<< Пред. стр. 36 (из 66) След. >>
по цене сделки с однородными товарами;метод вычитания стоимости;
метод сложения стоимости;
резервный метод.
Наиболее распространенным и наиболее точным является метод определения по цене сделки. Он состоит в том, что базовым элементом таможенной стоимости является фактическая цена контракта, которая включает в себя следующие основные составляющие:
цена товара продавца;
расходы по упаковке и маркировке;
стоимость погрузки;
расходы по перевозке по стране экспортера;
страхование в стране экспортера;
прочие затраты, понесенные покупателем.
Другие способы вычисления таможенной стоимости товара являются сугубо приближенными. Они опираются на статистику сделок с идентичными или однородными товарами либо на расчетно-статистические данные по калькуляции расходов производителей товаров, а также на международную статистику сделок.
Таможенные платежи не включаются в таможенную стоимость товара.
Товары, импортируемые в Россию, чаще всего либо будут потреблены предприятием-импортером в качестве производственных основных или оборотных средств, либо проданы им юридическим или физическим лицам. В качестве производственных средств и предметов потребления импортируемые товары принимаются к учету в соответствии с разделами "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", касающимися оценок основных средств и материалов (см. главы 5 и 6). В качестве товаров для последующей продажи они, согласно упомянутому Положению, принимаются к бухгалтерскому учету по фактически затратам, связанным с приобретением.
Примечание. Нормативные документы по ведению торговли для отечественных товаров допускают принятие их к бухгалтерскому учету по отпускной цене поставщика с отнесением прочих затрат на издержки обращения.
15.6. Таможенные платежи
В соответствии с ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу России осуществляются следующие виды платежей:
1) таможенные пошлины (ввозные или вывозные);
2) налоги (НДС и акцизы);
3) таможенные сборы;
4) иные таможенные платежи и сборы.
Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, уплачиваемый налогоплательщиком при перемещении товаров через таможенную границу (совершении действий по ввозу товаров на таможенную территорию России или их вывозу с этой территории).
Налог - это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды (подробнее см. главу 16).
К таможенным сборам относятся регулярные сопутствующие платежи, включающие в себя:
1) таможенные сборы за таможенное оформление товаров;
2) таможенные сборы за хранение товаров;
3) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров.
Под иными таможенными платежами и сборами понимаются вспомогательные расходы, связанные с оплатой услуг посредников и оформлением различных документов.
Налогоплательщиками таможенной пошлины, таможенных сборов и иных таможенных платежей являются декларанты или иные лица, определяемые Таможенным кодексом.
Декларантами называются лица, перемещающие товары через таможенную границу России, и таможенные брокеры (посредники), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары от собственного имени.
Объектом налогообложения таможенной пошлиной, таможенными сборами и иными таможенными платежами признаются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ.
Налоговая база таможенной пошлины в зависимости от вида товаров и применяемых налоговых ставок определяется как таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, и/или их объемная характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем и т.п.).
В качестве налоговой базы таможенных сборов могут использоваться 4 вида показателей:
таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных механизмов - для сборов за таможенное оформление;
вес (масса брутто) перемещаемых в сутки через таможенную границу и хранящихся на таможенном складе товаров - для таможенных сборов за хранение этих товаров;
километры пути при таможенном сопровождении товаров - для таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров;
статистические данные.
Таможенные ставки устанавливаются:
1) в процентах к таможенной стоимости товаров - адвалорные ставки;
2) в определенном размере за единицу облагаемых товаров - специфические ставки;
3) сочетающие оба вида (адвалорные и специфические) ставок - комбинированные ставки.
Ставки таможенных пошлин систематизируются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Они публикуются в специальном сводном документе, носящем наименование Таможенного тарифа РФ. Ставки являются едиными для товаров, имеющих одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, и не зависят от видов сделок или иных обстоятельств.
Ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
Предельные ставки ввозных налоговых пошлин устанавливаются Федеральным Собранием РФ для товаров, происходящих из стран, с которыми Россия применяет режим наибольшего благоприятствования.
Для товаров, происходящих из стран, с которыми Россия не предусматривает режим наибольшего благоприятствования, и товаров, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом, уплачиваются таможенные сборы в валюте РФ в размере 0,1% таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
За таможенное оформление товаров, исключая товары не для коммерческих целей, уплачивается дополнительный сбор в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ в размере 0,05% таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов таможенные сборы уплачиваются в двойном размере.
За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, а также за таможенное сопровождение товаров таможенные сборы уплачиваются в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом РФ исходя из средней стоимости оказанных услуг или по согласованию с Министерством финансов РФ.
Начисление таможенных пошлин и таможенных сборов в бухгалтерском учете осуществляется при помощи одной из проводок:
Д 44 - К 51, 52, 68, 71, 76,
где: счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по таможенным платежам").
Для удобства налогового контроля таможенной пошлины и таможенных сборов их начисление и уплата чаще всего оформляются следующими проводками:
Д 44 - К 68 - начислены таможенная пошлина и таможенные сборы;
Д 68 - К 51 - уплачены таможенная пошлина и таможенные сборы.
А НДС и акцизы, которые подлежат удержанию и оплате для соответствующих видов товаров:
Д 19 - К 68 - удержаны НДС и акцизы;
Д 68 - К 51 - оплачены НДС и акцизы;
Д 68 - К 19 - осуществлен зачет с бюджетом по оплаченным НДС и акцизам,
где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".
В примере N 1 п.15.3. использован комбинированный способ начисления таможенных платежей, когда таможенная пошлина начислялась непосредственно на счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", а таможенные сборы на счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по таможенным платежам").
Таможенные платежи уплачиваются декларантом до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.
В процессе торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ. Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны в виде:
освобождения от уплаты таможенной пошлины;
снижения ставок таможенных пошлин;
установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
15.7. Бухгалтерский учет экспортно-импортных товарных операций
Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности целесообразно выделить в отдельное направление учета на предприятии. Для данного направления следует внести дополнения и изменения в типовой план счетов, например, ввести субсчета второго порядка. Эти субсчета позволят отражать все особенности учета валютных операций.
Например, субсчета счета 90 "Продажи" (90-1, 90-2, 90-3-90-9) в бухгалтерском учете обычных и валютных операций будут иметь субсчета второго порядка: 90-11 "Выручка рублевая", 90-12 "Выручка валютная"; 90-21 "Себестоимость рублевых продаж", 90-22 "Себестоимость валютных продаж" и т.д.
Счет 45 "Товары отгруженные" следует дополнить субсчетами первого порядка: 45-1 "Товары отгруженные внутри страны", 45-2 "Товары отгруженные экспортные". Ко второму следует добавить целый ряд субсчетов второго порядка: 45-21, 45-22, 45-23 и т.д. для обозначения местонахождения товара за границей и учета расходов, связанных с пребыванием в этих местах.
Другие счета могут иметь только субсчета первого порядка, например, 99-1 "Прибыли и убытки от рублевых операций", 99-2 "Прибыли и убытки от валютных операций".
Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности необходимо вести одновременно в рублях и в валюте. Баланс и отчетность для внешних организаций следует согласно нормативным документам предоставлять только в рублях.
Типичными видами внешнеэкономической деятельности для современных российских предприятий являются экспортные и импортные товарные операции. На практике они могут осуществляться как непосредственно между двумя сторонами, заключившими прямой контракт, так и через посредников. Во втором случае сама хозяйственная деятельность и ее бухгалтерский учет существенно сложнее.
Рассмотрим случаи взаимодействия сторон по прямым контрактам.
15.7.1. Учет экспортных операций по прямым контрактам
Экспортом называют вывоз товаров за пределы России без обязательств их обратного ввоза.
Экспортные поставки для преимущественного большинства отечественных товаров НДС не облагаются. При оформлении договорных отношений между контрагентами следует иметь в виду ограничения на поставку многих видов продукции. Эти ограничения содержатся в следующих нормативных документах:
1) Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.1995 г. N 157-ФЗ (в редакции от 08.07.1997 г.);
2) Приказ Минэкономразвития РФ "О порядке оформления экспортно-импортных разрешительных документов" от 11.08.2000 г. N 17 (в редакции от 28.12.2000 г.).
Согласно этим документам в России запрещены к вывозу следующие товары:
оружие всех образцов и боеприпасы к ним;
наркотические и психотропные вещества;
аннулированные ценные бумаги;
произведения искусства, предметы старины и иные предметы, представляющие собой историческую, научную и культурную ценность;
киноленты, кассеты, диски и иные носители, на которых записаны программы и сведения, которые могут нанести вред интересам государства и правам граждан;
рога сайгаков, маралов, пятнистых оленей и изюбрей, а также шкуры пятнистых оленей.
На вывоз отдельных видов продукции требуются специальные лицензии или разрешения Правительства РФ. К ним относятся, например:
драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;
драгоценные камни и изделия из них;
лекарственные средства (кроме лекарственных трав);
спирт этиловый.
Работа по прямым контрактам подразумевает, что в качестве поставщика товаров выступает отечественный их производитель, а в качестве покупателя - иностранный заказчик. В бухгалтерском учете экспортных операций условно можно выделить несколько достаточно явно выраженных этапов.
Поставщик готовит партию товара к отправке, оформляет соответствующие документы для предоставления их в таможню, а потом и покупателю. Затем товар продвигается в таможню.
Эти мероприятия в бухгалтерском учете отображаются следующим образом:
Д 45-2 - К 43-2 - отгружен экспортный товар;
Д 44-1 - К 76-1 - отражены накладные расходы в рублях;
Д 44-2 - К 76-2 - учтены накладные расходы в валюте;
Д 76-1 - К 51 - оплачены накладные расходы в рублях;
Д 76-2 - К 52-2 - оплачены накладные расходы в валюте;
Д 91 - К 76-2 - определена курсовая разница по валютным накладным расходам (+ -),
где: субсчет 43-2 "Экспортная продукция на складе", субсчет 44-1 "Расходы на продажу рублевые", субсчет 44-2 "Расходы на продажу валютные", субсчет 45-2 "Товары отгруженные экспортные", счет 51 "Расчетные счета", субсчет 52-2 "Текущий валютный счет", субсчет 76-1 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами отечественными", субсчет 76-2 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами иностранными", счет 91 "Прибыли и убытки".
Отправив товар, экспортер предъявляет (направляет) документы на осуществление платежей.
При переходе права собственности на товар оформляются поводки:
Д 62-2 - К 90-12 - предъявлен счет (invoice - инвойс) покупателю;
Д 90-22 - К 45-2 - списана себестоимость реализованного товара;
Д 90-22 - К 44-1 - списаны на реализацию накладные расходы в рублях;
Д 90-22 - К 44-2 - списаны на реализацию накладные расходы в валюте;
Д 44-2 - К 91 - определена курсовая разница (+ -) по накладным расходам в валюте;
Д 90-92 - К 99-2 - отражена прибыль от реализации экспортной продукции,
где: субсчет 62-2 "Расчеты с иностранными покупателями по экспортным операциям", субсчет 90-12 "Выручка от продаж экспортных товаров", субсчет 90-22 "Себестоимость продаж экспортных товаров", субсчет 90-92 "Прибыль/убыток от продаж экспортных товаров", 99-2 "Прибыли и убытки от валютных операций".
После получения товара покупатель перечисляет деньги за него на транзитный валютный счет поставщика. Получив извещение о поступлении валютных средств, поставщик товара, согласно установленным правилам, должен подать заявление обслуживающему банку о продаже 50% валютной выручки. Если в течение 7-ми календарных дней он это не исполнит, то банк имеет право сам осуществить такую продажу. Оставшуюся часть валюты банк переводит на текущий валютный счет клиента. Эти операции фиксируются в бухгалтерском учете:
Д 52-1 - К 62-2 - учтено поступление валютной выручки на транзитный валютный счет;
Д 62-2 - К 91 - отражена курсовая валютная разница (+ -);
Д 57 - К 52-1 - направлено 50% валюты для продажи на бирже;
Д 52-2 - К 52-1 - переведено оставшиеся 50% выручки на текущий валютный счет;
Д 51 - К 91 - поступил на расчетный счет рублевый эквивалент проданной валюты;
Д 91 - К 57 - списана реализованная валюта и комиссионные банку;
Д 57 - К 91 - учтена курсовая валютная разница (+ -),
Д 91 - К 99-2 - определен финансовый результат от продажи валюты (+ -),
где: субсчет 52-1 "Транзитный валютный счет", счет 57 "Переводы в пути".
В проводках, в которых речь идет о курсовой разнице и о финансовом результате, помеченные символом (+ -), счета дебета и кредита могут заменять друг друга в зависимости от реальных цифр в сопутствующих хозяйственных операциях.
Товары, экспортируемые за пределы Союза Независимых Государств (СНГ), освобождаются от налога на добавленную стоимость. Если они являются подакцизными, то акцизы с них взимаются. В этой связи предприятия, выпускающие подакцизную продукцию, обязаны вести раздельный бухгалтерский учет товаров, реализуемых на внутреннем и внешнем рынке.
15.7.2. Учет импортных операций по прямым контрактам
Импортом называется ввоз в Россию подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов из-за рубежа. Ввозимые товары должны иметь ветеринарный сертификат, на основе которого пограничный ветеринарный надзор оформляет соответствующее ветеринарное свидетельство, определяющее дальнейший порядок реализации товара в России.
Согласно Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.1995 г. N 157-ФЗ (в редакции от 08.07.1997 г.) запрещено ввозить следующие товары:
оружие военных образцов и боеприпасы к ним;
наркотические и психотропные вещества и приспособления для курения опия и гашиша;
произведения печати, фотоснимков, видео продукции и других подобных носителей информации, могущих причинить вред политическим и экономическим интересам страны, а также государственной безопасности, общественному порядку, охране здоровья и нравственности граждан;
предметы и товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям,
товары, не имеющие маркировки или знака соответствия;
товары и предметы, имеющие дефекты, опасные для потребителей;
товары, временно запрещенные к ввозу согласно текущему законодательству или решениям международных организаций.
Система получения разрешений на ввоз определенных видов товаров отражена в приказе Минэкономразвития РФ "О порядке оформления экспортно-импортных разрешительных документов" от 11.08. 2000 г. N 17 (в редакции от 28.12.2000 г.).
Импортный товар должен быть поставлен на учет организацией-импортером по полной импортной стоимости. Полная импортная стоимость складывается из таможенной стоимости, расходов на таможне и накладных расходов по доставке товара на склад импортера. Таможенная стоимость, в свою очередь, складывается из фактической цены контракта (обозначенную в счете - инвойсе) и накладных расходов по обслуживанию товара за границей.
Полная импортная стоимость товара, предназначенного для дальнейшей продажи, согласно нормативам Министерства торговли, может включать или не включать расходы по доставке товара до склада импортера. Во втором случае эти затраты относятся к издержкам обращения по данному товару.
Формирование полной стоимости импортного товара в бухгалтерском учете можно осуществлять, например, на субсчете 41-5 "Товары импортные" (на котором открыты субсчета второго порядка 41-51 "Рублевые затраты", 41-52 "Валютные затраты") или на счете 15 "Заготовление и приобретение материалов".
В частном случае, если таможенная стоимость совпадает с контрактной, поступление импортного товара в таможню и осуществление соответствующих платежей фиксируются в бухгалтерском учете организации-импортера следующим образом:
Д 41-52 - К 60-2 - отражена контрактная стоимость товара;
Д 41-52 - К 52-2 - учтены таможенные платежи в валюте;
Д 41-51 - К 51 - учтены таможенные платежи в рублях;
Д 19 - К 68 - начислен НДС на импортный товар;
Д 68 - К 51 - уплачен НДС;
Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС, уплаченная в таможне,
где: счет 19 "НДС по приобретенным ценностям", субсчет 41-51 "Рублевые затраты", субсчет 41-52 "Валютные затраты", счет 51 "Расчетные счета", субсчет 52-2 "Текущий валютный счет", субсчет 60-2 "Расчеты с иностранными поставщиками по импортным товарам", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".
После выпуска товара из таможни предприятие доставляет его за свой счет на склад и приходует, оформляя постановку на бухгалтерский учет в качестве соответствующего актива (например, материалов или товаров):
Д 76-1 - К 51 - оплачены транспортные расходы;
Д 41-51 - К 76-1 - учтены транспортные расходы без НДС;
Д 19 - К 76-1 - отражен НДС по транспортным расходам;
Д 10, 41-1 - К 41-51 - списаны рублевые затраты при приемке импортного товара на учет;
Д 10, 41-1 - К 41-52 - списаны валютные затраты при приемке импортного товара на учет;
Д 41-52 - К 91 - учтена курсовая валютная разница по субсчету 41-52 (+ -);
Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету сумма НДС, уплаченная при доставке,
где: счет 10 "Материалы", счет 19 "НДС по приобретенным ценностям", субсчет 41-1 "Товары на складах", субсчет 41-51 "Рублевые затраты", субсчет 41-52 "Валютные затраты", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет 76-1 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами отечественными", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Затем покупатель производит оплату товара, подводя итог сделки, о чем делает записи в бухгалтерском учете:
Д 60-2 - К 52-2 - произведена оплата поставщику импортного товара;
Д 91 - К 60-2 - учтена курсовая валютная разница по субсчету 60-2 (+ -),
где: субсчет 52-2 "Текущий валютный счет", субсчет 60-2 "Расчеты с иностранными поставщиками по импортным товарам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Если товар, ввозимый на таможенную территорию России, являются подакцизным, то, как отмечено в п.15.6, декларант при таможенном оформлении обязан заплатить сумму акциза. Для товара, по которому установлена специфическая ставка, базой для начисления суммы акциза служит натуральный (объемный) показатель. Для товара, по которому установлена адвалорная (процентная) ставка, базой для начисления суммы акциза служит величина, которая включает в себя таможенную стоимость товара, таможенную пошлину и таможенные сборы:
Б = С - Т + Т , (15.1)
А Т П С
где:
Б - база для начисления акциза;
А
С - таможенная стоимость товара;
Т
Т - таможенная пошлина;
П
Т - таможенные сборы.
С
Базой для расчета налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении такого товара служит величина, включающая таможенную стоимость товара, таможенную пошлину и сумму акциза (услуги, за которые осуществляются таможенные сборы, НДС не облагаются):
Б = С + Т + С , (15.2)
НДС Т П А
где:
Б - база для начисления налога на добавленную стоимость;
НДС
С - таможенная стоимость товара;
Т
Т - таможенная пошлина;
П
С - сумма акциза.
А
Контрольные вопросы по теме
1. Охарактеризуйте особенности внешнеэкономической деятельности предприятия.
2. Определите понятия "резиденты" и "нерезиденты".
3. Расскажите об условиях заключения внешнеэкономических контрактов.
4. Каковы международные режимы поставки товаров и передачи прав собственности на них?
5. Какие документы необходимы бухгалтеру для открытия валютного счета в банке?
6. Раскройте понятие транзитного валютного счета.
7. Какое условие определил Центральный Банк России для получения предприятием валютной выручки за экспортную продукцию?
8. В чем сложность валютных расчетов?
9. Какие формы безналичных валютных расчетов вы знаете?
10. Можно ли проводить расчеты в валюте между резидентами?
11. Что такое валютная оговорка в договоре между резидентом и нерезидентом?
12. Как дополняется план счетов при ведении валютных расчетов?
13. Как определяется таможенная стоимость товаров и для чего нужно это понятие?
14. Раскройте понятие курсовых валютных разниц. Опишите особенности их бухгалтерского учета.
15. Как и когда необходимо проводить переоценку валютных счетов?
16. В кассе организации находятся денежные документы в валюте. Курс валюты по отношению к рублю за отчетный период вырос. Какой проводкой следует отразить этот факт?
17. В пассиве баланса предприятия на субсчете 60-2 "Расчеты с поставщиками в валюте" на начало текущего периода была сумма $ 10 000 по курсу 30 руб. за доллар. Движения средств по данному субсчету в течение периода не было. На конец периода курс доллара стал 32,5 руб. Напишите проводку и поставьте сумму.
18. Какие активы подлежат переоценке в связи с изменением валютного курса?
19. Предприятие приобрело у зарубежного поставщика основное средство. Оно введено в эксплуатацию. Следует ли на его балансовую стоимость периодически начислять курсовую валютную разницу?
20. Что входит в понятие таможенных платежей?
21. Как вы думаете, декларант и предприятие-импортер это одно и то же юридическое лицо?
22. Как вычисляются таможенные пошлины?
23. Какая ставка таможенной пошлины называется адвалорной?
24. Опишите общую схему бухгалтерского учета экспортных операций.
25. Можно ли экспортировать оружие и боеприпасы?
26. Опишите общую схему бухгалтерского учета импортных операций.
27. Их чего складывается полная импортная стоимость товара?
28. Напишите формулу базы для исчисления суммы акциза при импортных операциях.
29. Напишите формулу базы для исчисления суммы НДС при импортных операциях.
Глава 16. Налоговая система России
Налоговая система России находится в стадии существенного реформирования. В настоящее время осуществляется переход от действующей на протяжении многих лет "старой" системы налогообложения к вводимой поэтапно "новой" системе налогообложения.
16.1. Основы налоговой системы. Налоговый кодекс
Действующая налоговая система России базируется на Законе РФ "Об основах налоговой системы" от 27.12.1991 г. N 2118-1 (с изменениями от 24.07.2002 г.), первой и второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) - в редакции от 24.07.2002 г. Ее солидная правовая база заложена в первой части НК РФ. Она устанавливает принципы формирования и функционирования налоговой системы России, определяет порядок введения, изменения и отмены налогов. В ней сформулировано правовое положение налогоплательщиков и налоговых органов. Представлены правила выявления объектов налогообложения и исполнения обязательств налогоплательщиками. Кроме этого в общей части перечислены меры исполнения налоговых обязательств и изложен порядок их применения.
Правила начисления и уплаты конкретных налогов регламентируются упомянутым Законом N 2118-1 и частью второй НК РФ, а также совокупностью других законов о конкретных налогах и нормативных актов, разработанных на их основе.
В условиях рыночной экономики налоговая система представляет собой актуальную часть экономики государства, которая служит мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности коммерческих предприятий.
Стремление государства увеличить доходную часть бюджета за счет налоговых поступлений вполне естественно. Но так же естественно желание учредителей и работников конкретной коммерческой фирмы обеспечить себе с помощью напряженного и творческого труда достойную материальную жизнь и экономическую независимость.
Из мировой практики известно, что чрезмерно жесткая налоговая политика государства неизбежно приводит к замиранию предпринимательской деятельности и к ее перемещению в сферу "теневого" бизнеса. Это, в свою очередь, значительно уменьшает объем налоговых поступлений в бюджет и во внебюджетные фонды. Критическим для экономики страны считается такое положение в налоговой системе, при котором общая сумма налоговых отчислений предприятия достигает значений, составляющих 40-45% от выручки.
До недавнего времени именно такая цифра характеризовало налоговую систему России. В настоящее время наметились тенденции к снижению налогового бремени предприятий, однако кардинальный перелом пока не наступил. Рыночные отношения в России, безусловно, должны регулироваться государством, его следует проводить путем оптимального сочетания законодательных ограничений с предоставлением широких возможностей экономического развития предприятий и отдельных личностей. Пока же современное российское государство относится к отечественным коммерческим фирмам "весьма сдержанно" и предпочитает воспитывать в своих чиновниках только одно правило взаимодействия:
"Не смотри, чтоб другим осталось, а смотри, чтоб тебе досталось".
Отрицательный эффект для российских граждан от такого взаимодействия очевиден: идет устойчивое сокращение объема малого бизнеса при общем низком уровне жизни людей (см. главу 22). Налоговый кодекс разрабатывается и дорабатывается уже длительное время, но пока совместить в нем противоречивые стремления государства и коммерческих предприятий не удается.
Основные принципы налоговой системы, заложенные в кодексе, выражаются в следующем.
Каждое физическое и юридическое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы (в дальнейшем просто налоги).
Налоги должны быть экономически обоснованы.
Перечень налогов определяется исключительно Налоговым кодексом. Никто не может требовать уплачивать налоги, не предусмотренные в нем.
Налоги не могут иметь дискриминационный характер и не могут зависеть от политических, идеологических, этнических и конфессиональных соображений.
Не допускается установление различных ставок налогов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала.
Допускается законодательное принятие различных ввозных таможенных пошлин для товаров, происходящих из различных стран.
Материалы части второй НК РФ и разработанные на ее основе инструкции должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый экономический субъект мог легко установить, какие налоги в какие сроки и в каких величинах он должен уплачивать. Все сомнения, противоречия и неясности должны трактоваться в пользу налогоплательщиков.
При определении налоговых обязательств предприятий и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в различных странах или связанных экономическими отношениями с различными странами, приоритет отдается международным налоговым договорам.
Перечень основных налогов и сборов налоговой системы, действующей на 01.01.2003 г. и декларированной первой частью Налогового кодекса РФ, для сопоставления приведены в табл.16.1.
Таблица 16.1. Перечень налогов и сборов
-----------------------------------------------------------------------
| N| Наименование налога или сбора | N|
| |-----------------------------------------------------------------| |
| | Действующая налоговая система |Налоговая система, декларируемая| |
| | |в НК | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Федеральные налоги и сборы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1 |Налог на добавленную стоимость |Налог на добавленную стоимость |1 |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|2 |Акцизы |Акцизы на отдельные виды товаров|2 |
| | |(услуг) и отдельные виды мине-| |
| | |рального сырья | |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|3 |Налог на доходы физических лиц |Налог на прибыль (доход) органи-|3 |
| | |заций | |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|4 |Единый социальный налог |Налог на доходы от капитала |4 |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|5 |Налог на операции с ценными|Подоходный налог с физических лиц|5 |
| |бумагами | | |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|6 |Таможенная пошлина |Взносы в государственные социаль-|6 |
| | |ные внебюджетные фонды | |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|7 |Платежи за пользование природ-|Государственная пошлина |7 |
| |ными ресурсами | | |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|8 |Налог на прибыль организаций |Таможенная пошлина и таможенные|8 |
| | |сборы | |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|9 |Государственная пошлина |Налог на пользование недрами |9 |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|10|Налог с имущества, переходящего|Налог на воспроизводство|10|
| |в порядке наследования и|минерально-сырьевой базы | |
| |дарения | | |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|11|Сбор за использование наимено-|Налог на дополнительный доход от|11|
| |ваний "Россия", "Российская|добычи углеводородов | |
| |Федерация" и образованных на их| | |
| |основе словосочетаний | | |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|12|Плата за пользование водными|Сбор за право пользования объек-|12|
| |объектами |тами животного мира и водными| |
| | |биологическими ресурсами | |
|--|-------------------------------|---------------------------------|--|
|13|Сборы за выдачу лицензий и|Лесной налог |13|