<< Пред. стр. 3 (из 53) След. >>
Схема пассивного счетаДебет
Кредит
Хозяйственные операции, вызывающие уменьшение (-) источников хозяйственных средств в отчетном месяце
Сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету счета за отчетный месяц
Остаток (сальдо) источников хозяйственных средств на начало месяца
Хозяйственные операции, вызыва
ющие увеличение (+) источников
хозяйственных средств в отчетном
месяце
Сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный месяц
Остаток на конец месяца равен остатку на начало месяца + оборот по кредиту - оборот по дебету
27
Счета, предназначенные для такого вида учета, называются аналитическими. Они открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении.
Между синтетическим счетом и относящимися к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь: сальдо одного синтетического счета должно быть равно сумме сальдо всех аналитических счетов, к нему относящихся; суммы оборотов по дебету и кредиту одного синтетического счета должны быть равны суммам оборотов (соответственно) по дебету и кредиту всех аналитических счетов, к нему относящихся. Понятно, что если синтетический счет активный, то и относящиеся к нему аналитические счета активные.
По способу регистрации хозяйственных операций в бухгалтерском учете различают записи в хронологическом и систематическом порядке.
Хронологическая запись предусматривает отражение хозяйственных операций независимо от содержания в последовательности их совершения во времени и оформления документами. С этой целью разработаны специальные бланки, формы журналов регистрации хозяйственных операций.
Систематическая запись предусматривает регистрацию тех же хозяйственных операций, но согласно их содержанию на счетах бухгалтерского учета посредством двойной записи, т. е. сумма каждой операции записывается на счетах дважды: по дебету одного и кредиту другого счета. Сумма оборотов по дебету всех счетов за отчетный месяц должна быть равна сумме оборотов по кредиту всех счетов и одновременно общей сумме по журналу регистрации хозяйственных операций. На практике для обобщения и сверки данных применяются оборотные ведомости, использование которых позволяет проверить правильность и взаимоувязку хронологических и систематических записей синтетического и аналитического учета.
Для надлежащей постановки бухгалтерского учета большое значение имеет правильное использование Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, где даются характеристика каждого счета и типовая корреспонденция счетов по ним. План счетов, утвержденный приказом МФ РФ № 94н от 31.10.2000 г. содержит восемь разделов:
"Внеоборотные активы";
"Производственные запасы";
28
"Затраты на производство";
"Готовая продукция и товары";
"Денежные средства";
"Расчеты";
"Капитал";
"Финансовые результаты";
"Забалансовые счета".
В каждом разделе указаны наименование синтетических счетов (счетов первого порядка), их номер, а также номера и наименования субсчетов (счетов второго порядка). Так, синтетическому счету "Материалы" присвоен номер 10, а субсчету "Сырье и материалы" - номер 1. Поэтому субсчет будет иметь номер 10-1. Такая группировка счетов позволяет по их показателям дать всестороннюю характеристику хозяйственной деятельности организации, состояния хозяйственных средств и их источников, финансовых результатов.
На основе типового Плана счетов бухгалтерского учета главный бухгалтер организации разрабатывает так называемый рабочий план счетов, подлежащий использованию в данной организации (приложение 1).
На небольших (малых) организациях может использоваться сокращенный план счетов.
Рабочий план счетов является обязательным приложением к учетной политике, разработанной главным бухгалтером, и утвержден руководителем организации.
Баланс в бухгалтерском учете рассматривается как способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации и их источников на определенную дату. Он делится на разделы и статьи и представляется в установленные адреса и сроки. По своему строению - это таблица, состоящая из двух частей: одна из которых - актив, отражающий состав и размещение хозяйственных средств, а другая - пассив - отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В переводе с латинского слово "баланс" означает "двухчашечный", или "весы", поэтому в нем должно присутствовать обязательное равенство итогов: сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива баланса. Его данные необходимы для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, для анализа финансового состояния и платежеспособности организации, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр.
Приведем содержание баланса в квартальной бухгалтерской отчетности за 2002 г. (с. 717).
29
Бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета является завершающим этапом учетного процесса. В ней более детально в специальных формах рассматриваются имущественное и финансовое положение организаций, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Информация, содержащаяся в бухгалтерских отчетах и балансах, основывается на данных синтетического и аналитического учета.
Оценка и калькуляция как элементы метода бухгалтерского учета вызваны необходимостью оценки в денежном выражении находящегося в распоряжении организации имущества и каждой совершенной хозяйственной операции, вызывающей изменения в составе хозяйственных средств и их источников. Так, например, установлено, что основные средства организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. в сумме затрат на их изготовление, приобретение, сооружение, а все виды оборотных средств - по фактической себестоимости. Под калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг) понимается расчет затрат, связанных с ее производством и реализацией, как по организации в целом, так и по видам продукции и на ее единицу. По данным бухгалтерского учета рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной и реализованной продукции. Состав и содержание калькуляционных статей могут определяться типовыми методическими рекомендациями.
1.3. Типовые изменения баланса
под влиянием хозяйственных операций
Многообразие хозяйственных операций, совершаемых в организации, не должно вызывать затруднений у работников бухгалтерии в установлении корреспонденции счетов, так как все их можно объединить и сгруппировать в четыре группы (типа).
С целью приобретения навыков по оформлению хозяйственных операций корреспонденцией счетов (проводкой), зная состав баланса, рассмотрим его изменения под влиянием хозяйственных операций.
Первый тип хозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса: одна его статья увеличивается, другая- уменьшается на сумму хозяйственной операции, т.е. видоизменяются состав хозяйственных средств, их размещение. Итог баланса не изменяется.
30
Пример. Согласно расходному кассовому ордеру выдано под отчет на командировочные расходы 1200 руб. Следовательно, в балансе по статье "Касса" сумма уменьшится, а по статье "Прочие дебиторы" - увеличится. Соответственно эта хозяйственная операция найдет следующее отражение на счетах.
По счету "Касса" сумма уменьшается, значит, кредитуется счет "Касса", а счет "Расчеты с подотчетными лицами" (увеличивается задолженность) дебетуется. Корреспонденция счетов будет иметь следующий вид:
Д-тсч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 1200 руб.
К-т сч. 50 "Касса" 1200 руб.
К операциям первого типа относятся все операции по использованию материальных ценностей в процессе производства, по выпуску готовой продукции из производства, погашению дебиторской задолженности, получению денежных средств в кассу наличными с расчетного счета и др.
Второй тип хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, другая -уменьшается, т.е. видоизменяются источники хозяйственных средств. Итог баланса не изменяется.
Пример. На основе выписки банка из ссудного счета полученный кредит направлен банком по поручению заемщика на погашение задолженности поставщикам в сумме 14 000 руб.
В балансе по статье "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" сумма увеличивается, а по статье "Расчеты с кредиторами за товары, работы и услуги" уменьшается. Соответственно счет "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" увеличивается - кредитуется, а счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" уменьшается - дебетуется. Корреспонденция счетов (проводка) будет иметь следующий вид:
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 14 000 руб.
К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам
и займам" 14 000 руб.
К операциям этого типа относятся все хозяйственные операции по удержаниям из заработной платы, образованию резервного фонда (капитала) за счет нераспределенной прибыли, пополнению уставного капитала за счет добавочного, по начислению дивидендов за счет нераспределенной прибыли и др.
Третий тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также увеличивается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву.
31
Пример. На основе акцептованных (принятых к оплате) платежных документов поставщиков и приходных ордеров склада оприходованы материалы на сумму 11 800 руб. Статьи актива баланса "Производственные запасы" и пассива баланса "Расчеты с кредиторами за товары , работы и услуги" увеличатся. Итог баланса также увеличится на эту сумму. Соответственно корреспонденция счетов (проводка) будет иметь следующий вид:
Д-т сч. 10 "Материалы" 11 800 руб.
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 11 800 руб.
К данному типу операций относятся зачисление средств в счет задолженности по вкладам в уставный капитал, начисление амортизации по основным средствам, нематериальным активам, начисление социального налога, заработной платы за счет себестоимости продукции, получение кредитов, авансовые поступления от заказчиков и др.
Четвертый тип хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения его статей. Итог баланса также уменьшается на сумму хозяйственной операции.
Пример. На основе платежных ведомостей и расходного кассового ордера выдана заработная плата работникам в сумме 57 000 руб. Статья актива баланса "Касса" и статья пассива баланса "Расчеты с кредиторами по оплате труда" уменьшаются. Итог баланса также уменьшится на сумму хозяйственной операции. Корреспонденция счетов (проводка) будет иметь следующий вид:
Д-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" 57 000 руб.
К-т сч. 50 "Касса" 57 000 руб.
К этому типу относятся операции по оплате всех видов кредиторской задолженности (бюджету, арендодателям, поставщикам, рабочим и служащим), зачету ранее полученных авансов и др.
1.4. Техника и формы бухгалтерского учета
Под техникой бухгалтерского учета понимается способ его ведения, т.е. регистрация учетной информации, которая осуществляется вручную или с использованием средств автоматизации. Для этой цели разработаны учетные регистры.
По своему внешнему виду они подразделяются на карточки, свободные листы и книги, по содержанию - на регистры аналитического, синтетического учета и комбинированные, т.е. сочетающие эти два вида учета.
32
Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), материальных ценностей по местам их хранения (карточки складского учета материалов) и др.
На их основе бухгалтерия создает картотеку основных средств, а материально ответственные лица - картотеку материалов, запасных частей, готовой продукции.
Свободные листы - учетные регистры большего формата и с большим количеством сведений по отношению к карточкам. Они предназначены для синтетического и аналитического учета или выполняют роль комбинированных регистров. К ним относятся: журналы-ордера, ведомости, машинограммы и распечатки. Они удобны в использовании, так как позволяют более рационально распределить обязанности между работниками учета. Это самый распространенный вид учетных регистров.
Книги представляют собой сброшюрованные свободные листы определенного формата и графления. Применение их ограничено, так как работу по их ведению разделить между счетными работниками нельзя - каждую должен вести один человек. Так, обязательно ведется кассовая книга. Ее листы пронумерованы, прошнурованы и на последней странице указано количество страниц за подписью руководителя и главного бухгалтера организации. Преимущество книг в том, что исключается возможность замены отдельных листов новыми при злоупотреблениях и хищениях. В организациях применяется также Главная книга как регистр синтетического учета и Книга остатков материалов на складах как регистр аналитического учета, необходимый для взаимосверки данных бухгалтерского учета с данными оперативно-складского учета и для контроля за сохранностью различных видов собственности.
Записи в учетных регистрах основываются на тщательно проверенных документах, поэтому и сами регистры приобретают доказательную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности организации, при контроле за состоянием средств и при выявлении результатов его работы.
Под формой бухгалтерского учета понимаются процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.
Самое широкое применение в настоящее время находят: жур-нально-ордерная форма, форма Журнал-Главная (в ручном варианте) и таблично-автоматизированная форма учета.
Журнально-ордерная форма основана на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накапливании за каждый отчетный месяц. Шахматная форма записи означает, что
33
1-1320
за один рабочий прием сумма хозяйственной операции фиксируется по дебету и кредиту корреспондирующих счетов, т.е. реализуется способ двойной записи. Это возможно потому, что все журналы-ордера построены по кредитовому признаку, в корреспонденции с заранее установленными (типовыми) дебетуемыми счетами. Название "журнал-ордер" свидетельствует о двух его качествах: об использовании для хронологической (журнал) и систематической (ордер) записей. Многие из них сочетают данные аналитического и синтетического учета. Разработаны журналы-ордера или на отдельный счет, или на группу взаимосвязанных между собой счетов. В дополнение к некоторым из них, чаще для аналитического учета, ведутся вспомогательные ведомости (для расчетов с дебиторами и кредиторами, для учета производственных затрат и др.).
Кроме журналов-ордеров и ведомостей ведется Главная книга -регистр синтетического учета. В ней каждому счету отводится развернутый лист для записи остатка на начало и конец месяца, оборота по дебету в развернутом виде, т.е. в корреспонденции с кредитуемыми счетами, и общей суммы оборота по кредиту. Главная книга открывается на год, а каждому месяцу отводится одна строка. На основании Главной книги и части других регистров заполняются баланс и другие формы отчетности.
Форма бухгалтерского учета Журнал-Главная является разновидностью мемориально-ордерной формы. Сущность этой формы заключается в том, что для регистрации хозяйственных операций используются специальные накопительные ведомости учета: основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа); производственных запасов и готовой продукции; затрат на производство; денежных средств и фондов; расчетов и прочих операций; реализации; расчетов с поставщиками; заработной платы. Основанием для их заполнения являются первичные документы.
Указанную форму используют малые предприятия с простым процессом производства и работ, имеющие имущество. Что касается малых предприятий непроизводственной сферы, совершающих незначительное количество хозяйственных операций, не имеющих в собственности имущества, то им разрешается ведение бухгалтерского учета по сокращенной форме с использованием Книги учета хозяйственных операций.
В основе таблично-автоматизированной формы учета заложен главный элемент метода бухгалтерского учета - документация. Исходная информация из первичных документов заносится в память компьютера, и с прмощью компьютерных программ группируется и обобщается учетная информация. В результате бух-
34
галтерия получает выходные распечатки с регистрами различного содержания, структура которых соответствует журналам-ордерам, ведомостям, книгам, карточкам и др.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что все организации обязаны вести бухгалтерский учет своего имущества и хозяйственных процессов в обобщенном денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения. Но при этом следует отметить, что любой организации при постановке и ведении бухгалтерского учета разрешается:
вносить в рекомендуемые Минфином РФ регистры бухгалтерского учета и методы его ведения изменения исходя из конкретных условий хозяйствования, при соблюдении общих методологических принципов;
устанавливать формы организации бухгалтерской работы;
разрабатывать систему внутрипроизводственного учета и контроля;
вводить отчетность, необходимую для использования на предприятии.
1.5. Структура бухгалтерии и взаимосвязь с подразделениями организации
Обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности обеспечивает подразделение, создаваемое практически в любой организации, т.е. бухгалтерия.
Бухгалтерская служба может выступать или в виде самостоятельного структурного подразделения (службы), или в виде централизованной бухгалтерии. Разрешается осуществлять бухгалтерский учет (в организациях, не имеющих бухгалтерской службы) силами специализированной организации или соответствующим специалистом на договорных началах или его может вести руководитель организации.
Руководит бухгалтерией главный бухгалтер организации.
Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности только руководителем организации и ему непосредственно подчиняется.
Структура бухгалтерии, как правило, такова:
расчетная группа, работники которой на основе первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удер-
35
жаниям из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда, ведут учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды и др.;
производственно-калькуляционная группа, работники которой ведут учет затрат на все виды производств, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство;
общая группа, работники которой осуществляют учет остальных операций, ведут Главную книгу и составляют бухгалтерскую отчетность.
В крупных организациях выделяется финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с дебиторами и кредиторами, юридическими и физическими лицами;
материальная группа, работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разрезе мест их хранения и использования и т. д.
Взаимосвязь бухгалтерии со структурными подразделениями организации
Структурные подразделения Состав и наименование документов
Цехи
Склады Плановый отдел
Отдел труда и заработной платы
Отдел кадров Отдел главного механика Документы по отдельным хозяйственным операциям (на выпуск продукции и т. д.), производственные отчеты по затратам и др. Документы по движению товарно-материальных ценностей (поступление, отпуск, перемещение) Утвержденные разработки плановых показателей по всем видам деятельности организации (смета расходов и доходов) Положение об оплате труда и премировании отдельных категорий работающих, изменении ставок, окладов, штатов Списки лиц (приказы) о зачислении (принятии) на работу, увольнении, отпуске, перемещении внутри организации Документы на движение оборудования и его ремонт, о работе автотранспорта и др.
36
В небольших организациях в материальной группе ведется учет основных средств, материалов и готовой продукции, в крупных - для обработки данных этого участка учета создаются отдельные группы.
Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем цехам и отделам организации. Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета (документально оформленные совершенные хозяйственные операции).
Бухгалтерия представляет систематическую информацию о работе организации и отдельных ее подразделений руководству и совету директоров (правлению) организации.
В небольших организациях эти обязанности выполняются сокращенным количеством лиц, уполномоченных приказами руководителя к их ведению.
Своевременное получение учетной информации о производственно-хозяйственной деятельности организации позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы организации (производительности труда, прибыли).
Права и обязанности главных бухгалтеров организаций. Они определены в Законе РФ «О бухгалтерском учете». Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет ее руководитель. В связи с этим он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера о порядке оформления и представления для учета документов.
Главный бухгалтер несет ответственность за соблюдение методологических основ ведения бухгалтерского учета, обеспечивает контроль и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, формирует оперативную информацию и бухгалтерскую отчетность для ее представления в установленные адреса и сроки. Совместно с руководителем организации главный бухгалтер подписывает документы, служащие основанием для приема и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации.
37
Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы, противоречащие законодательству, вызывающие нарушение договорной и финансовой дисциплины. О них в письменном виде главный бухгалтер сообщает руководителю и, только получив в письменном виде распоряжение об их исполнении, принимает к учету. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций в этом случае несет руководитель организации. С главным бухгалтером согласовываются назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассира, заведующего складом и др.).
На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.
При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) производится сдача дел вновь назначенному приказом руководителя, в процессе которой проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением акта, утверждаемого руководителем организации.
ГЛАВА 2
Практическая задача по теории бухгалтерского учета
С целью закрепления теоретических знаний на базе основ бухгалтерского учета и привития навыков и умений учетной работы предлагаем рассмотреть порядок отражения на схемах счетов хозяйственной деятельности организации "Эффект" за март 2002 г. На данном примере можно проследить порядок использования метода двойной записи и взаимосверку бухгалтерской информации за отчетный месяц, в частности: равенство итогов актива и пассива баланса; оборотов по дебету и кредиту синтетических счетов; синтетического и аналитического учета (итоги оборотных ведомостей по аналитическим счетам равны показателям соответствующей строки синтетического счета в оборотной ведомости по синтетическим счетам); журнала операций (хронологическая запись) - оборотам по синтетическим счетам (систематическая запись).
Все цифровые данные примера условны.
38
1. Баланс организации "Эффект" иа 01.03.2002 г.
№ Состав и размещение Сумма, № Источники образования Сумма,
п/п хозяйственных руб. п/п собственных хозяйст- руб.
средств венных средств
1 Основные средства (01 1 68 000 1 Уставный капитал (80) 70 000
2 Производственные 2 Резервный капитал (82) 1500
запасы (10) 3 000 3 Добавочный
3 Незавершенное капитал (83) 2 500
производство (20) 20 000 4 Нераспределенная
4 Расчеты прибыль (непокрытый
с дебиторами (71) 300 убыток) (84) 1000
5 Касса (50) 200 5 Прибыль (убыток)
6 Расчетные счета (51) 80 000 отчетного года (99) 18 000
7 Расчеты с покупа- 6 Расчеты с кредиторами:
телями и заказ- с бюджетом (68) 3 000
чиками(62-1) 10 500 7 по социальному
страхованию (69) 2000
8 по оплате труда (70) 40 000
9 за товары и услуги (60) 20 000
10 с покупателями
и заказчиками
по авансам (62-2) 2 000
11 Расчеты по краткосроч-
ным кредитам банка (66J 22 000
Баланс 182 000 Баланс 182 000
2. Остатки по синтетическим счетам на 01.03.2002 г.
Активные счета Пассивные счета
1. 01 - 80 000 руб. 1. 80 - 70 000 руб.
2. 10 - 3 000 руб. 2. 02 - 12 000 руб.
3. 20 - 20 000 руб. 3. 82 - 1 500 руб.
4. 71 - 300 руб. 4. 83 - 2 500 руб.
5. 50 200 руб. 5. 84 - 1 000 руб.
6. 51 - 80 000 руб. 6. 99 - 18 000 руб.
7. 62-1 - 10 500 руб. 7. 68 - 3 000 руб.
8. 69 - 2 000 руб.
9. 70 - 40 000 руб.
10. 60 - 20 000 руб.
11. 62-2 - 2 000 руб.
12. 66 - 22 000 руб.
Итого - 194 000 руб. Итого - 194 000 руб.
39
3. Расшифровка к статье "Производственные запасы"
№ п/п
Наименование
Единица Цена, измерения руб.
Количество
Сумма, руб.
Ткань
Нитки
Фурнитура
м
шт.
комплект
12 0,2 10
20
1000
40
2400 200 400
Итого
3000
4. Расшифровка к статье "Расчеты с кредиторами за товары и услуги"
№ п/п
Наименование поставщика
Сумма, руб.
Оптовая база № 6
Фирма "Заря"
15 000 5 000
Итого
20 000
Журнал хозяйственных операций за март 2002 г.
№ Документ и краткое содержание Сумма, Д-т К-т
п/п хозяйственных операций руб.
1 Выписка из расчетного счета:
а) получено по чеку 40 000 50 51
б) перечислено бюджету 3 000 68 51
в) перечислен единый социальный
налог 2 000 69 51
2 Авансовый отчет № 8 от 07.03.
Израсходовано на производственные
нужды 300 20 71
3 Расходный кассовый ордер№12 от 07.03
и платежная ведомость № 9-11.
Выдана заработная плата работникам 40 000 70 50
4 Требования №11-14.
Отпущено в производство:
ткань 200 м по 12 руб. 2 400 20 10
нитки 200 шт. по 0,2 руб. 40 20 10
фурнитура 16 комплектов по 10 руб. 160 20 10
5 Приходный ордер №7 и счет №200
оптовой базы №6:
ткань 500 м по 12 руб. 6 000 10 60
нитки 1000 шт. по 0,2 руб. 200 10 60
40
Продолжение
№ Документ и краткое содержание Сумма, Д-т К-т
п/п хозяйственных операций руб.
6 Наряды на выполненные работы
и расчетные ведомости.
Начислена заработная плата 30 000 20 70
Удержан подоходный налог 3 900 70 68
7 Справка бухгалтерии.
Произведены отчисления
социального налога
в пенсионный фонд.
фонд медицинского
и социального страхования 11 550 20 69
8 Справка бухгалтерии.
Начислена амортизация
по основным средствам 1200 20 02
9 Акт приемки-сдачи работ
(накладные № 17 - 25).
Сдана на склад готовая
продукция по фактической
себестоимости 65 650 43 20
10 Счет, накладные,
счет-фактура.
Предъявлены платежные
документы по сданной
заказчику продукции:
а) по договорной цене 91 800 62-1 90
б) по фактической
себестоимости 65 650 90 43
И Справка бухгалтерии.
Засчитывается ранее
полученный аванс заказчика 2 000 62-2 62-1
Рассчитан финансовый результат
отчетного месяца - прибыль 26 150 90 99
Начислен налог на прибыль
в бюджет 7 845 99 68
12 Выписка из расчетного счета.
Перечислено поставщикам 20 000 60 51
Погашена ссуда 10 000 66 51
Зачислен платеж
за продукцию 89 800 51 62-1
Итого 519 645
41
Счета аналитического учета:
а) качественно-суммовой формы
Дебет Ткань Кредит
№ операции Содержание операции Единица измерения Цена, руб. Ко-ли-чест-во Сумма, руб. № операции Содержание операции Единица измерения Цена, руб. Ко-
ли-чест-во Сумма, руб.
Сальдо на 01.03 м 12 200 2 400 Отпущенонапроизводствотребования№ м
5 Оптовая база № 6, приходный ордер № 7 м 12 500 6 000
За март м 12 500 6 000 За март 20 2 400
На 01.04 м 12 500 6 000
Дебет Нитки Кредит
№ операции Сальдо на 01.03 шт. 0,2 1 000 200 № операции Отпущенонапроизводствотребования№ шт
5 Оптовая база № 6, приходный ордер № 7 шт. 0,2 100 200 4