<< Пред. стр. 2 (из 53) След. >>
34 2 Организация бухгалтерского учета операцийв рамках договора комиссии 576
Глава 35. Сквозная задача по бухгалтерскому учету
торговых операций ООО «Омега» 580
РАЗДЕЛИ УЧЕТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 598
Глава 36. Общая характеристика внешнеэкономической
деятельности . . 598
36 1 Методы регулирования ВЭД . . . .. 598
Глава 37. Учет экспортируемых товаров, работ и услуг 600
37 1 Характеристика экспорта и организация учета 600
37.2. Учет затрат при производстве экспортируемой
продукции . . . .... . .. . . ... 602
37 3 Учет экспортируемых товаров торговыми
организациями.. . ... . . . 603
37 4. Учет отгруженной экспортируемой продукции (товара) 604 37 5 Учет реализации экспортируемой продукции (товара)... . 605
37 6 Учет экспортных операций предприятиями-
посредниками 609
Глава 38. Учет затрат организации при экспортно-импортных
операциях 615
38.1 Учет расходов на продажу в производственных
организациям ... . .. 615
38 2 Учет расходов на продажу, связанных с экспортом,
в торговых организациях (издержек обращения) . . . 617
Глава 39. Учет операций, связанных с импортом
материалов, товаров ... 618
39 1 Учет приобретения и реализации импортных материалов,
товаров и материальных ценностей . . ..618
39 2 Учет расчетов по импортным товарам, полученным
на комиссию . . . . .... 622
9
РАЗДЕЛ 12 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 628
Глава 40. Общее о налогах 628
Глава 41. Налог на прибыль организаций 630
41 1 Налогоплательщики Налоговый и отчетный периоды 632
41 2 Методы определения доходов и расходов 633
412 1 Метод начисления 633
412 2 Кассовый метод 637
41 3 Объект налогообложения 638
41 4 Налоговая база 638
414 1 Особенности определения налоговой базы
по доходам, полученным от долевого участия
в других организациях 639
41 5 Перенос убытков в будущее 640
41 6 Налоговые ставки 640
41 7 Порядок исчисления налога и авансовых платежей 642
41 8 Налоговая декларация 644
419 Сроки и порядок уплаты налога и авансовых платежей
по налогу 644
41 10 Особенности исчисления и уплаты налога
налогоплательщиком, имеющим обособленные
подразделения 645
41 11 Налоговый учет 646
Порядок составления расчета налоговой базы 647
Налоговый учет амортизируемого имущества 648
41 14 Определение доходов 653
4115 Определение расходов 659
41 15 1 Порядок определения расходов на производство
и реализацию 660
41 15 2 Внереализационные расходы 661
41 15 3 Убытки 663
Глава 42. Налог на добавленную стоимость 663
42 1 Налогоплательщики 663
42 2 Освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика по налогу на добавленную
стоимость 665
42 3 Объект налогообложения 666
42 4 Налоговая база 667
42 4 1 Определение налоговой базы при выполнении
строительно-монтажных работ для собственного
потребления 670
42 4 2 Особенности определения налоговой базы
налоговыми агентами 671
42 5 Налоговый период 673
42 6 Ставки налога на добавленную стоимость 674
10
Глава 42 Налог на добавленную стоимость
42 7 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость 678
42 7 1 Момент определения налоговой базы при
реализации товаров, работ, услуг 678
42 7 2 Особенности определения даты реализации
товаров, работ, услуг при исчислении НДС 679
42 8 Налоговые вычеты 680
42 8 1 Вычеты по расходам на командировки 682
42 8 2 Использование налогоплательщиком собственного
имущества при расчетах за приобретенные им
товары, работы, услуги 683
42 9 Порядок и сроки уплаты налога в бюджет 684
Глава 43. Единый социальный налог (взнос) 685
43 1 Налогоплательщики 685
43 2 Объект налогообложения 686
43 3 Налоговая база 688
43 4 Суммы, не подлежащие налогообложению 689
43 5 Налоговые льготы 694
43 6 Налоговый и отчетный периоды 695
43 7 Ставки налога 695
43 7 1 Порядок применения регрессивных ставок 696
43 8 Определение даты выплат и иных вознаграждений 697
43 9 Порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-
работодателями 697
43 10 Порядок уплаты единого социального налога
обособленными подразделениями организации 698
Глава 44. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога
на имущество организаций 699
44 1 Плательщики налога 699
44 2 Объект налогообложения 700
44 3 Ставка налога 703
44 4 Льготы 703
44 5 Сроки представления расчетов и уплаты налога 708
44 6 Особенности расчета налога на имущество организациями,
в состав которых входят территориально обособленные
подразделения 709
Глава 45. Налог с продаж
45 1 Налогоплательщики
45 2 Объект налогообложения
45 3 Операции, освобождаемые от налогообложения
45 4 Налоговая база и налоговый период
45 5 Налоговая ставка и исчисление налога с продаж
710
711 711 711 713 713
11
РАЗДЕЛ 13. ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 714
Глава 46. Содержание бухгалтерской отчетности 714
Состав бухгалтерской отчетности 714
Содержание бухгалтерской отчетности ЗАО «Лада» 717
Глава 47. Составление сводной бухгалтерской отчетности 726
Принципы составления сводной отчетности 726
Консолидация балансов материнской и дочерних
компаний 729
Консолидация отчета о прибылях и убытках 731
Показатель доли меньшинства 732
Включение данных о зависимых обществах в сводную
бухгалтерскую отчетность 733
Пояснения к сводному бухгалтерскому балансу
и сводному отчету о финансовых результатах 735
Приложение 745
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие различного вида предпринимательства сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в управлении, контроле и анализе предпринимательской деятельности. Своевременность ее получения, соответствующее качество и достоверность обеспечиваются наличием высокоподготовленных специалистов - бухгалтеров-профессионалов. Отметим, что деятельность профессионального бухгалтера имеет следующие особенности:
наличие специфической квалификации и навыков, достигаемых образованием и опытом работы;
приверженность к единой, определенной системе ценностей;
признание своей ответственности перед обществом вплоть до признания приоритета общественных интересов перед интересами клиента или работодателя, вытекающее из того обстоятельства, что деятельность профессионального бухгалтера часто имеет большое значение не только для его клиента или работодателя, но и для всего общества в целом.
Для того чтобы оправдать ожидания общества, профессиональный бухгалтер должен ставить перед собой четыре основные цели:
обеспечивать потребности общества в полноценной и достоверной информации;
достигать профессионализма с тем, чтобы клиенты и другие заинтересованные стороны были уверены, что они имеют дело с высококвалифицированными специалистами в своей области;
постоянно обеспечивать высокое качество услуг;
завоевывать доверие клиентов с тем, чтобы последние были уверены, что этика профессионального бухгалтера не позволит совершать недостойных поступков.
В предлагаемом издании представлен порядок организации и ведения бухгалтерского учета как в области теории, так и практики, обеспечивающих достаточный объем знаний бухгалтеру-профессионалу.
Теоретические основы бухгалтерского учета рассматриваются на базе требований Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете", положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по состоянию на 1 декабря 2002 г.
Широкому анализу подвергнуты вопросы ведения бухгалтерского учета на основе нового Плана счетов бухгалтерского учета, введенного с 1 января 2001 г.:
13
затрат на производство продукции в синтетическом и аналитическом разрезах;
лизинговых операций;
операций в рамках простого товарищества и договора доверительного управления;
внешнеторговых операций;
основных средств, прочих внеоборотных и оборотных активов;
сводной (консолидированной) отчетности.
Отдельно рассмотрены вопросы налогообложения организаций с разными видами деятельности: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.
Теоретические основы подкреплены практическими приемами ведения бухгалтерского учета в организациях.
Анализ основных участков учета сопровождается решением сквозной задачи по фирме ЗАО "Лада" с использованием жур-нально-ордерной формы учета, т.е. иллюстрацией журналов-ордеров, ведомостей и первичных документов. Представленное решение завершается составлением форм квартальной отчетности. В задаче отражены хозяйственные операции ЗАО "Лада" за март текущего года. Остатки по синтетическим счетам на 1 апреля 2002 г. приведены в журналах-ордерах, ведомостях и прочих учетных регистрах.
ЗАО "Лада" - промышленное предприятие, которое производит продукцию двух видов: радиаторы пятизвенные БР5 и де-сятизвенные - БР10. Это позволило наиболее полно представить систему учета затрат на производство, их группировки и распределения.
Кроме того, при рассмотрении учета в торговых организациях приведена вторая сквозная задача, отражающая хозяйственные операции торгового предприятия ООО "Омега", которое является дочерним по отношению к ЗАО "Лада". Даны практические рекомендации по учету операций по торговле собственным и комиссионным товаром, учету издержек обращения и распределения их между разными видами деятельности.
Обобщая финансово-хозяйственную деятельность двух организаций - материнской фирмы ЗАО "Лада" и дочерней ООО "Омега", в разделе, посвященном отчетности организаций, показан алгоритм составления сводной отчетности на базе двух балансов и отчетов о прибылях и убытках.
Одновременно с решением указанных сквозных задач приведены решения локальных задач и ситуаций, возникающих в предпринимательской деятельности. Это операции по расчетам амортизации разными способами, учету вспомогательных производств, купле-продаже валюты, аренде имущества, передаче его в лизинг, экспорту и импорту товаров, работ, услуг.
Раздел 1
Основные положения и порядок организации бухгалтерского учета
ГЛАВА 1
Основы бухгалтерского учета
1.1. Общая характеристика бухгалтерского учета
Управление экономикой в организациях различных форм собственности невозможно без существенного повышения роли учета и контроля.
В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам.
Основными из них являются Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ с дополнениями и изменениями, «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н), стандарты бухгалтерского учета (положения по бухгалтерскому учету), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.
Наряду с бухгалтерским учетом организации в соответствии с требованиями современной практики хозяйствования ведут оперативный учет и статистику. Рассмотрим кратко их содержание и назначение.
Оперативный учет осуществляется на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций (участок, отдел), и поэтому его сведения ограничиваются рамками отдельной организации. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления организацией (учета выработки, явки на работу, выпуска продукции, объема нормативных и фактических затрат на нее, ее отгрузки, реали-
15
зации, наличия материальных запасов и др.) и могут быть получены по телефону, факсу, в устной беседе. Он прерывен во времени, т.е. надобность в нем возникает по мере необходимости с целью контроля и управления хозяйственной деятельностью организации.
Статистический учет, или статистика, изучает явления, носящие массовый характер в области экономики, культуры, образования, здравоохранения, науки и пр. Она собирает и готовит информацию о состоянии экономики, движении рабочей силы, товарной массе, складывающихся ценах на региональных рынках труда, товаров, ценных бумаг, о численности и составе населения с целью анализа и прогнозирования социально-экономического развития общества и др. Статистика широко применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, проводит единовременный учет и переписи, использует данные оперативного и бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет - сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации на основании документов, в различных измерителях.
Под сплошным отражением хозяйственной деятельности подразумевается обязательный учет всего имущества, всех видов производственных запасов, затрат, продукции, денежных средств, фондов, обязательств организации и т.п. Непрерывность (во времени) требует постоянного наблюдения и записи в документах совершающихся в организации фактов о движении материальных ценностей, денежных средств, расчетов, фондов, кредитов, ценных бумаг и т. д.
Каждый свершившийся факт, оформленный документом, называется хозяйственной операцией.
Взаимосвязанность отражения хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете вызвана зависимостью совершающихся между собой фактов. Так, после выплаты (выдачи наличными) из кассы заработной платы работникам уменьшится не только задолженность организации перед ними, но и наличие денежных средств в кассе.
Эти качества отличают бухгалтерский учет от оперативного и статистического и повышают его роль и значение в общей системе учета.
Совокупность применения всех трех видов учета, их своевременность, полнота и объективность позволяют коллективу организации вести хозяйство экономно, расчетливо, не допуская непроизводительных затрат, потерь и брака продукции, постоянно изыскивать резервы производства, снижать себестоимость продукции, увеличивать прибыль.
Немаловажное значение при организации бухгалтерского учета имеет использование учетных измерителей, с помощью которых выявляются: объем, количество, время и прочие показатели
16
деятельности организации. Существуют три вида учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.
Натуральные измерители (кг, м, шт., м2, м3 и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой продукции и др. С помощью натуральных измерителей осуществляется контроль за их сохранностью при различных формах собственности, объемом процесса заготовления, производства и реализации, соизмеряются и анализируются производственные задания и отчетные показатели.
Трудовые измерители (час, день, месяц и т. п.) позволяют определить затраченное время и труд. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда.
Денежный измеритель - обобщающий, так как через рубли (национальную или иностранную валюту) определяются объем имущественных прав организации, ее затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, производственные задания, отчеты и балансы.
Далее рассмотрим суть бухгалтерского учета как науки, имеющей свой предмет и метод.
1.2. Предмет и метод бухгалтерского учета
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность организации. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:
объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;
объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.
К первой группе относятся хозяйственные средства и их источники, ко второй - хозяйственные процессы и их результаты. В состав хозяйственных средств организации включаются:
основные средства - здания, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и др.; они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время (более 12 месяцев), не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно, что и позволяет включать их стоимость в себестоимость продукции, работ, услуг частями, в течение нормативного срока их полезного использования путем начисления амортизации по разработанным нормам. При этом стоимость основных средств принципиального значения не имеет;
17
2-1320
нематериальные активы - объекты долгосрочного вложения (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользование землей, водой и прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а также иные имущественные права, в том числе на промышленную и интеллектуальную собственность). Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение срока их полезного использования путем начисления амортизации по самостоятельно установленным организацией нормам;
материально-производственные запасы (МПЗ) - сырье, материалы, комплектующие изделия, тара, топливо и другие используются в одном акте производства и поэтому всю свою стоимость сразу передают на изготовленную из них продукцию. Эта особенность требует со стороны организации постоянного возобновления, приобретения материальных ценностей. К данной группе относятся также остатки незавершенного производства в подразделениях, стоимость готовой продукции, товаров;
денежные средства - сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетных, валютных и прочих счетах в банке, аккредитивы, чеки, а также ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя) и прочие денежные средства;
средства в расчетах (нам должны) - дебиторская задолженность за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, полученным векселям, суммы за подотчетными лицами и др.
Все перечисленные виды хозяйственных средств организации составят актив баланса. Зная примерный состав хозяйственных средств организации, рассмотрим, за счет каких источников они могут быть образованы и получены.
Источники собственных средств /. Капитал
Уставный (складочный) капитал - совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников), акционеров в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, МПЗ и денежных средств), полученных при создании организации для обеспечения ее уставной деятельности в размерах, определенных учредительными документами.
Прибыль - сумма превышения доходов над расходами организации, полученных с начала года до отчетного периода, от продажи продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств, включая превышение внереализационных доходов над расходами.
18
Прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации.
Добавочный капитал как источник собственных средств образуется за счет дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества организации со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, суммы, полученной сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и других аналогичных сумм.
Резервный капитал создается за счет прибыли организации и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков или погашения облигаций организации и выкупа собственных акций акционерного общества.
Нераспределенная прибыль - прибыль предшествующих лет, оставленная собственниками для развития организации; является источником выплат дивидендов, средств капитальных и финансовых вложений организаций.
2. Кредиторская задолженность и другие обязательства организации
Расчеты в составе источников хозяйственных средств организации занимают достаточно высокий удельный вес, так как отражают ее задолженность различным субъектам, так называемую кредиторскую задолженность.
Ее обычно подразделяют на две категории:
задолженность, объективно возникающая перед поставщиками и подрядчиками, - по поставкам, выполняемым работам и услугам, перед персоналом по оплате труда в сумме начисленной заработной платы, перед бюджетом - по налогам и сборам, прочая кредиторская задолженность;
вторая категория характеризует объем задолженности организации по кредитам и займам как краткосрочного, так и долгосрочного характера.
Целевое финансирование - средства, полученные от других юридических лиц или из бюджета на выполнение определенного вида работ. Они не подлежат возврату.
Резервы необходимы организации для покрытия расходов и платежей (резерв предстоящих расходов, резерв по сомнительным долгам). Они создаются за счет себестоимости или прибыли.
Доходы будущих периодов - суммы, предполагаемые к получению, или стоимость полученных безвозмездно объектов основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, по мере использования которых их стоимость включается в доходы текущего периода.
19
Все указанные источники хозяйственных средств составят пассив баланса.
Рассмотрев, чем и за счет чего обеспечивается производственная (хозяйственная) деятельность организации, отметим ее деление на три хозяйственных процесса:
заготовление - приобретаются товарно-материальные ценности различного вида, необходимые для осуществления производственных и хозяйственных нужд, и товары для реализации;
производство - выполняется основная задача организации: изготовляется продукция, оказываются услуги, выполняется работа;
реализация - осуществляются договорные обязательства перед заказчиками и покупателями, начисляется выручка по отгруженной продукции, выполненным работам и оказанным услугам в размере договорной цены, в результате чего возникает дебиторская задолженность покупателей. По истечении срока ее оплаты средства от покупателей зачисляются на расчетный счет.
В результате учета процесса заготовления и производства, путем сопоставления плановых (сметных) и отчетных показателей выявляется экономия или перерасход, а при учете процесса реализации - прибыль или убыток. Отсюда вытекает, что главными задачами бухгалтерского учета являются:
обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленными нормами, нормативами и сметами;
формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами (учредителями, собственниками и лицами, вложившими средства, капитал), поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;
выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование, своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности.
Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке.
20
Кратко рассмотрим перечисленные выше элементы метода бухгалтерского учета.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы, в том числе на бумажных машиночитаемых носителях информации, обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности организации. К учету принимается только правильно оформленный документ, а именно тот, в котором заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами. Установлено, что такими реквизитами являются: наименование организации, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию. Первоочередные требования к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты ее работы.
Работники бухгалтерских служб, на которых возложена обязанность составления документов, необходимых для бухгалтерского учета и контроля, несут ответственность за их некачественное оформление, задержку передачи в бухгалтерию, недостоверность содержащихся в них данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции.
Требования к документальному оформлению хозяйственных операций изложены в Законе РФ «О бухгалтерском учете». В частности, следует обратить внимание, что записи в первичных документах должны производиться чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, средств механизации и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записи простой карандаш.
Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку.
В указанном документе приведены требования к применяемым бланкам строгой отчетности. В частности, бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом).
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме
21
(полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
Запрещается принимать к исполнению и оформлению первичные документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. Такие документы должны быть переданы главному бухгалтеру организации для принятия решения.
Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке - дату записи в учетный регистр, а при обработке на вычислительной установке - оттиск штампа контролера (сотрудника бухгалтерии), ответственного за их обработку.
Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).
Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, рекомендуемых Министерством финансов РФ или разработанных министерствами, ведомствами, организациями при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.
Информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.
В условиях применения автоматизированной формы учета результатная информация может формироваться в виде выходных документов на машиночитаемых носителях, при этом они также должны обеспечивать соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета.
22
Порядок исправления ошибок в документах. Особо следует учитывать порядок исправления ошибок в первичных документах и учетных регистрах. Так, например, в тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.
Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются следующим образом: зачеркивается неправильный текст или сумма и надписывается над зачеркнутым исправленный текст или сумма. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное.
Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью "Исправлено", подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления,
В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.
Порядок хранения документов. Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательному хранению в соответствии с установленными порядком и сроками. Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер организации.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность. Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и переплетаются.
Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.
Порядок хранения первичных и выходных документов на машиночитаемых носителях определен в соответствующих нормативных документах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в условиях его механизации (автоматизации).
Срок хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов в архиве организации, учреждения определяется соответствующими нормативными документами. Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива работникам
23
других структурных подразделений организации, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по распоряжению главного бухгалтера.
Сроки хранения документов бухгалтерского учета установлены в статье 17 Закона РФ «О бухгалтерском учете»: организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
Сроки хранения первичных документов для налогового учета определены в Налоговом кодексе РФ. В соответствии со статьей 23 НК РФ организации должны обеспечить сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в течение четырех лет.
Порядок изъятия документов. Первичные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия прокуратуры и судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений, в соответствии с действующим законодательством.
Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу организации.
Главный бухгалтер или другое должностное лицо вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия.
Если изымаются недооформленные тома документов (непод-шитые, непронумерованные и т. д.), то с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица организации могут дооформить эти тома (сделать опись, пронумеровать листы, прошнуровать, опечатать, заверить своей подписью, печатью).
В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.
В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем организация, учреждения.
24
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета позволяет путем проверки в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.
Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» утверждены правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств и порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации.
В соответствии с указанным документом инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.
Проведение инвентаризаций обязательно:
при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
25
при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других , случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов РФ.
Счета и двойная запись. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают два вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия частей баланса и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению, пассивные - для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая -кредит. Для большинства счетов характерно наличие остатка (сальдо) на начало и на конец месяца и оборотов за месяц по дебету и кредиту. Необходимо помнить, что при одинаковом строении счетов назначение сторон (дебета и кредита) в активных и пассивных счетах различно, что видно из приведенных ниже схем счетов.
Схема активного счета
Дебет
Кредит
Остаток (сальдо) хозяйственных средств на начало месяца
Хозяйственные операции, вызываю
щие увеличение (+) хозяйственных
средств в отчетном месяце
Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный месяц
Остаток на конец месяца равен остатку на начало месяца + оборот по дебету - оборот по кредиту
Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение (-) хозяйственных средств в отчетном месяце
Сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный месяц
Сумма каждой хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществ-
26
ляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчи-тываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов (бухгалтерской записью, проводкой), а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами. Для составления правильной корреспонденции счетов необходимо знать, что все хозяйственные операции делятся на четыре вида (типа).
Активные и пассивные счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.
Синтетические счета предназначены для укрупненной, обобщающей группировки и учета состава и движения средств организации, их источников и хозяйственных процессов в едином денежном измерителе (выражении). Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим. Его данные используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности, и прежде всего баланса, а значит, для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. Однако для оперативного управления и руководства работой организации, контроля и планирования объема оборотных средств, контроля за сохранностью всех видов собственности, учета затрат на производство, для ведения расчетов с работниками (персоналом), с поставщиками, с бюджетом требуются детальные, частные сведения, характеризующие подробно все стороны деятельности организации.