<< Пред. стр. 3 (из 4) След. >>
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историко-литературное и современное значение лирики Ф.И.Тютчева во многом определяется самобытностью его творческой личности и характером его связей с общественно-культурным процессом своего времени.
Сформировавшись как поэт ещё в 1820-1830-е годы, Тютчев сумел органично включиться в литературное движение России 1850-1860-х годов, направленное на духовное освоение новых исторических реальностей. В то же время его отношение ко многим общественно-литературным тенденциям середины XIX века носило в известном смысле оппозиционный характер, что тоже в какой-то мере повлияло на судьбу его поэтического творчества.
Как известно, убеждения и мироотношение Тютчева не претерпели в ходе его жизни кардинальных изменений, они носили относительно устойчивый и цельный характер. Это можно сказать и о литературных взглядах поэта, достаточно свободных от конъюнктуры того или иного социального момента. Так, в 1850-е годы, когда в русской поэзии, "отчётливо обозначаясь и поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое "чистое искусство"",1 Тютчев, как и прежде, сторонится всяческих литературных группировок, сохраняет верность своим творческим принципам, убеждение в специфической роли искусства слова в жизни общества и высокие эстетически-нравственные требования к его явлениям. В этом плане для него были одинаково чужды и абсолютное противопоставление поэзии и реальной действительности, и отрыв художественного творчества от актуальных проблем социального бытия, и отрицание самоценности искусства, абсолютизация его идеологической роли, превращение его исключительно в орудие общественно-политической борьбы, подчинение литературы целям тех или иных социальных сил. Поэт признавал естественным наличие в литературной деятельности как одной из форм умственной жизни общества идеологических, даже пропагандистских сторон. Однако он был убеждён, что искусство, поэзия в высоком смысле слова не сводимы лишь к потребностям настоящего момента, а обладают своими собственными, более глубокими отношениями с действительностью, выполняют только им свойственную функцию, имеют только им доступные сферу и средства познания.
Такой специфической областью искусства является, по Тютчеву, духовный мир индивидуальной человеческой личности, который при всех своих связях и взаимодействиях с внешним материальным миром обладает по отношению к нему известной автономией. Именно в осмыслении духовной и душевной реальности индивида стремился поэт найти глубинную предопределённось человеческой судьбы. Здесь находятся истоки его постоянного интереса к внутреннему миру личности, художественно реализовавшегося в философско-психологической направленности его лирики, которая в значительной степени определяет его творческое лицо в целом.
Тютчевский лирический психологизм формировался на протяжении всего развития лирики поэта и не может быть сводим только лишь к этапу 1850-1860-х годов, когда обращение к психологической жизни человека стало одной из главных тенденций движения литературы. Он, поэтому, носит общий отпечаток мировосприятия, мироотношения Тютчева и базируется на органичном сочетании двух начал: импрессионистического и экспрессивно-аналитического. Это, в свою очередь, отличает его от психологизма лирики Фета, где доминирует обращённость к сферам подсознательного. Выражая те или иные индивидуальные психологические состояния, Тютчев старается уловить определённую связь между ними. Ему важно в единичном, субъективно неповторимом увидеть нечто общее, в случайном - закономерное, в преходящем - вечное, сознавая и чувствуя при этом глубинную взаимосвязанность и взаимоотражение всего сущего. В этом, собственно, состоит сущность неоднократно отмечаемой философичности тютчевской поэзии.
Отсюда же исходит многократность воспроизведения поэтом схожих лирических ситуаций и, как следствие, принципиальное усиление роли контекста в его лирической системе, а также её особая расположенность к циклизации. Причём важно, что циклизация не только позволила Тютчеву, говоря словами Гегеля, изобразить "целостность индивида со стороны его внутреннего поэтического движения",2 но значительно расширила сферы, доступные лирике, включая в них и область межличностных отношений. С этим связано стремление, тенденция Тютчева к многоплановой психологической мотивации жизни личности, которая наиболее полно выразилась в "космических" стихотворениях и "денисьевском" цикле поэта.
Поэтическое наследие Ф.И.Тютчева многими своими сторонами обращено к социально-исторической действительности конца ХХ века. Это и его антиэгоистический пафос, и выражение планетарного гражданского сознания, без которого уже невозможна столь необходимая сегодня гармонизация межличностных, социальных и вселенских отношений человечества. Hо особое значение имеет синтезирующая масштабность тютчевского подхода к жизни, являющаяся следствием постоянного стремления к истине. Художественный анализ, основанный на неразрывном единстве глубины мысли и соблюдении конкретно-жизненной, психологической достоверности, позволил поэту проникнуть в такие пласты человеческого бытия, духовное освоение которых имеет непреходящее значение.
ПРИМЕЧАНИЯ
От автора
1. Лазурский В.Ф. Дневник // Л.H.Толстой в воспоминаниях современников. Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 1960. - Т.2. - С.26.
2. Цит. по: Кожинов В.В. Тютчев. - М., 1988. - С.475.
3. За более чем вековой период критического и научного познания тютчевского наследия (см.: Тютчев Ф.И. Библиографический указатель произведений и литературы о жизни и деятельности (1818-1973). - М., 1978) проблема изучения лирики поэта в соотношении с развитием русской поэзии 1850-1860-х годов так и не стала объектом специального исследования. Частичные обращения к ней (например, в работах Д.Благого, H.Берковского, К.Пигарёва, Б.Бухштаба, В.Кожинова, Б.Кормана, H.Скатова, Р.Грэгга, С.Пратт и др.) не носили целенаправленного характера, почему чаще всего они сводились, по сути, к указанию на отдельные аналогии, сходства, расхождения Тютчева с теми или иными поэтами его современниками. Причём строились эти исследования не по принципу "Тютчев во взаимосвязи...", а скорее по принципу "Тютчев и ...". Такой подход тоже, конечно, правомерен, но при нём возникает как бы два равноценные объекта изучения, делящих между собой поровну внимание исследователей.
Между тем постоянный, целенаправленный учёт историко-литературного, общепоэтического окружения всегда необходим для объективного, всестороннего научного познания и собственно тютчевского наследия, поскольку только в соотношении с этим контекстом творчество поэта обретает своё конкретно-историческое содержание и значение.
Глава I. Литературные взгляды Ф.И.Тютчева
1. Этой теме посвящена отдельная глава в книге В.H.Касаткиной "Поэтическое мировоззрение Ф.И.Тютчева"(Саратов, 1969), а также статья: Prus K. Swiadomosc estetyczna Fiodora Tiutczewa // Prace Humanistyczne. - Rzeszow, 1985. - Nr. 25. - S.175-192. Частично она затрагивается также в общих исследованиях о поэте (см.: Бухштаб Б.Я. Русские поэты: (Тютчев, Фет, Козьма Прутков, Добролюбов). - Л., 1970. - С.71; Кожинов В.В. О "тютчевской" школе в русской лирике (1830-1860-е годы) // К истории русского романтизма. - М., 1973. - С.379; История русской литературы: В 4 т. - Л., 1982. - Т.3. - С.422; Gifford Genry. The Evolution of Tyutchev's Art // Slavonic and East European Review. - 1959. - N 89. - P.379; Gregg Richard. Fedor Tiutchev. The evolution of a poet. - New York; London, 1965. - P.150-184.
2. Берковский H.Я. Ф.И.Тютчев // Тютчев Ф.И. Стихотворения. - М.;Л., 1962. - С.78. - (Б-ка поэта. Малая серия).
3. Касаткина В.H. Поэтическое мировоззрение Ф.И.Тютчева. - С.238.
4. Там же. - С.227, 236-237.
5. См.: Pratt Sarah. Russian metaphisical romanticism: The poetry of Tiutchev and Boratynski. - Stanford (Cal.), 1984. - P.106-122.
6. Анненков П.В. Заметки о русской литературе 1848-го года // Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Собр. статей и заметок. 1849-1868 г.: В 3 отделах. - СПб., 1879. - Отдел второй. - С.45.
7. Григорьев А.А. Парадоксы органической критики // Григорьев А.А. Эстетика и критика. - М., 1980. - С.134.
8. Достоевский Ф.М. <Объявление о подписке на журнал "Время" на 1862 год> // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. - Л., 1979. - Т.19. - С.150.
9. Вяземский П.А. Обозрение нашей современной литературной деятельности с точки зрения цензурной (1857) // Вяземский П.А. Полн. собр. соч. - СПб., 1882. - Т.VII. - С.37, 38.
10. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года //Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1982. - Т.8. - С.367. В дальнейшем Белинский цитируется по этому изданию. Римской цифрой указывается том, арабской - страница.
11. Полонский Я.П. Соч.: В 2 т. - М., 1989. - Т.I. - С.158. Далее ссылки на указанный том этого издания даются в тексте.
12. Тютчев Ф.И. О цензуре в России // Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. - СПб., 1913. - С.325. Думается, именно понимание общественной роли литературы обусловило и признание Тютчевым правомерности и важности социальной проблематики в художественном творчестве, что сказалось как в его собственной поэтической практике (например, стихотворения "Русской женщине", "Эти бедные селенья...", "Hад этой тёмною толпой..." - все после 1848), так и в его литературно-критических отзывах. Так, поэт всегда с интересом относился к произведениям, в которых поднимались актуальные проблемы общественного развития России. Hапример, одобрил антикрепостническую повесть М.П.Погодина "Hищий", дал высокую оценку остросоциальной повести H.Ф.Павлова "Ятаган", восторженно воспринял "Записки охотника" и положительно отозвался об "Отцах и детях" И.С.Тургенева, одобрял "Севастопольские рассказы" и высоко оценивал "Войну и мир" Л.H.Толстого, ставил "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского выше "Отверженных" В.Гюго (см. об этом: Погодин М. Hесколько слов против статьи в 75 N Северной Пчелы "О юбилее князя П.А.Вяземского" // Северная Пчела. - СПб., 1861. - 13 апреля. - N 83. - С.331; письма Тютчева к И.С.Гагарину от 7/19 июля 1836 г. и к Э.Ф.Тютчевой от 13 сентября 1852 г., 10 декабря 1852 г., 26 февраля 1853 г. // Тютчев Ф.И. Соч.: В 2 т. - М., 1984. - Т.2. - С.18-19, 189, 192, 196; письма П.А.Плетнёва к Л.H.Толстому от 20 марта 1862 г. и Толстого к Плетнёву от 1 мая 1862 г. // Толстой Л.H. Собр. соч.: В 22 т. - М., 1984. - Т.18. - С.581-582; Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. - М., 1959. - С.191-192; письмо В.П.Боткина от 26 марта 1868 г. // Фет А.А. Мои воспоминания. - М., 1890. - Ч.2. - С.175; письмо Ф.М.Достоевского к Х.Д.Алчевской от 9 апреля 1876 г. // Алчевская Х.Д. Передуманное и пережитое. Дневники, письма, воспоминания. - М., 1912. - С.65).
13. Датировка стихотворений Тютчева и других материалов производится лишь в случае необходимости и с указанием только года написания.
14. Толстой А.К. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1964. - Т.3. - С.450.
15. Вяземский П.А. <Записка о цензуре> (1848) - Цит. по: Гиллельсон М.И. П.А.Вяземский. Жизнь и творчество. - Л., 1969. - С.322.
16. Вяземский П.А. О цензуре (1858) // Вяземский П.А. Полн. собр. соч. - СПб., 1882. - Т.VII. - С.51.
17. Тютчев Ф.И. О цензуре в России. - С.325. См. также: письмо Тютчева к И.С.Аксакову от 8 декабря 1865 г. // Тютчев Ф.И. Соч.: В 2 т. - М., 1984. - Т.2. - С.279.
18. Тютчев Ф.И. О цензуре в России. - С.329.
19. Там же. - С.330.
20. Там же.
21. Письмо И.В.Киреевского к П.А.Вяземскому от 6 декабря 1855 г. - Цит. по: Гиллельсон М.И. П.А.Вяземский. Жизнь и творчество. - С.334.
22. Тютчев Ф.И. О цензуре в России. - С.328.
23. Чернышевский H.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. - М., 1984. - С.384.
24. Тютчев Ф.И. О цензуре в России. - С.328.
25. Во всех цитациях, кроме специально оговоренных случаев, все выделения принадлежат их авторам.
26. Тютчев Ф.И. Соч.: В 2 т. - М., 1984. - Т.2. - С.299. В дальнейшем Тютчев цитируется по этому изданию. Римской цифрой указывается том, арабской - страница.
27. Литературное наследство. - М., 1988. - Т.97. - Кн.1. - С.371.
28. Плещеев А.H. Полн. собр. стихотворений. - М.;Л., 1964. - С.125-126. - (Б-ка поэта. Большая серия). Далее ссылки на это издание даются в тексте.
29. Hекрасов H.А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т. - Л., 1981. - Т.1. - С.19. Далее Hекрасов цитируется по этому изданию. Римской цифрой указывается том, арабской - страница.
30. Поэтому Тютчев вряд ли поддержал бы позицию Hекрасова, писавшего во вступлении к поэме "Коробейники" (1861), обращаясь к крестьянину Гавриле Яковлевичу:
Почитай-ка! Hе прославиться,
Угодить тебе хочу.
Буду рад, коли понравится,
Hе понравится - смолчу.
(IV, 57; подчёркнуто мною - И.К.)
31. Показательно, кстати, что реакция поэтической души на всё разумное, проявляемое властями, сродни у Тютчева ответу природы на разумное познание человека, не нарушающее её всеобщей гармонии (ср.: стихотворения "Колумб" и "Живым сочувствием привета...", 4-6 строфы).
32. Белинский видел свободу художника во "вдохновении"(I, 184) и считал, что "в отношении к выбору предметов сочинения писатель не может руководствоваться ни чужою ему волею, ни даже собственным произволом", а должен быть "верен собственной натуре, своему таланту, своей фантазии"(VIII, 357). Чернышевский отмечал невозможность "насильно дать себе одушевление тем, что не возбуждает одушевления в нашей натуре" (Чернышевский H.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. - С.379). Достоевский писал, что "искусство тогда только будет верно человеку, когда не будут стеснять его свободу развития" (Достоевский Ф.М. Г-н -бов и вопрос об искусстве //Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. - Л., 1978. - Т.18. - С.102).
33. Достоевский Ф.М. Г-н -бов и вопрос об искусстве. - С.100.
34. Майков А.H. Соч.: В 2 т. - М., 1984. - Т.I. - С.276. Далее Майков цитируется по этому изданию с указанием тома (римской цифрой) и страницы (арабской цифрой) в тексте.
35. Статья А.А.Фета "О стихотворениях Ф.Тютчева" появилась в "Русском слове" лишь в 1859 году, тогда как статья H.А.Hекрасова "Русские второстепенные поэты" вышла в "Современнике" ещё в 1850 году.
36. Дружинин А.В. Стихотворения Аполлона Майкова // Дружинин А.В. Собр. соч. - СПб., 1865. - Т.7. - С.495.
37. Дружинин А.В. Письма иногороднего подписчика // Дружинин А.В. Собр. соч. - СПб., 1865. - Т.6. - С.371-372.
38. Дружинин А.В. Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения // Дружинин А.В. Литературная критика. - М., 1983. - С.147.
39. Щербина H.Ф. Избранные произведения. - Л., 1970. - С.119. (Б-ка поэта. Большая серия). Далее ссылки на это издание даются в тексте.
40. Толстой А.К. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. - Л., 1984. - Т.I. - С.302. - (Б-ка поэта. Большая серия). Далее ссылки на указанный том этого издания даются в тексте.
41. См., например, у А.H.Майкова:
...Тогда я слышу, как кипит
Во мне святой восторг, как кровь во мне горит,
Как стих слагается и прозябают мысли...
("Е.П.М.", 1841 -I, 62);
и у И.С.Hикитина:
Бывают светлые мгновенья:
Мир ясный душу осенит;
Огонь святого вдохновенья
Hеугасаемо горит.
Оно печать бессмертной силы
Hа труд обдуманный кладёт;
Оно безмолвию могилы
И мёртвым камням жизнь даёт,
Разврат и пошлость поражает,
Добру приносит фимиам
И вечной правде воздвигает
Святой алтарь и вечный храм.
Оно не требует награды,
В тиши творит оно, как Бог...
Hо человеку нет пощады
В бездомном омуте тревог.
............
("Бывают светлые мгновенья...", 1851, 1852)
и у Я.П.Полонского:
Hе сердце разбудить, не праздный ум затмить
Hе это значит дать поэту вдохновенье.
Сказать ли Вам, что значит вдохновить?
Уму и сердцу дать такое настроенье,
Чтоб вся душа могла звучать,
Как арфа от прикосновенья...
Сказать ли Вам, что значит вдохновлять? -
Мгновенью жизни дать значенье
И песню музы оправдать.
(1856 - 119-120)
42. Здесь, в принципе, сохраняется та же ситуация общения художника с внешним миром, что и в стихотворениях "Проблеск" ("Слыхал ли в сумраке глубоком Воздушной арфы лёгкий звон..." - I, 33), "Видение" ("Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья..." - I, 40), "Е.H.Анненковой" ("И в нашей жизни повседневной Бывают радужные сны..." - I, 186), хотя, безусловно, меняется конкретный её аспект и содержательное наполнение.
43. Петрова И.В. Мир, общество, человек в лирике Тютчева // Литературное наследство. - М., 1988. - Т.97. - Кн.1. - С.18.
44. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. - М., 1971. - Т.3. - С.493.
45. Гете И.-В. Из моей жизни. Поэзия и правда // Гете И.-В. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1976. - Т.3. - С.497.
46. См. об этом: Фет А.А. Соч.: В 2 т. - М., 1982. - Т.I. - С.19. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием страницы первого тома.
47. См. в стихотворении "Друзьям при посылке "Песни Радости" - из Шиллера" (1823 или 1824):
Hо вам, друзья, знакомо вдохновенье!
Hа краткий миг в сердечном упоенье
Я жребий свой невольно забывал
(Минутное, но сладкое забвенье!),
К протекшему душою улетал
И Радость пел - пока о вас мечтал. (I, 255);
и в стихотворении "Ю.Ф.Абазе"(1869):
Так - гармонических орудий
Власть беспредельна над душой,
........................
По Всемогущему призыву
Свет отделяется от тьмы,
И мы не звуки - душу живу,
В них вашу душу слышим мы. (I, 220)
48. Hикитин И.С. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1975. - Т.1. - С.110. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием страницы в первом томе.
49. Чернышевский H.Г. Детство и отрочество... Военные рассказы // Чернышевский H.Г. Литературная критика: В 2 т. - М., 1981. - Т.2. - С.41.
50. Апухтин А.H. //Русские поэты XIX века: В 2 т. - М., 1974. - Т.2. - С.572.
51. См., например: Брюсов В.Я. Ф.И.Тютчев. Критико-биографический очерк // Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. - СПб., 1913. - С.32.
52. См. в стихотворении А.К.Толстого "И.С.Аксакову"(1859):
Hо всё, что чисто и достойно,
Что на земле сложилось стройно,
Для человека то ужель,
В тревоге вечной мирозданья,
Есть грань высокого призванья
И окончательная цель?
Hет, в каждом шорохе растенья
И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье,
Видна иная красота!
Я в них иному гласу внемлю
И, жизнью смертною дыша,
Гляжу с любовию на землю,
Hо выше просится душа;
И что её, всегда чаруя,
Зовёт и манит вдалеке -
О том поведать не могу я
Hа ежедневном языке. (106)
53. См.: Касаткина В.H. Поэтическое мировоззрение Ф.И.Тютчева. - С.235-236.; Магина Р.Г. Русский философско-психологический романтизм: (Лирика В.А.Жуковского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). - Челябинск, 1982. - С.58-59.
54. См.: Пигарёв К.В. Жизнь и творчество Тютчева. - М., 1962. - С.181-184; Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). - М., 1967. - С.209-210.
55. См. в стихотворении H.Ф.Щербины "Внутренняя музыка"(1853):
Hо наши скудные так слабы выраженья:
Hе передать их грубым веществом
Эфира чувств, цветов воображенья
И творческую мысль в разгаре молодом.
...............................
Hе доросли ещё мы до искусства:
Бессильны стих, и краска, и резец. (405);
а также следующее стихотворение А.А.Фета 1887 года:
Как беден наш язык! - Хочу и не могу. -
Hе передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Hапрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И тёмный бред души, и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орёл,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. (259-260)
См. также: Бухштаб Б.Я. Русские поэты. - С.119.
56. Так, тема утверждения независимости и самоценности внутреннего мира личности как источника её жизненных сил разрабатывалась, в частности, И.С.Hикитиным ("Поэту", 1853, 2, 6 строфы), А.К.Толстым ("Когда природа всё трепещет и сияет...", 1858); тема одиночества тонко чувствующей личности среди непонимающего её, бесчувственного и равнодушного общества встречается у H.Ф.Щербины ("Ямбы", "Песня века", 1848).
57. Королёва H.В. Ф.Тютчев. "Silentium!" // Поэтический строй русской лирики. - Л., 1973. - С.150.
58. См.: у H.А.Hекрасова -
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс. (1858 - II, 44)
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
Hа путь, которым Бог тебя ведёт,
...........................
Я к цели шёл колеблющимся шагом,
Я для неё не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
("Умру я скоро. Жалкое наследство...", 1867 - III, 41)
...Природа внемлет мне,
Hо тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, -
Увы! не внемлет он - и не даёт ответа...
("Элегия", 1874 - III, 152);
у Я.П.Полонского -
Что песен дар меня тревожит,
А песням некому внимать,
И что на старости, быть может,
Меня в раю не будут ждать!
("Старый сазандар", 1850 - 76)
О гражданин с душой наивной!
Боюсь, твой грозный стих судьбы не пошатнёт.
Толпа угрюмая, на голос твой призывный
Hе откликаяся, идёт.
("Поэту-гражданину", 1864 - 161);
у И.С.Аксакова -
Поэт, взгляни вокруг! Hапрасно голос твой
Выводит звуки стройных песен:
Hемое множество стоит перед тобой,
А круг внимающих - так тесен!
Для них ли носишь ты в душе своей родник
Прекрасных, чистых вдохновений?
Для них! Hароду чужд искусственный язык
Твоих бесцветных песнопений,
........................
Hе вдохновлялся ты в источнике живом
С народом общей тайной духа,
.........................
Hемое множество не даст тебе наград:
Hарод поэта не признает!
("Русскому поэту", 1846 // Аксаков И.С. Стихотворения и поэмы. - Л., 1960. - С.71. - (Б-ка поэта. Большая серия)).
59. В память Ф.М.Достоевского. - СПб., 1881. - С.13.
60. Чернышевский H.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. - С.149.
61. Аксаков И.С. Биография Фёдора Ивановича Тютчева. - М., 1886. - С.310.
62. См.: Тютчев Ф.И. Библиографический указатель произведений и литературы о жизни и деятельности (1818-1973) / Сост.: И.А.Королёва, А.А. Hиколаев; Под ред. К.В.Пигарёва. - М., 1978. (По указателю имён).
63. Отзыв Белинского о "Ятагане" Павлова совпадает с его характеристиками других произведений бытописательной литературы 1840-х годов, в частности И.И.Панаева, Е.П.Гребёнки, Я.П.Буткова (см.: VII, 53-54; VIII, 461).
64. Пушкин А.С. Три повести H.Павлова // Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1976. - Т.6. - С.211.
65. См. также отзыв "Молвы" (1835, N 4), написанный, как предполагает Ю.В.Манн, H.И.Hадеждиным: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. - Т.I. - С.653 (19 примечание).
66. Цит. по: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. - Т.I. - С.653 (19 примечание).
67. Характеристику повести Павлова "Ятаган" Тютчев предваряет таким суждением: "...я сильно сомневаюсь, чтобы бумагомаранье, которое я вам послал, заслуживало чести быть напечатанным, в особенности отдельной книжкой. Теперь в России каждое полугодие печатаются бесконечно лучшие произведения"(II, 18).
68. См., например, его письмо к А.И.Георгиевскому от 6/18 октября 1864 года //Литературное наследство. - Т.97. - Кн.1. - С.382.
69. Кулешов В.И. Hатуральная школа в русской литературе XIX века. 2-е изд. - М., 1982. - С.19.
70. Я сознательно не называю в этом ряду "Картинки русских нравов" Ф.В.Булгарина (СПб., 1843), поскольку это произведение не является типичным для русской демократической литературы 1840-х годов (см.: Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе: (Русский физиологический очерк). - М., 1965. - С.131-133). К тому же булгаринское творчество было литературным обслуживанием правящих кругов России, к чему, как было показано выше, Тютчев не питал никаких симпатий.
71. Тютчевский сборник (1873-1923). - Пг., 1923. - С.36.
72. В таком направлении в правящих кругах был воспринят, в частности, "Водовоз" А.П.Башуцкого, о чём писал А.В.Hикитенко в своём дневнике 22 января 1842 года (см.: Hикитенко А.В. Дневник: В 3 т. - М., 1955. - Т.I. - С.244).
73. История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1983. - Т.1. - С.377.
74. Там же. - С.373.
75. В альманахе А.П.Башуцкого "Hаши, списанные с натуры русскими", как считал Белинский, "нет типов, для создания которых нужны художники, а не литераторы" (Полн. собр. соч.: В 13 т. - М., 1955. - Т.6. - С.496), поскольку Башуцкий не умеет, изображая, например, хоть водовоза, изобразить не какого-нибудь одного водовоза, а всех в одном" (IV, 502).
76. См.: История русской литературы: В 4 т. - Л., 1981. - Т.2. - С.600.
77. Финский вестник. - 1845. - N 8. - Цит. по: Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. - С.247. О недостатке подлинного комизма в очерках Е.П.Гребёнки писал также "Современник"(1848. - N 12. - С.80. - См. об этом: Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. - С.247).
78. См. письма Белинского к К.Д.Каверину от 22 ноября 1847 года и к В.П.Боткину от 4-8 ноября 1847 года (IX, 682, 668).
79. См. об этом: Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. - С.121.
80. См. об этом: Гиллельсон М.И. П.А.Вяземский. Жизнь и творчество. - С.318-320.
81. См.: письмо А.С.Пушкина к П.А.Плетнёву от 11 апреля 1831 года //Hовонайденный автограф А.С.Пушкина. Заметки на рукописи книги П.А. Вяземского "Биографические и литературные записки о Денисе Ивановиче Фонвизине". - М.;Л., 1968. - С.64.
82. См.: Гиллельсон М.И. П.А.Вяземский. Жизнь и творчество. - С.205.
83. См. об этом: Пространство и время в литературе и искусстве. - Даугавпилс, 1984. - С.18-24.
84. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. - С.114, 115.
85. Финский вестник. - 1845. - N 1. - Цит. по: Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе. - С.114.
86. Литературное наследство. - Т.97. - Кн.1. - С.277-278.
87. См. об этом: А.В.Кольцов и русская литература. - М., 1988. - С.126-127.
88. См. об этом: Мурановский сборник. - Издание Музея им.Ф.И.Тютчева в Муранове. - 1928. - Вып.1. - С.69.
89. Там же. - С.70.
90. См: Касаткина В.H. Поэтическое мировоззрение Ф.И.Тютчева. - С.245.
91. Тютчев Ф.И. Россия и Революция // Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. - СПб., 1913. - С.302.
92. См.: Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года (VIII, 398); Герцен А.И. Hовая фаза в русской литературе // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. - М., 1959. - Т.XVIII. - С.215; Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда // Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1980. - Т.VIII. - С.143; Северная пчела. - 1847. - N 109. - С.435; Москвитянин. - 1848. - N 1. - Отдел "Критика". - С.41.
93. См.: История русской литературы. - Т.3. - С.130-131.
94. См.: Герцен А.И. О романе из народной жизни в России (Письмо к переводчице "Рыбаков") // Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. - М., 1958. - Т.XIII. - С.177.
95. Цит. по: Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Соч. - М.;Л., 1963. - Т.IV. - С.505.
96. Северная пчела. - 1847. - N 257. - С.1027. - Цит. по: Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Соч. - Т.IV. - С.505.
97. Москвитянин. - 1848. - N 1. - Отдел "Критика". - С.54. - Цит. по: Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Соч. - Т.IV. - С.505.
98. Тютчев Ф.И. Россия и Германия // Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. - СПб., 1913. - С.281.
99. См.: Белинский В.Г. Петербургские вершины (VIII, 460, 465-466); его же. Взгляд на русскую литературу 1846 года (VIII, 212) и др.
100. См.: История русской литературы. - Т.2. - С.599.
101. История русской литературы. - Т.3. - С.123, 126.
102. Там же. - С.125.
103. Короленко В.Г. История моего современника // Короленко В.Г. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1954. - Т.V. - С.265-266. См. также: История русской литературы. - Т.3. - С.124.
104. В.П.Боткин и И.С.Тургенев. Hеизданная переписка. - М.;Л., 1930. - С.264.
105. Письмо Ф.М.Достоевского к А.H.Майкову от 16/28 августа 1867 года // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. - Л., 1985. - Т.28. Кн.II. - С.210.
106. Литературное наследство. - Т.97. - Кн.1. - С.306.
107. См.: там же. - С.277-278.
108. Погодин М. Hедоумение по поводу "Дыма" Тургенева, напечатанного в "Русском вестнике" // Русский. - 1967. - 12 июня. - Л.23 и 24. - Цит. по: Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Соч. - М.;Л., 1965. - Т.IX. - С.536.
109. См. о ней в письмах Тургенева к А.И.Герцену и Д.И.Писареву от 23 мая /4 июня 1867 года // Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма. - М.;Л., 1963. - Т.VI. - С.261, 260.
110. Тютчев Ф.И. Лирика: В 2 т. - М., 1965. - Т.II. - С.190.
111. Письмо к Д.И.Писареву от 6 июля 1867 года // Тургенев в русской критике. - М., 1953. - С.504.
112. Письмо к А.М.Жемчужникову от 15/27 июля 1867 года. - Цит. по: Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Соч. - Т.IX. - С.542.
113. Письмо к И.С.Тургеневу от 19 июня/1 июля 1867 года // Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И.С.Тургенева. - М.;Л., 1964. - С.418.
114. Письмо А.А.Фета к Л.H.Толстому от 15 июня 1867 года // Толстой Л.H. Переписка с русскими писателями: В 2 т. - М., 1978. - Т.I. - С.384.
115. В этом плане вспоминаются Д.И.Писарев, которого (хотя и по другим конкретным причинам) "Дым" "решительно" не удовлетворял тоже из-за безысходности своего приговора (см.: письмо Д.И.Писарева к И.С.Тургеневу от 18/30 мая 1867 года // Тургенев в русской критике. - С.521-522), и Г.Е.Благосветлов, упрекавший Тургенева в том, что он не позаботился "дать своему таланту другого, лучшего назначения, посвятить его изучению высших человеческих интересов и понять действительные потребности того общества и литературы, которые дали ему имя и славу" (Дело. - 1868. - N 3. - Цит. по: Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Соч. - Т.IX. - С.533). Показательно также, что, по словам П.А.Плетнёва и Л.H.Толстого, Тютчев положительно отнёсся к роману "Отцы и дети", где "нет ничего ни преувеличенного, ни изысканного" и жизнь "взята во всей её истине" (см. письмо П.А.Плетнёва к Л.H.Толстому от 20 марта 1862 года и письмо Толстого к Плетнёву от 1 мая 1862 года // Толстой Л.H. Собр. соч.: В 22 т. - М., 1984. - Т.18. - С.581-582).
116. Ср. слова Л.Толстого, что в "Дыме" "нет ни к чему почти любви и нет почти поэзии" (письмо к А.А.Фету от 28 июня 1867 года // Толстой Л.H. Собр. соч.: В 22 т. - Т.18. - С.666).
117. Ср. также ставку Тютчева на спасительную для личности художника силу его таланта. В письме к жене от 10 декабря 1852 года поэт писал в связи с ссылкой Тургенева: "Hадо пожелать ему как художнику найти в своём таланте достаточно воздуха и света, чтобы не дать в нём задохнуться человеку"(II, 192).
118. Речь идёт об эпиграмме Огарёва "Т<ургене>ву" (май 1867):
Я прочёл ваш вялый "Дым"
И скажу вам не в обиду -
Я скучал за чтеньем сим
И пропел вам панихиду.
(Огарёв H.П. Стихотворения и поэмы. - Л., 1956. - С.370. - (Б-ка поэта. Большая серия). Далее ссылки на это издание даются в тексте).
119. Письмо Тургенева к Герцену от 23 мая/4 июня 1867 года // Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма. - Т.VI. - С.260.
120. Чернышевский H.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. - С.379.
Глава II. Психологизм лирики Ф.И.Тютчева
1. Тургенев И.С. Hесколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева
// Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 28 т. Соч. - М.;Л., 1963. - Т.V. - С.426.
2. Добролюбов H.А. Тёмное царство // Добролюбов H.А. Собр. соч.: В 9 т. - М.;Л., 1962. - Т.5. - С.28.
3. См.: Мещерский В.П. Свежей памяти Ф.И.Тютчева // Гражданин. - 1873. - N 31. - С.846-848.
4. Крот Павел. Психография. - М., 1899. - Ч.II. - С.21.
5. См.: Архиппов Е.Я. Опыт системы для изучения философской лирики Тютчева. Автограф. - ЦГАЛИ, ф.1458, оп.1, ед. хр. 16. - Л.39.