<< Пред. стр. 35 (из 53) След. >>
Д-т сч. 90, субсчет 2/2 «Себестоимость по аренде» 3000 руб.К-т сч. 20, субсчет 1/2 3000 руб.;
списаны общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных -
Д-т сч. 90, субсчет 2/1 «Себестоимость оказанных услуг» 5400 руб.
К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» 5400 руб.;
Д-т сч. 90, субсчет 2/2 «Себестоимость расходов по аренде» 600 руб.
К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» 600 руб.;
сопоставлены дебетовые обороты и кредитовый оборот по счету 90 -
30 600 + 4800 - 5100 - 800 - 18 000 - 3000 - 5400 - 600 = 2500 руб.;
списан финансовый результат (прибыль) по итогам работы за декабрь -
Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» 2500 руб.
К-т сч. 99, аналитический счет «Прибыль от обычных видов деятель
ности» 2500 руб.
Итак, на 31 декабря 2002 г. субсчета, открытые к счету 90, имеют следующие остатки:
субсчет 11 кредитовый - 90 600 руб., субсчет 12 кредитовый - 9600 руб., субсчет 21 дебетовый - 58 800 руб., субсчет 22 дебетовый - 7200 руб., субсчет 3 дебетовый-16 700руб., субсчет 9 дебетовый -17 500руб.
31 декабря 2002 г. субсчета, открытые к счету 90, закрываются внутрен
ними записями на субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»:
489
Д-т сч. 90, субсчет 1/1 «Продажи оказанных услуг» 90 600 руб.
К-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» 90 600 руб.;
Д-т сч. 90, субсчет 1/2 «Арендная плата» 9600 руб.
К-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» 9600 руб.;
Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» 16 700 руб.
К-т сч. 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» 16 700 руб.;
Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» 58 800 руб.
К-т сч. 90, субсчет 2/1 «Себестоимость оказанных услуг» 58 800 руб.;
Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» 7200 руб.
К-т сч. 90, субсчет 2/2 «Себестоимость расходов по аренде» 7200 руб.
26.2. Аналитический учет отгрузки и продаж готовой продукции
В зависимости от принятой учетной политики организации могут вести учет реализации либо по «методу начисления», т.е. на момент перехода прав собственности на продукцию, товар, работы, услуги, либо по «кассовому методу», т.е. на момент поступления оплаты от покупателей и заказчиков (малые предприятия). Малые предприятия в таком случае ведут синтетический учет отгруженной, отпущенной продукции и неоплаченной продукции на счете 45 «Товары отгруженные». Счет 45 - активный, его сальдо показывает фактическую себестоимость продукции, материалов и тары отгруженных, но не оплаченных на начало месяца покупателями, а также транспортные расходы, включенные в платежные документы, для оплаты покупателями. Оборот по дебету включает две составляющие: фактическую себестоимость отгруженных в отчетном месяце ценностей, транспортные расходы, подлежащие к оплате покупателями; оборот по кредиту - фактическую себестоимость отгруженной продукции и сумму транспортных расходов, оплаченных покупателями.
Для аналитического учета реализованной (отгруженной и оплаченной) продукции используется ведомость № 16 «Учет отгрузки и реализации продукции и материальных ценностей» (раздел II), в которой совмещается аналитический и синтетический учет отгрузки (отпуска), реализации продукции, материальных ценностей и услуг и расчетов с покупателями. Аналитический учет отгрузки и реализации организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в разрезе платежных документов в двух оценках по фактической себестоимости и продажной цене. Причем учитывается и общее количество
490
продукции, оставшейся на начало и конец месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной. Основанием для заполнения раздела II ведомости являются ведомость за прошлый месяц (остаток неоплаченной продукции на начало месяца), платежные документы и приказы-накладные на отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписки банка из расчетного счета организации.
