<< Пред. стр. 16 (из 17) След. >>
Синтон изначально был задумал как психологический Клуб, что есть проект крайне рисковый. Поясню. Если у вас не Клуб, а Центр, то человек проходит тренинговую группу и Центр покидает, даря себя как произведение искусства снова своим близким. Своим продуктом мы кормим не себя, а других. А если у нас Клуб, то продукт нашей работы мы испытываем на себе. Клуб, община, называйте как хотите - это место, где мы питаемся продуктами своей же жизнедеятельности. Что себе (из себя) сделали - то и скушать придется.* Впрочем, достаточно скоро Синтон стал вкусным местом.
Что в первую очередь давал людям Синтон? Синтон раскрепощал, давал силу и свободу и обучал разумным житейским навыкам. Вопрос воспитанности не вставал, по крайней мере центральным точно не был, и выпускники Синтона вполне могли оставаться людьми свободными и дикими.
* Дикий человек, например, где кушает, там и какает. Ну или какает там, где кушают другие.
Другое дело, что в Синтоне всегда собирался преимущественно качественный контингент, и когда раскрепощались они, то Синтон от этого только хорошел. Все нормально.
Или почти все. Потому что, если приглядеться, то часть синтоновцев Синтон явно не красила, и особенно это бросалось в глаза новичкам. Они пришли туда, где мечтали найти свою сказку, они начинают посещать действительно толковые - и веселые - тренинги, но вдруг в Клубе встречают прошедшего все мыслимые клубные тренинги синтоновца-старичка, бесцельно в Клубе тусующегося и злословящего про Синтон.
* Толковые люди, как бы им ни нравился Синтон, в нем обычно долго не задерживаются. У них есть чем заняться в жизни, они берут в Синтоне все, что им нужно, и, с самыми светлыми чувствами попрощавшись с Синтоном, возвращаются в жизнь заниматься делом.
А бездельники в Клубе с удовольствием остаются. А чо, здесь клево! Можно сидеть и перед новенькими изображать человека, Синтон безусловно переросшего: "Ну, молодежь наивная... мы все это уже прошли..." И по возможности злословить. Кстати, очень странно: он на Синтон какает, но из Синтона не уходит. Ему сделали Синтон, ему в Синтоне хорошо, но если ему в Синтоне что-то кажется плохо - он начинает возмущенно предъявлять претензии тем, кто Синтон ему сделал.
* Как любил озвучивать этих персонажей Аркадий Петрович Егидес: "Ну почему ты, сволочь, дал мне хлеб без масла?"
Любой наезд на такого бездельника он воспринимает как злобный наезд на клубную демократию в целом. "Я в Клубе хочу жизни именно такой и я - полноправный член Клуба. Значит, вы обязаны считаться с моими желаниями. У нас - демократия. А если вы со мной и моими желаниями не считаетесь, значит, в Клубе нет демократии и вы - ..."
* далее текст не по Уставу.
Так есть в Синтоне демократия - или нет? И как к этому относиться?
Отвечаю.
Клуб и демократия
Демократия. Демос - народ, кратос - власть: власть народа.
Демагог. Демос - народ, гог - защищать: защитник народа.
Симпозиум. Сим - вместе, посиум - лежать. Правильно, древние греки совещались лежа.
Люблю переводы с греческого!
Самый первый Устав Клуба Синтон начинался словами:
"Главным человеком в Клубе является член Клуба. Руководитель Клуба, администрация и прочие ведущие являются уважаемым, но вспомогательным персоналом. Все главные вопросы: что будет в Клубе и как ему жить - решает не руководство, а сами члены Клуба".
* Вот так.
Это было то, с чего я начинал. Я вообще был радикальным демократом.
Например, в начале перестройки, когда на площадях поднимались плакаты "Партия, дай порулить!", я горел Проектом: вот сделать такую специальную голосовательную газету, где собираются все важные вопросы про нашу жизнь. В ней будут обсуждаться все традиционно обсуждаемые важные вопросы: альтернативная служба, льготы депутатам, где строить гаражи и размер пенсии, а самая соль в том, что после всех умных и разных статей про плюсы и минусы в газете есть отрывные талончики: "Я за то" или "Я за это". Оторвать правильный талончик и опустить в почтовый ящик - на это у народа сил хватит, а в результате мы имеем мнение народа по всем вопросам и будем строить жизнь такую, какую хотим мы!!!
