
Импринтер - это устройство, позволяющее печатать слипы (отчетные бланки) для всех участников расчетов, а электронный терминал - это устройство, формирующее электронные документы для всех участников расчетов и выводящее для них на печать соответствующие квитанции.
Согласно упомянутому выше Положению N 23-П организации, использующие в расчетах банковские карты, обязаны по требованию банков-эмитентов предоставлять им все необходимые первичные документы для осуществления контроля:
счета за проживание;
билеты на транспорт;
квитанции;
чеки;
иные документы с приложением оригиналов слипов, квитанций электронных терминалов, банкоматов по всем операциям, а также отчеты о командировках, если средства списывались на командировочные расходы.
Расчеты между участниками сделки проводятся следующим образом. Покупатель обращается в банк-эмитент с заявлением о заключении договора на выдачу соответствующей банковской карты (1). Банк под расчетно-корпоративную карту депонирует часть средств покупателя (2), что оформляется в его бухгалтерском учете следующей проводкой:
Д 55-4 - К 51 - депонированы средства для расчетно-корпоративной карты,
где: счет 51 "Расчетные счета", субсчет 55-4 "Банковские карты" счета 55 "Специальные счета в банках".
В случае заключения договора о выдаче кредитно-корпоративной карты банк заключает кредитное соглашение с покупателем на сумму кредитно-корпоративной карты с учетом величины процентов, что оформляется в бухгалтерском учете покупателя проводкой:
Д 55-4 - К 66 - получен краткосрочный кредит на открытие кредитно-корпоративной карты,
где: субсчет 55-4 "Банковские карты" счета 55 "Специальные счета в банках", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам".
После этого покупателю предоставляется соответствующая банковская карта (3).
При закупке товара у торговой организации для основной деятельности покупателя его представитель расплачивается с помощью банковской карты, вставляя ее в читающее устройство терминала (4), с помощью которого происходит оформление расчетных документов для всех участников процесса взаиморасчетов: покупателя (5), поставщика (4), банка-эмитента (6) и эквайрера (7). Согласно расчетным документам покупателю отгружается товар (5).
5
-----------------------<-----------------------------------------------
| Покупатель | 4 | Поставщик |
-----------------------------> --------------- ----------------------
^ ^ | | Импортер | ^
|11 |3 |1 ---------|эл. терминал |------------ |10
| | | | 6 --------------- 7 | |
---------------------- 9 ----------------------
| Банк покупателя |<------------------------| Банк поставщика |
---------------------- ----------------------
------ 2 ------ 8 ------
| Р/с |--->| С/с |----------------------------------->| Р/с |
------ ------ ------
Рис.10.6. Схема расчетов с использованием банковских карт.
На основании расчетных документов списываются денежные средства со специального счета покупателя (8) на расчетный счет поставщика. Затем банк поставщика извещает банк покупателя о завершении операции (9) и оба банка делают выписки своим клиентам (10) и (11).
10.11. Основные документы по безналичным расчетам
Расчеты между предприятиями могут проводиться как наличными деньгами (через кассу), так и безналичным образом (через расчетные счета в банках).
Безналичные расчеты не предполагают физического перемещения денег от одного предприятия к другому, равно как и перемещение их от одного банка к другому. Смысл безналичных расчетов заключается в списании сумм денег с одного расчетного счета на другой, в соответствии с документами, имеющими юридическую силу. Такая форма расчетов является более медленной, чем форма наличных расчетов, однако более надежной и безопасной. Кроме того, она позволяет легко осуществлять любой объем денежных платежей. Эта форма легко автоматизируется и скорость взаимных платежей с каждым годом увеличивается.
Основные документы, которые используются в безналичных расчетах, следующие:
договор (о поставках, купли-продажи и т.п.);
заявление на открытие счета (форма N 0401025);
карточка с образцами подписей и оттиска печати (форма N 0401026);
платежное поручение (форма N 0401060);
сводное платежное поручение;
платежное требование (форма N 0401061);
заявление об отказе от акцепта (форма 0401004);
инкассовое поручение (форма N 0401071);
реестр передаваемых на инкассо расчетных документов (форма N 0401014);
аккредитив (форма N 0401063);
реестр счетов (форма N 0401065);
платежный ордер (форма N 0401066);
заявление на выдачу чековой книжки;
чековая книжка;
реестр чеков (форма N 0401007);
вексель;
кредитно-корпоративная карта;
расчетно-корпоративная карта;
выписка из расчетного счета.
Расчетные отношения предприятий определяются договорами, в которых обычно указывается форма расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, аккредитивами, чеками и векселями.
Все документы по безналичным расчетам требуют очень тщательного и точного заполнения реквизитов, главными из которых являются:
1) наименование расчетного документа и код формы;
2) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
3) вид платежа;
4) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
5) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
6) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
7) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
8) назначение платежа;
9) сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами;
10) очередность платежа;
11) вид операции в соответствии с табл.10.1;
12) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Ряд документов по безналичным расчетам заполняется на пишущей машинке или с помощью персонального компьютера. Особое место в документах по безналичному расчету занимает банковская выписка. Это документ, который регулярно предоставляет банк своему клиенту. В ней отражаются все последние операции по поступлению и расходованию денег с расчетного счета предприятия. Все операции кодируются (см. табл.10.1), поэтому их легко проверить. К выписке банк прилагает копии документов, на основании которых произведены операции.
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускается.
Контрольные вопросы по теме
1. Перечислите функции, которые выполняют деньги в человеческом обществе.
2. Определите главное отличие наличных и безналичных расчетов.
3. Кто устанавливает правила ведения кассовых операций?
4. Какое ограничение существует для наличных расчетов между юридическими лицами?
5. Можно ли держать в кассе предприятия сверх лимита количество наличных средств и если да, то какое время?
6. Как разделить меру ответственности кассира и руководителя предприятия за хищения наличных денег из кассы?
7. Перечислите основные документы по учету кассовых операций.
8. Что вы можете сказать о сроках совершения денежных операций по кассе и об их оформлении?
9. Напишите проводки по передаче денежной выручки из кассы в банк через инкассатора.
10. Выявите отличие кассовой книги и журнала кассира-операциониста.
11. Если при ревизии кассы обнаружены излишки денежных средств, что должен предпринять главный бухгалтер?
12. Если в кассе недостача, можно ли ее списать на убытки предприятия?
13. Возможны ли безналичные расчеты через кассу предприятия? Если да, то, какими способами?
14. Как производится расчет платежными поручениями?
15. Когда используется форма расчетов платежными требованиями?
16. Определите отличия расчетов инкассовыми поручениями от расчетов платежными требованиями.
17. Назовите минимальный срок акцепта платежных требований.
18. Приведите определение аккредитива.
19. Назовите преимущества и недостатки аккредитивной формы безналичных расчетов.
20. Как происходит расчет с помощью чеков? Оцените преимущества и недостатки этой формы расчетов.
21. Что отражается в выписке банка своему клиенту?
22. Опишите в общем виде вексельную форму расчетов.
23. Чем отличается простой вексель от переводного векселя?
24. В чем состоит механизм расчетов с помощью банковских карт?
25. Установите главное отличие расчетно-корпоративной банковской карты от кредитно-корпоративной банковской карты. Как его можно отобразить с помощью бухгалтерских проводок?
26. Раскройте понятие специальных счетов, используемых при аккредитивной и чековой форме расчетов, а также при расчетах с помощью банковских карт.
Глава 11. Учет расчетов
11.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками,
покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами
Учет расчетов со смежными организациями, в которых каждое конкретное предприятие может выступать поочередно в качестве поставщика, подрядчика, покупателя, заказчика, дебитора и кредитора составляет существенную часть бухгалтерской деятельности. На некоторых предприятиях для этих целей в бухгалтерии создают отдельный участок, специалисты которого хорошо знают кассовые операции и владеют всеми формами безналичных расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, аккредитивами, чеками и векселями. Они, как правило, имеют большие навыки и опыт предъявления претензий по выполнению договорных обязательств.
Не поступление или несвоевременное поступление денежной выручки или оплаченных заранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности. Возникают дебиторские задолженности, которые нередко приводят к финансовым потерям и разрушению установившихся партнерских связей.
Весь спектр задолженностей предприятий по совокупности договоров с контрагентами может быть разбит на два вида: дебиторские задолженности и кредиторские.
Дебиторские задолженности согласно бухгалтерскому законодательству являются активами предприятия, на которые, в случаях крайней необходимости (например, при банкротстве), может быть наложен арест. Поэтому нормативные документы обязывают предприятие для взыскания дебиторских задолженностей подавать исковые заявления в арбитражный суд. При положительном решении оно могло бы рассчитывать на принудительное исполнение, если у его должника есть средства. Иначе нужно включать инструмент банкротства и распродажи имущества должника, затем неопределенное время находиться в очереди на удовлетворение своих требований, так как обычно предприятия банкроты имеют многочисленные долги.
Ст.196 Гражданского кодекса России устанавливает по невыполненным договорным обязательствам срок исковой давности, равный три года. По истечении срока исковой давности предприятие обязано списать дебиторскую задолженность в разряд безнадежных долгов и отразить в своем бухгалтерском учете как внереализационные расходы. При этом согласно налоговому законодательству данные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. В бухгалтерском учете дебиторская задолженность, списанная на убытки по истечении срока исковой давности, продолжает числиться на забалансовом счете еще в течение пяти лет. Она должна периодически отслеживаться на предмет возможности получения долга. При возврате долга сумма задолженности включается во внереализационные доходы, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.
Кроме того, организациям разрешено создавать специальные резервы на погашение безнадежных к получению дебиторских задолженностей. Для их учета используется счет 63 "Резервы по сомнительным долгам". Размер резервов регламентируется Налоговым кодексом.
Кредиторская задолженность предприятия является более благоприятной, так как это сумма его долга другой организации по договорным обязательствам. Она тоже списывается по истечении срока исковой давности и считается внереализационным доходом предприятия.
Для учета особенностей взаимодействия предприятий по различным видам договорных отношений в качестве дебиторов и кредиторов используются следующие счета:
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
63 "Резервы по сомнительным долгам";
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Рассмотрим некоторые расчетные варианты применения всех указанных счетов на характерных примерах.
Пример N 1. Предприятие-покупатель получило от поставщика материалы. В течение срока исковой давности оно не оплатило покупку и списало кредиторскую задолженность на внереализационные доходы.
В бухгалтерском учете это отражается следующими проводками:
Д 10 - К 60 - отражено поступление материалов (учетная стоимость без НДС);
Д 19 - К 60 - учтен НДС по приобретенным материалам;
Д 60 - К 91 - получена прибыль от списания кредиторской задолженности;
Д 91 - К 19 - погашена за счет прочих расходов сумма НДС по приобретенным материалам,
где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Так как материалы не были оплачены, то НДС не подлежит зачету с бюджетом и должен быть погашен за счет собственных средств.
Пример N 2. Предприятие-поставщик отгрузило продукцию покупателю, но денежные средства за поставку не получило в течение срока исковой давности, поэтому списало дебиторскую задолженность на прочие расходы и одновременно сумму задолженности отнесло на забалансовый счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Д 90 - К 43 - списана на реализацию себестоимость продукции;
Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю;
Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации продукции;
Д 90 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;
Д 90 - К 99 - определена прибыль от реализации продукции;
Д 91 - К 62 - списана на прочие расходы безнадежная дебиторская задолженность;
Д 007 - задолженность переведена на забалансовый счет,
где: счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".
