<< Пред.           стр. 17 (из 37)           След. >>

Список литературы по разделу

 . Многие разведенные люди вступают в повторный брак и формируют восстановленные (смешанные) семьи; дети могут реагировать на присутствие отчима или мачехи как позитивно, так и негативно.
 Отношения со сверстниками и социальная компетентность
 • Понимание детьми дружеских отношений проходит в период среднего детства ряд отдельных стадий, хотя исследователи имеют разные точки зрения в отношении оснований этих стадий.
 • Детские дружеские отношения могут иметь множество позитивных эффектов; дружеские отношения в период среднего детства, как правило, принимают форму обладания "лучшими друзьями"; позже появляются групповые дружеские отношения.
 • Почти все дети имеют односторонние дружеские отношения; взаимность присутствует далеко не во всех этих отношениях.
 • Группы сверстников управляются групповыми нормами; в группах сверстников некоторые дети являются лидерами, а некоторые - ведомыми.
 • Природа групп сверстников в течение среднего детства претерпевает ряд изменений; повышается важность конформности, и группы становятся более формальными.
 • В группах сверстников есть популярные и непопулярные дети; популярность и статус в группе сверстников определяются многочисленными характеристиками ребенка и его поведения.
 • Существование "своих" и "чужих" закладывает основу для предубеждений и дискриминации.
 • В раннем детстве развивается осознание этнической принадлежности еще до того, как ребенок осознает или понимает, что она может явиться причиной предрассудков и предубеждений.
 • Тогда как давление группы сверстников, принуждающее соблюдать групповые нормы, в течение среднего детства повышается, дружеские отношения между представителями разных этнических групп обычно прекращаются и чаще всего начинается рост предубеждений.
 Часть III
 Подростковый возраст
 ГЛАВА 11
 ФИЗИЧЕСКОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
 Предварительный обзор
 Знаете ли вы?
 • Что во многих культурах есть строго определенные обряды перехода из подросткового возраста во взрослость?
 • Как подростки в США занимают свою нишу развития и к каким последствиям это приводит?
 • Как влияют гормоны на биологические изменения, сопровождающие вступление в подростковый возраст и пубертат, и какие железы их синтезируют?
 • Каковы различия временных этапов подросткового созревания у мальчиков и девочек?
 • Что является признаками достижения пубертата у мужчин и женщин?
 • Что подростки часто беспокоятся о своем образе Я и в особенности относительно образа своего тела?
 • Симптомы и предполагаемые причины нервной анорексии и булимии?
 • В чем различия влияния раннего и позднего созревания на девочек и мальчиков?
 • Историю сексуальной революции в США, каково положение дел в настоящее время и какую роль сыграло распространение болезней, передаваемых половым путем?
 • Какие факторы влияют на сексуальную активность тинэиджеров?
 • Насколько часто взрослые в США сообщают о случаях сексуального насилия над ними в детском или подростковом возрасте, описывают, как оно происходило и в чем проявляются его долгосрочные последствия?
 • Насколько распространены случаи беременности среди тинэиджеров в США и других странах и почему в США они случаются чаще?
 • Что представляет собой мышление на уровне формальных операций Пиаже и какие новые когнитивные способности при этом появляются?
 • Как в подростковый период возрастает умение обрабатывать информацию?
 • Какие изменения происходят в области мышления в подростковый период?
 • Что у подростков нередко наблюдается временный возврат к эгоцентризму?
 • Каким образом воображаемая аудитория и персональный миф часто влияют на поведение подростков?
 • Как происходит развитие морали у детей в подростковом периоде?
 Это главные темы главы.
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 493
 В Соединенных Штатах и других промышленно развитых странах подростковый период нередко длится в течение 10 или более лет. Часто трудно определить, когда именно он начинается и когда завершается. Обычно дети начинают вести себя как подростки еще до того, как они изменятся в физическом отношении. Каким образом можно определить, когда именно подросток действительно стал взрослым? Возможно, лучше использовать такой признак взрослости, как эмоциональная зрелость, чем более явные критерии, такие как завершение образования, самостоятельное материальное обеспечение, вступление в брак или рождение детей (Baldwin, 1986). Однако эмоциональную зрелость определить также нелегко.
 Несмотря на различие взглядов относительно границ подросткового возраста, существует полное согласие в том, что длительный переходный период из детства во взрослость является феноменом наших дней, существующим преимущественно в развитых странах. Как обсуждалось в главе 1, в прошлом, в предшествующие исторические эпохи, подростковый период был значительно короче. Это отчасти верно для некоторых развивающихся стран и сегодня, где молодежь проходит в пубертате через символическую церемонию, смену имени или физическое состязание. Такие переходные ритуалы называются обрядами перехода. За ними может следовать обучение в течение года или двух, и к возрасту 16 или 17 лет молодежь достигает полной и безоговорочной взрослости. Такое относительно быстрое превращение становится возможным потому, что в недостаточно промышленно развитых странах необходимые для жизни навыки можно получить без длительного обучения. Однако в любом обществе существует необходимость в некотором переходном периоде; никто не может потребовать, чтобы ребенок стал взрослым за одну ночь, и у каждого народа есть свои критерии наступления взрослости. Переход во взрослость является универсальной вехой.
 Подростковый период в наше время
 Понять подростков, особенности данного возрастного периода нам поможет знание о той особой нише развития, в которой они сегодня живут. Для них характерна возрастная сегрегация: американские подростки вступают во взаимодействие в основном со сверстниками и значительно меньше с младшими детьми или взрослыми. Это происходит в большей степени вследствие выбора ими такого поведения, в связи тем, что они хотят казаться старше и поэтому меньше общаются с младшими детьми, а также потому, что предпочитают постичь жизнь самостоятельно, без того принуждения, которое часто навязывается взрослыми.
 Возрастная сегрегация может иметь негативные последствия. Отгороженность от младших лишает подростков возможности руководить и обучать тех, кто знает меньше, чем они, за исключением того незначительного времени, которое уделяется ими заботе о сиблингах, либо когда они работают нянями, вожатыми в летних лагерях. В свою очередь, отделение от мира взрослых означает, что подростки упускают шанс научиться чему-то новому - возможность работать рядом со старшими, опытными людьми. В основном подростки отгорожены от серьезных проблем, постоянной трудовой деятельности, обычаев и законов общества, у них не воспитывается чувство ответственности, не считая ограниченного времени, когда они помогают родителям по дому или подрабатывают после школы.
 494 Часть III. Подростковый возраст
 Другой характеристикой подросткового возраста является длительная экономическая зависимость. В таком обществе, как Соединенные Штаты, молодые люди часто зависят от финансовой поддержки родителей во время продолжительного образования, необходимого для профессиональной деятельности, требующей технологически сложных навыков. Для тех, кто не получил достаточного образования, доступна лишь малоинтересная и низкооплачиваемая работа. Вуяюбом случае, подростки часто испытывают фрустрацию и обеспокоены поиском своего места в этом мире. Так или иначе, подростковый возраст в некотором отношении является временем ограниченных прав, возможностей и предписанных ролей. Другие авторы, например Эриксон (см. главу 12), придерживаются более позитивного взгляда, рассматривая данный возрастной период как время, позволяющее личности исследовать различные роли и экспериментировать с ними до того, как она примет на себя ответственность взрослого мира.
 На молодых людей оказывают влияние также события того времени, в котором они живут. Для каждой эпохи характерны свои войны, религиозные движения, экономические подъемы и спады. Особенно уязвимы к таким кризисам подростки. Положение в мире влияет на них намного сильнее, чем на младших детей. Молодежь сражается в войнах, участвует в восстаниях и вкладывает свою энергию в движения за социальные реформы. Подростки и их старшие товарищи, движимые идеалистическими устремлениями, поддерживают радикальные политические и религиозные движения. Во время экономических спадов они теряют работу и находят ее при экономическом подъеме. В наши дни на подростков влияют не только местные и региональные кризисы, но и кризисы в различных частях мира.
 В заключение следует сказать, что особое влияние на подростков оказывают средства массовой информации. Как мы неоднократно видели, теории развития человека подчеркивают важность эмоционально поддерживающей и отзывчивой окружающей среды. Индивидуумы в любом возрасте обучаются лучше, если они могут воздействовать на окружающую среду, воспринимать последствия своих действий и обладать определенной силой для их изменения. Однако невозможно изменить события, о которых сообщают телевидение и другие средства массовой информации. По всей вероятности, подростки, физические и умственные способности которых развиваются быстро, особенно уязвимы, являясь пассивными потребителями средств массовой информации. Трагедии и жестокость воспринимаются ими прозаично; возможно, у них развивается жажда к сверхсильной стиму-
 Контрольные вопросы к теме "Подростковый возраст в наше время"
 • В наше время подростки чаще занимают особую нишу развития.
 • Многие подростки в США испытывают продолжительную экономическую зависимость от своих родителей.
 • По контрасту с младшими детьми на подростков лишь незначительное влияние оказывают события и ролевые модели, наблюдаемые ими по телевидению.
 Вопрос для размышления
 В чем состоят доводы "за" и "против" возрастной сегрегации, характерной для подросткового возраста в индустриально развитых странах?
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 495
 ляции. Нередко они строят модели своего поведения на основе наблюдаемых ими повседневных или неординарных событий. Часто они попадают под влияние тиражируемых средствами массовой информации изображений угрожающих соци-ально-девиантных миров, особенно в стиле хип-хоп1 и тяжелого рока. Список потенциально вредных или, по меньшей мере, непродуктивных влияний может быть бесконечным.
 Физическое развитие и адаптация
 Физиологически подростковый возраст стоит в одном ряду с эмбриональным периодом и периодом младенчества как время чрезвычайно быстрых биологических изменений. Тем не менее подростки испытывают боль и радость, наблюдая за этим процессом; они видят, как их тело преображается, и ощущают сменяющие друг друга чувства очарования, восторга и ужаса. Удивленные, смущенные и растерянные, они постоянно сравнивают себя с другими и пересматривают образ своего Я. Представители обоих полов с тревогой следят за своим развитием, его своевременностью и правильностью, основывая свои суждения как на реальном знании, так и на ложной информации. Подростки сравнивают себя с принятыми в обществе нормами относительно своего пола; фактически стремление примирить различия между реальным и идеальным является ключевой проблемой подростков. То, как родители реагируют на физические изменения своих детей, может также оказывать серьезное влияние на адаптацию подростков.
 Физический рост и изменение
 Биологическими признаками подросткового периода являются заметное ускорение темпов роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, таких как волосяной покров на теле, увеличение мышечной и жировой массы тела, гениталий. Некоторые изменения одинаковы как для мальчиков, так и для девочек: увеличение размеров, рост силы и выносливости. Однако большинство изменений являются специфичными для каждого пола.
 Гормональные изменения. Физические изменения, возникающие при вступлении в подростковый возраст, контролируются гормонами, синтезируемыми эндокринными железами и постоянно поступающими в кровь. Гормоны, которые в конечном счете инициируют подростковые рост и изменения, в незначительном количестве представлены уже в эмбриональной стадии. Резкое увеличение их выработки происходит в возрасте около 10,5 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков, хотя, как правило, существуют значительные вариации. Затем наступает интенсивное подростковое развитие, период быстрого роста физических размеров и силы, сопровождаемый изменениями пропорций тела. Особенно у девочек интенсивное развитие является признаком входа в подростковый период; более заметные изменения связаны с пубертатом (половой зрелостью), следующим за интенсивным развитием примерно через год (рис. 11.1).
 Интенсивный рост обычно сопровождается неуклюжестью и неловкостью, когда дети учатся управлять своими "новыми" телами. В некоторой степени неук-
 Hip-hop- форма популярной культуры, которая впервые начала развиваться в США с 80-х годов XX века в районах, населенных афроамериканцами. - Примеч. перев.
 496 Часть III. Подростковый возраст
 
 Скачок роста
 Пенис
 Яички
 Лобковые волосы
 10 11 12 13 14 15 16 17
 Возраст (лет)
 Рис. 11.1. Темпы роста и полового развития в период пубертата. Пик линии, обозначенный как "скачок роста", представляет собой точку наиболее быстрого роста. Линии ниже отображают среднее время начала и завершения данных явлений пубертата
 люжесть вызвана тем, что интенсивный рост не всегда симметричен: одна нога может быть временно длиннее или рука больше, чем другая. Нетрудно представить, что интенсивный рост сопровождается жадным аппетитом, когда тело ищет питательные вещества, необходимые для таких стремительных преобразований. Другим изменением является рост в размерах и активности сальных желез кожи, в результате чего на лице подростка могут появиться угри. В этот период развивается новый вид потовых желез, вызывающий более сильный запах тела.
 Неуловимые изменения, предшествующие интенсивному росту, могут включать в себя увеличение жировой массы тела; некоторые дети предподросткового возраста начинают полнеть. Как у мужчин, так и у женщин жир откладывается в области груди; в дальнейшем у женщин он сохраняется, а у мужчин этот процесс носит временный характер. С началом интенсивного развития мальчики обычно теряют большую часть дополнительного жира, в то время как у девочек отмечается тенденция к его сохранению.
 У обоих полов проявляется значительное разнообразие в сроках гормональных изменений, связанных с началом подросткового периода. Как будет сказано ниже, существует "раннее" и "позднее" созревание, и его сроки могут оказывать заметное влияние на адаптацию. "Мужские" и "женские" гормоны имеют представители обоих полов. При этом у мужчин больше гормонов, называемых андро-генами, наиболее важным из которых является тестостерон, а у женщин - эстрогена и прогестерона (Tanner, 1978).
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 497
 Начало пубертата требует значительной адаптации к неожиданной ломке голоса, росту ног или неведомым ранее желаниям, чувствам
 Каждый из гормонов воздействует на определенный ряд центров или рецепторов. Например, выделение тестостерона способствует росту пениса, широте плеч, стимуляции роста волос в области гениталий и лица. В то же время эстроген вызывает рост матки и груди, а также увеличивает ширину бедер. Рецепторные клетки чувствительны к незначительным количествам соответствующих гормонов, хотя те и представлены в объеме, сравнимом всего лишь со щепоткой сахара, растворенной в плавательном бассейне (Tanner, 1978).
 Эндокринные железы создают тонкий и сложный баланс гормонов. За его поддержание отвечают две области мозга: гипоталамус и гипофиз. Гипоталамус является частью мозга, которая, помимо других функций, инициирует рост и формирование окончательной репродуктивной способности в ходе подросткового периода. Расположенный в нижней части мозга гипофиз является управляющей железой, вырабатывающей несколько видов гормонов. Они включают в себя гормоны роста, которые прежде всего контролируют рост тела, а также некоторые вторичные трофические1 гормоны. Трофические гормоны стимулируют и регулируют функции других желез, включая половые: яичники у женщин и яички у мужчин. У женщин половые железы вырабатывают эстрогены и регулируют овуляцию; у мужчин - андрогены, а также регулируют образование спермы. Гормоны, вырабатываемые гипофизом и половыми железами, оказывают как эмоциональное, так и физическое воздействие на подростков. Однако эмоциональное воздействие не столь глубоко, как полагают некоторые исследователи.
 Пубертат
 Как известно, пубертат указывает на наступление половой зрелости и способность иметь детей. У женщин его приближение отмечено первым менструальным периодом, или менархе, хотя вопреки общепринятому убеждению первая овуляция может случиться позднее, через год или более (Tanner, 1978). У мальчиков наступление пубертата связывают с первыми выделениями семени, содержащими жизнеспособные клетки.
 Ранее пубертат наступал позже, чем в наше время. В 1880-х годах, например, в отличие от наших дней, в среднем началом этого периода для девочек считался
 Трофический (мед.) - связанный с обменом веществ и питанием тканей. - Примеч. перев.
 
 498 Часть III. Подростковый возраст
 
 Являются ли подростки жертвами "бушующих гормонов"?
 В большинстве культур подростковый возраст - короткий или длительный - отмечен значительными изменениями в поведении и во внешнем виде. Исторически многие из йгих перемен описывали как негативные и относили их к действию биологических факторов, особенно гормонов. Подростков изображали как жертв своих "бушующих гормонов". Соответствует ли это представление реальности?
 С физиологической точки зрения гормоны воздействуют на мозг двумя способами. Во-первых, половые гормоны могут влиять на личность и поведение благодаря своему раннему воздействию на развитие мозга. Последствия этого воздействия необратимы, и потому на них не влияют изменения гормонального уровня в ходе пубертата. Во-вторых, гормоны могут активировать определенное поведение посредством своего влияния на нервную систему. Это влияние чаще всего является моментальным либо незначительно отсроченным. Физическая и половая зрелость возникает из взаимодействия гормонального уровня, показателей здоровья и генетических факторов развивающейся личности.
 Исследователи обнаружили низкий уровень зависимости гормонального уровня в подростковом возрасте и последующих особенностей поведения (Buchanan, Eccles & Becker, 1972):
 • угрюмость;
 • депрессия;
 • беспокойство и недостаток концентрации;
 • раздражительность;
 • импульсивность;
 • тревога;
 • агрессия и проблемы поведения.
 Следует признать, что не все подростки проявляют заметные перемены в своем поведении, хотя все они испытывают повышения и колебания уровня гормонов. Поэтому здесь, вероятно, оказывают влияние и другие факторы, такие как смена ролей, социальные или культурные ожидания, специфические ситуации дома или в школе, влияние средств массовой информации.
 Например, если в раннем и среднем детском возрасте в семье существуют трудности, то в подростковом периоде они могут усилиться. У подростков, живущих в дисфункциональных семьях, могут быть проблемы с неуместным сексуальным поведением, побегами, агрессией и употреблением веществ, вызывающих психическую зависимость. Напротив, если отношения в семье благоприятны, то в подростковом возрасте серьезных осложнений не возникает и родители продолжают оказывать позитивное влияние на своих детей (Buchanan et al., 1992).
 возраст 15,5 лет (Fish, 1988), и социальный переход из юности в зрелость следовал почти сразу после этого.
 Сексуальная зрелость у мужчин. У мужчин первым признаком пубертата является ускоренный рост яичек и мошонки. Примерно через год происходит ускорение роста пениса. В этот период начинают появляться лобковые волосы, правда, еще не вполне зрелые до той поры, пока не завершится развитие гениталий. В это время увеличивается также размер сердца и легких. В связи с наличием тестосте-
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 499
 Одной из причин, почему девочки чувствуют себя более зрелыми, чем мальчики, является то, что интенсивный рост у женщин в период пубертата начинается примерно на 2 года раньше, чем у мужчин
 рона у мальчиков создается больше красных кровяных клеток, чем у девочек. Экстенсивное производство красных кровяных клеток может быть одним из факторов типичного превосходства в силе и атлетических способностях мальчиков-подростков. Первое семяизвержение может произойти уже в 11 лет либо задержаться до 16 лет. Первая эякуляция у мальчиков обычно происходит в период интенсивного роста нередко как результат мастурбации или "влажных сновидений". Эти первые семяизвержения обычно не содержат способной к оплодотворению спермы (Money, 1980).
 Описания мальчиков подросткового возраста, как правило, включают в себя и характеристику ломающегося голоса. Подлинная трансформация голоса происходит на поздних этапах пубертатных изменений, а у многих юношей она появляется постепенно и не представляет собой некой вехи развития (Tanner, 1978).
 Сексуальная зрелость у женщин. У девочек "бутоны грудей" обычно являются первым сигналом начала изменений, ведущих к пубертату. Начинают развиваться также матка и влагалище, что сопровождается ростом половых губ и клитора.
 Менархе, представляющее собой наиболее драматичный и символический знак нового статуса девочки, в действительности появляется в этой последовательности поступательных изменений достаточно поздно, после завершения пика интенсивного роста. Оно может наступить уже в 9,5 года или лишь в 16,5; в Соединенных Штатах средним возрастом менархе у девочек является возраст около 12,5 лет. В других частях света менархе наступает значительно позже: в среднем, у девочек из бывшей Чехословакии первый период месячных наступал в 14 лет; у кикую в Кении средним возрастом является 16 лет, а для бинди в Новой Гвинее он равен 18 годам (Power, Hauser & Kilner, 1989). Менархе обычно происходит, когда девочка почти достигла своего взрослого роста и ее тело уже имеет определенные жировые накопления. Для девочек среднего роста менархе обычно наступает, когда их вес достигает примерно 100 фунтов1 (Frisch, 1988).
 
 Процесс протекания первых менструальных циклов у разных девочек имеет значительные отличия; циклы часто варьируют от одного месяца к другому.
 
 Примерно 45 кг. - Примеч. перев.
 500 Часть III. Подростковый возраст
 Во многих случаях в начале они бывают нерегулярными, зрелой овуляции не происходит (Tanner, 1978). Тем не менее совершенно неразумно считать, что такая девочка бесплодна. (Проблема подростковой беременности рассматривается в этой главе ниже.)
 Менструации сопровождаются менструальными коликами почти уполовины всех девочек-тинэйджеров (Wildholm, 1985). Предменструальное напряжение является обычным явлением и часто вызывает раздражительность, депрессию, плач, припухлость и чувствительность груди.
 В табл. 11.1 кратко изложены физические изменения, связанные с пубертатом у девочек и мальчиков.
 Таблица 11.1 Типичные физические изменения в подростковом возрасте
 Изменения у девочек Изменения у мальчиков Развитие груди Рост яичек и мошоночного мешочка Рост лобковых волос Рост лобковых волос Рост подмышечных волос Рост лицевых и подмышечных волос Рост тела Рост тела Менархе Рост пениса Рост выделений сальных и потовых желез Изменения голоса Первая эякуляция семени Рост выделений сальных и потовых желез Образ тела и адаптация
 Как отмечалось выше, подростки постоянно оценивают изменения в своих телах. Правильного ли они размера и формы? Развитая ли у них координация или они неуклюжие? Как они соотносятся с теми идеалами, которые пропагандируются в обществе?
 Подростки представляют собой группу, которую социологи называют маргинальной. Такая группа находится между разными культурами либо на периферии доминантной культуры, обычно проявляя сильную потребность в конформности. Подростки могут быть чрезвычайно нетерпимыми к отклонениям, будь то конституция тела (слишком толстый или слишком худой) или темп развития (позднее либо раннее созревание). Средства массовой информации вносят свой вклад в ту нетерпимость, рисуя стереотипные образы привлекательной общительной молодежи, которая благополучно проходит через подростковый период, не испытывая проблем с угрями, ортопедическими приспособлениями, неуклюжестью или весом. Так как многие подростки чрезвычайно чувствительны к своей внешности, расхождения между не вполне совершенными образами их Я и ослепительными идеалами, которые они видят в средствах массовой информации, создают ощутимую тревогу и сомнения в себе.
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 501
 Беспокойство относительно образа тела. В течение среднего подросткового возраста дети получают полное представление о понятиях формы, комплекции, существующих идеалах и составляют мнение о своем теле, пропорциях и умениях. В этом возрасте достоинства и недостатки своей внешности оцениваются слишком строго. Некоторые молодые люди подвергают себя суровой диете, в то время как другие озабочены суровыми физическими тренировками, способствующими улучшению формы и развитию силы тела (Lerner, Orlos & Knapp, 1976). Наибольшее значение для мальчиков имеют рост и мускулы. Девочки, напротив, беспокоятся о том, чтобы не быть слишком толстыми либо слишком худыми. Они сосредоточены на весе потому, что волнуются, как их воспримет общество. Поэтому многие нормальные, даже худощавые девочки считают, что у них избыточный вес. Когда беспокойство достигает предела, подобные тревоги могут привести к нарушениям питания, особенно нервной анорексии и булимии.
 Рост, вес и комплекция являются главными источниками беспокойства для школьников 10-х классов независимо от их пола. Большинство из них хотели бы изменить что-то в своем физическом облике. Данная самооценка теряет свою остроту в позднем подростковом возрасте. В одном из лонгитюдных исследований было выявлено, что удовлетворенность образом тела у девочек ниже всего в возрасте 13 лет, а у мальчиков в 15 лет, затем она устойчиво нарастает. Тем не менее в любом возрасте от 11 до 18 лет она ниже у девочек, чем у мальчиков (Rauste-von Wright, 1989). У девочек наличие позитивного образа тела прямо связано с тем, удовлетворены ли их матери своим образом тела (Usmani, Danilik, 1977).
 Существует несколько выраженных отличий в том, каким образом подростки разного пола хотели бы изменить свои тела. Девочкам хочется определенных изменений: "Я бы переместила свои уши немного назад" или "Я бы сделала свой подбородок пониже". Мальчики меньше уделяют внимания деталям. Мальчик мог бы сказать: "Я бы хотел быть симпатичным и не толстым. Я поменял бы все в своем облике, чтобы стать красивым и иметь хорошее телосложение". Тем не менее представители того и другого пола беспокоятся о своей коже: почти половина высказываний подростков о теле относится к прыщам и угрям.
 Раннее и позднее созревание. Влияние на подростков процесса и сроков созревания притягивает внимание исследователей почти в той же мере, как и самих
 
 Применительно к своему образу тела мальчики больше склонны заниматься физическими упражнениями для увеличения силы, а девочки -упражнениями, помогающими контролировать вес
 
 502 Часть III. Подростковый возраст
 Нервная анорексия и булимия
 Жертвы расстройства, известного под названием нервной анорексии, могут буквально довести себя до смерти. Преследуемые мыслями о еде и недостижимом образе "совершенной" стройности, они отказываются от приема пищи и могут также прибегать к таким мерам, как промывание желудка и злоупотребление слабительными. Хотя им кажется,)что это делает их более привлекательными, на самом деле они превращаются в истощенных и физически больных людей. В Соединенных Штатах в наше время более 100 тысяч людей страдает от анорексии (в 10 раз больше, чем 20 лет назад); от 10 тысяч до 15 тысяч умирает из-за медицинских проблем, связанных с этим расстройством.
 Большинство больных анорексией - это женщины в возрасте до 25 лет. Хотя у этого расстройства нет одной известной причины его возникновения, многие больные анорексией становятся, как правило, жертвами пропаганды западной культурой стройности и ее влияния на женскую привлекательность (Nagel, Jones, 1992). Постоянно слыша, что стройность прекрасна, а полнота отвратительна, девочки начинают опасаться, что формы и дополнительный вес, появляющиеся в подростковом возрасте, сделают их непривлекательными и нежеланными. Давление семьи, поддерживающей такое мнение о стройности или привлекательности, может ухудшить ситуацию. Отец, поддразнивающий дочку тем, что она набрала несколько лишних фунтов, может усугубить ее негативную Я-концепцию и способствовать возникновению данного расстройства.
 В настоящее время не найдено лекарств и нет общепринятого метода лечения нервной анорексии. Некоторые терапевты применяют бихевиоральныи подход, подкрепляя своих пациентов похвалами и одобрением, когда они питаются. Другие пытаются анализировать проблемы детства, которые, как полагают, могли бы вызвать данное заболевание. Третьи сосредоточены на чувствах и установках пациента по отношению к пище, еде и образу тела. Тем не менее, независимо от теоретической ориентации терапевта, больному может потребоваться госпитализация с внутривенным питанием для того, чтобы возместить угрожающую жизни потерю веса, вызванную анорексией. Целью всех видов терапии анорексии является помощь пациентам в том, чтобы научиться отделять свои переживания по поводу пищи от переживаний по поводу самих себя и развить чувство собственной ценности и автономии.
 Булимия имеет некоторые общие черты с анорексией, но ее классифицируют как отдельное расстройство в DSM-4. Главное отличие состоит в том, что больные булимией обычно не теряют, а, напротив, часто имеют некоторый избыточный вес. Хотя они испытывают сильные переживания по поводу веса так же, как и больные анорексией, у людей, страдающих от булимии, возникает периодически сильная и неконтролируемая тяга к еде, особенно к сладостям и соленым закускам. Страдающие от булимии во время "кутежей" потребляют огромное количество углеводов за очень короткое время, обычно за час или два. Затем они переживают чувство подавленности и отсутствие контроля над собой. Чтобы компенсировать это, они вызывают рвоту или принимают слабительное.
 Как и среди больных анорексией, большинство людей, страдающих от булимии, составляют женщины. Булимия обычно беспокоит людей в позднем подростковом возрасте (напротив, анорексия возникает у многих в раннем или среднем подростковом возрасте). Некоторые исследователи придерживаются мнения, что около 20% женщин в возрасте 17-23 лет страдают от булимического поведения при питании (Muuss, 1986).
 Хотя булимия и не влечет за собой смертельных последствий, она, несомненно, является саморазрушительной болезнью и требует лечения. У больных булимией развиваются желудочно-кишечные заболевания, образование язв в гортани и во рту, кариес, вызываемые
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 503
 частым проходом желудочных кислот при избавлении от содержимого желудка. К счастью, больные булимией лучше реагируют на лечение, чем больные анорексией. В лечении этого расстройства часто полезны антидепрессанты, в том числе и для пациентов, не обнаруживающих признаков депрессии, что указывает на возможный вклад в развитие болезни биохимических нарушений (Walsh, 1988).
 мальчиков и девочек. Хотя многие тинэйджеры достаточно позитивно относятся к своей скорости созревания (Pelletz, 1995), отклонение по срокам может создать проблему. Это особенно верно для поздно созревающих мальчиков. Так как девочки достигают зрелости в среднем на 2 года раньше мальчиков, такой поздно созревающий ребенок входит в период интенсивного роста и достижения пубертата позже всех. Таким образом, у него меньше рост и мускулатура слабее, чем у его сверстников. Ему трудно догнать их в большинстве спортивных соревнований и во многих социальных ситуациях. Другие дети и взрослые часто относятся к подростку с запоздалым взрослением как к маленькому, такой ребенок имеет более низкий социальный статус среди сверстников, воспринимается старшими как менее умелый (Brackbill, Nevill, 1981).
 Иногда подобное самовосприятие становится самоосуществляющимся пророчеством, и мальчик реагирует в ответ на такое отношение детской зависимостью и незрелым поведением. В других случаях он может выказывать гиперкомпенсацию посредством чрезвычайно агрессивного поведения. Напротив, рано созревающие мальчики чаще достигают социальных и спортивных успехов среди сверстников, получают удовольствие от позитивного самореализующегося пророчества. Рано созревающие мальчики, начиная со среднего детского возраста, могут становиться лидерами в своих группах сверстников (Weisfeld, Billings, 1988).
 Для девочек раннее созревание нельзя считать однозначно положительным фактором. Их более позднее созревание может быть благоприятно в том, что оно происходит примерно в то же время, что и у сверстников-мальчиков. Поэтому положение девочки лучше в том отношении, что ей легче найти общее в интересах и предпочтениях с окружающими ее ребятами. Она может быть более популярна у сверстников, чем рано созревающие девочки. С другой стороны, рано созревающие девочки выше ростом, более развиты, чем все их сверстники обоего пола. Одним из последствий этого является то, что у них меньше возможностей обсудить свои физические и эмоциональные изменения с друзьями. Другая проблема состоит в том, что они значительно чаще испытывают психологические страдания в процессе взросления (Ge, Conger & Elder, 1996) и сверстники чаще дразнят их. Кроме того, старшие мальчики могут воспринимать их как "доступных". Но в этом есть и свое преимущество. После завершения трудного адаптационного периода рано созревающие девочки нередко чувствуют себя более привлекательными, предпочитаемыми старшими мальчиками, им чаще назначают свидания в сравнении с их сверстницами (Blyth, Bulcroft & Simmons, 1981).
 Реакции девочек на менархе. Менархе - это исключительное событие в жизни, веха на пути к физической зрелости. Оно наступает без предупреждения, и его пришествие возвещается выделением крови из влагалища. В некоторых странах мира это имеет большое религиозное, культурное или экономическое значение и может повлечь за собой ритуалы и церемонии. Не являясь драматическим собы-
 504 Часть III. Подростковый возраст
 Контрольные вопросы к теме
 "Физическое развитие и адаптация"
 • Рост жирового запаса тела обычно предшествует периоду интенсивного роста как у девочек, так и у мальчиков.
 • У мальчиков и девочек переход в пубертат запускается одними и теми же гормонами.
 • Наступление менархе означает начало способности к воспроизведению потомства у девочек.
 • Семяизвержение жизнеспособной спермы обозначает начало периода способности к воспроизведению потомства у мальчиков.
 • В целом раннее созревание как у мальчиков, так и у девочек дает им преимущество над ровесниками, созревающими позже.
 Вопрос для размышления
 В чем последствия повышенного беспокойства относительно образа тела, которое проявляет большинство подростков?
 тием в США, менархе, однако, считается важным этапом для девочек и их родителей (Greif, Ulman, 1982).
 Исследования девочек в подростковом возрасте подтверждают значимость наступления менархе. Как травматическое событие описывают менархе лишь те из них, чьи родители не провели необходимую подготовку, либо пережившие его очень рано. Некоторые девочки, получившие информацию о менархе от мужчин, отреагировали на этот опыт достаточно болезненно. Однако основная их часть получила от матерей или от других родственников женского пола достаточно полную информацию. Эти девочки сообщили о позитивной реакции на менархе, ощущении, что теперь они уже не дети (Ruble, Broocks-Gunn, 1982).
 Сексуальные установки и поведение
 В периоде среднего и позднего детства дети в основном вливаются в группы того же пола. Тем не менее биологические изменения, переживаемые подростками в пубертате, обычно сопровождаются интересом к представителям противоположного пола и потребностью интегрировать свою сексуальность с другими аспектами личности. Поэтому в подростковом периоде молодежь начинает формировать отношения, в которых основную роль играет пол. В некоторых случаях их привлекают представители того же пола (глава 13) и они могут ощущать очевидное отличие от большинства сверстников. Кроме того, на переживания подростков по поводу своего тела влияет их личная история физических контактов: история заботы или злоупотреблений, а также отношение уважения, внимания либо манипуляции, которые возникают в ходе этого опыта.
 Сексуальная "революция"
 Исторические перемены в отношениях общества можно отчетливо видеть в том, как оно реагирует на сексуальность. В целом подростки оценивают себя исходя из норм того времени и места, в которых они живут. В соответствии с этим меняется и их сексуальное поведение.
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 505
 До середины 1960-х годов большая часть молодежи воспринимала добрачный секс как аморальное поведение, хотя давление сверстников часто вынуждало старших подростков мужского пола приобретать сексуальный опыт до брака. Напротив, девочки должны были сохранять целомудрие до брака. Но к концу 1960-х и в начале 1970-х годов отношение к сексуальности значительно изменилось, отчасти вследствие создания и широкого распространения противозачаточных пилюль, отчасти благодаря движению "свободной любви", которое сопровождало протесты против войны во Вьетнаме и в целом против правительства и существующего порядка. В исследовании сексуальных установок подростков в течение этого периода (Sorensen, 1973) было обнаружено, что большинство из них не думали о добрачном сексе как о чем-то изначально правильном либо ошибочном, а оценивали его на основе взаимоотношений участников. Основная их часть отвергала двойные стандарты, дававшие сексуальную свободу мальчикам, но не девочкам. Почти 70% подростков согласились с тем, что людям не обязательно жениться, чтобы заниматься сексом или жить вместе. Примерно 50% из них одобряли ориентацию на представителей своего пола или на сексуальные действия с ними. В то же время 80% утверждали, что они никогда не занимались сексом с представителями своего пола и никогда не захотели бы этого. В общем, их установки совершенно отличались от установок их более консервативных родителей.
 В конце 1970-х годов сексуальная "революция" получила широкое распространение. В 1979 году Катерина Чилман сделала обзор многочисленных исследований и сообщила о растущей тенденции к сексуальной либерализации, отражающейся как в росте сексуальной активности среди подростков, так и в изменении сексуальных установок. Общество в целом, не только молодежь, стало терпимее к широкому ряду различных видов сексуального поведения, включая мастурбацию, сексуальные контакты с представителями своего пола и секс между людьми, не состоящими в браке (Dreyer, 1982). В другой работе (Hass, 1979) 83% опрошенных мальчиков и 54% девочек одобряли добрачные сексуальные контакты; а 56% мальчиков и 44% девочек сообщили, что уже вступили в половые отношения.
 Наблюдаются относительно небольшие различия между ответами мальчиков и девочек, что согласуется с продолжающимся снижением двойных стандартов. Сексуальная революция оказала влияние на поведение девочек значительно больше, чем на поведение мальчиков. Так, в 1940-х, 1950-х и 1960-х годах от одной до двух третей мальчиков-тинэйджеров сообщали, что уже утратили девственность. Эти данные статистически сравнимы с теми, что были получены в 1970-х годах. Напротив, доля 16-летних девочек, сообщавших о потере девственности, выросла с 7% в 1940-х годах до 33% в 1971 году и до 44% в 1982 (Brooks, Furstenberg, 1989).
 Сексуальная революция сопровождалась рядом проблем. Например, большое число подростков вступало в половые сношения без использования противозачаточных средств. В результате в период с 1940 по 1975 год утроился процент случаев беременности среди тинэйджеров. Другой проблемой стало распространение заболеваний, передающихся половым путем с темпом эпидемии, - сначала сифилиса, гонореи и генитального герпеса, а позже ВИЧ/СПИД (см. главу 13). Хотя СПИД редко встречается у подростков (потому что на появление симптомов и выявление этого заболевания часто уходят годы), у тинэйджеров отмечается высокий процент других венерических заболеваний. В Соединенных Штатах,
 506 Часть III. Подростковый возраст
 например, венерическое заболевание имеется у одного из семи тинэйджеров (Quadrel, Fishoff & Davis, 1993). Кроме того, несмотря на то что в настоящее время СПИД выявлен у небольшого числа подростков, у них всё чаще обнаруживается позитивная реакция на ВИЧ. Полагают, что многие из почти 30 тысяч молодых взрослых в возрасте от 20 до 29 лет, получивших диагноз СПИД в 1996 году, возможно, были инфицированы вирусом в подростковом возрасте (U. S. Census Bureau, 1997).
 Сексуальная революция пошла на убыль в 1980-х годах. Молодежь стала более серьезно относиться к своим сексуальным контактам, и моногамия, или, по меньшей мере, "серийная" моногамия, снова вошла в моду. В 1980-х годах, когда подростков спрашивали, что они думают о сексуальных установках 60-х и 70-х годов, многие отвечали, что считают их неразумными. Студенты колледжей также чаще оценивали сексуальный промискуитет как нежелательное явление (Leo, 1984; Robinson & Jedlica, 1982).
 В конце 1980-х годов наблюдалось дальнейшее развитие тенденции к более консервативному отношению к вопросам секса (Murstein, Chaplin, Heard & Vyse, 1989). Хотя молодежь все еще считает секс важной частью любовных отношений, в целом она не одобряет случайные связи (Alber, Sedlacek, 1989). Установки к сексуальным контактам с представителями своего пола или соответствующей ориентации также чаще бывают отрицательными (Williams, Jacoby, 1989). Этот рост "гомофобии" (страха или неприязни к людям, имеющим сексуальные отношения с людьми своего пола или ориентацию на них) отчасти приписывают страху перед болезнями, передающимися половым путем, особенно ВИЧ/СПИД. Однако эта болезнь, распространенная во всем мире, теперь нередко передается и через гетеросексуальные контакты.
 Мастурбация
 В подростковом периоде девочки проводят больше времени, фантазируя о любовных историях, что способствует разрядке их сексуальных импульсов; мальчики чаще мастурбируют. Однако и мастурбация, и фантазирование распространены у обоих полов. Согласно одному из ранних исследований, мастурбируют около половины девочек-подростков и примерно три четверти мальчиков (Hass, 1979); этот процент может быть выше в наши дни. Об удовольствии от фантазий, сопровождающих мастурбацию, говорят чаще мужчины - представители среднего класса, в то время как вина за "немужественную" мастурбацию была причиной большего беспокойства среди мужчин из среды рабочих. Тем не менее эти различия постепенно нивелируются (Dreyer, 1982), равно как и различия в отношениях мужчин и женщин к мастурбации.
 Тендерные различия в выражении сексуальности
 Классовые различия в сексуальном поведении традиционно были менее значимы среди женщин, отчасти вследствие той ограниченной роли, которая была доступна для них в прошлом. Открытая сексуальность девочек не поощрялась; напротив, они рано получали уроки того, как стать желанными для мужчин через утонченное поведение, как оценить подходящих партнеров и как "терпеть" до свадьбы. Затем свидания и ухаживания создавали условия для того, чтобы представители обоих полов узнавали друг от друга о желаниях и ожиданиях. Прежде в Соеди-
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 507
 ненных Штатах женственность означала пассивность, заботливость и способность приноравливаться. Девочки должны были быть достаточно гибкими, чтобы приспособиться к системе ценностей потенциальных супругов. Теперь их поощряют приобретать навыки, позволяющие им поддерживать самих себя, независимо от будущих планов на брак, а средства массовой информации пропагандируют проявление сексуальности представителями обоих полов.
 Для каждого пола выражение сексуальности всегда зависит от преобладающих в данном обществе норм. В некоторых обществах о сексуальности говорят исключительно в связи с деторождением. Другой крайностью является представление о сексуальных ограничениях как о глупости и преступлении против природы.
 Факторы, влияющие на ранние сексуальные отношения
 Хотя отношение общества к сексуальному поведению стало снова более консервативным, по крайней мере в Соединенных Штатах, тинэйджеры продолжают быть сексуально активными. Однако по-прежнему фиксируется разница возраста первых сексуальных контактов в зависимости от пола; он зависит также от этнической группы. В 1990-х годах Центр по контролю и профилактике заболеваний (the Center for disease control and prevention) сообщил о результатах национального обследования школьников старших классов. Среди людей, определивших себя как белые, более 60% мальчиков и почти 60% девочек имели половые сношения к возрасту 18 лет. Сексуальная активность начиналась в более раннем возрасте у представителей обоих полов, отождествляющих себя с чернокожими, а также у мужчин (но не у женщин), которые относят себя к латиноамериканцам1 (Michael, Cagnon, Laumann & Kolata, 1994) (рис. 11.2)
 На сексуальное поведение подростков влияют различные факторы, такие как образование, характер, семейные взаимоотношения и биологическая зрелость. Теперь рассмотрим эти факторы подробнее.
 Образование. Здесь прослеживается связь с сексуальным поведением отчасти в связи с тем, что люди с высшим образованием чаще принадлежат к среднему слою общества и, как правило, оказываются консервативнее в своих взглядах на секс. Это особенно верно для подростков, подчеркивающих цели карьеры, интеллектуальных занятий и образования. Другим фактором является взаимосвязь между сексуальным поведением и учебными успехами в старших классах: хорошие учащиеся менее склонны рано вступать в сексуальные отношения (Miller, Snees-by, 1988). Возможно, подростки, терпящие неудачи в учебе, обращаются к сексу (и наркотикам, которые снижают сексуальное сдерживание) как к альтернативному средству удовлетворения. В прошлом это относилось скорее к девочкам, чем к мальчикам, потому что у них было меньше возможностей достичь успеха, например в спорте. Сегодня, когда подчеркиваются возможности женщин участвовать во всех сферах жизни общества, включая спортивные соревнования, данная ситуация может измениться.
 В наши дни образование также помогает большинству тинэйджеров узнать о сексе; раньше они обычно узнавали об этом от родителей или своих сверстников. То, что дети узнают о сексе в школе, в большой степени зависит от особенностей
 Hispanic (англ.) - точнее, к hispanic Americans следует относить лиц, родившихся в США и имеющих как латиноамериканское, так и испанское происхождение. - Примеч. перев.
 508 Часть III. Подростковый возраст
 
 Рис. 11.2. Возраст и первое половое сношение Источник: Michael, Gagnon, Laumann, and Kolata, 1994
 культуры, в которой они живут. Сегодня, однако, для большинства обществ, обеспечивающих передовое обучение, образование в области сексуальной грамотности стало обычной частью школьного плана занятий.
 Психологические факторы. До некоторой степени психологические факторы, связанные с ранним сексуальным опытом, отличаются у мужчин и женщин. У подростков мужского пола, обладающих сексуальным опытом, есть тенденция к относительно высокой самооценке, в то время как девочка-подросток, имеющая такой опыт, чаще склонна к низкой самооценке. Тем не менее обнаружено, что ранняя сексуальная активность у обоих полов связана с другими проблемами поведения, такими как употребление наркотиков и делинквентное поведение (Donovan, lessor & Costa, 1988).
 Семейные взаимоотношения. В ряде исследований обнаружено, что взаимодействия родитель-ребенок влияют на сексуальное поведение подростка. Как чрезмерные запреты, так и принуждение со стороны родителей провоцируют раннюю сексуальную активность в подростковом возрасте; умеренные запреты чаще действуют наилучшим образом для этой возрастной группой (Miller, McCoy, Olson & Wallace , 1986). Другим значимым фактором является общение между родителями и детьми: сексуально активные подростки часто сообщали о недостаточном общении с родителями. Напротив, обнаружено, что "качественное" общение родителей с детьми коррелирует с сексуальным воздержанием у подростков (Miller, Norton, Fan & Christopherson, 1998). Тем не менее хорошие взаимоотношения с родителями не являются гарантией отказа молодежи от экспериментирования с сексом (Chilman, 1979).
 Биологические факторы. Биологические факторы, влияющие на раннее сексуальное поведение, составляют важную и часто упускаемую из виду тему иссле-
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 509
 дований. Например, в наше время подростки могут начинать сексуальную активность раньше, чем в прошлом, из-за снижения среднего возраста начала пубертата. Это соответствует тому наблюдению, что рано созревающие индивиды, как правило, вовлекаются в сексуальную активность в более раннем возрасте, чем те, кто созревает позже (Miller et al., 1998). Однако существует одно важное исключение: хотя мальчики достигают половой зрелости примерно на 2 года позже, чем девочки, по их сообщениям, они теряют девственность примерно на год раньше (Brooks-Gunn, Furstenberg, 1989). Тем не менее, так как сексуальная активность является статусным символом для многих подростков-мальчиков, есть вероятность, что в подобные исследования вкрались некоторые преувеличения.
 Сексуальное злоупотребление подростками
 К сожалению, для значительного числа детей и подростков на всех социально-экономических уровнях первый сексуальный опыт происходит без их согласия; ими сексуально злоупотребляют1 или их используют. Возможно, что сообщаемые случаи представляют собой лишь небольшую долю реального числа подобных инцидентов. В одном исследовании было проведено интервью с большим числом женщин, отобранных по случайному принципу, об их сексуальном опыте в детстве и подростковом возрасте (Russell, 1983). Исследователи выявили сексуальные злоупотребления в 32% случаев, по меньшей мере, до возраста 18 лет, и 20% стали жертвами до 14 лет. Менее 5% женщин сообщали об инциденте в полицию, хотя в наши дни такие заявления стали делать значительно чаще.
 Влияние сексуального насилия на детей зависит от различных факторов, включая характер акта насилия, возраст и ранимость жертвы, был ли преступник незнакомым человеком либо членом семьи, единичный ли это случай или повторяющаяся модель злоупотребления, как отреагировал взрослый, которому ребенок доверился (Kemple, Kemple, 1984). Воздействие таких инцидентов на личную идентичность и самооценку часто сохраняется в течение всей жизни.
 Наибольшее распространение имеет форма сексуального злоупотребления, которая происходит между девочкой младшего подросткового возраста и взрослым мужчиной, родственником или другом семьи (Finkelhor, 1984). Отчим или любовник матери оказываются виновными чаще, чем родной отец девочки (Wolfe et al., 1984). Злоупотребление может происходить в течение длительного периода времени и становится секретом взрослого, совершающего противоправные действия, и его жертвы. Иногда мать жертвы не знает, что происходит с ее ребенком. В других случаях она может наотрез отказываться верить заявлениям ребенка или, если и верит им, ничего не предпринимает, чтобы оградить дочь от насилия.
 Подвергшиеся сексуальному злоупотреблению и травмированные девочки-подростки часто переживают вину и стыд, однако не в силах сами справиться с ситуацией. Они могут ощущать изоляцию и отчужденность от своих сверстников, а также недоверие к взрослым в целом. Часть из них имеют проблемы с учебой, другие жалуются на физические недомогания, и тем не менее некоторые вовлекаются в промискуитет. Нередко девочка загоняет свой гнев внутрь себя, испытывает
 1 Abuse - физическое или психологическое дурное обращение с человеком или животным, нередко в отечественной литературе переводится как "насилие" либо транслитерированным термином "абъ-юз". - Примеч. перев.
 510 Часть III. Подростковый возраст
 депрессию или думает о суициде (Brassard, McNeill, 1987). Некоторые из них неуместно обвиняют себя в "соблазнении" насильника.
 В целом отношение девочек к интимным отношениям становится искаженным. Когда они становятся взрослыми, у них возникают трудности при установлении нормальных сексуальных отношений. Они могут ощущать проблемы при налаживании нормальных взаимоотношений со своими собственными детьми. У многих из них возникают искаженные представления о сексуальности. Они с большей вероятностью, чем женщины, не пострадавшие от насилия, выходят замуж за мужчин, склонных к таким действиям. Когда злоупотребление начинается уже в собственной семье такой женщины, например между ее мужем и дочерью, она часто игнорирует проблему или чувствует бессилие сделать что-либо с этим (Kemple, Kemple, 1984).
 Сексуальное насилие затрагивает также мальчиков, в основном в однополых контактах. Насильник обычно не является членом семьи; развратные действия свершаются вне дома. Приставания взрослых мужчин особенно травмируют мальчиков; им стыдно, что их втянули в сексуальные действия с представителем того же пола, и они бессильны защитить себя от нападающего (Bolton, Morris, McEacheron, 1989).
 Родител и - подростки
 Процент детей, рожденных в США подростками, в целом снижается с 1960-х годов, равно как и процент детей, рожденных подростками вне брака (Ventura et al., 2000; Henshaw, 1998). Однако тысячи девочек-подростков и в наши дни становятся беременными. Около 50% беременностей заканчиваются выкидышами или абортами; остальные 50% завершаются родами (Alan Guttmucher Institute, 1994; Brooks-Gunn, Furstenberg, 1989; Sonenstein, 1987). В 1988 году 380 тысяч детей родились у незамужних матерей в возрасте от 15 до 19 лет; еще 9 тысяч - у незамужних матерей до 15 лет (Ventura et al ., 2000). В таких случаях доля тинэйд-жеров, считающих себя чернокожими или латиноамериканцами, более чем в два раза превышала тех, кто отождествлял себя с белыми. Это согласуется в некоторой степени с влиянием различий социально-экономического статуса на сексуальную активность, как уже отмечалось выше.
 Причины подростковых беременностей. Среди подростков в США отмечается высокая сексуальная активность. Тинэйджеры в большинстве западноевропейских стран столь же активны, но процент беременности у них намного ниже (Co-ley, Chase-Lansdale, 1998; Hechtman, 1989). Основной причиной для беспокойства является вопрос о том, почему в Соединенных Штатах так много девочек становятся беременными. Похоже, что одним из основных факторов является то, что подростки в США реже используют контрацептивы. Другой возможный фактор состоит в том, что сейчас рождение вне брака не является таким позором, как это было в прошлом, беременных девочек не выгоняют из старшей школы, вместо этого во многих учебных заведениях существуют специальные программы помощи молодым матерям по завершению образования. В наши дни многие молодые и незамужние матери получают поддержку как от своих семей, так и от отцов их детей. Кроме того, некоторые девочки-подростки хотят иметь детей в силу своей потребности быть любимыми. Эти молодые матери обычно лишены любви и привязанности и ожидают, что дети дадут им то, что у них отсутствует.
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 511
 Примерно три из десяти сексуально активных подростков в США не используют контрацепцию (Fieding, Williams, 1991), цифра, которая мало варьирует на протяжении 1990-х годов (NCHS, 2000а). Наиболее распространенной причиной является невежество относительно вопросов зачатия, нежелание принять ответственность за свою сексуальную активность или общее пассивное отношение к жизни (Dreyer, 1982), а также убеждение, что "со мной это не случится". Продолжают играть свою роль и двойные стандарты: оба пола склонны видеть мужчину как инициатора в сексе, а женщину как отвечающую за ограничение сексуальной активности. В то же самое время подростки склонны полагать, что женщины должны скорее "задыхаться от страсти", чем подготавливаться к сексу с помощью противозачаточных средств (Goodchilds, Zellman, 1984; Morrison, 1985). Это представление, не столь популярное в последние годы, все еще существует у подростков с традиционными установками. Важным фактом является то, что сексуально активные тинэйджеры, прошедшие курс по вопросам сексуальности, значительно чаще используют контрацептивы, чем те, кто не посещал таких занятий (Fielding, Williams 1991).
 Следствия раннего рождения детей. Как влияет то, что девочка-подросток рано становится матерью, на ее последующее развитие? Она может уйти из школы и вследствие этого иметь низкооплачиваемую должность, испытывать большое неудовлетворение от работы и зависеть от поддержки государства (Coley, Chase-Lans-dale, 1998). Матери подросткового возраста также вынуждены заниматься своим личным и социальным развитием, стараясь одновременно подстроиться к потребностям малыша (Rogel, Peterson, 1998).
 Воздействие рождения ребенка на жизнь подростков мужского пола также может быть негативным и длительным. Из-за того прессинга, который они испытывают в связи с необходимостью поддержки новой семьи, многие отцы подросткового возраста вынуждены оставлять школу и наниматься на неквалифицированную, низкооплачиваемую работу. Впоследствии они чаще сталкиваются с проблемами брака (Card, Wise, 1978).
 Контрольные вопросы к теме
 "Сексуальные установки и поведение"
 • В ходе сексуальной революции как женщины, так и мужчины стали либеральнее относиться к сексу.
 • Вероятность мастурбации у подростков как мужского, так и женского пола приблизительно одинакова.
 • Подростки и молодые взрослые с более высоким уровнем образования относятся к сексу консервативнее.
 • Рано созревающие подростки, как правило, начинают сексуальные отношения раньше, чем их позже вырастающие сверстники.
 • В последние годы в Соединенных Штатах возросло количество случаев беременности среди незамужних девочек подросткового возраста.
 Вопрос для размышления Почему в наше время не продолжают развиваться те тенденции в отношении к сексу, которые появились во время сексуальной революции?
 
 51 2 Часть III. Подростковый возраст
 
 Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности
 Что важнее всего, если матери подросткового возраста собираются избежать бедности? Согласно Джудит Мьюзик (Judith Musick, 1994), молодые матери, избавившие^себя и своих детей от бедности, достигают устойчивого ощущения собственной ценности, самоэффективности и личной ответственности. "В ситуации, когда на пути у молодых женщин стоят многие препятствия, которые не дают им продвигаться вперед, - говорила Мьюзик, -лишь крепкая воля и знание себя заставляют их идти против течения" (р. 7).
 Матери подросткового возраста сталкиваются с огромными трудностями. Многие из них выросли в дисфункциональных семьях и постоянно подвергаются этому негативному воздействию, что мешает им изменить свою жизнь. Мьюзик писала: "Жизнь в семье полна хронической дезорганизации; продолжающиеся циклы неадекватности, переходящие из поколения в поколение, не замечаются и не разрешаются".
 Матери-подростки с устойчивым ощущением собственной ценности определяют для себя особую роль защитниц своих детей. Молодая мать, участвующая в Чикагском проекте ведения домашнего хозяйства, так определила свою родительскую роль:
 "Ни за что на свете я не послала бы своего пятилетнего ребенка через эти кварталы... Столько детей подвергалось нападениям... У них не только пропадает что-то из вещей, но и отбирают деньги старшие дети. Они бьют их. Все что угодно... Может быть, я слишком много беспокоюсь за них... Мои дети не будут так поступать" (Musick, 1994, р. 6).
 Женщине приходится кроме защиты своих детей заниматься также их когнитивным и психосоциальным развитием, воспитывать в них чувство собственной ценности. К сожалению, отмечала Мьюзик, многие юные мамы не способны посвятить себя благополучию своих детей. Это особенно верно, если матери подросткового возраста втянуты в жесткие деструктивные взаимоотношения с мужчинами, финансово завися от них. В таких случаях, даже если молодая мать хочет изменить свою жизнь, подобные взаимоотношения могут мешать ей.
 Часто забеременевшие подростки сталкиваются с сильным неодобрением со стороны семьи. Тем не менее, если они не вступают в брак, у них нет выбора, и им приходится жить дома в ситуации зависимости как в процессе беременности, так и после. Таким образом, некоторые подростки мотивированы завести семью, чтобы уйти из родительского дома. Однако брак не всегда является наилучшим решением проблем матери подросткового возраста. Некоторые исследователи полагают, что хотя раннее материнство и затрудняет взрослое развитие, во многих случаях оно предпочтительнее, чем раннее материнство вместе с ранним браком. Подростковый брак намного чаще приводит к уходу из старшей школы, чем подростковая беременность. Кроме того, те, кто рано выходит замуж, чаще разводятся, чем те, кто родил ребенка, а затем вышел замуж.
 Дети родителей подросткового возраста находятся в неблагоприятном положении в сравнении с теми, кто имеет более взрослых отца и мать. Они могут страдать от недостатка у их родителей опыта в том, как справляться с взрослыми обязанностями и заботиться о других. Так как молодые отец и мать часто испытывают напряжение и фрустрацию, они чаще допускают пренебрежение или злоупотребление своими детьми. У ребенка родителей-тинэйджеров чаще отмечается слабое
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 51 U
 развитие и когнитивные проблемы (Brooks-Gunn, Furstenberg, 1986). Если в семье, члены которой имеют низкий уровень образования, существуют материальные затруднения, супружеские разногласия и если эти проблемы усугубляются со временем, то нарастает эмоциональное напряжение и возникает риск для нормального развития детей (McLoyd, 1998).
 Тем не менее некоторые родители подросткового возраста, при наличии поддержки, замечательно заботятся о своих малышах, продолжая учиться и добиваться ранее намеченных жизненных целей.
 Помощь таким родителям и их детям в развитии и обретении успешности и благополучия остается первостепенной заботой и важной задачей общества.
 Когнитивные изменения в подростковом возрасте
 В подростковом возрасте происходит развитие способностей, процессов мышления, приводящее к росту сознания, воображения, суждений и интуиции. Происходит активное накопление знаний, открывающих ряд вопросов и проблем, которые как обогащают, так и усложняют жизнь подростков.
 Когнитивное развитие в подростковом возрасте характеризуется абстрактным мышлением и растущим использованием метапознания. Эти процессы оказывают влияние на границы и содержание памяти подростка, способы решения проблем, особенности мышления в социальном контексте и вынесение моральных суждений.
 Абстрактное мышление
 Пиаже охарактеризовал абстрактное мышление у подростков как отличительный признак заключительной стадии когнитивного развития. Теоретики до сих пор ведут дискуссии о том, возникает ли абстрактное мышление скачкообразно либо является частью постепенного и поэтапного процесса. В этом разделе мы рассмотрим эту стадию развития подробнее.
 Формальное операциональное мышление. В теории развития Пиаже завершающей стадией является формальное операциональное мышление. Эта новая форма интеллектуальных процессов является абстрактной, умозрительной и независимой от непосредственного окружения и обстоятельств. Она включает в себя размышления о потенциальных возможностях, а также соотнесение их с реальностью. Несмотря на то что детям младшего возраста вполне достаточно конкретных и наблюдаемых событий, подростки демонстрируют растущее стремление относиться ко всему как к вариантам возможного (Keating, 1980). Формальное операциональное мышление подразумевает способность к формулированию, проверке и оценке гипотез. Согласно теории Пиаже, логическая и систематическая проверка гипотез является отличительным признаком стадии формальных операций. Формальное операциональное мышление также включает в себя обращение не только с известными, доступными для проверки событиями, но и с противоречивыми фактами ("Давай просто предположим для обсуждения, что...").
 Подростки также демонстрируют растущую способность к предварительному планированию и обдумыванию. В одной работе (Greene, 1990) исследователь просил учеников 10-х, 12-х классов, студентов второго курса и выпускников колледжа описать, что, по их мнению, может случиться с ними в будущем, и сказать,
 514 Часть III. Подростковый возраст
 сколько им будет лет, когда это произойдет. Старшие испытуемые могли заглянуть в будущее дальше, чем младшие, и их рассказы были конкретнее. Таким образом, способность к формальным операциям можно рассматривать как переход на новую стадию мышления. В то время как мышление первой стадии направлено на раскрытие и анализ взаимосвязей объектов, операциональная стадия включает в себя рассуждение о своих мыслях, поиск связей между объектами, представление как реальных ситуаций, так и возможностей. (Inhelder, Piaget, 1958). Итак, существуют три основные характеристики подросткового мыщления.
 1. Возможность объединять различные переменные при поиске решения проблемы.
 2. Способность к догадке о том, какой эффект одна переменная оказывает на другую.
 3. Способность объединять и разделять переменные в гипотетико-дедуктив-ных связях ("Если дано X, то следует F").
 В целом признано, что не все индивидуумы становятся способными к формальному операциональному мышлению. Кроме того, достигшие этого уровня подростки и взрослые не всегда последовательно используют его. Например, люди, столкнувшиеся с незнакомыми проблемами в незнакомой ситуации, вероятно, отступят назад к более конкретным рассуждениям. Можно предположить, что для формального операционального мышления необходим определенный уровень интеллекта. Кроме того, важную роль в его развитии играют культурные и социально-экономические факторы (Neimark, 1975). На основании наблюдений, что не все люди достигают формального операционального мышления, некоторые ученые, изучающие данную проблему, стали рассматривать его скорее как этап развития конкретных операций, а не как самостоятельную стадию. Пиаже (Piaget, 1972) допускал такую возможность. Тем не менее он подчеркивал, что элементы данного типа мышления важны для занятий передовой наукой и математикой.
 Непрерывный процесс либо резкий скачок? Как мы неоднократно видели, не все исследователи в области развития разделяют мнение Пиаже о резком качественном скачке когнитивной способности. Некоторые ученые утверждают, что этот переход является более плавным, с переключением с формального операционального мышления на предшествующие когнитивные схемы и обратно. Например, Даниель Китинг (Daniel Keating, 1976, 1990) доказывал, что границы, проведенные между мышлением детей, подростков и взрослых, являются искусственными; когнитивное развитие является непрерывным процессом, и даже у маленького ребенка могут быть скрытые формальные операциональные способности. Некоторые дети способны к абстрактному мышлению. Возможно, за его появление у подростков отвечают скорее хорошие речевые умения и больший опыт общения, а не только новые когнитивные способности.
 Обработка информации
 В свою очередь, исследователи в области обработки информации особое внимание уделяют развитию метапознания у подростков (глава 9). У них наблюдается рост способностей к анализу своего мышления, формированию стратегий и планированию. Подростки учатся проверять и сознательно изменять свои процессы мышления.
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 515
 Таким образом, когнитивное развитие в ходе подросткового возраста включает в себя:
 1) более эффективное использование отдельных компонентов обработки информации, таких как память, запоминание, а также ее использование в других ситуациях;
 2) более сложные стратегии решения различных типов проблем;
 3) более эффективные способы овладения и символического сохранения информации;
 4) более высокую степень исполнительных функций, включая планирование, принятие решений, гибкость при выборе стратегий из широкого ряда сценариев.
 Таким образом, когнитивное развитие, а следовательно и рост интеллектуальных умений, включает в себя как накопление знаний, так и улучшение обработки информации. Эти два аспекта являются взаимозависимыми. Решения проблемы становятся более рациональными и эффективными, если человек обладает большим объемом необходимой информации. Индивиды, у которых процессы хранения и припоминания развиты лучше, формируют более полную базу знаний. Подростки более успешны в решении проблем и выводах, чем младшие дети, но для этого они располагают и более широким арсеналом сценариев и других схем. Вспомним, что дошкольники создают простые сценарии для повседневной деятельности. Напротив, сценарии подростков сложнее и создаются для отдельных обстоятельств (например, игры в мяч) или специальных процедур (выборы председателя). При попытке решить проблему или понять социальное явление они могут сделать выводы об их значимости, устанавливая связи со своими более разработанными социальными сценариями.
 Границы и содержание мышления
 Подростки используют свои развивающиеся когнитивные умения в процессе интеллектуальных и моральных поисков в отношении их самих, их семей и мира в целом. Благодаря новым улучшенным когнитивным навыкам они значительно расширяют пределы своего мышления и обогащают его содержание. Поскольку подросток теперь может оперировать с неправдоподобными ситуациями, то книги и фильмы в жанре научной фантастики, фэнтези и ужасов становятся для них приятным времяпрепровождением. Их часто интересуют эксперименты с оккультными, культовыми или измененными состояниями сознания, вызываемыми различными средствами, от медитации до наркотиков. Абстрактное мышление влияет не только на эти занятия и на изучение естественных наук и математики, но также и на то, как подростки исследуют социальный мир.
 Исследование мира и семьи. Способность понимать неправдоподобные ситуации влияет на взаимоотношения родителей и детей. Подростки сопоставляют свое понятие об идеальном родителе с реальным родителем, которого ежедневно видят дома. Часто они настроены критично ко всем социальным институтам, включая семью и особенно отца и мать.
 Поэтому в раннем подростковом возрасте есть тенденция к росту семейных ссор. Тем не менее многие исследователи полагают, что битвы, возникающие в ходе таких повседневных дел, как работа по дому, выбор одежды, украшений (таких,
 516 Часть III. Подростковый возраст
 как татуировки и пирсинг), стиля прически, выполнение домашних заданий и еда в семье, служат полезной цели. Они позволяют подросткам опробовать свою независимость в решении относительно неважных вопросов в безопасной домашней обстановке. Действительно, слово "договариваться" достаточно популярно для подросткового возраста. Вместо рассуждений о бунтующем и болезненном отделении тинэйджеров от своих семей многие исследователи предпочитают изображать подростковый период как время, в котором родители и дети договариваются о новых отношениях друг с другом (как и в случае переговоров о совместных целях). Подростки могут обрести больше независимости; родители должны научиться воспринимать своего ребенка как равного себе, имеющего право на другое мнение. Для большинства молодежи взаимодействие между этими конкурирующими потребностями сопровождается заботливыми и близкими взаимоотношениями со своими родителями. Например, в одном недавнем исследовании обнаружено, что тинэйджеры, у которых было наиболее сильное ощущение себя как личности, выросли в семьях, где родители обеспечивали не только руководство и поддержку, но и позволяли детям иметь свою точку зрения (Flaste, 1988).
 В среднем и старшем подростковом возрасте может возникать растущий интерес к социальным, политическим и моральным вопросам. Подростки начинают создавать целостную концепцию общества и общественных институтов, а также этические принципы, выходящие за пределы тех, с которыми они сталкивались в знакомых близких отношениях. Они создают свои собственные убеждения о политической системе в социальном, культурном и историческом контекстах (Haste, Tomey-Purta, 1992). Их понимание мира становится все сложнее по мере накопления опыта, и они могут составлять представления о более сложных теориях и сценариях. Когда происходят общественные конфликты, меняются их представления о гражданских свободах, включая свободу слова и религии (Helwig, 1995).
 Подростки также используют рациональный анализ проблем, стремясь достичь внутренней согласованности; они анализируют свое состояние в прошлом и думают о своем будущем. Некоторые из колебаний и крайностей поведения появляются, когда подростки начинают интеллектуально сосредоточиваться на своем внутреннем мире. Они перестраивают свое поведение, мысли и установки либо в направлении нового, более индивидуализированного Я-образа, либо к большей конформности к групповым нормам.
 Улучшенные когнитивные способности, развившиеся в подростковом возрасте, помогают молодежи также принимать решения о работе. Они анализируют как реальные, так и возможные варианты использования своих талантов и способностей. Тем не менее часто эти выборы профессии до наступления позднего подросткового возраста не основаны на реалистической самооценке и адекватном анализе существующих возможностей трудоустройства (Ginsburg, 1972).
 Понимание себя и эгоцентризм. Как было отмечено выше, важным аспектом формального операционального мышления является способность анализировать свои мыслительные процессы. Обычно подростки уделяют этому много времени, и кроме растущего понимания себя они косвенно достигают и понимания других. Принятие во внимание мышления других людей вместе с подростковой озабоченностью собственными "метаморфозами" приводит к своеобразному виду эгоцентризма. Подростки полагают, что другие люди очарованы ими так же, как и они собой. Они могут не различать свои и чужие интересы. В результате подростки
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 517
 могут неправильно трактовать реакции окружающих их людей и предполагать, что другие будут так же одобрять или критиковать их, как и они себя. В частности, исследования показали, что подростки намного сильнее, чем младшие дети, обеспокоены, что другие увидят их неадекватность (Elkind & Bowen, 1979).
 Характерная для подростков идея, что за ними постоянно наблюдают и их оценивают, получила название воображаемых зрителей (Elkind, 1967). Созданные направленным на себя воображением подростка, воображаемые зрители соучаствуют в его мыслях и переживаниях. Подростки используют воображаемых зрителей с целью изучения различных установок и поведения. Воображаемые зрители также являются источником неприятного ощущения - постоянной болезненной открытости другим людям. Так как подростки не уверены в своей идентичности, они чрезмерно реагируют на точку зрения других, пытаясь понять, кем они являются (Elkind, 1967).
 В то же время подростки поглощены своими чувствами. Иногда они считают, что их эмоции уникальны. Им кажется, что никто никогда не переживал таких чувств и страданий. Одним из проявлений эгоцентризма подростков, которое Дэвид Элкинд (David Elkind) определил как персональный миф, является ощущение, что они настолько особенные, что должны быть исключением из обычных законов природы. Они думают, что с ними не может произойти ничего плохого и что они будут жить вечно (Elkind, 1967). Эти ощущения неуязвимости и бессмертности могут лежать в основе рискованного поведения, которое очень распространено в подростковом возрасте (глава 12).
 Другим популярным среди подростков представлением является фантазия найденыша (Elkind, 1974). Подростки обретают уверенность, что у их родителей было большое число детей-найденышей. Им трудно вообразить, как два таких обычных и заурядных человека смогли создать столь восприимчивого и уникального индивида - его самого. Так как очевидно, что этого не могло произойти, то его где-то нашли и он является приемным ребенком. Однако, к счастью, эти варианты эгоцентризма обычно начинают проходить к возрасту 15-16 лет. Подростки начинают понимать, что большинство людей не уделяют им так много внимания, что они также подчиняются законам природы, как и остальные люди.
 Таким образом, у подростков может быть опыт интеллектуальной интоксикации. Новые силы мышления направлены внутрь себя для детальной проверки Я и в то же время на внешний мир, который неожиданно становится намного сложнее.
 Продолжение морального развития. Продвигаясь к взрослости, подростки вынуждены столкнуться с новыми для них аспектами морали. Например, так как теперь они способны заниматься сексом, им нужно решить, что он для них значит, вступать ли в сексуальные отношения до брака, равно как и вопрос "как далеко можно зайти?". Они должны оценить поведение и установки сверстников, которые, возможно, употребляют наркотики или связаны с преступными группировками. Им предстоит решить, важно ли хорошо учиться в школе. Подросткам также нужно понять, что они чувствуют по отношению к обществу, которое измеряет успех в большей степени на основании богатства и силы, и какую роль будет играть в их жизни религия (если будет играть вообще). В результате им приходится решать более широкие проблемы, которые в дальнейшем определят их будущее.
 Некоторые их решения, включая решения о сексе, ведут за собой сложные, иногда связанные с угрозой жизни последствия. Розмари Джадак (Rosemary
 518 Часть III. Подростковый возраст
 Jadack, 1995) и ее коллеги изучали моральные рассуждения 18- и 20-летних людей о сексуальном поведении, которое могло привести к венерическим заболеваниям, включая ВИЧ/СПИД. Исследователи обнаружили, что только 20-летние испытуемые готовы к решению моральных проблем, связанных с венерическими заболеваниями. По-видимому, даже способность выносить моральные суждения об угрожающем жизни поведении требует времени для своего развития.
 Процесс мышления подростков изменяется в связи с их развивающимся чувством морали. К подростковому возрасту большинство детей в США выходят за пределы доконвенционального (ниже общепринятого, условного среднего) уровня морального развития, по Колбергу, и достигают конвенционального (общепринятого, условного среднего) уровня (основанного, главным образом, на социальной конформности). Большинство мотивированы избегать наказаний, ориентированы на послушание и готовы принять общепринятые моральные нормы. Возможно, такие люди в течение всей жизни будут функционировать в рамках законности в случае, если у них не возникнет особых причин для выхода за их пределы. Во многих повседневных ситуациях такая позиция позволяет избежать конфликтов с обществом. Они могут никогда не достичь заключительной стадии морального развития, на которой мораль рассматривают как возникающую из личных этических принципов. Эти принципы могут вызвать у индивида проблемы, если они отличаются от общественных.
 Можно ли научить мыслить категориями морали более высокого уровня? В начале создания своей теории Колберг пробовал организовать курсы экспериментального морального обучения для детей и подростков различного общественного происхождения. Даже результаты юных правонарушителей позволили предположить, что возможно посредством обучения достичь более высоких уровней морального суждения. Курсы сосредоточены на обсуждении предполагаемых моральных дилемм. Подросткам представляют проблемную ситуацию и просят ее решить. Рассуждения участников оцениваются с точки зрения морали. Когда ответ достигает 4-й ступени, руководитель дискуссии предлагает обдумать основания для идей 5-й ступени, если подросток думает, что его мнение хорошее. Как правило, учащиеся обнаруживают, что несколько улучшенные варианты решений
 Контрольные вопросы к теме
 "Когнитивные изменения в подростковом возрасте"
 • Основной вехой стадии формальных операций является способность к проверке гипотез.
 • Рано или поздно все индивидуумы достигают формального операционального мышления.
 • В подростковом возрасте заметно возрастает метапознание.
 • Персональный миф - это идея подростка, что его или ее родители не являются их биологическими отцом и матерью.
 • Раньше или позже, все индивидуумы достигают постоперационального уровня морального развития, по Колбергу.
 Вопрос для размышления Каким образом достижения в когнитивном развитии в подростковом возрасте изменяют восприятие подростком себя самого и социального мира?
 Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте 519
 нравятся им больше. В процессе ряда повторяющихся дискуссий они рано или поздно начинают формировать суждения, характерные для более высоких уровней морали (Колберг, 1966).
 Педагоги особенно озабочены тем, как развивается мораль в детстве и в подростковом возрасте. Они чувствуют, что понимание этого процесса способствовало бы решению таких проблем, как правонарушения и употребление наркотиков, улучшение общественного порядка. Согласно Колбергу, в результате предъявления моральных проблем нарастающей сложности у ребенка рушатся прежние представления, появляются вопросы, заставляя его думать и решать возникшие противоречия. Рассмотрение моральных парадоксов и конфликтов требует от ребенка использования более высоких уровней морального рассуждения. Тем не менее, как отмечалось выше, не всегда суждения высокого морального уровня приводят к более моральному поведению.
 Краткое содержание главы
 • В культурах, где подростковый возраст относительно короткий, обычно есть обряды перехода.
 • Процесс становления взрослым членом общества - это всеобщий этап развития.
 Подростковый период в наше время
 • У подростков есть своя ниша развития, отличающаяся возрастной изоляцией.
 • В индустриальных странах подростковый возраст часто является пролонгированным периодом экономической зависимости от родителей.
 • На подростков заметно влияет историческая ситуация, в которой они живут, а также средства массовой информации.
 Физическое развитие и адаптация
 • Резкий гормональный рост, инициируемый эндокринными железами, вызывает интенсивное подростковое развитие, а в дальнейшем - изменения, связанные с началом пубертата.
 • Некоторая неуклюжесть, проявляемая младшими подростками, связана с асимметричностью роста.
 • Накопление подкожного жира непосредственно перед началом интенсивного развития наблюдается как у женщин, так и у мужчин; тенденция к его сохранению отмечается только у женщин.
 • У мужчин половое созревание стимулируется таким андрогеном, как тестостерон; у женщин такими гормонами являются эстроген и прогестерон.
 • Гипофиз регулирует выработку гормонов роста и трофических гормонов.
 • У женщин пубертат следует через год после менархе или позднее; у мужчин пубертат обозначает семяизвержение, содержащее жизнеспособные сперматозоиды.
 520 Часть III. Подростковый возраст
 • Время наступления пубертата существенно различается; средний возраст его начала в наше время снижается.
 • У мужчин первым признаком входа в пубертат является рост яичек и мошонки; у женщин возникает набухание груди.
 . Первые менструальные циклы часто нерегулярны и сопровождаются временными физическими и эмоциональными проблемами.

<< Пред.           стр. 17 (из 37)           След. >>

Список литературы по разделу