<< Пред. стр. 27 (из 66) След. >>
| | | |оплаты (отражена сумма номинала векселя) ||---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 6 | 62-3 | 98 |Начислены проценты по векселю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 7 | 008 | |Принята на забалансовый учет общая сумма предстоящих|
| | | |поступлений по векселю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 8 | 51 | 62-3 |Получены денежные средства в качестве оплаты номинала|
| | | |векселя |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 9 | 51 | 62-3 |Поступили денежные средства в качестве процентов по|
| | | |векселю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 10| 98 | 91 |Включена в состав текущих операционных доходов сумма|
| | | |поступивших процентов по векселю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 11| 91 | 68 |Учтена сумма НДС по поступившим процентам в составе|
| | | |текущих операционных расходов |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 12| | 008 |Списана с забалансового учета задолженность покупате-|
| | | |ля по векселю после выполнения им финансовых обяза-|
| | | |тельств |
-----------------------------------------------------------------------
Выделим у векселедержателя проводку N 5, которая отражает замену обязательств покупателя (субсчет 62-3 "Векселя полученные"). Дополнительно отметим применение забалансового счета 008 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" (забалансовые неполные проводки N 7 и N 12) и счета 98 "Доходы будущих периодов" (проводки N 6 и N 10). Последний счет используется для учета процесса периодического получения процентов.
Примечание. Из представленных сведений видно, что операции с векселями отражаются с помощью многообразия счетов. Например, в главе 5 упоминается учет финансового векселя, как ценной бумаги, осуществляемый с применением счета 58 "Финансовые вложения". Когда речь идет о товарных операциях и предоставлении кредита, то для учета операций с векселями используются счета расчетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". В дополнение следует сказать об учете хозяйственных действий с векселями, которые выдаются предприятием в качестве гарантий возврата кредитов и займов. В этих случаях они выступают в качестве долговых обязательств и учитываются с использованием счетов 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
11.2 Бухгалтерский учет кредитов и займов
Кроме собственных источников финансирования, предназначенных для формирования хозяйственных средств и обеспечения хозяйственных операций, предприятия в своей деятельности часто используют заемные средства. Напомним, что к собственным источникам финансирования относятся: уставный капитал, прибыль текущего года и прибыль прошлых лет, часть которой может быть размещена в резервном фонде. Среди заемных средств главными являются: кредиты банков, коммерческие кредиты поставщиков, займы других предприятий и физических лиц.
Как показывает мировая практика, заемные средства являются необходимой статьей финансирования деятельности предприятий.
Относительно коммерческих кредитов поставщиков следует иметь в виду, что они являются отсрочками платежей, предоставляемыми предприятию по поставленным ему товарам (оказанным услугам). Поэтому бухгалтерский учет коммерческих кредитов ничем не отличается от учета кредиторских задолженностей (см. п.11.1).
Особое место в учете занимают банковские кредиты. Они выдаются предприятию банками на следующих условиях:
возвратности, т.е. обязательности их возврата денежных сумм;
срочности, т.е. возвращения в заданные сроки;
платности, т.е. под определенные проценты;
под обеспечение, т.е. под гарантии в виде залога или поручительства третьей организации.
Все условия оговариваются в кредитном договоре. Для получения кредита предприятие направляет в банк заявление с обоснованием просьбы, а также учредительные и бухгалтерские документы. По ним банк анализирует финансовое состояние предприятия (его ликвидность, платежеспособность и рентабельность) и принимает решение. Под ликвидностью понимается способность предприятия быстро превратить свои активы в денежные средства для выполнения своих обязательств перед кредиторами. Под платежеспособностью понимают достаточность средств предприятия по отношению к имеющимся долговым обязательствам. Под рентабельностью понимают эффективность работы (прибыльность) предприятия.
Учет расчетов по кредитам и займам ведется на счетах: 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
Краткосрочные кредиты и займы часто используются предприятиями для приобретения материально-производственных запасов, а долгосрочные - для покупки основных средств. Поэтому вопросы бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с использованием кредитов и займов, необходимо осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами:
Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06. 2001 г. N 44н;
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03. 2001 г. N 26н;
Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 02.08. 2001 г. N 60н.
Согласно этим документам проценты по кредитам банков, используемые для приобретения сырья, материалов, товаров и основных средств, включаются в их фактическую себестоимость до момента принятия на бухгалтерский учет. После этого проценты относятся в разряд операционных расходов. Для отражения процентов по кредитам и займам может использоваться счет 97 "Расходы будущих периодов".
Учет краткосрочного кредита, полученного на приобретение сырья, материалов или товаров может быть осуществлен следующими проводками:
Д 51 - К 66 - получен краткосрочный кредит банка на закупку материалов или товаров;
Д 10 (41) - К 60 - акцептованы счета поставщиков материалов (товаров);
Д 19 - К 60 - учтены суммы НДС, отраженные в счетах-фактурах поставщиков;
Д 97 - К 66 - начислены проценты за кредит банка;
Д 10 (41) - К 97 - включены в стоимость материалов (товаров) проценты за кредит (до момента принятия ценностей на учет);
Д 60 - К 51 - уплачено поставщикам;
Д 68 - К 19 - предъявлены к зачету с бюджетом суммы НДС по оплаченным ценностям;
Д 91 - К 97 - начислены проценты за кредит (после принятия ценностей на учет);
Д 66 - К 51 - отражены регулярные суммы погашения кредита с процентами,
где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 41 "Товары", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 97 "Расходы будущих периодов".
В соответствии со ст.265 и 269 Налогового кодекса РФ проценты за кредиты банка для целей налогообложения прибыли учитываются в составе внереализационных расходов и в фактическую себестоимость материалов или товаров не включаются.
Неодинаковое отражение процентов за кредиты в бухгалтерском и налоговом учете приводит к тому, что себестоимость материальных ценностей в них может существенно различаться
Ниже на рис.11.1 представлено соотношение фактической себестоимости материалов (товаров) в бухгалтерском и налоговом учете в зависимости от длительности включения в нее процентов за краткосрочный кредит. При этом рассматривались 3 варианта: 24, 12 и 6 процентов годовых.
Как следует из материалов данного рисунка, чем короче срок, в течение которого выплачиваются проценты по кредиту, тем значительнее разница в фактической стоимости товаров, используемой в бухгалтерском и налоговом учете. Это свидетельствует о необходимости раздельного ведения этих видов учета.
См. графический объект "Рис.11.1. Соотношение бухгалтерской и налоговой себестоимости материалов (товаров) при разных годовых банковских кредитных ставках"
Рис.11.1. Соотношение бухгалтерской и налоговой себестоимости материалов (товаров) при разных годовых банковских кредитных ставках.
Самое большое отличие в стоимости партии материальных ценностей в бухгалтерском и налоговом учете может реализоваться, если предприятие выплатит проценты банку при поступлении первой партии материалов (товаров), а затем поставки по каким-то причинам не состоятся.
Приобретение основных средств обычно связано с долгосрочными кредитами. Как правило, у организаций не бывает достаточного объема свободных денег для этих целей. Длительное накопление средств неэффективно, поскольку их изъятие из оборота снижает финансовую мобильность предприятия. В бухгалтерском учете операции по использованию кредита на покупку основных средств могут быть отражены совокупностью таких проводок:
Д 51 - К 67 - получены средства долгосрочного банковского кредита;
Д 08 - К 60 - акцептован счет поставщика основного средства;
Д 19 - К 60 - отражена сумма НДС по приобретаемому объекту;
Д 08 - К 67 - включены в состав капитальных вложений проценты по кредиту;
Д 67 - К 51 - произведен текущий платеж в погашение кредита с процентами;
Д 01 - К 08 - подписан акт приемки основного средства в эксплуатацию;
Д 60 - К 51 - перечислено поставщику основного средства;
Д 68 - К 19 - предъявлен к зачету с бюджетом НДС по оплаченному объекту;
Д 91 - К 67 - начислены проценты по долгосрочному кредиту после принятия основного средства на учет;
Д 67 - К 51 - произведен очередной платеж в погашение долгосрочного кредита
где: счет 01 "Основные средства", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Кроме банковских кредитов, предприятия иногда используют займы других организаций и физических лиц. Со стороны организации-кредитора такая деятельность не должна носить регулярный характер, поскольку выдача займов является специфической деятельностью. Лицензию на нее выдает Центральный Банк России только специальным кредитным организациям. Проценты по займам, предоставляемым не кредитными организациями, включаются в состав операционных расходов.
В качестве примера рассмотрим совокупность проводок по отражению операций займа, гарантию возврата которого предприятие подкрепляет выдачей собственного векселя.
Учет у заемщика
-----------------------------------------------------------------------
| N |Корреспонден-| |
|п/п| ция счетов | Содержание хозяйственной операции |
| |-------------| |
| |Дебет |Кредит| |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 1 | 51 | 67 |Получен долгосрочный заем от другой организации на|
| | | |хозяйственные цели |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 2 | 67 | 67-1 |Выдан собственный долгосрочный процентный вексель в|
| | | |обеспечение обязательств по договору займа |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 3 | 009 | |Учтена за балансом сумма векселя, выданного в обеспе-|
| | | |чение обязательств по договору займа |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 4 | 97 | 67-1 |Зафиксирована в качестве расходов будущих периодов|
| | | |сумма процентов по выданному векселю |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 5 | 91 | 97 |Отражено периодическое включение процентов по векселю|
| | | |в состав операционных расходов организации |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 8 | 67-1 | 51 |Зарегистрирован факт периодического перечисления сумм|
| | | |оплаты по векселю с учетом процентов и дополнительных|
| | | |затрат |
|---|------|------|-----------------------------------------------------|
| 9 | | 009 |Исключена из забалансового учета сумма погашенного|
| | | |векселя, выданного в обеспечение займа |
-----------------------------------------------------------------------
Замена обязательств по договору займа обязательствами по векселю у заемщика отражается путем использования субсчета 67-1 "Векселя выданные" и забалансового счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные". Хотя некоторые специалисты считают, что применение данного забалансового счета не обязательно, поскольку просто дублирует обязательство по векселю.
11.3. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами
Заметный объем расчетных операций коммерческой фирмы приходится на ее взаимодействие с бюджетом и внебюджетными фондами по перечислению налогов, сборов и других платежей, обеспечивающих деятельность различных элементов финансовой системы государства.
Финансовая система Российского государства включает в себя:
государственный бюджет;
внебюджетные фонды;
государственный кредит;
фонды страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств, формирующийся для обеспечения деятельности государственного и (или) муниципального сектора экономики, развития социально-культурной сферы, укрепления обороны страны, содержания органов государственной власти и управления. Главные статьи расходов государственного бюджета включают в себя финансирование: международной деятельности, национальной обороны, правоохранительной деятельности, судебной системы, науки, промышленности, энергетики, строительства. А также: сельскохозяйственного производства, рыболовства, транспорта, охраны окружающей среды; содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автодорог общего пользования. Кроме этого, в бюджете предусмотрены расходы на нужды: образования, культуры, здравоохранения, искусства, средств массовой информации и социальной политики.
Наполнение бюджета осуществляется с помощью следующих источников:
налоговых поступлений;
неналоговых доходов (от использования имущества, продажи земли, реализации лицензий, внешнеэкономической деятельности и т.п.);
безвозмездных поступлений от нерезидентов, государственных и др. организаций;
доходы целевых бюджетных фондов.
Отчисления предприятий в бюджет в виде налогов, сборов, пошлин и других подобных платежей оформляются в бухгалтерском учете как расчеты с использованием счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Внебюджетные фонды - это фонды федеральных и местных органов власти, обеспечивающие финансирование различных сфер деятельности, не включенных в государственный бюджет. Они подразделяются на социальные и экономические фонды. К экономическим фондам относится федеральный дорожный фонд и местные дорожные фонды.
До принятия Федерального закона от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ дорожные фонды формировались за счет:
1) налога на пользователей автомобильных дорог;
2) налога с владельцев транспортных средств;
3) заемных средств, средств от продажи акций и проведения лотерей, а также добровольных взносов, штрафных санкций и других источников.
Налог на пользователей автодорог упомянутым законом отменен, а налог с владельцев транспортных средств заменен транспортным налогом, дополнительными объектами которого стали речные и воздушные суда, ранее облагавшиеся налогом на имущество физических лиц.
Начиная с 2003 года, функционировать будут лишь территориальные дорожные фонды, источниками которых будут суммы:
1) транспортного налога;
2) акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;
3) земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ;
4) поступлений, связанных с погашением задолженностей, штрафам и перерасчетами по налогу на пользователей автомобильных дорог;
5) государственных финансовых пособий, выделяемых из федерального бюджета на ведение дорожного хозяйства.
К социальным внебюджетным фондам причисляются: Фонд социального страхования (ФСС), Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). До 1 января 2001 г. в их составе был Государственный фонд занятости населения (ФЗ). В настоящее время его функции переданы бюджетам различных уровней. Расчеты с государственными внебюджетными социальными фондами в бухгалтерском учете фиксируются на соответствующих субсчетах счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
Примечание. Упоминание о фонде занятости населения необходимо, так как в соответствии со сроками исковой давности налоговые органы могут предъявлять претензии предприятиям по платежам в данный фонд.
Фонд социального страхования предназначен для выплаты пособий: по временной нетрудоспособности граждан, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним до полуторагодичного возраста, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также пособий на погребение усопших. Кроме того, ФСС финансирует расходы по санитарно-курортному обслуживанию работников предприятия и членов их семей, частичному содержанию спортивных детско-юношеских школ, оздоровлению детей, а также по выплате других постоянных и единовременных пособий. В начале каждого года принимается специальный закон о бюджете фонда, в котором подробно расписаны все основные статьи его доходов и расходов. Расчеты с фондом проводятся с применением субсчета 69-1 "Расчеты по социальному страхованию". При этом расчеты по пособиям, обусловленным несчастными случаями и профессиональными заболеваниями сотрудников, учитываются отдельно.
Пенсионный фонд обеспечивает выплаты трудовых пенсий; компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам по уходу за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии; проводит выплаты пенсионерам социальных пособий на погребение. Он финансирует расходы на доставку и пересылку трудовых пенсий и пособий; перечисляет пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации; выплачивает досрочные пенсии гражданам, признанным безработными.
Кроме того, фонд осуществляет доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплачивает дополнительные ежемесячные пожизненные пособия лицам, работавшим в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также перечисляет средства страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, учитываемых в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Доходные и расходные статьи бюджета пенсионного фонда утверждаются в начале каждого года специальным федеральным законом. Расчеты с фондом осуществляются при помощи субсчета 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению".
Фонд обязательного медицинского страхования образован для реализации целевых государственных и территориальных программ медицинского страхования населения, а также по охране материнства и детства.
В программах обязательного медицинского страхования предусматриваются виды и условия оказания медицинской и лекарственной помощи взрослым и детям, перечень участвующих в них организаций, реестры медицинских услуг в трех сферах помощи:
1) скорой и неотложной;
2) амбулаторно-поликлинической;
3) стационарной.
Реестры (перечни) услуг, тарифы и стандарты на них утверждаются специальными комиссиями. Местные фонды выделяют страховые средства на выполнение программ, формируют запасные резервы и резервы предупредительных мероприятий, выполняют контроль их использования. Все программы реализуются на договорных условиях с медицинскими учреждениями, включенными в перечень исполнителей и участников.
Федеральный фонд осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Он также финансирует целевые программы по охране материнства и детства, компьютеризации системы обязательного медицинского страхования, подготовке и переподготовке кадров и научным исследованиям.
Учет расчетов по обязательному медицинскому страхованию производятся с использованием субсчета 69-3 "Расчеты по медицинскому страхованию".
Государственный кредит - это инструмент формирования дополнительных финансовых ресурсов государства путем продажи на финансовом рынке ценных государственных бумаг.
Фонды страхования - это государственные фонды обязательного личного и имущественного страхования отдельных категорий граждан, имеющих должности и профессии повышенной степени риска, а также негосударственные институты страхования, обеспечивающие добровольное и обязательное страхование личности и имущества граждан, а также имущества юридических лиц. Расчеты с ними в бухгалтерском учете отражаются на субсчете 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Учет расчетов с бюджетом по налогам, сборам и другим платежам (в дальнейшем просто налогов) будет достаточно подробно освещен в главе 16. Отметим, что проводки по начислению этих платежей могут включать самые разнообразные счета, на которые списываются расходы, например:
Д 08, 20, 23, 25, 26, 44, 70, 76, 86, 90, 91, 97, 99 - К 68,
где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 86 "Целевое финансирование", счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".
Перечисление начисленных сумм оформляется проводкой:
Д 68 - К 51,
где: счет 51 "Расчетные счета".
Отчисления в фонды социального страхования и обеспечения до недавнего времени не относились к налоговым платежам. Отчасти это было оправдано, поскольку перечисленные суммы частично возвращались на предприятие в качестве социальных льгот. Однако для учредителей они были и остаются дополнительным финансовым бременем, не способствующим развитию хозяйственной деятельности. Сейчас отчисления в социальные фонды по экономическому смыслу переведены в налоговую систему и выступают в ней в качестве единого социального налога, в состав которого не включаются платежи по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В отчетности, предоставляемой в фонд социального страхования, сведения по этому виду страхования входят, но в общей ставке взносов в данный фонд не учитываются. Подробности, связанные с их расчетами, тоже будут рассматриваться в главе 16.
Источниками платежей в социальные фонды являются многочисленные статьи расходов, связанные с капитальными затратами, издержками производства и обращения, целевым финансированием и т.п. Эти статьи расходов одинаковы для начисления во все три фонда. Начисление платежей в социальные фонды оформляются, например, следующими проводками:
Д 08, 20, 23, 25, 26, 44, 86, 90, 91, 97, 99 - К 69-1, 69-2, 69-3.
Перечисление платежей фиксируется в бухгалтерском учете следующим образом:
Д 69 - К 51.
Расчеты по имущественному и личному страхованию имеют определенные особенности.
Работа на предприятиях ряда отраслей экономики сопровождается повышенными рисками в отношении соблюдения условий безопасности для жизни и здоровья их сотрудников и граждан, которых они обслуживают по роду своей деятельности, а также в отношении обеспечения целостности и сохранности имущества. Например, это относится к организациям, занимающимся перевозками пассажиров и грузов. Кроме того, большинство коммерческих предприятий постоянно работает в зоне коммерческих рисков и в условиях необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Как отмечалось выше, для возмещения возможных убытков и потерь предприятий и отдельных граждан в стране формируется система личного и имущественного страхования, а также страхования различных рисков и видов ответственности. Эта система включает в себя совокупность страховых компаний и фондов, которые осуществляют операции страхования, перестрахования, страхового посредничества и т.п.
С точки зрения бухгалтерского учета страхование имеет две важные формы: обязательное страхование (регламентируемое законодательством) и добровольное страхование (регламентируемое законодательством и договорами между страхователями и страховщиками).
Обязательное государственное страхование подразделяется на:
страхование гражданской ответственности предприятий - владельцев наземного, воздушного и водного транспорта по обязательствам, возникающим у них в связи с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу потерпевших при эксплуатации транспортных средств;
страхование жизни и здоровья военнослужащих, а также граждан, призванных на военные сборы;
страхование жизни и здоровья лиц рядового и командного состава органов внутренних дел, а также сотрудников учреждения органов уголовно-исполнительной системы;
страхование жизни и здоровья сотрудников федеральных органов налоговой полиции;
страхование жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов.
По обязательным видам страхования нормативными актами устанавливаются размеры страховых тарифов, а суммы страховых взносов в пределах этих размеров включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Расходы сверх установленных нормативов не учитываются при определении базы по налогу на прибыль предприятия. В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:
Д 08, 20, 26, 44 - К 76-1 - отражено начисление страховых платежей (в пределах норм);
Д 91 - К 76-1 - учтено начисление страховых платежей сверх установленных норм;
Д 76-1 - К 51 - перечислены взносы в страховые компании,
где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", субсчет 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При возникновении страхового случая предприятие начисляет страховую сумму пострадавшему сотруднику, получает средства из страховой организации на свой расчетный счет, затем переводит их в кассу и выплачивает:
Д 76-1 - К 73 - начислена страховая сумма пострадавшему;
Д 51 - К 76-1 - поступила на расчетный счет страховая сумма от фирмы - страховщика;
Д 50 - К 51 - переведена в кассу денежная суммы для выплаты пострадавшему;
Д 73 - К 50 - отражена выплата пострадавшему страхового возмещения,
где: счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
К категории добровольного страхования относятся следующие виды:
страхование от несчастных случаев и болезней;
добровольное медицинское страхование;
страхование граждан, выезжающих за границу;
страхование средств наземного, воздушного, водного и трубопроводного транспорта;
страхование грузов;
страхование товаров на складе;
страхование урожая сельскохозяйственных культур;
страхование другого имущества;
страхование рисков, связанных с проведением строительно-монтажных работ;
страхование предпринимательского (финансового) риска;
страхование гражданской ответственности перевозчика;
страхование гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности;
страхование профессиональной ответственности;
страхование ответственности за неисполнение обязательств.
По добровольным видам страхования страховые тарифы определяются страховыми компаниями. Суммы страховых взносов по большинству видов добровольного страхования не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и не учитываются при определении базы по налогу на прибыль. За исключением случаев страхования: транспортных средств (в том числе арендованных), грузов, производственных основных средств (в том числе арендованных), нематериальных активов, незавершенного капитального строительства и другого имущества производственного назначения (в том числе урожая сельскохозяйственных культур), рисков при проведении строительно-монтажных работ. По этим видам страхования все отчисления можно учитывать в себестоимости продукции (работ и услуг).
Рассмотрим бухгалтерское оформление трех примеров.
Пример N 1. Добровольное медицинское страхование:
Д 91 - К 76-1 - начислены взносы по добровольному медицинскому страхованию;
Д 76-1 - К 51 - взносы перечислены в страховую компанию;
Д 76-1 - К 73 - отражена сумма ущерба, начисленная в пользу потерпевшего;
Д 51 - К 76-1 - поступила на расчетный счет сумма в пользу потерпевшего;
Д 50 - К 51 -принята в кассу сумма страхового возмещения потерпевшему;
Д 73 - К 50 - отражена выплата страхового возмещения.
Пример N 2. Добровольное страхование профессиональной ответственности работников:
Д 91 - К 76-1 - начислены взносы по страхованию профессиональной ответственности;
Д 76-1 - К 51 - взносы перечислены в страховую компанию;
Д 73 - К 28 - отражена сумма производственного брака, отнесенная на виновное лицо;
Д 76-1 - К 73 - ответственность виновника списана за счет страхового возмещения;
Д 51 - К 76-1 - получена на расчетный счет сумма страхового возмещения,
где: счет 28 "Брак в производстве".
Пример N 3. Добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур:
Д 20 - К 76-1 - начислены взносы по страхованию урожая;
Д 76-1 - К 51 - взносы переведены в страховую компанию;
Д 76-1 - К 20 - отражена сумма потерь урожая в результате страхового случая;
Д 51 - К 76-1 - получено страховое возмещение,
где: счет 20 "Основное производство".
11.4. Расчеты с персоналом по оплате труда
Ответственным самостоятельным участком в современной бухгалтерии является подразделение, обеспечивающее расчеты по оплате труда 52, 279.
Расчеты с сотрудниками, как состоящими в штате предприятия, так и не состоящими в нем, по всем операциям, связанным с заработной платой, пенсиями, пособиями, компенсирующими выплатами и удержаниями из заработной платы, проводится с применением счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Предприятие вправе самостоятельно разрабатывать системы и формы оплаты труда, при этом они обязаны соблюдать трудовое законодательство, в котором регламентируются следующие основные принципы:
ежемесячная оплата труда не должна быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного государством. Федеральным законом "О внесении дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 29.04.2002 г. N 42-ФЗ с 1 мая 2002 г. величина МРОТ установлена равной 450 руб.;
работы в сверхурочные, праздничные и выходные дни должны оплачиваться дополнительно;
работники должны иметь оплачиваемый отпуск (в соответствии со ст.15 Трудового кодекса ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней;
оплата работ с вредными условиями должна быть повышенной;
время, за которое согласно законодательству сохраняется заработная плата, должно быть оплачено.
Все выплаты работникам относятся к трем основным видам: фонд заработной платы, выплаты социального характера и прочие выплаты, не входящие ни в фонд заработной платы, ни в состав выплат социального характера. Такое деление принципиально важно для расчетов размеров платежей в социальные фонды.
Совокупность выплат, которые включаются в издержки производства и обращения, носит название фонда оплаты труда. Их перечень устанавливается законодательством. Таким образом, фонд оплаты труда отличается от фонда заработной платы тем, что он характеризует лишь ту его часть, которая входит в себестоимость продукции, работ и услуг.
В настоящее время в хозяйственной практике предприятий и организаций используются следующие системы оплаты труда: тарифная система, бестарифная система, система плавающих окладов, комиссионная система, комбинированная система оплаты труда. Наиболее сложной и наиболее отработанной из них является тарифная система. У нее большая и плодотворная история. Многие ее характеристики присутствуют в других системах оплаты труда.
Тарифная система получила свое название от слова тариф, обозначающего совокупность ставок оплаты труда. Она включает в себя следующие элементы:
тарифные ставки;
должностные оклады;
тарифные сетки;
тарифно-квалификационные справочники;
нормы труда.
Тарифная ставка (оклад) - это фиксированный размер оплаты труда в единицу времени (час, день, месяц).
Должностной оклад - это фиксированный размер оплаты труда повременно работающего сотрудника в месяц.
Тарифная сетка - это совокупность тарифных (квалификационных) разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифный разряд определяет квалификацию работника и его тарифный коэффициент, показывающий, во сколько крат его уровень оплаты выше оплаты работника первого разряда. (Первый разряд является низшим.)
Постановлением Правительства РФ от 06.11.2001 N 775 г. "О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" утверждены следующие коэффициенты и тарифные ставки Единой тарифной сетки по оплате туда работников бюджетной сферы (см. табл.11.1).
Таблица 11.1. Тарифные коэффициенты и тарифные ставки (руб.)
Единой бюджетной тарифной сетки
-----------------------------------------------------------------------
| Разряды оплаты труда | Тарифные коэффициенты|Тарифные ставки (оклады)|
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 1 | 1,00 | 450 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 2 | 1,11 | 500 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 3 | 1,23 | 555 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 4 | 1,36 | 610 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 5 | 1,51 | 680 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 6 | 1,67 | 750 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 7 | 1,84 | 830 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 8 | 2,02 | 910 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 9 | 2,22 | 1000 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 10 | 2,44 | 1100 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 11 | 2,68 | 1205 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 12 | 2,89 | 1300 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 13 | 3,12 | 1405 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 14 | 3,36 | 1510 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 15 | 3,62 | 1630 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 16 | 3,9 | 1755 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 17 | 4,2 | 1890 |
|-----------------------|----------------------|------------------------|
| 18 | 4,5 | 2025 |
-----------------------------------------------------------------------
Эти коэффициенты можно использовать для формирования системы оплаты труда на предприятиях любой формы собственности.
Тарифно-квалификационные справочники - это сборники, в которых обобщены и сгруппированы по производствам и видам работ квалификационные характеристики профессий и должностей. По характеристикам устанавливаются разряды сотрудника и определяются коэффициенты сложности тех или иных работ.
Нормы труда - это установленные расчетно-практическим путем показатели (рабочего времени, объема работ, численности работников) на единицу других параметров:
норма времени - величина необходимых затрат рабочего времени на единицу работы;