<< Пред.           стр. 17 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 Одитинг
 Смотрите в потолок. Когда я сосчитаю до семи, ваши глаза закроются. Вы будете осознавать и помнить все, что происходит. Вы сможете вывести себя из любого состояния, которое вам не понравится. Итак: один, два, три... семь!
 А теперь давайте вернемся к вашему пятому дню от рождения...
 Одитор
 Сердце дианетики - одитинг, но именно он произвел на меня наименьшее впечатление. Что это такое?
 Ваш одитинг начнется с того, что вам конспективно перескажут теорию Рона Хаббарда об аналитическом и реактивном уме, инграммах и локах, далее сообщат о наличии у вас файл-клерка, который мгновенно умеет доставлять всю необходимую для одитинга информацию, и на этом основании начнут требовать мгновенного ответа на любые поставленные ими вопросы. Даже если вы чего-то за давностью лет не знаете или помните плохо, чем раньше вы вспомните, тем вам же лучше, ибо настойчивость вашего одитора достойна классического:
 Ему легче отдаться, чем объяснить, почему этого делать не хочется.
 Во время нашей с одитором работы мне неоднократно вспоминался анекдот:
 Эсесовцы пытают красноармейца:
 - Сколько танков в вашей дивизии?
 - Не знаю...
 - Точное расположение ваших войск?
 - Не помню...
 Избитого, его бросают в камеру смертников, он в отчаянии бьется головой о каменный пол: "У, дурак! Ведь говорили же мне: Учи! Учи!"
 Этим красноармейцем был я, потому что на мне, к сожалению, одитинг сломался.
 В истории успехов я, как честный человек, записал: "Одитинг прошел прекрасно, результатов нет".
 Минимальные для одитинга двадцать пять часов (кстати, даже при невысокой плате за каждый час, в целом сумма оплаты оказывается немалой) вылились в то, что вместо работы и дома я сидел в Центре - сидел часами с закрытыми глазами и рассказывал трудные ситуации своей жизни: яркие, богатые, многочисленные. Это было довольно интересно, особенно для одитора (я понимаю, для него это было нечто вроде сказок Шахерезады), но к концу третьей недели одитинга этими трудными ситуациями стали те, которые появились у меня дома в связи с моим постоянным там отсутствием...
 Отдел коррекции был нескрываемо раздражен моим поведением, когда я стал приходить к ним, чтобы прояснить70. Моя реальность была другой, нежели та, что описывал Рон Хаббард. Ответственные лица раз за разом разъясняли мне, что происходит (то есть происходит само собой у всех и всегда) обязательно то-то и то-то. Я с грустью соглашался, что, наверное, это у кого-то, конечно, происходит, но дело в том, что у меня происходит что-то совсем другое. У меня в некоторых инграммах заряд - не стирался.
 Чтобы было понятно, о чем идет речь, попробую в десятке предложений описать то, что Хаббард описывает на десятках страниц: теорию инграмм.
 Он утверждает, что человек изначальный, чистый (от инграмм) человек, умен до безошибочности и именно поэтому так же совершенно добр. Мозг человека - это самый совершенный компьютер, который не делает ошибок никогда, и глупые (то есть наши с вами) решения получаются лишь оттого, что в компьютер загружают исходно ошибочные данные. Откуда они берутся? Из инграмм.
 Шок, удар, страх, ошарашенность, состояние относительной бессознательности - к сожалению, все это было десятки и сотни раз в жизни каждого из нас, и именно все это впечатывает в нас все переживания и ощущения тех минут, и в первую очередь - боль и то, что говорили окружающие. Все сваливается в одну кучу и связывается в один узел. Эта запись - и есть инграмма. И теперь совершенно случайные, просто присутствовавшие тогда рядом вещи, слова и звуки могут возвращать нам тот кошмар, тот страх и ту боль. Это нелогично, это по смыслу никак не связано, но это записано вместе, и теперь мы совершенно неразумно и нелогично будем все это делать и проживать.
 Хранилище этих больных и глупых записей Хаббард назвал реактивным умом. Почему реактивным? Потому что этот ум не мыслит: он просто на стимул выдает реакцию. И не умную, а ту, которая записана тогда, когда вы ничего не соображали.
 Отсюда - наши страхи и головные боли, наше раздражение и усталость, наше растерянное "не могу" и истеричное "не выношу!". Отсюда - вся наша бестолковая человеческая жизнь.
 Не знаю, придумал ли все это Хаббард или свистнул у кого, но факт есть факт: вслед за ним практически эту же теоретическую картинку вам расскажут и на лекции в Lifespring`е, и на ребефинге.
 * Кстати, посмотрите мои "Философские сказки...", главку "Ум ошеломленный" - очень в других словах, но по сути там про то же.
 Так вот, вся технология одитинга Хаббарда базируется на том, что инграммы при их воспроизведении стираются, точнее, стирается их негативный эмоциональный заряд. Верно, когда тебя заставляют (то есть настойчиво предлагают) трудную ситуацию рассказать пятый, а потом седьмой раз, переживать ее уже лень, и очень тянет рассказать ее уже не драматически, а весело.
 * А то ведь совсем заскучать можно.
 Хаббард мудр и гениален: на ситуации не записано, как ее переживать, и ежели ты один раз решил ее переживать волнительно и трагически, то другой раз ты вполне можешь это делать с грустью, а третий и так далее раз - и с юмором. Более того, драматические переживания требуют усилий, разок устроить спектакль можно, но устраивать его десять раз подряд, тем более только для одного зрителя - себя, как-то уже сильно глупо. И народ переживать потихоньку перестает.
 * Что, собственно, и требовалось доказать.
 Закавыка вылезла только тогда, когда я решил не лениться и переживать ситуацию так, как она того стоила. Конкретно: я проживал ситуацию, когда у меня идет трудный разговор и я расстаюсь - объявляю, что расстаюсь, - с очень дорогим мне человеком. Я люблю ее, она дорога мне, но я с ней - расстаюсь. Да, я не был в той ситуации легок и расслаблен, и более того, я считал бы себя скотиной, если бы сообщил об этом своем решении с задорным блеском в глазах и с легкостью во всех членах. Я знал, как больно было ей тогда рядом со мной, и я был вместе с ней в ее боли. В той ситуации я должен был переживать для нее и вместе с ней, и поэтому эмоциональный заряд и вся сопутствующая ему соматика (затрудненное дыхание, напряжение в груди и руках) были и при третьем воспроизведении, и при десятом.
 * Собственно, это и было критерием, что я в ситуацию вошел. Вопрос одитора: "Вы там?" Я смотрю - есть ли соматика. Есть - значит, вошел. А если я не переживаю - значит, я не в той ситуации.
 Одитор каждый раз говорил: "Хорошо!", но в реальности был немного растерян, потому что мы видели оба: результата нет, инграмма остается живой.
 * Хаббарда на нее нет!
 Шизофрения какая-то: с одной стороны, ситуация меня тяготит, с другой стороны, я не могу разрешить себе воспринимать ее легко. Одной стороной головы я хочу стереть инграмму, а другой стороной - возражаю против этого: все как у людей, нормальный сумасшедший дом. Ладно, мы решили не упираться, ситуацию для ясности замяли и решили поискать в моей жизни моменты, более для дианетики подходящие.
 * Если гора не подходит Магомету, Магомет подходит к горе...
 К сожалению, и в стандартных ситуациях у меня все было не как положено: исходная инграмма у меня не стиралась, а заслонялась новой...
 * Сейчас, сейчас объясню!
 Начнем с того, что жутко трудно было найти переживательную ситуацию. Отношения - это моя профессия, и даже самый резкий конфликт для меня не более чем интересная игра: нападение - отбивка, подставка - уход. Все предсказуемо и укладывается в годами отработанные схемы: на уважение и сотрудничество отвечаем синтонностью, конфликтный посыл встречаем мягкой деконфликтизацией, противник упорствует - ставим конфронтацию, начинается война - проводим управляемый конфликт. Переживаний здесь не более, чем при разделке ножом куска мяса: напрягаться иногда приходится, но назвать это событием затруднительно.
 * Плюс мне некогда переживать хотя бы потому, что я всегда занят: если я в ситуации, я ее не переживаю, а обрабатываю.
 Да, но вернемся к инграммам. Итак, все-таки отыскали волнительный инцидент, и вот я его с живым интересом и телесным трепетом пересказываю одитору. "Соматика есть?" С радостью констатирую: "Есть!" Одитор доволен, командует: "Вернитесь в начало инцидента!", но я в затруднении и прошу уточнить: "Какого? У меня их уже два: запись исходного инцидента и запись новая, подчищенная!" Одитор пытается повторить: "Вернитесь в начало инцидента!", но, похоже, сбился сам. Очевидно, в сам инцидент вернуться невозможно, потому что для возвращения в настоящее прошлое нужен не одитинг Хаббарда, а машина времени. Вернуться можно только к записи инцидента.
 Нечто произошло - у вас в мозгу произошла запись. Да, скорее всего, запись действительно происходит всегда полная - со звуками и цветами, тяжестью и дыханием, в полноте всех переживаний. С болью и криком - это инграмма грязная. Мы прокрутили запись, я прожил ее заново - и теперь у меня две записи: та, грязная, и новая - подчищенная. И когда одитор просит: "Вернитесь в начало инцидента!", я спрашиваю: "Какую запись ставить теперь?" Да, я могу теперь проживать ту, тяжелую для меня ситуацию, как легкую и светлую, - верно, одитинг работает! Но я могу снова прожить и исходную ситуацию - больную и тяжелую!!! Я мог снова погрузиться в напряжение, стесненное дыхание и злые губы, мог переживать снова потерянность, тоску и ненависть... И именно этого Хаббард не предусматривал. Более того, он категорически возражал против такой возможности. В дианетике это невозможно - но у меня это происходило.
 * Я даже не решил, как к этому относиться. Да, мне понятно: ты проживаешь - у тебя той записи нет. А у меня - есть! Может быть, так оно и славно: что хочу, то теперь и переживаю?
 Так что на вопрос, дает ли дианетика сбои, я отвечаю: "Конечно, дает". К сожалению. Я очень надеялся, что она своей железной методичностью сможет впечатать в моих детишек некоторые полезные (для них, а главное, для окружающих) вещи: ну там умение слушать, уважение к собеседнику, не пинаться и прочее благонравие. Совместные поездки и занятия в Центре дианетики, как любая совместная деятельность, безусловно, укрепили и углубили наши отношения, но ожидаемый результат получен не был. Мои дети оказались настолько артистичны, что, к сожалению, провели за нос всех супервайзеров: на тренинге они талантливо обучались и великолепно демонстрировали все заданные им упражнения, а выйдя за дверь, мгновенно перевоплощались снова в себя...
 * Ванька снова вредничал, а Шурка помогал ему себя обижать.
 На что, интересно, я рассчитывал? Вроде бы нетрудно догадаться: дело тут вовсе не в их умениях или нет, дело было в их выборе. Вредничать и пинаться - это было им надо. Это было их совместное развлечение, любимая и привычная игра, и никакая дианетика не имела шансов их этой любимой игры лишить.
 Спасибо дианетике и за этот урок.
 Дрессура
 Сценка в зале тренировочных упражнений:
 - Я хочу предложить вашему вниманию книгу, которая может коренным образом изменить вашу жизнь. Эта книга - "Дианетика, современная наука душевного здоровья". Книга написана Роном Хаббардом...
 - Не слушайте его, дианетика - это ужасная тоталитарная секта, запрещенная во всех цивилизованных странах! Во вчерашней газете о них писали!
 - Это вы тот человек, который комментирует мои слова?
 - Я не комментирую, я просто говорю то, что знаю.
 - Вы читали эту книгу?
 - Эту чушь-то?
 - Вы читали эту книгу?
 * Этот вопрос будет задаваться до тех пор, пока в любой форме не последует точный ответ, например: "Не читал и читать не собираюсь". Есть, "не читал"! Значит,
 - Вы проходили какие-нибудь курсы по дианетике?
 - Да я с вами вообще разговаривать не собираюсь! Отстаньте от меня!
 - Вы проходили какие-нибудь курсы по дианетике?
 - Да что вы ко мне прицепились? Я сейчас милиционера позову!
 - Вы были на каких-нибудь курсах по дианетике?
 * И так далее, вопрос повторяется на любую фразу в сторону, до тех пор, пока не прозвучит ответ по сути (скорее всего, "нет"). Сказано? Все, ориентировка завершена, можно выстрелить финальным:
 - Вы не читали эту книгу, вы не проходили курсы, а говорите о том, о чем не знаете. Вы похожи на человека, который всегда говорит о том, о чем не имеет представления.
 Все.
 Ваши чувства?
 Этот диалог только при мне был разыгран более пятидесяти раз. Минимум пятьдесят раз одной и той же парой, с одними и теми же интонациями, менялась только ругань на дианетику и кто сейчас из них кто: продавец или ругатель. Чувства у вас могут быть любые, но если первый час "продавец" еще иногда задумывался и путал слова, то к концу второго часа фразы из него вылетали автоматически, оставляя возможный мыслительный процесс без всякой дополнительной нагрузки.
 * Поэтому я бы не сказал, что они превращали себя в машины или роботов. Верно, общение стало механизированным; но это значит, что параллельно говорению стало возможным еще и думать - на всякий случай.
 И, когда я перестал внутренне смеяться, слушая этот американизированный перевод с английского рекламного - я понял, что этот тренинг, эта работа вызывает у меня уважение. Дианетика не обещает вам интеллектуальных высот, но научить передвигать ноги, и даже очень уверенно, дианетика в состоянии вполне. Это крепкий поведенческий тренинг со всем его идиотизмом и гарантией результата.
 А что касается превращения в машину... Я полагаю, что тот, кто склонен становиться роботом, на дианетике роботом станет. Крепким и успешным, и даже гораздо более успешным, чем окружающая его куча роботов, которые стали такими без всякой дианетики. Тот же, кто считает разумным отрабатывать нужные навыки до автоматизма, на дианетике именно это и делает, лишь увеличивая в результате свою свободу и усиливая свою индивидуальную неповторимость.
 * Только когда я научился печатать, как машинка, я получил возможность забыть о клавиатуре и свободно творить.
 Дианетика - не универсальное средство спасения человечества и не порождение дьявольских козней, это тщательный учебный конвейер по переработке человеческих заготовок в человеческие подобия. И поэтому - дело, безусловно, доброе.
 Психология дианетики
 Меньше психологии - больше толку.
 И это правда!
 Многие полагают, что дианетика - это разновидность психологической работы, но это едва ли так. Хаббард не любил психологию, в процессе одитинга психология отсутствует, а в зале тренировочных упражнений ее нет и близко. И если вы, столкнувшись там с трудностями, обратитесь за душевной помощью и поддержкой к супервайзеру, то ни понимания, ни сочувствия, ни тем более психологического анализа ваших душевных проблем вы не получите никогда.
 * По инструкции. Вся эта психология в зале тренировочных упражнений строго запрещена.
 В чем я с Хаббардом совершенно согласен.
 Подробнее: мне кажутся интересными, осмысленными и достойными многие упражнения из дианетики, одно из таких упражнений называется у Хаббарда "конфронтация".
 * При попытке перевести это будет звучать скорее как "предстояние", "стояние перед, лицом к лицу", если же еще убрать воинственную окраску, получится просто "присутствие".
 Состоит же упражнение в том, что вы садитесь в паре с кем-то (кстати, не нужно близко, пусть перед вами будет где-то метр, и это вам не Синтон, ручки у вас на коленях, а не в руках партнера), садитесь ровно, прямо и - смотрите на партнера. Задача - просто смотреть, просто воспринимать все, что придет к вам из мира, и более - категорически ничего не делать. За все остальное - фланк, то есть строгое замечание супервайзера. Захотел почесаться, дернулся - фланк, сделал выражение лица, не дай Бог хмыкнул - очевидно фланк. Ну ладно, моргание вам для начала простят, за все остальное вам спокойно и неизбежно дадут фланк.
 Так вот, дал я это упражнение моим синтоновцам, поставил задачу осуществить чистое присутствие, просидеть в полной душевной тишине четыре минуты.
 * Кто был на дианетике, тут же улыбнутся: мы сидели там на этом упражнении в полном присутствии и полной неподвижности и два, и три часа, а не четыре минуты!
 Так вот, сидят мои синтоновцы, глядят друг на друга, смешно им ужасно, и они друг на друга хмыкают. И, поскольку упражнение никак не выходит, вопросительно смотрят на ведущего: "Дайте нам технологию! Расскажите нам секрет, как это делается!"
 И если ведущий - психолог, он обязательно поделится некоторыми секретами, предложит расфокусировать зрение или сконцентрировать его на переносице партнера, с кем-то поработает по его детским страхам, проинтерпретирует хмыканье как психологическую защиту и займет народ другими интересными психологическими знаниями. И довольный народ получит объяснение, почему у них пока ничего не выходит, и при очередном проколе будет довольно говорить себе: "Вот ведь какие во мне серьезные психологические причины работают, никак не дают упражнение как следует выполнить!"
 Хаббард эту психологню близко к залу тренировочных упражнений не подпускал. Первым делом никаких расфокусировок и концентраций: будьте любезны только присутствовать и не делать более ничего - категорически. А самое главное, сидеть ты в любом случае будешь не четыре минуты, а минимум раза четыре по два часа. А помощь от супервайзера будет состоять в том, чтобы он своевременно и точно на любое твое отклонение от инструкции давал тебе фланк. Сиди и работай - это твоя работа, и никакая психология тебя оправдывать и защищать не будет!
 И когда тебе надоест хмыкать и по-другому разнообразно себя оправдывать и привлекать к себе внимание, ты наконец начнешь делать упражнение и скоро его сделаешь: будешь в полном и чистом присутствии присутствовать перед любым партнером. Не только перед партнером тихим, безобидным, мирно перед тобой сидящим в собственной конфронтации, но и перед тем, кто на тебя орет и тебя адресно оскорбляет, а ежели ваш партнер на дианетике новичок и издеваться толком еще не умеет, для вас лично позовут супервайзера, который выдаст вам нагрузку по полной программе.
 * Это продвинутое упражнение называется "Травля быка". На тебя срут, а ты им - конфронт!71
 И, заметьте, никакой психологии.
 Признание в не-любви и уважении
 В предельно быстром темпе:
 "Посмотрите на эту стену! Спасибо. Посмотрите на другую стену! Спасибо. Посмотрите на потолок! Спасибо. Посмотрите на пол! Спасибо. Найдите что-то теплое! Хорошо. Найдите что-то холодное! Хорошо. Что вам больше понравилось? (Все хором: "Теплое!!") Хорошо. Потрогайте в этой комнате что-то умное! Спасибо. Потрогайте голову соседа! Спасибо. Потрогайте головы еще трех людей. Спасибо. А теперь крикните что-нибудь громкое! Хорошо. А теперь крикните это так, чтобы нас услышали в самой дальней комнате! Спасибо. Берите свои материалы, начинаем занятие!"
 Вроде бы элементарно, но нравилось - всем
 С удовольствием позанимавшись в Центре дианетики, с таким же добрым удовольствием я скоро оттуда ушел. Дианетика мне не близка, и ее угловатость достойна моего опуса. Но... Но чем дальше я сейчас от дианетики, тем большее уважение она у меня вызывает.
 Дианетика вызывает у меня уважение.
 Дианетика - это честная машина.
 Это единственная из известных мне организаций, где на тренировочных, на обучающих курсах вы платите не за часы, а за результат. Это настолько непривычно, что вы, скорее всего, пока ничего не поняли, но я вам разъясню: вы оплачиваете не количество часов занятий, а то, что вас гарантированно обучат настоящим вещам, реальному навыку. Хаббард берет с вас деньги за получение конечного результата, а сколько придется с вами заниматься, это уже его издержки. Освоите курс за тридцать часов - он поздравит вас. Не освоите за триста - ничего, с вами будут заниматься столько, сколько нужно вам, чтобы вы это освоили. И не формально, а качественно. То есть - с вами будут заниматься честно.
 * Я пищал от их честности, а они заставляли меня работать и получать результат настоящий.
 Технологии Хаббарда мне, безусловно, нравятся. Они мне нравятся, потому что они работают - и многим дают высокий смысл жизни.
 Вот простая девочка из Пензы: она торговала на городском рынке кожаными куртками, подделками "под Италию". Успешно облегчив свою душу на одитинге и внимательно выучив на дианетических курсах восемь динамик, теперь она воодушевленно продает книги Хаббарда и имеет захватившую ее жизненную цель: повышение выживаемости населения земного шара. Ее родные от этого не в восторге, но скорее это проблемы ее родных: жизнь ее действительно стала светлее и осмысленнее. Насколько? Она как была несколько ограниченной, так и осталась, но раньше она тупо жила рынком, а теперь в том же стиле живет мессией.
 * До высокого образа жизни можно дорасти, можно его актерски изобразить, а можно его выполнять как вставленную тебе программу: в любом случае это лучше, чем аутентично оставаться мелко развлекающейся скотинкой.
 Что еще мне запомнилось в Центре дианетики? Мне запомнилась женщина, растерянно перелистывающая страницы книги и ощутимо боящаяся толстого словаря: она была вновь рядом с Культурой, с которой никогда ранее не дружила. А теперь она начнет с нею дружить - неотвратимо, как и все у Хаббарда. Напротив меня сидела девушка с искаженными чертами лица, после я понял, что судороги почти полностью парализуют ее речь, - и эта девушка изучала процесс общения по книге. Она плохо умела это делать, но ее обязательно научат делать это хорошо. Тут не будут считать время: с тобой будут заниматься столько, сколько тебе необходимо.
 * И, как правило, это будет гораздо больше, чем кажется необходимым тебе.
 Если у вас есть желание занять свое свободное время чем-то осмысленным, если вам нравится учиться и повышать свою культуру, а самое главное, если вам (может быть подсознательно) хочется ощущать отеческую опеку, то идите на дианетику. Вместе с одитором и супервайзером, воплощающими в себе могучий тэтан72 LRH, в вашей жизни появится строгий и заботливый отец, который введет вашу жизнь в твердые и очень правильные рамки. Вы задумаетесь - он вас направит, вы качнетесь - он поддержит, остановитесь - подтолкнет, а поленитесь - заставит.
 Конечно, это уже не психология. Это уже - религия.
 * То есть то, что вам и нужно.
 Ода любви и принуждению
 Дианетика людям нужна. Дианетика нужна людям, как армия, ибо ее формула: дисциплина сознания, вырабатываемая дисциплиной поведения.
 Человек несобран и ленив, и, чтобы он действительно овладел каким-либо навыком, его нужно заставить работать. И это никоим образом не противоречит убеждению гуманистических психологов, что лучше всего человек работает, если его не заставлять, а вызвать у него желание. Все так. Это красивая и правильная формула, только что кроется за нею?
 Разрешите лирическое воспоминание. В детстве я был умненьким, а потом пошел в авиамодельный кружок и пять лет строгал планки. Я ничуть не жалею об этом и горжусь, что с тех пор могу сделать аэроплан из любого полена, но, с другой стороны, по интеллекту я в течение пяти лет к этому полену приближался. Далее стежками: восьмой класс, летний трудовой лагерь, бескрайняя клубника, Ольга, запах любви и сумасшедшая церковь на пригорке. Но - осень и снова школа, где Ольга, неожиданно для меня и совершенно естественно для себя, продолжила встречаться с Ефимом Розенблюмом и была совершенно права, потому что он играл в школьном театре на первых ролях, писал стихи и пел свои песни под гитару, в то время как я ходил с насморком и тоской в глазах. Умереть? Нет, жизнь меня любила: оказалось, что полного отлупа мне не было и, если я интересным оказывался, у Ольги ко мне интерес - был! У меня были шансы. И я - встал на Дистанцию...
 * О, смелый Сокол! О, радость боли!
 Купил и с трудом дотащил из магазина домой гантели и даже гирю, поставил все это посередь комнаты, чтобы почаще об них спотыкаться, вспоминать и поднимать. Над дверью взвилась виселица перекладины, пятнадцать утром, пятнадцать вечером, вынь да положь. Занялся йогой, из комнаты по утрам раздавались стоны (вообще-то йога этого не предполагает), вывихнул голеностопы и порвал мышцы живота, но стал складываться пополам. Как положено, нагрузил себя гитарой: жутко болели пальцы, но я разучивал аккорды и пробовал петь.
 * Чем тише я это делал, тем больше это нравилось окружающим.
 Работа с упаковкой личности - дело важное, но важнее оказалось другое. Я знал, что Ольга не любила тоскливых и глупеньких, поэтому мне пришлось срочно стряхнуть пыль с ушей и начать учиться по-настоящему.
 И я, как проклятый, сидел в библиотеках, искал интересное в записных книжках Чехова, погружался в декаданс, чтобы при случае блеснуть чем-то из Саши Черного, Гумилева или Игоря Северянина, которых она великолепно знала и любила вместо меня. Чтобы добиться лучшего с Ольгой взаимопонимания, я как-то на перемене стащил у нее портфель, нагло порылся в нем и, откопав там ее личную записную книжку, выписал оттуда всех авторов, которых она за последний год читала. Совершив этот абсолютно непорядочный поступок и дотошно перечитав с карандашом в руке все, что было там упомянуто, я сожалел только о том, что не сделал всего этого раньше.
 Но самое главное - я начал писать стихи. Я их писал не потому, что мне хотелось, а потому, что именно мои стихи были единственно основательным поводом для наших встреч. Одно стихотворение - и она моя на большую перемену. Написал сборник стихов - имею право на встречу у нее или у меня дома.
 * Невероятно, но такие встречи происходили почти каждую неделю. Я делал эти сборники!
 Да, я ходил, страдал и бредил. Я искал возможности пострадать и побредить еще побольше и поярче, потому что из этого рождались стихи, и тогда я мог видеть Ольгу. Я хотел ее, и это сумасшедшее, больное, невыносимое желание заставляло меня трудиться как каторжного. Это было самое настоящее, жесточайшее принуждение, но именно в результате него у меня начали как-то сносно варить мозги и двигаться душа.
 Принуждение - это такая же естественная составляющая жизни, как погода каждый день и надеть рубашку. Мне захотелось. Я влюбился. Родился ребенок. Ситуация заставила... Какие бы объяснения ни давались, это все просто разные названия того, что заставило. И это - нормально. Более того - для настоящего развития личности это просто необходимо.
 Есть факт: если нужен не короткий рывок и не вялое течение жизни, а настоящая и долгая трудная работа, то нормальный человек сделает ее только под принуждением.
 * Ну и что, что под принуждением - главное, что сделает!
 А тот факт, что некоторые личности не выносят, когда принуждение идет от другой личности, говорит только о личностных комплексах первых и необходимости более гибкой тактики вторых. Первые - лечитесь, вторые - будьте аккуратнее...
 Неприличная дианетика
 Так вот, дианетика, по-видимому, существует неаккуратно - хотя бы потому, что своей деятельностью она сумела восстановить против себя, похоже, всех на свете. Практически без сбоев: в любой аудитории громко произнесите слово "дианетика", и сразу несколько (в том числе самых серьезных) лиц скривятся, как будто вы произнесли нечто неприличное. Верно, дианетику, как правило, не любят, как не любят дяди и тети высокого подростка, с вызывающим видом заявляющего взрослым, что они дураки. Как только дианетика замахнулась на действительно серьезные вещи, так сразу же и повсеместно она вошла в конфликт с сильными мира сего: с местной идеологией, вероучением и правительством.
 Правительства ее не любят, потому что она объявила себя церковью и ушла от большой части налогов, правящая церковь - за то, что дианетика оказалась серьезным конкурентом, психологи - за работу вне общепринятой традиции и прочее нескрываемое к ним неуважение. Хорошим тоном является дианетику ругать и констатировать, что она занимается коммерческим (или промышленным) шпионажем (все это, безусловно, кем-то доказано), и если ее у нас еще не запретили, то это только дело времени. Образованные из православных вам огорченно шепнут, что якобы семейная жизнь Хаббарда только внешнее прикрытие его гомосексуальных наклонностей, и вообще он дружил с Алистером Кроули, основателем движения сатанизма. Всю жизнь, конечно, он был неудачником, а если и стал мультимиллионером, так это только потому, что всех зазомбировал и просто обдурил. Многие жалуются, что дианетика превращает людей в послушных роботов: правда, чаще всего жалобы идут от тех, кто пользовался этими роботами до дианетики, и у кого она их отбила.
 Что думаю обо всем этом я? Мне дианетика, повторю, не близка, но людей, нашедших себя в Дианетике и искренне верящих в то, что именно здесь источник душевного здоровья и человеческой порядочности, - я действительно знаю немало. А что касается Хаббарда, то, похоже, это личность, безусловно, неординарная: человек яркий, безусловно смелый, творческий и с хорошо поставленным мышлением. Трудолюбие и талант организатора как бы сами собой разумеются.
 * Каждому бы из нас столько!
 Когда каждый из нас сделает - сам, за время этой земной жизни - хотя бы подобие той махины, которую своими руками сконструировал и запустил Хаббард, тогда нам можно будет кривиться в его сторону и обоснованно критиковать. А пока - пусть каждый из нас сделает свою дианетику!
 Возвращаясь к Синтону...
 - Я был на великолепном тренинге, это было так здорово! Я там так много пережил, я открыл для себя целый мир!!
 - Здорово. А что этот тренинг тебе реально дал, какие его реальные результаты, чему ты по-настоящему научился?
 - Ну...
  Глубокая задумчивость
 И все-таки, возвращаясь к Синтону: причем здесь дианетика? Напомню один из самых ярких для меня эпизодов. У милой женщины, собиравшей благотворительные взносы за курс (кто не понял - благотворительные взносы, в отличие от обычной оплаты, дают элегантную возможность уйти от налогов), я поинтересовался:
 - Я внес деньги за "Курс тренировочных упражнений". Сколько длится этот курс: сорок часов, шестьдесят?
 Ответ был спокойным, твердым и совершенно неожиданным:
 - Этот курс длится столько, сколько нужно, чтобы вы его освоили.
 * И я услышал: "Пока вы его не освоите, мы вас не отпустим!"
 В этом отношении дианетика работает исключительно честно: она не просто отрабатывает оплаченное вами время, а работает на результат. Она не юлит перед клиентом: "Мы хорошо вас поучили?", а требует от него: "Выучись!" Она не удовлетворяется ни к чему не обязывающим: "Мы потренировались!", а настаивает на: "Мы научились!" И это вызывает у меня безусловное уважение.
 В Синтоне же ничего подобного - не было. Значит, это в Синтоне появиться - должно. И вскоре после этого в Синтоне появилась - Дистанция: методика управления самостоятельной работой по запланированному личностному росту.
 * Смотри следующую главу.
 Дистанция
 - Алиса замерзла! Чтобы всем высушиться, объявляю СТРАННЫЕ СКАЧКИ! Становитесь строго в беспорядке! Ну?
 - А куда бежать?
 - А куда хочешь!
 - А как мы узнаем, кто победит?
 - А как кто устанет, перестанет и высохнет, так он уже и победил.
 - Так все победят!
 - И замечательно!
 Алиса в Стране Чудес, видимо, имея в виду Дистанцию.
 Синтон глазами детсадовца
 Рассказ о Дистанции я начну все-таки издалека - так же, как я начинаю рассказ о ней приходящим в клуб новичкам. О, приход новичков и первые беседы с ними - это событие, достойное отдельной главы.
 Итак, первое и третье воскресенье каждого месяца на день открытых дверей в Синтон приходит новый народ. Осматриваются, интересуются. Более всего их интересует, правда ли, что Синтон - это Синтон, и получат ли они здесь то, что хотят. А что хочет народ? Набор достаточно стандартен:
 * расширить круг друзей,
 * получить приятный досуг,
 * порешать свои проблемы на тренингах (говорят, веселых),
 * поспорить с Козловым.
 Получат ли они это в Синтоне? Получат. Но если бы они знали, что их ждет на самом деле...
 Мне это очень напоминает то, как ребенок переходит из детского сада - в школу. Ребенок в восторге: "Ой, мы завтра пойдем в школу, я понесу портфель - новый! - мой портфель с настоящими блестящими застежками! А в школе мы будем рисовать карандашами и ручками, мне уже - дали!"
 Все правда, в школе они будут рисовать карандашами и ручками, и застежки у портфеля блестящие, дело только в том, что Школа - это все-таки совсем про другое. И задача учителя - начав с цветных карандашей, заинтересовать ребенка Школой, а в результате - поставить ребенка на учебу.
 Ребенок идет в Школу за одним, а ему дают совсем другое, существенно большее.
 * То, величину чего может понять только тот, кто Школу окончил.
 Все - правда, в Клубе новички получат и приятный досуг (море), и расширят круг друзей (до перебора), и с пользой потрудятся на качественных тренингах (устану перечислять тематики).
 * Вот с Козловым поспорить - получается редко. Потому что вместо споров быстро начинается совместный поиск и умная учеба.
 Но главное действительно в том, что Синтон даст пришедшим в него людям существенно другое, нежели они от него ждали. Синтон даст им - Школу. Школу жизни. И научит их учиться жизни самостоятельно.
 * Величину этого в полной мере может оценить только тот, кто Синтон прошел. И кто знает, что такое - Дистанция.
 А что это такое?
 Дистанция - это отрезок жизни, где человек по-настоящему выкладывается. Но одновременно и оказывается способным совершить что-то действительно стоящее.
 Если хотите, эпиграф
 Если коротко, то Дистанция - это специальная система упражнений, развивающая личность по следующим направлениям:
 * умение любить,
 * конструктивно-позитивное отношение к жизни,
 * общение и взаимоотношения,
 * физическое здоровье,
 * внутренняя свобода,
 * деньги и отношение к ним,
 * продуктивная жизнь.
 Какого рода даются задания? В качестве примера приведу упражнения первого курса (а всего на Дистанции их три). Итак:
 Упражнение "Если бы я тебя любил..."
 Я вас люблю!
 А может, не надо?
 1. Самым разным людям и вещам. Вы разговариваете с посторонним вам человеком, а если бы вы его любили - говорили (делали) бы так же? То же? С тем же чувством? 2. Себе любимому.
 Человек получает такой текст упражнения и далее думает, как он мог бы это "Если бы я тебя любил" выполнить. А также просто его выполняет, попутно разбираясь со своей душой, а также с целями и смыслами этого упражнения.
 Если бы это упражнение выполняли вы, я бы скоро задал вам следующие вопросы:
 Со сколькими людьми вы контактировали в течение дня? Скольких из них вы любили? Сколько времени конкретно? Почему вы думаете, что вы их любили? Как вы определяете, как вы узнаете, что вы любите какого-то человека?
 Понятно, что одна из задач упражнения - узнавать это состояние, состояние любви, узнавать настолько ясно и четко, чтобы позже в спорных житейских ситуациях не было разногласий: "ты любишь или нет". А также чтобы твоя любовь людей устраивала.
 * Я люблю человека, но возмущаюсь его поступками. А его это устраивает? А такая любовь действительно ему (и жизни) нужна?
 Вот семья. К мужу пришел друг, жена его облаяла, теперь мужу очень хочется ее укусить. А если бы он ее любил: что бы он сделал?
 * Более того: что бы хотел сделать? Как на нее смотрел бы, что бы к ней чувствовал, если бы - ее любил?
 Для нее муж - хороший человек, но в сексе неинтересен, и вечером ее больше привлекает телевизор, а не постель с ним. А если бы она его любила?
 * Здесь нет однозначного ответа, тем более что упражнение предлагает помнить и о любви к себе. Но упражнение предлагает про все это - думать.
 Или: ваш ребенок считает, что портфель очень напоминает футбольный мяч, а сервант с фарфором - ворота, и собирается бить пенальти. Защитив фарфор, вы хотели бы его же портфелем дать ему по голове, чтобы он начал соображать. А если бы вы его любили? А если бы вы одновременно любили еще и порядок?
 * И т.д. - жизнь щедра на подобные вопросы. Если бы она была так же щедра на ответы!
 Твоя любовь - это просто доброе (заботливое, ответственное) отношение к - или нечто большее? Есть ли ощущение общности, стремление к близости? Есть ли ощущение: "родное, мое, сердечное?", живое трепетное восприятие его, живого и трепетного?
 Что несет твоя любовь? Какой в ней смысл - тебе? тому, кого ты любишь? делу? вещи, к которой ты проявляешь любовь?
 Если ты любишь все и всех - ты живешь теперь в мире, наполненном любовью? В любимом мире? Как тебе теперь живется в таком мире?
 Вопросы для философствующих исследователей: если ты любишь все и всех - количество любви на каждого в соответствии с законом сохранения энергии стало поменьше? Или твоя любовь такая, что чем больше ты любишь всех, тем чище и богаче твоя любовь к каждому?
 И вопрос совсем вредный: если ты любишь все и всех - все вещи стали для тебя равными по значимости? Любить стало все равно кого?
 О любви к себе: можешь ли ты сказать, что ты себя любишь? Хочешь ли ты любить себя больше или по-другому? Как ты реагируешь на свои ошибки? Часто ли ты себя хвалишь? Как себя поддерживаешь в трудных ситуациях? Какие подарки ты готов себе подарить, чтобы душевно порадоваться?
 В твоей любви больше материнского (всепрощающего и безусловно принимающего) отношения или отношения требовательно-отцовского?
 * Когда ты проснулся, но не выспался, любить себя по материнской модели - это с удовольствием подарить себе еще полчасика на глазок. Любовь к себе по отцовской модели: подъем, контрастный душ, ледяное обливание, зарядка - и вперед!
 Хорошее упражнение, ей Богу!
 Упражнение "Внутреннее "Хорошо!"
 - Оценка умения быть счастливым?
 - Хор.
 Ошо.
 1. Что бы ни случилось, говори себе с внутренней улыбкой: "Хорошо!" На тебя кричат - "Хорошо". Ты кричишь - тоже "Хорошо". Все хорошо. Лады? 2. Внимательно просматривай свои дни и отмечай все ситуации, которые ты встречаешь негативом. Сколько их будет? Особенно значимый час проследи минута за минутой. Какую светлую сторону ты увидишь в этих негативах? 3. Что бы ты ни делал, делай это с прочувствованным удовольствием.
 На событии не записано, как тебе его переживать, и одна из задач упражнения - прекратить разыгрывать драматизации, превращающие события в Проблемы и Неприятности.
 * Смотри главу "Событие, его осмысление и способы его переживания".
 Все ли в жизни можно увидеть как "Хорошо"? Не стопорите себя этим метафизическим вопросом, не напрягайте себя сверх разумного,
 * типа детских страшилок "Вот если тебе отрежут уши, опустят в кипящее масло и будут щекотать",
 и пусть, по крайней мере для начала, ваше "хорошо" касается только штатных, обычных событий вашей жизни.
 Купил булочку с маком.
 * Хорошо?
 Булочка оказалась без мака.
 * Будем плакать?
 Один из секретов успеха здесь - развить внутреннее душевное "хорошо". При слабом внутреннем "хорошо" для реакции на мир "хорошо" требуется обоснование: "хорошо, потому что".
 * На дворе потекла голубая весна. Вечером приедет Аленка. Классно!
 Если же твое внутреннее "хорошо" окрепнет, оно будет идти из тебя всегда и свободно: хоть с обоснованием, хоть без. "Я жив. Хорошо!"
 * Ты жив - какие нужны обоснования еще?
 Упражнение можно считать отработанным тогда, когда позитив в происходящем видится сразу, а не задним числом, когда череду событий своей жизни ты по умолчанию встречаешь светлым "Хорошо", а уже потом, если будет нужда, можешь в обоснование искать плюсы.
 * Ну, а не найдешь - не расстраивайся, пусть твое "хорошо" живет и без важных обоснований. Пусть живет - просто так!
 Подсказка: будет легче, если последишь не только за своей душой, но и за своей речью. Исключи из нее слова "неприятность", "проблемы", "кошмар" и другие слова ужасов. Какие слова из позитивного ряда ты сможешь уместно использовать вместо этого?
 А что касается прочувствованного удовольствия... Мудрый Андрей Кнышев рекомендует: "Не спешите выбрасывать ржавый металлический матрац. Выбросите его медленно, с удовольствием".
 * Правильно!
 Вот и я предлагаю не торопясь, с правильным дыханием и с выражением прочитать и положить себе в душу вкусный кусочек текста из "Философских сказок":
 "У меня сегодня трудная работа. Эта работа требует творческого подхода и большого внимания. Но я от нее не устаю и люблю ее делать, потому что эта работа - делать себе удовольствие. Делать себе удовольствие - занятие не очень простое, особенно если без привычки. Но я справляюсь.
 Вот, например, я только что ел банан - и это было Событием. Я не просто поглощал его, откусывая, жуя и заглатывая, а ел и смаковал его С УДОВОЛЬСТВИЕМ.
 Вот я сел на стул. Совершенно не очевидно, что я не мог сесть криво или напряженно-скукоженно; но на этот раз Я СЕЛ С КАЙФОМ. Я сел так, что ПОЛУЧАЛ УДОВОЛЬСТВИЕ от сидения.
 * Тут два момента: то, что я ТАК сел, и то, что ПИЛ от этого удовольствие. А ведь иногда и сядешь удобно, а не заметишь... И - мимо кайфа.
 Я с удовольствием дышал.
 Удовольствие от этого действительно огромно - трудно только не забыться, не отвлечься.
 * Интересно, если этой работой я занят постоянно, если делаю ее мастерски и уже привычно, как мне не быть счастливым? И что мешает вам присоединиться ко мне? Покайфуем вместе?
 Мир - переполнен удовольствиями. Переполнен удовольствием воздух, дающий возможность мне дышать, переполнено удовольствием тело, такое живое, родное и близкое мне, переполнены удовольствиями цветные, объемные и звучные картинки мира, которые я наблюдаю и проживаю одну за другой... Удовольствия можно черпать горстями, если только не занимать свои руки и свою душу пыльной и пустой ерундой".
 Да?
 Упражнение "Тотальное "Да!"
 - Нет, ну вы согласны, что со всем соглашаться невозможно?
 - Да!
 Тотальное "Да!" вслух и про себя. Это не касается судьбоносных решений, но во всех штатных ситуациях научись искать в первую очередь то, в чем ты с человеком согласиться можешь. Дальше: снять уверенность, что ты мыслишь истинно, а другие заблуждаются, и заниматься не поиском правоты, а приобретением нового смысла для себя.
 Конечно, я избалован, но когда я слышу от собеседника: "Нет, ты прав!", мне это уже режет слух - от такого общения я уже, похоже, отвык. Это одно из первых правил, которому мы учим приходящих в Клуб: "Не торопись говорить: "Нет!" Ищи возможность сказать: "Да!" Причем для коллег-психологов с удовольствием сообщаю, что задача эта вполне реалистичная и достаточно скоро (ну, месяца два занятий) для учебно-тренинговой группы это становится такой же нормой жизни, как выражать свои эмоции без мата,
 * блин.
 Народ привыкает избегать "Нет" хотя бы потому, что с "Да" общение становится куда как эффективнее. Раньше они об этом читали у Карнеги и с ним спорили, а теперь они это проверили на себе и не спорят уже ни с кем. Не буду скрывать, что и мне, как ведущему, куда как удобнее работать с группой, которая настроена мне не возражать, а понимать то, что я до них пытаюсь донести.
 Тем не менее, специально вынесенное на Дистанцию, это упражнение становится не только средством лучшего взаимопонимания, а задает по-настоящему высокий уровень личностной культуры. Одно дело - просто выкинуть из своей речи формальное "Нет", заменив его, например, общераспространенной игрой "Да, но", другое дело - выработать внутреннюю привычку на поиск понимания другого, на принятие другого.
 * Он так говорит - переселись в его душу и пойми, почему он говорит именно так. С таким лицом, с такими глазами, с такой - жизнью...
 С тотальным "Да" трудно быть категоричным, нетерпимо настаивающим на исключительности своей правоты.
 * Да, я прав. И ты прав - я вижу твою правоту тоже!
 Человек становится - мягче. Человек становится - вдумчивее.
 Те, кто полюбил это упражнение (а в него многие просто влюбляются!), находят в нем почти эзотерические смыслы, переходя от "Да" конкретному собеседнику к "Да" миру и жизни в целом. Жизнь, ты даешь мне эту ситуацию, и я говорю тебе: "Да!" Я слышу тебя и принимаю тебя. Я принимаю пришедшую ко мне реальность.
 * "Это случилось" вместо: "Нет, ты не скажешь это! Это невозможно!" и других театрализованных заклинаний.
 Тем же, кто беспокоится о том, чтобы тотальное "Да" не стало бесхребетным "Чего изволите?", сообщаю факт: у того, кто хорошо отработал "Да", гораздо легче и тверже начинает звучать осознанное "Нет". Почему? Когда ваше "Нет" звучит редко, то, вдруг сказанное, оно звучит для собеседника куда как серьезнее. А для себя "Нет" говорится убежденнее, потому что ты привык взвешивать свои слова. Ты знаешь, что возможности для "Да" уже исчерпаны и отсутствуют, и говоришь спокойное: "Нет".
 * И можешь даже улыбнуться.
 Упражнение "Осанка и Улыбка"
 Подведите, подведите меня к нему,
 Я хочу увидеть ЭТОГО человека!..
 Вий
 Царственная осанка и сиятельная улыбка, на голове прямо-таки корона. Делай до тех пор, пока это не станет твоей новой нормой жизни.
 Очень короткое задание и очень большая работа, учитывая, что без соответствующего внутреннего настроя все это будет только создавать лишнее напряжение и вообще глупо. Царями нас не воспитывали, однако, и поэтому разогнуться, поставить голову высоко и идти, сияя своей царственностью, - для многих даже решиться попробовать такое может стать личным подвигом.
 Многим приходится объяснять, что царь имеет право занимать место. Не расталкивая других - царственно заполнять пространство: собой, своим телом, голосом, излучаемым светом и силой энергетики. Царь беседует как царь - не суетясь, уверенно формулируя свои мнения и желания, отдавая распоряжения и выражая, если сочтет нужным, недовольство.
 * Вы позволите, ваше величество?
 Самое интересное в этом упражнении - поиск необходимого внутреннего самоощущения, но это не только не исключает прямой работы с телом, а и предполагает ее. Потому что царская стать царственному самоощущению - помогает.
 Чтобы поставить себе правильную осанку, помогает любая прямая стена. Подошли, прислонились к ней затылком, расправили по ней плечи, поджали живот и приблизили к стене поясницу, после чего отошли от стены и походили, стараясь дышать и чувствовать себя естественно.
 Другой хороший способ - перенести вес тела на носки, подобрать ягодицы и поднять диафрагму так, чтобы появилось ощущение поршенька, столбиком распирающего изнутри грудную клетку в опоре на солнечное сплетение. Все, это вас держит, а вы можете расслабиться. Плечи свободные, вы энергичны, дыхание свободное.
 Чтобы голова держалась на гордой высокой шее, дома положите на голову маленький детский кубик или книжку небольшого формата и походите, чтобы с вас ничего не падало. Когда получится, запомните ощущение. На улице - смотрите на третьи этажи и постарайтесь оставить глаза на этом уровне.
 Итоговый тест: когда у вас царственная осанка и сиятельная улыбка, вы можете свободно идти в метро туда, куда хотите, пересекая любые потоки и ни с кем не сталкиваясь. Не потому, что вы умело лавируете в потоке, а потому, что люди уступают вам дорогу. Проверьте!
 * Если вы на голову наденете маленькую желтенькую корону, гарантирую, что люди будут перед вами просто расступаться.
 А для вас это будет первый нестандартный поступок.
 Упражнение "Отстройка от внешнего контроля"
 - Шура, блин, ну когда ты это сделаешь?!
 - Я тебя слышу.
 Максимум, что вы услышите в ответ на любое возмущение от моего друга А.С. Прутченкова
 1. Нестандартные поступки ("Соска", "Стихи в толпу") - но не через силу, а с воодушевлением, с духом свободы и озорства. Совершай эти добрые и веселые поступки до тех пор, пока вся жизнь не станет одним нестандартным поступком. Начинай жить не стандартно, а хорошо! 2. Будь, как обычно, прекрасным, но разреши себе быть Некрасивым: упражнение "Губа" (трудно для женщин) и "Накрашенный" (трудно для мужчин) и аналогичные. Порой будучи для людей странным или уродом, все равно держи внутреннее ощущение своей красоты. 3. Проследи, как близкие и разные люди пытаются управлять твоей жизнью, и научись обрывать ниточки, которыми они тобой управляют.
 Если на улице ветер бьет тебе в лицо, лучше оставаться дома, но если тебе надо идти, пусть тебя не остановит этот ветер. Если общественное мнение считает правильным жить "так" и осуждает поведение другое, лучше жить так, как считает общественное мнение, но если когда-то тебе понадобится сделать что-то свое, пусть тебя не остановит общественное мнение.
 Твоя задача - научиться относиться к мнению окружающих, как к погоде: учитывать и иметь в виду, но не более, оставаясь свободным в выборе своего поведения.
 Как на тебя будут смотреть, если ты начнешь на улице сосать соску (детскую пустышку)? "Дурак!" (мягче - "Странный"). Что про тебя будут думать, если ты на остановке начнешь (просто так) громко читать хорошие стихи? "Сумасшедший!" Как отнесутся к накрашенному, как женщина, мужчине (упражнение "Накрашенный")? "Извращенец". Как оценят женщину, у которой приподнята верхняя губа и обнажены зубы и десны (упражнение "Губа")? "Уродка".
 Все верно, но эти обзывалки были страшны тебе в детстве. Что тебе до них сейчас? Чтобы преодолеть детскую зависимость от мнений окружающих, придумай для себя и научись совершать нестандартные поступки (по всем темам: "Дурак", "Сумасшедший", "Извращенец", "Урод" и аналогичные), но не через силу, а с воодушевлением, с духом свободы и озорства.
 * И ощущая себя внутри потрясающе умным, славным и красивым.
 Если сильно страшно, легче начать делать нестандартные поступки с внутренним оправданием: "Это не просто соска, это врач прописал для исправления прикуса!" Стихи в толпу - я не дурачусь, я студент драмкружка и тренируюсь. Когда почувствуете себя уверенно, какие-либо оправдания вам будут уже не нужны.
 * Перед кем - оправдываться? За что - оправдываться?
 Изначально цензура - всегда внешняя, но в каждом из нас живет ее внутреннее представительство, из-за чего приходится различать "нестандартное для меня"
 * поступки, которые вы нормально принимаете, когда их делает кто-то другой, но которые себе делать не позволяете. Например, находясь в добром здравии, попросить друга сделать вам бутерброд и сварить вам кофе.
 и "нестандартное для людей".
 * Поступки, которые вы легко сделаете наедине с собой или в хорошей компании, но затруднитесь воспроизвести на людях. Например, снять ботинки, потом носки и задумчиво пошевелить пальчиками ног. Вы не пробовали сделать это в метро?
 Как только не развлекаются дистантники! Водят хороводы на улице, задушевно распевая "В лесу родилась елочка", раздают деньги в вагонах метро: "Простите, люди добрые, что мы к вам обращаемся. Мы сами не местные, возьмите, кто сколько сможет!"
 * Деньги, правда, мелкие, но народ брать побаивался все равно.
 Совершать нестандартные поступки можно и в офисе, на работе. Вот Света перед обедом устроила "разминку" - игру в волейбол воздушным шариком. Сначала народ подумал, что главный бухгалтер сошла с ума, но скоро играли уже все.
 Саша развлекался более круто: рядом с табличкой на своей двери "Начальник отдела Александр Шмаков" он аккуратно подписал: "Спит". После обеда "Спит" изменил на: "Проснулся", а пришедшего коллегу встретил приветствием: "Гав!"
 * Сашин комментарий: "Я это делал на работе, потому что с незнакомыми легко все".
 Тем не менее, на наш взгляд, в этом упражнении нет задачи напрягать своих ближних и ставить под вопрос свою репутацию на работе, поэтому эти тренинги лучше делать там, где тебя не знают.
 Показатель "выполненности" упражнения - не обязательно полное отсутствие барьера перед чем-то. Важно, чтобы всегда, когда надо, ты делал то, что надо; чтобы барьер "что люди скажут" и отсюда "мне трудно" не менял направления твоих действий. Соответственно, вести себя нестандартно должно быть достаточно легко.
 Последнюю часть упражнения: "Проследи, как близкие и разные люди пытаются управлять твоей жизнью, и научись обрывать ниточки, с помощью которых они тобой управляют" хочется прокомментировать отдельно. Этих ниточек так много, что я решил не отдавать все на самостоятельный поиск, а самые типичные собрать в текст симпатичного плаката:
 ЗАЩИТА ОТ ДУРАКОВ
 И НЕКОТОРЫХ БЛИЗКИХ
 Есть много желающих управлять твоей жизнью, и есть много способов подчинить тебя чужому контролю, но если тебя чей-то контроль не устраивает, ты можешь от него отстроиться. Для этого, когда тебя просят, когда тебя спрашивают, когда от тебя ожидают или требуют, но ты прямо не должен:
 * Не объясняй и не оправдывайся. У тебя нет обязательства, чтобы тебя все понимали и считали хорошим.
 * Не ищи обоснования своих решений, если их у тебя нет. Ты можешь делать, что ты решишь, и без обоснований. Тем более ты не обязан быть для кого-то логичным. У каждого своя логика, кроме того, у тебя есть просто право делать то, что тебе хочется.
 * Не вешай на себя чужие проблемы. Ты можешь помочь, если захочешь, но у тебя могут быть и другие планы.
 * Не держись за принятое тобой решение только потому, что ты это сказал. Если захочешь, разреши себе передумать и принять более устраивающее тебя решение.
 * Ты не обязан догадываться о том, что тебе прямо не сказали. Если им нужна твоя помощь, пусть скажут - какая конкретно, и ты, возможно, это сделаешь.
 * Ты не обязан догадываться о своих ответах, которые кого-то устроят. Если им нужен определенный ответ, пусть скажут - какой, и ты, возможно, им его дашь.
 * Ты не обязан сопереживать переживающему собеседнику. Он хочет переживать так, а почему ты должен подключиться к его выбору? Ты не обязан кормить его радостями. Ты не обязан поддерживать его в печали. Ты можешь это делать, когда сочтешь это нужным сам.
 * Ты не обязан развиваться и совершенствоваться вообще, тем более в том конкретном направлении, которое тебе навязывают. Маршрут своей жизни ты имеешь право прокладывать сам.

<< Пред.           стр. 17 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу