<< Пред.           стр. 2 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

 34 2 Организация бухгалтерского учета операций
 в рамках договора комиссии 576
 Глава 35. Сквозная задача по бухгалтерскому учету
 торговых операций ООО «Омега» 580
 РАЗДЕЛИ УЧЕТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 598
 Глава 36. Общая характеристика внешнеэкономической
 деятельности . . 598
 36 1 Методы регулирования ВЭД . . . .. 598
 Глава 37. Учет экспортируемых товаров, работ и услуг 600
 37 1 Характеристика экспорта и организация учета 600
 37.2. Учет затрат при производстве экспортируемой
 продукции . . . .... . .. . . ... 602
 37 3 Учет экспортируемых товаров торговыми
 организациями.. . ... . . . 603
 37 4. Учет отгруженной экспортируемой продукции (товара) 604 37 5 Учет реализации экспортируемой продукции (товара)... . 605
 37 6 Учет экспортных операций предприятиями-
 посредниками 609
 Глава 38. Учет затрат организации при экспортно-импортных
 операциях 615
 38.1 Учет расходов на продажу в производственных
 организациям ... . .. 615
 38 2 Учет расходов на продажу, связанных с экспортом,
 в торговых организациях (издержек обращения) . . . 617
 Глава 39. Учет операций, связанных с импортом
 материалов, товаров ... 618
 39 1 Учет приобретения и реализации импортных материалов,
 товаров и материальных ценностей . . ..618
 39 2 Учет расчетов по импортным товарам, полученным
 на комиссию . . . . .... 622
 9
 РАЗДЕЛ 12 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 628
 Глава 40. Общее о налогах 628
 Глава 41. Налог на прибыль организаций 630
 41 1 Налогоплательщики Налоговый и отчетный периоды 632
 41 2 Методы определения доходов и расходов 633
 412 1 Метод начисления 633
 412 2 Кассовый метод 637
 41 3 Объект налогообложения 638
 41 4 Налоговая база 638
 414 1 Особенности определения налоговой базы
 по доходам, полученным от долевого участия
 в других организациях 639
 41 5 Перенос убытков в будущее 640
 41 6 Налоговые ставки 640
 41 7 Порядок исчисления налога и авансовых платежей 642
 41 8 Налоговая декларация 644
 419 Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей
 по налогу 644
 41 10 Особенности исчисления и уплаты налога
 налогоплательщиком, имеющим обособленные
 подразделения 645
 41 11 Налоговый учет 646
 Порядок составления расчета налоговой базы 647
 Налоговый учет амортизируемого имущества 648
 41 14 Определение доходов 653
 4115 Определение расходов 659
 41 15 1 Порядок определения расходов на производство
 и реализацию 660
 41 15 2 Внереализационные расходы 661
 41 15 3 Убытки 663
 Глава 42. Налог на добавленную стоимость 663
 42 1 Налогоплательщики 663
 42 2 Освобождение от исполнения обязанностей
 налогоплательщика по налогу на добавленную
 стоимость 665
 42 3 Объект налогообложения 666
 42 4 Налоговая база 667
 42 4 1 Определение налоговой базы при выполнении
 строительно-монтажных работ для собственного
 потребления 670
 42 4 2 Особенности определения налоговой базы
 налоговыми агентами 671
 42 5 Налоговый период 673
 42 6 Ставки налога на добавленную стоимость 674
 10
 Глава 42 Налог на добавленную стоимость
 42 7 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость 678
 42 7 1 Момент определения налоговой базы при
 реализации товаров, работ, услуг 678
 42 7 2 Особенности определения даты реализации
 товаров, работ, услуг при исчислении НДС 679
 42 8 Налоговые вычеты 680
 42 8 1 Вычеты по расходам на командировки 682
 42 8 2 Использование налогоплательщиком собственного
 имущества при расчетах за приобретенные им
 товары, работы, услуги 683
 42 9 Порядок и сроки уплаты налога в бюджет 684
 Глава 43. Единый социальный налог (взнос) 685
 43 1 Налогоплательщики 685
 43 2 Объект налогообложения 686
 43 3 Налоговая база 688
 43 4 Суммы, не подлежащие налогообложению 689
 43 5 Налоговые льготы 694
 43 6 Налоговый и отчетный периоды 695
 43 7 Ставки налога 695
 43 7 1 Порядок применения регрессивных ставок 696
 43 8 Определение даты выплат и иных вознаграждений 697
 43 9 Порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-
 работодателями 697
 43 10 Порядок уплаты единого социального налога
 обособленными подразделениями организации 698
 Глава 44. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога
 на имущество организаций 699
 44 1 Плательщики налога 699
 44 2 Объект налогообложения 700
 44 3 Ставка налога 703
 44 4 Льготы 703
 44 5 Сроки представления расчетов и уплаты налога 708
 44 6 Особенности расчета налога на имущество организациями,
 в состав которых входят территориально обособленные
 подразделения 709
 Глава 45. Налог с продаж
 45 1 Налогоплательщики
 45 2 Объект налогообложения
 45 3 Операции, освобождаемые от налогообложения
 45 4 Налоговая база и налоговый период
 45 5 Налоговая ставка и исчисление налога с продаж
 710
 711 711 711 713 713
 11
 РАЗДЕЛ 13. ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 714
 Глава 46. Содержание бухгалтерской отчетности 714
 Состав бухгалтерской отчетности 714
 Содержание бухгалтерской отчетности ЗАО «Лада» 717
 Глава 47. Составление сводной бухгалтерской отчетности 726
 Принципы составления сводной отчетности 726
 Консолидация балансов материнской и дочерних
 компаний 729
 Консолидация отчета о прибылях и убытках 731
 Показатель доли меньшинства 732
 Включение данных о зависимых обществах в сводную
 бухгалтерскую отчетность 733
 Пояснения к сводному бухгалтерскому балансу
 и сводному отчету о финансовых результатах 735
 Приложение 745
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 Развитие различного вида предпринимательства сопровож­дается возрастанием роли бухгалтерской информации в управле­нии, контроле и анализе предпринимательской деятельности. Сво­евременность ее получения, соответствующее качество и досто­верность обеспечиваются наличием высокоподготовленных специалистов - бухгалтеров-профессионалов. Отметим, что дея­тельность профессионального бухгалтера имеет следующие осо­бенности:
 наличие специфической квалификации и навыков, достигае­мых образованием и опытом работы;
 приверженность к единой, определенной системе ценностей;
 признание своей ответственности перед обществом вплоть до признания приоритета общественных интересов перед интереса­ми клиента или работодателя, вытекающее из того обстоятель­ства, что деятельность профессионального бухгалтера часто име­ет большое значение не только для его клиента или работодателя, но и для всего общества в целом.
 Для того чтобы оправдать ожидания общества, профессиональ­ный бухгалтер должен ставить перед собой четыре основные цели:
 обеспечивать потребности общества в полноценной и досто­верной информации;
 достигать профессионализма с тем, чтобы клиенты и другие заинтересованные стороны были уверены, что они имеют дело с высококвалифицированными специалистами в своей области;
 постоянно обеспечивать высокое качество услуг;
 завоевывать доверие клиентов с тем, чтобы последние были уверены, что этика профессионального бухгалтера не позволит совершать недостойных поступков.
 В предлагаемом издании представлен порядок организации и ведения бухгалтерского учета как в области теории, так и прак­тики, обеспечивающих достаточный объем знаний бухгалтеру-профессионалу.
 Теоретические основы бухгалтерского учета рассматривают­ся на базе требований Федерального закона РФ "О бухгалтер­ском учете", положений по бухгалтерскому учету и других нор­мативных документов по состоянию на 1 декабря 2002 г.
 Широкому анализу подвергнуты вопросы ведения бухгалтер­ского учета на основе нового Плана счетов бухгалтерского учета, вве­денного с 1 января 2001 г.:
 13
 затрат на производство продукции в синтетическом и анали­тическом разрезах;
 лизинговых операций;
 операций в рамках простого товарищества и договора дове­рительного управления;
 внешнеторговых операций;
 основных средств, прочих внеоборотных и оборотных активов;
 сводной (консолидированной) отчетности.
 Отдельно рассмотрены вопросы налогообложения органи­заций с разными видами деятельности: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.
 Теоретические основы подкреплены практическими приема­ми ведения бухгалтерского учета в организациях.
 Анализ основных участков учета сопровождается решением сквозной задачи по фирме ЗАО "Лада" с использованием жур-нально-ордерной формы учета, т.е. иллюстрацией журналов-ор­деров, ведомостей и первичных документов. Представленное ре­шение завершается составлением форм квартальной отчетности. В задаче отражены хозяйственные операции ЗАО "Лада" за март текущего года. Остатки по синтетическим счетам на 1 апреля 2002 г. приведены в журналах-ордерах, ведомостях и прочих учет­ных регистрах.
 ЗАО "Лада" - промышленное предприятие, которое произ­водит продукцию двух видов: радиаторы пятизвенные БР5 и де-сятизвенные - БР10. Это позволило наиболее полно представить систему учета затрат на производство, их группировки и распре­деления.
 Кроме того, при рассмотрении учета в торговых организаци­ях приведена вторая сквозная задача, отражающая хозяйствен­ные операции торгового предприятия ООО "Омега", которое является дочерним по отношению к ЗАО "Лада". Даны практи­ческие рекомендации по учету операций по торговле собствен­ным и комиссионным товаром, учету издержек обращения и рас­пределения их между разными видами деятельности.
 Обобщая финансово-хозяйственную деятельность двух орга­низаций - материнской фирмы ЗАО "Лада" и дочерней ООО "Омега", в разделе, посвященном отчетности организаций, по­казан алгоритм составления сводной отчетности на базе двух ба­лансов и отчетов о прибылях и убытках.
 Одновременно с решением указанных сквозных задач при­ведены решения локальных задач и ситуаций, возникающих в предпринимательской деятельности. Это операции по расчетам амортизации разными способами, учету вспомогательных про­изводств, купле-продаже валюты, аренде имущества, передаче его в лизинг, экспорту и импорту товаров, работ, услуг.
 
 Раздел 1
 Основные положения и порядок организации бухгалтерского учета
 ГЛАВА 1
 Основы бухгалтерского учета
 1.1. Общая характеристика бухгалтерского учета
 Управление экономикой в организациях различных форм соб­ственности невозможно без существенного повышения роли уче­та и контроля.
 В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно дей­ствующему законодательству и нормативным документам.
 Основными из них являются Закон РФ «О бухгалтерском уче­те» от 21.11.96 № 129-ФЗ с дополнениями и изменениями, «Поло­жение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности в Российской Федерации» (приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н), стандарты бухгалтерского учета (положения по бухгал­терскому учету), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный прика­зом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
 Наряду с бухгалтерским учетом организации в соответствии с требованиями современной практики хозяйствования ведут опе­ративный учет и статистику. Рассмотрим кратко их содержание и назначение.
 Оперативный учет осуществляется на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций (участок, отдел), и поэтому его сведения ограничиваются рамками отдельной орга­низации. Данные оперативного учета используются для повсе­дневного текущего руководства и управления организацией (учета выработки, явки на работу, выпуска продукции, объема нормативных и фактических затрат на нее, ее отгрузки, реали-
 15
 зации, наличия материальных запасов и др.) и могут быть полу­чены по телефону, факсу, в устной беседе. Он прерывен во вре­мени, т.е. надобность в нем возникает по мере необходимости с целью контроля и управления хозяйственной деятельностью организации.
 Статистический учет, или статистика, изучает явления, носящие массовый характер в области экономики, культуры, образования, здравоохранения, науки и пр. Она собирает и готовит информа­цию о состоянии экономики, движении рабочей силы, товарной массе, складывающихся ценах на региональных рынках труда, то­варов, ценных бумаг, о численности и составе населения с целью анализа и прогнозирования социально-экономического развития общества и др. Статистика широко применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, проводит единовременный учет и пе­реписи, использует данные оперативного и бухгалтерского учета.
 Бухгалтерский учет - сплошное, непрерывное, взаимосвязан­ное отражение хозяйственной деятельности организации на ос­новании документов, в различных измерителях.
 Под сплошным отражением хозяйственной деятельности под­разумевается обязательный учет всего имущества, всех видов про­изводственных запасов, затрат, продукции, денежных средств, фондов, обязательств организации и т.п. Непрерывность (во вре­мени) требует постоянного наблюдения и записи в документах совершающихся в организации фактов о движении материальных ценностей, денежных средств, расчетов, фондов, кредитов, цен­ных бумаг и т. д.
 Каждый свершившийся факт, оформленный документом, на­зывается хозяйственной операцией.
 Взаимосвязанность отражения хозяйственной деятельности в бух­галтерском учете вызвана зависимостью совершающихся между со­бой фактов. Так, после выплаты (выдачи наличными) из кассы зара­ботной платы работникам уменьшится не только задолженность организации перед ними, но и наличие денежных средств в кассе.
 Эти качества отличают бухгалтерский учет от оперативного и статистического и повышают его роль и значение в общей сис­теме учета.
 Совокупность применения всех трех видов учета, их своевре­менность, полнота и объективность позволяют коллективу орга­низации вести хозяйство экономно, расчетливо, не допуская не­производительных затрат, потерь и брака продукции, постоянно изыскивать резервы производства, снижать себестоимость продук­ции, увеличивать прибыль.
 Немаловажное значение при организации бухгалтерского уче­та имеет использование учетных измерителей, с помощью кото­рых выявляются: объем, количество, время и прочие показатели
 16
 деятельности организации. Существуют три вида учетных изме­рителей: натуральные, трудовые и денежные.
 Натуральные измерители (кг, м, шт., м2, м3 и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой про­дукции и др. С помощью натуральных измерителей осуществля­ется контроль за их сохранностью при различных формах соб­ственности, объемом процесса заготовления, производства и реализации, соизмеряются и анализируются производственные за­дания и отчетные показатели.
 Трудовые измерители (час, день, месяц и т. п.) позволяют оп­ределить затраченное время и труд. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается произво­дительность труда.
 Денежный измеритель - обобщающий, так как через рубли (национальную или иностранную валюту) определяются объем имущественных прав организации, ее затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, про­изводственные задания, отчеты и балансы.
 Далее рассмотрим суть бухгалтерского учета как науки, име­ющей свой предмет и метод.
 1.2. Предмет и метод бухгалтерского учета
 Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде высту­пает хозяйственная деятельность организации. В более конкрет­ном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:
 объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность орга­низации;
 объекты, составляющие хозяйственную деятельность органи­зации.
 К первой группе относятся хозяйственные средства и их ис­точники, ко второй - хозяйственные процессы и их результаты. В состав хозяйственных средств организации включаются:
 основные средства - здания, машины, оборудование, транспор­тные средства, инвентарь и др.; они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время (более 12 месяцев), не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что и позволяет включать их стоимость в себестоимость продукции, работ, услуг частями, в течение нормативного срока их полезно­го использования путем начисления амортизации по разработан­ным нормам. При этом стоимость основных средств принципи­ального значения не имеет;
 17
 2-1320
 нематериальные активы - объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользование землей, во­дой и прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а также иные имущественные права, в том числе на промышлен­ную и интеллектуальную собственность). Нематериальные акти­вы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока их полезно­го использования путем начисления амортизации по самостоя­тельно установленным организацией нормам;
 материально-производственные запасы (МПЗ) - сырье, мате­риалы, комплектующие изделия, тара, топливо и другие исполь­зуются в одном акте производства и поэтому всю свою стоимость сразу передают на изготовленную из них продукцию. Эта особен­ность требует со стороны организации постоянного возобновле­ния, приобретения материальных ценностей. К данной группе относятся также остатки незавершенного производства в подраз­делениях, стоимость готовой продукции, товаров;
 денежные средства - сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на рас­четных, валютных и прочих счетах в банке, аккредитивы, чеки, а также ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные серти­фикаты, векселя) и прочие денежные средства;
 средства в расчетах (нам должны) - дебиторская задолжен­ность за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, по­лученным векселям, суммы за подотчетными лицами и др.
 Все перечисленные виды хозяйственных средств организации составят актив баланса. Зная примерный состав хозяйственных средств организации, рассмотрим, за счет каких источников они могут быть образованы и получены.
 Источники собственных средств /. Капитал
 Уставный (складочный) капитал - совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников), акционеров в имущество (стоимость основных средств, нематериальных акти­вов, МПЗ и денежных средств), полученных при создании орга­низации для обеспечения ее уставной деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
 Прибыль - сумма превышения доходов над расходами органи­зации, полученных с начала года до отчетного периода, от прода­жи продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств, включая превышение внереализационных доходов над расходами.
 18
 Прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгал­терского учета всех хозяйственных операций организации.
 Добавочный капитал как источник собственных средств обра­зуется за счет дооценки основных средств, объектов капитально­го строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 меся­цев, проводимой в установленном порядке, суммы, полученной сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и других аналогичных сумм.
 Резервный капитал создается за счет прибыли организации и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков или погашения облигаций организации и выкупа собственных акций акционерного общества.
 Нераспределенная прибыль - прибыль предшествующих лет, оставленная собственниками для развития организации; является источником выплат дивидендов, средств капитальных и финан­совых вложений организаций.
 2. Кредиторская задолженность и другие обязательства орга­низации
 Расчеты в составе источников хозяйственных средств органи­зации занимают достаточно высокий удельный вес, так как отра­жают ее задолженность различным субъектам, так называемую кредиторскую задолженность.
 Ее обычно подразделяют на две категории:
 задолженность, объективно возникающая перед поставщика­ми и подрядчиками, - по поставкам, выполняемым работам и ус­лугам, перед персоналом по оплате труда в сумме начисленной заработной платы, перед бюджетом - по налогам и сборам, про­чая кредиторская задолженность;
 вторая категория характеризует объем задолженности орга­низации по кредитам и займам как краткосрочного, так и долго­срочного характера.
 Целевое финансирование - средства, полученные от других юридических лиц или из бюджета на выполнение определенного вида работ. Они не подлежат возврату.
 Резервы необходимы организации для покрытия расходов и платежей (резерв предстоящих расходов, резерв по сомнительным долгам). Они создаются за счет себестоимости или прибыли.
 Доходы будущих периодов - суммы, предполагаемые к получе­нию, или стоимость полученных безвозмездно объектов основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, по мере использования которых их стоимость включается в доходы текущего периода.
 19
 Все указанные источники хозяйственных средств составят пас­сив баланса.
 Рассмотрев, чем и за счет чего обеспечивается производствен­ная (хозяйственная) деятельность организации, отметим ее деле­ние на три хозяйственных процесса:
 заготовление - приобретаются товарно-материальные ценно­сти различного вида, необходимые для осуществления производ­ственных и хозяйственных нужд, и товары для реализации;
 производство - выполняется основная задача организации: изготовляется продукция, оказываются услуги, выполняется ра­бота;
 реализация - осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, начисляется выручка по отгружен­ной продукции, выполненным работам и оказанным услугам в размере договорной цены, в результате чего возникает дебитор­ская задолженность покупателей. По истечении срока ее оплаты средства от покупателей зачисляются на расчетный счет.
 В результате учета процесса заготовления и производства, путем сопоставления плановых (сметных) и отчетных показате­лей выявляется экономия или перерасход, а при учете процесса реализации - прибыль или убыток. Отсюда вытекает, что глав­ными задачами бухгалтерского учета являются:
 обеспечение контроля за наличием и движением имущества, ис­пользованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;
 формирование полной и достоверной информации о хозяй­ственных процессах и финансовых результатах деятельности орга­низации, необходимой для оперативного руководства и управле­ния, а также для использования инвесторами (учредителями, собственниками и лицами, вложившими средства, капитал), по­ставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банков­скими органами;
 выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение не­гативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности.
 Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского уче­та посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являют­ся: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.
 20
 Кратко рассмотрим перечисленные выше элементы метода бухгалтерского учета.
 Документация - письменное свидетельство о совершенной хо­зяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы, в том числе на бу­мажных машиночитаемых носителях информации, обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяй­ственной деятельности организации. К учету принимается толь­ко правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами. Уста­новлено, что такими реквизитами являются: наименование орга­низации, наименование документа, его номер, дата, краткое со­держание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию. Первоочередные требования к документам - своевре­менность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего кон­троля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты ее работы.
 Работники бухгалтерских служб, на которых возложена обя­занность составления документов, необходимых для бухгалтерского учета и контроля, несут ответственность за их некачественное офор­мление, задержку передачи в бухгалтерию, недостоверность содер­жащихся в них данных, а также за составление документов, отра­жающих незаконные операции.
 Требования к документальному оформлению хозяйственных операций изложены в Законе РФ «О бухгалтерском учете». В ча­стности, следует обратить внимание, что записи в первичных до­кументах должны производиться чернилами, химическим каран­дашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записи про­стой карандаш.
 Свободные строки в первичных документах подлежат обяза­тельному прочерку.
 В указанном документе приведены требования к применяемым бланкам строгой отчетности. В частности, бланки форм первич­ных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, дол­жны быть пронумерованы в порядке, установленном министер­ствами и ведомствами (нумератором, типографским способом).
 Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подле­жат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме
 21
 (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
 Запрещается принимать к исполнению и оформлению первич­ные документы по операциям, которые противоречат законода­тельству и установленному порядку приемки, хранения и расхо­дования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. Такие документы должны быть переданы главному бухгалтеру организации для принятия решения.
 Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использова­ния: при ручной обработке - дату записи в учетный регистр, а при обработке на вычислительной установке - оттиск штампа контро­лера (сотрудника бухгалтерии), ответственного за их обработку.
 Все документы, приложенные к приходным и расходным кас­совым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).
 Содержащаяся в принятых к учету первичных документах ин­формация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, рекомендуемых Министерством финансов РФ или разра­ботанных министерствами, ведомствами, организациями при со­блюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета.
 Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бух­галтерского учета в хронологической последовательности и груп­пироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
 Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней отчетности, обязаны хра­нить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответ­ственность, установленную законодательством РФ.
 Информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.
 В условиях применения автоматизированной формы учета результатная информация может формироваться в виде выход­ных документов на машиночитаемых носителях, при этом они также должны обеспечивать соблюдение общих методологиче­ских принципов бухгалтерского учета.
 22
 Порядок исправления ошибок в документах. Особо следует учитывать порядок исправления ошибок в первичных докумен­тах и учетных регистрах. Так, например, в тексте и цифровых дан­ных первичных документов и учетных регистров подчистки и нео­говоренные исправления не допускаются.
 Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за ис­ключением кассовых и банковских), исправляются следующим образом: зачеркивается неправильный текст или сумма и надпи­сывается над зачеркнутым исправленный текст или сумма. Зачер­кивание производится одной чертой так, чтобы можно было про­читать исправленное.
 Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью "Исправлено", подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления,
 В кассовых и банковских документах исправления не допу­скаются.
 Порядок хранения документов. Первичные документы, учет­ные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обяза­тельному хранению в соответствии с установленными порядком и сроками. Сохранность первичных документов, учетных регист­ров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер организации.
 Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские от­четы и балансы до передачи их в архив должны храниться в бух­галтерии в специальных помещениях или закрывающихся шка­фах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, метал­лических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность. Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учет­ному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и пе­реплетаются.
 Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапор­ты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.
 Порядок хранения первичных и выходных документов на ма­шиночитаемых носителях определен в соответствующих норма­тивных документах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в условиях его механизации (автоматизации).
 Срок хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов в архиве организации, учреж­дения определяется соответствующими нормативными докумен­тами. Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгал­терских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива работникам
 23
 других структурных подразделений организации, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться толь­ко по распоряжению главного бухгалтера.
 Сроки хранения документов бухгалтерского учета установ­лены в статье 17 Закона РФ «О бухгалтерском учете»: организа­ции обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сро­ков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной по­литики, процедуры кодирования, программы машинной обработ­ки данных должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бух­галтерской отчетности в последний раз.
 Сроки хранения первичных документов для налогового уче­та определены в Налоговом кодексе РФ. В соответствии со ста­тьей 23 НК РФ организации должны обеспечить сохранность дан­ных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в течение четырех лет.
 Порядок изъятия документов. Первичные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного след­ствия прокуратуры и судами, налоговыми инспекциями и нало­говой полицией на основании их постановлений, в соответствии с действующим законодательством.
 Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу организации.
 Главный бухгалтер или другое должностное лицо вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, производя­щих изъятие, снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия.
 Если изымаются недооформленные тома документов (непод-шитые, непронумерованные и т. д.), то с разрешения и в присут­ствии представителей органов, производящих изъятие, соответ­ствующие должностные лица организации могут дооформить эти тома (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опе­чатать, заверить своей подписью, печатью).
 В случае пропажи или гибели первичных документов руково­дитель организации назначает приказом комиссию по расследо­ванию причин пропажи, гибели.
 В необходимых случаях для участия в работе комиссии при­глашаются представители следственных органов, охраны и госу­дарственного пожарного надзора.
 Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем организация, учреждения.
 24
 Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета по­зволяет путем проверки в натуре материальных ценностей, денеж­ных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хище­ния, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контро­лируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяются полнота и достоверность данных бухгал­терского учета и отчетности.
 Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверж­дении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» утверждены правила проведения ин­вентаризации отдельных видов имущества и финансовых обяза­тельств и порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации.
 В соответствии с указанным документом инвентаризации под­лежат все имущество организации независимо от его местонахож­дения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвен­таризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бух­галтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арен­дованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответствен­ному лицу.
 Проведение инвентаризаций обязательно:
 при передаче имущества организации в аренду, выкупе, про­даже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитар­ного предприятия;
 перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кро­ме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
 Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
 при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
 при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
 в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрез­вычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
 25
 при ликвидации (реорганизации) организации перед состав­лением ликвидационного (разделительного) баланса и в других , случаях, предусматриваемых законодательством Российской Фе­дерации или нормативными актами Министерства финансов РФ.
 Счета и двойная запись. Счета бухгалтерского учета пред­назначены для группировки и текущего учета однородных хо­зяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получи­ли от названия частей баланса и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению, пассивные - для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица двусто­ронней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая -кредит. Для большинства счетов характерно наличие остатка (сальдо) на начало и на конец месяца и оборотов за месяц по дебету и кредиту. Необходимо помнить, что при одинаковом строении счетов назначение сторон (дебета и кредита) в актив­ных и пассивных счетах различно, что видно из приведенных ниже схем счетов.
 Схема активного счета
 Дебет
 Кредит
 
 Остаток (сальдо) хозяйственных средств на начало месяца
 Хозяйственные операции, вызываю­
 щие увеличение (+) хозяйственных
 средств в отчетном месяце
 Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный месяц
 Остаток на конец месяца равен ос­татку на начало месяца + оборот по дебету - оборот по кредиту
 Хозяйственные операции, вызыва­ющие уменьшение (-) хозяйствен­ных средств в отчетном месяце
 Сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный месяц
 Сумма каждой хозяйственной операции записывается на сче­тах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимосвя­занное отражение хозяйственной деятельности организации в бух­галтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбаланси­рованности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществ-
 26
 ляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчи-тываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов неза­висимо от их вида. Они должны быть между собой равны, нера­венство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов (бухгалтерской записью, проводкой), а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами. Для составления пра­вильной корреспонденции счетов необходимо знать, что все хо­зяйственные операции делятся на четыре вида (типа).
 Активные и пассивные счета бухгалтерского учета по спосо­бу группировки и обобщения учетных данных делятся на синте­тические и аналитические.
 Синтетические счета предназначены для укрупненной, обоб­щающей группировки и учета состава и движения средств орга­низации, их источников и хозяйственных процессов в едином де­нежном измерителе (выражении). Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим. Его данные используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности, и прежде всего ба­ланса, а значит, для анализа финансово-хозяйственной деятель­ности организации. Однако для оперативного управления и ру­ководства работой организации, контроля и планирования объема оборотных средств, контроля за сохранностью всех видов соб­ственности, учета затрат на производство, для ведения расчетов с работниками (персоналом), с поставщиками, с бюджетом требу­ются детальные, частные сведения, характеризующие подробно все стороны деятельности организации.

<< Пред.           стр. 2 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу