<< Пред.           стр. 16 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 А теперь вопрос главный: а что будет, если они играют в Амилькара и босс сегодня - он?
 - Любимая, я хочу видеть тебя сегодня в этом очаровательном платье!
 - Да, милый, твой подарок мне очень дорог!
 * И все, даже скучно как-то. Была ситуация - нет ситуации. Все решается сразу.
 Что, собственно, и предлагается: порешать ситуации "как люди" и сравнить с тем, как это было бы в семье мсье Амилькара. Иногда такое сравнение пробуждает любопытные размышления. И иногда даже начинает казаться, что, может быть, стоит попробовать так пожить?
 * Не "как люди", а с пониманием и любовью. Как в сказке.
 Так или иначе, начинаем:
 ТЕАТР
 Воскресный день, муж Вася решил сделать своей жене Маше подарок, купил билеты в Ленком, и вот за обедом встал вопрос - что одеть? Вася хочет, чтобы Маша одела мини, она хочет макси.
 * Как Васе добиться (в обычной жизни), чтобы Маша одела его подарок - очень сексуальное мини-платье, если Маша упирается? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - он?
 Звонок, Васю очень просит зайти друг Петя подправить одну мелочь на его компьютере. Вася смотрит на часы и говорит: "Хорошо, зайду", а Маша говорит: "Ты что, мы опоздаем! И вообще - сегодняшний вечер мой, ты обещал мне его подарить!"
 * Как Маше добиться (в обычной жизни), чтобы Вася перезвонил Пете и сказал, что он зайдет к нему завтра? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - она?
 Вася тем не менее сказал, что будет у памятника Пушкину в 18.30 ждать Машу и направился к Пете, а Маша похрюкала на Васю, попила чаю и вот в 18.30 стоит у памятника: Пушкин есть, дождик, ветер и холодрыга есть, Васи нету. Вася приходит с опозданием на 15 минут, замерзшая Маша выливает на него все свои очень горячие чувства.
 * Как Васе прекратить этот поток (в обычной жизни)? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - он?
 Вася и Маша направляются к Ленкому, Маша лезет в сумочку за билетами и обнаруживает, что билеты вместе с деньгами она забыла дома. Вася высказывает ей все, что он о ней думает, и вообще грубит.
 * Как Маше изменить поведение Васи (в обычной жизни)? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - она?
 ВЕЧЕРИНКА
 Вася и Маша решили пойти куда-нибудь к друзьям. Позвонили, узнали, где тусуется народ, и попали на классную веселую вечеринку. Попили там чаю и сухого, на душе у всех очень потеплело, хорошо потанцевали, и после одного из танцев на колени Васи присела очень веселая девушка Анечка, которую Вася, несмотря на поджатые губы Маши, сгонять не стал. Тогда Маша вспыхнула и, отозвав Васю, рассказала ему, какой он кобель.
 * Как Васе побеседовать с Машей (в обычной жизни)? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - он?
 Вася перед Машей извиняться не стал, а взял бутылку водки и стал ее целенаправленно выпивать.
 * Как Маше это дело прекратить (в обычной жизни), когда Вася хочет выпить? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - она?
 Вернувшись домой, они помирились и очень любили друг друга. На следующий день, в понедельник вечером, Маша очень без Васи скучала и очень его ждала, но он куда-то пропал. И с работы не идет, и не звонит. Маша изволновалась, не знала что и думать, а Вася заявился только полвторого ночи. Он был у Пети, у которого снова грохнулся компьютер. Маша с красными глазами высказала Васе все, что она про него думает.
 * Как Васе на это реагировать (в обычной жизни)? А если они играют в Амилькара и босс сегодня - он?
 На этом "Театр" завершился и "Вечеринка" закончилась. Каковы были итоги этой небольшой игры?
 Народ, конечно, наигрался в свое удовольствие, попрепирались и попинались от души, и первые отзывы были, по сути, продолжением семейных пихалок. Ребята начинали: "Ну нельзя же быть такими упертыми, как эта Маша!", в ответ на это девушки катили: "А сами-то?!", после чего от мужчин ехала отходная ворчалка: "Ну и как с ними разговаривать?"
 * "С ними" - наверное, имелось в виду "с любимыми людьми".
 Отсюда где-то на час вышли ролевые игры в режиме демонстрационки, где стили разрешения этих конфликтных (ну, трудных) ситуаций показывал я. При почти полной непредсказуемости конкретного сюжета все вышло удачно, мне удалось обойти почти все подводные камни и практически каждый раз договориться и с учебным Васей (в роли Маши) и с Машей в роли себя - короче, игра вышла поучительной и всем все очень понравилось. И тем более неожиданной была эмоциональная реакция Андрея, который объявил, что это все, конечно, здорово, но ему весь этот высший пилотаж не нужен, он человек простой, не профессиональный психолог, и вместо подбора нужных слов и интонаций он лучше поступит как мсье Амилькар. То есть как нормальный бизнесмен.
 На следующий день на доске объявлений Клуба появилось нечто, привлекшее всеобщее внимание:
 
 
 ЖЕНА
 
 как основное
 место работы
 
 Молодой бизнесмен
 рассматривает вакансии
 на должность жены
 (на постоянную работу).
 
 
 Требования высокие,
 зарплата ориентировочно $ 200.
 
 Время работы, условия и требования обговариваются. Предусматривается учеба по повышению профессиональной квалификации.
 
 
 Тел. XXX-XX-XX, Андрей.
 
 Администратор был в курсе и давал пояснения: все на полном серьезе, будет запись в трудовой книжке, идет стаж, налоги платятся. Мужские кандидатуры не рассматриваются.
 Объявление висело в Клубе две недели, после чего исчезло, а Андрей стал ходить довольным. Отчеты по результатам эксперимента предоставить обещал. Я их с нетерпением жду.
 
 Да, но ведь это было уже позже. А чем завершилось то наше занятие?
 Оно еще продолжалось. Были обсуждены различные сценарии (что, действительно, близким людям можно делать друг рядом с другом?), детально поработали с болевыми точками во взаимоотношениях (теми очень личными моментами, когда слова и поступки близкого человека делают нам больно), с точками возможного счастья (с еще более личными картинками и сценариями, осуществление которых дает понимание: "Вот оно, счастье!"), но вот закончилась и эта, очень нужная, работа. Все встали. Образовали красивый общий круг, зазвучала тихая музыка, и стало тихо. Последние вопросы от ведущего: "Кто из этих людей мог бы стать мне очень близким человеком? Буду ли я ждать, пока он сам подойдет ко мне, или подойду к нему сам?"
 Музыка зазвучала громче, быстрые взгляды еще раз оценили ситуацию, и - люди пошли навстречу друг другу.
 Люди пошли навстречу друг другу.
 Пожелаем им счастья!
 
 ПО ДОРОГЕ К СОЛНЕЧНОМУ ДОМУ
 Синтон - взрослеет.
 Его стали замечать, что оказалось не всегда только приятным. Например, как-то на имя директора Дома молодежи, где давно уже работает Синтон, пришло сердитое письмо на официальном бланке Центра по реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова со следующим текстом:
 "Из обращений общественности Москвы нам стало известно, что в руководимом Вами Доме молодежи "Сокольники" располагается и активно действует Клуб практической психологии "Синтон".
 Сообщаем Вам, что, исходя из анализа литературы, распространяемой этим центром, его методик и заявлений бывших последователей этой системы, специалисты Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий классифицировали "Синтон" как деструктивную религиозную организацию оккультно-мистического характера с элементами сатанизма. Все заявления, какими бы красивыми демагогическими фразами они не прикрывались, о том, что это всего лишь "Клуб практической психологии", не более чем прикрытие этой религиозной секты для обманчивого вовлечения к себе неофитов".
 Далее Козлов более подробно обзывается экстрасенсом, оккультистом и гомосексуалистом51.
 * Признаюсь: не умею, не люблю, не принадлежу.
 Впрочем, при личном знакомстве руководитель Центра батюшка Олег Стеняев был мягок, сказал, что с Синтоном он вообще-то не знаком, но психологов вообще не любит, потому что душа - дело Божье.
 Можно грустить, что ваш Клуб могут обозвать сектой потому, что вы в Клубе постелили ковры и предлагаете народу ходить не в обуви, а в тапках или босиком. Или еще потому, что в правилах Клуба - не приносить на чай вредные продукты (колбасу, соль и сахар).
 * Секта, да?
 Коллеги, внешняя критика вашей работы далеко не всегда заслуживает серьезного внимания. На мой взгляд, важнее самые трудные вопросы задавать себе самому: что ты делаешь на самом деле? Что остается после твоей работы? К чему ты стремишься, что в твоем развитии окажется стержнем и главной линией?
 Эти свои мысли - и тревоги - я и хотел бы обсудить. Представить, как я их вижу, перспективы развития Синтона и его духовное напряжение.
 Чем Синтон является, а чем - нет
 Куда летишь ты, Синтон?
 Птица-тройка беспокоится
 Маленькие детки - маленькие бедки, а Синтон - уже большой. Сейчас по России работает много людей, желающих называть свои клубы "Синтоном", однако, похоже, их произведения часто оказываются, очевидно, чем-то другим: чем-то интересным и нужным, но - не Синтоном.
 * Хороший психологический клуб - но, очевидно, не Синтон. А этот и вовсе не хорош, а Синтон на вывеске красуется. Хорошо? Не очень.
 Но тогда, чтобы говорить обо всем этом определеннее, нужно нам самим определить: а что это такое - Синтон? Чем Синтон является, а что - уже не Синтон?
 Синтон как общественная организация
 Синтон - это не коммерческое предприятие.
 Деньги Синтону нужны, заработок для ведущих - важен, но деньги нужны не только нам, но и тем, с кем мы работаем. Синтон создается не для того, чтобы деньги у людей отбирать, пусть он работает так, чтобы деньги у людей, приходящих в него, появлялись. Хороший бизнес для Синтона - важен, но содержание работы - важнее.
 Одно из очевидных следствий этого -
 Синтон не привязывает.
 Все коммерчески ориентированные структуры заинтересованы, чтобы их клиенты оставались их клиентами всегда. Синтон же заинтересован в том, чтобы человек прошел Синтон самым внимательным образом, взял его себе в душу - навсегда! - и пошел по жизни уже дальше вполне самостоятельно.
 * Что не исключает разумности, уйдя из Синтона, время от время в Синтон возвращаться и Синтоном подпитываться.
 Синтон - это не клуб знакомств.
 Мальчикам нужны девочки, девочкам нужны мальчики, и в Клубе они находят друг друга. Все нормально. Атмосфера Клуба предрасполагает к открытости, клубный контингент гарантирует, что здесь люди более-менее приличные, а тренинги строятся так, что не найти друг друга просто трудно. В результате пары складываются, все довольны, и Клубу - спасибо.
 * Только на одном этом можно зарабатывать хорошие деньги.
 Но не это - цель Клуба, и ведущий группы - не сводник. Синтон будет учить людей быть открытыми и разбираться в людях, Синтон будет заботиться, чтобы люди в нем были порядочные, Синтон будет на многих занятиях создавать эротичную атмосферу - но не для создания пар и гуляйте дальше, а для того, чтобы человек рос и взрослел. Учился на поле человеческих взаимоотношений становиться человеком.
 Синтон не досуговое (развлекательное) учреждение, а школа жизни.
 Люди будут платить за хорошо (ярко, весело и легко) проведенное время, тем более если от этого была еще и какая-то польза. Но это - не путь Синтона. Синтон - не развлекаловка, не способ заполнения досуга.
 * Да, люди в Синтоне хорошо провели время, но результат, кроме кайфа? Каков твердый, остающийся для жизни, остаток?
 Синтон должен учить, и результат этой учебы - душевная и духовная культура. Философия жизни, выбранная осознанно и дающая человеку свободу и высокие нравственные ориентиры.
 * Однако, если эту школу жизни мы сможем делать более ярко и привлекательно, чем налетает на человека уличная развлекаловка, то - ура!
 Синтон - не сфера обслуживания, а "воспитательное учреждение".
 Без богатого душевного инструментария сделаешь в жизни мало, но задача Синтона - не только дать набор душевных инструментов, но и поставить человеку духовный, нравственный стержень.
 * Позиция: "Мое дело дать вам инструменты, а что вы будете с ними делать - выбор ваш", для Синтона эта позиция неправильна. Дать только инструменты умному - мало, он достоин большего, а вооружать дурака - вообще не дело.
 Синтон со вниманием относится к тому, что люди хотят от Синтона, но Синтон хорошо знает и то, что он хочет от людей. Синтон - воспитывает, и если есть возможность сменить человеку ценности на более высокие - Синтон это делать должен. У Синтона - активная нравственная направленность.
 Синтон как философия
 Синтон - это не метафизика.
 Синтону совершенно неинтересны лекции об устройстве мира, будь то мир бизнеса или мир тонких энергий, тем более он не вступает в спор по этим предметам и не увлекает людей этим бесплодным трепом.
 * Девять или двенадцать чакр у человека и как они правильно называются - какая лично вам разница? Эта жизнь единственная или очередная в веренице - что вам за дело, если вы хотите прожить свою сегодняшнюю жизнь наилучшим образом?
 Синтон интересуется устройством мира лишь в том объеме, который необходим для разумного и эффективного в нем действования.
 Синтон - это не религия и не эзотерика.
 Синтон не интересуется кармой и другими высшими силами, не собирается решать, добрые они или нет, любит нас Бог или Вселенная или наказывает, и ни на какие высшие силы полагаться не призывает. В Синтоне полагают, что Бог человеку - он сам, вселенная за человека ничего не решит, миссию ему не подарит, и единственный, кто решит (или умножит) человеку его проблемы, - это также он сам.
 Синтон - это провозглашение ценности Свободы.
 Если ноги ведут человека не туда, а руки берут не свое - это прискорбно, но если для предупреждения этого человеку отрубить (ну ладно, связать) руки и ноги, человека просто не станет: он станет обрубком или мумией.
 * Что в результате обычного воспитания, как правило, и происходит.
 И когда такой человек приходит в Синтон, Синтон его перевоспитывает, перевоспитывает - к свободе. Это первая задача Синтона - дать человеку свободу, дать возможность видеть богатства и выборы этого мира, научить его брать из жизни то, что решает он сам. Самому вести себя по жизни.
 Синтон - не узда, а освобождение. Но -
 Синтон - это не индивидуализм и не философия самоактуализации.
 Синтон знает, что рядом с нами - тоже люди, и жизнь твоя не ценнее других только потому, что она - твоя. Самоактуализация - прекрасно, но мало. Сделай не только свою жизнь, но и жизнь вокруг себя.
 * Вот, например, человек говорит (по сути, цитируя Сенеку): "Что думать о смерти? Пока я жив - смерти нет, я умер - смерть мне не страшна". Все верно, но только с позиции "Я". А если вспомнить, что ты живешь в окружении других людей, то тогда твоя жизнь (или смерть) касается уже не только тебя. Тогда это - не только твой вопрос.
 Синтон работает в сфере нравственности, и его элементарная забота - чтобы из него выходили люди более порядочные и ответственные, чем в него пришли.
 Философия самоактуализации как путь к личностной свободе и полному самовыражению Синтону близка, но для нас это только средство, ступенька, а не цель и не высшая ценность. Для чего ты будешь свободным и богатым, куда ты направишь свою свободу и энергию?
 Синтон - это не свобода ОТ, это - свобода ДЛЯ.
 Свобода для того, чтобы жизнь вокруг нас расцветала, а не гибла, чтобы люди не гнили, а становились богаче - материально, душевно и духовно.
 Синтон - это ценность жизни как жизни Человеческой.
 Синтон полагает, что человеку жить как здоровое животное - естественно и нормально, но есть цели и способы жизни выше - человеку жить как Человек. Заботиться не только о себе и своей стае, но и о других достойных людях. Творить, а не просто потреблять; дарить, а не отбирать; строить, а не разрушать.
 Синтон как психологическое направление
 Синтон - это не целительство и не психотерапия.
 Людей слабых и больных, с психосоматическими и серьезными душевными проблемами - много. Эти люди действительно нуждаются в квалифицированной медицинской и психотерапевтической помощи, но это не совсем наш контингент. И если мы будем концентрированно собирать в Синтоне людей таких, Синтон скоро превратится из Синтона в душевную лечебницу. Основной контингент Синтона - это душевно здоровые (насколько это реально) люди, и именно они создают синтоновскую среду.
 * В которой тогда могут с пользой оказываться и люди, нуждающиеся в серьезной душевной помощи и поддержке.
 Что касается психотерапии, то как рабочий момент, как средство - терапия по ходу необходима и возможна, но психотерапия в Синтоне не может и не должна становиться основным содержанием работы.
 * Тем более, работая с душевными проблемами людей, не учи быть больным и слабым. Если ты центром своей работы делаешь работу с проблемами, ты приучаешь народ: "Если вы хотите, чтобы с вами здесь работали, у вас должны быть проблемы".
 Синтон - это не разведение адаптированных и удобных кроликов.
 Дураков среди приходящих в Синтон много, и если говорить с ними с умным и уверенным видом и читать им, например, наукообразные лекции, они будут вам верить и ходить перед вами (и перед кем вы еще укажете) на задних лапках. И будут далее отучаться думать, хотя, возможно, начнут с вашей помощью жить более к реальности приспособленно.
 * Люди останутся дураками, но станут дураками, к жизни приспособленными.
 Вставить новые верования вместо старых - задача несложная, но малодостойная и не синтоновская. Задача Синтона - отучить человека жить бездумно взятыми от кого-то верованиями и научить человека думать свободно, самостоятельно и серьезно.
 Синтон - это психология личностного роста, но в Синтоне это только первый шаг, а не вершина.
 Синтон заботится, чтобы человек рос и мог в полноте реализовать свои личностные потенции, но не считает это всегда безусловным благом и уж точно не вершиной: неочевидно, что все потенции стоит реализовывать, а что-то стоит развивать не потому, что у тебя есть потенции, а потому, что это нужно тебе, людям и жизни.
 * Развивать в себе нечто просто потому, что это развивается, - это своеобразная форма развлечения, а Человек может делать и нечто большее.
 Синтон - это психология не выживания, а путь строительства Человека.
 У выживания и жизни - разные стратегии.
 Если цель - приспособиться и выжить, то лучше всего выручает эгоизм и верность стае, подавление слабых и унижение перед сильными, манипуляторство и подлость: это нормальная жизнь, точнее, животное существование, всех здоровых животных. Синтон же в выборе между благополучным, но гнилым существованием и трудной (или не трудной, а интересной), но обязательно достойной Человеческой жизнью - выбирает Человеческую жизнь.
 Синтон - использует бессознательное, но предпочитает жить разумом.
 Основная задача бессознательного - задача выживания и приспособления, и разум для существования здорового животного необходим нечасто. Иногда он ему оказывается просто помехой. А вот чтобы строить свою жизнь как человеческую, бессознательного будет уже недостаточно (что не отрицает все равно его полезности): необходимо цельное сознание, четкое мышление, ясный разум и сильная воля.
 Синтон - это ориентация на достаточно длительную и серьезную работу.
 Задача строительства из человека Человека, очевидно, достаточно трудна, и для решения ее Синтон, как правило, ориентируется уже не на разовую помощь, а старается подвигнуть человека на путь строительства себя. Синтон - это не способ лечения заболевшей души. Синтон - это образ жизни.
 Синтон - это путь личностного строительства.
 Как строительство из живого материала, оно предполагает и психотерапию, и личностный рост, но тем не менее настоящая работа Синтона является именно личностным строительством. Люди для Синтона - не высокие заказчики, а личностный материал, из которого Синтон, как мастер, при хорошей работе может сделать что-то стоящее.
 * Это - грустная констатация.
 Естественно, если в Синтон приходит достойный человек, то его заказ в этом и состоит: "Я хочу сделать из себя Человека!" (или еще лучшего Человека), и тогда Синтон и человек оказываются соавторами в деле личностного строительства.
 * Это - приятное, но не слишком частое исключение.
 И что теперь?
 - Пусть расцветают все цветы!
 - Пусть. Но вот здесь у нас будет клумба из лютиков, а лопухи мне не нужны вовсе.
 Вот такие цветики
 Нормально, если реальный Синтон в Москве (Уфе, Екатеринбурге, Питере и пр.) не совсем таков, каким мы описали Синтон в своих к нему требованиях, важно, чтобы Синтон рос именно в этом направлении. Но если мы согласуем наши ориентиры, они реальностью станут быстрее.
 Я думаю, что нормально, если часть групп, проходящих в Синтоне, не является, по сути, синтоновскими. Они людям нужны - значит, пусть они будут. Нельзя допускать только две вещи:
 * чтобы в Синтоне были группы, активно противоречащие философии Синтона (в мире достаточно места, чтобы они жили самостоятельно и, по крайней мере, с Синтоном не конфликтовали), и
 * чтобы не вполне синтоновские, но не противоречащие философии Синтона группы оказывались в Клубе преобладающими. Синтон должен оставаться Синтоном и не терять своего лица.
 Думаю, под этим подпишутся все, кому Синтон как идея дорог.
 
 ***
 Эти размышления вообще-то предназначались в первую очередь для ведущих групп синтоновских клубов, но, опубликованные в синтоновской газете "Местное время", они вызвали бурную дискуссию и среди нормальных членов клуба. В частности, энергично прозвучал и -
 Глас народа в ответ
 АВТОР - ЕВГЕНИЙ БРОДЕЦКИЙ
 В прошлом номере газеты вышла статья Николая Ивановича Козлова "Чем Синтон является, а чем нет". Резонанс, надо сказать, она имела в Синтоне большой. Задела за живое и меня. Со многим согласен, с чем-то не очень, с чем-то категорически не согласен, про что здесь и написал.
 * Уверен, что Н.И. на меня не обидится.
 "Синтон - это не коммерческое предприятие".
 Этот лозунг очень хорошо усвоили некоторые синтоновцы (и таких довольно много), желающие пройти тренинг на халяву. Этот лозунг также легко усваивают администраторы, в обязанности которых входит взимание платы. Нормально?
 Синтон деньги берет, а взамен дает много полезных и интересных вещей. Это честный бизнес, и товар здесь - нужные и полезные знания. "Синтон работает не для того, чтобы деньги у людей отбирать". Классно! Но Синтон и не благотворительная организация. Поэтому деньги с синтоновцев брать не стыдно, если взамен Синтон предлагает что-то действительно дельное.
 И бизнес не перерастет в шарлатанство, пока в Синтоне деньги не главнее содержания работы. Но если в Синтоне содержание главнее денег, то он (Синтон) рискует разориться. Ведь добрых дядей, оплачивающих Синтону накладные расходы, пока не предвидится. Предлагаю паритет: деньги = содержание.
 "Синтон не привязывает".
 Синтон собрал много интересных друг другу людей, и я предлагаю этим дорожить. Конечно, если рассматривать Синтон только как тренинговый центр, то Козлов прав: прошел все необходимые тренинги - уступи место новичку. Но Синтон - это еще и Клуб, а любой клуб предполагает какое-то постоянство членов. На тренингах люди знакомятся, и хотят общаться друг с другом регулярно. Это факт, к которому можно относиться по-разному, но признать надо.
 * А если не предоставлять синтоновцам легальной возможности тусоваться, то они обязательно начнут возвращаться на тренинги, и тренинги плавно начнут перетекать в тусовку.
 "Синтон - не способ заполнения досуга".
 Синтон обязательно есть и будет способом заполнения досуга. Игнорировать стремления людей в Клубе не сможет даже Козлов. А чтобы развлекаловка не мешала серьезной работе, надо просто разделять мероприятия на Клубную жизнь и Клубную работу.
 "Синтон - не сфера обслуживания, а воспитательное учреждение".
 Синтон, не торопись воспитывать. Позиция: "мое дело только дать вам инструменты, а что вы с ними будете делать - ваш выбор" - для Синтона позиция разумная (хотя и недостаточная): умный сообразит и инструменты употребит во благо, а дурак ими и воспользоваться не сумеет.
 * Для полноценной жизни одних инструментов мало, для этого нужно многое другое. И в Синтоне это другое есть! Так что да здравствуют инструменты!
 "Задача Синтона - поставить человеку нравственный стержень".
 Хорошо, но как? Читать мораль: "быть нечестным выгодно, но плохо!"? Этим нас еще в детстве перекормили. А вот подсказки для умного: "быть нечестным невыгодно, а потому плохо!" - этого я в Синтоне пока не встретил.
 * К моему большому сожалению.
 "Синтон - это не индивидуализм и не философия самоактуализации".
 Актуализировать окружающую среду может только личность актуализированная.
 * Например, Козлов Н.И., чтобы не ходить далее.
 Мало того, мои наблюдения показывают, что самоактуализация всегда и неизбежно перерастает границы Я, выливаясь в Мир, как только процесс самоактуализации завершен. Если же человек вместо самоактуализации пытается улучшить Мир, то кроме разрухи он в мир ничего не приносит. Это тоже из моих наблюдений.
 "Синтон - это не разведение удобных и адаптированных кроликов".
 На мой взгляд, умение думать для адаптации в жизни (и уж тем более в обществе) - навык необходимый. Получается, что если в Синтоне будут читать "наукообразные" лекции, отучающие думать (хотя я в Синтоне с этим не сталкивался и не очень понимаю, что Н.И. имел в виду), то такие лекции приведут к дезадаптации слушателей. В Синтоне люди учатся думать "свободно, самостоятельно и серьезно" - как верно заметил Н.И., а это само собой ведет к лучшей адаптации. Как насчет "удобных кроликов" не знаю, но в том, что из Синтона выходят люди, более к жизни приспособленные, я уверен. И ничего плохого в этом не вижу.
 "Синтон - это психология не выживания, а путь строительства Человека". "У выживания и жизни разные стратегии".
 Непонятно такое противопоставление. Выживание - неотъемлемая часть жизни, без выживания не будет и жизни. Конечно, Человеку одного лишь выживания мало. Но что может сделать в жизни Человек, не умеющий выжить? Так что, может, лучше обойтись без брезгливого презрения к умению выживать?
 И последнее: при всей моей любви и уважении к Вам: НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ, МЫ НЕ "СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ", НЕ АСБЕСТ, НЕ ЦЕМЕНТ, НЕ КИРПИЧИ, МЫ - ЛЮДИ!!!
 
 От Автора:
 Вот видите, как синтоновцам хочется быть людьми. Очень приятно!
 
 И тем не менее:
 Клуб и демократия
 Демократия. Демос - народ, кратос - власть: власть народа.
 Демагог. Демос - народ, гог - защищать: защитник народа.
 Симпозиум. Сим - вместе, посиум - лежать. Правильно, древние греки совещались лежа.
 Люблю переводы с греческого!
 Самый первый Устав Клуба Синтон начинался словами:
 "Главным человеком в Клубе является член Клуба. Руководитель Клуба, администрация и прочие ведущие являются уважаемым, но вспомогательным персоналом. Все главные вопросы: что будет в Клубе и как ему жить - решает не руководство, а сами члены Клуба".
 * Вот так.
 Это было то, с чего я начинал. Я вообще был радикальным демократом.
 Например, в начале перестройки, когда на площадях поднимались плакаты "Партия, дай порулить!", я горел Проектом: вот сделать такую специальную голосовательную газету, где собираются все важные вопросы про нашу жизнь. В ней будут обсуждаться все традиционно обсуждаемые важные вопросы: альтернативная служба, льготы депутатам, где строить гаражи и размер пенсии, а самая соль в том, что после всех умных и разных статей про плюсы и минусы в газете есть отрывные талончики: "Я за то" или "Я за это". Оторвать правильный талончик и опустить в почтовый ящик - на это у народа сил хватит, а в результате мы имеем мнение народа по всем вопросам и будем строить жизнь такую, какую хотим мы!!!
 Когда я с воодушевлением сформулировал этот свой проект Валерию Хилтунену (помните его гремевшую на всю Россию публицистику в "Комсомольской правде"?), он отозвался коротко и без всякого энтузиазма: "Именно народ в свое время проголосовал за то, чтобы Сократ выпил чащу с ядом". Я, конечно, возмутился... но стал думать об этом внимательнее.
 Прошли годы. Что думаю я об этом сейчас?
 Сейчас меня мнение народа не интересует. Точнее, это то, за чем надо следить, чтобы делать его таким, каким надо: позиция совершенно такая же, как у любых разумных родителей к своим детям. Мало ли что хотят дети?!
 * "Мам, ну давай посмотрим мультики, а потом поиграем в железную дорогу!" - А мама только пришла с работы, ей еще готовить ужин и сегодня все постирать...
 Когда человек растет, он меняется: меняется и его кругозор, и его ценности. Желания ребенка отличаются от желаний уже подростка, интересы подростка - от интересов вступающего во взрослую жизнь молодого человека, а ценности зрелого взрослого - совсем третьи. Отвечать на то, что интересно сейчас, - это значит, как правило, держать человека на его сегодняшнем уровне.
 Как Л.С.Выготский формулировал закон опережения обучения: "Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития"52, так и я формулирую закон опережения интереса:
 Клуб должен давать то, что будет интересно человеку на его следующем шаге душевного и духовного развития.
 И сегодня меня мало интересует, что в своей массе хочет народ в Клубе, хотя бы потому, что я знаю, что эта масса хочет пока и потому что мне это нравится мало. Если в Клубе будет демократия и по строгой демократической процедуре мы проголосуем за то, что выберет народ (особенно при наличии еще свежих "необработанных" новичков), то Клуб "Синтон" превратится в:
 * Клуб знакомств,
 * Дискуссионный Клуб,
 * Психотерапевтическую Лечебницу и
 * Дискотеку без конца!!!
 Потому что это именно то, что хочет народ53. Потому что дети хотят конфеты и не всегда желают идти в школу.
 * А посуду за собой мыть - так это вообще фигушки!
 Поэтому у нас в Клубе демократии и прочего разврата не будет.
 Естественно, мне по-настоящему интересны мнения и впечатления народа от тех тренингов и занятий, которые они прошли, и чем больше человек взял от Синтона, тем более мне важно его мнение. Потому что Синтон его уже воспитал и поумнел.
 Конечно, я за демократию. Просто что и как должно быть в Синтоне, должны определять люди, воспитанные Синтоном. И тогда -
 Да здравствует демократия воспитанных людей!
 
 Визиты в Дианетику, или
 Великолепное изобретение авторитарного сознания
 Достоинства и недостатки своей работы всегда видишь лучше, знакомясь с работой коллег. Исключительно любопытным и по-доброму поучительным для меня оказалось знакомство с Дианетикой. Гуляя по Центру дианетики и проходя дианетические курсы, я все время думал о Синтоне. И, что самое интересное, много чего, кажется, дельного надумал.
 Но - обо всем по порядку.
 Символ веры
 Лучшие люди на земле - это одиторы. Лучший на свете одитор - это Лафайет Рон Хаббард54.
 То, что знает каждый саентолог
 В дианетику я влюбился почти сразу. После первых же визитов меня туда влекло и тянуло, я ожидал ближайшего занятия, как в юности свидания, я находил поводы прийти туда лишний раз по случайному поводу - лишь бы наблюдать этих уверенных в себе и светлых людей, свято верящих в высокое предназначение своей Организации.
 Люди там действительно очень доброжелательные, контактные, и если вы стоите в коридоре без особого дела, к вам очень скоро кто-то с искренней улыбкой55 с чем-то обратится, скажет какие-нибудь теплые поддерживающие слова и, скорее всего, обязательно порекомендует текущие учебные курсы.
 Супервайзеры, то есть ведущие56 учебного процесса, - это сказка. Это личностное совершенство, о котором могут мечтать любые серьезные организации: напор, уверенность, четкость в работе и формулировках, предельная ответственность и штурмовая скорость перемещения.
 Если считать, что счастье - это когда жизнь полна, то в стенах Дианетического центра я был счастлив. Столько плотных переживаний, неожиданных и ярких событий! Еще бы: уже спустя десять минут после начала занятий меня отправили на правеж, на разборку в конфликтную комиссию.
 Простите, неточен: конфликтная комиссия существует в организациях, где людей хотя бы формально уважают и предполагают, что бывают правы и они, люди, а не только организация. А тут, поскольку технология совершенна и сбоев быть не может, по определению не правы всегда вы, соответственно, вас отправляют в отдел коррекции.
 * То есть в отдел, где все неправильное (то есть вас) обстругивают и придают вам правильную форму согласно болванкам (простите, бланкам) от LRH.
 За что меня направили в отдел коррекции (кстати, сделав это исключительно мило, вежливо и корректно, заполнив на меня специальный бланк, который там всегда под рукой, поставив галочки против заранее предусмотренных пунктов нарушений и предложив мне уяснить все слова данного бланка и четыре раза расписаться)?
 Да все просто - по пункту "нарушение технологии", то есть за вредность мою, когда я попросил супервайзера не требовать от меня изучения подробностей личной жизни Рона Хаббарда и, по возможности, заняться курсом тренировочных упражнений.
 * За что, собственно, я деньги и заплатил.
 Вся моя совершенная техника конфронтации57, которая пробивала зубров службы быта советского периода, сломалась о них, как спички о бетонную стену. У них не было никаких эмоций, кроме светлого понимания правоты правильной технологии LRH и непонимания, как не понимаю этого я. Они, как бойцы, были все готовы умереть на месте, но не сдавали ни пяди священной земли Саентологии58. Напугать их было нечем: они знали, что Саентология может умереть, но измениться она - не может.
 "Изучение данного Инструктивного письма предусмотрено стандартной технологией. Стандартная технология ни в коем случае не может быть изменена, о чем и говорит данное Инструктивное письмо".
 Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире шкафов...
 Пояснение к последующему неправильному тексту
 Как самая настоящая наука, дианетика напрочь лишена юмора. Это естественно, ведь юмор - это всегда несообразность и неправда (пусть и указывающая на какую-то другую правду), а как дианетика может допустить такое? Дианетика - это всегда строго и чтобы совсем точно, и начинается она с самых правильных и точных словарей, проясняющих значение59 всех на свете слов.
 * Поэтому, если в данном тексте вы где-то вдруг улыбнетесь или хотя бы почувствуете запах юмора, можете быть уверены, что именно в данном где-то автор говорит вам что-то не то. Юмор - это всегда ошибка, и значит, автору можно (а наверное, и нужно!) на это строго указать.
 И действительно: когда этот текст прочитали сотрудники Центра дианетики, они на каждую допущенную мной шутку попросили сделать ссылки, показывающие, что это не немного шутка, а буквальный факт, или, в ином случае, предложили все шутки отмечать сносками "Начало шутки" и "Конец шутки".
 * И все это - на полном серьезе.
 Заметки некстати, или Теория и практика совершенства
 Совершенство на земле - возможно.
 Саентолог, глядя на себя, в этом полностью убежден
 Саентолог на своем месте чувствует себя так же уверенно, как сотрудник ГАИ60 перед автолюбителем, тычущий в него своим жезлом: он знает не только свои вопросы, но и ваши ответы. Рон Хаббард действительно не поленился и создал совершенную систему тренинга персонала, так что если саентолог поставил вам вопрос, вы от него не уйдете никакой уверткой: вопрос будет повторяться (как правило, в совершенно неизменной форме) до тех пор, пока от вас не последует ответ.
 * Умение, совершенно необходимое любым деловым людям.
 К сожалению, Хаббард не обучил своих сотрудников другому навыку, а именно навыку самим отвечать на задаваемые им вопросы. Если задали саентологу вопрос вы, его ответом будет та (возможно, совершенно произвольная и никак не связанная с вашим вопросом) фраза, которая покажется ему в этот момент целесообразной.
 * Иногда это может показаться вам неуважением к собеседнику, но, как я понял, дело здесь совсем в другом. Вам отвечают не то, что вы спрашиваете, а то, что вам нужно; это забота о вас, поэтому здесь все этично.
 Как любая по-настоящему совершенная система, дианетика ориентирует человека всегда и только на учебу, то есть на изучение дианетики, и быстро отбивает всякое желание заняться чем-нибудь посторонним, например, выражением сомнений или тем более критикой этой совершенной системы. В священных текстах от LRH вы можете встретить кучу несообразностей, натяжек и глупостей, но упаси вас Боже начать делиться своими умными наблюдениями со своим супервайзером. Если вы надеетесь его просветить, то его аффинити61 к этому такая же, как у ближайшей стенки, но реакция будет всегда только одна: перед вами на столе появится дополнительный текст LRH, который вам надо будет изучить.
 Дианетика может быть неправильной наукой, может быть вовсе не наукой, но как обучающая система она вне конкуренции. Вы верите только той системе, которая сама верит в себя, и убежденность системы в собственной правоте - фундамент ее эффективности. Про дианетику же сказать, что она верит в себя - слабо, ибо она начинается с "Нет науки, кроме дианетики" и кончается "LRH родил ее". Поэтому даже явные проколы и несообразности в учебных текстах на этом фоне вы воспримете не как проколы в учении дианетики, а как собственную личную ограниченность.
 Например?
 Вы читаете: "Технология дианетики правильна потому, что дает результаты всегда, когда применяется правильно, и дает сбои только тогда, когда начинаются малейшие отступления от стандартной технологии. Поэтому стандартная технология должна категорически соблюдаться всеми и всегда". Вы можете прояснить значения всех слов в этой фразе, но без включения все-таки головы можете не догадаться, что здесь то ли подтасовка, то ли недоразумение62, то ли просто глупость63. Почему? Потому что из первого предложения второе не следует. Это просто нарушение логики.
 "Пирожки с капустой вкусны всегда, когда пекутся по данному рецепту, и не вкусны только тогда, когда хозяйка нарушает данную рецептуру. Поэтому никаких других рецептов приготовления пирожков с капустой быть не может..."
 * Скажите такое любой хозяйке, и она без всякой логики поймет, что вы съели что-то не то...
 А вы на дианетике такое съедите. По крайней мере, вас этим накормят и проследят, чтобы вы жевали с энтузиазмом.
 Чтобы понять боевой дух дианетики, ее вполне достаточно цитировать, и желательно большими кусками. Например:
 Обеспечение применения правильной технологии состоит из:
 1. Иметь правильную64 технологию.
 2. Знать технологию.
 3. Знать, она правильна.
 4. Правильно обучать правильной технологии.
 5. Применять технологию.
 6. Следить, чтобы технология применялась правильно.
 7. Активно вытеснять неправильную технологию.
 8. Устранять неправильное применение.
 9. Не допускать малейшей возможности существования неправильной технологии.
 10. Не допускать существования неправильных применений.
 * Согласитесь: даже как литературное произведение, это - классика! Лучше написать может, наверное, только Жванецкий.
 Тут, в стенах Дианетического центра, я кожей прочувствовал, что значит уверенность в совершенстве65 сделанного тобой. Если сотворено нечто совершенное - значит, вершина уже достигнута и уже нет никакой нужды искать что-то новое, другое, тем более от других. Совершенное надо хранить, а не менять, и любое изменение совершенного есть его ухудшение.
 * Отклонение, а в терминологии LRH - аберрация. Так и выучите.
 Поэтому никаких изменений, то есть творчества, нам не надо. И не просто не надо, а не потерпим, потому что совершенное - значит, очень ценное, а если задуматься, то и святое. К святому же народ всегда относился трепетно, и попортить святое - самое тяжкое преступление.
 * А как реагируют на тяжкие преступления, вы знаете. И самое интересное, что тут - действительно реагируют.
 Раньше такой разворот мне казался невозможностью, преувеличением, абсурдом, веселым анекдотом (по всей видимости, мне всегда везло на умных и веселых людей), тут же, в стенах Центра дианетики, мне это было сформулировано жестко, прямо, в лоб и с гордостью.
 * Мне это даже не пришлось запоминать - меня заставили это выучить. По самой совершенной дианетической технологии.
 Педагогика дианетики
 Я иногда критикую психологов за то, что они уподобляются службе быта и выполняют заказы клиентов по принципу: "Чего изволите?", не ставя вопрос ни о высоте, ни о нравственности их запросов. Конечно, дианетика здесь вне всякой критики, именно потому, что она запросами клиента не интересуется вовсе. Дианетику совершенно не интересует, чего хочешь ты, - зачем ей это знать? То, что тебе нужно, знает Рон Хаббард, и он позаботился о том, чтобы тебе это дать.
 Когда я пытался в присутствии саентологов говорить о том, что у меня запросы такие-то и такие-то, что я хочу взять в учебе то-то и то-то, они смотрели на меня с жалостью и каким-то скорбным недоумением, как на чудного марсианина: "Какая еще свободная личность? Какие еще собственные выборы?" Мое желание решать что-либо самому вызывало у них растерянность. Это полностью выходило за рамки их понимания, я видел, что совершаю нечто совершенно неприличное.
 * Для них это было так же дико, как пройтись в плавках по деревне староверов.
 В каждой системе есть своя педагогика. Какова педагогика дианетики: может быть, это педагогика сотрудничества? Нет, дианетика и сотрудничество - две вещи несовместные. Возможно, это педагогика подавления? Снова неточно: в подавлении есть борьба и внимание к тебе. В дианетике же с тобой не борются, тебя не подавляют: тебя как личность просто в упор не видят. Тебя для них - нет! В дианетике предусмотрена стандартная технология, и она обязательно должна быть осуществлена. В данном случае - по отношению к тебе.
 
 Дианетика - это педагогика стандартной обработки.
 Формы рекламной работы
 Рон Хаббард велик, но и великие ошибаются. Вот, например, он совершенно серьезно считал, что путаница в значении слов - это всегда плохо. Конечно, это не так. К примеру, висит на стене Центра дианетики объявление:
 Новая услуга!!
 БЕСПЛАТНЫЙ АНАЛИЗ КЕЙСА66
 Предположим, вы на это клюнули и захотели узнать о себе побольше. Побегали, поразузнавали, подождали, дождались. И - что? ...Дав стандартное интервью об обстоятельствах и проблемах своей жизни, через некоторое время вы получите листок с перечислением тех курсов и семинаров, которые вам совершенно необходимо пройти, и с указанием астрономических67 на то часов. Вы держите в руках этот листок. Все. Вы поняли, что произошло? Если вы еще не поняли и стоите в растерянности, я вам объясню. До этого момента рекламки разных дианетических курсов одиноко висели на стенах, вы не обращали на них серьезного внимания - ну, реклама и есть реклама. Теперь же совсем другое: вам эти курсы предписывают на научной основе.
 Классно? А технология проста. Обещано: "Анализ кейса". Выдано: "Предписание по прохождению курсов".
 * Просто некоторая невнимательность к словам, а какие замечательные результаты!
 Вы можете дианетику не любить, но не уважать ее - невозможно. Если вы хотите наглядно увидеть, как должна жить и работать грамотно построенная Организация, то приходите в Саентологический центр: это механизм глубоко продуманный, любовно простроенный и отлаженный до мелочей. Продажа любой услуги начинается с ее рекламы, и реклама тут поставлена как следует: негромкая, но обкладывающая вас со всех сторон и неотвратимо проникающая в ваше сознание.
 Все начинается с того, что любому вновь пришедшему в Центр обязательно предложат протестироваться. А что, дело хорошее, тесты любят все. Получив вопросы, вы потратите на ответы около двух часов, результат же будет всегда одинаков: сокрушенное покачивание головой и сообщение, что ваша нервозность вызывает серьезные опасения, безответственность вызывает тревогу, а неблагодарность критична. Если, спустя месяцы занятий, у вас график улучшится, вас поздравят с хорошим началом и попросят написать очередную историю успеха, если график по-прежнему кривой, вам убедительно сообщат, что совершенно необходимо пройти следующий курс.
 * Как бы вы ни отвечали на вопросы, результаты анкеты всегда будут свидетельствовать о том, что без дианетики вам - никак.
 Если, позанимавшись, через какое-то время вы решите с дианетикой завязать, то можете не сомневаться: вас не забудут. Вам обязательно позвонят, поинтересуются причинами вашего отсутствия и предложат новые курсы, жутко вам нужные и с уникальными скидками. Если звонок не сработает, скоро к вам придет письмо: вас исключительно вежливо попросят заполнить анкету, чтобы помочь Вам найти истинную причину ухода с курсов и восстановить интерес к занятиям. Например, бывало ли, что супервайзера не было в классе? Бывало ли, что супервайзер мешал Вам учиться или прерывал Вас? Говорил ли Вам кто-то о какой-то причине, по которой Вы не можете продолжать или закончить курс? Кто это был и какую причину он назвал?
 * По-русски: хорошо ли вел себя и не халтурил ли ваш супервайзер, а также кто это вас против дианетики настроил? А?!
 Предположить, что человек просто получил то, что хотел, или понял, что дианетика ему не подходит, для саентолога невозможно. Он знает, что дианетика интересна и нужна всем и всегда, а тот, кто этого еще не понял, находится под воздействием ужасного аберрирующего ума и срочно нуждается в клировании, то есть в прочистке мозгов68.
 * Если ты понял, что тебе дианетика нужна - иди на курсы и занимайся. Если ты не понял, почему она тебе необходима, - иди на курсы, там поймешь.
 Если уж вы попали в поле зрения дианетики, будьте готовы: поле дианетики вас будет окружать еще долго...
 Однако если вам будут говорить, что в дианетике вас будут намеренно к себе затягивать, - это неправда. Злых и корыстных людей там нет (по крайней мере, существенно меньше, чем в соседнем магазине), но затягивать вас, скорее всего, действительно будут. Саентолог свято убежден, что все науки о душевной жизни делятся на две категории: на дианетику и неправильные науки, поэтому при любых ваших успехах (точнее, неуспехах) ни при каких обстоятельствах он не посоветует прекратить занятия дианетикой и обратиться в какой-либо другой психологический центр.
 * В Средние века так лечили пиявками. Тогда каждый врач знал, что все болезни происходят от плохой крови и ее нужно отсосать - пиявками, если же больной от потери крови терял сознание, его от этой лихоманки лечили, ставя пиявки дополнительно.
 И если ты просидел на одитинге69 двадцать пять часов впустую, значит, надо тебе сидеть еще часов пятьдесят. И так далее. До полной сокрушительной победы. Очень емко это прокомментировала моя Алька, провожая меня из дома: "Ну, если у тебя будет сто двадцать пять часов одитинга - конечно, все проблемы исчезнут! Они исчезнут просто потому, что к тому времени все твои близкие вымрут".
 * Когда я поинтересовался у моего одитора, как решается проблема его полного отсутствия в его семье, он ответил: "Просто. Просто моя жена тоже пришла на дианетику".
 Действительно, это самое универсальное решение, и похоже, что только это дианетику и устраивает.

<< Пред.           стр. 16 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу