<< Пред.           стр. 11 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 Восхищенные приветствия - под аплодисменты.
 Оценки и комментарии ведущего.
 ОРЛЫ И ОРЛЯТА: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ
 У вас было прекрасное приветствие, но оно было командным, то есть, в основном, безликим. Мы сделаем его личностным! Каждая команда должна будет выделить из своих рядов Представительство: трех человек, которые умеют восхищаться - и сильно, красиво выражать свое восхищение, - правда, кроме тех, кто уже работал соло в предыдущем упражнении. Кто будут эти Орлы и Орлицы?
 * Выдвижение троицы.
 А теперь наши троицы - Орлы и Орлицы - посмотрят на команду соперников и быстро примут решение о том, какие трое из команды соперников в деле Восхищенного Приветствия, по их мнению, пока еще слабоваты. Эти, выбранные вами, троицы Орлят и Горлинок пополнят Представительство команды соперников. Пожалуйста!
 * Итак, от каждой команды вышло 6 (3+3) человек - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО команды. Аплодисменты!
 РАБОТА
 ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА будут выступать по очереди: ребята - девушки - ребята - и т.д. Очередь устанавливают сами играющие. Задача каждого из представителей - выбрать любого человека из команды соперников, в том числе из уже вышедших представителей, и, затратив не более 30 секунд, представить его самым ярким образом! Подумайте, о ком вы будете говорить, и что. На подготовку - 1 минута!
 Восхищенные представления ребят и девушек - под аплодисменты.
 * Ведущий по каждому выступлению сразу дает свои комментарии. При необходимости можно делать "дубль два", а также "дубль три" и репетировать, обучать.
 ПОЗДОРОВАЕМСЯ?
 Отыгравшие Представительства (естественно, под аплодисменты) распускаются, ведущий объявляет, что в следующем задании понадобится умение точно и разнообразно интонировать, и на место старых Представительств по той же процедуре набираются Представительства новые.
 Они садятся в центре круга друг против друга; с места вставать нельзя.
 * Стоит предложить всем остальным - зрителям - возможно более тесно окружить играющих. Так будет лучше слышно.
 Процедура игры: Игрок Представительства юношей здоровается с сидящей напротив него девушкой какой-нибудь простой фразой. Девушка в ответ должна сделать две вещи:
 1. в точности повторить эту фразу, а, главное, интонацию этой фразы,
 а затем -
 2. поздороваться с ним тоже простой фразой, но с новой интонацией.
 Парень в ответ должен повторить - воспроизвести в точности ее интонацию.
 После этого так же играет вторая пара и далее, но ни в одной следующей паре интонация не должна повторяться. Фразы могут быть одинаковыми, а интонации каждый раз новые!
 Условия игры:
 * Внутри играющей команды переговоры запрещены, как и подсказки со стороны зрителей.
 * Приветствие должно быть по содержанию, по словесному составу ПРОСТЫМ (например, просто "Добрый день, мы рады вас видеть!", а не "Уважаемые господа! В этот восхитительный день, когда мы удостоились чести лицезреть вас и преподнести вам наши искренние слова приветствия, примите уверения в нашей сердечной к вам склонности...").
 Игра, как правило, идет в два круга, то есть поздоровались пары все по первому разу, а потом по новому кругу, и снова с новыми интонациями. Яркие новые интонации приветствуются аплодисментами, интонации-повторы отмечаются штрафами.
 Игра, аплодисменты и оценки ведущего.
 ДВЕНАДЦАТЬ ЛИКОВ "Я"
 Предисловие о важности интонаций. Интонационная подстройка дает контакт. Богатство интонаций - это то, чем вы трогаете душу.
 ***
 Каждый должен взять лист бумаги и ручку. Теперь разбиваемся на пары внутри своей команды: ребята с ребятами, девушки с девушками. Садитесь. Задание: придумайте и произнесите слово "Я" с двенадцатью различными интонациями. Характер интонаций записывайте (нежно, грустно, демонстративно...), при этом один листок может быть черновиком, а другой пусть будет аккуратный чистовик с пронумерованными записями. Какая пара из ребят и из девушек сможет быстрее сделать двенадцать разных способов произнесения "Я"? Только учтите, что все интонации должны существенно отличаться друг от друга, так, чтобы вы сами могли их различить!
 * Если группа слабее, речь может идти не о двенадцати, а о десяти или даже о пяти разных способах произнесения. В сильных группах играют и в двадцать разных способов.
 Работа. Через минут пять - руки "Мы сделали!", объявление победителей (первые три места команды ребят и команды девушек), аплодисменты.
 ТРЕНИРОВКА
 А теперь пусть каждая пара потренируется: вы должны научиться все эти интонации узнавать. Один произносит "Я" с задуманной интонацией, другой должен научиться ее безошибочно угадывать. Какая пара быстрее других объявит, что она научилась это делать безошибочно? Но учтите, что это будет сразу же проверено!
 Запреты:
 * должно произноситься только слово "Я", а не "Вот Я!", например;
 * "играть" может только лицо, а не руки и тело. Руки - не использовать!
 Демонстрация, тренировка, поздравление победителей и от ребят, и от девушек.
 УЗНАЙ ДВЕНАДЦАТЬ ЛИКОВ "Я" - ДЕМОНСТРАЦИОНКА И ИГРА
 Пары-победители от юношей и девушек выходят в центр, внутри пары договариваются, кто из них "А", а кто "Б", и садятся друг против друга. Вот так:
 Чемпионат: Юноша указывает девушке "А" ту интонацию на ее бумажке, которую она должна воспроизвести, девушка ДВАЖДЫ произносит "Я!" с заданной ей интонацией и передает бумажку своей партнерше.
 * Предупредите, что показывать надо аккуратно и немного скрытно, иначе партнерша может догадаться о задуманной интонации просто по месту ее расположения на бумажке...
 Итак, партнерша, девушка "Б", должна эту интонацию угадать и назвать. Назвала сразу - 2 очка, назвала после еще одного повтора по просьбе - 1 очко, "не поняла" - нет очка, назвала неправильно - минус 1 очко.
 Теперь девушка задает интонацию партнеру "А", угадать должен партнер "Б". Потом интонация задается девушке "Б", угадывает девушка "А", и так далее. Какая - мужская или женская - пара наберет больше очков?
 Когда пары сыграли несколько ходов и суть этой игры поняли все, все пары переключаются с наблюдения игры лидеров на игры собственные: пары ребят садятся играть с парами девушек. Итак, играют все!
 * Игра идет до тех пор, пока не сыграют до конца несколько четверок. Остальные прерываются, но все равно у кого-то очков больше, а у кого-то - меньше. Опрос об итогах и настроениях во время игры по всем четверкам.
 КАКУЮ КУРТКУ ОДЕНЕТ ВАНЯ?
 Для этой игры формируются третьи Представительства от обеих команд - из тех, кто не был в первых двух Представительствах.
 - Вы - родители, вашего семилетнего ребенка зовут Ваня. Ваня хочет надеть новую, красную, праздничную куртку и пойти гулять во двор, а вы хотите, чтобы он ее поберег и надел более практичную серую, в которой он гулял всегда.
 Задача: обратиться к Ване с разными интонациями ИЗ СПИСКА ТЕХ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ НАШЕГО КРУГА. При этом нельзя повторять интонации, уже использованные ранее, - за это штраф, и надо в точности повторить интонацию, которую выдали вам соперники, - иначе штраф тоже. Внутри команды можно совещаться. Игра до 5 штрафов. За удачно воспроизведенные интонации - дополнительные наградные очки.
 * Суть этого задания - в знании разнообразия интонаций при обращении: обращение как просьба, как распоряжение, как издевательство, как мольба или уговоры, и в умении всеми этими интонациями владеть. Естественно, вместо темы "Ваня, надень другую куртку" вы можете выбрать любую другую, более вам близкую.
 СЯДЬ!
 Все Представительства собираются в свои группы и компактно садятся отдельно.
 - Будет дано задание, требующее от вас некоторого артистизма, и к этому заданию надо быть готовым каждому. С другой стороны, найдите кандидата из группы-соперницы, который, по вашему мнению, с этим заданием не справится: его вы и обвините в отсутствии артистизма. А задание состоит в том, чтобы обратиться к обвинившему тебя в отсутствии артистизма партнеру в трех разных стилях: "Сесть!" - спокойно-твердо-командно, "Сядь!" - гаркнуть (нагло-грязно-базарно-как затрещина), и усадить мягко, тепло и нежно-заботливо: "Милый, хороший, садись пожалуйста!" 4 минуты на подготовку.
 Последнее упражнение ("Сядь!") иногда вызывает недоумение, особенно у тех, у кого оно плохо получается. Поэтому уместны комментарии ведущего: Зачем вам богатство интонаций-ролей? Не надо ругаться, но надо уметь ругаться, как не надо драться, но драться надо уметь.
 * Несложно показать, что самые яркие и теплые люди в группе делают эти грязно-базарные интонации "Сядь!" без особого труда. Они умеют это делать, но в жизни они выбирают быть другими. С другой стороны, кто-то в этом упражнении увидит себя - грубого и, возможно, задумается о других вариантах. А кто-то разрешит себе Игру - и станет более свободным.
 Существует и огромное количество других упражнений на развитие артистизма, умения быть разным, чувствовать и воспроизводить роли другого человека. Приведем только несколько.
 Воспроизведи интонации
 Все в общем кругу. Ведущий произносит фразу с характерной интонацией и указывает попеременно на юношей и девушек, которые должны повторить эту интонацию, произнося другую фразу.
 * Например, если ведущий крикнул "Ура!", надо повторить интонационный рисунок крика "Ура", но крикнув, например, "Привет!"
 Одну и ту же фразу ведущий может повторять несколько раз, чтобы испытать нескольких участников. Обычно используются фразы типа: "Угу", "Ура!", "Да?!" (издевательски-раздумчиво), "О-хо-хоня!" (насмешливо), "Отставить!" (уверенно-жестко), "Один, совсем один!" (плачуще-печально). "Ну, пожалуйста, ну, мой хороший!", "Нет, никогда!", "И о чем мы будем сегодня разговаривать?" (лукаво-соблазнительно), "О, милый..." (с грудным придыханием), "Проказник!.." (обиженно-довольно), "Мур... мур..." (просто довольно).
 * Тут открывается самое широкое поле для веселого личного творчества.
 Здравствуйте!
 - С какими интонациями, передающими душевное состояние, можно здороваться? Члены группы называют очень много самых разных состояний.
 Хорошо. Вы сейчас получите "шпаргалку", в которой будет список различных душевных состояний, и задание: вы сейчас будете ходить и встречаться друг с другом случайным образом. При встрече вы можете поздороваться, поговорить и попрощаться с оттенками: радость, грусть, удивление, безразличие, наступательность, робость, уверенное достоинство, уважение, высмеивающая ирония, страх, нежность, недовольство, восхищение, лесть, демонстрация обиды, высокомерное пренебрежение, тяга к близости. С какой интонацией, с каким состоянием вы будете беседовать первый раз, каждый решает самостоятельно. Во время этого разговора вам надо одновременно сделать две вещи:
 * точно выразить заданное состояние,
 * угадать, в каком душевном состоянии с вами беседует партнер.
 Разговор может длиться около 1 мин., после чего участники высказывают свои гипотезы о душевном состоянии собеседника, говорят о своем, дают друг на друга обратную связь и, в качестве задания на следующую встречу, назначают партнеру какое-то новое состояние, трудную для него интонацию.
 Будет лучше, если вы отнесетесь к этому упражнению как к эксперименту, в котором вы проверяете не себя, а партнера - как он отреагирует на вас. Отгадает?
 Игра обычно идет в свободном режиме около 10-15 мин.
 Вопросы для обсуждения: Как себя чувствовали? Что было самое трудное: изображать заданное состояние? угадывать состояние партнера? что-то еще? Что дала установка на эксперимент? Кого отметите как самого активного? Артистичного?
 ВАРИАНТ ИГРЫ:
 1. Ребята получают шпаргалки со списком позитивных интонаций, девушки - со списком негативных. Задача: подходить друг к другу, здороваться с заданным настроем (интонацией), беседовать - и стараться угадать, с каким конкретно настроем беседует с тобой партнер. Насколько хорошо вы выразите свое состояние? Как быстро и точно сумеете отгадать настрой партнера?
 * Свободные контакты ребят и девушек около 10 минут. Если девушек или ребят больше, они могут контактировать и друг с другом.
 
 
 
 
 
 
 
 * искренняя радость,
 * теплая доброжелательность,
 * подчеркнутое уважение,
 * любование и восхищение,
 * тяга к близости и нежность.
 
 
 * агрессивная наступательность,
 * высмеивающая ирония,
 * раздраженное недовольство,
 * наглое хамское приставание,
 * высокомерное пренебрежение.
 2. То же самое, но ребята и девушки меняются заданиями: ребята выражают негативные эмоции, а девушки - позитивные.
 Все рассаживаются. Как себя чувствовали? Что было самое трудное: изображать заданное состояние? угадывать состояние партнера? В ситуации конфликта состояний (плюс против минуса) - кто побеждал?
 
 
 По тропинке к Близости
 Представь партнера Личностью в полной реализации
 Это очень доброе и теплое упражнение. Оно учит смотреть на человека, вглядываться в него, искать и видеть в нем лучшее.
 ***
 Ведущий предлагает всем сесть в пары: с тем, кто тебе интересен и/или кого ты знаешь недостаточно хорошо. Сели в близком контакте, настройка-рассматривание друг друга под текст и музыку47:
 Нашли удобное положение для своего тела, сели удобно, расслабились - и с интересом посмотрели на того, кто сейчас рядом с вами. Посмотри на этого хорошего человека. Найди то, что тебе нравится в этом человеке, что радует твои глаза и сердце. Может быть, это будет внешность - а может быть, то внутреннее, что всегда просвечивает через внешность. Вам нравятся глаза этого человека? Вам нравятся губы этого человека? Вы видите, как глаза и губы отражают жизнь этого человека? Глаза - это зеркало души, вы видите эту душу? Вам нравится его облик - действительно ли нравится? Все ли в нем красиво? Взгляните внимательно на человека и скажите себе честно, что некоторые вещи мешают вам видеть его прекрасным. И лицо этого человека не так красиво, как бы вам хотелось, как оно могло бы быть. И глаза не всегда сияют, есть глаза потухшие, есть глаза напряженные, внутренне закрытые, хитрые, есть глаза тревожные. И губы - такие разные! Неспокойные, или настороженно плотно сомкнутые, или безвольные, не выражающие ничего...
 А ведь когда-то, когда этот человек только появился на свет и только научился ходить, он был прекрасным. Все маленькие дети прекрасны, вы знаете это. В нем, в ребенке, была радость и свет жизни, в нем была непосредственность, в нем была сама жизнь. И попробуйте его увидеть, попробуйте его представить тем, маленьким, еще радостно глядящим на мир и людей, еще не побитым жизнью и не уставшим от нее. Разглядите в нем того, светлого и живущего всей душой, всем телом - каким он когда-то был. Теперь попробуйте растить его, попробуйте представить его таким, каким он мог бы стать, если бы его жизнь складывалась по-настоящему счастливо, красиво и сильно. Если бы его с детства любили, если бы он получал тепла и внимания столько, сколько требовалось его душе, если бы учили его быть сильным, смелым и ответственным, если бы ему помогали стать сильным, свободным и красивым человеком. Каким бы был этот человек? Каким было бы его лицо? И посмотрите на этого человека, как через него просвечивает тот - красивый, по-настоящему красивый, каким он мог бы быть. Который в нем, наверное, иногда просыпается, в нем иногда живет... Он немного не похож на этого, реально сидящего сейчас перед вами, - у него другие глаза, другие губы, другое выражение лица. Каким вы видите его? Более светлым? Более сильным? Постарайтесь разглядеть это лицо... Постарайтесь увидеть этого человека в разных ситуациях: увидеть его спокойным и расслабленным, с мудрой улыбкой взирающим на все происходящее вокруг него; увидеть его сильным и решительным, ведущим за собой людей; увидеть его теплым и нежным, дарящим кому-то заботу и покой; увидеть его любящим и огненно-страстным, вовлекающим в этот любовный вихрь возлюбленного, увидеть его строгим - красивым строгим, держащим себя и жизнь вокруг себя в должном порядке; постарайтесь увидеть его человеком, который радуется жизни - и любит жить...
 Спасибо, у вас теперь есть несколько минут, чтобы вы могли рассказать друг другу, что вы видели в лице другого человека, когда вы были с ним рядом, когда вы пытались увидеть его - такого разного...
 * 2 минуты на обмен переживаниями и обратную связь.
 Упражнение "МОГУ ЛИ ПРЕДСТАВИТЬ?"
 - Психолог по жизни может очень многое сказать о человеке, даже его не зная, только смотря на его лицо. Он пробует увидеть его разным, в разных состояниях и в разных ситуациях, и некоторые люди куда-то вписываются, а куда-то - никак. И если у вас тренированное, развитое воображение, вы можете увидеть про человека очень многое. И какой он сейчас, и его прошлое, и его будущее. Давайте этому учиться!
 Собрались в группы по 5 человек произвольно.
 * Ведущий дает задания - без музыки, в спокойно-веселом стиле.
 - Смотрите друг на друга и попытайтесь зрительно, живо представить, кто как плачет. Видите его плачущим? Кого в этом образе видеть легко, кого - не получается? Покажите рукой. Теперь другие образы (с таким же указанием рукой, кого увидели сразу или почти сразу, с минимальными комментариями):
 Видите его объясняющимся в любви?
 * Ведущий дает паузу секунд на 30, во время которой показывают тех, кого увидели... Такие же паузы и после следующих вопросов.
 - Растерянным? (...) Видите, как он хитрит, старается "выкрутиться"? (...) Как он грубит? (...) Ругается? (...) Кого легко увидеть обиженным? У кого лицо легко кривится? (...) На ком легко увидеть маску страдания? (...)
 Другой ряд образов. Можете ли представить его: скачущим на лошади ковбоем (свободной Амазонкой)? (...) А кого легче представить на пони, осле или корове? (...) Кого легко увидите занимающимся любовью в постели? Другие образы:
 * овеваемый ветрами романтик с горящими глазами?
 * подтянутый фашист с ледяными глазами?
 * добрый повар или повариха?
 * торговец за прилавком на базаре?
 * садист, сладострастно упивающийся возможностью поиздеваться?
 * пьяный?
 * просящий милостыню нищий бродяга?
 * раскомплексованный шут гороховый?
 * величественно сидящий на троне царь?
 * Упражнение обычно идет с большим смехом и энергичными комментариями. Это хорошо, но, кроме развлекаловки, над результатами этого упражнения стоит подумать... Поэтому:
 Итоговое задание: "Обсудите результаты и свои переживания. Что зависело от вашей способности воображения, что - от личности того, на кого вы смотрели? О чем говорит то, что одного человека вам в определенном образе видеть трудно, а другого - легко?"
 * В группах обычно на обсуждение уходит 3-5 минут, после чего нередко возникает общегрупповое обсуждение.
 Подарок в карусели
 Умение дарить и принимать подарки среди людей ценится не зря. В нем проявляется душевное богатство человека, его умение понять, что другому нужно, что может его порадовать и дать ему кусочек счастья. Правда, в жизни мы часто ограничены финансами... В данном же упражнении его участники освобождены от материальных ограничений и остаются в сфере чистой душевности. Упражнение помогает задуматься: "А что действительно может сделать меня счастливым?"
 ***
 Это упражнение хорошо начать со стандартного расслабления, переходящего в медитацию на тему: "В чем ты нуждаешься? Что тебя радует? Что тебе нужно, чтобы быть счастливым? Даришь ли ты это себе?"
 * Как и во всех последующих медитациях, ведущий не требует обдумывания этих вопросов. Это, скорее, направление деятельности души, только создание душевного настроя... Впрочем, если ведущий не чувствует в себе способности провести такую настроечную медитацию, упражнение вполне можно провести и без нее.
 После медитации - ведущий встает, и своей энергетикой, быстрой и веселой речью повышает всем темпоритм:
 - Поднимите руки, кто из вас любит получать подарки?
 Если кто-то руку не поднял - можно обратить на это внимание и постараться выяснить, что за этим стоит. Это бывает интересно всем.
 - А кто любит дарить подарки?
 То же - если кто-то руки не поднял, коротко поговорите с ним тут же, при всех.
 - Поскольку большинство любит и получать, и дарить подарки, то давайте разберемся подробнее. Давайте так: правая рука означает "люблю получать подарки", левая - "люблю дарить". Как поднимутся ваши руки?
 * По возможности пройтись по всему кругу рук, чтобы каждый получил кусочек внимания. У кого выше правая, хвалите за честность, у кого левая - за щедрость.
 - У вас сейчас появится возможность и дарить, и получать подарки! У меня в руках Волшебная палочка, которая может исполнять все ваши желания. Правда, она не очень мощная, и она делает только то, что как бы между чудесами и реальностью. С ее помощью вам просто начинает везти - то, о чем вы мечтали, но что казалось нереальным, осуществляется. Поэтому загадайте три желания, близкие к реальности, лично для себя. Это могут быть и материальные вещи (например, дача в Калифорнии), и совершенно нематериальные (например, принятие себя, полная гармония с миром). У вас будет минута тишины, подумайте о том, что могло бы вас сделать счастливым. Как определитесь, поднимите руку как знак мне. Я увижу - руку опустите.
 * Минута красивой тишины. Через минуту начинают подниматься руки. Дождитесь, чтобы руки подняли пусть не все, но половина.
 - Спасибо, большинство определилось. А теперь закройте глаза, я включаю музыку, а вы постарайтесь представить, что эти подарки уже ваши. Подарите их себе. Постарайтесь их увидеть, ощутить. Что-то вам будет почувствовать, вообразить труднее, а что-то - получится. Итак, это уже совершилось, это уже с вами! - Проживите это! Ты любишь дарить - делай это, дари себе! Ты любишь получать - получи, потому что тебе дарят!
 * Звучит музыка, у людей расцветают лица в тихой улыбке.
 - Спасибо. А сейчас у вас будет работа в карусели парами, и вы будете дарить друг другу подарки. Дарить, стараясь угадывать желаемое. Тот, кому дарят, может и не принять, но учится быть и искренним, и благодарным. Научитесь согревать всех, и особенно тех, кто сам прохладный. Ваш подарок может быть любым, в том числе в качестве подарка вы можете просто говорить друг другу и друг о друге добрые слова.
 - Как вы будете дарить подарки? Очень просто. Вы встречаетесь и один из вас говорит другому: "Я хочу подарить тебе..." А что он дарит, я не знаю. Может быть, он дарит Солнышко вашей душе, может быть, шикарный "мерседес", может быть, какой-то девушке вы подарите простое женское счастье - любимого, а потом чтобы были славные детишки... Кому-то вы захотите подарить работу в банке или на совместном предприятии... В ответ на это другой ответит, наверное: "Спасибо. Твой подарок мне очень нравится! (Или: "Нет, спасибо, но мне это не нужно".) А я хочу подарить тебе..."
 Все ясно?
 Тогда встали, девушки делают шаг вперед, обернулись вправо и положили юноше руки на плечи. Возможно, это самый волшебный подарок. Пожалуйста, работайте! Дарите друг другу замечательные вещи, дарите друг другу счастье!
 Работа идет в карусельке, каждая встреча с контактом рук по 5-6 минут. Ведущий управляет переходами и помогает настроиться при каждой новой встрече. Например, так: "Спасибо, поблагодарили друг друга - и попрощались. Спасибо этому человеку, вам было хорошо с ним, но у вас впереди новая встреча, вы говорите "спасибо" - и расстаетесь. И вот - новая встреча. ...Посмотрели друг другу в глаза, дали друг другу руки. Приглядитесь друг к другу: прежде чем что-либо дарить, постарайтесь почувствовать человека, стоящего перед вами..."
 При переходе, при каждом новом контакте пусть будет контакт рук, потом пусть закроют глаза и настроятся. Потом пусть откроют глаза, и контакт глаз в молчании, настройка. Через несколько смен пар - то же самое, но уже в обрамлении комплиментов. По крайней мере первые пять контактов обязательно с настройкой ведущего, чтобы держались на теме и не соскальзывали на треп. Далее столько переходов, сколько получится.
 Окончание: Встали в общий круг, девушки перед ребятами и спиной на них опираются. Звучит музыка, ведущий говорит всем теплые слова, и - окончание работы.
 Я доверяю тебе!
 - Мы сейчас сделаем упражнение, которое и покажет уровень доверия друг к другу, и будет учить нас доверию. Упражнение называется "Я доверяю тебе!".
 Тут надо обсудить, что такое "доверие" для членов группы - и что им нужно, чтобы доверять друг другу. Есть серьезная опасность, что разговор перейдет на высокие материи, на сложные теории, и тогда ни о чем договориться не удастся, поэтому беседу стоит перевести в предметную плоскость: "Ему ты доверяешь? Нет? Почему? Какие у тебя чувства к нему?" Как правило, в результате таких простых вопросов приходит понимание, что под "доверием" чаще всего имеется в виду просто возможность быть рядом, близко и в безопасности. Это ощущение уюта и тепла. И тогда можно переходить к упражнению.
 Это упражнение проходит в режиме ЖИВОЙ ЦЕПОЧКИ. Делается это так. Все встали, двое стоящих рядом образовали первую пару, левый от левого и правый от правого образовали вторую пару и т.д., так круг сужается в линию, состоящую из пар, стоящих лицом друг к другу (см. рис.). В этих парах будет происходить контакт, потом по команде ведущего все делают маленький шаг вправо и встречаются с новым партнером. Обратите внимание на концы живой цепочки: при каждом переходе там кто-то оказывается в одиночестве, так вот, это нормально, и пусть никуда не переходит, не встречается с таким же одиноким с другого конца, а пусть ВСТРЕЧАЕТСЯ САМ С СОБОЙ. Это очень важное дело.
 Итак, идет полная живая цепочка встреч, переход к новым партнерам осуществляется с помощью ведущего только первые разы, а потом идет стихийно. Что должно происходить во время контакта? Надо встретиться глазами и душой со стоящим перед тобой человеком, почувствовать, какие у тебя чувства к нему, и, соответственно чувствам, сказать одну из четырех фраз: "Я доверяю тебе" - если ты доверяешь партнеру, "Я не доверяю тебе" - если не чувствуешь к нему доверия (но обратите внимание, сама по себе эта фраза - уже доверие партнеру!), "Я не пойму, доверяю ли я тебе или нет" - если действительно есть моменты и доверия, и недоверия, и все неясно, и "Я не хочу об этом говорить" - если не хотите доверять партнеру ничего из своих мыслей и чувств.
 * Ведущий предупреждает, что это упражнение в первую очередь на внутреннюю - перед самим собой - честность. Очень трудно говорить "Не доверяю", это удается только самым честным и сильным. Если кто-то выражает опасение, что его правдивость может кого-то душевно задеть, устраивается голосование: "Кто хочет, чтобы ему говорили в этом упражнении только правду, только искренне?" - И обычно поднимают руки все.
 Упражнение идет под музыку, по 1 минуте на контакт, первые встречи пусть организуются ведущим, чтобы не было трепа, чтобы было молчание и чувствование. Создайте настрой и настроение!
 Через 10-15 смен имеет смысл прервать работу, пусть закроют глаза и осмыслят то, что они делали. Помогут им в этом вопросы ведущего для самоконтроля: "Кому и почему вы доверяли? Были ли вы искренними перед самими собой? Перед партнером? Покупали ли вы доверие игрой в теплоту-симпатию? Разрешали ли себе быть самим собой?"
 Когда упражнение заканчивается, все садятся. Вопросы ведущего в общий круг: "Кто из вас устал? А кто переполнился чувствами и энергией? Высказывается каждый, кто хочет, делится своими мыслями и, главное, чувствами.
 Тем не менее, такая дележка не дает возможности высказаться всем, а это желательно. Поэтому стоит для смыслового завершения упражнения всех разбить на четверки (кто с кем хочет) и предложить обсуждение: "Что вы чувствовали в упражнении Я ДОВЕРЯЮ ТЕБЕ? У вас прошел почти час жизни - что вы приобрели за этот час? Что увидели? Что поняли?" (10 мин.)
 После обсуждения - вопросы ведущего, а члены группы отвечают показыванием рукой: "Кто у вас в четверке самый открытый? Самый деловой? Самый критичный? Самый теплый? Самый закрытый? Если бы у тебя было много душевных сил, кому ты подарил бы тепло в твоей группе?"
 Все встают в общий круг, несколько итоговых слов по прошедшей работе.
 Выбор близости - душевной и физической
 Это упражнение получило широкое распространение, но, как показывает опыт, делать его можно с разными целями и с разными интонациями. Например, некоторые ведущие с его помощью устраивают гипноз всеобщей любви и всеобщее братание. А можно устроить более осторожное прощупывание реальных (в том числе и с реальными страхами) отношений людей друг к другу. В разных вариантах, в разных стилях проведения этого упражнения есть свои и плюсы и минусы, и в разных группах можно выбирать когда одно, когда - другое.
 ***
 - Сейчас у вас будет работа в карусельке, вы будете встречаться, но как - это вы и будете выбирать. Все будет зависеть от вашего выбора, который вы продемонстрируете друг другу. Все будет происходить без слов. Свой выбор вы покажете партнеру на пальцах и потом осуществите его. Если вы, посмотрев на человека, решите показать ему кулак - то вы остаетесь на месте, телом и лицом демонстрируя, что вы партнера игнорируете, отвергаете. (Пусть ведущий это покажет.) Если вы показали партнеру 1 палец - то просто стоите без контакта; 2 пальца - рукопожатие и улыбка, 3 - милые почти объятия, 4 пальца - полный контакт, свободные объятия, 5 - близость дальше некуда, хоть обцелуйтесь.
 * Осуществление каждого выбора надо наглядно показать.
 Подчеркните, что каждый выбор надо осуществить полностью. Если пара выбрала объятия (а их к этому никто не принуждал), то объятия должны быть полными, а не с отставленными попами, как у борцов в схватке. Если же в паре выбор рукопожатия - пусть это будет только рукопожатие, и никаких извиняющихся объяснений. А если игнорирование - это полное игнорирование.
 Если же в паре несогласованность выборов (например, он показывает три пальца, а она - два), то ваш контакт будет состоять из двух частей. Сначала, примерно минуту, вы осуществите то, что соответствует меньшему выбору, а после - выбору большему. Что-то вам понравится больше, что-то меньше - но вы должны попробовать и то и другое, пройти через эти ощущения.
 МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
 Самый простой вариант этого упражнения - дать возможность каждому встретиться с каждым (или каждой), или в предлагаемой здесь форме выразить свое отношение к этому человеку. В этом случае ведущий был бы "в стороне" и только координировал бы перемещения. Однако, как правило, в этом упражнении ведущий играет другую и гораздо более активную роль. Он сопровождает каждую встречу настроечным текстом, который позволяет глубже всмотреться в человека, увидеть его в другом свете, представить его в других отношениях с тобой... Настроечный текст расширяет сферу реального до ВОЗМОЖНОГО, а ведь возможное - это тоже реальное, но которое было бы, совершилось бы при немного других обстоятельствах. Но ведь тоже - РЕАЛЬНОЕ...
 И здесь появляется очень тонкая грань. Погружая с помощью настроечного текста участников упражнения в предполагаемые обстоятельства, умелый ведущий может воздействовать на настрой, душевное состояние человека. И человек в новом для него настроении, при новом для него взгляде на человека может сделать выбор, который ранее был для него не характерен.
 * Как несложно догадаться, ведущий обычно "подталкивает" к выбору большего доверия и большей близости.
 Но тогда - как к этому относиться? Как к обману, к ловкому манипулированию - или как к умелому открытию для человека новых и возможных для него отношений с другими людьми? Мы предлагаем каждому этот вопрос решать самостоятельно - и каждый раз конкретно.
 В связи с этим еще одна тонкая деталь. В инструкции, которую получают участники этого упражнения, - шесть вариантов выбора: полное игнорирование, нейтральная позиция, рукопожатие, почти объятия, объятия и "все, что хочешь". Однако некоторые ведущие вместо пяти выборов нередко предлагают делать только три: полное игнорирование, рукопожатие или объятия. Что меняет это в упражнении? - Очень многое. По нашим оценкам, упражнение в этом виде становится более эффективным, но менее честным. Что это значит - и почему?
 Дело в том, что в жизни между рукопожатием и объятиями существуют десятки переходных вариантов, а здесь их не дано. Так вот: общественное мнение с помощью ведущего и музыки быстро отдает предпочтение третьему выбору, и все инакомыслящие оказываются просто задавлены. Поскольку белой вороной не хочет быть никто, в конце обычно происходит общегрупповое братание. Это просто заложено в упражнении. Если такой результат и был задуман, то этот вариант, безусловно, более эффективен. Но, повторим, тут осуществляется довольно грубый нажим на человеческое сознание.
 Каждый ведущий, видимо, должен поработать в разных режимах, разных стилях - и принимать свои ответственные решения.
 КАК ЭТО МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ?
 - Встали, пусть юноши окажутся во внешнем кругу, девушки - во внутреннем.
 * Если в группе небольшое преобладание юношей или девушек - ничего страшного, пусть кто-то постоит немного один, дожидаясь своей очереди в карусельке. Если же преобладание существенное, лучше сделать не карусель встреч ребят и девушек, а полную живую цепочку, как в упражнении "Я доверяю тебе", чтобы каждый мог встретиться с каждым, в том числе парень с парнем и девушка с девушкой. Это очень интересный вариант, он лишь требует большего времени.
 Важно, чтобы юноши и девушки свои выборы делали не "по памяти", не по прошлым впечатлениям друг от друга. Их выбор должен быть "здесь и сейчас", а для этого пусть они посмотрят друг другу в глаза, пусть задумаются над тем, кто перед ними. А слова ведущего и хорошая музыка помогут им в этом.
 * Конкретная настройка, которая дается ведущим при каждой встрече, зависит от очень многих вещей. От настроения группы, от личности и настроения ведущего, от той мелодии, которая звучит здесь и сейчас... Поэтому то, что дается ниже, - только пример возможных настроечных тем, а не образец "как это всегда надо".
 - Посмотри на человека, стоящего перед тобой. Посмотри ему в глаза, постарайся понять, что у него на душе. Что у него на душе сейчас? Ему светло, спокойно? Или что-то его тревожит? Он напряжен? Отчего? Чего он боится? Посмотри ему в глаза. О чем они говорят тебе? От чего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Что мог бы подарить ему ты?
 * Руки за спину. Определитесь, сделайте выбор. Покажите свой выбор. Сделайте то, что вы выбрали. ...Спасибо. Вы сейчас расстанетесь, не говорите друг другу ничего - все уже сказано. Внешний круг, ребята, делает шаг вправо - и встречаются новые пары.
 - Побудьте наедине друг с другом. Поглядите друг другу в глаза, почувствуйте то, что друг у друга на душе. Бывает ли этот человек одинок? Хочет ли он любить? Бывает ли ему больно, когда он остается один? Встречается ли он с непониманием и холодом? Как он отвечает, если встретит понимание и тепло? Что подаришь ему ты?
 * Определились, показали свой выбор, выразили чувства. Переход.
 - Взгляни на этого человека - какой он смешной. Это же настоящий ребенок! Ребенок большой, иногда капризный, он любит ласку и тепло. Иногда ему бывает тоскливо, ему хочется плакать, но он знает, что этого ему делать уже нельзя... Чем бы вы могли согреть его? Ваш выбор!
 * Новая встреча.
 - Перед тобой стоит удивительный человек. Другого такого никогда не было на свете - и никогда не будет. Его душа - это целый мир, мир удивительный и прекрасный. Но он не знает, поймут ли его, и поэтому остается в этом мире одиноким. Одиноким он встречает рассвет, одиноким он идет по улице. Как трудно быть одному! Его одиночество кончится только тогда, когда его душа встретится с другой. Когда же кончится его одиночество? Сделай свой выбор!
 * В эти минуты одиночество кончается почти у всех. Новый переход.
 - Человек, стоящий перед тобой, - далек от тебя. Наверное, ты не чувствуешь его, и еще сам не знаешь, хочешь ли ты быть с ним ближе. Но подай ему свои руки. Встреть руки его. Почувствуйте руки друг друга. Руки теплые, живые - и отзываются на ваши. Как приятно этим рукам быть вместе! Но сейчас - тихонько-тихонько - ваши руки начнут расставаться... Они еще вместе - но ладошки уже потеряны... Вас соединяют только кончики пальцев - они дрожат и не хотят расставаться... Вы расстались. Вы стали отдельными. Что вы чувствуете? Что вы хотите чувствовать?
 * Когда тебя так провоцируют, но провоцируют на приятное, сопротивляется мало кто.
 - Представьте, что когда-то давно вы знали этого человека. Вы знали его давно, чуть ли не с детства, вы были очень близки по жизни - сможете ли вы представить, что его глаза, и лицо, и его волосы были для вас совершенно привычными и чуть ли не родными? Иногда между вами были и обиды, и непонимания, порой вы даже серьезно ссорились, но это как-то не мешало вам - видимо, потому, что вы знали, что все равно вы никуда друг от друга не денетесь. Но жизнь вдруг распорядилась иначе. Жизнь разбросала вас далеко друг от друга, вы расстались и не виделись много лет. Вы почти забыли друг друга. Но вот однажды вы шли по улице, шли, не думая ни о чем, и у вас не было даже никаких предчувствий - и вдруг вдалеке показался очень знакомый силуэт... Кто это? Неужели?.. Вы замедлили шаг, потому что боитесь ошибиться. А вдруг это не он? А вдруг это не она? Но нет, это не ошибка. Вы подходите друг к другу ближе, вы смотрите друг на друга - и - как вы встретитесь после долгой разлуки?
 * Если эту ситуацию удается пережить, все встречаются в объятиях. ...Прощание, новая встреча.
 - Как здорово, что вы встретились. Его глаза светятся так же, как и ваши. На душе легко и празднично. Душа полна счастьем, как у ребенка, - так хочется поделиться им! Хочется раскинуть руки, хочется обнять каждого! Сделай свой выбор! Насколько праздничным он будет?
 * Если этот текст поддерживается соответствующей светлой музыкой, праздничный выбор делают практически все.
 - Перед вами человек - он такой же, как и вы. Он так же, как и вы, тянется к счастью, и так же, как и вы, бывает одинок. Он многого боится, он часто ошибается, бывает, он говорит и делает глупости - и сам же страдает от этого... Ему бывает трудно. Вам хотелось бы обнять этого человека. Вам хотелось бы быть ближе к нему - но вам нельзя. Потому что звучит голос, который говорит, что вам этого нельзя. И поскольку "дядя" вам не дал разрешения, вы будете стоять как истуканы и останетесь там же, где и были. Вы будете слушаться всех, кто за вас определяет ваши поступки, и так и не решитесь сделать свой собственный выбор, сделать то, что хочет ваше сердце. Вы будете стоять и ждать, когда же "дядя" разрешит вам... А человек все треплется и треплется, а разрешения все нет и нет... А время идет, идет время вашей жизни, а вы все стоите и стоите, отдельно и отдельно... И жизнь так и прошла. Спасибо, прощайтесь, новая встреча!
 * В конце этой "настройки", являющейся нескрываемым и почти грубым издевательством, ведущего уже мало кто слушает - чего он, впрочем, и добивался. Кто-то обнимается, у кого-то слезы, где-то просто тихая нежность, какие-то пары начинают обниматься уже друг с другом.
 МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАМЕЧАНИЕ НАПОСЛЕДОК
 В начале своей работы тексты таких "настроек" мне приходилось готовить (писать) заранее, а потом почти зачитывать по шпаргалкам. Почти - потому что практически никогда заранее заготовленный текст на живую музыку полностью не ложился, все равно приходилось что-то говорить по вдохновению. Через какое-то время эта подготовка стала уже не нужна - тексты "настроек" рождаются сами, в зависимости от настроения группы, настроения ведущего и той музыки, которая звучит "здесь и сейчас".
 Нужно ли делать карусельку полной, то есть добиваться, чтобы каждый юноша встретился с каждой девушкой? Группа обычно этого хочет, но ведущий может смотреть по ситуации и принимать свои решения. Если группа большая и это упражнение - не первый и не единственный эпизод в работе, то карусель встреч можно прервать в любом удобном месте.
 * Участникам хочется больше ПЕРЕЖИВАНИЙ - это ВКУСНО, а ведущий должен следить, чтобы было больше ОСМЫСЛЕНИЯ - это ПОЛЕЗНО.
 На наш взгляд, обмен впечатлениями и переживаниями48 по итогам должна быть обязательно. Чтобы мог высказаться каждый (кто хочет), такую дележку мы организуем следующим образом: ведущий указывает рукой на каждого по кругу. Тот, на кого ведущий указал, может сказать несколько слов о своих чувствах и впечатлениях от прошедшей работы. Впрочем, он может и ничего не сказать, а просто передать свое Слово дальше по кругу.
 * Надо уважать право человека не высказываться, тем более что за этим могут стоять самые разные причины. Может быть и переполненность впечатлениями, которые хочется оставить при себе, чтобы потихоньку попозже "переварить", может быть и сильная усталость, могут быть и другие - и пустяковые, и очень серьезные причины.
 Познакомься сам с собой
 Расслабление
 В Синтон-программе довольно широко практикуются медитации. В духовной практике под медитациями понимают очень разнообразные вещи, у нас это - свободное течение мысли на определенную тему, направляемое обычно ведущим. Важное условие для этого - глубокое расслабление всего тела, поэтому перед любым Полетом делается Подготовка. Приводим один из возможных вариантов текста для расслабления:
 Итак, сейчас я попрошу вас сесть свободно, чтобы соседи справа и слева от вас вам не мешали. Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза, потому что на какое-то время в этой комнате не остается никого другого, кроме вас, ничего другого, кроме моего голоса, предлагающего вам что-то почувствовать, пережить, проделать. Попробуйте это для себя. И я предлагаю вам сейчас вытянуть ноги вперед, и даже поднять их, не открывая глаз, поднять их так, чтобы пятки потянулись вдаль от себя... И когда раздастся хлопок, вы уроните свои ноги на пол, и пусть они останутся на полу такими, как они упали. Через какое-то время вы сможете немного изменить положение ног, не теряя ощущения уроненности в ногах. Пусть ваши руки удобно и комфортно лежат на бедрах, или висят вдоль тела - как вам удобнее. Сейчас у вас есть возможность почувствовать свои ноги - обувь, которая сегодня на вас, ощущения ваших ног от соприкосновения с этой обувью, почувствовать собственные ноги такими, какие они есть в эту секунду, лежащими на полу, упавшими на этот пол, и, пока вы чувствуете ноги, и чувствуете себя, сидящими на этих стульях, вы чувствуете свое тело медленно расслабляющимся и проваливающимся в уютное и светлое, тихое состояние комфорта. И пусть с вами происходит то, что происходит. Вы чувствуете свои ноги и мягкое тепло, охватывающее их, расслабление, легкость своих рук и некоторую их тяжесть. Странное и приятное двойственное ощущение. (Хлопнула дверь.) Вы слышите самые разные звуки. Дверь, Музыку, Трамвай, Тиканье часов и звук моего голоса, и вы все глубже погружаетесь в расслабление. Вы слышите скрипы и шумы на улице, собственное тело и шум своего дыхания, и вы чувствуете, как мягко расслабляется ваш лоб, освобождаясь от морщин и забот, успокаиваются спокойно прикрытые ваши глаза, легкое тепло и расслабление касается ваших щек, и вы погружаетесь в это тепло и расслабление настолько глубоко, насколько вы чувствуете это для себя приятным, уютным и комфортным здесь и сейчас. Вы позволяете себе быть расслабленными настолько, насколько это желанно для вас.
 Письмо себе любимому
 Это упражнение помогает человеку сделать одну из самых важных вещей в своей внутренней жизни - полюбить самого себя, разрешить себе полюбить себя, осознать свою любовь к себе.
 1
 Все сидят в кругу, ведущий просит всех взять ручки и листки бумаги. Однако перед собственно Письмом стоит устроить медитацию, посвященную любви к себе и благодарности себе, - ее возможный текст приведен ниже. Впрочем, если ведущий не чувствует себя готовым устраивать медитации, можно обойтись и без нее. Медитация помогает в одном - она создает тихое и вдумчивое настроение.
 * В частности, ручки и бумагу стоит попросить взять заранее именно потому, чтобы после медитации все могли начать писать сразу, и ходьба и поиски ручки не сбили бы настроение.
 2
 Итак, задание:
 - Сейчас вы напишете письмо - письмо самому близкому вам человеку. А кто тебе самый близкий человек? (группа выдвигает предположения) - Ты сам. Напиши письмо себе любимому, - а "любимому" потому, что без любви самого близкого себе человека жить просто нельзя!
 * Время на письмо - 15 минут, под тихую музыку.
 Дележка всех по кругу: с какими чувствами писали письма?
 * Именно "с какими чувствами", а не "про что". Любовь - или любое другое живое отношение - живет чаще не содержанием, а интонацией, окраской, чувством по поводу...
 Однако кто хочет, свое письмо может пересказать или зачитать.
 * И этой возможностью, пусть не сразу, но многие начинают пользоваться.
 По ходу ведущий может давать комментарии. Стоит обратить внимание, что кто-то поучает себя с высоты своего Величия, кто-то с благоговением взирает на себя снизу Вверх, кто-то делится с собой огромным теплом и нежностью, кто-то с собой запросто, как с давним другом, кто-то радуется себе БЛИЗКОМУ, а кто-то тоскует по себе далекому, каким он был когда-то...
 3
 - Вы написали самому себе прекрасные письма. Вы получили эти письма - но что делают воспитанные люди, получив письмо? Естественно, отвечают на него. Поэтому у вас сейчас будет 10 минут на то, чтобы на свое письмо к себе написать ответ. Пожалуйста, отвечайте конкретно именно на то письмо, которое вы получили. Хочу предупредить, что ответы бывают иногда очень неожиданными.
 * Подробно смотри об этом в моей книге "Философские сказки...".
 Написание Ответа на письмо.
 * 10 мин., также под музыку.
 Дележка и обсуждение ответов. Кто кому писал, какая часть твоей личности обращалась к тебе?
 Медитация "Здравствуй Я, мой любимый"
 Сядьте удобно. Я предложу вам отнестись очень заботливо и внимательно ко всему, что будет происходить с вами. Вот ваша правая нога... Поставьте ее так, что если бы нога была живая, она бы сказала: "Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты смог поставить меня так хорошо..." Свою левую ногу поставьте так, чтобы, если вы ее отпустите, она будет стоять сама. Чтобы не было напряжения нигде: ни возле ступни, ни возле колена. И пусть твои руки лягут спокойно на твои колени. И правая рука, и левая... Взгляните на каждую свою руку по очереди. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и дать ей кусочек твоего теплого внимания, чтобы она почувствовала твою заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет так же спокойно, пусть отпустится твоя кисть, и каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним и погладь своим вниманием каждый свой палец. Второй указательный палец. А что ты сейчас почувствуешь на его кончике? Средний, четвертый... У меня сразу забились кровеносные сосуды, я чувствую, как там бьется кровь, и легкое покалывание. То же самое, отразившись от левой руки, появилось в правой, правая рука сразу отозвалась. И я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, биение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми, ласковыми и нежными. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.
 Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю - воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, что я могу принимать в себя воздух - и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.
 И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз, они теряют всякое выражение. Они просто отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это непросто сделать - так много жизни вокруг них, но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем что-либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.
 Мое лицо... Мое лицо - самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое всегда со мной, которое работает со мной, которое счастливо со мной, которое преодолевает жизнь со мной - и летит в жизни со мной. Спасибо тебе, мое лицо, ты держишь меня. Ты всегда рядом со мной. Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе.
 И мои труженики - ноги. Я было забыл про них. Я всегда забываю про них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня, а мы смотрим на них - только когда они споткнулись, и ругаемся на них, когда они нас подводят. Мы не ценим, что они как лошадки день за днем выполняют самую тяжелую работу - тихо, уже не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги.
 И все мое тело - спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что ты даешь мне возможность быть, даешь мне формы моей жизни. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.
 Но разве только мое тело - это Я? Я так много ощущаю в себе! Я ощущаю в себе целый мир, огромный мир чувств, огромный мир переживаний, радости, желаний, страхов и тревог. Это много, это богато. Это моя душа. Моя душа - это Я? - Не знаю. Но я благодарю свою душу за то, что она есть, потому что моя душа - это то, что откликается на душу в другом человеке. Моя душа - это то, что умеет любить, моя душа - это то, что умеет плакать... А как она умеет смеяться! Как она здорово улыбается! Моя душа... Как она умеет летать, парить... Как она умеет быть милой... Я люблю тебя всю: и трудную, и красивую. И даже мои тревоги, мои страхи... вы ведь защищаете меня! Кто-то умело, кто-то нет, но вы все заботитесь обо мне. Спасибо вам, что вы есть в моей душе.
 Мой разум, мой ум, мой внутренний компьютер, который так много помнит, который так много осторожничает, вычисляет - спасибо тебе, что ты всегда на страже, что ты никогда не спишь и позволяешь мне в мире видеть и понимать так много. Спасибо тебе. Хорошо, что ты есть.
 И мой дух, мой светлый дух, высокий дух, который всегда выше меня, который всегда глубже меня, моя вертикаль, которая держит меня, ведет меня - как хорошо, что я чувствую тебя. И только с тобой рядом, вместе с тобой, я ощущаю себя по-настоящему человеком. Как много у меня меня есть! Как хорошо, что я вижу это! Как хорошо, что я знаю это! Я благодарен судьбе за себя. Эти богатства я не обменяю ни на что на свете. И это знание всегда будет со мной: самое главное знание на свете.
 Вы дышите ровно, дышите спокойно... и возвращаетесь потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту комнату, под вами стул - и вы удобно сидите на нем. Можете сильно вздохнуть, открыть глаза - и оказаться здесь.
 Медитация "Дом моей души"
 Это очень сильное упражнение. Оно вызывает глубокий интерес, много чувств - и надолго запоминается. Однако от ведущего здесь требуется умение вести медитацию.
 ***
 Для медитативного расслабления всех можно попросить сесть в пары, а можно разрешить устраиваться индивидуально, максимально удобно. В первом случае обеспечивается лучшая проработка полученных впечатлений, а во втором - лучшее получение этих самых впечатлений.
 Собственно, во время самой медитации ничего не происходит, все расслабленно сидят (а иногда - лежат), а ведущий произносит текст, рождающий в душе определенные картинки. Медитация может длиться долго, до получаса и более. После же выхода из нее ведущий предлагает сохранить в душе все, что во время медитации удалось увидеть, и постараться это понять. Ключ к пониманию заключается в том, что увиденный тобой Дом - это твоя Душа. Душа реальная или желаемая.
 * У кого-то она похожа на просторный и чистый Дворец, а у кого-то это заброшенный Замок с захламленными чердаками и тревожными черными коридорами. И свист ветра в окнах с разбитыми стеклами, и уханье сов... Тяжелые двери - закрытая, защищающаяся душа. Тяжелые темные шторы - отгороженность человека от мира. Один юноша увидел свой Дом даже не на земле - его Дом плавал по воде. Свободно, без всяких привязанностей, как он и жил.
 Итак, все рассаживаются в пары (если еще не сидят) и в парах рассказывают, кто какой Дом своей Души видел, как он это понимает и как к этому относится, какие чувства эти картинки вызвали у него.
 Ведущий, естественно, помогает всем, кто в его помощи нуждается.
 ТЕКСТ
 Отпустили свои руки, мягко прошлись по своей правой руке, и ей стало хорошо. Мягко прошлись по своей левой руке, в вашем поле внимания оказались ваши кисти, они сразу стали большие, теплые. Мягкие, большие, теплые. Свободные плечи - посмотрите, действительно ли они свободны. Сбросьте напряжение с лица, сразу в голове появляется легкий туман, мягкая, спокойная пустота. Спокойно стоят ноги, просто взгляните на них, мягкие спокойные ноги - и забыли про них. Мягкое дыхание... Кто хочет, может вдохнуть сильно - и выдохнуть. И почувствовать воздух, который проходит через крылышки ноздрей - немного прохладный, и выходит - вы не чувствуете его - он такой же теплый, как и вы. И мир становится волшебным, и легкий туман вокруг вас. Когда возникает расслабление, когда возникает туман, вы перестаете понимать, где границы вашего тела. Вы вроде бы здесь, и вы нигде. Где-то ваши ноги... И можно почувствовать, можно представить, будто голубой, уже плотный туман, как теплая вода, стелется у ваших ног. И в нем растворяются, исчезают ваши ступни. Вы чувствуете только теплоту, и вот уже нет ступней. Мягкий, теплый туман поднимается уже к вашим коленям, растворяет их в себе, и вот уже больше там ничего нет. Мягкая теплота и голубой туман поднимаются выше, поднимаются к вашим бедрам, к кистям рук, и растворяют вас всего. Он поднимается выше, выше... Вы растворяетесь в нем, становитесь мягкими, теплыми. Нет тела, нет границ, и вот теплая вода подходит уже к вашим плечам... Но вы не боитесь - дыхание легкое и спокойное. Удивительно - синий туман поднимается уже к вашим глазам... Чем дышите вы? Легкостью, голубизной...
 И вот исчезли вы полностью, и только солнечные блики не поверхности - там, где только что были вы. И вы чувствуете, что душа ваша освободилась, и взлетела над поверхностью этого голубого океана, и полетела в красивом легком воздухе - в небо, высоко, в голубизну. Вы раскинули руки, вы летите и дышите полной грудью - в высоте. Как красиво вокруг вас: хочется смотреть на горизонт, на далекие горы и зеленый лес, на огромный голубой океан, который под вами - под тобой... Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, оказаться выше их, оказаться в этом волшебном мире, и купаться в этих облаках, расслабиться и лечь, отдохнуть на них, и они примут твое тело. Можно кувыркаться в них, нырять, переворачиваться, исчезать внутри - и вылетать из них, быть везде, наслаждаться своей свободой. Можно снова полететь к земле, и, пролетая над нею, спускаясь ниже, пролетая над рекой, пролетая над зелеными полями с удивительно красивыми цветами, найти то место на земле, в котором вам так хорошо. Ваше любимое место на земле... Где оно будет? Я не знаю, это выбираете вы. У кого-то это тихая лесная речка, поляна, где растет много разных цветов. Вы ложитесь в цветы, и какой-то цветок окажется совсем близко от твоего лица. Ты увидишь, что он качнулся навстречу тебе, и открылся навстречу тебе, и ты улыбнешься ему. Ты не захочешь его срывать - ты просто поймешь, что он почувствовал тебя и передал тебе свою красоту. И ты улыбнешься ему, поблагодаришь его. Вам будет хорошо. Кто-то окажется в совершенно другом месте: может быть, высоко в горах, где прохладный туман, где одиночество, но очень чистый и высокий воздух, где ты будешь совершенно один, где могут быть чудеса, где может быть волшебство. А может быть, ты будешь на скале, с которой открывается вид на море. Я не знаю, где будешь ты, но я знаю, что в этом мире, в твоем мире, и на твоем месте - возможны чудеса.
 И на этом месте, на месте, которое выбрал ты, ты построишь свой дом. В твоем распоряжении - все. Что ты выберешь, что захочешь ты - то и будет. Пока дом существует только в твоем воображении. Его еще нет. Но контуры его тебе уже немного видны. Каким он будет - именно в том месте, где ты собрался его построить? Он будет большой, высокий, или он будет маленький, тихий, аккуратный? Ты должен уже сделать разметку: здесь будут стены, тут возможен подвал. Какие будут закладываться стены у твоего дома? Это будут большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? И глубокие подвалы, большие, запутанные? Будешь ли ты сам знать, что находится в этих подвалах? Или это будет легкий дом на сваях, с легкими летними стенами, потому что в твоем мире никогда не бывает зимы, никогда не бывает мороза? Ты начинаешь возводить эти стены. Какие окна будут в твоем доме: попробуй представить их, попробуй увидеть их. Это будут большие, легкие, стеклянные, всегда открытые окна, или это будут красивые узкие бойницы, или это будут небольшие, аккуратные, очень теплые окошки со ставнями. Какой будет вход в твой дом, какая дверь будет там? Попробуй увидеть ее, попробуй представить ее. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважением перед таким входом. Или это будут невесомые стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка в них? Будут ли замки на дверях твоего дома? Что человек увидит, когда он войдет в эти двери: просторную гостиную, длинные коридоры? Сколько будет этажей в этом доме: второй этаж, третий? Какая будет крыша у твоего дома - и что будет под ней? Будет ли там поэтическая голубятня, или это будет чердак для старых, заброшенных вещей? На что будет похож твой дом? И - какая будет твоя самая любимая комната в твоем доме? Попробуй сейчас увидеть ее.
 Где ты находишься? В какой комнате? Что сейчас перед тобой? Оглянись, почувствуй. В этой комнате ты проводишь основные часы, время своей жизни. Подойди к окну: какое это окно? Большое, просторное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые откидываются ветром, потому что окно твое открыто, потому что за этим окном тепло и свет? Или эти окна закрыты тяжелыми плотными шторами, которые создают тебе уют и дают возможность быть тебе одному в твоем царстве, в твоей комнате? Что стоит в этой комнате, какая мебель, где твой рабочий стол? Какое место в твоей комнате самое уютное, самое красивое: где ты работаешь или где ты отдыхаешь? Это старый диван или легкая кровать? Много ли книг в твоей комнате? Много ли вещей в твоей комнате? Все ли ты хорошо видишь в своей комнате? Красива ли она? Это комната действительно для работы? Или она во многом для красоты? Или это комната для отдыха? Ты любишь свою рабочую комнату? Какие у тебя чувства ко всему, что здесь есть вокруг тебя? А что лежит на твоем столе? Ты видишь эти белые листы бумаги? Что пишешь ты на них? Какая жизнь отражается в них? Красив ли твой почерк, когда ты пишешь свою жизнь на этих листах бумаги? Чувствуешь ли ты, как легки листки этой бумаги, как легко они летают? Но прислушайся: есть ли какие звуки вокруг тебя, есть ли люди в твоем доме? Если ты выйдешь из этой комнаты, посмотри, есть ли здесь другие люди: дети, друзья, старшие, родители... Они живут здесь постоянно, или они приходят сюда в гости, когда ты их позовешь? Что для них здесь сделано, что для них приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить? А что вокруг твоего дома - посмотри...
 Какой пейзаж ты увидишь вокруг? Много леса, или высокие горы, или красивое море... Трава... Цветы... Это все сделано твоими руками, или все это растет само? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у тебя ко всему, что видишь ты? Посмотри на все, что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: нравится ли он тебе? Или в нем что-то недостроено? Сохрани в памяти этот свой дом: иногда он будет тебе казаться другим, он может даже менять свои очертания. Запомни его, и, главное, запомни свои чувства к нему, это важно для тебя. В этом доме ты так часто бываешь, в этом доме ты так много жил... и будешь жить... Запомни этот мир, запомни это место, и, если это хорошие чувства, знай, что бы ни происходило вокруг тебя, у тебя всегда на земле есть место, куда ты можешь прийти, где ты можешь оказаться, и где тебе всегда будет так хорошо... Ты увидишь то, что ты так любишь видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги тебе, и сюда приходят те люди, которые так близки тебе. Здесь дует тот ветер, который радует тебя, здесь случаются те чудеса, которые любишь ты. Это твой мир, никто не может отнять его у тебя, только ты делаешь его. Ты властелин этого мира, ты гость этого мира, ты центр этого мира, мир твой - и ты часть этого мира.
 А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и медленно возвращайтесь сюда...
 Я среди Других
 Падения на руки
 Это очень важное упражнение, помогающее сближению группы и установлению в ней теплых, доверительных отношений. Запрет и отсутствие физического контакта в той или иной степени нарушают нормальный ход общения, особенно для тех людей, которые в таком контакте нуждаются.
 ***
 ПАДЕНИЕ НА РУКИ В ПАРЕ
 - У людей бывают очень разные руки. На одни руки приятно смотреть, приятно их прикосновение, руки оказываются мягкими и надежными. Другие руки неловкие, жесткие, и прикосновения их не радуют. А какие руки у вас? И, кстати, доверяете ли вы рукам? У нас сейчас будет упражнение "Падение на руки".
 * Собственно упражнение заключается в том, что девушка встает спиной к юноше на расстоянии где-то шага от него - и падает назад, а он встречает ее на свои руки. Надежнее, если его руки оказываются ладонями вверх и поддерживают девушку в районе ее плеч или лопаток. Впрочем, если в паре хорошее доверие и физические данные молодого человека позволяют, он может ловить ее и руками ладонями вниз, под мышки.
 Ведущему стоит показать это на примере какой-либо одной пары или нескольких пар.
 Иногда имеет смысл подобрать пары таким образом, чтобы в одной было все легко и без затруднений (как пример того, как надо), а в другой проблемы были. Или девушка боится падать, или юноша не очень ловок. Тогда с этими проблемами стоит поработать - и показать, как они решаются.
 * Так, если девушка падать боится, ловить ее должен самый опытный человек - например ведущий, и расстояние между ними первые разы должно быть минимальным. Когда между спиной и руками 5 см, говорить о страхе падения - смешно. А потом расстояние потихоньку увеличивается.
 Итак, все встают, ребята и девушки перестраиваются в мужскую и женскую линию отдельно, садятся мальчики и девочки отдельно. Теперь по очереди от юношей и девушек встают очередные - пара - и показывают, как девушка с доверием падает, а юноша надежно и нежно ловит. Так проходят своеобразный экзамен и каждый юноша, и каждая девушка.
 * Впечатления от рук юноши и доверия девушки идут и от пары, и от группы.
 ПАДЕНИЯ НА РУКИ В ПАРАХ В КАРУСЕЛЬКЕ
 После того как появилась уверенность, что в каждой паре все нормально, стоит устроить смену пар по типу карусельки. Ребята пусть образуют внешний круг, девушки - внутренний, ведущий - в центре. Девушки стоят лицом к ведущему и по его сигналу, одновременно, все падают назад, на руки ребятам.
 * Получается очень красиво, как будто раскрывается бутон цветка.
 В каждой паре происходит 3-4 падения, после этого, перед сменой партнера, короткое общение в паре: "Как все получилось? Как чувствовала себя девушка, что она может сказать о партнере? А что он может сказать о девушке?" Попрощались, новая встреча, в новой паре юноше и девушке стоит дать возможность обменяться парой фраз: может быть, девушка что-то хочет сказать молодому человеку, а он - девушке?
 Если есть время, можно пройти полный круг падений, если времени нет или ребята устают - упражнение можно прервать в любой удобный момент.
 Если группа сплоченная, контактная и расположена к веселым экспериментам, можно эти веселые эксперименты ей предложить. Это может быть:
 Падения девушек на руки ребятам, но не спиной, а лицом. Немного другие ощущения...
 Падения девушек на руки ребятам спиной, а они ловят их, держа ладони вниз, почти у самого пола. Очень острые ощущения...
 А также девушки могут ловить ребят...
 После упражнения - все сели и дележка: "Какие были руки? Ощущения? Впечатления?"
 Круг доверия
 (Круг надежных рук)
 Это упражнение (иногда его называют "Восковая палочка") - аналог и развитие предыдущего: "Падения на руки". Задачи и результаты, соответственно, такие же.
 ***
 Это упражнение, в котором образуется круг примерно из 8 человек лицом в центр, а в центре становится юноша (или девушка), расслабляется, закрывает глаза и начинает падать назад, вперед, вбок - в любую сторону. Стоящие кругом мягко его ловят и передают напротив или по кругу, так, чтобы у стоящего в кругу появилось ощущение колыбельки или качания на волнах. Важно, чтобы составляющие круг встали надежно, с отставленной назад опорной ногой и готовыми - надежными и нежными - руками.
 Вначале пусть будет демонстрационка. Для этого девушки пусть назовут восемь самых надежных, на которых можно положиться, ребят. Вышедшие и вставшие в круг ребята качают самого тяжелого парня (чтобы все увидели, что это не так тяжело!) и любую девушку, которая хочет (чтобы все увидели, что это нестрашно и приятно).
 * Задача ведущего здесь - дать настроение, настроить не на спортивный стиль, а на НЕЖНОСТЬ.
 После демонстрационки, когда ясность КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ есть у всех (и уже нет страха), круги надежных и нежных рук устраиваются для всех. Для этого общий круг (в котором, естественно, ребята и девушки распределены равномерно), делится на группы по 8-9 человек простым отсчитыванием нужного количества. Эти группы образуют Круги, внутри которых организуется качание по 2 минуты в тишине, под музыку и голос ведущего.
 * Еще раз напоминаем, важная задача ведущего - создавать настроение!
 Начало и конец качания, соответственно, и смена Качающегося происходят по команде ведущего. После каждого качания Качающийся и группа дают друг другу обратную связь (1 мин.). Группа говорит, насколько тот доверял группе, было ли приятно его качать. Качающийся описывает свои общие ощущения, может указать лучшие и худшие руки (более или менее вызывающие доверие).
 Ролевые танцы "Два настроения"
 Это оригинальное упражнение объединяет тягу молодежи к парным танцам с задачами психологического тренинга. На фоне обычных танцев:
 * идет актерский тренинг, во время которого нужно воплотить ту или иную личностную роль, причем воплотить пластически - только телом, только танцем;
 * развивается внимание к партнеру или партнерше, способность понимать его душевное состояние по характеру танца;
 * партнеры учатся настраиваться друг на друга или, напротив, вести свою линию и характер танца, несмотря на сопротивление партнера;
 * ребята и девушки просто учатся танцевать в разном стиле.
 ***
 Для этого упражнения важно проследить, чтобы количество пар точно соответствовало количеству танцевальных карт. Если ребят больше, они встают большим кругом лицом наружу, в центре круга собираются девушки - и подходят к тем ребятам, которых выбирают себе в партнеры. Девушки избранным ребятам кладут руки на плечи, ребята оборачиваются и с благодарностью их целуют, а не выбранные в этот раз ребята садятся и этот танец отдыхают.
 * Если больше девушек, видимо, вопрос стоит решать по-другому, более мягко. Например, в танцевальных картах иметь пустые карты: и те девушки, которые вытащат их, в этот раз в танце не участвуют. Это, очевидно, вариант жребия, и никому не будет обидно.
 Теперь девушки и их партнеры случайным образом вытаскивают танцевальные карты. Каждая карта имеет свой номер и два задания на танец. Задания определяют настроение танцующего, предлагают во время танца войти в то или иное состояние, выразить те или иные чувства партнеру.
 Теперь ребята и девушки выстраиваются в две отдельные линии (не по номерам, а случайным образом) друг напротив друга. Ведущий просит внимательно прочесть задания, запомнить их и спрятать карточки.
 * Как ни странно, весьма нередки варианты, когда задания забывались, и он или она были вынуждены во время танца лезть за карточкой, чтобы еще раз подсмотреть свое задание.
 - Сейчас вы встретитесь с тем, с кем свела вас Судьба. Встреча произойдет в центре зала, и это конкурс на самую красивую встречу! Девушка подает парню руку для поцелуя, парень припадает на одно колено и целует руку, а дальше по вашей фантазии. Итак, первые номера - встреча!
 * Парни и девушки по номерам встречаются, им аплодируют, они отходят и становятся в парах.

<< Пред.           стр. 11 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу