<< Пред.           стр. 10 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 * Чай, печенье, ананасы.
 Каждое правильно подготовленное занятие в стиле Синтон-программы композиционно простроено так, чтобы на нем были:
 * работа в парах (желательно, в том числе, в режиме карусельки),
 * работа в микрогруппах,
 * работа в общем кругу и
 * с кем-то индивидуальная работа в стиле демонстрационки.
 К этому добавляется: иногда - игра со светом, часто - специальный подбор музыки, и всегда - живая, светлая и бодрая работа ведущего.
 Стиль работы по Синтону - не взрывной, но всегда динамичный, с обязательным чередованием работы сидячей, стоячей и ходячей, смены внимательного думания и ярких переживаний. После сладкой и прозрачной медитации вдруг пошла энергичная и едкая провокация, из них логично вытекли тематические ролевые игры, а под них необходимым подспорьем легли серия психогимнастических упражнений и элементы актерского тренинга.
 * Хорошо! А если я этого не сделал - я как методист схалтурил.
 При этом Синтон - это образовательная программа, это такое же обучение, как обучение таблице умножения или английскому языку. Только обучение происходит не через высаживание стерилизованных знаний на ровном поле интеллектуального интереса, а как работа на поле надежд, в огороде глупостей и в роще страстей, где отработка навыков идет параллельно разминированию страхов и выращиванию новых, высоких ценностей жизни.
 * Которые растут не всегда или иногда кособоко. В общем, не соскучишься.
 Цикл занятий имеет достаточно четкую и жесткую тематическую простроенность, но на каждом занятии обычно реализуется типовая схема работы:
 * постановка проблемы (как правило, не теоретическая, а через живое личностное озадачивание),
 * розыгрыш и проживание ситуации (что увеличивает количество вопросов, но дает материал и для некоторых ответов),
 * осмысление и анализ происшедшего (где основная задача ведущего - уйти от теоретизирования "вообще" и сориентировать на реальные практические выводы или задачи),
 * на этой основе - постановка учебных задач и
 * отработка нужных умений в тренинге (и ориентировка на закрепление в жизни).
 Воспитание средой
 Как формулирует эту мысль педагог-новатор В.Ф. Шаталов, "если огурцы опустить в рассол, через некоторое время все они без всяких нотаций станут солеными". Сильнее всяких методик воспитывает среда, и главной задачей должно быть создание такой среды, которая сформировала бы нужные личностные качества. Естественно, для создания такой среды должны быть разработаны достаточно совершенные и надежные методики. А затем образовательно-воспитательный процесс должен быть достаточно длительным, чтобы среда "пропитала" каждого воспитанника до глубины души.
 Синтон-программа реализуется в рамках Клуба практической психологии, где проходят не отдельные разовые занятия случайных групп, а, скорее, течет плотный поток общения и психологической работы. И, по свидетельству самих членов Клуба, главным фактором воздействия чаще всего оказывается даже не тематика, а атмосфера группы. А если учесть, что прохождение Синтон-программы сейчас занимает около года-двух, то воздействие оказывается достаточно мощным. В перспективе Синтон-программа должна сопровождать детей, подростков и молодых людей в течение всего периода их развития - так же, как для роста дерева необходимы солнце, вода и воздух.
 Свободный осмысленный выбор - и предложение образцов
 Мы исходим из того, что каждый человек свободен, в том числе свободен строить свою жизнь по своему выбору и проекту, и мы отвергаем навязывание "правильной жизни", от кого бы оно ни исходило. Естественно, в связи с этим на занятиях категорически исключено назидание и чтение лекций-нотаций. Другое дело, что выбор должен быть осмысленным, поэтому ведущий знакомит членов группы с различными путями и выборами, обсуждает их основания и последствия, ведет живую дискуссию. И, разумеется, он имеет право выразить собственные взгляды и убеждения, как жить правильно, то есть умно и по-доброму. Как показывает наша практика, именно такое учение без "промывания мозгов" вызывает у подростков и молодежи наибольшее доверие и дает самые лучшие результаты.
 Знание должно быть пережито - и вживлено
 Свою психологическую карьеру я начинал как лектор: как преподаватель психологии и как лектор Общества "Знание". И все больше убеждался в том, как мало людям просто что-то сказать: сказать даже правильно и ярко. Если даже они тебя услышали и поняли, даже если это остановило их внимание и осталось в их памяти - от этого Знания до Жизни, до реального воплощения в их повседневную жизнь, - целая пропасть.
 * Читаю раз лекцию по культуре общения, лекция заканчивается на "ура". Но тут какие-то посторонние люди начинают заглядывать в наш зал и мешают. Те, кто сидел ближе к двери, на них отреагировали... - отреагировали так, что я понял: в душах этих людей ничего не изменилось. Или почти ничего.
 Дать Знание - мало. Надо сделать так, чтобы это Знание - "царапнуло". Это Знание надо еще прожить. В это Знание надо вжиться. И надо найти в себе силы жить так - новым для себя образом.
 Поэтому, если в Синтон-программе говорятся какие-то вещи, они обязательно поддерживаются игровой работой, ролевым тренингом или какой-то другой формой личного участия. Теория может закрепляться практикой - практикой здесь и сейчас, на занятии; теория может вытекать из практики - из тех наблюдений и переживаний, которые участники группы получили в играх и упражнениях только что; - но главное то, что
 ЗНАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПЕРЕЖИТО - И ВЖИВЛЕНО.
 Целостность и системность психолого-педагогического процесса
 Любой специалист-психолог знает, что в настоящее время накоплен уже довольно большой банк интересных психологических игр и упражнений. Айдакова Л., Бабайцева В.К., Битянова Н.Р., Гильмеев И.З., Ефремцева С.А., Клюева Н.В., Кривцова С. и Мухаматулина Е., Марасанов Г.И., Петрусинский В.В., Прутченков А.С., Самоукина Н.В., Сартан Г.Н., Свистун М.А. (никого из российских не забыл?) написали книги, содержащие просто кучу самых разнообразных, веселых и полезных, психологических и околопсихологических игр и упражнений. К сожалению, мы вынуждены были применить слово "куча" ко всем этим безусловно дельным книгам, поскольку в них (как, кстати, и в нашем, приведенном ниже, "Синтон-сборнике") нет системы и нет целостности. Это только подборка некоторых довольно разрозненных игр и упражнений.
 * Вам нужен телевизор, а вас привезли на радиорынок, торгующий деталями: для любителя поконструировать интересно, но большинство предпочитает купить телевизор уже в корпусе и с ручечками.
 Синтон-программа же в оригинале - это целостная система, это психологическая среда и длящееся действо, когда одно упражнение готовит другое и дает материал для Темы, а Тема разрабатывается и закрепляется в последующей Игре, и все это уравновешено и скомпоновано так, что участники все время находятся в захватывающем ум и душу процессе.
 * Телевизор уже собран и протестирован: работает. Берете?
 Реальные опасности игры и реальная базисная безопасность
 Скорее всего, это специфика именно синтоновской аудитории, но беззубые занятия синтоновский народ не любит. Они знают, что самое спокойное занятие может повернуться в любую минуту совершенно неожиданным боком, после чего ты окажешься или дураком, или убийцей, или трупом.
 * Как в жизни. И это воодушевляет.
 С другой стороны, Синтон дает базисное ощущение безопасности. Как бы на тебя ни наезжали, тебя здесь принимают и любят.
 * Собственно, потому и наезжают, что любят.
 Ты можешь спорить с группой и ведущим, ты можешь высказывать любые, самые дикие мнения, но, пока ты честен, тебя принимают и ценят - любого. И я, как ведущий, обязан это подчеркнуть.
 * И создать, если в группе этого пока нет.
 Вот, например, обсуждается тема "мстюлек"44, Татьяна рассказывает, как она "умыла" соседку за то, что та не разрешила ей развешивать белье на кухне. Интересуюсь ее отношением к своей диверсионной деятельности - отношение ее положительное: "Сделала гадость - на душе радость". Ну что ж... Я вполне могу на Татьяну наехать и обрисовать свое видение, она, может быть, услышит меня, а может быть, выберет выстрелить в ответ, но, независимо от результата нашей потасовки, завершение будет всегда: "Аплодисменты Татьяне!"
 * И аплодисменты будут искренними от всех, потому что Татьяна была искренней, и мы это нескрываемо уважаем.
 
 СИНТОН-СБОРНИК
 Что здесь есть, и чего никогда не будет
 Взятая целиком, Синтон-программа очень большая и, в некоторых моментах, требует от ведущего личного мастерства. Сюда же, в "Синтон-сборник", мы включили самые яркие и самые легковоспроизводимые психологические игры и упражнения.
 * Пользуйтесь! Работайте! Радуйтесь и радуйте!
 Но лучших игр здесь нет и ни в каком будущем переиздании не будет и не предвидится. Самые лучшие игры Синтон-программы обязательно останутся секретом. И так будет вовсе не потому, что автор сильно жадный, а потому, что игры разрабатывались для того, чтобы они работали, а не для того, чтобы ими хвастать.
 * К сожалению, иногда это взаимно исключает друг друга.
 Поясню. Конек, соль, достоинство Синтона - в его способности захватывать и прорабатывать нравственную проблематику. А теперь представьте, приходит учитель и объявляет классу: "Дети! Сегодня тема нашего занятия - человеческое отношение друг к другу. Вот, например, как мы отнесемся к Васе, если он забыл пенал и поэтому попросил у нас на минуточку карандаш?" Если класс с учителем не воюет, то ответ прозвучит хором: "Конечно, мы дадим Васе карандаш!" А Вася в ответ нам обязательно скажет: "Спасибо!" В общем, будет полное благонравие. На уроке. А после уроков две подружки избивают свою соперницу из другого класса, потому что уроки уже закончились и началась жизнь.
 * Кстати, эти две подружки имели по курсу "Человековедение" только отличные оценки.
 Чтобы не было подобного вранья, я практически никогда не объявляю конкретную тему занятия, и народ может до последней секунды игры не понимать, про что игра на самом деле.
 * Как в жизни. Про что эта игра, игра под названием Жизнь?
 Более того, многие вещи на занятиях приходится специально маскировать, отвлекать от них внимание и делать прочие маневры, чтобы произошло главное: чтобы народ здесь на занятии жил именно так, как в жизни. Каждый - так, как живет именно он, потому что каждый из нас живет очень по-своему.
 * Трусливо или безответственно. Грубо или бездумно. Или по-доброму и внимательно.
 И тогда, когда мы сделали каждому - зеркало, отразили его реального, а не по-доброму придуманного, можно с этой реальностью - работать. Иногда, впрочем, бывает достаточно просто показать человеку, кем он только что был: впечатление оказывается настолько ярким, что дополнительных комментариев уже не требуется.
 Но все это возможно только тогда, когда секрет игры остается секретом до последнего мгновения. А если мы опишем занятие "Королевство" и обнародуем все его "подставки" -
 * не более жесткие, чем жизнь,
 дадим полный (а не урезанный, как здесь) сценарий "Воздушного шара" или игры "Да и Нет", тем более с текстом ведущего, делающего разбор типичных проколов игроков, то будет классный! захватывающий! потрясающе интересный! - текст, но игр уже - не будет. Игры умрут.
 * По крайней мере, для тех, кто эту книгу прочитал. То есть для многих и очень многих.
 Соответственно те, кто в полных сценариях нуждается профессионально, те, кому нужна не только подборка хорошо работающих отдельных упражнений, но и целостная образовательная и воспитывающая личность система, - те обратятся в Центр "Синтон".
 Адреса для связи: 105264, Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 59/35, корп. 2. Учебный Центр "Синтон". Тел.: (095) 463-4485 E-mail: syntone@org.ru или scool@org.ru
 И последнее: каждый возраст требует своего подхода. Сюда, в Синтон-сборник, мы включили упражнения, подходящие в первую очередь для старших школьников. По нашему опыту, этот возраст, в отличие от студенчества и более старших, ищет в занятиях много (то есть еще больше) динамики, обожает любые передвижения, всегда приветствует момент игры и состязательности, и для создания соответствующей легкой и яркой атмосферы психологу приходится во многом оказываться массовиком-затейником.
 * По крайней мере при первых занятиях, в момент "завоевания" аудитории.
 Однако, если ведущий пойдет по легкому пути "увлечения" группы, он получит в результате только потребительскую позицию "развлекайте нас". Не идите по этому пути. Композиция тренингового процесса должна быть выстроена так, чтобы достаточно быстро поставить группу перед задачами серьезной работы.
 * Это бывает не всегда просто, но в результате группа начинает уважать и ведущего, и себя.
 Итак:
 Командно-соревновательные игры
 Игра "Покажи фразу - угадай фразу"
 В школьной и студенческой среде эта игра нередко называется почему-то "Крокодил". Что дает эта игра? Очень многое. У игроков-демонстраторов она развивает пластичность тела, фантазию и остроумие, у команды в целом - способность к групповому творчеству и понимание друг друга. В данном же варианте, со специальным подбором фраз, участники игры оказываются вовлеченными в психологически значимые и по-житейски добрые переживания.
 ***
 Посчитайте, сколько в группе людей, назовите это число группе и объясните задание:
 - Сейчас вы будете свободно ходить, просто ходить под музыку и смотреть друг на друга. Можете танцевать, развлекаться и вообще делать что хотите, однако я в любой момент могу свистнуть и сказать: "В группы по пять!" - или по три, или по семь. Так вот - вам надо оказаться именно в такой группе. Пожалуйста, постарайтесь не остаться вне заданной группы. И если в группе должно быть шесть человек, а у вас пять или семь - вы с заданием не справились. Внимание, ходим!
 Все ходят, затем ведущий дает свисток, мгновенные перемещения, народ так или иначе формирует группы, и так несколько раз. Заканчивается все тем, что ведущий называет цифру, равную численности группы, поделенной на три, и пару мгновений спустя, то есть исключительно бодро, группа делится ровно на три части.
 * Как легко догадаться, этот способ формирования групп может быть использован и во многих других играх по необходимости.
 Сели.
 - Игра, которую я вам сейчас предложу, многим знакома: команде нужно угадать фразу, которую один из участников будет показывать без помощи слов, только пантомимой - знаками, жестами, мимикой и т.д. Однако у нас будет не один, а два демонстратора - юноша и девушка. Я им - и всем, кроме играющей команды, - покажу фразу, а играющая команда может задавать им вопросы и пытаться фразу угадать. У вас будет несколько минут, чтобы договориться об условных знаках: например, как показать "абстрактное понятие" или "конкретная вещь", или "наоборот", как показать части слова: приставку, корень и так далее. Итак, у вас три минуты: договоритесь, кто из вас будут демонстраторами, а также об условных знаках.
 * Как правило, по крайней мере половина присутствующих в эту игру когда-то играла, поэтому долго объяснять ее правила нужды нет.
 
 - Внимание! Какая команда будет играть первой? (Дополнительные очки за смелость!) Я прошу играющую команду пересесть так, чтобы ее участники оказались сидящими перед двумя другими командами, спинами к ним, вот таким образом:
 - Теперь прошу выйти двух демонстраторов - аплодисменты! Пожалуйста, вытягивайте - какая фраза вам достанется?
 * Демонстраторы вытягивают свою фразу, как экзаменационный билет. Варианты фраз приведены ниже. Обратите внимание на подбор слов: чтобы их угадать и показать, придется вспомнить очень важные вещи из области человеческих взаимоотношений, пережить моменты любви и нежности...
 - На подготовку - 1 минута.
 * В это время ведущий проходит за спинами играющей команды, показывает фразу всем остальным командам.
 Теперь засекается время, и Игра началась.
 * Обычно фраза угадывается за 3-10 минут, и зрелище это - незабываемое.
 После этого - играют следующие команды.
 Если угадывают очень быстро, можно пустить игру по второму кругу.
 Возможные фразы для угадывания:
 * Любезный друг явился вдруг.
 * Милый, давай помечтаем вдвоем.
 * Дорогой, подойди ко мне ближе.
 * Истинное желание надо выстрадать.
 * Смысл жизни - творчество.
 * Смысл жизни - расцвет личности.
 * Чистота помыслов - красота бытия.
 * Леди требует любви и уважения.
 * От защитника ожидается надежность.
 * Забота о ближнем - антипод эгоизма.
 * Глаза без нежности тускнеют.
 * Я - творец своей судьбы.
 * Я буду в жизни Победителем.
 * Искренность - подарок щедрых.
 * Я хочу любви без грусти.
 * Любовь - это блаженное забытье.
 * Романтика суть томление духа.
 * Береги психику и нервы.
 * Не затевай напрасно ссору.
 * Моя душа полна предчувствий.
 Собственно, уже на этом примере хорошо видно, что для психологической работы можно использовать много достаточно традиционных игр, если их немного подработать: как здесь, когда вместо традиционных бессмысленных фраз даются фразы, несущие добрую и человечную смысловую нагрузку.
 Психологический КВН
 Психологический КВН - это эффективная и удачная форма массовых командных игр. Мотив веселого соперничества высвобождает энергетику, а содержание игровых заданий способствует развитию внимания и теплоты друг к другу, а также спонтанных, смелых и открытых действий.
 Предложенная здесь форма КВН - только одна из возможных. Вполне допустимо игры-упражнения менять местами, что-то убирать, а что-то добавлять свое новое. Важно только сохранить общий стиль - легкий и динамичный.
 Ведущему рекомендуется иметь свисток с приятным звуком. Когда на занятиях разгораются страсти (а если страсти не разгораются, это плохое занятие!), без свистка обратить на себя внимание в нужный момент бывает затруднительно.
 ***
 ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД
 Если в группе около 30 человек, обычно формируются три команды: с большим числом команд играть интереснее. Как формировать команды? В данном случае уместнее собирать команды вокруг лидеров (будущих капитанов), и сделать это можно, например, так. Все сидят в общем кругу, дается команда:
 - Мужчины, встать!
 * Странная команда... Что значит "мужчины"? - Но, пока кто-то размышляет, кто-то встает! А за ними - другие. Когда встало человек 5-7 и начинают привставать остальные, ведущий эту возможность закрывает: "Спасибо, все остальные - сесть!".
 - Кто себя уважает - шаг вперед!
 * Снова - кто-то размышляет, а кто-то решительно делает шаг вперед. "Спасибо, кто не сделал сразу шаг вперед - сели!"
 - Кто в себе бывает не уверен - шаг назад!
 * Кто-то сделал шаг назад - спасибо, сел.
 - Интересные люди - шаг вперед!
 * Моя задача - оставить в кругу только трех ребят, а эти команды дают возможность отсева.
 - Лидеры - шаг вперед!
 * Первые три шагнувшие лидерами и будут. Остальным - спасибо, сели, а лидерам - аплодисменты!
 Лидеры есть, теперь вокруг них надо сформировать команды.
 - Уважаемые лидеры, в одиночестве быть плохо. Поэтому быстро огляделись вокруг себя, нашли самую привлекательную для себя девушку и быстро тащите45 ее к себе!
 * Девушки оказываются около ребят через несколько мгновений. А, кстати, представьте себе, что педагог говорит: "Вася, какая из девушек в этом классе тебе нравится больше всех? Возьми ее за руку и покажи нам ее!" Что ответит Вася педагогу? А тут КВН, тут другая атмосфера, и то же самое Вася делает тут без всяких сомнений!
 - Великолепно! Девушки, вас выбрали, выразите ребятам благодарность поцелуем в щеку!
 * Этот момент, конечно, не обязателен. Но почему бы и нет, тем более что нравится это всем?
 - Теперь девушка проявляет, напротив, неблагодарность, поворачивается спиной к выбравшему ее юноше... - и быстро выбирает среди сидящих другого и тащит его к себе! (...) Спасибо, теперь третий тащит - четвертую! (...) Четвертая - пятого! (...) Пятый - шестую!
 * Весело всем, кроме тех, кого не выбирают. Поэтому, когда сидящих остается 4-5 человек, лучше дать команду: "А теперь все сидящие быстро разбегаются по тем командам, которые нравятся им!" - и "невостребованных" не оказывается. Ну и хорошо.
 Так образуются три команды.
 ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
 - Пусть каждая команда встанет тесным кругом и возьмется за руки. Уважаемые лидеры, посчитайте, сколько у вас человек?
 * Надо убедиться, что в командах равное (или почти равное) количество людей. Если где-то на 2-3 человека больше, это не годится. Как исправить положение? Например, так: лидер малочисленной команды указывает на любого человека в многочисленной команде, а лидер многочисленной команды, отвернувшись и не зная, на кого будет указано, говорит любую цифру от 1 до 10 и "влево" или "вправо". Соответственно, от указанного человека отсчитывается влево или вправо столько человек, какую цифру назвал лидер. На ком счет остановится, тот без обиды переходит в малочисленную команду.
 - Прошу внимания и тишины. Возможно, вы полагаете, что у вас уже есть команды. Нет, пока у вас есть только куча народу. Команда у вас появится только тогда, когда вы станете сплоченным коллективом, когда у вас появится выбранный вами капитан, название вашей команды и ваш лозунг. Вам дается 10 минут на подготовку: вы должны выбрать капитана (им может стать и ваш лидер, но это не обязательно), вы должны придумать название вашей команды, лозунг и художественное оправдание: сценка или мини-представление, подкрепляющее ваш лозунг. Если вы назвали себя "Небожители", мы должны увидеть и почувствовать, что вы - "Небожители", а если вы "Космические поросята", вы и должны это показать. Учтите, что 10 минут - это очень мало, и что жюри в первую очередь будет обращать внимание на сплоченность вашей команды. Я желаю вам доказать, что ваша команда - самая дружная!
 * Что касается жюри. Им может быть и ведущий, но лучше, если будет кто-то другой. Обычно два-три человека находятся без труда. Главная обязанность жюри - создание атмосферы веселой и ответственной соревновательности. Для этого можно и нужно считать очки (или делать вид, что считаешь очки) и комментировать выступления команд, но в конце КВНа у нас обычно уже почти никто не интересуется, на сколько очков "мы впереди" или наоборот. Процесс оказывается важнее результата.
 10 минут проходит, затем начинаются выступления команд, причем порядок, взаимоотношения со зрителями и все остальные проблемы каждая команда решает самостоятельно, без помощи ведущего.
 Итак, теперь есть три полноценные команды.
 ПРОВОДЫ КОНТРОЛЕРОВ
 
 Сели в три незамкнутых круга ("лепестками"), примерно так:
 Задание: Сейчас у нас будут игры, конкурсы, в которых победит та команда, которая лучше всех понимает друг друга без слов. Запрещаются любые переговоры и какие-либо знаки - постарайтесь добиться согласованности за счет чувствования ситуации. Но не секрет, что можно выиграть и за счет нарушения правил: если команда начинает внутри себя как-то незаметно договариваться, короче - мухлевать. Вы заинтересованы в том, чтобы ваши соперники играли честно, поэтому выберите из своей команды двух контролеров, которые будут пресекать мухлеж и прочие нарушения правил в команде ваших соперников. Один из контролеров пойдет в команду справа от вас, другой - в команду слева. Время - 1 минута.
 * Контролеры выбраны, иногда сразу же идут в чужие команды. Их надо остановить.
 - Команды! Вы понимаете, что вы делаете? Вы же прекрасно знаете, как народ относится к контролерам. Контролеры - это же враги народа, они мешают народу выигрывать, и вы посылаете их в чужую команду, чуть ли не на верную смерть? И вы отпускаете их просто так?! Капитаны, встать! Без подготовки, на импровизации, самому или с привлечением команды - кто из вас проводит своих Контролеров самым сердечным образом? Пожалуйста, торжественные проводы Контролеров!
 * Обычно эти ОЧЕНЬ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ И СЕРДЕЧНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ идут во всех командах одновременно. Делать их надо, но рассматривать как отдельный серьезный конкурс - едва ли.
 Итак, Контролеры расходятся по командам и располагаются там, где им удобно. Тут же ведущий встревает снова:
 - Внимание! Своих Контролеров вы проводили сердечно, а как вы встретили тех, кто пришел к вам? Встаньте те члены группы, которые проявили внимание и заботу к пришедшим к ним Контролерам? (...) Аплодисменты!
 В каждой команде оказывается два Контролера, по одному из каждой соседней команды.
 - Уважаемые Контролеры! Именно вы будете теми людьми, которые сообщают результаты. Вас двое, вы можете советоваться, но если один из вас результат огласил, его решение тотчас принимается. За мухлеж, за попытки договариваться вы можете и аннулировать результаты, и штрафовать команду, вы можете все. Ваши решения не оспариваются, и власти выше вас нет. Вам даны чрезвычайные полномочия - и, строго говоря, вы можете вполне безнаказанно подопечную команду засуживать46. Будет очень любопытно, как вы будете вести себя в таких обстоятельствах.
 ИГРЫ НА КОМАНДНУЮ СОГЛАСОВАННОСТЬ.
 1.
 - Внимание! Я сейчас буду говорить быстро, и кто не успеет понять задание, очень жаль. Сейчас я назову какое-то число, и по свистку в команде должно встать столько человек, сколько я назову.
 * Ведущий называет любую цифру, но не больше чем количество сидящих в команде.
 - Три!
 * В командах вскакивают три или около трех человек.
 Контролеры сообщают, сколько человек встали. Та команда, у которой в этот раз лучший результат (самое точное вставание), фиксирует свою победу аплодисментами себе. Ей - очко.
 И так несколько раз. "Внимание, встают... двое!"
 * Вариантов здесь может быть много: например, "Встает один, но не капитан!" или "Двое, но кто не вставал в предыдущий раз!"
 2.
 - Внимание! Подняли руку к плечу, палец в небо. Надо выкинуть руку, показать на кого-то в группе. Где будет большее число рук, показывающих на одного?
 * Повторяется несколько раз.
 В сообразительных группах уже со второго-третьего раза начинают показывать на капитана. Молодцы, но тогда идет усложнение: "Показать на кого-то, кроме того, на кого показывали в прошлый раз!" Результаты сообщают контролеры, и с ними спорить нельзя.
 * В кругу команды - лес рук, и считать трудно. Для удобства подсчета делается следующее: "Пусть встанет тот человек в команде, кто думает, что именно на него указало наибольшее количество рук!" - и теперь контролерам считать легче. Как и прежде, победа каждый раз фиксируется аплодисментами выигравшей в этот раз команды, и за это ей идет очко.
 3.
 - Внимание! Подняли руку, сжатую в кулак.
 * Сразу раздается смех. Видимо, они думают, что теперь будут выкидывать кулаки...
 Сейчас по свистку вам надо будет выкинуть какое-то количество пальцев! В какой команде большее число людей выкинет одинаковое количество пальцев?
 * Повторяется несколько раз.
 Как и прежде, команды хитрят, но вы должны быть хитрее. Ограничивайте: "Нельзя повторять количество выкинутых в предыдущий раз пальцев!"
 * Для удобства подсчета: "Пусть поднимет вверх руку тот, кто думает, что его количество выкинутых пальцев - у большинства в его группе!"
 4.
 - Внимание! Подняли руку, палец в небо. Сейчас каждый выкинет руку и покажет на какого-то человека в группе. В какой группе будет большее число взаимных выборов, когда вы показали на человека, а он показал на вас?
 * Для удобства подсчета пара фиксируется рукопожатием между теми, кто точно выбрал друг друга.
 Еще раз, не должно быть одних и тех же пар! Несколько раз.
 5.
 - Внимание! Вы уже засиделись, поэтому в следующем конкурсе вы подвигаетесь. Каждая команда должна будет встать компактной группой в пределах той площадки, где вы сейчас сидите, все лицом к центру. Вокруг каждого должно быть небольшое свободное пространство: если вы положите руки на пояс и покрутитесь влево-вправо, вы не должны никого задевать. Мини-конкурс: какая команда уберет свои стулья и встанет, как требуется, без всяких слов и шума красивее и быстрее всех?
 * Тихо и красиво через минуту все стоят.
 - По моему сигналу вы можете прыгнуть: или на месте, или повернувшись на 90° влево, или вправо, или развернуться на 180°.
 * Все это надо показать-пропрыгать самому ведущему.
 - Но первый раз прыгнуть на месте нельзя, первый раз надо куда-то повернуться обязательно. В какой команде после прыжка большее число людей будет смотреть в одну сторону? Прыжок! (...) Стоп, тишина! Пусть сейчас по моему сигналу поднимут руки люди из большинства повернувшихся в одну сторону. Если в команде поднимут руки два человека, повернутых в разные стороны, команде не засчитывается ни одного очка. Итак, поднимите руки те, кто из большинства повернувшихся в одну сторону!
 * Контролеры разбираются и сообщают результаты.
 - Внимание, все встали в исходное положение. То же самое задание. Прыжок!
 * Кстати, тут не было сказано, что нельзя просто подпрыгнуть на месте без поворота. Подсчет очков, как в предыдущем прыжке.
 - Зафиксируем положение. Следующий прыжок, и-и! (...) Следующий прыжок, нельзя в положение лицом к центру! (...) Еще прыжок, и-и! На этот раз нельзя прыгнуть на месте, обязательно всем повернуться в любую сторону, прыжок - и-и!
 * Как и в предыдущих упражнениях, здесь очень много вариантов команд. Например, "За сколько прыжков вся команда будет смотреть в одну сторону?" - и пр.
 - Спасибо, все сели. Теперь контролеры могут возвратиться в свои родные команды - но какая команда встретит их самых теплым, душевным образом?
 * Бурная теплая встреча своих родных контролеров.
 КОНКУРС "Я ПРОШУ У ВАС ПРОЩЕНИЯ"
 - Быть контролером - очень трудно. С одной стороны, могут быть претензии, что ты несправедлив, что ты засуживаешь, с другой - что невнимателен и пропускаешь мухлеж. А ошибки допускает любой контролер. Итак, уважаемые контролеры, как вы думаете, перед кем вы более виноваты: перед своей командой - или перед командой соперников, которую вы контролировали?
 * Каждый контролер без оправданий признает свои ошибки, свою вину перед той или другой командой.
 А раз ты виноват, тебе стоит принести извинения, попросить прощения. Кто из контролеров хотел бы первым это сделать? - Но учтите, что это очень непростое дело - просить прощения!
 * Попытки, как правило, не очень удачны. Извинения формальны или со встречными обвинениями, и от таких извинений никому не легче.
 Поскольку это дело действительно трудное, то пусть контролерам поможет их команда. 3 минуты на подготовку, пусть лучшие умы и лучшие души команды покажут и расскажут контролерам, как можно и нужно просить прощения, чтобы после этого к тебе были хорошие и теплые чувства!
 * Подготовка, выступления подготовленных контролеров.
 Команда может им отвечать: пониманием, теплыми чувствами и взаимной просьбой о прощении - за свою резкость.
 ИГРА "НАЛЕТ ОРДЫ НА ОТРЕШЕННЫХ"
 Это аналог детской игры "Море волнуется раз...".
 ***
 У нас сейчас будет новая Игра. Какая команда более всех уверена в себе и согласна играть первой? (...) - Жюри, дополнительные очки этой команде за смелость!
 * Все могут сесть, а играющая команда окружает ведущего.
 - Вы - Отрешенные, если хотите - Замороженные. Сейчас ваша задача - погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий. Вам надо будет застыть, душевно заморозиться. По моему сигналу вы развернетесь лицом наружу, и в тот же момент на вас налетят, как орда, две другие команды. Их задача - вас разморозить, вызвать у вас любые душевные реакции.
 - Орда, вы слышите меня? (Да!!!) Запомните, у вас есть только два ограничения: вам нельзя дотрагиваться до Замороженных и нельзя им кричать в ухо. Все остальное, любые провокации - все можно. Если человек моргнет - это не считается, это реакция физиологическая, а не душевная. Но если вы ему скажете: "Ты моргнул, все, выходи!" - и он ответит вам: "А моргать можно!" - то тут-то он и выходит, потому что вы его поймали. Орда, я советую вам работать творческими группками, так легче выводить даже самих стойких. Что касается Замороженных, то им нельзя прятать глаза: они должны смотреть прямо, так, чтобы любой оказался в поле их зрения. Итак, внешний круг - пока тишина, готовьтесь к штурму, а внутренний - расслабьтесь... Пять - вы погружаетесь внутрь себя, Четыре - найдите какой-нибудь образ или ситуацию, куда вы можете погрузиться душой полностью, Три - вы полностью там, вы не воспринимаете ничего вокруг себя, Два - вы глубоко внутри себя, Один - повернулись. Орда, вперед!
 * Надо сказать, что в реальности более трудная задача как раз не у Замороженных, а у Орды. Вот так, ни с того ни с сего, устроить Хохму - а обычно выводят Замороженных на смех - очень трудно, здесь нужна раскрепощенность, фантазия и мощная энергетика.
 Игра-бой идет 1-2 минуты. Конец - свисток ведущего и его вопросы: сколько разморозились сразу? Сколько в течение игры? Сколько остались стойкими? Кто держался с трудом? А кому это было нетрудно? Аплодисменты!
 * Уже с этого момента, хотя подсчет очков ведется, он становится все менее и менее актуальным. Важным оказывается сам процесс психологического противоборства.
 Потом играют другие команды.
 СЦЕНКИ О ЛЮБВИ
 Это задание сложнее предыдущих и требует большего времени на подготовку. Однако, на наш взгляд, оно несет в себе очень многое, и для подготовки задания мы используем перерыв, во время которого происходит чаепитие.
 ***
 - Получите, пожалуйста, следующее задание. Может быть, кто-то задумался о том, что любовь, описанная в прекрасных стихах, не очень похожа на наши обычные отношения. Тут у нас обиды, ссоры, ревность - а точнее, даже какая-то ревнючесть, много грязи, глупости и сора. Но душа всегда тянется к чему-то высокому и чистому. Поэтому задание состоит в следующем: каждая команда должна подготовить и разыграть две сценки - сценки, изображающие любовь. Первая сценка показывает нашу любовь реальную, иногда привлекательную, а часто глупую и некрасивую, - покажите самые характерные, на ваш взгляд, ее моменты. Это конкурс на самую узнаваемую, самую типичную сценку про то, как это бывает в вашем кругу. А вторая сценка должна показать любовь идеальную - такую, о которой мечтается и которая, хочется верить, в вашей жизни будет. Вы можете придумывать все сами, а можете разыграть сцену из какого-нибудь известного вам произведения. Можно разыгрывать реалистически, можно - символически. В сценке может участвовать один человек, а может - вся команда. Если вам понадобится, вы можете использовать магнитофон, там стоит кассета с красивой лирической музыкой. Работайте быстрее, времени не теряйте!
 * Команды уходят на ПЕРЕРЫВ и подготовку. Собственно, нет никаких препятствий к тому, чтобы красивое чаепитие устроить и в школе. Девочки будут рады проявить себя в качестве хозяек, и ребята, скорее всего, их усилия по достоинству оценят. Что касается собственно подготовки сценок, на это требуется около получаса. Лучше, если вы объявите ТОЧНОЕ ВРЕМЯ, когда все должны быть готовы.
 Итак, все команды подготовились и собрались. Объявите, что организует сценическую площадку, тишину в "зрительном зале" и прочее - не вы, а режиссер выступающей команды.
 * Выступления: каждая команда показывает свои две сценки. Обычно эти сценки дают богатый материал для комментариев ведущего.
 - Спасибо. Вы видели, что любовь идеальная и любовь реальная сильно различаются. Более того, наблюдая сценки реальной любви, часто ловишь себя на мысли, что это на любовь совершенно не похоже: все эти ссоры, претензии, глупости. Пусть нас радует хотя бы то, что вы сумели показать и любовь идеальную. Вы видели ее - она была. Но раз вы сумели создать ее здесь - то кто может помешать создать ее в жизни?
 БОЛЬШАЯ ПУТАНИЦА
 Играющая команда встает в центре в круг, взявшись за руки. Обе команды соперников их окружают, но пока стоят к ним спиной, чтобы не подглядывать, как играющая команда будет "запутываться". По сигналу играющая команда начинает "запутываться", подлезая друг другу под руки или перешагивая через руки, не отпуская их. Время на путаницу - 1 минута. За сколько минут команды соперников распутают играющую команду?
 Путаница - и распутывание путаницы.
 * Естественно, "запутавшаяся" команда должна выполнять все просьбы и команды тех, кто пытается их распутать.
 После этого играют следующие команды.
 * Для ребят и девушек - это просто веселая игра. Однако хотелось бы, чтобы ведущий понимал ее более глубокий смысл. Конечно, она развивает и фантазию, и групповое взаимопонимание, но главный смысл ее в другом. В нашей культуре физические прикосновения, особенно между ребятами и девушками, находятся в полузапретной области. А полноценно жить без них ни биологически, ни душевно - нельзя. Упражнения типа этого хоть в какой-то степени восполняют недостаток касаний, поглаживаний и просто физического контакта.
 ТАКИЕ НЕЖНЫЕ СЛОВА...
 - Для этого задания нам от каждой команды понадобятся два человека, молодой человек и девушка, у которых самые теплые души и горячие сердца, действительно самые Солнышки. Может быть, это будут наши капитаны? 1 минута - определитесь. (...) Спасибо, аплодисменты нашим Солнышкам!
 Какая команда считает себя самой сильной? - Команда А? - Прекрасно, вы играете первыми.
 * Ведущий ставит в центр круга два стула рядом, один против другого.
 - Попрошу выйти ваше Солнышко - юношу. Пригласи сюда, в центр круга, девушку из любой команды - ту, которая тебе больше всего нравится. Пусть она сядет на стул здесь, в центре, и ты сядешь напротив нее. А все остальные пусть сядут вокруг них как можно ближе, чтобы все хорошо видеть и слышать.
 * Все со стульями переезжают, делая плотную кучу вокруг.
 - Прекрасно! Задание будет следующее: глядя на эту замечательную девушку, сколько времени без пауз ты сможешь говорить ей добрые, теплые, красивые слова? Ты можешь говорить о ней просто эпитеты: "Красивая... милая... удивительная...", ты можешь рассказывать о чувствах, которые рождает в тебе она, ты можешь признаваться ей в любви - но ты должен говорить без пауз, ты должен говорить о девушке, и девушке твои слова должны быть приятны. Девушка не делает ничего, она только слушает и получает удовольствие. Сможешь ли продержаться две минуты? Пауза больше пяти секунд означает конец твоей речи. Пусть девушка даст свои руки молодому человеку, и он может начинать. Готов? - Начали!
 * Вначале соревнуются ребята, после них - девушки. Длительность любовной речи фиксируется секундомером. Каждая игра идет не больше трех минут, если больше - она прерывается и оценивается по качеству.
 В качестве иллюстрации приведем два оригинальных текста.
 ПРИЗНАНИЕ НАТАЛИ:
 - Дима, я позвала тебя сегодня в этот зимний сад, в эту лунную ночь, чтобы открыть тебе тайну моего сердца... Дима! Я вся внутри сгораю, я не знаю, что делать. Каждый день дается мне теперь с большим трудом, если я не вижу тебя. Я консервативная девушка, я старомодная девушка. Этот шаг мне дается с большим трудом, с большой затратой моих духовных сил. Дима, я позвала тебя сегодня сюда, чтобы сказать тебе, что я люблю тебя. Что я не могу без тебя жить. Я знаю, что девушка не должна так поступать, что я совершаю грех, что я недостойна быть любимой, что я недостойна принять твой ответ, - но я люблю тебя. Ты самый хороший, самый лучший, самый нежный. Я никогда в жизни не видела таких глаз! О, если бы только они смотрели на меня, как мои глаза смотрят на тебя! Сколько прекрасных дней мы провели бы вместе! Мы бы слились в единое целое, мы бы полностью растворились друг в друге! Разве это не счастье?!
 * Дима счастливым, похоже, не выглядел... Группа, в свою очередь, дала следующий перевод текста: "Слушай, я, конечно, тебя недостойна, но так случилось, что мне от тебя нужно то, то и то, а иначе я умру... Так что спасай человека, не будь сволочью". Требовательный лай в стиле "собаки снизу".
 ПРИЗНАНИЕ КАТИ:
 - Максим, у тебя прекрасные глаза, очень добрые, сказочно обаятельная улыбка и удивительно доброе лицо. Когда на улице идешь, бывают люди, к которым хочется подойти, обнять человека. Ты для меня именно такой человек, во всяком случае, когда я тебя вижу, мне хочется подойти и сказать: "Максим, ты такой классный, как здорово, что ты есть на свете! Ты очень обаятельный, у тебя обаятельные ямочки на щеках и, наверное от этих ямочек, совершенно удивительная улыбка. И при этом - очень мужественное лицо, смелый взгляд. Смелый взгляд мужчины, знающего себе цену... Когда мужчина знает себе цену, это привлекает девушек всегда, и я думаю, что у тебя много девушек, которым ты нравишься. И ты нравишься мне. С тех пор, как я тебя увидела в первый раз, я пытаюсь ловить твои взгляды при встрече, пытаюсь просто посмотреть на тебя и почувствовать у себя в душе тепло от твоего тепла, наверное. Когда мы с тобой, мне не страшно...
 * Две минуты прошло... А сколько пронеслось чувств!
 ОКОНЧАНИЕ ЗАНЯТИЯ
 * Результаты конкурсов можно объявлять, а можно и нет - обычно сам процесс оказывается важнее, чем то или иное количество очков.
 - Спасибо! Наше занятие подошло к концу. Занятие, как мы все видели, вызвало у вас очень много разных чувств. А чувства не надо держать в себе, поэтому я попрошу эти чувства выразить. Итак, последнее задание командам: выразить чувства себе, другой команде, занятию и ведущему. Время на подготовку - 3 минуты!
 * ...Большой праздник.
 Игра-упражнение "Стихи о Любви..."
 Это лирическое действо мы также нередко делали одним из этапов Психологического КВН. Конечно, атмосфера его должна быть особой - такая, какая и создается при чтении стихов о Любви. Однако мотив состязательности сохраняется и здесь - иначе, как показывает практика, школьников-ребят почти невозможно "раскачать" на чтение стихов. А ради победы своей команды парень вспоминает даже то, что не помнит на уроке.
 Если это делается не в русле КВН, а самостоятельно, то разбивку на команды мы производим через следующую процедуру:
 * Кто у нас из ребят самый Лирически-Нежный, а кто - самый Могуче-Страстный?
 * Кто у нас из девушек самая Нежно-Лирическая, а кто - Живо-Темпераментная?
 Выбор, лидерами оказываются двое молодых людей и две девушки. Они, как лидеры, по свистку набирают команды - себе под стать: девушка-Лирик набирает себе лиричных девушек, Страстный юноша набирает себе Страстных ребят. Так формируются и садятся четырьмя лепестками четыре команды.
 Комната затемняется, ее центр освещает свеча. Задача: все команды по кругу должны читать по одному стихотворению о любви. Ограничения: это должны быть стихи, а не песни, и каждый член команды не может читать стихи более двух раз. Не обязательно читать до конца, но обязательно - с душой. Пауза 10 секунд означает штрафное очко команде. Три штрафных очка - поражение команды.
 Итак, какая команда знает и сможет прочитать больше стихов о любви?
 Нестандартный проход
 Это веселое соревнование также вполне в духе КВН, но оно занимает довольно много времени, и в этом отношении его лучше, видимо, проводить отдельно, самостоятельно, связав с другими целями ведущего.
 ***
 Группы (обычно четыре команды) садятся открытыми лепестками, из каждой команды по очереди надо встать и пройти внутренний круг, вернувшись на место. Задача: пройти так, как не проходил никто до тебя. Оригинальность прохода утверждается аплодисментами твоей команды, повторы фиксируются свистом и топаньем команд-соперниц.
 * Как быстро догадываются умные команды, в спорных случаях все решается уровнем организованного шума - силой аплодисментов или свиста.
 Если же даже соперники аплодируют за оригинальность твоего прохода, ты (твоя команда) получаешь баллы, а вот за повтор идут штрафные очки.
 * Штрафы (или, мягче, предупреждения) дает ведущий, смотря по ситуации.
 В командах можно друг другу подсказывать, но не сходя со своего места - только передавая совет через соседей. "Соблюдение своего места" важно потому, что нестандартный проход идет по очереди: 1-й человек из 1-й команды, 1-й из 2-й команды, 1-й из третьей, 1-й из четвертой, потом 2-й человек из 1-й команды, 2-й из 2-й - и т.д. Важно, чтобы никто "случайно" не пропустил своей очереди и никто не "выручил" соседа. Игра идет командная, но за команду играет каждый индивидуально.
 Интереснее, когда игра идет долго, и очевидные варианты прохода уже использованы. Хорошо, например, после первого круга, когда прошли все, запустить второй круг. Очень хорошо также ставить запреты: если, например, многие как вариант прохода стали использовать танцы или танцевальные движения, то "все танцы и любые танцевальные движения" волей ведущего можно запретить. Также бывает интересно запретить использование посторонних предметов, свиста, пения, а также мебели и партнеров по команде.
 * Ведущий сознательно должен идти на усложнение находок. Иначе... Вначале кажется, что новые варианты быстро себя исчерпают, но вскоре большинство понимает, что богатство "новых" вариантов - неисчерпаемо, и игра превращается в подобие веселой физкультуры без душевного напряжения. А надо сделать так, чтобы легкой жизни - не было!
 Игра идет или до трех штрафных очков любой команде, или до упада.
 Я - Хозяин?
 Эта игра - тренинг уверенности в себе. Основной механизм - ролевая игра типа актерской, мотив - ситуация командного состязания, ситуация "брошенного вызова". Это очень сильный мотив, и там, где пасует человек сам перед собой и ведущий один на один перед ним, группа сверстников в ситуации командного соперничества из самого слабого за несколько минут "выжимает" максимум возможного.
 ***
 Вопросы ведущего: "Что такое для вас Хозяин? А Не-Хозяин?" В процессе ответов группы идет формирование общих смыслов.
 * Обычно отвечают: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, а готов оценивать сам; он не тревожный; не мельтешит и не заискивает; разрешает себе быть раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться и давать разрешения другим.
 Итак, одна из главных черт "Хозяина" - это уверенность в себе. Кто в себе уверен, встаньте!
 * Поздравьте того, кто встал первым, или самым "сильным" образом, а остальные пусть сядут.
 Я верю, что ты - Хозяин, но покажи это другим. Сделай или скажи что-то, организуй что-то - так, чтобы все поняли, что Хозяин здесь - ты. Пожалуйста!
 * У Сильных это обычно получается, и неплохо. Это может быть что угодно: например, спокойное распоряжение: "Андрей, закрой, пожалуйста, форточку, девушкам холодно!" Ведущий может прокомментировать сделанное, обратив внимание в первую очередь на успешные моменты.
 - Прекрасно! Но это было мое мнение, а теперь пусть даст тебе оценку группа. Сделай так, чтобы тебя оценили!
 * Как ни странно, это обычно выполняют хуже. Игрок "забывает", что он Хозяин, и неуверенно распоряжается предоставленной ему инициативой. Коротко обсудите это.
 Хорошо, а теперь, как Хозяин, передай свои полномочия: назначь следующего ("Хозяином будешь ты!") из претендентов. Претендент должен произнести какую-нибудь фразу (или, например, просто назваться) так, чтобы все почувствовали - это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином. Свои ощущения все члены группы выражают рукой с пальцем вверх (говорит как хозяин, уверенный в себе человек) или вниз (говорит как человек зависимый, не уверенный в себе).
 * Так делают несколько раз, чтобы вся группа поняла, как продемонстрировать: "Я - Хозяин!"
 Впереди - командная игра, и все должны разбиться по командам. Конечно, это можно сделать как угодно, но мы и это оформляем в виде веселой и подвижной игры.
 Итак, разбивка на 4 команды через игру: "В группу по ...!" Все ходят под музыку по кругу, по команде "В группу по N!" все объединяются в (двойки, четверки, тройки - что будет названо). Предупреждение: "Кто останется вне (двойки, четверки и т.д., получит фант! Ваша задача - обязательно оказаться в группе!" Итак, ходим! А теперь... в группу по 3!
 * Дикий рывок, все (почти) мгновенно в тройках. Обратите внимание на тех, кто оказался вне группы.
 Ходим... В группу - по 4! по 5! по (столько, чтобы все разбились на четыре команды)!
 Итак, образовалось четыре команды, назовем их Альфа, Бета, Гамма и Дельта. Перед каждой командой стоит двойная задача:
 * найти в соседней команде Слабака (или Слабаков, можно и парня и девушку), и одновременно
 * подготовиться к тому, чтобы опровергнуть обвинения в адрес своих Слабаков. "Опровержение" может быть выражено и словами, и действием, но действием лучше. Сразу стоит подсказать, что "опровергать" можно как оставаясь среди своих, в окружении своей команды, так и перейдя в окружение обвиняющей тебя команды. Последнее, очевидно, труднее, и годится только для по-настоящему уверенных в себе людей.
 На подготовку - 5 минут.
 Игра: Команда называет у соседей Слабаков, те опровергают - своей реакцией и своими действиями.
 * Ведущий комментирует и подчеркивает сильные стороны Слабаков.
 Обычно собственно Игра (доказательство "Я - Хозяин") играется по очереди: одна группа бросает вызов другой, обвиняемый доказывает свою Силу, обсуждение; затем Обвинители сами оказываются в роли Обвиняемых со стороны следующей команды, и т.д. Но иногда, на больших конкурсах (а эта игра великолепно идет на конкурсах Молодых Коммерсантов) для экономии времени ее можно запустить во всех группах одновременно. В этом случае к каждой команде нужно приставить Судей (выделяются из нейтральных команд).
 Войди красиво
 Это небольшое упражнение для юношей, которое имеет смысл и само по себе, и как средство для создания теплой и красивой атмосферы.
 ***
 Стулья расставляются кругом, все юноши выходят за круг, девушки рассаживаются на стулья через один. Каждый юноша должен войти в свою очередь в круг, поприветствовать всех девушек, подойти к одной, опуститься на одно колено, поцеловать поданную руку, попросить разрешения сесть рядом, сесть.
 * Ведущий комментирует сделанное каждым, отмечая удачное и весело пародируя менее удачное.
 Конкурс артистизма
 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
 Развитая техника общения не сделает человека счастливым, но без нее ты резко уменьшаешь свои возможности. С этим дело обстоит так же, как с умением красиво ходить: само по себе это еще не сделает девушку счастливой, но научиться красиво ходить нужно каждой девушке, чтобы любовались на нее, чтобы она могла любоваться сама собой. И каждый из вас должен уметь красиво говорить, богато слушать, ярко и точно интонировать. Вы должны владеть МАГИЕЙ СЛОВА. Здесь много чисто актерских моментов, и поэтому сегодня объявляется КОНКУРС АРТИСТИЗМА под лозунгом "Мы, конечно, лучше - хотя вы, безусловно, прекрасны!" Аплодисменты!
 ВОСХИЩЕННОЕ ПРИВЕТСТВИЕ ОБЩЕЕ
 Девушки пересаживаются на один ряд стульев, ребята - на другой, напротив.
 Кто будет капитаном команды девушек?
 Капитаном команды ребят?
 Первое задание касается вашего умения делать свою речь яркой и красивой, естественной и искренней. Задание следующее: Ребята должны придумать и сделать восхищенное приветствие девушкам, девушки - ребятам. Кто из вас больше любит друг друга: ребята девушек - или девушки ребят? Кто больше друг другом восхищается? Время на подготовку - 5 минут.
 * В реальности приходится давать времени больше - минут 8-10.

<< Пред.           стр. 10 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу