<< Пред.           стр. 19 (из 37)           След. >>

Список литературы по разделу

 Тем не менее это разграничение между социальными и психологическими причинами девиантности является искусственным (Gibbson,1976). Как мы уже видели, социологические факторы часто ведут к психологическим последствиям, и наоборот. Такие социологические воздействия, как массовость, мобильность и быстрые изменения, связаны с психологическими проблемами. Как и другие стереотипы поведения, рассмотренные нами в этой главе, делинквентность является одним из путей приспособления к социальным и психологическим реалиям подросткового периода, экстремальной его формой, не одобряемой обществом. Делинквентность может удовлетворять потребность в самоуважении; она обеспечивает принятие и статус в девиантной группе сверстников (например, в банде) и ощущение независимости. Некоторые подростки совершают правонарушения, чтобы испытать острые переживания.
 Помимо индивидуальных факторов на развитие насилия или делинквентного поведения среди уязвимых подростков могут оказывать влияние средства массовой информации. Например, кино может втягивать подростков в проблемы вследствие социального научения. Идентификация с агрессивными героями фильма способна вызывать имитацию их поведения - нападения и драки, кражи, употребление и распространение наркотиков и даже слепое копирование актов насилия.
 Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте
 Многие статьи и дискуссии о подростках полны драматической риторики. В одной из статей могут утверждать, что все подростки страдают от депрессии или являются бунтовщиками и потенциальными беглецами; в другой заявляют: "Подождите, пока ребенку не исполнится 12, - тогда-то родители и попрыгают!" Из переоценки психологических травм подростков возникают две проблемы. Во-первых, на всех подростков навешивают ярлык "переживающих психологическое страдание", хотя дело не обстоит таким образом. Во-вторых, тех из них, кому необходима помощь, не принимают всерьез, потому что их проблемы рассматривают как часть нормальной фазы развития (Connely, Johnston, Brown, Mackay &
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 551
 Blackstock, 1993). Очевидно, что следует отличать нормальных подростков от тех, кто переживает реальное психологическое страдание. В этом разделе мы рассмотрим подростковую депрессию и другие связанные со стрессом расстройства, а также факторы, помогающие оградить подростков от таких нарушений или делающие их уязвимыми, и распространенные копинг-реакции.
 Депрессия
 В целом исследования психических расстройств в подростковом возрасте выявили довольно низкую частоту депрессий в степени от умеренной до тяжелой, при которых симптомы могут представлять жизненную угрозу (Peterson, Compas, Brooks-Gun, Stemmler, Ey & Grant, 1993). Например, в недавнем исследовании, хотя его результаты и указывают на рост депрессий в подростковом возрасте, было обнаружено, что процент страдающих от данных расстройств является стабильно низким, повышаясь в возрасте 16 и 19 лет (табл. 12.4).
 Таблица 12.4 Количество учащихся-подростков, испытывающих депрессию в зависимости от возраста и пола, %
 Тяжесть Возраст
 13 14 15 16 17 18 19 В целом Мужнины От отсутствия до умеренной 96 97 93 88 93 94 89 93 От умеренной до тяжелой 4 3 7 12 7 6 11 7 Женщины От отсутствия до умеренной 93 90 89 84 87 87 82 88 От умеренной до тяжелой 7 10 11 16 13 13 18 12 Источник: Connely, Johnston, Brown, Mackay & Bl ickstock, 1993 Симптомы варьируют в зависимости от пола. При наличии проблем у мальчиков они чаще втягиваются в асоциальное поведение, такое как делинквентность и употребление наркотиков. Девочки, как правило, обращают свои переживания внутрь себя и становятся депрессивными (Ostrov, Offer & Howard, 1989). В целом депрессия примерно в два раза чаще встречается у подростков женского пола в сравнении с мужским. Хотя причина этих тендерных различий остается неясной, психологи предполагают, что они могут быть связаны с существенным снижением самоуважения, которое иногда происходит у девочек при переходе в старшую школу (Bower, 1991b; Orenstein, 1994). Как мы видели, на девочек оказывается давление со стороны сверстников и средств массовой информации, подчеркивающее большую значимость для них привлекательности и хороших взаимоотношений, чем достижений (Connelly et al., 1993). Итак, сочетание менее эффективных копинг-стилей и более сложных задач может повысить вероятность депрессии у девочек в период подросткового возраста.
 552 Часть III. Подростковый возраст
 
 ВРЕЗКА 12.2
 В чем причины суицидов у подростков?
 В последние годы обеспокоенность общества ростом суицидов среди подростков привела к повышению усилий по их предотвращению на всех уровнях управления: местном, уровне штатов и на федеральном уровне. Это беспокойство оправданно. В 1992 году 4963 подростка и молодых взрослых в возрасте от 15 до 24 лет и 314 детей моложе 15 лет совершили суицид (National Center for health statistics, 1995). Суицид - третья по частоте причина смерти среди подростков после несчастных случаев и убийств; при этом статистика, возможно, недооценивает число самоубийств. Существует тенденция умалчивать о некоторых случаях суицида по религиозным соображениям и по причине беспокойствагучувствах других членов семьи (Garland, Zigler, 1993). Исследования старшеклассников показали, что от 54 до 62,6% школьников либо проявляли суицидальное поведение, либо думали о самоубийстве (Meehan, Lamb, Saltzman & O'Carrol, 1992).
 Факторы риска. Обследования подростков, пытавшихся совершить самоубийство, а также "психологическая аутопсия" (аутопсия - медицинское обследование трупа для установления причины и обстоятельств смерти. - Прим. перев.) уже совершенных суицидов выявили определенные факторы риска. Хотя многие подростки, сталкивающиеся с ними, не приходят к мыслям о самоубийстве и не пытаются его совершить, эти факторы могут служить сигналами, предупреждающими о возможной опасности. В целом к факторам риска суицида у подростков относят.
 • Ранее совершенная попытка суицида (основной отдельный прогностический признак).
 • Депрессия, включающая сильные переживания беспомощности и безнадежности (возможно, второй по силе прогностический признак).
 • Прочие психиатрические проблемы, такие как расстройство поведения (психическое расстройство 312.8 по DSM-IV-TR, включающее в себя асоциальные черты поведения (жестокость, кражи, драки, побеги из дома) или асоциальное личностное расстройство (психическое расстройство 301.7 по DSM-IV-TR, включающее в себя выраженные психопатические черты (импульсивность, нарушения закона, агрессивность, безответственность и пр.), подлежащее диагностике только у лиц старше 18 лет).
 • Злоупотребление алкоголем и другими веществами, вызывающими зависимость.
 • Жизненные обстоятельства, порождающие напряжение, такие как серьезный разлад в семье, развод или раздельное проживание.
 • Доступ к оружию и его применение.
 Подростки, совершающие попытку суицида, не просто реагируют на отдельное расстраивающее событие. Самоубийства обычно происходят в ситуации длительно существующих личностных или семейных проблем, хотя сама попытка может быть импульсивной (Curran, 1987).
 Элкинд (Elkind, 1998) относит разительный рост числа подростковых суицидов на счет возрастающего давления, оказываемого на детей в попытке добиться от них достижений и ответственности в предшествовавшие самоубийству годы. Другие ученые обвиняют средства массовой информации: наблюдается существенный рост суицидального поведения после того, как по телевидению или в газетах сообщается о фактах самоубийства. Описание суицидов в художественной литературе также влияет на рост суицидального поведения (Garland, Zigler, 1993). "Подражательные суициды" особенно часто встречаются в подростковом возрасте, когда индивиды наиболее уязвимы перед убеждением, что они не контролируют свое будущее или никогда не получат то, о чем мечтают.
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 553
 Меры предупреждения. Кризисные службы и телефоны доверия получили признание у всего населения как средство профилактики суицидов. У подростков есть доступ более чем к 1000 телефонов доверия по вопросам суицида. Относительно новый подход, превентивное образование, обычно адресован школьникам старше 12 лет, их родителям и педагогам. Эти программы, как правило, включают в себя обзор статистики самоубийств, описание признаков опасности возможного суицида, список районных служб помощи и средств контакта с ними, а также информацию о том, как лучше убедить друга или члена семьи обратиться за помощью при возникновении угрозы суицидальных попыток (Garland, Zigler, 1993).
 Американская психологическая ассоциация (The American psychological Association) создала программу профилактики суицидов (Garland & Zigler, 1993), которая включает в себя следующие рекомендации.
 • Профессиональная подготовка педагогов, медицинских сотрудников и работников служб психического здоровья.
 • Запрет доступа к оружию через принятие законов о строгом контроле его использования.
 • Образовательная подготовка персонала СМИ в сфере суицидального поведения для обеспечения корректной и уместной подачи информации.
 • Выявление и терапевтическая помощь молодежи из группы риска.
 Учитывая все сложности проблемы, наилучшие средства профилактики суицидов у подростков могут предложить всесторонние программы, такие, как упоминавшаяся выше. Несомненно, за профилактикой должно следовать лечение. В ходе психотерапии подростки с суицидальными тенденциями осознают свои проблемы и формируют копинг-стратегии. Терапия улучшает их самочувствие, повышает самооценку. Лечение может также включать в себя прием антидепрессантов, например элавила (elavil), тофранила (tofranil) и прозака (prozak) (Shuchman, Wilkes, 1990).
 Исследователи также обнаружили этнические и другие групповые различия в частоте депрессии у подростков. Например, тинэйджеры, отнесенные к белым или азиатам, чаще проявляют симптомы депрессии при стрессе, чем те, кто относится к чернокожим или латиноамериканцам. Американцы индейского происхождения в подростковом периоде демонстрировали повышенную степень депрессии. Гомосексуально ориентированные подростки также показали высокую степень депрессии. Кроме того, вероятность суицида у них в два-три раза выше, чем у гетеросексуальных подростков (Connelly et al., 1993). Предположительно, это вызвано негативным социальным давлением, с которым они часто сталкиваются как группа меньшинств.
 Депрессия и другие расстройства
 В недавнем обзоре литературы по депрессиям Данте Чичетти и Шири Тот (Dante Cicchetti, Sheree Toth, 1998) отмечают, что понимание детской и подростковой депрессий требуют уяснения взаимных связей между биологическими, психологическими и социально-системными компонентами. Некоторые из этих взаимных связей обсуждаются здесь.
 Депрессия в подростковом возрасте часто возникает в ответ на внутренние и внешние стрессы одновременно с другими расстройствами и сопровождает их.
 554 Часть III, Подростковый возраст
 Таким образом, депрессивные и тревожные расстройства часто встречаются вместе, равно как и депрессивные расстройства и расстройства поведения. Мальчики значительно чаще ведут себя разрушительно при депрессии, в то время как у депрессивных девочек чаще развиваются нарушения питания, такие как анорексия и булимия (Connelly et al., 1993), обсуждавшиеся в предыдущей главе. Высокий процент подростков обоего пола, совершающих попытку суицида, находится в депрессии как до, так и после нее. Депрессия, мысли о суициде, злоупотребление различными веществами также взаимодействуют между собой (Kandel, Raveis & Davies, 1991).
 С другой стороны, негативный образ тела может привести к нарушениям питания и затем к депрессии. Было обнаружено, что повышенный риск депрессии связан с болезнью, и это также может оказывать взаимное влияние - хроническая болезнь создает депрессию, а депрессия может увеличить уязвимость к заболеваниям. Депрессия может также создавать другие проблемы вследствие ее влияния на межличностное взаимодействие, и наоборот. Плохое социальное функционирование может ухудшать взаимоотношения родителей и детей, влиять на дружбу и романтические отношения. Например, возникновение беременности в три раза вероятнее у депрессивных девочек-подростков, чем у тех, кто не страдает этим расстройством (Horowitz, Klerman, Sungkuo & Jekel, 1991).
 Защитные факторы и копинг-поведение
 Биологические изменения пубертата, как и социальные перемены, относящиеся к переходу из начальной в среднюю и старшую школу, требуют значительной психологической адаптации. Здесь мы рассмотрим факторы риска, защитные факторы и копинг-поведение.
 Факторы риска. Факторами, подвергающими подростков риску депрессии и стрессовых реакций, являются следующие.
 1. Негативный образ тела, который, как полагают, приводит к депрессии и нарушениям питания.
 2. Повышенная рефлексия о себе и будущем, которая может приводить к депрессии, если подросток увязает в негативных переживаниях.
 3. Семейная дисфункция или проблемы с психическим здоровьем у родителей, которые могут вызывать стрессовые реакции и депрессию, а также нарушения поведения.
 4. Супружеский разлад или развод и материальные трудности в семье, которые приводят к депрессии и стрессу.
 5. Низкая популярность среди сверстников, которая связана с депрессивным состоянием у подростков и относится к наиболее верным прогностическим признакам взрослой депрессии.
 6. Слабые успехи в школе, ведущие к депрессии и разрушительному поведению у мальчиков, но, по всей вероятности, не влияющие так на девочек.
 В Соединенных Штатах многие девочки выходят из раннего подросткового возраста с неудовлетворительным Я-образом, относительно низкими ожиданиями от жизни и намного меньшей уверенностью в себе, чем мальчики (American Association of University women, 1991; Orenstein, 1994; Zimmerman, Copeland, Sho-pe & Dielman, 1997). В 9 лет большинство девочек испытывают позитивные чув-
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 555
 ства к себе, но ко времени старшей школы такое утверждение верно по отношению менее чем к одной трети. Хотя у мальчиков несколько снижается самооценка в средней школе, это снижение не столь велико, как у девочек.
 Существуют значительные этнические различия в снижении самооценки: оно выглядит феноменом, обнаруживаемым в основном среди тех, кто идентифицируют себя как белые. Обследования показывают, что чернокожие подростки, видимо, черпают самоуважение скорее из своих семей и сообществ, чем из опыта в школе. Чернокожих девочек могут окружать сильные женщины, которыми они восхищаются. Кроме того, родители этих подростков часто говорят им, что у них все в порядке, проблемы в том, как к ним относится внешний мир. С другой стороны, белые девочки могут чрезмерно реагировать на социальные стимулы в школе, где предпочитаемыми являются мальчики, как мы отмечали в предыдущих главах. К 15-16 годам многие белые девочки полны сомнений в себе. Сталкиваясь с проблемами в учебе, например при изучении математики, они склонны упрекать себя, в то время как мальчики чаще обвиняют предмет или учителя (Daley, 1991). Как выразила это Кэрол Гиллиган:
 Это [исследование] делает невозможным разговор о том, что происходящее с девочками - просто вопрос гормонов... Если бы дело обстояло так, то снижение самооценки происходило бы у всех девочек и примерно в одно и то же время. Эта работа вызывает различные вопросы о влиянии культуры и поднимает вопрос о роли школ как в случаях снижения самооценки, так и в возможном вмешательстве (цит. по: Daley, 1991).
 Защитные факторы. Есть три вида уравновешивающих факторов, которые помогают подросткам преодолеть трудности этого возрастного периода. Во-первых, хорошие отношения с родителями и сверстниками служат буфером для стрессов. Невозможно переоценить важность защищающих, поддерживающих взаимоотношений. Во-вторых, особая область умений или опыта, такая как спорт, музыка, ремесло или учебный предмет, могут предоставить тинэйджеру основу для реалистичной уверенности в себе. И наконец, роль, включающая в себя ответственность за других людей (возможно, за членов команды или младших братьев и сестер), может помочь подростку установить приоритеты и более гибко реагировать на проблемы или кризисы.
 Копинг-поведение. Подростки используют различные формы копинг-пове-дения при возникновении проблем в своей повседневной жизни. Позитивные копинг-стратегии, такие как тщательное планирование и организация, установка приоритетов или поиск близкого друга или доверенного лица, могут помочь из-
 Контрольные вопросы к теме
 "Стресс, депрессия и совладение с ними в подростковом возрасте"
 • Депрессия чаще встречается среди подростков женского пола, чем мужского.
 • Частота депрессии мало меняется в различных этнических группах.
 • Обычно депрессию у подростков вызывает негативный образ тела.
 • Как девочки, так и мальчики, входя в подростковый возраст, испытывают значительное снижение самооценки.
 Вопрос для размышления
 Почему суицид часто связан с депрессией?
 
 556 Часть III. Подростковый возраст
 бавиться от умеренного стресса. Если подросток испытывает тяжелый стресс, нарастает использование более негативных защитных стратегий. В целом в исследованиях обнаружено, что употребление веществ, вызывающих психическую зависимость, отвлечение и бунтарство являются основными способами, которые подростки используют, чтобы справиться с возникшим напряжением. Учащиеся различных классов и уровней сообщают о курении сигарет, об употреблении алкоголя и психоактивных веществ с целью снижения стресса. В понятие "отвлечение" они включают хождение по магазинам, принятие горячей ванны или душа, выход в общество с друзьями, сон, просмотр телевизора и еду. Эти виды деятельности не решают проблем прямо, но по меньшей мере отвлекают от них внимание. В целом немного подростков в ситуации сильного стресса чувствуют, что могут активно и прямо бороться со стрессом: им часто не хватает личностных ресурсов (Mates, Allison, 1992).
 Краткое содержание главы Задачи развития подросткового возраста
 • Двумя основными задачами подростка являются достижение автономии и формирование идентичности.
 • Подростковый возраст не является временем "бури и натиска" для большинства тинэйджеров.
 • Кросс-культурные исследования ясно свидетельствуют о том, что большинство подростков во всем мире хорошо уживаются со своими родителями.
 • При описании проблемы перехода во взрослость необходимо рассматривать процесс взаимозависимости.
 • На формирование идентичности существенно влияют социальные референтные группы.
 • Теория Эриксона о формировании идентичности подчеркивает роль самоопределения.
 • В своей дальнейшей разработке теории Эриксона Марсиа указывает на четыре статуса идентичности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности.
 • Тревога различается в зависимости от статуса идентичности; существуют также тендерные различия в том, как эти статусы влияют на подростков.
 Динамика семьи
 • Конфликты между подростками и их родителями обычно незначительны; хорошая коммуникация между поколениями помогает решать семейные конфликты.
 • Матери и отцы по-разному влияют на подростков, что подчеркивает значение различного поведения и целей.
 • Авторитетный стиль родительского воспитания обычно лучше всего помогает детям пройти через подростковый период.
 • Домашние обязанности и ответственность различаются в семьях с двумя работающими и с одним работающим родителями, они зависят также от пола ребенка.
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 557
 • Помимо достижения чувства идентичности при подготовке подростка к разлуке с домом полезно создать баланс между отделением и согласованностью.
 Взаимоотношения в подростковом периоде
 . Подростки проводят значительно больше времени с членами своих подростковых групп, чем с семьей.
 . Группы сверстников необходимы для развития социальных умений; в идеале, благодаря взаимодействиям в этих группах, подростки развивают чувство социальной компетентности.
 • В подростковом возрасте усиливается социальное сравнение; помимо влияния на развитие личности оно также вносит вклад в формирование дружеских отношений.
 • Клики и компании являются двумя типами подростковых групп сверстников.
 • Существенная часть подростков являются одиночками, не принадлежащими к группам сверстников; это может происходить по разным причинам.
 • Разговоры в группах часто являются предвестником свиданий; в свою очередь, свидания выполняют ряд важных для развития функций.
 • Подростки нередко вынуждены улаживать противоречия между требованиями группы сверстников и родителей.
 Трудности подросткового возраста
 • Меньшинство подростков вовлекается в потенциально деструктивное авантюристическое поведение; большая их часть проводит свое время конструктивно.
 • Причины вовлечения в рискованное поведение различны; часто играет свою роль персональный миф.
 • Концептуальная система для действий подростков, связанных с риском, подчеркивает взаимодействие факторов биологии/генетики, социального и воспринимаемого окружения, личности и поведения.
 • В Соединенных Штатах никотин и алкоголь обладают наибольшим потенциалом злоупотребления.
 • Использование запрещенных веществ, вызывающих психическую зависимость, среди подростков снизилось в 1990-х годах, но затем, по крайней мере временно, возросло. Количество курящих и употребляющих алкоголь подростков остается относительно неизменным, но выше, чем в 1990-х годах.
 • Курящие подростки намного чаще используют и другие вещества.
 • Различные статистические исследования показывают, что алкоголь остается наиболее популярным психоактивным веществом, употребляемым подростками в США. Однако его использование отличается в зависимости от многочисленных личностных и социокультурных факторов.
 • Марихуана занимает третье место по распространенности среди подростков; широта ее употребления мало меняется в различных этнических группах.
 558 Часть III, Подростковый возраст
 • Использование подростками других препаратов, популярных у молодых взрослых, всегда было минимальным вследствие их высокой стоимости.
 • Подростки совершают серьезные преступления в большей степени, чем они могли бы совершить в соответствии со своей долей в обществе в результате влияния социологических и психологических факторов.
 Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте
 • В подростковом возрасте депрессия встречается на относительно низком, но значимом уровне; ее частота и связанное с ней поведение варьируют в зависимости от возраста, пола, сексуальной ориентации и этнической принадлежности подростков.
 • Депрессия часто связана с суицидом либо суицидной попыткой, а также с другими расстройствами, такими как анорексия и булимия; тем не менее нередко трудно определить, что является ее причиной, а также особенности взаимовлияния депрессии и других расстройств.
 • Семейные, социальные и личностные факторы создают у подростка риск депрессии; важными личностными факторами являются утрата самоуважения в подростковом возрасте, а также его пол.
 • Хорошие семейные взаимоотношения, ощущение опытности в чем-либо и чувство ответственности за других являются защитными факторами от последствий стресса и депрессии.
 • Подростки используют различные копинг-стратегии, справляясь со стрессом или депрессией; многие из них неадекватны, другие являются просто отвлечением.
 
 ЧАСТЬ IV
 ВЗРОСЛОСТЬ
 ГЛАВА 13
 РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
 Предварительный обзор
 Знаете ли вы?
 Как возрастные часы и социальные нормы определяют периоды взрослости, такие как раннюю взрослость?
 Что биологические часы, взаимодействуя с социальным и психологическим возрастом, помогают представить более точную картину зрелости индивида? Какие изменения происходят в силе, выносливости, а также в перцептивных и моторных навыках в период взрослости и когда они достигают максимума? Что совершенствование физических упражнений и улучшение питания являются причиной достижения спортсменами более высоких результатов по сравнению с прошлым временем?
 Что смертность ниже всего в период ранней взрослости в сравнении с остальными возрастными группами взрослых? Какие существуют основные причины смертности? Что на протяжении жизни у большинства людей в Соединенных Штатах очень немного сексуальных партнеров?
 Как с годами изменились установки взрослых по отношению к сексу? Что оргазм не является решающим условием удовлетворенности сексуальной жизнью? Различия между лесбиянками, геями и бисексуалами и что сексуальная активность с представителями того же пола не обязательно равносильна гомосексуальной ориентации?
 Какие определенные стадии существуют в когнитивном развитии взрослых? Что такое диалектическое мышление?
 Что некоторые ученые рассматривают когнитивную гибкость как отличительный признак взрослого мышления?
 Роль смысловых систем в когнитивном развитии взрослых? С какими задачами развития, как полагают ученые, должны столкнуться взрослые? Что такое периоды взрослости, что в них общего, а в чем различия у мужчин и женщин? Как предположения, представления, мифы и взгляды на мир изменяются у индивидов во взрослом возрасте?
 Это главные темы главы.
 Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 561
 Развитие продолжается в течение всей жизни. Хотя некоторые ученые придерживаются мнения, что существуют распознаваемые стадии развития во взрослом возрасте, процессы развития, протекающие в зрелые годы, отличаются от процессов, происходящих в детстве и в подростковом периоде. Изменения в мышлении, личности и поведении взрослых значительно меньше зависят от хронологического возраста или от специфических биологических изменений, чем от личностных, социальных и культурных воздействий или событий. Социальные изменения, культурные запросы молодых взрослых могут поддерживать, развивать или разрушать шаблоны поведения, заложенные в подростковые годы. Необходимо принимать решения и преодолевать трудности, исходя из повседневной жизни. Отличительным признаком зрелости является способность реагировать на изменения и приспосабливаться к новым условиям. Позитивное разрешение противоречий и проблем является основой зрелой взрослой деятельности (Datan, Ginsberg, 1975). Не все взрослые развивают одинаковые способы взаимодействия со средой, структурируют свою жизнь одним и тем же путем. Эти пути могут существенно различаться, и поэтому между взрослыми меньше общего, чем между детьми.
 Тем не менее мы видим, что в процессах развития у взрослых есть нечто общее. Хотя у взрослых людей не существует этапов физического развития, сравнимых с периодом полового созревания, и нет четких когнитивных стадий, у них существуют определяемые культурой социальные характеристики, такие как роли и взаимоотношения, которые являются частью семейного и профессионального циклов. Социальное и эмоциональное развитие сочетается с постепенными физическими изменениями, происходящими в течение взрослого возраста, а также с ростом объема знаний, умений и опыта. На них оказывают влияние неожиданные травматические события, которые могут иметь место как на личном, так и на социокультурном уровне.
 Выбор времени таких социальных действий, как брак, рождение и воспитание детей, выбор карьеры, широко варьирует у разных людей и от одной культуры к другой. То, как различные индивидуумы реагируют на эти события, равно как и природа ролей, исполняемых ими, различаются в зависимости от требований и ограничений конкретной культуры. Некоторые социальные действия, а также связанные с ними изменения нормативны, остальные являются идиосинкразическими. Нормативные события, изменения происходят в относительно определенное время и являются общими для большинства людей специфической возрастной группы. Они обычно не связаны с чрезмерным стрессом. Человек обладает временем для планирования; кроме того, часто он может получить социальную поддержку и осмыслить события при помощи существующих культурных перспектив. Примерами таких событий могут быть поиск первой работы и разлука с родительским домом.
 Напротив, идиосинкразические события и изменения могут произойти в любой момент. Например, к ним относятся потеря работы, внезапная смерть супруга, начало серьезного заболевания или - позитивное событие - выигрыш в лотерею. Так как эти ситуации часто непредвидимы заранее и другие не могут эмоционально разделить их с нами, они приводят к стрессу и к необходимости серьезной реорганизации как личной, так и социальной жизни человека.
 В этой главе, помимо исследования физического и когнитивного развития в период ранней взрослости, будут затронуты некоторые вопросы, рассматривае-
 562 Часть IV, Взрослость
 мые в последующих главах. Мы рассмотрим фундаментальные концепции и теории взрослого развития, останавливаясь более подробно на определении учеными понятия взрослости. Далее мы обратимся к анализу проблемы ранней взрослости как с точки зрения физического развития, так и когнитивного функционирования, рассматривая как непрерывность, так и изменения. Мы узнаем, существуют ли определенные стадии когнитивного развития взрослых, а также характерные черты взрослого познания, взаимодействующего с социальным и личностным развитием. В заключение мы обратимся к некоторым задачам развития ранней взрослости.
 
 Перспективы развития в периоде взрослости
 Как обсуждалось в главе 1, мы условно разделяем годы взрослости на раннюю взрослость (второе и третье десятилетия жизни), среднюю (четвертое и пятое десятилетие) и позднюю взрослость (возраст 60-65 лет и выше). Мы также отметили, что значение возраста для отдельного индивидуума может значительно варьировать. Каковы перспективы классификации и исследования развития взрослых при наличии большого числа индивидуальных особенностей? В отсутствие иных указателей, кроме произвольных возрастных диапазонов, мы обратимся к понятиям возрастных часов и социальных норм.
 Возрастные часы и социальные нормы
 Трудно, если вообще возможно, точно обозначить стадии развития взрослого человека исключительно на основе возраста, поэтому исследователи ввели понятие возрастных часов (Neugarten, 1968). Возрастные часы являются формой внутреннего графика; они позволяют нам узнать, двигаемся ли мы по жизненному пути с опережением или отставанием. Например, 35-летнего студента колледжа можно рассматривать как отстающего; раздумывающего о выходе на пенсию 35-летнего человека можно считать намного опередившим своих сверстников. Возрастные часы дают нам знание того, когда могут произойти определенные события в нашей жизни в соответствии с существующими в культуре нормами. Если эти события происходят раньше или позже, чем ожидалось, мы можем испытывать страдание и меньшую поддержку от сверстников, чем в том случае, когда мы "двигаемся по графику".
 Другими словами, нам свойственны внутренние ожидания, ощущения напряжения и давления, связанные с различными периодами жизни, которые мы относим к себе и другим. Несмотря на то что эти границы иногда имеют биологическую или психологическую основу - женщины, как правило, не могут забеременеть после наступления менопаузы; мужчины старшего возраста иногда не хотят сталкиваться с трудностями воспитания детей, - наиболее часто они определяются социально. Например, если мы наблюдаем за парой, обнимающей своего новорожденного ребенка, возможно, наша реакция будет разной в зависимости от возраста пары: 20 или 40 им лет. Мы по-разному поймем мотивацию пары и можем поэтому вести себя с ними различным образом. Как поведение, ожидаемое от личности, так и реакции на него других людей могут иметь выраженные отличия в зависимости от исторической и культурной обстановки, что делает событие более сложным для интерпретации.
 Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 563
 Хотя возрастные часы и дают нам возможность предположить время наступления определенных событий, в наши дни происходят большие изменения. Многие люди, например, как эти женщины, возвращаются к обучению в 30-40 лет или даже позже
 В исследовании изменений в области культуры США в последние десятилетия Бернис и Дэйл Ньюгартен (Bernice, Dail Neugarten, 1987) говорят о том, что произошло "размывание традиционных жизненных периодов", которое привело к большей гибкости возрастных часов в наше время в сравнении с прошлым. "Нетрадиционные" студенты возвращаются к обучению в возрасте 35-45 лет или позже; многие пары откладывают рождение первого ребенка к середине или концу третьего десятка жизни; браки, разводы и повторные их регистрации встречаются на протяжении всей жизни, а не только в период ранней взрослости. Во многих отношениях Соединенные Штаты стали обществом "нерелевантного возраста", в котором представители определенной возрастной группы могут участвовать в разных видах деятельности и жизненных событиях.
 Три компонента возраста
 Необходимо помнить, что понятие "хронологический возраст" (годы жизни) часто не дает нам истинного представления о событии. Предпочтительнее рассматривать ситуацию с точки зрения биологического, социального и психологического возрастов (Birren, Cunningham, 1985). Биологический возраст, отражающий положение индивида относительно его предполагаемой продолжительности жизни, значительно варьирует от одного индивидуума к другому. Сорокалетний человек с эмфиземой легких и слабым сердцем, рискующий умереть в ближайшем будущем, значительно отличается по своему биологическому возрасту от здорового 40-летнего индивида, способного прожить еще 35 и более лет. В свою очередь, социальный возраст относится к непосредственному статусу индивида в сравнении с культуральными нормами. 40-летний человек, состоящий в браке и имеющий троих детей, отличается по своему развитию от 40-летнего холостого человека, предпочитающего случайные связи и не планирующего заводить детей. Наконец, психологический возраст отражает то, насколько человек способен справляться с требованиями среды и социума, адаптироваться к ним. Он включает в себя уровень интеллекта, способность к обучению и моторные навыки, а также такие характеристики, как тревожность, установки и мотивы.
 Что представляет собой зрелость? Несмотря на то что биологический, социальный, психологический возраст взаимосвязаны и образуют зрелость, ее первичными составляющими являются определенные психологические характеристики.
 
 564 Часть IV. Взрослость
 
 ВРЕЗКА 13.1
 История, культура и течение жизни
 Исследование развития взрослых является во многом исследованием течения их жизни, изучением того, как личная биография индивидуума связана с тем историческим периодом, в котором он живет, с его местом в общественной системе. Исследования показывают нам, что социальные, культурные и исторические факторы оказывают активное, решающее воздействие на жизнь взрослого и помогают сформулировать ожидания личности (Наде-stad, 1990; Stoller, Gibson, 1994).
 Следовательно, важно выяснить, каким образом исторические факторьиопределяют демографические условия данного периода времени, влияют на его типичные ожидания и жизненные сценарии. Очевидно, что ход жизни афроамериканки, родившейся в бедной семье в 1950 году, будет иметь мало общего с жизнью этнически белой женщины, живущей в богатом районе города и принадлежащей к семье из высшего общества. Также ясно, что жизнь афроамериканки, родившейся в 1970 году, будет отличаться от жизни афроамериканки, появившейся на свет на 100 лет позже. Возможно, что наиболее важным историческим изменением, оказывающим влияние на ход жизни, является увеличение ее продолжительности. В то время как в 1900 году в США лишь 14% женщин доживали до возраста 80 лет или старше, в 1980 году более половины из них могли надеяться, что достигнут этого возраста (Watkins, Menken, & Bongaarts, 1987). В Германии в 1600 году почти половина детей не доживала до зрелого возраста. Такая ситуация приводила к тому, что в течение столетий "нужно было двое детей, чтобы появился один взрослый" (Imhof, 1986). Происходящие изменения оказывают влияние на то, как семьи переживают смерть ребенка. Когда-то потеря ребенка было обычным и ожидаемым событием; теперь это стало аномальной частью жизненного сценария. В 1800 году, когда женщине исполнялось 35 лет, она уже теряла каждого третьего из своих детей. В 1990 году менее 1 % 35-летних женщин утратили одного ребенка. Итак, смерть ребенка в настоящее время является сокрушительной личной утратой, а не обыденным событием, рано или поздно затрагивавшим жизнь почти каждой женщины.
 Периоды истории также влияют на "бюджет времени" взрослого возраста, вследствие чего взрослые в наше время проводят свою жизнь не так, как когда-то. Когда Эллен Джи (Ellen Gee, 1986, 1987, 1988) исследовала демографические условия, превалировавшие в 1830 году, она обнаружила, что после замужества женщины 90% времени тратили на воспитание детей, в то время как в 1950 году они уделяли детям только 40% своего времени. Другим интересным наблюдением было то, что в 1860 году лишь у 16% 50-летних людей были живы их родители, а к 1960 году это число возросло до 60%.
 Смерть родителя сегодня стала более привязанным к возрасту явлением, чем когда-либо ранее, то есть она происходит в течение более предсказуемого периода жизни человека. Потеря родителя теперь происходит значительно позже в жизни ребенка и, как правило, встречается в течение относительно короткого возрастного интервала (Winsborough, 1980). В итоге часто приходится слышать о детях периода бэби-бума (неожиданно большой рост рождаемости в течение примерно 15 лет после завершения Второй мировой войны. - Примеч. перев.) как о тех, кто относится к поколению "сэндвича": они несут на себе ответственность и за выращивание детей, и за заботу о стареющих, часто немощных родителях.
 Когда помимо исторического контекста мы рассматриваем влияние таких факторов, как пол, раса, социально-экономический статус, личностные особенности и уровень интеллекта, ход жизни каждого индивидуума приобретает свои уникальные черты. Тем не менее внимание исследователей привлекают характерные паттерны, являющиеся общими для
 Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 565
 представителей одной возрастной группы. Их интересует, как эти паттерны будут развиваться в течение следующих 100 лет, когда при помощи медицины и новейших технологий продлят жизнь и уменьшат болезни и страдания, когда будет происходить дальнейшее изменение тендерных ролей, а этнические меньшинства станут более ощутимой частью этой "великолепной мозаики" населения США.
 При наличии некоторых культурных различий они включают в себя материальную, социальную независимость и автономию, самостоятельное принятие решений, а также определенную степень стабильности, здравомыслия, надежности, честности и сострадания. Исследователи включают в этот перечень разнообразные характеристики, а различные культуры предъявляют разные требования, что приводит к отсутствию универсального определения зрелости.
 Контекстные парадигмы или подходы
 Парадигма является гипотетической моделью системы, или систематическим подходом. При помощи контекстных подходов (парадигм) делается попытка описания и суммирования результатов воздействия сил различного рода на развитие человека. Термин контекст используется здесь в том же значении, как и в других частях этой книги: мы говорим о контексте окружающей среды, историческом, социальном, психологическом контекстах, каждый из которых, взаимодействуя с другими, оказывает влияние на развитие.
 Контекст составляет большую часть того, что делает нас уникальными как личность. Нет двух личностей, сталкивающихся с одной и той же комбинацией контекстов. Контекстные подходы пытаются свести различные контексты вместе в единый упорядоченный блок и тем самым помочь пониманию как общих черт, так и индивидуальных особенностей развития. Они обращают особое внимание на силы развития как единое целое независимо от того, являются ли они внутренними или внешними для индивидуума, т. е. биологическими (созревания) или эмпирическими (историческими) силами (Dixon, 1992). Противоположным (и устаревшим) подходом является рассмотрение развития одновременно только с одной точки зрения, исключая все остальные.
 Контекстные подходы являются комплексными. Кроме того, они применимы в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Однако нигде контекстные соображения не являются столь важными, как при изучении развития взрослых, в период, когда, как ранее отмечалось, жизненные пути начинают существенно расходиться по сравнению с детством и подростковым возрастом.
 Контрольные вопросы к теме
 "Перспективы развития в период взрослых"
 • Возрастные часы в основном имеют культуральную природу.
 • Хронологический возраст - наилучший способ определить, где находится человек в отношении его продолжительности жизни.
 • Контекстные подходы обращены к силам развития как единому целому.
 Вопрос для размышления Почему трудно установить начало и завершение периода ранней взрослости?
 566 Часть IV. Взрослость
 Общее физическое развитие
 В некоторой степени наши реакции на события жизни определяются физическими способностями: нашим здоровьем, физической формой, силой и выносливостью. Почти каждый аспект физического развития достигает своего максимума в ранней взрослости. Большинство людей в этот период являются более сильными и здоровыми, чем они когда-либо были или когда-либо станут.
 Сила и выносливость
 В период ранней взрослости - в возрасте от 20 до 40 лет - большинство людей получают удовольствие от роста энергии, силы и выносливости в сравнении с людьми других возрастных групп. Это является нормативным, определенным для данного возраста ожиданием, как обсуждалось в главе 3. Большинство культур извлекает свою пользу из этого возраста расцвета, проводя профессиональное обучение посредством изнурительных систем интернатуры, экзаменов и защиты диссертации, посылая молодежь в бой; боготворя молодых спортсменов и моделей, ожидая, что женщины будут рожать детей.
 Как правило, функционирование органов, время реакции, сила, моторные навыки и сенсомоторная координация достигают своего максимума в возрасте от 25 до 30 лет, после чего они постепенно снижаются. Тем не менее снижение данных показателей в возрасте от 30 до 40 и от 40 до 50 лет не столь значительно, как это себе представляет большинство людей. Как показывает рис. 13.1, существенное снижение функционального уровня большинства биологических систем появля-
 
 Рис. 13.1. Средняя величина снижения продуктивности биологических систем. Это снижение может быть в значительной степени скорректировано здоровым образом жизни, включающим в себя регулярные физические упражнения. Источник: По материалам J. Fries and Crapo. Vitality ang aging. San Francisco, W. H. Freeman and Company, 1981
 Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 567
 ется примерно после 40 лет. Таким образом, хотя спад после максимальной точки продуктивности, появляющийся примерно в возрасте после 25-30 лет, и может быть важным для выдающихся спортсменов, он слабо затрагивает большинство из нас. Не все системы, тем не менее, достигают своего максимума в указанный период. Например, зрительная аккомодация постепенно, хотя и равномерно, снижается уже в среднем детском возрасте. Острота зрения начинает очень медленно падать примерно с 20 лет, а затем существенно снижается после 40 лет (Meisami, 1994).
 Снижение физических умений и способностей наиболее заметно в критических ситуациях и в других экстремальных случаях, требующих максимального сосредоточения сил (Troll, 1985). Например, когда женщине около 40 лет, беременность отражается значительно тяжелее на ее резервной физической выносливости в сравнении с тем, когда ей 20-30 лет. Кроме того, у старших женщин период возвращения к нормальному состоянию после рождения ребенка может быть более длительным. Подобным образом 25-летнему мужчине легче работать на нескольких работах, чтобы вывести семью из финансового кризиса, чем 40-летнему.
 Физическая форма и здоровье
 В целом ранняя взрослость - это здоровый период жизни. Подобное утверждение особенно верно для людей, придерживающихся разумной диеты, регулярно выполняющих физические упражнения, избегающих табака и других веществ, вызывающих зависимость, и умеренно употребляющих (если употребляют вообще) алкоголь. В сравнении со старшими взрослыми люди в раннем взрослом возрасте реже страдают от излишнего веса.
 Здоровье и привычка заниматься физическими упражнениями, сформированная в период ранней взрослости, часто сохраняется в последующие годы. Многие из этих шаблонов поведения дают полезные результаты, с которыми мы подробнее познакомимся в главе 15. Хотя установки и поведение, связанные со здоровьем и физической формой, могут меняться, люди часто склонны сопротивляться таким переменам, считая особенно важным установить здоровые привычки в ранней взрослости.
 Физическая форма. Многие спортсмены достигают максимума в своих умениях и состоянии в ходе ранней взрослости. В возрасте от 23 до 27 лет достигают своей максимальной силы поперечно-полосатые (произвольные) мышцы, включая бицепсы и трицепсы (Hershey, 1974). Максимальная сила ног появляется между 20 и 30 годами, а рук - примерно к 20 годам (Buskirk, 1985). Несомненно, возраст, в котором спортсмены достигают своего максимального результата, различается в зависимости от вида спорта (Fries, Crapo, 1981). Пловцы достигают максимума в подростковом возрасте, бегуны и теннисисты в 20-25 лет (Shulz, Salthouse, 1999). Напротив, принимая во внимание некоторые важные исключения, игроки в гольф чаще проявляют максимальную результативность ближе к 30 годам и сохраняют ее в 30-40 лет. Игроки ведущей бейсбольной лиги обычно достигают максимума к 27-30 годам, хотя наиболее перспективные из них могут достичь пика своих результатов через несколько лет после этого возраста (Shultz, Musa, Staszewski & Siegler, 1994).
 В последние десятилетия повышение качества питания и совершенствование методов тренировки настолько улучшили физическую форму взрослых, что они
 568 Часть IV. Взрослость
 теперь в старшем возрасте могут демонстрировать более высокие результаты, чем взрослые в период своего расцвета 100 лет назад. Когда Андерс Эриксон (Ericsson, 1990) сравнил рекордное время молодых бегунов на Олимпийских играх в 1896 году с лучшими результатами "ветеранов спорта" в возрасте от 50 до 69 лет в 1979 году, он обнаружил, что старшие атлеты обычно были быстрее, чем молодые золотые медалисты. Например, в 1896 году рекордное время в марафоне было 2 часа 59 минут; в 1979 году рекордное время для ветеранов спорта на той же дистанции колебалось от 2 часов 25 минут для возрастной группы 50-54 года до 2 часов 53 минут для возрастной группы 65-69 лет. В целом, улучшенное питание итренировка во взрослые годы могут полностью компенсировать возрастное снижение.
 Смертность в раннем взрослом возрасте. Уровень смертности в США ниже среди людей раннего взрослого возраста, чем для любого другого периода взрослости. В наше время мало молодых женщин умирает при родах. Туберкулез больше не является основным убийцей молодых взрослых, а такие болезни, как диабет и нарушения работы сердца и почек, часто поддаются контролю в течение нормальной продолжительности жизни. Тем не менее процент смертных случаев, которые можно предотвратить, остается высоким в период ранней взрослости. Достаточно значимой угрозой для молодых взрослых все еще остается смерть от несчастного случая, ВИЧ/СПИД, ножевых и огнестрельных ранений (включая огнестрельные ранения, возникающие при столкновениях с полицией). Для каждой группы характерны свои специфические особенности (U. S. Census Bureau, 1999) (рис. 13.2):
 • Как и в случае с младенцами, старшими детьми и подростками, основной причиной смерти, которую можно предотвратить, как для мужчин, так и для
 
 Рис. 13.2. Основные причины смерти в возрасте 25-44 года в США (тысяч смертных случаев в год). Источник: U. S. Census Bureau, 1999
 Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 569
 женщин в возрасте от 25 до 44 лет являются несчастные случаи; в предыдущей возрастной группе пострадавших от несчастных случаев мужчин в два раза больше, чем женщин; в данной группе - процент пострадавших мужчин примерно в три раза выше, чем женщин.
 • Как для мужчин, так и для женщин на втором месте среди предотвратимых причин смерти стоит ВИЧ/СПИД; в этом случае смертность мужчин более чем в четыре раза выше по сравнению с женщинами.
 Болезнь, нетрудоспособность и физические ограничения. Хотя смертность в период ранней взрослости намного ниже, чем в других возрастных группах во взрослом возрасте, известно, что многие из болезней, вызывающих страдания в дальнейшей жизни, начинаются именно в это время (Scanlon, 1979). Молодые взрослые могут не ощущать никаких симптомов, однако у них, возможно, уже существует начальная стадия заболевания легких, сердца и почек, равно как и артрита суставов и костей, атеросклероза и цирроза печени. Болезни и расстройства, действительно вызывающие симптомы в период ранней взрослости, включают в себя рассеянный склероз и ревматоидный артрит, а также такие, как гипертония, язва и депрессия, вызываемые стрессом, и некоторые генетически обусловленные заболевания, такие как диабет или серповидная анемия.
 Иногда социокультурные факторы могут привести к болезни или даже смерти. Во время войн молодых людей убивают, они становятся инвалидами. В городских районах с высоким уровнем преступности молодежь часто становится жертвами убийств или наркотиков. В последнее время эпидемия СПИД поразила в значительно большей степени людей раннего взрослого возраста, чем других возрастных групп, иногда возникая от ВИЧ-инфекции, полученной в подростковом периоде (глава 11). Психологическое развитие и адаптация индивида сталкиваются с большими трудностями, если физическое состояние молодых взрослых противодействует естественным биологическим изменениям. В целом любая физическая нетрудоспособность или болезнь, по всей вероятности, может оказывать влияние как на биологический возраст, так и на ожидания социального возраста.
 Контрольные вопросы к теме
 "Общее физическое развитие"
 "У большинства людей сила, работа органов и моторно-перцептивные навыки достигают своего максимума в возрасте от 30 до 35 лет.
 • Максимальной силы и выносливости большинство спортсменов достигает в возрасте от 20 до 30 лет.
 • Сила и выносливость заметно снижаются после 40 лет.
 • Одной из ведущих причин смертности в период ранней взрослости в США является ВИЧ/СПИД, следующий по частоте сразу за смертностью в результате несчастных случаев.
 • Многие заболевания пожилого возраста приобретаются в период ранней взрослости.
 Вопрос для размышления
 Какие факторы, помимо улучшения системы тренировок и диеты, могут играть роль в том, что спортсмены продолжают бить рекорды прошлых лет?
 570 Часть IV. Взрослость
 
 ВРЕЗКА 13.2
 Совладение с физическими нарушениями в раннем взрослом возрасте
 Для большинства людей годы ранней взрослости являются периодом расцвета. В этот период жизни они обладают максимальной силой, выносливостью и энергией. Обычно у них хорошее здоровье и нет болезней. Если они в хорошей физической форме, то активно действуют и испытывают удовольствие, ощущение компетентности, у них повышается самооценка. Что происходит с молодыми взрослыми, которые имеют физические нарушения? Как происходит их психологическая адаптация в то время, когда их сверстники ведут активный образ жизни?
 Адаптация к нарушению физических способностей происходит непросто в любом возрасте. Тем не менее старший подростковый возраст и ранняя взрослость являются особенно уязвимыми периодами (Wright, 1983). На этом этапе жизни у людей обычно складываются близкие взаимоотношения, они принимают такие важные решения, как выбор рода занятий. В этот устремленный в будущее период люди с физическими нарушениями могут чувствовать подавленность в связи со своими ограничениями.
 Существуют по меньшей мере три фактора, влияющих на адаптацию к нарушению физических способностей. Во-первых, важно понимать, в чем именно состоит нарушение и связанные с ним ограничения. Любое такое нарушение определяется взаимодействием способностей человека и задач, выдвигаемых средой. Простой аналогией подобного взаимодействия является следующий пример: если вы не знаете японского языка, вы будете функционально не способны к обучению в японском классе. Второй аспект адаптации к физическим нарушениям включает в себя совладание с установками и ценностями других людей, с их социальными ожиданиями. Существует стереотипное восприятие людей с физическими недостатками. Поэтому человек, обладающий ими, часто вынужден преодолевать предрассудки и нежелательные установки по отношению к себе. Его могут жалеть или унижать, считать некомпетентным, пассивным. Часто на основе стереотипных мнений, существующих в обществе, судят о любом человеке с физическими нарушениями без учета конкретной ситуации.
 Наконец, процесс адаптации включает в себя совладание со множеством надежд и страхов, грез и разочарований, утраченных возможностей, вины и гнева. Когда индивид неожиданно становится инвалидом, возможно вследствие несчастного случая, он может пережить кризисный период, сопровождаемый горем и скорбью, равно как шоком и неверием. В дальнейшем, как правило, наступает период гнева и разочарования, когда нетрудоспособный индивид пытается справиться с повседневными задачами, простыми и шаблонными для других людей. Возможно, ему придется испытать также гнев и разочарование при столкновении с ненужными социальными трудностями, создаваемыми другими людьми, которые имеют предубеждения к таким, как он, или избегают их, так как чувствуют себя с ними неуютно.
 В ходе этого процесса некоторые люди стали определять себя скорее как "лиц с физическими проблемами", чем как инвалидов. Эта тенденция особенно распространена среди спортсменов с нарушением физических способностей. Иногда, просто изменив определение и терминологию, легче воспринимать специфические физические препятствия скорее как проблему, требующую решения, чем как ярлык или категорию, определяющие личность. К сожалению, термин "лица с проблемами" стал чем-то вроде клише и часто является предметом насмешек и шуток.
 Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 571
 Молодые взрослые с нарушением физических способностей активно боролись за изменение социальных установок и законов, которые оказывали влияние на всех людей, имеющих такие проблемы. Результатом многочисленных акций заинтересованных лиц и групп стало принятие в США в 1990 году закона об американцах, имеющих физические нарушения (ADA - the Americans with disabilities act). Этот закон запретил дискриминацию людей с такого рода нарушениями при найме на работу, предоставлении доступа к общественным местам и услугам, транспорту и телекоммуникациям. Среди прочего он требует от компаний достаточной гибкости в отношении нужд работников с физическими нарушениями, так, чтобы они могли выполнять работу, к которой подготовлены; если это оказывается невозможным, следует подготовить их к работе с соответственными навыками. Важно то, что он запрещает увольнять людей по причине физических нарушений; этот закон требует политики скорее присоединения, чем исключения.
 Секс и сексуальность
 Большинство людей в период ранней взрослости обладают большей способностью к воспроизведению потомства, чем до этого или после. Как правило, они также более активны в сексуальном отношении, чувствительны и обладают отчетливым ощущением половой идентичности.
 Сексуальные установки и поведение
 В Чикагском университете было проведено исследование сексуальных привычек на случайной выборке почти 3,5 тысяч граждан США в возрасте от 18 до 59 лет (Laumarm, Cagnon, Michael & Michaels, 1994; Michael et al, 1994). Исследователи предприняли попытку избежать обычных проблем, связанных с изучением таких щекотливых вопросов, как секс, например склонность респондентов не сообщать о социально "нежелательном" поведении и чрезмерно подчеркивать приверженность "желательному" (глава 1). Основные результаты данного исследования:
 • подавляющее большинство людей придерживаются моногамных отношений. Восемь из десяти опрошенных имеют лишь одного сексуального партнера в течение года (или не имеют ни одного партнера). На протяжении жизни у типичной женщины два партнера, у типичного мужчины шесть;
 • существуют три основных шаблона сексуальных отношений: у одной трети опрошенных половые сношения происходят по меньшей мере два раза в неделю, у одной трети - несколько раз в месяц и у одной трети - несколько раз в год либо отсутствуют вовсе;
 • супружеские пары чаще вступают в половые сношения и чаще испытывают оргазм. Лишь один из четырех холостых или незамужних людей вступает в половые сношения два раза в неделю, тогда как люди в браке - двое из пяти;
 • вопреки распространенным стереотипам, существует лишь небольшое различие между этническими группами в частоте половых сношений.
 Ранее исследователи отмечали важные изменения в сексуальном поведении супругов в США за последние десятилетия. Заметно увеличилась средняя продолжительность полового акта, что говорит о большем удовлетворении, релаксации, о взаимности чувств партнеров во время полового акта. (Hunt, 1974). По всей вероятности, произошло изменение установок и приоритетов как у мужчин,
 572 Часть IV. Взрослость
 так и у женщин. Все больше пар старается скорее получить больше удовольствия от полового акта, чем достичь быстрой разрядки. Изменились также способы достижения удовлетворения; сношение теперь может включать в себя ранее "нежелательные" действия, такие как инициатива женщины, мастурбация и оральный секс (Hunt; 1974; МсСагу, 1978).
 В течение десятилетий сексуальное поведение взрослых подверглось значительной динамике. В 1937 году и затем в 1959 году только 22% населения США были терпимы к добрачным половым отношениям как мужчин, так и женщин. В исследовании, проведенном в 1974 году (Hunt, 1974), 75%чмужчин одобряли добрачный секс для мужчин и более 50% считали его приемлемым для женщин. Тем не менее некоторые виды поведения существенно не изменились; к ним относятся обмен партнерами, групповой и внебрачный секс. В 1970-х годах продолжали существовать двойные стандарты, когда 50% студентов-мужчин одобряли добрачный секс для женщин, однако 75% тем не менее отдавали предпочтение невестам-девственницам (МсСагу, 1978).
 Хотя в наши дни сексуальность стала более открытой и принимаемой, чем это было до 1960-х годов, тем не менее в 1980-х годах студенты колледжей реже вступают в половые сношения, чем в 1960-х или 1970-х. Например, в одном из исследований сообщается, что в 1978 году 51% женщин-второкурсниц по крайней мере раз в месяц вступали в половые сношения, а в 1983 году это число снизилось до 37% (Gerrard, 1987). Продолжающееся движение к более консервативному сексуальному поведению среди женщин-студенток колледжа можно почти определенно отнести и к растущему страху перед болезнями, передающимися половым путем. Оно может также отражать растущую уверенность в себе молодых женщин, которые ощущают меньше необходимости заниматься сексом, чтобы "доставить радость" другу- Теперь женщины руководствуются в большей степени своей собственной системой убеждений, чем навязываемой им извне (Gerrard, 1987).
 Способность к оплодотворению
 В течение ранней взрослости запас яйцеклеток у женщин остается относительно стабильным. Женщины рождаются с жизненным запасом около 400 тысяч яйцеклеток, которые расходуются ежемесячно, начиная вскоре после менархе и заканчиваясь к менопаузе. Этот процесс является относительно стабильным с 25 до 38 лет. Однако после 38 лет наблюдается резкое снижение числа и регулярности выхода яйцеклеток. Это не означает, что старшие женщины не могут забеременеть или не забеременеют. Напротив, все больше женщин решают завести ребенка в возрасте около 40 лет, когда они более прочно чувствуют себя в эмоциональном и финансовом отношении и, возможно, хорошо устроили свою карьеру. Процедуры генетического скрининга, такие как амниоцентез1 и отбор проб хорио-нических отростков2, помогают снизить риск при поздней беременности.
 У мужчин сперма вырабатывается постоянно, начиная с пубертата. Большинство мужчин сохраняют способность к воспроизведению потомства и в годы поздней
 Тест, проводимый для определения здоровья, пола и генетической конституции зародыша путем отбора амниотической жидкости через иглу, введенную в матку матери. - Примеч. перев. Пренатальный тест дефектов, связанных с рождением, проводимый при помощи исследования клеток крошечных волосяных отростков из наружной мембраны (хорион), окружающей эмбрион, которая имеет ту же ДНК, что и зародыш. - Примеч. перев.
 Глава 13, Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие
 зрелости (Troll, 1985), однако их семяизвержения содержат все меньше жизнеспособной спермы. Только в подростковом возрасте и в годы ранней взрослости как мужчины, так и женщины достигают максимального уровня способности к воспроизведению.
 Сексуальная чувствительность
 В 1990-х годах доминирующей моделью сексуальной близости между мужчиной и женщиной, по всей вероятности, была модель повышения коммуникации взаимного удовлетворения. Тем не менее в исследованиях сексуальных установок и поведения неоднократно подчеркивалось различие мужских и женских моделей удовлетворения. В 1970-х годах (Hite, 1976; Hunt, 1974; McCary, 1978) исследования показали, что в некоторых парах мужчина обычно достигает физического удовлетворения, но женщина остается неудовлетворенной. Женщины жаловались, что мужчины слишком торопливы, грубы и невнимательны, не принимают во внимание эротического и романтического значения мягкого, медленного возбуждения. Мужчины сетовали, что женщины фригидны и нечувствительны. Возможно, сексуальная близость не всегда приводила к взаимному удовлетворению, как это изображали нам средства массовой информации.
 Результаты исследования Чикагского университета привели к несколько иным выводам (Laumann et al., 1994; Michael et al., 1994). Как показывает рис. 13.3, большой процент мужчин и женщин, живущих в официальном либо неофициальном браке, сообщают о чрезвычайном физическом и эмоциональном удовлетворении от сексуальных отношений со своим партнером. Однако менее 30% женщин признались, что всегда испытывают оргазм (в соответствии с предшествовавшими исследованиями). Это привело авторов к выводу, что, "несмотря на очарование оргазмом и популярное мнение, что частые оргазмы особенно важны для счастли-
 
 Рис. 13.3. В 1990-х годах ключевыми компонентами сексуальной близости между мужчинами и женщинами стали возросшая коммуникация и взаимное удовлетворение. Источник: по Sex in America by Robert Т. Michael et al. Copyright (c) 1994 by CSG Enterprises, Inc., Edward 0. Laumann, Robert T. Michael, and Gina Kolata. С разрешения Little, Brown and Company (Inc.)
 
 574 Часть IV. Взрослость
 В 1990-х годах ключевыми компонентами сексуальной близости между мужчинами и женщинами стали возросшая коммуникация и взаимное удовлетворение
 вой половой жизни, нет определенной взаимозависимости между их наличием и удовлетворительностью сексом" (Michael et al" 1994). Кроме того, как можно было ожидать, о наивысшей частоте половой активности независимо от статуса супружеских отношений, сообщали люди в возрасте от 20 до 40 лет. Мы вернемся к возрастным изменениям в половой жизни в главе 15.
 Сексуальная ориентация
 Сексуальность не пронизывает наш опыт в той степени, как это предполагал Фрейд (глава 2), однако вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что она тем не менее является важной частью нашей жизни. В свою очередь, сексуальная ориентация, которая относится к тому, какой секс физически привлекает вас и с какими сексуальными партнерами вы, возможно, хотели бы иметь дело, является важной частью Я-концепции и чувства идентичности большинства людей. Точно так же как мы формируем наши взгляды на то, кем мы являемся по своим этическим, религиозным и философским убеждениям, призванию и жизненным целям (глава 12), мы определяемся и с тем, кто мы есть в нашей сексуальности.
 Определение половой идентичности и сопровождающих ее взаимоотношений может быть непростым делом для всех, кто живет в столь разнообразном обществе, как США, где взгляды на тендерные атрибуты и поведение различны и продолжают находиться в состоянии перехода. В этом есть определенная компенсация для большинства подростков и молодых взрослых, для которых существует по меньшей мере один аспект половой идентичности, который кажется прочным и может служить точкой опоры: "Я женщина, и я нравлюсь мужчинам" или "Я мужчина, и я нравлюсь женщинам". В свою очередь, это ведет к значимому принятию и поддержке со стороны семьи и сверстников. Тем не менее для небольшого, но существенного меньшинства, которые открыли в себе в целом или отчасти сексуальную ориентацию на представителей своего пола, формирование сексуальной идентичности нередко связано с чрезвычайными трудностями (Carrion, Lock, 1997). Осознание того, что вас сексуально и романтически привлекают представители собственного пола, т. е. что вы потенциально являетесь лесбиянкой, геем или, до некоторой степени, бисексуальной личностью, нередко сопровождается переживаниями своей "непохожести", напряженным процессом сомнений в себе и внутренней борьбой за согласование этого аспекта Я со своей общей идентичностью как личности (Carrion, Lock, 1997; Diamond, 1998; Patterson,
 
 1995b). Кроме того, как отмечают многие авторы, открыто признающие свою половую идентичность геи, лесбиянки и бисексуалы сталкиваются с разнообразными негативными реакциями доминирующего гетеросексуального большинства, которое может нанести ущерб их психологическому развитию.
 Эта гомофобия глубоко укоренилась в Соединенных Штатах. Она не является истинной фобией, и, возможно, лучше назвать ее сексуальным предрассудком (Негек, 2000), однако этот термин продолжает употребляться как в повседневной речи, так и в профессиональных изданиях, как и несколько неудачное определение "гомосексуал". Гомофобия относится к набору резко негативных установок, которые могут включать в себя безосновательный страх, а также безосновательную и сильную ненависть, отвращение, гнев, направленные на других людей только на основании их сексуального влечения к лицам своего пола. Семья, сверстники и общество в целом часто выказывают несомненное презрение к людям, открыто проявляющим подобную ориентацию, избегают их, осуждают за аморальность и дискриминируют их (Nickols, 1999; Patterson, 1995b). Например, в одном из массовых обследований геев, лесбиянок и бисексуалов в Калифорния Сити1 (Негек, Gillis & Cogan, 1999) было обнаружено, что примерно каждый четвертый из мужчин и каждая пятая из женщин сталкивались в течение года, предшествовавшего обследованию, с преследованиями и правонарушениями на почве нетерпимости. Например, к ним относятся такие агрессивные действия, как словесные оскорбления, жестокое обращение, преследования, бросание в них предметов или плевки, попытки толкнуть, ударить. О случаях более жестокого обращения, включая побои и убийства, мы регулярно узнаем из средств массовой информации.
 Очевидно, не следует предполагать, что все или даже большинство гетеросек-суалов в США заражены гомофобией. Степень ее распространенности нам не известна. Также не стоит считать, что гомофобия и другие формы сексуальных предубеждений и дискриминации относятся к строго определенному сегменту гетеросексуального населения, такому как недостаточно образованные или непросвещенные люди. Например, в одном исследовании обнаружены существенные сексуальные предубеждения среди студентов-медиков второго курса (Klamen, Grossman & Kopacz, 1999), 9 % из которых согласились с устаревшим представлением, что гомосексуализм является психическим отклонением (он был исключен из классификации психических заболеваний более 30 лет назад). Объединенная группа Комитета по проблемам лесбиянок, геев и бисексуалов 44-го административного округа АПА (the APA's Division 44 Committee on lesbian, gay and bisexual concerns goint task force, 2000), устанавливая руководящие принципы для психотерапии с клиентами-лесбиянками, геями и бисексуалами, подчеркивала существование многочисленных исследований, указывающих на "гетеросексуальную" тенденцию среди клинических психологов и других терапевтов. Кроме того, потребность в четких руководящих принципах очевидна сама по себе, и существование подобных предубеждений особенно удивительно при том высоком приоритете, который АПА в целом придавала эгалитарным проблемам в течение десятилетий (см. также АРА, 1994).
 Город в штате Пенсильвания, в котором находится Калифорнийский университет штата Пенсильвания. - Примеч. перев.
 576 Часть IV. Взрослость
 Другие авторы отмечали, что хотя в последнее время в учебниках психологии и социологии гомосексуальность не определяется как расстройство, во многих случаях это происходит неявно, благодаря самой манере обсуждения проблемы (Weitz, Bryant, 1997). Для населения в целом характерен лишь один регулярно наблюдаемый фактор, связанный с сексуальными предубеждениями: по всей вероятности, гетеросексуальные мужчины имеют более негативное отношение к людям, сексуально ориентированным на представителей своего пола, чем гетеросексуальные женщины, особенно когда речь идет о геях (например, Heaven, Oxman 1999; Kite, Whitley, 1996). v /
 Как это влияет на развитие подростков и молодых взрослых^ЧЭдна из проблем состоит в том, что подростки с сексуальной ориентацией, отличной от традиционной, скрывают ее от всех, кроме близких друзей или партнеров. Возможно, они собираются сообщить об этом позже, в ранней взрослости в колледже или в городском окружении. В этот период они также сталкиваются с негативным отношением и отвержением, но, по всей видимости, находят товарищескую поддержку среди сверстников, испытывающих такие же проблемы, а также среди многих ге-теросексуалов, не зараженных гомофобией. Несомненно, некоторые их них открываются лишь самым близким друзьям, а не широкой публике. Это в наибольшей степени вероятно в случае выбора ими такой сферы деятельности, где многие сотрудники откровенно проявляют гомофобию.
 Кто они, люди с гомосексуальной ориентацией?
 Наилучший ответ заключается в том, что это люди, во многом похожие на всех прочих, с обычными жизненными радостями и огорчениями. У них складываются дружеские отношения, которые становятся более близкими в период ранней взрослости и могут включать или не включать в себя секс. Они ищут и создают интимные отношения, продолжающиеся или прекращающиеся в дальнейшем, преследуют свои цели в жизни, достигают успеха или терпят неудачу. Кажущейся дихотомии утверждений "быть гомосексуальным" и "быть гетеросексуальным" реально не существует; геи, лесбиянки и бисексуалы - такие же люди, как и все прочие. Тем не менее существуют важные различия, которые связаны с ощущением себя и бытием другим, состоящие в том, что большая часть населения США считает для себя важным не быть другим. Гомосексуальный опыт является особым
 
 Ежегодное шествие гомосексуалистов на 15-й авеню в Нью-Йорке
 Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 577
 
 Сегодня большинство молодых как гомосексуалов,
 так и гетеросексуалов, очень осторожны в выборе
 сексуальных партнеров
 опытом, так же как и опыт людей с черным цветом кожи и каких-либо иных групп, страдающих или страдавших от действий большинства.
 Существуют также некоторые демографические различия, как показано на рис. 13.4. Большая часть таких людей посещает или заканчивает колледж, они чаще живут в больших городах, чем в иных местах, там, где они с большей вероятностью могут встретить подходящих друзей и партнеров.
 Итак, существует несколько отчетливых психологических различий, которые, по всей вероятности, непосредственно относятся к жизни в обществе, наполненном гомофобией. Среди подростков-геев, лесбиянок и особенно бисексуалов отмечается существенно более высокий уровень дистресса и депрессии, злоупотребления психоактивными веществами, суицидального риска в сравнении с гетеросексуальными подростками (Faulkner, Cranston, 1998; Remafedi, 1999; Remafedi, French, Story, Resnik & Blum, 1998; Safren, Heimberg, 1999); эти данные легко применимы к молодым взрослым в переходном периоде. Исследователи также обнаружили, что в период ранней взрослости некоторые люди с гомосексуальной ориентацией интернализируют предубеждения основной части общества относительно себя, что вызывает чувство стыда и снижает самооценку в связи с испытываемыми сексуальными предпочтениями (Allen, Oleson, 1999).
 
 Рис. 13.4. Демографические различия между мужчинами и женщинами, сообщившими о наличии
 партнеров того же пола в прошедшем году. Источник: Laumann et al., The social organization of
 sexuality. Copyright (c) 1994 by the University of Chicago Press. Публикуется с разрешения
 578 Часть IV. Взрослость
 С другой стороны, распространено представление о том, что, как правило, геи "женоподобны", а лесбиянки представляют собой "мачо". Как отмечали Майкл Бэйли и его коллеги (Bailey, Kim, Hills & Linsenmeier, 1997) на основании ряда исследований, среди лесбиянок и геев наблюдается широкое разнообразие как в приверженности к традиционным тендерным стереотипам, так и в предпочтении маскулинности или фемининности в партнерах. Геи обладают иногда фемининными чертами, но они также могут выглядеть и столь же маскулинными, как любой придерживающийся консервативных взглядов гетеросексуальный мужчина. Лесбиянки могут выглядеть маскулинно, но нередко они обладают такими же внешними данными, как и любая гетеросексуальная женщина. В свою очередь, исследователи обнаружили общую (но не универсальную) тенденцию лесбиянок предпочитать фемининных партнеров, а геев отдавать предпочтение маскулинным. Тем не менее исследования в этом направлении не следует воспринимать таким образом, что среди людей, ориентированных на представителей своего пола, в большей степени наблюдается стереотипная маскулинность или фемининность, чем среди всего населения. Нет также никаких причин не допускать андрогинию (глава 8) среди лесбиянок, геев и бисексуалов, хотя эта область требует дальнейших исследований.
 Причины гомосексуальности
 Лучше всего ответить честно: нам они не известны, за исключением того, что сексуальная ориентация в целом является сложным результатом взаимодействия наследственности и окружающей среды. В обзоре литературы Баумринд (Baumrind, 1995) отмечала, что теоретики подразделяются на сторонников роли биологии и сторонников влияния социального научения в развитии гомосексуальной ориентации; у каждой позиции есть свои доказательства, но большинство из них не являются решающими. Далее она утверждала, что "за исключением некоторых очевидных биологических аномалий, вызываемых перекрестными тендерными структурными аномалиями, невозможно отчетливо разделить влияние биологических и психологических факторов на различия в поведении, составляющие сексуальную ориентацию". Другие исследователи повторили это наблюдение (например, Cohler, Galatzer-Levy, 2000; Shueklenk, Ristov, 1996) и подчеркнули, что намного важнее осмыслить значение принадлежности к гомосексуальному меньшинству, чем понять происхождение гомосексуальности.
 Заболевания, передаваемые половым путем, и социальные перемены
 Как мы отмечали, ВИЧ/СПИД является второй основной причиной смертности среди мужчин в возрасте от 25 до 44 лет. Тем не менее реакция на эпидемию СПИДа не всегда была конструктивной. Вначале многие гетеросексуалы игнорировали угрозу его стремительного распространения, так как казалось, что он может быть опасен только для геев (вследствие вероятного повреждения тканей и контакта крови во время анального секса) и наркоманов, прибегающих к внутривенному введению наркотика (при совместном использовании одного шприца). Сообщество геев также отреагировало сопротивлением и отрицанием опасности. Первые предупреждения о распространении ВИЧ-инфекции через неосторож-
 Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 579
 ные половые контакты заклеймили как гомофобические заявления, означающие начало наступления на права геев.
 Тем не менее к 1984 году все начали понимать угрозу эпидемии. Она широко распространилась в США и большинстве стран Европы, нанесла большой урон популяции молодых взрослых во многих странах Африки, что остается актуальным и сегодня. Эпидемия оказывает влияние не только на геев и наркоманов, применяющих внутривенные инъекции, но также на людей, страдающих от гемофилии (вследствие переливания крови, содержащей ВИЧ), сексуальных партнеров-бисексуалов, а также на детей, рождаемых матерями, больными СПИДом. Более того, по имеющимся оценкам, возможно, 10% геев в Сан-Франциско и вдвое больше в Нью-Йорке являются носителями этого вируса. Эти факты в сочетании с большим латентным периодом между временем заражения ВИЧ и развитием у человека симптомов СПИДа снижают вероятность обнаружения вируса и вызывают необходимость более серьезных действий. Во многих странах были предприняты медицинские исследования СПИДа, а сообщество геев начало просветительную работу среди своих членов и пропаганду безопасного секса.
 Однако изменения в обществе не происходят гладко. Многие люди с положительной ВИЧ-реакцией продолжают инфицировать других: они также избегают ВИЧ-тестирования. Во второй половине 1980-х годов гетеросексуальное сообщество все еще не готово было осознать в полной мере опасность эпидемии в отличие от сообщества геев, хотя в это время СПИД передавался уже и через гетеросексуальные контакты. Спорадические случаи паники, дискриминации тех, кто страдал СПИДом, и тех, кто мог быть им заражен вследствие своего образа жизни, заслужили больше внимания со стороны прессы, нежели просветительская информация, необходимая для снижения распространения этой болезни.
 Во второй половине 1980-х годов и в 1990-х годах продолжались изменения в сексуальном поведении как гетеросексуалов, так и геев. В наши дни большинство молодых взрослых сообщают о соблюдении предосторожностей при половых контактах. По данным исследования Чикагского университета, 76% тех, кто в прошлом году заявил о наличии половых отношений с пятью или более партнерами, сооб-
 Контрольные вопросы к теме
 "Секс и сексуальность"
 • Восемь из десяти взрослых в США имеют не более одного полового партнера в год.
 • Такие формы сексуальных отношений, как обмен партнерами и внебрачный секс, стали распространенными в США во второй половине XX века.
 • Регулярное ощущение оргазма является обязательным условием удовлетворенности половой жизнью.
 • Все люди, вступающие в половые отношения с представителями своего пола, являются гомосексуалистами.
 • В первую очередь ответственность за продолжающееся распространение ВИЧ/СПИДа несут гомосексуалисты.
 Вопрос для размышления
 Как именно изменилось отношение к проблеме сексуальных контактов во второй половине • XX века?
 
 580 Часть IV. Взрослость
 щали либо о снижении своей половой активности и о регулярной проверке на ВИЧ, либо о постоянном использовании презервативов (Lautmann et al., 1994). Занятия проституцией без применения презервативов также резко снизились. Некоторые обозреватели предполагают, что общество США вошло в период нового самоограничения, сравнимого с ситуацией, наблюдавшейся в 1950-х годах. Другие заболевания, передаваемые половым путем. Кроме СПИДа более 20 различных вирусов вызывают заболевания, передающиеся половым путем. Они ежегодно поражают миллионы подростков и взрослых, вступающих в половые отношения (Stevens-Long, Commons, 1992). В результате возникают инфекции мочеиспускательных путей, гонорея, сифилис и герпес (табл. 13.1).
 Таблица 13.1 Основные заболевания, передающиеся половым путем, кроме ВИЧ/СПИД (1996 год, США, все возрастные группы)
 Хламидиоз
 Является причиной инфекции мочеиспускательного канала у мужчин; также вызывает тестикулярную инфекцию. У женщин хламидиоз может вызывать воспаление шейки матки и фаллопиевых труб. Хотя эта инфекция хорошо поддается лечению антибиотиками, неуспешное лечение может привести к хроническим проблемам, включающим в себя бесплодие. Каждый год происходит около полумиллиона новых случаев заболеваний хламидиозом.
 Гонорея
 При отсутствии лечения либо лечении на запущенной стадии может вызывать бесплодие и другие хронические проблемы. Более 300 тысяч людей ежегодно заражаются гонореей.
 Герпес
 Группа вирусов, включающая в себя вирус простого герпеса( типа I, типа II) и поражающая около полумиллиона людей ежегодно. Хотя герпес не поддается излечению, существуют симптоматические виды лечения, которые могут ограничить вспышки эпидемий.
 Сифилис

<< Пред.           стр. 19 (из 37)           След. >>

Список литературы по разделу