<< Пред.           стр. 29 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

  Д 51 - К 69-1 - получена сумма пособия из фонда на расчетный счет;
  Д 50 - К 51 - переведена сумма пособия в кассу;
  Д 70 - К 50 - пособие выдано сотруднику,
  где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", субсчет 69-1 "Расчеты по социальному страхованию", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда.
 
 11.9. Основные документы по учету заработной платы
 
  Для правильной постановки учета заработной платы необходим отлаженный механизм оформления, хранения и учета документов, связанных с характеристиками и деятельностью персонала. Ряд этих документов находится в отделе кадров, а часть хранится в бухгалтерии. Целесообразно, чтобы копии некоторых документов отдела кадров были и в бухгалтерии. К необходимым для бухгалтерии документам отдела кадров относятся:
  приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма N Т-1);
  личная карточка (форма N Т-2 - в ней фиксируются сведения о профессиональном мастерстве, о личных качествах работника, о его семье и т.п.). После увольнения работника его личная карточка сдается в архив;
  штатное расписание (форма N Т-3);
  учетная карточка научного работника (форма N Т-4);
  приказы о различных выплатах (помимо основной зарплаты): об оплатах длительных командировок, об оплатах при отрыве сотрудника от работы и т.п.;
  приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма N Т-5);
  приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма N Т-6);
  график отпусков (форма N Т-7);
  приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (форма N Т-8).
  В самой бухгалтерии на каждого работника (или группу) должны заводиться следующие документы:
  табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма N Т-12);
  табель учета использования рабочего времени (форма N Т-13);
  расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49);
  расчетная ведомость (форма N Т-51);
  платежная ведомость (форма N Т-53);
  лицевой счет (формы N Т-54 и Т-54а);
  записка - расчет о предоставлении отпуска работнику (форма N Т-60);
  рабочий наряд;
  акт о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы (форма N Т-73);
  прочие.
  Особое место в перечне документов, накапливающих информацию о сотрудниках предприятия, занимает лицевой счет работника. Он содержит все сведения о продвижении работника по службе (в том числе изменения оклада), а также все материалы о ежемесячных начислениях и удержаниях из заработной платы. В нем сосредоточены данные об отпусках, о больничных листах и т.п. Этот документ является главным источником цифр для расчетов пенсии работнику. Поэтому по закону он должен храниться в архиве в течение 75 лет после увольнения работника.
  Для правильного начисления оплаты труда необходим строгий и точный учет отработанного времени и/или количества выпущенной продукции. Этот учет ведется в табелях, нарядах, актах и т.п., упомянутых выше.
  Совокупность указанных первичных документов позволяет проводить вычисления по оплате труда. Эти вычисления могут проводиться в специальных ведомостях или в расчетно-платежных ведомостях. Результаты ежемесячных расчетов по оплате труда обязательно заносятся в лицевые счета работников. В расчетных ведомостях, кроме начисления сумм по оплате труда, проводятся также расчеты удержаний с персонала (подоходный налог, профсоюзные взносы, удержания по исполнительным листам и т.п. - см. п.11.4). Кроме этого, в расчетных ведомостях проводятся также вычисления всех налогов и отчислений, которые делаются с предприятия, и базой для которых является фонд оплаты труда. Это, в первую очередь, отчисления в фонды социального страхования и обеспечения.
  Расчетно-платежная ведомость используется также для выплаты заработной платы. (Иногда для этой цели применяют просто платежную ведомость.)
  Выдача заработной платы, премий и т.п.осуществляется в ограниченные сроки. Согласно нормативным документам (см. операции по кассе п.10.2) деньги на эти цели могут находиться в кассе сверх установленного банком лимита лишь в течение 3-х рабочих дней, включая день их получения в банке. Если работник вовремя не получил причитающуюся ему сумму, то в графе "Расписка в получении" платежной или расчетно-платежной ведомости кассир ставит штамп "Депонировано". Одновременно он заполняет карточку депонента. По этой карточке работник может получить деньги позже. Депонированные суммы не выданной заработной платы хранятся в банке в течение 3-х лет. Затем, если они не были востребованы, приходуются в доход предприятия. Перевод на депонент заработной платы, не полученной работником, оформляется в бухгалтерском учете с помощью проводки:
  Д 70 - К 76 - депонирование суммы не выданной заработной платы, где: счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
 
 11.10. Расчеты с подотчетными лицами
 
  Подотчетными лицами называются работники предприятия, получающие авансом денежные суммы на предстоящие командировочные и административно-хозяйственные (в том числе представительские) расходы. Список подотчетных лиц утверждается руководителем предприятия. Учет расчетов с ним осуществляется с использованием счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
  На расчеты с подотчетными лицами распространяется порядок проведения кассовых операций. Это означает, что если подотчетному лицу поручено произвести оплату товаров, работ и услуг других организаций, то данные платежи не могут превышать предельного размера расчетов наличными деньгами, установленного указанием Центрального Банка России (от 14.11.2001 г.), который составляет 60 тыс. руб. по одной сделке с одним юридическим лицом в день.
  Подотчетное лицо, которому выданы суммы на командировочные расходы, обязано в 3-х дневный срок после возвращения из командировки представить в бухгалтерию авансовый отчет об израсходованных суммах. Если деньги выданы на административно-хозяйственные расходы, то отчет составляется в 3-х дневный срок после истечения времени, на который эти суммы выданы. В случаях, когда эти сроки прошли, бухгалтер обязан присоединить выданные суммы к доходу данного лица и удержать с него подоходный налог. Если срок, на который были выданы деньги, заранее не был установлен, у бухгалтера нет оснований для предъявления претензий подотчетному лицу.
  Сотруднику, командируемому на другое предприятие, полагается сохранение среднего заработка на срок командировки и компенсация расходов: по проезду к месту назначения и обратно, по найму жилого помещения и суточные за время нахождения в командировке.
  Суммы на командировочные расходы выдаются подотчетному лицу при наличии приказа (распоряжения) по направлению его в командировку. Размеры выдаваемых на командировочные расходы сумм ограничены законодательством. Эти ограничения составлены таким образом, что сверхнормативные суммы командировочных расходов, хотя и включатся в себестоимость выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), при налогообложении прибыли не учитываются. В настоящее время действуют следующие нормы командировочных расходов: оплата найма жилого помещения в сутки (при подтверждении документами) составляет 550 руб. (без подтверждения документами 12 руб.), оплата суточных составляет 100 руб. в сутки.
  Кроме командировочного удостоверения, подотчетное лицо получает бланк служебного задания, в котором отражена цель командировки, и который по прибытии должен быть заполнен отчетом о ее выполнении. При возврате из командировки сотрудник заполняет также авансовый отчет, к которому прикладываются все оправдательные расходные документы: командировка, квитанции, транспортные документы, чеки контрольно-кассовых машин, товарные чеки и т.п.
  Согласно налоговому законодательству при оформлении авансового отчета разрешается выделять расчетным путем (по ставке 16,67%) НДС из сумм расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, затрат на постельные принадлежности в поезде, а также расходов по проживанию в гостинице. Если данные расходы укладываются в утвержденные нормы, то НДС по ним относится на зачет с бюджетом. НДС по той доле расходов, которая выходит за пределы установленных норм, должны списываться за счет собственных средств предприятия, т.е. за счет нераспределенной прибыли. (Из суточных налог не выделяется и не предъявляется к зачету с бюджетом.)
  Выдача командировочных сумм и оформление авансового отчета после приезда из командировки в бухгалтерском учете выглядит следующим образом:
  Д 71 - К 50 - отражена выдача суммы на командировочные расходы;
  Д 20, 26, 44 - К 71 - списана стоимость проездных билетов без НДС;
  Д 19-4 - К 71 - выделена сумма НДС по проездным билетам;
  Д 20, 26, 44 - К 71 - учтена стоимость проживания в гостинице без НДС;
  Д 19-4 - К 71 - отражен НДС по оплате за проживание в гостинице;
  Д 20, 26, 44 - К 71 - списаны суточные (НДС не выделяется),
  где: субсчет 19-4 "НДС по приобретенным работам и услугам", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 50 "Касса", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
  Срок командировки законодательством ограничивается (не более 40 суток). Если есть необходимость держать на другом предприятии своего представителя более длительное время, то необходимо оформить его временный перевод на это предприятие, для чего необходимо согласие сотрудника.
  Выдача денежных средств на проведение административно-хозяйственных расходов осуществляется на основании заявлений подотчетных лиц.
  При приобретении материальных ценностей для производственных нужд за наличный расчет у предприятий оптовой торговли или организаций изготовителей продукции подотчетное лицо обычно получает доверенность и инструктируется бухгалтером о необходимости получения требуемой товарной и платежной документации. В первую очередь, накладной на отпуск товаров с указанием отдельной строкой суммы НДС, и квитанции к приходному кассовому ордеру. В этом случае при представлении подотчетным лицом авансового отчета НДС отражается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", и затем списывается на зачет с бюджетом.
  В бухгалтерском учете фиксируются следующие проводки:
  Д 71 - К 50 - выдана сумма подотчетному лицу;
  Д 08, 10, 41 - К 71 - отражена приемка материальных ценностей по учетной стоимости;
  Д 19-1, 3 - К 71 - учтена сумма НДС по приобретенным материальным ценностям;
  Д 68 - К 19-1, 3 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС,
  где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 10 "Материалы", субсчет 19-1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств", субсчет 19-3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", счет 41 "Товары", счет 50 "Касса", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
  При покупке подотчетным лицом материальных ценностей в магазинах розничной торговли НДС в бухгалтерском учете расчетным путем не выделяется и на зачет с бюджетом не относится.
  В случае перерасхода подотчетным лицом сумм, выданных на хозяйственные нужды или командировочные расходы, руководитель предприятия может принять решение о выплате работнику дополнительных денег на покрытие этих расходов. Об этом делается запись в авансовом отчете. Если подотчетное лицо истратило меньшую сумму, чем получило в подотчет, оно обязано вернуть неизрасходованный остаток в кассу. Эта сумма может быть удержана и из зарплаты подотчетного лица:
  Д 94 - К 71 - отражено отсутствие авансового отчета подотчетного лица;
  Д 73-2 - К 94 - предъявлена финансовая претензия подотчетному лицу;
  Д 70 - К 73-2 - осуществлены удержания из заработной платы подотчетного лица,
  где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
  С помощью подотчетных лиц предприятия осуществляют представительские расходы. Это специфический вид затрат, связанных с приемом и обслуживанием представителей других организаций, прибывших на переговоры. С позиции налогового учета такие расходы регламентируются законодательством, поэтому на предприятии должна быть комиссия, осуществляющая их контроль, а также соответствующее положение о составе и нормах расходов. Для проведения конкретного мероприятия должна быть составлена смета расходов, в соответствии с которой комиссия затем подписывает акт на их списание.
  В бухгалтерском учете механизм расчетов по представительским расходам может быть отражен следующими проводками:
  Д 71 - К 50 - выдана сумма представительских расходов;
  Д 26 - К 71 - списаны представительские расходы в пределах норм;
  Д 84 (91) - К 71 - списаны представительские расходы сверх установленных норм,
  где: счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 50 "Касса", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
  Основные документы, которые используются при учете расчетов с подотчетными лицами, включают следующий перечень:
  расходный кассовый ордер (форма N КО-2);
  приходный кассовый ордер (форма N КО-1);
  командировочное удостоверение (форма N Т-10);
  служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма N Т-10а);
  журналы учета работников, выбывающих в командировки и прибывающих в командировки;
  платежная ведомость (форма N Т-53);
  авансовый отчет (форма N АО-1);
  заявление на выдачу денежных средств в подотчет;
  доверенность (формы N М-2 и М-2а);
  смета представительских расходов;
  акт на списание представительских расходов;
  прочие (счет, квитанция, проездные билеты, акт закупки товарно-материальных ценностей и т.п.).
  Бухгалтерия не имеет право выдавать подотчетные суммы сотрудникам, не представившим авансовые отчеты о расходовании предыдущих подотчетных сумм.
 
 11.11. Расчеты с персоналом по прочим операциям
 
  Все виды расчетов с персоналом, исключая расчеты по оплате труда, с подотчетными лицами и по депонированию заработной платы ведутся на специальном счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". Некоторые примеры подобных расчетов (по возникновению страхового случая, удержанию за брак, предъявлению претензии по не предоставленному авансовому отчету, по выданной ссуде) рассмотрены выше. Повторим их в сокращенном виде с добавлением ряда других важных случаев.
  По дебету счета 73 чаще всего предъявляются претензии к сотрудникам по целому ряду проблем, например:
  Д 73 - К 20 - предъявлены требования по возмещению материального ущерба работникам, признанным виновными в потерях от простоев в основном на производстве;
  Д 73 - К 28 - начислена на виновного сумма потерь от брака;
  Д 73 - К 44 - затраты, ранее ошибочно переведенные в издержки обращения торговой организации, списаны за счет виновных работников;
  Д 73 - К 69 - начислены за счет виновника суммы пени и штрафов за несвоевременную и неполную уплату взносов в Фонд социального страхования РФ;
  Д 73 - К 94 - предъявлена претензия подотчетному лицу по не сданному авансовому отчету или недостаче материальных ценностей, выявленной при инвентаризации;
  Д 73 - К 98 - отражена дополнительная претензия виновному лицу в виде разницы между остаточной стоимостью утраченного объекта и рыночной ценой, по которой аналогичный объект может быть приобретен,
  где: счет 20 "Основное производство", счет 28 "Брак в производстве", счет 44 "Расходы на продажу", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", счет 98 "Доходы будущих периодов".
  Эти претензии могут быть удовлетворены путем добровольного внесения в кассу или на расчетный счет сумм претензий или удержаны у работника из заработной плат. В некоторых случаях (например при неплатежеспособности сотрудника) предприятие вынуждено их списывать за счет собственных средств и резервов:
  Д 50, 51 - К 73 - погашены задолженности сотрудниками по предъявленным им претензиям;
  Д 63 - К 73 - погашены за счет резервов долги работников предприятия по прочим операциям в связи с их неплатежеспособностью;
  Д 70 - К 73 - удержаны из заработной платы работников суммы предъявленных им претензий;
  Д 84 - К 73 - погашены за счет прибыли прошлых лет расходы сотрудника по услугам, оказанным ему учреждением социального назначения;
  Д 94 - К 73 - недостачи, ранее отнесенные за счет работников, во взыскании которых отказано судом, приняты за счет организации;
  Д 99 - К 73 - списана задолженность работника по прочим операциям в связи с постигшим его стихийным бедствием,
  где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 63 "Резервы по сомнительным долгам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", счет 99 "Прибыли и убытки".
  Кроме того, по дебету могут учитываться другие задолженности персонала, например по товарам, приобретенным в кредит:
  Д 73 - К 66 - получен краткосрочный кредит в банке на погашение задолженности работников, купивших товары в кредит;
  Д 73 - К 90 - в торговой организации отражена задолженность работников по оплате товаров, проданных им в кредит,
  где: счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", счет 90 "Продажи".
  Эти задолженности могут быть ликвидированы такими же способами, какими осуществляется погашение претензий.
  В качестве примера рассмотрим процесс продажи работникам торговых организаций (магазинов розничной торговли) товаров в кредит:
  Д 90 - К 41 - списана на реализацию стоимость товаров по продажной цене;
  Д 90 - К 68 - начислен НДС от продажи товаров своим работникам в кредит;
  Д 90 - К 68 - начислен налог с продаж;
  Д 90 - К 44 - списаны на реализацию издержки обращения;
 
  -----------
  |Д 90 - К 42| - сторнирована величина торговой наценки на
  -----------
 реализованные товары;
 
  Д 73 - К 90 - отражена задолженность работников за проданные им товары;
  Д 90 - К 99 - определена ежемесячная прибыль от реализации товаров в кредит;
  Д 70 - К 73 - удержана из заработной платы работников доля стоимости товаров,
  где: счет 41 "Товары", счет 42 "Торговая наценка", счет 44 "Расходы на продажу", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".
  По дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" также могут отражаться выплаты сотрудникам, не относящиеся к оплате труда, например:
  Д 73 - К 50 - выплачены наличные суммы компенсации персоналу за использование личного автомобиля и инструмента в служебных целях;
  Д 73 - К 51 - отражена выплата с расчетного счета пострадавшему сотруднику страхового возмещения,
  где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета".
 
 11.12. Расчеты с учредителями
 
  Учредителями предприятия называются физические и юридические лица, которые основали данное предприятие и имеют свою долю в его уставном (складочном) капитале. Расчеты с ними учитываются с применением счета 75 "Расчеты с учредителями".
  В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ с 1 июля 2002 г. уполномоченным органом по регистрации организаций и предприятий является Министерство РФ по налогам и сборам (МНС). Все вновь образующиеся предприятия платят государственную пошлину, предоставляют необходимые для регистрации документы и вносятся в государственный реестр, который также ведет МНС.
  Для регистрации юридического лица предоставляются следующие документы:
  1) заявление о государственной регистрации по утвержденной форме;
  2) решение о создании предприятия в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
  3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  4) документ об уплате государственной пошлины.
  В учредительных документах наряду с целым рядом сведений фиксируются следующие данные:
  состав учредителей;
  сфера деятельности предприятия;
  величина уставного капитала;
  доля каждого учредителя в уставном капитале.
  В государственный реестр юридического лица вносятся следующие сведения:
  1) полное и сокращенное наименование (в том числе фирменное) на русском языке;
  2) организационно-правовая форма;
  3) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
  4) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  5) сведения об учредителях юридического лица;
  6) копии учредительных документов юридического лица;
  7) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, которые формируются путем реорганизации имеющихся предприятий;
  8) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы;
  9) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);
  10) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного (складочного) капитала;
  11) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица;
  12) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
  Уставный капитал необходим для начала деятельности предприятия. Его величина для предприятий с ограниченной ответственностью определяет также минимальную сумму ответственности предприятия перед кредиторами в случае его банкротства.
  Если предприятие признается банкротом, при его ликвидации имущество и другие ликвидные активы продаются и вырученные средства направляются на погашение обязательств. В случае недостаточности средств взыскание накладывается на уставный капитал.
  Как было указано в главе 10, платежи в пользу кредиторов предприятия осуществляются согласно ст.855 ГК РФ в следующей очередности:
  1) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, и взыскание алиментов;
  2) выплаты выходных пособий и заработной платы по трудовым договорам, контрактам и авторским договорам;
  3) платежи в бюджет, внебюджетные фонды и по текущей оплате труда сотрудников, работающих по трудовым договорам (контрактам);
  4) удовлетворение других денежных требований в порядке календарной очередности.
  Факт регистрации предприятия является основанием для бухгалтера при оформлении следующей проводки:
  Д 75 - К 80 - зафиксирован размер уставного капитала,
  где: счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 80 "Уставный капитал".
  Эта проводка отражает величину объявленного уставного капитала предприятия и одновременно свидетельствует о возникновении задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал. Если задолженность учредителей по их вкладам в уставный капитал не будет погашена в течение финансового года, то предприятие считается не состоявшимся и по закону может быть ликвидировано.
  Внесение учредителями своих паев в виде денежных средств и материальных ценностей может быть оформлено в бухгалтерском учете с помощью одной из следующих проводок:
  Д 08, 10, 41, 50, 51, 52, 58 - К 75;
  Д 01, 04 - К 08,
  где: счет 01 "Основные средства", счет 04 "Нематериальные активы", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 10 "Материалы", счет 41 "Товары", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета", счет 58 "Финансовые вложения".
  При необходимости изменения величины уставного капитала, предприятие обязано одновременно корректировать учредительные документы, в которых должна быть отражена новая сумма уставного капитала. Оформляется такая процедура в бухгалтерском учете с помощью следующих проводок:
  Д 75 - К 80 - отражена сумма увеличения уставного капитала;
  Д 80 - К 75 - отражена сумма уменьшения уставного капитала.
  Учредители могут участвовать в работе организованного ими предприятия или ограничиться лишь получением дивидендов, пропорциональных сумме их вкладов в уставный капитал. Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год.
  Начисление дивидендов осуществляется либо из нераспределенной прибыли, либо из резервного капитала, образованного за счет нераспределенной прибыли:
  Д 82, 84 - К 75 - начислены дивиденды;
  Д 70, 75 - К 68 - удержан налог с доходов в виде дивидендов,
  где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 82 "Резервный капитал", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
  Выплата дивидендов учредителям оформляется в бухгалтерском учете с помощью следующих проводок:
  а) работникам предприятия:
  Д 75 - К 70;
  Д 70 - К 50,
  б) не работникам предприятия:
  Д 75 - 50, 51,
  где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 75 "Расчеты с учредителями".
  Учредители могут направлять дивиденды на развитие собственного предприятия. В этом случае их доля в уставном капитале увеличивается, поэтому налоговое законодательство требует удержания налога с дивидендов, направляемых на расширение производства:
  Д 84 - К 75 - начислены дивиденды учредителям;
  Д 75 - К 68 - удержан налог с дивидендов;
  Д 75 - К 80 - дивиденды после удержания налога направлены на развитие предприятия,
  где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 80 "Уставный капитал", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
  Если предприятием в текущем году получены убытки, они могут быть компенсированы путем дополнительных взносов учредителей:
  Д 75 - К 84 - отражена сумма дополнительных взносов учредителей в размере понесенного убытка;
  Д 50, 51, 52 - К 75 - приняты на учет дополнительные вклады учредителей,
  где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
 
 11.13. Внутрихозяйственные расчеты
 
  Если организация имеет филиалы, отделения, представительства и другие обособленные подразделения, которые составляют самостоятельный баланс, то расчеты между организацией и этими подразделениями осуществляются с применением специального счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Эти расчеты подразумевают передачу имущества, денежных средств, готовой продукции; оплату труда работников, общих управленческих расходов и другие операции.
  Рассмотрим простой пример. Предположим, что у организации есть филиал, которому она передает основные средства, материалы, наличные денежные суммы. Кроме того, она перечисляет ему на расчетный счет определенные суммы денег, начисляет заработную плату работникам филиала и оплачивает некоторые расходы смежных организаций. Взамен организация получает готовую продукцию, изготовленную филиалом, реализует ее, получая выручку. Эта выручка обеспечивает компенсацию затрат организации, связанных с помощью филиалу, и приносит ей определенную прибыль. Данные хозяйственные операции могут быть оформлены следующими бухгалтерскими проводками:
  Д 79 - К 01 - направлены в филиал основные средства;
  Д 79 - К 10 - преданы в филиал материалы;
  Д 79 - К 50 - внесены в кассу филиала наличные денежные средства;
  Д 79 - К 51 - переведены на расчетный счет филиала денежные средства;
  Д 79 - К 70 - начислена заработная плата работникам филиала;
  Д 79 - К 76 - приняты к оплате задолженности филиала некоторым кредиторам;
  Д 43 - К 79 - поступила от филиала готовая продукция;
  Д 90 - К 43 - списана на реализацию себестоимость готовой продукции филиала;
  Д 90 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;
  Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации готовой продукции филиала;
  Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю готовой продукции филиала;
  Д 90 - К 99 - определена ежемесячная сумма прибыли от реализации продукции;
  Д 51 - К 62 - поступили денежные средства от покупателя,
  где: счет 01 "Основные средства", счет 10 "Материалы", счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".
 
 Контрольные вопросы по теме
 
  1. Охарактеризуйте отличия взаимоотношений при расчетах с дебиторами и кредиторами.
  2. Свяжите понятие расчетов по отгрузке продукции с понятием расчетов с покупателями. Напишите проводки.
  3. Какой смысл вкладывается в понятие резервов по сомнительным долгам? На каком счете ведется их учет?
  4. Составьте проводку по перечислению аванса поставщику.
  5. Какой проводкой следует отразить поступление в организацию аванса от покупателя?
  6. На предприятие поступили от поставщика материалы. В качестве гарантии оплаты оно выдало собственный вексель. Напишите проводки.
  7. Перечислите условия, при которых банки выдают кредиты организациям.
  8. Как отразить поступление на расчетный счет предприятия краткосрочного и долгосрочного кредита банка?
  9. Что такое бюджет и внебюджетные фонды?
  10. Дайте краткую характеристику финансовой системы государства в целом.
  11. Для чего в рыночной экономике фонды социального страхования и обеспечения? Какой счет используется для учета расчетов с ними?
  12. Какой проводкой можно отразить операцию перечисления денежных средств в социальные фонды?
  13. Напишите проводки по начислению заработной платы работникам основного производства, а также руководителю предприятия и главному бухгалтеру.
  14. Что входит в понятие фонда оплата труда?
  15. Перечислите существующие формы оплаты труда.
  16. Для чего нужно понятие среднего заработка (средней зарплаты)?
  17. Назовите действующую в настоящее время цифру минимальной месячной оплаты труда.
  18. Как определяется средняя заработная плата при расчете пособий по временной нетрудоспособности?
  19. Как определяется средняя заработная плата при расчетах сумм отпускных выплат?
  20. Каковы отличия понятий "удержания из заработной платы" и "отчисления от заработной платы"?
  21. Какие типы вычетов из совокупного дохода работника вы знаете?
  22. Назовите общую ставку налога на доходы физических лиц. Напишите проводку по его начислению.
  23. Какие основные документы используются для начисления и выплаты заработной платы?
  24. Какое значение имеет лицевой счет работника?
  25. Что подразумевается под понятием "депонент"? Вспомните механизм депонирования не полученной в срок заработной платы и напишите соответствующую проводку.
  26. Раскройте понятие подотчетного лица. Напишите проводку по возврату подотчетным лицом неизрасходованной суммы.
  27. Подотчетное лицо приобрело в магазине розничной торговли канцелярские товары. Как учитывается НДС при оформлении авансового отчета?
  28. Что такое авансовый отчет?
  29. Подотчетное лицо не предоставило вовремя авансовый отчет. Что должен сделать бухгалтер?
  30. Как компенсируются затраты сотрудника по командировке?
  31. Выделяется ли НДС при оформлении авансового отчета по командировке?
  32. Какой счет используется для отражения расчетов с персоналом по прочим операциям? Напишите проводки по начислению на виновного суммы потерь от брака и от простоя основного производства.
  33. Расшифруйте понятие "учредители предприятия".
  34. Напишите проводки по вкладам учредителей в уставный капитал предприятия.
  35. Напишите проводки по начислению и выплате учредителям дивидендов.
  36. Какой счет применяется при учете внутрихозяйственных расчетов?
 
 Глава 12. Учет капитала
 
  В теории политической экономии капиталом называют стоимость, которая может приносить прибавочную стоимость 8, 9. При этом выделяют две его основные формы: собственный капитал и заемный капитал. В соответствии с "Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", собственный капитал включает в себя:
  уставный капитал (счет 80 "Уставный капитал");
  нераспределенную прибыль текущего года (соответствующий субсчет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";
  нераспределенная прибыль прошлых лет (соответствующий субсчет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";
  резервный капитал (счет 82 "Резервный капитал");
  добавочный капитал (счет 83 "Добавочный капитал").
  Заемный капитал включает в себя кредиты банков и других аналогичных организаций, займы физических и юридических лиц, кредиторские задолженности и средства целевого финансирования. Последние отражаются на счете 86 "Целевое финансирование".
  С позиций бухгалтерского учета капиталом называется общая стоимость активов юридического лица за вычетом его обязательств (без статьи "доходы будущих периодов"), т.е. собственный капитал. А заемный капитал относится к разряду кредитов и финансирования.
  Примечание. Введением в действие с 1января 2002 г. нового плана счетов, на базе которого в настоящее время осуществляется бухгалтерский учет, займы и кредиты переведены в систему расчетных взаимоотношений, тем самым их экономический смысл стал еще более завуалированным.
 
 12.1. Учет уставного капитала
 
  Уставный капитал - это совокупность средств, вложенных в предприятие его собственниками (учредителями) при организации предприятия и дальнейшем его функционировании. Он учитывается на счете 80 "Уставный капитал". Как отмечалось в п.11.12, размер уставного капитала фиксируется в учредительных документах. Любое его изменение сопровождается корректировкой этих документов. В настоящее время его величина, в соответствии с законодательством, не должна быть ниже 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). В настоящее время согласно Федеральному закону от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ действуют две величины МРОТ:
  МРОТ = 450 руб. для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий;
  МРОТ = 100 руб. для исчисления сумм налогов, сборов, штрафов и других экономических характеристик (в том числе лимита уставного капитала).
  В зависимости от формы организации коммерческого предприятия понятие уставного капитала имеет разные смысловые оттенки. На практике это понятие реализуется в виде следующих наименований:
  уставный капитал хозяйственных обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью);
  уставный фонд государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  складочный капитал хозяйственных товариществ;
  паевой фонд производственных и потребительских кооперативов.
  Как отмечалось в предыдущих главах, уставный капитал (и его разновидности) определяют меру ответственности коммерческого предприятия перед его кредиторами. Поэтому его размеры регламентируются Гражданским Кодексом (ГК) России и конкретными законами о коммерческих предприятиях. В соответствии с этими нормативными документами уставный капитал (или его разновидность) для разных типов коммерческих предприятий должен быть оплачен полностью или частично уже на момент их государственной регистрации.
  Перед регистрацией предприятия его учредители обычно открывают специальный накопительный счет в конкретном коммерческом банке. С этого счета банк до момента государственной регистрации предприятия не перечисляет денежные средства ни на какие цели. После регистрации данный накопительный счет трансформируется в счет расчетный. Если в течение года с момента регистрации предприятия его частично оплаченный уставный капитал не будет доведен до заявленного в учредительных документах, то предприятие обязано зарегистрировать уменьшение уставного капитала. Если уменьшенный уставный капитал по сумме меньше нижней установленной законодательством границы, то предприятие должно быть ликвидировано.
  Суть интересов учредителей, создавших предприятие и вложивших в него определенные средства, состоит в том, чтобы затем нанять руководителей, которые обеспечивали бы его устойчивую хозяйственную деятельность, наделяя учредителей солидными суммами дивидендов. В России учредители иногда для усиления своего контроля над работой предприятия сами выступают в роли его администрации.
  Доли учредителей предприятия, вложенные в уставный капитал, предопределяют способ распределения между ними полученной прибыли: пропорционально этим долям.
  Законодательство допускает подведение итогов и распределение полученной прибыли в виде дивидендов учредителям в следующие сроки:
  ежеквартально;
  раз в полгода;
  раз в год.
  Уставный капитал, как мера ответственности предприятия перед своими кредиторами по своим долгам, теснейшим образом связан с понятием чистых активов. Гражданский кодекс устанавливает, что при ликвидации юридического лица его имущество и другие ликвидные активы реализуются и направляются на погашение обязательств. Если этих средств недостаточно, то для этих целей используется уставный капитал.
  Таким образом, уставный капитал можно рассматривать с двух сторон:
  если предприятие работает устойчиво, то его величина определяет сумму средств, на которую могут претендовать собственники при его закрытии (ликвидации) или при смене учредителей;
  если предприятие работает нерентабельно и официально объявлено банкротом, то его величина определяет минимальное количество средств, на которое могут рассчитывать кредиторы при его ликвидации.
  На самом деле, уставный капитал не полностью характеризует возможности предприятия по погашению кредиторских задолженностей, поскольку является частью всего капитала предприятия. А среди компонентов общего капитала есть составляющие, которые могут принимать отрицательные значения (нераспределенная прибыль - непокрытый убыток), или фиктивные значения (объявленный, но не оплаченный уставный капитал, резервы по сомнительным долгам или под обесценение ценных бумаг). Поэтому в бухгалтерский учет введено понятие чистых активов.
  Под чистыми активами понимают разницу между специально откорректированными суммами активов и обязательств предприятия. Корректировка производится путем исключения из активов и обязательств некоторых балансовых статей. В активы, принимаемые для расчета чистых активов, включаются суммы балансовых статей, содержащие:
  1) основные средства (по остаточной стоимости) и иные внеоборотные активы, включая авансы, перечисленные смежным организациям за приобретаемые внеоборотные активы;
  2) запасы и затраты;
  3) денежные средства, дебиторские задолженности, исключая задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал и суммы резервов по сомнительным долгам или под обесценение ценных бумаг.
  Кроме того, из состава активов предприятия исключаются также суммы собственных акций (долей), выкупленных у акционеров (участников) для перепродажи и передачи другим участникам или третьим лицам. Они обычно числятся в активе баланса на счете 81 "Собственные акции (доли)" в сфере краткосрочных финансовых вложений. Если предприятие находится на грани банкротства, то вряд ли найдется покупатель на его акции (доли). В этом случае их стоимость в составе капитала будет фиктивной. Однако в случае устойчивой работы предприятия его акции (доли) могут иметь определенный спрос.
  В категорию обязательств включаются суммы по статьям, содержащим:
  1) целевое финансирование (счет 86 "Целевое финансирование");
  2) долгосрочные и краткосрочные обязательства банкам, другим предприятия и физическим лицам, в том числе: арендные обязательства, задолженности перед бюджетом, бюджетными и внебюджетными фондами, а также перед персоналом по оплате труда.

<< Пред.           стр. 29 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу