<< Пред. стр. 15 (из 17) След. >>
* "Это случилось" вместо: "Нет, ты не скажешь это! Это невозможно!" и других театрализованных заклинаний.Тем же, кто беспокоится о том, чтобы тотальное "Да" не стало бесхребетным "Чего изволите?", сообщаю факт: у того, кто хорошо отработал "Да", гораздо легче и тверже начинает звучать осознанное "Нет". Почему? Когда ваше "Нет" звучит редко, то, вдруг сказанное, оно звучит для собеседника куда как серьезнее. А для себя "Нет" говорится убежденнее, потому что ты привык взвешивать свои слова. Ты знаешь, что возможности для "Да" уже исчерпаны и отсутствуют, и говоришь спокойное: "Нет".
* И можешь даже улыбнуться.
Упражнение "Осанка и Улыбка"
Подведите, подведите меня к нему,
Я хочу увидеть ЭТОГО человека!..
Вий
Царственная осанка и сиятельная улыбка, на голове прямо-таки корона. Делай до тех пор, пока это не станет твоей новой нормой жизни.
Очень короткое задание и очень большая работа, учитывая, что без соответствующего внутреннего настроя все это будет только создавать лишнее напряжение и вообще глупо. Царями нас не воспитывали, однако, и поэтому разогнуться, поставить голову высоко и идти, сияя своей царственностью, - для многих даже решиться попробовать такое может стать личным подвигом.
Многим приходится объяснять, что царь имеет право занимать место. Не расталкивая других - царственно заполнять пространство: собой, своим телом, голосом, излучаемым светом и силой энергетики. Царь беседует как царь - не суетясь, уверенно формулируя свои мнения и желания, отдавая распоряжения и выражая, если сочтет нужным, недовольство.
* Вы позволите, ваше величество?
Самое интересное в этом упражнении - поиск необходимого внутреннего самоощущения, но это не только не исключает прямой работы с телом, а и предполагает ее. Потому что царская стать царственному самоощущению - помогает.
Чтобы поставить себе правильную осанку, помогает любая прямая стена. Подошли, прислонились к ней затылком, расправили по ней плечи, поджали живот и приблизили к стене поясницу, после чего отошли от стены и походили, стараясь дышать и чувствовать себя естественно.
Другой хороший способ - перенести вес тела на носки, подобрать ягодицы и поднять диафрагму так, чтобы появилось ощущение поршенька, столбиком распирающего изнутри грудную клетку в опоре на солнечное сплетение. Все, это вас держит, а вы можете расслабиться. Плечи свободные, вы энергичны, дыхание свободное.
Чтобы голова держалась на гордой высокой шее, дома положите на голову маленький детский кубик или книжку небольшого формата и походите, чтобы с вас ничего не падало. Когда получится, запомните ощущение. На улице - смотрите на третьи этажи и постарайтесь оставить глаза на этом уровне.
Итоговый тест: когда у вас царственная осанка и сиятельная улыбка, вы можете свободно идти в метро туда, куда хотите, пересекая любые потоки и ни с кем не сталкиваясь. Не потому, что вы умело лавируете в потоке, а потому, что люди уступают вам дорогу. Проверьте!
* Если вы на голову наденете маленькую желтенькую корону, гарантирую, что люди будут перед вами просто расступаться.
А для вас это будет первый нестандартный поступок.
Упражнение "Отстройка от внешнего контроля"
- Шура, блин, ну когда ты это сделаешь?!
- Я тебя слышу.
Максимум, что вы услышите в ответ на любое возмущение от моего друга А.С. Прутченкова
1. Нестандартные поступки ("Соска", "Стихи в толпу" ) - но не через силу, а с воодушевлением, с духом свободы и озорства. Совершай эти добрые и веселые поступки до тех пор, пока вся жизнь не станет одним нестандартным поступком. Начинай жить не стандартно, а хорошо! 2. Будь, как обычно, прекрасным, но разреши себе быть Некрасивым: упражнение "Губа" (трудно для женщин) и "Накрашенный" (трудно для мужчин) и аналогичные. Порой будучи для людей странным или уродом, все равно держи внутреннее ощущение своей красоты. 3. Проследи, как близкие и разные люди пытаются управлять твоей жизнью, и научись обрывать ниточки, которыми они тобой управляют.
Если на улице ветер бьет тебе в лицо, лучше оставаться дома, но если тебе надо идти, пусть тебя не остановит этот ветер. Если общественное мнение считает правильным жить "так" и осуждает поведение другое, лучше жить так, как считает общественное мнение, но если когда-то тебе понадобится сделать что-то свое, пусть тебя не остановит общественное мнение.
Твоя задача - научиться относиться к мнению окружающих, как к погоде: учитывать и иметь в виду, но не более, оставаясь свободным в выборе своего поведения.
Как на тебя будут смотреть, если ты начнешь на улице сосать соску (детскую пустышку)? "Дурак!" (мягче - "Странный" ). Что про тебя будут думать, если ты на остановке начнешь (просто так) громко читать хорошие стихи? "Сумасшедший!" Как отнесутся к накрашенному, как женщина, мужчине (упражнение "Накрашенный" )? "Извращенец". Как оценят женщину, у которой приподнята верхняя губа и обнажены зубы и десны (упражнение "Губа" )? "Уродка".
Все верно, но эти обзывалки были страшны тебе в детстве. Что тебе до них сейчас? Чтобы преодолеть детскую зависимость от мнений окружающих, придумай для себя и научись совершать нестандартные поступки (по всем темам: "Дурак", "Сумасшедший", "Извращенец", "Урод" и аналогичные), но не через силу, а с воодушевлением, с духом свободы и озорства.
* И ощущая себя внутри потрясающе умным, славным и красивым.
Если сильно страшно, легче начать делать нестандартные поступки с внутренним оправданием: "Это не просто соска, это врач прописал для исправления прикуса!" Стихи в толпу - я не дурачусь, я студент драмкружка и тренируюсь. Когда почувствуете себя уверенно, какие-либо оправдания вам будут уже не нужны.
* Перед кем - оправдываться? За что - оправдываться?
Изначально цензура - всегда внешняя, но в каждом из нас живет ее внутреннее представительство, из-за чего приходится различать "нестандартное для меня"
* поступки, которые вы нормально принимаете, когда их делает кто-то другой, но которые себе делать не позволяете. Например, находясь в добром здравии, попросить друга сделать вам бутерброд и сварить вам кофе.
и "нестандартное для людей".
* Поступки, которые вы легко сделаете наедине с собой или в хорошей компании, но затруднитесь воспроизвести на людях. Например, снять ботинки, потом носки и задумчиво пошевелить пальчиками ног. Вы не пробовали сделать это в метро?
Как только не развлекаются дистантники! Водят хороводы на улице, задушевно распевая "В лесу родилась елочка", раздают деньги в вагонах метро: "Простите, люди добрые, что мы к вам обращаемся. Мы сами не местные, возьмите, кто сколько сможет!"
* Деньги, правда, мелкие, но народ брать побаивался все равно.
Совершать нестандартные поступки можно и в офисе, на работе. Вот Света перед обедом устроила "разминку" - игру в волейбол воздушным шариком. Сначала народ подумал, что главный бухгалтер сошла с ума, но скоро играли уже все.
Саша развлекался более круто: рядом с табличкой на своей двери "Начальник отдела Александр Шмаков" он аккуратно подписал: "Спит". После обеда "Спит" изменил на: "Проснулся", а пришедшего коллегу встретил приветствием: "Гав!"
* Сашин комментарий: "Я это делал на работе, потому что с незнакомыми легко все".
Тем не менее, на наш взгляд, в этом упражнении нет задачи напрягать своих ближних и ставить под вопрос свою репутацию на работе, поэтому эти тренинги лучше делать там, где тебя не знают.
Показатель "выполненности" упражнения - не обязательно полное отсутствие барьера перед чем-то. Важно, чтобы всегда, когда надо, ты делал то, что надо; чтобы барьер "что люди скажут" и отсюда "мне трудно" не менял направления твоих действий. Соответственно, вести себя нестандартно должно быть достаточно легко.
Последнюю часть упражнения: "Проследи, как близкие и разные люди пытаются управлять твоей жизнью, и научись обрывать ниточки, с помощью которых они тобой управляют" хочется прокомментировать отдельно. Этих ниточек так много, что я решил не отдавать все на самостоятельный поиск, а самые типичные собрать в текст симпатичного плаката:
Защита от дураков и некоторых близких
Есть много желающих управлять твоей жизнью, и есть много способов подчинить тебя чужому контролю, но если тебя чей-то контроль не устраивает, ты можешь от него отстроиться. Для этого, когда тебя просят, когда тебя спрашивают, когда от тебя ожидают или требуют, но ты прямо не должен:
Не объясняй и не оправдывайся. У тебя нет обязательства, чтобы тебя все понимали и считали хорошим.
Не ищи обоснования своих решений, если их у тебя нет. Ты можешь делать, что ты решишь, и без обоснований. Тем более ты не обязан быть для кого-то логичным. У каждого своя логика, кроме того, у тебя есть просто право делать то, что тебе хочется.
Не вешай на себя чужие проблемы. Ты можешь помочь, если захочешь, но у тебя могут быть и другие планы.
Не держись за принятое тобой решение только потому, что ты это сказал. Если захочешь, разреши себе передумать и принять более устраивающее тебя решение.
Ты не обязан догадываться о том, что тебе прямо не сказали. Если им нужна твоя помощь, пусть скажут - какая конкретно, и ты, возможно, это сделаешь.
Ты не обязан догадываться о своих ответах, которые кого-то устроят. Если им нужен определенный ответ, пусть скажут - какой, и ты, возможно, им его дашь.
Ты не обязан сопереживать переживающему собеседнику. Он хочет переживать так, а почему ты должен подключиться к его выбору? Ты не обязан кормить его радостями. Ты не обязан поддерживать его в печали. Ты можешь это делать, когда сочтешь это нужным сам.
Ты не обязан развиваться и совершенствоваться вообще, тем более в том конкретном направлении, которое тебе навязывают. Маршрут своей жизни ты имеешь право прокладывать сам.
Ты не обязан быть для кого-то хорошим и добиваться чьего-то одобрения. Не обязан реагировать на чье-то неодобрение просто потому, что кому-то этого хочется.
Ты имеешь право руль своей жизни взять в свои собственные руки - так же, как и отдавать его кому-то, когда тебя это в силу каких-то соображений устраивает.
* Вот. Конец плаката.
Классные установки! Только когда я представил, что они висят в моем Центре на Первомайской и их синтоновцы берут на вооружение,
* против кого?
я вздрогнул и понял, что они нуждаются как минимум в некотором завершающем комментарии. Что я и сделал следующим образом:
Хорошие правила? Только продумай, где ты будешь ими пользоваться, а где и с кем защищаться смысла - нет.
Упражнение "Учет денег"
Не учите людей жить, лучше помогите материально.
Эллочка-людоедка
Личный финансовый учет и финансовая дисциплина. 1. Научись видеть каждый приход и уход денег: деньги пришли - с каждой купюрой поздоровался, деньги уходят - попрощался. Денег "мелких" - нет! Для начала обязательна письменная фиксация, причем сразу же. 2. Четко, детально спланируй свой бюджет на неделю (раздел "непредвиденные расходы" минимален и предусмотрительно разбит на четкие графы: какие конкретно непредвиденные?) и выполни его без "коррекций" (которые указывают, что планируешь ты - плохо, и соблазнить тебя - легко). Делай это до тех пор, пока не поймешь, что планировать и выполнять свой план ты умеешь.
Это упражнение годится для выполнения без всяких комментариев.
* Впрочем, если вы никогда всерьез планированием своих личных расходов не занимались, могу предложить разумную схему "70/30": в соответствии с нею 70% проедается, 10% идет на развитие себя и бизнеса, 10% на сбережения, 10% - благотворительность.
Упражнение "Учет времени"
Одна стоишь ты у ворот,
Одетая вся в белое.
Пустынно все, молчит народ.
А ты стоишь, что делая?
Велемир Хлебников под впечатлением дистанции
1. Живи с внутренними часами и, что бы с тобой ни происходило, веди письменный подробный учет времени с регистрацией сухого остатка. Потрачено - получено. 2. Отслеживание своих мыслей, ощущений и чувств. Бери короткий отрезок времени (минут пять) и наблюдай все, что ты думаешь, ощущаешь и переживаешь. Научись делать это всегда, когда тебе нужно. 3. Научись планировать свой день и свою неделю - и в срок выполнять намеченное. Будильник выбрал поставить на 7.00 - встаешь в 7.00. Или ставь будильник на другое время.
Одно из центральных понятий в этом упражнении - это "Поток". Что это такое?
Надо было позвонить по делу, и она потянулась рукой к телефону, но тут ее взгляд остановился на кофточке, которую надо было срочно повесить в шкаф... ... ...Через час она задавала себе вопрос: "Почему я так и не позвонила? Где я была? Что я делала?" Разбиралась с одеждой, решала, что делать с юбкой, переложила белье в другое отделение, в старой газете прочитала заметку... Она была в Потоке, все происходило, но ее, сознающей жизнь и управляющей своей жизнью, - не было.
Поток - это наша совершенно реальная, с речью и поступками, но тем не менее проходящая вне нашего сознания и контроля жизнь. Бессознательный поток жизни. И главная задача упражнения - научить человека выныривать из Потока.
* Или, точнее, отражать его на ленте Времени.
Где бы и с кем бы я ни был, что бы я ни делал, я всегда вижу (справа и наклонившимися ко мне немного сверху) Часы Жизни: я иду, говорю, ссорюсь, а они всегда, секунда за секундой, час за часом передвигают свои стрелки. Внизу, подо мной, бурлит Поток моей жизни, катит горбатые волны-события, а слева - есть бережок, важный для меня бережок... На бережке - то, что оставляет за собой Поток жизни, то, что оказывается Сухим Остатком от разговоров и передряг, от страха и творчества. Конечно, хочется, чтобы этим твердым остатком оказывались не куски слипшейся грязи, которая позже высохнет и превратится в пыль, в ничто.
* Или останется грязью, уродующей жизнь.
Что бы я ни делал, количество Добра в мире должно увеличиваться.
Помните рассказанную в Евангелии притчу о слугах, которые получили таланты[1] от своего хозяина? Кто-то свои таланты преумножил, а кто-то их в землю зарыл.
* По-разному отнесся Хозяин к слугам своим, но дело, по-моему, вовсе не в наказании, а просто ленивым дураком быть - не хочется...
Для меня эта притча - реальность. Моя Хозяйка, Жизнь, дала мне Талант и отпустила некоторое Время Жизни. Как я отчитаюсь перед ней? Как я использовал отпущенное мне время? Что я создал, на что использовал свой Талант?
А теперь - конкретика упражнения. Если вы вели учет времени традиционно: "8.06 - автобусная остановка; 8.12 - автобус; 8.22 - ст. м. "Медведково" - вы фиксировали время, но упускали то, что за этим временем стояло.
* Что мир тебе давал с 8.06 по 8.12, когда ты стоял на автобусной остановке? Что ты делал, что ты из мира брал? Что получено?
Чем подробнее и чем более про результат будет учет, тем лучше. К примеру, вот запись: "15 минут - трудный разговор". Хорошо, но что было у вас в эти 15 минут? Более подробная запись будет, возможно, такой: "1-я минута - ритуальные фразы, взаимная настройка. 5 минут - он наезжал, я собирал информацию. 3 минуты - я перехватил инициативу и дал отпор. 1 минута - он пыхтел, я смягчал ситуацию. 2 минуты - мои предложения. 1 минута - торговля. 1 минута - вроде договорились, я поторопился расстаться".
* Есть? Не совсем...
Важно вести не просто учет потраченного времени, но и его результат, итог, к учету действий нужно добавлять фиксацию результата. Например, так: "1-я минута - ритуальные фразы, взаимная настройка. (Есть! Контакт почувствовал!) 5 минут - он наезжал, я собирал информацию. (Наезд я отбил, но мотивы наезда так толком и не понял). 3 минуты - я перехватил инициативу и дал отпор. (Он остановился, но теперь пыхтит.) 1 минута - он пыхтел, я смягчал ситуацию. (Не получилось.) 2 минуты - мои предложения (сформулировал, он услышал). 1 минута - торговля (думаем...). 1 минута - вроде договорились, я поторопился расстаться".
* Все? Можно выдохнуть?
Можно выдохнуть и приступить к обработке полученных результатов, потому что самые главные вопросы и результаты впереди.
* А именно, что значат для меня результаты этого разговора? Как я этот разговор теперь использую? Что мне теперь нужно в связи с ним сделать?
Так, на мой взгляд, расшифровывается первый пункт задания "Учет времени": "Живи с внутренними часами и, что бы с тобой ни происходило, веди письменный подробный учет времени с регистрацией сухого остатка. Потрачено - получено".
И разрешите на этом остановиться: чтобы узнать, что такое Дистанция, ее надо проходить самому, вживую, а не читать о ее прохождении кем-то. По этой же причине не привожу заданий второго и третьего курса Дистанции: секрета в них никакого нет, но Дистанция создана не для любопытствования, а для практического освоения.
* За что я ее и люблю.
Правила ведущего Дистанции
Дистанция без ведущего - это ничего. Это самообман.
Григорий Жуков, тоже великий полководец
Чтобы представить дух Дистанции и принципы ее учебного процесса, лучше всего, конечно, поговорить с дистантниками и поприсутствовать на работе в мастерской.
* И то и другое состоится, скорее всего, совершенно бесплатно.
Если по какой-либо из многочисленных причин приехать в Синтон для вас пока затруднительно, стиль и принципы работы ведущего можно тем не менее представить, ознакомившись с Правилами ведущего Дистанции. Правила были выработаны самими ведущими Дистанции для своего же внутреннего пользования и говорят о том, что:
Ты имеешь право учить только тому, что умеешь и делаешь сам.
* Исключение: ты имеешь право учить тому, чего сам не умеешь, в том случае, если ты этому активно и успешно учишься, и вы, по сути, учитесь вместе.
Работай только с теми, кто работать может. Кто ведет себя так, как будто он нуждается в психотерапии, с Дистанции снимается.
* Методическая подсказка: некоторым мешает внутренний затык "Ну я же не такой!", тогда им можно предложить режим: "А если бы ты был?" Да, ты не царственный, это твоя внутренняя правда, но поиграй (минуту, час, день или ближайшую жизнь) в "А если бы я был царственным?"
Мотор Дистанции - дистантники, а не ты, и за них работать не надо и неправильно. Работают, проявляют инициативу - они, ты только помогаешь им в их работе.
* Твоя главная им помощь - творчески нагрузить их дополнительной, лично нужной им работой. И спросить за выполнение.
Ты лично отвечаешь за тех, с кем работаешь, и выпустить можешь только качественный продукт.
* Поэтому, кто на Дистанции не работает, а рассказывает, почему она неправильная, совершенно правы, но к Дистанции они отношения не имеют и упражнения им не засчитываются.
Твоя забота, чтобы смысл каждого задания, каждого упражнения был предельно - глубоко и полно - понятен дистантнику. Когда глубоко понимаешь смысл, упражнение начинает работать само. Помоги в этом!
* Однако, если ты встречаешься с упрямой игрой: "Я не понимаю смысла этого упражнения!", не напрягай себя, а напряги товарища: "Не понимаешь - жаль. Ищи понимание. У других получается понять, они работают. Над чем они работают? Выясни, доложи".
Ориентируй на интенсивную работу. Не тот дистантник, кто на Дистанции, а тот, кто на Дистанции работает. На велосипеде можно крутить педали, набирая скорость, можно просто катиться на скорости по инерции, можно с велосипеда упасть. Упал - сошел с Дистанции. Катишься по инерции, пусть и на хорошей скорости, - находишься на Дистанции. Крутишь педали - на Дистанции работаешь. От дистантников требуется именно третий режим - режим интенсивной работы. Поэтому пусть человек включится в работу по-настоящему или пусть занимается другими развлечениями.
* Чтобы перепрыгнуть через забор, нужно сильно оттолкнуться от земли один раз. Если ты будешь сто раз отталкиваться слабо, ты сто раз будешь влетать мордой об забор.
Кроме лени, работе часто мешает склонность к психологическому анализу. Славный человек может часами и днями размышлять о причинах, мешающих ему получить настоящий результат, о глубоких внутренних травмах и трудных воспоминаниях детства - вместо того чтобы просто занять себя работой и получить результат. Предложи ему оставить психологню и заняться делом.
* Это не значит, что нужно всегда тупо ломиться вперед, не глядя, дверь тут или стена: внимательный аналитический взгляд нужен, но какова мера, каково соотношение? Пятнадцать минут на размышления, час на работу - предпочтительнее, чем час на размышления, пятнадцать минут на работу.
Не пропускай деклараций, требуй фактов. Если дистантник пишет пламенное воззвание к самому себе или с восторгом декларирует, во что он всей душой верит, - это здорово, это начало результата, но нужен сам результат: фактический образ жизни дистантника, проявляющийся в том числе и в мелочах.
* Не "Я полностью согласен, что за свои душевные настроения и состояния отвечаю только я сам!", а: "За прошедшие сутки, кроме обще-светло-делового фона, у меня были: одна обида минут на десять (счел разумной и разрешил), две минуты раздражения (прокол, в причинах разобрался) и три коротких выстрела ненавистью (размышляю)".
Ищи возможность работать с дистантниками на позитиве. Да, задача тренера - показывать дистантнику его еще не преодоленные слабости и недоработки, но не только и не столько в этом работа тренера. Уличив, обычно вызываешь только боль и желание защититься. Важнее показать сильные стороны и достижения человека, воодушевить возможностью, вызвать желание.
* Такое же живое и искреннее, как у ведущего, - работать с дистантниками.
За что я люблю Дистанцию
Люди приходят к вам за помощью, а вы им помощи не даете.
Вот
Из всех видов психологической работы я как ведущий больше всего люблю именно Дистанцию. Почему?
Первым делом, потому, что на Дистанции работает народ, а не я. К нормальному занятию готовится ведущий, а дело народа - только прийти. "Я принес себя! Ура мне, можете, так и быть, со мной работать!" - такие настроения членов группы знакомы многим коллегам-психологам. На Дистанции же - дело совсем другое, и к каждой встрече готовится народ, а не я, ведущий. Трудились, как пчелки, всю неделю, а теперь свои восхитительные результаты на рассмотрение всему честному народу преподносят.
* А мы их рассматриваем. Чем-то восхищаемся, что-то критикуем, при необходимости подсказываем. И, чаще всего, подсказываем, какие дополнительные нагрузки в этом упражнении можно еще для себя раскопать.
Дистанция предполагает, что человек пришел сюда трудиться. Редко, но бывает, что новичок на Дистанции сообщает: "Вы знаете, у меня не получается!" - и смотрит на ведущего жалобными (то есть требовательными) глазами.
* То есть сделайте за меня ту работу, которую я не сделал!
Он ожидает, что ведущий, как добрый психолог, начнет проявлять свою профессиональную квалификацию, устраивать ему психотерапию и так далее крутиться вокруг него. А человек будет оценивать: "Успешно крутится вокруг меня психолог или нет? Он во мне уже все сделал или пусть еще покрутится?"
Если это называется нормальная психотерапия, то на Дистанции этого разврата мы не допускаем.
* Надеюсь.
За что я еще люблю Дистанцию, так это за возможность растить новых ведущих. Это долгое время действительно было проблемой: в тренинговой группе появляется звездочка, яркий и сильный человек, тем более вдруг это студент-психолог, и он хотел бы тоже стать ведущим, но - где и как это сделать? Брать и пытаться вести Синтон-программу - можно, но если рядом Козлов, народ пойдет к нему, а не к тебе, но тогда - на ком учиться? Как начинать? Что делать?
* И люди чаще всего - терялись... Хорошие люди!
Теперь же каждый толковый человек имеет совершенно реальную возможность начать в Синтоне самостоятельную психологическую работу. Если ты на Дистанции работаешь успешно, у тебя всегда есть неформальная возможность оказываться помощником ведущего. Далее, прошел Дистанцию сам (успешно сдал хотя бы первые два курса) - пожалуйста, набирай мастерскую свою, желающих всегда много, особенно если ты работаешь бесплатно.
* И именно поэтому у нас многие мастерские по Дистанции - бесплатные. И это как раз тот случай, когда бесплатная психологическая работа себя оправдывает полностью.
Да, поскольку речь идет о деньгах, то я люблю Дистанцию еще и за то, что она не требует специального помещения и, соответственно, можно работать на квартирах, не тратя денег на аренду.
* Правда, народ все равно предпочитает собираться в Клубе: видимо, его стены становятся родными, плюс дома больше дюжины людей привечать хлопотно, а в Клубе уместятся все.
Кстати, если народа в мастерскую начинает приходить много, их разумно организовать в несколько кругов: кто сегодня с отчетом и собирается что-либо сдавать, садятся в самый узкий круг, ближе всего к ведущему. За ними второй круг: люди с отчетами, но сегодня ничего не сдают.
* Хотя поделиться успехами и разными чувствами здесь желающих также много.
А самая галерка - те, кто сегодня без отчетов.
* Что за безобразие? Соответственно, и слово им дается в последнюю очередь.
Насколько я понимаю, Дистанцию люблю не я один, и с тех пор, как она появилась в Клубе, существенно стал меняться сам Клуб. Многие идут сразу на Дистанцию, минуя собственно тренинговые группы,
* правда, я не уверен, что они совершенно правы,
большинство народа просто не представляет: "А как же Синтон - и без Дистанции?"
При этом, что касается новичков, то, как правило, на Дистанцию я загоняю народ насильно. Условие простое: хочешь заниматься в тренинговой группе у Козлова - вставай на Дистанцию, потому что мне бестолковые и беспомощные не нужны. Народ кряхтит, но работать начинает. А попозже начинают говорить: "Спасибо!" и превращаются в настоящих дистантников.
* Тех, про которых говорят: "Настоящий дистантник - это такой маньяк, который при сдаче упражнения просит дать ему еще дополнительные задания, чтобы еще подольше не закрывать упражнение".
Результаты
Выработалась твердая привычка вести учет времени, вижу и четко отслеживаю все, что происходит со мной и вокруг меня. Упражнение считаю выполн....
Записка попавшего под трамвай
В настоящее время является фактом то, что все самые сильные члены московского клуба "Синтон" проходят Дистанцию, и все, кто проходит Дистанцию, отмечают ее исключительную эффективность.
* Но и трудность: работать приходится действительно. Много работаешь - много и получаешь, так что чудес нет.
Было бы просто удивительно, если бы Дистанция не работала, поскольку это не какое-то оригинальное изобретение психолога Козлова, а совершенно традиционный, то есть изобретенный за многие столетия еще до нас, способ самостоятельной личностной работы. Так работал над собой Франклин Рузвельт, так же методично работают члены секты методистов[2], на этих же принципах основана профессиональная подготовка в различных бизнес-центрах[3]. Все эти системы отличаются друг от друга только тем, что конкретно отрабатывается в том или другом учебном курсе, какие конкретно задания и упражнения получает человек для самостоятельной отработки, а также насколько жестко отслеживается действительное выполнение предложенных на отработку упражнений.
В этом отношении Дистанция как методика управления самостоятельной работой по запланированному личностному росту имеет ряд достоинств. В первую очередь это наличие мастерской - и ведущего, отслеживающего работу вставшего на Дистанцию человека. Многие уверенные в себе люди утверждают: "Мне мастерская и ведущий, наблюдающий за мной, не нужны. Я работаю для себя, и в сдаче упражнения кому-либо - не нуждаюсь". Наши наблюдения говорят о другом: мастерская и ведущий - нужны, и если у человека не болит самолюбие на тему "вот меня экзаменуют", то наличие внимательной и требовательной к нему компании результативной работе только способствует. И если человек работал качественно, инициативно и творчески, то сдача им упражнения происходит не как экзамен, а как подарок от сдающего; происходит увлекательный и нужный всем рассказ, как это упражнение, оказывается, можно богато и со смыслом вставить в свою жизнь.
Что касается содержания обучения, то Дистанция сильна, в частности, своей системностью: тем, что каждое выполненное упражнение оказывается связанным с предыдущим и поддерживает последующее.
* Каждое упражнение хорошо и полезно само по себе, но, взятое в отдельности, - не бронебойно. А вот все семь упражнений первого курса - это уже бомба.
Тотальное "Да", "Хорошо" и "Если бы я тебя любил" теснейшим образом поддерживают друг друга и быстро сливаются в нечто единое, тепло светящееся в бодром дистантнике, Нестандартные поступки открывают дорогу для личностных изменений, Учет личного времени позволяет свою жизнь видеть детально, а пункт Деньги воодушевляет серьезностью намерений. В результате по-старому жить - уже, похоже, не получается. Люди растут быстро и по-настоящему.
* Хорошо!
Тем не менее, все ли результаты Дистанции оказываются явно положительными? Диалектика - вещь иногда жутко противная, и согласно ей самые большие достоинства Дистанции оказываются одновременно ее самыми серьезными минусами.
Коллеги, вы же прекрасно знаете, что если человек меняется, его отношения с близкими могут не улучшиться, а совсем даже напротив. При всех недовольствах и ругани люди были притерты друг к другу, так или иначе они были нужны такими, какие они есть: с привязанностями, слабостями и болью. А если уходит это, с новым человеком надо строить новые отношения, и это устраивает не всех. Итак: не всегда, но часто при сильной работе на Дистанции отношения с близкими (родителями, мужем или женой) могут серьезно испортиться. И к этому надо быть готовым.
* В том числе и ведущему.
С другой стороны, если я расту, то другие становятся меньше. И те, кого я ранее любил и уважал, могут становиться для меня - другими. Иногда - не такими интересными, как прежде, иногда - просто чужими... Цитата из отчета Лары, дистантницы и ныне ведущей мастерской:
"Вообще-то, Николай Иванович, Вы поступили нечестно по отношению к нам, не предупредив, что в выборе спутников жизни мы (то бишь, дистантники) будем сильно ограничены (впрочем, есть у меня подозрение, что Вы сами об этом не очень-то знали). Мы с Лелькой подумали и решили, что мужчины, не имеющие навыков хотя бы 1-го курса Дистанции, нам в мужья никак не подойдут".
* Вот так-то.
Как к этому относиться, рассматривать это как личную потерю или приобретение, решить может только сам человек для себя. Для меня же в Дистанции, наверное, главное все-таки другое: не то, что люди действительно (очевидно для себя и для других) личностно вырастают, а то, что они -
научились расти.
Главное
Моя практика, мой опыт говорят о том, что обычные, нормальные люди толково работать над собой не умеют. Соглашусь, что у многих, у большинства (приходящих в Синтон) есть настоящая тяга к личностному росту - есть! - но тяга вовсе не означает - умения.
* Вот моя Танюшка тянется сейчас разливать чай. Разлить-то она разольет, только не в чашки, а на себя.
Конечно, и без всякой Дистанции люди, приходящие в Клуб, быстро и сильно растут: становятся личностно свободными, эмоционально защищенными, вырабатывают более определенные и более высокие жизненные ценности. Они растут - но за счет чего? Занятия Клуба оказываются богатой почвой, ведущие - видимо, Солнышками, и люди, как стебельки, - растут. Пока их - выращивают и чуть ли не тянут. А сами работать над собой - нет, синтоновцы (как правило) не умеют, потому что мы их этому ранее, до Дистанции, не учили.
* Более того, разрешите отвлечься: внимательно просматривая висящий у меня на стене большой список "Психологические центры Москвы", я не могу назвать ни одного центра, где этому учат... Скорее, я не знаю. Наверное, умные люди этому где-то все-таки учат. Обязательно учат!
Итак, я не ставил себе задачу научить этому людей, но вдруг я столкнулся с таким результатом: первый курс Дистанции ты людей тащишь, они шатаются и скрипят -
* сопротивляются (сами себе), избегают (сами себя), удивляются успехам, боятся неуспеха,
но если они выдержали и результаты получили - заработали! - то далее твоя роль, как ведущего, становится минимальной. Ты присутствуешь в роли в основном контролера-консультанта, иногда - в роли звездочки (нет, давайте напишем: "в роли ориентировочного столбика", чтобы не зазнаваться), а человек уже спокойно и эффективно работает сам. Ставит цели (конкретно и позитивно), настраивает мотивацию (формулирует свои смыслы, просматривает возможное внутреннее сопротивление, подключает ресурсы), намечает необходимые этапы (характерно, что он их уже знает) и - просто начинает работать.
* Он это - уже умеет!
Основные принципы грамотной самостоятельной работы с упражнениями мы сформулировали в Памятке дистантника: это то, к чему дистантник приходит сам, рано или поздно. Но очевидно, что лучше прийти к этому - пораньше.
Памятка дистантника, или
Как работать над упражнениями грамотно
Бросая камешки в воду, наблюдай круги, ими образуемые, иначе твое занятие окажется пустым времяпрепровождением.
Козьма Прутков
Нагрузи себя разумно.
Сколько упражнений взять себе в работу на эту неделю? Разумнее всего - два: одно ударное (центральное) и одно длительное, которое можно и нужно готовить в фоновом режиме. С одним упражнением иногда скучно, и бывает нет условий его выполнять, а если возьмешь на себя сразу много, идет перегруз и не делаешь толком вообще ничего.
В каком режиме работать? Рекомендуем - интенсив. Работа вялая и редкая (пять вялых минут в день) есть только трата времени и формирование убеждения, что "у меня ничего не выйдет и Дистанция не для меня". Работа же сильная, жесткая, энергичная (шесть-восемь часов в день) - формирует действительный навык, дает настоящий твердый результат и ощущение успеха.
С какого упражнения начать? Некоторые начинают с самого для себя легкого - для разогрева и разгона, чтобы сделать и получить ощущение успеха. Другие - с самого трудного, чтобы с налету справиться и потом вознаградить себя более легкой и приятной работой. И та и другая тактика по-своему разумна, но мы чаще рекомендуем совершенно беспроигрышный вариант: начать с упражнения "Тотальное "Да".
* Как минимум вы после этого сразу начнете слышать окружающих. А не только им возражать. Да?
Сформулируй результат позитивно и утвердительно.
Начинающие часто ставят себе задачи, формулируя их негативно: "мне не надо говорить нет", "не хочу находиться в потоке времени", "не хочу болеть, поэтому..." и т.д., по принципу: "Что я не хочу". Продуктивнее формулировать свои задачи утвердительно, через "Я хочу", видя позитивный результат. Вместо "Я хочу не сутулиться и не иметь мрачного выражения лица" лучше сформулировать "Я хочу иметь царственную осанку и сиятельную улыбку".
* Как, собственно, и формулируется в изначальном задании.
Искомый результат должен зависеть только от тебя.
Ставить задачи перед собой надо только такие и так, чтобы результат полностью зависел от тебя самого. Если в упражнении "Хорошо" для своего внутреннего "хорошо" ты поставишь задачу, чтобы на тебя перестала постоянно орать твоя мама, ты, очевидно, мало чего добьешься: мама находится вне твоего контроля. А что в этом задании зависит от тебя? Что ты можешь сделать наверное в первую очередь с собой, что ты захочешь изменить в себе, чтобы в твоей душе "хорошо" возникало чаще? Необходимо сфокусировать внимание на том, что ты можешь сделать, как ты будешь ответственен за достижение результата. "Хочу быть внутренне свободной, но надо изменить мужа, а то он..." Ошибочка, мужа вычеркиваем. "Что я должна сделать, чтобы быть более внутренне свободной?"
Определи четкие критерии достижения результата.
Чтобы знать, что ты результата добился (или пока нет), ты должен иметь четкие критерии его достижения. Результат должен быть проверяем, выражен в чем-то очевидном или реально ощутимом. Ты хочешь иметь царственную осанку? Встань так, как ты будешь стоять с такой царственной осанкой, покажи ее себе и другим - и запомни это свое состояние. Есть! Это твое тестовое состояние. Когда, выполняя упражнение, ты поймешь, что достиг тестового состояния, значит, упражнение выполнено.
Разберись с возможным внутренним сопротивлением.
Все ли в тебе новом тебя полностью устроит? Если в тебе будет что-то протестовать, твой успех окажется под вопросом. Поэтому в первую очередь уточни задачу так, чтобы результат был для тебя полностью приемлемым. Определи границы приемлемости. Отрабатываешь "хорошо" - ты ставишь задачу его иметь всегда, везде и со всеми? Ну-ну... Также "Если бы я тебя любил" - всех, везде и всегда? Разберись и уточни.
Второе - разберись, как достижение желаемого результата повлияет на твою жизнь. Не потеряешь ли ты чего-либо ценного? "Я хочу отказаться от пустых развлечений". Классная задача, но не потеряешь ли ты что-нибудь для себя действительно ценное, отказавшись от пустых развлечений? Не будет ли какая-то часть твоей души против этой цели? Если потери окажутся тебе небезразличны, может быть, ты сможешь получить потерянные выгоды другим путем? Только полностью разобравшись в этом вопросе, ты не станешь сам себя тормозить в работе.
Разберись с реальными препятствиями.
Что мешает тебе достичь желаемого результата уже сейчас? Чтобы не пугаться вообще непонятно чего, четко представь, разложи по полочкам, пропиши основные препятствия и пути их обхода. Обрати внимание: для многих твоих действий никаких препятствий нет, и их можно сделать сразу.
Сколько готов платить за?
За все нужно платить. Сколько сил и времени ты готов потратить для достижения результата - и, кстати, для поддержания его? "Я хочу вести здоровый образ жизни". Во что тебе это станет, и устроит ли это тебя?
Сделай результат себе вкусным.
Замотивируй себя. Ты действительно захочешь работать, если хорошо увидишь, поймешь и прочувствуешь, сколько тебе даст выполнение этого упражнения, какой в нем окажется для тебя реальный смысл. Поэтому все свои будущие выгоды выложи и поставь перед собой, чтобы твой труд был быстрее вознагражден.
Четко договорись с собой, что ты где будешь делать и когда. Увидь свою будущую работу.
Если тебе надо утром встать рано и легко, детально представь заранее, как ты просыпаешься, как ты потягиваешься, как не хочется вставать, что ты будешь думать про: "А ведь можно сейчас и не вставать" - и четко, конкретно, детально представь и прочувствуй заранее то, что ты в этой ситуации сделаешь. То есть встанешь - легко.
Первый шаг/шаги.
Когда конкретно и какой будет твой первый шаг? День, час. Кстати, может быть, ты сделаешь все (или хоть что-то) прямо сейчас? Уже - сделал?
Как писать отчет: основные пункты
Итоговый отчет обычно предусматривает следующие основные пункты:
Чего я ожидал от выполнения этого упражнения? Зачем я начинал его делать?
Чего я боялся? Имел ли внутренние протесты, какие? Что я с этим сделал?
Сколько времени (дней) и сколько часов в день (в среднем) я работал над этим упражнением?
Как я делал это упражнение? Что мне в этом помогало?
Что дало мне это упражнение, какой я увидел в нем смысл?
Как я узнал, что упражнение мной выполнено? По какому критерию?
1 Деньги такие, вполне реальные. Один талант - это двадцать шесть килограммов чистого золота. Зароете?
2 Заметим при этом, что в цивилизованных странах принадлежать к какой-либо церкви, не обязательно главенствующей, совершенно естественно. "To what church do you belong?" - без ответа на этот невинный вопрос вы не получите ни один солидный кредит. И методисты там - не проклятые сектанты, а одна из уважаемых веточек возможного вероисповедания.
3 В частности, рекомендую познакомиться с книгой: Ог Мандино "Величайший в мире торговец", СПб, 1995. Все настоящие бизнесмены проходят свою Дистанцию.
Хроники Синтона, или
По дороге к Солнечному дому
Эх, дороги...
Секта
Синтон - взрослеет.
Его стали замечать, что оказалось не всегда только приятным. Например, как-то на имя директора Дома молодежи, где давно уже работает Клуб Синтон, пришло сердитое письмо на официальном бланке Центра по реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова со следующим текстом:
"Из обращений общественности Москвы нам стало известно, что в руководимом Вами Доме молодежи "Сокольники" располагается и активно действует Клуб практической психологии "Синтон".
Сообщаем Вам, что, исходя из анализа литературы, распространяемой этим центром, его методик и заявлений бывших последователей этой системы, специалисты Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий классифицировали "Синтон" как деструктивную религиозную организацию оккультно-мистического характера с элементами сатанизма. Все заявления, какими бы красивыми демагогическими фразами они не прикрывались, о том, что это всего лишь "Клуб практической психологии", не более чем прикрытие этой религиозной секты для обманчивого вовлечения к себе неофитов".
Далее Козлов более подробно обзывается экстрасенсом, оккультистом и гомосексуалистом[1].
* Признаюсь: не умею, не люблю, не принадлежу.
Впрочем, при личном знакомстве руководитель Центра батюшка Олег Стеняев был мягок, сказал, что с Синтоном он вообще-то не знаком, но психологов вообще не любит, потому что душа - дело Божье.
Можно грустить, что ваш Клуб могут обозвать сектой потому, что вы в Клубе постелили ковры и предлагаете народу ходить не в обуви, а в тапках или босиком. Или еще потому, что в правилах Клуба - не приносить на чай вредные продукты (колбасу, соль и сахар).
* Секта, да?
Друзья и коллеги, внешняя критика вашей работы далеко не всегда заслуживает серьезного внимания. На мой взгляд, важнее самые трудные вопросы задавать себе самому: что ты делаешь на самом деле? Что остается после твоей работы? К чему ты стремишься, что в твоем развитии окажется стержнем и главной линией?
Эти свои мысли - и тревоги - я и хотел бы обсудить. Представить, как я их вижу, перспективы развития Синтона и его духовное напряжение.
Испытание расцветом
Вы знаете, самые трудные времена для Синтона наступили тогда, когда Синтон расцвел. По крайней мере, именно тогда и только после этого у меня появились серьезные разногласия с моими коллегами, моими же бывшими учениками, а ныне - ведущими Синтона. В чем дело?
Живя только на свои, Синтон долгие был небольшим и скромным Клубом. Сто-двести человек синтоновцев, пара-тройка ведущих, весь Синтон держался на одном Козлове и его можно было окинуть одним взглядом. Мы жили одной семьей и все было хорошо.
* Хотя, может быть, и бедновато.
То есть в семье зарабатывал один папа, и домочадцы его более или менее благодарно слушались. Потому что без папы им жить было бы голодно, и раз папина работа хлеб в дом приносит, значит - папа прав. Для домочадцев самих не всегда очевидно, что папа прав потому, что кормит. Приятней попереживать именно чувство сопричастности к папиному внутреннему миру, соглашаться с ним не за хлеб, а за идею (а хлеб как бы сам собой). Но дети растут. И даже - учатся зарабатывать. (Сначала у папы).
В Клубе появлялись новые перспективные ведущие, и каждому из них мы вместе радовались. Сказать, что я с кем-нибудь занимался воспитательной работой, было бы неправдой: я просто давал каждому расти, почему-то веря, что каждый разделяет мои, то есть синтоновские ценности, что каждому процветание Клуба дороже процветания личного,
* Повторю: делить было особо нечего. Да и некому: был Козлов и были ведущие при нем. Но и только.
То есть был Козлов, и были другие, которые - тоже были Козлов, потому что чувствовали себя сопричастными. (Почему - смотри выше). И пока они были Козлов, благо Козлова (который Синтон), было и их благом. Но семья оказалась хорошей, и люди в ней росли.
А потом ведущие стали личностями. Ведущие - выросли. У них появились собственные программы, программы приобрели популярность, ведущие приобрели - имя. У них появились свои люди, своя территория и своя идеология.
* Как вы догадываетесь, в Синтоне иметь свою идеологию никогда не запрещалось.
Во многом, кстати, именно потому, что долгое время никому такая - уж совсем своя идеология и в голову не приходила. Во-первых, это же Синтон, где есть Козлов. А что у вас? Ну-у, это несерезно. Во-вторых, зачем людям другая, если до поры кормила их именно эта? Ну, и наконец, до недавнего времени такая - своя, ценная именно тем, что она НЕ синтоновская, идеология не была нужна ведущим в клубе, потому что она не была им - выгодна. Пока благо клуба было их, ведущих в клубе, благом. А потом, когда настала пора эмансипации, своя идеология оказалась очень даже насущной. И она - появилась. Спрос рождает предложение.
Итак, московский Синтон расцвел, стал большим и многоликим: не каждый синтоновец сходу назовет сразу всех ведущих, а чтобы пройти все их программы, не каждый сокол долетит до середины Днепра. В общем, ай да мы!
* Ура! Классно! Здорово!
Но я вижу и другое: Синтон начинает все более и более напоминать раздробленные феодальные княжества, где каждый ведущий, как удельный правитель замкнулся в своих границах и подозрительно смотрит на своих соседей: нападут? Не нападут?
* Ну ладно, не нападут.
Дети выросли, и у папы-князя сначала просят, а потом и требуют - удел. А если папа не реагирует достаточно быстро, то папа уже и не папа вовсе, а тот, кто мне мешает - развиваться. Да?
Но очевидно, что каждый ведущий живет сам по себе: самореализуется.
Каждый ведущий знает, что в его цикле занятий его куски очень сильные, эффектные, результативные, а есть - ну, так, скорее проходные, стоящие просто потому, что-то здесь стоять должно, а ничего лучше нету. Точнее, у тебя нет, у твоего коллеги-то есть, но разве он даст? Его кусок - это его кусок, и просто так, то есть просто ради дела, ради народа синтоновского - с тобой никто не поделится.
* Ну, можно устраивать обмен, можно пытаться выкупить - но в реальности проще не хлопотать и работать, как работается.
На мой взгляд, это не Синтон. В Синтоне есть и должно быть общее методическое пространство, когда нет моих наработок, нет твоих, есть методики наши, синтоновские, и мы из них делаем курсы не авторские, то есть твои или мои, а такие, какие нужны людям.
* Организуем такой маленький коммунизм.
В феодальном княжестве каждый ведущий работает на себя и борется за себя: тянет на себя рекламное одеяло, бьется за лучшее место и время тренинга, а потом, раскрутив свой тренинг, создав ему имидж - по возможности делает свой тренинг подороже. Неправда, что дорогой тренинг народ отпугивает: многих как раз высокая цена и привлекает.
* Как гарантия качества, как вызов тебе, как момент престижа...
Не всегда дорогой тренинг будет лучше кормить ведущего (дополнительные расходы на рекламу, на помощников, на маечки, фенечки...), но очевидно, что свой престиж такой ведущий повышает.
* Ведущий становится известным и толстым.
Повторю: не в деньгах дело. Дело в выборе: или мы строим каждый свой отдельный домик для себя, деля между собой участки и споря, чьи тут кирпичи, или одной командой строим эдакое здание Университета. Очевидно, что, работая в рамках Синтон-программы, ты не сделаешь себе имя. Ты сделаешь людям классный тренинг, но останешься одним из - одним из тех каменщиков, который строил главное здание города. Наш Университет. А если ты выйдешь из рядов каменщиков и рядом со строгим Университетом начнешь строить крутое Казино, имя ты себе обеспечишь. Ну и деньги, естественно.
* А что, все в рамках закона!
Неправда, что кто-либо из синтоновских ведущих ставит заработок денег на первое место. Но правда, что хорошие деньги иметь приятно, и это - мотивирует.
* Бывает, что и хорошо мотивирует. А называется это благообразно: достойная оплата за профессиональную работу.
И вот я и думаю: может, лучше меньше, да лучше? Нужно ли Синтону быть таким большим, становясь таким разным? Становясь - таким? В Синтоне выросли сильные, классные, высокопрофессионально работающие ведущие - этим можно гордиться, но если кто-то из них начинает работать не по-синтоновски, может, пусть он работает вне Синтона?
Трудный вопрос. Это - размышление, а не решение, как и эта главка - не ответ на вопрос, а скорее, только постановка вопроса. Вообще: история эта еще не закончена, пусть не будет закончена и эта главка.
* Пусть Синтон думает, как пережить свой расцвет...
Если метафору семьи продолжить, то можно предположить время, когда дети удостоверятся, что они могут сами, и перспектива работать вместе их уже не будет пугать, как угроза их Актуальной Самости. Только надо, чтобы хоть самые тонкие ниточки сохранились - память, что мы все-таки из одной семьи. И тот дядя, сравнение с которым нам так важно, а если не в нашу пользу, то это он виноват - что этот дядя все-таки тот самый, хотя и постаревший папа.
Зачем Синтону Интернет?
Адрес синтоновской странички: http://www.syntone.ru
Добро пожаловать
Сейчас Синтон без странички в Интернете представить уже трудно, хотя, по моему мнению, за этим (по крайней мере пока) стоит не реальная необходимость, а больше дело престижа: как, у Синтона нет своей странички?? У всех есть, а у Синтона еще нет? Да, ребята...
Вы можете зайти к нам на страничку, хотя, по моему мнению, она вам нужна мало. Так же как и Синтону. Действительно, поток людей в Клуб обеспечивают книги, Интернет здесь не добавляет почти ничего, а тогда - зачем? Если ты в Клубе не был, большого смысла торчать в Интернете, рассматривая фотографии ведущих, нет: лучше придти в Клуб и составить впечатление живое. Если же ты в Клубе был, тебе рассказ о нем, о ведущих и их тренингах на сайте не нужен. Ну, когда-то пригодится свежее расписание и вообще клубные новости. Треп в Гостевой книге - любопытен, но обычно не более.
* Хотя... Простите, погорячился: важные события могут происходить в Гостевой!
Славный человек Жан jamba007@mail.ru дал на Гостевую книгу великолепную зарисовку:
До меня совсем недавно дошло, что Гостевая книга (ГК) живет своей собственной жизнью, совершенно отличной от жизни реального Синтона. Вообще, ГК напоминает мне подъезд дома: туда-сюда ходят люди, знакомые и незнакомые, кто-то с кем-то встретился и оживленно беседует о чем-то только им понятном, кто-то клеит свои объявления: "приглашаю", "состоится", кто-то ходит и спрашивает: "а где тут... а как пройти туда-то?" У подъезда, как обычно, сидят старушки и всегда что-то серьезно обсуждают: от "какая плохая была дискотека" до "пойдет ли нормальный человек в Синтон?". Старушки, вообще, очень примечательные: их, например, может возмущать не то, что плюют в подъезде, а то, что плевать там как раз нельзя. Самое интересное здесь то, что молодежь не проходит мимо них, а внимательно к ним прислушивается. Даже очень занятые и серьезные жильцы дома, порой сняв пиджак и ослабив галстук, часами спорят со старушками, отложив все дела. Надо заметить, что ГК других сайтов, которые я посещал, отличаются поразительной однообразностью (сплошное "так держать, молодцы, хороший сайт" ) и малопосещаемостью. Поэтому ГК Синтона читать гораздо увлекательнее, но все же я надеюсь, что гостевая не является объективным и правдивым отражением Клуба и его идейной направленности.
Резюме: я укрепился в мнении, что серьезные люди в Интернете не торчат и большого желания трепаться в Гостевой книге не имеют. Болтают там - бездельники. Поэтому я был бы огорчен, если бы в Гостевой среди перекидывающихся случайными репликами стал бы встречать кого-то из моих учеников, тем более - дистантников.
* Для меня это все равно как если бы они стали завсегдатаями пивбара.
Приятно похвалиться, что синтоновский чат (болталка) практически пустует: как я понимаю, не-синтоновцам предмета поболтать нет, а синтоновцам треп по Интернету уже не вкусен. Ну и славно: количество бездельников если не уменьшается, то хотя бы - не увеличивается.
Синтон и цензура
Одна из любимых тем, которую несколько месяцев подряд с аппетитом обсасывала интернет-тусовка, это введение в синтоновской Гостевой книге цензуры. Как, в Синтоне, в оплоте личной свободы, затыкают рты?!
...! ..?! ...!!! ....!!!
* Тут несколько ярких выражений было стерто. Цензурой.
Ну почему, ну почему же в конце концов в Синтоне ввели цензуру?!
И еще: вот почему в горячих дискуссиях, которые сезонно вспыхивают то по одному, то по другому очень спорному для спорщиков вопросу, не принимают участие ни Козлов, ни другие ведущие?
* Не уважают, да?
Отвечаю. Картинкой.
У вас в районе, прямо перед вашими окнами, построили лицей с великолепной педагогической командой. В качестве эксперимента и в целях развития демократии рядом со лицеем администрация поставила специальный большой забор, на котором каждый свободный лицеист мог очень большими буквами писать любые слова. Как это ни странно, любители нашлись, и культовые слова пубертатной культуры очень большими буквами были написаны. Вопрос: если школьная администрация хочет разъяснить довольным деятелям пубертатной культуры, что замысел о заборе был немного другой, стоит ли ей разворачивать дискуссию на том же заборе?
* Да, а когда уборщица тетя Маша по просьбе директора стала некоторые выражения с забора стирать, на нем появились гневные тирады о смерти школьной демократии!
У меня есть мнение, что те, кто любит свой лицей, продолжают в нем учиться и заняты классными уроками, а не дискуссией на заборе. Воодушевленно же пишут на заборе и ночами напролет шумят в Интернете чаще всего те, кому хочется именно пошуметь.
* То есть, надеюсь, не вы.
Я понимаю: у тебя возникает вопрос, недоумение, недовольство. Что делать? Конечно, можно кричать и возмущаться, в том числе публично.
* Это можно, особенно если ты Синтон не проходил или он тебе не близок. Но догадайтесь, что и обслуживать человека с такой заборного уровня культурой, отвечать на его крики желание возникнет не у всех.
Если ты хочешь получить ответ, тем более - разумные и действенный ответ, обратись воспитанно и корректно, обратись адресно. Ты хочешь настоящего результата, а не шумихи, ты заботишься о Синтоне - тогда добивайся именно результата, а не шумихи, и помоги Синтону стать лучше.
Чтобы это было понятно по возможности раньше, я предложил встречать наших гостей в Интернете следующим приветствием:
"Наша гостиная - это не забегаловка, где можно громко кричать задиристые всем слова. По нашему замыслу, гостиная - это уютный зал, куда придти зайти всем, кто по делу или решил навестить своих друзей. Друзей - это не значит, что среди отзывов гостей о Синтоне мы ожидаем только восторженных отзывов, но от любого гостя мы ожидаем элементарной воспитанности, то есть вежливости, доброжелательности и, естественно, ума. Если вы оставите за собой грязные слова, мы, естественно, за вами подотрем, но, может быть, мы вместе будем делать красиво?"
Мне очень любопытно, как вы будете вести себя в следующей ситуации. Вы сидите дома, вдруг к вам звонок в дверь. Вы открываете, перед вами стоит незнакомый вам человек и начинает вам кричать, что он с вами совершенно не согласен по куче вопросов и поэтому вы дурак последний и наверное даже гад. После этого он хочет пройти к вам в дом и продолжить эту интересную дискуссию. Ваше решение: вы пригласите его к себе или закроете перед ним дверь?
Ответ: если вы сейчас скучаете, правильно его к себе пригласить. Тогда начнется вполне весело. Если же у вас дела, вы улыбнетесь, поблагодарите человека за внимание к вам, но дверь закроете и займетесь своими делами.
Самые большие любители безграничной свободы, насколько я знаю, живут все-таки не в чистом поле, а в домах, где стены защищают их от холода и ветра. Стеной он преградил путь ветру, ущемил его свободное право морозить его свободные уши.
* Естественно, если ты сильный, если ты закаленный (чего мы тебе и желаем), у тебя есть возможности и другие, а именно весело выйти на мороз и нырнуть в обжигающую прорубь, но после этого обычно люди все-таки одеваются и идут в теплый дом.
Заканчивая разговор о цензуре и других запретах - если вдруг меня зажали, а уходить мне некуда, я буду огрызаться и буду против: мою свободу ущемили. Но если я сюда пришел сам, здесь многим нравится, а мне вот нет, я кричать и возмущаться не буду. Я поблагодарю хозяев за гостеприимство и уйду.
* Повторю: уйду без возмущенных криков.
Если тебе здесь плохо, не очевидно, что это место плохое. Возможно, это место делали не для тебя.
А для кого?
Тук-тук, кто в тереме живет?
Сидит царевна-лягушка, плачет горючими слезами. Спрашивает ее Иван-царевич: "Что ты плачешь, о чем печалишься?" - "Как мне не плакать, Иванушка, не разрешат тебе родители на мне жениться!" - "Не плачь, любимая, не горюй, я себе другую невесту найду!"
Очень, очень синтоновское!