Когда я с воодушевлением сформулировал этот свой проект Валерию Хилтунену (помните его гремевшую на всю Россию публицистику в "Комсомольской правде"?), он отозвался коротко и без всякого энтузиазма: "Именно народ в свое время проголосовал за то, чтобы Сократ выпил чащу с ядом". Я, конечно, возмутился... но стал думать об этом внимательнее.
Прошли годы. Что думаю я об этом сейчас?
Сейчас меня мнение народа не интересует. Точнее, это то, за чем надо следить, чтобы делать его таким, каким надо: позиция совершенно такая же, как у любых разумных родителей к своим детям. Мало ли что хотят дети?!
* "Мам, ну давай посмотрим мультики, а потом поиграем в железную дорогу!" - А мама только пришла с работы, ей еще готовить ужин и сегодня все постирать...
Когда человек растет, он меняется: меняется и его кругозор, и его ценности. Желания ребенка отличаются от желаний уже подростка, интересы подростка - от интересов вступающего во взрослую жизнь молодого человека, а ценности зрелого взрослого - совсем третьи. Отвечать на то, что интересно сейчас, - это значит, как правило, держать человека на его сегодняшнем уровне.
Как Л.С.Выготский формулировал закон опережения обучения: "Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития"[2], так и я формулирую закон опережения интереса:
Клуб должен давать то, что будет интересно человеку на его следующем шаге душевного и духовного развития.
Так чей же это Клуб?
- Расплоди тараканов, - сказал отец, - и у тараканов появятся права. Права, очевидные для всех. Набегут певцы, которые будут воспевать их. Они придут к тебе и будут петь о великой скорби тараканов, обреченных на гибель.
Быть справедливым... - продолжал отец, - но сначала ты должен решить, какая справедливость тебе ближе: Божественная или человеческая? Язвы или здоровой кожи? И почему я должен прислушиваться к голосам, защищающим гниль?
Добрый человек Антуан де Сент-Экзюпери
Лет пять назад в Клубе исключительно актуальной была тема "Синтон и алкоголь". Кто помнит, когда-то на весенних синтоновских слетах было особенно весело, потому что у народа было и свободный народ пил.
* Как и все, что делают синтоновцы - пил от души.
Так вот, Козлов же почему-то решил, что массовые пьянки не входят в его представление о Синтоне, и сказал, что в Синтоне пить нельзя. Что тут было... что началось! Народ (ну, часть. Но - голосистая!) как запищал, как заверещал: "В Синтоне кончилась демократия! Свободный Синтон умер!", возмущенные синтоновцы устраивали гневные акции протеста и демонстрации, хлестко высмеивающие узость взглядов Козлова и непонимание им настоящего смысла свободной жизни. Прошли годы. И сейчас об этом уже как-то никто и не кричит. Пришло понимание, что Синтон и алкоголь - две вещи несовместные, любители алкоголя отсеялись, и Синтон ныне радует более осмысленную публику.
Я понимаю, Синтон людям нравится,
* это приятно
и они хотят его иметь.
* Ой, я вполне могу их понять. Мои детишки в детстве вели себя так же: что им понравится, они тоже хотели это себе иметь.
Они считают, что Синтон - это их Клуб. Нет. Чей это Клуб, то есть под чьи интересы будет настроен Клуб, решает Козлов. Клуб принадлежит народу, но какому народу принадлежит Клуб, решает тот, кто этот Клуб создал.
Сегодня меня мало интересует, что в своей массе хочет народ в Клубе, хотя бы потому, что я знаю, что эта масса хочет пока и потому что мне это нравится мало. Если в Клубе будет демократия и по строгой демократической процедуре мы проголосуем за то, что выберет народ (особенно при наличии еще свежих "необработанных" новичков), то Клуб "Синтон" превратится в:
* Клуб знакомств,
* Дискуссионный Клуб,
* Психотерапевтическую Лечебницу и
* Дискотеку без конца!!!
Потому что это именно то, что хочет народ[3]. Потому что дети хотят конфеты и не всегда желают идти в школу.
* А посуду за собой мыть - так это вообще фигушки!
Поэтому у нас в Клубе демократии и прочего разврата не будет.
У нас не Клуб всех желающих. У нас - Клуб Синтон, что значит Клуб с определенными ценностями и требованиями, которым ты можешь как соответствовать, так и нет. Естественно, мне по-настоящему интересны мнения и впечатления народа от тех тренингов и занятий, которые они прошли, и чем больше человек взял от Синтона, тем более мне важно его мнение. Потому что Синтон его уже воспитал и поумнел.
Конечно, я за демократию. Просто что и как должно быть в Синтоне, должны определять люди, воспитанные Синтоном. И тогда -
Да здравствует демократия воспитанных людей!
Тревожный Остров Свободы
Jesus has changed your life. Save the changes?
Yes. No. Save as...
Итак, Синтон изначально был задуман как островок свободы. Мы этот островок построили. Посмотрели - получилось неплохо. Но - не отлично.
* Нужно ли это доказывать? Не думаю: придите в Синтон и увидите. Разные тут бывают люди: от очень (душевно) симпатичных до не очень.
Мы получаем только то, что мы делаем, и если мы, работая с синтоновцами, заботились только об их раскрепощении, душевном благополучии и некоторых полезных для жизни навыках,
* но не о толковости, не о порядочности, не о высокой внутренней культуре,
то мы не можем ждать, что в каждом из них это будет.
И, более того, в рамках Клуба требовать этого просто невозможно. В Клубе - свободные люди, которые берут себе только то, что им нравится, и если свободному (от всего) синтоновцу ты будешь давать то, что в его планы не входит, хотя бы тебе и другим этого очень от него хотелось, он всегда остановит тебя ленивым вопросом: "А мне это надо?"
* Вот вы замотивируйте его, чтобы он порядочным человеком был не только под настроение, а - всегда! Заинтересуете его, сделаете ему это - он вам это даст. Нет - ваши проблемы.
Да нет, в Синтон приходят не бандиты. Но ведь и уходят - не святые...
Вот наполненное беспокойством письмо от Ольги Гурьевой, ведущей Синтона из Оренбурга:
"Николай Иванович, я размышляю о той самой внутренней свободе. Понимаете, были у людей какие-то внутренние ограничители: вина, совесть, долг и привязанности, общественное мнение и т.д. С помощью Синтон-программы они освободились от многих из них, стали Свободными. Однако ответственность в них воспитана не была с детства. В качестве ответственности за свои дела и были совесть, вина и так далее. Теперь от угрызений совести они избавились, ничто их не наказывает и не мучает. А ума если и было, то маловато. И что в итоге? Кто же добровольно захочет заботиться о другом, если чужие переживания - это не твои проблемы (хочу - пришел в семью, не хочу - не пришел), если я всегда свободен, уравновешен и спокоен?
Людей, изначально умных и заботливых (думающих не только о себе), у меня в группе (да и вокруг), к сожалению, маловато. Чаще это - обычные обыватели, которые берут только то, что приятно и сладко, особо не отягощаясь. И когда я вижу радость в их не особо умных глазах по поводу полного личного от всего освобождения, мне становится страшно..."
Я думаю, что повышенную тревожность лучше всего лечить хорошей работой, чем мы все и занимаемся. Но вопросы к Синтону, естественно, остаются, и у меня их, возможно, более, чем у кого-либо еще. Конкретнее: у меня с каждом годом крепнет ощущение, что в рамках Клуба Синтон мы что-то существенное не доделываем. Чтобы вы меня понимали лучше, даю несколько картинок: портретов синтоновцев до и после Синтона, а вы - составьте свое впечатление.
Галерея недоделанных синтоновцев
Человек просто не создан для счастья, как бегемот для полета!
Несчастный человек Дрюша
Сережа был напористым, но агрессивным, и поэтому в качестве бизнесмена имел не деньги, а неприятности. Но походил он в Синтон, наладил отношения с жизнью, и его жизнь начала работать - работать на него. Ура!
* А начал ли он работать на жизнь?
Девочка Леночка была стервочкой, много гадила другим и часто цапалась с кем не надо. В Синтоне она быстро поумнела, гадить в штатных ситуациях практически перестала и научилась с кем надо дружить. Если с ней быть аккуратным и вовремя ее подкармливать, с ней рядом можно жить достаточно безопасно для здоровья.
* Ее близкие облегченно вздохнули. Молодой человек, ее желающий, доволен вполне. А какие чувства ваши?
Петя был бездельником, но незащищенным, и поэтому страдал и иногда даже был вынужден что-то делать. Синтон сделал его защищенным, и теперь из состояния безделья его не вытащит уже никто!
* Слава Синтону?
У Маши очень тонкая душевная организация, но налаженная плохо, в результате чего она не принимала себя, не принимала жизнь и пребывала в постоянном конфликте с собой, с другими и с жизнью. Синтон сработал в полной мере, в результате Маше стало хорошо с собой и она довольна жизнью. Она прыгает по весенним лужам, и она счастлива.
* А хорошо ли с ней другим? Счастливы ли люди от нее, такой довольной и шлепающей по лужам?
Вася всегда мечтал быть продвинутым и летать, как Чайка по имени Джонатан Ливингстон, однако, сколько руками не махал, в воздух высоко не поднимался. Но вот пришел Вася в Синтон, и постиг с помощью Синтона высшую мудрость, освободился от земных привязанностей, попутно достиг полного просветления и поднялся, дрыгая ножками и паря, над ближайшей клумбой. Невероятно! Потрясающе! Мы так за него рады!
* Но - кому и как от этого стало легче и светлее?
А вот Федя (назовем его так) с большим успехом прошел основные синтоновские тренинговые курсы, даже сам стал маленьким ведущим, и его в Синтоне все любили. Немного жаль только, что с фирмы, где он работал, его скоро с треском уволили за воровство. Но причем здесь Синтон? Не будет же Синтон заниматься нравственностью своих синтоновцев?!
* Правда?
Мне кажется, что Синтон, конечно, прекрасен, но такие результаты - существенно недостаточны. Они недостаточны, чтобы с человеком было реально хорошо жить, чтобы человек становился ответственным и порядочным, вырастая из просто Здорового Животного - в Человека. Лозунг Синтона: "Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться", на мой взгляд, необходимо дополнить таким: "Звание Синтоновец - должно быть знаком человеческого качества".
Проект нового Синтона, или
Краткая история долгих реформ
Я тебя породил, я тебя и...
Люблю
Я понял, что Синтон необходимо перестраивать, Синтон должен стать другим. Островок свободы - это классно, а не слабо построить Синтон как островок высокой внутренней культуры? Как человек простой и открытый, я и сообщил народу, что теперь у Синтона новый проект, называется он "Солнечный дом": место, где люди живут только качественно, а непосредственно, как основной путь к такому результату - работа на Дистанции.
* Сказать, что весь синтоновский народ воспринял эту идею с энтузиазмом, было бы преувеличением...
Шли годы... И в Синтоне ничего не менялось...
При всей моей любви к синтоновцам я не склонен предаваться иллюзиям и знаю, что основной массе нужно решить проблемы личной жизни, то есть организовать секс и досуг.
* Чай? Кофе? Потанцуем?
Синтону с собой было так хорошо, что меняется он никак не хотел, и все мои крики, обличения, воззвания, реформы и прочие революции не один год напарывались на массовый саботаж, вязли в тихом недоуменном протесте нормальных синтоновцев и медленно уходили в песок.
* Что Козлову надо? Ведь все же - хорошо? Тепло? Весело?
Меня выручило только то, что я вспомнил великое правило:
Не надо бороться - против. Надо бороться - за.
Не надо бороться против прежнего Синтона, надо делать новый Синтон. И в соответствии с этим я сделал два Синтона: Клуб Синтон и Центр Синтон.
Вот так простенько и элегантно. Ну, там нашел новое помещение,
* Взял вот так и нашел. А оно меня в Москве стояло и ждало. Вы понимаете.
сделал полы, потолки, проводку, канализацию, сигнализацию, душ, кондиционеры, пенсионеры, разрешение от пожарников, СЭС и прочее и прочая - в общем, год бодрой жизни, а деньги брал из тумбочки. Но все сделал. И стало все хорошо.
* Если не совсем все хорошо, то по крайней мере все понятно.
В Клубе Синтон по прежнему собираются свободные люди и получают себе то, что дает им возможность жить максимально гармонично. В Центре Синтон тоже собираются свободные люди, но эти люди употребляют свою свободу на то, чтобы сделать себя другим, более качественным человеком. Ты имеешь право оценивать Центр: "Нужны ли и интересны мне ваши программы", но и Центр будет оценивать тебя: "А ты нам такой - нужен"?
Клуб лучше и в большей степени обслуживает тебя и твои разнообразные интересы, у него больший набор интересных для тебя групп. Ты можешь оставаться прежним, но жить тебе будет комфортнее и гармоничнее. Центр лучше и в большей степени работает на твой рост, как человека. Центр к тебе требовательнее и желает видеть тебя не всякого, и только соответствующего высоким стандартам.
* Если хотите, Клуб реализует материнскую любовь, Центр - отцовскую. В Клубе тебя любят всякого (ну, почти всякого), Центр тебя заставляет работать.
По дороге, ведущей к Солнечному дому
Куда летишь ты, Синтон?
Птица-тройка беспокоится
Главная идея Центра Синтон - идея Солнечного дома.
Идея простая.
Когда мы становимся самостоятельными, свое окружение мы начинаем формировать сами. Мы обустраиваем себе свою комнату, а потом квартиру, мы делаем себе свою семью - мы строим свой дом. А когда мы становимся сильнее, хочется построить больше - свой Мир, свой Большой Дом: окружить свою семью и свою квартиру людьми, близкими нам по духу, людьми светлой направленности. Умеющими жить и работать, созидать, а не разрушать, людьми порядочными и человечными - всегда.
Так вот. В любом нормальном цивилизованном обществе существуют где общины, где кварталы, где поселения, в которых собираются люди, близкие друг другу по духу. Мусульманская община, китайский квартал, немецкая слобода... Если вы в курсе, это совершенно открытые части нормального города, туда может прийти каждый и даже там поселиться, особенность только в том, что внутри китайского квартала свои порядки, и жить по-настоящему уютно там только тому, кому китайский образ жизни понятен и близок. Тот же, кто хочет ночью танцевать рэп, будет чувствовать здесь себя неудобно, ему посоветуют, и он скоро переселится в соседний квартал.
* В Гарлем, к своим друзьям-неграм.
Так вот, о Солнечном доме. Лет через пять-семь (как раз и кризис кончится!) создать, собрать, построить в Москве синтоновский квартал - дело не такое сложное, по крайней мере, вполне реалистичное.
* Ну, например, пять стоквартирных домиков - уже неплохо. Кто-то именно там купит квартиру, кто-то обменяет свою, а если подрядчиками будут свои же люди и доход от строительства будет подарен Синтону же, то неленивых и умеющих работать и зарабатывать деньги синтоновцев цены устроят. Все нормально.
Будьте предельно внимательны: "Солнечный дом" - проект не архитектурный, а психологический. Для меня это не попытка решения моих или чьих-то жилищных проблем, это совсем другое. Это в первую очередь сильный способ и точный инструмент, который позволяет мне видеть, не криво ли я работаю? Так ли живет, туда ли развивается - Синтон?
Главный вопрос: есть ли кому жить в этом Солнечном доме? Кого мы туда поселим, какие это люди будут - синтоновцы? Готов ли Синтон к тому, чтобы взять на себя ответственность не только за чью-то душевную жизнь, но и за жизнь реальную? Сможет ли Синтон построить - Солнечный дом?
Я думаю, что не так важно, приедет ли за строительной документацией генподрядчик и будет ли построен в бетоне или в кирпиче реальный Солнечный дом. Мне кажется, что также не принципиально, захотят ли обязательно в Солнечный дом переезжать или решат остаться в своем родном доме те замечательные люди, которые будут туда приглашены. Все это - возможно и, наверное, реально, но не это, на мой взгляд, самое главное.
А что на самом деле важно, так это то, чтобы Синтон не превращался в заурядный, хотя и качественный, тренинговый психологический центр, где народ с пользой время проводит, а психологи довольно кормятся. Самое важное, чтобы звание Синтоновец действительно становилось знаком человеческого качества.
Так?
Немного конкретики
- Пусть расцветают все цветы!
- Пусть. Но вот здесь у нас будет клумба из лютиков, а лопухи мне не нужны вовсе.
Вот такие цветики
Ну, и как все это видится конкретно? Как все это сделать? Может быть, для этого нужно найти или придумать совершенно особенные тренинги?
В частности, да. Психологические тренинги нам действительно нужны не любые, а только те и такие, которые будут очевидно работать на идею Солнечного дома. Появляется тренинг - мы знаем, зачем, что он будет делать с нашими людьми. Мы понимаем, какую задачу он решает, какой кирпич в основание Солнечного дома он закладывает.
* А, может быть, он от Солнечного дома уводит? Или закладывает туда не кирпич, а мину?
Пришел синтоновец после ЭСТа[4], уверенно делает кучу глупостей, а на любой вопрос про "Слушай, а почему ты решил делать именно это и так?" отвечает автоматом: "Потому что я это выбрал!" Он узнал на тренинге, что уверенный в себе человек не обязан кому бы то ни было предоставлять объяснения своих решений и поступков, и теперь это право довольно реализует.
* За счет окружающих и группы в целом.
Хорошо, что этот милый человек разрешил себе себя уважать и не считает обязательным кому-то что-то обосновывать. Но с таким рядом жить неудобно. Такой сосед в Солнечном доме в какой-то момент может тебя крепко подставить.
Или: хороший человек синтоновец прошел, например, и первое и второе свое рождение, теперь он тонко чувствует свои душевные движения, желания и настроения и на этом основании редко хочет работать - потому что нет целостного настроения на работу! - это тот душевно развитый человек, который нам нужен?
Соответственно, все тренинги должны быть рано или поздно увязаны в систему и должны поддерживать друг друга. Нет и не должно быть самостоятельных авторских курсов, тешащих авторское самолюбие ведущих, - есть единый (пусть разнообразный и богатый ответвлениями и вариантами) курс, где работа каждого ведущего вносит свой, понятный всем остальным, вклад в общую работу.
* В построение Солнечного дома.
Далее: все тренинги должны стать так или иначе ориентированными на результат. Отзывы участников: "О! Я так много пережил! Великолепные впечатления! А как классно работал ведущий!" являются пустышками, если от тренинга нет реальных результатов[5]. Чему по-настоящему научились члены группы? Сколько из них - научились? У скольких это теперь будет вставлено в жизнь?
* "Мы разрабатывали громкий голос и уверенную походку" или "Все члены нашей группы легко и всегда, когда надо, имеют полетный громкий голос и красивую уверенную походку. Гарантировано!" - наверное, это разные результаты?
Заканчиваются "Трудные игры", группа сильная, все работают, как всегда, классно. Но в "Подводной лодке" команда избранных к спасению, лучшие люди группы, лидеры группы - оказавшись в реально конфликтной ситуации, начали кусаться, как животные. Зубы оскалены, наезды, рычание... Оно, конечно, это было хорошее занятие, славно, что оно обнаружило такую живую агрессию, и вообще-то неплохо, что синтоновцы умеют быть открыто агрессивными... - но очевидно, что цель не достигнута.
* В Солнечный дом такими въезжать - рано.
Естественно, неотъемлемой частью психологической работы в Центре есть и должна быть Дистанция.
* Хорошо, что хоть это работает как следует.
А что касается открытого, смелого, детского и наиестественнейшего синтоновского эгоизма и нежелания думать о других, то... То давайте думать. Пока я думаю, что возмущаться кем-либо и чем-либо бестолку, чтением морали это дело не поправить, а снова человека к чему-либо привязывать и делать зависимым - путь не наш.
Верно, что человек становится добрее и внимательнее, когда решает часть своих проблем. Если человек становится не таким голодным и даже сытым и довольным, ему легче увидеть другого, почувствовать реальность другого и отозваться на него и его нужды. Здорово, если наши синтоновцы будут становиться душевно и житейски богатыми людьми, ибо щедрым может быть или совсем нищий - ему и так нечего терять, или достаточно богатый человек, которому не страшно терять: все равно у него останется с запасом...
Но важнейшим направлением, по моему видению, должно быть
Учить человека видеть и чувствовать РЕАЛЬНОСТЬ ДРУГОГО.
О чем это? Как связан эгоизм и ощущение реальности? На мой взгляд, напрямую.
Я забочусь о себе, потому что мое Я - это для меня реально, а нужды другого - то, о чем говорят, но чего я не чувствую. То есть для меня - не-реальность. Иногда случается так, что до меня донесут и я смогу почувствовать, что нужды МОИХ БЛИЗКИХ - тоже реальны, тогда я забочусь не только о себе, но и о своих близких. Но понять и почувствовать, что РЯДОМ ТОЖЕ ЛЮДИ, что реальны нужды каждого - в этом и должна быть работа Синтона.
Почувствовать реальность другого - это прочувствовать, как свои, его радости, его мечты и желания, его боль и трепет. Его жизнь. Да, синтоновцы забывают, что такое "плохо" - и становятся глухими к чужой боли. Праздновать жизнь - это прекрасно, но если вокруг нас людям бывает больно, то не видеть этого - значит быть слепым. Синтоновец слепым быть не должен.
* Синтон должен сделать так, чтобы нормальным удивлением было не: "Что это он о других заботится? Ведь его же это не касается?", а: "А почему же я забочусь только о себе? Ведь другим, реальным так же, как и я, нужно то же, что и мне?"
И пусть в программе работы Центра Синтон стоит такое простое требование: ты учишься не для того, чтобы было хорошо тебе, а чтобы было хорошо с тобой.
* Думаю, что тогда хорошо будет - всем. Солнечнее.
Напоследок
Философы - это не мудрые люди. Это смелые люди, которые не боятся заглядывать туда, куда другие боятся.
Миша Левинсон
До свидания?
Надеюсь, что я, как обычно, не открывал Америк, а лишь озвучивал то, что повседневно видят и думают многие мои коллеги, нормальные здравомыслящие люди. Самая традиционная и самая приятная обратная связь на мои книги укладывается в одну формулу: "Николай Иванович, вы написали то, о чем мы думали сами". Моя заслуга оказывается только в том, что я разрешаю себе быть более свободным в мыслях и в жизни, и этим прокладываю путь свободы для многих. Как с нескрываемой завистью сформулировал в сердцах один мой очень молодой читатель:
Интересный человек этот Козлов! Ну, хитрый: живет, как ему хочется!
Живу, но не могу назвать себя смелым человеком: я физически ощущаю страх писать свое, и, может быть, именно это служит мне одним из ориентиров, что писать надо: свою, незащищенную ничем, правду, то есть то, от чего холодеют руки и бьется сердце. Козлов потому и продажный автор, что никогда не врет.
* Этим я вовсе не хочу сказать, что другие авторы врут. Просто, чтобы врать или не врать, нужно говорить от себя лично: не что про это говорит наука психология, а что думает (и чувствует) по этому поводу сам автор. Но, как правило, именно это и отсутствует.
Но моя правда всегда личная и субъективная. Например, Синтон живет в моей душе Солнечным городом, которого нет, но в котором единственно жить хочется, и именно поэтому я же первый на реальный Синтон более всех ругаюсь.
* Синтоновцы - для меня вообще ругательное слово. Это те вредные самые близкие люди, которые никак не хотят быть такими замечательными, какими я все еще хочу их видеть.
Но видеть хочу - и иногда поэтому приукрашиваю. С другой стороны, при всей своей субъективности я старался быть точным. Чтобы удостовериться в словах Дона Хуана от Кастанеды, нужно две недели махать сквозь кусты чапарели в неизвестном направлении. Врать про Синтон - труднее, синтоновцы отреагируют без задержки.
* Выплескивать свои чувства как есть они, слава Синтону, уже научены.
А закончить книгу я хочу текстом, который давно лежит у меня в бумагах и перед которым я останавливаюсь всегда. Как только он оказывается передо мной, я остаюсь наедине с ним и погружаюсь в то, что он мне говорит.
Андрэ Оу
Молодая мама старается объяснить своему четырехлетнему сыну, что автомат, продающий кукурузу, не может выдать ему это лакомство:
"Ты не можешь получить воздушную кукурузу, сынок.
Этот автомат не в порядке.
Смотри, вот на нем даже висит табличка,
где написано, что автомат не работает".
Но ребенок не понимает. Ведь он хочет получить лакомство. У него есть монета для автомата. Он даже видит кукурузу внутри автомата.
"И все же где-то, что-то - не так.
И сладкой воздушной кукурузы не получается.
Мальчик идет обратно вместе с мамой
И ему хочется плакать.
Господи! Я чувствую, что мне тоже хочется плакать, плакать о людях, превратившихся в сломанные, работающие с перебоями машины, наполненные добром, в котором так нуждаются, которого так хотят другие люди, и все же никак не могут его получить, лишаются радости иметь его, потому что где-то там, внутри, у них что-то не в порядке".
Почему я всегда плачу, когда это читаю?
Вся моя работа как психолога - это попытка ответить этому мальчику. И эта книга - наверное, про то же.
Эту книгу я буду писать еще много лет.
Литература
Агапов Б. Воспоминания о Японии. 1945-1945 г. /"Москва" №1, 1974.
Айдакова Л. Уроки психологии в школе. - М.: НПЦ "Коррекция", 1993.
Бабайцева В.К. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. (Учебное пособие по технологии воспитательной работы для студентов-педагогов и учителей). - М.: РПА, 1997.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Лениздат, 1992.
Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - Гурьевск, 1996.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.
Гильмеев И.З. Я плюс ТЫ. - М.: Аргус, 1994.
Деркач А.М. Книга. - Донецк, 1999.
Джалал ад-дин Руми. Сокровища вспоминания. Суфийская поэзия./Пер. Л.Тираспольского. Москва, 1998.
Егидес А.П. Лабиринты общения. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1999.
Егидес А.П. Как располагать к себе людей. - М.: Альфа, 1996.
Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения.//Психологический журнал. 1984. № 5.
Егидес А.П., Сугробова Н.Ш. Как научиться разбираться в людях. - Алма-Ата: Караван, 1990.
Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. - Киев, 1994.
Кейсс Кен. Руководство к достижению высшего сознания. - М., 1995.
Клюева Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов (руководство для ведущего группы).
Козлов Н.И. "истинная правда, или Учебник для психолога по жизни", - М.: АСТ-Пресс, 1998.
Козлов Н.И. "КАК ОТНОСИТЬСЯ К СЕБЕ И ЛЮДЯМ: практическая психология на каждый день" 3-е изд. - М., АСТ-Пресс, 1998.
Козлов Н.И. "ФИЛОСОФСКИЕ СКАЗКИ для обдумывающих житье: веселая книга о свободе и нравственности". - М., АСТ-Пресс, 1998.
Кривцова С., Мухаматулина Е. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М., Генезис, 1997.
Люк Рейнхард. Трансформация. - Минск, ООО "Вида-Н", 1997.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998.
Ог Мандино "Величайший в мире торговец". - СПб., ВВК "Веда", 1995.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М.: РПА, 1992.
Прутченков А.С. Специализированный тренинг "Предприниматель". - М.: Новая школа, 1993.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М.: Новая школа, 1993.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. - М.: РПА, 1995.
Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. с. 54.
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют... - Дубна, "Феникс", 1997.
Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М.: Смысл, 1993.
Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга общения для старшеклассников (руководство для ведущего группы).
Фарелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. Пер. с англ. - Екатеринбург: Издательство "Екатеринбург", 1996.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. - М.: Прогресс, 1990.
Фромм Э. Иметь или быть? - М. Прогресс, 1986.
Хрестоматия по гуманистической психотерапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: 1988.
Щербаков М. Кластерная теория интеграции. Журнал "Здесь и сейчас", 1998, №1.
[1] Я прошу прощения у лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, но в официальных письмах вами обзываются.
[2] Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. С.252.
[3] Данные были получены на стандартной выборке при проведении анонимных социологических опросов по методике открытых вопросов с последующей обработкой результатов клястерным анализом. Результаты оказываются аналогичными и при открытой процедуре запросов по актуальной мотивации. Короче, на собраниях новичков народ сам формулирует свои желания совершенно открытым текстом.
[4] ЭСТ - жесткий тренинг, разработанный Вернером Эрхардом и положивший начало целому направлению психологических тренингов (Lifespring и пр.). Великолепно описан в книге Люка Рейнхарда "Трансформация".
[5] Карл Роджерс размышлял о результатах своей работы так: "Что значит "удачная" группа? Я могу предложить сейчас простое определение. Если через месяц после окончания группы многие из ее участников считают, что это было лишенное смысла и вызывающее неудовлетворенность переживание, или если они до сих пор восстанавливаются от нанесенного им вреда, это, разумеется, не была "удачная" группа. Если же, напротив, многие или все участники полагают, что это было значительное переживание, которое каким-то образом продвинуло их в их собственном росте, тогда для меня такую группу можно назвать "успешной". (Хрестоматия по гуманистической психотерапии, М., 1995. С. 88.) Я согласен, народ таким - душевно радующим - результатом обычно доволен. Но с точки зрения реального вклада в жизнь мне такой результат представляется крайне слабым.
[3] Считаю приятной обязанностью назвать здесь А.П.Егидеса своим предшественником и учителем.