<< Пред. стр. 13 (из 19) След. >>
Спасибо. Андрей, не уходи, потому что сейчас именно ты выберешь, кто из девушек сядет на твое место. Девушки, у вас есть возможность оказаться на месте Андрея. Встаньте те, кто этого хочет?* Встают, Андрей выбирает Дашу.
* К Даше были вопросы похожие плюс: Как ты опишешь свои отношения с Антоном? Как ты думаешь, хотел бы Антон, чтобы это были не мелкие заигрывания, а что-то покрупнее? А ты не хочешь это у него спросить?
Ролевое разыгрывание
житейских ситуаций
Опоздал и забыл билеты...
Прекрасная, веселая и поучительная ситуация, хорошая еще и тем, что моделирует большой круг очень типичных житейских ситуаций. В ней девушки узнают кучу своих плохих черт - и получают шанс от них освободиться, а ребята учатся душевной теплоте и стойкости.
***
Ведущий предлагает группе следующую ситуацию на обсуждение и игру:
Задачка для ребят. В театре редкая постановка, ваша подруга давно мечтала туда попасть и с огромным трудом сумела достать два билета. Пригласила вас, показала вам билеты, вы на правах мужчины взяли их себе и положили в бумажник. Договорились встретиться вечером в 18.30, девушка пришла на встречу вовремя, вас же нет и нет, наконец вы прибегаете - и выясняется, что в спешке бумажник с билетами вы забыли дома...
Как вести себя юноше? Как реагировать его подруге, особенно если он ведет себя не идеальным образом? А как реагировать парню, если подруга отыгрывает на нем свои эмоции?
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Эту богатую психологическим содержанием ситуацию можно "разрабатывать" очень по-разному. Самый простой вариант - розыгрыш в общем кругу, когда из девушек выбирается героиня, способная разыграть обиду и скандал, и на нее "выпускаются" ребята.
* Чтобы игра была осмысленная, героине объясняют, что у нее нет желания совсем расставаться с парнем, это просто острая ситуативная обида. Без этого условия девушка зачастую начинает играть так жестко, что самое мудрое, что может сделать парень, это попрощаться с ней и уйти насовсем.
Тем не менее, при сильной игре девушки большинство ребят - проигрывают. Парень проигрывает тогда, когда оказывается в жалкой позиции совсем виноватого, и героиня его по сути морально уничтожает (чтобы позже, может быть, на выгодных для себя условиях простить). Или парень в ответ на ее конфликтные выпады реагирует так же конфликтно, и тогда обмен репликами перерастает в серьезную ссору.
Розыгрыш в общем кругу иногда имеет смысл предварить обсуждением в микрогруппах. Здесь также могут быть варианты: группы могут быть смешанные, а могут быть разделены - группы ребят и группы девушек. В любом случае ставится задание: дать не просто "теоретическое" решение, а разыграть его вживую.
* Девушки, как правило, великолепно разыгрывают не только свою роль, но и роль юноши.
И, естественно, эту ситуацию можно предложить на розыгрыш в парах, тогда ее играют все. В каждой паре девушка играет Обиженную и Злую, а юноша - Хорошего.
В качестве одной из возможных мы предложим следующую схему работы:
Ведущий зачитывает ситуацию, чтобы она стала понятной всем.
Ситуация разыгрывается в парах. Играют все, и это хорошо, но не все ребята играют умно (потому что не хватает опыта), и это плохо.
Ситуация обсуждается в микрогруппах - и делаются доклады.
Доклады плавно перерастают в живую игру, и идет показ на общую группу.
Обсуждение разных стилей решения этой ситуации, их плюсов и минусов.
Еще раз игра в парах (наверное, лучше в новых), с учетом виденных розыгрышей и их осмысления.
"Прости меня, пожалуйста!"
Следующие три игры - продолжение и развитие предыдущей. Они закрепляют навыки, полученные в предыдущей игре, и помогают их переносить в похожие, но уже другие ситуации. А схема та же: один допускает нечаянный промах, другой реагирует на него конфликтно. Задача первого - не допустить развития конфликта, погасить его теплом. Но и также, по возможности, провести воспитательную работу, чтобы на будущее за нечаянный промах получать по голове не удар, а поглаживание...
Все эти игры разыгрываются в парах, и пары обычно после каждого розыгрыша меняются партнерами по типу карусельки. Впрочем, по необходимости, любую игру можно вывести в режим демонстрационки и общего обсуждения.
***
ОПОЗДАНИЕ
- Ребята, вы опоздали на встречу с девушкой на 15 минут. Она злится, обиделась сильно, дуется, разговаривать не хочет или разговаривает зло. Как вам себя вести? (Условие - девушка при всех обидах в вас все-таки заинтересована, и просто поссориться у нее намерений нет.) - Игра в парах 3 минуты.
* Вопросы для рефлексии: Поднимите руки, где девушка играла сильно, создавая интересные трудности? Где слабо, сдаваясь сразу? Где была излишне жесткой? А где был излишне жестким парень? А где - излишне мягким? Недостаточно теплым? А кто из ребят играл просто великолепно?
Демонстрационка в общем кругу и ее обсуждение.
ВСПЫЛИЛ
В этой ситуации молодой человек вспылил, развернулся и пошел от нее. Если девушка пришла в себя, что надо ей делать? - Ребята разворачиваются на стульях к девушкам спиной, игра 5 мин.
* Вопросы для рефлексии. Кто из девушек играл обыденно-конфликтно? Кто из девушек виновато заглаживал свою вину, провоцируя конфликтное поведение молодого человека? А кто из девушек оказался сильнее юноши и сделал так, что они хорошо помирились?
Просмотр конфликтных вариантов игры девушки в центре круга, обсуждение.
Игры лучших участников (демонстрационка) и обсуждение.
В РАЗРЫВЕ
Молодой человек со своей девушкой разговаривать тогда не стал, ушел. Теперь она ему не звонит, а он об этом жалеет. Что теперь ему делать?
* Размышление по аналогии: взрослый в детском саду. Что говорите и делаете вы, когда от поссорившихся детей слышите вечное: "А чего он!" - "А он первый начал!" - Разводите, если они дерутся, успокаиваете и мирите - неважно, кто первый.
Та же самая ситуация, но повернута зеркально, и ее играют девушки. Сделают ли разговор с любовью?
Демонстрационка и ее обсуждение.
"Обиды" и "А ты опять сегодня не пришла..."
Конфликт снова тот же, но чуть изменена житейская ситуация. Проиграли предыдущие ситуации, прошло время - надо вспоминать и повторять все заново, но повторять буквально - скучно. Тогда и нужны вот такие старые-новые ситуации...
***
Эти игры стоит запустить сначала в карусельке, потом коротко обсудить.
1. "Обиды". Задание ребятам. Он не пришел на свидание ( у него состоялась незапланированная встреча с научным руководителем, или просто проспал - не зазвонил будильник!), на следующий день юноша и девушка встречаются в институте. Она обиделась, не хочет разговаривать, упрекает. Как вам реагировать? - Разыграйте (4 мин.).
* Конец игры отметьте вопросами: У кого в паре девушка играла хорошо, сильно? А у кого не смогла разыграть трудную обиду? Спасибо. Теперь поднимают руки девушки: У кого парень играл умело, сильно? А у кого парень оказался не готов к такой ситуации?
Устройте в центре круга демонстрационку с участием лучших игроков. Через нее можно пропустить несколько сильных парней.
* Кстати, великолепная игра получается, если на роль юноши пригласить девушку, а на роль девушки - юношу.
Удачные ходы в игре обычно следующие:
* "Ты рада меня видеть? А в чем это проявляется? Поцелуй меня сюда (в щечку)!"
* "Если я сделал это нарочно - то ругаться бессмысленно, тебе просто не надо встречаться с таким плохим человеком. А если не нарочно - то ты не должна меня ругать, потому что я хороший, а на хороших не ругаются. Скажи, я хороший?"
* "Я огорчен не меньше тебя, потому что не только ты была без меня - я без тебя остался также! Представляешь, какое у меня горе?"
После этого - смена пары и еще раз аналогичный розыгрыш. Пусть потренируются.
А потом смена пары и - ролей в игре!
2. Задание девушкам: "А ты опять сегодня не пришла..." Она обещала прийти в гости, он приготовился, ждал, а она не пришла и не смогла позвонить (по какой-то уважительной причине). Но он обижен, серьезно надулся ("Ты мной играешь! Были добрые люди, позаботились о бедном!"). Как вам реагировать? - Разыграйте.
* Далее - так же.
Состоится ли отъезд?
Эта игра-упражнение - нечто среднее между тренингом артистизма, ролевыми и житейски-деловыми играми. Она позволяет:
* узнать новое о психологии мужчин и женщин;
* задуматься о своих взаимоотношениях с близкими людьми;
* поработать с душой, потренировать включение души сразу и перевод ее на максимальную мощность;
* захват и эффективное использование инициативы в общении;
* баланс общения на грани напора и наезда, искренности и манипулирования;
* разные стили психологического воздействия: через Отчаяние, Теплоту и Нежность, Деловые переговоры, Юмор...
***
Стул в центр, на него садится Героиня. Ситуация: Он и Она, они друг друга любили и любят, но она от его фокусов устала: необоснованная ревность, перепады настроения, обиды, претензии... Все, она собралась уезжать, и если она уедет - он ее больше не увидит. Он узнал о ее отъезде от ее подруги и влетает к ней: она заканчивает собирать вещи, такси ждет внизу... Больше 3-5 минут она ему не предоставит. Сможет ли он добиться, чтобы она отменила отъезд?
* Условие: девушка играет жестко, но шанс у юноши быть должен, тем более что - напомним - она его все-таки любит.
Рекомендуем эту игру вначале разыграть в режиме демонстрационки с добровольцами. После каждой Игры - разбор: ощущения девушки и юноши друг от друга, впечатление группы от их игры (разыгранных взаимоотношений). Может меняться Героиня, обязательно меняются Герои...
После нескольких демонстрационок эту игру все играют в парах. Встали в общий круг, ребята выбирают девушек, настройка - и игра. Через 5 минут опрос по итогам.
Аналогичная ситуация наоборот: Молодой человек и девушка живут вместе (у нее) по типу пробного брака, но она несдержанна, уровень отношений снизился, и ему стало с ней плохо. И вот она приходит и видит, как он собирает вещи - уезжать к себе домой. Разбираться, тем более долго, в его планы никак не входит. Итак, у нее 3-5 минут - останется он или уедет?
Демонстрационка с игрой нескольких девушек, разбор, потом играют в парах все.
Встали в общий круг, девушки выбирают ребят, настройка - и игра. Через 5 минут опрос по итогам.
Занятия из цикла "Трудные Игры"
Катастрофа на воздушном шаре
Это очень известная, можно сказать - традиционная групповая (командная) игра, выявляющая групповую сплоченность (или отсутствие таковой), наличие и характер лидерства в группе, а также то, насколько мелкие соображения личного выигрыша могут заслонять цели большие, важные - вплоть до необходимости выжить...
Предложенный здесь вариант "Катастрофы" имеет несколько отличий от традиционного ее варианта, а именно:
* игра сопряжена со следующей - "Необитаемый остров", что делает ее сценарно увлекательней;
* несколько изменен подлежащий ранжиру список вещей - он подработан под следующую игру "Необитаемый остров" и делает выбор более сложным и увлекательным.
***
ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД
В "Катастрофу" можно играть и одним составом, без разбивки на несколько команд, но если количество игроков оказывается больше двадцати, это уже не целесообразно. На наш взгляд, группу, предположим, в 32 человека стоит разбить на четыре команды по 8 человек. Разбивка может осуществляться по любому принципу, но мы обычно формируем "идейно-тематические" группы по следующей процедуре:
- Кто у нас в группе самый Глубокий-Мудрый? А самый Добрый-Сердечный-Сострадательный? А самый Трудяга-Работяга? А самый Дикий Варвар? - Выбрать этих Лидеров.
* Возможен вариант, когда эти Лидеры выбираются отдельно среди ребят и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг ядра из двух Лидеров, парня и девушки.
Теперь эти Лидеры вокруг себя, вызывая по одному человеку, формируют себе команды Работяг-Деятелей, Гуманистов-Сердечников, Варваров и Мудрецов. Так сформировались четыре команды, сели в четыре замкнутые группы.
ВВОДНАЯ
Музыка, почувствовали друг друга.
Как хорошо быть в кругу друзей! Итак, каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара, и мы отправляемся в романтическое путешествие, а конкретно - на один из необитаемых островов в Атлантическом океане. Там весной уже тепло, растут ананасы, и не надо оформлять никаких виз: остров-то необитаемый! Короче, вы набрали в этот шар множество полезных вещей, чтобы жить без проблем по крайней мере неделю, а на самом деле - с запасом, и вот вы уже готовы к полету. Вас провожает куча друзей и родственников, хлопоты, объятия, поцелуи, прощания...
* Закрыли глаза.
Легкое покачивание, и вы отрываетесь от земли. Холодок в груди, а потом ощущение свободы и простор полета... Вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот уже вы видите синюю полоску от края до края горизонта - это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн - но какое вам до этого дело, ваш воздушный шар уверенно несет вас в даль. И вот уже вдали вы видите маленькую точку - вот остров, куда вы летите! Над островом много птиц, вот уже несколько чаек пролетело совсем близко от вас: может быть, одну из этих чаек зовут Джонатан Ливингстон? Остров уже хорошо виден, вы уже готовы потихоньку снижаться - где-то минут через двадцать вы будете уже на твердой земле! Какие красивые приключения ожидают вас там!
Но что это? Вы видите, как от горы отрывается какая-то крупная птица и летит прямо навстречу вам! Это - гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Может быть, он принял вас за своего соперника? Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает над шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары - и шипение.
* Открыли глаза. Лирика кончилась, далее сухой репортаж:
У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Ваш единственный шанс спастись - долететь до земли, потому что внизу - начался шторм и любого пловца просто разобьет об острые рифы и скалы. Долететь до острова - где-то 20 минут. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей. Но что выбросить?
* Теперь пусть все развернутся лицом к ведущему, чтобы семьи оказались как развернутые лепестки.
Учтите, что какие-то вещи могут пригодиться, чтобы выжить на этих необитаемых островах, и сколько вам там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах сказать что-то трудно: сейчас тепло, но какая будет зима - неизвестно.
Итак, все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и сделают самостоятельное ранжирование: в какой последовательности вы будете выкидывать вещи, чтобы до острова долететь. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер - во вторую, семнадцатым номером - то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работать строго самостоятельно, никакие вопросы с соседями обсуждать нельзя. На всю работу у вас строго 7 минут.
Список вещей, находящихся в корзине шара: Каны49, миски, кружки, ложки - 4 кг;
* Это, как и все последующие пункты, - пачка, комплект, и выбрасывать можно только или сразу весь пакет, или ничего.
Далее: Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 5 кг; Подборка полезных книг про все - 9 кг; Консервы мясные - 20 кг; Топоры, ножи, лопата - 14 кг; Канистра с питьевой водой - 20 л; Бинты, вата, перекись, зеленка - 1,5 кг; Винтовка с запасом патронов - 20 кг; Самые разные лекарства - 0,5 кг; Импортный шоколад - 7 кг; Золото, бриллианты и яркие побрякушки - 0,4 кг; Очень большая собака - 75 кг;
* Дайте комментарий: для кого-то это - Друг, а для кого-то - ходячая Консерва...
Рыболовные снасти - 0,6 кг; Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь - 1 кг; Теплая одежда и одеяла - 50 кг; Соль, сахар, специи, набор поливитаминов - 2 кг; Плетеный нейлоновый канат - 150 м; Медицинский спирт - 10 л.
* В качестве раздаточного материала мы это оформляем обычно таким образом:
№ Содержание упаковок вес 1 2 3 1 Каны, миски, кружки, ложки 4 кг 2 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 5 кг 3 Подборка полезных книг про все 9 кг 4 Консервы мясные 20 кг 5 Топоры, ножи, лопата 14 кг 6 Канистра с питьевой водой 20 л 7 Бинты, вата, перекись, зеленка 1,5 кг 8 Винтовка с запасом патронов 20 кг 9 Самые разные лекарства 0,5 кг 10 Импортный шоколад 7 кг 11 Золото, бриллианты и яркие побрякушки 0,4 кг 12 Очень большая собака 75 кг 13 Рыболовные снасти 0,6 кг 14 Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 1 кг 15 Теплая одежда и одеяла 50 кг 16 Соль, сахар, специи, набор поливитаминов 2 кг 17 Плетеный нейлоновый канат 150 м 18 Медицинский спирт 10 л Можно дать подсказку: необходимо ориентироваться одновременно на два момента: насколько данные вещи нужны для выживания - и сколько они весят. Есть вещи, нужные мало, но они легкие - и, если вы выкидываете их, вы выигрываете мало. А если вещи достаточно нужные, но очень тяжелые, и если вы выкидываете сейчас их, это поможет вам до Острова долететь. Думайте.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
У вас 7 минут на работу. За это время вы должны найти себе ручку, взять бланк и записать свое решение в первой из трех свободных колонок справа.
Работа 7 минут под музыкальное оформление: свист ветра. И приближающуюся грозу.
ИНСТРУКТАЖ К КОМАНДНОЙ РАБОТЕ
Хорошо это или плохо, но вы в шаре не одни - в шаре вся ваша команда, вся ваша семья, и кроме вашего мнения есть мнения другие. Соответственно, вам надо договориться. Каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается.
* Встаньте те, кто услышал: он может одним своим словом: "Не согласен!" заблокировать любое решение группы? (Встают все.) Спасибо, не забывайте это - сели.
Думать нужно хорошо, но тянуть время смысла нет: по прикидкам, у вас на принятие общего решения - 20 мин. Не уложились в 20 мин. - ваша команда падает в океан и всех съедают голодные акулы. Договорились быстрее - славно, хорошо, у вас останется больше невыкинутых вещей. Условно можно договориться: каждая сэкономленная минута - это одна сохраненная вам вещь.
Закончив работу, вы подведете ее итоги, в частности, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе всех к общегрупповому. Делается это так. У каждого есть его список ранжира, и есть список ранжира общегруппового. По каждому пункту надо посчитать МОДУЛЬ РАЗНОСТИ. То есть если по п. 1 (Каны, кружки...) у Васи ранжир 3 (он решает выкидывать это третьим номером), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна двум (5 - 3 = 2). Если бы у Васи этот пункт был на 5-м месте, а у группы на 2-м, разница была бы "три" (а не минус три, потому что берется всегда модуль разности). Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от общегруппового, и сравнить, чье решение к общегрупповому оказалось ближе - Васино или Петино. И тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым - или кто лучше всех умеет убеждать других. Или кто самый упертый.
Теоретически очень несложно представить себе тактику, когда Вася может быстро "подмять" под себя всю группу. Он просто заявляет: "Друзья! Вот мое решение, и я предлагаю всем принять его. Дело в том, что решение по условию задачи нужно принимать только единогласно, а никаких поправок к своему решению я не приму. Я вполне готов погибнуть, а вы, наверное, хотите жить. И вы останетесь живы только в том случае, если без спору без драки примете решение мое..." Вопрос: считать ли Васю гением общения?
* В реальности длинный разговор о "модуле разности" - это небольшая провокация и обманка. Мотив "утвердить свое мнение" (так сильно работающий в жизни) этим усиливается, и это главное, а будет ли время подсчитывать этот модуль - уже не так важно.
А теперь - прошу всех встать. Оставаясь в своем маленьком кругу, все повернитесь лицом наружу и закройте глаза. Останьтесь наедине сами с собой.
* И пусть будет тишина.
Решите, что сейчас вы будете делать и как вы будете это делать. Что лично вы сумеете предпринять, чтобы ваша команда работала как единый организм, чтобы все было подчинено одной цели - найти самое оптимальное решение. Некоторые команды не начинают работать сразу - они какое-то время используют на то, чтобы настроиться на общую работу и договориться о каких-то общих правилах. Как захотите работать вы?
* Пауза.
За три минуты до окончания времени на работу начнется Музыка. Будьте к этому готовы. Можно работать, и желаю вам выжить!
КОМАНДНАЯ РАБОТА
20 минут командной работы. И пусть ведущий отмечает, за сколько конкретно времени было принято общегрупповое решение.
* Очень часто в группах идет энергичное, но тупое препирательство, в ходе которого никаких решений принять не получается. Тогда ведущему стоит "останавливать ход времени" и вправлять мозги: "Все закрыли глаза. Ход времени остановился, вы просто наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, бушующие волны легко перевернут вашу корзину, и большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А в корзине идут разговоры, и чем больше они идут, тем ниже падает корзина... Интересно, смогут ли все-таки выжить эти люди? И от кого это зависит? ...Время включается снова! Работаем!"
Соответственно тому, насколько быстро семья выработала общее решение, ей объявляется, сколько у нее теперь остается вещей. Обсуждение длилось 19 минут - осталась одна вещь, 18 минут - две вещи, и т.д. - одна выигранная в обсуждении минута стоит одной сбереженной вещи.
* Пусть ведущий не совершает ошибки и не сообщает эту конкретику раньше времени, иначе умные люди в командах ранжируют только самые нужные вещи, а другие - пропускают. А самые-самые умные заявляют, что времени на обсуждение они вообще тратить не будут, а будут выкидывать вещи согласно порядковому номеру в листке, поэтому они задачу решили сразу и поэтому у них остается все...
* Кто уложился до 20 минут, пусть обсудят тему "Моя роль в обсуждении", тему "Что я дал группе?". Может быть, это будет похоже на Психологический Портрет каждого участника обсуждения.
За три минуты - Музыка. После этого: Время! Прошу всех встать! Я поздравляю вас с тем, что вы все остались живы. Аплодисменты! Но будете ли вы рады той жизни, которая вас ждет? У вас осталось вещей: (...)
* Тут стоит разобраться и побить того лидера, чья команда закончила обсуждение последней и осталась практически без вещей.
Какое слово вас топило больше всего? Это было слово: "Нет!" Да или нет? (Да!) А какое слово вас спасало? Слово: "Да!"
БЫВАЛЫЕ ТУРИСТЫ
Игра, в основном, сыграна, то есть пришел этап обсуждения. Если этот этап пропустить, то для участников все происшедшее окажется только увлекательной, но не психологической игрой. Только ПРИКЛЮЧЕНИЕМ, но не УРОКОМ ЖИЗНИ.
Спасибо, все сели в своих командах в тесный круг.
* Вариант: все садятся в один общий круг, а каждая команда - его лепесток.
А теперь каждый поднимает руку к плечу, палец в небо - и думает вот на какой предмет. Среди вас, очевидно, есть люди более опытные, люди знающие, что на самом деле надо выбирать в подобных ситуациях. Возможно, это бывалые Туристы. Сейчас, по моей команде, вы покажете на какого-то человека в группе, включая себя, который, на ваш взгляд, проявил большую мудрость в выборе необходимых вещей.
* - И - раз! (...) Встали те, кто получил наибольшее количество выборов! - Аплодисменты им!
МЕНЕДЖЕРЫ ОТНОШЕНИЙ
А сейчас еще раз руку к плечу, но теперь вы покажете на того человека в группе, который в наибольшей степени способствовал успеху общегруппового обсуждения. Был наилучшим Менеджером Отношений. Помог найти общий язык, стратегию, создал нужный настрой. Тот, кто лучше всех работал на команду в целом.
* - И - раз! (...) Встали те, кто получил наибольшее количество выборов! - Аплодисменты им!
Вопросы этим Менеджерам: "Были ли в обсуждении трудные моменты, какова была атмосфера в группе в эти моменты? Кого бы вы хотели поблагодарить, а кто обсуждению мешал?" Короткие доклады, и, как правило, называют виновников.
МОЯ НЕПРАВОТА И ОШИБКИ
Виновники выходят к Барьеру и имеют 1-2 минуты, чтобы высказаться на тему: "Моя неправота и мои ошибки".
Кто готов говорить первым? Вторым? Третьим? Четвертым? Группа оценивает, насколько они оказываются способными выполнить это задание.
* Как правило, их позиция: "Я тут ни при чем, виноваты такие-то обстоятельства или такие-то люди". Например, было не то настроение, или была дана неполная информация, или была неправильная группа, или что-то еще. Его личная ответственность - отсутствует, он ни в чем не виноват. Как к этому отнестись? Это можно - подчеркнуть, чтобы услышали именно этот момент - все. Над этим можно по-доброму посмеяться, а можно и жарко взгреть - по обстоятельствам.
* Еще вариант: на это задание вызвать человека сильного и толкового, который сможет свободно и ответственно признать свои ошибки, - любопытно, что чем умнее человек, тем он легче и чаще видит и признает свои ошибки. На таком примере хорошо показать, как правильно - ответственно и светло - можно относиться к своим ошибкам, не ругая, а любя себя: "Я совершаю и могу совершать ошибки, но я все равно себя люблю!"
ПРЕДПОЛОЖИМ, ИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ
Этот фрагмент игры ставит очень жесткие вопросы и, если группа в таком режиме работать не может, эту часть игры следует пропустить. Чтобы не было ненужной агрессии и непродуктивных нервных срывов.
Команды собираются в свои микрогруппы, и ведущий в каждую микрогруппу раздает листки со следующей задачей:
Предположим, что:
1. Выкидывание вещей в аварийной ситуации дает возможность долететь до острова, но после падения на необитаемый остров без многих необходимых вещей и на неопределенно долгий срок вероятность выжить для вас невелика. Конкретно - 1 шанс из 10.
2. Попадание на необитаемый остров со всеми необходимыми вещами повышает вероятность выживания. Конкретно - 9 шансов из 10.
3. Спасти все необходимые вещи можно тем, что вы теряете одного человека (он выпрыгивает из шара и гибнет).
Какое вы при этих предположениях примете решение: выкидывать вещи обычным порядком или потерять человека и сохранить вещи для выживания остальных?
Обсуждение.
* Если обсуждение оказывается сложным и логика не доходит, можно посмотреть последствия того или иного решения опытным путем: бросить монетку десять раз и узнать, сколько людей погибло в этот раз. И из-за кого.
Следующий вопрос: Решите, кому разумнее всего выпрыгнуть из шара? Почему?
Обсуждение.
И вопрос последний. Если в вашем шаре народ нерешительный, все боятся принять на себя ответственность и сказать "Кому-то из нас нужно покинуть шар!", как вы отнесетесь к тому, что кто-то из вас:
* выпрыгнет из шара сам?
* выкинет того, кого сочтет правильным?
Обсуждение.
* Это обсуждение, как правило, порождает много трудных чувств, и едва ли правильно стараться, чтобы все быстро пришли к каким-то однозначным и общим решениям. С другой стороны, додумывать ситуацию до конца - полезно, и если кто-то испытывает в этом серьезные проблемы, ему стоит дать задание написать свои размышления дома. Когда запал группового спора проходит и человек имеет возможность подумать над своей позицией, она обычно оказывается более взвешенной.
ВАРИАНТ "В ПЛЕНУ У ДИКАРЕЙ"
Этот этюд можно запустить так: все собрались в микрогруппах своих воздушных шаров и по итогам прошедшей игры каждому предлагается показать на кого-либо, в отношении которого у него возникало желание, чтобы он в обсуждении не мешал.
* Как правило, показывают на кого-либо - все. Во многих группах школьников это даже не просто желание, это прямые и открытые призывы, звучавшие в игре: "Давайте выбросим его, чтобы не спорил!"
Развернулись в общий круг, обсуждение.
Вопрос: "Кем был, каким виделся вам человек, в отношении которого у вас возникали такие желания?" - Помеха, противник. Но если по отношению к противнику в ситуации обсуждения, дискуссии у вас было только желание выкинуть его из обсуждения, то какие желания будут к противнику в ситуации реальной опасности? Вы - перед лицом смерти, вы хотите спасти себя и своих друзей, но на пути у вас помеха и противник? Желание? Помеху и противника - уничтожить!
Большинство соглашается, что цивилизованное "желание, чтобы человек в обсуждении не мешал" в ситуации реальной опасности превращается в "желание стереть врага с лица земли"...
* К сожалению, это реалистично.
Вводная к основному заданию:
Итак, вы удачно приземлились на остров, все живы и здоровы. Но вдруг вас окружили местные островитяне, отобрали оружие и посадили всех в глубокую земляную яму, установив надежную охрану. И Вождь племени сказал:
- Чужаки, вам будет дарована жизнь, вам будут предоставлены все права, какие имеет любой из нас, но вы должны выполнить одно условие. Вам нужно выбрать одного из своих товарищей, кого вы добровольно отдадите нам на рассвете, чтобы он стал жертвенным приношением нашим богам. Отдадите добровольно одного - все остальные будут жить, построим им жилище, мужчинам дадим женщин, женщинам - мужчин, будут иметь право голоса наравне с нами и т.д. Не отдадите - умрете все!
Дается время на решение, и каждая микрогруппа в своем кругу решает этот драматический вопрос. Естественно, каждая группа отдавать никого не хочет, и люди горячо обсуждают различные варианты: ищут добровольцев, мечут жребий, предлагают побег и др.
Это обсуждение всегда можно прервать неожиданным образом, дав новую реплику со стороны Вождя племени:
- Мы вас отпустим с Богом, если вы объясните, почему вы сейчас защищаете всех, а полчаса назад сами хотели от кого-то из своих избавиться?
Обсуждение уже этого вопроса в общем кругу дает возможность задуматься об ответственности за наши импульсивные реакции и о том, почему человека, думающего по-другому, мы так легко воспринимаем как помеху и противника.
Необитаемый Остров
При правильном настрое эта игра может быть большой и может дать очень много. Она может:
* продиагностировать взаимоотношения между членами команды, выявить лидеров, симпатии и антипатии;
* выявить личностные качества игроков, обычно скрытые в повседневных контактах (мужество и мудрость, жестокость и безответственность, творческое начало и упрямство, бодрость духа и неожиданное занудство);
* наглядно показать, как строятся (придумываются) законы человеческого общества, что в них случайного, а что - рождено требованиями самой жизни;
* познакомить с реалиями совершенно взрослой жизни.
Игра может запускаться и самостоятельно, но вживание в нее происходит быстрее и лучше, если она идет как продолжение игры "Катастрофа на воздушном шаре". Что касается численности игроков, то оптимальный состав группы (команды) от 7 до 15 человек. У нас обычно играют параллельно четыре команды по 7-9 человек (Трудяги, Варвары, Мудрецы и Гуманисты).
ВВОДНАЯ
Стоим в общем кругу. Вводная: В прошлый раз у вас было трудное путешествие на воздушном шаре,
* Дождь, гроза, удар молнии.
и с некоторыми потерями вы все-таки долетели до Острова. Должен сообщить вам, что этот Остров - действительно Необитаемый.
* Музыкальный фон: крики обезьян и рев льва.
Что это для вас: Ура или Увы? - реагируем аплодисментами (если Ура!) и топотом (если Увы). (Топот и аплодисменты.) В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Что будет через 20 лет, неизвестно. (Ура? Увы?)
* Если не у всех Ура... А какое чувство вы хотели бы иметь? Ура? Так давайте его делать! Ура, общие аплодисменты! Все ситуации делятся на две группы: классные и интересные. У вас так?
Все встали в общий круг правильно: мальчики-девочки. Сейчас общие свободные встречи, где каждый может встретиться с каждым и каждой и выразить свои чувства по поводу начала долгой жизни на необитаемом острове. Пожалуйста!
* Музыка, встречи.
ОСТРОВА: ЛИЧНЫЙ ВЫБОР
Стоим в общем кругу. Даю 1 минуту, чтобы в четырех углах встали четыре круга по 11 стульев, а все снова встали вокруг них в один общий круг! (...)
Количество кругов, в зависимости от числа участников группы, может меняться.
Это будут ваши Острова, по номерам 1, 2, 3 и 4 (указать). Острова неравноценны. Лучше всех пригоден для выживания - Остров №1, райский: на нем богатый животный и растительный мир, мягкий теплый климат, зимы практически нет. Общиной на таком острове жить легче, но реалистично выживать и в одиночку. На Острове №2 тоже богатый животный и растительный мир, но много ядовитых растений и хищников и бывают пусть недолгие, но холодные зимы. В одиночку выживать - рискованно. Третий Остров - так себе, а хуже всех - Остров №4, адский: бедная растительность, хищники и змеи, холодные ветра, суровые зимы, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. Соответственно, в одиночку выживать практически нереально.
Каждый остров привлекателен по-своему, и на каждый будет кто-то стремиться. И куда-то - будете стремиться вы. Куда?
ЗАСЕЛЕНИЕ ОСТРОВОВ
Задание: каждый пусть отвернется лицом наружу и подумает, на каком острове он выбрал бы жить. Подумали, выбрали. Но - почему выбрали? Зачем выбрали? Подумали, разобрались.
* Под звуки "Жизнь Джунглей".
Чтобы реализовать свой выбор, вы, когда я скажу, выйдете из комнаты и за дверью сделаете уже свой свободный выбор. А именно, выйдя за дверь, вы собираете себе команду и решаете, на каком Острове вы будете жить. За дверью вы можете переговариваться только с членами своей команды и нельзя вести переговоры с другими. Как определились, заходите снова в комнату и садитесь. Или не садитесь, а становитесь возле соответствующих стульев. Что это значит? Если вы стоите, вы тем самым говорите: "Готовы к переговорам", если вы сели: "Мы решение приняли, переговоры уже бесполезны". Поэтому, кстати, если вы зашли в комнату, вы можете столкнуться с тем, что ваш остров уже кем-то занят.
Продумали свое решение. Итак...
Действия и заселения Островов.
* Под музыку.
МОТИВЫ
Вы сели так, как вы сели. Это факт, но в нем надо разобраться. Какие могут быть мотивы выборов в данной ситуации, кто как полагает? И не важно, умные они или нет, добрые или нет, какие они могли быть самые реальные?
* Высказывания, обобщение:
Рассаживаться можно, заботясь о себе, а можно - заботясь о справедливости. Обо всех. Но - заботиться о себе как? Но - заботиться обо всех по какому принципу справедливости?
Заботиться о себе можно по разному:
1. Где я больше отдохну? (иду в Рай),
2. Где я больше научусь? (иду в Ад),
3. Где я больше развлекусь? (в зависимости от любимых развлечений - то ли в Ад пощекотать себя острыми ощущениями и поиграть со смертью, то ли в Рай побалдеть).
Заботиться обо всех также можно по-разному. Сядьте по принципу:
1. Сильных туда, где трудно (Ад), Слабым - где легче (Рай), но может быть, дать им помощника.
2. В Рай идут те, кто это заработал (Сильные и достойные), в Ад лентяи.
* На этой пересадке можно и остановиться, она и останется в игре. Но обратить внимание на демографический состав: если в результате их перемещений где-то много мужчин без девушек, а рядом много девушек без мужчин - о чем они думали?! И быстро скорректировать.
Одна из разумных установок: все ситуации делятся только на две разновидности: на Приятные и Полезные. Или вы попали на классный остров, где можно отдохнуть и расслабиться, или вы попали на трудный остров, где можно многому важному научиться. И то и другое хорошо по-своему, и с этой точки зрения плохих ситуаций - нет.
* Обратить внимание на демографический состав: если в результате перемещений где-то много мужчин без девушек, а рядом много девушек без мужчин - о чем они думали?! И быстро скорректировать.
ТАНЕЦ ДИКАРЕЙ
Чтобы на Необитаемом острове выжить, нужно быть физически бодрым и здоровым, как дикари. И таким же физически раскованным. Соответственно, сейчас мы устраиваем путешествие по Острову. Насколько бодро вы сумеете станцевать под предложенную вам музыку, настолько велик ваш физический потенциал, ваша возможность выжить.
По итогам танца мы выделим самых Дикарей и самых Слабаков.
* Музыка "Дикарский танец" (Pin-Occhio).
ЗНАКОМСТВО С ОСТРОВОМ
Природные особенности вашего острова вы представляете, конкретную карту острова вы тоже получите. У вас есть какие-то вещи: по количеству - соответственно успеху вашего полета на воздушном шаре плюс зажигалка с запасом жидкого газа. А как вы будете строить свою ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ жизнь? Вам будут даваться вопросы, трудные ситуации, вы их обсуждаете и докладываете. Время на обсуждение - как только, так сразу, то есть пока какая-то команда не скажет, что все решено, плюс 2 минуты всем остальным.
ЗАДАНИЕ
Коротко ознакомьтесь с картой Острова. Где вы будете ночевать первое время? А как собираетесь жить потом? С обратной стороны карты нарисуйте план своего будущего жилища.
На острове есть поля мака и конопли, уничтожить их невозможно, соответственно, есть угроза наркомании. Поставите ли вы жесткий запрет на свободные экскурсии в эту сторону?
* 6-10 минут обсуждения под El Condor Pasa.
Доклады, короткое обсуждение. Если где-то говорят о запрете, встает вопрос о свободе личности. Если где-то решают, что у них не будет вообще никаких запретов, ведущий может сыграть свободного человека, который решил запретить всем остальным ходить на маковые поля ("Кто туда пойдет - ноги переломаю!")
Ваши действия в отношении такого свободного человека?
* Высказывания, обоснование.
В связи с этим более общий вопрос:
ОБЩИНА ИЛИ СВОБОДА?
Вы за Общину или Кооперацию Свободных Индивидуальностей? Разница между ними такая:
В Общине нет отдельной личной жизни, жизнь каждого работает на жизнь Общины. В личной собственности только то, что не представляет общественной ценности, а все, что ей ценно и нужно, Община имеет право у вас всегда отобрать.
* Может и не отобрать - но право имеет.
Не нравится в Общине и захотите выйти - ни на что права не имеете, все есть собственность только Общины. Топор вам могут дать, а могут и нет: и самим нужно, и чтобы не поощрять недовольные выходки.
Если так решит Община, все будут вставать рано и работать много, и твое личное несогласие может никого не волновать - ты, как член Общины, это делать просто обязан. Но ты заболел - о тебе позаботятся обязательно. Потому что ты - член Общины.
Правила, принятые в Общине, все обязательны для всех, а не когда тебе хочется, и за нарушение их ты можешь быть по закону наказан. Тебе могут разрешить исключение из правил, но тебе надо об этом договориться. А не договорился - будешь как все.
Другой режим жизни - Кооперация Свободных Индивидуальностей. Каждый живет сам по себе, захотели - объединились, захотели - свое забрали и разошлись. Никто никому ничего не должен. Ваше у вас никто не отберет, но никто и не обязан о вас заботиться. Хотите - работаете, хотите - халявите, за все отвечаете только перед самим собой. Правила общие для всех только те, о которых все договорились. А не договорились - каждый живет по своим правилам.
* Обсуждение 10 мин.
МНЕНИЕ ВЕДУЩЕГО
Община общине рознь. Община изначальная (Община №1), община из-за необходимости выживать - держится на принуждении, но это оправдано, потому что люди разные, а выжить нужно всем.
* Мы защищаем крепость, а один из нас, свободный человек, решил, что лучше крепость сдать - и откроет ворота. Так?
Если обстоятельства становятся чуть полегче и выжить может каждый отдельно, то все мало-мальски думающие из такой общины быстрее бегут на волю. На воле - отдышались, пришли в себя, организовали Кооперативы Свободных Индивидуальностей и живут каждый сам по себе, как-то взаимодействуя. Но постепенно самые умные из свободных начинают думать снова: мы все разные, но это значит, что среди нас есть те, которым я могу доверять так же, как себе, которые ищут то же, что и я, с которыми мне лучше быть действительно вместе, а не только рядом. И у кого-то с кем-то начинает формироваться Община свободного союза (Община №2), основанная уже не на принуждении, а на свободном и радостном выборе. Я хочу быть вместе с этими людьми, потому что это лучше мне и это лучше им.
* Община - это более экономически выгодная форма жизни, но с мудрым руководителем и близкими тебе людьми это радость, а с дураком сверху и чужими людьми рядом - это тюрьма.
Если вы не доверяете друг другу, вы выберете Общину №1 (когда тяжко) или Кооперацию Свободных Индивидуальностей (когда полегче). Если вы верите друг другу, вы будете строить Общину №2.
Есть ли аналогии этому - в семейной жизни?
* Коротко - мнения из круга. Семья на страхе и дисциплине. Семья на независимости каждого. Семья как союз верящих друг в друга людей.
УСТРОЙСТВО СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
У вас 5 минут, чтобы договориться о том, как вы будете строить свою личную, семейную и сексуальную жизнь. Через 5 минут будет музыка, и ваша команда будет танцевать. Танец в одиночку означает, что человек собирается жить отдельно, пары не создавая. Если вы танцуете в паре с кем-то - вы живете с этим человеком.
* Танцуете на расстоянии - хозяйственная ячейка, танцуете в контакте - вы дружите. Чем ближе между вами расстояние, тем ближе и интимнее у вас отношения.
Если вы решаете, что будете жить семьей только с одним человеком, вы обнимаете друг друга тесно и ни на кого более не смотрите. Если допускаете смену партнера - машете интересным вам людям рукой. Если ваш партнер машет кому-то рукой, вы можете показать ему кулак, или закрыть себе глаза, или погладить его по головке.
* Смысл понятен.
Если вы допускаете вариант шведской семьи, то вы начинаете танец общим кругом, потом быстро разбиваетесь на пары (конкретная ночь), меняете пары - кто с кем, и заканчиваете танец снова общим кругом.
Обсуждение-подготовка 5 минут, потом показательные танцы каждой общины по очереди.
* Точнее, танцуют две общины сразу, а две в качестве зрителей. Besame Musho. Потом смена состава. Lambada.
Обсуждение.
ПОЖЕЛАНИЯ ДРУГ ДРУГУ
Все сели в тесные круги, взялись за руки. Сегодня мы будем жить на Необитаемом острове и как-то выживать.
* Музыка. Dolphin.
Посмотрите на людей, которые вас окружают. Чего вы ожидаете от них? Кто будет для вас - радостью, а кто - нагрузкой? Как вы думаете, как у вас сегодня сложатся отношения с этими людьми? Кто вас здесь ценит? Кто будет использовать? С кем у вас возможны конфликты? Как вы чувствуете, сможет ли ваша команда быть цельной и дружной? Что готовы для этого дать вы? Какие у вас есть обращения и пожелания к вашей команде в целом и к кому-то конкретно?
* 2 минуты пожеланий.
ВИЖУ ПЬЯНИЦУ
Представьте, что люди вокруг вас выпили: какими они стали? Указывайте руками, как вы думаете: кто пьянеет легко? А кто держится долго? Как вы думаете, кто сейчас не пьет совсем? У кого лицо от алкоголя расслабляется, краснеет? А у кого поджимается и бледнеет? Кто от выпитого быстро засыпает? Кто становится очень раскрепощенным? У кого раскрепощенность переходит в буйное веселье? буйную агрессию? А кто опускается в депрессию?
Конкретно: На острове растет конопля и мак. Допускаете ли вы, что один из вас может стать наркоманом? Кто?
* Указывают.
КРАЙНИЕ МЕРЫ
Ведущий дает следующее задание (можно зачитать и коротко пояснить):
1. Так случилось - один из вас увлекся (или одна из вас увлеклась) травкой. Вы этого долго не замечали, а когда обнаружили, уже поздно: человек потерял человеческий облик и совесть, не работает, когда не кормят - ворует, и есть опасность, что приохотит к маку других. Прогоняли - приходит и мстит. Тюрьма - хлопотно и дорого. Сослать на соседний островок - погибнет от голода. Что решите?
2. Так случилось, что один из ваших мужчин вошел в серьезные разногласия с Общиной и отделился, решив проблему топоров и прочего просто тем, что стащил все, что ему нужно. К сожалению, дальше дело пошло еще хуже, конфликт разросся до микровойны, был уже поджог и попытка изнасилования. Что решите?
* Может ли ваша Община принять решение, что кого-то можно (или надо) убить? Кто это сделает?
Очень живое и трудное обсуждение где-то минут 15-20.
* Можно под звуки Джунглей.
Оно может идти бесконечно, поэтому, скорее всего, ведущему его стоит прервать и переключить группу - нет, пока не на доклады по итогам, а на
АГРЕССОРЫ, АБСТРАКТНЫЕ ГУМАНИСТЫ И ГАРМОНИСТЫ
Собрались амфитеатром, слово ведущего:
* Очень хорошо, если Основные Понятия ведущий крупно пишет на доске или ватмане.
По способам решения проблем люди делятся на две крайности - на Агрессоров и Абстрактных Гуманистов. Первые чуть что - за винтовку, вторые винтовку в руки не берут вообще или берут слишком поздно. И те и другие - не правы. Мудрость Гармониста - посередине.
Кто, зная свои особенности, встанет - для него бывает характерно поведение Агрессора? (...) Кто бывает Абстрактным Гуманистом? (кстати, бывают те же люди). А кто, как правило, Мудрый Гармонист?
СТРАУСЫ, ПРОВОКАТОРЫ ПРОБЛЕМ И ПОЗИТИВНЫЕ РЕАЛИСТЫ
Есть и другие различия между людьми в отношении к трудностям и конфликтам.
Некоторые люди боятся проблем, конфликтов - и убегают от них. Их ставишь перед возможной проблемой, а они ее не решают, заявляя: "У нас, в нашей жизни, в нашей Общине, такого никогда не будет!" Откуда такая уверенность?.. Такой человек - СТРАУС, который прячет голову в песок. Есть и другие люди. Они тоже боятся проблем и конфликтов, но выражается это в том, что они только их и видят, только ими и занимаются. Они готовы в каждом члене своей Общины увидеть источник проблем, и заранее настроены именно на Худшее.
* У него во взгляде сквозит: "Ты окажешься стервой!" - И Женщина действительно начинает ощущать себя стервой...
Такой человек - ПРОВОКАТОР ПРОБЛЕМ. Кто в себе знает черты Страуса? Провокатора проблем?
А как правильно?
* Пусть аудитория задумается. Может быть, кто-то даст толковые ответы.
А должна быть - готовность к Худшему, но жизнь в ощущении Лучшего. Любую проблему великолепно видеть заранее, чтобы она просчитывалась без труда, и даже если нет ее хорошего решения, чтобы было просто понятно, что мы сделать можем, а что - нет. Но жить при этом, будучи уверенным, что люди вокруг тебя будут такими же порядочными, как и ты сам.
БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ХУДШЕМУ, НО ЖИВИТЕ В ОЩУЩЕНИИ ЛУЧШЕГО Кто поднимет руки, заявляя, что он, как правило, живет именно таким образом? (...) Аплодисменты!
А вот теперь:
ДОКЛАДЫ И ОБСУЖДЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕННЫХ КРАЙНИХ МЕР
Доклады.
Размышления ведущего:
1. Наркоманов и пьяниц порождает безразличие и попустительство. Если ты живешь и знаешь, что ты мало кому нужен, чувствуешь, что тебя не любят, видишь, что о тебе не заботятся, - тогда хочется напиться.
* Напиваются не все, но повод напиться - уже точно есть.
Если же ты напился, то практически любая реакция дальше уже тупиковая. Отношение "Ну и валяйся, как скотина, хоть на улице, хоть дома" - это продолжение безразличия. Отношение "Пожалеть" - это разрешение ему пить дальше, после чего мы тащим алкоголиков на себе по жизни, чему они очень рады, параллельно губя жизнь нам, себе и детям.
Заботиться надо тогда, когда человек живет здоровой, красивой жизнью, хотя бы просто нормальной - не воспринимай это как должное, а помоги ему расцвести.
2. О цене гуманизма. Гуманистом быть приятно, но дело это дорогое и - за чей счет? Если мы оказываемся гуманистами ради дряни за счет лучших людей, то хорошо ли это? Ради алкоголика за счет детей и счастья многих других людей, пока не алкоголиков?
Как в анекдоте от Карла Витакера:
Хозяйка всей душой любила двух бесконечно дорогих ей цыплят. И, когда один из них заболел, она убила другого, чтобы приготовить больному бульон.