<< Пред. стр. 34 (из 53) След. >>
Для того чтобы отразить продукцию или работы, услуги ] лизованными, бухгалтерия должна иметь документы, подтве дающие исполнение договора и в первую очередь переход собственности на них. Кроме указанной ранее приказ-накладно| это могут быть железнодорожные, авиа, товарно-транспор накладные с отметками станции отправления или назначен коносаменты, акты выполненных работ, и др.25.5. Учет и распределение
коммерческих расходов |
(расходов на продажу) ,
При заключении договора между поставщиком и покупа* лем в нем определяются условия поставки продукции, в со ствии с которыми распределяются обязанности и состав рас# дов, связанных с доставкой продукции. Эти расходы вклю1 в состав расходов на продажу (коммерческих).
Коммерческими называются расходы, связанные со сбыт(Мр продукции. В их состав входят: расходы на тару и упаковку издб» лий на складах готовой продукции (упаковочная бумага, дрерв* сина, шпагат); транспортные расходы по сбыту продукции, пр№* изводимые за счет поставщика согласно условиям поставок
476
(погрузка, доставка, разгрузка); комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям; расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации и оплате труда продавцов на сельскохозяйственных предприятиях; рекламные расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
Затраты на тару включаются в коммерческие расходы в тех случаях, когда затаривание и упаковка готовой продукции производятся после ее сдачи на склад. Если затаривание ведется в цехах до сдачи готовой продукции на склад, стоимость тары включается в производственную себестоимость продукции.
Наибольший удельный вес занимают, как правило, транспортные расходы. Они зависят от условий поставок, определенных в договоре.
Наиболее распространены следующие виды условий поставок:
франко-склад поставщика, когда все расходы, связанные с отгрузкой, организация-поставщик включает в платежное требование (стоимость погрузочно-разгрузочных работ на складе, на станции железной дороги, стоимость перевозки и железнодорожный тариф);
франко-станция отправления - поставщик включает в счет (платежное требование) расходы по доставке до станции отправления и стоимость погрузки продукции в вагоны;
франко-вагон станция назначения - поставщик включает в счет (платежное требование) расходы по отгрузке и сумму железнодорожного тарифа до станции назначения;
франко-склад покупателя - кроме указанных расходов поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада и др.
Как известно, в целях налогообложения в соответствии со статьей 38 НК РФ моментом реализации считается дата перехода прав собственности на отгруженную продукцию, товар, работы, услуги.
Если стороны в договоре определили момент перехода прав собственности, то признание расходов по доставке зависит от этого условия.
Если такие даты в договоре не определены, то действуют статьи 218, 223, 224 ГК РФ, согласно которым право собственности У приобретателя по договору поставки (купли-продажи) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
477
Передачей признается вручение вещи приобретателю, сдача ее перевозчику для отправки приобретателю. При этом к передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товаросопроводительного документа. Факт передачи товара продавцу напрямую, через посредника или через перевозчика фиксируется товаросопроводительными документами. Место передачи товара также определяется условиями заключенного договора.
Таким образом, расходы, понесенные поставщиком до этого момента, будут включаться в состав коммерческих (расходов на продажу).
Эти расходы в соответствии с Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации учитывают на счете 44 «Расходы на продажу». Счет активный; сальдо равно сумме произведенных расходов, приходящихся на отгруженную, но не реализованную на начало месяца продукцию; оборот по дебету -затраты отчетного месяца, связанные с отгруженной продукцией; оборот по кредиту - затраты, списанные в отчетном месяце на реализованную продукцию.
В соответствии с пунктом 9 ПБУ 10/99 коммерческие расходы могут включаться в себестоимость проданных продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг полностью в от четном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Таким образом, в учетной политике организации может быть предусмотрен один из двух вариантов списания коммерческих расходов:
расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав коммерческих расходов, включаются в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем. При невозможности такого отнесения они могут распределяться между отдельньми видами реализованной продукции ежемесячно исходя из их веса», объема, производственной себестоимости или других показателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Все остальные коммерческие расходы (за ис ключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесяч но относятся на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг);
все коммерческие расходы ежемесячно списываются на себестоимость реализованной продукции.
С целью расчета полной себестоимости выпущенной продукции по ее видам коммерческие расходы распределяются пропор-
478
ционально плановой себестоимости реализованной или выпущенной продукции.
При составлении отчетных калькуляций определяется полная себестоимость выпущенной продукции, поэтому коммерческие расходы распределяются непосредственно по отдельным видам продукции путем прямого учета. Если указанные расходы на единицу продукции нельзя определить прямым путем, их распределяют пропорционально весу, объему или плановой производственной себестоимости отгруженной продукции.
При первом варианте учетной политики, когда не вся выпущенная продукция отгружается в отчетном месяце, для определения полной себестоимости выпуска продукции составляют расчет сумм коммерческих расходов, относимых на себестоимость выпущенной продукции. Этот расчет выполняется на основе объема товарного выпуска продукции и фактического уровня указанных расходов за отчетный месяц.
При журнально-ордерной форме учета аналитический учет по счету 44 организуется в ведомости № 15; по статьям расходов обороты по дебету счета 44 отражаются в журналах-ордерах № 1, 2, 7, 10/1, а обороты по кредиту - в журнале-ордере № 11.
Отражение на счетах коммерческих расходов
Счет 44 «Расходы на продажу»
С кредита Дебет Кредит В дебет
счетов счетов
С — коммерческие расхо- Сумма коммерческих
ды, приходящиеся на не- расходов, списываемых
реализованную продук- на реализованную про-
цию дукцию - 90-2
Стоимость израсходован- Сумма коммерческих
ных материалов на упа- расходов, относящихся
ковку отгруженной про- к отгруженной продук-
10- дукции ции (например, по дого-
Стоимость оплаченных за вору комиссии) - 45
счет подотчетных сумм
71- услуг по отгрузке
Стоимость перевозки
60- отгруженной продукции
Заработная плата грузчи-
кам за погрузочно-
70- разгрузочные работы
Резерв на отпуска грузчи-
96- ков
Социальный налог на за-
69- работную плату грузчиков
479
Фирма «Лада»
0 Справка бухгалтерии распределении расходов иа продажу
за март 2002 г.
Д-т База распределения - % Сумма, 1
счет заказ, изделие плановая себестоимость отгруженной продукции распределения руб. а
Я
90 БР-5 49 200 1,59 782 "3
БР-10 161 500 1,59 2568
Итого 210 700 3350 100 ,,п ц
?
Ц
210 700
Д-т сч. 90 _ 3350 к ж о ши К-т сч. 44
Раздел 8
Учет финансовых результатов
ГЛАВА 26
Учет реализации продукции, работ, услуг
26. 1. Синтетический учет продажи продукции, работ, услуг
Совокупность хозяйственных операций, связанных с продажей продукции, называется процессом реализации.
Под синтетическим учетом реализации готовой продукции понимается отражение в бухгалтерском учете всего объема отгрузки и отпуска в двух оценках - по фактической себестоимости, по отпускным ценам - с целью выявления финансовых результатов деятельности организации за отчетный месяц или период с начала года и за год.
Согласно действующему законодательству при постановке учета реализации организации исходят из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Как известно, в соответствии с пунктом 4 ПБУ 9/99 и пунктом 4 ПБУ 10/99 доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
а) доходы и расходы от обычных видов деятельности;
б) операционные доходы и расходы;
в) внереализационные доходы и расходы;
г) чрезвычайные доходы и расходы.
При этом доходы, отличные от доходов по обычным видам Деятельности, считаются прочими поступлениями. Соответственно расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
С учетом этой классификации в Плане счетов выделены два счета для обобщения информации о доходах и расходах организации: счет 90 «Продажи» -для определения финансового резуль-
481
ЗГ1320
тата по доходам и расходам от обычных видов деятельности и счет 91 «Прочие доходы и расходы» - для определения финансового результата от прочих видов деятельности. Для учета чрезвычайных доходов и расходов используется счет 99 «Прибыли и убытки».
Изменения терминологии некоторых понятий в ПБУ 9/99 по
требовали и изменений в названиях счетов, которые должны от
ражать их сущность. Ранее организации определяли финансо
вый результат от реализации товаров, работ, услуг, теперь они
определяют финансовый результат от продажи товаров, выпол
нения работ, оказания услуг, который складывается как разница
между выручкой от продажи и себестоимостью продаж. Таким i
образом, вновь введенные счета заменяют ранее действующие с»
корректировкой смысла: ]
счет 90 «Продажи» вместо счета 46 «Реализация продукции,,
работ, услуг»; j
счет 91 «Прочие доходы и расходы» соответственно вместо i счетов 47 «Реализация и выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов» и частично счета 80 «Прибыли и убытки».
В соответствии с пунктом 5 ПБУ 9/99 доходом от обычньщ
видов деятельности является выручка от продажи продукции и
товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказании,
ем услуг (далее - выручка). В дополнение этого тезиса в Инст-i
рукции к Плану счетов в описании счета «Продажи» перечисле-!
ны виды деятельности, отнесенные к обычным, выручка и
себестоимость которых отражается на счете 90. :<-
В частности, это выручка от продажи:
готовой продукции и полуфабрикатов собственного произ-? водства;
работ и услуг промышленного характера;
работ и услуг непромышленного характера;
покупных изделий (приобретенных для комплектации);
строительных, монтажных, проектно-изыскательских, геологоразведочных, научно-исследовательских и тому подобных работ;
товаров;
услуг по перевозке грузов и пассажиров;
транспортно-экспедиционных и погрузочно-разгрузочных операций;
услуг связи.
По некоторым операциям организации могут решить самостоятельно, является ли предмет их деятельности обычным или он относится к прочим операциям (прочим поступлениям). К числу таких операций относятся:
482
предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;
предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
участие в уставных капиталах других организаций и т.п.
В тех случаях когда перечисленные операции признаны организацией предметом деятельности, поступления по ним признаются как выручка от продажи с отражением на счете 90. В противном случае поступления по таким операциям отражают на счете 91.
Решение об отнесении указанных операций к той или иной группе, по мнению авторов, должны принять учредители организации, совет директоров или ее руководство, в зависимости от того, на какой орган возложены такие функции в уставе организации. Указанное решение должно в первую очередь основываться на критерии существенности, определение которого дано в приказе Минфина РФ № 60н:
«Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного».
В зависимости от решения, принятого учредителями или руководством организации, главный бухгалтер при разработке учетной политики будет выбирать счет для учета операций: 90 - для организаций, которые отнесут указанные операции к обычному для них виду деятельности, или 91 - для организаций, которые будут считать, что указанные операции являются прочими операциями (прочими доходами и расходами).
Реализация готовой продукции отражается на счете 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» - активно-пассивный и финансово-результатный по назначению.
Планом счетов предусмотрена возможность открытия субсчетов к счету 90: 1 «Выручка»; 2 «Себестоимость продаж»; 3 «Налог на добавленную стоимость»; 4 «Акцизы»; 5 «Экспортные пошлины»; 9 «Прибыль/убыток от продаж».
483
На субсчете 1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой;
на субсчете 2 «Себестоимость продаж» - себестоимость продаж, по которым на субсчете 1 «Выручка» признана выручка;
на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость» - суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика);
на субсчете 4 «Акцизы» - суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);
на субсчете 5 «Экспортные пошлины» - для учета сумм экспортных пошлин.
Субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Организациям, которые определяют цену продукции, работ, услуг в иностранной валюте или условных единицах с оплатой в рублях, можно рекомендовать открыть еще один субсчет к счету 90. На этом субсчете целесообразно учитывать суммовые разницы, возникающие при расчетах с покупателями и заказчиками. Он может быть назван «Суммовые разницы».
Положительные суммовые разницы будут увеличивать сумму выручки:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90, субсчет «Суммовые разницы»;
отрицательные суммовые разницы - уменьшать сумму выручки:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90, субсчет «Суммовые разницы» - сторно.
Синтетический счет «Продажи» не имеет сальдо на конец месяца, поэтому результат хозяйственной деятельности ежемесячно списывается с этого счета на счет «Прибыли и убытки», которому присвоен номер 99.
В то же время в соответствии с Инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета организации обязаны записывать операции по дебету и кредиту этого счета накопительно, т.е. бухгалтерский учет должен обеспечить подсчет оборотов и остатков по отдельным субсчетам к счету 90 нарастающим итогом. Общий остаток по счету 90 на конец отчетного периода должен быть свернут и равняться нулю.
При ручной обработке учетной информации такое требование можно выполнить, используя журнально-ордерную форму учета и ее регистры. В частности, журнал-ордер 11 и ведомости, открываемые к нему, позволяют накапливать информацию о продажах за соответствующие отчетные периоды.
484
Однако следует подчеркнуть, что согласно описанию к счету 90 открытие субсчетов не является обязательным для организации. Поэтому, проанализировав виды деятельности, виды выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, необходимость в аналитической информации, в раздельном учете для расчета налога на прибыль или НДС, организация должна принять решение о применении указанных субсчетов. Отказ от использования субсчетов не означает, что отпадает необходимость в подсчете оборотов нарастающим итогом.
Отметим, что субсчета, открываемые к предлагаемому счету, облегчают составление «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2), так как отражают его основные позиции.
Аналитический учет по счету 90 «Продажи» организуют по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет можно вести по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.
В соответствии с Планом счетов сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания. Критерии признания выручки определены в пункте 12 названного ПБУ:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вы
текающее из конкретного договора или подтвержденное иным
соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной
операции произойдет увеличение экономических выгод органи
зации. Эта уверенность имеется в случае, когда организация по
лучила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в от
ношении получения актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряже
ния) на продукцию (товар) перешло от организации к покупате
лю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в
связи с этой операцией, могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Для признания в бухгалтерском учете выручки от предоставления за плату во временное пользование своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах Других организаций, должны быть одновременно соблюдены три Условия, определенные в пунктах а, б и в.
485
Необходимо отметить, что в отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные пунктом 12 ПБУ 9/99.
При использовании в бухгалтерском учете субсчетов на момент признания выручки в бухгалтерском учете следует сделать бухгалтерские записи:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Выручка»;
одновременно с этой записью списывают себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др.;
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расхо
ды на продажу», 20 «Основное производство», 26 «Общехозяй^
ственные расходы» и др.; '
на сумму налогов, причитающихся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (при учете в целях налогообложения по моменту отгрузки) -
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную ctq7 имость» или субсчет «Акцизы»
К-т сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»;
на сумму НДС, причитающуюся к начислению после поступт ления оплаты (при учете в целях налогообложения по моменту оплаты)-
Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость»
К-т сч. 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по НДС», начисленному, но неоплаченному.
Особенностью бухгалтерских записей на счете 90 является то, что обороты по указанным субсчетам ежемесячно не закрываются. Ежемесячно бухгалтер должен сопоставить совокупные дебетовые обороты по субсчетам 2 «Себестоимость продаж», 3 «Налог на добавленную стоимость», 4 «Акцизы» и другие С кредитовым оборотом по субсчету 1 «Выручка». Сумма рассчитанной таким образом прибыли или убытка от продаж за отчетный месяц ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».
По окончании месяца делается бухгалтерская запись:
на сумму прибыли за отчетный период -
Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»;
486
на сумму убытка за отчетный период -
Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»
К-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчете 9 «Прибыль/убыток от продаж»:
Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»
К-т сч. 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» или субсчет 4 «Акцизы»,
К-т сч. 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»;
Д-т сч. 90, субсчет 1 «Выручка»
К-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».
Таким образом, остатки по субсчетам, открытым к счету 90, будут закрыты на конец года.
На схеме приведена корреспонденция счетов к счету 90 в том случае, когда организация не использует субсчета.
Отражение на счетах операций по отгрузке и реализации продукции (работ, услуг)
Счет 90 «Продажи»
С кредита Дебет Кредит В дебет
счетов счетов
Фактическая себестои- Начисление задолжен-
20, 23, 26, мость отгруженной про- ности покупателей в
43, 41, 45, дукции, товаров, сданных сумме предъявленного к
46- работ, услуг оплате платежа за от-
Коммерческие расходы по груженную продукцию,
44- реализованной продукции сданные работы и услуги - 62
Сумма, начисленного Убыток как результат
68- налога с продаж продажи -99
Сумма НДС на отгружен- Сумма положительных
ную продукцию и акцизы суммовых разниц, воз-
(когда учет в целях нало- никающих при расчетах
гообложения ведется на с покупателями - 62
68- момент отгрузки) Сторно суммы отрица-
Сумма НДС на отгружен- тельных суммовых раз-
ную продукцию (когда ниц, возникающих при -|б2|
учет в целях налогообло- расчетах с покупателями
жения ведется на момент
76- оплаты)
Сумма начисленных экс-
портных пошлин по реа-
44- лизованной продукции
Прибыль как результат
99- реализации
487
Пример. Организация ЗАО «Метроном» ведет два обычных вида деятельности: оказание услуг и сдачу имущества в аренду.
рабочем Плане счетов к счету 90 открыты следующие субсчета:
3 «Налог на добавленную стоимость»,
«Прибыль/убыток от продаж»,
1/1 «Продажи оказанных услуг»,
1/2 «Арендная плата»,
2/1 «Себестоимость оказанных услуг»,
2/2 «Себестоимость расходов по аренде».
Расходы по оказанию услуг за ноябрь, собранные на субсчете 1/1 «Себестоимость оказанных услуг», открытом в развитие счета 20, составили 30 000 руб.
Расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду, собранные на субсчете 1/2 «Расходы по сдаче имущества в аренду», открытом в развитие счета 20, за ноябрь составили 3000 руб.
Общехозяйственные расходы (счет 26) - 6000 руб. i
За ноябрь 2002 г. в бухгалтерском учете отражены операции:
начислена выручка за оказанные услуги -
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 60 000 руб.
К-т сч. 90, субсчет 1/1 «Продажи оказанных услуг» 60 000 руб.;
начислен НДС в бюджет -
Д-т сч. 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» 10 000 руб.
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» 10 000 руб.;
списаны расходы, связанные с оказанием услуг, -
Д-т сч. 90, субсчет 2/1 «Себестоимость оказанных услуг» 30 000 руб.
К-т сч. 20, субсчет 2/2 «Продажи оказанных услуге 30 000 руб.;
начислена арендная плата -
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 4800 руб.
К-т сч. 90, субсчет 1/2 «Арендная плата» 4800 руб.;
начислен НДС в бюджет -
Д-т сч. 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» 800 руб.
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» 800 руб.;
списаны расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду, -
Д-т сч. 90, субсчет 2/2 «Себестоимость расходов по аренде» 3000 руб.
К-т сч. 20 «Основное производство» 3000 руб.;
списаны общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных -
Д-т сч. 90, субсчет 2/1 «Себестоимость оказанных услуг» 5400 руб.
К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» 5400 руб.;
Д-т сч. 90, субсчет 2/2 «Себестоимость расходов по аренде» 600 руб.
К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» 600 руб.;
сопоставлены дебетовые обороты и кредитовый оборот по счету 90: 60 000 + 4800 - 10 000 - 800 - 30 000 - 3000 - 5400 - 600 = 15 000 руб.;
списан финансовый результат (прибыль) по итогам работы -
Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» 15 000 руб.
К-т сч. 99, аналитический счет «Прибыль от обычных
видов деятельности» 15 000 руб.
488
Таким образом, на 1 декабря 2002 г. ЗАО «Метроном» имеет общее сальдо по счету 90, равное нулю. В то же время на субсчетах к счету 90 выявлены следующие остатки: по кредиту счета 90, субсчет 1,-64 80С руб., по дебету счета 90, субсчет 2, - 39 000 руб., по дебету счета 90, субсчет 3, - 10 800 руб., по дебету счета 90, субсчет 9,-15 000 руб.
Расходы по оказанию услуг за декабрь - 18 000 руб.;
расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду, за декабрь -3000 руб.;
общехозяйственные расходы - 6000 руб.
За декабрь 2002 г. в бухгалтерском учете отражены операции:
начислена выручка за оказанные услуги -
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 30 600 руб.
К-т сч. 90, субсчет 1/1 «Продажа оказанных услуг» 30 600 руб.;
начислен НДС в бюджет -
Д-т сч. 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» 5100 руб.
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» 5100 руб.;
списаны расходы, связанные с оказанием услуг, -
Д-т сч. 90, субсчет 2/1 «Себестоимость оказанных услуг» 18 000 руб.
К-т сч. 20, субсчет 1/1 18 000 руб.;
начислена арендная плата -
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 4800 руб.
К-т сч. 90, субсчет 1/2 «Арендная плата» 4800 руб.;
начислен НДС в бюджет -
Д-т сч. 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» 800 руб.
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» 800 руб.;
списаны расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду, -