Таким образом, из раздела II возможно получить следующие данные: количество изделий, отпущенных со -склада и отгруженных за месяц как по ассортименту, так и в стоимостном выражении; сумму транспортных расходов; сумму НДС; суммы, причитающиеся по счетам к оплате; состояние расчетов с покупателями; сведения о поступивших в отчетном месяце суммах за продукцию и в возмещение транспортных расходов и т.д. Показатели ведомости имеют большое оперативное значение, так как на каждый день необходимо иметь сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции и в целях контроля за выполнением договорных обязательств.
Раздел III ведомости заполняется по окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам и состоит из трех частей: А - оплата и списания; Б - списано в связи с возвратом продукции; В - не оплачено, не списано. Этот раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 оборотов по кредиту счетов 45 и 90 и правильности расчета остатков по счету 45. Кроме того, счет 45 может использоваться и в некоторых других случаях, когда момент перехода прав собственности не совпадает с моментом передачи продукции покупателю или перевозчику.
Синтетический учет реализации готовой продукции по методу начисления организуется на счетах 90 «Продажи» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Организации для учета факта реализации по моменту отгрузки могут организовать аналитический учет реализации (в объеме отгруженной продукции) в отдельной ведомости № 16/1 «Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке», которая заменяет раздел II ведомости № 16 (см. с. 493).
Аналитичность ведомости № 16/1 достаточно показательна и во многом повторяет показатели раздела II ведомости № 16:
ведется в разрезе каждого платежного документа, вида про
дукции и количества;
имеет перечень неоплаченных документов на начало меся
ца (сальдо счета 62);
491
имеет перечень платежных документов и объем отгрузки/1
за отчетный месяц (дебет счета 62, кредит счета 90, субсчет 1); / ?
в ней определяют неоплаченные документы на конец меся- -
ца (сальдо счета 62 на конец месяца); ' ',
все указанные количественные показатели оцениваются цо t
фактической себестоимости, по отпускным (договорным) ценам, '
по сумме НДС; '
ее показатели позволяют рассчитать результат реализации"
за отчетный месяц по каждому первичному документу, подтвер-'
ждающему отгрузку, как разницу между отпускной и фактической
стоимостью продукции (работ, услуг), т.е. прибыль или убыток.
Ведомость № 16/1 заполняется на основе отгрузочных и пла
тежных документов, справок-расчетов о фактической себестоис ;
мости, выписок банка из расчетных и прочих счетов органа-:
зации. , I
Для анализа результатов планирования в ведомости № 16/Г ? может рассчитываться и плановая себестоимость реализации и ; плановая прибыль.
Следует отметить, что в указанном регистре ведется и аналитический учет прочей реализации: основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей и прочих активов.
Документальное оформление их носит тот же характер, т.е. на основании накладных выписываются платежные (расчетные) документы с указанием договорной цены и отпускной стоимости.
Учет отгрузки и реализации организуется в разрезе субсчетов и синтетических показателей в журнале-ордере № И, предназначенном для отражения оборотов по кредиту счетов 43, 40, 45, 6% и аналитических данных к счетам 45 и 90. Журнал-ордер №11 заполняется на основе аналитических данных ведомостей № 15 и 16. Аналитические данные к счетам 45 и 90 приводятся в журнале-ордере № 11 по фактической себестоимости, в суммах по предъявленным счетам или заменяющим их документам, и в обороте не только за отчетный месяц, но и с начала года, с отражением сумм НДС.
Аналитические показатели к журналу-ордеру № 11 используются для расчета реализации, т.е. аналитических показателей к счету 90 в части фактической себестоимости и вырученных сумм (поступившего платежа).
Сумма прибыли определяется исходя из реализованной продукции по продажным ценам минус фактическая себестоимость реализованной продукции, минус сумма НДС, минус сумма коммерческих расходов.
492
Фирма «Лада»
Ведомость № 16/1 Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке
за март 2002 г.
(руб.)
Документ Виды продукции По Сумма Факти- Результат Оплата,
Покупатель (количество) отпуск- нлс платеж- ческая отчетного дата
п/п № Дата (заказчик) БР-5 БР-10 ным ценам ного документа себестоимость месяца
1 1101 23.02 Оптовая база № 1 40 25 47 950 9590 57 540 39 730 8220 06.03
2 1102 26.02 Оптовая база № 2 30 35 54 650 10 930 65 580 45 040 9610 08.03
Итого на начало месяца 01.03 70 60 102 600 20 520 123 120 84 770 17 830
3 ПОЗ 08.03 Фирма «Фортуна» 30 30 48 900 9780 58 600 40 726 8174 16.03
4 1104 12.03 Фирма «Бытовые
приборы» 40 50 76 700 15 340 92 040 63 636 13 064 23.03
сальдо на
5 //05 20.03 Оптовая база № 1 20 30 44100 8820 52 920 36 485 7615 01.04
6 1106 22.03 Фирма «Фортуна» 30 60 83 400 16 680 100 080 68 730 14 670 30.03
Итого за март отгружено 120 170 253 100 50 620 303 720 209 577 43 523
По плановым ценам 49 200 161 500 210 700 - - - - -
Оплачено за март 170 200 311600 62 320 373 320 257 862 53 738
Суммы к списанию Дебет Кредит Сумма
1. Фактическая себестоимость отгрузки 90 43 209 578
2. НДС 90 68 50 620
3. Отпускная стоимость отгруженной продукции с НДС 62 90 303 720
4. Оплачено с НДС 51 62 373 920
5. Расходы на продажу 90 44 3350
Фирма «Лада» я
Выписка из ведомости № 16 ,1
III. Сводные данные по оплаченным, списанным, неоплаченным 4 и несписанным суммам*
А. Оплата и списания по корреспондирующим счетам
(руб.)
по ведомости за прошлый месяц
Дебетуемый счет
Кредитуемые и дебетуемые счета
Итого
по ведомости за текущий месяц
С кредита счета 62
в дебет счета:
51
«Расчетные счета»
373 920
Итого
373 920
Б. Списания в связи с возвратом продукции и в порядке уменьшения предъявленных сумм
В. Не оплачено, не списано - по учетным группам
Учетные группы За готовые изделия
Не оплачено:
по ведомости за текущий месяц 52 920
по ведомости за прошлый месяц
В том числе:
не списано в связи с тем, что продукция
оставлена на ответственное хранение у
покупателя:
по ведомости за текущий месяц
по ведомости за прошлый месяц
Всего по таблице № 3 за отчетный месяц 426 840
* Сумма проверяется по гр. 9 ведомости № 16/1 за текущий и прошлый месяцы (123 120 + 303 720 = 373 920 + 52 920).
494
Фирма «Лада»
Журнал-ордер № 11
по кредиту счетов 40,41,42,43,44,45,62,90,91 и аналитические данные по счетам 90 и 91
за март 2002 г.
О1
В дебет счетов С кредита счетов
Счет
№ Наименование 40 «Выпуск продукции» 41 «Товары» 42 «Торговая наценка» 43 «Готовая продукция» 44 «Расходы на продажу» 45 «Товары отгруженные» 90 «Продажи» 91 «Прочие доходы и расходы» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
90 «Продажи» 209 628 3350
51 «Расчетные счета» 18 800 373 920
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 303 720
58 Финансовые вложения Вклад в уставный капитал объектом основных средств 15 000
Итого 209 628 3350 303 720 33 800 373 920
Бухгалтер
Приложение № 1 к ж -о № ]Щ
Фирма «Лада»
Аналитические данные по счету 90 «Продажи»
за март 2002 г.
Вид продукции ^^-. (работ, услуг)
БР-5 БР-10 Итого
Наименование ^-^^
показателя ^^^^
Оборот по кредиту
Суммы вырученные, списанные по 69 120 234 600 303 720
продажным ценам
3
к и в том числе без суммы НДС 57 600 195 500 253 100
s
:г Оборот по дебету
тчетнь По фактической производственной себестоимости 50 878 158 750 209 628
Расходы на продажу 782 2568 3350
Всего полная фактическая себестоимость 61 660 161 318 212 978
Результат - прибыль (убыток) 5940 34 182 40 122'
Суммы вырученные без НДС 150 000 364 000 514000
§^ « 'Ј Полная фактическая себестоимость 100 000 263 950 363 950
ii
si Прибыль 50 000 100 050 150 050
Суммы вырученные без НДС 207 600 559 500 767 100
сего ала г Полная фактическая себестоимость 151 660 425 268 576 928
I Прибыль 55 940 134 232 190 172
496
По фирме «Лада» она равна 40 122 руб. (303 720 - 209 628 --3350 - 50 620):
Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» 40 122 руб.
К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» 40 122 руб.
26.3. Резерв по сомнительным долгам
Организации, ведущие бухгалтерский и налоговый учет по методу начисления, вынуждены прибегать к самофинансированию объема реализации, не оплаченного покупателями и заказчиками, для выполнения обязательств и платежей, связанных с реализацией (налоги в бюджет и др.). Они могут создавать резервы по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 70) предусмотрен порядок создания таких резервов. Резервы сомнительных долгов создают по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Таким образом, создается источник для пополнения оборотных средств за счет балансовой прибыли.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (один раз в году). Такая возможность обеспечивается проведением инвентаризации расчетов перед составлением годового отчета. Списание средств осуществляется по мере истечения срока исковой давности или решению арбитража и судебных органов о признании покупателя неплатежеспособным (или в иске отказано).
На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами.
Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
32-П20 497
Аналитический учет по счету 63 «Резервы по сомнительным' долгам» ведется по каждому созданному резерву:
1) при образовании резерва -
Д-т сч. 91, субсчет 2 «Прочие расходы»
К-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
2) при использовании резерва -
Д-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на "конец отчетного года к финансовым результатам:
Д-т сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам»
К-т сч. 91-1 «Прочие доходы».
При журнально-ордерной форме учета учетным регистром аналитического и синтетического учета указанных операций является журнал-ордер № 12, который заполняется на основе справок-расчетов бухгалтерии, выписок банка.
В соответствии с приказом Минфина РФ «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» от 28 июня 2000 г. № 60н в случае создания в установленном порядке резервов сомнительных долгов дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в бухгалтерском балансе уменьшается на сумму этих резервов (без корреспонденции по счетам 62 и 63). Таким образом, сумма образованного резерва в пассиве баланса не отражается.
Пример. В Главной книге сальдо счета 62 на 31.12. 200_ г. -120 000 руб., сальдо счета 63 - 20 000 руб. В балансе сальдо счета 62 будет отражаться в сумме 100 000 руб.
ГЛАВА 27
Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Основным счетом, связанным с учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активно-пассивный счет. На нем в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражают как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженную им и неоплаченную продукцию. Сальдо этого счета показывается развернуто. Сальдо дебетовое означает договорную (отпуск-
498
ную) стоимость сданных заказчику работ, услуг, продукции неоплаченных; сальдо кредитовое - сумму полученных авансов; оборот по дебету - отпускную стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце и сумму погашенных авансов; оборот по кредиту - суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце в виде авансов и погашенной задолженности.
Аналитический учет на этом счете ведут в разрезе покупателей и каждого отгрузочного и платежного документа. При этом целесообразно выделить субсчета для учета расчетов по авансам в рублях и в валюте и расчетов с покупателями в рублях и в валюте (иностранными покупателями).
Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки.
При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки или через определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ (услуг), переуступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов.
27.1. Расчеты авансами
Условиями договора партнеры могут предусмотреть аванс в определенном размере. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций учет поступивших авансов ведут на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом организация должна обеспечить обособленный учет поступивших авансов. Для обеспечения этого условия целесообразно открыть отдельные субсчета, выделив расчеты по авансам, полученным от российских и иностранных покупателей и заказчиков.
Д-т сч. 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
К-т сч. 62, субсчета 1 и 3.
При получении аванса с него начисляют в бюджет налог на добавленную стоимость. При этом оформляются бухгалтерские записи:
Д-т сч. 62, субсчета 1, 3
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».
После того как произошла отгрузка, в счет оплаты засчиты-вается сумма полученного аванса:
Д-т сч. 62, субсчета 1, 3
К-т сч. 62, субсчета 2, 4.
499
32*
При этом восстанавливается сумма НДС, начисленная ране в бюджет:
Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К-т сч. 62, субсчета 1,3. д
27.2. Расчеты товарными векселями '" ''•
Одним из наиболее часто встречающихся способов расчетов | являются расчеты товарными или финансовыми векселями. ' ' |
Бухгалтерский учет товарных векселей, применяемых при |
расчетах между организациями за поставленные товары (продук- ^
цию), выполненные работы и оказанные услуги, осуществляется |
на основе письма Минфина РФ № 142 от 31.10.94 г. (с изменения» |
ми и дополнениями). Товарный вексель подтверждает обязателв-1
ства покупателя оплатить задолженность по наступлении опрв-1
деленного срока. За предоставленную отсрочку платежа'!
векселедатель уплачивает проценты по векселю. <: |
Организация - получатель денег по векселю (векселедержа-1 тель) при получении суммы, указанной в векселе, отражает ее: "i
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет *• «Векселя полученные»
К-т сч. 62, субсчет 2, 4, или сч. 90 «Продажи».
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрено получение процента, то по мере погашения этой задолженности делается запись:
Д-т сч. 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму погашения задолженности;
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» - на величину проценту.
Претензии, возникающие у организаций в связи с использованием векселей, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76. субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Если организация-векселедержатель ведет налоговый учет в целях исчисления НДС по моменту оплаты за реализованные товары, работы, услуги, то она считает продукцию, по которой был получен вексель, реализованной на дату погашения векселя.
В случае передачи векселедержателем векселя до окончания срока платежа по нему поступление средств отражается по дебету счетов учета денежных или других средств, иного имущества (в зависимости от конкретного содержания хозяйственной операции) и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные».
Если сумма фактически поступивших денежных или иных средств, иного имущества меньше той, которую организация
500
должна получить по векселю, указанная разница относится векселедержателем в дебет счета учета прочих расходов и доходов.
В случае неоплаты векселедателем векселя в установленный срок задолженность, числящаяся у векселедержателя на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные», переводится на счет 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Сумма начисленных расходов по опротестованию векселя отражается по дебету счета 91, субсчет 2 «Прочие расходы» и кредиту счета 76, субсчета 2 «Расчеты по претензиям».
Перечисление указанных сумм отражается по дебету счета 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счетов учета денежных средств.
Для контроля за индоссированными векселями применяется забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». На этом забалансовом счете индоссированные векселя числятся до истечения срока предъявления в установленном порядке претензий по указанным векселям, получения извещения об их оплате или оплаты их организацией.
Организация, выдавшая аваль (поручительство по векселю), отражает его на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».
27.3. Расчеты векселями третьих лиц (финансовыми )
Если покупатель товарно-материальных ценностей в качестве оплаты индоссирует на продавца вексель третьего лица, то в таком случае на дату индосамента задолженность покупателя погашается. Полученный вексель отражается как финансовое вложение по цене приобретения, которая обычно равна продажной цене продукции (товара, работ, услуг). При этом номинал векселя не имеет значения для бухгалтерского учета. В этот же момент продукция считается реализованной и с точки зрения налогового учета.
В бухгалтерском учете делаются записи:
Д-т сч. 58 «Финансовые вложения»
К-т сч. 62, субсчет 2.
В дальнейшем продажа или погашение векселя проводится обычным порядком через счет 91 «Прочие доходы и расходы»:
Д-т сч. 91, субсчет 2
К-т сч. 58 - на учетную стоимость векселя;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие доходы» - на продажную цену векселя или сумму его погашения.
501
27.4. Погашение дебиторской задолженности путем взаиморасчетов
В настоящее время распространены взаиморасчеты межд|Н организациями, в которых участвуют три и более партнера. ДэдЙ взаимного погашения задолженностей они составляют акты ж I подтверждением задолженностей и описанием порядка их nora^j шения (см. с. 503). Эти операции нельзя отнести к товарообменным, поскольку условия, сроки возникновения и величины задод»' женностей разные. По нашему мнению, если в данном случае и применимо понятие обмена, то оно относимо к самим задолже»», ностям, но не товарам. Сделки по взаимозачету задолженностей, можно квалифицировать как передачу друг другу прав требования. Таким образом, удается погасить задолженность без применения расчетов через банк. Рассмотрим, как такие взаимозачеты > будут отражаться в бухгалтерском учете и на какую дату следует определить выручку от реализации товаров, работ, услуг в целях налогообложения, а значит, в какой момент будет возникать задолженность организаций по налогам.
Пример. ООО «Тайга» отгрузило продукцию ОАО «Буран», фактическая себестоимость отгруженной продукции X - 85 000 руб., договорная, цена - 105 000 руб плюс НДС - 21 000 руб. Оплаты за отгруженный товар от ОАО «Буран» не получено.
В то же время между ЗАО «Кедр» и ОАО «Буран» существуют свои взаимоотношения, в которых ЗАО «Кедр» за поставленный ему товар А должен ОАО «Буран» сумму в размере 150 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Тайга» отгрузка и реализация продукций X отражена так:
на сумму договорной цены с НДС -
Д-т сч. 62, субсчет 2, аналитический счет
«Расчеты с ОАО «Буран»» 126 000 руб.
К-т сч. 90, субсчет 1, 126 000 руб.;
на сумму НДС, начисленного в бюджет по отгруженной, но еще не оплаченной продукции, -
Д-т сч. 90, субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость» 21 000 руб.
К-т сч. 76, аналитический счет «Расчеты с бюджетом по НДС, по отгру
женной, но неоплаченной продукции» 21000 руб.;
в размере фактической себестоимости отгруженной продукции -
Д-т сч 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж» 85 000 руб.
К-т сч. 43 «Готовая продукция» 85 000 руб.;
на сумму прибыли от реализации -
Д-т сч 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» 40 000 руб.
К-тсч 99 «Прибыли и убытки» 40 000 руб.
502
В ходе хозяйственной деятельности ООО «Тайга» приобрело у ЗАО «Кедр» сырье на сумму 110 000 руб. плюс НДС 22 000 руб., но еще не оплатило поставку. Будут оформлены бухгалтерские записи:
Д-т сч. 10 «Материалы» 110 000 руб.
К-т сч. 60, субсчет 2, аналитический счет
«Расчеты с ЗАО "Кедр"» 110 000 руб.
Д-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» 22 000 руб.
К-т сч. 60, субсчет 2, аналитический счет
«Расчеты с ЗАО "Кедр"» 22 000 руб.
Таким образом, в бухгалтерском учете ООО «Тайга» имеет место дебиторская задолженность ОАО «Буран» в сумме 126 000 руб. и кредиторская задолженность перед ЗАО «Кедр» в сумме 132 000 руб.
Приведенные выше организации решили зачесть взаимные задолженности между тремя организациями без перечисления денежных средств.
При проведении взаимозачетов стороны составили следующий Акт.
Акт зачетов взаимных задолженностей
Представители ОАО «Буран», ООО «Тайга», ЗАО «Кедр» на основе информации о состоянии расчетов между организациями приняли решение:
1. О А О «Буран» засчитывает задолженность предприятия ЗА О «Кедр»
в размере 126 000 руб. (в том числе НДС 21 000 руб.) за поставленный ему
товар А, ООО «Тайга» засчитывает задолженность ОАО «Буран» за при
обретенную им продукцию X в счет погашения своей задолженности перед
ЗАО «Кедр» в этом же размере (105 000руб. плюс НДС 21 000руб.).
Остаток задолженности перед ЗА О «Кедр» в размере 6000 руб. ООО « Тайга» перечислит в установленные сторонами сроки.
2. ЗАО «Кедр» погашает свою задолженность за товар А перед ОАО
«Буран» в сумме 126 000руб. (105 000руб. плюс НДС21 ОООруб.), оставша