Расходы от списания безнадежной к получению дебиторской задолженности уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Если по истечении какого-то срока покупатель ликвидирует свою задолженность, то полученная предприятием на расчетный счет (счет 51 "Расчетные счета") денежная сумма приходуется как прочие доходы, которые включаются в состав налогооблагаемой базы по прибыли, а задолженность списывается с забалансового учета:
Д 51 - К 91 - отражены доходы от погашения списанной в убыток задолженности;
К 007 - списана с забалансового учета погашенная дебиторская задолженность.
Пример N 3. Предприятие перечислило аванс поставщику материалов. Через некоторое время оно получило всю партию заказанного материала согласно заключенному договору о поставке. После этого оно доплатило поставщику оставшуюся сумму. В бухгалтерском учете были оформлены следующие записи:
Д 60 - К 51 - перечислен аванс поставщику материалов;
Д 10 - К 60 - учтена стоимость всей партии материалов (без НДС);
Д 19 - К 60 - отражена сумма НДС по полученной партии материалов;
Д 60 - К 60 - произведен зачет аванса;
Д 60 - К 51 - произведена доплата за всю партию материала;
Д 68 - К 19 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС.
Если у предприятия ограниченное количество поставщиков, то проводка зачета аванса может не выполняться, поскольку сальдо на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" определит задолженность конкретному поставщику. В реальной бухгалтерской практике целесообразно вести аналитический учет не только по конкретным поставщикам, но и выделять перечисленные им авансы. Поэтому представленную выше совокупность проводок для конкретного поставщика следует рассматривать таким образом:
Д 60-А - К 51 - перечислен аванс поставщику материалов;
Д 10 - К 60 - учтена стоимость всей партии материалов (без НДС);
Д 19 - К 60 - отражена сумма НДС по полученной партии материалов;
Д 60 - К 60-А - произведен зачет аванса;
Д 60 - К 51 - произведена доплата за всю партию материала;
Д 68 - К 19 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС,
где: субсчет 60-А "Расчеты по авансам выданным".
Пример N 4. Предприятие через арбитражный суд предъявило претензию своему подрядчику за некачественно выполненную работу. Арбитражный суд принял постановление об удовлетворении претензии. Ответчик перечислил деньги на расчетный счет предприятия. В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:
Д 76 - К 91 - отражена сумма предъявленной претензии с учетом НДС;
Д 91 - К 68 - начислен НДС по удовлетворенной претензии;
Д 51 - К 76 - поступили денежные средства в счет удовлетворения претензии,
где: счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
Пример N 5. Подрядчик получил аванс от заказчика. Он провел весь объем работ по договору и сдал по акту заказчику. Заказчик перечислил остаток средств по выполненному договору. В бухгалтерском учете были оформлены следующие записи:
Д 51 - К 62-А - получен аванс на проведение работ;
Д 90 - К 20 - списана на реализацию себестоимость выполненных работ;
Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации выполненных работ;
Д 62 - К 90 - предъявлен счет заказчику на весь объем работ;
Д 90 - К 99 - определена прибыль от реализации выполненных работ;
Д 62-А - К 62 - осуществлен зачет полученного аванса;
Д 51 - К 62 - получен остаток денежных средств по договору,
где: субсчет 62-А "Расчеты по авансам полученным".
В целях упрощения в данном примере НДС с аванса не начислялся. В реальной практике это возможно при условии, что время между получением аванса и окончательным расчетом не превышает срока предоставления в налоговую инспекцию декларации по НДС.
Пример N 6. Предприятием определена сумма резерва по сомнительным долгам на текущий период в размере 1000 руб. (сумма условная). Практически было использовано 900 руб. Остаток в конце периода переведен в прочие доходы. В бухгалтерском учете следует выполнить проводки:
Д 91 - К 63 1000 - сформирован резерв по сомнительным долгам;
Д 63 - К 62 900 - погашены дебиторские задолженности, не реальные к получению;
Д 63 - К 91 100 - включена в состав прочих доходов сумма остатка резерва,
где: счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 63 "Резервы по сомнительным долгам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Пример N 7. Предприятие заключило со смежной организацией договор мены, по которому должно получить от нее услуги на сумму 1500 руб. взамен отгруженной собственной продукции себестоимостью 1200 руб. В бухгалтерском учете будут оформлены следующие проводки:
Д 90 - К 43 1 200 - списана на реализацию фактическая себестоимость продукции;
Д 62 - К 90 1 500 - предъявлен счет покупателю продукции;
Д 90 - К 68 250 - начислен НДС от реализации продукции;
Д 90 - К 99 50 - определена прибыль от реализации;
Д 20 - К 60 1 250 - отражена стоимость услуг покупателя (без НДС);
Д 19 - К 60 250 - учтен НДС по приобретенным услугам;
Д 60 - К 62 1 500 - осуществлен зачет по договору мены;
Д 68 - К 19 250 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС,
где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", 20 "Основное производство", счет 43 "Готовая продукция", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".
Пример N 8. Покупатель приобретает товар у поставщика под простой вексель с процентами. Затем по истечении определенного срока оплачивает вексель и проценты по нему. Вексельные операции в бухгалтерском учете обеих сторон будут выглядеть таким образом. Покупатель в данном процессе выступает в качестве векселедателя, а поставщик - в роли векселедержателя.
Учет у векселедателя
-----------------------------------------------------------------------
| N |Корреспонден-| |
|п/п| ция счетов | Содержание хозяйственной операции |
| |-------------| |
| |Дебет |Кредит| |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 1 | 41 | 60 |Оприходованы товары по учетной стоимости без НДС |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 2 | 19 | 60 |Отражен НДС по поступившим товарам |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 3 | 60 | 60-1 |Выдан вексель поставщику в качестве гарантии оплаты|
| | | |(отражена сумма номинала векселя) |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 4 | 97 | 60-1 |Начислены проценты по векселю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 5 | 009 | |Принята на забалансовый учет общая сумма задолженнос-|
| | | |ти по векселю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 6 | 60-1 | 51 |Уплачена с расчетного счета текущая доля номинала по|
| | | |векселю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 7 | 60-1 | 51 |Переведены текущие проценты по векселю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 8 | 91 | 97 |Включена в текущие расходы уплаченная сумма процентов|
| | | |по векселю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 9 | 68 | 19 |Предъявлена к зачету сумма НДС по оприходованным то-|
| | | |варам, пропорциональная размеру выплат по векселю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 10| | 009 |Списана с забалансового учета задолженность по вексе-|
| | | |лю после выполнения финансовых обязательств |
-----------------------------------------------------------------------
Из совокупности проводок выделим запись N 3, которая отражает замену обязательства поставщику обязательством по векселю (субсчет 60-1 "Векселя выданные"). Отметим необходимость в связи с этим использования забалансового счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" (забалансовые неполные проводки N 5 и N 10). А также обратим внимание на проводки N 4 и N 8, в которых используется счет 97 "Расходы будущих периодов", фиксирующий процесс постепенной выплаты процентов.
Учет у векселедержателя
-----------------------------------------------------------------------
| N |Корреспонден-| |
|п/п| ция счетов | Содержание хозяйственной операции |
| |-------------| |
| |Дебет |Кредит| |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 1 | 90 | 43 |Списана на реализацию балансовая стоимость готовой|
| | | |продукции |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 2 | 90 | 44 |Списаны на продажу коммерческие расходы |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 3 | 90 | 68 |Начислен НДС от реализации готовой продукции |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 4 | 62 | 90 |Предъявлен счет покупателю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 5 | 62-3 | 62 |Поступил вексель от покупателя в качестве гарантии|