<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  6. См.: Берковский H.Я. Ф.И.Тютчев. - С.69-70; Гинзбург Л.Я. О лирике. Изд. 2-е, доп. - Л., 1974. - С.98; Горелов А.Е. Три судьбы: Ф.Тютчев, А.Сухово-Кобылин, И.Бунин. - Л., 1976. - С.136; Петрова И.В. Мир, общество, человек в лирике Тютчева. - С.13, 15.
  7. Хромов В. Поэтические кардиограммы // Hаука и жизнь. - 1977. - N 4. - С.128-129.
  8. Там же. - С.129.
  9. Магина Р.Г. Русский философско-психологический романтизм: (Лирика В.А.Жуковского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). - Челябинск, 1982. - С.65.
  10. Аношкина В.H. Ф.И.Тютчев в истории русской литературы XIX - начала XX века. Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. - М., 1977. - С.18.
  11. Иезуитов А.H. Проблема психологизма в эстетике и литературе // Проблемы психологизма в советской литературе. - Л., 1970. - С.52.
  12. См.: Проблемы психологизма в советской литературе. - С.3-4; Кодак М.П. Психологiзм соцiальної прози. - Київ, 1980. - С.8.
  13. См.: Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - М., 1971. - Т.VI. - Стл. 65; - М., 1978. - Т.IX. - Стлб. 651; Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. - С.312.
  14. См.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. - М., 1971. - Т.3; Шеллинг Ф.В. Философия искусства. - М., 1966; Чернышевский H.Г. Детство и отрочество... Военные рассказы... - С.32-45.
  15. См.: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975; он же. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М., 1986; Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: (Эпос. Лирика. Театр). - М., 1968; Гинзбург Л.Я. О лирике. Изд.2-е, доп. - Л., 1974; Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1977; Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - М., 1988; Иезуитов А.H. Проблема психологизма в эстетике и литературе. - С.39-57; Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования // Рус. лит. - 1974. - N 1. - С.46-60; Корман Б.О. Лирика и реализм. - Иркутск, 1986; Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М., 1970; Осмоловский О.H. "Диалектика души" как метод психологического анализа // Проблемы психологизма в художественной литературе: Сб. научн. трудов. - Томск, 1980. - С.121-129; Сильман Т.И. Заметки о лирике. - Л., 1977.
  16. Иезуитов А.H. Проблема психологизма в эстетике и литературе. - С.39-40, 49; Проблемы психологизма в советской литературе. - С.60; Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования. - С.46, 52; Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - С.5, 271; Кодак М.П. Психологiзм соцiальної прози. - С.7-8; Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - С.3, 4, 10, 12, 20, 30.
  17. См.: Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - С.8, 13-16, 30,64,72-74,100; Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - С.274-280; Иезуитов А.H. Проблема психологизма в эстетике и литературе. - С.41-45.
  18. Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования. - С.53.
  19. Кодак М.П. Психологiзм соцiальної прози. - С.7-8.
  20. Ср.: Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - С.16.
  21. См.: Иезуитов А.H. Проблема психологизма в эстетике и литературе. - С.40,42; Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования. - С.46-47,52-53.
  22. См.: Иезуитов А.H. Проблема психологизма в эстетике и литературе. - С.42; Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - С.54.
  23. Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования. - С.47.
  24. См.: Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - С.285.
  25. См.: Иезуитов А.H. Проблема психологизма в эстетике и литературе. - С.40; Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С.453.
  26. Иезуитов А.H. Проблема психологизма в эстетике и литературе. - С.40.
  27. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. - М., 1981. - С.109.
  28. Там же. - С.82.
  29. Там же. - С.102.
  30. См.: Кодак М.П. Психологiзм соцiальної прози. - С.7-8; Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - С.10,20,30.
  31. См.: Кодак М.П. Психологiзм соцiальної прози. - С.7; Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - С.5,106.
  32. См.: Чернышевский H.Г. Детство и отрочество... Военные рассказы... - С.37; Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - С.5.
  33. См. также: Кодак М.П. Психологiзм соцiальної прози. - С.4,7-8. В качестве синонима терминов "психологизм" или "психологический анализ" иногда в научной литературе употребляется выражение "диалектика души". Введённое в обиход ещё Чернышевским, который понимал под диалектикой души "сам психологический процесс, его формы, его законы", т.е. предмет творческого интереса Л.H.Толстого (см.: Чернышевский H.Г. Детство и отрочество... Военные рассказы... - С.34), это выражение стало употребляться в значении формы, способа изображения психического процесса уже в последующих литературоведческих работах (см., например: Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. - С.83,86,87,140). Обосновать же его в качестве научной категории, обозначающей конкретную разновидность психологического анализа, попытался О.H.Осмоловский в своей статье ""Диалектика души" как метод психологического анализа" (Проблемы психологизма в художественной литературе. - С.121-129).
  34. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - С.93.
  35. Там же. - С.94.
  36. Там же. - С.95.
  37. Волошинов В.H. Марксизм и философия языка. - Л., 1929. - С.136.
  38. О доминанте стиля - см.: Чудаков А.П. Проблема целостного анализа художественных систем. (О двух моделях мира писателя) // Славянские литературы. VII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. - М., 1973. - С.79; Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля // Жанр и проблема диалога. - Махачкала, 1982. - С.15.
  39. Бакиров H.Э. К спорам о концепции полифонического романа Достоевского // Художественное целое как предмет типологического анализа. - Кемерово, 1981. - С.22.
  40. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л., 1972. - С.110.
  41. Ср. с суждением H.Э.Бакирова об отличии полифонического романа от диалогичности всякого романа: Бакиров H.Э. К спорам о концепции полифонического романа Достоевского. - С.22.
  42. Гинзбург Л.Я. О лирике. - С.194-195. См. также: Корман Б.О. Лирика и реализм. - С.9.
  43. См.: Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - С.3; Гинзбург Л.Я. О лирике. - С.195.
  44. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т.3. - С.420,503. См. также: Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм... - С.144.
  45. Гинзбург Л.Я. О лирике. - С.8.
  46. См.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т.3. - С.420,494-496,500,503-504; Гинзбург Л.Я. О лирике. - С.8; Литературный энциклопедический словарь. - С.183,184,185.
  47. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т.З. - С.495-496.
  48. Чернышевский H.Г. Детство и отрочество... Военные рассказы...- С.39.
  49. Там же. - С.38.
  50. Там же. - С.39.
  51. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. - С.99.
  52. Там же. - С.110.
  53. Там же.
  54. Там же. - С.86.
  55. Там же. - С.95.
  56. Гинзбург Л.Я. О лирике. - С.146.
  57. См.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т.3. - С.499,500; Сильман Т.И. Заметки о лирике. - С.28.
  58. См.: Корман Б.О. Лирика и реализм. - С.8,9.
  59. Там же. - С.21.
  60. См.: Чернышевский H.Г. Детство и отрочество... Военные рассказы... - С.39,40.
  61. См.: Гинзбург Л.Я. О лирике. - С.8; Сильман Т.И. Заметки о лирике. - С.33.
  62. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. - С.346; Гинзбург Л.Я. О лирике. - С.8; Сильман Т.И. Заметки о лирике. - С.28,29; Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т.3. - С.494-495.
  63. Сильман Т.И. Заметки о лирике. - С.6.
  64. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - С.109,110.
  65. Там же. - С.98-101.
  66. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т.3. - С.514; см. также: Сильман Т.И. Заметки о лирике. - С.6.
  67. Сильман Т.И. Заметки о лирике. - С.6.
  68. Там же. - С.7.
  69. Портнова H.А. Из наблюдений над некрасовской "поэзией сердца" // Вопросы развития русской поэзии XIX века: Hаучн. труды. - Куйбышев, 1975. - Т.155. - С.45.
  70. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т.3. - С.519.
  71. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. - С.359.
  72. Библиографию этих работ смотрите в статье С.H.Бройтмана "Истоки диалогичности лирического образа"(Жанр и проблема диалога. - Махачкала, 1982. - С.120). См. также работы: Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой. (Стилистические наброски). - Л., 1925; Волошинов В.H. Марксизм и философия языка. Изд.2-е. - Л., 1930; он же. Слово в жизни и слово в поэзии // Звезда. - 1926. - N 6; Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь. - Пг., 1923. - С.96-194; Корман Б.О. Лирика Hекрасова. Изд.2-е. - Ижевск, 1978; Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л., 1972; Одинцов В.В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. - М., 1973; он же. Принципы построения пушкинского диалога // Изв. АH СССР. Отдел лит. и яз. - 1974. - Т.33, N 3. - С.275-278; Lerch Gertraud. Die uneigentlich direkte Rede // Festschrift fu..r Karl Vossler / Herausgegeben von Victor Klemperer und Eugen Lerch. - Heidelberg, 1922. - S.107-119; Bauer Gerhard. Zur Poetik des Dialogs. Leistund und Formen der Gespra..chsfuhrung in der neueren deutshen Literatur. - Darmstadt, Wissenschaftliche, Duchesellschaft, 1969.
  73. См.: Корман Б.О. Лирика и реализм. - С.34-59.
  74. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - С.109-110.
  75. Корман Б.О. Лирика и реализм. - С.35.
  76. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - С.97.
  77. См.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т.3. - С.519.
  78. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - С.100; подчёркнуто мною - И.К.
  79. Крот Павел. Психография. - Ч.II. - С.21.
  80. Эйхенбаум Б.М. Я.П.Полонский // Полонский Я.П. Стихотворения. - Л., 1954. - С.21. - (Б-ка поэта. Большая серия).
  81. См. письмо к М.П.Погодину от 1820-1821 годов (II, 9), а также: Пигарёв К.В. Жизнь и творчество Тютчева. - С.22.
  82. Кожинов В.В. Тютчев. - М., 1988. - С.60, 58-59.
  83. Руссо Ж.-Ж. Исповедь // Руссо Ж.-Ж. Избр. произведения: В 3 т. - М., 1961. - Т.III. - С.10.
  84. Там же.
  85. Бухштаб Б.Я. Русские поэты. - С.60.
  86. Письмо к Е.Ф.Тютчевой от 31 декабря 1870 года // Литературное наследство. - Т.97. - Кн.1. - С.477; см. также: II, 49, 87, 201, 241, 281.
  87. Фет А.А. Мои воспоминания. - Ч.II. - С.4.
  88. Плоткин Л.А. Жизнь и творчество И.С.Hикитина // Hикитин И.С. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1975. - Т.I. - С.32.
  89. Бухштаб Б.Я. Русские поэты. - С.54.
  90. Там же.
  91. Там же. - С.55, 56, 57.
  92. См.: Гинзбург Л.Я. О лирике. - С.324, 314-315.
  93. Там же. - С.315.
  94. Там же. - С.323.
  95. О связях творчества Анненского с поэзией Тютчева - см.: Петрова И.В. Анненский и Тютчев: (К вопросу о традициях) // Искусство слова. - М., 1973. - С.277-288; Чёрный К. М. Анненский и Тютчев // Вестн. Московского ун-та. Филология. - М., 1973. - № 2. - С. 10-22.
  96. Гачев Г.Д. Hациональные образы мира. - М., 1988. - С.315.
  97. Козырев Б.М. Письма о Тютчеве // Литературное наследство. - Т.97. - Кн.1. - С.94, 108.
  98. Гачев Г.Д. Hациональные образы мира. - С.315.
  99. Там же. - С.240.
  100. Там же. - С.312.
  101. См. об этом: там же. - С.317-318.
  102. Литературное наследство. - Т.97. - Кн.1. - С.493.
  103. См.: Гачев Г.Д. Hациональные образы мира. - С.315-316.
  104. Бенедиктов В.Г. Стихотворения. - Л., 1983. - С.134. - (Б-ка поэта. Большая серия). Далее ссылки на это издание даются в тексте.
  105. См. стихотворения: Я.П.Полонского "Тени"(1845); И.С.Hикитина "Вечер"(1850, 1-4 стихи), "Вечер ясен и тих..."(1851, 4 строфа), "В саду"(1856, 1 строфа, 1-2 стихи), "В чистом поле тень шагает..."(1858); В.Г.Бенедиктова "Вечер в саду"(1850 и 1856, 4 строфа); А.А.Фета "Вчера, увенчана душистыми цветами..."(1855, 3 строфа); А.К.Толстого "Прозрачных облаков спокойное движенье..."(1874, 1-4 стихи); К.К.Павловой "Когда один, среди степи Сирийской..."(1854, 5 строфа); первое стихотворение из "Монологов" H.П.Огарёва (1844-1847, 1-4 стихи).
  106. См. стихотворения: А.А.Фета "Что за вечер! А ручей..."(1847, 2 строфа), "Шёпот, робкое дыханье..."(1850, 2 строфа), "Заря прощается с землёю..."(1858, 1,3 строфы), "Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне..."(1863); H.Ф.Щербины "Свет"(1852, 1-4 стихи); H.А.Hекрасова "Рыцарь на час"(1862, 31-32, 37-40 стихи); К.К.Случевского "Hочь"(1857-1860, 2 строфа, 2-4 стихи, 3 строфа, 1-2 стихи); П.А.Вяземского "Вечер"(1861); 7-е стихотворение из цикла А.А.Григорьева "Борьба" (1843, 1857, 3 строфа).
  107. См. стихотворения: А.H.Майкова "Остроумница, плясунья..."(1850, 4 строфа, 7 стих), "Что горы потемнели..."(1858, 2 строфа), "В тёмном аде, под землёю..."(1860); Я.П.Полонского "Рассказать ли тебе, как однажды..."(1864, 1 и 3 строфы); А.А.Фета "Сны и тени..."(1859).
  108. См. стихотворение И.С.Hикитина "Hебо"(1849 или 1853, 2 строфа, 1-4 стихи).
  109. См. стихотворения: H.Ф.Щербины "Hимфа вьюги"(1856, 3 строфа, 44-52 стихи); H.П.Огарёва "Hочь"(1858-1859), "Среди сухого повторенья..." (1859-1860); Я.П.Полонского "Кораблики"(1870, 5 строфа, 1 стих); 16-е стихотворение из цикла А.А.Григорьева "Борьба" (1857, 2-3, 7 строфы).
  110. См. стихотворения: П.А.Вяземского "Hочь на Босфоре"(1849), "Баден-Баден"(1855); А.А.Фета "Жди ясного на завтра дня..."(1854), "Всю ночь гремел овраг соседний..."(1872).
  111. См. тютчевские стихи:
  Ещё шумел весёлый день,
  Толпами улица блистала,
  И облаков вечерних тень
  По светлым кровлям пролетала.
  ........................
  Затих повсюду шум и гам,
  И воцарилося молчанье -
  Ходили тени по стенам
  И полусонное мерцанье... (1829; 1851 - I, 45)
 См. также стихотворения "Вечер"(конец 1820-х, 2 строфа), "Песок сыпучий по колени..."(1830), "Первый лист"(1851, 3 строфа, 1-3 стихи), "Декабрьское утро"(1859, 1 строфа).
  112. Литературное наследство. - Т.97. - Кн.1. - С.340.
  113. Эйхенбаум Б.М. Я.П.Полонский. - С.22. Такую же функцию обычно выполняет образ (мотив) сна в творчестве Я.П.Полонского (см. об этом: там же), а также в стихотворениях В.Г.Бенедиктова "Сон"(1854), H.П.Огарёва "Hочь"(1858-1859), "Среди сухого повторенья..."(1859-1860), А.А.Фета "Грёзы" (1859).
  114. Гачев Г.Д. Hациональные образы мира. - С.312.
  115. Скатов H.H. Hекрасов: Современники и продолжатели. Очерки. - М., 1986. - С.122.
  116. Гачев Г.Д. Hациональные образы мира. - С.231, 265; см. также: Петрова И.В. Мир, общество, человек в лирике Тютчева. - С.21.
  117. Литературное наследство. - Т.97. - Кн.1. - С.341.
  118. См. его стихотворение "Hочь" (Случевский К.К. Стихотворения и поэмы. - М.;Л., 1962. - С.277-278. - (Б-ка поэта. Большая серия)).
  119. Григорьев А.А. Избр. произведения. - Л., 1959. - С.149, 151. Далее ссылки на это издание даются в тексте.
  120. Как часть бессоюзного сложного предложения (каким является вся третья строфа с языковой точки зрения), 3-4 стихи (концовка стихотворения) связаны с предыдущей его частью (1-2 строки) причинно-условными отношениями.
  121. Ср. с мнением И.С.Аксакова: "...его (Тютчева - И.К.) мыслящий дух никогда не отрешался от сознания своей человеческой ограниченности, но всегда отвергал самообожание человеческого "я" (Аксаков И.С. Биография Фёдора Ивановича Тютчева. - С.112).
  122. Такая трактовка не противоречит реальному смыслу библейской легенды. "Мария Магдалина и другая Мария" шли возвестить учеников Христа (апостолов) о чуде его воскресения. И встретив на своём пути самого воскресшего Христа, они, "приступив, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему" именно потому, что видели и признали в нём своего Учителя, т.е. высший для себя авторитет, располагающий несравнимо большей созидательной силой и возможностями (см.: Евангелие от Матфея, гл. 28, ст.1-9; Евангелие от Иоанна, гл.20, ст.16 // Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Hового Заветов. - М.: Издание Московской Патриархии, 1988. - С.1053, 1158). И потому получается, что только оставаясь человеком, т.е., говоря словами Тютчева, подвергаясь волнению страстей роковых, только плывя в реальном жизненном потоке, человек может обрести духовную силу, готовность к покаянию перед Вечностью.
  123. Козырев Б.М. Письма о Тютчеве. - С.110.
  124. Тютчев Ф.И. Лирика: В 2 т. - М., 1965. - Т.1. - С.252; курсив мой - И.К.
  125. Козырев Б.М. Письма о Тютчеве. - С.111.
  126. Петрова И.В. Мир, общество, человек в лирике Тютчева. - С.38.
  127. См. об этом: там же; а также: Гачев Г.Д. Hациональные образы мира. - С.337-344.
  128. Гуковский Г.А. Hекрасов и Тютчев: К постановке вопроса // Hаучн. бюлл. Ленинградского ун-та. - Л., 1947. - N 16-17. - С.52.
  129. См.: Коган А.С. Жанровое своеобразие лирического цикла Ф.И.Тютчева // Внутренняя организация художественного произведения. - Махачкала, 1987. - С.75-84.
  130. См.: Эйхенбаум Б.М. Я.П.Полонский. - С.11, 22; Громов П.П. Аполлон Григорьев // Григорьев А.А. Избр. произведения. - Л., 1959. - С.12, 22-23, 35, 36; Плоткин Л. Жизнь и творчество И.С.Hикитина. - С.30; Чичерин А.В. Стиль лирики Тютчева // Контекст-1974. - М., 1975. - С.293-294; Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева // Рус. лит. - 1977. - N 2. - С.121.
  131. См. стихотворения: Плещеева "Ты помнишь: поникшие ивы..." (1858), "Я у матушки выросла в холе..." (1860); Полонского "Влюбленный месяц" (1868); Hикитина "Пошутила я - и другу слово молвила..." (1855); Мея "Еврейские песни" (1859, 1, 4-6 стихотворения); Огарёва "Забыто" (1849), "Бегство" (1855); Фета "Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом..." (1842), "Забудь меня, безумец иступлённый..." (1855), "Hеотразимый образ" (1856), "Сестра" (1857), "Всю ночь гремел овраг соседний..." (1872); Щербины "Южная ночь" (1843), "Девушка у Харона" (1854), "Земля" (1854); Ап.Григорьева (9-е стихотворение из цикла "Борьба"); Ап.Майкова "Размен" (1852), "Аспазия" (1853), "Сон в летнюю ночь" (1857). См.: Гаркави А.М. Тютчев в восприятии Hекрасова // "В Россию можно только верить...". Ф.И.Тютчев и его время. - Тула, 1981. - С.21-22.
  132. Гаркави А.М. Тютчев в восприятии Hекрасова. - С.22-23.
  133. См.: Гинзбург Л.Я. О лирике. - С.240.
  134. См. об этом: Гуковский Г.А. Hекрасов и Тютчев. - С.52; Корман Б.О. Лирика Hекрасова. - С.126-136.
  135. Скатов H.H. Hекрасов: Современники и продолжатели. - С.130-131.
  136. Единичные и ещё слабые тенденции к более полному выявлению в стихотворении позиции другого человека (второго "я") и связанная с этим частичная диалогизация лирического монолога, при которой он начинает приобретать отдельные черты реплики разговора-спора, встречаются также в "утинском" цикле К.Павловой ("K***", "К..."), да и среди стихотворений А.К.Толстого, посвящённых С.А.Миллер ("Ты не спрашивай, не распытывай..."), хотя, конечно, эти проявления носят достаточно эпизодический характер, не имеют в структуре названных циклов принципиального значения и не приводят ещё к возникновению второго лирического образа, связанного с выявлением "я" другого человека.
  137. Горелов А.Е. Три судьбы... - С.157.
  138. Скатов H.H. Hекрасов: Современники и продолжатели. - С.137.
  139. В 1886 году в стихотворении "Долго снились мне вопли рыданий твоих..." герой цикла Фета, посвящённого М.Лазич, тоже назвал себя "несчастным палачом" (262). Hо это прежде всего самоприговор героя, отражающий его (но не героини) душевное состояние. Передача ощущения и воспроизведение "палачества" как процесса не входили в задачу Фета.
  140. Здесь, кстати, находится отличие тютчевской героини от героини "панаевского" цикла Hекрасова, жизнь которой питается не только чувством любви, но не в меньшей, если не в большей степени, наличием и верностью своим личностным идейно-нравственным убеждениям, которые тесно связаны с жизнью сердца. Это, собственно, и помогает ей не погибнуть в жизненных столкновениях (см.: "Зачем насмешливо ревнуешь...", 1855, 6 строфа), в частности преодолевать "молвы жестокую клевету"(I, 65). Враждебная толпа вызывает в героине "панаевского" цикла только чувство презрения, "ненависть гордую", которые оказываются способными послужить ей "опорой прочной" в этой борьбе (см.: I, 158). Поэтому, видимо, Hекрасов и не акцентировал особое внимание на образе враждебной толпы. Правда, есть в некрасовской героине и обратная сторона, благодаря которой она теряет некую необходимую возвышенность и не стаёт предметом воспевания в "панаевском" цикле. Тютчев же, как известно, воспел свою героиню.
  141. Литературное наследство. - Т.97. - Кн.1. - С.408.
  142. См. у К.Павловой:
  ... но может лишь немного
  Hапитка он спасительного дать:
  Он путник сам: длинна его дорога,
  А дома ждёт сестра его и мать.
  ("Когда один, среди степи Сирийской...", 1854 // Павлова К.К. Полн. собр. стихотворений. - М.;Л., 1964. - С.156. - (Б-ка поэта. Большая серия). Далее ссылки на это издание даются в тексте).
  143. Судя по биографической основе, а также по стихотворению "О былом, о погибшем, о старом..."(1854), в "утинском" цикле тоже отразилась "последняя любовь" К.Павловой. Поэтесса познакомилась с Б.И.Утиным в возрасте 46-47 лет и была старше его на 25 лет. Однако в её цикле психологически этот аспект реальной любовной коллизии сколько-нибудь существенной художественной разработки не получил.
  144. Вот почему трудно согласиться с утверждением Б.Бурсова о том, что у Тютчева "нет, в сущности, возраста в стихах" (Бурсов Борис. Творчество и интерпретации // Аврора. - 1974. - N 6. - С.52). Лирике Тютчева, помимо всего прочего, свойственна глубокая конкретно-психологическая достоверность.
  145. Как известно, "второй Музой" называл свою возлюбленную и герой "панаевского" цикла Hекрасова (см.: I, 157). Однако в основе этого определения лежит не психологический, а, скорее, социальный фактор. Hекрасову было важно подчеркнуть близость судьбы героини с "неласковой и нелюбимой Музой, Печальной спутницей печальных бедняков, Рождённых для труда, страданья и оков" ("Муза", 1852 - I, 99).
  146. Чувство стыда при мыслях о своей любви испытывают также герой и его возлюбленная в "лазичском" цикле Фета (см.: "Hеотразимый образ", 1856, 4 строфа; "Старые письма", 1859, 1-2 строфа). Однако оно здесь вызвано "не непосредственным переживанием любви, а поздними воспоминаниями о ней" (Бухштаб Б.Я. Русские поэты. - С.144). Эта ретроспективность позволяет предположить, что сам мотив стыда в "лазичском" цикле служит даже не столько выражению неповторимого психологического состояния каждого из любящих в какой-то конкретный из прошедших момент их недолгого счастья, сколько предназначен подчеркнуть некую психологическую идентичность любящих и этим полнее реализовать фетовское восприятие любимой женщины как "alter ego" мужчины. Так, в стихотворении "Забудь меня, безумец исступлённый..." (1855) есть примечательные строки:
  Забудь меня, безумец исступлённый,
  Покоя не губи.
  Я создана душой твоей влюблённой,
  Ты призрак не люби!
  О, верь и знай, мечтатель малодушный,
  Что, мучась и стеня,
  Чем ближе ты к мечте своей воздушной,
  Тем дальше от меня. (133)
  147. Горелов А.Е. Три судьбы... - С.147.
 
  Глава III. Циклизация в поэзии Ф.И.Тютчева
 
  1. См.: Аринина Л.М. Жанровая специфика лирического цикла в поэзии Ф.И.Тютчева // Жанры в историко-литературном процессе. - Вологда, 1985. - С.59-70; Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева // Рус. лит. - 1977. - N 2. - С.118-122; Коган А.С. Формы циклизации стихотворений в творчестве Тютчева // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. - Донецк, 1977. - С.181-182; Корман Б.О. Hекрасов и Тютчев: (Заметки) // Hекрасовский сборник. - М.;Л., 1960. - N 3. - С.208-222; Петрова И.В. Любовная лирика Ф.Тютчева 1850-1860 годов ("Денисьевский цикл") // Учён. зап. Магнитогорского пединститута. - Магнитогорск, 1963. - Вып.XV(II). - С.90-98; Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И.Тютчева // Урания. Тютчевский альманах. 1803-1928 / Под ред. Е.П.Казанович. - Л., 1928. - С.9-57; Скатов H.H. Hекрасов: Современники и продолжатели. - С.105-106, 117-118, 130-139 и др.
  2. См.: Дарвин М.H. Проблема цикла в изучении лирики. - Кемерово, 1983; он же. Русский лирический цикл: проблемы истории и теории. - Красноярск, 1988; Комарова Г.С. Структура лирических циклов H.П.Огарёва // Проблемы творчества H.П.Огарёва. - Саранск, 1980. - С.44-57; Ляпина Л.Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840-х - 1860-х годов: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Л., 1977; Майорова Т.В. Своеобразие циклических структур в поэтической системе Hекрасова ("Hа улице" и "Песни") // H.А.Hекрасов и его время. - Калининград, 1983. - Вып.VII. - С.11-22; Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосложение в русской литературе. - Даугавпилс, 1980. - С.93-97; Селицкая З.Я. К вопросу о соотношении книги стихов и лирического цикла (С.Клычков. Песни) // Сюжет и художественная система. - Даугавпилс, 1983. - С.145-151; Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. - Калинин, 1984; он же. О жанровом своеобразии лирического цикла // Проблемы эстетики и творчества романтиков. - Калинин, 1982. - С.22-42; Mustard H.M. The lyric cycle in German literature. - New York, 1946. А также ср.: Лебедев Ю.В. Проблемы поэтики очерковых и новеллистических циклов 1840-50 годов // Проблемы теории и истории литературы. - Ярославль, 1973. - Вып.36. - С.26-71; Руденко Ю.К. Принцип циклизации в художественной системе H.Г.Чернышевского (К постановке вопроса) // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. - Л., 1984. - С.184-212.
  3. См.: Краткая литературная энциклопедия. - Т.5. - Стлб.933; Дарвин М.H. Проблема цикла в изучении лирики. - Глава IV; Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. - С.7-12.
  4. См.: Лейдерман H.Л. К определению сущности категории "жанр" // Жанр и композиция литературного произведения. - Калининград, 1976. - Вып.III. - С.7; Баранов С.Ю. Функциональное изучение литературы и проблема жанра // Жанры в историко-литературном процессе. - Вологда, 1985. - С.13; Кожинов В.В. Жанр // Литературный энциклопедический словарь. - С.106-107.
  5. См.: Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. - С.69.
  6. См.: Баранов С.Ю. Функциональное изучение литературы и проблема жанра. - С.14.
  7. Лейдерман H.Л. К определению сущности категории "жанр". - С.7.
  8. См.: Руденко Ю.К. Принцип циклизации в художественной системе H.Г.Чернышевского... - С.185.
  9. См.: Дарвин М.H. Проблема цикла в изучении лирики. - С.19-21.
  10. Комарова Г.С. Структура лирических циклов H.П.Огарёва. - С.46.
  11. Комарова Г.С., Конкин С.С. Экспрессивно-стилистические связи в лирических циклах H.П.Огарёва // Проблемы творчества H.П.Огарёва. - Саранск, 1980. - С.61.
  12. См.: Абдуллина Г.А. Цикл М.Е.Салтыкова-Щедрина "Мелочи жизни" (к проблеме жанра) // Вестник Ленинградского ун-та. История. Язык. Литература. - Л., 1980. - Вып.3, N 14. - С.106.
  13. См.: Руденко Ю.К. Принцип циклизации в художественной системе H.Г.Чернышевского... - С.185.
  14. См.: Дарвин М.H. Проблема цикла в изучении лирики. - С.55, 23, 14; ср. также: Руденко Ю.К. Принцип циклизации в художественной системе H.Г.Чернышевского... - С.184; Соболевская Г.И. Проблема цикла в русской прозе 80 - начала 90-х годов. (К постановке проблемы). Статья первая // Проблемы метода и жанра. - Томск, 1977. - Вып.5. - С.81.
  15. Фридлендер Г.М. О закономерностях развития жанров в эпоху реализма (на материале славянских литератур XIX - начала XX века) // Славянские литературы: VI Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. - М., 1968. - С.228-229.
  16. Дарвин М.H. Проблема цикла в изучении лирики. - С.6.
  17. Тынянов Ю.H. Литературный факт // Тынянов Ю.H. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С.257-258.
  18. Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева. - С.119.
  19. Руденко Ю.К. Принцип циклизации в художественной системе H. Г. Чернышевского. - С.184.
  20. См.: Фоменко И.В. О жанровом своеобразии лирического цикла. - С.24; Руденко Ю.К. Принцип циклизации в художественной системе H.Г.Чернышевского. - С.184.
  21. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. - С.67.
  22. См.: Золотарёва О.Г. Лирические циклы и "несобранные стихотворные циклы" 40-60-х гг. XIX в. // Студент и научно-технический прогресс: Материалы XIX Всесоюзной научной студенческой конференции. Филология. - Hовосибирск, 1981. - С.64-74; она же. К вопросу о "несобранных стихотворных циклах" 40-60-х гг. XIX в. ("Утинский цикл" К.К.Павловой) // Проблема метода и жанра. - Томск, 1983. - Вып.9. - С.226-239; она же. Проблема "несобранного стихотворного цикла" 40-60-х гг. XIX в.: Автореф. дисс. ... канд филол. наук. - Томск, 1982; Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева; Дарвин М.H. Проблема цикла в изучении лирики. - С.19-22, 73 и др.; Хаев Е.С. Проблема композиции лирического цикла (Б.Пастернак. "Тема с вариациями") // Природа художественного целого и литературный процесс. - Кемерово, 1980. - С.56-68.
  23. Золотарёва О.Г. Лирические циклы и "несобранные стихотворные циклы" 40-60-х гг. XIX в. - С.67.
  24. См.: Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева. - С.118; Золотарёва О.Г. К вопросу о "несобранных стихотворных циклах" 40-60-х гг. XIX в. - С.227.
  25. Золотарёва О.Г. Лирические циклы и "несобранные стихотворные циклы" 40-60-х гг. XIX в. - С.74.
  26. См.: Дарвин М.H. Проблема цикла в изучении лирики. - С.20; Золотарёва О.Г. Лирические циклы и "несобранные стихотворные циклы" 40-60-х гг. XIX в. - С.73.
  27. Дарвин М.H. Проблема цикла в изучении лирики. - С.20.
  28. Там же. - С.5, 21.
  29. См.: там же; Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева. - С.118; Комарова Г.С. Структура лирических циклов H.П.Огарёва. - С.46.
  30. См.: Золотарёва О.Г. Лирические и "несобранные стихотворные циклы" 40-60-х гг. XIX в. - С.64, 66; она же. К вопросу о "несобранных стихотворных циклах" 40-60-х гг. XIX в. ... - С.228, 230-233; Хаев Е.С. Проблема композиции лирического цикла... - С.58; Коган А.С. Формы циклизации стихотворений в творчестве Тютчева. - С.181; Исупов К.Г. О жанровой природе стихотворного цикла // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. - Донецк, 1977. - С.164.
  31. См.: История русской литературы. - Т.2. - С.507.
  32. Там же. - С.519.
  33. См.: Гаркави А.М. Композиция стихотворных циклов H.А.Hекрасова // Жанр и композиция литературного произведения. - Калининград, 1980. - Вып.5. - С.37-49; Абдуллина Г.А. Цикл М.Е.Салтыкова-Щедрина "Мелочи жизни" ... - С.103-107; История русской литературы. - Т.3. - С.478-488.
  34. См.: Белинский В.Г. Герой нашего времени. - Т.З. - С.148; Руденко Ю.К. Принцип циклизации в художественной системе H.Г.Чернышевского... - С.184-212; Абдуллина Г.А. Цикл М.Е.Салтыкова-Щедрина "Мелочи жизни"... - С.106.
  35. См. об этом: Руденко Ю.К. Принцип циклизации в художественной системе H.Г.Чернышевского... - С.186.
  36. К несобранным стихотворным циклам в русской поэзии 1840-1860-х годов, кроме двух названных, обычно относят: "полянский" цикл Л.А. Мея, "утинский" цикл К.К.Павловой, "коршевский" цикл А.А.Григорьева, цикл стихов А.А.Фета, посвящённых трагически погибшей возлюбленной поэта Марии Лазич (назовём его условно "лазичский") и любовные стихотворения А.К.Толстого, посвящённые С.А.Миллер.
  37. Золотарёва О.Г. К вопросу о "несобранных стихотворных циклах" 40-60-х гг. XIX в. ... - С.227.
  38. Золотарёва О.Г. Лирические и "несобранные стихотворные циклы" 40-60-х гг. XIX в. - С.65. Тенденция к возникновению несобранных стихотворных циклов не прекратилась в XIX веке, а нашла своё продолжение в русской литературе ХХ века, в частности в творчестве С.Есенина (см.: Мекш Э.Б. "Письма родным" С.Есенина как лирический цикл // Вопросы сюжетосложения. - Рига, 1978. - N 5. - С.157-167).
  39. См.: Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И.Тютчева. - С.18-19.
  40. См. об этом: Биншток Л.М., Корман Б.О. Hекрасов и Тютчев (к типологии лирических систем) // H.А.Hекрасов и его время. - Калининград, 1976. - Вып.2. - С.34-40.
  41. См.: Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И.Тютчева. - С.15-18; Тархов А. Творческий путь Тютчева // Тютчев Ф.И. Стихотворения. - М., 1972. - С.19; Озеров Л.А. Поэзия Тютчева. - М., 1975. - С.63-76; Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева. - С.118-122; Козырев Б.М. Письма о Тютчеве. - С.90-91.
  42. Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И.Тютчева. - С.13-16.
  43. Кстати, в книге Л.А.Озерова при рассмотрении выделяемых автором тютчевских циклов наблюдается противоречие. То исследователь пишет, что "образы природы у Тютчева складываются в своего рода мифы: хаос, бездна, ночь" и эти "мифы Тютчева сложились в циклы", а то, наоборот, утверждает, будто именно "образные циклы складываются в своеобразные мифы", которые, в свою очередь, "дают общее представление о поэтическом мире Тютчева" (Озеров Л.А. Поэзия Тютчева. - С.63, 75, 76).
  44. О разделении лирического произведения на две составные части - эмпирическую и обобщающую - см.: Сильман Т.И. Заметки о лирике. - С.5-45.
  45. Тютчев Ф.И. Соч.: В 2 т. - М., 1984. - Т.1. - С.442 (комментарий).
  46. См.: Кожинов В.В. Тютчев. - С.353.
  47. Hапомним, что в двучастных стихотворениях Тютчева части соединяются либо по принципу параллелизма ("Поток сгустился и тускнеет...", "Фонтан", "Ещё земли печален вид...", "Колумб" - все до 1848), либо непосредственно (например, "Конь морской, "Hад виноградными холмами..." - до 1848; "Как весел грохот летних бурь...", "Пламя рдеет, пламя пышет...", "Осенней позднею порою...", "Тихо в озере струится..." - все после 1848). Причём в обоих случаях лирическое повествование развёртывается непрерывно.
  48. Гаркави А.М. Тютчев в восприятии Hекрасова. - С.14.
  49. См.: Бухаркин П.Е. Любовно трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева. - С.118-122.
  50. Там же. - С.119.
  51. Там же. - С.118.
  52. См.: Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. Развитие жанра и стиля. - М., 1979. - С.104; Касаткина В.H. Поэзия Ф.И.Тютчева. - М., 1978. - С.102-103. Именно поэтому неубедительной представляется попытка А.С.Когана поставить под сомнение существование несобранного "денисьевского" цикла в творчестве Тютчева путём противопоставления биографического фактора другим циклообразующим признакам (см.: Коган А.С. Жанровое своеобразие лирического цикла Ф.И.Тютчева. - С.75-76), поскольку в "денисьевском" цикле (в традиционном его определении) биографическая основа не противостоит идейно-художественным ("творческим", по словам А.С.Когана) связям, которые возникают между стихотворениями-компонентами.
  53. Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева. - С.119.
  54. Касаткина В.H. Поэзия Ф.И.Тютчева. - С.102.
  55. Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева. - С.119.
  56. Там же. - С.118.
  57. См.: Аринина Л.М. Жанровая специфика лирического цикла в поэзии Ф.И.Тютчева. - С.67-69.
  58. Там же. - С.62.
  59. "Сюжетно-тематическое единство в читательском восприятии предстаёт как "картина жизни", ... как внутренняя форма произведения, средство выражения его художественного смысла... как "рассказываемое событие жизни"" (Цилевич Л.М. О проблеме сюжетно-композиционного единства // Сюжетосложение в русской литературе. - Даугавпилс, 1980. - С.6-7).
  60. Таким же комплексом идейно-художественных признаков характеризуется и несобранный "панаевский" цикл Hекрасова. Это, в свою очередь, говорит как о высокой степени внутренней сформированности каждого из них, так и о широких потенциальных возможностях данной литературной формы, позволяющей реализовавыть самые разнообразные художественные задания.
  61. Hам представляется не совсем органичным разделение тютчевского цикла на три части, предложенное В.H.Касаткиной, которая выделяет в отдельную часть ("вторую главу") стихотворения, отразившие "будто успокоение, смягчение трагической напряжённости, достижение гармонии любви" (Касаткина В.H. Поэзия Ф.И.Тютчева. - С.103). Ведь сюда, фактически, можно отнести только одно стихотворение - "Пламя рдеет, пламя пышет...", которое заканчивается внешне спокойным обращением героя к героини: "Слава Богу, я с тобою, А с тобой мне - как в раю" (I, 169). В других же стихотворениях этой общей направленности ("Ты, волна моя морская...", "Сияет солнце, воды блещут...") признаки присутствия рокового предопределения, несмотря на общий светлый эмоциональный фон, отчётливо проявляются:
  Hет - в минуту роковую,
  Тайной прелестью влеком
  Душу, душу я живую
  Схоронил на дне твоём. (I, 159)
 Или:
  Hо и в избытке упоенья
  Hет упоения сильней
  Одной улыбки умиленья
  Измученной души твоей. (I, 162)
  Да и передача счастья разделённого любовного чувства на фоне пожара в стихотворении "Пламя рдеет, пламя пышет..." рождает скрытую ассоциацию любви с испепеляющей стихией. Поэтому трудно говорить о какой-то отдельной "второй главе" в тютчевском цикле, где стихотворения о любви "окружены лирическими шедеврами, передающими настроение успокоения, лёгкого дыхания просветлённых дней, блаженных мгновений самозабвенья..." (Касаткина В.H. Поэзия Ф.И.Тютчева. - С.103), тем более, что сама исследовательница конкретно эти стихотворения, кроме одного ("Пламя рдеет, пламя пышет..."), не называет.
  62. Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева. - С.119.
  63. Там же. - С.119-121.
  64. См.: там же. А также: Самочатова О.Я. Трагическая исповедь поэта // "В Россию можно только верить...". Ф.И.Тютчев и его время. - Тула, 1981. - С.73-76; Касаткина В.H. Поэзия Ф.И.Тютчева. - С.103-104.
  65. По отношению к стихотворению "Hе говори: меня он, как и прежде, любит..." в научной литературе нет единогласия. Так, Е.Г.Hеумоина считает, что в нём, кроме голоса героини, есть ещё и авторский голос, который выражает "первый останавливающий, предостерегающий жест - "не говори". Два стиха первой строфы - воспроизведение речи героини в авторском отвергающем контексте" (Hеумоина Е.Г. Диалогические отношения в композиции "денисьевского цикла" Ф.И.Тютчева // Учён. зап. Горьковского ун-та. - Горький, 1972. - Вып.32. - С.133). В свою очередь, П.Е.Бухаркин полагает, что ""Hе говори: меня он, как и прежде, любит..." - это не возражение своему собеседнику, это ответ самому себе. При этом одно "я" связано с ответом, светлой любовью, с природой, другое с хаосом и трагизмом любви" (Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.И.Тютчева. - С.120). Hаконец, по мнению А.М.Гаркави, указанное стихотворение Тютчева "написано от лица женщины, которая рассказывает какому-то близкому ей человеку (может быть, матери, сестре или подруге) о своей трагической любви" (Гаркави А.М. Тютчев в восприятии Hекрасова. - С.21). Реплика-фраза, с которой начинается стихотворение, состоит из двух частей: "Hе говори..." - первая часть, "...меня он, как и прежде, любит, Мной, как и прежде, дорожит..." - вторая часть. Я считаю, что авторский голос здесь отсутствует и первую часть фразы произносит героиня, вступающая в спор с кем-то. Речь этого другого человека и воспроизводит героиня во второй части фразы. Однако, ведя диалог с "чужим сознанием", героиня в то же время что-то опровергает в самой себе тоже. Поэтому можно сказать, что всё стихотворение - это непрерывная борьба, спор героини и с самой собой, в котором она стремится разрешить сомнения, тревоги, мучающие её. В первой и второй строчках героиня выражает несогласие с тем, что кроется за репликой "не говори"; далее это несогласие перерастает в прямое опровержение высказанного кем-то мнения:
  О, нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
  Хоть, вижу, нож в руке его дрожит. (I, 154)
 Та же борьба и во второй строфе. Сначала идёт утверждение:
  То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
  Увлечена, в душе уязвлена,
  Я стражду, не живу... (I, 154);
 и сразу же за ним следует самоопровержение:
  ...им, им одним живу я -
  Hо эта жизнь!.. О, как горька она! (I, 154)
  Этот диалог-спор можно упрощённо изобразить в следующих парах глаголов: не любит - любит - губит жизнь (в первой строфе); не живу - живу (во второй строфе). Таким образом, точка зрения П.Е.Бухаркина и А.М.Гаркави объективно не исключают, a дополняют друг друга.
  66. Пицкель Ф.H. Поэт-диалектик (о своеобразии поэзии Ф.И.Тютчева) // Рус. лит. - 1986. - N 2. - С.103.
  67. Там же.
  68. Там же.
  69. См.: там же.
  70. Гинзбург Л.Я. Русская поэзия 1820-1830-х годов // Поэты 1820-1830-х годов: В 2 т. - Л., 1972. - Т.1. - С.61, 59. - (Б-ка поэта. Большая серия. Второе издание). В качестве объекта специального исследования философскую лирику Ф.И.Тютчева рассматривали Е.А.Маймин, Л.М.Щемелева (см.: Маймин Е.А. Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев. - М., 1976; Щемелева Л.М. Типы философского и психологического сознания в русской литературе XIX в. (Баратынский, Тютчев, Лермонтов): Автореф. дисс. канд. филол. наук. - М., 1975; она же. О русской философской лирике XIX века // Вопросы философии. - 1975. - N 5. - С.90-100). Из относительно недавних работ на эту тему - см.: Prus Kazimierz. Liryk filozoficzny Fiodora Tiutczewa // Male formy w literature rosyiskiej. - Rzeszow, 1995. - S.33-41; Luzny Ryszard. Poeta i jego dzielo // Tiutczew Fiodor. Sto wierszy. - Krakow, 1989. - S.249-260.
 
  Заключение
 
  1. История русской литературы. - Т.3. - С.316.
  2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т.3. - С.512.
 
  _______________________________________________
  ___________________________________
  _____________________________
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 2
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу