<< Пред.           стр. 18 (из 37)           След. >>

Список литературы по разделу

 • Подростки внимательно следят за образом тела; мальчики в основном сосредоточены на силе, девочки - на весе. J
 • Нервная анорексия и булимия более распространены среди юных женщин, чем среди молодых мужчин.
 • Младшие подростки как мужского, так и женского пола недовольны своим телом и часто хотели бы его изменить.
 • Рано созревающие мальчики нередко имеют определенные преимущества перед поздно созревающими сверстниками; у девочек раннее созревание имеет как свои достоинства, так и недостатки.
 Сексуальные установки и поведение
 • Сексуальная революция повлекла за собой более либеральное отношение к сексу и вариациям сексуального поведения как для женщин, так и для мужчин; среди причин ее окончания можно назвать рост случаев беременностей у подростков и эпидемии венерических заболеваний.
 • Отношение к мастурбации становится более либеральным; исторически мальчики чаще девочек сообщали о мастурбации.
 • Возраст первого полового сношения меняется в зависимости от пола и степени ориентированности на учебу.
 • Взаимосвязь сексуальной активности и самоуважения имеет отличия в зависимости от пола.
 • Отношения родителей и детей, другие факторы в семье могут влиять на степень проявления подростком сексуальной активности.
 • Те, кто созревает раньше, имеют тенденцию к ранней сексуальной активности; в целом мальчики сообщают о более ранней сексуальной активности, чем девочки.
 • Сексуальное злоупотребление травмирует как девочек, так и мальчиков; лица, совершающие сексуальное насилие, различаются в зависимости от пола ребенка.
 • В Соединенных Штатах доля детей, рожденных подростками, состоящими или не состоящими в браке, снижается, однако сотни тысяч детей каждый год рождаются подростками вне брака.
 • Тинэйджеры в США не более сексуально активны, чем тинейджеры в большинстве стран Европы, но, вследствие различного отношения подростков к проблеме зачатия, процент беременностей среди тинэйджеров в США намного выше.
 • Выполнение родительских функций обычно чрезвычайно трудно для подростков как в браке, так и вне брака и может оказать далеко идущие последствия на их жизнь.
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 521
 Когнитивные изменения в подростковом возрасте
 • Формальное операциональное мышление характеризуется абстрактным мышлением, последовательной и систематической проверкой гипотез и возросшей способностью к предварительному планированию.
 • Не все люди достигают уровня формального операционального мышления; некоторые теоретики выразили сомнение в том, что оно представляет собой дискретную стадию.
 • В течение подросткового периода значительно улучшаются различные аспекты обработки информации, как, например, метапознание.
 • Улучшения в когнитивной сфере в подростковом возрасте также влияют на то, как подростки видят социальный мир и самих себя; в целом их взгляд на институты, культурные ценности и общество обычно становится намного более сложным и осмысленным.
 • Эгоцентризм раннего детства возвращается во время подросткового возраста, хотя и в иной форме; это связано с такими убеждениями, как персональный миф, и такими идеями, как фантазия найденыша.
 • Согласно Кольбергу, некоторые люди никогда не достигают высшего уровня моральных убеждений.
 ГЛАВА 12
 ЛИЧНОСТЬ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
 Предварительный обзор
 Знаете ли вы?
 . С какими двумя основными задачами в процессе взросления сталкиваются подростки?
 • Что у большей части подростков этот возраст не является периодом "бури и натиска"?
 • Как взаимодействуют между собой зависимость, независимость и взаимозависимость?
 • Как определял Эриксон формирование идентичности и какие факторы влияют на нее?
 • Что Джеймс Марсиа называл статусами предрешенности, диффузии, моратория и достижения идентичности?
 • Как проявляется статус идентичности в поведении подростков и как он различается в зависимости от пола?
 • Какую роль играет общение между поколениями при решении семейных конфликтов?
 • Какие семейные факторы помогают подростку подготовиться к разлуке с домом?
 • Как социальные сравнения влияют на развитие личности подростка?
 • В чем различие между кликой и компанией и как группы сверстников влияют на личность и социокультурное развитие подростков?
 • Как проходят свидания у подростков?
 • Почему некоторые подростки вовлекаются в рискованное поведение?
 • Как часто подростки употребляют вещества, вызывающие зависимость; какие со временем происходят изменения в их использовании в зависимости от вида наркотиков?
 • Что толкает некоторых подростков на правонарушения?
 • Что вызывает у подростков депрессию и суициды?
 • Факторы, несущие риск, и факторы, предупреждающие депрессию и другие расстройства у подростков?
 Это главные темы главы.
 Подростки часто проявляют удивительное сочетание зрелости и ребячества в период перехода из детства во взрослость. Это неуклюжая, а порой и комическая смесь является, тем не менее, важной функцией в развитии. То, как подростки справляются со стрессом, вызванным телесными изменениями и новым ролевым поведением, зависит от развития их личности в предшествующие годы. Чтобы
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 523
 справиться с новыми проблемами, они прилагают те умения, ресурсы и силы, которые начали развивать в себе намного раньше.
 В предыдущей главе мы видели, что переходный период между детством и зрелым возрастом существенно варьирует от одной культуры к другой. В некоторых обществах умения взрослого достигаются легко и быстро; в них крайне необходимы новые взрослые члены общества и постоянно существует потребность в новой пубертатной группе. Напротив, в индустриальных странах успешный переход к взрослости часто требует продолжительного образования и профессиональной подготовки. В этих обществах подростковый возраст начинается от пубертата и длится по меньшей мере до 18-19 лет и далее. Таким образом, подростки живут в длительном периоде заточения: несмотря на достаточную физическую и умственную зрелость, многие из них не допускаются к серьезной работе.
 С одной стороны, продолжительный подростковый период дает молодежи многочисленные возможности экспериментирования с различными стилями взрослого поведения, не принимая на себя строгих обязательств. С другой стороны, его длительность создает определенное напряжение и конфликты, вызванные, например, желанием быть самостоятельным, получить личный опыт в сочетании с финансовой зависимостью от родителей.
 Некоторые подростки сталкиваются с большим давлением со стороны взрослых, которые мечтают, чтобы их дети добились тех успехов и высокого социального статуса, которых не удалось добиться им самим (Elkind, 1998). Подросткам нужно справиться с этой ситуацией, так же как и с давлением, возникающим внутри них самих. Кроме того, они должны завершить важные этапы развития и объединить эти результаты в последовательной функциональной идентичности. В этой главе мы увидим, как молодежь справляется с данными проблемами подросткового возраста, со своими победами и поражениями. Мы узнаем, как подростки усваивают общепринятые нормы и ценности, воспитывают преданность и становятся более зрелыми. В этот процесс вовлечены родители и сверстники, включая компании, группировки и близких друзей; и выбор здесь столь же широкий, как и само общество. Мы рассмотрим возникающие на этом пути трудности и неадаптивные копинг-модели, ведущие иногда к рискованному поведению, употреблению веществ, вызывающих зависимость, делинквентности, депрессиям и суицидам.
 Задачи развития подросткового возраста
 Каждый период жизни влечет за собой различные проблемы и трудности, связанные с развитием, которые требуют новых умений и ответов. Большинство ученых согласны с тем, что подростки должны столкнуться с двумя основными задачами:
 1) достижение автономии и независимости от родителей (в разных культурах это происходит в разной форме).
 2) формирование идентичности, означающее творческое и независимое Я, гармонично соединяющее различные элементы данной личности.
 В западных странах традиционно подростковый возраст рассматривается как период "бури и натиска", драматического переворота в эмоциях и поведении. Происхождение этого термина связано с немецким литературным движением
 524 Часть III. Подростковый возраст
 Вопреки распространенному мнению, подростковый возраст не обязательно влечет за собой конфронтацию с родителями
 конца XVIII - начала XIX века {Sturm und Drang). Его использовала Анна Фрейд1 для обозначения эмоционального состояния, которое, как она полагала, характерно для подросткового возраста. Она зашла столь далеко, что утверждала: "Быть нормальным в подростковом возрасте - само по себе значит быть ненормальным" (1958, р. 275). А. Фрейд, другие фрейдисты и, впоследствии, неофрейдисты доказывали, что начало биологического созревания подростка и усиливающиеся сексуальные драйвы вызывают конфликты со сверстниками, с родителями.
 Сталкиваются ли, как правило, подростки с неприятностями? Некоторые, несомненно, да. Однако мы знаем, что у большинства из них период созревания проходит достаточно спокойно. В основном они хорошо адаптированы и не имеют серьезных внутренних конфликтов, а также проблем с родителями и сверстниками. Лишь 10-20% подростков страдают от психологических нарушений, а это соответствует данным, характерным для взрослого населения в целом (Powers et al., 1989).
 Независимость и взаимозависимость
 Согласно господствующей точке зрения, подростки прибегают к конфликту и бунтарству как к средству достижения автономии и независимости от родителей. С середины 1960-х годов средства массовой информации уделяли большое внимание проблеме "разрыва поколений" и бурным конфликтам между родителями и детьми. Истории на эту тему интересны и полны драматизма, однако существуют лишь ограниченные данные исследований, подтверждающие их. Большинство работ в этой области показывает, что степень конфликта между подростками и их семьями была значительно преувеличена.
 Хотя в раннем подростковом возрасте эмоциональная дистанция между ти-нэйджерами и их родителями в целом увеличивается (Steinberg, 1988), это совсем не обязательно приводит к бунту или отвержению родительских ценностей. Да-ниель Оффер и его коллеги (Offer, Ostrov, Howland & Atkinson, 1998) в своем исследовании 6 тысяч подростков в 10 различных странах - Австралии, Бангладеш, Венгрии, Израиле, Италии, Японии, Тайване, Турции, Соединенных Штатах и бывшей Западной Германии - использовали вопросник, направленный на изучение их восприятия отношений в своей семье. Они обнаружили, что в любой
 1 Впервые термин "буря и натиск" использован С. Холлом в 1904 году. - Примеч. перев.
 
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 525
 
 стране подавляющее большинство молодежи хорошо ладили с родителями и положительно оценивали семейные отношения. Лишь небольшой процент подростков выразил согласие с приведенными ниже негативными утверждениями.
 Моим родителям стыдно за меня (7%).
 Я уже давно недоволен своими родителями (9%).
 Я очень часто чувствую, что моя мать ведет себя неправильно (9%).
 Я очень часто чувствую, что мой отец ведет себя неправильно (9%).
 В будущем я разочарую своих родителей (11%).
 Ответы респондентов в разных странах несколько отличались, что подчеркивает важность культурного контекста в подростковом развитии. Например, о наиболее позитивных семейных отношениях сообщила молодежь Израиля, возможно, в связи с особым вниманием к семье в традиционной еврейской культуре. В целом данные Оффера полностью противоречат точке зрения Фрейд на неизбежность конфликта, происходящего из биологических драйвов и изменений.
 Необходимо пересмотреть определения автономии, подчеркивающие свободу от влияния родителей. При рассмотрении независимости нужно принять во внимание продолжающееся влияние родителей во время подросткового возраста и после его завершения. Джон Хилл (John Hill, 1987) предложил интересный подход к проблеме поиска независимости подростками. Он пришел к выводу, что автономию можно определить через феномен саморегуляции. Независимость подразумевает принятие собственных оценок и регулирование своего поведения, что можно определить одной фразой: "Думай сам за себя". Многие подростки учатся именно этому. Они заново переоценивают правила, ценности и ограничения, с которыми имели дело в детском возрасте дома и в школе. Иногда они сталкиваются со значительным сопротивлением родителей, которое может привести к конфликту. Тем не менее чаще всего родители вместе с ними стараются справиться с этой проблемой, уменьшая зоны конфликта, помогая им развивать независимое мышление и саморегуляцию поведения (Hill, 1987).
 Несомненно, переход во взрослость совершается постепенно. Он требует одновременно независимости и взаимозависимости. Взаимную зависимость можно определить как взаимосвязь. Социальные отношения взаимозависимы; таковыми, например, являются отношения на работе. Предприниматели зависят от того, что производят их рабочие; рабочие зависят от того, насколько успешно предприниматели руководят предприятием. Таким образом, взаимозависимость влечет за собой долгосрочные обязательства и пристройку людей друг к другу (Gulligan, 1987).
 Формирование идентичности
 До подросткового возраста мы смотрим на себя исходя из следующего набора ролей: друг, враг, студент, футболист, гитарист, а также на основе членства в кликах, клубах или в компаниях. В этот период наши более широкие когнитивные возможности (глава 11) позволяют нам их проанализировать, выявить в них элементы несовместимости и конфликтности и реорганизовать эти роли, постепенно продвигаясь к своей идентичности. Иногда мы отказываемся от предшествующих ролей; в некоторых случаях мы устанавливаем новые отношения с родителями, братьями, сестрами и сверстниками. Эриксон (Erikson, 1968) видел в задаче формирования идентичности основное препятствие, которое должны преодолеть подростки для успешного перехода во взрослость. В идеальном случае они осуще-
 526 Часть III. Подростковый возраст
 ствляют этот переход, имея достаточно четкое представление о том, кем они являются, о способах приспособления к общественным отношениям.
 Факторы, оказывающие влияние на идентичность. Многие идеи подростков о ролях и ценностях определяются их принадлежностью к той или иной референтной группе. Социальные референтные группы могут состоять из индивидов, с которыми подростки часто взаимодействуют и имеют близкие взаимоотношения. К ним могут относиться также более широкие социальные группы, установки и идеалы которых они разделяют: религиозные, этнические, сверстников или группы по интересам, даже чат-группы пользователей Интернета. Референтные группы, независимо от своего размера, подтверждают либо отрицают старые ценности индивида, а иногда формируют новые.
 Подростки должны прийти к соглашению с различными референтными группами. Членство в группах, которое было почти автоматическим в детстве, - в семье, компании по соседству или, например, в религиозной общине, больше не является столь уютным или удовлетворительным, как это было ранее. Часто подросток ощущает конфликт лояльности к семье, сверстникам и другим референтным группам.
 Иногда молодых людей привлекают ценности и установки определенной личности, а не группы. Этот значимый другой может быть близким другом, любимым учителем, старшими братом или сестрой, героем кино или спорта или кем-то, чьи идеи и поведение восхищают подростка. Хотя влияние значимых других может ощущаться на любом этапе жизни, оно наиболее характерно для подросткового возраста.
 Таким образом, подростки окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых множеством референтных групп и людей. Эти роли нужно интегрировать в личностную идентичность, а их конфликтующие моменты следует примирить или отторгнуть. Данный процесс еще больше усложняется либо в случае наличия ролевого конфликта (например, между членством в группе сверстников-фанатов и ролью хорошего ученика), либо в случае конфликта между значимыми другими (например, между старшими братом или сестрой и романтическим партнером).
 Концепция идентичности Эриксона. Эриксон большое внимание в своих исследованиях уделял проблемам подростков и молодых взрослых. Его работы о процессе установления "внутреннего чувства идентичности" оказали огромное влияние на психологию развития. Согласно Эриксону, формирование идентичности часто является длительным и сложным процессом самоопределения. Оно обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Формирование идентичности определяет структуру организации и интеграции поведения в различных областях жизни. Оно примиряет склонности и таланты самого индивида с предшествующими ролями, которые дали родители, сверстники или общество. Помогая человеку понять свое место в обществе, оно предоставляет также основу для социального сравнения. В итоге чувство идентичности способствует обеспечению направления, цели и смысла жизни (Erikson, 1959,1963,1968; Waterman, 1985).
 Виды формирования идентичности. Джеймс Марсиа (James Marcia, 1966, 1980, 1993) развил теорию Эриксона и определил четыре различных состояния, или вида формирования, идентичности. К видам, или "статусам идентичности", относятся: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. При
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 527
 этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по отношению к определенному ряду выборов, таких как система ценностей или план будущего профессионального пути.
 Подростки, находящиеся в статусе предрешенности, приняли на себя обязательства, не пройдя через процесс принятия решения. Они выбрали профессию, религиозные взгляды, идеологию и другие аспекты своей идентичности. Однако этот выбор был сделан ими ранее и определен скорее их родителями либо учителями, чем ими самими. Их переход к взрослости проходит ровно и сталкивается лишь с незначительными конфликтами, но в нем нет активного экспериментирования.
 Молодежь, у которой отсутствует чувство направления, а возможно, и нет выраженного желания обрести его, находится в диффузном статусе. Такие подростки не прошли через кризис и не выбрали себе профессиональную роль или моральный кодекс. Они просто избегают столкновения с этой проблемой. Некоторые из них сосредоточены на сиюминутном удовлетворении своих потребностей и желаний; другие экспериментируют, не имея конкретных планов и целей, с различными установками и видами поведения (Cote, Levine, 1988).
 Подростки или молодые взрослые в статусе моратория находятся в середине продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Эти решения могут касаться выбора профессии, религиозных или этических ценностей, политической философии. Молодежь в этом статусе поглощена "поиском самих себя".
 И наконец, достижение идентичности является статусом, достигаемым теми, кто прошел через кризис идентичности и принял свои обязательства. В итоге они сами выбрали себе работу и пытаются жить по самостоятельно сформулированному моральному кодексу. Достижение идентичности обычно рассматривается как наиболее желаемый и зрелый статус (Marcia, 1980).
 Следствия статуса идентичности. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, образ Я и реакции на стресс у подростков. Кроме того, кросс-культурные исследования в Соединенных Штатах, Дании, Израиле и других странах позволяют предположить, что четыре статуса Марсиа являются частью сравнительно универсального процесса развития, по меньшей мере для культур, характеризуемых длительным подростковым периодом и индивидуалистической ориентацией. Давайте рассмотрим то, как четыре статуса идентичности взаимодействуют с некоторыми проблемами подросткового возраста в таких культурах.
 Тревога является господствующей эмоцией у молодых людей, находящихся в статусе моратория, вследствие того, что ими не были приняты решения. Они часто ведут борьбу с конфликтующими ценностями и предпочтениями, постоянно сталкиваются с непредсказуемостью и противоречиями. Для них характерны амбивалентные отношения со своими родителями; борясь за свободу, они при этом страшатся родительского неодобрения либо обижаются, когда те не удовлетворены их действиями. В статусе моратория находятся многие студенты колледжей.
 Напротив, подростки в статусе предрешенности ощущают минимальную тревогу. Их ценности более авторитарные, чем у подростков в других статусах, они обладают сильными и позитивными привязанностями к значимым другим. Молодые мужчины, находящиеся в статусе предрешенности, склонны оценивать
 528 Часть III. Подростковый возраст
 себя ниже, чем мужчины в статусе моратория, и другим людям легче их в чем-либо переубедить.
 По всей вероятности, диффузный статус чаще всего встречается у тинэйдже-ров, сталкивающихся с отвержением или пренебрежением со стороны отстраненных или незаботливых родителей. Они могут бросить школу, начать принимать алкоголь или наркотики. Злоупотребление алкоголем наиболее распространено среди детей "равнодушных" родителей (глава 8).
 У подростков, достигших идентичности, чувства к своим родителям и семье наиболее уравновешенны. Их поиск независимости менее перегружен эмоциями в сравнении с подростками, находящимися в статусе моратория, и не сопровождается изоляцией и чувством заброшенности, характерными для индивидов с диффузным статусом (Marcia, 1980).
 Разумеется, число людей в статусе достижения идентичности с возрастом увеличивается. В старшей школе намного больше индивидуумов в диффузном статусе и статусе предрешенности, чем моратория и достижения идентичности. Статус идентичности может также различаться в зависимости от того, какой именно его аспект рассматривается: старшеклассник может находиться в состоянии предрешенности относительно полоролевых предпочтений, моратория в отношении выбора профессии или религиозных убеждений и диффузном относительно политической философии.
 Тендерные различия. Марсиа и другие исследователи обратили внимание на существенное различие между мужчинами и женщинами в поведении и установках, связанных с различными статусами идентичности. Например, мужчины в статусах достижения идентичности и моратория обладают, как правило, высокой самооценкой. У женщин эти периоды характеризуются наличием большого числа нерешенных конфликтов, особенно относящихся к семье и выбору карьеры.
 Дальнейшие исследования отчасти подтвердили первоначальные данные, но позволили получить более глубокое представление о проблеме. Например, Салли Арчер (Saly Archer, 1985) обнаружила, что по отношению к семье и выбору карьеры девочки-старшеклассницы чаще находятся в статусе предрешенности, а мальчики - в состоянии диффузии. Более того, девочки в статусах предрешенности и моратория проявляли большую неопределенность при улаживании конфликтов, связанных с карьерными и семейными предпочтениями. Однако как мальчики, так и девочки говорят, что они планируют вступить в брак, растить детей и делать карьеру. Девочки обычно чаще выражали свое беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. При вопросе о степени беспокойства, испытываемого респондентами, 75% мужчин и 16% женщин полностью отрицали его наличие, 25% мужчин и 42% женщин признали, что в некоторой степени ощущают его, в то время как 0% мужчин и 42% женщин заявили, что чувствуют сильное беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. Было также обнаружено, что хотя у мужчин развивается прежде всего внутриличностная идентичность, у женщин формируется сочетание как внутри-личностной, так и межличностной идентичности (Lytel, Bakken & Roming, 1997).
 В других сферах интересов - религии и политических убеждениях - результаты оказались разнородными. По отношению к религии исследователи не нашли значимых тендерных различий. В отношении политических убеждений, по всей вероятности, существует значительное различие в статусе идентичности между
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 529
 старшими подростками мужского и женского пола. Обнаружено, что мужчины намного чаще находятся в статусе идентичности, в то время как женщины - пред-решенности (Waterman, 1985).
 Формирование идентичности, культура и окружающая среда. Как указано в главе 2, теория Эриксона уделяет основное внимание проблемам развития в западных обществах, направленных на индивидуальные достижения, а не групповые или коллективные. В наибольшей степени это относится к его представлению о формировании идентичности в подростковом периоде. Здесь можно видеть подтверждение особого внимания Эриксона к становлению индивидуальной, относительно автономной личности, а не сотрудничающего члена объединенной группы. Как правило, в коллективистских обществах польза личности соотносится с пользой всей группы. В этом случае под понятием "группа" может подразумеваться семья, сверстники, соседское окружение, город или общество в целом. Таким образом, в коллективистских обществах уделяется меньше внимания автономии и намного больше тому ребенку или подростку, который готов быть взаимозависимым от других (Matsumoto, 2000). Несомненно, что теория Эриксона в целом универсальна для каждой кризисной стадии; однако могут существовать большие различия в том, что именно данная культура считает наиболее предпочтительным при решении каждого кризиса (Matsumoto, 2000). Таким образом, идентичность - так же, как и Я-концепция, - имеет глубокие корни в культуре и окружающей среде (Adams, Marshall, 1997; Porters, Dunham & Castilio, 2000; Yoder, 2000).
 Предположения Марсиа о статусах подростковой идентичности неоднократно подвергались проверке в последующих исследованиях (Marcia, 1966). Такая верификация продолжается и в наши дни. Хотя одни авторы уверяют, что эти статусы не представляют собой континуума явственно различных фаз или способов достижения идентичности (Meeus, ledama, Helsen & Vollenbergh, 1999), другие предполагают, что они по меньшей мере полезны для понимания состояния подростка и проблем взросления в обществах с относительно продолжительным периодом подросткового возраста (Jensen, Karlsen & Kroger, 1999). По всей видимости, от культуры зависят не статусы идентичности подростков. Согласно пред-
 Контрольные вопросы к теме
 "Задачи развития подросткового возраста"
 • Подростковый возраст в целом можно охарактеризовать как период "бури и натиска".
 • Независимо от культуры большинство подростков имеют хорошие отношения со своими родителями.
 • С точки зрения Эриксона, единственной и наиболее важной задачей подросткового периода является достижение автономии.
 • Статус диффузии, по Марсиа, является наименее адаптивным из четырех статусов идентичности.
 • Влияние статуса идентичности различно у мужчин и женщин.
 Вопрос к размышлению Как различается формирование идентичности подростков в индивидуалистических и коллективистских культурах?
 530 Часть III. Подростковый возраст
 положению Алана Уотермена (A. Waterman, 1999), она оказывает влияние на время формирования статусов, их стабильность и тендерные различия. В результате многочисленных исследований было выявлено, что относительная доля подростков в каждом статусе идентичности различается в зависимости от культуры и в особенности от идеологии и религии (например, Markstrom-Adams, Smith, 1996; Taylor, Oskay, 1995).
 Семейная динамика '
 На протяжении всего процесса формирования идентичности подросткам приходится соотносить свои собственные ценности и поведение с ценностями и поведением своей семьи. В свою очередь, основные задачи родителей часто выглядят парадоксальными. С одной стороны, успешные родители предоставляют своим детям чувство безопасности и опоры в любящем и принимающем окружении. С другой стороны, они поощряют детей становиться самостоятельными взрослыми, способными действовать в обществе независимо от других.
 То, как именно родители взаимодействуют с подростками, оказывает значимое влияние на их продвижение к взрослости. Система семьи динамична: изменения в поведении одного ее члена влияют на всех остальных. Так как подростковый период является эпохой значительных и часто драматичных преобразований, семья как социальная система также испытывает изменения, как и природа общения между поколениями.
 Коммуникация между поколениями
 Возникающая у подростков потребность в автономии и самостоятельности обычно приводит к некоторым конфликтам в семье, растущей потребности общения с родителями в процессе решения определенных проблем. Семья сохраняет сильное влияние на подростков, хотя их отношения с родными осложняются. Исследования показывают, что между подростками и их семьями значительно меньше конфликтов, чем полагали ранее. Согласно полученным данным, серьезные конфликты наблюдаются лишь у 15-25% семей. Как правило, осложнения отношений вызывают такие обычные вопросы, как семейные обязанности, время прихода домой, свидания, школьные оценки, внешний вид и манера еды. Намного реже происходят конфликты между родителями и подростками по важным религиозным, социальным и политическим ценностям (Hill, 1987). Относительно небольшая часть молодежи вырабатывает действительно независимые мнения по проблемам идеологии в период учебы в старшей школе или в колледже (Waterman, 1985).
 В целом ранний подростковый возраст является более конфликтным в сравнении с его поздним этапом. Когда тинэйджеры и их родители становятся старше, они лучше могут понять потенциально сложные вопросы автономии и отделения. Как для взрослых, так и для подростков важно осознавать, что если они будут способны поддерживать общение и обмениваться друг с другом своими мнениями, то смогут договориться и при решении трудных вопросов.
 Матери и отцы по-разному влияют на своих детей. Хотя отмечаются небольшие различия в том, как подростки мужского и женского пола описывают свои семейные отношения (Hauser et al, 1987; Youniss, Keterlinus, 1987), поведение и роли матерей и отцов существенно отличаются между собой (Steinberg, 1987a).
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 531
 Традиционно отцы склонны поощрять интеллектуальное развитие и часто включаются в обсуждение и решение семейных проблем. В результате как мальчики, так и девочки обычно обсуждают свои мысли и заботы с отцами (Hauser et al., 1987). Отношения подростков с матерями намного сложнее. Наиболее часто их взаимодействие происходит в таких областях, как обязанности по дому, домашние задания, дисциплина (как дома, так и за его пределами) и проведение досуга (Montemayor, Brownlee, 1987). Хотя эти взаимодействия могут вызывать напряжение отношений, конфликты между матерью и ее детьми, они также обычно увеличивают и близость между ними (Youniss, Keterlinus, 1987).
 Стили родительского воспитания. В главе 8 мы обсуждали влияние различных стилей воспитания на психологические особенности детей. Эти воздействия продолжаются и в подростковом периоде. Авторитетный стиль с наибольшей степенью вероятности приведет к нормальному или здоровому поведению подростков (Baumrind, 1991; Hill, 1987), характеризующемуся ответственными, независимыми действиями, а также принятием себя и самоконтролем. Напротив, подростки, с которыми обращаются в авторитарном стиле, могут быть зависимыми и тревожными в присутствии властных фигур либо дерзкими и агрессивными. Часто, хотя и не всегда, негативное влияние авторитарного воспитания наблюдается и в различных этнических группах, равно как и позитивное влияние авторитетного стиля (Lamborn, Dornbush & Steinberg, 1996).
 Благожелательный и четкий контроль, обеспечиваемый авторитетными родителями, успокаивает большинство подростков. Таким поведением они подстраховывают своих экспериментирующих детей. Последствия неудач не являются непоправимыми, потому что родители помогают снова "склеить разбитые куски". Авторитетные родители принимают также во внимание окрепшие когнитивные способности подростка. Впервые как родители, так и дети могут общаться, используя одни и те же или родственные уровни рассуждения и логики (Baumrind, 1987).
 Семейные союзы. Семейные союзы играют большую роль в общении. Как и стиль воспитания, они начинают формировать поведение задолго до подросткового периода. Старший брат, доминировавший над младшим в детстве, возможно, будет иметь такое же влияние и в подростковом возрасте; дочь, которая в 6 лет была "папиной дочуркой", вероятно, останется близкой со своим отцом в 16 лет.
 Хотя союзы различных членов семьи являются естественными и здоровыми, важно, чтобы родители поддерживали друг друга и проводили отчетливую границу между собой и детьми. Родителям также необходимо совместно работать над воспитанием детей; тесная связь одного из них с ребенком, сопровождаемая исключением из отношений другого родителя, может иметь разрушительные последствия. В этом случае, выпадая из отношений, отец или мать теряют авторитет, свое значение посредника в социализации. Другие виды дисбаланса, такие как отсутствие одного из них по причине развода или отдельного проживания, также создают определенные проблемы. Когда подросток пробует новые роли и стремится достичь новой идентичности, авторитет родителя в неполной семье может подвергнуться жесткой проверке.
 Изменения структуры семьи
 Влияния семьи в переходный период, обсуждавшиеся в предыдущей главе, продолжаются также и в подростковом возрасте.
 532 Часть III. Подростковый возраст
 Интересно, как изменения в американских семьях повлияли на ответственность подростков за хозяйственные дела. Одно из исследований привело к достаточно неожиданным результатам (Benin, Edwards, 1990). Оказалось, что подростки в семьях с двумя работающими родителями обычно меньше помогают по дому, чем в случае, когда мать - домашняя хозяйка. Кроме того, требования к ним различаются в зависимости от их пола. Так, мальчики, имеющие двух работающих родителей, тратят на выполнение домашних обязанностей лишь треть того времени, которое затрачивают те, кто живет в традиционных семьях, при этом дочери в случае, когда отец и мать работают, расходуют на домашние дедатфимерно на одну четвертую часть времени больше, чем девочки из традиционных семей, в то время как домашние хозяйки ожидают от своих дочерей и сыновей, что они будут выполнять равный объем работы по дому. Почему так происходит? Исследователи говорят о том, что работающие матери больше доверяют своим дочерям, чем сыновьям в случае бесконтрольного выполнения ими домашних обязанностей, а поэтому и нагружают их работой. Мать может добиться выполнения таких домашних дел сыновьями только при условии руководства ими.
 Как подростки реагируют на стрессы, связанные с изменениями структуры семьи? Одни из них принимают на себя дополнительную ответственность. Другие в открытой форме выражают свои негативные переживания и вступают в конфликты, вовлекаясь в асоциальное, непокорное поведение. Однако прочие отходят от семьи, устремляясь к различным видам деятельности, связанным со сверстниками.
 Разлука с домом
 Для всех, кому приходится сталкиваться с такой ситуацией, адаптация в период, когда подростки становятся все более независимыми и готовятся к разлуке с домом, является непростой задачей. Родители и дети должны заново договориться о своих ролях. Подросткам нужна иная поддержка, нежели младшим детям, потому, что они активнее осваивают свою независимость. Самостоятельность и самоутверждение не являются отрицательными качествами; они имеют решающее значение для развития. Некоторые семьи поощряют подобные действия, другие - нет.
 Исследователи определили три измерения семейного функционирования, к которым относятся: сплоченность, адаптивность и качество коммуникации (Barnes, Olsen, 1985). Процессу отделения помогают средние, но не крайние значения сплоченности и адаптивности семьи. Предпочтительнее, если семьи скорее являются гибкими и адаптивными, но не столь свободно структурированы, чтобы стать хаотичными. Они также должны быть сплоченными, но не "душными". Приспособление к новой ситуации будет менее болезненным, если члены семьи могут разумно договориться об изменениях, учитывая желания и потребности каждого из них. Семейную сплоченность можно поддержать, если родители и отделяющиеся подростки могут взаимодействовать друг с другом как личности и устанавливать взаимосвязанные отношения (Grotevant & Cooper, 1985). Открытое общение помогает сохранить сплоченность, потому что оно позволяет членам семьи более четко представлять ситуацию и справляться с возникающими проблемами.
 Некоторые исследования говорят о том, что отцы играют решающую роль в помощи поиска подростками необходимого равновесия между отделением и согласованностью, равновесия, которое длится до того времени, когда они готовы оставить дом. Отцы, внимательно относящиеся к отделению вырастающих детей,
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 533
 Контрольные вопросы к теме
 "Семейная динамика"
 . В большинстве семей происходят серьезные конфликты подростков с родителями. " Матери и отцы оказывают влияние на подростков примерно одинаковыми способами.
 • Авторитетный стиль воспитания обычно способствует наилучшему развитию в подростковом периоде.
 • Дочери из семей, где работают оба родителя, склонны тратить меньше времени на домашние обязанности в сравнении с теми, кто живет с одним работающим родителем.
 • У подростков обычно меньше конфликтов с матерями, чем с отцами.
 Вопрос для размышления Какое значение имеют хорошие взаимоотношения между поколениями?
 предоставляют "пространство", в котором те нуждаются для формирования собственной идентичности и принятия ответственности за свои действия. В целом у подростков с ними меньше конфликтов, чем с матерями. Это наводит на мысль о том, что отцы меньше вмешиваются в их дела, проявляют большее уважение к независимости ребенка. Таким образом, вместо того чтобы тратить энергию на споры, многие подростки могут следовать своим собственным интересам (Shulman, Klein, 1993).
 Помощь подросткам в формировании собственной идентичности и отделении себя от родителей может быть затруднена в неполных семьях. В таких случаях привлечение другого взрослого, например дедушки, тети, дяди или учителя, упростит этот переход как для родителя, так и для подростка (Dornbusch et al., 1985).
 Взаимоотношения в подростковый период
 Когда люди становятся автономнее по отношению к своим семьям, они больше заинтересованы в дружеских отношениях для получения эмоциональной поддержки и надежной базы новых ценностей (Douvan, Adelson, 1966; Douvan, Gold, 1966). В процессе формирования идентичности важную роль играют близкие друзья. Чтобы принять свою идентичность, подросток должен почувствовать принятие и одобрение ее другими.
 Особо возрастает в подростковом периоде значение групп сверстников. Ти-нэйджеры ищут поддержки от других, чтобы справляться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями подросткового возраста. Наиболее вероятно, что они будут искать поддержку у сверстников, которые проходят через подобный опыт. При исследовании, сколько времени подростки проводят со сверстниками в сравнении со временем, проводимым с родителями (Csikszent-mihalyi, Larson, 1984), школьники старших классов получили электронные пейджеры, с помощью которых им посылали сигналы в различное время дня. Каждый раз после получения сигнала они должны были звонить исследователям и сообщать, чем они сейчас заняты. Как и ожидалось, школьники проводили значительно больше свободного времени с друзьями и одноклассниками, чем с семьей (включая родителей, братьев и сестер), - примерно 50% в сравнении с 20%. Оставшееся свободное время они проводили одни.
 534 Часть III. Подростковый возраст
 Общество сверстников необходимо для развития социальных навыков. Взаимное равенство, характеризующее взаимоотношения тинэйджеров, помогает развивать позитивные реакции в различных кризисных ситуациях, с которыми им приходится сталкиваться (Epstein, 1983; Hawkins, Berndt, 1985). Они учатся у своих друзей и сверстников формам поведения, необходимым в будущем, и тем ролям, которые подходят им лучше всего. Социальная компетентность является главным элементом в способности тинэйджеров заводить новых друзей и поддерживать отношения со старыми (Fisher, Sollie & Morrow, 1986).
 Социальная компетентность отчасти определяется способностью подростков проводить социальные сравнения. Такие сравнения позволяют им сформировать личную идентичность и оценить особенности других. На основе этих оценок подростки выбирают близких друзей и определяют свое отношение к кликам и компаниям, которые являются частью их окружения. Им также приходится часто анализировать конфликтующие между собой понятия о ценностях сверстников, родителей и других людей. Ниже мы рассмотрим эти процессы несколько подробнее.
 Социальное сравнение
 Социальное сравнение является процессом, который мы все используем для оценки наших способностей, поведения, личностных характеристик, внешности, реакций и общего чувства Я в сравнении с аналогичными особенностями других людей. Оно становится особенно важным в подростковом возрасте. Социальное сравнение берет свое начало в раннем детстве, однако в подростковом возрасте принимает иные формы (Seltzer, 1989). В начале подросткового возраста тинэйд-жеры уделяют много времени и энергии самоопределению на различных "аренах сверстников", составленных из различных типов молодежи; они используют эти арены, чтобы исследовать и определить, что они собой представляют и кем они хотят стать. Они особенно внимательны к внешности и личностным особенностям, которые дают популярность, таким как чувство юмора и дружелюбие. Этот процесс подразумевает широкий круг знакомств, но лишь небольшое число близких друзей; многим из их взаимоотношений недостает близости.
 Тинэйджерам необходимо время для того, чтобы самим испытать это, разобраться в большом количестве информации, консолидировать свою идентичность и развить надежное чувство Я.
 Социальное сравнение меняется в позднем подростковом возрасте. Теперь ти-нэйджеры ищут друзей, с которыми их объединяют общие вопросы, так как они нередко замещают большим количеством относительно поверхностных дружеских контактов качество избранных близких отношений. Возрастает близость в однополой дружбе (Atwater, 1992; Seltzer, 1989; Shulman, Laursen, Kalman & Karpov-sky, 1997).
 В возрасте от 12 до 17 лет подростки все чаще соглашаются с такими утверждениями, как "Мне легко говорить с другом почти обо всем" и "Я знаю, что чувствует мой друг, даже если он молчит". Большинство из них сообщают, что у них есть один или два "лучших друга", а также несколько "друзей". Эти дружеские отношения тяготеют к стабильности и обычно длятся по меньшей мере год. Неудивительно, что стабильность взаимоотношений увеличивается в процессе взросления подростков. Тинэйджеры склонны выбирать друзей на основе общих интересов
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 535
 и деятельности, в условиях равенства, обязательности и особенно лояльности отношения при исполнении основных ролей. Предательство называется ими одной из главных причин прекращения дружбы (Hartup, 1993).
 Когда дружба становится более тесной, подростки склонны обращаться к близким друзьям за советом. Как показывает табл. 12.1, они, как правило, спрашивают совета у сверстников по многим вопросам. Тем не менее они продолжают искать совета у родителей при решении таких проблем, как образование, финансы и планирование карьеры (Sebald, 1989).
 Таблица 12.1 Процент подростков, советующихся со сверстниками по специфическим вопросам
 Вопросы Девочки Мальчики На что потратить деньги 2 19 С кем ходить на свидания 47 41 В какой клуб вступить 60 54 Где получить совет по личным проблемам 53 27 Как одеваться 53 43 Какие курсы обучения пройти в школе 16 8 Какое хобби выбрать 36 46 Как выбрать работу в будущем 2 0 На какие встречи и мероприятия ходить 60 66 Учиться ли в колледже 0 0 Какие книги читать 40 38 Какие журналы покупать 51 46 Как часто ходить на свидания 24 35 Участвовать ли в вечеринках с выпивкой 40 46 Как выбрать в будущем супруга (супругу) 9 8 Ходить ли на свидания с одним и тем же партнером 29 30 Какую степень близости стоит допускать при свиданиях 24 35 Где можно получить информацию о сексе 44 30 По материалам Sebald H. (1989, Winter). "Adolescents' peer orientation: changes in the support system during the past three decades". Adolescence, p. 940-941. Взаимоотношения со сверстниками
 В развитии взаимоотношений со сверстниками в подростковом возрасте появляются характерные тенденции, в том числе появление свиданий. Давление со стороны сверстников также может входить в конфликт с желаниями и требованиями родителей.
 536 Часть III. Подростковый возраст
 
 ВРЕЗКА 12.1
 Подростки-репатрианты
 Ежегодно примерно четверть миллиона детей и подростков из США живут со своими семьями за границей, ходят в школы, финансируемые правительством США, либо в интернациональные учебные заведения и живут в маленьких сообществах внутри местной культуры, часто совершенно непохожей на их собственную. Что происходит, когда они и их семьи после нескольких лет жизни в таких условиях возвращаются в США?
 Этот опыт, часто называемый "приземлением"1, сравнивали с возвращением на Землю из космического пространства. Он часто наполнен стрессом и вызывает-пеихологические трудности у подростков, особенно если им пришлось провести вдали от родины большую часть детства. Они иначе чувствуют и могут даже выглядеть иначе. Такие подростки затрудняются ответить на вопросы типа "Откуда вы?". Они ощущают "шок от изменения культуры", когда встречаются в США с такими ее аспектами, которые им незнакомы. Могут уйти месяцы и даже годы на то, чтобы научиться "вписываться" и чувствовать себя уютно.
 Для подростков с таким опытом особенно трудным может быть формирование идентичности. Им, возможно, придется вернуться к этапам достижения идентичности, описанным Эриксоном и Марсиа. Их сверстники часто обращаются с ними как с посторонними. Для них нелегко добиться признания в уже сложившихся компаниях или кликах, особенно если их взгляды и ценности значительно отличаются от тех, что имеют сверстники. Таким образом, по меньшей мере некоторое время они могут быть одиноки. Некоторые из них и в будущем не чувствуют себя действительно связанными с кем-либо.
 Позитивной стороной для репатриированных подростков является наличие более реалистичного взгляда на США и на то, какое влияние оказывает американская политика на другие страны. Кроме того, они часто чувствуют себя "гражданами мира", избегая той свойственной многим американцам этноцентрической точки зрения, что США являются центром вселенной. Умения, развитые у них во время жизни за рубежом, например владение языком и способность выходить из затруднений при различии культур, пригодятся им в таких направлениях карьеры, как межкультурное консультирование и международные отношения. В долгосрочной перспективе - после трудного периода адаптации - они могут стать более успешными, чем многие из тех, у кого не было возможности увидеть свою страну извне. (Источник: Smith, 1994.)
 Клики, компании и одиночки. Существуют два основных типа групп сверстников, отличающихся по размеру. Более крупные группы, включающие примерно от 15 до 30 членов, называют компаниями; меньшие группы, которые могут состоять по меньшей мере из 3 членов, называют кликами, они более сплоченные. Внутри компании сверстников, как правило, есть клики. У их членов обычно похожие происхождение, особенности, интересы или репутация; например, есть "мачо", "нормальные", "умники" и "торчки"2 (Brown & Lohr, 1987; Dunphy, 1963, 1980). В раннем подростковом возрасте клики в основном состоят либо полностью из мальчиков, либо из девочек; позже тинэйджеры входят также и в разнополые клики. Это изменение совпадает с началом свиданий. Небольшие однополые клики вливаются или вступают в отношения с другими однополыми группами, расширяются, чтобы в дальнейшем включить в свой состав подростков противо-
 Reentry (англ.) - "вход или возвращение в плотные слои атмосферы". - Примеч. перев. В оригинальном варианте jocks, populars, brains и druggies. - Примеч. перев.
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 537
 положного пола. В итоге они образуют группу, содержащую в себе как мужчин, так и женщин (Atwater, 1992; Dunphy, 1980).
 Хотя примерно 80% подростков принадлежат к определенным группам, оставшиеся 20% не остаются из-за этого "одиночками". Большинство из нас думает, что быть в одиночестве - это унылая доля, которой никто бы не пожелал. Однако такое мнение не всегда верно. Например, такая творческая работа, как рисование, сочинение музыки или рассказов, требует одиночества. Творческие личности большую часть времени хотят быть одни. В уединении может быть и много других положительных сторон. Некоторые переживают чувство возрождения, подъем творческих сил, оставаясь наедине с собой. Кроме того, иногда люди ищут уединения по тем же причинам, что художники или писатели, - в одиночестве они лучше думают и могут проанализировать свои проблемы (Магсоеп, Goossebs & Caes, 1987). В каждом таком случае одиночество является добровольным - благоприятной возможностью для творчества, снижения прессинга или психологического обновления.
 Тем не менее иногда подростки оказываются одинокими потому, что они чувствуют себя другими, посторонними и действительно не могут "принадлежать" к группе. Это может происходить по многим причинам, но одна из них особенно драматична - когда ребенок вырастает в существенно иной среде: соседстве, городе или регионе страны. Одним из наиболее наглядных примеров такой ситуации может быть жизнь в детстве за границей, а затем возвращение на родину. Кроме того, одиночество без добровольного согласия, навязанное другими через споры и отвержение, также может вызвать сильные переживания изоляции и депрессию (Магсоеп et al., 1987).
 Свидания. В тот же период, когда возрастает близость в однополой дружбе, формируются и дружеские отношения с представителями противоположного пола. О близких взаимоотношениях с друзьями противоположного пола девочки сообщают раньше, чем мальчики (Sharabany, Gershoni & Hoffman, 1981), возможно потому, что пубертат у них наступает раньше.
 В раннем подростковом возрасте большинство взаимодействий с противоположным полом происходит в окружении сверстников. Многие 14- или 15-летние подростки предпочитают контакты в группе, а не тесные взаимоотношения при свиданиях. В Соединенных Штатах "просто поболтать" (сидеть вместе и беседо-
 
 Сверстники предоставляют аудиторию, критику и эмоциональную поддержку для идей, планов и поведения своих друзей
 
 538 Часть III. Подростковый возраст
 
 вать в пиццерии, стоять на углу улицы, толпиться в общественных местах) - популярное и приятное времяпрепровождение в подростковый период, и с течением времени оно все больше становится "взаимным обучением". Такой тип взаимодействия часто является первым шагом в обучении тому, как строить отношения с противоположным полом. Младший подростковый возраст является этапом определения, отражения и проверки того, как следует действовать в смешанных группах и парах. В этот период подростки имеют возможность экспериментировать, изучить идеи и опыт, формирующие базовые установки относительно тендерных ролей и сексуального поведения, без понуждения к длйшком глубокому вовлечению.
 Брюс Роскоу и его коллеги (Roscoe, Diana & Brooks, 1987) указали на семь важных функций, которые выполняют свидания. Они обобщены в табл. 12.2, и следует заметить, что их можно применить и к однополым встречам, и к свиданиям с противоположным полом, так же как могут быть применимы к ним и следующие тенденции развития, отмеченные исследователями. Младшие подростки склонны рассуждать, исходя из принципа немедленного удовлетворения; они полагают, что развлечение и статус являются наиболее важными основаниями для встреч. Молодежь в этом возрасте предпочитает встречаться с теми, кто физически привлекателен, хорошо одет и нравится другим. Старшие подростки не столь поверхностны в своем отношении к свиданиям; они больше озабочены личностными характеристиками и планами индивида на будущее. Подростки старшего возраста рассматривают товарищеские отношения и совместимость как важные причины для назначения свиданий.
 Таблица 12.2 Функции свиданий
 Отдых: возможность повеселиться с человеком противоположного пола
 Социализация: возможность для индивидов разных полов узнать друг друга и научиться уместным взаимодействиям
 Статус: возможность повысить статус благодаря тому, что тебя видят с кем-то, кто считается привлекательным
 Товарищество: возможность иметь друга противоположного пола, с которым можно взаимодействовать и делиться переживаниями
 Близость: возможность установить близкие значимые отношения с индивидом противоположного пола
 Секс: возможность заняться сексуальным экспериментированием или получать сексуальное удовлетворение
 Отбор: возможность общаться с представителями противоположного пола для выбора мужа или жены
 Кроме того, обнаруживаются тендерные различия как у младших, так и у старших подростков: женщины считают эмоциональную близость более важной, чем секс, что соответствует взглядам эволюционных психологов, как указано в главе 2.
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 539
 
 По мере взросления подростков
 клики становятся шире, чтобы
 включить в себя как девочек, так
 и мальчиков
 
 В целом подростки склонны выбирать друзей и встречаться с партнерами, которые сходны с ними по социальному классу, интересам, нравственным ценностям и учебным амбициям (Berndt, 1982). Они все больше узнают о группах сверстниках, их интересует "есть это" в группе или "нет этого". Подростки знают, к какого рода группе они принадлежат, и озабочены тем, как она влияет на их статус и репутацию. Тинэйджеры, принадлежащие к группам с высоким статусом, склонны оценивать себя выше (Brown & Lohr, 1987). Кроме того, подростки, обладающие устойчивым чувством этнической идентичности, чаще имеют более высокое самоуважение, чем те, у которых нет такого чувства (Martinez & Dukes, 1977).
 Переговоры о границах - сверстники и родители
 Как мы видели, особенности взаимоотношений подростков со сверстниками во многом определяются их взаимоотношениями с родителями. Подростки реагируют на поступки других людей в соответствии с тем культурным контекстом, в котором они растут дома, включая социально-экономический статус родителей, их сферу деятельности, а также этническую и религиозную принадлежность. Несомненно, существуют определенные различия в том, как смотрят на мир родители и сверстники. Все подростки должны "договориться о границе" между различными точками зрения на мир, определив свою собственную идентичность.
 Для некоторых из них эта задача является особенно трудной. Например, подростки-индусы, родители которых иммигрировали в США, сталкиваются с двойным стандартом, противоречащими друг другу правилами. Они должны выбрать, как им одеваться и украшать волосы - по традиции и, возможно, в соответствии с ожиданиями родителей либо сообразуясь со своими сверстниками - уроженцами США. Когда в одном из исследований изучалось, как подростки-индусы решают эту проблему (Miller, 1995), было обнаружено, что такие конфликты более серьезны для девочек, чем для мальчиков. Девочки должны выбирать между строгими индийскими стандартами, которые требуют крайней скромности в нарядах и длинных заплетенных волос, и более либеральной одеждой и стилем прически, которые популярны в Соединенных Штатах. По данным Миллер, воздействие группы сверстников периодически было сильнее влияния родителей. Даже во время мероприятий в религиозных храмах некоторые девочки были одеты в шорты, в то время как их родители одевались в традиционные сари или куртки-пижа-
 540 Часть III. Подростковый возраст
 Контрольные вопросы к теме
 "Взаимоотношения в подростковый период"
 • В подростковом возрасте усиливается социальное сравнение.
 • Одиночки почти всегда неудачники.
 • Младшие подростки в сравнении со старшими в ходе свиданий чаще стремятся рассуждать, исходя из принципа непосредственного удовлетворения.
 • Подростки с прочным чувством этнической идентичности уважают себя больше, чем те, у кого это чувство отсутствует.
 Вопрос для размышления Почему взаимоотношения со сверстниками становятся особенно важными в подростковом возрасте?
 мы1. Подобным образом американские девочки-подростки часто делают себе короткие прически без ленты.
 Конфликты также возникают, когда традиционные ценности индусов относительно свиданий и добрачного секса сталкиваются с более либеральными ценностями подростковой культуры в США. Как объясняет индийский психоаналитик Садхир Какар (Sudhir Kakar, 1986):
 В сексуальных отношениях Запад воспринимают как огромный бордель, в то время как "хорошие" индийские женщины под влиянием ностальгии идеализируются во всей своей непорочности, скромности и девственности. Для индийцев, живущих на Западе, такая идеализация и расщепление, лежащие в ее основе, более интенсивны и заряжены эмоционально сильнее, чем для тех, кто живет в Индии. Поэтому неизбежное принятие западных норм и ценностей женами и дочерями является причиной глубокого эмоционального стресса у мужчин и бурных конфликтов в семье (р. 39).
 Несомненно, трудности преодоления границ между ценностями и обычаями родителей и сверстников являются общими для всех подростков, а не только для недавно иммигрировавших. Например, некоторым живущим в городе подросткам приходится сталкиваться с различиями между культурой сверстников, превозносящих наркотики и преступность, и ценностями родителей, придающих особое значение социальным нормам и подчинению правилам. Подросткам, занятым самоопределением, присуща тенденция либо проводить границы слишком близко, либо рабски следовать набору предписаний сверстников относительно поведения, манеры одеваться и других волнующих их вопросов.
 Трудности подросткового возраста
 Экспериментирование с различными установками и поведением, определение и переопределение себя, а та,кже постепенное удаление от родительского контроля являются характерными признаками подросткового возраста. Они служат важной и полезной цели - помогают преобразить ребенка во взрослого. Тем не менее те же тенденции могут сформировать крайне нездоровое поведение в ходе под-
 Kurta/pajama (англ.) Мужская одежда в Северной Индии, состоящая из брюк и рубашки. - Примеч. перев.
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 541
 росткового периода, такое как регулярное совершение поступков, сопряженных с риском, или, например, употребление веществ, вызывающих психическую зависимость. В этом разделе мы рассмотрим эти и другие аспекты "темной стороны" подросткового периода, а также некоторые причины данных явлений.
 Поведение, сопряженное с риском
 Многие подростки продолжают заниматься сексом без предохранения, нередко с множеством партнеров и с результатами, простирающимися от нежелательной беременности до угрожающих жизни заболеваний, как отмечалось в предыдущей главе. Значительное число молодежи также злоупотребляет веществами, вызывающими психическую зависимость. Кроме того, подростки известны как безрассудные водители и склонны к другим опасным действиям. Насилие, часто связанное с бандами, также остается на вызывающем тревогу уровне.
 Естественно, что некоторые подростки более склонны к таким рискованным поступкам, чем другие. Часто с возрастом они расширяют сферу рискованного поведения (Jessor, 1992). У другой части тинэйджеров свойственный подростковому возрасту прирост энергии и интеллектуального любопытства находит свое применение в различных видах деятельности, например в спорте. В целом, независимо от направления, их деятельность носит конструктивную, а не потенциально деструктивную форму. Например, многие тинэйджеры участвуют в социальной деятельности, занимаются очисткой окружающей среды, помогают строить дома для бедных семей, работают с больными детьми. Важно помнить, что лишь меньшая часть подростков вовлекается в деструктивное, связанное с риском поведение.
 Подростки вовлекаются в рискованное поведение по ряду причин. Они могут столкнуться с проблемами, так как не понимают того риска, на который идут. Иногда они обладают недостаточным количеством информации; получаемые от взрослых предостережения часто игнорируются ими либо не оказывают должного эффекта. Многие исследователи полагают, что подростки, совершающие рискованные поступки, недооценивают вероятность плохого исхода; другими словами, они видят себя неуязвимыми. Они думают в основном об ожидаемых преимуществах рискованного поведения, таких, как высокий статус среди их сверстников. Это объяснение согласуется с концепцией Элкинда о персональном мифе (глава 11), согласно которому подростки верят, что не получат ран, болезней или не забеременеют в результате своего поведения (Buis & Thompson, 1989).
 Итоги более чем двадцатилетних исследований подросткового поведения, связанного с риском, указывают на множественные причины подобных действий (рис. 12.1). Факторы, провоцирующие подобное поведение, можно разделить на пять областей: биология/генетика, социальная среда, воспринимаемое окружение, личность и текущее поведение. Эти области взаимодействуют друг с другом, заставляя подростков свершать поступки, связанные с риском, или вести рискованный стиль жизни в целом. Необходимо подчеркнуть, что свой вклад вносят как наследственные факторы, так и факторы окружения. Например, у ребенка с семейной историей алкоголизма или употребления наркотиков может быть предрасположенность к подобному поведению. Он постоянно сталкивается со скудостью окружения и девиантными ролевыми моделями, а в результате существует большая вероятность проявления им связанного с наркотиками поведения, чем ребенком, который не знаком по опыту ни с одной из этих областей.
 
 Рис. 12.1. Концептуальная структура поведения подростков, сопряженного с риском. Источник: Risk behavior in adolescence: A psychological framework for understanding and action (p. 27) by Richard Jessor, 1992, in Adolescents at risk: medical and social perspectives, edited by D. F. Rogers and E. Ginzberg.
 Перепечатана с разрешения Ричарда Джессора (Richard Jessor)
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 543
 Как родители могут предотвратить вовлечение детей в опасную деятельность? Многие семьи взаимодействуют со школами, поддерживают контакты с социальными работниками и учителями, если у их детей появляются подобные проблемы, и принимают меры для предотвращения употребления наркотиков и проявления прочего деструктивного поведения у себя дома. Некоторые родители переводят детей в более безопасное окружение, такое как частные школы, чтобы избежать воздействия негативного соседства или групп сверстников (Jessor, 1993). В целом, если у подростков развито самоуважение, чувство компетентности и ощущение принадлежности к стабильной семье и социальной системе, они реже вовлекаются в рискованное поведение (Jessor, 1993, Quadrel et al, 1993). Тем не менее не существует совершенно безопасного окружения, и нет детей, полностью неуязвимых перед деструктивными силами, повсеместно существующими в нашем обществе. В оставшейся части этого раздела мы рассмотрим некоторые из этих сил подробнее, начиная, возможно, с наиболее разрушительной из всех сил -наркотиков.
 Злоупотребление веществами, вызывающими зависимость1
 Повсеместно распространенным рискованным поведением в подростковом возрасте и ранней взрослости является употребление и, следовательно, злоупотребление алкоголем и другими веществами, вызывающими зависимость. В США даже медикаменты, использование которых законно для взрослых, не являются законными для большинства подростков. Из всех законных и незаконных веществ, вызывающих зависимость, которые широко распространены в этой стране, никотин (сигареты) и алкоголь (пиво, вино или крепкие спиртные напитки) имеют наивысший потенциал для злоупотреблений. Они легкодоступны и недороги, а многие взрослые выступают как модели для их употребления. Закрывая глаза на воздействие этих веществ и вопреки существующей пропаганде против их употребления, многие подростки воспринимают курение и употребление алкоголя как "безобидные" привычки, которые делают их похожими на взрослых. Марихуана, кокаин, амфетаминовые стимуляторы, героин и галлюциногены, такие как диэтил-амид лизергиновой кислоты (ЛСД), широко доступны в городах и на окраинах, а также в удаленных местностях. Из-за недостатка денег некоторые подростки (и младшие дети) прибегают также к вдыханию летучих химических веществ, таких как клеи и даже бензин.
 Как описано в главе 1, Национальный обзор состояния семей по проблеме злоупотребления препаратами (The National Hhousehold Survey on Drug Abuse - NHSDA), проводимый ежегодно Управлением служб помощи при злоупотреблении веществами и служб психического здоровья (The Substance Abuse and Mental Health Services Administration - SAMSHA), содержит оценку распространенности употребления и злоупотребления психоактивными веществами гражданами страны в возрасте от 12 лет. Хотя большинство экспертов согласны, что в обзоре представлены заниженные данные, однако с его помощью мы можем представить
 Drug (англ.) - "вещества, применяемые для лечения и профилактики болезней", а также "вещества, часто запрещенные и иногда вызывающие зависимость, которые создают изменения в восприятии и поведении и принимаются с этой целью" (Microsoft Encarta. Encyclopedia Deluxe. 2001). Кроме того, к drugs относятся алкоголь, никотин и наркотики. Поэтому перевести drug словом "наркотик" некорректно, так как в нашей терминологии термин "наркотик" имеет более узкое значение. - Примеч. перев.
 544 Часть III. Подростковый возраст
 
 1985 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 19
 Года
 Рис. 12.2. Незаконное употребление в настоящий период времени веществ, вызывающих зависимость, по возрастным группам, в 1985 и 1991-1999 годах. Употребление препаратов в настоящее время означает по меньшей мере однократное употребление в течение месяца, предшествовавшего интервью. Источник: SAMSHA, 1997,
 общую тенденцию употребления таких веществ в течение ряда лет, как показано на рис. 12.2. В дополнение к вызывающей тревогу информации о высоком проценте индивидов в возрасте от 12 до 17 лет и от 18 до 25 лет, употребляющих психоактивные вещества, обращает на себя внимание рост случаев незаконного применения препаратов, вызывающих зависимость, в этих возрастных группах в начале 1990-х годов. Этот прирост в дальнейшем стабилизировался в возрастной группе от 12 до 17 лет. Однако во второй половине 1990-х годов продолжался рост употребления веществ, вызывающих зависимость, молодыми людьми в возрасте от 18 до 25 лет. Таблица 12.3 содержит описание тенденций применения такого рода веществ в возрастной группе от 12 до 17 лет в зависимости от типа вещества.
 Таблица 12.3 Процент подростков в возрасте от 12 до 17 лет, сообщивших об употреблении в настоящее время алкоголя и других веществ, вызывающих зависимость,
 1985 и 1991-1999 годы
  1985 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 Алкоголь любого вида 41 27 21 24 22 21 19 20 19 19 Крепкие алкогольные напитки 8 7 6 7 3 3 3 3 3 4 Сигареты 29 21 18 19 19 20 18 20 18 16 Марихуана 10 5 5 5 6 8 7 9 8 7 Кокаин 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Любые запрещенные препараты 13 6 5 6 8 11 9 11 10 9 Употребление в настоящее время препаратов означает по меньшей мере однократный прием в течение месяца, предшествовавшего интервью. Источник: SAMSHA, 1997, 2000. Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 545
 
 Реклама сигарет во многом нацелена на тинэйджеров
 
 Табак
 Сигареты остаются для некоторых тинэйджеров манящим символом зрелости, несмотря на поражающее количество доказательств, что курение представляет собой серьезную угрозу здоровью и все более негативное отношение к этой вредной привычке у многих взрослых. Оно приводит к таким тяжелым последствиям, как увеличение частоты сердечных сокращений, сужение кровеносных сосудов, раздражение горла и занесение чужеродных веществ в чувствительные ткани легких, что снижает их жизненную емкость. Курение в течение ряда лет может вызвать сердечные приступы, эмфизему легких и другие респираторные заболевания. Даже умеренное курение сокращает жизнь человека в среднем на 7 лет (Eddy, 1991). Процент курящих табак подростков в США резко снизился в 1970-х и 1980-х годах, но затем он оставался относительно устойчивым. Примерно 16% подростков сообщили о "текущем" курении (по меньшей мере однократно в течение последнего месяца) в 1999 году. Тем не менее, начиная с 1970-х годов, о ежедневном курении сообщило больше девочек-подростков, чем мальчиков. Более половины курящих как среди девочек, так и среди мальчиков приобретают эту вредную при-
 
 Рис. 12.3. Употребление алкоголя и запрещенных веществ, вызывающих психическую зависимость, среди курящих и некурящих подростков в возрасте от 12 до 17 лет, 1996 год
 546 Часть III. Подростковый возраст
 вычку к 9 классу, порой вследствие давления сверстников. В течение нескольких лет сразу после старшей школы многие из тех, кто курил время от времени, начинают курить больше. Как и взрослые, многие продолжают это делать потому, что никотин является препаратом, вызывающим сильное привыкание.
 Неудивительно, что курение имеет высокую корреляцию с использованием подростками других препаратов, как это показано на рис. 12.3. Например, среди подростков, которые, согласно данным исследования, были отнесены к группе курящих в настоящее время, около 55%, по крайней мере время от времени, использовали также и алкоголь в сравнении с 10% среди некурящих, ч
 Алкоголь
 Алкоголь подавляет центральную нервную систему, оказывая воздействие, аналогичное воздействию снотворного или транквилизаторов. Если его употребляют в небольших количествах, психологическое воздействие состоит в снижении торможения и самоконтроля, преувеличенном ощущении благополучия и ускоренном ощущении хода времени. Многие используют алкоголь для снижения напряжения и облегчения социального взаимодействия, достигая желаемого эффекта, но лишь до определенного момента. Последующие дозы алкоголя приводят к искажению зрения, нарушают моторную координацию и делают речь неразборчивой; дальнейшее употребление алкоголя может вызвать потерю сознания и даже смерть. Эти последствия зависят не только от количества потребленного алкоголя, но также и от индивидуального уровня толерантности к нему. Привычное и длительное употребление алкоголя повышает толерантность, но в дальнейшем вызывает повреждения печени и головного мозга. Пол также является значимым фактором: у женщин алкоголь не выводится столь быстро, как у мужчин, поэтому меньшие его дозы, как правило, вызывают у них большую степень опьянения, однако это также зависит от индивидуального уровня толерантности.
 Как и для сигарет, мощным фактором применения алкоголя в подростковом возрасте является представление о том, что его употребление является символом взрослости и социальной зрелости. В 1999 году насчитывалось около 10,5 миллиона лиц, употребляющих в настоящее время спиртные напитки в возрасте от 12 до 20 лет (SAMSHA, 2000). К раннему подростковому возрасту более половины тинэйджеров в США уже принимали алкоголь; пропорция возрастает до 92% к окончанию старшей школы (Newcomb & Bentler, 1989). Хотя лишь один из двадцати учеников выпускных классов старшей школы сообщает о ежедневном приеме алкоголя, употребление его в значительных дозах по выходным дням распространено среди подростков. 35% учеников выпускных классов старшей школы сообщили, что выпивали пять или больше стаканов за один раз по меньшей мере однажды за последние 2 недели, а 32% признались, что большинство или все их друзья напиваются по меньшей мере раз в неделю. Молодые взрослые, которые могут выпивать на законном основании, склонны употреблять больше спиртных напитков, так как они могут регулярно приобретать их в барах и на встречах в обществе. Эти модели применения алкоголя остались относительно устойчивыми в последние годы; наблюдается лишь незначительное снижение уровня его потребления начиная с 1980-х годов.
 Особенности употребления алкоголя молодыми людьми зависят от возраста, этнической и религиозной принадлежности, места проживания и пола. Напри-
 Глава 12, Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 547
 мер, стереотип периодического приема значительных доз алкоголя ("кутёж") чаще всего наблюдается у людей в первые 7 лет после окончания школы (около 38%); у мужчин (49% против 28% у женщин); у молодежи, не обучающейся в колледжах, и скорее у тех, кто живет в городах, чем у проживающих в сельской местности {SAMSHA, 2000).
 Типичным подростком, злоупотребляющим алкоголем, является тинэйджер мужского пола с плохими оценками и семейным алкоголизмом. У него, как правило, есть друзья, которые тоже регулярно принимают алкоголь; кроме того, он может употреблять и другие вещества, вызывающие зависимость. У многих индивидов, склонных к алкоголизму, существуют серьезные психологические проблемы, такие как депрессия, недостаточное чувство идентичности, отсутствие целей или склонность к постоянному поиску новых ощущений и опыта. Кроме того, слабая самоэффективность и низкая личная компетентность являются прогностическими признаками возможного злоупотребления алкоголем подростками (Scheier & Botvin, 1998).
 Марихуана
 После алкоголя и никотина марихуана является в США самым широко распространенным веществом, вызывающим зависимость. Это запрещенное законом (кроме медицинских целей в некоторых штатах) вещество вызывает эйфорию средней степени, измененное чувство времени, а также физические и психологические симптомы у тех, кто регулярно его использует (Witters, Ventureli, 1988). Краткосрочные эффекты включают в себя ухудшение координации и восприятия, а также рост частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Возможны долгосрочные эффекты, аналогичные тем, что наблюдаются при курении сигарет; это вызвано тем, что марихуану курят без фильтра. Сигареты с марихуаной докуривают до конца в связи с высокой ценой вещества, что оказывает сильное негативное влияние на респираторную систему.
 Употребление марихуаны подростками и молодыми взрослыми резко возросло в 1970-х годах, затем снизилось, но снова начало расти в 1990-х годах: около 7% опрошенных от 12 до 17 лет сообщили в 1999 году, что в настоящее время употребляют марихуану (SAMSHA, 2000). Марихуана стала в последнее десятилетие XX века значительно более "эгалитарным" наркотиком, как это показано на рис. 12.4. Известно, что в 1980-х годах подростки, идентифицировавшие себя с белыми, намного чаще употребляли марихуану по сравнению с остальной молодежью. В настоящее время подростки, идентифицирующие себя как латиноамериканцы и чернокожие, употребляют марихуану фактически в той же степени.
 Кокаин
 Кокаин является экстрактом растения кока, и врачи относят его к стимуляторам ЦНС, хотя с юридической точки зрения он определяется как наркотик. Он вызывает сильную зависимость в любой форме - порошка, который втягивают носом или применяют в виде инъекций раствора, или "крэка", который обычно курят. Крэк создает наиболее сильную зависимость. Курильщики крэка испытывают максимальный "прилив" веселости; они также ощущают наиболее сильное желание, когда доза заканчивается. Весь диапазон физического и физиологического риска употребления кокаина полностью не изучен. Однако в настоящее время
 548 Часть III. Подростковый возраст
 
 Рис. 12.4. Употребление марихуаны в настоящее время в различных этнических группах в возрасте от 12 до 17 лет, 1985-1996 годы. Употребление препаратов в настоящее время означает по меньшей мере однократное употребление в течение месяца, предшествовавшего интервью. Источник: SAMSHA, 1997
 известно, что он включает в себя смерть от паралича, сердечного приступа или от нарушения дыхания (Kaku, 1991; Witters, Venturelli, 1988). Употребление кокаина вместе с другими психоактивными веществами, такими как алкоголь и героин, несомненно, повышает степень этого риска.
 Так как стоимость кокаина очень высока, его использование никогда не было распространено среди подростков; чаще его употребляют молодые взрослые, которые могут себе это позволить. Однако в большей степени кокаин во всех возрастных группах связывают с проституцией. Фактически применение крэка часто влечет за собой заражение ВИЧ/СПИДом, так как некоторые молодые люди, употребляющие его, втягиваются в проституцию, чтобы финансово поддержать свою привычку; кроме того, в местах употребления крэка стал привычным групповой секс без презервативов.
 Как показано в табл. 12.3, употребление кокаина младшими подростками всегда было незначительным и устойчиво составляло около 1% в 1990-х годах. Это согласуется с наблюдениями, что отношение подростков к употреблению кокаина в 1990-х годах подверглось резкому изменению: 97% не одобряли регулярное использование этого наркотика (Newcomb, Bentler, 1989).
 Героин
 Героин является депрессантом для центральной нервной системы, смягчающим боль, создающим сильное чувство эйфории и вследствие этого вызывающим стойкое привыкание. Для усиления эффекта его обычно вводят с помощью инъекций, хотя также возможно вдыхание через нос или курение. Как и в случае с кокаином, употребление героина подростками относительно невелико; тем не менее отмечается устойчивый рост его применения в 1990-х годах учащимися выпускных классов старшей школы (University of Michigan, 2000). Среди подростков в возр ic-те от 12 до 17 лет употребление героина возросло с 1994 по 1998 год, однако оно снизилось в 1999 году (SAMSHA, 2000).
 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 549
 Другие психоактивные вещества
 Согласно исследованию Университета Мичигана "Контроль будущего" {the University of Michigan's monitoring the future, 2000), ежегодному обследованию школьников последних классов старшей школы, употребление галлюциногенов (включая ЛСД) постоянно росло в 1990-х годах. Однако начиная с 1997 года рост случаев их применения прекратился. Употребление подростками химически усовершенствованных наркотиков, таких как экстази ("X") и других производных амфетаминов, также нарастало, с резким повышением в 2000 г. Применение подростками летучих психоактивных веществ выросло в начале 1990-х годов, но в последние годы пошло на убыль.
 Делинквентность
 Поведение, сопряженное с риском, иногда принимает формы противозаконных действий, которые часто - но не всегда - связаны с употреблением наркотиков. Правонарушения по своей значимости варьируют от магазинных краж и вандализма до разбойных нападений, изнасилований и убийств. Лиц моложе 16 или 18 лет, совершающих преступные действия, называют делинквентами; максимальный возраст указанного диапазона различается от штата к штату в зависимости от характера правонарушения.
 В некоторые моменты своей жизни большинство детей вовлекаются в отдельные формы делинквентного поведения. Очень распространены кражи в магазинах, так же как и умеренные акты вандализма - разрушение или осквернение собственности. Сочтут ли кого-либо делинквентом, зависит в основном от частоты, с которой он совершает правонарушения, и, конечно, от того, был ли он арестован.
 По статистике, наиболее высокий процент делинквентности наблюдается в бедных городских районах, хотя это отчасти может зависеть от тенденции полиции совершать больше арестов в таких районах. Делинквентность также чаще наблюдается среди тех этнических групп, которые сравнительно недавно были ассимилированы в городскую жизнь - из другой культуры или из сельской местности, особенно если они формируют шайки. Молодые мужчины из неполных семей,
 
 Контрольные вопросы к теме
 "Трудности подросткового возраста"
 • Рано или поздно большинство подростков втягивается в деструктивное, связанное риском, поведение.
 • Генетика - основная причина рискованного поведения подростков.
 • Курящие подростки намного чаще, чем некурящие, употребляют также другие вещества и наркотики.
 • Подростки из групп этнических меньшинств намного чаще, чем белые, употребляют марихуану.
 • Доминирующая точка зрения состоит в том, что социологические и психологические факторы взаимодействуют между собой, обусловливая делинквентность подростков.
 Вопрос для размышления
 Почему употребление подростками наркотиков часто связано с делинквентностью?
 
 550 Часть III. Подростковый возраст
 
 возглавляемых матерью, чаще вовлекаются в делинквентное поведение, независимо от социально-экономического статуса семьи. Это вызвано не просто отсутствием модели мужского поведения; мальчики-подростки в семьях с отчимом попадают в проблемы с той же вероятностью, как и те, кто проживает только с матерью (Steinberg, 1987).
 Социологи и психологи различным образом объясняют делинквентное поведение. Социологическая статистика и теории связывают делинквентность с факторами социального окружения молодежи, но они не обращаются к психологическим факторам. Психологические теории отстаивают ту точку зрения, что факторы окружающей среды сами по себе не могут объяснить, почему подростки совершают правонарушения. Люди совершают преступления не потомугчто они бедные или проживают в городе. Они могут быть правонарушителями из-за неумения или нежелания приспособиться к обществу, неспособности развить адекватный самоконтроль либо найти выход для гнева или фрустрации. Некоторые подростки также совершают правонарушения в основном потому, что они входят в делин-квентную группу сверстников (Vitaro, Tremblay, Kerr, Pagani & Bukowski, 1997).

<< Пред.           стр. 18 (из 37)           След. >>

Список литературы по разделу