<< Пред.           стр. 51 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу

 |---------|---------|---------|---------|---------|---------------------|
 |Более 15%|Более 0,5|Более 0,8|Более 2,5|Более 60%| Хорошая |
 |---------|---------|---------|---------|---------|---------------------|
 | 8-15% | 0,2-0,5 | 0,7-0,8 | 2,0-2,5 | 50-60% | Удовлетворительная |
 |---------|---------|---------|---------|---------|---------------------|
 | Менее 8%|Менее 0,2|Менее 0,7|Менее 2,0|Менее 50%|Неудовлетворительная |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  К сожалению, указанные нормативы не являются общими для предприятий всех отраслей экономики и видов деятельности. Наиболее целесообразным следует считать ориентацию на нормативные коэффициенты своей отрасли. Но на сегодняшний день устанавливать такие нормативы некому, а самой фирме собрать и статистически обработать данные балансов и отчетностей предприятий своей отрасли невозможно, так как предприятия их не публикуют. Другой подход, который можно порекомендовать бухгалтеру, это оценка изменений указанных коэффициентов во времени. Систематический их рост - явное свидетельство успешной работы фирмы.
  Рассмотрим в качестве примера анализ деятельности предприятия, сведения о котором по состоянию на 1 января и на 1 февраля 2003 г. приведены в главе 18 (см. п.18.2 и п.18.3). Все расчеты сведем в табл.19.2.
  Для определения коэффициента рентабельности необходимо привлечь сведения из оборотно-сальдовой ведомости, а именно кредит субсчета 90-1, который характеризует выручку. Данное обстоятельство помечено в таблице результатов. Других доходов у рассматриваемого предприятия не было.
  Как следует из табл.19.2, контролируемые характеристики предприятия находятся в пределах нормативов, а коэффициенты абсолютной ликвидности и финансовой независимости даже существенно выше нормы. За отчетный январь предприятие отработало успешно, а покупатели вовремя расплатились за реализованную продукцию, поэтому удалось погасить кредиторскую задолженность по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", что позволило принять к зачету с бюджетом сумму НДС по ранее приобретенным материалам
 
 Таблица 19.2. Анализ финансового состояния предприятия
 
  -----------------------------------------------------------------------
 |Показатель| На 1 января 2003 г. | На 1 февраля 2003 г. |Норматив|
 | |-------------------------|-------------------------| |
 | | NN счетов | Значение | NN счетов | Значение | |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | ЧП | - | - | 99 | 10 488 | |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | Сумма Д | - | - | Кредит 90-1 | 120 400 | |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | ДС | 50 + 51 | 36 800 | 50 + 51 | 44 326 | |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | КФВ | 58 | 13 000 | 58 | 13 000 | |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | ДЗк | - | - | - | - | |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | ДЗд | 62 | 45 000 | 62 | 45 000 | |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | ЗЗ |10 + 19 + 20 | 18 200 | 10 + 20 | 16 200 | |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | КО | 60 + 66 | 70 000 | 66 + 68 | 61 438 | |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | СС | 80 + 84 | 309 400 |80 + 84 + 99 | 319 888 | |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | ИБ | | 379 400 | | 381 326 | |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | Кр | | - | | 8,71 % | 8-15% |
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | Кал | | 0,71 | | 0,93 | 0,2-0,5|
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | Кпп | | 0,71 | | 0,93 | 0,7-0,8|
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | Кп | | 1,61 | | 1,93 | 2,0-2,5|
 |----------|-------------|-----------|-------------|-----------|--------|
 | Кфн | | 81,55 % | | 83,89 % | 50-60% |
  -----------------------------------------------------------------------
 
 Контрольные вопросы по теме
 
  1. Для чего нужен анализ финансово-экономического состояния предприятия?
  2. Какие относительные показатели финансовой устойчивости работы предприятия вы знаете?
  3. Раскройте понятие ликвидности активов.
  4. Что такое абсолютная ликвидность?
  5. Приведите нормативные значения основных коэффициентов, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия.
  6. Можно ли из баланса получить расчетным путем все относительные показатели финансовой устойчивости работы предприятия?
 
 Глава 20. Бухгалтерский анализ, налоговое планирование
 и управление прибылью организации
 
  В обстановке экономической и правовой нестабильности в России хозяйствующим субъектам постоянно приходится искать возможные пути для страхования производственных и предпринимательских рисков. Поэтому при планировании текущей и предстоящей хозяйственной деятельности им необходимо иметь надежный инструмент анализа, налогового планирования и управления прибылью. Сегодня существует несколько подходов для решения данной проблемы. К сожалению, все они страдают принципиальными недостатками: большими временными затратами и применяемыми сложными методическими и программными средствами.
  Перспективные разработки в этом направлении связаны с кардинальными изменениями, происходящими в бухгалтерском учете, который из распространенной формы счетоводства постепенно превращается в важный элемент экономической кибернетики - науки об управлении хозяйственной деятельностью предприятия в целях оптимизации налоговых платежей и достижения максимально возможной прибыли.
  Бухгалтерский учет вызван к жизни настоятельной экономической потребностью человечества, имеет многовековую практику и большие научные достижения. В нем заложены значительные явные и скрытые резервы, позволяющие ставить и решать многообразные экономические задачи. Он является универсальным языком, способным выражать творческие мысли и побуждать деловых людей продвигать общество по пути экономического и социального прогресса. Эта важная особенность бухгалтерского учета позволяет специалистам в данной области активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики.
  Современный бухгалтерский учет опирается на фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых. Он органически включает в себя все используемые сегодня виды учета:
  бухгалтерский;
  налоговый;
  управленческий;
  финансовый;
  инвестиционный.
  Как отмечалось в главе 2 (см. п.2.10), назрела необходимость формирования всех категорий учета на базе первичных бухгалтерских документов, подтверждающих юридическую обоснованность хозяйственных операций, их взаимосвязанность и контролируемость. При этом в бухгалтериях большинства прибыльных коммерческих предприятий работают квалифицированные специалисты, способные решать любые проблемы современной практической экономики.
  Бухгалтерия в том или ином виде формирует всеобъемлющий информационный документ - журнал хозяйственных операций, который при минимальной доработке может быть превращен в бухгалтерскую модель его хозяйственной деятельности. На основе модели можно с достаточной точностью осуществлять налоговое планирование и управлять прибылью с учетом многих производственных и личностных факторов.
  Одним из важных приемов, на который опирается вся научно-практическая база составления бухгалтерской модели, является метод микробалансов, который заключается в выделении и анализе существенных фрагментов журнала хозяйственных операций. Их значимость оценивается с точки зрения вклада в сумму налоговых платежей и конечного финансового результата. Эти фрагменты на практике отражают важные экономические и юридические действия, которые могут реализовываться в различных вариантах. Выбор лучшего из них иногда может быть осуществлен путем простого сопоставления совокупности бухгалтерских проводок. Если результаты сравнения не очевидны, то для каждого варианта рассчитывается индивидуальный баланс - микробаланс. Балансы (микробалансы) фрагментов затем сопоставляются по размеру прибыли или убытка.
  Бухгалтерская модель хозяйственной деятельности предприятия, по существу, представляет собой максимальный набор фрагментов хозяйственной деятельности, охватывающих все ее существенные параметры, признаки и элементы. Она формируется таким образом, что вычисленный на ее основе баланс в явном виде выделяет размер чистой прибыли (прибыли после налогообложения), полученной в результате типичной ежемесячной работы предприятия. Выбор этого единственного критерия для анализа и оценки деятельности фирмы имеет принципиальное значение для оперативного контроля и принятия необходимых мер.
  Рыночная экономика характеризуется постоянными изменениями условий хозяйствования, поэтому одним из главных качеств руководителя коммерческой фирмы является способность быстро принимать ответственное решение. Как весомый элемент экономической кибернетической системы, глава организации, реагируя на перемену, обычно настроен на следующий ход действий:
  анализ и распознавание ситуации;
  выработка и принятие решения;
  выдача команды управления.
  При полном наборе сведений о ситуации выработка рациональной команды не требует большого времени, однако такие случаи крайне редки. Процесс принятия решения существенно облегчается при минимальном количестве оцениваемых критериев. Вот потому в качестве единственного показателя эффективности работы предприятия в модели хозяйственной деятельности выбрана величина чистой прибыли.
 
 20.1. Сопоставление вариантов договорных отношений
 
  При формировании бухгалтерской модели важным этапом является выбор основных элементов хозяйственной деятельности, которые в нее должны быть включены. Особе место среди них занимают формы договорных отношений с контрагентами. Грамотное бухгалтерское оформление юридических тонкостей контрактов может заметным образом сказаться на финансовом результате взаимодействия субъектов правоотношений. Кроме того, бухгалтерская трактовка различных соглашений с партнерами по бизнесу имеет также самостоятельное значение: у главного бухгалтера и у руководства фирмы должны накапливаться сведения о преимуществах и недостатках использования тех или иных видов договоров в целях оперативного принятия обоснованных решений.
  В качестве примера сопоставления элементов хозяйственных действий рассмотрим задачу определения предпочтительного варианта использования предприятием основного средства, полученного на основе договора купли-продажи и договора аренды. Предположим, что речь идет об основном средстве стоимостью 72 тыс. руб., срок полезного использования которого составляет 5 лет.
 
 20.1.1. Договор купли-продажи
 
  Юридические основы хозяйственных взаимоотношений между участниками договора купли-продажи определяются статьями 454-491 Гражданского кодекса России. Краткое изложение их состоит в следующем. По данному договору организация-продавец обязуется передать вещь в собственность организации-покупателю, а та должна уплатить за нее определенную денежную сумму. Продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности и относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.). Если иное не указано в договоре, то продавец обязан передать такой экземпляр вещи, на который не распространяются права третьих лиц.
  В бухгалтерском учете покупателя приобретение и использование упомянутого основного средства можно оформить с помощью следующих проводок:
  Д 60 - К 51 72 000 - оплачено поставщику основного средства;
  Д 08 - К 60 60 000 - отражена стоимость основного средства без НДС;
  Д 19 - К 60 12 000 - учтена сумма НДС;
  Д 01 - К 08 60 000 - подписан акт приемки основного средства в эксплуатацию;
  Д 68 - К 19 12 000 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма оплаченного НДС;
  Д 20 - К 02 1 000 - отражен процесс ежемесячного начисления амортизации объекта;
  Д 91 - К 68 145 - учтена эквивалентная ежемесячная сумма налога на имущество,
  где: счет 01 "Основные средства", счет 02 "Амортизация основных средств", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 20 "Основное производство", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
  Принятое на учет основное средство автоматически вносит свой вклад в общую сумму налога на имущество предприятия. Этот вклад определяется формулой (16.1) и постепенно сокращается в связи с уменьшением остаточной стоимости основного средства. Например, если применяется линейный способ амортизации, для первого года полезного использования он распределяется по кварталам следующим образом: в первом квартале 435 руб., во втором - 270 руб., в третьем - 255 руб., в четвертом - 120 руб. (В проводке условно проставлена средняя месячная сумма за первый квартал). Общая сумма начисленного налога за весь срок полезного использования основного средства, амортизируемого линейным способом, может быть вычислена по формуле:
 
  Сни БС х Т (20.1)
  Ни = ------ х --------
  100% 2
 
  где:
  Ни - вклад в сумму налога на имущество за весь срок полезного использования объекта;
  Сни - ставка налога на имущество в процентах (2%);
  БС - балансовая стоимость объекта;
  Т - срок полезного использования объекта.
  Если работа предприятия прибыльна, то вся сумма вклада в налог на имущество уменьшает базу по налогу на прибыль.
 
 20.1.2. Договор аренды
 
  Условия, определяющие характер взаимоотношений между сторонами - участниками договора аренды, изложены в статьях 606-625 Гражданского кодекса России. В соответствии с договором аренды организация-арендодатель обязуется предоставить организации-арендатору имущество за плату во временное владение или пользование. Продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества, являются его собственностью. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
  В бухгалтерском учете у арендатора процесс использования арендованного объекта основных средств будет отражаться следующим образом:
  Д 001 72 000 - принято на забалансовый учет арендованное основное средство;
  Д 20 - К 76 1 000 - начислена ежемесячная арендная плата без НДС;
  Д 19 - К 76 200 - учтена сумма НДС по арендной плате;
  Д 76 - К 51 1 200 - перечислена арендная плата;
  Д 68 - К 19 200 - предъявлена к зачету с бюджетом оплаченная сумма НДС;
  К 001 72 000 - списан с забалансового учета объект по истечении договора аренды,
  где: забалансовый счет 001 "Арендованные основные средства", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 20 "Основное производство", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
 
 20.1.3. Результаты сопоставления
 
  Сопоставление проводок показывает, что договор аренды предпочтительнее из-за рассрочки платежей и меньшей общей суммы платы, так как арендованное имущество находится на забалансовом учете и его стоимость (по договору аренды) не входит в базу по расчету налога на имущество. Если предприятие, купившее объект, работает прибыльно, а его амортизацию начисляет линейным способом, то общий дополнительный платеж по сравнению с перечислениями по договору аренды составит величину, рассчитываемую по формуле:
 
  100% - Снп
  ДП = ------------ х Ни (20.2)
  100%
 
  ДП - общий дополнительный платеж за весь срок полезного использования объекта;
  Ни - вклад в сумму налога на имущество за весь срок полезного использования объекта;
  Снп - ставка налога на прибыль организации в процентах (24%).
  Наличие в формуле (20.2) ставки налога на прибыль обусловлено тем, что сумма налога на имущество уменьшает базу по налогу на прибыль.
  В данном примере при прибыльной работе за 5 лет полезного использования объекта дополнительный платеж составит 2 280 руб. или 3,8% от его балансовой стоимости. Как следует из формулы (20.1), процентная доля растет прямо пропорционально увеличению срока полезного использования объекта.
  В реальной жизни договорные отношения между сторонами хозяйственных отношений часто сопровождаются дополнительными условиями, поэтому при сопоставлении различных вариантов целесообразно не только включать в рассмотрение суммы проводок, но и рассчитывать микробаланс каждого из них.
  Если простейшие приемы не приносят результата, то формируется модель хозяйственной деятельности на базе типичных бухгалтерских проводок, в состав которых включается каждый из исследуемых блоков договорных отношений (см. рис.20.1).
 
 20.2. Балансовый метод налогового планирования
 и прогнозирования финансового результата
 
  В бухгалтерском учете накоплен солидный отечественный и зарубежный опыт по описанию реальных хозяйственных процессов, осуществляемых на конкретных предприятиях. Первичные учетные документы скрупулезно фиксируют все факты хозяйственных операций и действий. Они включают в себя следующие составные информационные элементы:
  особенности форм собственности;
  специфику договорных отношений предприятия с контрагентами;
  своеобразие технологии производственных процессов;
  нормативные основы налогообложения;
  вероятностные факторы;
  деловые качества руководящего состава.
  Необходимость уверенной ориентировки во всех указанных направлениях обусловлена, во-первых, спецификой профессии бухгалтера, во-вторых, его должностными обязанностями, в-третьих, его финансовой, административной и уголовной ответственностью. Хотя, в соответствии с законом "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ, вся ответственность за ведение бухгалтерского учета возлагается на руководителя предприятия, на практике дело обстоит совершенно иначе.
  Учредители предприятия и его руководители теоретически и практически финансово-экономические функции возлагают на бухгалтера и стараются нанимать на работу именно такого специалиста, который бы уверенно осуществлял работу по всем указанным направлениям. Такова реальная жизнь. Если бухгалтер сегодня не готов решать эти проблемы, то ему трудно найти хорошо оплачиваемую работу.
  Поэтому нынешний бухгалтерский учет все больше уходит от традиционной формы, охватывающей исключительно проблемы делопроизводства, документооборота, численной обработки и анализа результатов. Важнейшими элементами современного бухгалтерского учета становятся элементы налогового планирования и прогнозирования финансового результата деятельности предприятия.
  Учет следует проводить в два этапа. На первом этапе осуществлять поисковые исследования с оценкой важнейших экономических параметров, существенно влияющих на суммарные налоговые платежи и величину валовой прибыли предприятия, а также проводить прогнозирование оптимальной величины прибыли. На втором этапе вести традиционный бухгалтерский учет с постоянным контролем отклонений параметров от планируемых величин и одновременной их корректировкой.
  Первый этап бухгалтерского учета включает следующие действия:
  выбор форм договорных отношений с поставщиками и покупателями;
  определение основных элементов налогового поля предприятия;
  оценку состава затрат и величины себестоимости продукции (работ, услуг);
  калькуляцию цен на продукцию (работы, услуги) и определение коэффициентов рентабельности;
  приближенный расчет сумм налоговых платежей;
  прогнозирование финансового результата;
  разработку дивидендной политики предприятия.
  Этот этап начинается с построения бухгалтерской модели (схемы) хозяйственной деятельности предприятия и ее отработки. На базе данной модели затем проверяется возможность достижения планируемого размера прибыли при различных вариациях экономических параметров с учетом случайных и вероятностных факторов. Исходя их финансового результата, на модели отрабатываются формы различных договорных отношений с поставщиками и покупателями, а также виды налоговых обязательств и хозяйственных ситуаций. Условно говоря, решается обратная задача бухгалтерского учета.
  Второй этап бухгалтерского учета является традиционным учетом, который дополняется контролем отклонений значений различных параметров от величин, выбранных на первом этапе.
  Сочетание двух этапов требует некоторых дополнительных затрат времени и средств, но позволит избежать существенных предпринимательских рисков. Чтобы указанные затраты были минимальными, целесообразно для первого этапа учета разработать простую, удобную, но достаточно точную методику построения модели хозяйственной деятельности предприятия, на базе которой легко осуществлять прогнозирование финансового результата. Такая модель должна хорошо вписываться в профессиональное бухгалтерское отображение хозяйственной деятельности и использовать обычное программное обеспечение на персональном компьютере.
  Эти требования отнюдь не являются преувеличенными, поскольку в настоящее время объем бухгалтерских обязанностей и функций существенно возрос. Многочисленные нормативные установки со стороны финансовых и налоговых органов подчас противоречивые, отнимают значительное рабочее время бухгалтера. Предлагаемые в помощь программы на персональных компьютерах, как правило, страдают одним очень большим недостатком: они рассчитаны не на бухгалтера-пользователя, а на бухгалтера-программиста. Разработчики программ никак не могут усвоить главный принцип рыночных отношений: выпускать продукцию максимально приближенную к нуждам потребителей.
  Положение бухгалтера усугубляется еще одним важным обстоятельством, которое заключается в том, что развитие и совершенствование налоговой системы идет преимущественно в одном направлении - в фискальном. В результате наряду с бухгалтерским учетом развивается налоговый учет, который, к сожалению, не только плохо стыкуется с первым, но и имеет ярко выраженный субъективистский характер, размывающий экономический смысл хозяйственной деятельности предприятия и самой бухгалтерской профессии.
  Дополнительные трудности вносит преувеличенное внимание к психологическим факторам в проблемах ценообразования в ущерб калькуляции себестоимости, скрупулезному учету и анализу затрат. Конечно, психологический фактор является важным элементом для установления цены продукции (работ, услуг), однако в географических и климатических условиях России, на наш взгляд, себестоимость была и остается определяющим элементом.
  На протяжении нескольких последних лет автором разработан и внедрен в практику специальный численный матрично-балансовый метод, который на базе первичных учетных документов формирует бухгалтерскую и (или) аналогичную ей матричную модель хозяйственной деятельности предприятия. С помощью любой из этих моделей можно осуществлять выбор различных экономических параметров, а также проводить налоговое планирование и управление прибылью предприятия 90, 92, 110, 114, 120, 143.
  Алгоритм метода и главного его звена - прикладной бухгалтерской модели предприятия как хозяйствующего субъекта - описывается блок-схемой, представленной на рисунке 20.1.
  На основе данных, сосредоточенных в уставе предприятия, формируются три главных начальных блока бухгалтерской модели: система договоров, налоговое поле и типичные хозяйственные операции. В блоке договоров сосредоточены юридические нормы и правила, кодируемые с помощью бухгалтерских проводок. Совокупность договоров увязывается с налоговой системой и блоком хозяйственных операций. Налоговая система отображается комплексом бухгалтерских проводок, характеризующих юридические и экономические принципы налогообложения. Блок хозяйственных операций содержит в себе ряд приемов отражения разнообразных хозяйственных действий.
  За ними идет блок хозяйственных ситуаций в виде комплексов бухгалтерских проводок, характеризующих набор хозяйственных типовых действий, связанных определенной целью. На основе четырех описанных блоков формируется журнал хозяйственных операций, представляющий собой базовую часть модели экономической деятельности предприятия. Базовая часть модели либо изначально формируется в виде специальной изолированной (замкнутой или независимой) денежной системы, либо приводится к ней, если она создается на основе реальных журналов хозяйственных операций конкретной фирмы. Приведение к форме изолированной (независимой) денежной системы осуществляется с помощью совокупности трансформационных проводок. Этот блок может использоваться в дальнейшем в двух видах: в качестве совокупности бухгалтерских проводок для расчетов балансов или в виде матрицы коэффициентов хозяйственной деятельности для поисков необходимых решений в форме графо-аналитических и других зависимостей в режиме традиционных экономико-математических моделей.
  После изолированного блока хозяйственных операций в расчетной схеме алгоритма следует блок финансового результата, в котором рассчитывается баланс независимой денежной системы. За блоком финансового результата стоит блок анализа и прогноза, в алгоритм которого заложена система принятия решения. Для проверки степени оптимальности решения и учета случайных и статистических воздействий в схему метода включены статистический блок и блок случайных величин (например, система анализа надежности банков или страховых компаний или формулы вероятности наступления того или иного события).
 
  -------------------
  | Устав предприятия |
  -------------------
  -----------------------|----------------------
  | | |
  ----------------- -------------- -------------
  -->|Система договоров|<---->|Налоговое поле|<--->|Хозяйственные|<-----
 | ----------------- -------------- |операции | |
 | | | ------------- |
 | -----------------------|---------------------- |
 | | |
 | ----------------------------------- |
 | |Совокупность хозяйственных ситуаций| |
 | ----------------------------------- |
 | | |
 | ----------------------------- |
 | |Журнал хозяйственных операций| |
 | ----------------------------- |
 | | |
 | -------------------------- |
 | |Трансформационные проводки| |
 | -------------------------- |
 | | |
 | ----------------------------------------- |
 | |Изолированный блок хозяйственных операций| |
 | ----------------------------------------- |
 | ----------------------------------------------- |
 | | | | |
 | --------------- -------------------- ---------------------- |
 | |Блок статистики| |Финансовый результат| |Блок случайных величин| |
 | --------------- -------------------- ---------------------- |
 | ---------------------|------------------------- |
 | | |
 | ----------------------- |
  -------------------|Блок анализа и прогноза|--------------------------
  -----------------------
  ------------------------------------------
  | |
  ------------------- -------------------------------
  |Баланс и отчетность| |Графо-аналитические зависимости|
  ------------------- -------------------------------
 
  Рис.20.1. Блок-схема алгоритма численного метода
 
  Работа алгоритма формирования бухгалтерской модели и осуществления налогового планирования и прогнозирования финансового результата строится следующим образом. Вариант системы договорных отношений с помощью блока хозяйственных операций и блока проводок налоговой системы, а также численных или аналитических зависимостей сводится к изолированной системе хозяйственных операций.
  Далее, в зависимости от сферы применения метода у исследователя есть два выбора:
  1) работать по традиционной бухгалтерской схеме, т.е. в режиме составления балансов;
  2) транслировать журнал хозяйственных операций в матричную форму и осуществлять поиски необходимых решений в форме графо-аналитических и других зависимостей, т.е. работать в режиме традиционных экономико-математических моделей.
  В бухгалтерском режиме рассчитывается баланс изолированной денежной системы при выбранных условиях хозяйствования. Баланс анализируется по размеру чистой прибыли. В режиме традиционных прикладных экономико-математических моделей определяются численные и аналитические зависимости чистой прибыли от различных параметров.
  Если результаты анализа удовлетворяют исследователя, то в бухгалтерском подходе возможны следующие варианты:
  расчеты прекращаются и формируются данные для реального баланса и отчетности;
  расчеты дополнительно проверяются на воздействия случайных или статистических величин и параметров.
  В традиционном экономическом подходе (в сфере управленческого учета) необходимость составления баланса не возникает.
  При неудовлетворительных результатах принимается решение об изменении условий хозяйствования или договорных отношений и цикл исследований продолжается.
 
 20.3. Бухгалтерская модель хозяйственной деятельности
 
  Бухгалтерская модель хозяйственной деятельности предприятия строится, исходя нескольких главных допущений, в частности следующих:
  предыстория хозяйствования (начальные сальдо по бухгалтерским счетам) не учитывается;
  в ходе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг рассматриваются только те доли доходов и расходов, которые относятся исключительно к текущему периоду;
  все активы предприятия наделяются свойством абсолютной ликвидности (т.е. способностью мгновенного превращения в денежные средства) или переводятся в абсолютно ликвидные активы с применением обоснованных вероятностных коэффициентов.
  Упрощенный смысл этих допущений изложен в главе 13 (см. п.13.6)
  Модель, характеризующаяся такими признаками, ведет себя как отлаженный хозяйственный механизм, практически не подверженный внешним неблагоприятным воздействиям. Она функционирует как изолированная (замкнутая или независимая) денежная (финансовая) система, что предопределяет стабильность и предсказуемость финансового результата ее работы.
  Бухгалтерский баланс (микробаланс) модели сводится к нескольким итоговым счетам, позволяющим непосредственно выявлять конечный финансовый результат - прибыль или убыток (см. табл.20.1).
 
 Таблица 20.1. Баланс (микробаланс)
 бухгалтерской модели хозяйственной деятельности
 
  -----------------------------------------------------------------------
 | Актив | Пассив |
 |-------------------------------------|---------------------------------|
 |51 "Расчетные счета" |02 "Амортизация основных средств"|
 |-------------------------------------|---------------------------------|
 | |05 "Амортизация нематериальных|
 | |активов" |
 |-------------------------------------|---------------------------------|
 | |99 "Прибыли и убытки" |
 |-------------------------------------|---------------------------------|
 | Баланс | Баланс |
  -----------------------------------------------------------------------
 
  На счете 51 "Расчетные счета" актива микробаланса отражается реальная величина денежных средств, оставшихся в результате проведения отраженных хозяйственных действий. Он включает в себя:
  1) величину прибыли на счете 99 "Прибыли и убытки";
  2) сумму начисленной за текущий период амортизации основных средств на счете 02 "Амортизация основных средств";
  3) сумму начисленной за текущий период амортизации нематериальных активов на счете 05 "Амортизация нематериальных активов".
 
 Примечания.
 
  1. Текущий период в модели может быть выбран любым (месяц, квартал, полугодие, год).
  2. В активе микробаланса могут присутствовать и другие денежные счета (50 "Касса", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках"), но лучше сформировать проводки таким образом, чтобы вся сумма была сосредоточена на одном из них. Для простоты нами будет использоваться преимущественно счет 51 "Расчетные счета".
  В зависимости от целей и сроков проведения исследований на практике могут плодотворно использоваться два типа моделей:
  логическая;
  статистическая.
  Логическая модель характеризуется тем, что описывает деятельность организации с помощью типичных хозяйственных операций и действий при типовых налоговых и договорных отношениях. Она изначально может формироваться по принципам изолированной денежной системы. При этом недостаток предположения об отсутствии влияния предшествующих периодов в ней компенсируется за счет усреднения сумм в сводных бухгалтерских проводках, отражающих типичный хозяйственный процесс.
  Статистическая модель характеризуется тем, что отображает конкретную многообразную деятельность фирмы, включающую всю палитру хозяйственных, налоговых и договорных отношений, усредненных за несколько отчетных периодов. В такой модели в результате принятого способа ее формирования заведомо присутствует некоторая предыстория экономической деятельности, что делает ее более точной. Однако полученная прямой обработкой первичных учетных документов, статистическая модель может не соответствовать критериям изолированной денежной системы. В этом случае она принимается за базовую модель, которая дорабатывается путем дополнительных экономически обоснованных проводок, превращающих базовую модель в независимую финансовую систему. В обоих типах моделей основным критерием, по которому оценивается практическая пригодность того или иного варианта хозяйственных действий предприятия, является чистая прибыль, т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
  Важным свойством бухгалтерской модели, позволяющим упорядочить результаты проводимых расчетов, является способ их обработки при помощи метода денежных потоков, суть которого состоит в следующем.
  Входом любой изолированной денежной системы является выручка или доход от реализации продукции (работ, услуг), продажи прочих активов, внереализационных операций и поступление заемных средств.
  Примечание. Заемные средства можно рассматривать в качестве своеобразного элемента выручки (дохода), расходы по которому включают в себя возвратный платеж с суммой процентов. Поэтому нет необходимости уделять специальное внимание данной категории денежных средств.
  Поступление выручки (извлечение дохода) всегда сопряжено с определенными денежными (или эквивалентными им) расходами. После вычета данных расходов из общей массы выручки на расчетном, валютном или специальном счете, (и/или в кассе) на предприятии остаются денежные средства, которые включают в себя сумму начисленной амортизации и величину чистой прибыли.
  Таким образом, в изолированной денежной системе фиксируется входной денежный поток в виде выручки (дохода) и его элементы: средства для осуществления текущих расходов, суммы для будущей замены долгосрочных активов и величина чистой прибыли. Расходную компоненту выручки (дохода) целесообразно разделить на две составляющие, а именно: на расходы, непосредственно связанные с производством и обязательные платежи в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды.
  Следовательно, методом денежных потоков в составе выручки (дохода) бухгалтерской модели контролируются четыре следующих компоненты:
  1) чистая прибыль, которая может быть использована на развитие производства и выплату дивидендов учредителям (после удержания с них налога на доходы);
  2) обязательные платежи в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды, которые можно определить как суммарные налоговые выплаты (или суммарные налоги);
  3) производственные расходы, в состав которых входят материальные и трудовые затраты предприятия на изготовление продукции (выполнение работ, оказание услуг), а также на управление хозяйственным процессом (эту компоненту можно назвать просто расходами);
  4) текущие амортизационные отчисления, которые предназначены для инвестирования в долгосрочные активы предприятия, исчерпывающие срок своего полезного использования (эту компоненту можно назвать просто амортизацией).
  Эти денежные потоки очень удобно рассматривать в относительном виде, а именно, в процентах к суммарной выручке (доходу). По ним легко производить сопоставление различных вариантов деятельности, т.е. оценивать, планировать и прогнозировать хозяйственные процессы и, следовательно, управлять прибылью.
 
 20.4. Налоговое планирование
 
  Задача прогнозирования финансового результата и управления прибылью предприятия тесным образом связана с проблемой налогового планирования. Планирование сумм налоговых платежей может рассматриваться как отдельно, так и в связи с оценками финансового результата хозяйствования. Алгоритм, приведенный на рис.20.1, позволяет это делать. Самостоятельную задачу налогового планирования можно представить как состоящую их нескольких следующих этапов.
  1. Формирование налогового поля предприятия. Под налоговым полем понимают спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать предприятию, их конкретные ставки и льготы.
  Параметры налогового поля устанавливаются по статусу предприятия, на основе его устава и в соответствии с НК РФ, законами РФ и ее субъектов, а также федеральных и местных инструкций подразделений МНС РФ (см. главу 16).
  2. Образование системы договорных отношений. Согласно уставу предприятия и на основе Гражданского кодекса РФ определяется совокупность видов договоров, на базе которых происходит взаимодействие предприятия с покупателями и поставщиками, с дебиторами и кредиторами. Система договорных отношений фирмы составляется с учетом сформированного ранее налогового поля.
  3. Подбор типичных хозяйственных операций. На основе предварительного анализа хозяйственной деятельности и планируемых результатов работы выбираются типичные хозяйственные операции и действия, которые предстоит выполнять предприятию в своей повседневной практике или совершать эпизодически.
  4. Выделение и очерчивание различных ситуаций. С учетом выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок определяются реальные хозяйственные ситуации, охватывающие самые разнообразные стороны экономической жизни, и реализуемые в нескольких сравнительных вариантах.
  5. Предварительный выбор оптимального варианта хозяйственных ситуаций. По итогам всестороннего исследования ситуаций производится предварительный отбор оптимальных по финансовому результату и по суммарным налоговым платежам вариантов, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских проводок (см. п.20.1).
  6. Составление журнала хозяйственных операций. Из оптимальных ситуационных блоков хозяйственных операций составляется конкретный журнал хозяйственных операций, который и служит реальной основой бухгалтерского учета.
  7. Сравнительный анализ ситуаций и принятие решений. Проводятся расчетные исследования хозяйственных ситуаций, и осуществляется их уточненный сравнительный анализ. При этом различные ситуации сопоставляются по полученным финансовым результатам, налоговым платежам и возможным потерям, обусловленным штрафными и другими санкциями. Этой стадии следует уделить особое внимание. Во-первых, из-за серьезности санкций и возможных существенных потерь, которые необходимо исключить. Во-вторых, из-за готовности пойти на некоторые утраты, но получить определенный (существенный) выигрыш в чем-то другом, например: в оборачиваемости средств, во временных затратах на принятие решений и т.п.
  В настоящее время бытует ошибочное мнение, что если налоговое планирование дает даже минимальный финансовый выигрыш, то его следует использовать. Практикующие бухгалтеры прекрасно знают, что в условиях дефицита времени целесообразно пойти на некоторые налоговые утраты, чтобы обеспечить себе возможность и время для необходимого маневра.
  Кроме того, следует иметь в виду, что налоговое планирование не является самоцелью предприятия в рыночной экономике. Как отмечалось в главе 16, в странах с развитыми рыночными отношениями проблеме налогообложения уделяется весьма скромное внимание: главная цель - получение максимальной прибыли. Поэтому в настоящее время рекомендуется сочетать решение проблемы налогового планирования с задачей поиска варианта хозяйственной деятельности с максимально возможной чистой прибылью. Два примера, приведенных ниже, показывают, что суммарные налоговые платежи получаются в качестве сведений, сопутствующих результатам исследований по управлению прибылью организации.
 
 20.5. Управление прибылью предприятия
 автосервиса на базе логической модели
 
  Логическая бухгалтерская модель формируется на преобразованном к определенному виду журнале хозяйственных операций, который дополняется элементами, отражающими специфику договорных отношений и налогового поля, а также учитывающими особенности взаимодействия фирмы с различными дебиторами и кредиторами. Модель представляет собой комплекс бухгалтерских проводок, увязанных конкретными логическими, аналитическими и числовыми зависимостями. Степень ее подробности определяет и ее расчетную точность.
  В качестве практического примера рассмотрим применение логической модели предприятия автосервиса, с помощью которой осуществляется управление прибылью путем выбора оптимальных параметров в момент перехода фирмы на новые условия налогообложения. Они связаны с введением в действие с 01.01.2003 г. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в соответствии с главой 26.3 НК РФ).

<< Пред.           стр. 51 (из 66)           След. >>

Список литературы по разделу