<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 Форма государственного устройства показывает:
 - из каких частей состоит внутренняя структура государства;
 - каково правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов;
 - как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
 - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
 
  По форме территориального устройства все государства можно разделить на три основные группы: унитарное, федеративное, конфедеративное.
  Унитарное - это единое цельное государственное образование , состоящее из административно территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и суверенитетом не обладают. Каковы его признаки? Во-первых, унитарное государство предполагает единые высшие представительные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие верховное руководство страной. Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, единое гражданство, единая денежная система, единая налоговая и кредитная политика.
  В-третьих, составные части унитарного государства ( области, провинции) государственным суверенитетом не обладают и не имеют своих атрибутов государственности. Но иногда местные органы имеют определенные права. В-четвертых, унитарное государство допускает широкую автономию для национальностей, живущих на территории данного государства. В-пятых, на международной арене унитарное государство представляют официальные государственные органы. В-шестых, унитарное государство имеет общие вооруженные силы, которыми управляют центральные органы власти.
  Федерация -добровольное объединение нескольких независимых государственных формирований в одно союзное государство. В ней есть федеральный, союзный и республиканский уровни государственного аппарата. На высшем уровне федерации характер государственности выражается в создании двухпалатного парламента, одна из палат которого выражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного пропорционального представительство В федерации может существовать государственный аппарат на местном уровне. Формальный признак Федерации -наличие двойного гражданства. Вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов: 1. исключительной компетентности федерации, 2. принцип совместной компетентности, 3. принцип трех сфер полномочий.
  Российский федерализм прошел в своем развитии три этапа: создание основ социалистического федерализма (1918 -1936 г.г.); 2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России ( 1937 -1985 г.г.) и реформирование государственного устройства ( 1985 г. - по настоящее время).
  Конфедерация - временный юридический союз суверенных государств, созданный для достижения общих интересов, как правило, внешнеполитических.
  Конфедерация не имеет общих государственных органов, общей армии. Единого бюджета, но может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, единой кредитной политике. Такие образования недолговечны и распадаются по достижении общих целей.( Германский союз 1815 -1867 годы, Швейцарский союз 1815 -1848 годы, Австро-Венгрия -1867 -1918 годы).
  Содружество - весьма аморфная форма организации, в основе которой лежит договор, но члены содружества полностью независимы.
  Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора и усиливает интеграционные связи ( Европейское сообщество).
 
  Сущность и социальное назначение любого государства можно разглядеть в его задачах и основных функциях. Государство имеет внутренние и внешние функции. Првая группа функций - внутренние. Внутренние функции государства - это его роль в жизнедеятельности общества, активность, деятельность государства по организации жизнедеятельности своих граждан. От того, как государство реализует свои внутренние функции, зависит его суверенность. К основным внутренним функциям относятся:
 1. Обеспечение своим гражданам необходимых условий для организации экономической и социальной жизни, опекунство над теми гражданами, которые не могут организовать свою жизнедеятельность (дети, инвалиды, престарелые, стиуденты).
 2. Обеспечение правопорядка - гарантирование своим гражданам элементраного порядка, безопасности жизни (борьба с преступностью, администартивным произволом).
 3. Защита существующего общественного конституционного строя, законно избранной государственной власти, стремление к интегрированию общества, поиск общих платфоорм, согласия между различными политическими силами.
 Втора ягруппа функций государства : внешине. Во внешних функций выражаются назначение и роль государства во взаимоотношениях с другими государствами и нароадами. К внешним функциям относятся:
 1. Обеспечние суверенности, независимости страны, ее безопасности и развития.
 2. Организация сотрудничества с другими государствами во всех сферах.
 3. Защита интересов страны на международной арене, представление страны в международных организациях.
 4.. Информационная функция в международных отношениях (информация о своей стране и информация своих граждан о международной жизни).
  Между внутренними и внешними функциями государства существует тесная связь, так как внегняя политика находится в неразрывной связи с внутренней, а внутеренняя зачастую обуславливается международным положением страны.
 
  Для реализации своих функций государство располагает публично властными институтами:
 - законодательного органа (парламент),
 - исполнительно-распорядительного (правительство, президент),
 - судебно-правовыми системами (издание законов, отправление правосудия, контроль за исполнением предписаний).
 
  Гражданское общество и правовое государство.
 
  Категория "гражданское общество" - одна из ключевых в политологии, особую актуальность она приобрела в последние десятилетия. Что же такое гражданское общество? Общество родилось в глубокой древности и предществовало государству. В дальнейшем оно развивалось в тесной связи с государством. Гражданское же общество сложилось на определенном этапе исторического развития прежде всего западной цивилизации. Говорить о его появлении можно лишь со врмени появления человека-гражданина, индивидуального члена общества, наделенного определенными правами и свободами, несущего ответственность перед обществом за свои действия. Путь западной цивилизации к гражданскому обществу был довольно труден, включая революции, экономические, политические, культурные, духовные и религигиозные трансформации.
  Само понятие "гражданское общество" восходит к временам Аристотеля и Цицерона, когда "гражданское общество"и "политическое" были синонимами. В Древней Греции быть гражданин значило быть членом общества и членом государства. Отдельный человек не мыслил себя без государства, он сотавлял с ним единое целое. В античности и средних веках само общество имело политический характер и ассоциаровалось с государством. Важный момент в формировании гражданского общества - признание исторического характера прав человека. И Д.Локк, и Ж.-Ж.Руссо, и Т.Гоббс, и И.Кант продолжали использовать понятия "гражданское общество" и "государство" как взаимозаменяемые термины.
  Гражданское общество окончательно складывается в период перехода от средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму., между общественными и государственными интситутами выявляются различия. Политичсекое освобождение человека означало и эмансипацию гражданского общества от политики. С ХУ111 века тема о гражданском обществе и его противопоставлении государству стала центральной в работах Т.Спенса, Т.Ходжскина, Э.Сиейеса и особенно во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Наиболее радикально выдвинул концепцию гражданскогьо общества американский идеолог и пафлетист Т.Пейн ( памфлет "Права человека").Он считал государство необходимым злом и думал, чем оно меньше, тем лучше. Потом эту тему разрабатывали А.Токвилль, Д.Милль, но главная заслуга в этом принадлежит Г.Гегелю, который сказал, что гражданское общество -необходимый, но подчиненный элемент более широкого общества, организованного политически. Согласно марксизму, гражданское общество относится к базису и имеет преходящий характер.В.И.Ленин пошел ладьше в этом вопросе, в его работах почти не встречается понятие гражданского общества, а государство - важнейший инструмент политики. Исчез данный термин и из советского обществознания.
  Каковы основные параметры гражданского общества? Его можно представить себе как социальное пространтсво, в котором взаимодействуют независимые друг от друга индивиды, так что большое значение приобретает вопрсо о индивидулаьтной свободе и самоценности каждой личности.. В демократическом обществе правовой статус индивида отделен от его социально-экономической роли в гражданскомобществе. Сфера частных прав и интересов освобождена от политического контроля. Индивидуализм здесь идет рука об руку с гнуманизмом, полюрализмом мнений, права человека и гражданина разграничиваются. В качетсве главнейшего условия существования гражданского общества и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию.
  Гражданство - не только юридический правовой статус, но и социальное состояние, равеснтво перед законом дополняется социально-экономическими правами. Равенство - это состояние, которое создает равные возможности для всех, свобода - равный достпуп ко всему многообразию жизненных шансов.Часть таких забот сегодня берет на себя государство (социальные программы по защите и помощи непривелигированным слоям населения, обеспечение социальной справедливости).
  Правовое государство - это государство, где царит закон и порядок, где гражданин защищен и права и свободы ему гарантированы. Исторически оно возникло в ответ на неравенство прав и санкций, характерных для периода средневековья. Основные принципы правового государства: представительство через партии и организации, соответствующая избирательная система, парламентаризм, конституционализм, разделение властей, отделение церкви от государства, отделение идеологии от государства и приориет свободы над равенством. В правовом государстве правит закон и право, силовые формы разрешения конфликтов заменяются мирными средствами. Все - и уборщица, и президент одинаково равны перед законом.
  Подробнее с связи с этим надо остановиться на правах человека. Права человека - это принципы и нормы зваимоотношения между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать опредленные блага. История развития данного вопроса включает ряд моментов: теория "естественного права (1 тыс. до н.э.)- Антифон, Алкидам, стоики, Мо -Цзы, Аристотель; права - привилегии, дарованные монархом (средневековье); либеральная трактовка прав (эпоха просвещения ХУ111 века) - Билль о правах 1791 года в США; борьба за социальные права (чартизм в Англии, 1948 год - принятие Всеобщей декларации прав человека ООН).
  Существоало три подхода к проблеме прав человека: естественно-исторический, позитивистский и марксистский. Первый выражал точку зрения о внегосудасртвенном происхождении права и невозможности государства отнять эти права у человека. Второй -о независимости прав от социальных и экономических предпосылок. Источником права представители позитивистского напрвления считали государство и право для них было равно закону. Третий взгляд, марксистский подходил к решению данной проблемы с точки зрения классовой морали, дозирования партий.
  В современном мире права человека охраняются и гарантируются государством. Наряду с гражданскими, политическими, экономическими, культурными, естественными правами, существуют коллективные права народов и наций на самоопредление, но есть и обязанности, ответственность граждан ( уважение прав других, уплата налогов, охрана природы).
 
 
 Лекция 9. Место и роль партий в политической системе и государстве.
 
 
 Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. В политической литературе, особенно западной, встречается много подходов к определению понятия "партия"(более двухсот). Они сводятся в целом к таким определениям: 1.) это группа, объединенная идеологическими ценностями, 2.) специфического вида организация;.3.) активная часть либо какого-то класса, либо социльной группы; 4.) выражает конфликт в обществе и служит орудием разрешения конкретных проблем.
  Развернутое определение партии в монографии "Политическая социология" дает Р.-Ж.Шварценберг, подчеркивая необходимость наличия следующих критерий:
 - договременность действия;
 - полномасштабность организации;
 - стремление к осуществлению власти, поскольку цель партии -овладеть власти и участвовать в ее осуществлении;
 - поиск народной поддержки, особенно путем выборов.
 На основании вышеизоженного он предлагает такое определение партии -" это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, та и на местных уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке". [83]
  Первые партии формировались в условиях весьма ограниченного избирательного права и представлляи собой привелигированные группы, пользующиеся гражданскими свободами (например, тори и виги в Англии ХУ11 века). Первые партии были скорее политическим клубами, члены их обладали большой собственностью, они охватывали небольшие группы индивидов ( женщины не могли быть их членами). Все члены таких партий были высоко образованны, осознавали свой выбор, свои интересы, цели, гражданское участие.Их можно назвать клубами "джентельменов". М.Вебер, известный немецкий социолог выделял три этапа формирования партий: партии как аристократические группировки, как политические клубы и современные массовые партии. В действительности, все три стадии прошли лишь английские партии- виги и тори ( либералы и консекрваторы). Большинство же сегоодняшних партий образовались срезу в виде массовых партий. В Англии это произошгло в 1832 году в результате избирательной реформы, в Америке в 30 годах Х1Х века при президенте Джонсоне, во Франции в период революции 1848 года, в России - в 90 годах прошлого столетия (особенно активно процесс многопартийности в России начинается в результате революции 1905 года и манифеста Николая 11 от 17 октября 1905 года - возникают партии монархистов-черносотенцев, либеральные -конституционно-демократическая партия и Союз 17 октября, социал-демократы - большевики и меньшевики, социалисты-революционеры - эсеры и анархисты).
  Политические партии в их современном варианте возникли лишь во второй половине ХIХ века. Многие полагали, что партии и пратийная борьба будут иметь разрушительные последствия для государства. Формирование партий было длительным прцессом, связанным с идеей парламентаизма и постпеннным переходом к всеобщему избирательном праву. Первоначально партии активизировались лишь на время проведения предвыборных кампаний, тогда создавали комитеты в поддержку отдельных кандидатов. По завершении выборов активно действовавшей группой партии оставалась ее инициативная депутатская группа. Надо сказать, что до сих пор существуют такие организационно неоформленные партии, когда членство не обязательно, а главное, поддерживать партию на выборах ( напрмер, партия републиканцев в Америке).
 Политические же партии с оформленным членством, партийными билетами, взносами, собраниями, внутрипартийной дисциплиной появились в Европе в связи с возникновением рабочего движения. Общая черта современных партий, отличающая их от первых партий середины Х1Х века - это наличие партийного аппарата ( группы людей, для которых политика стала профессией).
  Партии принесли в жизнь общества идеологию, так как являлись носителями определенных взглядов и идей. Развилось массовое политическое участие. С самого начала партии разделились на две группы: консервативные и демократические, им соответствали две системы ценностей - религиозная и светская.
  Партии создавались для защиты интересов различных социальных слоев, иногда они становились общенациональными, объединяя много групп. При этом они стали неоднородными и разделились на фракции, что способствовало их гибкости. Социальную базу партии составляли слои, среди которых она пользовалась большим влиянием, ее эекторатом были избиратели, регулярно отдающие ей свои голоса на выборах
  Традиционной базой социал-демократических партий, были, например, рабочие; либерально-демократических - служащие, интеллигенты, мелкие предприниматели; аграрные опирались на сельское население; за конфессиональные отдавали голоса верующие. Но с конца 70 -х годов ХХ века крупные партии стали получать на выборах голоса избирателей, принадлежащих к разным группам населения.
  Для партии важны программные документы. Так, в программах социал-демократов людей прельщает социальная солидарность, сотрудничество, помощь слабым и незащищенным группам населения,одновременно с приходои к власти растут расходы на социальную сферу и налоги. В случае прихода республиканцев в США, консерваторов в Великобретании, ХДС в Германиии развивается частная предпринимательство, инициатива, оживляется деятельность крупного капитала.
 Партии имеют множество функций: защита интересов разных социальных групп населения; разработка идеологии и политических установок; формулирование парвил политической игры; формирование правящей элиты; активизация гражданского общества. Деятельность партий зависит от исторической обстановки. Так, в США функции двух основных партий (республиканцев и демокраратов) ограничены избирательной кампанией. Иногда функции меняются - так, социал-демократическая партия Швеции в 1920 году выступила за свержение существующего строя, потом этот лозунг заменили на реформирование системы, на основе которой создали специфическую шведскую модель государства (рынок, децентрализация, высокий уровень жизни, размер жилплощади до 45 метров квадратных на человека, бесплатное образование и медицинское обслуживание, 5-недельный оплачиваемый отпуск и т.п.)
  Характер и функции партий связаны с типологией. В марксизме царил классовый подход ( рабочие, буржуазные, крестьянские); по идеологическому признаку различали революционные, реформистские, консервативные, прагматические; по месту и роли в олитичсекой системе - правящие и оппозиционные, авангардные и парламентские. В зависимости от численности и внутренней структуры применяют "бинарную" типологию: партии кадровые (американские) и массовые (европейские коммунистические и социал-демократические). Конечно, любая типология партий относительна, так как партии могут быть правящими, оппозиционными, легальными и нелегальными, революционными и реформистскими, консервативными и обюрократившимися, массовыми и кадровыми, авангардными и парламентскими.
  По признаку внутрипартийных структур выделяют кадровые и массовые партии. Массовые отличаются многочисленностью состава, взаимосвязью членов, основная деятельность их имеет идеологическую и воспитательную направленность.Они активно участвуют в избирательном процессен, руководство в них принадлежит профессиональным политикам, профессиональной бюрократии.
  Иное дело - кадровые партии, этор объединение так называмых "нотаблей". Это люди, которые своим именем и престижем повышают авторитет кандидата в депутаты, завоювывают ему голоса, они -организаторы предвыборных кампаний, наконец, они - их финансисты. Кадровые партии в основном действуют в периорд предвыборных марафонов, потом, в промежутках между выборами, их жизнь замирает. Как парвило, официальный прием в члены партии отсутствует, руководство осуществляют "нотабли".
  Ряд партий рассматриваются как полумассовцые, полукадровые - промежуточный тип. ( Наприемр, британские лейбористы в первые годы своего существования).
  По характеру первичных организаций выделяют 4 разновидности партий: партии -комитеты, партии -секции, партии-ячейки, партии-милиции.
 1. Партии-комитеты являются кадровыми, первичные организации там отсутствуют, они рыхлые и неоформленные. Примеры - консервативная и либеральная партии Великобритаии в Х1Х веке.
 2. Партии -секции имеют разветвленную сеть местных организаций. Они централизованные, с жестской дисциплиной, но в то же время допускают "горизонтальные связи" между низовыми подразделениями.
 3. Партии -ячейки отличаются более жесстской структурой. Ячейки создаются неа рабочих местах и внутрипартийные связи носят "вертикальный" характер: сверху идут директивы, снизу - отчеты. Фракции запрещены, деятельность носит авторитарный характер.
 4. Партии-милиции имеют военнизированную структуру с ее главным отличительным признаком -единоначалия.Например, штурмовые отряды НСДАП, хотя сама она партией секционного типа, терроритические организации, а так же партии Ливана, Северной Ирландии).
  Но характеризовать их следует не по программам и лозунгам, а по реальным действиям.
  Политические партии, которые имеют реальную возможность участвовать в формировании государственных органов, воздействоать на курс страны, в совокупности составляют партийную систему. Бывают однопартийная, двухпартийная, многопартийная партийные системы.Классический пример однопартийной системы - 70 -летнее пребывание у власти в СССР КПСС. Бипартийная ( двухпартийная) система сложилась в США, гда две партии, республиканцы, боровшиеся против рабсьва и демократы, южане, периодически сменяли у власти друг друга. Такая же система действует и в Великобретании, где лейбористы и консерваторы в течении многих десятилетий неизменно побеждают на выборах, хотя есть и другие партии.Двухсполовинная система царит в Германии, там СДПГ и ХДС-ХСС пользовались небольшой партией Свободных демократов как "младщим партнером для того, чтобы придти к власти. В многопартийных системах за власть борются несколько партий, при создании парвительства они образуют коалицию. Бывают там и доминантные партии, как в Италии ( Христианско-демократическая) или в Сингапуре ( Партия народного действия), Япониии (Либерально-демократическая партия), Индии, Малайзии.
  В России в настоящее время, с 1988 года наблюдаютя процессы создания многочисленных партий ( сегодня их насчитывается 116), их можно разделить на три группы: правые (неолибералы и антикоммунисты), левые(коммунитсы, аграрии, социалисты) и центр (демократические партии). К первой группе следует отнести тех, кто выступает за капитализацию и европеизацию России - Демократический выбор России, Партия экономической свободы, Либерально-демократическая партия России. Эти партии являются кадровыми. Вторая группа - КПРФ ( на декабрьских выборах 1995 года в Государственную думу эта партия победила) и Аграрная партия России. Третья группа, центристская - стоит за демократизацию и модернизацию страны ( Российская социал-демократическая народная партия, Демократическая партия России, Наш Дом Россия). Это электорально-массовые партии.
  До августа 1991 года за власть боролись коммунисты и демократы, затем реформисты и консеваторы, теперь добавились разногласия между демократами и сторонниками авторитаризма, государственниками и сепаратистами, хотя противоречия между демократами-реформаторами и коммунистами не снялись. Ясно одно, что Россия не вернется к монопартийности.
 
  Партии вырастают из общественых движений и организаций. Общественные движения -это формы объединения людей, характеризующие их совместные устремления к осуществлению общих целей ( Национальные, Народные, Отечественные фронты, движение нациаонального возрождения, профсоюзные объединения типа польской "Солидарности"). Обретая определенную структуру, они перерастают в организацию ( ассоциаации, союзы, лющества, любительские объединения). Для них характерна стихийность, разобщеность, неорганизованность.
  По критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические, общедемократические , экологические.
  По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, инетернациональные, религиозные, научные, просветительсвик.
  По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, парламентские, учебные, научные.
  По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые.
  По социальному составу: молодежные, женские, профессиональные.
  По способу организации: клубы, ассоциации, союзы, фронты.
  Общественные движения и организации призваны удовлетворять и реализовывать интересы различных социальных групп населения и обеспечивать им участие в общественных и государственных делах. Таким образом, причины возникновения этих движений в неудовлетоворенности групповых потребностей через деятельность институтов и паротий, наличие различных проблем в обществе.
  Общественные движения создаются на добровольных началах и не противостоят государству, а сотрудничают с ним, помогая ему учитывать интересы разных групп. Методы работы общественных орагнизаций и движений - убеждение и востпитание, при этом они никогда не прибегают к принуждению, как государство. Наиболее массовые из них - профсоюзы, сочетающие политические и экономичексие функции. Нередко они контролируют деятельность опредленных партий (особенно сильны профсоюзы Швеции). Большое влияние в мире имеют союзы предпринимателей - Национальная ассоциация промышленников и Торговая палата в США, Британская конференция промышленников, Совет французских предпринимателей, Научно-промышленный союз в России). В политической жизни активную роль играет церковь.Например, в мусульманском мире, где даже возник панисламизм, в католических странах, допустим в Польше, Италии, гепд огромное знаечние и имеет католицизм и авторитет Папы Римского. Церковь не может быть равнодушна к политике, она либо поддерживает ее, либо противостоит ей.
  В современной России спектр массовых организаций и движений довольно широк - одни ( консервативные( стремятся восстановить коммунистические порядки и СССР, другие (реформистские,) хотят осуществить коренные преобразования страны, есть умеренные реформаторы, активную роль играют движения протеста ( Народные фронты), блоки-движения ( Демократическая Россия, Объединенный фронт трудящихся России, Трудовая Москва), большое значение приобретает экологическое движение, движение за мир.[ 84]
  Прослеживая диалектику процесса формирования движений, надо отметить их политизированность, антисоциалистическую и антисоветскую направленность, превалирование разрушительного, а не созидательного моментов. Противостояние общественных сил в нашем обществе - свидетельство глубокого кризиса, выход из которого лежит на пути демократизации страны.
 
 
 Лекция 10. Формы политического участия. Выборы. Избирательные системы.
 
 
  Политическое участие - это прежде всего совместные действия социально-политических сил в политическом процессе, это представительство и защита своих интересов с помощью определенных методов, средств и приемов, это реакция на политические события.
  Политический процесс - это динамическая сторона политической системы. Основа политического процесса - политическое поведение и действие. Политический процесс имеет три стадии: конституирование, или создание политической системы; функционирование (состоит из циклов принятия решений, реализации и контроля за их выполнением); и развитие, или смена политической системы.
  Политическаая ситуация зависит от многих условий:
 - политически стабильная обстановка;
 - реформаторская ситуация, которая может привести к конструированию новой политической системы, как в России в 90 годах ХХ века;
 - революционная ситуация, как в России в 1917 году;
 - политический застой, когда система не претерпивает изменений, как в СССР периода правления Л.И.Брежнева;
 - конфликтная ситуация, характеризающаяся столкновением политичских сил, как в России в октябре 1993 года (столкновение Верховного Совета и президента страны).
  Таким образом, политическое участие - вовлеченность в политический процесс.
  Основные формы политического участия: предвыборная активность, лоббистская деятельность, организационная активность, установление контактов, конфликтная форма участия (насилие - революция, гражданская война).
  Прослеживаются два типа политического участия - с высокой (ведение избирательных кампаний, участие в демонстраицях, насильственныхдействиях) и низкой (подчиненеие закону, участие в голосовании, защита страны) степенью вовлеченности. Некоторые виды воздействия на власть большинство населения считает неподустимыми, это подкуп, подрывные акции, терроризм.
  Политическое участие может быть индивидуальным и коллективным, оргнизованным и стихийным, мирным и насильственным, законным и незаконным, эффективным и неэффективным, мобилизованным (под чьим-нибудь руковдством) и автономным ( каждый сам по себе).
  Процесс политизации личности связан с индивидуализированными условиями - с социальным статусом человека, его классовой принадлежностью, измерением которых может служить образование, доход, профессия. Индивиды, занимающие высокий уровень по этим показателям, демонстрируют более высокую степень приверженности данной системе и проявляют большую политическую активность ( см таблицы 1 и 2). [85]
 
  Англия Италия США Образование Начальное 6,5 (593) 5,7 ( 692) 6,6 (339) Среднее 6,9 (322) 6,6 (245) 7,2 (443) Высшее 7,4 ( 48) 6,4 ( 54) 7,5 ( 188) Общий показатель 6,7 (963) 6,0 (942) 7,1 ( 970) Профессия Неквалифицированные и фермеры 6,6 (307) 5,6 ( 339) 6,7 ( 86) Квалифицированные 6,5 ( 279) 5,9 ( 157) 7,0 ( 392) Малый бизнес 7,0 ( 199) 6,4 ( 229) 7,3 ( 267) Администрация 7,3 (90) 6,7 ( 43) 7,6 ( 101) Общий показатель 6,7 ( 875) 6,9 ( 760) 7,1 ( 846) Доход Низкий 6,1 (115) 6,1 ( 31) 6,6 ( 980) Средненизкий 6,6 ( 377) 6,1 ( 130) 6,9 ( 90) Средний 6,8 ( 289) 6,1 ( 130) 6,9 (99) Средневысокий 7,1 ( 73) 6,5 (97) 7,3 ( 217) Высокий 7,2 (59) 6,7 ( 62) 7,3 ( 466) Общий показатель 6,7 ( 913) 6,3 ( 541) 7,2 ( 952)
 Градация годовых доходов.
 ( очень высокие доходы исключены)
 
  Англия
 (фунты стерлингов) Италия
 (лиры) США
 (доллары) Низкий 300 200 000 1000 Средненизкий 650 400 000 2000 Средневысокий 1500 1000 000 5000 Высокий выше Выше выше
  Немалую роль играют и социодемографические факторы - например, эмпирические исследования не раз доказывали, что женщины проявляют меньшую политическую активность в сравнении с мужчинами. Влияние пола на участие в политической жизни страны в разных странах неодинаково. В традиционных обществах участие женщин значительно ниже. В странах, где невысоко уровень социально-экономического развития, тоже велик разрыв между мужчиной и женщиной в обладании реальными возможностями для участия в политической жизни.В модернизированных государствах значение и роль женщины выше, чем в менее модернизированных. Где низкие стандарты жизенного уровня, роль женщин принижена, они не имеют ни времени, ни средств заниматься политикой.Дело осложняется тем, что в глазах общественного мнения роль лиедра-политика зачастую ассоциируется с мужчиной.
  В вопросе о возрасте общим для западных аналитиков являеться утверждение о том, что молодежь настроена более экстремистски, она поддерживает крайние политические взгляды, в то время как пожилые люди опираются на трезвый анализ общекства.
  Определенное влияние на характер политического участия оказывает место жительства индивида - городские жители более активны, чем сельские. Но самые интенсивные впечатления о политическом участии индивиды получают в семье. Конечно, есть различия в статусе семьи. Так, семьи с высоким доходом и уровнем образования прививают более активный и ответственный тип политической культуры. Низкий статус семьи предопределяет некритическое восприятие власти, комформизм (соглашательство).
  Но не только внешнее окружение индивида играет роль в мотивации политического поведения. Многое зависит от того, кае человек воспринимает внешний мир, ведь реальный и воображаемый мир не всегда совпадают. Мы формируем аналог реального мира. Кроме того, вовлеченность в политику так же различна. Американские исследователи в 70 годах ХХ века выявили следующую зависимость в этой области [86]:
 
 Высокая вовлеченность Низкая вовлеченность
  Мужчины Женщины Белые Чернокожие От 35 лет и выше Менее 35 лет Высокий уровень образования Низкий уровень образования Горожане Сельские жители Члены многих организаций Отсутствие членства Специалисты,бизнесмены Неквалифицированные рабочие
  Большинство людей хотят принимать участие в правительственных решениях, но, как ни странно, ничего для этого не делают. Некоторые специалисты-политологи считают, что их затставляет воздерживаться рациональный подчсет выгод и затрат. Ведь резульататми участия пользуются все, поэтому велик соблазн воспользоваться этими результатами "за чужой счет".(Точка зрения А.Даунса в его книге "Экономическая теория демократии"). И все же многие предпочитают активное участие в политике, так как это способствует развитию и самоутвреждению личности, наполняет жизнь индивида смыслом и значимостью.
  Формы политического участия многообразны: голосование, участие в политических кампнаиях, контакты с политиками, участие в местной политическорй жизни, участие в конфликтах, движениях протеста, участие в выборах, наконец, политическая апатия.
  При голосовании инициатива исходит от небольшой части граждан, избиратели лишь голосуют за то, что примерно соответсвует их запросам.Результаты даже в лучшем случае будут весьма обобщенными, что облегчает манипулирование общественным мнением.
  Участие в политических кампаниях предполагает активное взаимодействие с другими людьми, проявление большей инициативы.
  Роль личных контактов с политиками очень велика, это неконфликтный стиль общения, ориентированный на патрненрстов по любым проблемам, от глобальных (война в Чечне, Афганистане, на Балканах) до индивидуальных проблем.
  В структуре поведения избирателей американские политологи выделяют два измерения: активность и предпочтение. В США в 70 годах ХХ века активность избирателей выражалась следующим образом [87] -
 
 Активность
 - активисты в организациях ( 0,25%)
 - помощники ( 5%)
 - лидеры общественного мнения ( 25%)
 - голосующие ( от 25 до 35%)
 - неголосующие ( от 30 до 40%)
 - аполитичные (от 3 до 7%)
 
 Предпочтение же отдавали либо демократам, либо республиканцем, подразделяя их на стойких, слабых и независимых.
  К политической апатии ведет кризис участия - нежелание граждан участвовать в общественной жизни, равнодушие к ценностям демократии. В перходных системах главная причина апатии - недостаточно быстрые темпы введения гражданских свобод и образования организационных условий участия. Другая причина - отчуждение между избирателями и правительством, источником которой может быть бюрократизация государственного управления, коррупция политиков. В модернизированных соревновательных системах признается, что политическая система функционирует стабильно и в интересах людей. Население не политизировано, не ориентировано на конфликтное участие. Индивидуальное участие не имеет непосредственного значения, так как ситуация предсказуема. Вот эта политическая предсказуемость и становится причиной апатии в модернизированных системах.
  Эффективность политической системы зависит от политической активности граждан. В современном демократическом обществе основной формой активности большинства граждан являются участие в выборах, которые происходят регулярно ( через 4 года, или через 6 лет, через 12 как установлено законом).
  Президент обычно избирается на 4 года, считается, что такой срок достаточно для реализации своей программы. Местные органы власти тоже избираются на 4 года ( исключение составляет Германия -12 лет). Внеочередные выборы назначаются ввиду болезни политика, занимающего выборный пост.
  В демократических странах выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права. В истории человечества борьба за всеобщее избирательное право связана с борьбой за отмену имущественного и образовательного ценза ( образовательный ценз сохранился сегодня в Латинской Америке, в Африке и Азии он отменен). Длительной была так же борьба за предоставление избирательного права женщинам. В 1902 году всеобщее избирательное право для женщин с 21 года впервые провозгласила Австралия. В Финляндии оно было введено с 1906 года, в России с февраля 1917 года, в Англии - с 1918 года, в США - с 1920, в Италии -с 1945 года, в Швейцарии - с 1971 года, в Лихтенштейне - с1984 года.
  Кроме того, для кандидатов на высокие государственные посты существует высокий ценз оседлости, они должны прожить в стране не менее 15 лет.
 Со дня официального объявления даты выборов, начинается предвыборная кампания: составляются списки избирателей, выдвигаются и регистрируются кандидаты, идет предвыборная агитация, проводится голосованеи; по завершении избирательной кампании организуется подсчет голосов и подводятся итоги выборов. Выборы проводят по избирательным округам. Они создаются таким образом, чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом жителей. Здесь нужно учитывать много факторов: административно-террирториальные границы, численность населения, проживание этнических меньшинств и т.д. Обычно ссиски избирателей составляют местные органы власти, но иногда ( Малайзия,США) избиратели сами должны явиться на избирательные участки и зарегистрироваться.
  Существует несколько способов выдвижение кандидатов. В Англии, Бельгии, Дании достаточно подать заявление самого кандидата с несколькими подписями избирателей. Иногда нужна петиция от имени партии ( Австрия, Индия, Германия, Швейцария). Проводят и первичные выборы - праймериз ( ЮАР), чтобы выявит наиболее влиятельного кандидата. При регистрации вносится залог - материальное подтверждение серьезности намерений претендента. В Англии сумма залога - 1500 фунтов стерлингов, в Индии -500 рупий, во Франции -1 тысяча франков. Залог не возвращается, если кандидат не получил миниум голосов.
  Большие средства тратятся на предвыборную кампанию, смысл которой в том, чтобы избиратель познакомился с программами претендентов и сделал осознанный выбор. Партии проводят митинги и собрания, выступают в прессе и на телевидении. Современная избирательная кампания - дорогостоящее предприятие, поскольку связано с прессой и телевидением. К этой работе широко привлекают социологов, психологов, политологов, пиерменов. Часть расходоа на предвыборную кампанию берет на себя государство. Предвыборная кампания заканчивается за день до голосования. Оно бывает тайным, в некоторых странах применяются специальные машины, чтобы избежать подтасовки результатов голосования.
  Существуют правила опредления результатов голосования, совокупность таких правил называется избирательной системой.
  Основные избирательные системы, распространенные сегодня в мире - мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
  При этом мажоритарно избранным считается кандидат, набравший большинство голосов. Есть две разновидности мажоритарной систиемы -абсолютного и относительного большинства. При абсолютной системе побеждаетр кандидлат, набравший 50% голосов плюс один голос, при отновсительной системе побюеда отдается тому, кто набрал больше голосов, чем каждый из его соперников в отдельности. У мажоритарной системы имеютмся нгедостатки: при ее применении голоса, поданные сверх необходимых кандидату, не учитываются, оказываются лишними и предпочтение получает крупная партия, особенно при разобщенной оппозиции.При мажоритарной истеме возможна победа партии и получение ею большинства мест в парламенте, за которую проголосовало меньшинство избирателей. В осбенно трудные условия мажоритарная истема ставит мелкие партии. В настоящее время эта система применяется в Индии,Конго, Мексике, Танзании, Таиланде, Франции. Японии. В Англии, Канаде, Новой Зеландии, США принята вестминстерская система ( система относительного большинства с голосованием в один тур).
  Преимущества мажоритарной ситемы в том, что, усиливая крупные партии, она создает стабильные правительства.
  Устранить несоответствие между количеством поддерживающих партию избирателей и ее представительством в выборных органах власти позволяет пропорциальная избирательная система. Рассмотрим пример: в избирательном округе выставлены два списка ( от партии А и Б), а выбраны должны быть 3 депутата. В гоолосовании приняло участие 180 тысяч человек. Число поданных голосов делится на количество мест(3), получается квота =60 тысячам. За спсиок А подано 110 тысяч голосо и она укладывается в квоту один раз при остатке 50 тысяч. Партия Б получила 70 тысяч, тоже один раз плюс остаток 10 тысяч. Обе партии получили по 1месту в парламенте, при опредлении третьего свободного места учитывается, что отсаток у партии А больше, она получает еще одно место ( второй депутат по списку). В некоторых странах голосуют за партию в целом и за отдельного кандидата ( Швейцария, Италия, Австрия). Пропорциональная система позволяет определить долю представительства мелких партий, но способствует дроблению политических сил. Для преодоления этих недостатков вводится заградительный пункт ( обычно 5%). Ныне пропорциональная система действет в Автсрии, Бельгии, Греции, Люксембурге, Италии, Норвегии, Румынии, Финляндии, а так же в Латиноамериканских странах.[88]
  В некоторых государствах функционирует смешанная система, в частности у нас. В России применяют и мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.
  К выбрам близки такие формы политического участия как референдум и плебисцит ( прямая демократия). Родина референдума - Швейцария. Референдум - это голосование по законодательному или внутри и внешнеполитическому вопросу. Инициатива его проведения предоставляется главе государства, правительству, общественным органзациям. При подготовке референдумов избирательныве округа не создаются, принятым считается решение, за котрое проголосовало большинство граждан. В США и Швейцарии широко распротсарнены местные референдумы. Референдум имеет свои слабые стороны: велико число не участвующих в голосовании, решение принимается незначительным ьольшинством, общественное мнение может измениться. Официально принято считать, что решение должно поддержать квалифицированное большинство- две трети граждан, участвующих в голосовании.
  Плебисцит - опрос голосованием населения о принадлежности территории, где оьно проживает тому или другому государству. Во внутриполитической жизни - это вопрос о доверии главе правительства. Во Франции плебисцит узаконил монархию Луи Бонапрта, В Германии референдум 19 августа 1934 года передал власть Гитлеру ( 90 % выступили за избрание его президентом).
 
 
 Лекция 11. Политический конфликт.
 
 
  Политические конфликты - это конфликты по поводу власти, они возникают из различий интересов, соперничества и борьбы групп населения. В современной политичсекой жизни можно проследить такие конфликты, как между исполнительной и законодательной властью, внутрипарламентский. Управленческий, внутрипартийный, между парлмаентом и президентом. В основе конфликтов лежат противоречия, и самое глубокое противореиче между между политическим обшеством как единым целым и неравенством включенных в него индивидов и групп.Нельзя объяснить конфликт только экономическими, объективными причинами или только субъективными причинами. Конечно, на поверхности фигурируют личные иньтересы и цели лидеров или партий (убийство Екатериной 11 Петра 111, убийство Павла 1). Но в целом в первом случаен имело место недовольство придворной верхушки и гвардейцев безумствами Петра 111, а конфликт 12 марта 1801 года так же был между Павлом и придворной знатью, дворянской элитой. Павловские реформы не совпадали с интересами этой элиты - вопрос стоял так :просвященный или непросвященный абсолютизм, а существенных перемен в жизни общества это не произошло бы ни в том, ни в другом случае. Или наше время - 80 -90 годы ХХ века, многие думали, что это вражда Горбачева и Ельчина. Но в действительности, были серьезные общественные противоречия, глубинные интересы и цели групп населения. Или конфликт в Квебеке между англоязычной и франкоязычной общностями в 1995 году, он политический, но причина его не в политическом режиме.
  Политическая борьба изобилует разнообразными методами и приемами - от честных до грязных, от мирных до насильственных. В России за 76 лет ( с 1725 по 1801 годы) было 8 дворцовых переворотов. Из 46 римских императоров 33 были насильственно свергнуты. Сталин во многом повторил папу римского времен средневековья.[ 89 ]
  В современном цивилизованном обществе все методы политической борьбы можно разделить на две группы: мирные (переговорные и связанные с реализацией средств демократии) и военные (репрессии, мятежи, революции, войны). По отношению к законам конфликты подразделяются на легитимные и нелегитимные, например, движения в России во второй половине 80 годов ХХ века были объявлены "неформальными", существующим законодательством они не были разрешены. Или война в Чечне в 1994 -1885 годах -Президент, парвительство и Конституционный суд счел ее легитимной, а обе палаты Федерального собрания сочли эту акцию незаконной.
  В нынешней России политический конфлиет - продолжение экономического, социального, идеологического конефликтов. Политическое общество в России сочетает черты разрушенной советской системы, элементы полуавторитарной и полудемокартической системы западного буржуазного типа. Российское общество перегружено противоречиями. Коммунистическая оппозиция дополняется коалицией "новых русских" с банкирами и предпринимателями, отставными генералами, независимыми профсоюзами, партией "Яблоко" и т.п. Оппозиция же демократических партий неантогонистична, так как спор идет лишь о тактике проведения капитализации страны. В 1995 году по опросам общественного мнения было сделано заключение о том, что большинство россиян не поддерживает реформы, проводимые под руководством президента. Поэтому демократические партии ( "Выбор России") и блоки ( "Наш дом Россия") отмеживались от президента.
  Основное противоречие нашего общество - между старшим поколением, приверженцами советских структур и происходящей перестройкой системы управления, менталитета. Лишь одна треть россиян одобряет Конституцию 1993 года, более 74 % сожалеют о распаде СССР, более 40% высказываются за восстановление советской системы. [ 90 ]
  Более частными являются противоречия между ветвями власти, между новой и старой элитами, между партиями и движениями.Современный электорат Росиии разнолик - 21% - демократическая оппозиция, 23% - коммунисты и патриоты, 12% - центрасты, 45% -молчаливое большинство населения, отказывающееся голосовать. Так, правоцентристскую партию "Наш дом Россия" сначала поддерживали молодые люди с доходом выше среднего и пожилые со средним доходом и ниже, часть рабочих, но эта партия не удовлетворяет надежды масс на поворот политики в сторону обнищавшего народа. ЛДПР ( партия Жириновского) состоит из люмпенизированных слоев, рабочих города и села, молодежи кримилизированных структур, военных. "Аграрная партия России" выступает за возрождение крестьянства как класса и отвергает реформы последних 4 лет. Классовый характер носит и программа КП РФ.
  На первом плане в России сегодняшних дней остается конфликт между президентским режимом, постсоветской системой и коммунистической оппозицией ( компартия и Федеральное собрание, где большинство за коммунистами). Насильственное противоборство этих структур имело место в мае и октябре 1993 года в Москве, теперь эти противоречия стремятся решить на легитимной основе (импичмент президенту России, который недавно пыталась объявить Государственная дума).
  При разрешении и регулированиии политических конфликтов большая роль принрадлежит консенсусу и компромиссу. Копромисс - соглашение на основе ивзаимных уступок. Бывают компромиссы вынужденные (вопросы, связанные с выживанием, наспример, экономический союз государств, входивших ранее в СССР) и добровольные ( союзы блоков и партий).
  Консенсус - это достижение согласия с аргументами противника в споре. Он характерен для демократических государств с устоявшейся политической системой, типа скандинавских стран. В молодой российской демократии консенсус пока недостижим. Как термин "консенсус" в нашей стране стал популярен лишь с 1885 года, с легкой руки М.С.Горбачева -первого и последнего перзидента СССР, любившего употреблять это слово. На Западе же консенсус - основной принцип взаимодействия политических сил и в зарубежной политической науке данное является одним из главных.
 
 
 Лекция 12. Политический режим.
 
 
 
 
  Форма государственного режима ( см. схему ) представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Государственный, политический режим - в широком смысле слова - условия, в которых функционирует политическая система в целом, то есть определенный политический климат, существующий в обществе на данном этапе развития. В узком смысле - это условия формирования и функционирования власти, совокупность приемов и методов властвования.
  Содержание политического режима определяется рядом факторов:
 1. Место и роль главы государства.
 2. Способ и порядок формирования представительных органов власти (тип избирательной системы), взаимоотношения между государственными структурами.
 3. Положение органов подавления и насилия (КГБ ).
 4. Взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью.
 5. Условия деятельности партий и других общественных организаций.
 Большое значение в оценке политического режима имеет такой фактор, как объем прав и свобод граждан, но определяющее значение имеет метод властвования. Есть два типа властвования:: принуждение, основанное на силе и убеждение, основанное на свободе. Им соответствуют два основных типа политического режима - тоталитаризм и демократия, промежуточным между ними является авторитаризм.
  Последнее время некоторые политологи (А. Мигранян) выделяют посттоталитарный ( разновидность авторитаризма в его переходном состоянии, СССР после смерти Сталина, например, или смена режима Хомейни в Иране) и султанический режим (когда высший правитель оприаетрся на произвол - режим Кадафи в Ливии, в КНДР).
 
  Тоталитаризм.
 
  Еще в древнем мире существовали такие государства как восточные деспотии, тирании в Древнем Риме. Еще в У веке до нашей эры Гераклит писал, что можно управлять всеми вещами. Такие философы как Платон, Мор, Бабеф, Сен-Симон, Руссо, Фихте, Гегель, Маркс, Ленин, Сорель внесли свой вклад в разработку теории тирании и деспотий, так как утопия всегда тоталитарна.
  Для деспотизма ( в греческом языке это слово означало неограниченную власть) характерно полный произвол одного лица в правлении, бесправие подданных, отсутствие моральных начал в управлении, жесткое подавление любого несогласия и выступлений народных масс. Это абсолютная монархия, неограниченная власть одного деспота, обожествляемого и почитаемого всеми.
  Тирании Древнего Рима тоже основаны на единоличном правлении ( тирания Писсистрата, Суллы, Калигулы, Цезаря). Отличие ее от деспотий, в том тиран захватывает власть путем государственного переворота, она не переходит к нему по наследству. Власть тирана устанавливается насильно и лишена нравственных начал. В средневековье тоже бывали случаи установления тирании (например, тирания Лоренцо Медичи во Флоренции, когда пытали и отправили в ссылку Н. Макиавелли).
 Однако само понятие тоталитаризм ( от латинского слова - целый, всеобщий ) возникает лишь в ХХ веке. Впервые его употребил в 1922 году итальянский фашист Муссолини, введя этот термин в политический обиход, в научный оборот его ввели итальянские политологи Джованни Амендола и Пиеро Габетти в 1923 году [ 91 ] Предпосылками его возникновения были:
 1. Индустриальная стадия развития общества ( экономические предпосылки).
 2. Коллективистское механическое мировоззрение ( политические предпосылки).
 3. Ликвидация психологической неудовлетворенности человека ( идеологические предпосылки).
 4. Рост маргинальных слоев населения, люмпенов, безработных, нищих которые агрессивно настроены и появление которых связано с кризисами производства ( социальные предпосылки).
 5. Важным политическим условием возникновения тоталитаризма является появление партии нового типа, чрезвычайно идеологизированной во главе с обожествляемым вождем.
  Тоталитарный политический режим имеет три главнейших признака: абсолютная власть системы над человеком (идеологическая, социально-политическая, экономическая); мощное массированное внушение через средства масовой информации; аморальность и презрение к человеку. [92]
  Каковы характерные черты тоталитаризма в идеологической сфере? Именно в сфере тоталитарного сознания, в идеологии тоталитаризм черпает свои силы. Идеологизация общественной жизни - важная черта тоталитаризма. Причем, различным формам тоталитарной идеологии присущи общие свойства: 1. эсхатологическая и телеологическая ( когда история понимается как движение к определенной цели и главным лозунгом становится " цель оправдывает средства"); 2. хилиастические идеи о счастливом будущем ( юудь то коммунизм или тысячалетний рейх); 3. идеология тоталитаризма всегда революционна и создает образ нового человека (миф о роли рабочего класса в истории, о роли арийской расы); 4. патерналистский дух, то есть покровительственное отношение вождей к недостаточно просвещенным народным массам; 5. обязательный характер идеологии, манипулирование общественным сознанием, ритуализация пропаганды ( религиозный культ), средства массовой информации контролируются,общечеловеческая мораль отрицается, индивидуальность подавляется, инакомыслие преследуетс (НКВД, КГБ ), царит уравнительность и бдительность к классовым врагам. [93]
  Политические черты тоталитаризма выражаются в том, что власть проникает во все сферы социального организма, в частную жизнь людей. Гражданское общество устраняется. Партия срастается с государством, любые оппозиции запрещаются, используются приемы псевдодемократии ( безальтернативные выборы) и мощный репрессивный аппарат. Сакрализация верховной власти сочетается со слепой верой вождю и страхом за свою судьбу.
  Социальные и экономические черты тоталитаризма заключаются в том, что он провозглашает превосходство одного класса над другими, делит людекй на своих и чужих ( внтуренних и внешних врагов, арийцев и евреев). В экономике сильно ограничивается частная собственность и рынок. Ликвидация частной собственности ведет к люмпенизации населения, индивид находится в прямой зависисмости от государства и не может получить ни работу, ни жилье без ведома государства. Личность утрачивает все свои права и попадает под тотальный контроль. "Новый человек" должен быть предан вождям и готов на жертвы и лишения ради светлого будущего, ради общего дела. Происходит коренная ломка старой социальной структуры общества, госпосдтвующие классы физически уничтожаются или лишаются всего, новая социальная структура зависит от обладания властью, от социальных и экономических привилегий. Рождается номенклатура - опора нового тоталитарного строя. На словах провозглашается социально однородное общество, на деле же царит социальное неравенство. Партийцы, советские работники, чиновники-бюрократы, карьеристы-выдвиженцы имеют все, простые труженники не имеют ничего. В экономике первым делом осуществляется национализация командных высот промышленности, уничтожаются рынок и конкуренция, во главу угла ставятся командно-административные методы управления и планирование народного хозяйства (часто необоснованно завышенное).
  История дала нам три разновидности тоталитаризма: коммунизм, фашизм и национал-социализм. Коммунизм попытались построить в Советской России, где, начиная с 1918 года было установлено тоталитарное общество. Положительные черты коммунизма в том, что он обеспечил высокий уровень образованности всего народа, дал гарантии социальной защищенности населения, развил космическую и военно-техническую промышленность, снизил уровень преступности в стране. Если в тридцатые годы СССР захлестнули репрессии, то в 40 - 80 годы ХХ века этого не было.При строительстве нового мира коммунизм опирался на рабочий класс и говорил о его ведущей роли. Примеру нашей страны последовали некоторые другие государства, но социалистические эксперименты закончились там весьма печально ( Пол Пот в Кампучии приказал мотыгами убивать своих соплеменников. Мао Цзэ Дун в Китае уничтожил наиболее видных представителей своего народа в период культурной революции, Ким Ир Сен в С.Корее, Ф. Кастро на Кубе довели свои народы до нищего состояния).
  Фашизм возник в 1922 году в Италии и целью поставил возрождение великого Древнего Рима. Король, аристократы, офицеры поддержали Муссолини, олицетворявшего твердую власть. Предпочтение они отдавали потомкам римлян, на международной арене стали союзниками нацистской Германии, в итоге же сами убрали Муссолини и фашизм потерпел поражение.
  В Германии нацисты пришли к власти в 1933 году. Вместо рабочего класса на первый план нацисты выдвинули нацию - арийцев, вместо классой ненависти - расовую ненависть. Если в коммунистических ситемах агрессивность была направлена вовнутрь, то при национал-социализме - вовне, против других народов. Целью ставилось достижение мирового господства арийской расы и предпочтение отдавалось истинным арийцам. Отличие национал-социализма от коммунизма в экономичексой области выражалось в том, что первый был тоталитаризмом богатых (Гитлер являлся ставленником кроупных монополий), а второй - тоталитаризмом бедных (Сталин не зависел ни от кого).
  В чем же сила и слабость тоталитаризма? Сила его в феноменальной живучести, особенно в его коммунистической форме. Он способен за короткие сроки провести модернизацию и индустриализацию страны.[94] Он тесно связан с гумманизмом, социалистической идеологией и зовет человечество к светлому будущему. Многие испытывают страх перед конкуренцией, а коммунизм дает возможность всем существовать в уравнительной нищите за мизерную , но стабильную зараплату.
  Слабость тоталитаризма в том, что он исторически обречен, что это общество- самоед, не способное к созиданию и хозяйствованию. Оно существует лишь за счет хищнической эксплуатации собтсвенных ресурсов, за счет продажи их за границу ( фактически служит сырьевым придатком развитых стран). Это общетсво ограниченного потребления и человек не имеет стимула для развития производства, для проявления инициативы и новаторства. Оно является закрытоым, оно зашорено идеологическими догмами. Судьба стран, которые жили при тоталитаризме ( СССР, Китай, Куба, Монголия, страны Восточной Европы) весьма поучительна. Все они вынуждены были изменить климат внутри государств и начать процессы демократизации, переход к свободным рыночным отношениям, выйти на международную арену для сотрудночества с другими странами.
 
  Авторитаризм - переходная ступень к демократии.
 
  Следующий тип политического режима - авторитаризм ( переходная ступень к демократии).Главной отличительной чертой авторитаризма как раз и является промежуточное его положение между тоталитаризмом и демократией. Авторитаризм - это неограниченная власть одного человека, часто диктатора, или группы лиц, военной хунты или олигархических кругов, которые контролируют политику, идеологию, не допускают реальную оппозицию, но сохраняют автономию личности и общества во внеполитических сферах. [ 95 ]
  Какие наиболее типичные черты можно выделить при авторитарном обществе?
 1. Автократизм - то есть существует один или небольшая группа людей- носителей власти (монарх, тиран, диктатор, хунта, олигархия).
 2. Неограниченность власти и неподконтрольность ее гражданам.
 3. Опора на силу, реальную или потенциальную, часто на военную.
 4. Монополизация власти и политики, недопущение оппозиции и кокуренции, хотя может быть ограниченное число партий и профосоюзов при условии их подконтрольности властям.
 5. Часто авторитаризм не вмешивается в экономику, сохраняет свободу рынка и предпринимательства и это дает так называемое "экономическое чудо" ( Чили во времена Пинночета, Тайвань, Ю.Корея).
 6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху.
 7. Режим называется авторитарным, так как зиждется на авторитете политического лидера.
 Реформаторские возможности аторитаризма весьма велики. Как мыпомним, попытки в период краха тоталитаризма в России и Восточной Европе "кавалерийской атакой", без соответсвующих условий ввести демократию, потерпели крах. Во многих странах бывшего социализма налицо соседство процессов демократизации с автотритарными тенденциями. Ряд таких авторитарных стан как Ю.Корея, Китай, Чили, Вьетнам показали экономическую и социальную эффективность. Сильная власть в купе со свободной экономикой, личной безопасностью и ограниченным плюрализмом приводила к росту благосостояния граждан, к улучшению экономического положения.
  В чем слабость авторитаризма? В зависимости политики от главы государства, что часто влечет за собой политические авантюры и большинство населения страны не в состоянии повлиять на ход событий.
  Сила же авторитаризма в том, что он обеспечивает политическую стабильность общества, наводит порядок в кризисных ситуациях и способствует проведению радикальных реформ.
  В чем отличие автотитарных и тоталитарных систем?
 1. При авторитарном режиме главную роль играет нереволюционное мировоззрение, а а интересы сохранения власти, поскольку это режим боится всяческихъ изменений. Военные хунты Латинской Америки обычно приходили к власти под лозунгами сохранения существующего порядка.
 2. Если при тоталитаризма госпосдтвует политизация личности и человек подчинен коллективу, то автотритаризщм деполитизирует массы, предпочитает их слабую информированность в вопросах политики.
 3. При автотритаризме формально существуют партии, парламент, разделение властей, гражданское общество не полнстью поглощено государством и даже допускается взможность "дозированного инакомыслия", есть группы давления, которые влияют на политику правительства.
 4. Автотритаризм сохраняет традиционные сословные, классовые, племенные перегородки, которые чужды тоталитаризму. Тоталитаризм разрушает прежнюю социальную иерархию и порождает огромный слой людей,готовых следовать за новыми вождями. Военные хунты Бразилии, Перу давали своим выпускникам военных академий и экономические знания, и, захватывая власть они становились контролерами, непосредственное управление экономикой поручая гражданским лицам.
 5. Приниципиальное отличие этих двух режимов - в самой структуре партийных систем. В тоталитарной системе - правит одна партия во главе с вождем, в авторитарной - само государство выступает в качестве главной политической ценности. Оно осуществляет не репрессивную, а управленческую задачу
 6. Наконец, какую роль при этих режимах играют репрессии? Авторитарный режим имеет тайную полицию, но массовые репрессии, как при тоталитаризме, очень редки. Там царит избирательный террор.
 Рассмотрим некоторые модели современного авторитаризма. Дело в том, что более половины населения земоного шара живет в условиях авторитаризма. Авторитарными методами управлялись Португалия ( 1922 -1974г.г.), Испания ( 1939 -1976 г.г.), Греция ( 1967 -1974г.г.). Ныне авторитаризм существует в основном в развивающихся странах, причем, большинство из них пережили много революций и переворотов. На смену одному авторитарному режиму приходил другой - в Иране в 1979 году утвердилась диктатура Хомейни, в Никарагуа в том же году была свергнута диктатура Сомосы и восторжествовал сандинистский режим.
  В 50 - 60 годы ХХ века авторитарные режимы нашли своих союзников на Западе ( теория "диктатуры развития"), которые полагали, что в этих странах автоматически можно создать условия для будущей демократии. Но действительность оказалась иной. Дело в том, что на Востоке издана большую роль играла религия, коллективные связи в противовес западному индивидуализму, поэтому политические противники стали делиться по клановому признаку( Афганистан, Алжир. ЮАР). Если на Западе частная собственность священна и государство не может вмешиваться в эти вопросы, то на Востоке власть воспринимается как право собственности. Независимость суда на Востоке тоже весьма условна, так как он связан с чиновничеством. Власть стоит выше закона, законы не соблюдают, руководствуясь моральными нормами.Более того, во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки ( Сальвадор, Гватемала, Ангола, Индонезия ) армия является главной реальной государственной властью.[96]
  Но военные диктатуры быстро бюрократизировались, там господствовала коррупция, расходы на армию увеличивались за счет средств, отведенных на реформы.В армиях существовало несколько разных группировок , что приводило к кровавым конфликтам ( Чад, Уганда).Режимы, где часто случались перевороты получили название преторианских по аналогии с Древним Римом ( преторианцы - императорская гвардия, личная охрана древнеримских полководцев). Авторитаризм оказался столь живучим, что попытки установить в данных странах демократию оказывались неудачными.
  Во второй половине ХХ века принято было различать авторитаризм правого и левого толка ( социалистической ориентации - Алжир, Ангола, Бенин, Бирма, Мозамбик. Мадагаскар). Арабский социализм упор делал на духовное совершенствование человека, на идеалах исламской справедливости, а коммунистов считал своими противниками. Африканский социализм проповедовал идеи "Большой семьи", где нет классовых конфликтов. Многие пользовались марксистской фразеологией, чтобы получить помощь от СССР.
  Часть авторитаризм пользуется национальной идеей,чтобы привлечь на свою сторону сторонников из простых людей. Когда власть бессильна, апатична, законы и заседания парламента не продвигают дело вперед, сорздаются предпосылки для установления военной диктатуры ( Ю.Пилсудский в Польше в 1926 -1934 годах, турецкий лидер М.Атарюрк в 1923 -1938 годах). Создается культ лидера, его обожествление.[97]
  Каковы основные разновидности авторитарных режимов?
  Традиционные абсолютные монархии (Саудовская Аравия, Марокко, Непал ), олигархический авторитаризм (Гватемала, Камерун, Тунис, Филиппины, при Ф.Маркосе - 1972 -1985 г.г.), где власть у нескольких могучих кланов, страны "социалистической ориентации" ( в настоящее время сошли на нет).
  Военные режимы в свою очередь бывают трех видов:
 1. Обладающие диктаторской, террористической природой и персональным характером власти ( режим И.Амина в Уганде).
 2. Хунты, которые отличаются временностью и стремлением модернизировать экономику.
 3. Однопартийные системы с широким базисом и долговременным характером ( Иравк, Индонезия).
  Каковы перспективы авторитаризма? Это промежуточный политический режим между тоталитаризмом и демократией. Если тоталитарный режим пал, сразу же вступить в демократический невозможно, необходима переходная ступень - авторитаризм.Он не исключает народного представительства, но глава государства правит единолично, лишь выслушивая советы ( так было в дореволюционной России).
 
 
 Лекция 13. Демократия как тип политического режима.
 
 
  Что такое демократия? Ответить на это вопрос довольно сложно. При опросе общественного мнения газетой "Аргументы и факты" в 1988 году [98] наши сограждане отвечали на этот вопрос так: "говорить то, что думаешь" -31%, "свобода выбора" - 13,2%, "равенство людей независимо от постов" - 8,7%, "справедливые отношения между людьми" - 7%, "когда наверху слушают, что говорят внизу" - 6,1%, "власть народа" -5%. "Московские новости" по опросу общественного мнения в 1992 году [99] приводят следующие ответы на этот вопрос: " когда люди объединяются и помогают друг другу", "возможность делать то, что тебе нравится" и т. п. Такое же разночтение и различное толкование данного понятия царит и в политологической науке - четыре значения демократии дает в "Основах политологии" В.П.Пугачев [100] - правление народа, форма устройства любой организации, идеал общественного устройства, политическое движение за народовластие, шесть определений демократии - Юзеф Бохеньский в книге " Сто суеверий". [101] Исследуя только такое определение демократии как "правление народа" Дэвид Хелд в монографии " Models of Democracy" [102] предложил целых девять базовых моделей, некоторые из них образуют качественно различные версии.
  Что же представляет из себя демократия на самом деле? Американский политолог Р.Даль ввел даже специальный термин - "полиархия", то есть правление меньшинства, избираемого народом на конкурентных выборах. Демократия в отличии от полиархии - равноправное участие всех граждан ув управлении, а это - недостижимый идеал. Этого никогда не было в истории. Реальная демократия никогда не являллась властью народа. Она была связана с государством, а, значит, с принуждением. Это была власть большинства над меньшинством или власть хорошо организованного привилегированного меньшинства, подконтрольного народу. Сила демократии была в ее привлекательности, в ее ценностях. Слабость - в отрыве от действительности, идеализации.
  Конституирующие черты демократии:
 1. Официальный источник власти - народ, ему принадлежит конституционная власть, он избирает своих представителей, может действовать путем референдумов и плебисцитов.
 2. Периодическая выборность основных органов государства, то есть все руководители действуют в рамках строго ограниченного срока своих полномочий. В древности существовала даже выборная монархия - эсимнетия. А одной из серьезных причин отставки Н.С. Хрущева в 1964 году с поста Генерального секретаря ЦК КПСС явилось то, что он настаивал на смещении партийной элиты через каждаые 4 года.
 3. Равенство прав граждан в управлении государством (свобода партий, мнений, информации, участие в конкурентной борьбе).
 4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству.
 Демократия - от греческого "demos" - "народ" и "cratos" - "власть" - одна из основных форм правления, политической и социальной организации общестива, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с републиканской формой государства. Впервые этот термин встречается у древнегреческого историка Герадота. Демократия, демократизация и демократичность не одно и тоже. Демократизм -это характеристика режима, спосбов правления, применяемых методов, образ политических отношений и поведения власти. Поэтому демократическим может быть не только републиканское, но и монархическое государство с "мягким" либерлаьным режимом.
  Демократия известна в истории едва ли не раньше, чем другие формы правления. На древнейшем этапе развития человечества прообразом власти народа стала власть рода, прямая первобытная, общинная и военная, племенная демократия.
 Существуют три эпохи эволюции демократии [103]:
 1. Античная эпоха. Именно в Древней Греции, в Аттике возникла афинская демократия. И время ее наивысшего расцвета - правление Перикла. В Х -У111 веках до нашей эры в Греции существавала царская власть, потом она уступила место аристократии, знатным, благородным родам, и с У11 пол У1 века до нашей эры шла война аристократии с демосом (мелкими и средними ремесленниками, земледельцами,торговцами), которая через тиранию (когда человек захвытывал власть не по праву рождения) пришла к демократии. Большую роль в ее установлении сыграли реформы Солона, в частности, уничтожение долгового рабства. В У веке до нашей эры в Афинах правило народное собрание - эклессия, оно решало все вопросы и участником собрания становился каждый афинянин 20 лет, имеющий собственность ( рабы, метеки - чужестранцы,женщины не допускались). Наряду с этим действовал совет пятисот ( орган исполнительного управления текущими делами) и народный суд (гелиэя) Суд был открытый и олицетворял собой закон. 6 тысяч судей выбиралось ежегодно, из них 5 тысяч образовывали 10 секций по 500 человек в каждой. Вопрсо о том, где будет решаться дело определяли жребием в день суда, что устраняло любой подкуп.Существовал особый институт - графе параномон (обжалования законности), дополнительной сдержкой для правильного балансирования системы являся и остракизм (изгнание из Афин). На остраке, специальной табличке писали имя человека, заслуживающего изгание. Для грека это было самым страшным наказанием.
  Какова была природа античной демократии? В основе существования античной общины лежала коллективная собственность на землю, при этом каждый мог индивидуально пользоваться ею, но, если не обрабытывал участок, община могла его забрать. Полноправный гражданин заседал в народном собрании и суде, он служил государству и соблюдал закон, будучи собственником и воином. В полисе не было разделения на общество и государство, права граждан и государства были едины. Античный мир не знал естественных прав, он признавал права гражданина, причем, из 350 тысяч жителей Афин полноправными в У веке до нашей эры считались 50 тысяч. Таким оброазом, античная демократия была демократией меньшинства.
  Античная демократия могла быть только прямой, делегировать представителей - озничало лишиться своей привилегии участвовать в народном собрании, таило опасность устранения из политической жизни.Число полноправных граждан было ограничено и не должно было расширяться, греки начинают процесс освоения колоний, где внедряют демократию по афинскому образцу.
  Однако с 1У века до нашей эры началось усиление имущественного расслоения граждан. Еще при Перикле за государственую службу ввели денежное вознаграждение, денежную плату за посещение народного собрания. Простой народ стал деспотом - писались доносы на состоятельных граждан, конфисковывалось их имущество, упало уважение к законом, началась моральная деградация общества
  В 322 году до нашей эры афинская демократия пала, город попал в зависимость от Македонии.
  В античной теории демократия - это правление народа, горожан, жителей города-полиса. Она отличается от монархии - власти одного и аристократии - власти немногих.Сократ критиковал афинскую демократию за некомпетентность власти, за то, что политических и государственных деятелей избирали с помощью бобов ("за" - белый боб, "против" - черный). Платон выделяет пять форм правления: аристорктаию ( правление лучших), тимократию ( правление худших), олигархию (правление группы сильных и имущих), тиранию и демиократию, которую он считал результаом мятежа бедняков. В "Законах" Платон свел типологию к двум понятиям - демократии и монархии, которые приняты и по сей день.
  Аристотель предложил различать формы государственного устройства по двум признакам: по тому, в чьих руках находится власть и по тому, как эта власть используется. "Правильные" формы государства по Аристотелю - монархия, аристократия и полития, "неправильные" - тирания, олигархия, демократия, под которой он подразумевал охлократию ( власть толпы). В дальнейшем демократию отнесли к политии, правильной форме.

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу