<< Пред. стр. 18 (из 19) След. >>
* Ты не обязан быть для кого-то хорошим и добиваться чьего-то одобрения. Не обязан реагировать на чье-то неодобрение просто потому, что кому-то этого хочется.Ты имеешь право руль своей жизни взять в свои собственные руки - так же, как и отдавать его кому-то, когда тебя это в силу каких-то соображений устраивает.
* Вот. Конец плаката.
Классные установки! Только когда я представил, что они висят в моем Центре на Первомайской и их синтоновцы берут на вооружение,
* против кого?
я вздрогнул и понял, что они нуждаются как минимум в некотором завершающем комментарии. Что я и сделал следующим образом:
Хорошие правила? Только продумай, где ты будешь ими пользоваться, а где и с кем защищаться смысла - нет.
Упражнение "Учет денег"
Не учите людей жить, лучше помогите материально.
Эллочка-людоведка
Личный финансовый учет и финансовая дисциплина. 1. Научись видеть каждый приход и уход денег: деньги пришли - с каждой купюрой поздоровался, деньги уходят - попрощался. Денег "мелких" - нет! Для начала обязательна письменная фиксация, причем сразу же. 2. Четко, детально спланируй свой бюджет на неделю (раздел "непредвиденные расходы" минимален и предусмотрительно разбит на четкие графы: какие конкретно непредвиденные?) и выполни его без "коррекций" (которые указывают, что планируешь ты - плохо, и соблазнить тебя - легко). Делай это до тех пор, пока не поймешь, что планировать и выполнять свой план ты умеешь.
Это упражнение годится для выполнения без всяких комментариев.
* Впрочем, если вы никогда всерьез планированием своих личных расходов не занимались, могу предложить разумную схему "70/30": в соответствии с нею 70% проедается, 10% идет на развитие себя и бизнеса, 10% на сбережения, 10% - благотворительность.
Упражнение "Учет времени"
Одна стоишь ты у ворот,
Одетая вся в белое.
Пустынно все, молчит народ.
А ты стоишь, что делая?
Велемир Хлебников под впечатлением дистанции
1. Живи с внутренними часами и, что бы с тобой ни происходило, веди письменный подробный учет времени с регистрацией сухого остатка. Потрачено - получено. 2. Отслеживание своих мыслей, ощущений и чувств. Бери короткий отрезок времени (минут пять) и наблюдай все, что ты думаешь, ощущаешь и переживаешь. Научись делать это всегда, когда тебе нужно. 3. Научись планировать свой день и свою неделю - и в срок выполнять намеченное. Будильник выбрал поставить на 7.00 - встаешь в 7.00. Или ставь будильник на другое время.
Одно из центральных понятий в этом упражнении - это "Поток". Что это такое?
Надо было позвонить по делу, и она потянулась рукой к телефону, но тут ее взгляд остановился на кофточке, которую надо было срочно повесить в шкаф... ... ...Через час она задавала себе вопрос: "Почему я так и не позвонила? Где я была? Что я делала?" Разбиралась с одеждой, решала, что делать с юбкой, переложила белье в другое отделение, в старой газете прочитала заметку... Она была в Потоке, все происходило, но ее, сознающей жизнь и управляющей своей жизнью, - не было.
Поток - это наша совершенно реальная, с речью и поступками, но тем не менее проходящая вне нашего сознания и контроля жизнь. Бессознательный поток жизни. И главная задача упражнения - научить человека выныривать из Потока.
* Или, точнее, отражать его на ленте Времени.
Где бы и с кем бы я ни был, что бы я ни делал, я всегда вижу (справа и наклонившимися ко мне немного сверху) Часы Жизни: я иду, говорю, ссорюсь, а они всегда, секунда за секундой, час за часом передвигают свои стрелки. Внизу, подо мной, бурлит Поток моей жизни, катит горбатые волны-события, а слева - есть бережок, важный для меня бережок... На бережке - то, что оставляет за собой Поток жизни, то, что оказывается Сухим Остатком от разговоров и передряг, от страха и творчества. Конечно, хочется, чтобы этим твердым остатком оказывались не куски слипшейся грязи, которая позже высохнет и превратится в пыль, в ничто.
* Или останется грязью, уродующей жизнь.
Что бы я ни делал, количество Добра в мире должно увеличиваться.
Помните рассказанную в Евангелии притчу о слугах, которые получили таланты73 от своего хозяина? Кто-то свои таланты преумножил, а кто-то их в землю зарыл.
* По-разному отнесся Хозяин к слугам своим, но дело, по-моему, вовсе не в наказании, а просто ленивым дураком быть - не хочется...
Для меня эта притча - реальность. Моя Хозяйка, Жизнь, дала мне Талант и отпустила некоторое Время Жизни. Как я отчитаюсь перед ней? Как я использовал отпущенное мне время? Что я создал, на что использовал свой Талант?
А теперь - конкретика упражнения. Если вы вели учет времени традиционно: "8.06 - автобусная остановка; 8.12 - автобус; 8.22 - ст. м. "Медведково" - вы фиксировали время, но упускали то, что за этим временем стояло.
* Что мир тебе давал с 8.06 по 8.12, когда ты стоял на автобусной остановке? Что ты делал, что ты из мира брал? Что получено?
Чем подробнее и чем более про результат будет учет, тем лучше. К примеру, вот запись: "15 минут - трудный разговор". Хорошо, но что было у вас в эти 15 минут? Более подробная запись будет, возможно, такой: "1-я минута - ритуальные фразы, взаимная настройка. 5 минут - он наезжал, я собирал информацию. 3 минуты - я перехватил инициативу и дал отпор. 1 минута - он пыхтел, я смягчал ситуацию. 2 минуты - мои предложения. 1 минута - торговля. 1 минута - вроде договорились, я поторопился расстаться".
* Есть? Не совсем...
Важно вести не просто учет потраченного времени, но и его результат, итог, к учету действий нужно добавлять фиксацию результата. Например, так: "1-я минута - ритуальные фразы, взаимная настройка. (Есть! Контакт почувствовал!) 5 минут - он наезжал, я собирал информацию. (Наезд я отбил, но мотивы наезда так толком и не понял). 3 минуты - я перехватил инициативу и дал отпор. (Он остановился, но теперь пыхтит.) 1 минута - он пыхтел, я смягчал ситуацию. (Не получилось.) 2 минуты - мои предложения (сформулировал, он услышал). 1 минута - торговля (думаем...). 1 минута - вроде договорились, я поторопился расстаться".
* Все? Можно выдохнуть?
Можно выдохнуть и приступить к обработке полученных результатов, потому что самые главные вопросы и результаты впереди.
* А именно, что значат для меня результаты этого разговора? Как я этот разговор теперь использую? Что мне теперь нужно в связи с ним сделать?
Так, на мой взгляд, расшифровывается первый пункт задания "Учет времени": "Живи с внутренними часами и, что бы с тобой ни происходило, веди письменный подробный учет времени с регистрацией сухого остатка. Потрачено - получено".
И разрешите на этом остановиться: чтобы узнать, что такое Дистанция, ее надо проходить самому, вживую, а не читать о ее прохождении кем-то. По этой же причине не привожу заданий второго и третьего курса Дистанции: секрета в них никакого нет, но Дистанция создана не для любопытствования, а для практического освоения.
* За что я ее и люблю.
Правила ведущего Дистанции
Дистанция без ведущего - это ничего. Это самообман.
Григорий Жуков, тоже великий полководец
Чтобы представить дух Дистанции и принципы ее учебного процесса, лучше всего, конечно, поговорить с дистантниками и поприсутствовать на работе в мастерской.
* И то и другое состоится, скорее всего, совершенно бесплатно.
Если по какой-либо из многочисленных причин приехать в Синтон для вас пока затруднительно, стиль и принципы работы ведущего можно тем не менее представить, ознакомившись с Правилами ведущего Дистанции. Правила были выработаны самими ведущими Дистанции для своего же внутреннего пользования и говорят о том, что:
1. Ты имеешь право учить только тому, что умеешь и делаешь сам.
* Исключение: ты имеешь право учить тому, чего сам не умеешь, в том случае, если ты этому активно и успешно учишься, и вы, по сути, учитесь вместе.
2. Работай только с теми, кто работать может. Кто ведет себя так, как будто он нуждается в психотерапии, с Дистанции снимается.
* Методическая подсказка: некоторым мешает внутренний затык "Ну я же не такой!", тогда им можно предложить режим: "А если бы ты был?" Да, ты не царственный, это твоя внутренняя правда, но поиграй (минуту, час, день или ближайшую жизнь) в "А если бы я был царственным?"
3. Мотор Дистанции - дистантники, а не ты, и за них работать не надо и неправильно. Работают, проявляют инициативу - они, ты только помогаешь им в их работе.
* Твоя главная им помощь - творчески нагрузить их дополнительной, лично нужной им работой. И спросить за выполнение.
4. Ты лично отвечаешь за тех, с кем работаешь, и выпустить можешь только качественный продукт.
* Поэтому, кто на Дистанции не работает, а рассказывает, почему она неправильная, совершенно правы, но к Дистанции они отношения не имеют и упражнения им не засчитываются.
5. Твоя забота, чтобы смысл каждого задания, каждого упражнения был предельно - глубоко и полно - понятен дистантнику. Когда глубоко понимаешь смысл, упражнение начинает работать само. Помоги в этом!
* Однако, если ты встречаешься с упрямой игрой: "Я не понимаю смысла этого упражнения!", не напрягай себя, а напряги товарища: "Не понимаешь - жаль. Ищи понимание. У других получается понять, они работают. Над чем они работают? Выясни, доложи".
6. Ориентируй на интенсивную работу. Не тот дистантник, кто на Дистанции, а тот, кто на Дистанции работает. На велосипеде можно крутить педали, набирая скорость, можно просто катиться на скорости по инерции, можно с велосипеда упасть. Упал - сошел с Дистанции. Катишься по инерции, пусть и на хорошей скорости, - находишься на Дистанции. Крутишь педали - на Дистанции работаешь. От дистантников требуется именно третий режим - режим интенсивной работы. Поэтому пусть человек включится в работу по-настоящему или пусть занимается другими развлечениями.
* Чтобы перепрыгнуть через забор, нужно сильно оттолкнуться от земли один раз. Если ты будешь сто раз отталкиваться слабо, ты сто раз будешь влетать мордой об забор.
7. Кроме лени, работе часто мешает склонность к психологическому анализу. Славный человек может часами и днями размышлять о причинах, мешающих ему получить настоящий результат, о глубоких внутренних травмах и трудных воспоминаниях детства - вместо того чтобы просто занять себя работой и получить результат. Предложи ему оставить психологню и заняться делом.
* Это не значит, что нужно всегда тупо ломиться вперед, не глядя, дверь тут или стена: внимательный аналитический взгляд нужен, но какова мера, каково соотношение? Пятнадцать минут на размышления, час на работу - предпочтительнее, чем час на размышления, пятнадцать минут на работу.
8. Не пропускай деклараций, требуй фактов. Если дистантник пишет пламенное воззвание к самому себе или с восторгом декларирует, во что он всей душой верит, - это здорово, это начало результата, но нужен сам результат: фактический образ жизни дистантника, проявляющийся в том числе и в мелочах.
* Не "Я полностью согласен, что за свои душевные настроения и состояния отвечаю только я сам!", а: "За прошедшие сутки, кроме обще-светло-делового фона, у меня были: одна обида минут на десять (счел разумной и разрешил), две минуты раздражения (прокол, в причинах разобрался) и три коротких выстрела ненавистью (размышляю)".
9. Ищи возможность работать с дистантниками на позитиве. Да, задача тренера - показывать дистантнику его еще не преодоленные слабости и недоработки, но не только и не столько в этом работа тренера. Уличив, обычно вызываешь только боль и желание защититься. Важнее показать сильные стороны и достижения человека, воодушевить возможностью, вызвать желание.
* Такое же живое и искреннее, как у ведущего, - работать с дистантниками.
За что я люблю Дистанцию
Люди приходят к вам за помощью, а вы им помощи не даете.
Вот
Из всех видов психологической работы я как ведущий больше всего люблю именно Дистанцию. Почему?
Первым делом, потому, что на Дистанции работает народ, а не я. К нормальному занятию готовится ведущий, а дело народа - только прийти. "Я принес себя! Ура мне, можете, так и быть, со мной работать!" - такие настроения членов группы знакомы многим коллегам-психологам. На Дистанции же - дело совсем другое, и к каждой встрече готовится народ, а не я, ведущий. Трудились, как пчелки, всю неделю, а теперь свои восхитительные результаты на рассмотрение всему честному народу преподносят.
* А мы их рассматриваем. Чем-то восхищаемся, что-то критикуем, при необходимости подсказываем. И, чаще всего, подсказываем, какие дополнительные нагрузки в этом упражнении можно еще для себя раскопать.
Дистанция предполагает, что человек пришел сюда трудиться. Редко, но бывает, что новичок на Дистанции сообщает: "Вы знаете, у меня не получается!" - и смотрит на ведущего жалобными (то есть требовательными) глазами.
* То есть сделайте за меня ту работу, которую я не сделал!
Он ожидает, что ведущий, как добрый психолог, начнет проявлять свою профессиональную квалификацию, устраивать ему психотерапию и так далее крутиться вокруг него. А человек будет оценивать: "Успешно крутится вокруг меня психолог или нет? Он во мне уже все сделал или пусть еще покрутится?"
Если это называется нормальная психотерапия, то на Дистанции этого разврата мы не допускаем.
* Надеюсь.
За что я еще люблю Дистанцию, так это за возможность растить новых ведущих. Это долгое время действительно было проблемой: в тренинговой группе появляется звездочка, яркий и сильный человек, тем более вдруг это студент-психолог, и он хотел бы тоже стать ведущим, но - где и как это сделать? Брать и пытаться вести Синтон-программу - можно, но если рядом Козлов, народ пойдет к нему, а не к тебе, но тогда - на ком учиться? Как начинать? Что делать?
* И люди чаще всего - терялись... Хорошие люди!
Теперь же каждый толковый человек имеет совершенно реальную возможность начать в Синтоне самостоятельную психологическую работу. Если ты на Дистанции работаешь успешно, у тебя всегда есть неформальная возможность оказываться помощником ведущего. Далее, прошел Дистанцию сам (успешно сдал хотя бы первые два курса) - пожалуйста, набирай мастерскую свою, желающих всегда много, особенно если ты работаешь бесплатно.
* И именно поэтому у нас многие мастерские по Дистанции - бесплатные. И это как раз тот случай, когда бесплатная психологическая работа себя оправдывает полностью.
Да, поскольку речь идет о деньгах, то я люблю Дистанцию еще и за то, что она не требует специального помещения и, соответственно, можно работать на квартирах, не тратя денег на аренду.
* Правда, народ все равно предпочитает собираться в Клубе: видимо, его стены становятся родными, плюс дома больше дюжины людей привечать хлопотно, а в Клубе уместятся все.
Кстати, если народа в мастерскую начинает приходить много, их разумно организовать в несколько кругов: кто сегодня с отчетом и собирается что-либо сдавать, садятся в самый узкий круг, ближе всего к ведущему. За ними второй круг: люди с отчетами, но сегодня ничего не сдают.
* Хотя поделиться успехами и разными чувствами здесь желающих также много.
А самая галерка - те, кто сегодня без отчетов.
* Что за безобразие? Соответственно, и слово им дается в последнюю очередь.
Насколько я понимаю, Дистанцию люблю не я один, и с тех пор, как она появилась в Клубе, существенно стал меняться сам Клуб. Многие идут сразу на Дистанцию, минуя собственно тренинговые группы,
* правда, я не уверен, что они совершенно правы,
большинство народа просто не представляет: "А как же Синтон - и без Дистанции?"
При этом, что касается новичков, то, как правило, на Дистанцию я загоняю народ насильно. Условие простое: хочешь заниматься в тренинговой группе у Козлова - вставай на Дистанцию, потому что мне бестолковые и беспомощные не нужны. Народ кряхтит, но работать начинает. А попозже начинают говорить: "Спасибо!" и превращаются в настоящих дистантников.
* Тех, про которых говорят: "Настоящий дистантник - это такой маньяк, который при сдаче упражнения просит дать ему еще дополнительные задания, чтобы еще подольше не закрывать упражнение".
Результаты
Выработалась твердая привычка вести учет времени, вижу и четко отслеживаю все, что происходит со мной и вокруг меня. Упражнение считаю выполн....
Записка попавшего под трамвай
В настоящее время является фактом то, что все самые сильные члены московского клуба "Синтон" проходят Дистанцию, и все, кто проходит Дистанцию, отмечают ее исключительную эффективность.
* Но и трудность: работать приходится действительно. Много работаешь - много и получаешь, так что чудес нет.
Было бы просто удивительно, если бы Дистанция не работала, поскольку это не какое-то оригинальное изобретение психолога Козлова, а совершенно традиционный, то есть изобретенный за многие столетия еще до нас, способ самостоятельной личностной работы. Так работал над собой Франклин Рузвельт, так же методично работают члены секты методистов74, на этих же принципах основана профессиональная подготовка в различных бизнес-центрах75. Все эти системы отличаются друг от друга только тем, что конкретно отрабатывается в том или другом учебном курсе, какие конкретно задания и упражнения получает человек для самостоятельной отработки, а также насколько жестко отслеживается действительное выполнение предложенных на отработку упражнений.
В этом отношении Дистанция как методика управления самостоятельной работой по запланированному личностному росту имеет ряд достоинств. В первую очередь это наличие мастерской - и ведущего, отслеживающего работу вставшего на Дистанцию человека. Многие уверенные в себе люди утверждают: "Мне мастерская и ведущий, наблюдающий за мной, не нужны. Я работаю для себя, и в сдаче упражнения кому-либо - не нуждаюсь". Наши наблюдения говорят о другом: мастерская и ведущий - нужны, и если у человека не болит самолюбие на тему "вот меня экзаменуют", то наличие внимательной и требовательной к нему компании результативной работе только способствует. И если человек работал качественно, инициативно и творчески, то сдача им упражнения происходит не как экзамен, а как подарок от сдающего; происходит увлекательный и нужный всем рассказ, как это упражнение, оказывается, можно богато и со смыслом вставить в свою жизнь.
Что касается содержания обучения, то Дистанция сильна, в частности, своей системностью: тем, что каждое выполненное упражнение оказывается связанным с предыдущим и поддерживает последующее.
* Каждое упражнение хорошо и полезно само по себе, но, взятое в отдельности, - не бронебойно. А вот все семь упражнений первого курса - это уже бомба.
Тотальное "Да", "Хорошо" и "Если бы я тебя любил" теснейшим образом поддерживают друг друга и быстро сливаются в нечто единое, тепло светящееся в бодром дистантнике, Нестандартные поступки открывают дорогу для личностных изменений, Учет личного времени позволяет свою жизнь видеть детально, а пункт Деньги воодушевляет серьезностью намерений. В результате по-старому жить - уже, похоже, не получается. Люди растут быстро и по-настоящему.
* Хорошо!
Тем не менее, все ли результаты Дистанции оказываются явно положительными? Диалектика - вещь иногда жутко противная, и согласно ей самые большие достоинства Дистанции оказываются одновременно ее самыми серьезными минусами.
Коллеги, вы же прекрасно знаете, что если человек меняется, его отношения с близкими могут не улучшиться, а совсем даже напротив. При всех недовольствах и ругани люди были притерты друг к другу, так или иначе они были нужны такими, какие они есть: с привязанностями, слабостями и болью. А если уходит это, с новым человеком надо строить новые отношения, и это устраивает не всех. Итак: не всегда, но часто при сильной работе на Дистанции отношения с близкими (родителями, мужем или женой) могут серьезно испортиться. И к этому надо быть готовым.
* В том числе и ведущему.
С другой стороны, если я расту, то другие становятся меньше. И те, кого я ранее любил и уважал, могут становиться для меня - другими. Иногда - не такими интересными, как прежде, иногда - просто чужими... Цитата из отчета Лары, дистантницы и ныне ведущей мастерской:
"Вообще-то, Николай Иванович, Вы поступили нечестно по отношению к нам, не предупредив, что в выборе спутников жизни мы (то бишь, дистантники) будем сильно ограничены (впрочем, есть у меня подозрение, что Вы сами об этом не очень-то знали). Мы с Лелькой подумали и решили, что мужчины, не имеющие навыков хотя бы 1-го курса Дистанции, нам в мужья никак не подойдут".
* Вот так-то.
Как к этому относиться, рассматривать это как личную потерю или приобретение, решить может только сам человек для себя. Для меня же в Дистанции, наверное, главное все-таки другое: не то, что люди действительно (очевидно для себя и для других) личностно вырастают, а то, что они -
научились расти.
Главное
Моя практика, мой опыт говорят о том, что обычные, нормальные люди толково работать над собой не умеют. Соглашусь, что у многих, у большинства (приходящих в Синтон) есть настоящая тяга к личностному росту - есть! - но тяга вовсе не означает - умения.
* Вот моя Танюшка тянется сейчас разливать чай. Разлить-то она разольет, только не в чашки, а на себя.
Конечно, и без всякой Дистанции люди, приходящие в Клуб, быстро и сильно растут: становятся личностно свободными, эмоционально защищенными, вырабатывают более определенные и более высокие жизненные ценности. Они растут - но за счет чего? Занятия Клуба оказываются богатой почвой, ведущие - видимо, Солнышками, и люди, как стебельки, - растут. Пока их - выращивают и чуть ли не тянут. А сами работать над собой - нет, синтоновцы (как правило) не умеют, потому что мы их этому ранее, до Дистанции, не учили.
* Более того, разрешите отвлечься: внимательно просматривая висящий у меня на стене большой список "Психологические центры Москвы", я не могу назвать ни одного центра, где этому учат... Скорее, я не знаю. Наверное, умные люди этому где-то все-таки учат. Обязательно учат!
Итак, я не ставил себе задачу научить этому людей, но вдруг я столкнулся с таким результатом: первый курс Дистанции ты людей тащишь, они шатаются и скрипят -
* сопротивляются (сами себе), избегают (сами себя), удивляются успехам, боятся неуспеха,
но если они выдержали и результаты получили - заработали! - то далее твоя роль, как ведущего, становится минимальной. Ты присутствуешь в роли в основном контролера-консультанта, иногда - в роли звездочки (нет, давайте напишем: "в роли ориентировочного столбика", чтобы не зазнаваться), а человек уже спокойно и эффективно работает сам. Ставит цели (конкретно и позитивно), настраивает мотивацию (формулирует свои смыслы, просматривает возможное внутреннее сопротивление, подключает ресурсы), намечает необходимые этапы (характерно, что он их уже знает) и - просто начинает работать.
* Он это - уже умеет!
Основные принципы грамотной самостоятельной работы с упражнениями мы сформулировали в Памятке дистантника: это то, к чему дистантник приходит сам, рано или поздно. Но очевидно, что лучше прийти к этому - пораньше.
Памятка дистантника, или
Как работать над упражнениями грамотно
Бросая камешки в воду, наблюдай круги, ими образуемые, иначе твое занятие окажется пустым времяпрепровождением.
Козьма Прутков
Нагрузи себя разумно.
Сколько упражнений взять себе в работу на эту неделю? Разумнее всего - два: одно ударное (центральное) и одно длительное, которое можно и нужно готовить в фоновом режиме. С одним упражнением иногда скучно, и бывает нет условий его выполнять, а если возьмешь на себя сразу много, идет перегруз и не делаешь толком вообще ничего.
В каком режиме работать? Рекомендуем - интенсив. Работа вялая и редкая (пять вялых минут в день) есть только трата времени и формирование убеждения, что "у меня ничего не выйдет и Дистанция не для меня". Работа же сильная, жесткая, энергичная (шесть-восемь часов в день) - формирует действительный навык, дает настоящий твердый результат и ощущение успеха.
С какого упражнения начать? Некоторые начинают с самого для себя легкого - для разогрева и разгона, чтобы сделать и получить ощущение успеха. Другие - с самого трудного, чтобы с налету справиться и потом вознаградить себя более легкой и приятной работой. И та и другая тактика по-своему разумна, но мы чаще рекомендуем совершенно беспроигрышный вариант: начать с упражнения "Тотальное "Да".
* Как минимум вы после этого сразу начнете слышать окружающих. А не только им возражать. Да?
Сформулируй результат позитивно и утвердительно.
Начинающие часто ставят себе задачи, формулируя их негативно: "мне не надо говорить нет", "не хочу находиться в потоке времени", "не хочу болеть, поэтому..." и т.д., по принципу: "Что я не хочу". Продуктивнее формулировать свои задачи утвердительно, через "Я хочу", видя позитивный результат. Вместо "Я хочу не сутулиться и не иметь мрачного выражения лица" лучше сформулировать "Я хочу иметь царственную осанку и сиятельную улыбку".
* Как, собственно, и формулируется в изначальном задании.
Искомый результат должен зависеть только от тебя.
Ставить задачи перед собой надо только такие и так, чтобы результат полностью зависел от тебя самого. Если в упражнении "Хорошо" для своего внутреннего "хорошо" ты поставишь задачу, чтобы на тебя перестала постоянно орать твоя мама, ты, очевидно, мало чего добьешься: мама находится вне твоего контроля. А что в этом задании зависит от тебя? Что ты можешь сделать наверное в первую очередь с собой, что ты захочешь изменить в себе, чтобы в твоей душе "хорошо" возникало чаще? Необходимо сфокусировать внимание на том, что ты можешь сделать, как ты будешь ответственен за достижение результата. "Хочу быть внутренне свободной, но надо изменить мужа, а то он..." Ошибочка, мужа вычеркиваем. "Что я должна сделать, чтобы быть более внутренне свободной?"
Определи четкие критерии достижения результата.
Чтобы знать, что ты результата добился (или пока нет), ты должен иметь четкие критерии его достижения. Результат должен быть проверяем, выражен в чем-то очевидном или реально ощутимом. Ты хочешь иметь царственную осанку? Встань так, как ты будешь стоять с такой царственной осанкой, покажи ее себе и другим - и запомни это свое состояние. Есть! Это твое тестовое состояние. Когда, выполняя упражнение, ты поймешь, что достиг тестового состояния, значит, упражнение выполнено.
Разберись с возможным внутренним сопротивлением.
Все ли в тебе новом тебя полностью устроит? Если в тебе будет что-то протестовать, твой успех окажется под вопросом. Поэтому в первую очередь уточни задачу так, чтобы результат был для тебя полностью приемлемым. Определи границы приемлемости. Отрабатываешь "хорошо" - ты ставишь задачу его иметь всегда, везде и со всеми? Ну-ну... Также "Если бы я тебя любил" - всех, везде и всегда? Разберись и уточни.
Второе - разберись, как достижение желаемого результата повлияет на твою жизнь. Не потеряешь ли ты чего-либо ценного? "Я хочу отказаться от пустых развлечений". Классная задача, но не потеряешь ли ты что-нибудь для себя действительно ценное, отказавшись от пустых развлечений? Не будет ли какая-то часть твоей души против этой цели? Если потери окажутся тебе небезразличны, может быть, ты сможешь получить потерянные выгоды другим путем? Только полностью разобравшись в этом вопросе, ты не станешь сам себя тормозить в работе.
Разберись с реальными препятствиями.
Что мешает тебе достичь желаемого результата уже сейчас? Чтобы не пугаться вообще непонятно чего, четко представь, разложи по полочкам, пропиши основные препятствия и пути их обхода. Обрати внимание: для многих твоих действий никаких препятствий нет, и их можно сделать сразу.
Сколько готов платить за?
За все нужно платить. Сколько сил и времени ты готов потратить для достижения результата - и, кстати, для поддержания его? "Я хочу вести здоровый образ жизни". Во что тебе это станет, и устроит ли это тебя?
Сделай результат себе вкусным.
Замотивируй себя. Ты действительно захочешь работать, если хорошо увидишь, поймешь и прочувствуешь, сколько тебе даст выполнение этого упражнения, какой в нем окажется для тебя реальный смысл. Поэтому все свои будущие выгоды выложи и поставь перед собой, чтобы твой труд был быстрее вознагражден.
Четко договорись с собой, что ты где будешь делать и когда. Увидь свою будущую работу.
Если тебе надо утром встать рано и легко, детально представь заранее, как ты просыпаешься, как ты потягиваешься, как не хочется вставать, что ты будешь думать про: "А ведь можно сейчас и не вставать" - и четко, конкретно, детально представь и прочувствуй заранее то, что ты в этой ситуации сделаешь. То есть встанешь - легко.
Первый шаг/шаги.
Когда конкретно и какой будет твой первый шаг? День, час. Кстати, может быть, ты сделаешь все (или хоть что-то) прямо сейчас? Уже - сделал?
КАК ПИСАТЬ ОТЧЕТ: ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ
Итоговый отчет обычно предусматривает следующие основные пункты:
* Чего я ожидал от выполнения этого упражнения? Зачем я начинал его делать?
* Чего я боялся? Имел ли внутренние протесты, какие? Что я с этим сделал?
Сколько времени (дней) и сколько часов в день (в среднем) я работал над этим упражнением?
* Как я делал это упражнение? Что мне в этом помогало?
* Что дало мне это упражнение, какой я увидел в нем смысл?
* Как я узнал, что упражнение мной выполнено? По какому критерию?
Что такое "Проект Солнечный Дом"?
Светлые перспективы, которых я боюсь
Желания страшны тем, что они - сбываются.
Пророчество от Пострадамуса
Чем больше крепнет и хорошеет Синтон, тем больше накапливается у меня к нему вопросов. Множится количество ведущих, растет год от года их профессионализм, увеличивается проходящий (с удовлетворением) через Синтон поток людей, а я все более им недоволен и перехожу к Синтону в оппозицию.
Содержание моего недовольства?
Мы качественно делаем - не то.
Постараюсь объясниться.
Коллега-психотерапевт, ты хотел помочь людям, ты видел, как они скованы предрассудками, подавлены грузом вины, как не верят они в свои собственные силы. Ты хотел найти метод, чтобы люди становились свободными и счастливыми, и не знал, что желания страшны тем, что они - сбываются.
Конечно, коллега-профессионал, я знаю, что у тебя все в порядке: к тебе пришел человек с душевной болью или житейской проблемой, ты помог ему с болью справиться и с проблемой разобраться. Клиент с облегчением ушел, ты с гонораром остался.
* Ура!
Конечно, ты сделал, безусловно, доброе дело: ты ослабил больные привязанности, ты убавил тоску и прибавил уверенности в себе, так что имеешь все основания себя ценить и уважать. Все в порядке, коллега, но как ты посмотришь на свою работу, когда научишься работать на порядок лучше?
Помечтай, пофантазируй: наука и практика психологии и психотерапии сделала гигантский шаг вперед, и ты овладел самым совершенными методиками. К тебе пачками приходят люди, ты их быстро освобождаешь от всего, что у них в душе мешается, даешь им в руки свободное управление своими душевными состояниями, создаешь центр безусловной уверенности в себе и так далее, помогаешь им стать по-настоящему душевно здоровыми и самостоятельными людьми
* Как в Синтоне!
и получаешь толпу свободных и счастливых, душевно защищенных и неуязвимых людей. Здорово?
Если ты им помашешь на прощание ручкой и они куда-нибудь разбегутся, то все славно, а вот как ежели тебе жить с ними рядом? Прочувствуй: день за днем тебя окружает эта бестолковая толпа жутко счастливых, то есть энергетично возбужденных и при этом душевно совершенно неуязвимых людей.
* Переведу: то есть никем не управляемых, таких, которым что говори, что не говори - все фиолетово.
Прочувствовал? Ощущения изменились?
Да, а почему толпа бестолковых? Как почему - потому что толковых тебе никто не обещал, а сам об их толковости ты не позаботился...
Когда Синтон стал эффективно справляться с теми задачами, которые ставят перед собой психологи, я понял, что это неправильные задачи.
Поясню еще раз.
Настоящий, правильный врач будет лечить человека, не спрашивая, слесарь это или бандит. Однако он делает это без беспокойства лишь до тех пор, пока его больной - больной или быстро после выздоровления уходит, врача не тревожа. Если же его больной выздоровел, но не ушел, а ухмыльнулся, оттолкнул врача и потянулся жадными руками к ближайшей медсестричке, нормальный врач захочет его снова полностью или хотя бы частично обездвижить...
Да нет, в Синтон приходят не бандиты. Но ведь и уходят - не святые...
Вот наполненное беспокойством письмо от Ольги Гурьевой, ведущей Синтона из Оренбурга:
"Николай Иванович, я размышляю о той самой внутренней свободе. Понимаете, были у людей какие-то внутренние ограничители: вина, совесть, долг и привязанности, общественное мнение и т.д. С помощью Синтон-программы они освободились от многих из них, стали Свободными. Однако ответственность в них воспитана не была с детства. В качестве ответственности за свои дела и были совесть, вина и так далее. Теперь от угрызений совести они избавились, ничто их не наказывает и не мучает. А ума если и было, то маловато. И что в итоге? Кто же добровольно захочет заботиться о другом, если чужие переживания - это не твои проблемы (хочу - пришел в семью, не хочу - не пришел), если я всегда свободен, уравновешен и спокоен?
Людей, изначально умных и заботливых (думающих не только о себе), у меня в группе (да и вокруг), к сожалению, маловато. Чаще это - обычные обыватели, которые берут только то, что приятно и сладко, особо не отягощаясь. И когда я вижу радость в их не особо умных глазах по поводу полного личного от всего освобождения, мне становится страшно..."
Когда мне надоело развлекать скучающих, лечить ленивых и вооружать безответственных, я начал переделывать Синтон. Точнее, я попытался Синтон переделать - и потерпел в этом полный крах.
Краткая история долгих реформ
Я тебя породил, я тебя и...
Люблю
Как папа и мама Синтона в одном лице, я свидетельствую, что сынок уже вполне подрос и теперь живет своей собственной, самостоятельной жизнью. В Синтоне есть свои традиции, свой контингент, свои ведущие, и все очень притерто друг к другу. Синтону с собой - хорошо. Синтон меняться - не хочет. И все мои крики, обличения, воззвания, реформы и прочие революции не один год напарывались на массовый саботаж, вязли в тихом недоуменном протесте нормальных синтоновцев и медленно уходили в песок.
* Что Козлову надо? Ведь все же - хорошо? Тепло? Весело?
Сейчас я понимаю, что моя борьба практически не имела шансов быть успешной. Я забыл, что:
Не надо бороться - против. Надо бороться - за.
И тогда я из Синтона - ушел. Я сказал Синтону, что он вполне хороший (это правда), но мне он неинтересен (тоже правда), и я буду делать Синтон другой. Я перестал бороться против Синтона, придумал себе проект "Солнечный дом" и стал строить Синтон плюс.
* Конкретно: старый добрый Синтон остался на своей прежней площадке "Сокольники", а я себе построил новую площадку: "Синтон-Первомайская".
Подробнее:
Вопросы к Синтону и задачи Синтона Плюс
Сережа был напористым, но агрессивным, и поэтому в качестве бизнесмена имел не деньги, а неприятности. Но походил он в Синтон, наладил отношения с жизнью, и его жизнь начала работать - работать на него. Ура!
* А начал ли он работать на жизнь?
Девочка Леночка была стервочкой, много гадила другим и часто цапалась с кем не надо. В Синтоне она быстро поумнела, гадить в штатных ситуациях практически перестала и научилась с кем надо дружить. Если с ней быть аккуратным и вовремя ее подкармливать, с ней рядом можно жить достаточно безопасно для здоровья.
* Ее близкие облегченно вздохнули. Молодой человек, ее желающий, доволен вполне. А какие чувства ваши?
Петя был бездельником, но незащищенным, и поэтому страдал и иногда даже был вынужден что-то делать. Синтон сделал его защищенным, и теперь из состояния безделья его не вытащит уже никто!
* Слава Синтону?
У Маши очень тонкая душевная организация, но налаженная плохо, в результате чего она не принимала себя, не принимала жизнь и пребывала в постоянном конфликте с собой, с другими и с жизнью. Синтон сработал в полной мере, в результате Маше стало хорошо с собой и она довольна жизнью. Она прыгает по весенним лужам, и она счастлива.
* А хорошо ли с ней другим? Счастливы ли люди от нее, такой довольной и шлепающей по лужам?
Вася всегда мечтал быть продвинутым и летать, как Чайка по имени Джонатан Ливингстон, однако, сколько руками не махал, в воздух высоко не поднимался. Но вот пришел Вася в Синтон, и постиг с помощью Синтона высшую мудрость, освободился от земных привязанностей, попутно достиг полного просветления и поднялся, дрыгая ножками и паря, над ближайшей клумбой. Невероятно! Потрясающе! Мы так за него рады!
* Но - кому и как от этого стало легче и светлее?
А вот Федя (назовем его так) с большим успехом прошел основные синтоновские тренинговые курсы, даже сам стал маленьким ведущим, и его в Синтоне все любили. Немного жаль только, что с фирмы, где он работал, его скоро с треском уволили за воровство. Но причем здесь Синтон? Не будет же Синтон заниматься нравственностью своих синтоновцев?!
* Правда?
Мне кажется, что Синтон, конечно, прекрасен, но все-таки что-то не доделывает, чтобы с человеком было реально хорошо жить. Чтобы человек становился ответственным и порядочным, вырастая из просто Здорового Животного - в Человека. Лозунг Синтона: "Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться", на мой взгляд, необходимо дополнить таким: "Звание Синтоновец - должно быть знаком человеческого качества".
И то, что не доделывает Синтон, должен делать Синтон Плюс.
* Конкретно - площадка "Синтон-Первомайская".
Первомайская как начало Солнечного дома
То, что "Звание Синтоновец - должно быть знаком человеческого качества" - нравится, обычно, всем, и никто не возражает, чтобы, например, площадка "Синтон-Первомайская" этим всерьез озадачилась. Трудных вопросов здесь (минимум) два:
1. Как это сделать? Хотя бы - как это начинать делать, в каком направлении двигаться?
2. Как узнать, что мы это сделали? Хотя бы - как узнать, мы на правильном пути или нет?
Начну с вопроса второго.
Итак, как мы узнаем, что у Синтона Плюс получается делать хороших людей? Способ, средство отслеживания?
Для меня это - идея Солнечного дома.
Идея простая.
Когда мы становимся самостоятельными, свое окружение мы начинаем формировать сами. Мы обустраиваем себе свою комнату, а потом квартиру, мы делаем себе свою семью - мы строим свой дом. А когда мы становимся сильнее, хочется построить больше - свой Мир, свой Большой Дом: окружить свою семью и свою квартиру людьми, близкими нам по духу, людьми светлой направленности. Умеющими жить и работать, созидать, а не разрушать, людьми порядочными и человечными - всегда.
Так вот. В любом нормальном цивилизованном обществе существуют где общины, где кварталы, где поселения, в которых собираются люди, близкие друг другу по духу. Мусульманская община, китайский квартал, немецкая слобода... Если вы в курсе, это совершенно открытые части нормального города, туда может прийти каждый и даже там поселиться, особенность только в том, что внутри китайского квартала свои порядки, и жить по-настоящему уютно там только тому, кому китайский образ жизни понятен и близок. Тот же, кто хочет ночью танцевать рэп, будет чувствовать здесь себя неудобно, ему посоветуют, и он скоро переселится в соседний квартал.
* В Гарлем, к своим друзьям-неграм.
Так вот, о Солнечном доме. Лет через пять-семь (как раз и кризис кончится!) создать, собрать, построить в Москве синтоновский квартал - дело не такое сложное, по крайней мере, вполне реалистичное.
* Ну, например, пять стоквартирных домиков - уже неплохо. Кто-то именно там купит квартиру, кто-то обменяет свою, а если подрядчиками будут свои же люди и доход от строительства будет подарен Синтону же, то неленивых и умеющих работать и зарабатывать деньги синтоновцев цены устроят. Все нормально.
Вопрос в другом: кому там жить? Кого мы туда поселим, какие это люди будут - синтоновцы? Готов ли Синтон к тому, чтобы взять на себя ответственность не только за чью-то душевную жизнь, но и за жизнь реальную? Сможет ли Синтон построить - Солнечный дом?
По дороге, ведущей к Солнечному дому
Сидит царевна-лягушка, плачет горючими слезами. Спрашивает ее Иван-царевич: "Что ты плачешь, о чем печалишься?" - "Как мне не плакать, Иванушка, не разрешат тебе родители на мне жениться!" - "Не плачь, любимая, не горюй, я себе другую невесту найду!"
Очень, очень синтоновское!
Не так важно, чем сейчас "Синтон-Первомайская" отличается от "Синтона-Сокольники", важно то, что эта площадка должна быть другой. Какой? Чем площадка Первомайская должна быть особенной?
В первую очередь все тренинги должны работать на идею Солнечного дома. Появляется тренинг - мы знаем, зачем. Мы понимаем, какую задачу он решает, какой кирпич в основание Солнечного дома он закладывает.
* А, может быть, он от Солнечного дома уводит? Или закладывает туда не кирпич, а мину?
Пришел синтоновец после ЭСТа76, уверенно делает кучу глупостей, а на любой вопрос про "Слушай, а почему ты решил делать именно это и так?" отвечает автоматом: "Потому что я это выбрал!" Он узнал на тренинге, что уверенный в себе человек не обязан кому бы то ни было предоставлять объяснения своих решений и поступков, и теперь это право довольно реализует.
* За счет окружающих и группы в целом.
Хорошо, что этот милый человек разрешил себе себя уважать и не считает обязательным кому-то что-то обосновывать. Но с таким рядом жить неудобно. Такой сосед в Солнечном доме в какой-то момент может тебя крепко подставить.
Или: хороший человек синтоновец прошел, например, и первое и второе свое рождение, теперь он тонко чувствует свои душевные движения, желания и настроения и на этом основании редко хочет работать - потому что нет целостного настроения на работу! - это тот душевно развитый человек, который нам нужен?
Соответственно, все тренинги должны быть рано или поздно увязаны в систему и должны поддерживать друг друга. Нет и не должно быть самостоятельных авторских курсов, тешащих авторское самолюбие ведущих, - есть единый (пусть разнообразный и богатый ответвлениями и вариантами) курс, где работа каждого ведущего вносит свой, понятный всем остальным, вклад в общую работу.
* В построение Солнечного дома.
И если мы увидим, что какую-то задачу десятью способами решают десять ведущих, а за другую задачу не берется ни один, то нам не нужны десять способов те, а нужно решение всех задач. И тренинговый процесс тогда нужно перестраивать.
* Все ведущие потихоньку занимаются общением (чем полегче и у кого что лучше получается), а некоторыми проблемами в общении и взаимоотношениях не занимается никто: потому что трудно и потому что зачем заниматься тем, что получается не очень?
Все тренинги должны стать так или иначе ориентированными на результат. Отзывы участников: "О! Я так много пережил! Великолепные впечатления! А как классно работал ведущий!" являются пустышками, если от тренинга нет реальных результатов77. Чему по-настоящему научились члены группы? Сколько из них - научились? У скольких это теперь будет вставлено в жизнь?
* "Мы разрабатывали громкий голос и уверенную походку" или "Все члены нашей группы легко и всегда, когда надо, имеют полетный громкий голос и красивую уверенную походку. Гарантировано!" - наверное, это разные результаты?
Заканчиваются "Трудные игры", группа сильная, все работают, как всегда, классно. Но в "Подводной лодке" команда избранных к спасению, лучшие люди группы, лидеры группы - оказавшись в реально конфликтной ситуации, начали кусаться, как животные. Зубы оскалены, наезды, рычание... Оно, конечно, это было хорошее занятие, славно, что оно обнаружило такую живую агрессию, и вообще-то неплохо, что синтоновцы умеют быть открыто агрессивными... - но очевидно, что цель не достигнута.
* В Солнечный дом такими въезжать - рано.
Естественно, неотъемлемой частью психологической работы на Первомайской есть и должна быть Дистанция.
* Хорошо, что хоть это работает как следует.
Кроме того, в ближайшее время должен быть создан Синтон-Практикум: система тренировочных упражнений, которая дополнительно к философствующей и заставляющей думать Синтон-программе отрабатывает конкретные общенческие навыки и взаимоотношенческие умения.
* Не просто: "Мы весело потренировались и нам понравилось это иногда делать", а "Мы научились и с нас это можно спросить". Мы правда научились, и теперь даже пользуемся!
А что касается открытого, смелого, детского и наиестественнейшего синтоновского эгоизма и нежелания думать о других, то чтением морали это дело не поправить, а снова человека к чему-либо привязывать и делать зависимым - путь не наш.
Верно, что человек становится добрее и внимательнее, когда решает часть своих проблем. Если человек становится не таким голодным и даже сытым и довольным, ему легче увидеть другого, почувствовать реальность другого и отозваться на него и его нужды. Здорово, если наши синтоновцы будут становиться душевно и житейски богатыми людьми, ибо щедрым может быть или совсем нищий - ему и так нечего терять, или достаточно богатый человек, которому не страшно терять: все равно у него останется с запасом...
Но важнейшим направлением, по моему видению, должно быть
Учить человека видеть и чувствовать РЕАЛЬНОСТЬ ДРУГОГО.
О чем это? Как связан эгоизм и ощущение реальности? На мой взгляд, напрямую.
Я забочусь о себе, потому что мое Я - это для меня реально, а нужды другого - то, о чем говорят, но чего я не чувствую. То есть для меня - не-реальность. Иногда случается так, что до меня донесут и я смогу почувствовать, что нужды МОИХ БЛИЗКИХ - тоже реальны, тогда я забочусь не только о себе, но и о своих близких. Но понять и почувствовать, что РЯДОМ ТОЖЕ ЛЮДИ, что реальны нужды каждого - в этом и должна быть работа Синтона.
Почувствовать реальность другого - это прочувствовать, как свои, его радости, его мечты и желания, его боль и трепет. Его жизнь. Да, синтоновцы забывают, что такое "плохо" - и становятся глухими к чужой боли. Праздновать жизнь - это прекрасно, но если вокруг нас людям бывает больно, то не видеть этого - значит быть слепым. Синтоновец слепым быть не должен.
* Синтон должен сделать так, чтобы нормальным удивлением было не: "Что это он о других заботится? Ведь его же это не касается?", а: "А почему же я забочусь только о себе? Ведь другим, реальным так же, как и я, нужно то же, что и мне?"
И пусть в программе работы Синтона плюс стоит такое простое требование: ты учишься не для того, чтобы было хорошо тебе, а чтобы было хорошо с тобой.
* Думаю, что тогда хорошо будет - всем.
Что на самом деле важно
"Солнечный дом" - проект не архитектурный, а психологический. Для меня это не попытка решения моих или чьих-то жилищных проблем, это совсем другое. Это в первую очередь сильный способ и точный инструмент, который позволяет мне видеть, не криво ли я работаю? Так ли живет, туда ли развивается - Синтон?
Я думаю, что не так важно, приедет ли за строительной документацией генподрядчик и будет ли построен в бетоне или в кирпиче реальный Солнечный дом. Мне кажется, что также не принципиально, захотят ли обязательно в Солнечный дом переезжать или решат остаться в своем родном доме те замечательные люди, которые будут туда приглашены. Все это - возможно и, наверное, реально, но не это, на мой взгляд, самое главное.
А что на самом деле важно, так это то, чтобы Синтон не превращался в заурядный, хотя и качественный, тренинговый психологический центр, где народ с пользой время проводит, а психологи довольно кормятся. Самое важное, чтобы звание Синтоновец действительно становилось знаком человеческого качества.
Так?
Напоследок
Философы - это не мудрые люди. Это смелые люди, которые не боятся заглядывать туда, куда другие боятся.
Миша Левинсон
До свидания?
Надеюсь, что я, как обычно, не открывал Америк, а лишь озвучивал то, что повседневно видят и думают многие мои коллеги, нормальные здравомыслящие люди. Самая традиционная и самая приятная обратная связь на мои книги укладывается в одну формулу: "Николай Иванович, вы написали то, о чем мы думали сами". Моя заслуга оказывается только в том, что я разрешаю себе быть более свободным в мыслях и в жизни, и этим прокладываю путь свободы для многих. Как с нескрываемой завистью сформулировал в сердцах один мой очень молодой читатель:
Интересный человек этот Козлов! Ну, хитрый: живет, как ему хочется!
Живу, но не могу назвать себя смелым человеком: я физически ощущаю страх писать свое, и, может быть, именно это служит мне одним из ориентиров, что писать надо: свою, незащищенную ничем, правду, то есть то, от чего холодеют руки и бьется сердце. Козлов потому и продажный автор, что никогда не врет.
* Этим я вовсе не хочу сказать, что другие авторы врут. Просто, чтобы врать или не врать, нужно говорить от себя лично: не что про это говорит наука психология, а что думает (и чувствует) по этому поводу сам автор. Но, как правило, именно это и отсутствует.
Но моя правда всегда личная и субъективная. Например, Синтон живет в моей душе Солнечным городом, которого нет, но в котором единственно жить хочется, и именно поэтому я же первый на реальный Синтон более всех ругаюсь.
* Синтоновцы - для меня вообще ругательное слово. Это те вредные самые близкие люди, которые никак не хотят быть такими замечательными, какими я все еще хочу их видеть.
Но видеть хочу - и иногда поэтому приукрашиваю. С другой стороны, при всей своей субъективности я старался быть точным. Чтобы удостовериться в словах Дона Хуана от Кастанеды, нужно две недели махать сквозь кусты чапарели в неизвестном направлении. Врать про Синтон - труднее, синтоновцы отреагируют без задержки.
* Выплескивать свои чувства КАК ЕСТЬ они, слава Синтону, уже научены.
А закончить книгу я хочу текстом, который давно лежит у меня в бумагах и перед которым я останавливаюсь всегда. Как только он оказывается передо мной, я остаюсь наедине с ним и погружаюсь в то, что он мне говорит.
Андрэ Оу
Молодая мама старается объяснить своему четырехлетнему сыну, что автомат, продающий кукурузу, не может выдать ему это лакомство:
"Ты не можешь получить воздушную кукурузу, сынок.
Этот автомат не в порядке.
Смотри, вот на нем даже висит табличка,
где написано, что автомат не работает".
Но ребенок не понимает. Ведь он хочет получить лакомство. У него есть монета для автомата. Он даже видит кукурузу внутри автомата.
"И все же где-то, что-то - не так.
И сладкой воздушной кукурузы не получается.
Мальчик идет обратно вместе с мамой
И ему хочется плакать.
Господи! Я чувствую, что мне тоже хочется плакать, плакать о людях, превратившихся в сломанные, работающие с перебоями машины, наполненные добром, в котором так нуждаются, которого так хотят другие люди, и все же никак не могут его получить, лишаются радости иметь его, потому что где-то там, внутри, у них что-то не в порядке".
Почему я всегда плачу, когда это читаю?
Вся моя работа как психолога - это попытка ответить этому мальчику. И эта книга - наверное, про то же.
Эту книгу я буду писать еще много лет.
ЛИТЕРАТУРА
Агапов Б. Воспоминания о Японии. 1945-1945 г. /"Москва" №1, 1974.
Айдакова Л. Уроки психологии в школе. - М.: НПЦ "Коррекция", 1993.
Бабайцева В.К. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. (Учебное пособие по технологии воспитательной работы для студентов-педагогов и учителей). - М.: РПА, 1997.