<< Пред. стр. 53 (из 66) След. >>
|62 "Расчеты с покупателями и|692 |68 "Расчеты по налогам и сбо- | 65 ||заказчиками" | |рам" | |
|-----------------------------|----|------------------------------|-----|
|99 "Прибыли и убытки" |1772| | |
|----------------------------------|------------------------------------|
| Баланс: 2 641 | Баланс: 2 641 |
-----------------------------------------------------------------------
Баланс базовой бухгалтерской модели данного комиссионного магазина не является балансом независимой денежной системы, потому что в нем присутствуют остатки по счетам 10 "Материалы", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и 68 "Расчеты по налогам и сборам". Кроме того, следует обратить еще на одну его особенность: активный счет 51 "Расчетные счета" расположен в пассиве баланса.
Что касается последнего факта, то для убыточного предприятия нет ничего удивительного в том, что в балансе, составленном без учета начальных сальдо, якобы присутствует овердрафт. (Овердрафт - форма краткосрочного кредита банка, который допускает образование кредитового сальдо предприятия на расчетном счете.) На самом деле его нет, хотя в жизни бывают разные парадоксы. Например, в 1995 году автор, будучи главным бухгалтером фирмы "Оптторг", предоставил в обслуживающий банк пакет платежных поручений по перечислению налогов в бюджет на сумму, которая превышала остаток средств на расчетном счете. Добросовестная операционистка перевела всю сумму, указанную в совокупности поручений, в результате чего на расчетном счете фирмы возник отрицательный остаток.
В реальной деятельности магазина такого кредита не было, а расчеты с контрагентами осуществлялись за счет средств, накопленных предприятием в более благоприятные периоды. Задача исследований состояла в том, чтобы найти условия, при которых сальдо по счету 51 "Расчетные счета" из кредитового станет дебетовым.
Для того чтобы преобразовать бухгалтерскую модель к форме изолированной финансовой системы, необходимо было выполнить следующие экономические действия:
реализовать остатки материальных запасов по счету 10 "Материалы";
получить от покупателей причитающиеся с них суммы, возможно, с некоторыми потерями, и закрыть счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
погасить задолженность магазина бюджету (по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам").
Бухгалтерская модель была дополнена несколькими трансформационными проводками (см. табл.20.8), которые отражают упомянутые выше экономические действия. Оплата задолженности в бюджет осуществлена за счет условного овердрафта, дебиторская задолженность закрыта с вероятность в 90%, а материалы проданы с минимальной прибылью. Эти мероприятия очень напоминают ситуацию выполнения обязательств магазина перед своими кредиторами при банкротстве.
Таблица 20.8. Трансформационные проводки
-----------------------------------------------------------------------
|N |Корреспонден- |Сумма | Содержание хозяйственной операции |
| | ция счетов | тыс. | |
| |--------------| руб. | |
| |Дебет |Кредит | | |
|--|------|-------|------|----------------------------------------------|
|35| 68 | 51 | 65 |Произведена доплата по налогам и сборам |
|--|------|-------|------|----------------------------------------------|
|36| 51 | 62 | 623 |Поступило 90% суммы дебиторской задолженности |
|--|------|-------|------|----------------------------------------------|
|37| 91-2 | 62 | 69 |Списано 10% сомнительной дебиторской задолжен-|
| | | | |ности |
|--|------|-------|------|----------------------------------------------|
|38| 99 | 91-9 | 69 |Отражен убыток от списания части задолженности|
|--|------|-------|------|----------------------------------------------|
|39| 91-2 | 10 | 177 |Списана стоимость проданных излишних материа-|
| | | | |лов |
|--|------|-------|------|----------------------------------------------|
|40| 62 | 91-1 | 216 |Предъявлен счет покупателю излишних материалов|
|--|------|-------|------|----------------------------------------------|
|41| 91-2 | 68 | 36 |Начислен НДС от реализации излишка материалов |
|--|------|-------|------|----------------------------------------------|
|42| 51 | 62 | 216 |Поступили средства от продажи излишка материа-|
| | | | |лов |
|--|------|-------|------|----------------------------------------------|
|43| 91-9 | 99 | 3 |Определена прибыль от продажи излишка материа-|
| | | | |лов |
|--|------|-------|------|----------------------------------------------|
|44| 68 | 51 | 36 |Перечислен в бюджет НДС от продажи материалов |
-----------------------------------------------------------------------
Бухгалтерская модель хозяйствования, описываемая полной системой проводок N 1-44, представляет собой изолированную финансовую систему (см. баланс в табл.20.9).
Таблица 20.9. Баланс изолированной финансовой системы
комиссионного магазина за полугодие
-----------------------------------------------------------------------
| Актив | Пассив |
|----------------------------------|------------------------------------|
|99 "Прибыли и убытки" | 1838 |51 "Расчетные счета" | 1838 |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Баланс: 1838 | Баланс: 1838 |
-----------------------------------------------------------------------
Сумма на счете 51 "Расчетные счета" характеризует степень убыточности магазина: именно ее ежемесячно не хватает, чтобы расплачиваться с кредиторами. Эту убыточность следует ликвидировать.
Вариантов для решения данной задачи не так уж много. Более того, в настоящей работе такая цель не ставилась: важно предложить инструмент, с помощью которого профессиональный бухгалтер сможет ее решить сам.
Самый простой способ - это уменьшение текущих расходов магазина. Как следует из анализа совокупности проводок, представленных в табл.20.5, самыми крупными расходами магазина являются затраты на закупки материалов, арендную плату, оплату труда, а также на социальные платежи. Была поставлена задача провести расчеты балансов модели, уменьшая все эти составляющие текущих затрат магазина (издержек обращения) на величину в пределах 0-25% от исходного значения. Расчеты были выполнены по программе "1С: Бухгалтерия". Их результаты помещены в табл.20.10. При этом было учтено, что доходом в комиссионном магазине является вознаграждение, размер которого определен в договоре с комитентом.
Таблица 20.10. Компоненты вознаграждения
комиссионного магазина в процентах
-----------------------------------------------------------------------
| Наименование | Сокращение издержек обращения, % |
| |-----------------------------------------|
| | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
|-----------------------------|------|------|------|------|------|------|
|Вознаграждение | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
|-----------------------------|------|------|------|------|------|------|
|Чистая прибыль |-12,2 | -7,5 | -2,8 | 1,4 | 5,0 | 8,7 |
|-----------------------------|------|------|------|------|------|------|
|Суммарные налоги | 21,4 | 21,4 | 21,5 | 22,1 | 23,3 | 24,5 |
|-----------------------------|------|------|------|------|------|------|
|Расходы | 90,8 | 86,1 | 81,3 | 76,5 | 71,7 | 66,8 |
-----------------------------------------------------------------------
В дополнение были проведены расчеты по формуле (8.5) изменения величины коэффициента рентабельности (Кр) в процентах к издержкам обращения магазина от сокращения издержек обращения (СИО) в процентах от их первоначального значения. Они представлены на графике рис.20.3.
При сопоставлении сведений по рентабельности, представленных в табл.20.10 и на графике рис.20.3, следует иметь в виду то, упоминавшееся ранее, обстоятельство, что в первом случае речь идет об отношении чистой прибыли к сумме комиссионного вознаграждения, а во втором - об отношении прибыли к величине издержек обращения магазина.
См. графический объект "Рис.20.3. Зависимость коэффициента рентабельности (Кр) работы комиссионного магазина от сокращения издержек обращения (СИО)"
Рис.20.3. Зависимость коэффициента рентабельности (Кр) работы комиссионного магазина от сокращения издержек обращения (СИО).
Из материалов рис.20.3 видно, что безубыточная работа исследуемого комиссионного магазина может быть достигнута при сокращении его издержек приблизительно на 15%. По результатам исследований руководство фирмы и/или ее учредители могут принимать соответствующее решение.
Практические выводы.
1. В процессе становления рыночных отношений в России одним из важнейших условий выживания коммерческих фирм является страхование производственных и предпринимательских рисков, что заставляет их руководство заниматься проблемой управления прибылью.
2. Для успешного решения данной проблемы целесообразно использовать бухгалтерскую службу, которая обладает необходимой экономической информационной базой, а также достаточными программными и аппаратными средствами.
3. В настоящее время создан инструмент формирования простых, но достаточно точных логических и статистических бухгалтерских моделей хозяйственной деятельности предприятий различных сфер экономики, пригодных для осуществления разноплановых финансово-экономических исследований.
4. При создании моделей особое внимание следует уделять правильному выбору форм договорных отношений с контрагентами и рациональной компоновке налогового поля фирмы.
5. На основе бухгалтерских моделей можно с минимальными затратами времени и денежных средств провести работы по налоговому планированию, контролю экономических параметров и управлению прибылью предприятия.
Контрольные вопросы по теме
1. Какие направления совершенствования бухгалтерского учета на предприятии вы знаете?
2. Опишите общую схему алгоритма балансового метода налогового планирования и прогнозирования финансового результата.
3. Какова значимость оформления в бухгалтерском учете системы договорных отношений между организациями?
4. Что выгоднее: покупать объекты основных средств или их арендовать и почему?
5. Раскройте понятие обратной задачи бухгалтерского учета.
6. Оцените важность отражения в бухгалтерской модели налогового поля предприятия.
7. В чем состоит сущность метода микробалансов?
8. Что такое изолированная (независимая) финансово-экономическая система?
9. Раскройте понятие бухгалтерской модели хозяйственной деятельности организации.
10. На какие денежные потоки можно условно разделить выручку (доход), поступившую на предприятие?
11. Какое место занимает налоговое планирование в общей задаче бухгалтерского учета?
12. В чем отличие логической и статистической бухгалтерской модели? Какой из них следует отдать предпочтение?
13. Управление прибылью предприятия - может ли современный бухгалтер участвовать в решении данной проблемы и если да, то каким образом?
Глава 21. Бухгалтерский учет на персональном компьютере
Последние десятилетия в бухгалтерском учете были ознаменованы повсеместным внедрением автоматизированных систем. Эти системы позволили значительно повысить точность бухгалтерского учета и снизить затраты времени на его проведение. В настоящее время автоматизация бухгалтерского учета реализуется путем использования персональных компьютеров (ПК). По оценкам специалистов, автоматизированные системы с применением персональных компьютеров в бухгалтерском учете сегодня использует 80-90% коммерческих предприятий.
На малых и средних предприятиях системы бухгалтерского учета, как правило, базируются на одном персональном компьютере, на больших предприятиях они формируются в виде компьютерной сети. Система бухгалтерского учета на одном персональном компьютере комплектуется системным блоком, монитором, клавиатурой, мышью и принтером. Система бухгалтерского учета на базе компьютерной сети комплектуется главным управляющим компьютером большой мощности, называемым сервером, и некоторым числом рабочих станций, оснащенных менее мощными системными блоками. Каждая рабочая станция имеет также отдельный монитор, клавиатуру и мышь. Принтер в таких системах чаще всего общий.
При сетевой форме организации бухгалтерского учета диски сервера, называемые файл-серверами, доступны всем рабочим станциям, а диски отдельных рабочих станций обычно закрыты для доступа других станций. На файл-серверах устанавливается специальная сетевая управляющая операционная система, а на дисках рабочих станций монтируются операционные системы для рабочих и прикладных программ.
Выбор аппаратных и программных средств компьютера для ведения бухгалтерского учета представляет некоторые трудности. Поэтому уместно привести рекомендации специалистов.
21.1. Аппаратные средства
Выбор аппаратных средств для целей бухгалтерского учета из имеющихся на рынке персональных компьютеров должен осуществляться на основе критерия "эффективность-стоимость". Под эффективностью следует понимать ведение бухгалтерского учета с заданной полнотой и точностью, а также сдачу бухгалтерской отчетности в заданные сроки.
Исходя из критерия "эффективность-стоимость", бухгалтерии предприятия следует приобретать IBM PC-совместимые компьютеры, на базе процессоров не ниже четвертого поколения. Более дешевая старая техника не обеспечит необходимый объем и требуемое качество бухгалтерского учета. Суперсовременная техника по своей многофункциональности и стоимости может оказаться избыточной, тем более что вычислительная техника очень быстро морально устаревает.
Специалисты, занимающиеся внедрением персональных компьютеров в системы бухгалтерского учета, считают, что для бухгалтеров малых и средних предприятий, а также предпринимателей, занимающихся ведением бухгалтерского учета на базе собственного компьютера на дому, целесообразно выбирать следующие аппаратные средства 54, 199, 230.
Системный блок компьютера, который служит его главным управляющим центром, должен быть оснащен микропроцессорами фирм Intel (Celeron и Pentium) и AMD (Duron K7 и Athlon K7) с оперативной памятью не ниже 32 Мбайт. Это позволит установить на компьютере операционные системы типа Windows 95 или Windows 98 фирмы Microsoft и современные многопрофильные бухгалтерские программы. Более мощная операционная система Windows 2000 нуждается в оперативной памяти в 96 Мбайт. Кроме того, следует иметь в виду, что Windows 98 и Windows 2000 предоставляют возможность работы в Интернете. Наиболее популярной рабочей программой, которой оснащаются современные процессоры, является Microsoft Office, включающая в себя текстовый редактор Word, редактор электронных таблиц Excel и друге важные расчетно-оформительские программы. Версия Microsoft Office 2000 требует оперативной памяти объемом 32-64 Мбайт. Учитывая все эти обстоятельства, общий объем оперативной памяти целесообразно иметь в размере 128 Мбайт и более.
В системном блоке кроме оперативной памяти для постоянного хранения информации используются жесткие диски - "винчестеры" (HDD). Главные характеристики, которые следует учитывать при выборе винчестера: емкость, быстродействие и время безотказной работы. В настоящее время наиболее подходящим типами винчестеров являются IDE и SCSI. Они выпускаются разными фирмами. Минимальная емкость составляет 2-3 Гбайт, максимальная - до 40 Гбайт. Быстродействие винчестеров определяется скоростью их вращения (7200 - 10000 об/мин) или средним временем поиска в миллисекундах (5-8 мс). Время безотказной работы составляет 300 000 - 500 000 часов.
Для ввода и вывода разного рода информации, а также для восстановления компьютера после всевозможных сбоев системный блок компьютера оснащается дисководом для дискет размером 3,5 дюйма. Они имеют объем памяти 1,44 Мбайт или 2,88 Мбайт и используются бухгалтерами для архивного хранения информации. Такое хранение является обязательным, потому что в работе компьютеров достаточно часто возникают сбои, обусловленные неожиданными перепадами или срывами напряжения в сети, а также внезапным появлением различных вирусов в программном обеспечении или в информационных файлах. При работе с ними следует придерживаться следующих простых и важных правил:
1) нельзя дискеты гнуть, переламывать и подвергать механическим нагрузкам;
2) нельзя касаться пальцами их рабочей поверхности;
3) нельзя подвергать воздействию электромагнитных полей;
4) хранить дискеты необходимо в специальных упаковках;
5) температурный режим, при котором можно использовать дискеты, должен находится в пределах от +10 до +53С;
6) извлекать дискету из дисковода следует только после того, как погаснет индикатор его работы на передней панели накопителя, иначе может быть повреждена рабочая поверхность дискеты или головка дисковода.
Дискеты крайне ненадежны и малы по объему записываемой на них информации. Существуют более надежные и вместительные современные накопители информации. Например, дисковод LS-120 с дискетами по 120 Мбайт, дисковод Zip Iomega с дискетами по 100 Мбайт и 250 Мбайт, устройство Jaz Iomega с дискетами по 1 или 2 Гбайта. Они характеризуются максимальной скоростью передачи информации величиной 10-20 Мбайт/с. Более объемными, но менее скоростными являются накопители на магнитной ленте - стримеры. Наиболее популярный из них DLT может хранить 20-40 Гбайт информации и обеспечивать скорость ее передачи 1,5-3,0 Мбайт/с.
В связи со значительным ростом объема бухгалтерской документации и программных средств в настоящее время все большее распространение приобрели также устройства для приема информации с компакт-дисков CD-ROM. Они используются для:
установки и обновления программного обеспечения;
поиска информации в базах данных, архивах, справочниках, энциклопедиях и т.п.;
запуска и работы программных продуктов.
Компакт-диски имеют объем 500-700 Мбайт и практически не изнашиваются. Недостатком устройства является их односторонняя направленность - только считывание. Скорость считывания с таких дисков зависит от дисководов CD-ROM. Скорость передачи данных в них обычно кратна 150 Кбайт/с и маркируется следующим образом: 8x, 12x, 16x, 24x, 36x, что, кстати, после 12x не совпадает с действительностью, а достигается на последних дорожках CD за счет предварительного чтения с них. Реально скорость считывания с CD приближается к скорости считывания с жесткого диска только после 12x.
Системный блок компьютера устроен таким образом, что его достаточно легко модернизировать, наращивая оперативную память, добавляя или заменяя жесткий диск и другие компоненты. Модернизация может существенно повысить характеристики компьютера и обеспечить постановку более мощного программного обеспечения. При этом затраты могут оказаться незначительными по сравнению со стоимостью приобретения нового компьютера более высокого класса.
Для ввода информации в компьютер может быть применен сканер - специальное устройство, считывающее текстовые, графические и табличные данные с бумажного носителя. Они подразделяются на две группы: ручные и настольные. Для их связи с компьютером используются стандартные интерфейсы. Программное обеспечение сканеров очень сильно различается, что существенно влияет на цену их приобретения. Сканеры простых моделей характеризуются оптическим разрешением 300-600 dpi (число отсчетов на дюйм), возможностью передачи 256 оттенков серого цвета и 24-битным представлением цвета.
Монитор персонального компьютера предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации. У его экрана бухгалтер проводит значительную часть своего рабочего времени: 5-7 часов в день. Поэтому требования к ним должны быть особенно высокими с точки зрения комфортности и безопасности для здоровья. Как считают специалисты в области аппаратных средств, при выборе монитора следует иметь в виду, что его цена должна составлять от 50% до 70% стоимости всей компьютерной системы.
По принципу действия современные мониторы можно разделить на две группы:
1) мониторы на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ);
2) плоскопанельные мониторы на основе жидких кристаллов (ЖК-мониторы).
Изображение на экране мониторов формируется из множества дискретных точек: зерен люминофора - для монитора на ЭЛТ или жидкокристаллических ячеек - для ЖК-монитора. Минимальный размер изображения зависит от размера экрана. При прочих равных условиях, чем меньше размер, тем четче изображение. Общее количество точек определяет разрешительную способность монитора, оно равно произведению их числа по горизонтали на их число по вертикали. Для обоих типов мониторов важной характеристикой является также достаточно высокая частота вертикальной развертки, гарантирующая отсутствие мерцаний экрана. А для ЖК-монитора дополнительно имеет большое значение яркость экрана, измеряемая в кандела (кд) на квадратный метр.
Исходя из сказанного, желательно, чтобы монитор обладал следующими характеристиками:
диагональ экрана, определяющая величину изображения, для монитора на ЭЛТ - не ниже 17 дюймов, для ЖК-монитора - не ниже 15 дюймов (у первых рабочая зона изображения меньше площади экрана, а у второго - равна ей);
размер зерна или ЖК-ячейки, обуславливающий четкость изображения, не больше 0,28 мм (лучше 0,26 мм);
максимальное разрешение изображения, характеризующее количество точек на поверхности экрана по горизонтали и вертикали, не меньше 1024 точки на каждой из 768 строк (1024768), а лучше 12801024;
частота вертикальной развертки Vertikal Frequency (VF) на максимальном разрешении не ниже 75-85 Гц;
яркость экрана для ЖК-монитора в пределах 150-200 кд/кв. м.
Для обеспечения широкомасштабной продажи своих изделий разработчики мониторов на ЭЛТ доказывают, что в настоящее время вредное воздействие таких мониторов на пользователя снижено, а именно:
1) радиационное облучение практически отсутствует;
2) электромагнитное поле не превышает по своим параметрам поле бытовых приборов;
3) электростатическое поле резко убывает с увеличение расстояния от экрана и на дальности 50-60 см уже полностью отсутствует;
4) сильное световое воздействие может быть уменьшено выбором монитора с высокими качественными характеристиками и периодическими паузами в работе.
Тем не менее, целесообразно перестраховаться и поставить дополнительный защитный экран. В настоящее время выпускаются защитные экраны трех видов: сеточные, пленочные и стеклянные. Лучше использовать стеклянный экран, причем из категории полной защиты. Такой экран изготавливается из специального стекла, легированного атомами тяжелых металлов, и имеет сложное многослойное покрытие.
Клавиатура компьютера предназначена для ввода данных и для работы с программами. Она используется очень интенсивно, поэтому следует выбирать такие экземпляры, у которых легкий ход клавишей, большие буквы и есть цветовое разделение отдельных их секторов. Буквы русского алфавита совпадают со стандартным их размещением на пишущей машинке. Цифры, по сравнению с пишущей машинкой, набираются на нижнем регистре, что существенно усложняет переход с одного из этих устройств на другое. На практике бухгалтеру целесообразно совсем отказаться от пишущей машинки.
Дешевая клавиатура производится из пластмассы и резины. Нажатие клавиши исключительно мягкое, но контакт фиксируется плохо, часто имеет место многократное замыкание-размыкание, поэтому набираемый символ может повториться несколько раз. Усилие нажатия таких клавиш составляет 70 10 г.
Лучше использовать клавиатуру, у которой клавиши работают со щелчком. У нее клавиши обеспечивают однозначный контакт при меньшей силе нажатия (55 10 г.).
Более высокое качество обеспечивают клавиатуры с микропереключателями или сенсорными клавишами.
На персональных компьютерах, применяемых в качестве кассовых аппаратов, клавиатура имеет устройство, считывающее штрихкоды, наносимые на продукцию и товары.
Мышь является манипулятором для ввода информации и управления работой компьютера. Некоторые бухгалтерские программы могут работать без мыши, но таких программ становится все меньше. Поэтому мышь следует приобрести. Необходим также специальный коврик (Mouse Pad) для обеспечения хорошего скольжения мыши. Управление компьютером осуществляется с помощью кнопок мыши и специальных устройств для быстрой прокрутки (скроллинга) изображения на экране. Имеется достаточно большое количество моделей мыши. Они могут подсоединяться к компьютеру с помощью кабеля или взаимодействовать с ним дистанционно через устройства радио или инфракрасных сигналов. Качество мыши зависит от ее разрешения, которое измеряется в dpi (число отсчетов на дюйм). Нормальным считается разрешение в пределах 200-900 dpi.
Принтер предназначен для вывода информации на бумажный носитель. В настоящее время получили распространение три вида принтеров: матричные (игольчатые), струйные и лазерные. По отзывам специалистов, бухгалтерские программы хорошо совместимы с матричными и лазерными русифицированными принтерами. Не всегда стабильно ведут они себя в комплекте со струйными принтерами. Исключение составляют принтеры фирм Epson и Hewlett Packard. Их и рекомендуют специалисты для применения в комплексе с бухгалтерскими системами.
Характеристики типовых черно-белых принтеров следующие.
Матричные принтеры обеспечивают скорость печати 4-8 страниц в минуту, стоимостью каждая 0,002-0,0032 доллара при достаточно высоком уровне шума - 55 дБ.
Струйные принтеры позволяют печатать со скоростью 8-9 страниц в минуту, стоимостью 0,013-0,04 доллара при уровне шума 40 дБ.
Лазерные принтеры обеспечивают скорость печати 4-6 страниц в минуту, стоимостью 0,012-0,031 доллара при уровне шума 40 дБ.
Для обеспечения защиты компьютера от перепадов и сбоев напряжения целесообразно включить в комплект также источник бесперебойного питания. Его подбирают по суммарной мощности системного блока и монитора.
С удаленным компьютером возможна сетевая связь через специальное устройство - модем, который подсоединяется к компьютеру и телефонной сети. Специалисты считают, что для систем с бухгалтерскими программами следует выбирать модемы со скоростями передачи данных в пределах 14 400-36 000 бит в секунду.
21.2. Программные средства
Программы, используемые в бухгалтерском учете на компьютере, принято подразделять на 4 класса:
1) системные;
2) прикладные;
3) инструментальные;
4) комбинированные.
Системные программы носят универсальный характер и предназначены для использования многих вспомогательных и управленческих задач. Они обеспечивают гарантированную работу прикладных программ. Среди них особое место занимают операционные системы, которые осуществляют режим диалога с пользователями, управление компьютером и его ресурсами, а также подключают к работе прикладные программы. С бухгалтерскими программами в настоящее время работают операционные системы MS DOS, Windows 95, Windows NT, OS/2, UNIX, Windows 98 и Windows 2000.
Прикладные программы, в свою очередь, подразделяются на 6 классов:
1) мини-бухгалтерия;
2) интегрированная система бухгалтерского учета;
3) инструментальная система (конструктор);
4) комплекс автоматизированных рабочих мест (АРМ);
5) программы для ведения отдельных участков учета;
6) заказные системы.
Мини-бухгалтерия. Программы этого класса предназначаются для предприятий с малым количеством основных средств и небольшой товарной номенклатурой. Путем оформления и обработки бухгалтерских проводок они обеспечивают ведение: аналитического и синтетического учетов, упрощенного натурального учета, главной книги, оборотной ведомости, некоторых журналов-ордеров и ведомостей.
Интегрированная система бухгалтерского учета. Программы этого класса гарантируют выполнение тех же функций, что и программы класса мини-бухгалтерия, но дополняют их широким множеством аналитических признаков натурально-стоимостного и инвентарного учетов за счет усложнения процедур обработки проводок и использования информации, необходимой для расширенного аналитического учета.
Инструментальная система (конструктор). Программы этого класса могут обеспечить выполнение всех функций, необходимых пользователю, при условии, что пользователь сам сможет конструировать требуемые функции. Для этого нужен квалифицированный персонал, способный осуществлять конструирование.
Комплекс автоматизированных рабочих мест. Программы этого класса предназначаются для предприятий с бухгалтерией, имеющей выделенные участки учета, такие как: учет основных средств, учет товарно-материальных ценностей, учет банковских и кассовых операций, учет готовой продукции, учет расчетов с дебиторами и кредиторами и т.д.
Программы для ведения отдельных участков учета. Программы этого класса составляют подмножество программ класса "Комплекс автоматизированных рабочих мест", имеющих самостоятельную ценность в решение отдельных учетных задач.
Заказные системы. Заказные системы создают под требования заказчика, они не подлежат тиражированию. Могут принадлежать к любому из перечисленных классов.
Приведенная выше классификация позволяет весьма полно описывать характеристики программных продуктов, присутствующих сегодня на российском рынке. Для анализа их возможностей можно обратиться к такому изданию, как журнал "Компьютер в бухгалтерском учете и аудите".
Для целей начального курса изучения бухгалтерских программ целесообразнее использовать упрощенную классификацию без детализации прикладных программ.
На основе этой упрощенной классификации мы и рассмотрим прикладные программы бухгалтерского учета, присутствующие сегодня на нашем рынке и дадим их оценку.
В настоящее время, по опросам специалистов, выявлена следующая приблизительная картина использования отечественных программ бухгалтерского учета, приведенная в табл.21.1.
Табл. 21.1. Практическое использование программ
бухгалтерского учета
-----------------------------------------------------------------------
| Название (фирма) | Доля рынка, % |
|----------------------------------|------------------------------------|
|1С: | 32,0 |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Инфо-Бухгалтер | 12,0 |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Собственная разработка | 12,0 |
|----------------------------------|------------------------------------|
|БЭСТ | 9,3 |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Парус | 8,0 |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Турбо Бухгалтер | 8,0 |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Инфософт | 2,7 |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Финансы без проблем | 1,3 |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Прочие | 14,7 |
|----------------------------------|------------------------------------|
|Всего | 100 |
-----------------------------------------------------------------------
Как видно из табл.21.1, типов бухгалтерских программ довольно много. Все имеющиеся компьютерные бухгалтерские программы работают с тем или иным видом журнала хозяйственных операций по традиционной схеме: первичные документы - журнал хозяйственных операций - промежуточные документы - баланс и отчетность. Формирование журнала хозяйственных операций у них осуществляется по-разному. Самый простой для программы вариант и самый сложный для бухгалтера - это вариант, когда его составление бухгалтер берет полностью на себя. Другие варианты формирования журнала хозяйственных операций предполагают использование целого ряда вспомогательных и справочных данных, вплоть до автоматического написания отдельных блоков. Таким образом, реализуется способности пользователей разной квалификации и опыта.
Большинство прикладных бухгалтерских программ составляется на базе одного из двух следующих принципов:
1) как универсальная программа с механизмом настройки на конкретные особенности предприятия (1С, Инфо-Бухгалтер, Турбо Бухгалтер, Финансы без проблем);
2) как программа с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций с механизмом параметрических настроек (Галактика, Инфософт, Парус).
Универсальные программы значительно дешевле и проще в разработке, однако они требуют дополнительных усилий квалифицированных специалистов при их настройке на конкретном предприятии. По оценкам профессионалов, стоимость такой настройки соизмерима со стоимостью самой программы, т.е. составляет 100%.
Программы с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций при разработке обходятся существенно дороже универсальных, но зато затраты на их настройку на конкретном предприятии много ниже и составляют примерно 25% от их стоимости.
К сожалению, имеющееся программное обеспечение в области бухгалтерского учета, с точки зрения практического бухгалтера, страдает следующими важными недостатками:
1) сложностью изложения инструкций для пользователей;
2) ограниченным выбором программ бухгалтерского учета для самых простых пользователей, в том числе для предпринимателей, ведущих учет самостоятельно;
3) малый выбор программ бухгалтерского учета для самых подготовленных профессионалов, занимающихся поисковыми исследованиями и проблемами оптимизации финансового результата и минимизации налоговых платежей;
4) недостаточностью охвата направлений коммерческой деятельности и отраслей хозяйствования;
5) недостаточной совместимостью программ с международными стандартами бухгалтерского учета и американской бухгалтерской системой учета GAAP.
Первый недостаток (сложность программных инструкций) постепенно преодолевается. Хотя многие программные специалисты продолжают считать, что приоритет в бухгалтерских программах должен принадлежать им, а не пользователям. А это находится в явном противоречии с главным принципом рыночных отношений.
Практическая работа бухгалтера чаще всего включает в себя большое количество мелких рутинных операций и действий. Их следует выполнять быстро и окончательно. Только в этом случае бухгалтер периодически может выделять время для крупных исследований и важного анализа. Регулярные переделки уже проделанной работы или накапливание простых нерешенных вопросов - бич многих даже вполне опытных специалистов. Поэтому любые ценные практические советы и чужой опыт для бухгалтера имеет большое значение. Простые инструкции стали бы огромным подспорьем. Анализ сложных и подчас заумных определений, специфических терминов, операций и манипуляций не только не приводит к быстрому успеху, но способен оказать негативное психологическое воздействие на пользователя бухгалтерских программ. Вот один из таких простых вопросов, который часто никак не может понять и решить начинающий пользователь: это проблема введения в компьютер начального баланса предприятия. Хотя способы упоминаются в разных инструкциях, но на практике этот вопрос поднимается раз за разом.
Напомним самый простой способ введения первоначального баланса предприятия в компьютер.
Пусть предприятие переходит на автоматизированную систему бухгалтерского учета в 1-ом квартале 2003 года. На начало квартала, т.е. на 1 января 2003 г., баланс предприятия, рассчитанный вручную или полученный на другой версии программы, выглядит следующим образом (см. табл.21.2).
Табл.21.2. Баланс предприятия на 1 января 2003 г.
-----------------------------------------------------------------------
| Актив | Пассив |
|---------------------------------|-------------------------------------|
|01 "Основные средства" |2000|60 "Расчеты с поставщиками | 1600 |
| | |и подрядчиками" | |
|----------------------------|----|----------------------------|--------|
|10 "Материалы" |1000|66 "Расчеты по краткосрочным| 1500 |
| | |кредитам и займам" | |
|----------------------------|----|----------------------------|--------|
|20 "Основное производство" | 300|80 "Уставный капитал" | 6000 |
|----------------------------|----|----------------------------|--------|
|50 "Касса" | 600| | |
|----------------------------|----|----------------------------|--------|
|51 "Расчетные счета" |5200| | |
|---------------------------------|-------------------------------------|
| Баланс: 9100 | Баланс: 9100 |
-----------------------------------------------------------------------
Чтобы внести его в программу для ведения бухгалтерского учета на персональном компьютере, используется простой искусственный прием. Программа настраивается на предыдущий квартал, т.е. на 4-й квартал 2002 г., и в нем набирается условный журнал хозяйственных операций (см. табл.21.3). Проводки хозяйственных операций составляются с использованием одного базового счета (лучше всего: 50 "Касса"). Счета актива баланса записываются в проводках по дебету, а базовый счет по кредиту. Счета пассива баланса записываются в проводках по кредиту, а базовый счет по дебету. Дату хозяйственной операции целесообразно поставить как условный порядковый номер записи, а в качестве наименования операции пометить название актива или пассива.
Табл. 21.3. Условный журнал хозяйственных операций
-----------------------------------------------------------------------
| Дата |Наименование хозяйственной операции | Сумма | Дебет | Кредит |
|--------|------------------------------------|-------|--------|--------|
|01.12.02|01 "Основные средства" | 2000 | 01 | 50 |
|--------|------------------------------------|-------|--------|--------|
|02.12.02|10 "Материалы" | 1000 | 10 | 50 |
|--------|------------------------------------|-------|--------|--------|
|03.12.02|20 "Основное производство" | 300 | 20 | 50 |
|--------|------------------------------------|-------|--------|--------|
|04.12.02|50 "Касса" | 600 | 50 | 50 |
|--------|------------------------------------|-------|--------|--------|
|05.12.02|51 "Расчетные счета" | 5200 | 51 | 50 |
|--------|------------------------------------|-------|--------|--------|
|06.12.02|60 "Расчеты с поставщиками и подряд-| 1600 | 50 | 60 |
| |чиками" | | | |
|--------|------------------------------------|-------|--------|--------|
|07.12.02|66 "Расчеты по краткосрочным креди-| 1500 | 50 | 66 |
| |там и займам" | | | |
|--------|------------------------------------|-------|--------|--------|
|08.12.02|80 "Уставный капитал" | 6000 | 50 | 80 |
|--------|------------------------------------|-------|--------|--------|
| | Итого:| 17900 | | |
-----------------------------------------------------------------------
По набранному журналу хозяйственных операций следует выполнить расчет условной оборотно-сальдовой ведомости 4-го квартала 2002 г. (см. табл.21.4).
Табл. 21.4. Условная оборотно-сальдовая ведомость
-----------------------------------------------------------------------
|Счет| Наименование счета | Сальдо | Оборот | Сальдо |
| | | начальное | | конечное |