<< Пред. стр. 2 (из 2) След. >>
- от нарушения правил регистрации транспортных средств как самостоятельного состава, что действительно излишне, если правонарушением уже является отсутствие необходимых документов, государственных номеров и проч.;- от группового передвижения, создающего помехи для дорожного движения как самостоятельного состава (в соответствии с ч.1 ст.4.3 групповое нарушение является просто обстоятельством, отягчающим ответственность).
Однако эти позитивные изменения не отменяют, к сожалению, общего вывода об излишней и увеличившейся дифференциации административных правонарушений. Даже внутри одной и той же статьи нового КоАП наблюдается зачастую значительная дифференциация. Понятно, что нормальный человек, если даже он до педантичности законопослушен, не в состоянии ориентироваться в таком разнообразии, а, следовательно, оказывается беззащитным перед инспектором.
Объяснение такой "ювелирной юридической технике" обычно дается простое и вроде бы основанное на принципе справедливости: чем конкретнее описывается нарушение, тем справедливее будет наказание. Но любая абсолютизация какого-либо принципа, игнорирование реальности, т.е. несистемный подход к тому или иному явлению оборачиваются своей противоположностью: в рассматриваемой сфере - огромными возможностями для корыстных злоупотреблений, поборов и, значит, еще большей несправедливостью.
Фактически подходы, свойственные уголовно-правовой сфере некритично переносятся на сферу административно-правовую. В случае преступления действительно важен учет малейших особенностей ситуации, в которой совершено преступление, мотивов, личности обвиняемого (подсудимого) и проч., ибо речь идет о несравненно более тяжких последствиях. К тому же наказание при уголовном правонарушении всегда выносится судом, в законодательно четко регламентированном гласном процессе (даже с учетом всех нынешних недостатков российского правосудия).
Иное дело - административное правонарушение. Во-первых, сами наказания здесь совершенно несоизмеримы по тяжести с уголовными. Во-вторых, как правило, "судьей" выступает тот же, кто пресек правонарушение (остановил водителя) либо его непосредственный начальник. На это можно возразить, что гражданин-де имеет право обжаловать в суд неправомерные действия инспектора или начальника ГИБДД. Но опять-таки для этого надо обладать массой свободного времени, чтобы влезать в длительную и требующую нервов процедуру обжалования.
Второе. Чрезмерная дифференциация под лозунгом "справедливости" характерна и для санкций норм в КоАП, т.е. видов и размеров наказаний за те или иные административные правонарушения. Принцип "вилки наказаний" в сфере административной ответственности вообще (а не только при дорожно-транспортных нарушениях) является существенным фактором, благоприятствующим низовой коррупции. Во всяком случае недопустима возможность выбора меры административного воздействия и ее размера вне судебного порядка. В отличие от "вилок", применяемых в уголовном судопроизводстве, наложение несудебных административных взысканий не построено на принципах гласности, открытости, состязательности, равенства сторон, а потому облегчает возможности для взяточничества.
Из названных 56 составов административных правонарушений предполагают:
"вилки размера штрафа" - 28;
предупреждение или штраф - 27;
штраф или лишение права управлять автомобилем, причем тоже на разный срок - 10;
предполагает возможность конфискации (последняя, правда, осуществляется только по решению суда, но угрожать ею может и инспектор)5 - 1.
И только по 5 составам дорожных нарушений установлено твердое наказание. Честно говоря, совершенно непонятно, чем эти нарушения:
1) превышение установленной скорости движения на величину от 20 до 40 км/час (1 МРОТ);
2) нарушение правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением пересечения железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезда на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановки или стоянки на железнодорожном переезде (1 МРОТ);
3) проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением нарушения этого правила при проезде через железнодорожные переезды (1 МРОТ);
4) движение по велосипедным или пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам в нарушение ПДД (0,5 МРОТ);
5) нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а равно пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней (2 МРОТ) -
лучше (или хуже) других нарушений ПДД, например, превышения установленной скорости на величину от 40 до 60 км/час или управления автомобилем в состоянии опьянения, где предусмотрены весьма внушительные альтернативы наказаний? Подчеркнем, что речь ведется не о необходимости смягчения наказаний. Наоборот, мы еще об этом скажем, многие наказания излишне мягки. Речь идет о возможности выбора сотрудником милиции вида и размера наказания. Вот где заложены зерна коррупции.
В идеале, конечно, можно себе представить, что инспектор ГИБДД учитывает, мчался ли водитель с бешенной скоростью по ночному городу или в дневное время, управлял автомобилем в пьяном виде на проселочной дороге или на городской улице. Но мудрость законодателя в том и состоит, что он ориентируется не на идеальные представления, а на реальность. А реальность такова (и в обозримом будущем будет таковой), что законодательно предоставляемый полицейскому чиновнику выбор наказания неизбежно ведет в подавляющем большинстве случаев к "договорным" отношениям. Идущая еще с советских времен традиция (ставшая уже стереотипом сознания) - жертвовать реализмом во имя юридического блеска - до сих пор не остановлена в законотворчестве (это касается далеко не только описываемой сферы отношений). И пока не будет остановлена, уровень законопослушания в России будет оставаться таким же низким. Но не в силу нашего природного непослушания, а в силу инстинктивного отторжения нормальным человеком юридических несуразностей, далеких от жизни.
Третье. Обилен и разнообразен круг должностных лиц, имеющих право налагать административные взыскания.
На основе Таблицы 1 можно вывести, что из 56 составов правонарушений взыскания налагаются:
по 9 - начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) ДПС, его заместителем;
по 11 - а) начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) ДПС, его заместителем; б) судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье;
по 26 - а) начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) ДПС, его заместителем; б) сотрудником ГИБДД, имеющим специальное звание;
по 1 - а) начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) ДПС, его заместителем; б) государственным инспектором безопасности дорожного движения;
по 9 - а) начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) ДПС, его заместителем; б) сотрудником ГИБДД, имеющим специальное звание; в) старшим участковым инспектором, участковым инспектором.
Не будем останавливаться на том, что категория "сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание" уже охватывает другие категории работников ГИБДД, в т.ч. руководителей подразделений. Главное, что разобраться обычному человеку в перечне должностей, закрепляемом КоАП, просто невозможно, тем более запомнить, кто и за какое нарушение имеет право налагать взыскание.
Кроме того, не очень понятно:
- почему за некоторые нарушения наказание может налагаться как руководителями, так и их подчиненными?
- каким образом наказание в виде штрафа, взыскиваемого на месте, может быть наложено начальником отделения ГИБДД?
- почему участковые инспектора милиции включены в перечень тех, кто налагает взыскания за дорожные нарушения?
Есть ещё одно коррупциогенное условие нового КоАП, правда, нельзя сказать, что усиленное по сравнению со старым КоАП. Дело в том, что КоАП РСФСР не предусматривал лишение права управления автомобилем по решению судьи (такое решение принималось в административном, а не судебном порядке) и в этом смысле заметен прогресс: новый КоАП гласит, что лишение специального права, в т.ч. права на управление транспортными средствами принимается только судьей (ч.1 ст. 3.8 КоАП РФ). Однако в главе 12 КоАП в нормах, где предусматривается лишение водительских прав, это наказание всегда альтернативное (штраф или лишение прав). В Таблице 1 автор таких норм насчитал 11.
Именно отсюда вытекает процитированная выше довольно странная формулировка по поводу того, кем налагается взыскание: "судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье". Поначалу закономерно возникает вопрос: а если не передает? Но, читая Кодекс более внимательно, понятно, что речь идет об обязанности передать дело о нарушении, за которое грозит лишение водительских прав. Но дело не в том, что требуется системное чтение КоАП. Главное, что дифференциация лиц и органов, налагающих взыскание, является прямым следствием дифференциации самих наказаний и всё вместе это составляет коррупциогенное условие. Нетрудно представить себе ситуацию выбора между потерей возможности управлять автомобилем и уплатой определенной суммы денег во избежание такой потери. Учитывая наши сегодняшние обычаи, столь же легко представить себе уплату денег непосредственно либо инспектору, остановившему водителю, чтобы он не оформлял протокол, либо начальнику отделения ГИБДД, чтобы он не отправлял дело в суд для решения вопроса о лишении прав.
Четвертое. При некоторых нарушениях, как видно из таблиц, предусматривается дополнительное обременение - водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством (при 4-х нарушениях), а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания (при 7 нарушениях). Но что следует понимать под "устранением причины отстранения и задержания", скажем, в случаях управления автомобилем лицом, не имеющим прав или лишенным прав? Уплата штрафа? Или получение прав? А если они вообще не будут получены, автомобиль так и останется отчужденным от собственника?
************
Предложения
1. Необходима принципиально иная классификация нарушений. По каждой группе нарушений (перечень их должен быть ясным и исчерпывающим) должна быть установлена единая санкция. Тем самым будет ликвидирована и множественность санкций в сфере ответственности за нарушение ПДД. Предлагаются следующие группы:
а) нарушения ПДД, представляющие непосредственную опасность для здоровья и жизни пешеходов и иных участников дорожного движения, не управляющих автомобилями, мотоциклами и тракторами (неправильный проезд пешеходных переходов, езда по тротуарам; неправильная стоянка и остановка вблизи пешеходных переходов, неправильная транспортировка пассажиров и проч.). По этим нарушениям должна быть очень высокая по степени тяжести санкция (например, десять МРОТ);
б) нарушения ПДД, касающиеся порядка следования автомототранспорта по дорогам (превышение скорости, более чем на 30 км/час от разрешенной, неправильный проезд перекрестков, нарушение правил обгона, нарушение рядности, неправильная остановка и стоянка и проч.). По этим нарушениям санкция не должна быть высокой (например, один МРОТ). При этом стоит пересмотреть сами ПДД, исключив из них некоторые ограничения. В частности, могла бы быть ликвидирована обязанность пристегивания ремнями безопасности, поскольку о собственной безопасности должен заботиться сам человек. Обязанность дорожного инспектора - порекомендовать использовать ремни безопасности;
в) нарушения правил, установленных федеральным законодательством в целях обеспечения легального использования автомототранспортных средств. Речь идет о наличии у водителей документов, подтверждающих право на вождение и право на управление именно данным транспортным средством (водительское удостоверение, документ о регистрации данного а/м средства и для несобственника документ, подтверждающий право на управление именно данным а/м средством). По этим нарушениям санкцией должно быть изъятие а/м средства и при выяснении виновности его владельца возмещение им расходов по транспортировке и хранению а/м средства (угон - уже уголовное дело и вопрос о наказании решается в ином порядке);
г) нарушения, выражающиеся в управлении а/м средством в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения. Разумеется, здесь невозможно полностью избежать случаев "договорных отношений" между инспектором и водителем. Но закон может хотя бы исключить благоприятствующие этому факторы. Первое: если при освидетельствовании, порядок которого должен определяться законом, а не подзаконными актами, подтверждается опьянение водителя, а/м средство и водительское удостоверение изымаются, а водитель в судебном порядке лишается права на управление на определенный срок. Штраф здесь предусматривать вообще не следует. Второе: если нетрезвому водителю удается "уговорить" инспектора, но по пути следования этот водитель совершает ДТП, это должно быть составом преступления, в котором подкупленный инспектор будет являться его соучастником (поскольку при тяжелом исходе ДТП возбуждается уголовное дело, факт взятки, скорее всего, будет доказан).
2. Необходимо изменить порядок наложения взысканий. Штраф независимо от размера должен налагаться исключительно инспектором ДПС путем выписывания квитанции, корешок которой остается у инспектора и передается затем в налоговую инспекцию для контроля (ГИБДД вообще не должна на свой счет получать суммы штрафов и контролировать их уплату). Штраф уплачивается в отделение любого банка в течение двух недель, после чего в прогрессии на нарушителя начисляются весьма ощутимые пени.
3. Необходимо ликвидировать множественность "инстанций", т.е. должностных лиц, имеющих право налагать взыскания за нарушение ПДД. Такими лицами должны являться инспектор ГИБДД и судья, если наказание налагается в судебном порядке. В случае дорожно-транспортного происшествия, если оно по своим последствиям не подпадает под уголовную юрисдикцию, штраф может налагаться должностным лицом соответствующего отделения ГИБДД.
4. ОХ УЖ ЭТОТ ТЕХОСМОТР...
Это - одна из головных болей миллионов автолюбителей6. В настоящее время вопросы, связанные с прохождением техосмотра, регулируются примерно в 40 актах. Основные из них:
1) Закон РФ 1991 г. "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
2) Федеральный закон 1995 г. "О безопасности дорожного движения" (с последующими изменениями и дополнениями);
3) Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями);
4) Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
5) Приказ Министерства внутренних дел РФ от 15 марта 1999 г. "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств" (с последующими изменениями и дополнениями);
6) Приказ Министерства внутренних дел РФ от 7 декабря 2000 г. "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору";
7) Постановление Правительство Российской Федерации от 24 января 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения";
8) Приказ Министерства внутренних дел РФ, Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ от 3 августа 2001 г. "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880"
Нет смысла анализировать все эти акты, хотя уже сама их множественность - одна из иллюстраций запутанности и сложности нашего правового массива, что, в свою очередь, относится к условиям, способствующим коррупции. Отметим главное в рамках проблемы техосмотра:
- обязательный государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним организуется и проводится Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России;
- среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится конкурс на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре;
- при государственном техническом осмотре решаются следующие основные задачи:
1) проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения;
2) контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;
3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
4) выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
5) государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;
- государственному техническому осмотру подлежат:
1) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - каждые 6 месяцев;
2) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, включая год выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте "а" настоящего пункта), - каждые 24 месяца;
3) транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 5 лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте "а" настоящего пункта), - каждые 12 месяцев;
- для проведения государственного технического осмотра собственник (представитель собственника) обязан представить в Государственную инспекцию транспортное средство и следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) водительское удостоверение с разрешающими отметками в нем на право управления транспортным средством, предъявленным на осмотр;
3) медицинская справка установленной формы;
4) документ, подтверждающий право владения или пользования и (или) распоряжения транспортным средством;
5) свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт и (или) технический талон;
6) квитанции (платежные поручения) об уплате установленных налога с владельцев транспортных средств и платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования.
А теперь попробуем сопоставить названные выше задачи государственного технического осмотра с реальностью и с тем, как эта реальность влияет на условия для коррупции.
1. Проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения. По логике самого названия "Технический осмотр" эта задача должна быть единственной. Но она лишь одна из пяти задач. Причем и в ее реализации не просматривается логики.
Во-первых, даже при коротких сроках прохождения техосмотра (раз в полгода) не исключено, что данное средство получит техническое повреждение в период между техосмотрами. Тем более такая вероятность повышается для обычных легковых автомобилей, проходящих техосмотр раз в год или раз в два года. Таким образом, техосмотр мало влияет на безопасность дорожного движения, степень загрязнения окружающей среды.
Во-вторых, любой водитель или владелец транспортного средства, нанимающий водителя, понимает, что имеет дело с источником повышенной опасности. Следовательно, ни один психически нормальный человек сознательно не будет продолжать движение с вышедшими из строя тормозами или рулевым управлением.
В-третьих, если даже признать, что техосмотр является всё-таки дополнительным стимулом проходить техническое обслуживание автомобиля, в наших условиях он рассматривается большинством автолюбителей, да и водителей-профессионалов не как стимул, а как мучительная плата за возможность сидеть за рулем. Ведь каждый водитель знает, с какой потерей времени и нервов связан каждый техосмотр.
В-четвертых, если техосмотр имеет задачу выявить внесение в конструкцию составных частей зарегистрированных транспортных средств предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, то ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" требует проведения повторной сертификации, а не техосмотра. Здесь мы наблюдаем противоречие в самом Законе, который, с одной стороны, требует сертификации, а с другой (ст.17) - технического осмотра.
Кстати, ст.17 таким образом противоречит и общей философии ответственности, заложенной в п.2 ст.16 того же Закона, гласящем: "Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства". Это - совершенно правильная философия, схожая с той, о которой мы говорили в начале: если я, как владелец или как водитель обязан сам отвечать за безопасность, то для меня будет дополнительным стимулом не техосмотр, свидетельство о прохождении которого меня не спасет от ответственности, а то, что при совершении дорожно-транспортного происшествия неисправность автомобиля будет являться обстоятельством, отягчающим мою вину. Однако проведена эта линия в нормативно-правовых актах крайне непоследовательно. Ни в КоАП, ни в УК РФ, как ни странно, нет соответствующих норм. Правда, в ст.12.5 КоАП РФ установлен запрет управлять транспортным средством с техническими неисправностями. Но это немного другое. Мы говорим о том, что наличие таких неисправностей должно служить отягчающим вину обстоятельством, а не быть самостоятельным составом.
Наконец, в-пятых, поскольку техосмотр требует от человека потери зачастую целого дня (а то и нескольких дней), причем без гарантии его прохождения (при желании придраться можно к любой детали при осмотре транспортного средства), многие водители стремятся не пройти, а обойти техосмотр, естественно, уплачивая мзду (существуют даже неофициальные "тарифы" для этого).
О том, что так часто и происходит, говорят обычные бытовые наблюдения: в Москве, например, можно видеть достаточно большое число легковых автомобилей, автобусов и грузовиков, причем не обязательно с московскими номерами, имеющими такой внешний вид, который вряд ли позволил бы пройти техосмотр, а главное, оставляющие за собой такой выхлоп, что не надо даже обладать приборами определения содержания СО, чтобы почувствовать в нем вредные вещества. Ясно, что владельцы таких транспортных средств не смогли бы пройти техосмотр на общих основаниях. Но свидетельство о техосмотре они имеют.
2. Контроль допуска водителей к участию в дорожном движении. Эта задача предполагает проверку наличия прав на управление транспортным средством и физическую возможность им управлять. Но задача поставлена довольно странно.
Во-первых, проверка водительских удостоверений и права управлять именно данным транспортным средством осуществляется довольно часто линейным контролем, т.е. в обычном режиме сотрудниками ГИБДД, а иногда и другими сотрудниками МВД.
Во-вторых, автомобилем можно управлять и по доверенности. И водитель, обладающий доверенностью, может сам по поручению владельца пройти техосмотр. Но в таком случае в отношении владельца и других водителей, кому выдана доверенность, при техосмотре не будет достигнута одна из целей техосмотра. Это касается наличия документов как на право управления, так и о медицинском состоянии.
3. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств. Эта задача вообще непонятна. Если речь идет о пресечении в виде выявления технической неисправности транспортного средства, то это вроде бы решает задача 1. А главное, каким образом один раз в полгода, год или два года можно предупредить или пресечь правонарушение, связанное с эксплуатацией транспортного средства?
4. Выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий.
Во-первых, ни один психически здоровый угонщик или недобросовестный приобретатель транспортного средства, т.е. знающий, что оно похищено, не предъявит автомобиль в обычном порядке для техосмотра до того, как он будет перекрашен, как на нем будут "перебиты" номера двигателя, кузова и шасси. Но даже с фальсифицированными номерами такого рода владельцы обычно легализуют транспортное средство посредством подкупа. Поэтому, если кто и может "попасться" при техосмотре, - это добросовестные приобретатели, которые не знают, что купили угнанный автомобиль. Но и для этого не требуется техосмотр, поскольку тщательная проверка должна осуществляться при регистрации автомобиля.
Во-вторых, что касается тех, кто скрылся с места ДТП. Если известен государственный регистрационный номер соответствующего транспортного средства, то оперативно-розыскные мероприятия вполне могут быть произведены и без техосмотра. Если же номер не установлен, то преступник к моменту техосмотра, естественно, не привезет автомобиль со следами дорожно-транспортного происшествия.
5. Государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения. Эта задача также вызывает недоумение.
В соответствии с Правилами государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 894, показателями такого учета являются:
- количество дорожно-транспортных происшествий;
- количество нарушителей правил дорожного движения;
- количество административных правонарушений и преступлений против безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта;
- количество граждан, получивших водительские удостоверения на право управления автомототранспортными средствами;
- количество автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Но при чем здесь технический осмотр? Каждый из этих показателей выявляется отнюдь не при техосмотре.
Попутно, кстати, заметим, что названное Постановление в пункте 3 требует: "Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения являются открытыми для опубликования". А мы уже ссылались на сайт ГИБДД, которому неизвестно, сколько в России зарегистрировано автомобилей.
*************
Предложения
Поскольку эффект от проведения обязательного техосмотра несопоставим с теми условиями для коррупции, которые он формирует, мы считаем целесообразным:
1) ликвидировать, во всяком случае, в отношении автолюбителей институт обязательного технического осмотра как создающий благоприятные условия для коррупции и в то же время не оправдывающий себя своей эффективностью;
2) внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также в Уголовный кодекс РФ дополнения, устанавливающие в качестве обстоятельств, отягчающих вину, наличие технических неисправностей транспортных средств при совершении дорожно-транспортных нарушений;
3) внести в федеральное законодательство нормы, предоставляющие право органам государственной власти субъектов Федерации и/или органам местного самоуправления осуществлять линейный контроль за внешним видом транспортных средств, уровнем загрязнения ими окружающей среды и применять меры ответственности к виновным водителям (собственникам транспортных средств);
4) провести проверку данных предложений в виде двухлетнего эксперимента в одном или нескольких субъектах Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица, составленная на основе последней редакции Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, утратившего силу 1 июля 2002 г.
Нарушение Санкция Кто налагает взыскание Статья 114. Нарушение правил регистрации и эксплуатации транспортных средств Часть 1 - Нарушение правил регистрации транспортных средств влечет наложение штрафа на граждан в размере от 0,5 до одного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) и на должностных лиц - от двух до трех МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* государственные автомобильные инспекторы Часть 2 - Управление транспортными средствами водителями, не имеющими при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,2 до 0,5 МРОТ
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание;
* государственные автомобильные инспекторы;
* участковые инспекторы милиции Часть 3 - Управление водителями транспортными средствами, не зарегистрированными в установленном порядке, или не прошедшими государственного технического осмотра, или имеющими неисправности, при наличии которых в соответствии с правилами дорожного движения запрещается их эксплуатация, за исключением неисправностей, указанных в части четвертой настоящей статьи влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,2 до 0,5 МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель
* все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание;
* государственные автомобильные инспекторы;
* участковые инспекторы милиции Нарушение Санкция Кто налагает взыскание Часть 4 - Управление водителями транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство (в составе автопоезда) влечет наложение штрафа в размере от одного до трех МРОТ
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание;
* государственные автомобильные инспекторы Часть 5 - Управление водителями зарегистрированными транспортными средствами без государственных регистрационных знаков, а равно без государственных регистрационных знаков на прицепах грузовых автомобилей влечет наложение штрафа в размере от 0,5 до одного МРОТ
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* государственные автомобильные инспекторы Часть 6 - Управление водителями транспортными средствами с нестандартными, нечитаемыми или установленными с нарушением требований правил дорожного движения государственными регистрационными знаками влечет наложение штрафа в размере от 0,2 до 0,5 МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание;
* государственные автомобильные инспекторы;
* участковые инспекторы милиции Часть 7 - Управление водителями транспортными средствами с подложными государственными регистрационными знаками влечет наложение штрафа в размере от пяти до восьми МРОТ
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* государственные автомобильные инспекторы Нарушение Санкция Кто налагает взыскание Статья 114.1. Нарушение правил установки устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов Установка на автотранспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов без разрешения Государственной автомобильной инспекции, установка на автомобилях спереди красных огней, красных светоотражающих приспособлений или красных светоотражающих материалов, а равно незаконное использование цветографических схем автомобилей оперативных служб
влечет наложение штрафа на владельцев транспортных средств и на лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти до семи МРОТ, а на водителей транспортных средств - наложение штрафа в размере от двух до трех МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* государственные автомобильные инспекторы Статья 115. Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения Часть 1 - Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину от 10 до 20 км/ч., нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, ремнями безопасности или мотошлемами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 0,2 до 0,5 МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание Часть 2 - Несоблюдение требований дорожных знаков и разметки проезжей части, за исключением случаев, указанных в частях четвертой и пятой настоящей статьи, либо нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановки, стоянки, буксировки или перевозки грузов влечет наложение штрафа в размере 0,5 МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание Нарушение Санкция Кто налагает взыскание Часть 3 - Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину от 20 до 30 км/ч. влечет наложение штрафа в размере одного МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание Часть 4 - Проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, несоблюдение требований дорожных знаков "Въезд запрещен", "Движение запрещено", "Опасность" или нарушение правил обгона, разворота, а также перевозки людей влечет наложение штрафа в размере одного МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание Часть 5 - Пересечение сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, нарушение правил движения через железнодорожные переезды, за исключением указанных в части седьмой настоящей статьи, либо непредоставление преимущества в движении водителям транспортных средств или пешеходам, имеющим такое право влечет наложение штрафа в размере от одного до двух МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание Часть 6 - Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 30 км/ч влечет наложение штрафа в размере трех МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание Часть 7 - Движение через железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, запрещающем сигнале светофора или запрещающем сигнале дежурного по переезду, а равно остановка либо стоянка транспортного средства на железнодорожном переезде влечет наложение штрафа в размере пяти МРОТ или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Нарушение Санкция Кто налагает взыскание Часть 8 - Нарушение водителями иных правил дорожного движения, за исключением предусмотренных статьями 114, 114.1, 117, 118, 121.1 настоящего Кодекса и частями первой, второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой настоящей статьи влечет предупреждение или наложение штрафа в размере 0,2 МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель;
* все работники Государственной автомобильной инспекции, имеющие специальное звание;
* участковые инспекторы милиции Статья 117. Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения Часть 1 - Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати МРОТ или лишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Часть 2 - Те же действия, совершенные повторно в течение года влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати МРОТ или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до трех лет
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Нарушение Санкция Кто налагает взыскание Статья 118. Нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба Часть 1 - Нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение материального ущерба влечет наложение штрафа в размере от трех до шести МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Часть 2 - Нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений влечет наложение штрафа в размере от пяти до восьми МРОТ или лишение права управления транспортными средствами сроком от трех до шести месяцев * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Статья 119. Управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления Часть 1 - Управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления этими средствами, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти МРОТ
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Часть 2 - Управление транспортными средствами лицами, лишенными права управления влечет наложение штрафа в размере от пяти до восьми МРОТ
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания
* начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Нарушение Санкция Кто налагает взыскание Часть 3 - Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, повлекшее причинение материального ущерба влечет наложение штрафа в размере от восьми до десяти МРОТ
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Часть 4 - Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, указанными в частях первой и второй настоящей статьи, повлекшее причинение легких телесных повреждений влечет наложение штрафа в размере от десяти до двенадцати МРОТ
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Статья 120. Управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления транспортными средствами и находящимися в состоянии опьянения Часть 1 - Управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления транспортными средствами и находящимися в состоянии опьянения влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати МРОТ
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Часть 2 - Те же действия, совершенные повторно в течение года влекут наложение штрафа в размере от двенадцати до пятнадцати МРОТ
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Нарушение Санкция Кто налагает взыскание Часть 3 - Управление транспортными средствами лицами, лишенными права управления транспортными средствами и находящимися в состоянии опьянения влечет наложение штрафа в размере пятнадцати МРОТ
Дополнительно (на основании ст. 245 КоАП): водитель подлежит отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Статья 121.1. Групповое передвижение, создающее помехи для дорожного движения Участие водителей транспортных средств в групповом передвижении по дорогам, улицам городов и других населенных пунктов, создающем помехи для дорожного движения, или с нарушением правил пользования звуковыми сигналами влечет наложение штрафа в размере от двух до трех МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Статья 126.1. Нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте Нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте влечет наложение на водителей транспортных средств, осуществляющих перевозку, штрафа в размере от одного до трех МРОТ, а на должностных лиц, ответственных за перевозку, штрафа в размере от десяти до двадцати МРОТ * начальник или заместитель начальника Государственной автомобильной инспекции;
* командир подразделения дорожно-патрульной службы и его заместитель Приведем также нормы КоАП, относящиеся к процедуре наложения административного взыскания, в том числе в связи с нарушением ПДД.
Статья 237. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется
(извлечение)
При совершении административных правонарушений, предусмотренных... частями второй и третьей статьи 114, частями первой, второй, третьей и восьмой статьи 115, частями первой и второй статьи 122... настоящего Кодекса, протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него административное взыскание. Протокол не составляется и в иных случаях, когда в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения.
Статья 244. Изъятие вещей и документов
(извлечение)
При совершении нарушения, за которое в соответствии с настоящим Кодексом может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, у водителя (судоводителя) изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в протоколе о правонарушении, а также во временном разрешении на право управления транспортными средствами. После уплаты штрафа водительское удостоверение возвращается владельцу. Изъятие удостоверения производится в порядке, установленном соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации...
Статья 245. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства
Управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно лица, не имеющие права управления транспортными средствами, или лишенные этого права, или не имеющие при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения, или совершившие нарушения, предусмотренные частями четвертой, пятой и седьмой статьи 114 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством, а транспортное средство - задержанию до устранения причины задержания.
Управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат освидетельствованию в установленном порядке на состояние опьянения.
Направление указанных лиц на освидетельствование на состояние опьянения и проведение их освидетельствования производятся в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.
Задержание транспортного средства производится должностным лицом органов внутренних дел, а также должностным лицом военной автомобильной инспекции при совершении водителем или другим лицом, управляющим транспортным средством Вооруженных Сил Российской Федерации, административных правонарушений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 114 настоящего Кодекса.
Задержание транспортного средства оформляется отдельным протоколом или в протоколе об административном правонарушении производится соответствующая запись.
Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания транспортного средства.
Порядок задержания транспортных средств устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации, а порядок их хранения и оплаты хранения - местными органами исполнительной власти.
Примечание. Под задержанием следует понимать запрещение эксплуатации транспортного средства с помещением его на специально отведенное охраняемое место.
Статья 285. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении штрафа
(извлечение)
Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения...
Штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится нарушителем в учреждение Сберегательного банка СССР, за исключением штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 287. Исполнение постановления о наложении штрафа, взыскиваемого на месте
При взимании штрафа в соответствии со статьей 237 настоящего Кодекса на месте совершения административного правонарушения нарушителю выдается квитанция установленного образца, являющаяся документом строгой финансовой отчетности.
В случае неуплаты штрафа на месте совершения административного правонарушения производство по делу, а затем исполнение постановления осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
1 Для тех, кто хотел бы сравнить регулирование в данной сфере по старому КоАП, соответствующая таблица помещена в качестве Приложения.
2 Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения были утверждены вместе с Правилами дорожного движения Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67). А к этому документу ещё прилагается Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
3 См.: Методические рекомендации по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, утв. Письмом МВД России от 19 июня 2002 г. № 1/3582 (в ред. письма МВД России от 08.07.2002 № 13/4-3117).
4 Решение от 6 марта 2001 г. № ГКПИ 01-44 по делу о признании незаконным Приложения 12 к "Инструкции об организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", утв. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 130 от 23 марта 1993 г., в ред. от 12 октября 1999 г. № 797.
5 Общая сумма санкций с возможностью их выбора не равна 56, т.к. санкции формулируются везде по-разному (например, санкция может предполагать как выбор вида наказания, так и разный размер штрафа).
6 Кстати, как ни странно, но на вопрос, сколько в России зарегистрированных автомобилей, официальный сайт ГИБДД РФ (http://www.gai.ru) отвечает: "Такой информации у нас нет и не бывает". Если же опираться на статистические данные, можно оценить число легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан примерно в 20-22 млн., а автолюбителей, обладающих правом на вождение, включая и мотоциклы примерно в 30-35 млн. чел.
??
??
??
??
1
2
<< Пред. стр. 2 (из 2) След. >>