<< Пред.           стр. 42 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

  6) средства целевого назначения, направленные из бюджетов разных уровней;
  7) прочие поступления.
  Расходы, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль, объединяют следующие выплаты и убытки:
  1) дивиденды, начисленные участникам;
  2) суммы взносов в уставные капиталы других предприятий;
  3) платежи за сверхнормативные выбросы и загрязнения окружающей среды;
  4) расходы на приобретение (создание) амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов);
  5) убытки обслуживающих производств и хозяйств сверх установленных норм;
  6) стоимость имущества, переданного другим организациям безвозмездно;
  7) суммы налогов, которые предъявляются к оплате покупателям (НДС, акцизы, налог с продаж и т.п.);
  8) суммы вознаграждений и премий работникам, не связанные с их трудовой деятельностью;
  9) не предусмотренная законодательством оплата надбавок, компенсаций, ценовых разниц, товаров и услуг социального характера в пользу работников;
  10) стоимость имущества, переданного другой организации в качестве задатка для гарантии выполнения обязательств;
  11) прочие расходы и убытки.
  Существенной особенностью учета доходов и расходов для определения базы по налогу на прибыль является то, что, их выявление связано с датами признания их доходами и расходами в зависимости от метода ведения налогового учета (по начислению или по получению средств). Метод начисления предполагает определять налоговые платежи в момент передачи прав собственности потребителю на продукцию, товары, работы и услуги, а метод получения денежных средств (кассовый метод) - в момент поступления оплаты.
  Таким образом, в целях правильного расчета налогооблагаемой базы по прибыли, бухгалтерия обязана выделять доходы и расходы по различным видам деятельности, имея в виду упомянутые выше льготы и особенности. Например, если наряду с другими формами хозяйствования в организации ведется игорный бизнес, то доходы и расходы, с ним связанные, не подлежат включению в общую налогооблагаемую базу. Эта форма бизнеса не облагается налогом на прибыль: для нее установлен налог на игорный бизнес, со ставками, определенными для отдельных применяемых агрегатов (игровых столов, автоматов и касс). Кроме того, она должна выделять доходы и расходы по операциям производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и их реализации, а также внереализационные доходы и расходы. Бухгалтерии следует также помечать доходы и расходы, которые согласно главе 25 НК РФ не идентифицируются в качестве доходов и расходов организации. Но и этого не достаточно.
  В составе внереализационных доходов следует пометить также еще два вида доходов, которые получают отечественные предприятия от иностранных и российских организаций в виде дивидендов от участия в этих организациях и процентов по ценным бумагам. Они, во-первых, облагаются по другим ставкам, а во-вторых, налог с них удерживается этими организациями. Такой принцип носит названия удержания у источника выплаты.
  Далее необходимо учесть наличие у предприятия налоговых льгот, установленных до введения в действие главы 25 НК РФ и временно действующих, а также предусмотреть возможность погашения части убытков прошлых лет. Возможность применения льгот определена действием некоторых статей Федерального закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991 г. N 2116-1 (в редакции от 06.08.2001 г.). Порядок компенсации убытков прошлых лет изложен в главе 25 НК РФ и состоит в следующем. Убытки прошлых лет можно погашать за счет уменьшения налогооблагаемой базы текущего периода в пределах 30%.
  Если такой учет налажен, то определение базы по налогу на прибыль не представляет большой сложности. В ведомости учета доходов и расходов заносятся сведения обо всех упомянутых их видах, и затем последовательно ведется расчет. Механизм расчета приведен в табл.16.17 на конкретном примере.
  В настоящее время действуют следующие ставки налога на прибыль.
  1. Общая ставка - 24%, она подразделяться по бюджетам разных уровней таким образом:
  для перечисления в федеральный бюджет - 7,5%;
  для направления в бюджет субъекта РФ - 14,5 %;
  для зачисления в местный бюджет - 2%.
  Законами конкретных субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков размеры ставок в собственные бюджеты могут быть уменьшены, но не ниже величины 10,5%.
  2. Ставки для доходов отечественных предприятий и физических лиц, полученных от отечественных организаций:
  6% - по доходам в виде дивидендов предприятий и физических лиц;
  15% - по доходам предприятий в виде процентов по государственным и ценным муниципальным бумагам.
  3. Ставка для доходов отечественных предприятий от иностранных организаций - 15%.
  4. Ставка для доходов иностранных организаций от отечественных предприятий - 15%.
  5. Ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство:
  10% - от использования, содержания или сдачу в аренду (фрахта) судов, самолетов и других транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
  20% - со всех других доходов.
 
  Пример. В течение отчетного периода российское предприятие признало в налоговом учете следующие доходы и расходы:
  доходы от производства и реализации продукции - 25 000 руб.;
  расходы, связанные с производством и реализацией продукции - 16 000 руб.;
  общие внереализационные доходы - 14 000 руб.;
  общие внереализационные расходы - 9 800 руб.;
  в составе общих внереализационных расходов выделены доходы, полученные от участия в иностранной компании - 4 300 руб.;
  в составе общих внереализационных доходов выделены доходы от операций с ценными государственными бумагами - 2 100 руб.
  Предприятие имеет льготу по налогу на прибыль, действующую в соответствии с упомянутым выше Законом N 2116-1, на сумму 350 руб. и право на компенсацию убытка прошлых лет в размере 200 руб. В налоговой ведомости бухгалтер осуществил следующие записи (см. табл.16.17).
 
 Таблица 16.17. Расчет налога на прибыль
 
  -----------------------------------------------------------------------
 | N | Показатель |Сумма, руб.|
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 | 1 |Доходы от производства и реализации продукции | 25 000 |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 | 2 |Расходы, связанные с производством и реализацией проду-| 16 000 |
 | |кции | |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 | 3 |Внереализационные доходы | 14 000 |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 | 4 |Внереализационные расходы | 9 800 |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 | 5 |Итого прибыль (убыток) (строка 1 - строка 2 + строка 3| 13 200 |
 | |- строка 4) | |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 | 6 |Доходы от участия в иностранной организации | 4 300 |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 | 7 |Доходы от операций с государственными ценными бумагами | 2 100 |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 | 8 |Действующая льгота по Закону N 2116-1 | 350 |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 | 9 |Налоговая база (строка 5 - строка 6 - строка 7 -| 6 450 |
 | |строка 8) | |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 |10 |Сумма компенсируемого убытка (доли убытка) прошлых лет | 350 |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 |11 |Налоговая база для исчисления налога (строка 9 - строка| 6 250 |
 | |10) | |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 |12 |Сумма налога по ставке - 24%, в том числе: | 1500 |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 |13 | в федеральный бюджет по ставке - 7,5% | 469 |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 |14 | в бюджет субъекта Российской Федерации по ставке -| 906 |
 | | 14,5% | |
 |---|-------------------------------------------------------|-----------|
 |15 | в местный бюджет по ставке - 2% | 125 |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  Если итоговый результат или налоговая база имеет отрицательное значение (убыток), то в данном отчетом периоде ее величина принимается равной нулю.
  В бухгалтерском учете процесс начисления налога на прибыль отражается следующей проводкой:
  Д 99 - К 68 - начислен налог на прибыль,
  где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 99 "Прибыли и убытки".
  Важной особенностью налога на прибыль является его начисление нарастающим итогом. Налогооблагаемая база определяется за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев и за год, при этом учитываются предыдущие платежи. Например, если за первый квартал предприятием была получена прибыль, и налог на прибыль был уплачен, а по результатам работы за полугодие получен убыток, то у предприятия за полугодие произошла переплата по данному налогу. Эта переплата может быть зачтена в дальнейшем при подведении итогов деятельности за девять месяцев и за год.
  Как было отмечено выше, для налога на прибыль установлен особый режим взыскания, при котором предприятия обязаны вносить авансовые платежи, засчитываемые при подведении итогов взаимодействия с бюджетом в налоговом периоде.
  Примечание. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 облегчает согласование бухгалтерских и налоговых сведений о налоге на прибыль (см. главу 22, п.22.2). Но оно не позволяет решать задачу его расчета минимальными средствами, так как точное определение постоянных и временных разниц требует ведения полномасштабного налогового учета.
 
 16.11. Государственная пошлина
 
  Согласно закону РФ "О государственной пошлине" от 09.12.1991 г. N 2005-1 (в редакции от 21.03.2002 г.) под государственной пошлиной понимается обязательный и действующий на всей территории страны платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий или выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
  Налогоплательщиками государственной пошлины являются предприятия (организации) и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий либо выдачей документов:
  в суды общей юрисдикции;
  арбитражные суды или Конституционный Суд Российской Федерации;
  к нотариусам государственных нотариальных контор или уполномоченным на то должностным лицам органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или консульских учреждений России;
  в органы записи актов гражданского состояния.
  Государственная пошлина уплачивается:
  1) за обращение с исковыми или иными заявлениями либо жалобами в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или Конституционный Суд Российской Федерации;
  2) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений России;
  3) за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  4) за выдачу документов судами, учреждениями и органами;
  5) за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ;
  6) за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
  7) за рассмотрение и выдачу других документов и за совершение прочих юридических действий.
  Размеры государственных пошлин за конкретные действия (услуги) зависят от вида услуги (действия), а для исковых заявлений - от суммы иска. Базой для их исчисления может быть сумма в рублях или минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Размеры государственных пошлин устанавливаются следующим образом:
  1) в рублях за заявление, ходатайство, действие и т.п.;
  2) в процентах от суммы иска;
  3) в процентах к величине МРОТ;
  4) в кратном размере от величины МРОТ.
  Оплата производится или до момента совершения действия (оказания услуги) или во время его совершения. Источником платежа являются издержки производства и обращения.
  Например, за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в размере 2000 рублей. Пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления.
  От уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, освобождаются:
  1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  2) профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы.
  Бухгалтерский учет государственной пошлины осуществляется с помощью одной из следующих проводок:
  Д 20, 26, 44 - К 50, 51, 68, 71,
  где: счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
  Если величина государственной пошлины связана с размером МРОТ, то согласно Федеральному закону от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ применяется значение МРОТ = 100 руб.
  Государственные пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных, Конституционном и Верховном судах РФ, зачисляются в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. Это относится и к государственной пошлине, уплачиваемой за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц. В остальных случаях суммы пошлин переводятся в доход местного бюджета.
 
 16.12. Налог с имущества, переходящего в порядке
 наследования или дарения
 
  Основные характеристики налога изложены в Законе РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения от 12.12.1991 г. N 2020-1 (в редакции от 30.12.2001 г.).
  Налогоплательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения являются физические лица, получающие в собственность в порядке наследования или дарения имущество от других физических лиц. Физическое лицо признается налогоплательщиком по каждому факту получения имущества в собственность в порядке наследования или дарения.
  Объектом налогообложения считается получение физическим лицом следующего имущества, находящегося в Российской Федерации и денежных средств:
  1) жилого дома, квартиры, дачи, садового домика в садоводческом товариществе;
  2) транспортного средства (самолета, вертолета, теплохода, яхты, катера, автотранспортного средства, мотосаней, моторной лодки, иного транспортного средства);
  3) предметов антиквариата или искусства;
  4) бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий;
  5) паенакоплений в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах;
  6) денежных сумм, находящихся во вкладах в банках и других кредитных организациях;
  7) средств на именных приватизированных счетах;
  8) имущества и земельных долей (паев);
  9) валютных ценностей и ценных бумаг.
  Не может быть признано объектом налогообложения:
  имущество, получаемое одним супругом от другого;
  получение жилого дома, квартиры или паенакопления в жилищном кооперативе, если наследник (одаряемый) проживал в этом доме (квартире) не менее одного года совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора дарения;
  получение в порядке наследования имущества лица, погибшего при выполнении им государственных или общественных обязанностей либо при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности или правопорядка;
  получение в порядке наследования жилого дома, земельной доли или транспортного средства физическим лицом, являющимся инвалидом I или II группы;
  транспортное средство, переходящее в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца. (К ним относятся члены семьи погибшего (умершего), имеющие право получать пенсию по случаю потери кормильца.)
  Налоговая база определяется как стоимость имущества, полученного в порядке наследования или дарения.
  Стоимость наследуемого имущества устанавливается на день открытия наследства. Стоимость имущества, переходящего в порядке дарения определяется в соответствии с договором дарения, но не ниже суммы оценки данного имущества, проводимой соответствующими органами.
  Налоговая база уменьшается на налоговые вычеты. Если размер налоговых вычетов превосходит налоговую базу, налоговая база считается равной нулю.
  Налоговые вычеты включают в себя необлагаемый минимум стоимости имущества, кратный минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) и сумму налога на имущество с физических лиц, уплаченную ранее его собственником. Величина необлагаемого минимума равна:
  850 МРОТ - для имущества, переходящего в собственность в порядке наследования;
  80 МРОТ - для имущества, переходящего в собственность в порядке дарения.
  Если налогоплательщик в течение одного календарного года неоднократно получает имущество в собственность в порядке дарения от одного и того же физического лица, то налоговый вычет, может быть применен только один раз.
  Налоговые ставки прогрессивные. Они дифференцируются в зависимости от стоимости имущества и степени родства между налогоплательщиком и наследодателем или дарителем (см. табл.16.18 и 16.19).
  Наследниками по завещанию могут быть любые физические и юридические лица, а также государство. При отсутствии завещания к наследованию приглашаются законные наследники. В процессе наследования по закону родственники подразделяются на три категории:
  1) наследники первой очереди - дети (в том числе усыновленные), супруг, родители (усыновители);
  2) наследники второй очереди - братья и сестры, дедушка и бабушка со стороны отца и матери;
  3) другие наследники - остальные родственники и другие физические лица.
  Примечание. Внуки и правнуки выступают в качестве наследников первой очереди, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником имущества.
  В расчетах используется величина МРОТ = 100 руб., установленная Федеральным законом от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ.
 
 Таблица 16.18. Ставки налога на наследование имущества
 
  -----------------------------------------------------------------------
 | Стоимость имущества, МРОТ | Ставки |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 | От 850 до 1700 | С превышения над 850 МРОТ |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 |Наследники первой очереди | 5% |
 |Наследники второй очереди | 10% |
 |Другие наследники | 20% |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 | От 1701 до 2550 |Количество МРОТ + % с превышения|
 | |над 1700 МРОТ |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 |Наследники первой очереди | 42,5 + 10% |
 |Наследники второй очереди | 85 + 20% |
 |Другие наследники | 170 + 30% |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 | Более 2550 |Количество МРОТ + % с превышения|
 | |над 2550 МРОТ |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 |Наследники первой очереди | 127,5 + 15% |
 |Наследники второй очереди | 255 + 30% |
 |Другие наследники | 425 + 40% |
  -----------------------------------------------------------------------
 
 Таблица 16.19. Ставки налога на дарение имущества
 
  -----------------------------------------------------------------------
 | Стоимость имущества, МРОТ | Ставки |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 | От 80 до 850 | С превышения над 80 МРОТ |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 |Дети, родители | 3% |
 |Другие физические лица | 10% |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 | От 851 до 1700 |Количество МРОТ + % с превышения|
 | |над 850 МРОТ |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 |Дети, родители | 23,1 + 7% |
 |Другие физические лица | 77 + 20% |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 | От 1701 до 2550 |Количество МРОТ + % с превышения|
 | |над 1700 МРОТ |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 |Дети, родители | 82,6 + 11% |
 |Другие физические лица | 247 + 30% |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 | Более 2550 |Количество МРОТ + % с превышения|
 | |над 2550 МРОТ |
 |--------------------------------------|--------------------------------|
 |Дети, родители | 176,1 + 15% |
 |Другие физические лица | 502 + 40% |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  Сумма налога определяется налоговыми органами исходя из соответствующей налоговой базы, налоговых вычетов и налоговых ставок.
 
 16.13. Сбор за использование наименований "Россия", "Российская
 Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний
 
  Согласно Закону РФ "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" от 02.04.1993 г. N 4737-1 (в редакции от 28.04.1997 г.), упомянутый сбор уплачивают организации, в том числе с иностранными инвестициями, использующие данные наименования, слова и словосочетания в своих названиях.
  Не относятся к плательщикам сбора следующие юридические лица:
  федеральные органы государственной власти;
  Центральный банк РФ и его учреждения;
  государственные внебюджетные фонды РФ;
  бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из государственного бюджета;
  редакции средств массовой информации (кроме рекламных и эротических изданий);
  общероссийские общественные и религиозные объединения;
  сельские товаропроизводители.
  Упомянутым Законом и Инструкцией МНС РФ от 29.06.2000 г. N 63 установлены следующие ставки:
  1) для организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торговых) - 0,5% от стоимости реализованной за текущий квартал продукции (работ, услуг. В качестве стоимости реализованной продукции (работ, услуг) рассматривается выручка без НДС, акцизов и налога с продаж;
  2) для заготовительных, снабженческо-сбытовых и торговых (оптовых и розничных) организаций - 0,05% от оборота. Под оборотом текущего квартала понимается фактический товарооборот, определяемый по кредиту счета 90 "Продажи" без НДС, акцизов и налога с продаж;
  3) для других организаций - 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в год. (Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 г. МРОТ = 100 руб.)
  У строительных, проектных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций учитывается только выручка, полученная за работы, выполненные собственными силами.
  Для отдельных плательщиков сбора ставки могут быть уменьшены, но не более чем до 50%. Льготы устанавливает Правительство РФ. Расходы по сбору относятся на чистую (нераспределенную прибыль), что отражается в бухгалтерском учете с помощью проводки:
  Д 91 (84) - К 68,
  где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
  При отнесении суммы налога на счет 91 "Прочие доходы и расходы" следует помнить, что она не должна уменьшать размер налогооблагаемой базы по прибыли.
  Предприятия, уплачивающие сбор ежеквартально, обязаны перечислять денежные средства до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем текущего квартала. Организации, уплачивающие годовую сумму сбора одновременно, должны перевести денежные средства до 25-го марта года, следующего за отчетным.
  Сумма платежа полностью зачисляется в федеральный бюджет.
 
 16.14. Плата за пользование водными объектами
 
  Плата за пользование водными объектами установлена Федеральным законом РФ "О плате за пользование водными объектами" от 06.05.1998 г. N 71-ФЗ (в редакции от 07.08.2001 г. и с изменениями от 30.12.2001 г.).
  Согласно данному закону плательщиками являются предприятия, организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, которые подлежат лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ. Исключение составляют подземные водные объекты, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии.
  Объектом налогообложения считается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств для:
  1) осуществления забора воды из водных объектов;
  2) удовлетворения потребностей гидроэнергетики;
  3) лесосплава без применения судовой тяги (в плотах и кошелях);
  4) добычи полезных ископаемых;
  5) организованной рекреации (отдыха и туризма);
  6) размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ;
  7) выполнение сброса сточных вод в водные объекты.
  Не является объектом налогообложения пользование водными объектами в целях:
  забора воды для ликвидации стихийных бедствий;
  забора воды для сельскохозяйственного товарного производства, орошения угодий и снабжения животноводческих и птицеферм, садоводческих и огороднических объединений граждан;
  забора воды для рыбоводства и воспроизведения водных биологических ресурсов;
  наблюдения за водными объектами в рамках государственного мониторинга;
  проведения работ или мероприятий в водном объекте, связанных с водоохранной деятельностью или защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод;
  создания или эксплуатации в водном объекте зданий или сооружений, связанных с охраной водных или биологических ресурсов водного объекта или защитой от вредного воздействия вод;
  проведения картографических работ;
  неорганизованного отдыха и туризма без применения сооружений;
  строительства осушительных систем;
  проведения научных исследований;
  прочих технологических и природоохранных работ.
  Налоговая база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:
  1) объем воды, забранной из водного объекта;
  2) объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водным объектом без забора воды;
  3) площадь используемой водной поверхности (акватории);
  4) объем сброшенных сточных вод.
  Минимальные и максимальные размеры налоговых ставок устанавливаются Правительством РФ. Конкретные размеры налоговых ставок в зависимости от вида пользования водными объектами назначаются региональными органами исполнительной власти с учетом местных условий и сложившейся водохозяйственной и экологической обстановки. Этими органами определяются соответствующие лимиты.
  При пользовании водными объектами с забором воды налоговые ставки назначаются в рублях за одну тысячу кубических метров забранной воды (для внутренних вод 60370 руб., для морской воды 2,07,0 руб.).
  При пользовании водными объектами без забора воды налоговые ставки устанавливаются в рублях за:
  одну тысячу киловатт-часов выработанной электроэнергии (4,020 руб.);
  одну тысячу кубических метров сплавляемой без судовой тяги древесины на каждые 100 км сплава (6801400 руб.);
  один квадратный километр площади (в год) используемой акватории для добычи полезных ископаемых (5 20021 900 руб.);
  одну тысячу кубических метров сточных вод (7,055,0 руб.).
  Ставки платы за пользование водными объектами в целях водоснабжения населения в настоящее время ограничены суммой 60 руб. за 1 тысячу кубометров.
  Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах назначенного лимита для плательщиков, работающих в сферах теплоэнергетики, атомной энергетики и добычи драгоценных металлов, установлены в размере 30% от соответствующей минимальной ставки.
  При заборе или сбросе воды сверх определенных лимитов (месячных или годовых) налоговые ставки увеличиваются в 5 раз по сравнению с базовыми ставками в части такого превышения.
  При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (соглашения) налоговые ставки увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками, обычно назначаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии.
  Начисление платежей за пользование водными объектами оформляется в бухгалтерском учете с помощью следующих проводок:
  Д 20, 25, 26 - К 68 - при лимитном использовании воды (включаются в себестоимость работ);
  Д 91 (84) - К 68 - при сверхлимитном использовании воды (относятся на чистую прибыль),
  где: счет 20 "Основное производство", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
  При применении счета 91 "Прочие доходы и расходы" необходимо иметь в виду, что сумма платы за сверхлимитное потребление воды не уменьшает базу по налогу на прибыль.
  Сумма платежей распределяется следующим образом: в федеральный бюджет - 40%, в бюджеты субъектов РФ - 60%.
 
 16.15. Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот
 этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции
 
  Условия учета поименованных сборов определены Федеральным законом "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" от 08.01.1998 г. N 5-ФЗ.
  Согласно данному закону продукция, на производство и оборот которой осуществляется выдача упомянутых лицензий, включает в себя:
  1) спирт питьевой, водку, ликероводочные изделия, шампанское, коньяки (бренди) кальвадос;
  2) вина виноградные, плодовые, игристые, шипучие, натуральные и специальные;
  3) слабоалкогольные напитки и иную пищевую продукцию с содержанием этилового спирта их пищевого сырья более 1,5% от объема единицы алкогольной продукции (кроме пива);
  4) спиртосодержащие растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции с объемной долей этилового спирта свыше 12%.
  Плательщиками сборов признаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, подавшие заявление в соответствующий полномочный орган на получение лицензий на право производства и оборота указанной выше продукции.
  Не подлежит обложению сбором спиртосодержащие лекарственные препараты, лечебно-профилактические и диагностические средства, а также препараты, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным заказам.
  Сбор взимается в следующих суммах, кратных минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному законодательством (МРОТ = 100 руб., согласно закону от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ):

<< Пред.           стр. 42 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу