<< Пред.           стр. 12 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 Звучит музыка и приглушается свет, пары танцуют под медленную музыку с первым заданием. Через 1,5-2 минуты ведущий дает сигнал, партнеры переходят ко второму заданию. Кончается музыка, включается свет, партнеры садятся и дают друг другу обратную связь (2 минуты): "Расскажи о своих чувствах во время танца; угадай задание партнера; предъяви карточку с заданием".
 Ведущий задает вопросы, ответы ему даются поднятием рук: "Кому его танцевальная роль была приятна и душевно близка? А для кого задание было душевно или технически затруднительно? У кого в паре сложился гармоничный танец? А у кого случилась нестыковка, недоразумение? Кто высоко оценивает себя в этом танце? А кто высоко оценивает партнера?"
 - Спасибо! Попрошу всех сдать карточки, отдельно ребята и отдельно девушки.
 * Обычно в сборе, а также раздаче карточек мне, как ведущему, кто-то помогает.
 - Теперь снова все ребята в общий круг, лицом к стенкам, девушки в центр: кого выберете на этот раз? Будет лучше, если в этот раз вы выберете других!
 Снова тянут карты, но на этот раз можно предложить более оперативный вариант встреч пар: ребята и девушки встают в линии сразу по своим номерам, а потом по сигналу ведущего линии сходятся и пары встречаются. Танец: первое задание, второе задание.
 Вопросы: "По результатам гадания и обратной связи: кто высоко оценивает партнера, хорошо выполнившего задание, и себя, так хорошо его угадавшего? - Спасибо. А теперь поднимите правую руку, насколько задание было интересным-приятным, и левую - насколько оно было тяжелым-затруднительным?"
 * Если в группе есть настроение и есть на это время, стоит попробовать провести анализ трудностей и проработать возникающие личностно-психологические проблемы.
 Третий танец можно устроить со сменой ролей: девушки вытягивают карты с мужскими заданиями, ребята - с женскими, теперь встреча, когда подают руку ребята - а девушки на колено и целуют руку, потом танец, где парень в роли девушки, а девушка - в роли парня...
 * Вообще мы полагаем, что фантазия и творческий поиск могут видоизменять это упражнение (и не только это) в любом направлении. Могут составляться другие задания для танцевальных карт, и более простые, и более сложные, и другого характера, и сочетающиеся между собой, и задающие конфликтный характер танца между парнем и девушкой.
 В конце упражнения, как всегда, стоит устроить общий обмен впечатлениями - дележку. В частности, дает интересные результаты фронтальный опрос: "Какие роли понравились тебе больше всего? А какие были самыми трудными?"
 МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
 1. По нашим наблюдениям, больше трех-четырех ролевых танцев за одно занятие проводить не нужно: жгучий интерес вначале быстро сменяется некоторой усталостью к концу. Лучше устраивать такие танцы периодически, через какой-то промежуток времени.
 2. Игровые задания на каждый танец можно распечатать на обычных небольших листках, однако... По нашему опыту, маленькие бумажки с заданиями не вызывают большого к себе уважения, соответственно, легко теряются и просто путаются. Поэтому мы затратили несколько больше усилий и сделали специальную колоду танцевальных (по типу игральных) карт, из соответствующего материала и соответствующей формы. Причем мужские карты несколько по размеру больше, чем женские, - тогда они не путаются. Если не поленитесь и сделаете такую же фирменную колоду танцевальных карт - не пожалеете.
 
 
 
 Твой номер - 1.ЖЕН
 Задание 1: Дразни. Держи его на расстоянии, но весело. Весело, но держи его на расстоянии.
 Задание 2: Он, кажется, грустен и обижен: сделай его теплым и милым.
 
 МУЖ- 1
 1: Весело, но приставай. Приставай, но весело.
 2: Погрусти и пообижайся. Почувствуй: это так приятно! Твой номер - 2.ЖЕН
 Задание 1: Тонко чувствуй партнера: пусть это будет ваш общий танец.
 Задание 2: Отзеркаливай партнера - делай все то, что делает он.
  Твой номер - 2.МУЖ
 Задание 1: Тонко чувствуй партнершу: пусть это будет ваш общий танец.
 Задание 2: Сейчас будет все, что ты захочешь. Что ты захочешь?
  Твой номер - 3.ЖЕН
 Задание 1: Согрей его душой, телом и тонкими прикосновениями.
 Задание 2: Сейчас будет все, что ты захочешь. Что ты захочешь?
 
 Твой номер - 3.МУЖ
 Задание 1: Тихая и грустная нежность.
 Задание 2: Отзеркаливай партнершу - делай все то, что делает она.
  Твой номер - 4.ЖЕН
 Задание 1: Он, кажется, нахал, но ты сегодня можешь позволить себе еще больше...
 Задание 2: Пообижайся на партнера, пусть он попросит у тебя прощения. Если будет вести себя хорошо - так и быть, прости. Ласково.
 Твой номер - 4.МУЖ
 Задание 1: Будь насмешлив и нахален.
 Задание 2: Твоя партнерша, кажется, немного на тебя обиделась. Согрей ее и веди себя так, чтобы она тебя простила и тебя поцеловала.
 Твой номер - 5.ЖЕН
 Задание 1: Центр вселенной - твой партнер. Сделай танец для него.
 Задание 2: Ты - самая роскошная женщина на свете. Не скрывай этого!
 
 Твой номер - 5.МУЖ
 Задание 1: Ты - центр вселенной. Сделай танец для себя.
 Задание 2: Настройся на партнершу и пойми, чем она прекрасна.
 
 
 Твой номер - 6.ЖЕН
 Задание 1: Ты - центр вселенной. Сделай танец для себя.
 Задание 2: Настройся на партнера и пойми, чем он прекрасен.
 
 Твой номер - 6.МУЖ
 Задание 1: Центр вселенной - твоя партнерша. Сделай танец для нее.
 Задание 2: Ты - самый роскошный мужчина на свете. Не скрывай этого!
 
 Твой номер - 7.ЖЕН
 Задание 1: Веди танец и партнера так, чтобы и то и другое оказалось прекрасным.
 Задание 2: Будь тиха и чувственна.
 
 Твой номер - 7.МУЖ
 Задание 1: Разреши партнерше быть ведущей - и помогай ей в этом.
 Задание 2: Будь осторожен, но ласков. Твой номер - 8.ЖЕН
 Задание 1: Отдай инициативу и подстраивайся под парня.
 Задание 2: Забудь про реального партнера и представь, что рядом с тобой - твой Любимый... Танцуй с Любимым!
  Твой номер - 8.МУЖ
 Задание 1: Будь сильным мужчиной и веди партнершу и танец - так, чтобы то и другое оказалось прекрасным.
 Задание 2: Твоя партнерша - прекрасна. Подстраивайся под нее и делай все то, что она хочет.
 Твой номер - 9.ЖЕН
 Задание 1: Будь ласкова и нежна.
 Задание 2: Подари себя партнеру.
  Твой номер - 9.МУЖ
 Задание 1: Наслаждайся тем, что тебе дарит девушка.
 Задание 2: Забудь про реальную партнершу и представь, что рядом с тобой - твоя Любимая. Танцуй с Любимой!
 
 Твой номер - 10.ЖЕН
 Задание 1: Возьми инициативу в свои руки и делай то и так, как тебе хочется.
 Задание 2: Пособлазняй партнера - чего он такой холодный?
  Твой номер - 10.МУЖ
 Задание 1: Отдай инициативу и подстраивайся под девушку.
 Задание 2: Ты любишь, чтобы тебя соблазняли? Изобрази холодновато-ровное дружелюбие и наблюдай за партнершей
 
 
 Твой номер - 11.ЖЕН
 Задание 1: Твой танец - весел и игрив.
 Задание 2: Отдай инициативу и подстраивайся под партнера.
 Твой номер - 11.МУЖ
 Задание 1: Твой танец - весел и игрив.
 Задание 2: Возьми инициативу в свои руки и делай то и так, как тебе хочется. Твой номер - 12. ЖЕН
 Задание 1: Ты - лед. Старайся держать пионерское расстояние, хотя особенно не мешай инициативе партнера - он тебе просто не интересен.
 Задание 2: Поблагодари партнера за его теплоту. Сделай ему праздник.
 Твой номер - 12.МУЖ
 Задание 1: Твоя партнерша - лед. Но ты - Солнышко, который ее растопит. Сделай это всей душой.
 Задание 2: Ты славно поработал. Отдохни и просто наслаждайся тем, что тебе дают. Твой номер - 13. ЖЕН
 Задание 1: Твой партнер мил, но не очень ловок. Возьми над ним шефство.
 Задание 2: Не допускай вольности от партнера, как и грубости - от себя. Что бы ни было, не забывай, что твой партнер - все равно ми
 лый.лый. Твой номер - 13. МУЖ
 Задание 1: Сделай вид, что ты не умеешь танцевать: это бывает очень интересно.
 Задание 2: Стань медведем, который очень большой и со всех сторон обнимает партнершу. Она будет делать вид, что ей это не нравится, но это не так. Ты же при этом мил и нежен! Твой номер - 14. ЖЕН
 Задание 1: Танцуй сдержанно и солидно.
 Задание 2: Отпусти себя на волю, и подразни партнера. Если делать это мило, ребятам это нравится.
  Твой номер - 14. МУЖ
 Задание 1: Слушай, надо жить весело. И танцевать так же!
 Задание 2: Сделай вид, что партнерша тебя заинтересовала, и под этим предлогом мило к ней поприставай. Твой номер - 15. ЖЕН
 Задание 1: Танец - это прекрасно. Погрузись в игру и мелодию танца, забыв о партнере.
 Задание 2: Разреши ему почувствовать тебя. Будь близка к нему душой и телом.
  Твой номер - 15. МУЖ
 Задание 1: Твоя партнерша вся ушла в танец и, кажется, забыла про тебя. Привлеки ее внимание.
 Задание 2: Можешь просто потанцевать для себя. Пусть партнерша тебе просто не мешает. Твой номер - 16. ЖЕН
 Задание 1: Устрой ему экзамен: смотри на него испытующе и оценивающе: как он держится? Как он танцует?
 Задание 2: Задумайся - может, с ним приятно целоваться? Может, стоит попробовать? Твой номер - 16. МУЖ
 Задание 1: Не обращай внимания на странное поведение партнерши и танцуй с ней в свое удовольствие.
 Задание 2: Соблазни партнершу на тихие и вкусные поцелуи. Но только - аккуратно!
  Твой номер - 17.ЖЕН
 Задание 1: Не обращай внимания на партнера и сделай праздник - себе и ему.
 Задание 1: Возьми инициативу в свои руки и делай то и так, как тебе хочется.
  Твой номер - 17.МУЖ
 Задание 1: Смотри на партнершу лукаво и оценивающе - пусть она думает, что у тебя какое-то очень хитрое задание.
 Задание 2: Отдай инициативу и подстраивайся под девушку.
  Твой номер - 18.ЖЕН
 Задание 1: Центр вселенной - твой партнер. Сделай танец для него.
 Задание 2: Ты - самая роскошная женщина на свете. Не скрывай этого!
  Твой номер - 18.МУЖ
 Задание 1: Ты - центр вселенной. Сделай танец для себя.
 Задание 2: Настройся на партнершу и пойми, чем она прекрасна.
  Твой номер - 19.ЖЕН
 Задание 1: Ты - центр вселенной. Сделай танец для себя.
 Задание 2: Настройся на партнера и пойми, чем он прекрасен.
  Твой номер - 19.МУЖ
 Задание 1: Центр вселенной - твоя партнерша. Сделай танец для нее.
 Задание 2: Ты - самый роскошный мужчина на свете. Не скрывай этого!
 
 Твой номер - 20.ЖЕН
 Задание 1: Твой танец - весел и игрив.
 Задание 2: Отдай инициативу и подстраивайся под партнера.
 
 Твой номер - 20.МУЖ
 Задание 1: Твой танец - весел и игрив.
 Задание 2: Возьми инициативу в свои руки и делай то и так, как тебе хочется.
  Растопи Круг
 Это упражнение - испытание, однако "стиль противоборства" в данном случае используется для того, чтобы простимулировать готовность - и способность - с теплотой и искренностью относиться к людям, видеть их лучшие стороны.
 ***
 В этом упражнении все встают в Круг и берутся за руки. Доброволец (Водящий) входит в Круг. Он окружен, и его задача - растопить Круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и красивые слова о ком-то, стоящем в Кругу, кто сумеет выразить ему свою теплоту, благодарность или восхищение, самые лучшие человеческие чувства.
 Инструкция для Круга: "Вы не имеете желания выпустить того, кто в Кругу, но если вы верите в искренность его теплых чувств к вам и, на ваш взгляд, человек работает всей душой, работает сильно - вы можете отпустить свои руки, обнять его и человека выпустить. Если вы будете выпускать человека легко, будет неинтересно: дешево его не выпускайте, пусть заслужит. С другой стороны, дайте человеку шанс: если человек действует на пределе своих возможностей - оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в кругу будет не он, а кто захочет.
 На каждого Водящего дается две-три минуты. Кто сделает шаг вперед и войдет в Круг, чтобы испытать себя?
 Вырвись из Круга
 Внешне это упражнение очень похоже на предыдущее, но - только внешне. Потому что насколько то было теплым, настолько это - трудное и жесткое испытание. Оно проверяет душевную стойкость, умение не теряться в испытаниях, бороться на пределе своих душевных сил - и, с другой стороны, доверять людям. Оно диагностично - жестких и жестоких оно просвечивает так же, как вялых и безынициативных. Человек, достойно прошедший это испытание, всегда пользуется уважением группы.
 ***
 - Любовь к людям, в том числе и к самому себе, - это не просто теплые слюни, это трудная работа, требующая мужества и иногда - полной выкладки. Вам предлагается Игра-проверка: умеете ли вы преодолевать препятствия, выживать, и как вы это делаете. Для этого все встают в Круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из круга выйти-вырваться за 2-3 минуты. Тот, кто не смог этого сделать, считается погибшим. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг - не железная клетка, шанс вырваться он дает каждому, но недешево. Круг выпустит только того, кто докажет свое желание жить. Надо работать на пределе, и круг выпустит только того, кто будет работать на пределе своих возможностей.
 Играют по очереди мужчины и женщины. 3-5 камикадзе. Тому, кто не сумел вырваться из круга и погиб, группа исполняет похоронный марш.
 Суть, конечно, не в самом событии - погиб ты или нет, а в том, что стоит за этим? А для этого надо по каждому случаю (особенно по случаю "гибели") делать разбор.
 КОНСПЕКТ РАЗБОРА
 Из круга имеет шанс выйти только тот, кто по-настоящему любит и уважает себя, знает свою ценность и готов за нее бороться. И этот круг - прекрасная диагностика жизненного стиля человека: кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то обманывает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем, открывая сердца...
 Не сразу, но можно подсказать: один из лучших способов выхода: искренняя просьба лично к тому, кто сможет от тебя это услышать, и стоять не между рук, а перед человеком, и не далеко от него, а близко к нему и руки на плечи. Работа всей душой, всем своим существом! Но для этого нужно действительно доверить себя тому, кто перед тобой...
 МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
 1
 Обычно это упражнение вызывает и сильный интерес, и не менее сильный страх. Если вдруг страх пересиливает, можно пойти двумя путями:
 1. Сыграть на "слабо?". Мотив "вызова" действует очень сильно, "слабаками" никто, особенно ребята, оказаться не хотят, и "желающие" находятся. Если есть выбор, из добровольцев лучше выбирать для начала самых сильных. После этого важно только, чтобы первые один-два не погибли или погибли не бесславно. Если группа поймет, что возможность выжить есть, желающие испытать свои силы найдутся всегда.
 2. Выработать правильное отношение к Испытанию. - Да, испытание серьезное, да, высока вероятность, что ты - особенно первые разы - проиграешь. Но даже твой проигрыш будет твоим выигрышем - если ты ПЫТАЛСЯ, ПРОБОВАЛ, ИСКАЛ. Твой единственный и настоящий Проигрыш будет только тогда, когда ты упустишь возможность испытать себя. Тот, кто хочет с собой что-то сделать, сделает сейчас шаг вперед. Кто сделает шаг вперед?
 2
 Очень важно для ведущего "отрегулировать" правильную позицию Круга. Если группа не дружна или в ней много личностей с повышенной агрессивностью, Круг превращается в Железную Клетку, где травится Жертва.
 * Если это случилось, ведущий предлагает группу осознать: это сделала сама группа, потому что ведущий такой инструкции не давал...
 В группах же с повышенной "гуманистичностью" ведущий может столкнуться с саботажем упражнения, когда вошедшего в круг выпускают почти сразу.
 * Объяснения просты, и все они типа: "Мне тяжело видеть его в такой трудной ситуации!" или "Он мой друг!" или "Я не могу быть такой жестокой!"
 Как правило, это порождается тем, что ведущий недостаточно понятно объяснил задачу упражнения. Задача упражнения - не в том, чтобы быть жестоким. В этом упражнении задача Вошедшего в Круг - проявить творческий подход к трудной проблеме, а, самое главное, волю к жизни; а не менее трудная задача Круга - создать для Вошедшего в Круг эту Трудную Проблему. Если Круг не справляется со своими трудностями - он не спасает Входящего в Круг, а лишает его возможности узнать себя и поработать на пределе своих возможностей.
 ВАРИАНТЫ
 Это упражнение имеет смысл повторять на разных занятиях - однако в разных вариантах. Вначале пусть работают Одиночки - как правило, самые сильные и смелые, а потом можно к этому Испытанию подключать и всех остальных. Например, в следующих вариантах.
 Вариант "1-2-3". Все рассчитываются на первый-второй-третий. Все Первые номера идут в Круг, который образуют вокруг них Вторые и Третьи номера. Игра в групповом режиме по 3 минуты. Разбор с обратной связью. Потом в центр Круга выходят Вторые номера, а их окружают Первые и Третьи. И т.д.
 Вариант "Ребята-девушки". Все девушки прорываются через круг всех ребят, все ребята - через круг всех девушек.
 "Листок за спиной"
 Каждому человеку интересно, что на самом деле думают о нем другие люди, особенно - как тебя чувствуют рядом. Однако не всегда можно быть уверенным, что тебе в лицо скажут всю правду - приятную или нет. Можно, конечно, сделать писания анонимные, но писать о человеке, не видя его перед собой, - это значит жить воспоминаниями, а не живыми переживаниями. А это упражнение помогает преодолеть такой барьер: оно анонимно, но, с другой стороны, происходит в контакте "глаза в глаза".
 ***
 Для проведения этого упражнения ведущему стоит взять с собой много булавок и листки на всех: маленькие и большие.
 - У каждого на спине будет прикреплен листок бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть друг на друга, чтобы составить о человеке впечатление - и потом это впечатление запишете человеку на его листок за спиной. Процедура проста, но:
 - Кто из вас готов писать свои впечатления о человеке совершенно искренне, не боясь его задеть и обидеть?
 * Руки поднимаются, но не очень много.
 - Вы боитесь задеть человека, и ваша бережность - это очень хорошо. Но у нас сейчас другая ситуация. Поднимите руки те, кто хотел бы, чтобы о нем писали впечатления совершенно искренне, без всяких тактичных умолчаний!
 * Руки поднимают практически все.
 - А кто просит, чтобы ему писали более бережно, стараясь его не задеть?
 * Как правило, несколько рук есть.
 - Пожалуйста, встаньте. Я благодарю вас за искренность, а все остальные постарайтесь запомнить их - и проявите к ним бережность.
 - Что же касается всех остальных, то вы можете выразить еще следующие пожелания. Искренность может быть больше в сторону хороших чувств к вам, а может быть в сторону отрицательных впечатлений о вас. Кто предпочитает, чтобы о нем писали совершенно искренне, но в первую очередь хорошие впечатления о нем?
 * Руки будут.
 - Так, чтобы ничего не перепутать, давайте пройдемся по каждому.
 * Ведущий идет по кругу, и каждый говорит, какие впечатления о себе ему было бы более интересно услышать. Как правило, больше желающих услышать свои отрицательные черты!
 - Как правило, более сильные люди действительно интересуются тем, что в них еще нехорошо - чтобы это исправить. Теперь, пожалуйста, встали, всем надо будет взять ручки и листы бумаги - и нас ждет Игра!
 * Через пару минут все готовы, листочки приколоты за спиной. Пора включать музыку.
 - Сейчас - посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас в первую очередь? Чем? К какому человеку вам хотелось бы подойти? Чтобы что-то сказать ему о нем? Чтобы узнать его мнение о себе? Готов ли ты быть искренним? Сейчас вы начнете ходить и встречаться друг с другом, но пока вы не будете ничего писать - только смотрите друг на друга, какие вы? Вперед, вы можете двигаться!
 - Многим из вас это кажется странным - ходить и смотреть друг на друга. Да, взрослым это часто кажется странным - то, что так естественно для детей. Дети любят разглядывать людей, просто смотреть на них, рассматривать, любоваться - или удивляться. И поэтому дети такие прекрасные психологи.
 * А все в это время ходят, ходят - пока вы говорите под тихую музыку.
 - Впитывайте эти лица, запоминайте их. Постарайтесь представить, что бы этот человек мог сказать вам? А что вы могли бы сказать о нем? Внимательно приглядитесь к тому, кто интересен вам, - что это за человек?
 * И т.д.
 - Спасибо. А теперь - собственно Игра! Вы можете подходить друг к другу, если ваши глаза встретились. Но не торопитесь что-то писать - постойте друг перед другом, постарайтесь почувствовать свои ощущения от этого человека, сформулировать свои впечатления. И только тогда, когда ваши впечатления о человеке оформятся, можете их писать. Пожалуйста!
 * ...Игра идет минут 10, за это время листки исписываются полностью, приходится писать даже на обратной стороне.
 - Спасибо, все могут сесть. Сели, но листочки пока не снимайте. Поднимите руки, кому было интересно участвовать в этой Игре? (...) Правильно, это действительно интересно. Кому было интереснее формулировать свое впечатление о человеке, нежели думать о том, что сейчас он думает о тебе? (...) А кому важнее всего было то, что напишут ему? (...) Кто хотя бы в начале игры чувствовал себя достаточно неловко? (...) А кто хотя бы к концу игры стал чувствовать себя очень даже здорово? Кто хотел бы, чтобы Игра была продолжена еще? (...) - Спасибо, как-нибудь мы ее продолжим.
 - А теперь можете снять листочки и почитать, что там о вас написали.
 * Читают, переживают, делятся впечатлениями.
 - Наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми своими чувствами. Пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написали ему, а кто хочет, может зачитать одно-два послания ему.
 * Как правило, дележка идет очень теплая, а читают вещи очень веселые.
 - Спасибо. А теперь поднимите руки те, кто во время этой игры был действительно полностью искренним?
 * Руки поднимаются, но немного.
 - Быть полностью искренним - очень трудно. Страшно и задеть другого, и страшно обнаружить свои действительные чувства - но мы будем этому учиться!
 Все встают в общий круг, ведущий говорит теплые слова о доверии.
 Какой я в межличностных отношениях?
 Это практически то же самое упражнение, но в более развитом режиме. На наш взгляд, упражнения подобного рода должны проводиться каждые несколько месяцев.
 ***
 - Сегодняшнее занятие посвящено тому, какие мы в межличностных отношениях. Я среди людей - какой? какая? Что они думают обо мне? Как они меня воспринимают? Что их радует во мне? Что огорчает, задевает? Естественно, тот, кто не хочет быть слепым, кто хочет быть адекватным и успешным, должен все это про себя хорошо знать. И тогда он может в себе что-то изменить - если сочтет нужным.
 А сейчас для работы вам понадобятся: один маленький листок, один большой листок и две булавки - все это возьмите на этом столике. Кроме того, у каждого должна быть ручка. У кого нет, попросите у друзей. Через две минуты все должны быть готовы к занятию.
 ...
 МОИ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
 Теперь вы берете маленькие бумажки, кладете их горизонтально, делите вертикальной чертой пополам, слева вверху рисуете "плюс", справа вверху - "минус". Ваше первое задание: там, где плюс, вы пишете свои сильные черты в межличностных отношениях, то, что радует вас и окружающих при контактах с вами, что помогает вам жить среди людей. В колонке с минусом вы пишете свои слабые, свои отрицательные черты, ваши особенности, которые мешают вам и людям рядом с вами. Время на эту работу - 5 минут! Пожалуйста!
 ...
 ЛИСТКИ ЗА СПИНОЙ
 А теперь возьмите большие листки. Вы их попозже прикрепите у себя за спиной, и те, с кем вы будете здесь встречаться, будут писать вам свои впечатления о вас: какой вы во взаимоотношениях с другими. Однако вы можете заранее выразить свои пожелания: если вы хотите, чтобы вам писали больше хорошего, во всех углах нарисуйте Солнышки. Если вам интереснее, чтобы вам больше писали о ваших недостатках, ваших слабых сторонах - во всех углах нарисуйте Могильные Кресты. А если вам интересно и то и другое, в углах нарисуйте Вопросительные Знаки. (...)
 Хорошо, а теперь сами или с помощью ваших соседей прикрепите булавками маленькие (заполненные) листки на грудь, а большие (чистые) листки бумаги - на спину.
 Работа будет происходить следующим образом. Вы будете в свободном режиме встречаться, кто с кем хочет. Вы можете почитать, что человек написал сам о себе, о своих сильных и слабых сторонах в межличностных отношениях, вы можете - и я рекомендую вам это - не торопясь, внимательно посмотреть еще раз на человека, чтобы лучше и точнее сформулировать свои впечатления о нем. И когда у вас в душе появятся ощущения и слова - вы киваете головой и пишете это человеку на его листке за спиной. Постарайтесь обойтись без лишних слов, пусть будут только технически необходимые.
 * Перед запуском в режим свободных встреч - естественно, настройка. Все встают в общий круг и под музыку и голос ведущего присматриваются к людям вокруг себя. Потом они могут ходить и смотреть друг на друга, размышляя, к кому их больше тянет? Почему? Кто здесь самый одинокий? Почему? Кто закрыт от людей? С кем вам было бы трудно? Почему? И только после нескольких минут таких встреч в тишине - и накопления размышлений - ведущий разрешает Основную Работу.
 ОСНОВНАЯ РАБОТА - около 15-20 минут под тихую музыку. Если закончить все никак не могут, а пора - музыка включается громко...
 По окончании - все снимают большие листки и отдают булавки. Маленькие же бумажки пусть у них остаются на груди на все время занятия.
 После этого все садятся в общий круг, читают что написали им, а потом, если есть время, по очереди зачитывают хотя бы по одной фразе из написанного - или просто говорят общее впечатление. Кто не хочет, может этого не делать, но хотят обычно почти все.
 * Если времени не хватает, впечатлениями делятся только те, кому это необходимо. Часто они хотят задать вопросы по тому, что им написали, например: "Отзовитесь, кто тут написал, что я ____ ! Что вы имели в виду?" или "Я бы хотела, чтобы ко мне в перерыве подошел тот, кто написал "хочу с тобой дружить".
 Моя карточка
 "Кто ты? Откуда ты? Куда ты идешь?" - вопрос ночного сторожа на кладбище, который очень озадачил молодого Шопенгауэра.
 - Сейчас для работы всем понадобятся ручки и небольшие листки бумаги. Вам надо будет написать на карточке, не подписывая, чья она:
 - 10 ответов на вопрос "Кто Я".
 * Напомните еще раз, чтобы не писали свое имя, и подскажите, что на вопрос "Кто я" отвечать можно очень по-разному. Кто я - мужчина? Гражданин? Мерцающая звездочка? Сын? Лентяй? Солнышко - или Искорка в ночи? Ручеек - или Водопад?
 - 10 ответов на вопрос "Какой Я".
 * Предупредите, чтобы не писали розовые банальности типа "добрый, умный, честный". Пусть подумают над вопросами: "Чем я отличаюсь от других? Чем для себя я внутренне узнаваем?"
 - 3 главных лозунга своей жизни.
 Лозунги - направляющие человека, коротко сформулированные его программы - есть у каждого, но у кого-то они лучше осознаны и сформулированы, а у кого-то хуже. Подбирать и держать себя под нужным тебе лозунгом - очень полезно, пока он не войдет в тебя, став просто образом твоей жизни.
 Может быть, о своих лозунгах некоторые еще хорошенько не задумывались - ничего, сделайте это сейчас. А чтобы думалось легче, я могу зачитать лозунги, собранные мною с предыдущих занятий. Это например: "Бди!", "Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться", "Маленькая гадость - сердцу радость", "Волненье сердца радостным должно быть, и больше никаким", "Я хочу нести людям радость", "Удар судьбы в лоб означает, что не возымели действия ее пинки в зад", "Живи здесь и сейчас", "Дорогу осилит идущий". "Рядом - тоже люди", "Прорвемся!", "Начхать на все".
 * Подумав над чужими лозунгами, легче, оказывается, формулировать свои. Время на работу - 15 мин., под тихую музыку.
 Теперь - каждый зачитывает свои лозунги (только лозунги!) и сдает свою карточку.
 * Очень неплохо, если сильные лозунги встречаются аплодисментами и записываются остальными - для памяти и размышления.
 УГАДАЙ, ЧЬЯ ЭТО КАРТОЧКА?
 Все сидят в общем кругу. Ведущий случайным образом вытаскивает и зачитывает чьи-то карточки ("Кто Я?", "Какой Я?"), все пробуют угадать, чья это карточка. Автор карточки, естественно, молчит. Выдвигающий гипотезу подходит к тому, на кого он думает. Если он ошибается, то получает щелбан, а если это девушка, то юноша ей целует руку (а девушка девушку целует в щеку). Если угадал, то угадавшего Личность обнимает и целует, а все - аплодируют.
 МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
 1
 Эта игра простая и веселая, но иногда требует от ведущего некоторой осторожности. Игроки не были предупреждены, что их карточки будут зачитываться, и иногда может случиться так, что человек, отвечая на вопрос "Кто я?" или "Какой я?" искренне и для себя, пишет такое, что ему не хотелось бы, чтобы это знали окружающие.
 * Например, однажды эта игра шла в аудитории учителей из одной школы (а эта игра одинаково хорошо идет и для взрослых, и для детей), и одна учительница написала в ответах на вопрос "кто я?" - "Любовница". Я не был уверен, что она хотела, чтобы об этом знали все ее коллеги, поэтому, когда зачитывал ее карточку, этот пункт я пропустил.
 К аналогичной осторожности я призываю и других ведущих.
 2
 Упражнение "Угадай, чья это карточка" по логике завершает предыдущее упражнение "Моя карточка". Однако логика - одно, а динамика занятия - это другое, и два эти упражнения, идущие сразу друг за другом, делают занятие слишком статичным. Поэтому я их разделяю, пуская между ними другую игру-упражнение, тем более что она абсолютно той же направленности.
 Это упражнение:
 Угадай, каким меня видят?
 Эта игра-упражнение разыгрывается в микрогруппах друзей примерно по 8 человек. Во время формирования микрогрупп стоит подчеркнуть, что игрокам будет лучше с теми, кто интересен им и кого они лучше знают.
 * При этом выбор широк: можно выбрать того, кого знаешь хорошо, - потому что его хорошо знаешь, а можешь выбрать, кого почти не знаешь, - чем он тебе и интересен.
 Игра идет следующим образом. Выбирается водящий, и он должен будет уйти за дверь. Однако перед выходом пусть он встанет и постоит перед группой, а все молча постараются сформулировать свои впечатления о нем. Какой он? Какие его главные, определяющие черты? Когда водящий вышел, каждый в микрогруппе дает вышедшему не менее 1 (можно больше) определения-эпитета. В сильных группах могут составлять глубокие психологические портреты. Итоги - записать. Вышедшему имеет смысл подумать за дверью, что о нем могут сказать члены его группы, потому что, когда его зовут и он возвращается, ему нужно угадать, что о нем написали, как определили его. Он угадывает до тех пор, пока не назовет хотя бы 3-4 качества, сформулированных группой. Лучше больше, но времени на человека не более 2 мин.
 * Это потрясающая хохма. "Умный?" - "Нет, извини, не написали..." И, кстати, это глубоко диагностично - что человек думает о том, как его воспринимают другие.
 Угадать нужно суть, а не дословно. Если про человека написали "стеснительный", а он говорит о себе "застенчивый", то суть все-таки угадана.
 Когда группа сочтет, что он погадал достаточно, его качества (по сути - экспресс-психологический портрет) ему с выражением зачитывают и дарят листок на память. Он может выразить свои чувства по поводу того, что группа написала о нем.
 Потом следующий Водящий - и т.д.
 В центре внимания...
 Это серия игр-упражнений, внутренне и внешне очень похожих друг на друга, хотя решаются в них достаточно разные задачи. Объединяет их внешне то, что они одинаково пространственно организованы: в центре всегда человек, сидящий на стуле, а вокруг него, амфитеатром, сидят в несколько рядов другие члены группы. Вот так:
 Внутреннее же сходство этих упражнений в том, что во всех них Один человек оказывается в центре внимания - долгого и серьезного внимания - всех остальных. Он оказывается Центром Вселенной.
 Упражнения же следующие.
 Золотой и черный стул
 - У нас сейчас будет игра "Золотой и Черный стул". Вот стоит стул, все сядут плотно вокруг него, на этот стул может сесть любой из вас, и, если он говорит, что стул Золотой, то все будут про него от души и искренне говорить только хорошее - все лучшие впечатления о нем. Если же человек закажет стул Черный, все так же искренне и от души будут говорить о его слабых сторонах, о его недостатках. Кто хотел бы попасть на стул, и на какой?
 * Поднимется очень много рук, надо пройти и у каждого спросить, на какой стул он хочет.
 - Большинство хочет на Черный, но мы начнем с Золотого. Желающие на Золотой стул, шаг вперед! Кого из вас группа знает хуже других - шаг назад! А кого из вас группа знает лучше всех?
 * Например, Оксану, она и приглашается на Золотой стул.
 - Чтобы нам еще раз почувствовать тебя, постарайся вспомнить и рассказать свое любимое стихотворение. (...)
 * Кроме этого, можно разрешить группе задать Оксане несколько вопросов - все для того же: чтобы с помощью ее ответов лучше ее почувствовать.
 - Спасибо. А теперь, в качестве разминки, любой без всякого порядка может высказывать Оксане все те хорошие чувства и впечатления, которые у него возникали и возникают при встречах и при взгляде на Оксану.
 * Несколько человек вразнобой начинают эти хорошие вещи говорить.
 - Спасибо, это была разминка. А теперь будет все то же самое, но по порядку.
 * Ведущий задает порядок, и все высказываются по очереди. Когда высказались все, могут высказаться еще и те, у которых что-то родилось уже после того, как они уже выступили.
 - Спасибо! Оксана, какие у тебя чувства после того, как ты все это выслушала? Твое слово? (...) Спасибо. А теперь мы готовы и к Черному стулу. Кто окажется на Черном стуле, решит Оксана. Претенденты на Черный стул, встаньте, пожалуйста! Сядьте, пожалуйста, те, кого группа знает хуже других! Спасибо. А теперь поднимите руки те, кто уверен, что его группа знает очень хорошо! - Оксана, выбери!
 * Процедура Черного стула такая же, как и Золотого. Закончить это упражнение можно следующим заключением:
 - Как хорошо, что у нас такая атмосфера. Столько доверия, уважения и любви, что можно легко говорить и легко слушать такие глубокие и трудные вещи.
 МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
 Естественно, упражнение можно разнообразить. Например, стул может быть Цветным, и тогда надо говорить о человеке объемно, разносторонне. Это не должна быть механическая сумма "достоинств" и "недостатков" человека, в этом случае надо стараться говорить просто об особенностях этого человека, избегая оценок "хорошо" или "плохо".
 Открытый Стул
 Все садятся амфитеатром вокруг стула, и ведущий приглашает любого желающего на него сесть. Условия: Это Открытый Стул. Тот, кто на него сядет, окажется в центре нашего внимания. Мы будем с вами вместе гадать, что это за человек, и сидящий на Стуле может еще задавать нам о себе вопросы. Итак, основное содержание работы - гадание, рассказ о личности вышедшего человека, и только в конце, для сопоставления наших гипотез о человеке и его мнения о самом себе, он обязан на любой вопрос о себе отвечать абсолютно искренне. Человек может не выходить на этот Стул, но если он вышел, он берет на себя обязательство быть абсолютно открытым и искренним.
 Кто хотел бы выйти на это упражнение?
 * Обычно поднимается 5-7 рук. Выберите из них того или ту, на кого гадать будет интереснее и кто действительно сможет быть открытым.
 Но вначале пусть Вышедший прочитает свое любимое стихотворение: чтобы мы его еще раз услышали и лучше почувствовали. После этого - гадание и вопросы.
 * Лучше, если Ведущий задаст группе вопросы о Вышедшем на Стул, которые укажут направление размышлений и на которые группа попробует отвечать. Начнется гадание, которое все более и более будет перемежаться вопросами Вышедшему - и его короткими исповедями.
 В конце упражнения ведущий благодарит группу за теплоту и открытость.
 Исповедальная Свеча: "Моя жизнь"
 Все садятся амфитеатром вокруг стула, на котором стоит горящая свеча. Свет потушен.
 - Любой из вас может сейчас выйти и взять эту Свечку в руки. Вы сядете и поднимете эту Свечку на уровень своих глаз. Вы будете смотреть только на Свечку, а не на тех, кто будет задавать вам вопросы. А вам будут задавать вопросы - о вас. На этот стул может сесть каждый - каждый из тех, кто возьмет на себя обязательство отвечать на любой вопрос максимально откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что на любой вопрос ответите искренне, вам не нужно выходить и садиться на этот стул.
 Ведущему очень важно создать вдумчивую, немного таинственную атмосферу, где неуместны пустые развлечения. Стоит подсказать группе, что задавать вопросы надо не случайные, а исповедные.
 * Например, "Во сколько встаешь утром?" или "Какой твой любимый цвет?" - пустые вопросы, они мало что говорят о человеке и задать их можно при других обстоятельствах.
 Интереснее и труднее, когда задаются вопросы типа: Когда ты последний раз плакал? Если бы у тебя была волшебная палочка, что ты хотел бы изменить во внешнем мире или в себе? Ум? Душу? Тело? Из-за чего ты злишься? Кто нравится тебе здесь? Какие у тебя комплексы и проблемы? При каких обстоятельствах ты не сможешь быть счастлив? (А также об уме, душе, теле, Боге, страхе, смысле жизни.)
 Исповедь каждого, как правило, заканчивается вопросом: "Что мы о тебе не знаем? Какова тайна твоей жизни?"
 Исповедальная Свеча: "Мои отношения с людьми"
 - Тот, кто сядет на этот стул, будет отвечать на вопросы, касающиеся его взаимоотношений с людьми. На этот стул может сесть каждый, кто возьмет на себя обязательство отвечать на любой вопрос максимально откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что на любой вопрос ответите искренне, вам не нужно выходить и садиться на этот стул. У вышедшего будет возможность задавать группе вопросы про себя, а у группы будет обязанность или ответить на этот вопрос так же абсолютно откровенно, или честно сказать, что ответа не будет.
 Время на каждого - около 15 минут. Первым у нас будет парень. Кто из ребят хочет выйти и сесть на этот стул?
 * У нас всегда страстно поднимаются пять-десять человек.
 Группа, кого из них мы выберем? Обратите внимание на тех, у кого богатые и интересные, может быть, с кем-то и трудные, отношения с другими, и кто, на ваш взгляд, будет по-настоящему откровенен. Итак, кто вам будет наиболее интересен?
 * Группа называет нескольких, из них вы выбираете одного.
 Выбранный под аплодисменты выходит, все придвигаются к нему, располагаясь амфитеатром в несколько рядов вокруг него, максимально к нему близко.
 * Вопросы идут примерно следующего плана. Например, к Андрею: Кого из ребят ты здесь больше всего уважаешь - и за что? Кто из ребят в группе вызывает у тебя больше всего отрицательных эмоций? Почему? В этой группе сейчас есть девушка, которая тебе нравится? Что ты делаешь, чтобы с ней сблизиться? Веришь ли ты в дружбу между парнем и девушкой? Как ты думаешь, что в тебе может девушкам не нравиться, девушек отпугивать?
 * Андрей, есть ли у тебя вопросы к кому-то в группе?
 * Есть ли у группы пожелания к Андрею? Какие?
 * Андрей, кто, ты хочешь, чтобы тебя обнял?

<< Пред.           стр. 12 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу